Ярославский моторный завод. Информация о ярославском моторном заводе

ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод, ЯМЗ) - это ведущее предприятие российского двигателестроения, которое специализируется на производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения, сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним, а также стационарных агрегатов на их базе. Ярославскими двигателями сегодня оснащаются более 300 моделей транспортных средств и изделий специального назначения, производимых предприятиями России, Белоруссии, Украины. Они устанавливаются на грузовые автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также на дизель-электрические станции. Сегодня под маркой ЯМЗ выпускается следующая продукция: семейство тяжелых рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-650 мощностью 362-412 л.с., Евро-4, Евро-3, Правила ЕЭК ООН № 96-02; семейство средних рядных 4-и 6-цилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-530 мощностью 120-312 л.с., Евро-4 (опытная сборка); два семейства V-образных 6-, 8- и 12- цилиндровых дизельных двигателей мощностью 150-800 л.с., Евро-3, Евро-2, Евро-1, включающих 60 базовых моделей и свыше 200 комплектаций; 10 моделей 5-, 8- и 9-ступенчатых коробок передач; сцепления; дизельные электроагрегаты, силовые установки на базе двигателей ЯМЗ мощностью 60-475 кВт; свыше 1000 позиций оригинальных запасных частей ко всей продукции предприятия. Основные потребители: ОАО «Автомобильный завод «Урал», ОАО «МАЗ», ООО «ЛиАЗ», ХК «АвтоКрАЗ», ОАО «БелАЗ». Двигатели ЯМЗ широко применяются и на специализированной технике Министерства обороны РФ. В 2011 году высокая надёжность и неприхотливость в эксплуатации двигателей ЯМЗ-7Э846 в десятый раз позволили команде «КАМАЗ-МАСТЕР» занять первое место в международном ралли «Дакар» и доказать всему миру уникальность конструкции ярославских моторов. ОАО «Автодизель» реализует ряд крупных инвестиционных проектов по подготовке и выпуску продукции, соответствующей лучшим мировым стандартам. Ведущий среди этих проектов - это освоение серийного производства двигателей семейства ЯМЗ-530 Евро-4 и Евро-5. Двигатели разработаны инженерно-конструкторским центром ОАО «Автодизель» при поддержке компании AVL List GmbH (Австрия) с учетом многолетнего успешного опыта применения двигателей ЯМЗ на различной технике в сложных условиях эксплуатации. Являясь российской интеллектуальной собственностью, проект позволяет без ограничений применять двигатели семейства ЯМЗ-530 в составе самой разнообразной техники, в том числе и в интересах военно-промышленного комплекса РФ. В октябре 2007 года ОАО «Автодизель» запустило в производство принципиально новый для российского дизелестроения тяжёлый рядный двигатель ЯМЗ-650 по технологической лицензии компании Renault Trucks (Франция). Сегодня продолжаются работы по расширению производства семейства ЯМЗ-650 экологического класса Евро-4 для комплектации автомобилей ОАО «МАЗ», АЗ «Урал», ОАО «МЗКТ», строительно-дорожной и другой техники. Для новых семейств двигателей разработано новое поколение коробок передач (базовые модели 6-ти ступенчатой КП ЯМЗ-336, 9-ти ступенчатой КП ЯМЗ-239). Одновременно проведена модернизация серийно выпускаемых 5-ти и 8-ми ступенчатых коробок передач. Изготовление силовых агрегатов в составе двигателей, коробок передач и сцеплений к ним осуществляется в серийном производстве.

Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель») является крупнейшим российским предприятием, специализирующимся на производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения, сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним, а также стационарных агрегатов на базе дизелей ЯМЗ. Ярославские двигатели нашли применение более чем на 300 видах изделий производства ведущих предприятий России, Белоруссии, Украины. Они устанавливаются на автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, аэродромные тягачи, зерно-уборочные комбайны, лесовозы, экскаваторы, автобусы, а также на дизель-электрические станции и агрегаты. Основные потребители: ОАО «МАЗ», ОАО «Автомобильный завод «Урал», ООО «ЛиАЗ», ХК «АвтоКрАЗ», РУПП «БелАЗ», ОАО «Электроагрегат» (Курск) и др. Широкое применение двигатели ЯМЗ находят на специализированной технике Министерства обороны РФ.

В 2007 году коллективом «Автодизеля» обеспечен переход на производство двигателей, соответствующих международным экологическим стандартам Euro-3.

В октябре 2007 г. «Автодизель» осуществил запуск в производство принципиально нового для российского дизелестроения мотора — тяжёлого рядного двигателя ЯМЗ-650 по лицензии "Renault Trucks". Как и все современные рядные двигатели, ЯМЗ-650 изначально соответствует экологическим нормам Euro-3.

ОАО «Автодизель » успешно развивает проект по постановке на производство нового семейства рядных дизельных двигателей ЯМЗ-530. 12 декабря 2007 г. «Группой ГАЗ» в Ярославле был торжественно заложен первый камень в строительство завода по производству семейства рядных двигателей ЯМЗ-530. В феврале 2008 г. в ОАО «Автодизель» дан старт испытаниям первого российского рядного двигателя ЯМЗ-534 стандарта Euro-4. В 2008-2009 гг. продолжены работы по доводке и выпуску опытных партий нового семейства средних рядных двигателей ЯМЗ-530 с параметрами Евро-4.

В 2008 г. на «Автодизеле » произведено 73649 двигателей. Положительная динамика производства устойчиво сохранялась на протяжении первых трех кварталов. За этот период на предприятии было произведено 65298 двигателей, что на 18,1% превысило аналогичный показатель 2007 года (55310 моторов). В дальнейшем мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на деловую активность основных потребителей предприятия. В результате в целом за 2008 год завод сократил производство до 73649 двигателей, что на 3,2% меньше, чем в 2007 году, когда выпуск моторов составил 76115 единиц.

Выпуск коробок передач за первые девять месяцев составил 25524 единиц (рост по сравнению с аналогичным показателем прошлого года 13,9%). В целом за год объем произведенных на «Автодизеле» коробок передач составил 28841 изделий, что на 6,2% меньше, чем в 2007 году. Выпуск дисков сцепления в 2008 году увеличился на 7,4% и составил 75018 изделий (69844 диска сцепления было изготовлено в 2007 году).

Запасных частей в течение 2008 года произведено на сумму 2346,15 млн. рублей, что на 8,6% превышает аналогичный показатель 2007 года.


ОАО «Автодизель» расположено на земельных участках общей площадью 1813452 м 2 . Производственные площади корпусов составляют 645182 м 2 .

Объекты социальной сферы — пансионат «Лесное» и детский оздоровительный лагерь «Дружба». В 2008 году в пансионате «Лесное» отдохнуло 3782 человека, в лагере «Дружба» отдохнуло 653 чел., в т.ч. дети работников завода 447 чел.

ОАО «Автодизель» реализует социальные программыбольшое внимание уделяется ветеранам, молодежи, оказывается поддержка многодетным семьям.

Ежегодно проводятся летние и зимние спартакиады среди цехов и отделов завода. На эти цели в 2008 году выделено 3061978 руб. (2007 год — 3586487 руб.). В 2008 году проведено 27 культурно-массовых мероприятий на сумму 3178101 руб., в 2 раза больше по сравнению с 2007 г. (В 2007 г. проведено 16 мероприятий на сумму 1888495 руб.)

Совету ветеранов в 2008 году выделено 300000 рублей для проведения культурных мероприятий и посещения ветеранов на дому.

На заводе создана и работает молодежная организация, основными направлениями которой является создание условий для самовыражения молодых сотрудников посредством представленных ими разработок, решающие актуальные производственные проблемы, активизации рационализаторской деятельности на предприятии, организация пропаганды здорового образа жизни, повышения интеллектуального и культурного уровня жизни. В 2008 г. проведено 15 мероприятий на сумму 942330 рублей, в которых приняли участие 450 молодых работников ОАО «Автодизель».

Во II квартале 2008 года были избраны женсоветы в подразделениях завода и в декабре — женсовет ОАО «Автодизель» (ЯМЗ).

Заводская профсоюзная организация работников АСМ объединяет около 60% работающих.

Крупнейшее предприятие российского моторостроения

Завод образован в 1916 году императорским указом как предприятие по сборке легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. На первых этапах развития ярославский завод специализировался на выпуске грузовиков, самосвалов, троллейбусов и других видов автомобильной техники. В 1958 году завод был переименован в Ярославский моторный и полностью сосредоточился на развитии производств дизельных двигателей.

В начале 2000-х гг. Ярославский моторный завод вошел в состав машиностроительных активов Олега Дерипаски, которые с 2005 года объединены в холдинг по производству коммерческого транспорта «Группа ГАЗ».

Сегодня Ярославский моторный завод является ведущим отечественным разработчиком и производителем двигателей многоцелевого назначения, сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним, а также стационарных агрегатов на их базе.

Продукция

Ярославскими двигателями оснащаются более 300 моделей транспортных средств и изделий специального назначения, производимых предприятиями России и стран СНГ. Двигатели ЯМЗ устанавливаются на грузовые автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также на дизель-электрические станции.



    ЯМЗ-530 – семейство 4- и 6-цилиндровых средних рядных двигателей объемом 4,43 и 6,65 л (105х128 мм) мощностью 120-330 л.с. с параметрами «Евро-4» и «Евро-5», около 200 комплектаций, двигатели на дизельном топливе и двигатели на метане;

    ЯМЗ-650 – семейство 6-цилиндровых тяжелых рядных двигателей рабочим объемом 11,12 л (123х156 мм) мощностью 311-412 л.с. с параметрами «Евро-4» и «Евро-5», 10 модификаций, свыше 155 комплектаций;

    V-образные – семейство 6-, 8- и 12-цилиндровых тяжелых дизельных двигателей объемом 11,15, 14,86 и 22,3 л (130х140 мм) мощностью 150- 500 л.с., 60 моделей и свыше 250 комплектаций, в том числе 6 и 8-цилиндровые двигатели «Евро-4» и «Евро-5»;

    V-образные – семейство 12-цилиндровых тяжелых дизельных двигателей объемом 25,86 л (140х140 мм) мощностью 440- 800 л.с., 10 моделей, более 50 комплектаций;

    коробки передач – два семейства, 15 моделей, 60 комплектаций 5-, 6-, 8-, 9-ступенчатые;

    Сцепления – 2 типа (20 комплектаций);

    Дизель-генераторные установки – 5 моделей мощностью 60-315 кВт;

    Запчасти – более 4500 позиций ко всем моделям двигателей и силовых агрегатов ЯМЗ.

    Рядные 4-цилиндровые двигатели ОМ-646 объемом 2,2 л (88х88,3 мм), мощностью 109 л.с., стандартов «Евро-4» и «Евро-5», для автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic (производятся в режиме контрактной сборки с локализацией производства базовых компонентов).

Ярославский моторный завод является центром инженерных и производственных компетенций в отрасли, лидером локализации современной компонентной базы для российского машиностроения.

География продаж

География продаж продукции Ярославского моторного завода – вся Россия, страны СНГ и дальнего зарубежья. Доля ЯМЗ на российском рынке – свыше 40%. В настоящее время продукция ЯМЗ поставляется более чем в 20 стран, продажи запчастей – в 41 страну.

Предприятие располагает развитой дилерской сетью: в России и странах зарубежья действует более 160 официальных дилеров и более 350 сертифицированных сервисных центров.

Это позволяет проводить оперативное и эффективное сопровождение продукции на всех этапах эксплуатации: от обслуживания в гарантийный период до целевого капитального ремонта. Все центры используют современное диагностическое оборудование, инструмент и оригинальные запасные части, сервисные и ремонтные работы проводит высококвалифицированный персонал.

Ключевые проекты

Проект ЯМЗ-530

Ведущий инвестиционный проект «Автодизеля» – производство средних рядных четырех- и шестицилиндровых дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 мощностью от 120 до 330 л.с. стандартов «Евро-4» и «Евро-5» с потенциалом обеспечения «Евро-6». Двигатели рассчитаны на применение на широком спектре техники, включая автомобильную, тракторную и сельскохозяйственную, силовые установки для промышленного применения.

Выпуск двигателей ЯМЗ-530 ведется на одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Завод общей площадью 57 тыс. кв. м оснащен современным технологическим и инженерным оборудованием. Производство сертифицировано на соответствие требованиям международной системы качества ISO/TS 16949. Уровень автоматизации технологического комплекса достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций. Мощность производства составляет 20 тысяч в год с возможностью расширения до 50 тысяч. Объем инвестиций в проект – около 11 млрд рублей.

Производство дизельных версий двигателей ЯМЗ-530 стартовало в 2012 году, производство двигателей на метане – в ноябре 2016 года, официальный старт производству газовых двигателей ЯМЗ-530 дал Президент РФ В.В. Путин. Газовые двигатели ЯМЗ-530 предназначены для техники, выпускаемой предприятиями «Группы ГАЗ», а также для продукции других производителей на российском и зарубежных рынках.

В рамках проекта по организации производства дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 ведется локализация комплектующих, в том числе высокотехнологичных, с размещением производств на российских предприятиях. На сегодняшний день на предприятиях «Группы ГАЗ» и других российских заводах локализован ряд комплектующих, ранее выпускавшихся в Европе, включая отливку блока цилиндров, поковку коленчатого вала, турбокомпрессор, распределительный вал и др. Локализация комплектующих для двигателей ЯМЗ-530 позволяет обеспечить конкурентоспособную стоимость продукции с сохранением качества на уровне мировых аналогов, сократить зависимость экономики предприятия от колебаний валютного курса и увеличить объемы производства на предприятиях российских поставщиков.

Проект ЯМЗ-650

«Автодизель» является одним из ведущих российских производителей тяжелых дизельных двигателей. Завод выпускает на базе технологической лицензии Renault Trucks тяжелые рядные дизельные двигатели ЯМЗ-650 с использованием современного автоматизированного оборудования. Двигатели предназначены для эксплуатации в составе автомобилей, седельных тягачей, шасси, магистральных автопоездов, самосвалов, а также используются в составе дизель-генераторных установок.

Двигатели семейства ЯМЗ-650 производятся с 2007 года. Базовые модели и модификации двигателей семейства ЯМЗ-650 представлены в мощностном диапазоне 311-412 л.с. и соответствуют требованиям «Евро-4» и «Евро-5». Мощные, надежные двигатели рядного семейства ЯМЗ-650 соответствуют мировым направлениям в двигателестроении.

Производственные технологии

Основа деятельности завода – производственная система ГАЗ, разработанная на основе принципов Toyota Product System и внедренная на Ярославском моторном заводе в 2005 году. Данная система бережливого производства позволяет повышать эффективность производства с максимальной ориентацией на потребителя, исключая все виды потерь, вовлекая каждого сотрудника в организацию улучшений на производстве. За последние годы на предприятии проведена серьезная модернизация в рамках реализации новых проектов, что позволило значительно обновить парк технологического оборудования. Исследовательско-экспериментальная база предприятия на сегодняшний день является одной из лучших в нашей стране и располагает новыми современными испытательными стендами.



Сотрудничество с международными производителями

Ярославский моторный завод сотрудничает с рядом зарубежных производителей, осваивая лучшие стандарты мирового двигателестроения. Так, при разработке двигателя ЯМЗ-530 привлекались инжиниринговые услуги австрийской компании AVL List GmbH. В рамках сотрудничества с компанией Daimler на ЯМЗ организовано производство двигателей OM-646 для комплектации автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, производимых на Горьковском автозаводе «Группы ГАЗ».

Обучение и развитие, социальные программы

В рамках реализации проекта ЯМЗ-530 сформирована команда сотрудников предприятия со значительным потенциалом для развития, высоким образовательным и квалификационным уровнем (высшее образование – 72%, владение навыками и методами международной системы ISO/TS 16949 – 100% персонала). Для повышения квалификации персонала ЯМЗ реализует программы «Школа руководителей производственных подразделений», «Школа лидера производства». ЯМЗ реализует образовательные проекты, связанные с привлечением на новые производства молодых специалистов – студентов профильных учебных заведений. На предприятии внедрены социальные программы, направленные на улучшение условий производственного быта, оздоровление сотрудников и их семей, поддержку ветеранов, молодежи, многодетных семей.

Ярославский моторный завод был и есть одним из ведущих предприятий Ярославля. Он оставил свой немалый отпечаток в развитии города, в его достижениях, значимости. Завод функционировал в самые тяжёлые времена: революция, война, перестройка. И всегда оставался надёжной опорой автостроения нашей Родины. Благодаря ему и многим другим предприятиям в Советском Союзе удалось создать отечественное производство автомобилей. И ныне он старается держать уровень высокого профессионального мастера своего дела, с почтенным опытом и широким потенциалом.


Цех Ярославского Моторного завода

История возникновения автозавода в городе Ярославле связана с именем русского промышленника Владимира Александровича Лебедева, опытного лётчика, много сделавшего для развития авиации в России. В то время у нас в стране действовала правительственная программа создания своей автомобильной промышленности. В Ярославле планировалось развернуть сборку иностранных легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. Первое название предприятия - Автомобильный завод АО «В. А. Лебедев». Запуск произошёл 20 октября 1916 года.

Основатель завода Владимир Александрович Лебедев

В ходе революции завод был передан в собственность государства и до 1925 г. выполнял только авторемонтные функции. В ноябре 1925-го был собран Я-3 – грузовик, способный перевозить три тонны груза. Он основывался на американском автомобиле «White». В Ярославле тогда ещё не имелось моторного производства, поэтому двигатель, сцепление и коробка передач были заимствованы у грузовика АМО-Ф-15 и поставлялись из Москвы заводом АМО (завод им. Лихачёва - ЗИЛ). Первые два грузовика Я-3 были собраны к знаменательной дате - 7 ноября 1925 года. В следующем году предприятие было преобразовано в Ярославский государственный автомобильный завод № 3.


Ярославский грузовик Я-3

В годы Первой пятилетки предприятие значительно расширилось. Были построены новые цеха, число работников увеличилось в 5 раз. После Я-3 последовало производство грузовиков большей мощности. Это были Я-4 и Я-5.


Они отличались грузоподъемностью, соответственно 4 т. и 5 т. Все три имели стандартную колёсную формулу - 4×2. Сразу поясним, что это значит. Колёсной формулой называют условный индекс, принятый для обозначения числа ведущих колёс автомобиля, в котором первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая - числу ведущих. В нашем случае она показывает, что в автомобиле всего 4 колеса и 2 из них ведущие. Модернизированным автомобилям присваивался индекс «Г».

В 1932 году было налажено производство автобусов. Они именовались ЯА-1 и ЯА-2.


Ярославский автобус ЯА-2

В 1933-м совместно с ОКБ ОГПУ были изготовлены опытные образцы первого советского дизельного двигателя «Коджу» (Коба Джугашвилли). Работами рукововодил талантливый конструктор Н. Р. Брилинг, только недавно освобождённый из заключения. Двигатель имел мощность 90 л. с. Им оснастили грузовые автомобили Я-5.


Первый советский дизельный двигатель Коджу и его создатели

9 ноября первый такой автомобиль вышел из ворот завода. На нем были две дополнительные фары на кабине и светящаяся надпись – «ЯГАЗ-дизель». Впоследствии доработанные двигатели установили и на ЯГ-5.



Автомобиль Я-5, оснащенный двигателем Коджу

Завод первым в стране освоил производство большегрузных самосвалов. С 1935-го собирали ЯС-1 грузоподъёмностью до 4 тонн, позже появились ЯС-2 и ЯС-3 (4×2).


Заводские ворота ЯМЗ

Успехи развивающегося предприятия не оставляли сомнений. В 1935 году оно выпустило свой 10-тысячный грузовой автомобиль! С 1933 года завод был переименован в Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ).


В 1936-м завод начал производить и троллейбусы. Это были одноэтажные ЯТБ-1 и ЯТБ-4 и уникальный двухэтажный троллейбус ЯТБ-3. Благодаря продуманной конструкции ЯТБ-3 мог эксплуатироваться вместе с одноэтажным транспортом. Впервые он появился на улицах Москвы 26 июня 1938 года в день выборов в Верховный Совет РСФСР. Вмещал в себя до 100 пассажиров и имел 72 мягких сидячих места. Несмотря на свою высоту (4783 мм) машина обладала неплохой маневренностью и хорошо отапливалась. Троллейбус оснащался аккумуляторной батареей, при помощи которой мог перемещаться на расстояние 2,8 км, что позволяло ему самостоятельно вернуться в парк в случае отключения электричества. Эта функция очень пригодилась во время войны. Несмотря на то, что большинство ЯТБ-3 было распилено на металлолом для военных нужд, в 1944 году оставшиеся три машины вновь вышли на улицы Москвы.


Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3

С началом войны заводу пришлось перепрофилироваться на выпуск военной продукции. В 1941 г. планировалась эвакуация на восток, но её отложили. Завод отправлял на фронт бронебойные снаряды, ручные гранаты, снаряды для зенитных орудий, мины, корпуса реактивных снарядов, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ) и многое другое. С 1943-го выпускались гусеничные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12 и Я-13. Они предназначались для перевозки артиллерийских орудий. В то тяжёлое время ради общей идеи борьбы с фашизмом с заводом поделились опытом американские коллеги. Их дизельные двигатели превосходили наши на 15 лошадиных сил.

Благодаря наработкам американцев, в 1943-1947 гг. удалось создать и освоить производство новых дизель-моторов ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, а также нового семейства двухосных автомобилей серии ЯАЗ-200 (4×2). Именно на автомобиле ЯАЗ-200 на капоте впервые появился символ Ярославля - медведь. Не смотря на многочисленные недовольства Наркомата, оставить его распорядился лично И. В. Сталин во время показа в Кремле.


В 1949 г. заводу была присуждена государственная премия. Двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 устанавливались не только на Ярославские автомобили, но и на машины производства Минского, Кременчугского заводов и даже на автобусы ЗИЛ-154. Завод делал явные успехи. В 1948-1950 годах была разработана и сдана в производство трёхосная серия автомобилей ЯАЗ-210 Автомобиль имел уже три оси колёс, две из которых были ведущие (6×4). Но производственных мощностей предприятия не хватало. Постепенно, сначала двухосные ЯАЗ-200 в 51-м, а затем и трёхосные ЯАЗ-210 в 59-м году передали другим заводам. ЯАЗ стал специализироваться исключительно на моторах. В 1958-м году его переименовали в Ярославский Моторный завод (ЯМЗ).

В 1961-м году на завод прибывает новый директор - Анатолий Михайлович Добрынин. Человек, прошедший на Рыбинском заводе путь от обычного токаря до заместителя директора, талантливый и мудрый руководитель, настоящий советский гражданин. Он пробыл директором ЯМЗ 21 год и сделал мощный рывок в развитии предприятия.

Анатолий Михайлович Добрынин

Завод значительно расширился, появились цеха основного и вспомогательного производств, началась модернизация, производство двигателей выросло с 5 до 100 тысяч в год, началось строительство Тутаевского моторного завода, реконструировали Ростовский агрегатный завод. Благодаря ему, на ЯМЗ были собраны самые светлые головы и лучшие в городе «золотые руки». Огромный вклад внёс Добрынин в культурную инфраструктуру Ярославля. Благодаря ему в городе появились привычные ярославцам дворец спорта Автодизель (Торпедо), бассейн «Лазурный», парк Моторостроителей (Юбилейный), Дворец культуры моторостроителей, кинотеатр «Волга». Были построены улица Строителей в микрорайоне рабочих ЯМЗ (Пятёрка), мост, сеть трамвайных дорог, школы и многое другое. При нём имелось собственное строительное подразделение, силами которого возводилось жильё для своих работников, в частности Северный жилой район города.


Дворец культуры Моторостроителей


Бассейн Лазурный


Парк Моторостроителей

На ЯМЗ начинается разработка и внедрение в производство новых дизельных двигателей, а также коробок передач, сцеплений и дизельных электроагрегатов. В 1966 году завод награждается орденом Ленина - высшей наградой СССР. В 1972-м присуждена Государственная премия за создание и организацию производства унифицированного семейства двигателей ЯМЗ-236/238/240. В 1968 - 1971 гг. разрабатывается силовой агрегат ЯМЗ-740 для Камского автозавода. Ярославский моторный завод становится головным предприятием производственного объединения «Автодизель», включающего в себя множество других предприятий по всей области, а Добрынин его генеральным директором. В 76-м ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. В том же году создаются моторы для тракторов КировецК-700 и К-701. С 1973-го по 1980 работают над новым видом дизельных двигателей типа ЯМЗ-840. Их устанавливают на автомобили БелАЗ. Создаётся силовой агрегат ЯМЗ-642 для автомобилей Кутаисского автозавода. Начинается производство кормоуборочного комбайна ЯСК-170. Так постепенно ПО «Автодизель» становится ведущим предприятием отечественного дизелестроения. Здесь собирали двигатели практически для всей тяжёлой автотехники. Потребителями продукции являются МАЗ, БелАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, ЛАЗ, КрАЗ, МоАЗ и многие другие.

В начале 80-х здоровье Анатолия Михайловича резко ухудшается и он отходит от дел завода. В 1982-м Ярославль переживает смерть управленца. Переименовали многие объекты, которые появились благодаря ему. ДК Моторостроителей переименован в ДК им. А. М. Добрынина, который является сегодня самым значимым ДК в городе. Улица Строителей стала ул. Добрынина, а мост, соединяющий её с Промышленным шоссе - Добрынинским.


Улица Добрынина, быв. Строителей

С 1993 года предприятие осуществляет свою деятельность как Открытое акционерное общество «Автодизель». В 2000-м общество влилось в ООО «РусПромАвто», которое через некоторое время преобразовалось в «Группу ГАЗ».

С 1991 по 1998 гг. ЯМЗ разрабатывал необычный дизель-мотор. Он предназначался для шасси ракетно-космического комплекса Тополь-М. Двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 имеют мощность 500-800 л.с. Выпускаются небольшими партиями для Министерства Обороны.



Ракетно-космический комплекс Тополь-М

В 2014 г. на заводе собран 10-миллионный двигатель.

В 90-х и 2000 гг. осваивался выпуск экологических классов моторов: Евро-1 (ЯМЗ-236НЕ/БЕ и 238БЕ/ДЕ) , Евро-2 (ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601), Евро-3 (ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658) и Евро-4 (семейство ЯМЗ-530). В 2003 году вручена Премия Правительства за разработку и освоение производства дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих международным стандартам по экологии.

ЯМЗ в прошлом и настоящем

Сегодня Ярославский моторный завод крупнейший в России производитель тяжелых и средних дизельных двигателей. Является предприятием полного цикла и включает литейное, кузнечное, прессовое, термическое, сварочное, гальваническое, окрасочное, метизное, механосборочное, сборочно-испытательное, инструментальное, ремонтное и другие виды производства. По уровню технологической оснащенности и автоматизации производства не уступает лидерам мирового автопрома. Производственная площадка ЯМЗ-530, созданная при поддержке ведущих мировых инжиниринговых фирм и поставщиков оборудования, обеспечивает мировой технологический уровень качества продукции. Ярославскими двигателями оснащаются более 300 моделей транспортных средств и специальных изделий. Они устанавливаются на грузовые автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также на дизель-электрические станции.


Документальный фильм, посвященный жизни ярославских моторостроителей.

Алексей Крылов

Лицей № 86

Галерея изображений