Ярославский моторный завод отдел запчасти. Информация о ярославском моторном заводе

ОАО «Автодизель» является ведущим предприятием, специализирующимся на производстве коробок передач, сцеплений, дизельных, многоцелевых двигателей, стационарных аппаратов работающих на их базе, а так же запасных частей к ним. Сегодня на Ярославских двигателях работают более 300 моделей транспорта и специзделий, производимых на предприятиях России, Белоруссии, Украины. Установка таких двигателей осуществляется на строительно-дорожную и сельскохозяйственную технику, автобусы и грузовые автомобили, самосвалы и автопоезда. Кроме того такие двигатели используются в дизельных электрических станциях.

На сегодняшний день Ярославский МЗ выпускает под своей маркой:

  • тяжелые рядные 6-цилиндровые дизельные двигатели ЯМЗ-650 с мощностью от 362 до 412 л.с., Евро-3, Евро-4, Правила ЕЭК ООН № 96-02;
  • средние рядные 4-и 6-цилиндровые дизельные двигатели ЯМЗ-530 с мощностью от120 до 312 л.с., Евро-4 (опытной сборки);
  • V-образные 6-, 8- и 12- цилиндровые дизельные двигатели с мощностью от 150 до 800 л.с., Евро-1, Евро-2, Евро-3. Которые включают 60 моделей в 200 комплектациях;
  • пяти-, восьми- и девяти ступенчатые коробки передач - 10 моделей.
  • 1000 наименований запасных частей ко всей продукции

Основными покупателями и заказчиками являются: ОАО «АЗ «Урал», ООО «ЛиАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «БелАЗ», ХК «АвтоКрАЗ»,.Так же детали и двигатели ЯМЗ достаточно широко используются на спецтехнике Минобороны РФ.

Благодаря высокой надежности и неприхотливости ярославских моторов, команда «КамАЗ-мастер» уже в 10 раз стала победителем международного ралли на трассе «Дакар-Париж-Дакар», доказав всему миру их уникальность.

В реализации ОАО «Автодизель» находятся несколько крупных инвестиционных проектов по выпуску продукции, отвечающей лучшим стандартам качества в мире. Среди этих проектов ведущим по праву считается серийное производство двигателей семейства ЯМЗ-530 по стандарту Евро-4 и Евро-5. Эти двигатели были разработаны при участии и поддержке австрийской компании AVL ListGmbH в КБ ОАО «Автодизель». В реализации проекта помогли знания, полученные в период многолетнего опыта эксплуатации двигателей в ЯМЗ в сложных условиях на различной технике. Данный проект является интеллектуальной собственностью РФ и дает возможность без каких-либо ограничений применять двигатели ЯМЗ- 530 на самой различной технике, включая интересы оборонного комплекса. Проект полностью соответствует проводимой государством политике экологической безопасности и признан Правительством как стратегический.

В конце 2007 года по технической лицензии французского концерна RenaultTrucks в производство запущены тяжелые рядные двигатели ЯМЗ-650. Расширение семейства продолжается и по сей день. Уже выпущен экологический класс Евро-4 двигателя ЯМЗ-650 для комплектации автомобилей ОАО «МЗКТ» и ОАО «АЗ «Урал».

Крупнейшее предприятие российского моторостроения

Завод образован в 1916 году императорским указом как предприятие по сборке легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. На первых этапах развития ярославский завод специализировался на выпуске грузовиков, самосвалов, троллейбусов и других видов автомобильной техники. В 1958 году завод был переименован в Ярославский моторный и полностью сосредоточился на развитии производств дизельных двигателей.

В начале 2000-х гг. Ярославский моторный завод вошел в состав машиностроительных активов Олега Дерипаски, которые с 2005 года объединены в холдинг по производству коммерческого транспорта «Группа ГАЗ».

Сегодня Ярославский моторный завод является ведущим отечественным разработчиком и производителем двигателей многоцелевого назначения, сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним, а также стационарных агрегатов на их базе.

Продукция

Ярославскими двигателями оснащаются более 300 моделей транспортных средств и изделий специального назначения, производимых предприятиями России и стран СНГ. Двигатели ЯМЗ устанавливаются на грузовые автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также на дизель-электрические станции.



    ЯМЗ-530 – семейство 4- и 6-цилиндровых средних рядных двигателей объемом 4,43 и 6,65 л (105х128 мм) мощностью 120-330 л.с. с параметрами «Евро-4» и «Евро-5», около 200 комплектаций, двигатели на дизельном топливе и двигатели на метане;

    ЯМЗ-650 – семейство 6-цилиндровых тяжелых рядных двигателей рабочим объемом 11,12 л (123х156 мм) мощностью 311-412 л.с. с параметрами «Евро-4» и «Евро-5», 10 модификаций, свыше 155 комплектаций;

    V-образные – семейство 6-, 8- и 12-цилиндровых тяжелых дизельных двигателей объемом 11,15, 14,86 и 22,3 л (130х140 мм) мощностью 150- 500 л.с., 60 моделей и свыше 250 комплектаций, в том числе 6 и 8-цилиндровые двигатели «Евро-4» и «Евро-5»;

    V-образные – семейство 12-цилиндровых тяжелых дизельных двигателей объемом 25,86 л (140х140 мм) мощностью 440- 800 л.с., 10 моделей, более 50 комплектаций;

    коробки передач – два семейства, 15 моделей, 60 комплектаций 5-, 6-, 8-, 9-ступенчатые;

    Сцепления – 2 типа (20 комплектаций);

    Дизель-генераторные установки – 5 моделей мощностью 60-315 кВт;

    Запчасти – более 4500 позиций ко всем моделям двигателей и силовых агрегатов ЯМЗ.

    Рядные 4-цилиндровые двигатели ОМ-646 объемом 2,2 л (88х88,3 мм), мощностью 109 л.с., стандартов «Евро-4» и «Евро-5», для автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic (производятся в режиме контрактной сборки с локализацией производства базовых компонентов).

Ярославский моторный завод является центром инженерных и производственных компетенций в отрасли, лидером локализации современной компонентной базы для российского машиностроения.

География продаж

География продаж продукции Ярославского моторного завода – вся Россия, страны СНГ и дальнего зарубежья. Доля ЯМЗ на российском рынке – свыше 40%. В настоящее время продукция ЯМЗ поставляется более чем в 20 стран, продажи запчастей – в 41 страну.

Предприятие располагает развитой дилерской сетью: в России и странах зарубежья действует более 160 официальных дилеров и более 350 сертифицированных сервисных центров.

Это позволяет проводить оперативное и эффективное сопровождение продукции на всех этапах эксплуатации: от обслуживания в гарантийный период до целевого капитального ремонта. Все центры используют современное диагностическое оборудование, инструмент и оригинальные запасные части, сервисные и ремонтные работы проводит высококвалифицированный персонал.

Ключевые проекты

Проект ЯМЗ-530

Ведущий инвестиционный проект «Автодизеля» – производство средних рядных четырех- и шестицилиндровых дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 мощностью от 120 до 330 л.с. стандартов «Евро-4» и «Евро-5» с потенциалом обеспечения «Евро-6». Двигатели рассчитаны на применение на широком спектре техники, включая автомобильную, тракторную и сельскохозяйственную, силовые установки для промышленного применения.

Выпуск двигателей ЯМЗ-530 ведется на одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Завод общей площадью 57 тыс. кв. м оснащен современным технологическим и инженерным оборудованием. Производство сертифицировано на соответствие требованиям международной системы качества ISO/TS 16949. Уровень автоматизации технологического комплекса достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций. Мощность производства составляет 20 тысяч в год с возможностью расширения до 50 тысяч. Объем инвестиций в проект – около 11 млрд рублей.

Производство дизельных версий двигателей ЯМЗ-530 стартовало в 2012 году, производство двигателей на метане – в ноябре 2016 года, официальный старт производству газовых двигателей ЯМЗ-530 дал Президент РФ В.В. Путин. Газовые двигатели ЯМЗ-530 предназначены для техники, выпускаемой предприятиями «Группы ГАЗ», а также для продукции других производителей на российском и зарубежных рынках.

В рамках проекта по организации производства дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 ведется локализация комплектующих, в том числе высокотехнологичных, с размещением производств на российских предприятиях. На сегодняшний день на предприятиях «Группы ГАЗ» и других российских заводах локализован ряд комплектующих, ранее выпускавшихся в Европе, включая отливку блока цилиндров, поковку коленчатого вала, турбокомпрессор, распределительный вал и др. Локализация комплектующих для двигателей ЯМЗ-530 позволяет обеспечить конкурентоспособную стоимость продукции с сохранением качества на уровне мировых аналогов, сократить зависимость экономики предприятия от колебаний валютного курса и увеличить объемы производства на предприятиях российских поставщиков.

Проект ЯМЗ-650

«Автодизель» является одним из ведущих российских производителей тяжелых дизельных двигателей. Завод выпускает на базе технологической лицензии Renault Trucks тяжелые рядные дизельные двигатели ЯМЗ-650 с использованием современного автоматизированного оборудования. Двигатели предназначены для эксплуатации в составе автомобилей, седельных тягачей, шасси, магистральных автопоездов, самосвалов, а также используются в составе дизель-генераторных установок.

Двигатели семейства ЯМЗ-650 производятся с 2007 года. Базовые модели и модификации двигателей семейства ЯМЗ-650 представлены в мощностном диапазоне 311-412 л.с. и соответствуют требованиям «Евро-4» и «Евро-5». Мощные, надежные двигатели рядного семейства ЯМЗ-650 соответствуют мировым направлениям в двигателестроении.

Производственные технологии

Основа деятельности завода – производственная система ГАЗ, разработанная на основе принципов Toyota Product System и внедренная на Ярославском моторном заводе в 2005 году. Данная система бережливого производства позволяет повышать эффективность производства с максимальной ориентацией на потребителя, исключая все виды потерь, вовлекая каждого сотрудника в организацию улучшений на производстве. За последние годы на предприятии проведена серьезная модернизация в рамках реализации новых проектов, что позволило значительно обновить парк технологического оборудования. Исследовательско-экспериментальная база предприятия на сегодняшний день является одной из лучших в нашей стране и располагает новыми современными испытательными стендами.



Сотрудничество с международными производителями

Ярославский моторный завод сотрудничает с рядом зарубежных производителей, осваивая лучшие стандарты мирового двигателестроения. Так, при разработке двигателя ЯМЗ-530 привлекались инжиниринговые услуги австрийской компании AVL List GmbH. В рамках сотрудничества с компанией Daimler на ЯМЗ организовано производство двигателей OM-646 для комплектации автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, производимых на Горьковском автозаводе «Группы ГАЗ».

Обучение и развитие, социальные программы

В рамках реализации проекта ЯМЗ-530 сформирована команда сотрудников предприятия со значительным потенциалом для развития, высоким образовательным и квалификационным уровнем (высшее образование – 72%, владение навыками и методами международной системы ISO/TS 16949 – 100% персонала). Для повышения квалификации персонала ЯМЗ реализует программы «Школа руководителей производственных подразделений», «Школа лидера производства». ЯМЗ реализует образовательные проекты, связанные с привлечением на новые производства молодых специалистов – студентов профильных учебных заведений. На предприятии внедрены социальные программы, направленные на улучшение условий производственного быта, оздоровление сотрудников и их семей, поддержку ветеранов, молодежи, многодетных семей.

ОАО« АВТОДИЗЕЛЬ»(Ярославский моторный завод) — крупнейшее машиностроительное предприятие Ярославля.

Проходная ОАО "Автодизель"


































































Создание предприятия и первые годы его работы(1915−1923)

Решение о создании предприятия было принято в сентябре 1915 года, когда Особое совещание по снаряжению армии поручило« Петроградскому акционерному обществу воздухоплавания Н.А. Лебедева » построить в г. Ярославле завод дня изготовления автомобилей. В декабре этого же года в Ярославле был отведен земельный участок под строительство завода и начато его сооружение. 20 октября 1916 года в эксплуатацию были пущены механическая и деревообделочная мастерские и завод приступил к изготовлению частей автомобиля.

После Октябрьской революции завод некоторое время находился в аренде у акционерного общества Стокгольмских заводов, а затем Постановлением Особого совещания по обороне от 16 января 1918 года за № 686 был секвестирован и передан в ведение ВСНХ.

В марте 1918 года на завод прибыло оборудование тыловых авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта и эшелоны с автомашинами, требующими ремонта. Несмотря на тяжелые условия труда, разруху, рабочие предприятия начали ремонт машин, необходимых для фронта. В 1918 году было отремонтировано 92 автомашины, в 1919 — 130, в 1920 — 110, в 1921 — 90.

В 1922 году завод приступил к выпуску дрезин. За все эти годы рабочие, кроме того, ремонтировали типографские станки, моторные лодки, паровозы, вагоны, выпускали большое количество предметов широкого потребления.

Производство автомобилей(1924−1941)

В 1924 году конструкторы завода совместно с конструкторской группой Московского завода АМО спроектировали грузовик Я-З и в 1925 году в день 8-й годовщины Октября в демонстрации впервые участвовали два грузовика, выпущенные Ярославским заводом. Так было положено начало отечественному автомобилестроению.

6 февраля 1926 года заводу присваивается наименование« Ярославский государственный автомобильный завод».

В 1928 году завод приступил к выпуску четырехтонных грузовиков с более мощным двигателем« Мерседес», а затем стал изготовлять пятитонные грузовики Я-5 с американским двигателем« Геркулес».

В период проведения в жизнь плана индустриализации страны заводу были отпущены средства на реконструкцию и расширение, а также на строительство жилищно-бытовых зданий. Реконструкция и расширение завода позволили увеличить выпуск автомашин. В 1931 году был спроектирован и изготовлен трехосный, восьмитонный грузовой автомобиль ЯГ-10, а в 1932 году автоцистерны, шасси для автобуса. Все машины, выпущенные заводом в это время, получили высокую оценку Наркома обороны К. Е. Ворошилова.

В 1933 году завод спроектировал и изготовил девять видов новых конструкций. Среди них дизельмотор автотракторного типа« Коджу». Автомобили с дизелями« Коджу» получили также высокую оценку.

К 1934 году производство машин возросло в 27,2 раза в сравнении с 1928 годом и достигло проектной мощности. Автозавод приступил к выпуску автобусов, а в 1935 году по заданию Наркомата тяжелой промышленности СССР начал выпускать самосвалы ЯС-1, которые испытывались на Волгострое, Тагилстрое, Метрострое и зарекомендовали себя как надежные и удобные машины. Эти самосвалы работали на всех основных стройках первых пятилеток. До начала Великой Отечественной войны на заводе было сконструировано и выпущено 15 различных моделей грузовых автомобилей и пассажирских автобусов. Завод стал первым в стране производить пассажирские троллейбусы.

В 1941 году завод начал работать над проектом 5−7 тонного дизельного автомобиля, но начавшаяся война помешала завершение этой работы. Было законсервировано и дальнейшее расширение предприятия.

Завод в годы войны(1941−1945)

С первых же дней войны завод получил задание приступить к выпуску военной продукции. Коллективу завода пришлось проектировать и изготавливать необходимое оборудование для новых видов продукции своими силами. Было оснащено 2 цеха и установлено 6 поточных линий для механической обработки деталей. Огромная трудность заключалась в том, что из коллектива завода ушло на фронт 1670 человек квалифицированных кадров, у станков их заменили жены, матери, юноши к девушки, многие из которых впервые встали к станку. 47,5% рабочих теперь составляли женщины и 25% молодежь. Женщины работали и на тяжелых мужских профессиях в кузнечном и сварочном цехах. В короткие сроки осваивали они свои новые профессии и помогали решать ответственные задачи по выпуску продукции для фронта. Широко развернулось движение многостаночников, стали формироваться комсомольско-молодежные бригады. Одним из первых автозаводцев-трехсотников был Юрий Грачев, возглавлявший комсомольско-молодежную бригаду инструментального цеха и выполнявший задания на 300−400%.

За годы войны коллективом завода было освоено свыше 13 видов военной продукции: автоматы, снаряды для зенитных орудий, ручные гранаты и другое. Было оборудовано 4 ремонтных базы для автомобилей и одна для танков. Эти мастерские до конца войны работали в механизированных частях действующей армии. В 1943 году на заводе был спроектирован и изготовлен опытный образец гусеничного артиллерийского тягача Я-II. Огромные трудности пришлось преодолеть автозаводцам, чтобы наладить выпуск тягачей. Нужно было изготовить 80 холодных штампов, 39 металлических изделий, 549 разных приспособлений, 1477 режущих и 1284 мерительных инструментов.

Ярославский автомобильный завод шел в ряду передовых оборонных предприятий страны. Коллективу завода трижды присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, дважды — знамя ВЦСПС и Наркомата среднего машиностроения, десять раз — знамя Ярославского обкома ВКП/б/. В августе 1944 года Президиум Верховного Совета СССР, за успешное выполнение заданий государственного Комитета Обороны по производству вооружения, наградил орденами и медалями 36 человек, из них орденом Ленина главного конструктора Г. М. Кокина, шлифовщика Н. И. Мелентьева, сталевара Н. А. Монахова, орденом Трудового Красного Знамени главного инженера В. В. Осепчугова, токаря Г. Авилова и других.

Автозаводцы не только выпускали продукцию для фронта, но и личными средствами помогали Красной Армии, усыновляли осиротевших детей, помогали в восстановлении районов, пострадавших от немецкой оккупации. В боях за Родину отдали свою жизнь 320 автозаводцев, 600 человек были тяжело ранены.

Организация производства дизельмоторов(1945−1957)

Через месяц после окончания войны завод уже демонстрировал образец нового дизельного семитонного автомобиля ЯАЗ-200, над проектированием которого конструкторы завода начали работать еще в 1943 году. 26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны своим решением о восстановлении и развитии автомобильной промышленности постановил превратить Ярославский автомобильный завод в мощную производственную базу страны по выпуску большегрузных автомобилей с дизельмоторами собственного производства. В качестве базовых объектов производства были приняты: четырехцилиндровый дизельмотор ЯАЗ-204 мощностью 110 лошадиных сил и 7-тонный грузовой автомобиль ЯАЗ-200.

Старый завод с его незаконченным производственным циклам, слабо развитыми горячими цехами и недостаточным инструментальным хозяйством представлял собой слабую базу для организации и развертывания производства новых сложных объектов. Учитывая большое народнохозяйственное значение своей продукции, завод начал развертывать новое производство на базе старого с постепенный приращиванием объема выпуска машин по мере ввода новых мощностей. В короткие сроки был пущен дизельный цех, агрегатный, коробки перемены передач, автоматно-арматурный, термический, реконструированы инструментальный и экспериментальный цеха, расширены лаборатории. Была широко внедрена алмазная расточка особо точных деталей, вместо старых процессов термической обработки был введен новый метод нагрева закаливаемых деталей токами высокой частоты, установлены электропечи.

В феврале 1947 года были собраны первые пять дизельмоторов. Страна получила советский быстроходный четырехцилиндровый двигатель-дизельмотор мощностью 110 лошадиных сил — ЯАЗ-204. Большегрузные машины ЯАЗ-200 были пущены в серийное производство. За разработку конструкции и внедрение в производство дизельмотора и машины ЯАЗ-200 группе работников завода была присуждена государственная премия.

В этом же году были созданы трехосный автомобиль ЯАЗ-210А с мощной лебедкой для перевозки неделимых грузов, автомобили-тягачи ЯАЗ-210Г и 210Д. Трехосные автомобили и тягачи обладали большим запасом мощности, имели большую скорость, высокую проходимость, экономичность. Эти автомобили изготовлялись для разных нужд народного хозяйства, для массовых транспортных перевозок по автомагистралям страны.

Создание в стране крупной базы автостроения вызвало потребность в дизельмоторах. Универсальность дизельмоторов ЯАЗ-204 обеспечила им широкое применение в народном хозяйстве, и спрос на них возрастал из года в год. Дизельмотор ЯАЗ-204 получил несколько модификаций.

Создав модели трехосных грузовых автомобилей и дизельмоторов, завод перевел от серийного на поточное производство, внедрил передовую технологию, резко увеличил производственные мощности и площади и стал предприятием тяжелого автостроения.

В 1957 году завод выпустил стотысячный дизельмотор и десятитысячный трехосный грузовой автомобиль. Отработанную конструкцию двухосных тяжелых грузовых автомобилей вместе с инструментальной оснасткой, завод передал Минскому автозаводу для их дальнейшего производства, поставляя ему дизельмоторы.

Специализация ЯМЗ на производстве дизельмоторов(1958−1970)

17 апреля 1958 года, по Постановлению Правительства завод был переименован в Ярославский моторный завод. Производство автомобилей было передано Кременчугскому автозаводу и фактически с 1 января 1960 года Ярославский моторный завод начал специализироваться только по выпуску дизельных двигателей.

До 1963 года коллектив завода продолжал работать над усовершенствованием двигателя ЯАЗ-204, а также создал новые образцы дизельных двигателей ЯМЗ-9700, ЯМЗ-9701 и ЯМЗ-9702.

Производственные задачи завода с успехом решаются его коллективом. Стремление работать еще лучше, еще производительнее находит отражение в социалистических обязательствах, в соревновании коллективов за звание бригад и ударников коммунистического труда. В 1961 году за звание коммунистических соревновалось 6 цехов, 183 участка и 196 бригад с общим числом работающих 9000 человек. 619 передовиков производства добились почетного звания ударников коммунистического труда. Среди них известные не только на заводе, но и за его пределами Ю. Грачев, А. Князев, С. И. Иванова, А. П. Касилова, В. Ф. Шкарбанов, В. К. Палатников, Ю. Перов, М. Соболев, Ю.Юткин.

С апреля 1963 года работа коллектива развернулась под лозунгом борьбы за долговечность и надежность деталей дизельмоторов. Этот почин ярославских моторостроителей был поддержан и нашел широкий отклик на многих предприятиях страны. В коллективе зародились новые формы социалистического соревнования за создание рациональных конструкций и широко развернулось движение за улучшение и долговечность выпускаемых дизельмоторов. В 1963 году в соревновании за коммунистический труд участвовало уже 10 724 человека, за звание коммунистических соревновались 11 цехов, 7 отделов. Звание ударников коммунистического труда присвоено 1818 передовикам производства, 43 бригады и 6 участков получили звание коллективов коммунистического труда.

Первые успехи коллектива завода в целенаправленной работе по увеличению моторесурса двигателей были отмечены в январе 1964 года. В это время состоялся Всероссийский семинар, но вопросу увеличения моторесурса двигателей. Семинар проводился под руководством бюро ЦК КПСС по РСФСР, в нем приняли участие руководители автомобильной и тракторной промышленности. Методы работы коллектива завода были одобрены и рекомендованы для широкого распространения на моторостроительных предприятиях РСФСР.

В марте 1964 года вступил в строй литейный цех № 4, корпус конструкторско-экспериментального отдела. В апреле 1964 года был создан на заводе общественный отдел кадров. В тринадцати цехах передовые производственники и мастера, ударники коммунистического труда вошли в общественное бюро кадров. В 1964 году коллектив завода довел моторесурс двухтактных двигателей до 3,4−4 тыс.моточасов. Это означает сокращение количества капитальных ремонтов с пяти до трех. А в декабре 1964 года коллектив самого молодого цеха — литейного № 4 — призвал всех моторостроителей развернуть соревнование за высокую культуру производства.

Преобразился заводской двор. Весной 1965 года было высажено 480 деревьев, 10 тысяч кустов. В этом же году вступили в строй Дворец культуры площадью 12 тыс. кв. метров, где имеется театральный зал на 1000 мест, и хоккейный корт.

В ноябре 1965 года партийно-хозяйственный актив завода, обсудив итоги работы сентябрьского Пленума Ц К КПСС, призвал всех коммунистов и работников завода бороться за экономию в большом и малом, направить все свои силы, знания и опыт на выполнения решений Пленума. А в конце года Государственная комиссия, рассмотрев результаты эксплуатации ярославских двигателей, пришла к выводу, что« двигатели ЯМЗ-236 и ЖЗ-238 обладают моторесурсом в 5200 моточасов». Отличная работа коллектива завода в 4 квартале 1965 года отмечена переходящим Красным знаменем Совета Министров и ВЦСПС.

Не снижая темпов в 1-м квартале 1966 года, моторостроители достойно встретили ХХIII съезд КПСС. В работе съезда принял участие директор завода A.M. Добрынин — представитель заводской парторганизации. В соответствии с директивами съезда о новом пятилетнем плане моторостроителям предстояло организовать производство новых дизелей, увеличить их моторесурс в 1,5 — 3 раза.

4 апреля 1966 года собран первый образец газотурбинного двигателя мощностью в 800 л.с. За перевыполнение плана производства в 1-м квартале 1966 года заводу присуждено переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС, а 20 августа Ярославский моторный завод был награжден орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа работников моторного завода награждена орденами и медалями СССР.

В сентябре 1966 года сдано в эксплуатацию 4-х этажное здание учебного комбината. 20 октября 1966 года заводу исполнилось 50 лет.

1967 году на предприятии широко развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. За заслуги в деле социалистического соревнования коллектив завода награжден памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, которое оставлено на предприятии как символ трудовой доблести коллектива.

С 1-го января 1967 года предприятие перешло на новую систему планирования и экономического стимулирования. Выпущена первая промышленная партия двенадцатицилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-240 и ЯМЗ-240Н. По итогам работы в 1967 году предприятию все кварталы присуждалось первое место в социалистическом соревновании предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР с вручением Красного Знамени Совета Министров СССР и ВЦСПС.

В 1968 году на предприятии широко развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетнего плана, за достойную встречу столетия со дня рождения В. И. Ленина. Продолжались работы по дальнейшей реконструкции предприятия, вводу и освоению новых мощностей по производству двигателей, внедрению новой техники и передовой технологии, повышению качества, надежности и долговечности двигателей, по увеличению выпуска изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, по научной организации труда и производства, по повышению культура производства. По итогам работы в 1968 году предприятию ежеквартально присуждалось первое место в социалистическом соревновании предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР с вручением Красного Знамени Совета Министров СССР и ВЦСПС.

Объединение« Автодизель»(1971−1991)

В соответствии с приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 20 августа 1971 года № 255 в сентябре 1971 года было создано« Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей /Автодизель/». Оно создавалось в целях наращивания выпуска автомобильных дизельных двигателей, повышения их технического уровня, дальнейшего совершенствования специализации и управления производством. Ярославское объединение было специализировано на производстве мощных дизельных двигателей для самосвалов, большегрузных автомобилей, автопоездов и тракторов. В состав объединения вошли: Ярославский моторный завод /головное предприятие/, Ярославский завод топливной аппаратуры и строящиеся в тот момент Ярославский завод дизельной аппаратуры и Тутаевский завод дизельных агрегатов. ЯМЗ и ЯЗТА состояли на самостоятельном балансе. Директор ЯМЗ одновременно является Генеральным директором объединения.

« Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей /Автодизель/» было подчинено Главному управлению по производству автомобильных двигателей. Оно утверждало план объединения по всем показателям. Планы по заводам устанавливались головным предприятием. План по объему реализованной продукции и расчетные показатели по объему валовой и товарной продукции по объединению в целом определялись как сумма соответствующих показателей предприятий, входящих в объединение.

Одновременно с реорганизацией и совершенствованием системы управления п/о «Автодизель» шло развитие предприятий, входящих в объединение, менялся их качественный и количественный состав. Приказом МАП СССР № 156 от 08.07.74 года Тутаевский завод дизельных агрегатов включен в число действующих. С 1 апреля 1975 года на ТЗДА введен хозрасчет. Приказом Министра автомобильной промышленности СССР от 01.07.76 за № 189 введен в строй действующих Ярославский завод дизельной аппаратуры. С 1 января 1977 года ЯЗДА приобрел хозяйственную и юридическую самостоятельность. В связи с увеличившимся объемом строительных, монтажных и ремонтных работ при объединении« Автодизель» весной 1976 года был создан трест« Автодизельстройреммонтаж».

В середине 70-х гг. на предприятиях объединения возрастает выпуск запасных частей к двигателям ЯМЗ и другой аппаратуре. Возникает необходимость в специальном производстве. В мае 1976 года в г. Тутаеве началось строительство экспериментально-ремонтного завода. В марте 1977 в системе п/о «Автодизель» образуется дирекция строящегося ТЭРЗ. В начале 1979 года завод начал функционировать — организуется производственный участок по ремонту двигателей ЯМЗ-240.

Приказ МАП СССР от 06.01.77 № 1 уточнил наименование объединения — с этого времени оно именуется Ярославский моторный завод(производственное объединение« Автодизель»).

В декабре 1978 года в соответствии с Приказом МАП СССР от 28.11.78 № 356 о создании Ярославского объединения по производству топливной аппаратуры« Дизельаппаратура» ЯЗТА и ЯЗДА вышли из состава п/о «Автодизель». На 01.01.80 в состав Ярославского моторного завода(п/о «Автодизель») входили: Ярославский моторный завод — головное предприятие, Тутаевский завод дизельных агрегатов, Тутаевский экспериментально-ремонтный завод, трест« Автодизельстройреммонтаж».

В апреле 1984 года утверждена новая структура объединения: головное предприятие — Ярославский моторный завод /ЯМЗ/, Тутаевский завод дизельных агрегатов /ТЗДА/, Тутаевский моторный завод /ТМЗ/, Тутаевский экспериментально-ремонтный завод /ТЭРЗ/, Ростовский агрегатный завод /РАЗ/, трест« Автодизельстройреммонтаж», совхоз« Революция», подсобное сельское хозяйство« Копнинское».

В августе 1990 г. приказом генерального директора в составе ПО «Автодизель» была создана фирма по техническому обслуживанию и ремонту дизельных двигателей ЯМЗ. Производственно-сервисной фирме /ПСФ/ «Автодизель-сервис» был передан отдел гарантийного обслуживания УКК с сетью опорных пунктов, эксплуатационно-ремонтный отдел /ЭРО/, Тутаевский экспериментально-ремонтный завод /ТЭРЗ/ с основными фондами. В это же время из состава ПО «Автодизель» вышел трест« Автодизельстройреммонтаж».

В конце 1992 в самостоятельное подразделение ЯМЗ был выделен пансионат« Лесное», организованный на основе базы отдыха« Лесное». В целях совершенствования управления подразделениями приказом генерального директора в составе объединения был создан инструментальный завод.

Новое время(1992−2015)

С 1993 года предприятие осуществляет свою деятельность как Открытое акционерное общество« Автодизель»(Ярославский моторный завод). В 2001 году ОАО« Автодизель»(ЯМЗ) вошло в состав ООО« РусПромАвто», преобразованное впоследствии в «Группу ГАЗ».

В 1991—1998 годах созданы двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 для ракетно-космического комплекса« Тополь-М», в 1994—2005 — производство силовых стационарных установок и электрогенераторов, в 1995—2003 освоено производство двигателей экологических классов: 1995 — Евро-1(ЯМЗ-236 НЕ/БЕ и ЯМЗ-238 БЕ/ДЕ), 1997 — Евро-2(ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601), 2003 — Евро-3(ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658). Серийный выпуск этих двигателей начался в 2007—2008 годах. В 2003 году предприятию вручена Премия Правительства Р Ф за разработку и освоение производства дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих международным стандартам по экологии.

В 2007 году в Заволжском районе началось строительство завода по производству семейства рядных двигателей ЯМЗ-530(Евро-4). В 2009 прошла сертификация базовых моделей и модификаций средних рядных двигателей семейства ЯМЗ-530, выпущена их опытная партия, начались дорожные испытания в составе автомобилей, автобусов и специальной техники. В 2010 инновационный проект по созданию семейства двигателей ЯМЗ-530 удостоен международной премии« Технологический прорыв» института Смита. На новом заводе начался монтаж оборудования, а в 2011 завод был запущен. Ещё через год была выпущена опытно-промышленная партия дизельных двигателей ЯМЗ-530 «Евро-4». С 2013 началось серийное производство двигателей ЯМЗ-530, а в апреле 2014-го сошёл с конвейера 10 000-й двигатель ЯМЗ-530.

В мае 2013 «Автодизель» заключил соглашение с компанией Westport, ведущим международным производителем автомобильных газотопливных систем и компонентов, о разработке линейки газовых двигателей экологического стандарта« Евро-5» на базе семейства ЯМЗ-530 для автомобильной, а также дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, работающей на сжатом природном газе.

12 ноября 2016 года на заводе прошла церемония запуска серийного производства газовых двигателей ЯМЗ-530 экологического стандарта Евро-5. В церемонии принял участие Президент России В. В. Путин. Президенту страны, главе региона Д. Ю. Миронову, а также журналистам и работникам завода показали первый сошедший с конвейера мотор. Владимир Путин расписался на памятной табличке и поздравил коллектив предприятия с этим событием.

Применение техники, работающей на метане, позволяет обеспечить уровень эксплуатационных затрат на 40 — 50% ниже по сравнению с дизелем и бензином и уменьшить уровень выбросов угарного газа в пять-шесть раз. Двигатели обладают высоким экспортным потенциалом. Их параметры соответствуют техническому уровню лучших мировых производителей. Опытные образцы прошли комплексные испытания в специализированных испытательных боксах« Автодизеля», а затем подтвердили свою надежность во время испытаний в составе грузовых автомобилей ГАЗ, «Урал», автобусов ПАЗ, ЛиАЗ и других моделей техники. Ресурс двигателя в зависимости от модификации составляет до 1 миллиона км.

Список директоров предприятия

  • 1916, 25.10 — Н. И. Сергеев.
  • 1917, янв. — А. В. Карпов.
  • 1918, март — назначено правительственное правление.
  • 1918, 16.08 — утверждён новый состав правления, председатель — Р. П. Шааб.
  • 1919, 25.02 — председатель ПП — И. Д. Чудов.
  • 1920, окт.- 1922, апр. — управляющий Г. И. Темчин.
  • 1922, 22.05 — управляющий М. А. Рякин.
  • 1924, 29.09 — директор М. К. Евсеев.
  • 1924, 14.11 — Ф. А. Никитин.
  • 1927, 20.02 — Е. А. Алексеев.
  • 1930, 13.03 — П. С. Поленов.
  • 1930, 19.10 — П. И. Киселёв.
  • 1930, 09.12 — М. И. Витковский.
  • 1931, 26.02 — Н. И. Милов.
  • 1931, 20.03 — Ф. И. Ильин.
  • 1931, 28.12 — В. А. Еленин (арестован 06.07.1937, расстрелян 27.03.1938).
  • 1937, 06.07 — В. Ф. Гайдукевич (арестован 10.08.1937, расстрелян 27.03.1938).
  • 1937, 11.08 — В. М. Марков.
  • 1937, 19.08 — М. С. Лазарев.
  • 1937, 24.09 — К. Л. Скребец.
  • 1937, 06.10 — В. А. Смирнов.
  • 1940, 01.02 — А. А. Никаноров .
  • 1945, 21.05 — И. П. Гусев .
  • 1950, 04.01 — П. В. Кирсанов.
  • 1952, 16.08 — Г. М. Григорьев.
  • 1931, 19.07 — А.Н. Жуков
  • 1932, 11.01 — В.Ф.Гайдукевич
  • 1935, 02.03 — А. С. Литвинов (арестован 26.08.1937, расстрелян 27.03.1938)
  • 1935, 13.10 — В. Ф. Гайдукевич (06.07.1937 назначен директором, 10.08 арестован)
  • 1937, 11.08 — К.Л. Скребец
  • 1938, 08.01 — А.Ф. Пыстин
  • 1937, 10.06 — К.Л. Скребец
  • 1940, 12.09 — В.Н. Витман
  • 1942, 06.04 — В.В. Осепчугов
  • 1945, 11.09 — А.М. Лившиц
  • 1950, 29.03 — В.М. Мишандин
  • 1952, 08.03 — М. А. Веселов (08.05.1954 назначен директором, до 16.07.54)
  • 1957, 13.04 — Е. А. Башинджагян (01.07.1958 назначен директором, до 08.09.58)
  • 1965, 09.11 — В. А. Долецкий (08.03.1982 назначен директором)
  • 1982, 08.03 — Л.А. Гламаздин
  • 1990, 23.04 — В.Т. Желтяков

Репрессированные работники завода:

  • В.А. Еленин , директор(арестован 06.07.1937, расстрелян 27.03.1938)
  • В.Ф. Гайдукевич, гл. инженер, директор(арестован 10.08.1937, расстрелян 27.03.1938)
  • И.И. Ляпин, зав. производством(арестован 10.08.1937, расстрелян 27.03.1938)
  • А.С. Литвинов, нач. констр-эксп. отдела(арестован 26.08.1937, расстрелян 27.03.1938)
  • Л.Х. Ямпольский, гл. механик(арестован 27.08.1937, расстрелян 27.03.1938)
  • М.К. Мроз, нач. сборочного цеха(арестован 27.08.1937, расстрелян 27.03.1938)
  • П.В. Денисов, пом.дир. по комм. части(арестован 10.08.1937, осужден 27.03.1938)
  • Высовин Лука Трофимович, рабочий(арестован 14.03.1936, осужден 08.05.1936)
  • Суслов Евгений Николаевич, техник(арестован 08.06.1936, осужден 08.09.1936)
  • Богачёв Варфоломей Дмитриевич, слесарь(арестован 25.06.1936, осужден 28.07.1936)
  • Горшков Михаил Васильевич, слесарь(арестован 31.07.1936, осужден 09.12.1936)
  • Филимонов Григорий Иванович, маляр(арестован 19.08.1937, осужден 09.11.1937)
  • Бучкин Василий Дмитриевич, слесарь(арестован 28.10.1937, осужден 16.01.1938)
  • Курут Владимир Густавович, автослесарь(арестован 05.02.1938, осужден 08.06.1938)
  • Седов Николай Иванович, шлифовщик(арестован 16.12.1943, осужден 02.02.1944)

(Этот список не полон. Если вы располагаете дополнительными данными, пожалуйста, свяжитесь с редакцией. )

Ярославский моторный завод был и есть одним из ведущих предприятий Ярославля. Он оставил свой немалый отпечаток в развитии города, в его достижениях, значимости. Завод функционировал в самые тяжёлые времена: революция, война, перестройка. И всегда оставался надёжной опорой автостроения нашей Родины. Благодаря ему и многим другим предприятиям в Советском Союзе удалось создать отечественное производство автомобилей. И ныне он старается держать уровень высокого профессионального мастера своего дела, с почтенным опытом и широким потенциалом.


Цех Ярославского Моторного завода

История возникновения автозавода в городе Ярославле связана с именем русского промышленника Владимира Александровича Лебедева, опытного лётчика, много сделавшего для развития авиации в России. В то время у нас в стране действовала правительственная программа создания своей автомобильной промышленности. В Ярославле планировалось развернуть сборку иностранных легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. Первое название предприятия - Автомобильный завод АО «В. А. Лебедев». Запуск произошёл 20 октября 1916 года.

Основатель завода Владимир Александрович Лебедев

В ходе революции завод был передан в собственность государства и до 1925 г. выполнял только авторемонтные функции. В ноябре 1925-го был собран Я-3 – грузовик, способный перевозить три тонны груза. Он основывался на американском автомобиле «White». В Ярославле тогда ещё не имелось моторного производства, поэтому двигатель, сцепление и коробка передач были заимствованы у грузовика АМО-Ф-15 и поставлялись из Москвы заводом АМО (завод им. Лихачёва - ЗИЛ). Первые два грузовика Я-3 были собраны к знаменательной дате - 7 ноября 1925 года. В следующем году предприятие было преобразовано в Ярославский государственный автомобильный завод № 3.


Ярославский грузовик Я-3

В годы Первой пятилетки предприятие значительно расширилось. Были построены новые цеха, число работников увеличилось в 5 раз. После Я-3 последовало производство грузовиков большей мощности. Это были Я-4 и Я-5.


Они отличались грузоподъемностью, соответственно 4 т. и 5 т. Все три имели стандартную колёсную формулу - 4×2. Сразу поясним, что это значит. Колёсной формулой называют условный индекс, принятый для обозначения числа ведущих колёс автомобиля, в котором первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая - числу ведущих. В нашем случае она показывает, что в автомобиле всего 4 колеса и 2 из них ведущие. Модернизированным автомобилям присваивался индекс «Г».

В 1932 году было налажено производство автобусов. Они именовались ЯА-1 и ЯА-2.


Ярославский автобус ЯА-2

В 1933-м совместно с ОКБ ОГПУ были изготовлены опытные образцы первого советского дизельного двигателя «Коджу» (Коба Джугашвилли). Работами рукововодил талантливый конструктор Н. Р. Брилинг, только недавно освобождённый из заключения. Двигатель имел мощность 90 л. с. Им оснастили грузовые автомобили Я-5.


Первый советский дизельный двигатель Коджу и его создатели

9 ноября первый такой автомобиль вышел из ворот завода. На нем были две дополнительные фары на кабине и светящаяся надпись – «ЯГАЗ-дизель». Впоследствии доработанные двигатели установили и на ЯГ-5.



Автомобиль Я-5, оснащенный двигателем Коджу

Завод первым в стране освоил производство большегрузных самосвалов. С 1935-го собирали ЯС-1 грузоподъёмностью до 4 тонн, позже появились ЯС-2 и ЯС-3 (4×2).


Заводские ворота ЯМЗ

Успехи развивающегося предприятия не оставляли сомнений. В 1935 году оно выпустило свой 10-тысячный грузовой автомобиль! С 1933 года завод был переименован в Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ).


В 1936-м завод начал производить и троллейбусы. Это были одноэтажные ЯТБ-1 и ЯТБ-4 и уникальный двухэтажный троллейбус ЯТБ-3. Благодаря продуманной конструкции ЯТБ-3 мог эксплуатироваться вместе с одноэтажным транспортом. Впервые он появился на улицах Москвы 26 июня 1938 года в день выборов в Верховный Совет РСФСР. Вмещал в себя до 100 пассажиров и имел 72 мягких сидячих места. Несмотря на свою высоту (4783 мм) машина обладала неплохой маневренностью и хорошо отапливалась. Троллейбус оснащался аккумуляторной батареей, при помощи которой мог перемещаться на расстояние 2,8 км, что позволяло ему самостоятельно вернуться в парк в случае отключения электричества. Эта функция очень пригодилась во время войны. Несмотря на то, что большинство ЯТБ-3 было распилено на металлолом для военных нужд, в 1944 году оставшиеся три машины вновь вышли на улицы Москвы.


Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3

С началом войны заводу пришлось перепрофилироваться на выпуск военной продукции. В 1941 г. планировалась эвакуация на восток, но её отложили. Завод отправлял на фронт бронебойные снаряды, ручные гранаты, снаряды для зенитных орудий, мины, корпуса реактивных снарядов, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ) и многое другое. С 1943-го выпускались гусеничные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12 и Я-13. Они предназначались для перевозки артиллерийских орудий. В то тяжёлое время ради общей идеи борьбы с фашизмом с заводом поделились опытом американские коллеги. Их дизельные двигатели превосходили наши на 15 лошадиных сил.

Благодаря наработкам американцев, в 1943-1947 гг. удалось создать и освоить производство новых дизель-моторов ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, а также нового семейства двухосных автомобилей серии ЯАЗ-200 (4×2). Именно на автомобиле ЯАЗ-200 на капоте впервые появился символ Ярославля - медведь. Не смотря на многочисленные недовольства Наркомата, оставить его распорядился лично И. В. Сталин во время показа в Кремле.


В 1949 г. заводу была присуждена государственная премия. Двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 устанавливались не только на Ярославские автомобили, но и на машины производства Минского, Кременчугского заводов и даже на автобусы ЗИЛ-154. Завод делал явные успехи. В 1948-1950 годах была разработана и сдана в производство трёхосная серия автомобилей ЯАЗ-210 Автомобиль имел уже три оси колёс, две из которых были ведущие (6×4). Но производственных мощностей предприятия не хватало. Постепенно, сначала двухосные ЯАЗ-200 в 51-м, а затем и трёхосные ЯАЗ-210 в 59-м году передали другим заводам. ЯАЗ стал специализироваться исключительно на моторах. В 1958-м году его переименовали в Ярославский Моторный завод (ЯМЗ).

В 1961-м году на завод прибывает новый директор - Анатолий Михайлович Добрынин. Человек, прошедший на Рыбинском заводе путь от обычного токаря до заместителя директора, талантливый и мудрый руководитель, настоящий советский гражданин. Он пробыл директором ЯМЗ 21 год и сделал мощный рывок в развитии предприятия.

Анатолий Михайлович Добрынин

Завод значительно расширился, появились цеха основного и вспомогательного производств, началась модернизация, производство двигателей выросло с 5 до 100 тысяч в год, началось строительство Тутаевского моторного завода, реконструировали Ростовский агрегатный завод. Благодаря ему, на ЯМЗ были собраны самые светлые головы и лучшие в городе «золотые руки». Огромный вклад внёс Добрынин в культурную инфраструктуру Ярославля. Благодаря ему в городе появились привычные ярославцам дворец спорта Автодизель (Торпедо), бассейн «Лазурный», парк Моторостроителей (Юбилейный), Дворец культуры моторостроителей, кинотеатр «Волга». Были построены улица Строителей в микрорайоне рабочих ЯМЗ (Пятёрка), мост, сеть трамвайных дорог, школы и многое другое. При нём имелось собственное строительное подразделение, силами которого возводилось жильё для своих работников, в частности Северный жилой район города.


Дворец культуры Моторостроителей


Бассейн Лазурный


Парк Моторостроителей

На ЯМЗ начинается разработка и внедрение в производство новых дизельных двигателей, а также коробок передач, сцеплений и дизельных электроагрегатов. В 1966 году завод награждается орденом Ленина - высшей наградой СССР. В 1972-м присуждена Государственная премия за создание и организацию производства унифицированного семейства двигателей ЯМЗ-236/238/240. В 1968 - 1971 гг. разрабатывается силовой агрегат ЯМЗ-740 для Камского автозавода. Ярославский моторный завод становится головным предприятием производственного объединения «Автодизель», включающего в себя множество других предприятий по всей области, а Добрынин его генеральным директором. В 76-м ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. В том же году создаются моторы для тракторов КировецК-700 и К-701. С 1973-го по 1980 работают над новым видом дизельных двигателей типа ЯМЗ-840. Их устанавливают на автомобили БелАЗ. Создаётся силовой агрегат ЯМЗ-642 для автомобилей Кутаисского автозавода. Начинается производство кормоуборочного комбайна ЯСК-170. Так постепенно ПО «Автодизель» становится ведущим предприятием отечественного дизелестроения. Здесь собирали двигатели практически для всей тяжёлой автотехники. Потребителями продукции являются МАЗ, БелАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, ЛАЗ, КрАЗ, МоАЗ и многие другие.

В начале 80-х здоровье Анатолия Михайловича резко ухудшается и он отходит от дел завода. В 1982-м Ярославль переживает смерть управленца. Переименовали многие объекты, которые появились благодаря ему. ДК Моторостроителей переименован в ДК им. А. М. Добрынина, который является сегодня самым значимым ДК в городе. Улица Строителей стала ул. Добрынина, а мост, соединяющий её с Промышленным шоссе - Добрынинским.


Улица Добрынина, быв. Строителей

С 1993 года предприятие осуществляет свою деятельность как Открытое акционерное общество «Автодизель». В 2000-м общество влилось в ООО «РусПромАвто», которое через некоторое время преобразовалось в «Группу ГАЗ».

С 1991 по 1998 гг. ЯМЗ разрабатывал необычный дизель-мотор. Он предназначался для шасси ракетно-космического комплекса Тополь-М. Двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 имеют мощность 500-800 л.с. Выпускаются небольшими партиями для Министерства Обороны.



Ракетно-космический комплекс Тополь-М

В 2014 г. на заводе собран 10-миллионный двигатель.

В 90-х и 2000 гг. осваивался выпуск экологических классов моторов: Евро-1 (ЯМЗ-236НЕ/БЕ и 238БЕ/ДЕ) , Евро-2 (ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601), Евро-3 (ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658) и Евро-4 (семейство ЯМЗ-530). В 2003 году вручена Премия Правительства за разработку и освоение производства дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих международным стандартам по экологии.

ЯМЗ в прошлом и настоящем

Сегодня Ярославский моторный завод крупнейший в России производитель тяжелых и средних дизельных двигателей. Является предприятием полного цикла и включает литейное, кузнечное, прессовое, термическое, сварочное, гальваническое, окрасочное, метизное, механосборочное, сборочно-испытательное, инструментальное, ремонтное и другие виды производства. По уровню технологической оснащенности и автоматизации производства не уступает лидерам мирового автопрома. Производственная площадка ЯМЗ-530, созданная при поддержке ведущих мировых инжиниринговых фирм и поставщиков оборудования, обеспечивает мировой технологический уровень качества продукции. Ярославскими двигателями оснащаются более 300 моделей транспортных средств и специальных изделий. Они устанавливаются на грузовые автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также на дизель-электрические станции.


Документальный фильм, посвященный жизни ярославских моторостроителей.

Алексей Крылов

Лицей № 86

Галерея изображений

Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель») является крупнейшим российским предприятием, специализирующимся на производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения, сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним, а также стационарных агрегатов на базе дизелей ЯМЗ. Ярославские двигатели нашли применение более чем на 300 видах изделий производства ведущих предприятий России, Белоруссии, Украины. Они устанавливаются на автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, аэродромные тягачи, зерно-уборочные комбайны, лесовозы, экскаваторы, автобусы, а также на дизель-электрические станции и агрегаты. Основные потребители: ОАО «МАЗ», ОАО «Автомобильный завод «Урал», ООО «ЛиАЗ», ХК «АвтоКрАЗ», РУПП «БелАЗ», ОАО «Электроагрегат» (Курск) и др. Широкое применение двигатели ЯМЗ находят на специализированной технике Министерства обороны РФ.

В 2007 году коллективом «Автодизеля» обеспечен переход на производство двигателей, соответствующих международным экологическим стандартам Euro-3.

В октябре 2007 г. «Автодизель» осуществил запуск в производство принципиально нового для российского дизелестроения мотора — тяжёлого рядного двигателя ЯМЗ-650 по лицензии "Renault Trucks". Как и все современные рядные двигатели, ЯМЗ-650 изначально соответствует экологическим нормам Euro-3.

ОАО «Автодизель » успешно развивает проект по постановке на производство нового семейства рядных дизельных двигателей ЯМЗ-530. 12 декабря 2007 г. «Группой ГАЗ» в Ярославле был торжественно заложен первый камень в строительство завода по производству семейства рядных двигателей ЯМЗ-530. В феврале 2008 г. в ОАО «Автодизель» дан старт испытаниям первого российского рядного двигателя ЯМЗ-534 стандарта Euro-4. В 2008-2009 гг. продолжены работы по доводке и выпуску опытных партий нового семейства средних рядных двигателей ЯМЗ-530 с параметрами Евро-4.

В 2008 г. на «Автодизеле » произведено 73649 двигателей. Положительная динамика производства устойчиво сохранялась на протяжении первых трех кварталов. За этот период на предприятии было произведено 65298 двигателей, что на 18,1% превысило аналогичный показатель 2007 года (55310 моторов). В дальнейшем мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на деловую активность основных потребителей предприятия. В результате в целом за 2008 год завод сократил производство до 73649 двигателей, что на 3,2% меньше, чем в 2007 году, когда выпуск моторов составил 76115 единиц.

Выпуск коробок передач за первые девять месяцев составил 25524 единиц (рост по сравнению с аналогичным показателем прошлого года 13,9%). В целом за год объем произведенных на «Автодизеле» коробок передач составил 28841 изделий, что на 6,2% меньше, чем в 2007 году. Выпуск дисков сцепления в 2008 году увеличился на 7,4% и составил 75018 изделий (69844 диска сцепления было изготовлено в 2007 году).

Запасных частей в течение 2008 года произведено на сумму 2346,15 млн. рублей, что на 8,6% превышает аналогичный показатель 2007 года.


ОАО «Автодизель» расположено на земельных участках общей площадью 1813452 м 2 . Производственные площади корпусов составляют 645182 м 2 .

Объекты социальной сферы — пансионат «Лесное» и детский оздоровительный лагерь «Дружба». В 2008 году в пансионате «Лесное» отдохнуло 3782 человека, в лагере «Дружба» отдохнуло 653 чел., в т.ч. дети работников завода 447 чел.

ОАО «Автодизель» реализует социальные программы — большое внимание уделяется ветеранам, молодежи, оказывается поддержка многодетным семьям.

Ежегодно проводятся летние и зимние спартакиады среди цехов и отделов завода. На эти цели в 2008 году выделено 3061978 руб. (2007 год — 3586487 руб.). В 2008 году проведено 27 культурно-массовых мероприятий на сумму 3178101 руб., в 2 раза больше по сравнению с 2007 г. (В 2007 г. проведено 16 мероприятий на сумму 1888495 руб.)

Совету ветеранов в 2008 году выделено 300000 рублей для проведения культурных мероприятий и посещения ветеранов на дому.

На заводе создана и работает молодежная организация, основными направлениями которой является создание условий для самовыражения молодых сотрудников посредством представленных ими разработок, решающие актуальные производственные проблемы, активизации рационализаторской деятельности на предприятии, организация пропаганды здорового образа жизни, повышения интеллектуального и культурного уровня жизни. В 2008 г. проведено 15 мероприятий на сумму 942330 рублей, в которых приняли участие 450 молодых работников ОАО «Автодизель».

Во II квартале 2008 года были избраны женсоветы в подразделениях завода и в декабре — женсовет ОАО «Автодизель» (ЯМЗ).

Заводская профсоюзная организация работников АСМ объединяет около 60% работающих.