Роль современных технологий в современном мире. Информационные технологии и их роль в обществе

Турбин Анатолий

Основное понятие информатики. Основное понятие информационных технологий. Получение, накопление и хранение информации. Информационные технологии в жизни современного человека. . . Роль информационных технологий в становлении online телевидения. . Применение информационных технологий в обучении.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Роль информатики и информационных технологий в современном мире
Турбин Анатолий МОУ СОШ №8, 11 «С»
Информа́тика - наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information и automatique (F. Dreyfus, 1972). Понятие информатики является относительно новым в лексиконе современного человека. Несмотря на повсеместное употребление, его содержание остается не проясненным до конца в силу своей новизны. Интуитивно ясно, что оно связано с информацией, а также с ее обработкой на компьютерах. Это подтверждается существующей легендой о происхождении данного слова: считается, что оно составлено из двух слов - ИНФОРМАция и автомаТИКА (как средство преобразования информации).Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п.
Основное понятие информатики
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.Основные черты современных ИТ:компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;хранение больших объёмов информации на машинных носителях;передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.
Основное понятие информационных технологий
Мы себе уже не можем представить жизнь без компьютера, без мобильного телефона, без интернета. Все, что мы видим вокруг себя, все больше и больше создано с применением информационных технологий.В условиях стремительного развития современного общества глобальная компьютеризация является неотъемлемой частью жизни людей. Информационные технологии превратились в главную составляющую как мировой экономии в целом, так и других отдельных сфер человеческой деятельности. Промышленность, образование, здравоохранение, государственное управление: все базируется на применении информационных технологий. С увеличением скорости передачи информации, возникает масса возможностей, без помощи которых уже сложно представить свою жизнь.С каждым веком, десятилетием и годом увеличивается объем информации, накапливаемой человечеством, растет и ее роль в жизни человека. Человек создает приборы, позволяющие получать информацию, которая недоступна ему в непосредственных ощущениях (микроскопы, телескопы, термометры, спидометры, различные датчики и т.д.). Получение информации называется вводом. В персональном компьютере за ввод информации отвечают специальные устройства ввода: клавиатура, сканер, дигитайзер, микрофон, мышь и многое другое. Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и т.д. Наша внутренняя память не всегда надежна. Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях храниться дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение. Чтобы иметь возможность в будущем многократно воспользоваться информацией, используют так называемые внешние (по отношению к человеческой памяти) носители информации. В современном мире неотъемлемой частью хранения информации являются базы данных на электронных носителях (серверах компаний, предприятий и т.д.)
Получение, накопление и хранение информации
Потребность человека общаться с окружающими его людьми, то есть выразить и передать информацию, привела к появлению языка - древнейшей информационной технологии. Дальше последовало изобретение письменности, библиотек, книгопечатания, почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения и, наконец, компьютеров и Интернета. Особенно значение информационных технологий возросло с изобретением компьютера - машины для приема, переработки, хранения и выдачи информации. Широкое распространение компьютеров предоставило человеку новые возможности для поиска, получения, накопления, передачи и, главное, обработки информации. Первоначально компьютер был создан как средство для автоматизации вычислений. Однако постепенно к его вычислительным возможностям добавились функции почти всех предшествовавших средств коммуникации, превратив его в главное орудие построения современного информационного общества. Следующей вехой в развитии информационных технологий стала возможность создания компьютерных сетей. И как высшего их проявления - Интернета, глобальной компьютерной сети, дающей возможность каждому пользователю располагать информационными возможностями всей сети и передавать одновременно свою информацию всем ее пользователям. Это дало возможность любому владельцу персонального компьютера приобщиться к информационным ресурсам всего человечества и даже внести в них свой вклад, создать один общий банк информации для всех пользователей этой сети. Однако в появлении глобальной компьютерной сети есть и негативная сторона - люди все меньше общаются «живьем», но с другой стороны появилась возможность связываться пользователям, находящемся на большом расстоянии друг от друга, а это является огромным преимуществом в современном мире.
Информационные технологии в жизни современного человека
В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникли во все сферы человеческой деятельности. Так, в промышленности информационные технологии применяются не только для оценивания запасов сырья, комплектующих, готовой продукции, выполнять новые разработки, но и позволяют сократить маркетинговые исследования для слежения спроса на различные виды продукции, находить новых партнеров.Как известно эффективность роботы служебного управления во многом зависит от уровня общения между гражданами, предприятиями и другими органами управления. Поэтому в служебном управлении информационные технологии позволяют одновременно использовать информационные, организационные, правовые, социально-психологические, кадровые и иные показатели, что делает проще роботу и организацию самого процесса управления. Применение таких методов значительно ускоряет роботу на сложных участках аналитической работы, к примеру, во период проведения оценки обстановки в сложных ситуациях, подготовки и формирования отчетов и справок. При этом все бухгалтерские операции на предприятиях основываются на применении информационных технологий. В связи с увеличением скорости обмена информацией появилась возможность проводить тяжелые математические расчеты всего за несколько секунд. Наиболее широкое применение ИТ в промышленности мы видим на примере использования системы автоматизированного проектирования (САПР).САПР - автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности.
Значение информационных технологий в промышленности
Значение информационных технологий в промышленности
Основная цель создания САПР - повышение эффективности труда инженеров, включая: сокращения трудоёмкости проектирования и планирования; сокращения сроков проектирования; сокращения себестоимости проектирования и изготовления, уменьшение затрат на эксплуатацию; повышения качества и технико-экономического уровня результатов проектирования; сокращения затрат на натурное моделирование и испытания.Достижение целей создания САПР обеспечивается путем: автоматизации оформления документации; информационной поддержки и автоматизации принятия решений; использования технологий параллельного проектирования; унификации проектных решений и процессов проектирования; повторного использования проектных решений, данных и наработок; стратегического проектирования; замены натурных испытаний и макетирования математическим моделированием; повышения качества управления проектированием; применения методов вариантного проектирования и оптимизации.В настоящий момент уже невозможно представить функционирование большинства предприятий без использования САПР. Это промышленные предприятия таких отраслей, как самолетостроение, судостроение, автомобилестроение, литейное производство, тяжелое, среднее и легкое машиностроение, строительство, точное приборостроение, атомная промышленность и др.
В медицине термин ИТ употребляют в более узком смысле, подразумевая использование некоторой компьютерной системы для решения указанных задач. В настоящее время такая компьютерная система, как правило, включает в себя собственно компьютер, программу (или комплекс программ) осуществляющую регистрацию, обработку и предоставление информации врачу, базу данных, хранящую информацию о проведенных обследованиях, средства приема и передачи накопленной информации другому пользователю.
Автоматизация позволяет:снизить трудоёмкость работ по управлению и контролю над ресурсами за счет уменьшения выполнения людьми рутинных обязанностей; создать предпосылки рациональной организации хода производственного процесса на предприятии;увеличить скорость и качество обслуживания пациентов;повысить эффективность и культуру работы;повысить эффективности управления;повысить эффективность оперативного принятия решений;расширить спектр предоставляемых пациенту услуг;усовершенствовать возможности долговременного планирования и прогнозирования.
Необходимо также отметить такой эффект, как снижение временных затрат на принятие управленческого решения ввиду сокращения большого числа бумажных потоков.Повышение качества управленческих решений с позиции точности, глубины анализа управляемого явления, процесса или субъекта, наличие информирующей обратной связи.
Роль информационных технологий в медицине
Применение новейшего оборудования в медицине позволило в короткий промежуток времени давать наиболее точный диагноз пациента. Широкий спектр производимого оборудования применяется во всех областях медицины.
Приведем несколько примеров:Универсальная диагностическая ультразвуковая кардиологическая система ACUSON Sequoia 512 с комплектом датчиков позволяет увидеть анатомию и физиологию пациента совершенно новым взглядом и обеспечивает раннюю диагностику патологических изменений.Высокотехнологичный и компактный электрокардиограф CARDIOVIT AT-101 может использоваться как в поликлиниках, так и в стационарах. Возможность работы в сети с выгрузкой данных в формате XML позволяет интегрировать его в медицинские системы.В косметологии аппарат Thermage перевернул представления о современных методах омоложения. Многие пациенты хотят подтянуть кожу, не прибегая к хирургическому вмешательству. Теперь это можно проделать за 30 минут, для достижения которого раньше требовалась многочасовая пластическая операция и месяцы восстановления.Рентгеновский аппарат CLINOMAT TIETON (Italray) предназначен для выполнения всех традиционных флюорографических исследований. Широкий выбор анатомических программ (более 600 программ) позволяет оператору автоматизировать выбор параметров при обследовании различных отделов.
Роль информационных технологий в медицине
В связи с увеличением скорости обмена информацией появилась возможность передавать большой объем информации, в том числе телевизионного потока. С момента начала первых трансляций интернет - телевидения прошло немного времени. Однако за небольшой период использования интернет - телевидения, появилась большая зрительская аудитория. И сейчас трудно представить себе интернет без телевизионного вещания. Использование спутниковой тарелки не является обязательным оборудованием для просмотров телепередач, для этого достаточно использовать ноутбук подключенный к точке доступа в интернет. С реализацией беспроводного доступа, уменьшилась зависимость от точки подключения в интернет. В настоящий момент передача телевидения может быть осуществлено практически из любой точки земного шара.Согласно с прогнозами экспертов к 2013 году общая доля передаваемого в сеть онлайн аудио и цифрового видео будет составлять около 98% от общего потока пересылаемой информации.Цифровое TV-транслирование набирает обороты и со временем эта динамика становится все более отчетливой. Расцвет появившихся впервые коммерческих телевизионных каналов, являлось достаточно значимым этапом в становлении отечественной телевещательной отрасли, однако ощутимый скачек произошел в последние годы.Развитие произошло непосредственно с началом внедрения скоростного доступа в интернет. С этого времени скоростной канал в глобальную сеть сделался вседоступным, стремительный прогресс онлайн телетрансляций теперь не сдерживался. И развитие русскоязычной сети в тот же момент среагировало на расширение возможностей появившимися в большом количестве, онлайн - телевизионной аппаратуры. Известные телевизионные каналы стали еще удобнее для просмотра, и web телетрансляции также радуют русскоязычную аудиторию, проживающую в других странах. Онлайн -TV смотреть можно практически везде. Это стало возможным благодаря развитию цифровых технологий web-телевидения.
Роль информационных технологий в становлении online телевидения
Все отечественные средние учебные заведения с недавних пор оборудуются компьютерными классами, которые позволяют проводить не только полноценные уроки информатики, но и использовать в процессе обучения и проверки знаний различные виды современной техники. Мультимедийные проекторы и интерактивные доски установленные в классах позволяют более наглядно преподнести изучаемый материал ученикам. Основной признак развития информационных технологий в школе, это интенсивное использование тех. средств обучения нового поколения в методических рекомендациях по проведению уроков и внеклассных мероприятий, стремление педагогов осваивать новое оборудование. Это направление в увеличении знаний называется «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). Использовать эту методику вполне реально при изучении любого школьного предмета.
Применение информационных технологий в обучении
Эксперимент показывает, что грамотное использование педагогом ИКТ заметно повышает интерес учащихся к предмету. Передача наглядного пособия на экране при помощи мультимедийного проектора, помогают учителю лучше преподнести процесс и результаты опытов, использовать виртуальные экскурсии по разным географическим зонам и лучшим музеям мира. Учащиеся имеют все шансы воочию убедиться в том, как богата флора и фауна страны, увидев панорамные съемки, кадры живого существа или природного явления, а так же наблюдать астрономические объекты.
Применение информационных технологий в обучении
Вот несколько примеров использования ИКТ. Возможно показать детям, как на Земле в одно и тоже время существует день и ночь применяя вывод изображений с веб-камер в соответствующих часовых поясах. Показать прохождение химических реакций на экране с участием в них используемых веществ можно связав весы и интерактивную доску между собой. Очень активно использование ИКТ идет преподавателями технологии. Сейчас учащиеся имеют все шансы увидать четкие чертежи, качественные слайды и фильмы об истории моды, стилях, интерьере. Для обучения в разных сферах, Интернет предлагает огромное количество мастер-классов, которые вызывают у ребят искреннюю заинтересованность.

Реферат

На тему: «Информационные технологии и их роль в обществе»

Студента группы ТР-12

Мустафаева Тимура

Информационные технологии и их роль в обществе

Информационное общество

Инфрмационное общество -это историческая фаза развития постиндустриального общества, в которой главными продуктами произодства становятся информация и знания

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

-увеличение роли, знаний информационных технологий в жизни общества

-увеличение числа людей,занятых в сфере информационных технологий и телекомуникации и также в производстве информационных продуктов и услуг

-увеличение доли ИКТ-отрасли в структуре ВВП

-Наростающая информатизация общества с использованием телефонии радио, тв, сети интернет, а также традиционных и электронных СМИ

В настоящее время можно говорить о трех видах интеллектуальных возможностях так называемых человеко-машинных систем. В их основе лежат одни и те же процессы - информационные. Интеллект, имея в своей основе информационный субстрат, обладает способностью регулировать, определять развитие субъективно-объективных отношений. Возрастание формализованных объектов интеллекта благодаря информатизации различных сфер человеческой деятельности позволяет интенсифицировать развитие науки и практического освоения действительности, создает предпосылки для более оптимального целенаправленного развития общества, его взаимоотношений с природной средой. Реализовывать эти предпосылки однако возможно лишь при сочетании, взаимном дополнении формализуемых и принципиально неформализуемых составляющих интеллекта, целостном развитии всех его сторон.

Одним из средств управления развитием интеллекта и повышения его организованности на современном этапе представляется информатизация общества, основывающаяся прежде всего на развитии информационной технологии.Информационная технология формирует передний край научно-технического прогресса, создает информационный фундамент развития науки и всех остальных технологий. Главными, определяющими стимулами развития информационной технологии, являются социально-экономические потребности общества. Известно, что экономические отношения накладывают свой отпечаток на процесс развития техники и технологии, либо давая ему простор, либо сдерживая его в определенных границах.В свою очередь, социальное воздействие техники и технологии на общество идет прежде всего через производительность труда, через специализацию средств труда и, наконец, путем исполнения техническими средствами трудовых функций человека. Опредмечивание трудовых, технологических функций человека постепенно привело к элиминизации субъективного базиса технических устройств.

Так, до механизации и автоматизации технологический процесс был подчинен мере субъективных возможностей человека. В этом плане не вызывает сомнений, что переход к автоматизированному производству является движением к высшей сфере объективации технологических функций человека.Можно предположить, что эволюция технологии в общем и целом продолжает естественную эволюцию. Если освоение каменных орудий помогло сформироваться человеческому интеллекту, металлические повысили производительность физического труда (настолько, что отдельная прослойка общества освободилась для интеллектуальной деятельности), машины механизировали физический труд, то информационная технология призвана освободить человека от рутинного умственного труда, усилить его творческие возможности.

Техника и технология в своем развитии имеют эволюционные и революционные стадии и периоды. Вначале обычно происходит медленное постепенное усовершенствование технических средств и технологии, накопление этих усовершенствований, что и является эволюцией. Эти накопленные усовершенствования в определенный период вызывают коренные качественные изменения, замену устаревших технических средств и технологий новыми, использующими иные принципы. Последнее становится возможным благодаря проникновению в технику новых научных идей и принципов из естествознания. Сущность технологической революции заключается в техническом освоении научных открытий, на их основе технических изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии и необходимость перехода к новым способам производства.

Известно, что до XVIII века техника развивалась в основном без научной методологии и изобретатели продолжали искать <вечный двигатель>, алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем начиная с эпохи Возрождения все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний.

Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий. Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф.Бэконом. идея того, что техника перестала развиваться спонтанно, основываясь лишь на интуиции отдельных изобретателей, техническое освоение природы в силу использования научной методологии приобрело совершенно новые черты.

Влияние науки на технику сначала шло по линии повышения эффективности известных технических изобретений - водяного, ветряного, парового двигателей, совершенствования способов передачи и т.д. в дальнейшем, по мере создания исследовательских лабораторий непосредственно на производстве, усилился поток научных идей в технику. Техническое освоение природы к концу XIX в. стало органически связанным с успехами естествознания.

Использование научных идей и открытий в процессе технического освоения природы представляет собой выдающийся феномен. Если человек еще мог эмпирически, методом <проб и ошибок> оперировать механической и тепловой и в какой-то мере химической формами движения и изобретать на этой основе различные устройства, то без науки было бы принципиально невозможно освоить другие формы движения, использовать электричество, ядерную энергию и т.д.

В ходе развития естествознания выявляются свойства, отношения предметов реальности, находящиеся вне непосредственного взаимодействия с субъектом. Выявленные характеристики объектов первоначально имеют значение как научное открытие. Впоследствии, однако, результаты этих открытий непосредственно или косвенно используются в технике и технологии. Как это ни кажется порой странным, абстрактные, идеализированные объекты и логико-математические средства приводят к результатам, которые так или иначе вносят определяющий вклад в техническое освоение природы. Достаточно напомнить, что теоретические исследования Фарадея, Максвелла, Герца привели к возникновению электротехники и радиотехники, исследования в области строения атома обусловили создание атомной техники, своим появлением микроэлектроника обязана работам по физике твердого тела и т.д.

Научное познание действительности, расширяя возможные пути технического развития, все более становится его необходимым условием и основанием. Техника в значительной степени определяется характерной для науки данного времени <парадигмой мышления>, распространенными методами и подходами исследования. В этой связи примечателен следующий факт. Технические системы вплоть до наших дней рассматривались изолированно, как замкнутые системы (без учета последствий их влияния на внешнюю среду). Это позволяло значительно упростить их проектирование и сосредоточить внимание на главном - повышении технико-экономических показателей. Такое рассмотрение технической системы не требует разработки особых методов, средств учета последствий ее воздействия на природную среду. Практическое осознание древней философской концепции - <все связано со всем> - началось в данной области преимущественно из-за обнаружения отрицательных экологических результатов технической деятельности.

Влияние науки существенно отразилось и в организации технологии производства. Практически до сих пор производство различных вещей основывается на выделении из исходного сырья элементов и синтезировании (соединении) их определенным способом. Неиспользованная часть сырья считается ненужной и выбрасывается в окружающую природную среду. В указанном плане различные производства можно рассматривать как реализацию техническими устройствами способов деления исходного сырья на <нужное> и <ненужное> и синтезирования <нужного> в соответствии с поставленными целями. Этот ведущий в современном производстве технологический способ имеет моменты сходства со спецификой подхода к объекту в научном познании.

Появление ряда новых технологий произошло в ХХ в., особенно со второй его половины: биотехнология органического синтеза искусственных веществ с заданными свойствами, технология искусственных конструкционных материалов, мембранная технология искусственных кристаллов и сверхчистого вещества, лазерная, ядерная, космическая технологии и, наконец, информационная технология.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению информационной технологии, приведем определение понятия <технология>, которое на наш взгляд, является весьма универсальным. Технология - это управление естественными процессами, направленное на создание искусственных объектов: она эффективна постольку, поскольку ей удается создать необходимые условия для того, чтобы нужные процессы протекали в нужном русле и направлении> . Здесь <естественные процессы> управляются не только с целью преобразования состава, структуры и формы вещества, но и для фиксации, обработки и получения новой информации.

Вся история технического прогресса от овладения огнем до открытия ядерной энергии - это история последовательного подчинения человеку все более могущественных сил природы. Задачи, решаемые на протяжении тысячелетий, можно свести к умножению различными инструментами и машинами энергетической мощи человечества. По сравнению с этим тотальным процессом еле заметны попытки создания инструментов, усиливающих природные возможности человека по обработке информации, начиная от камешков абака до машины Беббиджа.

На ранних этапах истории человечества для синхронизации выполняемых действий человеку потребовались кодированные сигналы общения. Эту задачу человеческий мозг решил без каких-либо искусственно созданных инструментов: развилась человеческая речь. Речь оказалась и первым существенным носителем человеческих знаний. Знания накапливались в виде устных рассказов и в такой форме передавались от поколения к поколению. Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний получили первую технологическую поддержку с созданием письменности. Начатый процесс совершенствования носителя информации и инструментов для ее регистрации продолжается до сих пор: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага, магнитные и оптические носители, кремний...

Можно согласиться с т ем, что письменность стала первым историческим этапом информационной технологии.

Вторым этапом считается возникновение книгопечатания. Стимулируемое книгопечатанием развитие наук ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через трудовой процесс в станки, машины, технологии и т.п., становились источником новых идей и плодотворных научных направлений. Цикл: знания - наука - общественное производство - знания замкнулся, и спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с нарастающей скоростью. Таким образом, книгопечатание впервые создало информационные предпосылки ускоренного роста производительных сил. Но подлинная информационная революция связывается прежде всего с созданием электронновычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии, материальное ядро которой образует микроэлектроника.

Микроэлектроника формирует элементную базу всех современных средств приема, передачи и обработки информации, систем управления и связи.

Сама микроэлектроника возникла первоначально именно как технология: в едином кристаллическом устройстве оказалось возможным сформировать все основные элементы электронных схем. Далее - все охватывающий процесс миниатюризации: уменьшение геометрических размеров элементов, что обеспечивало и совершенствование их характеристик, и рост их числа в интегральной схеме.

В ранний период развития новой технологии (1960-е годы) принципы конструирования машин и приборов оставались еще неизменными. В 70-х годах, когда технология начала превращаться действительно в микротехнологию, стало возможным размещать крупные функциональные блоки ЭВМ, включая ее центральное ядро - процессор - в пределах одного кристалла. Возникло микропроцессорное направление развития вычислительной техники. Микропроцессор - это и машина и элемент. К началу 80-х годов производительность персональных ЭВМ достигла сотен тысяч операций в секунду, супер-ЭВМ - сотен миллионов операций в секунду, мировой парк машин превысил 100 млн. машин.

На этом рубеже для реализации потенциала развития микроэлектроники и микротехнологии требовались уже принципиально новые решения во всех областях информационной технологии. Технологически все труднее уменьшать размеры деталей транзисторов; быстродействие приборов приближается к верхнему, а энергопотребление к нижнему пределу; проектирование ЭВМ требует принципиально нового понимания основных функций и архитектуры машин. Как одно из решений проблем был разработан (Л. Конвей и М. Мид) принципиально новый подход к проектированию интегральных схем - структурное проектирование, которое ведется не от элементов к устройству, а от общей схемы последнего к элементам. Основную роль здесь играют системы автоматизации проектирования (САПР).

Весьма важным свойством информационной технологии является то, что для нее информация является не только продуктом, но и исходным сырьем. Более того, электронное моделирование реального мира, осуществляемое в компьютерах, требует обработки неизмеримо большего объема информации, чем содержит конечный результат. Чем совершеннее компьютер, тем адекватнее электронные модели и тем точнее наше предвидение естественного хода событий и последствий наших действий. Таким образом, электронное моделирование становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества.

Сопоставление <электронного мозга> с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютеров - ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает также, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Вместо использования алгоритма нейросеть создает свои собственные правила посредством анализа различных результатов и примеров, т.е. нейрокомпьютеры основаны не на принципе фон Неймана (где обязателен четкий алгоритм). Нейрокомпьютеры (в настоящее время в эксплуатации находится 13) применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д. Так, нейросеть позволяет распознавать рисунок пальца человека с 95% точностью при различных позициях, масштабе и даже небольших повреждениях.

Моделирование нейронных сетей - одно из самых волнующих направлений современных научных исследований. Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Этот путь и может привести от микротехнологий к нанотехнологии и наносистемам, что пока относится к области научной фантастики. Рождение новых технологий всегда носило революционный характер, но, с другой стороны, технологические революции не уничтожали классических традиций. Каждая предшествующая технология создавала определенную материальную и культурную базу, необходимую для появления последующей.

Говоря о развитии информационной технологии, можно выделить ряд этапов, каждый из которых характеризуется определенными параметрами.

Начальный этап эволюции информационной технологии (1950-1960 гг.) характерен тем, что в основе средств взаимодействия человека и ЭВМ лежали языки, в которых программирование велось в терминах того, как необходимо достичь цели обработки(т.е. как правило, машинные языки). ЭВМ доступна только профессионалам программистам.

Следующий этап (1960-1970 гг.) характеризуется созданием операционных систем, позволяющих вести обработку нескольких заданий, формируемых различными пользователями. Основная цель при этом состояла в обеспечении наибольшей загрузки машинных ресурсов.

Третий этап (1970-1980 гг.) характеризуется изменением критерия эффективности автоматизированной обработки данных - основным ресурсом стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению программного обеспечения. Распространение мини-ЭВМ. Интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей ЭВМ.

Четвертый этап (1980-1990гг) знаменует новый качественный скачок в технологии разработки программного обеспечения. Его суть сводится к тому, что центр тяжести технологических решений переносится на создание средств, Обеспечивающих взаимодействие пользователей с ЭВМ на этапах создания программного продукта. Ключевым звеном новой информационной технологии становится представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широкое распространение персональных ЭВМ.

Можно предположит и несколько иную этапизацию развития современных средств обработки информации (укрупняя известное деление машин на поколения домикроэлектронный, когда каждая ЭВМ была уникальна; промежуточный, когда наметилось множество путей развития вычислительной техники, от многопроцессорной супер-ЭВМ до широко доступных мини-ЭВМ; 3) современный, когда наряду со структурным и аппаратным совершенствованием ЭВМ всех ранее возникших классов сформировался мощный класс персональных ЭВМ, ориентированных на удовлетворение повседневных нужд человека в информации, и класс встраиваемых микропроцессорных устройств, <интеллектуально> преобразующих самые различные технические устройства - от механических инструментов до роботов и телевизионных камер.

Эволюция всех поколений ЭВМ происходит с постоянным темпом - 10 лет на поколение. Прогнозы предполагают сохранение этих темпов до начала XXI. Помимо близости физических пределов миниатюризации и интеграции, насыщение темпов объясняется фундаментальными причинами социального характера. Каждая смена поколений средств информационной техники и технологии требует переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более массовой вычислительной техники.

Это установление постоянных эволюционных темпов носит весьма общий характер, тем более что передовая область техники и технологии определяет характерный ритм времени технического развития в целом.

Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации, так называемого формального синтеза знаний. В информационных системах на компьютерной базе происходит своеобразный формальный синтез разнородных знаний. Память компьютера в таких системах представляет собой как бы энциклопедию, вобравшую в себя знания из различных областей. Эти знания здесь хранятся и обмениваются в силу их формализованности. Наметившееся расширение возможностей программирования качественно отличных знаний позволяет ожидать в ближайшей перспективе существенную рационализацию и автоматизацию научной деятельности. Вместе с тем внедрение науки в качестве фундаментальной основы в современные технологии требуют такого объема и качества расчетно-вычислительной деятельности, которая не может быть осуществлена никакими традиционными средствами, кроме средств, предлагаемых современными компьютерам.

Особая роль отводится всему комплексу информационной технологии и техники в структурной перестройке экономики в сторону наукоемкости. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, все входящие в этот комплекс отрасли сами по себе наукоемки (фактор научно-теоретического знания приобретает все более решающее значение). Вовторых, информационная технология является своего рода преобразователем всех других отраслей хозяйства, как производственных, так и непроизводственных, основным средством их автоматизации, качественного изменения продукции и, как следствие, перевода частично или полностью в категорию наукоемких.

Связан с этим и трудосберегающий характер информационной технологии, реализующийся, в частности, в управлении многих видов работ и технологических операций.

План.

1. Информационное общество и роль ИТ.

2. Информационные технологии и их роль в обществе.

3. Компьютерная этика.

1. Роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций , когда кардинальные изменения в сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений, приобретению человеческим обществом нового качества.

Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.

В эти годы и была сформулирована концепция информационного общества. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспективразвития экономики страны. В представленном отчёте, информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер, но концепция оказалась настолько плодотворной, что практическая её реализация потом была названа "японским экономическим чудом".

В те же годы анализ тенденций научно-технического прогресса и бурного развития новых технологий в США привёл к зарождению двух идеологий– информационного общества и постиндустриализма . Идея постиндустриального общества была выдвинута американским социологом Д. Беллом в его книге "Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза", изданной в 1973 г., в которой он разделил историю человеческого общества на три стадии – аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Развивая идеи Белла, другой американский философ, Э.Тоффлер (книга "Третья волна", 1980 г.)рассматривает историю человеческой цивилизации в виде следующих друг за другом волн. Первая волна – "сельскохозяйственная цивилизация" и её символ "мотыга", сменяется "цивилизацией индустриальной", символом которой является конвейер, а на смену ей приходит третья волна – "информационная цивилизация", символ которой –компьютер. Движущая сила первой волны - продукция сельского хозяйства и минеральные ресурсы, конвейер обеспечивает дешёвый труд и массовое производство, а движущаясила третьей волны – создание и эксплуатация знаний.

Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Информационное общество – общество, в которомбольшинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Производство информационного продукта, а не продукта материального, служит движущей силойразвития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, – называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.

2. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.

При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями .

Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны – изменениями в экономике, а с другой стороны – новыми возможностями информационных технологий.

Отметим наиболее значимые достижения в сфере информационных технологий.

Расширение применения сети Интернет . С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины).Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным (она существует уже более 30 лет), в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.

3. Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в Институте инженеров электроники и электротехники ( IEEE ) в 1979 г. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяюткачество и условияжизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.

Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий (АСМ), Ассоциацией менеджеров информационных технологий (ДРМА), Ассоциацией пользователей информационных технологий в США ( ITAA ), Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов ( ICCP ). В 1987 г. был разработан и принят кодекс компьютерной этики для преподавателей высшей и средней школ. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных кодексах,Международная федерация по информационным технологиям ( IFIP ) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.

Основой всех кодексов служат десять заповедей (подобно библейской нагорной заповеди Иисуса Христа, в которой также содержится десять моральных постулатов).

1. Вы не будете использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Вы не будете создавать помехи и вмешиваться в работудругих пользователейкомпьютерных сетей.

3. Вы не будете совать нос в файлы, не предназначенные для свободного использования.

4. Вы не будетеиспользовать компьютер для воровства.

5. Вы не будетеиспользовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Вы не будете использовать ворованноепрограммное обеспечение.

7. Вы не будете использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

8. Вы не будетеприсваивать чужую интеллектуальную собственность.

9. Вы будетедумать о возможныхобщественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете.

10. Вы будете использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Во всех кодексах наряду с перечисленными заповедями и общечеловеческими моральными нормами (честное исполнение своих обязанностей, профессиональная и социальная ответственность, повышение квалификации, расовое равноправие и т.п.) содержатся нормы, основанные на соблюдении четырёх главных моральных принципов: privacy (тайна частной жизни), accuracy «акьераси»(точность), property «пропети»(частная собственность) и accessibility «аксессибилати» (доступность). Модель компьютерной этики, основанная на этих принципах получила название РАРА по первым буквам слов, составляющих сущность модели.

privacy

Принцип "прайвеси" несёт важную смысловую нагрузку. Он выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в неё органов власти и других людей. Соблюдение этого принципа особенно важно в связи с созданием многочисленных автоматизированных банков данных, содержащих различные сведения о личности. Поэтому одной из главных моральных норм создателей и пользователей информационных систем должно быть обязательство по соблюдению конфиденциальности доверенной информации.

accuracy «акьераси»

Точное соблюдение инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честное и социально-ответственное отношение к своим обязанностям предполагают нормы, основанные на принципе " accuracy ".

property «пропети»

Принцип " property " означает неприкосновенность частной собственности и является основой имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственностина информацию инорм авторского права.

accessibility «аксессибилати»

Принцип "доступности" к информации, один из главных принципов информационного общества, определяет право граждан на информацию и предполагает доступность каждого субъекта общества к информационным технологиям и к любой, необходимой для него информации, разрешённой для доступа, в любое время и в любом месте.

Перечисленные принципы нашли отражение и в "Национальном кодексе деятельности в области информатики и телекоммуникаций", разработанном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Кодекс распространяется на все виды деятельности – производство, продажу, пользование средствами информатики и телекоммуникаций. Кодекс определяет, что эта деятельность должна быть законной, пристойной, честной и правдивой.

Юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие бессрочные обязательства.

1. Не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства не приобретённые на законных основаниях.

2. Не нарушать признанные нормы авторского права.

3. Не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных.

4. Не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.

Кодекс включает и другие моральные нормы и открыт для добровольного присоединения любого физического или юридического лица, действующего в области информатики или телекоммуникаций. Кодекс хранится в депозитарии Торгово-промышленной палаты.

В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают жизнь людей.

В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают жизнь людей. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Сейчас трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Так, в промышленности информационные технологии применяются не только для анализа запасов сырья, комплектующих, готовой продукции, но и позволяют проводить маркетинговые исследования для прогноза спроса на различные виды продукции, находить новых партнеров и многое другое.

При этом все бухгалтерские операции на предприятиях и не только, сейчас основываются на применении информационных технологий. Как известно эффективность роботы государственного управления во многом зависит от уровня взаимодействия между гражданами, предприятиями и другими органами управления. Поэтому в государственном управлении информационные технологии позволяют одновременно использовать информационные, организационные, правовые, социально-психологические, кадровые и другие факторы, что значительно облегчает роботу и организацию самого процесса управления. Конечно, применение таких технологий не решает всех проблем, но значительно ускоряют роботу на сложных участках аналитической деятельности, например, во время проведения анализа и оценки оперативной обстановки в сложных ситуациях, подготовки и формирования отчетов и справок.

Применение информационных технологий в научной сфере и в сфере образования сложно переоценить. Сейчас трудно представить себе школу, в которой бы не было компьютерного класса. Сейчас существует масса электронных библиотек, воспользоваться которыми можно не выходя из дома, что значительно облегчает процесс обучения и самообразования. При этом информационные технологии способствуют развитию научных знаний.

Так как увеличивается скорость обмена информацией и появляется возможность проводить сложные математические расчеты за несколько секунд и многое другое. Информационные технологии это один из современных способов общения, главными преимуществами которого являются общедоступность. Используя информационные технологии можно с легкостью получить доступ к интересующей вас информации, а также пообщаться с живым человеком. С одной стороны это имеет отрицательный эффект, так как люди все меньше общаются «вживую», при непосредственном контакте, но с другой стороны позволят общаться с человеком, который находится на другом конце света, а это согласитесь, имеет огромное значение.

Подведя итог можно сказать, что информационные технологии глубоко проникли в нашу жизнь и современное общество, которое не сможет в нынешнем виде существовать без них.


Для информационных технологий наших дней этапа характерны: 1) работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»); 2) безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа); 3) диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей; 4) возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций; 5) возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач


АСУ – система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта управления, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники Для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ).


Информационные технологии: понятие, сущность, виды. В РФ данная сфера регулируется ФЗ 149 от 27 июля 2006 года Об информации, информационных технологиях и о защите информации, в котором содержатся определённые понятия, принятые в данной сфере человеческой деятельности.


1)информация – сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления и существования; 2)информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; 3)информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств; 4)информационно-телекоммуникационная сеть – техносистема, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств IT-техники; Необходимо владеть следующими понятиями, которыми оперирует данный закон:


5)обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию, либо, получившее её на основании законного договора по определённым признакам; 6)доступ к информации – возможность получения информации и её использования; 7)конфиденциальность информации – обязательное для любого пользователи и исполнителя, имеющего доступ к инфо требование не передавать определённую информацию без согласия её обладателя; 8)предоставление информации – действия, направленные на получение информации определённым кругом лиц или передачу информации определённому кругу лиц;


9)распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц; 10)электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно – телекоммуникационной сети; 11)документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путём документирования информация с реквизитами, позволяющими определить информация, закреплённую законодательными актами; 12)оператор инфо системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению, использованию информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базе данных.


Вывод: информационные технологии – это процесс выполнения чётких правил и операций с первичными данными для получения и развития для пользователя информации Главными инструментами реализации ИТ являются аппаратное, программное и, конечно, математическое обеспечение, что всё в совокупности позволяет трансформировать информацию в новое максимально унифицированное и бытовое качество.


Что касается базовых ИТ – это технические средства, предназначенные для организации процесса переработки и передачи информации. Предметные технологии используются в профессиональных областях (финансовой, статистической и конечно в туристской сфере), поскольку устанавливается связь и последовательность действий по получению конкретного результата в конкретной сфере деятельности. Обеспечивающие информационные технологии применяются с целью обработки информации, т.е. это либо различные платформы с проблемой конкретной тематической интеграции, в случае чего применяется единый стандартный интерфейс.




1. ИТ по обработке данных, т.е системы программирования или электронные таблицы (СУБД); 2. ИТ по обработке текстовой информации; 3. ИТ по обработке графики; 4. ИТ по обработке анимации, видео, звука и пр.; 5. ИТ по обработке знаний, а именно экспертные системы. 6. В совокупности все эти ИТ образовывают интегрированную систему с огромной возможностью обработки различных видов информации. ИТ имеют системный и прикладной интерфейс. По признаку типа обрабатываемой информации ИТ делят на:




1) Аппартно –программные средства, обеспечивающие графическое отображение и обмен информацией. 2) Системный интерфейс является набором приёмов взаимодействия с компьютером при помощи операционной системы, реализуемой возможно с настройкой. 3)Командный интерфейс наиболее прост в обращении и осуществляет системное приглашение для ввода команды. 4)Интерфейс WIMP windows image menu pointer- высвечивает образы программ и меню действий. И выбор иконы с помощью указателя конечно. 5)Интерфейс speach image language knowledge перемещает запрос от одного поискового образа по смысловым семантическим связям. 6)Прикладной интерфейс реализует некоторые функциональные информационные технологии. Под интерфейсом понимаем: