Исследовательский проект «Почему русская народная песня живет и по сей день? Cочинение на тему Народные песни

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Никулинская основная школа муниципального образования

«Николаевский район» Ульяновской области

Исследовательский проект

«Почему русская народная песня живет и по сей день?»

Выполнила ученица 4 класса

Русакова Ульяна

Руководитель: Пчелякова Н. В. -

учитель начальных классов

2016 год

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-6

    Цели и задачи исследования……………………………...3

    Методы исследования………………………………………4

    Предмет и объект исследования…………………………..5

    Гипотеза ……………………………………………………...5

    Актуальность исследования………………………………6

Раздел 1. История русской народной песни…………………..7-13

1.1. Русская народная песня ……………………………...7-9

1.2. Собиратели народных песен…………………………10

1.3 Исполнители русской народной песни……………...11-13

Раздел 2. Песенная судьба моей семьи………………………...14-16

2.1.Начало моей любви к песне - мамина песня……….14

2.2.Песенная судьба моих предков……………………….15

2.3.Песни моего сердца……………………………………..16

Раздел 3. Практическая часть…………………………………...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………18

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: определить значение русской народной песни.

Задачи исследования:

Познакомиться с историей народной песни;

Изучить песенное народное творчество;

Проанализировать материал по выбранной теме;

Исследовать песенные народные традиции семьи, односельчан;

Предположить, долго ли они будут существовать;

Выяснить насколько хорошо знаем мы песенную культуру своего народа.

Методы исследования:

Работа с научной и справочной литературой;

Наблюдение;

Опросы местных жителей,

Анкетирование сверстников;

Интервьюирование;

Систематизация собранного материала;

Математическая обработка данных.

Предмет исследования – народная песня.

Объект исследования – песенная нить в судьбе семьи.

Гипотеза - Я предполагаю, что русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Время оставляет след: вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя, она - в песне народного творца, в летописи времени. Перелистывая страницы этой удивительной летописи и задержимся на тех из них, которые ожили в звуках, став одним из прекраснейших творений человека – песней!

Свою работу я посвящаю Русской народной песне.

Русские народные песни окружали меня с самого раннего детства: их пела моя прабабушка, поют бабушка и мама. Каждый раз, слушая русские народные песни на уроках музыки, по телевидению, передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день?

Актуальность исследования:

Духовное возрождение современного человека;

Фольклор нашего села уникален, самобытен и неповторим, так же как и культура нашей семьи;

Песенная культура жива, пока есть люди, исполняющие старинные фольклорные произведения народа.

Данная исследовательская работа проводилась на основе семейного архива семьи Русаковых - Стадниченко, воспоминаний родственников и односельчан, проживающих в селе Рызлей Николаевского района, изучения специальной литературы о фольклоре, интернет-материалов о народном песенном творчестве; интервью с исполнителями старинных песен.

Раздел 1. История русской народной песни

1. 1.Русская народная песня.

В истории русской культуры большое значение имело народное творчество. Одном из направлений народного творчества является народная песенная поэзия.

Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни - непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью.

Русские народные песни подразделяют на:

Песенный эпос

    былины (южнорусские, среднерусские, сибирские);

    северная эпическая традиция;

    исторические песни;

  • небылицы и скоморошины;

    песни в сказках.

Календарные обрядовые песни

    поздравительные зимние (колядки, щедровки)

    святочные (см. Святки);

    масленичные;

    весенние (веснянки, пасхальные);

    песни пахоты и сева;

    вознесенские;

    летние (купальские песни);

    толочные, покосные, жатвенные.

Семейные обрядовые песни

    обряды рождения и пестования (пестушка);

    плачи и причитания;

    свадебные;

    колыбельные.

Традиционные лирические

Трудовые песни.

Отходнические песни

    бурлацкие;

    чумацкие;

    ямщицкие;

    солдатские;

Удалые песни

    разбойничьи;

    каторжные и ссылочные;

    тюремные (блатные).

Шуточные, сатирические, частушки, припевки, страдания.

Песни литературного происхождения.

Казачий воинский репертуар.

Жанровые песни, связанные с хореографией

    хороводные;

  • песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску;

    поздние танцы.

Передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали записывать и изучать ее, кто первый догадался, что это необходимо?

Конечно, точных ответов на этот вопрос найти трудно. В своей работе я попыталась познакомиться с известными собирателями песни.

1.2.Собиратели народных песен.

Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Имя очень известное. Действительно, великий собиратель. Кроме «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрания пословиц, он записал много сказок и песен. Записанные им песни отдал Петру Киреевскому, издавшему многотомное собрание русских песен. Это был XIX век, когда действительный интерес к фольклору был огромным.

Петр Васильевич Киреевский (1808-1856) - знаменитый фольклорист, исследователь древнерусской культуры, знал семь языков, занимался переводами произведений Байрона, Кальдерона, Шекспира. Он создал уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тысяч песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике.

Митрофа́н Ефи́мович Пя́тницкий (1864- 1927) - русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен. Он основатель и художественный руководитель русского народного хора. «Народная песня, - говорил М. Е. Пятницкий, - это художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и её надо спасать».

1. 3.Исполнители русской народной песни.

Замечательные артисты, которые оставили свой глубокий след в русской культуре, это Мария Николаевна Мордасова, Лидия Андреевна Русланова, Людмила Георгиевна Зыкина, Геннадий Заволокин.

Мария Николаевна Мордасова (1915-1997) - советская певица, исполнительница русских народных песен и частушек. Народная артистка СССР (1981). Герой Социалистического Труда (1987). Родилась 1915 году в деревне Нижняя Мазовка в многодетной крестьянской семье Яркиных. Пела в школьном хоре, затем в сельском клубе. Работала дояркой. В 1938 году году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове.

Самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок.

Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году в крестьянской семье. В пять лет осталась сиротой и до 1914 года росла в сиротском приюте. Мама умерла, а отец погиб в русско- японской войне. Работала на мебельной фабрике. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и до 1917 года служила в санитарном поезде. После революции выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Людмила Георгиевна Зыкина. Народная артистка Советского Союза. Родители Людмилы родом из деревни. Люда в детстве не хуже мальчишек играла в хоккей, любила слушать голоса лесных птиц. Люду приняли в хор имени Пятницкого. Честь была большая. Для бабушки песня была делом домашним, а для Люды стала делом жизни. Людмила Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.

Геннадий Заволокин, руководитель ансамбля «Частушки». Когда у Геннадия спросили, откуда пришла к нему такая популярность, он ответил: «Жили мы два брата, играли на гармони. Говорят, не плохо играли. Потом, волей случая, попали на телевидение, снялись в одной программе, посвященной народной песни, оттуда и пришел успех». Тогда и родилась передача «Играй, гармонь». Сегодня нет с нами Геннадия Заволокина, но песня его живет, и живет передача «Играй, гармонь». Инициативу подхватили его сын Захар и дочь Анастасия.

Хор «Ладушки». Я живу в селе Рызлей. В нашем доме культуры есть хор народной песни «Ладушки». Образовался он очень давно. Моя бабушка поёт в хоре. Мне очень нравятся песни в исполнении хора «Ладушки». Народный хор «Ладушки» известен не только в нашем селе, районе, но и далеко за его пределами. Он являются победителями и лауреатами многих конкурсов в районе, многократными дипломантами краевых конкурсов и фестивалей. Основа репертуара – русские народные песни.

Раздел 2. Песенная судьба моей семьи

2.1.Начало моей любви к песне - мамина песня.

Кто из нас не помнит маминых колыбельных песен? Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык.Главное назначение этих песен – влиять на поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляющее.

Баю-баю-баиньки,
Прибежали заиньки:
Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки.

Эту колыбельную я знаю с раннего детства. Пела мне ее моя мама Русакова Екатерина Викторовна. А мама узнала эту колыбельную от своей бабушки. Много запомнила мама бабушкиных коротеньких песенок.

2.2.Песенная судьба моих предков.

Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. Живёт женщина именно с такой родниковой душой – Русакова Л.А. моя бабушка. Казалось, что нет на крестьянской земле того, чего она не знает. Песни она поёт старинные, причудливые. Старые песни она поёт с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы:

Моя бабушка вспоминает беседы со своей бабушкой и живописно передает трогательную атмосферу детства и самобытный фольклорный колорит.

«В горнице рассаживались на лавки и скамьи. Девки садились отдельно от парней. Начинали с россказней, загадок, сказок, прибауток. Только потом песни запевались. Весной в теплые дни и летом собирались уж на воздухе: когда у чьих-либо ворот, когда прямо за околицей. Если была гармошка или балалайка, то пели чаще частушки или любовные припевки».

Современному человеку, не слышавшему подлинных народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по-настоящему понять их значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их.


2.3.Песни моего сердца.

Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна! Не так часто приходится в современном ритме жизни встречаться и петь. Для современного человека это большая редкость. Но в нашей семье есть хорошая традиция отмечать дни рождения, большие религиозные праздники.

Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей России и ее маленькими частями - нашими селами. Трудно доподлинно народно исполнить старинную песню. Приходится осознавать факт, что песня жива, пока живы исполнители.

Моя любимая песня «Соловушка».

В роще пел соловушка, там вдали,

Песенку о счастье и о любви.

С чарами не справишься,

Век ты будешь мой,

Ой, как ты мне нравишься,

Ой-ёй-ёй-ёй.

От задора русских песен светлееют лица моих друзей, душа раскрывается.

Получается, что я с детства «окутана» русским фольклором.

Раздел 3. Практическая часть.

Познакомившись с разнообразным материалом о народной песне, мне захотелось узнать мнение учащихся МОУ Никулинской школы о народной песне.

Учащимся 1-8 классов была представлена следующая анкета.

1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?

2.Какую музыку ты любишь слушать (современную, классическую, зарубежную, русскую, народную)?

3.Какие народные песни ты знаешь?

4.Нужна ли нам народная песня?

5.Назовите известных вам исполнителей - солистов народных песен?

6. Какие народные коллективы ты знаешь в нашем районе?

Анализ результатов анкетирования.


На вопрос, какие ты знаешь народные песни, большинство ребят ответили «Калинка», «Ой, мороз», «Во поле береза стояла». 90% ребят ответили, что русская народная песня нужна. Чтобы продолжить историю прошлого. И лишь 10% ответили, что нет. Из народных исполнителей отметили Надежду Бабкину, Людмилу Зыкину и Надежду Кадышеву, Пелагею.

Из народных коллективов «Золотое кольцо», «Бурановские бабушки», «Ладушки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследовательскую работу, можно сделать следующие выводы. Сегодня молодежь увлекается легким жанром. Как не потерять это великое песенное искусство? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, и мы, вдруг, понимаем, что не спросили у них, как они жили, о чем пели. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.

Народная песня – зеркало жизни народа. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется».

Любите русскую песню!

Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Русская народная песня «Тонкая рябина»

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина,

Головой, склоняясь до самого тына.

Там, через дорогу, за рекой широкой,

Так же одиноко дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине, к дубу перебраться,

Я б тогда не стала гнуться и качаться.

Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»

Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалась я белёшенько.

Ой-ли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!

Надевала черевички на босу,
Я гнала свою корову на росу.

Я гнала свою корову на росу...
Повстречался мне медведь во лесу.

Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.

Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.

Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!

Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.

Ох, мать, моя матушка,
Ты зачем меня на свет родила?

Уж ты умную, таланливую,
Чернобровую, догадливую?

Русская народная песня « Посею лебеду»

Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Издревле песня сопровождала русского человека. В работе и во время отдыха, в суровые будни и в праздники, в горе и в радости – песня шла рука об руку с народом, дышала его заботами, думами, бытом. Песня слышалась русскому человеку в шуме ветра, в шелесте листвы дремучих лесов, в плеске широких рек, в птичьем переклике да в топоте копыт.

Так что же это такое — загадочная русская песня? Откуда она взялась?

Писатель Николай Гоголь, воспевший широту русской души в своих произведениях, писал о песне: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях».

Первые народные песни родились вместе с обрядовыми напевами славян. Они были посвящены языческим богам или праздникам, которые всегда отмечались широко и весело. Это масленичные , полные озорства и радости; и песни-веснянки , напевами которых кликали приход весны; и подблюдные песни, которые юные девицы пели во время святочного гадания. Без песни не обходились ни рождение ребенка, ни разгульные свадьбы, ни похороны, песни для коих прозвали плачами.

Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины , которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах. Исполняли их под перебор на гуслях, в широком кругу слушателей, и посредством музыкального повествования рассказывали детям о старинных легендах и ушедших эпохах – татаро-монгольском иге, Смутном времени, крещении Руси.

Однако песни исполнялись не только во время отдыха – они помогали легче переносить ношу ежедневного труда. Крестьяне пели во время пахоты, сева и жатвы, обращаясь к кормилице-земле, песенным ритмом помогая слаженному темпу тяжелой работы. Известны тягучие, разухабистые песни бурлаков , тянущих по колено в воде громадные баржи и корабли.

Еще в петровские времена родились солдатские песни, превозносящие доблесть, честь, смелость и отвагу. А в кавказских войнах 19 века приобрели популярность казачьи песни, в которых так и слышится свист шашки да галоп резвого скакуна. Кстати, именно в 19 веке интерес к народной песне настолько вырос, что многие композиторы, историки и филологи отправились в путешествие по русским деревням, собирая бесценные, уникальные мелодии и тексты, которые сливаются в бесконечно глубокую по смысловым и эмоциональным оттенкам русскую песню. Именно тогда репертуар народных певцов пополнился новыми мотивами. О русских песнях с восхищением высказывались знаменитые писатели и поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев и другие деятели золотого и серебряного веков литературы.

А в 1911 году впервые выступил крестьянский хор имени Пятницкого, слава о котором прокатилась по всей России. Хор Пятницкого утвердил народную музыку как высокое искусство , вывел её на большую сцену. «Главный певец страны» Федор Шаляпин любил исполнять народные песни не меньше, чем оперные арии, за которые он получил мировое признание.

Во время Великой Отечественной Войны обновился жанр солдатской и военно-патриотической песни, родились новые мелодии, трогательные и воодушевляющие стихи.

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе - фолк-музыкой или музыкальным фольклором.

Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.

Формирование народной музыки

Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки.

В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ - анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Религиозные истоки народной музыки

Вопрос взаимосвязи музыки народной и духовной остро стоит по сей день. С одной стороны, религиозные песни, приобретая популярность в народе, постепенно переходили в категорию народной музыкальной традиции. В частности, так случилось с религиозными рождественскими песнями в Польше, Франции, Англии и Германии, которые со временем стали считаться народными (коляды, кароли, ноэли…). С другой стороны, часто народная музыка развивалась в противовес религиозным канонам.

Этапы эволюции народной музыки

Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора.

Первый этап касается истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе - с другой.

Второй этап развития народной музыки - когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки.

Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта - разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Однако ввиду различия общественно-исторических особенностей, народная музыка в разных странах на современном этапе развивается по-разному. В частности, в восточных странах не наблюдается как такового разделения народной музыки на крестьянскую и городскую традицию, как в Европе.

Если рассматривать европейскую народную музыку, то в ней четко прослеживаются все три выше изложенных этапа развития. Так, древнейшие формы фольклора эпического и обрядового перешли в период лирических жанров в Средневековье, а на современном этапе обзавелись письменной формой и танцевальным сопровождением.

Для того, чтобы полюбить, сжиться и сродниться с русской народной песней, достаточно её несколько раз услышать и спеть. Песня эта – выражение народных чувств. Русские народные песни знакомы нам с детства. Выучить наизусть такую песню не составляет труда – кажется, что ты её давно откуда-то знаешь.

Русские народные песни – кладовая народного творчества. Они давно обратили на себя внимание. Народная песня – это музыкально-поэтическая композиция, в которой неизвестно что ценнее: музыка или поэзия. Попытаться проникнуть в биографию замысла русской народной песни сложно. Автор её неизвестен, как она родилась, менялась, дополнялась – никто не знает. Что почерпнуто авторами песни из жизни, а что создано лишь их воображением – ни один не возьмётся ответить на этот вопрос. У каждой русской песни свой путь к известности. Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.

Вот как говорил один из исполнителей русской народной песни:

— Запою я хорошую русскую песню, сидючи за столом, да с ржаным хлебом и квасом; а не будет ни хлеба, ни кваса, запою и на тощее сердце, водицей прихлёбывая, запою на радость нашему вечеру, во славу этому красному денечку, запою на утеху завтрашнему дню, на встречу новому утру.

Главная ценность русской народной песни заключается в том, что она до сих пор живёт и здравствует, в то время как песни других народов представляют интерес постольку, поскольку они – объект археологического исследования.

Песни разных местностей разнятся между собой и то являются вариантами уже записанных ранее песен, поющихся чуть ли не повсеместно, то представляются чисто местными, незнакомыми в других областях, часто слагаясь под впечатлением каких-либо местных событий.

Притом же русские народные песни – это не памятники только старины: живой народ ведёт живую жизнь и слагает свои песни почти непрерывно, а потому понятно постоянное внимание к песням, понятна необходимость в появлении новых сборников.

Часто персонажами русских народных песен бывали птицы:

Ждала, ждала канарейка соловья,
Ждала, ждала молоденька соловья –

А что долго молоденький не летит?
А что долго соловушек не летит,
А что долго удаленький не летит?..

Песнями об Иване Грозном начинается ряд русских народных песен, которые могут быть названы историческими, то есть теми, которые напрямую связаны с реальной историей. Исторические песни – из той же серии, что и историческая повесть, роман, драма, баллада. О каких серьёзных событиях говорится в исторических песнях? О Семилетней войне, о турецких и шведских воинах Екатерины, о войне с Наполеоном 1812 года…

О многом поётся в русских народных песнях. Поётся с душой, с любовью.

Пусть живёт и царствует русская песня в наших сердцах!

Районная научно-практическая конференция учащихся

Секция «Мир моих увлечений»

Тема: «Народная песня – зеркало народной жизни»

Работу выполнил

Иванова Елизавета,

учащаяся 4 класса «Б»

МБОУ «СОШ №56»

Научный руководитель:

Лыченкова Ирина Витальевна,

учитель музыки

МБОУ «СОШ №56»

Новокузнецк 2015 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4

Основная часть…………………………………………………………………..5-11

Заключение……………………………………………………………………....11-13

Список используемой литературы……………………………………………..13

Введение

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как работали, как отдыхали. Какие они соблюдали обычаи и традиции? Ответить на этот вопрос – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят нас с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Песни – это самый популярный и массовый жанр фольклора. Их поет весь народ от мало до велика. Поистине, песня – это душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народного нравственного – эстетического идеала целые поколения. Благодаря своей задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

Среди обучающихся 4 –х классов МБОУ «СОШ №56» мною был проведен опрос по теме: «Русская народная песня». (Слайд 2) Задавались следующие вопросы: Нужна ли нам народная песня? Какие записи русских народных песен есть у вас дома? Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему? О чем поется в русских народных песнях? Какие народные коллективы нашего города вы знаете?

Анализ результатов диагностики.

Было опрошено 130 учащихся . Исходя, из результатов анкет выяснилось, 87 % учащихся на вопрос «Нужна ли народная песня» ответили, что нужна. Песня нужна, чтобы узнать, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие они соблюдали обычаи и традиции. Был и такой вариант ответа: чтобы подарить радость любителям русской народной песни. 13 % ответили, что песня не нужна.

На вопрос, «Какие записи русских народных песен есть у вас дома» 93% отметили записи концертов Надежды Бабкиной, 23% - Надежды Кадышевой, 12% - Людмилы Зыкину и 7% ответили, что у них нет записей русских народных песен.

На вопрос, «Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему» учащиеся выделили песни, которые проходили на уроке «Солдатушки, бравы ребятушки », «Светит месяц», «Частушки», «Ой, мороз», «Калинка».

«О чем поется в русских народных песнях?» 93% ответили, что о любви и нелегкой женской доле на Руси. 7% - о том, чем жил человек, о том и пел.

На вопрос, «какие народные коллективы нашего города ты знаешь» 97 % отметили ансамбль «Ромашка» и 3% ответили - не знаю.

Исследуя работы, я пришла к выводу, что в настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором, многие так и не заинтересованы русским народным творчеством. (Слайд 3)

Цель работы: привлечь внимание моих сверстников к русским народным песням.

Задачи:

1. Выяснить, насколько хорошо мы знаем культуру своего народа.

2. Анализ русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…»

3. Изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме.

Объект моего исследования: русская народная песня.

Предмет исследования: протяжная лирическая русская народная песня.

В качестве гипотезы я предполагаю следующее: русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Основная часть

Песня всегда была рядом и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти. Русская народная песня - , слова и которой сложились исторически в ходе развития . У народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Русская народная песня самобытна, красочна, ее мелодия глубоко раскрывает сюжет, создает единый, законченный художественный образ. На уроках музыки мы выделили особенности русских народных песен: (Слайд 4)

1.Старинные слова;

2.Внутреслоговые распевы;

3.Соло и подхват;

4.Ак капелла;

5.Напевность, протяжность;

6.Название равно началу.

Народная песня, как звучащая летопись, раскрывает историю нашего народа. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой огромную баржу - всюду ему помогала песня. Пели и за рукодельем, пели о тяжелой женской доле. Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения то не было на рассказ и пение. Бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть и сплясать и сказочку рассказать. Русские народные песни подразделяют на жанры и виды. Самую подробную классификацию я нашла на сайте интернета «Википедия». (Слайд 5)

Эпические народные песни:

1.Былины

2.Исторические песни

3.Баллады

Обрядовые народные песни:

1.Песни календарного круга

2.Обрядово-бытовые (свадебные, погребальные, плачи – причитания, колыбельные и др.)

Хороводные, игровые, плясовые песни:

1.Лирические хороводные (круговые хороводы шествия)

2.Комедийно – шуточные

3.Скорые хороводные

4.Удалые молодецкие

5.Беседные, гостевые и др.

Трудовые народные песни:

1.Сельские (посевные, жатвенные)

2.Фабричные

3.Бурлацкие (артельные, и др.)

Песни революционной борьбы:

1 Революционные песни борьбы и протеста

3.Патриотические песни и др.

Городские народные песни. Частушки:

1.Российская песня

2.Городская песня

3.Припевки, припляски

4.Страдания и др.

Протяжные лирические песни:

1.Женские лирические (семейно-бытовые, любовные)

2.Мужские лирические (любовные, ямщицкие, рекрутские, солдатские)

3.Общие лирические и др.

В тех песнях, в которых ведется разговор о судьбе каждого человека: о том, что ему дорого, что он любит, о чем печалится, о чем мечтает, называют лирическими. Именно лирическим песням я хочу посвятить свою работу. Им свойственны плавные мелодии на широком дыхании, пропевание нескольких звуков на один слог. Поэтому эти песни еще называют протяжными. Чувства людей или события, описываемые в песне, часто сначала как бы переживаются в природе:

Не дождичком бело лицо смолкло -

Смочило бело лицо слезами.

Не морозом ретивое познобило –

Полюбило сердце тоской-кручиной.

Песни-размышления, песни-мечтанья, песни-рассказы о пережитом. Мелодии этих песен задушевные, с частыми вздохами «аи», «ой», темп неспешный, неторопливый.

У народа много песен о родном доме, о разлуке с ним. Ведь в крестьянских семьях каждый ребенок был лишним ртом, и его старались отдать «в люди», т.е. в работники. Девушек выдавали замуж, навсегда в чужую семью, а юношей забирали в рекруты (на службу, которая длилась 25 лет). Человек тосковал по родным батюшке и матушке, и тоску эту изливал в пес­нях. Умирает раненый боец во чистом поле, в последний час мысли его о родном доме. Человек счастлив, когда он чувствует себя вольным, свободным, когда рядом с ним дорогие, близкие родные люди. И в последний час мысли человека обращены к родному дому.

Человек не может жить без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество песен. В них - о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкою, рядом и глядят, не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются, и радости их завидуют. Но таких песен немного.

Чаще добрый молодец и красна девица разлучаются, потому что предстоит «ясному соколу» дальняя дороженька или потому, что любил-любил молодец девицу, да «спокинул»:

Ванечка, ты мой, миленький дружок,

Да куда же ты, соколик, уезжаешь,

На кого ты меня спокидаешь?

Остаюсь одна я в горе,

Во слезах, как в море.

Особенно тяжела разлука, когда выдали девицу замуж за другого. И поет добрый молодец: «Прощай, радость, жизнь моя!»

На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» – «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – «слезами полита»… Все как в сказке.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной. (Слайд 6)

Песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» построена в форме диалога девушки и матери. Глядя в ноты, можно увидеть Тему дочери и Тему матери.

Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения. Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств. Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике). Покорность, смирение с безвыходной ситуацией.

Песня звучит напряжённо, в миноре. Почему героиня песни так встревожена?

Понять смысл песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Посмотрите на картины «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, (Слайд 7) В.В.Пукирёва «Неравный брак» (Слайд 8), (Слайд 9) «Сватовство майора» Павла Федотова.

Какие эмоции переживают героини этих картин? Смятение, тревога или покорность своей доле? Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Свадебные песни привлекают нас ясностью формы, гармоническим сочетанием слова и музыки, откристаллизованностью интонаций. Наиболее ярко запечатлены семейные взаимоотношения, тяжелое положение женщины в патриархальной семье в этих песнях.

...Избывал ты меня, родный батюшка, Единым - то вечером.

Ты хотела меня, родная матушка, Во терем - то посадить.

Посадила меня, родная матушка, Во тоску - кручинушку.

Сегодня вряд ли кто-то соблюдает все правила проведения свадьбы. Наверное, из традиционного обряда остался только выкуп невесты. И уже точно никто не поет обрядовых песен на свадьбе.

Есть некоторые моменты, объединяющие все народные песни – это символы.

Горькая полынь в русской народной поэзии - это символ тоски, печали. Тосклива и печальна была жизнь народа порабощенной Руси.

... Ну и вот, жена, те работница,

С Руси русская полоняночка...

Полоняночка, с Руси русская,

Она глазами лебедей стережет,

А руками кудель пряжет,

А ножками колыбель колышет...

Такие образы, как месяц - символ отца, солнце - матери и звезды - детей, а также месяц-молодец (муж) и зорюшка-девушка (жена).

Довольно широко в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Так, символом молодца в них чаще всего являются соловей, сокол, селезень и голубь. Символом девушки в них являются белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, в песнях выступает серая кукушка.

Еще шире, чем из мира птиц и животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина и сладка вишня. Птица клюет вишню - молодец сватает девушку и т. д.

Символом женщины в народных лирических песнях, как правило, являются груша, сосна, рябина и осина.

В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.

Свадебные песни были и веселые (для гостей), и грустные (невесту оплакивали).

Заключение

В дружном кругу, в одиночестве и в шумной компании, в минуты радости и печали - повсюду с нами песня. Старинные и современные, задушевные и распевные задорные и озорные - все они в наших сердцах. Поэтическое содержание песен отражает различные стороны быта, семейных и социальных отношений, мыслей и чувств русского народа. С особым почтением, русский человек относился к песне, и не только потому, что она сопровождала его от рождения до смерти, но и, вероятно, потому что для исполнения песни требовалось особое, возвышенное состояние души. Народная песня и исцеляла, и утешала, воспитывала и поучала, предостерегала и веселила, забавляла и высмеивала. «Веселуха», «У нас нонче субботея», « Рассыпала Маланъя бобы...».

Не стоит удивляться, почему наш народ так трепетно относится к пению и песне. Песня, во всех ее проявлениях, была естественной потребностью самовыражения. Только духовно богатый и талантливый народ мог создать, ценить и постоянно воссоздавать такие шедевры. Не зря говорят, что песня - душа народа.

Изучая русскую народную песню, с восхищением осознаешь, как она богата, щедра, талантлива, искренна, чиста. Песня отражала и хранила в памяти поколений историю нашей Родины!

В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам. Песня учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

Подобно вольной птице, песня не признает государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.

На гулянье можно услышать веселую частушку или народную песню. А ребята из поколения в поколение передают загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что они являются хранителями народной музыкальной мудрости.

Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество, не является одной из высших духовных ценностей русского народа.

Материал работы может быть использован на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Литература

    Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: Белгород, 2006

    Кнызева Д. В. Истоки возникновения и формирования русской комической оперы последней трети XVIII века в тесной связи с изучением народной песни. 2011

    Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1987.