Использование соц сетей в профессиональном образовании. Роль социальных сетей в современном образовании

Выходные данные сборника:

Букаева Анар Айткалиевна

старший преподаватель, магистр филологических наук Кокшетауского государственного университета им. Ш.Ш. Уалиханова, Республика Казахстан г. Кокшетау

Магзумова Алма Таужановна

старший преподаватель, Кокшетауского государственного университета им. Ш.Ш. Уалиханова, Республика Казахстан, г. Кокшетау

THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Anar Bukayeva

senior lecturer, Master of Philological Sciences, Kokshetau State University named after Sh.Sh. Ualihanova, Republic of Kazakhstan, Kokshetau

Alma Magzumova

senior lecturer, Kokshetau State University named after Sh.Sh. Ualihanova , Republic of Kazakhstan , Kokshetau

АННОТАЦИЯ

В данной научной статье на основе исследования актуальности использования социальных сетей в образовательном процессе определены возможности интернет сети в качестве эффективного средства обучения. В статье выделены ключевые характеристики коммуникации в социальных сетях, образовательные возможности социальных сетей, как педагогического инструмента

ABSTRACT

Based on research relevance of social networks use in the educational process, opportunities of the Internet network as an effective learning tool are identified in the article. Key characteristics of communication in social networks are underlined; educational opportunities of social networks as a pedagogical tool are presented.

Ключевые слова: интернет; социальные сети; образовательный процесс; учебная деятельность.

Keywords: the Internet; social networks; educational process; training activity.

В настоящее время нашу жизнь трудно представить без интернета, без информации, он охватил весь мир и все сферы нашей жизнедеятельности. Практически каждый человек на Земле теперь имеет возможность выхода в ресурсы глобальной сети. Сильное развитие веб-технологий и их влияние на современное общество привело к изменению традиционных сфер коммуникаций, изменению способов и форм коммуникации в интернете. Интернет стал площадкой для безбарьерной передачи и обмена информацией, знаниями и общения людей разных городов и стран

В интернете, социальная сеть - это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. Применительно к интернету, это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети

Стремительный прогресс и постоянное обновление в области информационных технологий дает возможность использовать возможности интернет технологий в качестве эффективного средства обучения. При использовании глобальной интернет сети происходит формирование информационно-образовательной среды, которая позволяет в полной мере реализовать современные технологии обучения. В этих условиях тема использования социальных сетей как педпгогического инструмента становится крайне актуальной.

Социальные сети отличаются друг от друга своей общей направленностью, различными возможностями для пользователей, разными требованиями и интерфейсом. Однако есть и общие черты, присущие многим социальным сетям и выделяющие их из других средств сетевого общения, таких, как блоги, форумы, чаты и гостевые книги. В некоторых социальных сетях, например, в MySpace встроены блоги и форумы, однако в данном случае мы будем рассматривать только особенности социальной сети. Понимание этих специфических черт важно для выявления возможностей использования социальных сетей как образовательного инструмента

Исследуя эту тему, можно выявить отличительную особенность обучения посредством социальных сетей, которую можно назвать дистанционно-интерактивным обучением, которая выражается в возможности приобретения знаний за счет интерактивности, т. е. взаимодействия с другими участниками образовательного процесса «на расстоянии», т. е. на дистанции.

Согласимся с мнением А.В. Хуторского: «...сегодня понятие «дистанционное образование», насыщено другим смыслом - это использование новейших телекоммуникационных технологий - интернета, сетей и так далее. И, в принципе, под дистанционным обучением можно понимать обучение, при котором удаленные друг друга субъекты обучения, то есть ученики и преподаватели, они осуществляют образовательный процесс с помощью этих средств телекоммуникаций» .

Сегодня в современной теории дистанционного обучения существуют разнообразные модели дистанционного обучения, как интеграция очных и дистанционных форм обучения; сетевое обучение (автономные сетевые курсы; информационно-предметная среда); сетевое обучение и кейс-технологии, дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV) или компьютерных видеоконференций.

Наиболее приемлема модель, основанная на интеграции аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия и т. д.) и дистанционно-интерактивных форм обучения (вебинары, видеозаписи, видеоконференции, форумы, обсуждения, дискуссии, телеконференции и т. д.).Такая модель предполагает индивидуализацию и в то же время широкую интерактивность в обучении, что в современном вузовском образовании представляется наиболее перспективным, поскольку увеличивает возможности самостоятельного и группового углубления в изучаемый материал, создает условия использования исследовательских подходов в обучении, самостоятельного и группового поиска информации для решения проблемы, умения работать с информацией индивидуально, в команде, в коммуникации

Изучение исследований в области использования информационных технологий обнаруживает проблему организационного характера: на какой базе может быть организовано дистанционно-интерактивное обучение? Социальная сеть интернета становится одной из наиболее приемлемой и применяемой платформой для данной модели обучения.

В последние годы в мировом педагогическом сообществе вопросы применения социальных сетей в образовании бурно обсуждаются. Многие методисты скептически относятся к возможности использования сетей как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени и развлечения. Однозначно, социальные сети не могут быть единственным средством сетевого обучения, но, и их образовательные возможности ими явно недооценены. Интерес к социальным сетям связан с необходимостью для образовательных заведений установить прямую эффективную коммуникацию с участниками образовательного процесса и потребителями образовательных услуг. Сетевое сообщество будет служить дополнительным «неформальным мостиком» между преподавателем, студентом, будущим студентом (школьником) и работодателем. На наш взгляд, при серьезном и грамотном подходе к организации образовательной деятельности посредством социальных сетей первоначальный негатив критиков будет снят, а усилия - вознаграждены.

Выбор социальных сетей в качестве платформы для организации дистанционно-интерактивного обучения имеет ряд аргументов. Принципы построения многих социальных сетей, как идентификация, общение, присутствие на сайте, взаимоотношения, группы, репутация, обмен, поиск, интеграция с другими предложениями очень хорошо подходят для создания учебной группы, класса в он-лайн пространстве, в социальной сети. Размещение образовательного ресурса на базе социальных сетей автоматически устанавливает прямую эффективную коммуникацию между преподавателем и студентом, между студентом и студентом.

Плюсы в использовании социальных сетей представляются также в следующем: их ресурсы абсолютно бесплатны; удобство сервисов рассылки и уведомления об информации, что делает их удобными в общении со студентами; создаются условия для студента, по каким-либо причинам не попавшего на занятие, наблюдать за учебной деятельностью и даже принимать в ней непосредственное участие в режиме онлайн.

Существуют также проблемные моменты использования социальных сетей:

1. отсутствие удобного инструментария, специально разработанного в учебных целях (например, ведение электронной ведомости или журнала), как в системах управления обучением;

3. активная коммуникация, обширный информационный поток и обилие развлекательного контента вместе с образовательным контентом, которые отвлекают от учебного процесса;

4. высокая степень время- и трудозатрат для организации и поддержки учебного процесса в условиях непрерывного обучения в социальной сети для преподавателя;

5. открытость учебного пространства всему интернет-сообществу, которое неприемлемо или некомфортно для учебного процесса;

6. невозможность оценивания работы преподавателя в социальном обучении для оплаты его труда.

Мы думаем, что выявленные и приведенные проблемы, можно решить путем более глубокого изучения образовательных возможностей социальных сетей, выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве.

Что касается Казахстана и стран СНГ, то здесь этот инструмент только начинает осваиваться. Он не получил повсеместного признания, до этого еще достаточно далеко. Пока удачных примеров - единицы. Особенно мало внимания уделяется аспекту использования социальных сетей в целях обучения.

В российских образовательных учреждениях также имеется опыт применения социальных сетей в учебном процессе. Так, например, на философском факультете Томского государственного университета накоплен интересный опыт использования социальных сервисов (социальная сеть «В контакте» и блог-хостинг “blogspot.com”) в обучении студентов гуманитарных факультетов. Есть опыт факультета искусств Шуйского государственного педагогического университета, активно использующего социальные сети как платформы обучения.

Опыт применения социальных сетей в учебном процессе казахстанских образовательных учреждений имеется, но на наш взгляд, пока небольшой. Например, в “Тwitter” насчитывается около 30 аккаунтов казахстанских вузов (из 139 фукционирующих вузов) или их отдельных факультетов. Некоторые школы Астаны и Усть-Каменогорска уже апробируют уроки с использованием социальных сетей. Лидирующую позицию по электронному обучению занимают Назарбаев школы. Сайты этих школ (nis.edu.kz) имеют приложения «Виртуальная школа» и «Каникулярная школа», где претенденты могут зарегистрироваться на обучение в региональной Интеллектуальной школе, получить задания и рекомендации по выполнению, получить индивидуальную консультацию педагога. Также здесь ученики могут просмотреть записи онлайн уроков и семинаров и разместить свои вопросы.

Определенный опыт использования возможностей интернета имеет Карагандинский государственный технический университет, где внедрена новая технология воспитательного взаимодействия университета с родителями студентов, которая позволяет наладить общение через почтовый сервер Зимбра.

Зимбра (ZimbraCollaborationSuite - Полноценный почтовый сервер и система групповой работы), благодаря которой родители, в первую очередь, оперативно получают отчеты об учебных достижениях своих детей. «Практическая значимость внедрения прямой и обратной связи университета с родителями заключается в возможности сформулировать пути улучшения образовательного процесса, оказании помощи педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных профессиональных знаний у студентов» .

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева запустил в 2011 году первую в Казахстане студенческую социальную сеть Enulife.kz, которая ориентирована на привлечение студентов к научно-инновационной деятельности. В этой сети создаются группы, возглавляемые учеными - преподавателями университета. Участие в студенческой социальной сети дает студентам дополнительное преимущество - их будут знать с лучшей стороны преподаватели, другие студенты, у них будет возможность испытать себя в научной работе. Таким образом, вовлекая студентов в сеть, ученые стимулируют их к научной работе и, одновременно, создают для них возможность быть членами определенного престижного сообщества.

Сегодня вузы должны использовать различные системы управления образованием. С их помощью вузы будут конкурентоспособными и предоставят студентам интерактивную, мобильную и вовлекающую в обучение и общение среду, соответствующую глобальным трендам на рынке.

Все эти тенденции развития социальных сетей создают ситуацию, когда всеохватность аудитории и одновременное использование максимального количества предоставляемых современными интернет-технологиями возможностей переводят образовательную активность на абсолютно другой, значительно более высокий уровень. Социальные сети - это не просто возможность пообщаться, это важный образовательный инструмент школы и вуза.

Список литературы:

  1. Данилина В. К народу через Facebook / Вероника Данилина // Советник, - 2010. - № 7. - С. 22-23.
  2. Социальная сеть. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Социальная_сеть_(Интернет).
  3. Хуторской А.В. Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. Интервью на «Радио Свобода», 2005 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

Богданова О.А.

В Википедии социальная сеть определяется как «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом».

1. Идентификация – возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают дату рождения, школу, ВУЗ, любимые занятия, умения, книги и т.п.

2. Присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте.

3. Отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, коллеги по работе и т.п.

4. Группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам.

5. Общение -возможность общаться с другими участниками сети. Например, отправлять им личные сообщения, комментироваться материалы, которые они размещают внутри социальной сети, делиться с другими пользователями значимой для них информацией.

Эти принципы позволяют педагогу создать свой виртуальный учебный класс, для организации которого можно использовать любую уже действующую социальную сеть ( Facebook , ВКонтакте) или построить свою. Ведь социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных детей. Вне школы они постоянно переписываются с кем-то в Интернете, комментируют посты друзей, обмениваются ссылками – виртуальный мир для них столь же привычен (а порой и гораздо более привычен), как и реальная жизнь. По опросам учащихся 5-11 классов выяснилось, что они проводят до 90 процентов своего свободного времени ВКонтакте.Социальные сети обладают невероятной популярностью. Так, социальная сеть ВКонтакте, появившаяся в октябре 2006 года, в июле 2007 зарегистрировала первого миллионного пользователя. Сегодня количество ее пользователей более ста миллионов человек. Кроме того, он признан сегодня одним самых популярных сайтов на Украине и в Белоруссии.

Сайт «Одноклассники» немного отстает от ВКонтакте и насчитывает более сорока миллионов пользователей по всей России. В отличие от форумов, блогов или многопользовательских ролевых компьютерных игр (MMORPG), где пользователь по тем или иным причинам часто выступает в роли «виртуала», в социальной сети обычно человек выступает под своими именем-фамилией, демонстрирует себя настоящего (иначе какой смысл в установлении контактов между выдуманными персонажами?). Очевидно, что для поиска контактов с учеником, для понимания его внутреннего мира, интересов информация, предоставляемая им в социальной сети, – интереснейший материал для мониторинга.

Перед педагогами открывается широкое поле для анализа: ученик сам представляет себя, свою личность, увлечения, жизнь. В традиционных форматах коммуникации «учитель-ученик» мы в основном можем довольствоваться лишь внешней, формальной, фактологической информацией (статистика, записи в классном журнале и проч.) об ученике, спровоцировать подростка на рассказ о себе непросто. А здесь мы видим постоянный, изменчивый по времени (что особенно интересно) диалог ученика с миром, который он учится вести в самых разных жанрах.

Если дети не находят ничего от этой виртуальной среды в школе, они воспринимают ее как нечто чужеродное.

На данный момент учащиеся выпускных классов весьма успешно используют социальные сети во время экзаменов для списования. Во время сдачи ЕГЭ в 2011 году около 350 тыс. школьников получили подсказки на вопросы контрольно-измерительных материалов (КИМов) через социальные сети. Это стало возможным из-за того, что преподавателям свойственно недооценивать возможности Глобальной сети.

Во Франции в 2011 году было анулированно 150 тыс. экзаменационных работ по математике, авторы которых воспользовались интернет-ресурсами при их написании.

Идея использовать социальные сети для обучения школьников и студентов на первый взгляд кажется странной. К примеру, родители традиционно воспринимают социальные сети как безусловное зло – ведь дети проводят в них огромное количество времени вместо того, чтобы читать учебники или решать задачи. Однако сторонники внедрения сетевых площадок для общения в образовании приводят ряд доводов, кажущихся вполне разумными.

Во-первых, социальные сети позволяют сделать обучение более индивидуальным: учащиеся, желающие глубже исследовать какую-либо тему или предмет, могут объединяться в сетевые группы, внутри которых будут публиковать ссылки на интересующие их материалы и вести дискуссии. На занятиях в класс такое погружение в вопрос невозможно.

Во-вторых, при помощи социальных сетей ученики могут в любой момент задать своему преподавателю пришедшие им в голову вопросы. Во время подготовки к экзаменам или при выполнении домашней работы часто выясняется, что некоторые существенные моменты, необходимые для выстраивания единой логической картины остались непонятны. Возможность прояснить для себя сложные моменты позволит ученикам лучше усваивать новый материал.

В-третьих, у учащихся возникает возможность обращаться к интересующим их людям – известным ученым, руководителям исследовательских проектов. До того, как появились сервисы, подобные Facebook , достучаться до нужного человека было намного сложнее -приходилось преодолевать множество промежуточных этапов, зная о предстоящей переписке многие даже не пытались связаться с кем-то за пределами школы или ВУЗа. Тогда, как более 500 миллионов людей активно используют Facebook для поддержания контакта с друзьями, обмена фотографиями и видео и регулярного обновления своих мыслей и действий. Более 200 миллионов людей по всему миру пользуются Twitter , сервисом позволяющим пользователям распространять текстовые сообщения о себе.

Проблемы использования потенциала социальных сетей в образовании связаны, прежде всего, с вопросами организации безопасности участников. Как правило, большинство социальных сетей предполагают, что участники размещают здесь свои анкеты и фотографии. Кроме того, социальные сети позволяют участникам обмениваться частными сообщениями, которые не контролируются остальными участниками.

Также во внеаудиторном общении учащихся и преподавателей по Интернету есть одна опасность – очень часто ученики забывают о субординации, по привычке обращаясь к учителю также как к приятелям и «френдам».

Молодые преподаватели, которые еще недавно были школьниками и студентами активно используют социальные сети и для них не составляет труда вывешивать домашние задания вFacebook или ВКонтакте, а также рассказывать об интересных дополнительных материалах в сообществах в «Живом журнале». А вот учителя постарше также как и родители не хотят принимать странный для них мир Интернет-общения и часто склонны рассматривать его как помеху на пути детей к знаниям. В настоящее время педагогов в принудительном порядке обязывают становиться пользователями внутренних социальных сетей учебных заведений, но, если учителей насильно заставить использовать в работе социальные сети, многие из них, скорее всего, будут делать это формально – только «для галочки». Так что энтузиастам внедрения социальных сетей в образовательный процесс необходимо, прежде всего, увлечь ими учителей старшего поколения. Ведь преподаватели, ставшие на путь информатизации, растут профессионально, возрастает их авторитет в ученической среде. Работа в сетевых профессиональных сообществах дает им новые идеи для дальнейшего поиска и экспериментов.

Литература:

1. Демина Г. Ю. Социальная сеть как педагогическое пространство - Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. – СПб: РЦОКОиИТ, 2008. - С. 80-90.

2. Моисеева О.Ф. Потенциал социальных сетей в образовании/ Тезисыконференции «Инфо-стратегия 2009». – Самара, 2009 -

3. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.

Фоминова Арина

Научно-исследовательская работа по информатике

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Некрасовская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа по информатике

Выполнила:

ученица 8 класса

Фоминова Арина

Научный руководитель:

учитель математики

Батяева Мария Сергеевна

Некрасово, 2013

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель нашей работы – раскрыть понятие «социальная сеть», выяснить как используют социальные сети в обучении ученики МОУ Некрасовской СОШ. Задачи: 1. Проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования. 2. Привести примеры использования социальных сетей в образовании. 3. Провести исследовательскую работу на базе Некрасовской МОУ СОШ. 4. Сделать выводы.

Социальные сети от слова «социум», то есть структурированное общество - объединение социальных объектов, которыми являются люди и группы людей. Таким образом, социальные сети позволяют выстраивать взаимоотношения между этими объектами в Интернете.

Социальные сети в образовании Комфортная и привычная для школьников среда. Широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации. Однозначная идентификация пользователей. Возможность фильтрации поступающей информации.

Интернет-проект Дневник.ру "Дневник.ру" предоставляет школам ряд бесплатных сервисов: "Общение" (страницы школ и отдельных пользователей, обмен сообщениями), "Учеба" (расписание уроков, оценки, домашние задания и персональный календарь), "Электронный дневник учащегося", "Электронный журнал учителя", "Электронная библиотека", "Конструктор школьного сайта".

Дневник.ру совмещает в себе три модуля: дистанционное обучение, управление школьным документооборотом, социальная сеть.

Вывод Неоспоримым достоинством социальных сетей является то, что они являются бесплатным ресурсом. Зачастую школы не могут позволить себе покупку дорогостоящего программного обеспечения для организации информационной среды школы. В таком случае, социальные сети стали бы незаменимым помощником в организации интерактивного виртуального взаимодействия школьников и учителей.

Практическая часть Анкета Какие социальные сети вы знаете? В каких социальных сетях вы зарегистрированы? Сколько времени вы тратите на общение? Какие функции социальных сетей вам наиболее интересны? Как вы могли бы использовать возможности социальных сетей в своей учебной деятельности?

Сколько времени вы тратите на общение? 0 мин До 1 часа 1-2 часа 3 часа 3-10 часов 12-23 часов 13% 6% 21% 26% 32% 4%

Как вы могли бы использовать возможности социальных сетей в своей учебной деятельности? ГДЗ Информация Общение Д З Книги Фильмы Никак 26% 40% 19% 49% 2% 2% 17%

Вывод На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что ученики Некрасовской МОУ СОШ используют социальные сети в большинстве своём только для развлечения и общения с друзьями.

Библиографический список http://novaya-shkola.su http://www.ph4.ru http://ru.wikipedia http://letopisi.ru http://sibac.info http://ru.wikipedia.org/wiki http://company.dnevnik.ru/about/ http://window.edu.ru

Сегодня педагоги активно обсуждают вопрос использования социальных сетей в образовании. Известны примеры успешного внедрения инструментария социальных сетей в образовательный процесс как в России, так и за рубежом.

Среди положительных эффектов учителя выделяют тот факт, что дети меньше используют социальную сеть для развлечений, если в ней организуется учебная деятельность. Кроме того, в социальной сети ребенок чувствует себя более комфортно, чем, например, на сервисах, организованных с помощью LMS, то есть систем управления обучением.

Организация общения в социальной сети

С одной стороны системы дистанционного обучения удобны для полноценного обеспечения учебного процесса, а с другой, дети, встречая непривычный и не совсем понятный интерфейс, воспринимают курс без энтузиазма и заинтересованности.

Модернизация Российского образования, в частности требует создания информационной среды. Так как тенденция активного применения сервисов социальных сетей все более явна, мы провели исследование возможностей их использования для организации работы школьного психолога или даже классного руководителя с целью профилактики суицида и депрессивных состояний у детей.

Известно, что наиболее популярной у подростков и молодежи от 10 до 24 лет является сеть “Вконтакте”. Есть разные мнения о вреде и пользе этой сети в частности и подобных ей, но здесь мы будем исходить из принципа, что запреты не решют проблемы. Нужно педагогу и психологу научиться использовать этот инструментарий для того, чтобы ребенок проводил в этой сети маскимально большее время с пользой.

Есть определенные механизмы общения в этой сети. Кроме того, учителю важно овладеть инструментарием общения.

Все пользователи социальных медиа имеют свою страницу, на которой выложена их личная информация в том объеме, который выбран ими самостоятельно. На своей странице можно разместить все виды мультимедиа материалов: фото, видео, аудио и текст. Для создания сообщений используется так называемая стена. Причем, установки определенных настроек хозяин указывает, кто может оставлять сообщения на стене: только он сам или любой другой пользователь.

Каждое новое сообщение имеет тему и текст, сопровождаемый, при необходимости мультимедиа. Сообщение, созданное на стене пользователя социальной сети “Вконтакте” автоматически отображается в ленте новостей у каждого из его друзей. Таким образом, друзья всегда могут быть в курсе событий друг друга.

Чтобы стать другом определенного пользователя, нужно отправить ему запрос в виде текста об этом. Если запрос будет утвержден, дружба считается состоявшейся и оба пользователя числятся в списках друзей друг у друга.

Для удобства ранжирования друзей создаются так называемые группы. Группу или сообщество может создать любой пользователь. Для группы выделяется собственная страница со стеной и всеми остальными инструментами. Писать сообщения на стене может как руководитель группы, так и члены группы, в зависимости от настроек.

Как может использовать учитель социальные сети в образовании

Учителю, чтобы успешно отслеживать эмоциональный настрой своего класса и каждого ученика, следует создать классную группу. Но прежде, естественно, нужно зарегистрироваться в этой сети. Также желательно подать заявку на то, чтобы стать другом всем своим ученикам.

В результате учитель может оставлять сообщения на своей стене и они сразу будут попадать в ленту новостей его учеников. Следовательно, учитывая, что 45% среднестатистических пользователей 14-24 лет, зарегистрированных в сети “Вконтакте” заходят туда ежедневно, можно предполагать, что ребенок по крайней мере увидит это сообщение. Будет ли он его читать, уже зависит от самого сообщения и отношения ребенка к учителю.

Для учителя важно периодически “прогуливаться” по страницам своих учеников, обращая внимание на статусы и аватары, выставленные ими на данный момент.

Как анализировать полученную информацию

Для анализа настроения и общего психологического состояния ученика можно пользоваться известными методиками: шкалой социально-психологической адаптации (СПА), опросником Басса-Дарки на выявление агрессии и чувства вины, методикой оценки способов реагирования на конфликтные ситуации, методикой первичной диагностики детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук), методикой выявления уровня самооценки (Е.В. Сидоренко), диагностическим опросником для выявления склонности к различным формам девиантного поведения (ДАП-П), экспресс-методикой «Прогноз» для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, методикой экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (опросник Айзенка), методикой диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Некоторые дети открыто могут написать о своих проблемах на стене. Некоторым трудно это сделать, но написать приватное сообщение ребенок готов. Известно, что написать какое-то трудное признание легче, чем высказать его вслух в очной встрече. Кроме того, свое влияние оказывает тот факт, что среда социальной сети привычна для ребенка. Он здесь не боится и готов к откровениям.

Все это должны использовать классный руководитель и школьный психолог для профилактики депрессивных состояний и суицида у детей.

Социальные сети в образовании, на наш взгляд, надо рассматривать как инструмент. Тем не менее, вопросы безопасности общения в социальной сети остаются открытыми. С этой стороны важно научить детей, как правильно организовывать свое общение в социальной сети, показывать им существенную разницу между настоящей дружбой и «дружбой» в рамках социальной сети.

Сумму можно указать любую.

М.Д. ГОРЯЧЕВ , заведующий кафедрой педагогики Самарского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
М.М. ГОРЯЧЕВ , ассистент кафедры педагогики Самарского государственного университета, кандидат педагогических наук
Н.В. ИВАНУШКИНА
В.В. МАНТУЛЕНКО , доцент кафедры педагогики Самарского государственного университета, кандидат педагогических наук

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ новых информационных технологий, медийных средств в обучении становится все более распространённым явлением в современном российском образовании. Вузы внедряют в свою работу различные онлайн-платформы (например, Moodle, Joomla, Edmodo, Blackboard) для развития учебных коммуникаций между студентами и преподавателями. Как правило, материалы, генерируемые на этих ресурсах, позиционируются как учебные или обладающие образовательным потенциалом, однако зачастую не обладают этими качествами. Представленные в концентрированном виде процессы во время обучения оффлайн - усвоение знаний, выработка умений, закрепление навыков, формирование мотивации, обеспечение контроля, проверки и оценка результативности обучения - практически не отражены в совокупности в онлайн-среде.

Мониторинг инновационного поведения населения России, организованный исследователями Высшей школы экономики (К. Фурсов и Е. Чернович) с целью выявления каналов непрерывного образования, показал, что в 12 процентах случаев получение новых знаний происходило с использованием хотя бы одной из возможностей интернета. Этот показатель в двенадцать раз превышает тот, что был зарегистрирован в 2006 году . На основании данных мониторинга учёные выделяют формы получения новой информации - от общения на тематических сайтах до участия в дистанционных семинарах, вебинарах, прослушивания аудиолекций, просмотра видеороликов. Однако приведённая аналитика не дает ответов на актуальные вопросы. Является ли полученная информация знанием, которое можно с пользой применить в будущем? Является ли обучение онлайн таковым само по себе, в условиях самостоятельного изучения? Какими характеристиками, свойствами и отличиями от «классического» способа получения знаний оно обладает? Более того, сами авторы исследования отмечают, что в ходе научной работы внимание уделялось самообразованию, при котором получение знаний не сопровождалось официальной сертификацией и существовало вне обязательных образовательных программ.

Исследование применения онлайн-технологий в обучении студентов в аудитории и дистанционно (С. Хилтон, Дж. Грэхэм, П. Ричи и Д. Уайли) показывает, что для изменения организации традиционного процесса обучения, помимо разработки плана занятий, необходимо привлекать дополнительные ресурсы и знания. Речь идет о времени коммуникации, правилах построения коммуникации в сети, создании дополнительных типов интеракций между учащимися онлайн и оффлайн, определении ролей и зон ответственности между инструктором и преподавателем .

Значимой исследовательской проблемой в изучении онлайн-образования является разработка программы по подготовке учебных курсов с оптимальным распределением времени, управлением онлайн и оффлайн интеракциями, формами обучения и адекватной проверкой транслируемых знаний.

СИНТЕЗ «классических» аудиторных форм преподавания и современных компьютерных технологий, четкое определение целевой группы учащихся (например, студенты-заочники, студенты с ограниченными возможностями здоровья) создают условия для использования уникального электронного ресурса в профессиональном образовании - социальную образовательную сеть .

Многие эксперты возражают против узкого понимания информатизации образования, делая ставку не на автономные системы управления обучением, представляющие собой универсальные инструменты для подготовки содержания учебного материала, сбора сведений об успеваемости, проведения тестирования и прочего, а на социальные сети. Последние выступают в качестве средства построения собственного учебного или рабочего пространства и расширяют возможности для совместной работы участников учебного процесса.

Для изучения результативности использования социальных сетей в обучении авторами был проведен опрос, в котором участвовали 289 студентов самарских вузов (СамГУ, СГТУ, СГЭУ) и 21 преподаватель из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Использовались инструменты анкетирования Google Documents. Подсчёт частотности упоминаний ответов респондентов был проведен с помощью специализированного программного обеспечения для работы с текстами NVivo.

В ходе опроса изучались техническая оснащенность студентов и преподавателей, виды потребляемой ими информации в сети, затраты времени на эту работу, опыт обучения и преподавания с помощью тематических интернет-сайтов и социальных сетей, желание использовать возможности сетевого обучения в собственной практике, способы получения и применения информации в режиме онлайн, отношение учащихся и преподавателей к обучению с помощью социальных сетей.

Положительный тренд применения социальных сетей в обучении подтверждается интенсивностью и продолжительностью времени работы с ними: 8 процентов участников опроса подтвердили, что не используют социальные сети в обучении, 16 - являются постоянными пользователями, 46 - часто прибегают к помощи социальных сетей в обучении, а 30 процентов - пользуются, но редко.

К положительным моментам использования социальных сетей в обучении 34 процента опрошенных отнесли экономию времени, 30 - доступность информации, 25 - мобильность. С другой стороны, серьезные опасения вызывают значительные затраты времени на использование социальных сетей, что идет в ущерб аудиторной и домашней работе. На это обстоятельство указали 17,5 процента респондентов. Также 12 процентов участников опроса опасаются, что возможность интенсивного общения будет отвлекать от первоначальной цели. В свою очередь, 8 процентов анкетируемых негативно относятся к открытости сетевых образовательных ресурсов.

Участники опроса отметили, что в процессе обучения можно широко использовать различные функции социальных сетей, а именно: возможности чата для групповой работы - 48 процентов, комментирование работы преподавателя и сокурсников - 47 процентов, просмотр и подготовку презентаций - 47 процентов, публикацию постов и сообщений в тематических группах - 44 процента, прослушивание аудиолекций - 44 процента, участие в вебинарах и видеоконференциях - 42 процента и ряд других (см. рисунок).

К числу отрицательных моментов использования социальных сетей в учебных целях 12 процентов опрашиваемых отнесли опасность получения недостоверной информации из ненадежных источников - в отличие от получаемой от преподавателей или из рекомендованных ими источников. Кроме того, существует вероятность, что материал, в основе которого лежит недостоверная информация, будет использован впоследствии как источник знаний.

Применение ресурсов информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей в качестве дополнительных средств обучения, форм его организации создает условия для модернизации отечественного образования, обеспечивает его доступность, демократичность, способствует качеству академической подготовки будущих бакалавров, магистров, специалистов.

  1. Соболевская О.В. Интернет станет главным помощником в деле самообразования // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.opec.ru/1715182.html (Дата обращения 04.07.2014).
  2. Graham C.R., Hilton J., Rich P., Wiley D. Using Online Technologies to Extend a Classroom to Learners at a Distance // Distance Education. 2010. 31(1). P. 77-92.
  3. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // «Вестник Самарского государственного университета». 2014. № 5(116). С. 220-227.