Вирус Time to Read: как удалить со стартовой страницы браузера. Протокол HTTP — что такое HyperText Transfer Protocol

Языку и т. д. Именно благодаря возможности указания способа кодирования сообщения клиент и сервер могут обмениваться двоичными данными, хотя данный протокол является текстовым.

Достоинства

Простота

Протокол настолько прост в реализации, что позволяет с лёгкостью создавать клиентские приложения.

Расширяемость

Вы можете легко расширять возможности протокола благодаря внедрению своих собственных заголовков, сохраняя совместимость с другими клиентами и серверами. Они будут игнорировать неизвестные им заголовки, но при этом вы можете получить необходимый вам функционал при решении специфической задачи.

Распространённость

При выборе протокола HTTP для решения конкретных задач немаловажным фактором является его распространённость. Как следствие, это обилие различной документации по протоколу на многих языках мира, включение удобных в использовании средств разработки в популярные IDE , поддержка протокола в качестве клиента многими программами и обширный выбор среди хостинговых компаний с серверами HTTP.

Недостатки и проблемы

Большой размер сообщений

Использование текстового формата в протоколе порождает соответствующий недостаток: большой размер сообщений по сравнению с передачей двоичных данных. Из-за этого возрастает нагрузка на оборудование при формировании, обработке и передаче сообщений. Для решения данной проблемы в протокол встроены средства для обеспечения кэширования на стороне клиента, а также средства компрессии передаваемого контента. Нормативными документами по протоколу предусмотрено наличие прокси-серверов , которые позволяют получить клиенту документ с наиболее близкого к нему сервера. Также в протокол было внедрено дельта-кодирование , чтобы клиенту передавался не весь документ, а только его изменённая часть.

Отсутствие «навигации»

Хотя протокол разрабатывался как средство работы с ресурсами сервера, у него отсутствуют в явном виде средства навигации среди этих ресурсов. Например, клиент не может явным образом запросить список доступных файлов, как в . Предполагалось, что конечный пользователь уже знает гиперссылкам. Это вполне нормально и удобно для человека, но затруднительно, когда стоят задачи автоматической обработки и анализа всех ресурсов сервера без участия человека. Решение этой проблемы лежит полностью на плечах разработчиков приложений, использующих данный протокол.

Нет поддержки распределённости

Протокол HTTP разрабатывался для решения типичных бытовых задач, где само по себе время обработки запроса должно занимать незначительное время или вообще не приниматься в расчёт. Но в промышленном использовании с применением распределённых вычислений при высоких нагрузках на сервер протокол HTTP оказывается беспомощен. В 1998 году W3C предложил альтернативный протокол HTTP-NG (англ. HTTP Next Generation ) для полной замены устаревшего с акцентированием внимания именно на этой области . Идею его необходимости поддержали крупные специалисты по распределённым вычислениям, но данный протокол до сих пор находится на стадии разработки.

Программное обеспечение

Всё программное обеспечение для работы с протоколом HTTP разделяется на три больших категории:

  • Серверы как основные поставщики услуг хранения и обработки информации (обработка запросов).
  • Клиенты - конечные потребители услуг сервера (отправка запроса).
  • Прокси для выполнения транспортных служб.

Для отличия конечных серверов от прокси в официальной документации используется термин сервер происхождения (англ. Origin server ). Разумеется, один и тот же программный продукт может одновременно выполнять функции клиента, сервера или посредника в зависимости от поставленных задач. В спецификациях протокола HTTP подробно описывается поведение для каждой из этих ролей.

Клиенты

Первоначально протокол HTTP разрабатывался для доступа к гипертекстовым документам Всемирной паутины. Поэтому основными реализациями клиентов являются браузеры (агенты пользователя). Популярные браузеры (в алфавитном порядке): Chrome , Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari.

См также: Список браузеров и Сравнение браузеров

Для просмотра сохраненного содержимого сайтов на компьютере без соединения с Интернетом были придуманы оффлайн-браузеры . Среди известных . Они позволяют в любое время докачать указанные файлы после потери соединения с веб-сервером. В ОС Windows популярны программы Download Master , Free Download Manager, ReGet. В KGet и d4x (Downloader For X). Многие пользователи Linux предпочитают использование и NASA World Wind , тоже используют HTTP.

Нередко протокол HTTP используется программами для скачивания обновлений.

Целый комплекс программ-роботов используется в поисковых системах Интернета. Среди них веб-пауки (краулеры), которые производят проход по гиперссылкам, составляют базу данных ресурсов серверов и сохраняют их содержимое для дальнейшего анализа.

См. также: Список поисковых машин , Архив Интернета

Серверы происхождения

Основные реализации: Internet Information Services (IIS), nginx.

См. также: Список веб-серверов

Прокси-серверы

Основные реализации: UserGate, Multiproxy, Naviscope, Список веб-серверов

История развития

HTTP/0.9

HTTP/1.0

HTTP/1.1

Текущая версия протокола, принята в июне года . Новым в этой версии был режим «постоянного соединения»: Starting line ) - определяет тип сообщения;

  • Заголовки (англ. Headers ) - характеризуют тело сообщения, параметры передачи и прочие сведения;
  • Тело сообщения (англ. Message Body ) - непосредственно данные сообщения. Обязательно должно отделяться от заголовков пустой строкой.
  • Заголовки и тело сообщения могут отсутствовать, но стартовая строка является обязательным элементом, так как указывает на тип запроса/ответа. Исключением является версия 0.9 протокола, у которой сообщение запроса содержит только стартовую строку, а сообщения ответа только тело сообщения.

    Стартовая строка

    Стартовые строки различаются для запроса и ответа. Строка запроса выглядит так:

    GET URI - для версии протокола 0.9. Метод URI HTTP/Версия - для остальных версий.

    Чтобы запросить страницу данной статьи, клиент должен передать строку:

    GET /wiki/Http HTTP/1.0

    Стартовая строка ответа сервера имеет следующий формат:

    HTTP/Версия КодСостояния Пояснение

    • Версия - пара разделённых точкой арабских цифр как в запросе.
    • КодСостояния (англ. Status Code ) - три арабские цифры. По коду статуса определяется дальнейшее содержимое сообщения и поведение клиента.
    • Пояснение (англ. Reason Phrase ) - текстовое короткое пояснение к коду ответа для пользователя. Никак не влияет на сообщение и является необязательным.

    Например, на предыдущий наш запрос клиентом данной страницы сервер ответил строкой:

    HTTP/1.0 200 Ok

    Методы

    OPTIONS

    Используется для определения возможностей веб-сервера или параметров соединения для конкретного ресурса. В ответ серверу следует включить заголовок Allow со списком поддерживаемых методов. Также в заголовки ответа может включаться информация о поддерживаемых расширениях.

    Предполагается, что запрос клиента может содержать тело сообщения для указания интересующих его сведений. Формат тела и порядок работы с ним в настоящий момент не определён. Сервер пока должен его игнорировать. Аналогичная ситуация и с телом в ответе сервера.

    Для того чтобы узнать возможности всего сервера, клиент должен указать в URI звёздочку - « * ». Запросы « OPTIONS * HTTP/1.1 » могут также применяться для проверки работоспособности сервера (аналогично «пингованию») и тестирования на предмет поддержки сервером протокола HTTP версии 1.1.

    Результат выполнения этого метода не кэшируется.

    GET

    Используется для запроса содержимого указанного ресурса. С помощью метода GET можно также начать какой-либо процесс. В этом случае в тело ответного сообщения следует включить информацию о ходе выполнения процесса.

    Клиент может передавать параметры выполнения запроса в URI целевого ресурса после символа « ? »:
    GET /path/resource?param1=value1¶m2=value2 HTTP/1.1

    Согласно стандарту HTTP, запросы типа GET считаются идемпотентными - многократное повторение одного и того же запроса GET должно приводить к одинаковым результатам (при условии, что сам ресурс не изменился за время между запросами). Это позволяет кэшировать ответы на запросы GET .

    Кроме обычного метода GET , различают ещё и . Условные запросы GET содержат заголовки If-Modified-Since , If-Match , If-Range и подобные. Частичные GET содержат в запросе Range . Порядок выполнения подобных запросов определён стандартами отдельно.

    HEAD

    Аналогичен методу GET , за исключением того, что в ответе сервера отсутствует тело. Запрос HEAD обычно применяется для извлечения метаданных , проверки наличия ресурса (валидация URL) и чтобы узнать, не изменился ли он с момента последнего обращения.

    Заголовки ответа могут кэшироваться. При несовпадении метаданных ресурса с соответствующей информацией в кэше копия ресурса помечается как устаревшая.

    POST

    Применяется для передачи пользовательских данных заданному ресурсу. Например, в блогах посетители обычно могут вводить свои комментарии к записям в HTML-форму, после чего они передаются серверу методом POST и он помещает их на страницу. При этом передаваемые данные (в примере с блогами - текст комментария) включаются в тело запроса. Аналогично с помощью метода POST обычно загружаются файлы.

    В отличие от метода GET , метод POST не считается идемпотентным , то есть многократное повторение одних и тех же запросов POST может возвращать разные результаты (например, после каждой отправки комментария будет появляться одна копия этого комментария).

    При результатах выполнения 200 (Ok) и 204 (No Content) в тело ответа следует включить сообщение об итоге выполнения запроса. Если был создан ресурс, то серверу следует вернуть ответ 201 (Created) с указанием URI нового ресурса в заголовке Location .

    Сообщение ответа сервера на выполнение метода POST не кэшируется.

    PUT

    Применяется для загрузки содержимого запроса на указанный в запросе URI. Если по заданному URI не существовало ресурса, то сервер создаёт его и возвращает статус 201 (Created). Если же был изменён ресурс, то сервер возвращает 200 (Ok) или 204 (No Content). Сервер не должен игнорировать некорректные заголовки Content-* передаваемые клиентом вместе с сообщением. Если какой-то из этих заголовков не может быть распознан или не допустим при текущих условиях, то необходимо вернуть код ошибки 501 (Not Implemented).

    Фундаментальное различие методов POST и PUT заключается в понимании предназначений URI ресурсов. Метод POST предполагает, что по указанному URI будет производиться обработка передаваемого клиентом содержимого. Используя PUT , клиент предполагает, что загружаемое содержимое соответствуют находящемуся по данному URI ресурсу.

    Сообщения ответов сервера на метод PUT не кэшируются.

    PATCH

    Аналогично PUT, но применяется только к фрагменту ресурса.

    DELETE

    Удаляет указанный ресурс.

    TRACE

    Возвращает полученный запрос так, что клиент может увидеть, что́ промежуточные сервера добавляют или изменяют в запросе.

    CONNECT

    Для использования вместе с прокси-серверами, которые могут динамически переключаться в туннельный режим

    LINK

    Устанавливает связь указанного ресурса с другими.

    UNLINK

    Убирает связь указанного ресурса с другими.

    Коды состояния

    Код состояния является частью первой строки ответа сервера. Он представляет собой целое число из 3 арабских цифр. Первая цифра указывает на класс состояния . За кодом ответа обычно следует отделённая пробелом поясняющая фраза на английском языке, которая указывает на причину именно такого ответа.

    Клиент узнаёт по коду ответа о результатах его запроса и определяет, какие действия ему предпринимать дальше. Набор кодов состояния является стандартом, и все они описаны в соответствующих документах IETF. Клиент может не знать все коды состояния, но он обязан отреагировать в соответствии с классом кода.

    В настоящее время выделено пять классов кодов состояния.

    1xx Informational ( русск. Информационный ) В этот класс выделены коды, информирующие о процессе передачи. В HTTP/1.0 сообщения с такими кодами должны игнорироваться. В HTTP/1.1 клиент должен быть готов принять этот класс сообщений как обычный ответ, но ничего отправлять серверу не нужно. Сами сообщения от сервера содержат только стартовую строку ответа и, если требуется, несколько специфичных для ответа полей заголовка. Прокси-сервера подобные сообщения должны отправлять дальше от сервера к клиенту. 2xx Success (русск. Успешно ) Сообщения данного класса информируют о случаях успешного принятия и обработки запроса клиента. В зависимости от статуса сервер может ещё передать заголовки и тело сообщения. 3xx Redirection (русск. Перенаправление ) Коды статуса класса 3xx сообщают клиенту, что для успешного выполнения операции нужно произвести следующий запрос к другому URI. В большинстве случаев новый адрес указывается в поле Location заголовка. Клиент в этом случае должен, как правило, произвести автоматический переход (жарг. редирект ). Обратите внимание, что при обращении к следующему ресурсу можно получить ответ из этого же класса кодов. Может получиться даже длинная цепочка из перенаправлений, которые, если будут производиться автоматически, создадут чрезмерную нагрузку на оборудование. Поэтому разработчики протокола HTTP настоятельно рекомендуют после второго подряд подобного ответа обязательно запрашивать подтверждение на перенаправление у пользователя (раньше рекомендовалось после 5-го). За этим следить обязан клиент, так как текущий сервер может перенаправить клиента на ресурс другого сервера. Клиент также должен предотвратить попадание в круговые перенаправления. 4xx Client Error (русск. Ошибка клиента ) Класс кодов 4xx предназначен для указания ошибок со стороны клиента. При использовании всех методов, кроме HEAD , сервер должен вернуть в теле сообщения гипертекстовое пояснение для пользователя. Для запоминания значений кодов с 400 по 417 существуют приёмы иллюстративной мнемотехники 5xx Server Error (русск. Ошибка сервера ) Коды 5xx выделены под случаи неудачного выполнения операции по вине сервера. Для всех ситуаций, кроме использования метода HEAD , сервер должен включать в тело сообщения объяснение, которое клиент отобразит пользователю.

    Заголовки

    Тело сообщения

    Примеры диалогов HTTP

    Обычный GET-запрос

    Запрос клиента:

    GET /wiki/страница HTTP/1.1 Host: ru.wikipedia.org User-Agent: Mozilla/5.0 (X11; U; Linux i686; ru; rv:1.9b5) Gecko/2008050509 Firefox/3.0b5 Accept: text/html Connection: close

    Ответ сервера:

    HTTP/1.0 200 OK Date: Wed, 11 Feb 2009 11:20:59 GMT Server: Apache X-Powered-By: PHP/5.2.4-2ubuntu5wm1 Last-Modified: Wed, 11 Feb 2009 11:20:59 GMT Content-Language: ru Content-Type: text/html; charset=utf-8 Content-Length: 1234 Connection: close (далее следует запрошенная страница в

    Перенаправления

    Предположим, что у вымышленной компании Example Corp. есть основной сайт по адресу http://example.com и домен-псевдоним example-corp.com. Клиент посылает запрос страницы «О компании» на вторичный домен (часть заголовков опущена):

    Location: http://www.example.com/about.html#contacts Date: Thu, 19 Feb 2009 11:08:01 GMT Server: Apache/2.2.4 Content-Type: text/html; charset=windows-1251 Content-Length: 110 (пустая строка) Click here

    В заголовке Location можно указывать фрагменты как данном примере. Браузер не указал фрагмент в запросе, так как его интересует весь документ. Но он автоматически прокрутит страницу до фрагмента «contacts», как только загрузит её. В тело ответа также был помещён коротенький HTML-документ с ссылкой, с помощью которой посетитель попадёт на целевую страницу, если браузер не перейдёт на неё автоматически. Заголовок Content-Type содержит характеристики именно этого HTML-пояснения, а не документа, который находится по целевому URL.

    Допустим, эта же компания Example Corp. имеет несколько региональных представительств по всему миру. И для каждого представительства у них есть сайт с соответствующим ccTLD . Запрос главной страницы основного сайта example.com может выглядеть так:

    / HTTP/1.1 Host: www.example.com User-Agent: MyLonelyBrowser/5.0 Accept: text/html,application/xhtml+xml,application/xml;q=0.9,*/*;q=0.8 Accept-Language: ru,en-us;q=0.7,en;q=0.3 Accept-Charset: windows-1251,utf-8;q=0.7,*;q=0.7

    Сервер принял во внимание заголовок Accept-Language и сформировал ответ с временным перенаправлением на российский сервер example.ru, указав его адрес в заголовке Location:

    HTTP/1.x 302 Found Location: http://www.example.ru/ Cache-Control: private Date: Thu, 19 Feb 2009 11:08:01 GMT Server: Apache/2.2.6 Content-Type: text/html; charset=windows-1251 Content-Length: 82 (пустая строка) Example Corp. Россия

    Обратите внимание на заголовок Cache-Control . Значение «private» сообщает остальным серверам (в первую очередь прокси) что ответ может кэшироваться на стороне клиента. В противном случае не исключено, что следующие посетители из других стран будут переходить всё время не в своё представительство.

    Для перенаправления также используются коды ответа (See Other) и (Temporary Redirect).

    Докачка и фрагментарное скачивание

    Допустим, вымышленная организация предлагает скачать с сайта видео прошедшей конференции по адресу http://example.org/conf-2009.avi объёмом примерно 160 МБ. Рассмотрим, как происходит докачивание этого файла в случае сбоя и как менеджер закачек организовал бы многопоточную загрузку нескольких фрагментов.

    В обоих случаях клиенты произведут свой первый запрос наподобие этого:

    GET /conf-2009.avi HTTP/1.0 Host: example.org Accept: */* User-Agent: Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 5.0; Windows 98) Referer: http://example.org/

    Заголовок Referer указывает, что файл был запрошен с главной страницы сайта. Менеджеры закачек обычно тоже его указывают, чтобы эмулировать переход со страницы сайта. Без него сервер может ответить (Acccess Forbidden), если не допускаются запросы с других сайтов. В нашем случае сервер вернул успешный ответ:

    HTTP/1.1 200 OK Date: Thu, 19 Feb 2009 12:27:04 GMT Server: Apache/2.2.3 Last-Modified: Wed, 18 Jun 2003 16:05:58 GMT ETag: "56d-9989200-1132c580" Content-Type: video/x-msvideo Content-Length: 160993792 Accept-Ranges: bytes Connection: close (пустая строка) (двоичное содержимое всего файла)

    Заголовок Accept-Ranges информирует клиента о том, что он может запрашивать у сервера фрагменты, указывая их смещения от начала файла в байтах. Если этот заголовок отсутствует, то клиент может предупредить пользователя, что докачать файл, скорее всего, не удастся. Исходя из значения заголовка Content-Length , менеджер закачек поделит весь объём на равные фрагменты и запросит их по отдельности, организовав несколько потоков. Если сервер не укажет размер, то клиенту параллельное скачивание реализовать не удастся, но при этом он сможет докачивать файл, пока сервер не ответит (Requested Range Not Satisfiable).

    Допустим, на 84-ом мегабайте соединение с Интернетом прервалось и процесс загрузки приостановился. Когда соединение с Интернетом было восстановлено, браузер автоматически послал новый запрос на сервер, но с указанием выдать содержимое с 84-ого мегабайта:

    GET /conf-2009.avi HTTP/1.0 Host: example.org Accept: */* User-Agent: Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 5.0; Windows 98) Range: bytes=88080384- Referer: http://example.org/

    Сервер не обязан помнить, какие и от кого запросы были до этого, и поэтому клиент снова вставил заголовок Referer , как будто это его самый первый запрос. Указанное значение заголовка Range говорит серверу - «выдай содержимое от 88080384-ого байта до самого конца». В связи с этим сервер вернёт ответ:

    HTTP/1.1 206 Partial Content Date: Thu, 19 Feb 2009 12:27:08 GMT Server: Apache/2.2.3 Last-Modified: Wed, 18 Jun 2003 16:05:58 GMT ETag: "56d-9989200-1132c580" Accept-Ranges: bytes Content-Range: bytes 88080384-160993791/160993792 Content-Length: 72913408 Connection: close Content-Type: video/x-msvideo (пустая строка) (двоичное содержимое от 84-ого мегабайта)

    Заголовок Accept-Ranges здесь уже не обязателен, так как клиент уже знает об этой возможности сервера. О том, что передаётся фрагмент, клиент узнаёт по коду (Partial Content). В заголовке Content-Range содержится информация о данном фрагменте: номера начального и конечного байта, а после слэша - суммарный объём всего файла в байтах. Обратите внимание на заголовок Content-Length - в нём указывается размер тела сообщения, то есть передаваемого фрагмента. Если сервер вернёт несколько фрагментов, то Content-Length будет содержать их суммарный объём.

    Теперь вернёмся к менеджеру закачек. Зная суммарный объём файла «conf-2009.avi», программа поделила его на 10 равных секций. Начальную менеджер загрузит при самом первом запросе, прервав соединение как только дойдёт до начала второго. Остальные он запросит отдельно. Например, 4-ая секция будет запрошена со следующими заголовками (часть заголовков опущена - см. полный пример выше):

    GET /conf-2009.avi HTTP/1.0 Range: bytes=64397516-80496894

    Ответ сервера в этом случае будет следующим (часть заголовков опущена - см. полный пример выше):

    HTTP/1.1 206 Partial Content Accept-Ranges: bytes Content-Range: bytes 64397516-80496894/160993792 Content-Length: 16099379 (пустая строка) (двоичное содержимое 4-ой части)

    Если подобный запрос отправить серверу, который не поддерживает фрагменты, то он вернёт стандартный ответ (OK) как было показано в самом начале, но без заголовка Accept-Ranges .

    См. также , байтовые диапазоны , ответ 406 , ответ 416 .

    Основные механизмы протокола

    Частичные GET

    HTTP позволяет запросить не сразу всё содержимое ресурса, а только указанный фрагмент. Такие запросы называются частичные GET , возможность их выполнения необязательна (но желательна) для серверов. Частичные GET в основном используются для докачки файлов и быстрого параллельного скачивания в нескольких потоках. Некоторые программы скачивают заголовок архива, выводят пользователю внутреннюю структуру, а потом уже запрашивают фрагменты с указанными элементами архива.

    Для получения фрагмента клиент посылает серверу запрос с заголовком Range , указывая в нём необходимые байтовые диапазоны . Если сервер не понимает частичные запросы (игнорирует заголовок Range), то он вернёт всё содержимое со статусом , как и при обычном GET . В случае успешного выполнения сервер возвращает вместо кода 200 ответ со статусом 206 (Partial Content), включая в ответ заголовок Content-Range . Сами фрагменты могут быть переданы двумя способами:

    См. также .

    Условные GET

    Согласование содержимого

    Согласование содержимого (англ. Content Negotiation ) - механизм автоматического определения необходимого ресурса при наличии нескольких разнотипных версий документа. Субъектами согласования могут быть не только ресурсы сервера, но и возвращаемые страницы с сообщениями об ошибках ( , и т. п.).

    Различают два основных типа согласований:

    • Управляемое сервером (англ. Server-Driven ).
    • Управляемое клиентом (англ. Agent-Driven ).

    Одновременно могут быть использованы оба типа или каждый из них по отдельности.

    В основной спецификации по протоколу (RFC 2616) также выделяется так называемое прозрачное согласование (англ. Transparent Negotiation ) как предпочтительный вариант комбинирования обоих типов. Последний механизм не следует путать с независимой технологией Transparent Content Negotiation (TCN , русск. Прозрачное согласование содержимого , см. RFC 2295), которая не является частью протокола HTTP, но может использоваться с ним. У обоих существенное различие в принципе работы и самом значении слова «прозрачное» (transparent ). В спецификации по HTTP под прозрачностью подразумевается, что процесс не заметен для клиента и сервера, а в технологии TCN прозрачность означает доступность полного списка вариантов ресурса для всех участников процесса доставки данных.

    Управляемое сервером

    При наличии нескольких версий ресурса сервер может анализировать заголовки запроса клиента, чтобы выдать, по его мнению, наиболее подходящую. В основном анализируются заголовки Accept , Accept-Charset , Accept-Encoding , Accept-Languages и User-Agent . Серверу желательно включать в ответ заголовок Vary с указанием параметров, по которым различается содержимое по запрашиваемому URI.

    Географическое положение клиента можно определить по удалённому IP-адресу .

    Управляемое сервером согласование имеет несколько недостатков:

    • Сервер только предполагает, какой вариант наиболее предпочтителен для конечного пользователя, но не может знать точно, что именно нужно в данный момент (например, версия на русском языке или английском).
    • Заголовков группы Accept передаётся много, а ресурсов с несколькими вариантами - мало. Из-за этого оборудование испытывает избыточную нагрузку.
    • Общему кэшу создаётся ограничение возможности выдавать один и тот же ответ на идентичные запросы от разных пользователей.
    • Передача заголовков Accept также наносит урон личной жизни пользователя, раскрывая некоторые сведения о его предпочтениях.

    Управляемое клиентом

    В данном случае тип содержимого определяется только на стороне клиента. Для этого сервер возвращает с кодом состояния 300 (Multiple Choices) или 406 (Not Acceptable) список вариантов, среди которых пользователь выбирает подходящий. Управляемое клиентом согласование хорошо, когда содержимое различается по самым частым параметрам (например, по языку и кодировке) и используется публичный кэш. Основные недостаток: лишняя нагрузка, так как приходится делать дополнительный запрос, чтобы получить нужное содержимое.

    Прозрачное согласование

    Данное согласование полностью прозрачно для клиента и сервера. В данном случае используется общий кэш, в котором содержится список вариантов, как для управляемого клиентом согласования. Если кэш понимает все эти варианты, то он сам делает выбор, как при управляемом сервером согласовании. Это снижает нагрузки с исходного сервера и исключает дополнительный запрос со стороны клиента.

    В основной спецификации по протоколу HTTP механизм прозрачного согласования подробно не описан.

    Множественное содержимое

    Основная статья : иерархии с вложением элементов друг в друга. Для обозначения множественного содержимого используются медиатипы multipart/* . Работа с такими типами осуществляется по общим правилам, описанным в RFC 2046 (если иное не определено конкретным медиа типом). Если получателю не известно как работать с типом, то он обрабатывает его так же, как multipart/mixed .

    Со стороны сервера сообщения со множественным содержимым могут посылаться в ответ на при запросе нескольких фрагментов ресурса. В этом случае используется медиа тип multipart/byteranges .

    Стандартный протокол для передачи данных по Всемирной паутине -- это HTTP (HyperText Transfer Protocol -- протокол передачи гипертекста). Он описывает сообщения, которыми могут обмениваться клиенты и серверы. Каждое взаимодействие состоит из одного ASCII-запроса, на который следует один ответ, напоминающий ответ стандарта RFC 822 MIME. Все клиенты и все серверы должны следовать этому протоколу. Он определен в RFC 2616.

    Соединения

    Обычный способ взаимодействия браузера с сервером заключается в установке ТСР-соединения с портом 80 сервера, хотя формально эта процедура не является обязательной. Ценность использования TCP -- в том, что ни браузерам, ни серверам не приходится беспокоиться о потерянных, дублированных, слишком длинных сообщения и подтверждениях. Все это обеспечивается протоколом TCP.

    В HTTP 1.0 после установки соединения посылался один запрос, на который приходил один ответ. После этого TCP-соединение разрывалось. В то время типичная веб-страница целиком состояла из HTML-текста, и такой способ взаимодействия был адекватным. Однако прошло несколько лет, и в странице оказалось множество значков, изображений и других украшений. Очевидно, что установка TCP-соединения для передачи одного значка нерациональна и слишком дорога.

    Это соображение привело к созданию протокола HTTP 1.1, который поддерживал устойчивые соединения. Это означало, что появилась возможность установки TCP-соединения, отправки запроса, получения ответа, а затем передачи и приема дополнительных запросов и ответов. Таким образом, снизились накладные расходы, возникавшие при постоянных установках и разрывах соединения. Стало возможным также конвейеризировать запросы, то есть отправлять запрос 2 еще до прибытия ответа на запрос 1.

    Несмотря на то что HTTP был разработан специально для использования в веб - технологиях, он был намеренно сделан более универсальным, чем это было необходимо, так как рассчитывался на будущее применение в объектно-ориентированных приложениях. По этой причине в дополнение к обычным запросам веб-страниц были разработаны специальные операции, называемые методами. Они обязаны своим существованием технологии SOAP. Каждый запрос состоит из одной или нескольких строк ASCII, причем первое слово является именем вызываемого метода. Встроенные методы перечислены в таблице на рис.6. Помимо этих общих методов, у различных объектов могут быть также свои специфические методы. Имена методов чувствительны к регистру символов, то есть метод GET существует, a get -- нет.

    Рисунок 6 - Встроенные методы HTTP-запросов

    Метод GET запрашивает у сервера страницу (под которой в общем случае подразумевается объект, но на практике это обычно просто файл), закодированную согласно стандарту MIME. Большую часть запросов к серверу составляют именно запросы GET.

    Метод HEAD просто запрашивает заголовок сообщения, без самой страницы. С помощью этого метода можно узнать время последнего изменения страницы для сбора индексной информации или просто для проверки работоспособности данного URL.

    Метод PUT является противоположностью метода GET: он не читает, а записывает страницу. Этот метод позволяет создать набор веб-страниц на удаленном сервере. Тело запроса содержит страницу. Она может быть кодирована с помощью MIME. В этом случае строки, следующие за командой PUT, могут включать различные заголовки, например, Content-Type или заголовки аутентификации, подтверждающие права абонента на запрашиваемую операцию.

    Метод POST несколько напоминает метод PUT. Он также содержит URL, но вместо замены имеющихся данных новые данные «добавляются» (в неком общем смысле) к уже существующим. Это может быть публикация сообщения в конференции или добавление файла к электронной доске объявлений BBS. На практике ни PUT, ни POST широко не применяются.

    Метод DELETE, что неудивительно, удаляет страницу. Как и в методе PUT, здесь особую роль могут играть аутентификация и разрешение на выполнение этой операции. Даже при наличии у пользователя разрешения на удаление страницы нет никакой гарантии, что метод DELETE удалит страницу, так как даже при согласии удаленного HTTP-сервера сам файл может оказаться защищенным от изменения или перемещения.

    Метод TRACE предназначен для отладки. Он приказывает серверу отослать назад запрос. Этот метод особенно полезен, когда запросы обрабатываются некорректно и клиенту хочется узнать, что за запрос реально получает сервер.

    Метод CONNECT в настоящее время не используется. Он зарезервирован для будущего применения.

    Метод OPTIONS позволяет клиенту узнать у сервера о его свойствах или о свойствах какого-либо конкретного файла.

    В ответ на каждый запрос от сервера поступает ответ, содержащий строку состояния, а также, возможно, дополнительную информацию (например, веб-страницу или ее часть). Строка состояния может содержать трехразрядный код состояния, сообщающий об успешном выполнении запроса или о причинах неудачи. Первый разряд предназначен для разделения всех ответов на пять основных групп, как показано в таблице на рис.7. Коды, начинающиеся с 1 Aхх), на практике используются редко. Коды, начинающиеся с 2, означают, что запрос был обработан успешно и данные (если их запрашивали) отосланы. Коды Зхх сообщают клиенту о том, что нужно попытать счастья в другом месте -- используя либо другой URL, либо свой собственный кэш.

    Рисунок 7 - Группы кодов состояния, содержащиеся в ответах сервера

    Коды, начинающиеся с 4, означают, что запрос по какой-либо причине, связанной с клиентом, потерпел неудачу: например, была запрошена несуществующая страница или сам запрос был некорректен. Наконец, коды 5хх сообщают об ошибках сервера, возникших либо вследствие ошибки программы, либо из-за временной перегрузки.

    Пример использования HTTP

    Поскольку HTTP является текстовым протоколом, взаимодействие с сервером посредством терминала (который в данном случае выступает как противоположность браузеру) можно организовать достаточно просто. Необходимо лишь установить TCP-соединение с портом 80 сервера. Читателю предоставляется возможность самому посмотреть, как работает этот сценарий (предпочтительнее запускать его в системе UNIX, поскольку некоторые другие системы могут не отображать статус соединения). Итак, последовательность команд такова:

    Рисунок 8 - последовательность команд HTTP-протокола

    Эта последовательность команд устанавливает telnet-соединение (то есть ТСР- соединение) с портом 80 веб-сервера IETF, расположенного по адресу www.ietf.org.

    Результат сеанса связи записывается в файл log, который затем можно просмотреть. Далее следует команда GET. Указывается имя запрашиваемого файла и протокол передачи. Следом идет обязательная строка с заголовком Host. Пустая строка, которая находится за ней, также обязательна. Она сигнализирует серверу о том, что заголовки запросов закончились. Командой close (это команда программы telnet) соединение разрывается.

    Файл журнала соединения, log, может быть просмотрен с помощью любого текстового редактора. Он должен начинаться примерно так, как показано в листинг на рис.8, если только на сайте IETF за это время не произошли какие-нибудь изменения.

    Рисунок 9 - Начало вывода файла «www.ietf.org/rfc.html»

    Первые три строки в этом листинге созданы программой telnet, а не удаленным сайтом. А вот строка, начинающаяся с HTTP/1.1, -- это уже ответ IETF, говорящий о том, что сервер желает общаться с вами при помощи протокола НТТР/1.1. Далее следует ряд заголовков и, наконец, само содержимое запрашиваемого файла. Заголовок ETag, который является уникальным идентификатором страницы, связанным с кэшированием, и X-Pad -- нестандартного заголовка, помогающего бороться с ошибками браузеров.

    В «сердце» web находится протокол передачи гипертекста (HTTP), являющийся протоколом прикладного уровня. Описание HTTP можно найти в RFC 1945 и RFC 2616. Протокол HTTP реализуется с помощью двух программ: клиента и сервера, которые, находясь на разных оконечных системах, обмениваются HTTP-сообщениями. Порядок обмена и содержание сообщений описаны в протоколе. Перед тем как углубиться в изучение HTTP, сначала освоим терминологию, используемую в контексте web.

    Каждая web-страница, или документ, состоит из объектов. Объект представляет собой обычный файл в формате HTML, изображение в формате JPEG или GIF, Java-апплет, аудиоклип и т. п., то есть единицу, обладающую собственным универсальным указателем ресурса (Uniform Resource Locator, URL). Как правило, web-страницы состоят из базового HTML-файла и объектов, на которые он ссылается. Так, если web-страница включает базовый HTML-файл и пять изображений, то она состоит из шести объектов. Ссылки на объекты, относящиеся к web-странице, представляют собой URL-адреса, включенные в базовый HTML-файл. URL состоит из двух частей: имени хоста сервера, на котором находится объект, и пути к объекту. Так, например, для URL _www.someSchool.edu/someDepartment/picture.gif именем хоста является фрагмент _www.someSchool.edu, а путем к объекту - фрагмент someDepartment/picture.gif.

    Браузером называется агент пользователя web; он отображает web-страницы, а также выполняет множество дополнительных служебных функций. Кроме того, браузеры представляют клиентскую сторону протокола HTTP. Таким образом, термины «браузер» и «клиент» в контексте web будут употребляться как эквивалентные. В число наиболее популярных браузеров входят Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer.

    Web-сервер содержит объекты, каждый из которых идентифицируется своим URL-адресом. Кроме того, web-серверы представляют серверную сторону протокола HTTP. К наиболее популярными web-серверам следует отнести Apache и Microsoft Internet Information Server.

    Протокол HTTP определяет, каким образом клиенты (например, браузеры) запрашивают web-страницы, а серверы осуществляют передачу этих страниц. Более подробный разговор о взаимодействии клиента и сервера мы проведем позднее, однако основную идею можно понять из рис. 2.4. Когда пользователь запрашивает web-страницу (например, совершает щелчок на гиперссылке), браузер посылает серверу HTTP-запрос объектов, составляющих web-страницу. Сервер получает запрос и высылает ответные сообщения, содержащие требуемые объекты. В 1997 году практически все web-браузеры и web-серверы стали поддерживать протокол HTTP версии 1.0, описанный в документе RFC 1945. В 1998 году начался переход к версии 1.1, которая была описана в документе RFC 2616. Версия 1.1 имеет обратную совместимость с версией 1.0, то есть любой сервер или браузер, использующий версию 1.1, может в полной мере взаимодействовать с браузером или сервером, поддерживающим версию 1.0.

    Как HTTP 1.0, так и HTTP 1.1 используют TCP в качестве протокола транспортного уровня. HTTP-клиент сначала устанавливает ТСР-соединение с сервером, а после создания соединения клиент и сервер начинают взаимодействовать с протоколом TCP через интерфейс сокетов. Как было сказано ранее, сокеты представляют собой «двери» между процессами и протоколом транспортного уровня.

    Клиент посылает запросы и принимает ответы через свой интерфейс сокетов, а сервер использует интерфейс сокетов для получения запросов и их выполнения. После того как web-запрос минует сокет клиента, он оказывается «в руках» протокола TCP. Вспомним, что одной из функций протокола TCP является обеспечение надежной передачи данных; это означает, что каждый запрос, посылаемый клиентом, и каждый ответ сервера доставляются в виде, точно соответствующем отправленному. Здесь проявляется одно из достоинств многоуровневой коммуникационной модели: протоколу HTTP не нужно контролировать надежность передачи и обеспечивать повторную передачу пакетов при искажениях. Вся «черновая» работа будет проделана протоколом TCP и протоколами более низких уровней.

    Необходимо отметить, что после завершения обслуживания клиентов сервер не сохраняет о них никакой информации. Если, например, какой-либо клиент сделает два запроса одного и того же ресурса подряд, сервер выполнит их, не выдав клиенту никакого оповещения о дублирующем запросе. Говорят, что протокол HTTP является протоколом без запоминания состояния (stateless protocol) соединения.

    В эпоху повсеместного использования интернета, особую распространенность получили вирусы, которые устанавливаются в браузер. На нашем ресурсе можно найти несколько статей о таких вредоносных программах, но особо в их ряду выделяется Time to Read. Данный вирус может проникнуть на компьютер невнимательного пользователя и сильно испортить удовольствие от работы с браузером. Пользователь будет видеть рекламу, его начнет постоянно переносить на сайт Time to Read, и возникнут многие другие проблемы, впрочем, обо всем по порядку.

    Как и большинство троянских вирусов, Time to Read выполняет простую задачу – показать пользователю максимальное количество рекламы, чтобы создатели программы получили деньги за ее трансляцию, клики по ней и переводы на сайты-партеры. Чаще всего услугами продвижения своих сайтов при помощи вирусов пользуются мошеннические ресурсы или страницы, которые заражены чем-то более серьезным, чем рекламный троян.

    Вирус Time to Read после попадания на компьютер проявляет себя следующими «симптомами»:

    • На сайтах постоянно всплывает дополнительная реклама, в том числе и pop-up баннеры, которые полностью загораживают контент до клика по ним;
    • Настройки безопасности компьютера подвергаются изменениям, что опасно для компьютера, который имеет постоянное подключение к интернету;
    • Стартовая страница всех браузеров автоматически меняется на сайт Time to Read, который стремится позиционировать себя в качестве поиска и новостного ресурса;
    • Автоматическая переадресация на сторонние ресурсы. Важно: с неизвестного сайта, на который пользователь может быть переадресован вирусом Time to Read, велик риск загрузки на компьютер других вирусов.

    Если вы заметили на компьютере обозначенные выше симптомы, значит, ваш компьютер заражен вирусом Time to Read. Необходимо его срочно удалить, чтобы избежать более серьезных проблем, к которым он может привести.

    Чтобы убрать вирус Time to Read с компьютера, потребуется предварительно загрузить и установить две программы: AdwCleaner и CCleaner. Данные приложения помогут в автоматическом режиме справиться с вирусом, и пользователю останется выполнить лишь самые простые задачи в «ручном» режиме.

    Процесс удаления вируса Time to Read с компьютера проходит следующим образом:

    1. Первым делом необходимо удалить с компьютера все временные файлы, чтобы вирусная программа не могла восстановиться после удаления. Для этого перейдите в соответствующие разделы:
    На Windows 7: {Системный диск}:\Users\Имя пользователя\AppData\Local\Temp На Windows 10: {Системный диск}:\Users\Администратор\AppData\Local\Temp

    Не стоит действовать выборочно, удалить необходимо все файлы, которые содержатся в папке Temp, поскольку каждый из них может быть опасен.


    Обратите внимание, что выполнять сброс КЭШа распознавателя необходимо с профиля администратора.


    Как установить и правильно настроить CCleaner:


    На этом удаление вируса Time to Read с компьютера можно считать завершенным. Рекомендуем до начала работы с браузером перезагрузить компьютер.

    Чаще всего вирус Time to Read попадает на компьютер пользователя по его неосторожности. Несколько базовых рекомендаций, которые помогут значительно снизить риск заражения компьютера данным трояном:

    • Скачивайте программы в интернете только с проверенных сайтов. Если приложение распространяется свободно, лучше загрузить его с сайта разработчиков;
    • При установке программ следите внимательно за всеми «галочками» в установщике. Часто под «полной установкой программы» ее разработчики понимают инсталляцию приложения с партнерским софтом, который может быть вирусным. Также рекомендуем знакомиться с пользовательским соглашением, в котором может быть обозначено, что по умолчанию на компьютер установится та или иная партнерская программа;
    • Не загружайте из интернета программы от неизвестных разработчиков, которые обещают невероятную функциональность.

    Соблюдая простые правила, описанные выше, можно существенно снизить риск заражения компьютера вирусом Time to Read, который способен доставить массу хлопот.

    Протокол HTTP или HyperText Transfer Protocol это главный прокол (всемирной паутины). Основная задача протокола, обеспечить передачу гипертекста в сети. В протоколе точно описывается формат сообщений, для обмена клиентов и серверов.

    Описан протокол HTTP в RFC 2616(HTTP1.1).

    Основа протокола обеспечить взаимодействие клиента и сервера по средством одного ASCII-запроса, и следующего на него ответа в стандарте RFC 822 MIME.

    На практике протокол HTTP работает на основе порт 80, но можно настроить и по-другому. И хоть TCP/IP не является обязательным, он остается предпочтительным, так как берет на себя разбиение и сборку сообщений на себя и не «напрягает» ни браузер, ни сервер.

    Следует отметить, что протокол HTTP может использоваться не только в веб-технологиях, но и других ООП приложениях (объективно-ориентированных).

    URL

    Основой веб-общения клиент-сервер является запрос. Запрос отправляется при помощи URL– единого указателя ресурсов Интернет. Напомню, что такое URL адрес.

    Понятная и простая структура URL состоит из следующих элементов:

    • Протокол;
    • Хост;
    • Порт;
    • Каталок ресурса;
    • Метки (Запрос).

    Примечание: Протокол http это протокол для простых, не защищенных соединений. Защищенные соединения работают по протоколу https. Он более безопасен для обмена данными.

    Методы HTTP запросов

    Один из параметров URL, определяет название хоста, с которым мы хотим общаться. Но этого мало. Нужно определить действие, которое нужно совершить. Сделать это можно при помощи метода определенного протоколом HTTP.

    Методы HTTP

    • Метод/Описание
    • HEAD/Прочитать заголовок веб-страницы
    • GET/Прочитать веб-страницу
    • POST/Добавить к веб-странице
    • PUT/Сохранить веб-страницу
    • TRACE/Отослать назад запрос
    • DELETE/Удалить веб-страницу
    • OPTIONS/Отобразить параметры
    • CONNECT/Зарезервировано для будущего использования

    Разберем методы HTTP подробнее

    Метод GET. запрашивает страницу (файл, объект), закодированную по стандарту MIME. Это самый употребляемый метод. Структура метода:
    GET имя_файла HTTP/1.1

    Метод HEAD. Этот метод запрашивает заголовок сообщения. При этом страница не загружается. Этот метод позволяет узнать время последнего обновления страницы, что нужно для управления КЭШем страниц. Этот метод позволяет проверить работоспособность запрашиваемого URL.

    Метод PUT. Этот метод может поместить страницу на сервер. Тело запроса PUT включает размещаемую страницу, которая закодирована по MIME. Это метод требует идентификации клиента.

    Метод POST. Этот метод добавляет содержимое к уже имеющейся странице. Используется, как пример, для добавления записи на форум.

    Метод DELETE. Этот метод уничтожает страницу. Метод удаления требует подтверждения прав пользователя на удаление.

    Метод TRACE. Этот метод отладки. Он указывает серверу отослать запрос назад и позволяет узнать, искажается или нет, запрос клиента, вернувшись от сервера.

    Метод CONNECT – метод резерва, не используется.

    Метод OPTIONS позволяет запросить свойства сервера и свойства любого файла.

    В общении клиента и сервера «запрос-ответ», сервер обязательно генерирует ответ. Это может быть веб-страница или строку состояния с кодом состояния. Код состояния вам хорошо известен. Один из кодов известный код 404 –Страница не найдена.

    Группы кодов состояния

    1хх: Готовность сервера, Код 100 – сервер готов обрабатывать запросы клиента;

    2хх: Успех.

    • Код 200 – запрос обработан успешно;
    • Код 204 – Содержимого нет.

    3хх: Перенаправление.

    • Код 301 – Запрашиваемая страница перенесена;
    • Код 304 – Страница в КЭШе еще актуальна.

    4хх: Ошибка клиента.