Как создать приложение для iOS – от идеи до продажи. IOS-разработка для начинающих: учимся создавать приложения для iOS с нуля

20-летний разработчик Ярослав Моргачёв написал для сайт колонку о том, как за три месяца научился разработке iOS-приложений на языке Swift, выпустил приложение для фитнеса и попал в топ-1 категории «Здоровье и фитнес» и топ-3 по всем платным приложениям App Store.

Не так давно моё первое приложение «Тело в лето » влетело в топ-1 категории «Здоровье и фитнес» и топ-3 по всем платным приложениям App Store.

За полтора месяца публикации его скачали 5 тысяч раз, и на протяжении всего этого времени оно остается в подборке «Игры и приложения по 15 рублей» от Apple.

Как это возможно? На сайт часто всплывают вроде «Если вы хотите научиться программировать, будьте готовы потратить на это 10 лет своей жизни». И да, в этом есть доля правды.

Дело лишь в том, что за 10 лет вы не просто научитесь программировать, а станете настоящим профессионалом в этом деле, который способен как гуру отвечать на StackoverFlow.

На деле же вы можете начать создавать простые приложения уже через 2-3 месяца в зависимости от вашей усидчивости, упорства и мозга. Всё должно начинаться с идеи, которая вас зажигает.

Итак, я полез в дебри программирования.

Шаг первый. Зарождение идеи

Не буду скрывать, что кое-какой опыт в работе над проектами у меня был. Тут можно вспомнить и о проектах в сфере дизайна, и об агентстве рекламы в Twitter twiPR, которое мы запустили три года тому назад (и которое вскоре закрылось), и о многом другом.

В общем, навык запуска и вывода проектов в свет уже был прокачан, пускай и на начальном уровне. Но движение конкретно в сторону разработки приложений началось с Степана Светлого о приложении «Мотивация дня».

После прочтения меня посетила интересная мысль: в отличии от веба, в App Store действуют другие правила.

Вам не обязательно создавать что-то новое если вы хотите, чтобы приложение покупали. Например, если вы давно регулярно заглядываете в App Store, то явно могли заметить – есть сезонные категории приложений.

Приложения с тренировками становятся актуальными каждую весну, но каждую весну сами приложения сменяют друг друга. И их всё равно покупают.

Шаг второй. Ищем, как будем учиться

Как я говорил, мой опыт в программировании под iOS был равен «0». Поэтому – вначале был Google. Вообще, если вы хотите назвать себя разработчиком (вас очень не будут любить за это «нормальные» разработчики, но это вы поймете позже), вам придется научиться получать информацию не от преподавателя.

Вы будете находить десятки и сотни строк кода на самых различных ресурсах, и да, в большинстве случаев никто не описывает «как эта штука работает». Поэтому будьте готовы разбираться во всем сами.

Пробежавшись по ссылкам в поисковой выдаче реально найти один сайт, предлагающий видеоуроки по Swift. Этот язык в три раза труднее HTML. Для тех, кто не знает HTML, перефразирую - Swift выучить чуть легче, чем научиться играть в пинг-понг.

Возможно, он будет сложен вам на старте, когда только предстоит понять, по каким принципам он работает. Дальше - все трудности описывает фраза: «Я знаю, как это должно происходить программно, но я не знаю, как это написать». Тут вас спасёт уже упомянутый Google.

Касательно поиска – большинство кода, который вы будете находить, будет написано на Objective-C. Это потому, что Swift - относительно молодой язык, а до него весь App Store был в приложениях, написанных на Objective-C. Сейчас в магазине приложений доступно около 2 млн приложений, и только 100 тысяч из них написаны на Swift. Это лишь 5%.

Из этого можно сделать предположение что 95% всей информации по iOS-разработке, что вы найдете, - вам не подходит. Но. На этот случай есть крутой переводчик .

Для тех, кого сейчас посетила мысль «А почему бы не учить Objective-C вместо Swift?» - ответьте себе на вопрос: хотите ли вы писать быстро и понятно, или иметь большее количество информации и примеров, но с непонятным синтаксисом и c огромным количеством знаков препинания? То-то же. Поэтому выбирайте Swift.

Шаг третий. Создаем идею и основу приложения

Первые клики по коду были чертовски нелепы и важно то, что это были именно клики. В глубине мозга я отлично понимал: программирование подразумевает то, что нужно писать.

Но, чёрт побери, я предпочел разобраться в Xcode исконно русским методом - «тык-тык». Не вышло. Позже я, как человек, который быстро учится на ошибках, перешел к изучению уроков. И начал писать приложение для изучения ПДД. Идея была в том, чтобы не создавать идею. А взять популярную, и воплотить её чуть более круто, чем она представлена сейчас.

Это продолжалось примерно полторы недели. Тогда же я столкнулся кучей вопросов. Как я и писал, ответы на них очень сложно найти в варианте под Swift. Кроме того, я понял, что выбрал слишком неподъёмную для новичка сферу с точки зрения объёма - ПДД. А ведь это теория, тесты на время, игра, в которой даются случайные вопросы до трёх ошибок. Стало очевидным: я буду делать это приложение до конца лета. Слишком долго.

И тут в голову пришла идея №2 - приложение для ежедневных тренировок. В App Store есть тысячи аналогов, но вот что интересно: в топе висят висят простейшие приложения с кнопочкой «Старт». Жмёшь и видишь, что и сколько тебе нужно сделать. Всё.

Почему приложения от Nike и подобные, которые обходят конкурентов по функциональности, не висят в топе? Идея проста, а реализация - слишком сложная.


Так я и решил делать простое со всех сторон приложение, которое будет помогать людям с зарядкой.

Шаг четвертый. Рисуем «вкусную» обложку

На этапе проектирования «оболочки» приложения в голову пришёл отрывок из книги «Дизайн-мышление в бизнесе» Тима Брауна, где описывается ситуация с покупкой велосипеда.

В нём дизайнеры осознали: люди просто хотят взять удобный велосипед для катания, а не слушать нытьё продавца консультанта о суперсовременном техническом решении и прелестях его внешнего вида. На том и решил: дизайн будет максимально простым и понятным.

Как я уже говорил, у меня заранее был навык «склепать интерфейс за час». Навык был применён успешно. Если интересно - использовал Sketch 3 в противовес продукту от Adobe, который считаю слишком перегруженным.

В дополнение к интерфейсу заказал у иллюстратора-фрилансера картинки с упражнениями. Техническое задание звучало так: хочу видеть обычного парня на зарядке, а не накачанный стереотип в обтягивающей майке с торчащими сосками.


Шаг пятый. Программируем

Когда вы начнете, вам предстоит разобраться с функцией AutoLayot (это что-то из разряда «программирования мышкой»). Она позволяет сделать так, чтобы одна надпись находилась на одном месте на разных поколениях iPhone и iPad.

Я не нашел стоящих уроков по AutoLayot, а во всех примерах на YouTube его применяют как-то вскользь. Искренне желаю вам удачи и стрессоустойчивости, чтобы не удалить всё связанное с программированием к чертовой матери на этом этапе.

К слову, у меня с этой функцией сразу не сложилось, и я включил её за два дня до конца работы над приложением. Это были два самых скучных дня за всю разработку, потому что они состояли из одной и той же последовательности итераций: «пробуем - смотрим - работает? - повторить».

Отдельного внимания заслуживает момент, когда вам нужно будет заставить какой-то элемент двигаться (например, по нажатию кнопки). Чтобы облегчить будущим разработчикам жизнь, я пишу одну техническую подробность: господа, я тоже пытался двигать View при включенном AutoLayot, и это была ошибкой. Нужно менять Constraint. Потом поймёте, что всё это значит.

Еще один важный совет: в Xcode есть песочница - Xcode Playground. Вы, конечно, можете залезть туда, но я настоятельно не советую: копаясь в ней, можно быстро потерять мотивацию, потому что вы ничего не создаете.

Я сторонник мнения, что человек должен видеть результат своих трудов при обучении, а песочница - это обучение ради обучения. Но есть и хорошая сторона - в песочнице вы сможете познакомиться со Swift в вакууме. Хотя, опять-же, по моему опыту, вам пригодится UIKit, CoreData – и сложность будет в них.

Swift же учится по ходу, и в своем большинстве представляет из себя простой английский - даже не уча Swift можно понять, что сделает строчка prefersStatusBarHidden() -> Bool { return true } .

Итак, я посчитал, что на мой проект у меня должно уйти два дня. Но не тут-то было! Первым был главный экран, и на него ушло 4 часа. Затем я перешел к самому важному - тренировкам.

Если бы я сейчас писал на узкоспециализированный технический блог, люди бы от души посмеялись над первым вариантом кода. Но оставим это для технических блогов. Скажу лишь то, что только на одни тренировки у меня ушла неделя.

Затем пошли всякие обзоры и описания упражнений, и, наконец - встроенные покупки и настройки (приложение напоминает вам о тренировке в назначенное время).

Как итог: на разработку приложения ушел месяц.

Шаг шестой. App Store Review

Первая попытка отправить приложение на проверку была сразу после того, как я запустил его на своем телефоне и всё проверил. Вполне ожидаемо, я получил отказ. Оказалось, что в моем приложении нет кнопки «Восстановить покупки».

Ок, попытка номер два: добавляем «Восстановить покупки» и отправляем приложение. Снова отказ. Оказывается, в первый раз я проглядел еще и претензию к скриншотам приложения, которые создают «ложные ассоциации с продуктами Apple». На форуме мне посоветовали почитать гайдлайны, в которых я ничего не нашел - либо потому, что плохо искал, либо там действительно ничего нет.

Еще мне скинули скриншот, который создаёт эти ложные ассоциации. Это был экран блокировки.

Слева экран с ложными ассоциациями, справа - сделанный прямо с моего телефона (который приняли)

Изменил скриншоты по образу и подобию тех, что в других приложениях. Убрал название оператора, добавил сигнал и значок Wi-Fi. Угадаете, что было дальше? Отказ.

Пройти, наконец, это Review мне помог уже упомянутый Степан Светлый, который сказал: «Скриншот должен быть именно таким, каким он был бы на реальном девайсе». Возвращаем оператора, добавляем сигнал, Wi-Fi и значок камеры вниз. Отправляем. О, чудо. На утро мне приходит заветное уведомление «Приложение ожидает выпуска разработчиком».

Тут стоит упомянуть один интересный лайфхак: приложение прошло четыре проверки за пять дней, а средний срок проверки приложений, как я понял – неделя или две. Хотите также? Пишите специальную просьбу быстро проверить приложение в Apple.

И с этой статьи я начинаю вести блог по программированию для iOS . А в дальнейшем и для OS X!

Зачем мне это нужно? Не так давно я стал счастливым обладателем iPad Retina. Он достаточно сильно понравился мне и приятно впечатлил! Я даже начал понимать “яблокофилов” с их постоянным стремлением приобретать всю продукцию Apple, которая выходит в свет. Но одно дело приобретать чужое, а другое – создавать своё своими руками! И эта мысль навела меня на создание данного сайта о программировании приложений/игр для продукции от Apple.

Для кого этот блог? В первую очередь он для тех, кто любит программировать и творить. Вполне возможно, что вы никогда не программировали на Objective-C (именно этот язык программирования используется), но очень хотите начать. Однако, желательно, чтобы вы знали какой-нибудь язык программирования, например, Excel макросы, QBasic, С++, С#, 1С в конце концов. Т.е. Вам очень поможет математический склад ума. Если и это не так – ничего страшного. Блог создан для новичков, таких же как я. Голый энтузиазм Я буду стараться объяснять просто, доступно и интересно, как сам люблю.

Несколько слов о языке программирования. Отзывы в Интернете сходятся в том, что этот язык удобен, не сложен, интересен, более “логичен” для человека, чем языки прошлых поколений. Поэтому, если у Вас есть желание и азарт, то скучно не будет!

Опять же, из отзывов в Интернете и по собственному опыту использования приложений из AppStore я понял, что Дизайн приложения стоит на первом месте. Он обгоняет даже функциональность программы. Т.е., если у Вас программа очень крутая, но выглядит некрасиво, то популярности она не заимеет. Поэтому необходимо уделять большое внимание дизайну приложения, созданию красивого Интерфейса программы, а значит и работать в Photoshop, может быть, консультироваться с дизайнерами (или изучать дизайнерские моменты в Интернете).

Запоминаем: Интерфейс и Дизайн в наших приложениях должны быть на высшем уровне!

Для чего создавать приложения/игры на iOS? Тут есть два варианта:

1. Для себя. У вас есть iPhone/iPad и вы никак не можете найти приложение, которое бы удовлетворяло ваши потребности. Создайте его сами! Любые ваши “хотелки” вы сможете реализовать в своём приложении и радоваться ему!

2. Для всех. Этот вопрос уже интереснее. Ведь можно быть добрым молодцем и интересные приложения/игры раздавать бесплатно. А можно и за 1$-100$ продавать Если конечно его захотят купить:) Думаю последних будет большинство. Кстати, Apple забирает себе 30% выручки от продаж

Так или иначе, для разработки приложений есть 2 пути:

1. Бесплатный. Вы разрабатываете приложение, тестируете его на эмуляторах среды разработки XCode и дальше операционной системы его не выносите. Даже на свой собственный телефон поставить не сможете.

2. Платный. Вы разрабатываете приложение, тестируете его на эмуляторах среды разработки XCode и покупаете:

а. iOS Developer Program - 99$ в год, если желаете создавать бесплатные или платные приложения для iPhone, iPad, iPod touch, и распространять через AppStore. (то что нам нужно в дальнейшем!). А также тестировать их на своих девайсах.

б. iOS Enterprise Developer Program - 299$ в год, если желаете разрабатывать in-house приложения - приложения, для внутреннего использования в своей компании, без открытого доступа.

В итоге имеем: вначале нашего пути нам достаточно создавать приложения и смотреть, как они выглядят в эмуляторах. Как только мы почувствуем уверенность в себе, покупаем iOS Developer Program и, вперед, в мир AppStore. Инструкцию по регистрации я сделаю позже, как только это нам понадобится.

Для информации: Став подписчиком iOS Developer Program , вы обязаны ежегодно оплачивать эту подписку. Подписка может быть продлена в пределах 60 дней после окончания предыдущей. Если подписка не продляется, то вы теряете право распространять приложения через AppStore, ваши сертификаты разработчика будут удалены. В довершение, все приложения, которые вы загрузили на AppStore, так же будут удалены.

С другой стороны, принимая решение стать разработчиком под iOS, следует быть уверенным, что вы собираетесь этим зарабатывать себе на жизнь. А размер заработков с лихвой покроет ваши затраты на подписку.

Об этом мы еще поговорим

А теперь я расскажу о том, как мы будем обучаться программированию. Я буду делать (“постить”) записи с новыми уроками с определенным интервалом времени. Изучать мы будем только то, что нам необходимо в данный момент. Никакой излишней общей информации, если она нам не понадобится на данном этапе, не будет. Уроки текстовые. Чем для меня не удобны видеоуроки: во-первых, надо записывать свой голос), во-вторых, с видеоурока не скопируешь часть кода, поэтому его придется перепечатать, в-третьих, если что-то прослушал, то нужно “перематывать” и т.п., что отнимает куда больше времени. + текст можно отредактировать быстро, а видео переснять – долго. Поэтому – текстовые.

По поводу информации, которая есть в интернете. Она есть, но либо устарела, либо на английском. Кто дружит с английским – добро пожаловать на официальные сайты разработчиков. Для тех, кому русский язык родней – добро пожаловать

С каждым днем увеличивается количество людей, мечтающих научиться создавать программы. После сбора информации в сети к ним приходит мысль, что наиболее перспективной является разработка приложений для iOS - операционной системы от Apple. На самом деле мечтать - это одно, а программировать - другое. Создать собственное приложение нелегко. Но и не заоблачно сложно. Что же для этого нужно?

Язык программирования

Чтобы писать программы для определенной платформы, нужно использовать конкретный язык программирования. Разработка приложений для iOS и Android различается. Если у платформы от "Гугла" выбирать необходимо язык Java, то для iOS выбор стоит между Objective-C и Swift. Длительное время разработка под платформу iOS велась только при помощи языка программирования Objective-C. Несмотря на то что ему много лет, он все еще развивается и используется большим числом разработчиков. Но его минус - это высокий порог вхождения.

Так как самым главным источником прибыли компании Apple является ее магазин приложений, сотрудники заинтересованы в большем числе полезных и интересных утилит. По этой причине регулярно проводится конференция для разработчиков, на которой рассказывают об изменениях в операционных системах. В 2014 году разработчикам показали новейший язык программирования Swift, на котором ведется разработка приложений для iOS. Swift легок в освоении, так как имеет очень простой синтаксис и строго типизирован. Для желающих освоить самостоятельно этот язык подходит очень хорошо.

Что понадобится для начала

Кроме базовых знаний программирования, нужно иметь следующее:

  • компьютер или ноутбук с операционной системой OSX на борту;
  • среду разработки Xcode, которая является бесплатной.

Данный набор дает возможность запускать приложения в специальном симуляторе прямо на компьютере. Но нужно иметь в виду, что в будущем, возможно, нужно будет заплатить 99 долларов за то, чтобы получить годовую подписку в программе разработчиков. После оплаты появится возможность:

  • запускать разработанные программы не в симуляторе, а на настоящих устройствах;
  • размещать приложения в магазине App Store;
  • загружать новые версии среды разработки и iOS.

В новых версиях Xcode появился такой элемент, как «песочница», названный Playground. Здесь разработчик может поэкспериментировать с новым языком программирования.

Многие хотят начать писать программы, но думают, что это чрезвычайно трудно. Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно иметь много знаний и огромный опыт за плечами. Но для того чтобы создать маленькое приложение, нет необходимости быть профессионалом.

С чего начинается разработка приложений для iOS и Android? Обучение происходит на практике. Поэтому начинать надо с нее. Много теории - это не всегда хорошо. Ведь если человек прочтет от корки до корки десять он не станет. Нужно действовать.

Playground

Данная «песочница» - это замечательное окружение для изучения языка программирования. Как она выглядит? Пользователь вводит строчку программного кода и сразу же видит результат выполнения. После того как станет понятно, что написанный фрагмент работает так, как нужно, его можно просто перенести в проект. При помощи «песочницы» можно решить такие задачи, как:

  • освоение синтаксиса языка программирования;
  • улучшение навыков программирования при помощи экспериментов с новыми API;
  • осуществление простых арифметических вычислений;
  • разработка нового алгоритма и наблюдение за каждым его шагом.

Разработка приложений для iOS: с чего начать

Теория - это, конечно, хорошо, но, как говорилось ранее, нужна практика. Для того чтобы познакомиться с «песочницей», нужно запустить среду разработки Xcode. После запуска пользователь может видеть окно, в котором предлагается создать новый проект или же запустить Playground. Нужен второй пункт. Теперь необходимо придумать имя и сохранить «песочницу» в любое удобное место на компьютере. Кстати, разработка приложений для iOS на Windows тоже возможна, но тогда потребуется решить большое число проблем. Это и установка пиратской операционной системы, и правка важных файлов, и множество ошибок и вылетов.

После сохранения будет запущен тот самый Playground, который нужен.

На первый взгляд, здесь нет ничего интересного. Но стоит вписать туда свой код, как внешний вид тут же изменится.

Для начала можно попробовать написать следующее:

for var y = 0; y < 10; ++y {

println (“result: (z)”)

После этого «песочница» изменит свой вид. В столбце справа (панель результатов) показаны значения для каждой строки, которые получаются после выполнения. Также в правом столбце можно включить отображение временной панели, которая дает возможность проследить изменения во времени выбранного выражения. Здесь же отображается консольный вывод с текстом, который выводился бы программой.

Комментирование кода

Разработка приложений для iOS, как и для других платформ, не обходится без комментариев, которые нужны для того, чтобы разработчику было легче ориентироваться в коде. Комментарии - это строки, игнорируемые при выполнении программы. Они могут быть как однострочными, так и многострочными.

Переменные

Итак, приложения пишутся на языке программирования. Базу любого языка составляют переменные. Разработка приложений для iOS и Android без использования переменных невозможна. Как понятно из названия, это контейнер, в котором содержится изменяемое значение. Каждая переменная должна обладать уникальным именем и может содержать в себе как числовые, так и текстовые значения. В языке программирования Swift переменные определяются при помощи слов var и let. Во втором случае переменная не может меняться и должна быть проинициализирована при объявлении. В первом случае переменная инициализируется непосредственно перед использованием.

Каждая переменная обладает каким-то типом. Это могут быть строки, числа с плавающей точкой (дробные), булевы значения (истина и ложь).

Вывод результатов

Результат выполнения программы выводится в консоль. Что это такое? Это то, что обеспечивает взаимодействие пользователя с компьютером. Так, консолью вывода раньше называли монитор, а консолью ввода - клавиатуру. Сейчас значение терминов немного изменилось. Так называют программное окно, предназначенное для ввода и вывода команд. Разработка приложений для iOS нередко требует вывода каких-то данных. Для этого в языке Swift предусмотрены команды print и println. Первая отличается от второй тем, что автоматически начинается с новой строки.

Функции

Следующее базовое понятие в программировании - функции. Это некая последовательность действий, которые выполняют конкретную задачу. Каждая функция способна принимать какие-то значения, а также возвращать результат. Для использования этой конструкции ее необходимо сначала объявить при помощи ключевого слова func. После него указывается имя, а также круглые скобки. Если должно быть возвращено какое-либо значение, то после скобок указывается его тип. Если возвращаемого значения нет, то тип можно не указывать или же указать «пустой» тип - void. В круглых скобках находятся значения, которые функция принимает. Для вызова функции указывают ее имя и значения для аргументов.

Можно сделать так, чтобы имя параметра при вызове функции было обязательно указано. Для этого его обрамляют символом «решетка».

Так можно написать какие-либо полезные функции, которые могут, к примеру, вычислять курс валют, переводить одни единицы измерения в другие. Каждый раз, когда будет нужно их использовать, достаточно лишь вызвать эти функции, а не писать код заново.

Что теперь?

Итак, как видно из вышесказанного, разработка приложений для iOS своими руками вполне может оказаться по силам каждому. Главное - выучить основы языка программирования, познакомиться со средой разработки и очень много и часто практиковаться. Именно практика помогает добиться значительного прогресса. А ведь описанное здесь - это только начало. Дальше в мире программирования будет много интересного, сложного, увлекательного. Это поможет всегда держать мозг в тонусе, создавать что-то новое и неплохо зарабатывать. Ведь техника от Apple используется во всем мире. Поэтому ваше приложение смогут оценить миллионы людей.

Итак, вам тоже пришла мысль: «А как мне научиться писать программы для iPhone? «, «Как мне сделать свое мобильное приложение? «, «Как заработать миллионы ничего не делая? «. Постараюсь пошагово ответить на эти вопросы (кроме последнего).

Что нужно знать с самого начала

Чтобы создавать программы для iOS официально от вас требуется компьютер Apple (iMac или Macbook ). Но если говорить совсем честно, вам нужна операционная система OS X , поэтому многие по началу хитрят и умудряются использовать Хакинтош (Hackintosh ), то есть запускают OS X на обычных компьютерах — это экономный вариант, противозаконный и довольно хлопотный в плане настройки. Я вам рекомендую, раз уж вы твердо решили стать iOS-разработчиком, купить простенький Macbook или Mac Mini, можно даже б/у (любой, выпущенный с 2010 года).

Дальше — на чем писать. Приложения для iOS пишутся на языках программирования Swift или Objective-C , а все магическое действо происходит в программе Xcode (бесплатная). Swift — это очень новый язык, который Apple представила буквально недавно (середина 2014 года) и теперь активно доносит мысль, что программировать нужно только на нем, за ним будущее, он более современный и быстрый. И они правы, учите Swift . Objective-C напротив язык с давним прошлым, поэтому понять его значительно сложнее начинающим, что не отменяет его мощь и богатство существующих наработок и книг по нему (чего не скажешь в данный момент про Swift). И тем не менее, повторяю, учите Swift .

Если хотите делать кроссплатформенные приложения (одновременно под iOS и Android) — учите C# и используйте среду разработки Xamarin (платная). Хотите делать кроссплатформенные игры — качайте среду разработки Unity3D (условно-бесплатная), учите уже упоминавшийся выше C# .

А еще, чтобы запускать свои приложения на iPhone/iPad (даже на этапе разработки) и затем выкладывать их в AppStore, вам нужно купить статус Apple Developer за 100$ в год. После покупки это лишний раз мотивирует как минимум отбить эти деньги 🙂

Когда я задался этим вопросом, то подумал, что нужно просто взять хорошую толстую «библию» по Objective-C (напомню, Swift тогда еще не было) и постигать тайные знания языка программирования главу за главой. Все советовали книгу Стивена Кочана «Программирование на Objective-C «. Wrong! Не повторяйте мою ошибку. Да, азы языка были постигнуты, книга хорошая, но это справочник и он далек от реальной разработки приложений с нуля. Чтобы научиться программировать вам нужно «запачкать руки», пытаясь написать первые, пусть совсем простые, но работающие приложения. Вам нужны уроки с примерами. От простого к сложному. А еще важно поставить реальную цель, первое приложение, которые вы хотите написать и выпустить в AppStore. Каждый урок или книга должны давать вам знания, которые вы можете применить в своем проекте. Не совершайте ошибку «вечного студента», который только то и делает, что изучает-изучает-изучает, но откладывает момент начала настоящей работы. К примеру, я ставил себе цель сделать приложение-радио и выпустить его в AppStore за месяц — и у меня получилось.

Если вы знаете английский, считайте вам крупно повезло, сейчас я расскажу вам, где черпать все знания. На русском, к сожалению, информации очень мало и зачастую она запаздывает (и переводится с английского).

The iOS Apprentice

Лучший англоязычный обучающий сайт — RayWenderlich.com . Он мега-крут по трем причинам: 1) можно бесплатно прочитать море уроков от азов до попытки повторить существующие успешные приложения (в том числе на Swift), при этом все написано душевно и с юмором; 2) там есть видео-уроки (правда, платные); 3) Важнейшая причина — у них есть книги для начинающих, которые обучат вас с нуля на примере создания приложений, очень доходчиво, с картинками (ну, как мы любим). Книги платные (дают бесплатно только первую часть), но они того стоят. Купил их все и они давно окупились, так как они строят хороший фундамент кирпичик за кирпичиком. Это не сравнить просто с чтением разных уроков вперемешку на этом же сайте. Начните с покупки книги The iOS-apprentice (первую часть которой можно скачать бесплатно). Она научит вас создавать первые приложения на Swift. Также у них есть книги по разработке игр на SpriteKit (фреймворк Apple для разработки игр).

Второй по-полезности ресурс — AppCoda . Он попроще RayWenderlich, но суть та же — читаем уроки по Swift, учимся на примерах. У них тоже есть собственные книги (платные), кроме бесплатных уроков.

А что, если не знаете английский — упс, подобных российский интернет-ресурсов просто нет. Книги на русском? Конечно, вы найдете какие-то книги на Ozon, но все они устаревшие и не научат вас языку Swift (на данный момент все только по Objective-C).

Лучшее, что я могу вам предложить, это хаб «iOS-разработка» на Хабре , там постоянно появляются новые статьи, но очень хаотично.

Где найти ответ, что-то не получается

Во время программирования у вас постоянно будут возникать вопросы: вы не знаете, как сделать что-либо или вы что-то делаете, но в ответ программа сообщает об ошибке. Найти ответы (или задать вопрос) можно на двух сайтах:

StackOverflow — самый большой кладезь готовых ответов на английском. 80% ответов я нахожу там.

Google — банально, просто вбив в поиск вопрос, можно найти ответ. Если сразу не получается, поиграйтесь с формулировкой вопроса.

Тостер — аналог StackOverflow, но на русском. Здесь пока сложно находить ответы, так как база вопросов еще не очень большая. Зато можно спросить — на ресурсе достаточно профессионалов, которые вам ответят.

Ну или можете спросить меня. Пока бесплатно 🙂

Итак, вы приобрёли iPhone или iPad. Чудесные устройства, не правда ли? Какое-то время спустя пришла мысль “а не создать ли мне под него программу, которая завоюет мир?”. Я расскажу вам, с чего начать.

Первое, что вам понадобится – компьютер с операционной системой Mac OS X. Хотя бы Mac Mini (стоимость от 20000 рублей). По другому никак. На крайний случай, можно поставить под Windows или Linux систему виртуализации (VMWare, VirtualBox и т.д.), и уже там установить Mac OS X (не буду описывать сам процесс – на хабре уже много раз обсуждали).

Второе – нужно знание английского языка. Хотя бы в рамках «перевожу со словариком» - после первых 2-3 книг подтянете ещё и английский (что вообще никогда не помешает) до уровня «свободное чтение технической литературы». Переводные книги выходят с гигантским опозданием – полгода-год минимум. А большинство вообще не выходят на русском языке. Да и большую часть переводной программисткой литературы читать невозможно – переводят люди, далёкие от этой тематики.

Приготовьтесь купить n-ое количество электронных книг (можно и в бумаге, но а: везти будут долго; б: будет дороже). Стоят они примерно 25-80 долларов. Да, дорого, но оно того стоит.

Шаг 0: Необходимый базис

Программировать под iOS вы будете в основном на языке Objective-C. Objective-C - это ООП (объектно-ориентированное программирование) надстройка над языком C. Так что C знать обязательно. Необходимые знания можно почерпнуть в книге
David Mark, James Bucanek. Learn C on the Mac 2nd Edition

Шаг 1: Objective-C

Далее, нужны знания языка программирования Objective-C. Великолепный язык, относительно легко изучаемый.
Итак, основы языка можно изучить по книгам:
Scott Knaster, Waqar Malik, Mark Dalrymple. Learn Objective-C on the Mac 2nd Edition
или
Aaron Hillegass. Objective-C Programming: The Big Nerd Ranch Guide

Следующая книга является, скорее, приложением к предыдущим
Matthew Campbell. Objective-C Recipes

Следующее, что надо знать для полноценного ООП – паттерны проектирования. В идеале, крайне желательно прочесть книгу Банды Четырёх (Gang of Four. Design Patterns). Далее, книга о паттернах применительно к Objective-C:
Carlo Chung. Pro Objective-C Design Patterns for iOS

Шаг 2: iOS SDK и iOS UI

iOS SDK – это комплект средств разработки под iPhone, iPad и iPod. Без его отличного знания – никуда.
iOS UI – пользовательский интерфейс. Проще говоря, это кнопочки, ползунки, надписи и т.д и т.п. – всё что вы видите на экране вашего устройства. Естественно, и это надо знать как «отче наш».
Для начала, следует прочесть эту книгу
David Mark, Jack Nutting, Jeff LaMarche, Fredrik Olsson. Beginning iOS 6 Development

Ну и в довершении, можно пролистать приложение к двум предыдущим книгам
Hans-Eric Gronlund, Colin Francis, Shawn Grimes. iOS 6 Recipes

Весьма хороша следующая книга – вполне тянет на звание «полное руководство по разработке для iOS». К сожалению, книга несколько устаревшая, но это нисколько не умаляет её достоинств.
Joe Conway, Aaron Hillegass. IOS Programming: The Big Nerd Ranch Guide, 3rd Edition

Следующие две книги, так сказать, для совершенствования. Каждая из них является сборником уроков и объяснений тонкостей iOS SDK. Все эти материалы можно найти в разрозненном виде в этих ваших интернетах, но в этих книгах это собрано, отсеяно и отсортировано с особой любовью.
iOS 5 By Tutorials, Second Edition
iOS 6 By Tutorials

Приложение: Игры

Предыдущих книг вам будет достаточно, чтобы написать несложные приложения для вашего мобильного устройства. Сложные вы будете писать после огромного количества практики. В какой-то момент вам захочется написать игру, и этих знаний вам просто не хватит. Для написания игр вам потребуется во много раз больше знаний: математический базис, отличное знание геометрии вплоть до трёхмерной, физический базис, основы проектирования AI и многое, многое, многое другое… Но этим вы займётесь сами. Я же просто перечислю набор книг, которые желательно прочитать разработчику игр под iOS.
Lucas Jordan. Beginning iOS 5 Games Development
Kyle Richter. Beginning iOS Game Center and Game Kit
Steffen Itterheim, Andreas Low. Learn cocos2d Game Development with iOS 5
Jayant Varma. Learn Lua for iOS Game Development
Mike Smithwick. Pro OpenGL ES for iOS
Sue Blackman. Beginning 3D Game Development with Unity
Philip Chu. Learn Unity 4 for iOS Game Development
Robert Chin. Beginning iOS 3D Unreal Games Development

Послесловие

Вы думаете, что прочтя все эти книги, вы станете Senior iOS Developer? Нет, нет, нет и нет!
Когда-то Стив Балмер, став генеральным директором корпорации Microsoft, рассказывал, кто приносит успех операционным системам и платформам: «Developers! Developers! Developers! Developers!».
Я переиначу его слова: что делает разработчика мастером? Практика! Практика! Практика! Практика!
Никакие знания не перевесят практики. Лично мой совет: прочитав по моему обзору все книги от первой до «Beginning iOS 6 Development» включительно, устроиться в любую компанию на должность junior разработчика. На любые условия. На любую зарплату. Этот опыт бесценен – его не получишь из книг.
Удачи!

Update: обзор предназначен для полнейших новичков и не претендует на полноту, непогрешимость и истину в последней инстанции.