Считывания второй строки из текстового файла c. Работа с текстовыми файлами в C

Записывать информацию в текстовый файл мы уже научились. – Если не научились смотрите прошлую статью. Там рассказывается и подробно описано

Но что если файл уже существует и нам нужно считать с него информацию для обработки? К счастью это тоже достаточно просто. Напоминаю, что вариантов для реализации этой задачи существует несколько, мною описан только один из. Описан тот, который лично мне почему-то кажется наиболее простым для восприятия.

#include

int main ()
{
char s1 // Переменная будет считывать строку
ifstream in (“C:\\\FromC\\myfile.txt” ); // Открываем файл для считывания информации
in >>s1 ; // считываем строку
in .close () // Закрываем файл

cout <Выводим значение s1 на экран
return 0 ;
}

Вот наипростейшая программа для считывания первой строки из текстового файла, который находится по пути
C:\\\FromC\\myfile.txt –
Так как это продолжение прошлой статьи , то я решил использовать тот файл, который мы там создавали. Трудностей с этим, наверное возникнуть не должно.
Но вернемся к коду. Сначала мы открываем файл для считывания из него информации, для этого используем команду ifstream , в скобках указываем либо название файла, либо путь к файлу, как сделано у меня.(“C:\\\FromC\\myfile.txt” );
Когда мы открыли файл, чтобы считать из него что-то, мы объявили одну переменную типа char –
char s1
Теперь нам осталось только присвоить переменной значение строки из файла. Это мы делаем командой in
Обращаем внимание на угловые скобки in >>
Собственно, как должно быть видно из комментариев к коду программы, то чтобы переменная присвоила считываемое значение, мы должны написать её после in >>
in >>s1 ;

Никакой особо сложной задачей это не представляется, особенно если вы уже прекрасно освоили и научились использовать материал прошлой статьи – всё абсолютно аналогично, только 2 команды другие

Создание файла и запись в него информации С++

ofstream out (Имя файла );
out << (Записываемая строка );
out .close ();
=============================

Чтение текста из файла и вывода текста на экран в C++

ifstream in (Имя файла );
in >> (Считываем строку );
in .close (); (Закрываем файл )
============================
Напишем простую программу, которая будет считывать ввод с клавиатуры текста и записывать его в файл:

#include
#include

int main ()
{
\\ 3 будущие строки
clrscsr (); // Очищаем экран

cout <<“Wwedi pervuu stroku” ; cin >>a ; endl ;
cout <<“Wwedi wtoruu stroku” ; cin >>b ; endl ;
cout <<“Wwedi tretuu stroku” ; cin >>c ; endl ;
clrscr (); //

/*Начинаем работу с файлом*/
ofstream out (“C:\\\FromC\\myfile.txt” ); // Открываем файл для записи
out <Записываем первую строчку
out <Записываем вторую строчку
out <Записываем третью строчку
out .close (); // Закрываем файл

//Обнуляем переменные

for (int i =0 ;i <=255 ;i ++)
{a =*“” ; b =*“” ; c =*“” ;}


ifstream in (“C:\\\FromC\\myfile.txt” );
in >>a >>b >>c ; // Считываем каждую новую строчку в новую переменную
in .close (); // Закрываем файл

/* */

for (i =0 ;a !=*“” ;i ++)
{
if (i >sizeof(a )) break ;
cout <

}
cout <<“\n” ; \\

/* */


{
if (i >sizeof(b )) break ;
cout <
}
cout <<“\n” ; \\ Перевели курсор на новую строчку

/* */

for (i =0 ;с !=*“” ;i ++)
{
if (i >sizeof(c )) break ;
cout <<с ;
}

return 0 ;
}
===================

В приведенных выше примерах есть один такой ОГРОМНЫЙ недостаток. Если мы будем пытаться ввести строчку, содержащую пробелы, то программа будет срабатывать не так как нам нужно. Наверное, на эту ошибку наткнулся не только я, но и многие другие люди. Поэтому я оставляю неверно приведенный код, чтобы было видно с чем можно столкнуться.

Так как книжек дома нет, я снова стал рыскать в интернете и понаходил много всякой мудреной ерунды. Но всё-таки как-то подобрал решение своей проблемы.
Помогло то, что читал о том, что cout поддерживает свои методы. И в интернете все советы идут на использование функции getline К моему счастью как использовать эту функцию я нашел очень быстро и потом использовал ее в коде.
Вообще стоит упомянуть и описать эту функцию, но пока что я не особо её понимаю, просто понимаю, что её нужно использовать и понимаю как, поэтому привожу более правильный пример нашей разрабатываемой программы:

#include
#include

int main ()
{
char a ,b ,c ; \\ 3 будущие строки
clrscsr (); // Очищаем экран

/* Вводим значения для переменных*/

cout <<“Wwedi pervuu stroku” ; cin.getline(a,sizeof(a)); endl ;
cout <<“Wwedi wtoruu stroku” ; cin.getline(a,sizeof(b)); endl ;
cout <<“Wwedi tretuu stroku” ; cin.getline(a,sizeof(c)); endl ;
clrscr (); // После ввода значений очистили экран

/*Начинаем работу с файлом*/
ofstream out (“C:\\\FromC\\myfile.txt”); // Открываем файл для записи
out <
Записываем первую строчку
out <Записываем вторую строчку
out <Записываем третью строчку
out .close (); // Закрываем файл

//Обнуляем переменные

for (int i =0 ;i <=255 ;i ++)
{a =*“” ; b =*“” ; c=*“” ;}

/*Продолжаем работу с файлом*/

if stream in (“C:\\\FromC\\myfile.txt” );
in.getline(a,sizeof(a)); // а
in.getline(b,sizeof(b)); // Считываем строчку в переменную b
in.getline(c,sizeof(c)); // Считываем строчку в переменную c
in .close (); // Закрываем файл

/* Считываем посимвольно первую строку и выводим её на экран*/

for (i =0 ;a !=*“” ;i++)
{
if (i >sizeof(a )) break ;
cout <

}
cout <<“\n” ; \\ Перевели курсор на новую строчку

/* Считываем посимвольно вторую строку и выводим её на экран*/

for (i =0 ;b !=*“” ;i ++)
{
if (i >sizeof(b )) break ;
cout <
}
cout <<“\n” ; \\ Перевели курсор на новую строчку

/* Считываем посимвольно третью строку и выводим её на экран*/

for (i =0 ;с !=*“” ;i++)
{
if (i>sizeof (c )) break ;
cout <<с[i];
}

getch (); \\ Ожидаем нажатия клавиши Enter
return 0 ;
}
===================

В этом материале разобран пример посимвольного чтения информации. Так как я не описывал работу с перемнными типа char , то у начинающих могут возникнуть некоторые неудобства воспринятия кода. Просто я не знал, что тип char имеет какие-то особенности и думал всё проще. Поэтому некоторые непонятные моменты приведенной программы можно прочитать в следующей статье работа с char в C++ для начинающих

В остальном, приведенный пример, как в C++ считать строки из текстового файла должен быть доступен и вполне понятен. Это сейчас не оптимальный вариант реализации, и я упустил некоторые важные моменты, но так как у нас начало изучения языка C++, то этого пока вполне достаточно. Попозже я наверняка дойду до упущенного, а сейчас нужно воспринимать только самое необходимое.

Если мы вместе с вами поняли этот материал, то значит продвинулись на маленький шажок к своему профессионализму.

Примечание:
break ; – Это команда, которая выполняет выход из цикла. У нас если счетчик цикла for становится больше чем объявленный размер переменной char, то мы принудительно выходим из цикла
!= – это поставленное нами условие. Обозначает такое условие неравенство
if(a !=b ) – Читается как если a не равно b

endl ; – Это перевод курсора на новую строку внутри консоли (насколько я понял)
Эта команда похожа на“\n”

Текстовые файлы

Рассмотрим работу с текстовым файлом в Си на примере. Создайте на диске С текстовый файл с именем TextFile.txt. Наберите в этом файле такие строки:

String_1 123 String_11, 456
String_2
String_3

Сохраните файл.

А это код программы на C, которая открывает наш файл и считывает из него строки:

/* *Author: @author Subbotin B.P..h> #include #define LEN 50 int main(void) { puts("Text file operations"); char cArray; FILE *pTextFile = fopen("C:\\TextFile.txt", "r"); if(pTextFile == NULL) { puts("Problems"); return EXIT_FAILURE; } while(fgets(cArray, LEN, pTextFile) != NULL) { printf("%s", cArray); } fclose(pTextFile); return EXIT_SUCCESS; }

Чтоб открыть текстовый файл в C используем функцию fopen:

FILE *pTextFile = fopen("C:\\TextFile.txt", "r");

первый аргумент функции fopen указывает на файл, а второй говорит, что файл открыт для чтения из него.

Строки считываем с помощью функции fgets:

fgets(cArray, LEN, pTextFile);

первый аргумент функции fgets указвает на массив символов, в котором будут сохранятся полученные строки, второй аргумент - это максимальное количество символов для считывания, третий - наш файл.

После завершения работы с файлом, его надо закрыть:

fclose(pTextFile);

Получаем:

Русские буквы в строках тоже проходят.

Кстати, эту программу я сделал в Eclipse. Как работать с C/C++ в Eclipse можно посмотреть .

Итак, мы открыли и считали данные из текстового файла.

Теперь научимся программно создавать текстовый файл и записывать в него данные.

/* Author: @author Subbotin B.P..h> #include int main(void) { FILE *pTextFile = fopen("C:\\TextFileW.txt", "w"); char *cString = "This is a string"; char cNewLine = "\n"; int nVal = 123; if(pTextFile == NULL) { puts("Problems"); return EXIT_FAILURE; } fprintf(pTextFile, "%s%c", cString, cNewLine); fprintf(pTextFile, "%d", nVal); return EXIT_SUCCESS; }

Создаем текстовый файл для записи в него данных:

FILE *pTextFile = fopen("C:\\TextFileW.txt", "w");

если файл уже имеется, то он будет открыт, и все данные из него будут удалены.

C-строка cString, и число nVal записываются программой в текстовый файл. cNewLine - это просто переход на новую строку.

Записываем данные в текстовый файл с помощью функции fprintf:

fprintf(pTextFile, "%s%c", cString, cNewLine);

первый аргумент здесь - наш файл, второй - форматная строка, третий и более - нужное для этого формата количество аргументов.

– сравнение для выявления равенства либо неравенства.

Практическое назначение перечисления – определение множества различающихся символических констант целого типа.

Пример использования переменных перечислимого типа:

mo=1, tu, we, th, fr, sa, su } days;

puts(“ Введите день недели (от 1 до 7) : ”); scanf(“%d”, &t_day);

w_day = su; start = mo;

end = w_day -t_day;

printf(“\n Понедельник - %d-й день недели, \ сейчас %d-й день. \n\

До конца недели %d дней (дня). ”, start, t_day, end);

Результат работы программы: Введите день недели (от 1 до 7) : 2

Понедельник - 1-й день недели, сейчас 2-й день. До конца недели 5 дней (дня).

18. Файлы в языке Си

Файл – это набор данных, размещенный на внешнем носителе и рассматриваемый в процессе обработки как единое целое. В файлах размещаются данные, предназначенные для длительного хранения.

Различают два вида файлов: текстовые и бинарные. Текстовые файлы представляют собой последовательность ASCII символов и могут быть просмотрены и отредактированы с помощью любого текстового редактора.

Бинарные (двоичные) файлы представляют собой последовательность данных, структура которых определяется программно.

В языке Си имеется большой набор функций для работы с файлами, большинство которых находятся в библиотеках stdio.h иio.h .

18.1. Открытие файла

Каждому файлу присваивается внутреннее логическое имя, используемое в дальнейшем при обращении к нему. Логическое имя (идентификатор файла) – это

указатель на файл, т.е. на область памяти, где содержится вся необходимая информация о файле. Формат объявления указателя на файл следующий:

FILE * указатель на файл;

FILE – идентификатор структурного типа, описанный в стандартной библиотеке

stdio.h и содержащий следующую информацию:

type struct {

– число оставшихся в буфере непрочитанных байт;

обычный размер буфера – 512 байт; как только level=0,

в буфер из файла читается следующий блок данных;

– флаг статуса файла – чтение, запись, дополнение;

– дескриптор файла, т.е. число, определяющее его но-

unsigned char hold;

– непереданный символ, т.е. ungetc-символ;

– размер внутреннего промежуточного буфера;

unsigned char buffer;

– значение указателя для доступа внутри буфера, т.е.

задает начало буфера, начало строки или текущее зна-

чение указателя внутри буфера в зависимости от режи-

ма буферизации;

unsigned char *curp;

– текущее значение указателя для доступа внутри бу-

фера, т.е. задает текущую позицию в буфере для обме-

на с программой;

unsigned istemp;

– флаг временного файла;

– флаг при работе с файлом;

} FILE;

Прежде чем начать работать с файлом, т.е. получить возможность чтения или записи информации в файл, его нужно открыть для доступа. Для этого обычно используется функция

FILE* fopen (char* имя_ файла, char* режим);

она берет внешнее представление – физическое имя файла на носителе (дискета, винчестер) и ставит ему в соответствие логическое имя.

Физическое имя, т.е. имя файла и путь к нему задается первым параметром

– строкой, например, “a:Mas_dat.dat” – файл с именем Mas_dat.dat, находящийся на дискете, “d:\\work\\Sved.txt” – файл с именем Sved.txt, находящийся на винчестере в каталоге work.

Внимание! Обратный слеш (\), как специальный символ, в строке записывается дважды.

При успешном открытии функция fopen возвращает указатель на файл (в дальнейшем – указатель файла). При ошибке возвращаетсяNULL . Данная ситуация обычно возникает, когда неверно указывается путь к открываемому файлу. Например, если в дисплейном классе нашего университета указать путь, запрещенный для записи (обычно разрешенным является d:\work\).

Второй параметр – строка, в которой задается режим доступа к файлу:

w – файл открывается для записи; если файла с заданным именем нет, то он будет создан; если такой файл существует, то перед открытием прежняя информация уничтожается;

r – файл открывается только для чтения; если такого файла нет, то возникает ошибка;

a – файл открывается для добавления в конец новой информации;

r+ – файл открывается для редактирования данных – возможны и запись, и чтение информации;

w+ – то же, что и для r+;

a+ – то же, что и для a, только запись можно выполнять в любое место файла; доступно и чтение файла;

t – файл открывается в текстовом режиме;b – файл открывается в двоичном режиме.

Текстовый режим отличается от двоичного тем, что при открытии файла как текстового пара символов «перевод строки», «возврат каретки» заменяется на один символ: «перевод строки» для всех функций записи данных в файл, а для всех функций вывода символ «перевод строки» теперь заменяется на два символа: «перевод строки», «возврат каретки».

По умолчанию файл открывается в текстовом режиме. Пример: FILE *f; – объявляется указатель на файл f;

f = fopen ("d:\\work\\Dat_sp.cpp", "w"); – открывается для записи файл с логическим именем f, имеющим физическое имя Dat_sp.cpp, находящийся на диске d, в каталоге work; или более кратко

FILE *f = fopen ("d:\\work\\Dat_sp.cpp", "w");

18.2. Закрытие файла

После работы с файлом доступ к нему необходимо закрыть. Это выполняет функция int fclose (указатель файла ). Например, из предыдущего примера файл закрывается так: fclose (f);

Для закрытия нескольких файлов введена функция, объявленная следующим образом: void fcloseall (void );

Если требуется изменить режим доступа к файлу, то для этого сначала необходимо закрыть данный файл, а затем вновь его открыть, но с другими правами доступа. Для этого используют стандартную функцию:

FILE* freopen (char*имя_файла , char *режим , FILE *указатель_файла );

Эта функция сначала закрывает файл, объявленный указателем_файла (как это делает функцияfopen ), а затем открывает файл сименем_файла и правами доступа «режим ».

В языке Си имеется возможность работы с временными файлами, которые нужны только в процессе работы программы. В этом случае используется функция

FILE* tmpfile (void);

которая создает на диске временный файл с правами доступа «w+b», после завершения работы программы или после закрытия временного файла он автоматически удаляется.

18.3. Запись – чтение информации

Все действия по чтению-записи данных в файл можно разделить на три группы: операции посимвольного ввода-вывода; операции построчного вводавывода; операции ввода-вывода по блокам.

Рассмотрим основные функции, применяемые в каждой из указанных трех групп операций.

Посимвольный ввод-вывод

В функциях посимвольного ввода-вывода происходит прием одного символа из файла или передача одного символа в файл:

Построчный ввод-вывод

В функциях построчного ввода-вывода происходит перенос из файла или в

Блоковый ввод-вывод

В функциях блокового ввода-вывода работа происходит с целыми блоками

информации:

int fread (void*p, intsize,

– считывает n блоков поsize байт каждый из фай-

int n, FILE *f)

ла f в область памяти с указателемp (необходимо

int fwrite (void*p, intsize,

заранее отвести память под считываемый блок);

– записывает n блоков по size байт каждый из об-

int n, FILE *f)

ласти памяти с указателем p в файл f.

Форматированный ввод-вывод производится функциями.

Последнее обновление: 31.10.2015

Класс FileStream представляет возможности по считыванию из файла и записи в файл. Он позволяет работать как с текстовыми файлами, так и с бинарными.

Рассмотрим наиболее важные его свойства и методы:

    Свойство Length : возвращает длину потока в байтах

    Свойство Position : возвращает текущую позицию в потоке

    Метод Read : считывает данные из файла в массив байтов. Принимает три параметра: int Read(byte array, int offset, int count) и возвращает количество успешно считанных байтов. Здесь используются следующие параметры:

    • array - массив байтов, куда будут помещены считываемые из файла данные

      offset представляет смещение в байтах в массиве array, в который считанные байты будут помещены

      count - максимальное число байтов, предназначенных для чтения. Если в файле находится меньшее количество байтов, то все они будут считаны.

    Метод long Seek(long offset, SeekOrigin origin) : устанавливает позицию в потоке со смещением на количество байт, указанных в параметре offset.

    Метод Write : записывает в файл данные из массива байтов. Принимает три параметра: Write(byte array, int offset, int count)

    • array - массив байтов, откуда данные будут записываться в файла

      offset - смещение в байтах в массиве array, откуда начинается запись байтов в поток

      count - максимальное число байтов, предназначенных для записи

FileStream представляет доступ к файлам на уровне байтов, поэтому, например, если вам надо считать или записать одну или несколько строк в текстовый файл, то массив байтов надо преобразовать в строки, используя специальные методы. Поэтому для работы с текстовыми файлами применяются другие классы.

В то же время при работе с различными бинарными файлами, имеющими определенную структуру FileStream может быть очень даже полезен для извлечения определенных порций информации и ее обработки.

Посмотрим на примере считывания-записи в текстовый файл:

Console.WriteLine("Введите строку для записи в файл:"); string text = Console.ReadLine(); // запись в файл using (FileStream fstream = new FileStream(@"C:\SomeDir\noname\note.txt", FileMode.OpenOrCreate)) { // преобразуем строку в байты byte array = System.Text.Encoding.Default.GetBytes(text); // запись массива байтов в файл fstream.Write(array, 0, array.Length); Console.WriteLine("Текст записан в файл"); } // чтение из файла using (FileStream fstream = File.OpenRead(@"C:\SomeDir\noname\note.txt")) { // преобразуем строку в байты byte array = new byte; // считываем данные fstream.Read(array, 0, array.Length); // декодируем байты в строку string textFromFile = System.Text.Encoding.Default.GetString(array); Console.WriteLine("Текст из файла: {0}", textFromFile); } Console.ReadLine();

Разберем этот пример. И при чтении, и при записи используется оператор using . Не надо путать данный оператор с директивой using, которая подключает пространства имен в начале файла кода. Оператор using позволяет создавать объект в блоке кода, по завершению которого вызывается метод Dispose у этого объекта, и, таким образом, объект уничтожается. В данном случае в качестве такого объекта служит переменная fstream .

Объект fstream создается двумя разными способами: через конструктор и через один из статических методов класса File.

Здесь в конструктор передается два параметра: путь к файлу и перечисление FileMode . Данное перечисление указывает на режим доступа к файлу и может принимать следующие значения:

    Append : если файл существует, то текст добавляется в конец файл. Если файла нет, то он создается. Файл открывается только для записи.

    Create : создается новый файл. Если такой файл уже существует, то он перезаписывается

    CreateNew : создается новый файл. Если такой файл уже существует, то он приложение выбрасывает ошибку

    Open : открывает файл. Если файл не существует, выбрасывается исключение

    OpenOrCreate : если файл существует, он открывается, если нет - создается новый

    Truncate : если файл существует, то он перезаписывается. Файл открывается только для записи.

Статический метод OpenRead класса File открывает файл для чтения и возвращает объект FileStream.

Конструктор класса FileStream также имеет ряд перегруженных версий, позволяющий более точно настроить создаваемый объект. Все эти версии можно посмотреть на msdn.

И при записи, и при чтении применяется объект кодировки Encoding.Default из пространства имен System.Text . В данном случае мы используем два его метода: GetBytes для получения массива байтов из строки и GetString для получения строки из массива байтов.

В итоге введенная нами строка записывается в файл note.txt . По сути это бинарный файл (не текстовый), хотя если мы в него запишем только строку, то сможем посмотреть в удобочитаемом виде этот файл, открыв его в текстовом редакторе. Однако если мы в него запишем случайные байты, например:

Fstream.WriteByte(13); fstream.WriteByte(103);

То у нас могут возникнуть проблемы с его пониманием. Поэтому для работы непосредственно с текстовыми файлами предназначены отдельные классы - StreamReader и StreamWriter.

Произвольный доступ к файлам

Нередко бинарные файлы представляют определенную стрктуру. И, зная эту структуру, мы можем взять из файла нужную порцию информации или наоброт записать в определенном месте файла определенный набор байтов. Например, в wav-файлах непосредственно звуковые данные начинаются с 44 байта, а до 44 байта идут различные метаданные - количество каналов аудио, частота дискретизации и т.д.

С помощью метода Seek() мы можем управлять положением курсора потока, начиная с которого производится считывание или запись в файл. Этот метод принимает два параметра: offset (смещение) и позиция в файле. Позиция в файле описывается тремя значениями:

    SeekOrigin.Begin : начало файла

    SeekOrigin.End : конец файла

    SeekOrigin.Current : текущая позиция в файле

Курсор потока, с которого начинается чтение или запись, смещается вперед на значение offset относительно позиции, указанной в качестве второго параметра. Смещение может отрицательным, тогда курсор сдвигается назад, если положительное - то вперед.

Рассмотрим на примере:

Using System.IO; using System.Text; class Program { static void Main(string args) { string text = "hello world"; // запись в файл using (FileStream fstream = new FileStream(@"D:\note.dat", FileMode.OpenOrCreate)) { // преобразуем строку в байты byte input = Encoding.Default.GetBytes(text); // запись массива байтов в файл fstream.Write(input, 0, input.Length); Console.WriteLine("Текст записан в файл"); // перемещаем указатель в конец файла, до конца файла- пять байт fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End); // минус 5 символов с конца потока // считываем четыре символов с текущей позиции byte output = new byte; fstream.Read(output, 0, output.Length); // декодируем байты в строку string textFromFile = Encoding.Default.GetString(output); Console.WriteLine("Текст из файла: {0}", textFromFile); // worl // заменим в файле слово world на слово house string replaceText = "house"; fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End); // минус 5 символов с конца потока input = Encoding.Default.GetBytes(replaceText); fstream.Write(input, 0, input.Length); // считываем весь файл // возвращаем указатель в начало файла fstream.Seek(0, SeekOrigin.Begin); output = new byte; fstream.Read(output, 0, output.Length); // декодируем байты в строку textFromFile = Encoding.Default.GetString(output); Console.WriteLine("Текст из файла: {0}", textFromFile); // hello house } Console.Read(); } }

Консольный вывод:

Текст записан в файл Текст из файл: worl Текст из файла: hello house

Вызов fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End) перемещает курсор потока в конец файлов назад на пять символов:

То есть после записи в новый файл строки "hello world" курсор будет стоять на позиции символа "w".

После этого считываем четыре байта начиная с символа "w". В данной кодировке 1 символ будет представлять 1 байт. Поэтому чтение 4 байтов будет эквивалентно чтению четырех сиволов: "worl".

Затем опять же перемещаемся в конец файла, не доходя до конца пять символов (то есть опять же с позиции символа "w"), и осуществляем запись строки "house". Таким образом, строка "house" заменяет строку "world".

Закрытие потока

В примерах выше дл закрытия потока применяется конструкция using . После того как все операторы и выражения в блоке using отработают, объект FileStream уничтожается. Однако мы можем выбрать и другой способ:

FileStream fstream = null; try { fstream = new FileStream(@"D:\note3.dat", FileMode.OpenOrCreate); // операции с потоком } catch(Exception ex) { } finally { if (fstream != null) fstream.Close(); }

Если мы не используем конструкцию using, то нам надо явным образом вызвать метод Close() : fstream.Close()

Механизм ввода-вывода, разработанный , не соответствует общепринятому сегодня стилю объектно-ориентированного программирования, кроме того, он активно использует операции с указателями, считающиеся потенциально небезопасными в современных защищённых средах выполнения кода. Альтернативой при разработке прикладных приложений является механизм стандартных классов ввода-вывода, предоставляемый стандартом языка C++.

Открытие файлов

Наиболее часто применяются классы ifstream для чтения, ofstream для записи и fstream для модификации файлов.

Все поточные классы ввода-вывода являются косвенными производными от общего предка ios , полностью наследуя его функциональность. Так, режим открытия файлов задает член данных перечисляемого типа open_mode, который определяется следующим образом:

Enum open_mode { app, binary, in, out, trunc, ate };

Ниже приведены возможные значения флагов и их назначение.

Например, чтобы открыть файл с именем test.txt для чтения данных в бинарном виде, следует написать:

Ifstream file; file.open ("test.txt", ios::in | ios::binary);

Оператор логического ИЛИ (|) позволяет составить режим с любым сочетанием флагов. Так, чтобы, открывая файл по записи, случайно не затереть существующий файл с тем же именем, надо использовать следующую форму:

Ofstream file; file.open ("test.txt", ios::out | ios::app);

Предполагается, что к проекту подключён соответствующий заголовочный файл:

#include

Для проверки того удалось ли открыть файл, можно применять конструкцию

If (!file) { //Обработка ошибки открытия файла }

Операторы включения и извлечения

Переопределённый в классах работы с файлами оператор включения (<<) записывает данные в файловый поток. Как только вы открыли файл для записи, можно записывать в него текстовую строку целиком:

File << "Это строка текста";

Можно также записывать текстовую строку по частям:

File << "Это " << "строка " << "текста";

Оператор endl завершает ввод строки символом "возврат каретки":

File << "Это строка текста" << endl;

С помощью оператора включения несложно записывать в файл значения переменных или элементов массива:

Ofstream file ("Temp.txt"); char buff = "Текстовый массив содержит переменные"; int vx = 100; float pi = 3.14159; file << buff << endl << vx << endl << pi << endl;

В результате выполнения кода образуется три строки текстового файла Temp.txt:

Текстовый массив содержит переменные 100 3.14159

Обратите внимание, что числовые значения записываются в файл в виде текстовых строк, а не двоичных значений.

Оператор извлечения (>>)производит обратные действия. Казалось бы, чтобы извлечь символы из файла Temp.txt , записанного ранее, нужно написать код наподобие следующего:

Ifstream file ("Temp.txt"); char buff; int vx; float pi; file >> buff >> vx >> pi;

Однако оператор извлечения остановится на первом попавшемся разделителе (символе пробела, табуляции или новой строки). Таким образом, при разборе предложения "Текстовый массив содержит переменные" только слово "Текстовый" запишется в массив buff , пробел игнорируется, а слово "массив" станет значением целой переменной vx и исполнение кода "пойдет вразнос" с неминуемым нарушением структуры данных. Далее, при обсуждении класса ifstream , будет показано, как правильно организовать чтение файла из предыдущего примера.

Класс ifstream: чтение файлов

Как следует из расшифровки названия, класс ifstream предназначен для ввода файлового потока. Далее перечислены основные методы класса. Большая часть из них унаследована от класса istream и перегружена с расширением родительской функциональности. К примеру, функция get , в зависимости от параметра вызова, способна считывать не только одиночный символ, но и символьный блок.

Теперь понятно, как нужно модифицировать предыдущий пример, чтобы использование оператора извлечения данных давало ожидаемый результат:

Ifstream file("Temp.txt"); char buff; int vx; float pi; file.getline(buff, sizeof(buff)); file >> vx >> pi:

Метод getline прочитает первую строку файла до конца, а оператор >> присвоит значения переменным.

Следующий пример показывает добавление данных в текстовый файл с последующим чтением всего файла. Цикл while (1) используется вместо while(!file2.eof()) по причинам, которые обсуждались в .

#include #include using namespace std; int main() { ofstream file; file.open("test.txt",ios::out|ios::app); if (!file) { cout << "File error - can"t open to write data!"; cin.sync(); cin.get(); return 1; } for (int i=0; i<10; i++) file << i << endl; file.close(); ifstream file2; file2.open("test.txt", ios::in); if (!file2) { cout << "File error - can"t open to read data!"; cin.sync(); cin.get(); return 2; } int a,k=0; while (1) { file2 >> a; if (file2.eof()) break; cout << a << " "; k++; } cout << endl << "K=" << k << endl; file2.close(); cin.sync(); cin.get(); return 0; }

В следующем примере показан цикл считывания строк из файла test.txt и их отображения на консоли.

#include #include using namespace std; int main() { ifstream file; // создать поточный объект file file.open("test.txt"); // открыть файл на чтение if (!file) return 1; // возврат по ошибке отрытия char str; // статический буфер строки // Считывать и отображать строки в цикле, пока не eof while (!file.getline(str, sizeof(str)).eof()) cout << str << endl; // вывод прочитанной строки на экран cin.sync(); cin.get(); return 0; }

Этот код под ОС Windows также зависит от наличия в последней строке файла символа перевода строки, надежнее было бы сделать так:

While (1) { if (file.eof()) break; file.getline(str, sizeof(str)); cout << str << endl; }

Явные вызовы методов open и close не обязательны. Действительно, вызов конструктора с аргументом позволяет сразу же, в момент создания поточного объекта file , открыть файл:

Ifstream file("test.txt");

Вместо метода close можно использовать оператор delete , который автоматически вызовет деструктор объекта file и закроет файл. Код цикла while обеспечивает надлежащую проверку признака конца файла.

Класс ofstream: запись файлов

Класс ofstream предназначен для вывода данных из файлового потока. Далее перечислены основные методы данного класса.

Описанный ранее оператор включения удобен для организации записи в текстовый файл:

Ofstream file ("temp.txt"); if (!file) return; for (int i=1; i<=3; i++) file << "Строка " << i << endl; file.close();

Бинарные файлы

В принципе, бинарные данные обслуживаются наподобие текстовых. Отличие состоит в том, что если бинарные данные записываются в определенной логической структуре, то они должны считываться из файла в переменную того же структурного типа.

Первый параметр методов write и read (адрес блока записи/чтения) должен иметь тип символьного указателя char * , поэтому необходимо произвести явное преобразование типа адреса структуры void * . Второй параметр указывает, что бинарные блоки файла имеют постоянный размер байтов независимо от фактической длины записи. Следующее приложение дает пример создания и отображения данных простейшей записной книжки. Затем записи файла последовательно считываются и отображаются на консоли.

#include #include #include using namespace std; struct Notes { // структура данных записной книжки char Name; // Ф.И.О. char Phone; // телефон int Age; // возраст }; int main() { setlocale(LC_ALL, "Russian"); Notes Note1= { "Грозный Иоанн Васильевич", "не установлен", 60 }; Notes Note2= { "Годунов Борис Федорович ", "095-111-2233 ", 30 }; Notes Note3= { "Романов Петр Михайлович ", "812-333-2211 ", 20 }; ofstream ofile("Notebook.dat", ios::binary); ofile.write((char*)&Note1, sizeof(Notes)); // 1-й блок ofile.write((char*)&Note2, sizeof(Notes)); // 2-й блок ofile.write((char*)&Note3, sizeof(Notes)); // 3-й блок ofile.close(); // закрыть записанный файл ifstream ifile("Notebook.dat", ios::binary); Notes Note; // структурированная переменная char str; // статический буфер строки // Считывать и отображать строки в цикле, пока не eof while (!ifile.read((char*)&Note, sizeof(Notes)).eof()) { sprintf(str, "%s\tТел: %s\tВозраст: %d", Note.Name, Note.Phone, Note.Age); cout << str << endl; } ifile.close(); // закрыть прочитанный файл cin.sync(); cin.get(); return 0; }

В результате выполнения этого кода образуется бинарный файл Notebook.dat из трех блоков размером по 80 байт каждый (при условии, что символы - однобайтовые). Естественно, вы можете использовать другие поточные методы и проделывать любые операции над полями определенной структуры данных.

Класс fstream: произвольный доступ к файлу

Предположим что в нашей записной книжке накопилось 100 записей, а мы хотим считать 50-ю. Конечно, можно организовать цикл и прочитать все записи с первой по заданную. Очевидно, что более целенаправленное решение - установить указатель позиционирования файла pos прямо на запись 50 и считать ее:

Ifstream ifile("Notebook.dat", ios::binary); int pos = 49 * sizeof(Notes); ifile.seekg(pos); // поиск 50-й записи Notes Note; //Notes – описанная выше структура "запись" ifile.read((char*)&Note, sizeof(Notes));

Подобные операции поиска эффективны, если файл состоит из записей известного и постоянного размера. Чтобы заменить содержимое произвольной записи, надо открыть поток вывода в режиме модификации:

Ofstream ofilе ("Notebook.dat", ios::binary | ios::ate); int pos = 49 * sizeof(Notes); ofile seekp(pos); // поиск 50-й записи Notes Note50 = {"Ельцин Борис Николаевич", "095-222-3322", 64}; ofile.write((char*)&Note, sizeof(Notes)); // замена

Если не указать флаг ios::ate (или ios::app), то при открытии бинарного файла Notebook.dat его предыдущее содержимое будет стерто!

Наконец, можно открыть файл одновременно для чтения/записи, используя методы, унаследованные поточным классом fstream от своих предшественников. Поскольку класс fstream произведен от istream и ostream (родителей ifstream и ofstream соответственно), все упомянутые ранее методы становятся доступными в приложении.

В следующем примере показана перестановка первой и третьей записей файла Notebook.dat .

#include #include #include using namespace std; struct Notes { char Name; char Phone; int Age; }; int main() { setlocale(LC_ALL, "Russian"); Notes Note1, Note3; // Открыть файл на чтение/запись одновременно fstream file("Notebook.dat", ios::binary | ios::in | ios::out); file.seekg(2 * sizeof(Notes)); // найти и считать Note3 file.read((char*)&Note3, sizeof(Notes)); file.seekg(0); // найти и считать Note1 file.read((char*)&Note1, sizeof(Notes)); file.seekg(0); // Note1 <== Note3 file.write((char*)&Note3, sizeof(Notes)); file.seekg(2 * sizeof(Notes)); // Note3 <== Note1 file.write((char*)&Note1, sizeof(Notes)); char str; // Считывать и отображать записи в цикле, пока не eof file.seekg(0); // вернуться к началу файла while (!file.read((char*)&Note1, sizeof(Notes)).eof()) { sprintf(str, "%s\tТел: %s\tВозраст: %d", Note1.Name, Note1.Phone, Note1.Age); cout << str << endl; } file.close(); cin.sync(); cin.get(); return 0; }

В конструкторе объекта file надо указать флаги ios::in и ios::out , разрешая одновременное выполнение операций чтения и записи. В результате выполнения этого кода первая и третья записи бинарного файла Notebook.dat поменяются местами.

Дополнительные примеры по теме есть .