Доклад: Сетевые информационные технологии. Информационные технологии в сети Internet

Сегодня сети и сетевые технологии соединяют людей в любых уголках мира и обеспечивают им доступ к самой большой роскоши на свете - человеческому общению. Люди без помех общаются и играют с друзьями, находящимися в других частях света.

Происходящие события становятся известны во всех странах мира за считанные секунды. Каждый в состоянии подключиться к Интернету и выложить свою порцию информации.

Сетевые информационные технологии: корни их возникновения

Во второй половине прошлого века человеческой цивилизацией были сформированы две ее важнейшие научно-технические отрасли - компьютерные и Около четверти века обе эти отрасли развивались самостоятельно, и в их рамках были созданы соответственно компьютерные и телекоммуникационные сети. Однако в последней четверти ХХ столетия в результате эволюции и взаимопроникновения этих двух отраслей человеческого знания и возникло то, что мы называем термином «сетевая технология», являющимся подразделом более общего понятия «информационная технология».

В результате их появления в мире произошла новая технологическая революция. Подобно тому как за несколько десятилетий до нее поверхность суши покрылась сетью скоростных автомагистралей, в конце прошлого века все страны, города и села, предприятия и организации, а также индивидуальные жилища оказались связанными "информационными магистралями". При этом все они стали элементами различных сетей передачи данных между компьютерами, в которых были реализованы те или иные технологии передачи информации.

Технология сети: понятие и содержание

Сетевая технология представляет собой достаточный для построения некоторой целостный комплекс правил представления и передачи информации, реализуемых в виде так называемых «стандартных протоколов», а также аппаратных и программных средств, включающих сетевые адаптеры с драйверами, кабели и ВОЛС, различные коннекторы (разъемы).

"Достаточность" этого комплекса средств означает его минимализацию при сохранении возможности построения работоспособной сети. Она должна иметь потенциал совершенствования, например, за счет создания в ней подсетей, требующих применения протоколов различного уровня, а также спецкоммуникаторов, именуемых обычно «маршрутизаторами». После усовершенствования сеть становится надежнее и быстрее, но ценой появления надстроек над основной сетевой технологией, составляющей ее базис.

Термин "сетевая технология" наиболее часто применяется в вышеописанном узком смысле, однако зачастую он расширенно трактуется как любой набор средств и правил построения сетей определенного типа, например "технология локальных компьютерных сетей".

Прообраз сетевой технологии

Первым прообразом компьютерной сети, но еще не самой сетью, стали в 60-80-х гг. прошлого века многотерминальные системы. Представляя собой совокупность монитора и клавиатуры, располагающихся на больших расстояниях от больших ЭВМ и соединяющихся с ними посредством телефонных модемов или по выделенным каналам, терминалы выходили из помещений ИВЦ и рассредоточивались по всему зданию.

При этом, кроме оператора самой ЭВМ на ИВЦ, все пользователи терминалов получали возможность вводить с клавиатуры свои задания и наблюдать за их выполнением на мониторе, осуществляя и некоторые операции управления заданиями. Такие системы, реализующие как алгоритмы разделения времени, так и пакетной обработки, назывались системами удаленного ввода заданий.

Глобальные сети

Вслед за многотерминальными системами в конце 60-х гг. ХХ в. был создан и первый тип сетей - глобальные компьютерные сети (ГКС). Они связали суперкомпьютеры, существовавшие в единичных экземплярах и хранившие уникальные данные и ПО, с большими ЭВМ, находившимися от них на расстояниях до многих тысяч километров, посредством телефонных сетей и модемов. Эта сетевая технология была ранее апробирована в многотерминальных системах.

Первой ГКС в 1969 г. стала ARPANET, работавшая в Минобороны США и объединявшая разнотипные компьютеры с различными ОС. Они оснащались допмодулями для реализации коммуникационных общих для всех входящих в сеть компьютеров. Именно на ней были разработаны основы сетевых технологий, применяемые и в настоящее время.

Первый пример конвергенции компьютерных и телекоммуникационных сетей

ГКС достались в наследство линии связи от более старых и более глобальных сетей — телефонных, т. к. прокладывать новые линии большой протяженности было очень дорого. Поэтому многие годы в них использовались аналоговые телефонные каналы для передачи в данный момент времени только одного разговора. Цифровые данные передавались по ним с очень низкой скоростью (десятки кбит/с), а возможности ограничивались передачей файлов данных и электронной почтой.

Однако унаследовав телефонные линии связи, ГКС не взяли их основную технологию, основанную на принципе коммутации каналов, когда каждой паре абонентов на все время сеанса связи выделялся канал с постоянной скоростью. В ГКС использовали новые компьютерные сетевые технологии, основанные на принципе пакетной коммутации, при котором данные в виде небольших порций-пакетов с постоянной скоростью выдаются в некоммутируемую сеть и принимаются их адресатами в сети по адресным кодам, встроенным в заголовки пакетов.

Предшественники локальных сетей

Появление в конце 70-х гг. ХХ в. БИС привело к созданию мини-ЭВМ с невысокой стоимостью и богатыми функциональными возможностями. Они стали реально конкурировать с большими ЭВМ.

Широкую популярность приобрели мини-ЭВМ семейства PDP-11. Их стали устанавливать во все, даже очень небольшие производственные подразделения для управления техпроцессами и отдельными технологическими установками, а также в отделы управлений предприятий для выполнения офисных задач.

Возникла концепция распределенных по всему предприятию компьютерных ресурсов, хотя все мини-ЭВМ все еще работали автономно.

Появление LAN-сетей

К середине 80-х гг. ХХ в. были внедрены технологии объединения мини-ЭВМ в сети, основанные на коммутации пакетов данных, как и в ГКС.

Они превратили построение сети одного предприятия, называемую локальной (LAN - сеть), в почти тривиальную задачу. Для ее создания нужно только купить сетевые адаптеры под выбранную LAN-технологию, например, Ethernet, стандартную кабельную систему, установить на ее кабели коннекторы (разъемы) и соединить адаптеры с мини-ЭВМ и между собой посредством этих кабелей. Далее на ЭВМ-сервер устанавливалась одна из ОС, предназначенная для организации LAN - сети. После этого она начинала работать, и последующее присоединение каждой новой мини-ЭВМ не вызывало никаких проблем.

Неизбежность появления Интернета

Если появление мини-ЭВМ позволило распределить компьютерные ресурсы равномерно по территориям предприятий, то появление в начале 90-х гг. ПК обусловило их постепенное появление сначала на каждом рабочем месте любого работника умственного труда, а затем и в индивидуальных человеческих жилищах.

Относительная дешевизна и высокая надежность работы ПК сначала дали мощный толчок развитию LAN-сетей, а затем привели и к возникновению глобальной компьютерной сети - Интернета, охватившей сегодня все страны мира.

Размер Интернета каждый месяц прирастает на 7-10%. Он представляет собой ядро, связующее различные локальные и глобальные сети предприятий и учреждений во всем мире друг с другом.

Если на первом этапе через Интернет в основном передавались файлы данных и сообщения электронной почты, то сегодня он обеспечивает в основном удаленный доступ к распределенным информресурсам и электронным архивам, к коммерческим и некоммерческим информслужбам многих стран. Его архивы свободного доступа содержат сведения практически по всем областям знания и деятельности человека - от новых направлений в науке до прогнозов погоды.

Основные сетевые технологии LAN-сетей

Среди них выделяют базовые технологии, на которых может строиться базис любой конкретной сети. В качестве примера можно привести такие известные LAN-технологии как Ethernet (1980), Token Ring (1985) и FDDI (конец 80-х гг.).

В конце 90-х гг. в лидеры технологии LAN-сетей вышла технология Ethernet, объединившая классический его вариант со до 10 мбит/с, а также Fast Ethernet (до100 Мбит/c) и Gigabit Ethernet (до 1000 Мбит/c). Все Ethernet-технологии имеют близкие принципы работы, упрощающие их обслуживание и объединение построенных на их основе LAN-сетей.

В тот же период в ядра практически всех компьютерных ОС их разработчиками стали встраиваться сетевые функции, реализующие вышеперечисленные сетевые информационные технологии. Появились даже специализированные коммуникационные ОС вроде IOS компании Cisco Systems.

Как развивались ГКС-технологии

Технологии ГКС на аналоговых телефонных каналах из-за большого уровня искажений в них отличались сложными алгоритмами контроля и восстановления данных. Примером их является технология X.25 разработки еще начала 70-х гг. ХХ в. Более современные сетевые технологии - это frame relay, ISDN, ATM.

ISDN - аббревиатура, означающая «цифровую сеть с интеграцией услуг», позволяет проведение удаленных видеоконференций. Удаленный доступ обеспечивается установкой в ПК адаптеров ISDN, работающих во много раз быстрее любых модемов. Имеется и специальное ПО, позволяющее популярным ОС и браузерам работать с ISDN. Но дороговизна оборудования и необходимость прокладывать специальные линии связи тормозит развитие этой технологии.

Технологии глобальных сетей прогрессировали вместе с телефонными сетями. После появления цифровой телефонии была разработана спецтехнология Plesiochronous Digital Hierarchy (PDH), поддерживающая скорости до 140 Мбит/с и используемая для создания предприятиями их собственных сетей.

Новая технология Synchronous Digital Hierarchy (SDH) в конце 80-х гг. ХХ в. расширила пропускную способность цифровых телефонных каналов до 10 Гбит/c, а технология Dense Wave Division Multiplexing (DWDM) — до сотен Гбит/c и даже до нескольких Тбит/c.

Технологии Интернета

Сетевые основаны на использовании языка гипертекста (или HTML-языка) - спецязыка разметки представляющего собой упорядоченный набор атрибутов (тегов), внедряемых предварительно разработчиками интернет-сайтов в каждую их страницу. Конечно, речь в данном случае не идет о текстовых или графических документах (фотографиях, картинках), которые уже «скачаны» пользователем из Интернета, находятся в памяти его ПК и просматриваются через текстовые или Речь идет о так называемых веб-страницах, просматриваемых через программы-браузеры.

Разработчики интернет-сайтов создают их на HTML-языке (сейчас создано множество средств и технологий этой работы, обобщенно называемой «версткой сайтов») в виде совокупности веб-страниц, а владельцы сайтов помещают в интернет-серверы на условиях аренды у владельцев серверов их памяти (так называемого «хостинга»). Они круглосуточно работают в Интернете, обслуживая запросы его пользователей на просмотр загруженных в них веб-страниц.

Браузеры пользовательских ПК, получив через сервер своего интернет-провайдера доступ к конкретному серверу, адрес которого содержится в имени запрашиваемого интернет-сайта, получают доступ к этому сайту. Далее, анализируя HTML-теги каждой просматриваемой страницы, браузеры формируют ее изображение на экране монитора в том виде, как это было задумано разработчиком сайта - со всеми заголовками, цветами шрифта и фона, различными вставками в виде фото, диаграмм, картинок и т. п.

Давно уже стад аксиомой тот факт, что в XX в. информация стала важнейшим фактором культуры. Данный тезис подтверждается хотя бы тем, что для обработки информации были созданы специальные информационные технологии, развитие которых значительно изменило жизнь людей. Под информационными технологиями подразумевается вся компьютерная техника, бытовая электроника, телевидение, радио и, конечно, Интернет. Вопросы информационного развития и информационной безопасности общества обсуждаются на государственном уровне. И хотя борьба политиков с так называемым информационным хаосом, например, с помощью цензуры в Интернете, выглядит сомнительно, как сомнительно и само понятие информационного хаоса, все же очевидно, что игнорировать влияние глобальных информационных сетей на бизнес, политику и повседневную жизнь невозможно.

В конце XX в. развитие информационных технологий привело к созданию глобальной информационной сети Интернет. В 1969 г. два удаленных друг от друга компьютера смогли обменяться сообщениями – это событие и стало началом глобальной интернет-коммуникации.

С технической точки зрения, Интернет – это объединение транснациональных компьютерных сетей, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающие информацию по всем доступным типам линий. Сеть Интернет децентрализована, поэтому отключение даже значительной части компьютеров не повлияет на ее работу. Каждый месяц глобальная сеть увеличивается как минимум на 10%, к ней подключаются все новые и новые компьютеры. В развитых странах Интернет не менее доступен, чем телефон или телевидение. Интернет влияет на способы общения людей, потеснив почту и даже телефон; но наиболее важная функция Интернета – предоставление людям универсального метода доступа к любой информации.

Материальная основа Интернета – серверы, кабели, модемы; но сам Интернет представляет собой пространство информации. Если поначалу Интернет обслуживал только учебные и исследовательские программы, то теперь он востребован в бизнесе, политике, рекламе, искусстве; кроме того, он стал глобальной сферой общения. В архивах свободного доступа глобальной сети можно найти информацию по всем видам человеческой деятельности, по всем более или менее важным событиям, причем, за минимальное время.

В связи с возникновением и развитием Интернета, в современном языке появились новые понятия: киберкультура, киберкоммерция, киберреклама, киберпреступность, киберпространство; в психологии возник новый раздел – киберпсихология, изучающий особенности киберобщения. Развитие интернет-технологий породило ряд новых проблем в области философии, психологии, социологии. Одна из них – проблема виртуального общения. Появившись как результат технической революции и развития познания и науки, Интернет стал самодостаточным, а его создатели – простыми пользователями, так же, как и другие "жители" всемирной сети. Конечно, у Интернета есть границы, но это границы возможностей человека, и они постепенно расширяются.

Интернет, как и многие другие технические достижения, таит в себе не только возможности, но и опасности. Отчаянные критики новой киберкультуры утверждают, что Интернет и наступление компьютерных технологий разрушают культуру, образ мышления и образ жизни человека, их победа будет катастрофой для человечества. Главный аргумент таков: компьютерные технологии нарушают чувство реальности, позволяющее человеку отличать действительность от воображения, реальность от иллюзии. Такие изменения сознания особенно заметны у любителей компьютерных игр: ученые заявляют о том, что каждый десятый киберигрок становится зависимым от игровой программы. Помимо изменений в психике, это влечет и очевидные проблемы со здоровьем, ведь игрок проводит за компьютером большую часть времени, почти неподвижно, сосредоточившись на мониторе.

Сторонники же распространения компьютерных технологий утверждают, что компьютерные игры – те же сказки, которые рассказывали детям во все времена. Подростки, увлеченные компьютерными играми, отличаются даже большей потребностью в общении и друзьях; они читают не меньше, чем их не столь погруженные в виртуальный мир сверстники, а поведение любителей компьютерных игр отнюдь не отличается повышенной тревожностью или агрессией. Что же касается упреков в уходе от реальности – следует учитывать, что еще несколько десятилетий назад свидетельством такового считалось излишнее увлечение чтением; тогда как сегодня утверждают, что дети и подростки мало читают. Проблема заключается не в компьютере или книгах, а в самих людях: для человека, обделенного вниманием, испытывающего проблемы с общением, ощущающего себя заброшенным и ненужным, компьютер – лишь средство ухода от реальности, но не причина; таким же средством могут быть телевизор, алкоголь или наркотики. То есть, причина не в том, что киберкультура пленяет людей, а в психологическом неблагополучии того или иного человека. Компьютерные игры привлекают и детей, и взрослых, они удовлетворяют потребности в упорядочении мира, могуществе или контроле. Многие компьютерные забавы тренируют интеллект и память, оттачивают волю и обостряют внимание, учат планировать и анализировать. При одном условии: что они остаются средствами для достижения целей, а не самими целями. Но сама по себе проблема зависимости или отчужденности порождается вовсе не Интернетом, киберкультурой и компьютерными технологиями.

Современный человек живет в иной реальности, чем еще полстолетия назад, приспосабливается к ней, ищет новые возможности для творчества, испытывает страх – реальный или мнимый, который неизбежен при встрече с неизвестным. Безусловно, развитие компьютерных технологий порождает целый ряд проблем в обществе (свободы и контроля, влияния и безопасности), меняет сознание людей, и ставит вопрос о природе виртуальной реальности. Сам термин "информация" превращается в одно из ключевых понятий философии. Виртуализация культуры и сознания – один из актуальных вопросов современной философии, но острота и актуальность вовсе не повод для призывов вернуться в каменный век.

В первой главе мы рассматривали Интернет как объект понятия информации и информатики как часть соответствующего понятия и понятийного аппарата. В данном случае мы весьма кратко рассмотрим Интернет как техническое средство хранения и передачи различной информации, как разновидность информационных технологий. Данная технология, называемая World-Wide Web, или сокращенно WWW смогла вывести систему пользования информации на новую ступень, открыла кардинально иные возможности ее применения в разных об­ластях жизни - науке, образовании, бизнесе и т.д.

История становления Интернета пока еще невелика, но уже бо­гата научными событиями. Впервые об информационной эпохе как о реальной перспективе развития человечества заговорили в связи с соз­данием в 1888 г. У. Берроу первой счетной машины, способной в тече­ние короткого времени складывать большие числа". Через два года по­сле этого Г. Холлрит построил машину, получавшую задания на пер­форированных карточках. В середине XX в. X. Эйкен (Гарвардский университет) построил «автоматический вычислитель с последова­тельностью управления» (весом около 4,5 т) - «МАРК 1». Практиче­ски одновременно с этим ученые Пенсильванского университета Дж. Экерт и Дж. Мокли создали первый электронный компьютер ЭНИАК", а Дж. Фон Нейман предложил для управления подобными машинами систему двоичного исчисления. Кроме того, этот ученый разработал принцип введения и хранения в машине не только данных, но и команд управления ее действиями.

Однако рост производства вычислительной техники уже не обеспечивал сам по себе потребности общества. Локальные сети, системы управления базами данных и даже мультимедийные технологии использовались, в основном, как инструмент внутренней автоматиза­ции отдельных компаний и фирм, а сами компьютеры работали изоли­рованно друг от друга. Поэтому следующий этап создания вычисли­тельной техники связан с появлением глобальных компьютерных се­тей, многократно увеличивших информационные возможности отдель­ных компьютеров. Особую роль в этом сыграл факт мирового призна­ния международной компьютерной сети Интернет. Интернет предоста­вил возможность объединиться миллионам людей из десятков стран, уничтожил преграды для общения, обмена научной и культурной ин­формации и т.д.

История мировой сети началась в 60-х гг. прошлого века, когда перед Министерством обороны США была поставлена стратегическая задача: разработать систему управления страной в случае ядерного конфликта с Советским Союзом. Американские стратеги предполага­ли, что возможный ядерный удар будет нанесен по национальному коммуникационному центру США (центру связи военного руководства страны со стратегическими силами США). Решением данной задачи стал заниматься отдел департамента Министерства обороны, извест­ный под названием ARPA (Агентство исследовательских проектов особой трудности) . Результатом проведенных исследований стало создание децентрализованной сети, состоящей из отдельных независи­мых сегментов. Информационный обмен в рамках этой сети обеспечи­вался оригинальной конструкцией - разбиением информационных данных на малые порции, так называемые «пакеты», каждый из кото­рых достигал цели назначения различными путями, иначе говоря, снабжался соответствующим адресом. Если он в силу каких-либо при­чин не доходил до получателя или был искажен в процессе передачи, то передавался еще раз".


Первые документы, в которых давались технические характери­стики системы, увидели свет в 1964 г., а уже в 1969 г. первые четыре компьютера образовали маленькую, но действительно функциони­рующую сеть, ставшую известной как ARPANET. Данную сеть с пол­ным право можно считать прообразом Интернета. В 1971 г. она вклю­чала в себя уже 14 компьютеров, а в 1972 г. их число приблизилось к 37. 70-е гг. были посвящены разрастанию компьютерной сети и усо­вершенствованию механизма межсетевого обмена в рамках проекта ARPANET. В 1982 г. получили широкую огласку протоколы Transfer Control Protocol и Internet Protocol, терминологические аббревиатуры которых - «TCP» и «IP» - с тех пор вошли в профессиональный язык программистов и традиционно закрепились за всеми видами докумен­тов и стандартов, используемых в сети ARPANET и немного позднее в Интернете. Собственно глобальная информационная сеть, Интернет, стала результатом осуществления грандиозного компьютерного проек­та Национального Научного Фонда США (NSF).

В исследовательских целях в Америке был организован ряд вычис­лительных центров, оснащенных новейшими по тем временам компьюте­рами. Для того чтобы облегчить научным работникам, проводившим важ­ные исследования, доступ к ресурсам и вычислительным программам дан­ных центров, было решено объединить их в единую компьютерную сеть. Поскольку использовать в данных целях оборонную сеть ARPANET по известным причинам было запрещено, Фонд реализовал сходный проект, вылившийся в создание сети NSFNET. Основой научной информаци­онной сети послужили уже готовые механизмы обмена информацией, оп­робованные в ходе функционирования ARPANET.

Примерно в это же время возникают первые шесть доменов Ин­тернета, такие, как: gov, mil, edu, com, org и net. Расшифровываются данные сокращения следующим образом: «gov» - указывает на сеть правительственных организаций, «mil» - на военных; «edu» - обо­значает образовательные ресурсы университетов; под «org» скрывают­ся неправительственные и некоммерческие организации, а под «com» - сеть коммерческих структур. Доменом «net» наделяются уч­реждения, отвечающие за работу и развитие глобальной сети в целом.

В 1993 г., когда число подключенных серверов перевалило за миллион, сеть Интернет приобрела тот вид, который знаком нам сего­дня, тогда же была провозглашена задача всеобщей, глобальной ин­форматизации человечества. Именно в 1993 г. в рамках Интернета ста­ли все чаще использоваться новые тогда мультимедийные технологии. И частный коммерческий сектор, и государственные структуры быстро оценили плюсы и возможности глобальной системы коммуникаций и активно включились в ее развитие. Наращиванию информационного потенциала Сети значительно способствовали в то же время академи­ческие институты и образовательные центры.

Сеть Интернет изначально задумывалась и поддерживалась как доступная для всех, и это явилось одним из главнейших ее преиму­ществ. Практически необходимо оплачивать только услуги местных провайдеров, сам же обмен информацией, поиск и прочие полезные новшества в рамках Сети бесплатны. Это обеспечило массовый приток

к Интернету рядовых пользователей персональных компьютеров. Точ­ное число пользователей глобальной паутины установить невозможно, однако известно, что ежегодно их ряды пополняются несколькими де­сятками миллионов членов.

На российской почве Интернет взошел в начале 80-х гг., первым же в нашей стране получил доступ к мировой информационной сокро­вищнице Курчатовский институт. В последние годы в Интернет вклю­чают как саму Сеть, так и весь комплекс функционирующих в ней про­грамм и технологий, превращающих ее в новую экономическую и со­циальную среду. Популярность Интернет в России стремительно рас­тет: рост количества пользователей составляет порядка 10% в месяц, и это далеко не предел.

В настоящее время Интернет - это мир коммуникаций, научной и культурной информации, место для встреч, индустрия развлечений - одним словом, мир, для которого не существует понятия «расстояние». Интернет, или Всемирная информационная паутина, является распреде­ленной базой знаний, состоящей из разнообразных информационных мас­сивов, соединенных друг с другом трансграничной телекоммуникацион­ной связью. Пользоваться интернет - ресурсами достаточно просто, напри­мер, не нужно владеть навыками реализации сетевых протоколов для того, чтобы работать с интересующей их информацией.

Такому простому и удобному инструменту связи мы обязаны Тиму Бернерс-Ли, который предложил новый способ передачи документов и установления контакта. Суть его заключается в использовании системы гипертекстовых связей, соединяющей друг с другом произвольные точки графических или текстовых документов типа WWW, а также компоненты этих документов. Они предоставляются в формате HTML и могут также включать в себя графические и текстовые фрагменты, элементы оформле­ния, отдельные данные и иные подобные структуры. Бесперебойную ра­боту Интернета обеспечивают бесчисленные «провайдеры», или собст­венники «серверов» (так называются головные компьютеры, на которых собственно и хранятся информационные резервы).

Изначально проект WWW осуществлялся в CERN, европейском центре физики высоких энергий, но постепенно вышел за тесные рамки сообщества ученых-физиков. Первые программы, показывающие потенциал системы, были завершены в 1992 г. и рассчитывались для компьюте­ров серии NeXT. Совсем немного времени потребовалось технологии WWW для того, чтобы завоевать и освоить практически все доступные операционные платформы, включая даже «допотопную» MS-DOS.

Хотя рабочее место WEB-технологии - сеть Интернет, это не означает, что они не могут обойтись друг без друга, использоваться по отдельности. Напротив, вполне допустимо запустить проект WWW в качестве локальной информационной системы, поскольку имеющиеся в ней форматы данных и протоколы не являются родственными техно­логической основе сети (IP). Но так как любая информационная систе­ма, помимо технических возможностей, привлекательна, в первую оче­редь, своим содержанием и простотой управления (интерфейсом), именно сеть Интернет, с ее масштабом, открытостью и структурой, сделала технологию «паутины» глобальным достоянием.

Кроме простоты управления достоинствами системы WEB явля­ются легкость осуществления навигации в глобальном информационном пространстве и способность без проблем соединять и сочетать разные мультимедийные объекты в одном целом. Так, классический навигатор (browser) паутины «все в одном» востребован почти всеми популярными информационными службами в Интернете. Девиз Всемирной паутины - «просто и гениально» - как нельзя лучше подтверждается тем фактом, что от 60 до 75% пользователей тратят на изучение языка WWW - HTML и его разновидности в среднем не более 6 часов. Язык HTML, с чисто практической точки зрения, представляет собой разметку, сделан­ную обычными английскими словами внутри документа, и был создан для того, чтобы выделить в документах логическую структуру. Протокол HTTP до такой степени прост, что это иногда даже мешает организации информационного сервиса. Сущность его заключается в создании рамок общения между навигатором и WWW-сервером. Одна операция легко укладывается в схему «запрос-ответ». Простейший пример: навигатор запрашивает некий документ, и сервер его предоставляет. Также не явля­ется головоломкой технология http (HyperText Transfer Protocol), лежащая в основе гипертекстовых связей.

Каждый пользователь в обязательном порядке имеет свое до­менное имя, которое используется для названия и указания адреса сай­та в сети Интернет. Домен - это область иерархического пространства доменных имен сети Интернет, которая обозначается уникальным до­менным именем. Доменное имя - это адрес сетевого соединения, который идентифицирует владельца адреса. Доменное имя должно быть уникальным в рамках одного домена, не допускается существование двух одинаковых доменных имен в сети. Оно служит для адресации узлов сети Интернет и расположенных на них сетевых ресурсов (сай­тов, серверов электронной почты, сетевых сервисов) в удобной для че­ловека форме. Альтернативой может быть адресация узла по IP-адресу, что менее удобно и труднее запоминается.

Чем же является доменное имя в качестве информационного объекта? Прежде всего, как уже отмечалось выше, это адрес располо­жения информационного ресурса в Интернет. В связи с этим, как и в случае с почтовым адресом, необходимо соблюдение его уникально­сти, самобытности. Данное условие выполнимо при помощи регистра­ции доменного имени. При этом заложенный в него смысл (равно, как и отсутствие оного) для целей идентификации не имеет значения.

Если в материальном вещественном мире содержание адреса не обладает большим значением, то в виртуальном мире, как выяснилось, настоящий факт весьма значим, что доказывают события последних нескольких лет. В частности, широкую огласку получили споры, рас­сматривающие законность использования в роли доменного имени ка­ких-либо фирменных наименований или известных товарных марок.

Отличие в употреблении адресов в глобальной сети и в реаль­ном мире заключается в специфике функционирования и назначения среды Интернет, что в корне меняет весь смысл процесса распростра­нения информации. Конечной целью данного процесса является, без­условно, донесение ее содержания до адресата/потребителя. В вещест­венном мире это осуществляется путем физических действий опреде­ленного субъекта. Информация при этом может распространяться как по указанным адресам, так и в результате отправления сообщений не­установленному кругу лиц. Подобный метод донесения информации до потенциального потребителя называется активным.

Необходимо заметить, что представление о том, что в Интернете можно самостоятельно найти любые сведения, является иллюзией. Информационное пространство сети слишком обширно, чтобы рядовой ее пользователь мог ознакомиться со всеми имеющимися в наличии базами данных, даже с учетом местных вспомогательных поисковых сервисов. В связи с этим одним из насущных направлений деятельно­сти по усовершенствованию сети стало создание различных коммерче­ских поисковых информационных служб. Последние состоят из раз­ветвленных (по принципу иерархии) перечней информационных ре­сурсов и напоминают предметно-содержательные каталоги большин­ства библиотек. Обычно представленный электронный каталог упорядочивает перечни по секторам, также располагая специальной систе­мой обрабатывания запросов с использованием ключевых слов или словоформ. Пользователи могут выбирать принцип поиска по своем} усмотрению. Новичкам, скорее, удобнее использовать предметный ка­талог: спускаясь по нему, рано или поздно можно встретить нужные ссылки. Единственно, что необходимо принимать во внимание при данном типе поиска, - это то, что понятия о содержании той или иной тематической области и свойственных ей терминах, присущие разработчикам информационных служб и заинтересованным пользова­телям, не всегда совпадают. Пока человек привыкает работать с поис­ковыми службами сети, он неизбежно тратит уйму времени на лишние. процедуры просмотра, связанные с неточностью своего запроса. Тем не менее, та же проблема характерна и для начального этапа работы с традиционными каталогами, архивными списками. Производители се­тевых информационных каталогов постоянно пытаются так или иначе улучшить принципы и параметры поиска, но пока имеющиеся поиско­вые системы от совершенства весьма и весьма далеки.

Кроме всего прочего, различные механизмы упорядочивания, существующие в Интернете, свойственны национальным информаци­онным ресурсам. Иногда в их основе лежит административное разде­ление страны, а иногда принадлежность к той или иной сфере жизне­деятельности. Это касается, к примеру, образовательных ресурсов, правительственных, бизнес -информационных систем распределения информационных ресурсов и предоставление их пользователям.

Поиск необходимой информации по ключевым элементам явля­ется обязательной услугой любого информационного каталога сети. Для этого существуют специальные поля ввода ключевых слов, а при формировании запросов между ними используются слова-связки - «или», «и». Употребление союза «и» подразумевает, что все введенные слова должны присутствовать в требуемом документе, а «или» указы­вает на возможность альтернативы данных элементов. Поисковая стра­ница может выступать одновременно начальной страницей информа­ционного каталога (примером может служить система Yahoo) или быть к нему «привязанной», открываться сама по себе (как практикуется в системе Galaxy). Опытный пользователь поисковых служб, создавая электронный запрос, может не только ограничиваться введением ряда слов-сигналов, но и применить более сложную форму поиска - вплоть до указания частей документов, в которых следует искать. Результаты работы информационно-поисковых сервисов отображаются в виде пе­речня наименований документов, отвечающих указанным критериям. Конечный перечень, с одной стороны, принадлежит к «семейству Web», с другой - несущая его страница не фиксируется в ресурсах сети. Она мгновенно, на «месте», производится навигационной про­граммой, хотя в большинстве случаев, конечно, может быть затем сохраненной пользователем.

Среду Интернет часто именуют виртуальной, подразумевая фи­зическую неосязаемость информации - ключевого объекта данной среды. Нередко виртуальный определяют как возможный, который может или должен проявиться при конкретных условиях или услов­ный, кажущийся. Это определение не раскрывает в полном объеме сущности понятия «виртуальный» относительно сети Интернет. Так, кодированная при помощи цифр и хранимая в компьютере информация становится зрительно воспринимаемой и вполне реальной при выводе ее на монитор и, тем более, при печати. Таким образом, информа­ция - это не «кажущаяся», а действительная реальность, которая мо­жет быть подтверждена в вещественном виде.

И тем не менее отношения пользователей или субъектов Интер­нета как виртуальных отличаются от отношений пользователей в сис­теме, так, скажем, реальных физически, что приводит к некоторым особенностям, например, в области права и пр.

Многие исследователи данной проблемы единодушны в сле­дующем: дальнейший прогресс информационных и телекоммуникаци­онных технологий, связанных с Интернетом, зависит не столько от но­вых открытий, сколько от того, как быстро смогут люди приспособить к новым условиям старые правила, регулирующие деятельность разных секторов телекоммуникаций, телевидения и СМИ. Это весьма важный момент, поскольку стремительное развитие новых технологий ведет за собой кардинальные изменения в информационной сфере на качественно ином, глобальном, уровне. Другими словами, революционное влияние Интернет распространяется и на государственные структуры. на экономическую и социальную сферу; охватывает науку и культуру, институты гражданского общества и весь образ жизни людей. В Окинавской Хартии глобального информационного общества подчеркива­ется, что «информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики». Интернет -техно­логии становятся одним из определяющих факторов, которые обеспе­чивают стабильную работу мировых рынков информации и знаний, капитала и труда и т.д.

Гипертексты - это тексты со гиперссылками на другие гипертексты, размещенные в Интернет или локальной сети ЭВМ .

Для записи гипертекстов используется язык разметки гипертекстов HTML, который воспринимается всеми браузерами на всех персональных компьютерах.

Язык HTML является международным стандартом, поэтому все гипертексты, единым образом воспринимаются и единым образом отображаются на всех персональных компьютерах во всем мире.

Для подготовки гипертекстов обычно используются визуальные гипертекстовые редакторы, в которых сразу видно - как будет выглядеть гипертенст на ЭВМ и возможна вставка гиперссылок на сайты в Интернет.

Одним из лучших визуальных гипертекстовых редакторов является свободный офисный редактор Writer в свободном офисном пакете Open Office .

Интерактивные сайты и программы

Интерактивные сайты - это сайты, в которых используются интерактивные гипертекстовые подпрограммы, позволяющие вести диалог с пользователями ЭВМ, подключенных к сети ЭВМ.

Гипертекстовые подпрограммы включаются в гипертексты вместе с гипертекстовыми формами и подпрограммами, которые называются скриптами.

Для записи гипертекстовых подпрограмм (гипертекстовых скриптов) часто используется язык JavaScript, являющийся расширением языка разметки гипертекстов HTML

Язык JavaScript является расширением разметки гипертекстов HTML и по этим причинам интерпретатор языка JavaScript встроен во все браузеры и все гипертекстовые редакторы.

Язык JavaScript является международным стандартом. По этой причине интерактивные программы на языке JavaScript одинаковым образом выполняются на всех компьютерах в мире.

Более 60% программ в мире написано на языке гипертекстовых скриптов JavaScript.

Программы на JavaScript могут не только выполняться на любом компьютере, подключенном к сети Интернет, но и доступны для чтения в Интернет исходных текстов.

Программы на JavaScript - лучший пример Открытого ПО в Интернет - их можно читать, выполнять и модифицировать любой человек, знакомый с языком программирования на JavaScript.

Современные Интернет-технологии

Современные Интернет-технологии:

  1. веб-сервера
  2. гипертексты и сайты;
  3. электронная почта;
  4. форумы и блоги;
  5. чат и ICQ;
  6. теле- и видеоконференции;
  7. вики-энциклопедии;

Интернет-технологии в информатике

Интернет-технологии в информатике - различного рода практикумы по созданию сайтов, блогов, электронных библиотек и энциклопедий в сети Интернет.

Интернет-сайты - это наборы гипертекстов с гиперссылками, размещаемых на серверах и порталах в компьютерной сети Интернет.

Блоги в Интернет - это интернет-сайты, совмещенные с интерактивными форумами для общения и публикации сообщений и комментариев посетителей сайтов.

Создание сайтов в Интернет - одна из важнейших задач курсов информатики в вузах и школах студентами и школьниками.

Электронные библиотеки и энциклопедии - это новейшие технологии публикации научной и учебной литературы в сети Интернет.

Создание гипертекстовых программ на языке JavaScript - один из лучших примеров обучения программированию, поскольку эти программы можно публиковать и тестировать в Интернет.

Приведенные ниже программы на языке JavaScript были написаны и опубликованы в Интернет и до сих пор работоспособны и доступны для подражания и разработки новых Интернет-учебников.

Язык JavaScript является одним из лучших языков обучения программированию в Интернет.

Интерактивные Интернет-учебники

Интерактивные учебники - это интерактивные сайты и программы, которые могут вести диалог с пользователями персональных ЭВМ с помощью интерактивных сайтов и программ.

Примеры интерактивных Интернет-учебников:

Раздел 1. Введение в информатику :

Интерактивные вопросы:

    • ВАК, проф.,док.комп.наук 05:23, 26 июля 2009 (UTC)

Дистанционное обучение информатикеи ИКТ

Подготовка студентов, учителей и преподавателей к ЕГЭ по информатике может проводиться дистанционно с помощью Интернет и базовых учебных пособий по информатике и ИКТ.

Дистанционное обучение как и всякое другое заочное обучение проводится с использованием учебников и учебных пособий, а также сдачей зачетов и экзаменов и курсовых проектов и работ.

Дистанционно подготовка к ЕГЭ может проводиться не только по информатике и ИКТ, но и по другим школьным общеобразовательным предметам. Например - обществознанию.

Подготовка к ЕГЭ студентов,преподавателей и учителей информатики начинается с подтверждения ими знания учебников информатики и стандартов ЕГЭ.

Завершение подготовки к ЕГЭ - выполнение курсовых проектов и работ по информатике и ИКТ в компьютерной сети Интернет .

Примеры курсовых Интернет-проектов

Курсовые Интернет-проекты - это интерактивные информационные сайты с выполнением курсовых работ и заданий по решению задач по информатике, работе с офисными пакетами и созданию личных либо школьных сайтов.

Курсовые работы и курсовые проекты учителей информатики и студентов ИТО МПГУ:

1. Сущность и топология компьютерных сетей

2. Сетевые протоколы

3. Интернет и интранет

-1-

Сущность и топология компьютерных сетей

Компьютерная сеть представляет собой совокупность компьютеров, объединенных средствами передачи данных.

Все известные компьютерные сети по организационному признаку и предоставляемому пользователю множеству возможностей для использования информационных ресурсов можно классифицировать следующим образом:

ƒ локальные вычислительные сети;

ƒ сеть Internet (Интернет);

ƒ корпоративные сети Intranet (Интранет);

ƒ сети электронных досок объявлений (сети BBS);

ƒ компьютерные сети на основе FTN-технологий.

Компьютерные сети основаны на клиент-серверной системе.

Сервер – компьютер, предоставляющий свои ресурсы (файлы, программы, внешние устройства) в общее использование.

Файловый сервер

Сервер печати

Почтовый сервер

Клиент – компьютер, пользующийся услугами сервера.

В зависимости от удаленности компьютеров сети условно разделяют на:

1. глобальные,

2. региональные

3. локальные.

Произвольная глобальная сеть (GAN-Global Area Network) объединяет абонентов, расположенных в различных странах, на различных континентах. Сеть может включать другие глобальные сети, локальные сети, а также отдельно подключаемые к ней компьютеры (удаленные компьютеры) или отдельно подключаемые устройства ввода-вывода. Взаимодействие между абонентами в глобальной сети осуществляется на базе телефонных линий связи, радиосвязи и систем спутниковой связи.

Региональная вычислительная сеть (MAN-Metropolitan Area Network) связывает абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Она может включать абонентов внутри большого города, экономического региона, отдельной страны. Обычно расстояние между абонентами составляет десятки, сотни километров.

Локальные вычислительные сети (ЛВС), Local Area Network (LAN), объединяют абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. В настоящее время не существует четких ограничений на территориальный разброс абонентов ЛВС. Компьютеры в ЛВС могут быть расположены на расстоянии до нескольких километров и обычно соединены при помощи скоростных линий связи со скоростью обмена от 1 до 10 и более Мбит/с.

Топология вычислительной сети во многом определяется структурой сети связи, т.е. способом соединения абонентов друг с другом и ЭВМ. По топологическим признакам ЛВС делятся на сети следующих типов: с общей шиной, кольцевые, иерархические, радиальные и многосвязные

Рис.2 Топология компьютерных сетей

Топология вычислительной сети в ЛВС с общей шиной (Рис. 2, а) характеризуется тем, что одна из машин служит в качестве системного обслуживающего устройства, обеспечивающего централизованный доступ к общим файлам и базам данных, печатающим устройствам и другим вычислительным ресурсам. Сети данного типа приобрели большую популярность благодаря низкой стоимости, высокой гибкости и скорости передачи данных, легкости расширения сети (подключение новых абонентов к сети не сказывается на ее основных характеристиках). К недостаткам шинной топологии следует отнести необходимость использования довольно сложных протоколов и уязвимость в отношении физических повреждений кабеля.

Кольцевая топология (Рис. 2, б) в сети отличается тем, что информация по кольцу может передаваться только в одном направлении и все подключенные ПЭВМ могут участвовать в ее приеме и передаче. При этом абонент-получатель должен пометить полученную информацию специальным маркером, иначе могут появиться «заблудившиеся» данные, мешающие нормальной работе сети.

Как последовательная конфигурация кольцо особенно уязвимо в отношении отказов: выход из строя какого-либо сегмента кабеля приводит к прекращению обслуживания всех пользователей. Разработчики ЛВС приложили немало усилий, чтобы справиться с этой проблемой. Защита от повреждений или отказов обеспечивается либо замыканием кольца на обратный (дублирующий) путь, либо переключением на запасное кольцо. И в том, и в другом случае сохраняется общая кольцевая топология.

Иерархическая ЛВС (конфигурация типа «дерево») представляет собой более развитой вариант структуры ЛВС, построенной на основе общей шины (Рис. 2, в). Дерево образуется путем соединения нескольких шин с корневой системой, где размещаются самые важные компоненты ЛВС. Оно обладает необходимой гибкостью для того, чтобы охватить средствами ЛВС несколько этажей в здании или несколько зданий на одной территории, и реализуется, как правило, в сложных системах, насчитывающих десятки и даже сотни абонентов.

Радиальную (звездообразную) конфигурацию (Рис. 2, г) можно ассматривать как дальнейшее развитие структуры «дерево с корнем» с ответвлением к каждому подключенному устройству. В центре сети обычно размещается коммутирующее устройство, обеспечивающее жизнеспособность системы. ЛВС подобной конфигурации находят наиболее частое применение в автоматизированных учрежденческих системах управления, использующих центральную базу данных. Звездообразные ЛВС, как правило, менее надежны, чем сети с общей шиной или иерархические, но эта проблема решается дублированием аппаратуры центрального узла. К недостаткам можно также отнести значительное потребление кабеля (иногда в несколько раз превышающее расход в аналогичных по возможностям ЛВС с общей шиной или иерархических).

Наиболее сложной и дорогой является многосвязная топология (Рис. 2, д), в которой каждый узел связан со всеми другими узлами сети. Эта топология в ЛВС применяется очень редко, в основном там, где требуются исключительно высокие надежность сети и скорость передачи данных.

-2-

Сетевые протоколы

Протоколы - это набор правил и процедур, регулирующих порядок осуществления некоторой связи. Протоколы реализуются во всех областях деятельности человека, например, дипломатических.

В сетевой среде - это правила и технические процедуры, позволяющие нескольким компьютерам общаться друг с другом.

Различают три определяющих свойства протоколов:

1. Каждый протокол предназначен для различных задач и имеет свои преимущества и недостатки.

2. Протоколы работают на разных уровнях модели OSI. Функции протокола определяются уровнем, на котором он работает.

3. Несколько протоколов могут работать совместно. В этом случае они образуют так называемый стек, или набор протоколов. Как сетевые функции распределяются по всем уровням модели OSI, так и протоколы совместно работают на различных уровнях стека.

Например, Прикладной уровень протокола TCP/IP соответствует уровню Представления модели OSI. В совокупности протоколы определяют полный набор функций и возможностей стека.

Передача данных по сети должна быть разбита на ряд последовательных шагов, каждому из которых соответствует свой протокол.

TCP/IP - стандартный промышленный набор протоколов, обеспечивающий связь в неоднородной среде, т.е. между компьютерами разных типов. Совместимость - одно из основных преимуществ TCP/IP, поэтому его поддерживают большинство ЛВС. Кроме того, TCP/IP предоставляет маршрутизируемый протокол для корпоративных сетей и доступ в Интернет. Из-за своей популярности TCP/IP стал стандартом де-факто для межсетевого взаимодействия. У TCP/ IP есть два главных недостатка: большой размер и недостаточная скорость работы. Но для современных ОС это не является проблемой (проблема только у DOS-клиентов), а скорость работы сравнима со скоростью работы протокола IPX.

Стек TCP/IP включает и другие протоколы:

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) - для обмена E-mail;

FTP (File Transfer Protocol) - для обмена файлами;

SNMP (Simple Network Management Protocol) - для управления сетью.

TCP/IP разрабатывался специалистами МО США как маршрутизируемый, надежный и функциональный протокол. Он также представляет собой набор протоколов для ГВС. Его назначение - обеспечивать взаимодействие между узлами даже в случае ядерной войны.

Сейчас ответственность за разработку TCP/IP возложена на сообщество Интернет в целом. Установка и настройка TCP/IP требует знаний и опыта со стороны пользователя, однако применение TCP/IP предоставляет ряд существенных преимуществ.

Протокол TCP/IP в точности не соответствует модели OSI. Вместо семи уровней в нем используется только четыре:

1. Уровень сетевого интерфейса.

2. Межсетевой уровень.

3. Транспортный уровень.

4. Прикладной уровень.

В техническом понимании TCP/IP - это не один сетевой протокол, а два протокола, лежащих на разных уровнях (это так называемый стек протоколов). Протокол TCP - протокол транспортного уровня. Он управляет тем, как происходит передача информации. Протокол IP - адресный. Он принадлежит сетевому уровню и определяет, куда происходит передача.

Протокол TCP. Согласно протоколу TCP, отправляемые данные «нарезаются» на небольшие пакеты, после чего каждый пакет маркируется таким образом, чтобы в нем были данные, необходимые для правильной сборки документа на компьютере получателя.

Для понимания сути протокола TCP можно представить игру в шахматы по переписке, когда двое участников разыгрывают одновременно десяток партий. Каждый ход записывается на отдельной открытке с указанием номера партии и номера хода. В этом случае между двумя партнерами через один и тот же почтовый канал работает как бы десяток соединений (по одному на партию). Два компьютера, связанные между собой одним физическим соединением, могут точно так же поддерживать одновременно несколько TСР-соединений. Так, например, два промежуточных сетевых сервера могут одновременно по одной линии связи передавать друг другу в обе стороны множество TCP-пакетов от многочисленных клиентов.

Когда мы работаем в Интернете, то по одной-единственной телефонной линии можем одновременно принимать документы из Америки, Австралии и Европы.

Пакеты каждого из документов поступают порознь, с разделением во времени, и по мере поступления собираются в разные документы.

Протокол IP. Теперь рассмотрим адресный протокол - IP (Internet Protocol), Его суть состоит в том, что у каждого участника Всемирной сети должен быть свой уникальный адрес (IP-адрес). Без этого нельзя говорить о точной доставке TСР-пакетов на нужное рабочее место. Этот адрес выражается очень просто - четырьмя байтами, например: 195.38.46.11.

-3-

Интернет и интранет

Internet (Интернет) - всемирная информационная компьютерная сеть. Самая большая в мире совокупность разнотипных компьютерных сетей. Объединяет миллионы компьютеров, баз данных, файлов и людей.

Каждому компьютеру, подключенному к Интернету, присваивается идентификационный номер, который называется IP-адресом.

При сеансовом подключении к Интернету IP-адрес выделяется компьютеру только на время этого сеанса. Присвоение адреса компьютеру на время сеанса связи называется динамическим распределением IP-адресов. Оно удобно для провайдера, поскольку один и тот же IP-адрес в разные периоды времени может быть выделен разным пользователям. Таким образом, Интернет-провайдер должен иметь по одному IP-адресу на каждый обслуживаемый им модем, а не на каждого клиента.

IP-адрес имеет формат ххх.ххх.ххх.ххх, где ххх - числа от 0 до255. Рассмотрим типичный IP-адрес: 193.27.61.137. Для облегчения запоминания IP-адрес обычно выражают рядом чисел в десятичной системе счисления, разделенных точками. Но компьютеры хранят его в бинарной форме.

На ранней стадии своего развития Интернет состоял из небольшого количества компьютеров, объединенных модемами и телефонными линиями. Тогда пользователи могли установить соединение с компьютером, набрав цифровой адрес, например 163. 25. 51. 132. Это было удобно, пока компьютеров было мало. По мере увеличения их количества цифровые имена стали заменять текстовыми, потому что текстовое имя проще запомнить, чем цифровое.

Когда происходит обращение на Web или посылается e-mail, то используется доменное имя. Например, адрес www.microsoft.com содержит доменное имя microsoft.com. Аналогично e-mail-адрес [email protected] содержит доменное имя rambler.ru.

В доменной системе имен реализуется принцип назначения имен с определением ответственности за их подмножество соответствующих сетевых групп.

Каждая группа придерживается этого простого правила. Имена, которые она присваивает, единственны среди множества ее непосредственных подчиненных, поэтому никакие две системы, где бы они ни находились в Интернете, не смогут получить одинаковые имена.

Так же уникальны адреса, указываемые на конвертах при доставке писем обычной почтой. Таким образом, адрес на основе географических и административных названий однозначно определяет точку назначения.

Домены имеют подобную иерархию. В именах домены отделяются друг от друга точками: addressx.msk.ru, addressy.spb.ru. В имени может быть различное количество доменов, но обычно их не больше пяти. По мере движения по доменам в имени слева направо, количество имен, входящих в соответствующую группу, возрастает.

Для перевода буквенного доменного имени в IP-адрес цифрового формата служат DNS-серверы.

В качестве примера рассмотрим адрес group, facult. univers. rst. ru.

Первым в имени стоит название рабочей машины - реального компьютера с IP-адресом. Это имя создано и поддерживается группой facult. Группа входит в более крупное подразделение univers, далее следует домен rst - он определяет имена ростовской части сети, ru- российской.

Каждая страна имеет свой домен: аи - Австралия, be - Бельгия и т.д. Это географические домены верхнего уровня.

Помимо географического признака используется организационный признак, в соответствии с которым существуют следующие доменные имена первого уровня:

com - коммерческие предприятия,

edu - образовательные учреждения,

gov - государственные учреждения,

mil - военные организации,

net - сетевые образования,

org - учреждения других организаций и сетевых ресурсов.

Внутри каждого доменного имени первого уровня находится целый ряд доменных имен второго уровня. Домен верхнего уровня располагается в имени правее, а домен нижнего уровня - левее.

Чтобы найти документ в сети Интернет, достаточно знать ссылку на него - так называемый универсальный указатель на ресурс URL (Uniform Resource Locator - унифицированный указатель ресурса), который указывает местонахождение каждого файла, хранящегося на компьютере, подключенном к Интернету.

Адрес URL является сетевым расширением понятия полного имени ресурса, например, файла или приложения и пути к нему в операционной системе. В URL, кроме имени файла и директории, где он находится, указывается сетевое имя компьютера, на котором этот ресурс расположен, и протокол доступа к ресурсу, который можно использовать для обращения к нему.

Рассмотрим некоторые URL:

Первая часть http:// (Hypertext Transfer Protocol) - протокол передачи гипертекста, по которому обеспечивается доставка документа с Web-сервера, указывает браузеру, что для доступа к ресурсу применяется данный сетевой протокол.

Вторая часть www.abc.def.ru указывает на доменное имя.

Третья часть kartinki/SLIDE.htm показывает программе-клиенту, где на данном сервере искать ресурс. В данном случае ресурсом является файл в формате html, а именно SLIDE.htm, который находится в папке kartinki.

Использование технологий Интернета не обязательно дол­жно реализовываться в рамках всемирной информационной платформы. Все больше организаций начинают сознавать, что тех­нологии, вызванные к жизни глобальной сетью, пригодны для создания мощных корпоративных информационных систем и систем обеспечения коллективной работы, которые часто называют «интранет».

Интранет (интрасеть) - это корпоративная сеть (возможно - сеть офиса, предприятия, лаборатории или кафедры), использующая продукты и технологии Интернета для хранения, связи и доступа к информации.

Интранет-сети, как правило, состоят из внутрикорпоративных Web-серверов, доступ персонала к которым организован через локальные вычислительные сети или собственные коммутируемые телефонные каналы. Благодаря связям с корпо­ративными базами данных, файл-серверами и хранилищами документов Web-серверы предоставляют сотрудникам компании различные виды информации через единый интерфейс - Web-броузер. Персонал через свои броузеры получает доступ к наборам корпоративных Web-страниц, содержащих связи с корпоративными документами и данными в формате HTML. Появляется все больше пакетов для организации в сетях интранет групповых дискуссий я выполнения других операций, свойственных программному обеспечению групповой работы.

Сети Intranet недороги и просты в установке и администрировании. HTML-броузеры распространяются многими компаниями-изготовителями, в том числе Microsoft. Недорогое программ­ное обеспечение Web-сервера можно найти на многих подобных серверах или получить в комплекте с такими операционными системами» как Windows NT Server. Наконец, интранет-сеть образует информационный уровень» практически не зависящий от операционной системы. Пользователь» работающий с любой сетевой или локальной ОС, может обращаться к информации корпоративного Web-сервера с помощью того же броузера, которым он пользуется для работы с сетью WWW.