Системы мультимедиа примеры. Как создать мультимедийное приложение. Основные понятия и разновидности мультимедиа

Обзор

Что такое мультимедиа

Мультимедиа в Delphi

Компонент TMediaPlayer

Два вида программ, использующих мультимедиа

Пример программы с мультимедиа

  1. Обзор
  2. Delphi позволяет легко и просто включать в программу такие мультимедийные объекты, как звуки, видео и музыку. В данном уроке обсуждается, как это сделать, используя встроенный в Delphi компонент TMediaPlayer. Подробно рассматриваются управление этим компонентом в программе и получение информации о текущем состоянии.
  3. Что такое мультимедиа
  4. Точного определения, что же это такое, нет. Но в данный момент и в данном месте, наверное, лучше дать по-возможности наиболее общее определение и сказать, что “мультимедиа” - это термин относящийся к почти всем формам анимации, звукам, видео, которые используются на компьютере.

    Давая такое общее определение, нужно сказать, что в данном уроке мы имеем дело с подмножеством мультимедиа, которое включает:

    1. Показ видео в формате Microsoft"s Video for Windows (AVI).

    2. Воспроизведение звуков и музыки из MIDI и WAVE файлов.

    Данную задачу можно выполнить с помощью динамической библиотеки Microsoft Multimedia Extensions для Windows (MMSYSTEM.DLL), методы которой инкапсулированы в компоненте TMediaPlay, находящийся на странице System Палитры Компонент Delphi.

    Для проигрывания файлов мультимедиа может потребоваться наличие некоторого оборудования и программного обеспечения. Так для воспроизведения звуков нужна звуковая карта. Для воспроизведения AVI в Windows 3.1 (или WFW) требуется установить ПО Microsoft Vid eo.

  5. Мультимедиа в Delphi
  6. В Delphi есть компонент TMediaPlayer, который дает Вам доступ ко всем основным возможностям программирования мультимедиа. Данный компонент очень прост в использовании. Фактически, он настолько прост, что многим начинающим программистам будет проще создать свою первую программу, проигрывающую видео или музыку, нежели показывающую классическую надпись "Hello World".

    Простоту использования можно воспринимать двояко:

    · С одной стороны - это дает возможность любому создавать мультимедиа приложения.

    · С другой стороны, можно обнаружить, что в компоненте реализованы не все возможности. Если Вы захотите использовать низкоуровневые функции, то придется копаться достаточно глубоко, используя язык Delphi.

    В данном уроке не описываются подробности внутренних вызовов мультимедийных функций при работе компонента. Все что нужно знать - это то, что компонент называется TMediaPlayer, и что он дает доступ к набору подпрограмм, созданных Microsoft и называемых Media Control Interface (MCI). Эти подпрограммы дают программисту простой доступ к широкому кругу устройств мультимедиа. Собственно работа с TMediaPlayer интуитивно понятна и очевидна .

  7. Компонент TMediaPlayer

Для начала давайте создадим новый проект, затем поместим компонент TMediaPlayer (стр. System Палитры) на форму, как показано на рис.1.

Рис.2: Свойства TMediaPlayer в Инспекторе Объектов

на этом свойстве и выберите имя файла с расширением AVI, WAV или

MID. На рис.2 выбран AVI файл DELPHI.AVI. Далее нужно установить свойство AutoOpen в True.

После выполнения этих шагов программа готова к запуску. Запустив программу, нажмите зеленую кнопку “воспроизведение” (крайняя слева) и Вы увидите видеоролик (если выбрали AVI) или услышите звук (если выбрали WAV или MID). Если этого не произошло или появилось сообщение об ошибке, то возможны два варианта:

  1. Вы ввели неправильное имя файла.
  2. Вы не настроили правильным образом мультимедиа в Windows. Это означает, что либо у Вас нет соответствующего ”железа”, либо не установлены нужные драйверы. Установка и настройка драйверов производится в Control Panel, требования к “железу” приводятся в любой книге по мультимедиа (нужна звуковая карта, например совместимая с Sound Blaster).

Итак, Вы имеете возможность проигрывать AVI, MIDI и WAVE файлы просто указывая имя файла.

Еще одно важное свойство компонента TMediaPlayer - Display. Изначально оно не заполнено и видео воспроизводится в отдельном окошке. Однако, в качестве экрана для показа ролика можно использовать, например, панель. На форму нужно поместить компонент TPanel, убрать текст из св-ва Caption. Далее, для TMediaPlayer, в свойстве Display выбрать из списка Panel1. После этого надо запустить программу и нажать кнопку “воспроизведение” (см. рис.3)

Рис.3: Воспроизведение AVI на панели.

    1. Два вида программ мультимедиа
    2. · Иногда приходится предоставлять пользователям простой путь для проигрывания максимально широкого круга файлов. Это означает, что Вам нужно будет дать пользователю доступ к жесткому диску или CD-ROM, и затем позволить ему выбрать и воспроизвести подходящий файл. В этом случае, на форме обычно располагается TMediaPlayer, предоставляющий возможность управления воспроизведением.

      · Иногда программист может захотеть скрыть от пользователя существование компонента TMediaPlayer. То есть, воспроизвести звук или видео без того, чтобы пользователь заботился об их источнике. В частности, звук может быть частью презентации. Например, показ какого-нибудь графика на экране может сопровождаться объяснением, записанным в WAV файл. В течении презентации пользователь даже не знает о существовании TMediaPlayer. Он работает в фоновом режиме. Для этого компонент делается невидимым (Visible = False) и управляется программно.

    3. Пример программы с мультимедиа

В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1. В св-ве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В св-ве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

AVI File(*.avi)|*.avi

WAVE File(*.wav)|*.wav

MIDI file(*.MID)|*.mid

Пусть по двойному щелчку мышкой в FileListBox1 выбранный файл будет воспроизводиться. В обработчике события OnDblClick для FileListBox1 укажите

Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

begin

with MediaPlayer1 do

begin

Close;

FileName:=FileListBox1.FileName;

Open;

Play;

end;

end;

Внешний вид формы представлен на рис.4

Рис.4: Начальный вид проекта

Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (см. рис.5). В св-ве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Captio n)

и св-во BevelOuter = bvNone. Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:

procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

Start_From: Longint;

begin

with MediaPlayer1 do begin

if FileName="" then Exit;

Start_From:=Position;

Close;

Panel1.Refresh;

if CheckBox1.Checked then

Display:=Panel1

else

Display:=NIL;

Open;

Position:=Start_From;

Play;

end;

end;

Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на CheckBox.


  • Рис.5: Добавлена панель для воспроизведения видео и переключатель окно/панель.
  • Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др. Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer, установите для него Interval = 100 (100 миллисекунд). В обработчике события OnTi m er нужно записать:

    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    begin

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:=Round(100*Position/Length);

    end;

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (см. рис.6).


  • Рис.6: Законченное приложение для воспроизведения AVI, WAV и MDI файлов.
  • Что такое мультимедиа

    Мультимедиа в Delphi

    Компонент TMediaPlayer

    Два вида программ, использующих мультимедиа

    Пример программы с мультимедиа

    Обзор

    1. Delphi позволяет легко и просто включать в программу такие мультимедийные объекты, как звуки, видео и музыку. В данном уроке обсуждается, как это сделать, используя встроенный в Delphi компонент TMediaPlayer. Подробно рассматриваются управление этим компонентом в программе и получение информации о текущем состоянии.
    2. Что такое мультимедиа
    3. Точного определения, что же это такое, нет. Но в данный момент и в данном месте, наверное, лучше дать по-возможности наиболее общее определение и сказать, что “мультимедиа” - это термин относящийся к почти всем формам анимации, звукам, видео, которые используются на компьютере.

    Давая такое общее определение, нужно сказать, что в данном уроке мы имеем дело с подмножеством мультимедиа, которое включает:

    1. Показ видео в формате Microsoft"s Video for Windows (AVI).

    2. Воспроизведение звуков и музыки из MIDI и WAVE файлов.

    Данную задачу можно выполнить с помощью динамической библиотеки Microsoft Multimedia Extensions для Windows (MMSYSTEM.DLL), методы которой инкапсулированы в компоненте TMediaPlay, находящийся на странице System Палитры Компонент Delphi.

    Для проигрывания файлов мультимедиа может потребоваться наличие некоторого оборудования и программного обеспечения. Так для воспроизведения звуков нужна звуковая карта. Для воспроизведения AVI в Windows 3.1 (или WFW) требуется установить ПО Microsoft Video.

    1. Мультимедиа в Delphi
    2. В Delphi есть компонент TMediaPlayer, который дает Вам доступ ко всем основным возможностям программирования мультимедиа. Данный компонент очень прост в использовании. Фактически, он настолько прост, что многим начинающим программистам будет проще создать свою первую программу, проигрывающую видео или музыку, нежели показывающую классическую надпись "Hello World".

    Простоту использования можно воспринимать двояко:

     С одной стороны - это дает возможность любому создавать мультимедиа приложения.

     С другой стороны, можно обнаружить, что в компоненте реализованы не все возможности. Если Вы захотите использовать низкоуровневые функции, то придется копаться достаточно глубоко, используя язык Delphi.

    В данном уроке не описываются подробности внутренних вызовов мультимедийных функций при работе компонента. Все что нужно знать - это то, что компонент называется TMediaPlayer, и что он дает доступ к набору подпрограмм, созданных Microsoft и называемых Media Control Interface (MCI). Эти подпрограммы дают программисту простой доступ к широкому кругу устройств мультимедиа. Собственно работа с TMediaPlayer интуитивно понятна и очевидна.

    1. Компонент TMediaPlayer

    Для начала давайте создадим новый проект, затем поместим компонент TMediaPlayer (стр. System Палитры) на форму, как показано на рис.1.

    Рис.1: Компонент TMediaPlayer на форме.

    Компонент TMediaPlayer оформлен, как панель управления устройством с кнопками. Как и на магнитофоне, здесь есть кнопки “воспроизведение”, “перемотка”, “запись” и др.

    Поместив компонент на форму, Вы увидите, что Инспектор Объектов содержит свойство "FileName" (см. рис.2). Щелкните дважды

    Рис.2: Свойства TMediaPlayer в Инспекторе Объектов

    на этом свойстве и выберите имя файла с расширением AVI, WAV или

    MID. На рис.2 выбран AVI файл DELPHI.AVI. Далее нужно установить свойство AutoOpen в True.

    После выполнения этих шагов программа готова к запуску. Запустив программу, нажмите зеленую кнопку “воспроизведение” (крайняя слева) и Вы увидите видеоролик (если выбрали AVI) или услышите звук (если выбрали WAV или MID). Если этого не произошло или появилось сообщение об ошибке, то возможны два варианта:

    1. Вы ввели неправильное имя файла.
    2. Вы не настроили правильным образом мультимедиа в Windows. Это означает, что либо у Вас нет соответствующего ”железа”, либо не установлены нужные драйверы. Установка и настройка драйверов производится в Control Panel, требования к “железу” приводятся в любой книге по мультимедиа (нужна звуковая карта, например совместимая с Sound Blaster).

    Итак, Вы имеете возможность проигрывать AVI, MIDI и WAVE файлы просто указывая имя файла.

    Еще одно важное свойство компонента TMediaPlayer - Display. Изначально оно не заполнено и видео воспроизводится в отдельном окошке. Однако, в качестве экрана для показа ролика можно использовать, например, панель. На форму нужно поместить компонент TPanel, убрать текст из св-ва Caption. Далее, для TMediaPlayer, в свойстве Display выбрать из списка Panel1. После этого надо запустить программу и нажать кнопку “воспроизведение” (см. рис.3)

    Рис.3: Воспроизведение AVI на панели.

        1. Два вида программ мультимедиа
        2.  Иногда приходится предоставлять пользователям простой путь для проигрывания максимально широкого круга файлов. Это означает, что Вам нужно будет дать пользователю доступ к жесткому диску или CD-ROM, и затем позволить ему выбрать и воспроизвести подходящий файл. В этом случае, на форме обычно располагается TMediaPlayer, предоставляющий возможность управления воспроизведением.

     Иногда программист может захотеть скрыть от пользователя существование компонента TMediaPlayer. То есть, воспроизвести звук или видео без того, чтобы пользователь заботился об их источнике. В частности, звук может быть частью презентации. Например, показ какого-нибудь графика на экране может сопровождаться объяснением, записанным в WAV файл. В течении презентации пользователь даже не знает о существовании TMediaPlayer. Он работает в фоновом режиме. Для этого компонент делается невидимым (Visible = False) и управляется программно.

        Пример программы с мультимедиа

    В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1. В св-ве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В св-ве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

    AVI File(*.avi)|*.avi

    WAVE File(*.wav)|*.wav

    MIDI file(*.MID)|*.mid

    Пусть по двойному щелчку мышкой в FileListBox1 выбранный файл будет воспроизводиться. В обработчике события OnDblClick для FileListBox1 укажите

    Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

    with MediaPlayer1 do

    FileName:=FileListBox1.FileName;

    Внешний вид формы представлен на рис.4

    Рис.4: Начальный вид проекта

    Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

    Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (см. рис.5). В св-ве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Caption)

    и св-во BevelOuter = bvNone. Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:

    procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

    Start_From: Longint;

    with MediaPlayer1 do begin

    if FileName="" then Exit;

    Start_From:=Position;

    if CheckBox1.Checked then

    Position:=Start_From;

    Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на CheckBox.


      Рис.5: Добавлена панель для воспроизведения видео и переключатель окно/панель.

    Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др. Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer, установите для него Interval = 100 (100 миллисекунд). В обработчике события OnTimer нужно записать:

    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:=Round(100*Position/Length);

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (см. рис.6).


      Рис.6: Законченное приложение для воспроизведения AVI, WAV и MDI файлов.

    Два вида программ мультимедиа

    Иногда приходится предоставлять пользователям простой путь для проигрывания максимально широкого круга файлов и затем позволить ему выбрать и воспроизвести подходящий файл. В этом случае, на форме обычно располагается TMediaPlayer, предоставляющий возможность управления воспроизведением.

    Иногда программист может захотеть скрыть от пользователя существование компонента TMediaPlayer. То есть, воспроизвести звук или видео без того, чтобы пользователь заботился об их источнике. В частности, звук может быть частью презентации. Например, показ какого-нибудь графика на экране может сопровождаться объяснением, записанным в WAV-файл. В течении презентации пользователь даже не знает о существовании TMediaPlayer. Он работает в фоновом режиме. Для этого компонент делается невидимым (Visible:= False;) и управляется программно.

    В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите (страница WIN 3.1) компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1. В свойстве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В свойстве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

    AVI File (*.avi) | *.avi

    WAVE File (*.wav) | *.wav

    MIDI file (*.MID) | *.mid

    Пусть мы хотим по двойному щелчку мышкой на компоненте FileListBox1 воспроизводить выбранный файл. Тогда в обработчике события OnDblClick для FileListBox1 следует записать:

    Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

    with MediaPlayer1 do

    Внешний вид формы представлен на рис.4.

    Рис.4. Начальный вид проекта

    Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

    Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (см. рис.5). В свойстве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Caption) и присвоить свойству BevelOuter:= bvNone;

    Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:

    Start_From: Longint;



    with MediaPlayer1 do

    if FileName ="" then Exit;

    Start_From:= Position;

    if CheckBox1.Checked then Display:= Panel1

    else Display:= NIL;

    Position:= Start_From;

    Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на компоненте CheckBox.

    Рис.5. Добавлена панель для воспроизведения видео

    и переключатель окно/панель

    Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др.

    Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer и установите для него

    Interval:= 100; (100 миллисекунд).

    В обработчике события OnTimer нужно записать:

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (см. рис.6).

    Листинг DEMOVideo приведен ниже.

    SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics, Controls,

    Forms, Dialogs, ExtCtrls, Gauges, FileCtrl, StdCtrls, MPlayer;

    TForm1 = class(TForm)

    MediaPlayer1: TMediaPlayer;

    CheckBox1: TCheckBox;

    FileListBox1: TFileListBox;

    DirectoryListBox1: TDirectoryListBox;

    DriveComboBox1: TDriveComboBox;

    FilterComboBox1: TFilterComboBox;

    Button1: TButton;

    procedure FileListBox1DblClick(Sender: TObject);

    procedure Timer1Timer(Sender: TObject);

    procedure CheckBox1Click(Sender: TObject);

    procedure Button1Click(Sender: TObject);

    { Private declarations }

    { Public declarations }

    procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    FileName:= FileListBox1.FileName;

    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:= Round(100*Position/Length);

    procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

    Start_From: Longint;

    with MediaPlayer1 do

    if FileName ="" then Exit;

    Start_From:= Position;

    if CheckBox1.Checked then

    Display:= Panel1

    Position:= Start_From;

    procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

    if FileListBox1.FileName ="" then Exit;

    with MediaPlayer1 do

    FileName:= FileListBox1.FileName;

    Рис.6. Законченное приложение для воспроизведения AVI, WAV

    • Понятие «мультимедиа»
    • Технология создания мультимедийных приложений
    • Виды мультимедийных приложений
    • Средства для создания мультимедиа-приложений

    В настоящее время в работе многих компаний и фирм используются различные виды компьютерных технологий для проведения семинаров, деловых встреч, тренингов и других мероприятий. Для того чтобы информация была более насыщенной, запоминающейся и наглядной, чаще всего применяют мультимедиа-технологии. Это как аппаратные мультимедийные средства, так и пакеты прикладных программ, которые позволяют обрабатывать различные виды информации, такие как текст, графика и звук. Существуют различные понятия мультимедиа:

    • Мультимедиа –технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных видов ;
    • Мультимедиа –компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-Rom Drive – устройства для чтения компакт-дисков, звуковой и видеоплаты, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации, джойстика и других специальных устройств) ;
    • Мультимедиа – это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа многомодальны, то есть они одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории .

    Красочно оформленное мультимедийное приложение, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением, облегчает восприятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность обучаемых.

    Существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных мультимедийных приложений. При создании и последующем использовании этих приложений следует соблюдать несколько основных технологических рекомендаций.

    В качестве основы для создания мультимедийного приложения может стать модель содержания материала, представляющая собой способ структуризации материала, основанный на разбиении его на элементы и наглядном представлении в виде иерархии.

    На начальной стадии проектирования мультимедийного приложения модель содержания материала позволяет:

    • четко определить содержание материала;
    • представить содержание в наглядном и обозримом виде;
    • определить компонентный состав мультимедийного приложения.

    Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране компьютера:

    • информация на экране должна быть структурирована;
    • визуальная информация должна периодически меняться на аудиоинформацию;
    • периодически должны варьироваться яркость цвета и/или громкость звука;
    • содержание визуализируемого материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

    При разработке формата кадра на экране и его построении рекомендуется учитывать, что существует смысл и отношение между объектами, которые определяют организацию зрительного поля. Компоновать объекты рекомендуется:

    • близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы;
    • По сходству процессов, так как чем больше сходство и целостность образов, тем с большей вероятностью они организуются;
    • с учетом свойств продолжения, так как, чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности (функционируют как части знакомых контуров), тем с большей вероятностью они организуются в целостные единые образы;
    • с учетом особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, размеров букв и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т. п.;
    • не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами;
    • Выделяя материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркиванием, размером шрифта и его стилем.

    При разработке мультимедийного приложения необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком.

    Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существуют две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном – светлее фона. В мультимедийных приложениях обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе, в рамках одной картинки. В большинстве случаев доминирует обратный контраст.

    Предпочтительной является работа мультимедиа-приложений в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом, даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

    Для оптимизации изучения информации на экране компьютера разработчикам мультимедийных приложений рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта.

    Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением. Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсивность зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже – выделение проблесковым свечением, изменением размера или яркости.

    Проведя обзор и анализ существующих отечественных и зарубежных систем по технологии создания мультимедийных приложений, можно предложить следующую классификацию самых распространенных мультимедиа-приложений и их понятий.
    Мультимедийные приложения подразделяются на следующие виды:

    • презентации;
    • анимационные ролики;
    • игры;
    • видеоприложения;
    • мультимедиа-галереи;
    • аудиоприложения (проигрыватели звуковых файлов);
    • приложения для web.

    В табл. 1 представлены основные понятия мультимедийных приложений и их виды.

    Таблица 1. Основные понятия мультимедийных приложений


    Вид мультимедийного приложения

    Понятие

    Презентация

    Презентация (от англ. presentation ) – способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации

    Анимационные ролики

    Анимация – технология мультимедиа; воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения. Эффект движущегося изображения возникает при частоте смены видеокадров более 16 кадров в секунду

    Игры

    Игра – мультимедиа-приложение, направленное на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, на снятие напряжения, а также развитие определенных навыков и умений

    Видеофильм и видеопроигрыватели

    Видеофильмы – технология разработки и демонстрации движущихся изображений. Видеопроигрыватели – программы управления видеофильмами

    Мультимедиа-галереи

    Галереи – собрание изображений

    Проигрыватели звуковых файлов (цифровой звук)

    Приложения для web

    Проигрыватели звуковых файлов – программы, работающие с цифровым звуком. Цифровой звук – это способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды

    Приложения для web – это отдельные веб-страницы, их компоненты (меню, навигация и т. п.), приложения для передачи данных, многоканальные приложения, чаты и т. д.

    При изучении технологии создания мультимедийных приложений строится сценарий, в котором описывается, как они будут создаваться. В связи с этим логично предположить, что каждое мультимедийное приложение состоит из различных компонент (различных тематик). Выявляя состав мультимедийных приложений, можно разбить их на следующие компоненты: выбор темы создаваемого мультимедиа-приложения, разметка рабочей области (масштабы и фоны), кадры, использование слоев, создание символов разных типов, включение переменных и написание скриптов на языке программирования, работа со звуковыми файлами, добавление текста, создание эффектов, использование и импортирование изображений, использование готовых компонент библиотек, создание навигации, использование языков разметки текста и скриптовых языков.

    В свою очередь, мультимедийные приложения можно разделить на следующие подвиды. Основные понятия подвидов мультимедийных приложений представлены в табл. 2.

    Таблица 2. Основные понятия подвидов мультимедиа-приложений

    Существует множество технических инструментов для создания мультимедийного продукта. Создатель-разработчик должен выбрать программу-редактор, которая будет использоваться для создания страниц гипертекста. Существует целый ряд мощных сред разработки мультимедиа, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедийные приложения. Такие пакеты, как Macromedia Director, Macromedia Flash или Authoware Professional, являются высокопрофессиональными и дорогими средствами разработки, в то время как FrontPage, mPower 4.0, HyperStudio 4.0 и Web Workshop Pro являются их более простыми и дешевыми аналогами. Такие средства, как Power Point и текстовые редакторы (например, Word), также могут быть использованы для создания линейных и нелинейных мультимедийных ресурсов. Средой разработки мультимедийных приложений также является Borland Delphi.

    Перечисленные средства разработки снабжены подробной документацией, которую легко читать и воспринимать. Конечно же, существует множество других средств разработки, которые могут быть с равным успехом применены вместо названных.

    В настоящее время автоматизированных обучающих систем по технологии создания мультимедийных приложений очень мало, их практически невозможно найти. Подобием таких систем являются страницы сети Интернет, на которых имеется подборка уроков, книжек и статей на данную тему. Большая часть таких сайтов нацелена на темы «Уроки flash для создания мультимедиа-элементов» или «Создание мультимедиа в Macromedia Director».

    Рассмотрим некоторые из них.
    Международный клуб flash-мастеров (http://www.flasher.ru )
    На сайте представлено большое количество статей и уроков по Macromedia Flash, и они разделены по следующим категориям: программирование, эффекты, анимация, навигация, звук, полезные советы, 3D, новичкам и др.

    Уроки в «Международном клубе flash-мастеров» представляют собой описание последовательности шагов, которые предлагаются на выполнение пользователям. После полного выполнения таких шагов обучаемый может сделать такой же компонент мультимедиа, которое описывается в данном уроке. Технологии создания полноценного мультимедийного приложения на сайте не представлены, а можно просмотреть уже готовые работы профессионалов или продвинутых пользователей.
    Также представлен обзор книг, помогающих в освоении flash-технологии. Проводится запись в школу компьютерной графики на платной основе. Постоянно проводятся конкурсы на лучшие работы.

    « Уроки flash»( http://flash.demiart.ru/ )
    Сайт «Уроки flash» – один из проектов студии Demiart.ru, он посвящен самостоятельному изучению Macromedia Flash на основе собранных уроков от лучших специалистов мира, работающих с flash. Уроки описывают создание разнообразных компонент и эффектов для различных мультимедиа-приложений. Кроме уроков здесь собраны учебники по flash. Также можно скачать демоверсию среды разработки Macromedia Flash. Обсудить возникающие вопросы на форуме.

    По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее полно информация представлена на портале A Flash Developer Resource Site, но привлекает своим дизайном и удобным расположением ссылок отечественная обучающая система, представленная в виде сайта «Международного клуба flash-мастеров». Но для их просмотра требуется наличие flash-плеера, не раньше 7-й версии.

    Программное обеспечение мультимедиа - совокупность входящих в состав вычислительной системы мультимедиа-программ, мультимедиа-данных и документов к ним.

    § Программное обеспечение мультимедиа можно разделить на две группы:

    § системные программы (драйверы) обеспечивают взаимодействие центрального процессора с конкретными мультимедийными устройствами. Значительная часть таких программ входит в состав Windows, другие поставляются вместе с аппаратурой;

    § прикладные программы предназначены для создания, просмотра и обработки звуковых, видео, графических и других файлов. В состав Windows включены ряд таких программ: лазерный проигрыватель, универсальный проигрыватель, программа звукозаписи и др.

    Программное обеспечение мультимедиа можно разделить на две группы. Во-первых, это системные программы (драйверы), обеспечивающие взаимодействие центрального процессора с конкретными мультимедийными устройствами. Значительная часть таких программ для устройств, соответствующих стандарту Plug&Play, входит в состав Windows, другие программы поставляются вместе с приобретаемой аппаратурой. Во-вторых, это прикладные программы для создания, просмотра (прослушивания) и обработки звуковых, видео, графических и других файлов. В состав Windows включен ряд таких программ: лазерный проигрыватель, универсальный проигрыватель, программа звукозаписи и некоторые другие.

    Применение мультимедиа

    слайд мультимедиа презентация урок

    Мультимедиа предопределила широкий спектр создаваемых мультимедиа-продуктов и сфер их применения.

    · обучение с использованием компьютерных технологий. В настоящее время разработано много учебных пособий, курсов и справочников по всем учебным дисциплинам;

    · компьютерное моделирование и кибернетическое пространство (возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты трудоёмки или просто невозможны).

    Следует признать, что на сегодняшний день одной из наиболее значительных областей применения мультимедиа является мир развлечений. Мультимедийные устройства служат для качественной записи, синтезирования и воспроизведения звука, создания видеоэффектов и эффектов компьютерной графики. Особенно быстро технологии мультимедиа развиваются в области компьютерных игр. Другим направлением использования мультимедиа является обучение. Современную обучающую программу невозможно представить без звукового сопровождения, эффектов анимации, демонстрации видеофрагментов.

    Однако очевидно, что в ближайшие годы мультимедийные технологии захватят и сферу деловой деятельности человека. Этот процесс уже идет и все в большей степени набирает темп. Мультимедиа все шире внедряется в технологии телекоммуникаций. Так, появляются изделия, объединяющие возможности факс-модема, голосовой электронной почты и телефонного автоответчика. Ведутся серьезные работы, связанные с реализацией возможности управления компьютером с помощью голоса. Современные энциклопедии на компакт-дисках включают не только текстовую информацию, но и графические изображения, звук. Все более широкое применение получает и такое мультимедийное устройство как сканер, служащее для ввода графической информации в память компьютера. С помощью сканера пользователю предоставляется возможность преобразовать рисунки, графики, чертежи в компьютерный формат с целью их дальнейшего использования в прикладных программах, энциклопедиях на CD-дисках, DVD-дисках и т.п. Специальные программы (наиболее популярная из них - Fine Reader) с помощью сканера производят распознавание текстов, напечатанных на бумаге, тем самым обеспечивая их автоматический ввод в память компьютера без использования клавиатуры.

    Рассмотрим одно из возможных применений мультимедийных технологий на примере дизайнера презентаций РowerPoint - программы, входящей в состав пакета Microsoft Office. РowerPoint предоставляет пользователю широкие возможности применения средств мультимедиа при разработке слайдов, в которых текст может сочетаться с деловой графикой, фотографиями, картинками, звуком, видео- и анимационными эффектами. Подобные слайды могут служить для рекламных целей и в качестве объявлений, иллюстрировать основные положения доклада или лекции для учащихся. Слайды могут демонстрироваться на экране монитора или проецироваться на большой экран с помощью специального устройства - мультимедийного проектора. Также предусмотрена возможность их распечатки или изготовления на прозрачной пленке.

    Мультимедийный компьютер - совокупность входящих в состав мультимедиа-компьютера аппаратных средств, необходимых для его функционирования + специальное программное обеспечение

    К аппаратным средствам такого ПК относятся:

    § Дисководы CD-ROM

    § Цифровые видеодиски (DVD): однократно записываемые компакт-диски (DVD-R); многократно перезаписываемые компакт-диски (DVD-RW);

    § флэш-диски.

    § звуковые карты;

    § видеокарта (видеоадаптер)

    § акустические (звуковые) колонки

    § видеокамера;

    § сканеры и т.д.

    Возможности мультимедийного приложения PowerPoint использующиеся при разработке презентации: PowerPoint - программы, входящей в состав пакета Microsoft Office. PowerPoint предоставляет пользователю широкие возможности применения средств мультимедиа при разработке слайдов, в которых текст может сочетаться с деловой графикой, фотографиями, картинками, звуком, видео- и анимационными эффектами. Подобные слайды могут служить для рекламных целей и в качестве объявлений, иллюстрировать основные положения доклада или лекции для учащихся. Слайды могут демонстрироваться на экране монитора или проецироваться на большой экран с помощью специального устройства - мультимедийного проектора. Также предусмотрена возможность их распечатки или изготовления на прозрачной пленке.

    Различное оформление слайдов применяется для большей эффективности и наглядности презентации. Оформление слайдов применяется ко всей презентации в целом. Поэтому, используя данную функцию можно довольно просто и быстро создать красочную и интересную презентацию. Типов слайдов довольно много:

    § Титульный лист.

    § «Маркированный список».

    § «Маркированный список с рисунками.

    § Слайд с графикой.

    § Слайд с таблицей.

    § Пустой слайд.

    Разнообразие типов повышает наглядность презентации и возможности расположения информации на слайдах.

    Возможности панели инструментов Рисование:

    § Выделяет нужный объект из многих

    § Позволяет вращать выделенный объект. Угол вращения задаётся в градусах.

    § Открывает палитру автофигур.

    § Открывает меню «Действия», позволяющее изменять саму автофигуру и её расположение.

    § Рисует прямые линии.

    § Рисует линии со стрелкой на конце.

    § Рисует прямоугольники или квадраты.

    § Рисует эллипсы или окружности.

    § Рисует текстовое окно, в которое можно.

    § Ввести текст или вставить картинку.

    § Открывает коллекцию WordArt для создания текстового эффекта.

    § Устанавливает цвет заливки и цвет линии.

    § Форматирование выделенного текста заданным цветом.

    § Содержит палитру различных вариантов линий.

    § Содержит палитру различных начертаний штриха.

    § Содержит палитру различных типов стрелок.

    § Содержит палитру различных вариантов тени, команду Настройка тени.

    § Содержит палитру объёмов и команду Настройка тени.

    Возможности оформления текста в презентации очень разнообразны. Основные из них:

    § выделить набранный текст;

    § подобрать шрифт, его цвет, размер шрифта и стили оформления;

    § выровнять набранный текст;

    § подобрать цвета заливки.