Сеть и сетевая технология. Сетевые информационные технологии. Информационные технологии в сети Internet

Давно уже стад аксиомой тот факт, что в XX в. информация стала важнейшим фактором культуры. Данный тезис подтверждается хотя бы тем, что для обработки информации были созданы специальные информационные технологии, развитие которых значительно изменило жизнь людей. Под информационными технологиями подразумевается вся компьютерная техника, бытовая электроника, телевидение, радио и, конечно, Интернет. Вопросы информационного развития и информационной безопасности общества обсуждаются на государственном уровне. И хотя борьба политиков с так называемым информационным хаосом, например, с помощью цензуры в Интернете, выглядит сомнительно, как сомнительно и само понятие информационного хаоса, все же очевидно, что игнорировать влияние глобальных информационных сетей на бизнес, политику и повседневную жизнь невозможно.

В конце XX в. развитие информационных технологий привело к созданию глобальной информационной сети Интернет. В 1969 г. два удаленных друг от друга компьютера смогли обменяться сообщениями – это событие и стало началом глобальной интернет-коммуникации.

С технической точки зрения, Интернет – это объединение транснациональных компьютерных сетей, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающие информацию по всем доступным типам линий. Сеть Интернет децентрализована, поэтому отключение даже значительной части компьютеров не повлияет на ее работу. Каждый месяц глобальная сеть увеличивается как минимум на 10%, к ней подключаются все новые и новые компьютеры. В развитых странах Интернет не менее доступен, чем телефон или телевидение. Интернет влияет на способы общения людей, потеснив почту и даже телефон; но наиболее важная функция Интернета – предоставление людям универсального метода доступа к любой информации.

Материальная основа Интернета – серверы, кабели, модемы; но сам Интернет представляет собой пространство информации. Если поначалу Интернет обслуживал только учебные и исследовательские программы, то теперь он востребован в бизнесе, политике, рекламе, искусстве; кроме того, он стал глобальной сферой общения. В архивах свободного доступа глобальной сети можно найти информацию по всем видам человеческой деятельности, по всем более или менее важным событиям, причем, за минимальное время.

В связи с возникновением и развитием Интернета, в современном языке появились новые понятия: киберкультура, киберкоммерция, киберреклама, киберпреступность, киберпространство; в психологии возник новый раздел – киберпсихология, изучающий особенности киберобщения. Развитие интернет-технологий породило ряд новых проблем в области философии, психологии, социологии. Одна из них – проблема виртуального общения. Появившись как результат технической революции и развития познания и науки, Интернет стал самодостаточным, а его создатели – простыми пользователями, так же, как и другие "жители" всемирной сети. Конечно, у Интернета есть границы, но это границы возможностей человека, и они постепенно расширяются.

Интернет, как и многие другие технические достижения, таит в себе не только возможности, но и опасности. Отчаянные критики новой киберкультуры утверждают, что Интернет и наступление компьютерных технологий разрушают культуру, образ мышления и образ жизни человека, их победа будет катастрофой для человечества. Главный аргумент таков: компьютерные технологии нарушают чувство реальности, позволяющее человеку отличать действительность от воображения, реальность от иллюзии. Такие изменения сознания особенно заметны у любителей компьютерных игр: ученые заявляют о том, что каждый десятый киберигрок становится зависимым от игровой программы. Помимо изменений в психике, это влечет и очевидные проблемы со здоровьем, ведь игрок проводит за компьютером большую часть времени, почти неподвижно, сосредоточившись на мониторе.

Сторонники же распространения компьютерных технологий утверждают, что компьютерные игры – те же сказки, которые рассказывали детям во все времена. Подростки, увлеченные компьютерными играми, отличаются даже большей потребностью в общении и друзьях; они читают не меньше, чем их не столь погруженные в виртуальный мир сверстники, а поведение любителей компьютерных игр отнюдь не отличается повышенной тревожностью или агрессией. Что же касается упреков в уходе от реальности – следует учитывать, что еще несколько десятилетий назад свидетельством такового считалось излишнее увлечение чтением; тогда как сегодня утверждают, что дети и подростки мало читают. Проблема заключается не в компьютере или книгах, а в самих людях: для человека, обделенного вниманием, испытывающего проблемы с общением, ощущающего себя заброшенным и ненужным, компьютер – лишь средство ухода от реальности, но не причина; таким же средством могут быть телевизор, алкоголь или наркотики. То есть, причина не в том, что киберкультура пленяет людей, а в психологическом неблагополучии того или иного человека. Компьютерные игры привлекают и детей, и взрослых, они удовлетворяют потребности в упорядочении мира, могуществе или контроле. Многие компьютерные забавы тренируют интеллект и память, оттачивают волю и обостряют внимание, учат планировать и анализировать. При одном условии: что они остаются средствами для достижения целей, а не самими целями. Но сама по себе проблема зависимости или отчужденности порождается вовсе не Интернетом, киберкультурой и компьютерными технологиями.

Современный человек живет в иной реальности, чем еще полстолетия назад, приспосабливается к ней, ищет новые возможности для творчества, испытывает страх – реальный или мнимый, который неизбежен при встрече с неизвестным. Безусловно, развитие компьютерных технологий порождает целый ряд проблем в обществе (свободы и контроля, влияния и безопасности), меняет сознание людей, и ставит вопрос о природе виртуальной реальности. Сам термин "информация" превращается в одно из ключевых понятий философии. Виртуализация культуры и сознания – один из актуальных вопросов современной философии, но острота и актуальность вовсе не повод для призывов вернуться в каменный век.

Гипертексты - это тексты со гиперссылками на другие гипертексты, размещенные в Интернет или локальной сети ЭВМ .

Для записи гипертекстов используется язык разметки гипертекстов HTML, который воспринимается всеми браузерами на всех персональных компьютерах.

Язык HTML является международным стандартом, поэтому все гипертексты, единым образом воспринимаются и единым образом отображаются на всех персональных компьютерах во всем мире.

Для подготовки гипертекстов обычно используются визуальные гипертекстовые редакторы, в которых сразу видно - как будет выглядеть гипертенст на ЭВМ и возможна вставка гиперссылок на сайты в Интернет.

Одним из лучших визуальных гипертекстовых редакторов является свободный офисный редактор Writer в свободном офисном пакете Open Office .

Интерактивные сайты и программы

Интерактивные сайты - это сайты, в которых используются интерактивные гипертекстовые подпрограммы, позволяющие вести диалог с пользователями ЭВМ, подключенных к сети ЭВМ.

Гипертекстовые подпрограммы включаются в гипертексты вместе с гипертекстовыми формами и подпрограммами, которые называются скриптами.

Для записи гипертекстовых подпрограмм (гипертекстовых скриптов) часто используется язык JavaScript, являющийся расширением языка разметки гипертекстов HTML

Язык JavaScript является расширением разметки гипертекстов HTML и по этим причинам интерпретатор языка JavaScript встроен во все браузеры и все гипертекстовые редакторы.

Язык JavaScript является международным стандартом. По этой причине интерактивные программы на языке JavaScript одинаковым образом выполняются на всех компьютерах в мире.

Более 60% программ в мире написано на языке гипертекстовых скриптов JavaScript.

Программы на JavaScript могут не только выполняться на любом компьютере, подключенном к сети Интернет, но и доступны для чтения в Интернет исходных текстов.

Программы на JavaScript - лучший пример Открытого ПО в Интернет - их можно читать, выполнять и модифицировать любой человек, знакомый с языком программирования на JavaScript.

Современные Интернет-технологии

Современные Интернет-технологии:

  1. веб-сервера
  2. гипертексты и сайты;
  3. электронная почта;
  4. форумы и блоги;
  5. чат и ICQ;
  6. теле- и видеоконференции;
  7. вики-энциклопедии;

Интернет-технологии в информатике

Интернет-технологии в информатике - различного рода практикумы по созданию сайтов, блогов, электронных библиотек и энциклопедий в сети Интернет.

Интернет-сайты - это наборы гипертекстов с гиперссылками, размещаемых на серверах и порталах в компьютерной сети Интернет.

Блоги в Интернет - это интернет-сайты, совмещенные с интерактивными форумами для общения и публикации сообщений и комментариев посетителей сайтов.

Создание сайтов в Интернет - одна из важнейших задач курсов информатики в вузах и школах студентами и школьниками.

Электронные библиотеки и энциклопедии - это новейшие технологии публикации научной и учебной литературы в сети Интернет.

Создание гипертекстовых программ на языке JavaScript - один из лучших примеров обучения программированию, поскольку эти программы можно публиковать и тестировать в Интернет.

Приведенные ниже программы на языке JavaScript были написаны и опубликованы в Интернет и до сих пор работоспособны и доступны для подражания и разработки новых Интернет-учебников.

Язык JavaScript является одним из лучших языков обучения программированию в Интернет.

Интерактивные Интернет-учебники

Интерактивные учебники - это интерактивные сайты и программы, которые могут вести диалог с пользователями персональных ЭВМ с помощью интерактивных сайтов и программ.

Примеры интерактивных Интернет-учебников:

Раздел 1. Введение в информатику :

Интерактивные вопросы:

    • ВАК, проф.,док.комп.наук 05:23, 26 июля 2009 (UTC)

Дистанционное обучение информатикеи ИКТ

Подготовка студентов, учителей и преподавателей к ЕГЭ по информатике может проводиться дистанционно с помощью Интернет и базовых учебных пособий по информатике и ИКТ.

Дистанционное обучение как и всякое другое заочное обучение проводится с использованием учебников и учебных пособий, а также сдачей зачетов и экзаменов и курсовых проектов и работ.

Дистанционно подготовка к ЕГЭ может проводиться не только по информатике и ИКТ, но и по другим школьным общеобразовательным предметам. Например - обществознанию.

Подготовка к ЕГЭ студентов,преподавателей и учителей информатики начинается с подтверждения ими знания учебников информатики и стандартов ЕГЭ.

Завершение подготовки к ЕГЭ - выполнение курсовых проектов и работ по информатике и ИКТ в компьютерной сети Интернет .

Примеры курсовых Интернет-проектов

Курсовые Интернет-проекты - это интерактивные информационные сайты с выполнением курсовых работ и заданий по решению задач по информатике, работе с офисными пакетами и созданию личных либо школьных сайтов.

Курсовые работы и курсовые проекты учителей информатики и студентов ИТО МПГУ:

1. Сущность и топология компьютерных сетей

2. Сетевые протоколы

3. Интернет и интранет

-1-

Сущность и топология компьютерных сетей

Компьютерная сеть представляет собой совокупность компьютеров, объединенных средствами передачи данных.

Все известные компьютерные сети по организационному признаку и предоставляемому пользователю множеству возможностей для использования информационных ресурсов можно классифицировать следующим образом:

ƒ локальные вычислительные сети;

ƒ сеть Internet (Интернет);

ƒ корпоративные сети Intranet (Интранет);

ƒ сети электронных досок объявлений (сети BBS);

ƒ компьютерные сети на основе FTN-технологий.

Компьютерные сети основаны на клиент-серверной системе.

Сервер – компьютер, предоставляющий свои ресурсы (файлы, программы, внешние устройства) в общее использование.

Файловый сервер

Сервер печати

Почтовый сервер

Клиент – компьютер, пользующийся услугами сервера.

В зависимости от удаленности компьютеров сети условно разделяют на:

1. глобальные,

2. региональные

3. локальные.

Произвольная глобальная сеть (GAN-Global Area Network) объединяет абонентов, расположенных в различных странах, на различных континентах. Сеть может включать другие глобальные сети, локальные сети, а также отдельно подключаемые к ней компьютеры (удаленные компьютеры) или отдельно подключаемые устройства ввода-вывода. Взаимодействие между абонентами в глобальной сети осуществляется на базе телефонных линий связи, радиосвязи и систем спутниковой связи.

Региональная вычислительная сеть (MAN-Metropolitan Area Network) связывает абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Она может включать абонентов внутри большого города, экономического региона, отдельной страны. Обычно расстояние между абонентами составляет десятки, сотни километров.

Локальные вычислительные сети (ЛВС), Local Area Network (LAN), объединяют абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. В настоящее время не существует четких ограничений на территориальный разброс абонентов ЛВС. Компьютеры в ЛВС могут быть расположены на расстоянии до нескольких километров и обычно соединены при помощи скоростных линий связи со скоростью обмена от 1 до 10 и более Мбит/с.

Топология вычислительной сети во многом определяется структурой сети связи, т.е. способом соединения абонентов друг с другом и ЭВМ. По топологическим признакам ЛВС делятся на сети следующих типов: с общей шиной, кольцевые, иерархические, радиальные и многосвязные

Рис.2 Топология компьютерных сетей

Топология вычислительной сети в ЛВС с общей шиной (Рис. 2, а) характеризуется тем, что одна из машин служит в качестве системного обслуживающего устройства, обеспечивающего централизованный доступ к общим файлам и базам данных, печатающим устройствам и другим вычислительным ресурсам. Сети данного типа приобрели большую популярность благодаря низкой стоимости, высокой гибкости и скорости передачи данных, легкости расширения сети (подключение новых абонентов к сети не сказывается на ее основных характеристиках). К недостаткам шинной топологии следует отнести необходимость использования довольно сложных протоколов и уязвимость в отношении физических повреждений кабеля.

Кольцевая топология (Рис. 2, б) в сети отличается тем, что информация по кольцу может передаваться только в одном направлении и все подключенные ПЭВМ могут участвовать в ее приеме и передаче. При этом абонент-получатель должен пометить полученную информацию специальным маркером, иначе могут появиться «заблудившиеся» данные, мешающие нормальной работе сети.

Как последовательная конфигурация кольцо особенно уязвимо в отношении отказов: выход из строя какого-либо сегмента кабеля приводит к прекращению обслуживания всех пользователей. Разработчики ЛВС приложили немало усилий, чтобы справиться с этой проблемой. Защита от повреждений или отказов обеспечивается либо замыканием кольца на обратный (дублирующий) путь, либо переключением на запасное кольцо. И в том, и в другом случае сохраняется общая кольцевая топология.

Иерархическая ЛВС (конфигурация типа «дерево») представляет собой более развитой вариант структуры ЛВС, построенной на основе общей шины (Рис. 2, в). Дерево образуется путем соединения нескольких шин с корневой системой, где размещаются самые важные компоненты ЛВС. Оно обладает необходимой гибкостью для того, чтобы охватить средствами ЛВС несколько этажей в здании или несколько зданий на одной территории, и реализуется, как правило, в сложных системах, насчитывающих десятки и даже сотни абонентов.

Радиальную (звездообразную) конфигурацию (Рис. 2, г) можно ассматривать как дальнейшее развитие структуры «дерево с корнем» с ответвлением к каждому подключенному устройству. В центре сети обычно размещается коммутирующее устройство, обеспечивающее жизнеспособность системы. ЛВС подобной конфигурации находят наиболее частое применение в автоматизированных учрежденческих системах управления, использующих центральную базу данных. Звездообразные ЛВС, как правило, менее надежны, чем сети с общей шиной или иерархические, но эта проблема решается дублированием аппаратуры центрального узла. К недостаткам можно также отнести значительное потребление кабеля (иногда в несколько раз превышающее расход в аналогичных по возможностям ЛВС с общей шиной или иерархических).

Наиболее сложной и дорогой является многосвязная топология (Рис. 2, д), в которой каждый узел связан со всеми другими узлами сети. Эта топология в ЛВС применяется очень редко, в основном там, где требуются исключительно высокие надежность сети и скорость передачи данных.

-2-

Сетевые протоколы

Протоколы - это набор правил и процедур, регулирующих порядок осуществления некоторой связи. Протоколы реализуются во всех областях деятельности человека, например, дипломатических.

В сетевой среде - это правила и технические процедуры, позволяющие нескольким компьютерам общаться друг с другом.

Различают три определяющих свойства протоколов:

1. Каждый протокол предназначен для различных задач и имеет свои преимущества и недостатки.

2. Протоколы работают на разных уровнях модели OSI. Функции протокола определяются уровнем, на котором он работает.

3. Несколько протоколов могут работать совместно. В этом случае они образуют так называемый стек, или набор протоколов. Как сетевые функции распределяются по всем уровням модели OSI, так и протоколы совместно работают на различных уровнях стека.

Например, Прикладной уровень протокола TCP/IP соответствует уровню Представления модели OSI. В совокупности протоколы определяют полный набор функций и возможностей стека.

Передача данных по сети должна быть разбита на ряд последовательных шагов, каждому из которых соответствует свой протокол.

TCP/IP - стандартный промышленный набор протоколов, обеспечивающий связь в неоднородной среде, т.е. между компьютерами разных типов. Совместимость - одно из основных преимуществ TCP/IP, поэтому его поддерживают большинство ЛВС. Кроме того, TCP/IP предоставляет маршрутизируемый протокол для корпоративных сетей и доступ в Интернет. Из-за своей популярности TCP/IP стал стандартом де-факто для межсетевого взаимодействия. У TCP/ IP есть два главных недостатка: большой размер и недостаточная скорость работы. Но для современных ОС это не является проблемой (проблема только у DOS-клиентов), а скорость работы сравнима со скоростью работы протокола IPX.

Стек TCP/IP включает и другие протоколы:

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) - для обмена E-mail;

FTP (File Transfer Protocol) - для обмена файлами;

SNMP (Simple Network Management Protocol) - для управления сетью.

TCP/IP разрабатывался специалистами МО США как маршрутизируемый, надежный и функциональный протокол. Он также представляет собой набор протоколов для ГВС. Его назначение - обеспечивать взаимодействие между узлами даже в случае ядерной войны.

Сейчас ответственность за разработку TCP/IP возложена на сообщество Интернет в целом. Установка и настройка TCP/IP требует знаний и опыта со стороны пользователя, однако применение TCP/IP предоставляет ряд существенных преимуществ.

Протокол TCP/IP в точности не соответствует модели OSI. Вместо семи уровней в нем используется только четыре:

1. Уровень сетевого интерфейса.

2. Межсетевой уровень.

3. Транспортный уровень.

4. Прикладной уровень.

В техническом понимании TCP/IP - это не один сетевой протокол, а два протокола, лежащих на разных уровнях (это так называемый стек протоколов). Протокол TCP - протокол транспортного уровня. Он управляет тем, как происходит передача информации. Протокол IP - адресный. Он принадлежит сетевому уровню и определяет, куда происходит передача.

Протокол TCP. Согласно протоколу TCP, отправляемые данные «нарезаются» на небольшие пакеты, после чего каждый пакет маркируется таким образом, чтобы в нем были данные, необходимые для правильной сборки документа на компьютере получателя.

Для понимания сути протокола TCP можно представить игру в шахматы по переписке, когда двое участников разыгрывают одновременно десяток партий. Каждый ход записывается на отдельной открытке с указанием номера партии и номера хода. В этом случае между двумя партнерами через один и тот же почтовый канал работает как бы десяток соединений (по одному на партию). Два компьютера, связанные между собой одним физическим соединением, могут точно так же поддерживать одновременно несколько TСР-соединений. Так, например, два промежуточных сетевых сервера могут одновременно по одной линии связи передавать друг другу в обе стороны множество TCP-пакетов от многочисленных клиентов.

Когда мы работаем в Интернете, то по одной-единственной телефонной линии можем одновременно принимать документы из Америки, Австралии и Европы.

Пакеты каждого из документов поступают порознь, с разделением во времени, и по мере поступления собираются в разные документы.

Протокол IP. Теперь рассмотрим адресный протокол - IP (Internet Protocol), Его суть состоит в том, что у каждого участника Всемирной сети должен быть свой уникальный адрес (IP-адрес). Без этого нельзя говорить о точной доставке TСР-пакетов на нужное рабочее место. Этот адрес выражается очень просто - четырьмя байтами, например: 195.38.46.11.

-3-

Интернет и интранет

Internet (Интернет) - всемирная информационная компьютерная сеть. Самая большая в мире совокупность разнотипных компьютерных сетей. Объединяет миллионы компьютеров, баз данных, файлов и людей.

Каждому компьютеру, подключенному к Интернету, присваивается идентификационный номер, который называется IP-адресом.

При сеансовом подключении к Интернету IP-адрес выделяется компьютеру только на время этого сеанса. Присвоение адреса компьютеру на время сеанса связи называется динамическим распределением IP-адресов. Оно удобно для провайдера, поскольку один и тот же IP-адрес в разные периоды времени может быть выделен разным пользователям. Таким образом, Интернет-провайдер должен иметь по одному IP-адресу на каждый обслуживаемый им модем, а не на каждого клиента.

IP-адрес имеет формат ххх.ххх.ххх.ххх, где ххх - числа от 0 до255. Рассмотрим типичный IP-адрес: 193.27.61.137. Для облегчения запоминания IP-адрес обычно выражают рядом чисел в десятичной системе счисления, разделенных точками. Но компьютеры хранят его в бинарной форме.

На ранней стадии своего развития Интернет состоял из небольшого количества компьютеров, объединенных модемами и телефонными линиями. Тогда пользователи могли установить соединение с компьютером, набрав цифровой адрес, например 163. 25. 51. 132. Это было удобно, пока компьютеров было мало. По мере увеличения их количества цифровые имена стали заменять текстовыми, потому что текстовое имя проще запомнить, чем цифровое.

Когда происходит обращение на Web или посылается e-mail, то используется доменное имя. Например, адрес www.microsoft.com содержит доменное имя microsoft.com. Аналогично e-mail-адрес [email protected] содержит доменное имя rambler.ru.

В доменной системе имен реализуется принцип назначения имен с определением ответственности за их подмножество соответствующих сетевых групп.

Каждая группа придерживается этого простого правила. Имена, которые она присваивает, единственны среди множества ее непосредственных подчиненных, поэтому никакие две системы, где бы они ни находились в Интернете, не смогут получить одинаковые имена.

Так же уникальны адреса, указываемые на конвертах при доставке писем обычной почтой. Таким образом, адрес на основе географических и административных названий однозначно определяет точку назначения.

Домены имеют подобную иерархию. В именах домены отделяются друг от друга точками: addressx.msk.ru, addressy.spb.ru. В имени может быть различное количество доменов, но обычно их не больше пяти. По мере движения по доменам в имени слева направо, количество имен, входящих в соответствующую группу, возрастает.

Для перевода буквенного доменного имени в IP-адрес цифрового формата служат DNS-серверы.

В качестве примера рассмотрим адрес group, facult. univers. rst. ru.

Первым в имени стоит название рабочей машины - реального компьютера с IP-адресом. Это имя создано и поддерживается группой facult. Группа входит в более крупное подразделение univers, далее следует домен rst - он определяет имена ростовской части сети, ru- российской.

Каждая страна имеет свой домен: аи - Австралия, be - Бельгия и т.д. Это географические домены верхнего уровня.

Помимо географического признака используется организационный признак, в соответствии с которым существуют следующие доменные имена первого уровня:

com - коммерческие предприятия,

edu - образовательные учреждения,

gov - государственные учреждения,

mil - военные организации,

net - сетевые образования,

org - учреждения других организаций и сетевых ресурсов.

Внутри каждого доменного имени первого уровня находится целый ряд доменных имен второго уровня. Домен верхнего уровня располагается в имени правее, а домен нижнего уровня - левее.

Чтобы найти документ в сети Интернет, достаточно знать ссылку на него - так называемый универсальный указатель на ресурс URL (Uniform Resource Locator - унифицированный указатель ресурса), который указывает местонахождение каждого файла, хранящегося на компьютере, подключенном к Интернету.

Адрес URL является сетевым расширением понятия полного имени ресурса, например, файла или приложения и пути к нему в операционной системе. В URL, кроме имени файла и директории, где он находится, указывается сетевое имя компьютера, на котором этот ресурс расположен, и протокол доступа к ресурсу, который можно использовать для обращения к нему.

Рассмотрим некоторые URL:

Первая часть http:// (Hypertext Transfer Protocol) - протокол передачи гипертекста, по которому обеспечивается доставка документа с Web-сервера, указывает браузеру, что для доступа к ресурсу применяется данный сетевой протокол.

Вторая часть www.abc.def.ru указывает на доменное имя.

Третья часть kartinki/SLIDE.htm показывает программе-клиенту, где на данном сервере искать ресурс. В данном случае ресурсом является файл в формате html, а именно SLIDE.htm, который находится в папке kartinki.

Использование технологий Интернета не обязательно дол­жно реализовываться в рамках всемирной информационной платформы. Все больше организаций начинают сознавать, что тех­нологии, вызванные к жизни глобальной сетью, пригодны для создания мощных корпоративных информационных систем и систем обеспечения коллективной работы, которые часто называют «интранет».

Интранет (интрасеть) - это корпоративная сеть (возможно - сеть офиса, предприятия, лаборатории или кафедры), использующая продукты и технологии Интернета для хранения, связи и доступа к информации.

Интранет-сети, как правило, состоят из внутрикорпоративных Web-серверов, доступ персонала к которым организован через локальные вычислительные сети или собственные коммутируемые телефонные каналы. Благодаря связям с корпо­ративными базами данных, файл-серверами и хранилищами документов Web-серверы предоставляют сотрудникам компании различные виды информации через единый интерфейс - Web-броузер. Персонал через свои броузеры получает доступ к наборам корпоративных Web-страниц, содержащих связи с корпоративными документами и данными в формате HTML. Появляется все больше пакетов для организации в сетях интранет групповых дискуссий я выполнения других операций, свойственных программному обеспечению групповой работы.

Сети Intranet недороги и просты в установке и администрировании. HTML-броузеры распространяются многими компаниями-изготовителями, в том числе Microsoft. Недорогое программ­ное обеспечение Web-сервера можно найти на многих подобных серверах или получить в комплекте с такими операционными системами» как Windows NT Server. Наконец, интранет-сеть образует информационный уровень» практически не зависящий от операционной системы. Пользователь» работающий с любой сетевой или локальной ОС, может обращаться к информации корпоративного Web-сервера с помощью того же броузера, которым он пользуется для работы с сетью WWW.

Что это такое - сетевая технология? Зачем она нужна? Для чего используется? Ответы на эти, а также на ряд других вопросов и будут даны в рамках данной статьи.

Несколько важных параметров

  1. Скорость передачи данных. От этой характеристики зависит, какое же количество информации (измеряется в большинстве случаев в битах) может быть передано через сеть за определённый промежуток времени.
  2. Формат кадров. Информация, которая передаётся через сеть, объединяется в пакеты информации. Они и называются кадрами.
  3. Тип кодирования сигналов. В данном случае решается, как же зашифровать информацию в электрических импульсах.
  4. Среда передачи. Такое обозначение используется для материала, как правило, это кабель, по которому и осуществляется проход потока информации, что в последующем и выводится на экраны мониторов.
  5. Топология сети. Это схематическое построение конструкции, по которой осуществляется передача информации. Используются, как правило, шина, звезда и кольцо.
  6. Метод доступа.

Набор всех этих параметров и определяет сетевую технологию, чем она является, какие приспособления использует и характеристики имеет. Как можете догадаться, их существует великое множество.

Общая информация

Но что же собой представляет сетевая технология? Ведь определение этому понятию так и не было дано! Итак, сетевая технология - это согласованный набор стандартных протоколов и программно-аппаратных средств, которые их реализовывают в объеме, достаточном для построения локальной вычислительной сети. Это определяет, как же будет получен доступ к среде передачи данных. В качестве альтернативы можно ещё встретить название «базовые технологии». Рассмотреть их все в рамках статьи не представляется возможным из-за большого количества, поэтому внимание будет уделено самым популярным: Ethernet, Token-Ring, ArcNet и FDDI. Что же они собой представляют?

Ethernet

На данный момент это самая популярная во всём мире сетевая технология. Если подведёт кабель, то вероятность того, что используется именно она, близка к ста процентам. Ethernet можно смело зачислять в наилучшие сетевые информационные технологии, что обусловлено низкой стоимостью, большой скоростью и качеством связи. Наиболее известным является тип IEEE802.3/Ethernet. Но на его основе было разработано два очень интересных варианта. Первый (IEEE802.3u/Fast Ethernet) позволяет обеспечить скорость передачи в 100 Мбит/секунду. У этого варианта существует три модификации. Разнятся они между собой по использованному материалу для кабеля, длине активного сегмента и конкретным рамкам диапазона передачи. Но колебания происходят в стиле «плюс-минус 100 Мбит/секунду». Другой вариант - это IEEE802.3z/Gigabit Ethernet. У него передающая способность равна 1000 Мбит/с. У этой вариации существует четыре модификации.

Token-Ring

Сетевые информационные технологии данного типа используются для создания разделяемой среды передачи данных, которая в конечном итоге образуется как объединение всех узлов в одно кольцо. Строится данная технология на звездно-кольцевой топологии. Первая идёт как основная, а вторая - дополнительная. Чтобы получить доступ к сети, применяется маркерный метод. Максимальная длина кольца может составлять 4 тысячи метров, а количество узлов - 260 штук. Скорость передачи данных при этом не превышает 16 Мбит/секунду.

ArcNet

Этот вариант использует топологию «шина» и «пассивная звезда». При этом он может строиться на неэкранированной витой паре и оптоволоконном кабеле. ArcNet - это настоящий старожил в мире сетевых технологий. Длина сети может достигать 6000 метров, а максимальное количество абонентов - 255. При этом следует отметить основной недостаток этого подхода - его низкую скорость передачи данных, которая составляет только 2,5 Мбита/секунду. Но эта сетевая технология всё ещё широко используется. Это происходит благодаря ее высокой надежности, низкой стоимости адаптеров и гибкости. Сети и сетевые технологии, построенные по другим принципам, возможно, и обладают более высокими показателями скорости, но именно из-за того, что ArcNet обеспечивает высокую доходимость данных, это позволяет нам не скидывать её со счетов. Важным преимуществом данного варианта является то, что используется метод доступа посредством передачи полномочий.

FDDI

Сетевые компьютерные технологии данного вида являются стандартизированными спецификациями архитектуры высокоскоростной передачи данных, использующей оптоволоконные линии. На FDDI значительным образом повлияли ArcNet и Token-Ring. Поэтому эту сетевую технологию можно рассматривать как усовершенствованный механизм передачи данных на основании имеющихся наработок. Кольцо этой сети может достигать в длину сто километров. Несмотря на значительное расстояние, максимальное количество абонентов, которые могут подключиться к ней, составляет только 500 узлов. Следует отметить, что FDDI считается высоконадежной благодаря наличию основного и резервного путей передачи данных. Добавляет ей популярность и возможность быстро передавать данные - примерно 100 Мбит/секунду.

Технический аспект

Рассмотрев, что собой представляют основы сетевых технологий, что используются, сейчас давайте уделим внимание тому, как же всё устроено. Первоначально следует отметить, что рассмотренные ранее варианты - это исключительно локальные средства соединения электронно-вычислительных машин. Но есть и глобальные сети. Всего их в мире около двух сотен. Как же работают современные сетевые технологии? Для этого давайте рассмотрим действующий принцип построения. Итак, есть ЭВМ, которые объединены в одну сеть. Условно они делятся на абонентские (основные) и вспомогательные. Первые занимаются всеми информационно-вычислительными работами. От них же зависит то, каковы будут ресурсы сети. Вспомогательные занимаются преобразованием информации и её передачей по каналам связи. Из-за того что им приходится обрабатывать значительное количество данных, серверы могут похвастаться повышенной мощностью. Но конечным получателем любой информации всё же являются обычные хост-ЭВМ, которые чаще всего представлены персональными компьютерами. Сетевые информационные технологии могут использовать такие типы серверов:

  1. Сетевой. Занимается передачей информации.
  2. Терминальный. Обеспечивает функционирование многопользовательской системы.
  3. Баз данных. Занимается обработкой запросов к БД в многопользовательских системах.

Сети коммутации каналов

Они создаются благодаря физическому соединению клиентов на то время, когда будут передаваться сообщения. Как это выглядит на практике? В таких случаях для отправки и получения информации от точки А до точки Б создаётся прямое соединение. Оно включает в себя каналы одного из множества (как правило) вариантов доставки сообщения. И созданное соединение для успешной передачи должно быть неизменным в течение всего сеанса. Но в таком случае проявляются довольно сильные недостатки. Так, приходится относительно долго ожидать соединения. Это сопровождается высокой стоимостью передачи данных и низким коэффициентом использования канала. Поэтому использование сетевых технологий данного типа не распространено.

Сети коммутации сообщений

В этом случае вся информация передаётся небольшими порциями. Прямое соединение в таких случаях не устанавливается. Передача данных осуществляется по первому же свободному из доступных каналов. И так до тех пор, пока сообщение не будет передано своему адресату. Сервера при этом постоянно занимаются приёмом информации, её сбором, проверкой и установлением маршрута. И в последующем сообщение передаётся далее. Из преимуществ необходимо отметить низкую цену передачи. Но в таком случае всё ещё существуют такие проблемы, как низкая скорость и невозможность осуществления диалога между ЭВМ в режиме реального времени.

Сети коммутации пакетов

Это самый совершенный и популярный на сегодняшний день способ. Развитие сетевых технологий привело к тому, что сейчас обмен информацией осуществляется посредством коротких пакетов информации фиксированной структуры. Что же они собой представляют? Пакеты - это части сообщений, что удовлетворяют определённому стандарту. Небольшая их длина позволяет предотвратить блокировку сети. Благодаря этому уменьшается очередь в узлах коммутации. Осуществляется быстрое соединение, поддерживается невысокий уровень ошибок, а также достигнуты значительные высоты в плане увеличения надежности и эффективности сети. Следует отметить и то, что существуют различные конфигурации этого подхода к построению. Так, если сеть обеспечивает коммутацию сообщений, пакетов и каналов, то она называется интегральной, то есть можно провести её декомпозицию. Часть ресурсов при этом может использоваться монопольно. Так, некоторые каналы могут применяться для того, чтобы передавать прямые сообщения. Они создаются на время передачи данных между разными сетями. Когда сеанс отправки информации заканчивается, то они распадаются на независимые магистральные каналы. При использовании пакетной технологии важным является настройка и согласование большого количества клиентов, линий связи, серверов и целого ряда иных устройств. В этом помогает установление правил, которые известны как протоколы. Они являются частью используемой сетевой операционной системы и реализуются на аппаратном и программном уровнях.

Interneto
Всемирная система объединённых
компьютерных сетей, построенная на
использовании протокола IP и маршрутизации
пакетов данных.
Интернет образует глобальное
информационное пространство, служит
физической основой для Всемирной паутины
и множества других систем (протоколов)
передачи данных. Часто упоминается как
«Всемирная сеть» или «Глобальная сеть»

Блуждание
Развлечения
80
Покупки
60
Иследования
40
Работа
Развлечения
20
Блуждание
0
1
Работа
Иследования
Покупки

В настоящее время в Интернет
существует достаточно большое
количество сервисов,
обеспечивающих работу со
всем спектром ресурсов.
Наиболее известными среди
них являются:

Электронная почта (E-mail)

o Обеспечивает возможность обмена
сообщениями одного человека с одним или
несколькими абонентами

Электронная почта - письмо без конверта

o Один из видов информационных услуг, которые
предоставляют компьютерные сети, - электронная почта
(E-mail). В этом случае оба абонента - отправитель и
получатель - имеют дело с посредниками
(провайдерами), выполняющими функции местных
отделений почтовой связи. Сервер посредника включен
постоянно и на его винчестере официально
зарегистрированным абонентам выделены «почтовые
ящики» для временного хранения входящей и исходящей
переписки.

Телеконференция

o Обеспечивает возможность коллективного
обмена сообщениями

Телеконференция - это электронная газета, состоящая целиком из объявлений ее подписчиков (электронная доска объявлений).

Авторами являются сами пользователи сети,
объединённые общими интересами. Многие
провайдеры предоставляют абонентам перечень
конференций. При этом вы будете регулярно получать
электронные письма с заголовками статей по
соответствующей тематике. Только делать это нужно
оперативно, т.к. сервер хранит содержимое очередного
выпуска порядка 10 дней.

oТелеконференции очень похожа на электронную
почту с тем лишь отличием, что ваше письмо может
прочитать огромное количество людей. Конференции
подразделяются по темам, название конференции
состоит из нескольких слов, разделенных точками. Вот
стандартное обозначение некоторых групп
телеконференций Usenet:
comp - конференции, где обсуждается все,
что связано с компьютерами и
программированием;
news - обмен новостями, вопросы развития
системы телеконференций;
rec - отдых, хобби, увлечения;
sci - все, что связано с наукой;
soc - вопросы общественной жизни;
talk - группа для любителей поспорить
или просто поговорить на любую тему.

Сервис FTP

o система файловых архивов,
обеспечивающая хранение и пересылку
файлов различных типов

File Transfer Protocol (FTP) – передача файлов

o FTP сервис Интернет - дает максимальную нагрузку
на каналы связи. Расшифровывается, как протокол
передачи файлов, но при рассмотрении ftp как
сервиса Интернет имеется в виду доступ к файлам на
удаленных компьютерах и в файловых архивах. Ее
исходное предназначение - передача файлов между
разными компьютерами, работающими в сетях TCP/IP.
Протокол FTP, разумеется, оптимизирован для
передачи файлов.

Сервис Telnet

o Предназначенный для управления
удаленными компьютерами в
терминальном режиме

TELNET

o Сетевой протокол для реализации текстового
интерфейса по сети (в современной форме -
при помощи транспорта TCP). Telnet служил для
удалённого доступа к интерфейсу командной
строки операционных систем. Предполагается,
что этот протокол может быть использован для
связи вида терминал-терминал («связывание»)
или для связи процесс-процесс
(«распределенные вычисления»). Впоследствии
его стали использовать для прочих текстовых
интерфейсов, вплоть до игр.

World Wide Web (WWW, W3)

o гипертекстовая (гипермедиа) система,
предназначенная для интеграции различных
сетевых ресурсов в единое
информационное пространство

Всемирная паутина (World Wide Web или WWW)

o Это наиболее продвинутый и интересный
ресурс - гипертекстовая система навигации в
Internet. От обычного гипертекста WWW
отличается тем, что позволяет самостоятельно
устанавливать ссылки не только на соседний
файл, но и на файл, находящийся на
компьютере в другом полушарии Земли.

o Обеспечивающий возможность
использования для адресации узлов сети
мнемонических имен вместо числовых
адресов;

Сервис DNS, или система доменных имен

o Компьютерная распределительная система
для получения информации о доменах.
Чаще всего используется для получения IPадреса по имени (компьютера или
устройства), получения информации о
маршрутизации почты, обслуживающих
узлах для протоколов в домене (SRVзапись).

Сервис IRC

o Предназначенный для поддержки
текстового общения в реальном
времени (chat)

Internet Realy Chat

o Cервисная система, при помощи которой можно
общаться через сеть Интернет с другими
людьми в режиме реального времени. Она была
создана в 1988 году финским студентом. IRC
предоставляет возможность как группового, так
и приватного общения. Для группового чата в
IRC предназначены каналы, на которых
пользователи могут собираться и вести
общение.

Instant messenger

o Программа для обмена сообщениями через
Интернет в реальном времени через службы
мгновенных сообщений (Instant Messaging
Service, IMS). Могут передаваться текстовые
сообщения, звуковые сигналы, изображения,
видео, а также производиться такие действия, как
совместное рисование или игры. Многие из таких
программ могут применяться для организации
групповых текстовых чатов
или видеоконференций.

Instant messenger

o Широкому кругу пользователей известно некоторое
количество популярных сетей обмена сообщениями,
таких, как XMPP, ICQ, MSN, Yahoo!. Каждая из этих
сетей разработана отдельной группой разработчиков,
имеет отдельный сервер и протоколы, отличается
своими правилами и особенностями. Между
различными сетями обычно нет никакой взаимосвязи
(пользователь сети ICQ не может связаться с
пользователем сети MSN, Однако ничто не мешает
быть пользователем нескольких сетей).

Потоковая мультимедиа

o Непрерывное получение пользователем
от провайдера потокового вещания. Это
понятие применимо как к информации,
распространяемой через
телекоммуникации, так и к информации,
которая изначально распространялась
посредством потокового вещания
(например, радио,
телевидение) или
непотоковой (например,
книги, видеокассеты,
аудио CD).

Стандартные сервисы

Перечисленные выше сервисы
относятся к стандартным. Это означает, что
принципы построения клиентского и
серверного программного обеспечения, а
также протоколы взаимодействия
сформулированы в виде международных
стандартов. Следовательно, разработчики
программного обеспечения при
практической реализации обязаны
выдерживать общие технические
требования.

Нестандартные сервисы

Представляющие собой оригинальную
разработку той или иной компании. В качестве
примера можно привести различные системы типа
Instant Messenger (своеобразные Интернетпейджеры - ICQ, AOl, Demos on-line и т. п.),
системы Интернет-телефонии, трансляции радио и
видео и т. д. Важной особенностью таких систем
является отсутствие международных стандартов, что
может привести к возникновению технических
конфликтов с другими подобными сервисами.

Как вывод можно сказат ь, чт о локальная сет ь – эт о не прост о
механическая сумма персональных компьют еров, она значит ельно
расширяет возможност и пользоват елей. Компьют ерные сет и
позволяют обеспечит ь основные характ ерист ики:
максимальную функциональност ь, т.е. пригодност ь для самых
разных видов операций,
Инт егрированност ь заключающуюся в сосредот очении всей
информации в едином цент ре,
операт ивност ь информации и управления, определяемые
возможност ью круглосут очной работ ы в реальном масшт абе
времени,
функциональную гибкост ь, т.е. возможност ь быст рого
изменения парамет ров сист емы,
развит ую инфраст рукт уру, т.е. операт ивный сбор, обработ ку и
предст авление в единый цент р всей информации со всех
подразделений,
минимизированные риски посредст вом комплексного
обеспечения безопасност и информации, кот орая подвергает ся
воздейст вию случайных и преднамеренных угроз.