Почему в самолетах отключают мобильные телефоны. Телефончики выключаем

Вся правда о мобильных телефнах в самолете. Действительно ли мобильные телефоны могут привести к крушению авиалайнера? Несколько исследователей решили проверить это утверждение.

Пассажирам самолетов на самом деле запрещено включать мобильные телефоны в полете. Некоторые утверждают, что телефоны могут привести к сбою в бортовой электронике самолетов. Другие говорят, что это всего лишь уловка, чтобы заставить пассажиров пользоваться дорогостоящими телефонами, которые установлены в самолетах.

Желая разобраться в этом вопросе, исследователи решили воссоздать кабину пилотов со всеми приборами. Затем, они могли бы посмотреть, как на них будут влиять мобильные телефоны. Исследователи закупили навигационное оборудование и средства связи - все, на что могут повлиять радиоволны. После дня кропотливой работы у них получилась рабочая кабина самолета. Их приборы с легкостью смогли засечь сигнал радиомаяка навигационной системы аэропорта в Сан-Франциско.

Как вообще мобильные телефоны могут повлиять на самолет? Есть два варианта.

  1. Во-первых, сигнал телефона может глушить радиосигнал с вышки или маяка.
  2. Во-вторых, сигнал может влиять непосредственно на электронику навигационного оборудования.

Исследователи посчитали, что радиопомехи - это более вероятная версия. Практически все электронные приборы испускают радиочастотное излучение, будь то игровая приставка или DVD-проигрыватель. Чтобы определить, какой силы радиоволны излучает мобильный телефон, исследователям понадобился анализатор спектра. Также они использовали изолированный от внешнего воздействия контейнер, так называемую клетку Фарадея.

Она целиком сделана из латунной проволоки и не пропускает радиоволны. Внутри нее исследователи измерили излучение от трех предметов, которые пассажиры часто берут на борт самолета. Радиоизлучение от CD-проигрывателя, MP3 плеера и портативной игровой приставки оказалось еле уловимым. Но, как только был задействован мобильный телефон, анализатор спектра зафиксировал сильный скачок. Были основания полагать, что выходная мощность мобильного телефона могла создавать помехи для оборудования самолета.

Заручившись помощью аэрокосмического инженера Джефа Гутау, исследователи постарались смоделировать радиосвязь между аэропортом и самолетом. Также у них был генератор сотовой связи, с помощью которого можно было попытаться разрушить эту связь. Генератор сотовой связи может создавать волны разной силы. Благодаря нему можно было увидеть какой силы должен быть сигнал, чтобы он мог повлиять на радиооборудование в кабине пилотов.

"После длительной «бомбардировки»

оборудования никаких искажений не наблюдалось"

Сначала исследователи начали испытание, используя волны стандарта GSM 1800. Телефонами с таким стандартом пользуются миллионы людей во всем мире. Однако, после длительной «бомбардировки» оборудования никаких искажений не наблюдалось. Даже когда сигнал в 100 раз превышал мощность сигнала телефонов, оборудование самолета работало в штатном режиме. Но, когда генератор перенастроили на частоту 800-900 МГц, стали происходить странные вещи. Стрелка одного прибора, который показывает, где самолет находится относительно посадочной полосы, начала сильно отклонятся. По сути, согласно эксперименту, приборы, работающие на частоте 800-900 МГц, могли сильно влиять на навигационные оборудование самолета.

Это был лишь промежуточный результат исследования, ведь все эксперименты проводились в лабораторных условиях. Исследователи решили отправится в аэропорт и включить генератор мобильных частот в настоящем самолете. На протяжении нескольких часов они подвергали самолет воздействию волн самых разных частот. Использовались как старые аналоговые телефоны стандарта PCS, так и современные смартфоны. Многие из них работают на частоте 800-900 МГц. Однако, ничего так и не произошло. Ни один из телефонов не оказал воздействие на систему связи самолета с землей. Мобильный саботаж не удался. Дело в том, что в отличии от лаборатории, все километры проводов, проходящих по самолету, экранированы. Поэтому, какой бы сигнал не воздействовал на них, это не сказывалось на работе приборов.

"Проверять все на предмет воздействия

помех от мобильных телефонов слишком дорого.

Никто не хочет рисковать, вот и все."

Почему же тогда существует запрет на использование мобильных телефонов в самолете? Похоже, что авиакомпании просто перестраховываются.

Эксперт: На самолете установлено огромное количество оборудования и систем. Проверять все на предмет воздействия помех от мобильных телефонов слишком дорого. Никто не хочет рисковать, вот и все. Это актуально, учитывая то, что новые телефоны, работающие на разных частотах, появляются каждый месяц.

Со стороны Международной организации гражданской авиации безопасней просто запретить использование телефонов на борту. Ведь всегда остается одна возможность из миллиона, что помехи от телефона повлияют на работу бортовых систем.

Что делать с телефоном в самолете? Что будет, если оставить его включенным, несмотря на запрет? Есть ли связь на большой высоте? Сегодня мы постараемся найти ответ на эти вопросы…

Брать ли телефон на борт самолета и почему с ним могут возникнуть сложности?

Брать с собою телефон на борт самолета можно, а вот разрешат ли им воспользоваться – это зависит от распоряжений руководства авиакомпании.

Устройство самолета отличается особой сложностью, и его аэронавигационное оборудование, автопилот, дисплей управления, коммуникационная структура может чутко среагировать на помехи, идущие от использования мобильных телефонов, планшетов и других цифровых девайсов.

Однако эта версия имеет корни десятилетней давности. Производители самолетов изучили влияние мобильных устройств на работу самолетов и пришли к выводу, что прямого влияния нет, и разговор по телефону во время полета не сможет вызвать помехи или создать другую угрозу движению самолета.

По этой причине американские и европейские авиакомпании сняли запрет, который удерживал от использования телефонов на борту, правда, произошло это не так уж давно – в 2013 году.

Ситуация с телефонами на борту – США, Европа, Россия

Авиакомпания из США при взлете и снижении позволит воспользоваться цифровым устройством в автономном режиме, а вот вход в сеть Интернет откроется только на высоте, равной трем тысячам метров над уровнем земли.

Европейское агентство, отвечающее за авиационную безопасность, с 2014 года позволяет использовать на борту ноутбуки, мобильные телефоны и другие цифровые устройства в любом режиме без привязки к этапу полета.

Российские же авиакомпании приняли категорические меры и не позволят во время взлета использовать электронное оборудование на борту своих самолетов. Мера эта юридически не обоснована (действующие правила об авиационной безопасности только регулируют перевозку электронных приборов, аппаратуры и техники), нежелание выключать цифровую технику в салоне самолета может спровоцировать серьезный конфликт, который закончится снятием пассажира с рейса, аннулированием посадочного талона и возмещением убытков, вызванных задержкой рейса. И причиной всему этому будет нарушение правил безопасности во время полета.

«Я звоню тебе с высоты в десять тысяч метров…» – возможно ли это?

Возможность позвонить близким или друзьям во время полета опять же зависит от авиакомпании и ее договоренности с роуминг-операторами. Некоторым удается обеспечить своим пассажирам и Wi-Fi, и качественную мобильную связь, например AeroMobile от авиакомпании Emirates.

Но не всегда подобные услуги пользуются высоким спросом, поэтому не все авиакомпании спешат их вводить, а некоторые и вовсе от них отказываются.

Пилоты и стюардессы строго придерживаются правил и распоряжений авиакомпаний, в которых они работают, но на сегодняшний день всем – и экипажу, и пассажирам понятно, что мобильные устройства не влияют на качество работы самолета. Но чтобы полет прошел удачно и бесконфликтно, советуем внимательно слушать распоряжения бортпроводников и беспрекословно им следовать.

«Новый стильный телефон, нужен нам повсюду он.

Нужен всем он, как вода: позвонить туда-сюда.

Поболтать о том, о сем, или так, побыть вдвоем».

Мобильник в наши дни – первая необходимость. Без него мы не выходим из дома, не совершаем поездки, не садимся в поезд, самолет. «Просьба отключить сотовые телефоны и не включать до полной посадки самолета» – такие слова слышит каждый путешественник, сидя в мягком кресле лайнера и готовясь взлететь.

Но почему в самолете нельзя пользоваться телефоном? Это угрожает благополучию полета? Или причина в другом? Давайте, разбираться.

Говорит экспертиза

Авиалайнер отличается сложностью и точностью работы электронных систем. Десятилетия считалось, что работающие мобильники создают сигналы-помехи, негативно влияющие на работу автопилота. Портят показания аэронавигационного оборудования и мешают наземным службам следить за рейсом и устанавливать связь на самолетах.

Федеральное управление авиации поручило провести исследование возможного вреда от работы телефонов комиссии по радиотехническим и авиационным средствам (RTCA). Семь лет специалисты центра изучали проблему. В проверке задействовали сотни тысяч авиарейсов.

Лабораторные исследования. Вся электроника создает радиочастотное излучение. Для определения силы радиоволн сотового телефона, исследователи воспользовались специальным спектральным анализатором и изолированным латунным проволочным контейнером (клетка Фарадея).

Внутрь клетки экспериментаторы поместили вещи, которые путешественники берут с собой на борт самолета: МР3 плеер, игровую приставку и проигрыватель CD дисков. Их радиоизлучение оказалось минимальным. Но когда в клетку поместили сотовый – анализатор диагностировал сильнейший скачок. Мобильник действительно является причиной сбоев в работе систем лайнера?

Это был первый, предварительный анализ. При поддержке аэрокосмического авиаинженера Д.Гутау специалисты сымитировали точную модель радиосвязи наземных служб аэропорта с лайнером. Вооружившись сотовым генератором, исследователи попытались нарушить связь и создать опасные помехи.

Радиогенератор создает радиоволны различной силы. Благодаря прибору, можно выяснить, на какой частоте работает и какой силой должен обладать радиосигнал, чтобы нарушить работу систем самолета.

Вначале испытания проходили на частотности GSM 1800 (распространенная частота работы сотового телефона). Но прибор не уловил ни малейших искажений. Все оборудование воздушного судна функционировало благополучно. Но, когда мобильник перенастроили на частотную волну 800-900 МГц, анализатор показал значительное отклонение в работе навигационного анализатора воздушного судна.

Вывод экспертов прозвучал так: мобильный телефон (и иные приборы), работающие в частоте 800-900МГц, создают помехи в работе авиаоборудования и влияют на функционирование систем ориентирования самолета.

Таким стал предварительный результат. Наступила пора проверить данные лабораторных испытаний в полевых условиях, на практике.

Испытания в самолете. Изыскатели переместились на взлетную площадку, где привели в действие анализатор в работающем лайнере. 12 часов они «бомбардировали» воздух радиочастотными сигналами (использовали и современные смартфоны, и старенькие модели стандарта PCS).

Большинство из них поддерживало частотность 800-900 МГц. Но никаких помех, нарушений в функционировании оборудования лайнера выявлено не было. Ни один мобильник не помешал работе авиасистем.

Провода, идущие по салону, экранированы (защищены от посторонних воздействий). Поэтому никакой сигнал мобильного и иного устройства не в силах нарушить систему работы самолета.

Значит, разговаривать по телефону во время воздушного путешествия неопасно? Но почему, даже после подтвержденных, официальных испытаний, стюардессы настойчиво рекомендуют выключать электронные устройства во время полета?

Почему запрещено пользоваться мобильником?

На самом деле использовать сотовый можно. Но не во всех самолетах. Некоторые авиакомпании разрешают, иные просят отключать телефон при полете. Чем аргументировать такой запрет?

«Проще запретить»

Зачем выключать телефон? Владельцы авиакомпаний осторожничают. Ведь сегодня каждый день выходят в свет новые модели гаджетов, изменяются протоколы и стандарты. Да и авиационное оборудование на месте не стоит.

Существует теоретическая возможность того, что современный мобильник сможет негативно отозваться в работе навигационных систем, создать опасные помехи и спровоцировать крушение лайнера.

Постоянное проведение новых исследований экономически невыгодно. Проще запретить, чем взять на себя моральную ответственность за возможную катастрофу, происшедшую по вине работающего мобильника.

Помимо этого, авиакомпании опасаются, что пассажиры узнают в процессе полета о каких-либо негативных происшествиях на земле (аварии с самолетами, теракты, личные трагедии). Такие новости способны вызвать стресс. А человек, находящийся под воздействием разрушающих психику факторов, становится опасным для окружающих.

Комфорт для всех

Хочется усесться в мягкое комфортное кресло лайнера и забыть о проблемах, любоваться волшебными видами облаков за иллюминатором. Отведать вкусный обед, принесенный красавицей-стюардессой и расслабиться. Но рядом усаживается неугомонный сосед, все время болтающий по телефону. Или возбужденная мадам, громко обсуждающая новости с подругой.

Авиакомпании не заинтересованы в жалобах пассажирах и их требованиях по обеспечению тишины в полете. И вряд ли желают лишних конфликтных ситуаций на борту во время перелета.

Можно разделить салоны на любителей поболтать по телефону и на желающих лететь в тишине, где нельзя включать телефон (как в кафе с существующими зонами для курящих). Организовать такое разделение нетрудно, но зачем нужны лишние хлопоты ради 2-3 часов полета? Проще и дешевле запретить телефонные разговоры.

Разговоры отвлекают

Самые опасные моменты при полете – взлет и посадка. Да и в небе происходит всякое. В критические моменты самое важное для безопасности пассажира – соблюдать требования стюардесс. В опасных ситуациях главное – отлаженные, организованные и совместные действия пассажиров и членов экипажа.

Представьте ситуацию, когда на борту происходит нестандартная ситуация. Пилот требует внимание всех пассажиров. А добрая половина из них болтает по телефону или играет в онлайн-игру. Чтобы отключить телефоны, выйти из сети, потребуется 1-2 минуты. А в критических ситуациях важны секунды.

Порой секунды спасают жизнь. Специфика расположения кресел в воздушном лайнере такова, что всего один замешкавшийся на пару секунд пассажир вызывает коллапс всего ряда, блокируя им передвижение.

А при попадании в воздушную яму, турбулентности либо аварийной посадки оброненные планшеты, мобильники становятся травмоопасными предметами.

Вы обращали внимание, что при взлете и посадке в салоне аэробуса отключают свет? Это делается не для того, чтобы пассажиры полюбовались сиянием огней за иллюминатором. В салоне приглушают освещение, чтобы члены экипажа и пассажиры привыкли к темноте и в случае нестандартной ситуации лучше ориентировались в салоне.

А путешественник, втулившись глазами в яркий экран, в опасной ситуации, где нужно беспрепятственно двигаться по салону, превратится в «слепого крота» и создаст помехи другим людям.

Экономический фактор

Но при необходимости в срочном порядке связаться с землей, поговорить с родными, звонить по телефону вам разрешат. Правда, не по своему мобильнику, а предложив воспользоваться собственной платной мобильной связью. Авиакомпании желают дополнительно заработать, получив прибыль от недешевых звонков?

Сторонники такой теории уверены, что авиакомпании исключительно в корыстных целях запрещают звонки по личным мобильникам. Теряется дополнительная прибыль! Такое мнение не лишено оснований. Ведь любая компания, организация заинтересована в получении дивидентов, устанавливая в салонах точки доступа.

Все в бизнесе ищут источники дополнительного дохода. Так почему не воспользоваться такой возможностью?

Так что будет, если в салоне совершить звонок? Оштрафуют, отберут мобильник, высадят с рейса? Как на самом деле относятся различные авиакомпании к пользованию телефоном на борту своих рейсов?

Правила в самолетах разных стран

В 2013 году агентство, отвечающее за безопасность перелетов в Америке и Европе, формально разрешило пользоваться в самолетах мобильными телефонами. Мобильники получили амнистию. Но решающее слово осталось за руководством авиакомпаний. Они вправе диктовать правила.

Большинство авиакомпаний предпочло «золотую середину», ограниченно позволив использовать телефоны. Пассажирам нельзя пользоваться мобильниками лишь на взлете и при посадке. Во время рейса звонить разрешается, но при переводе сотового в режим «в полете».

Такой режим автоматически отключает беспроводные модули при посадке/взлете, а в полете включает режим Wi-fi и разрешает владельцу использовать весь функционал гаджета.

Европа. Авиакомпании европейских авиалиний с 2014 разрешают использовать цифровые устройства (планшеты, телефоны, фотоаппараты) на протяжении всего полета при любом режиме. Но австрийские авиалинии решили перестраховаться и оставили запрет на звонки по мобильнику во время всего полета.

Пассажирам разрешили только пользоваться планшетными устройствами и ноутбуками (кроме взлета/посадки). Как объяснили запрет представители австрийских авиакомпаний, телефонный сервис имеет смысл на дальних расстояниях. А 2-3 часа полета без звонков выдержит даже вечно спешащий бизнесмен.

К ним присоединились и балтийские авиалинии. Компания Airbaltic полностью запрещает своим путешественникам использовать мобильные телефоны. На планшетники и КПК запрет распространяется при посадке и взлете.

Первым европейским перевозчиком, разрешившим мобильную связь на борту лайнера, стали представители арабской авиакомпании Emirates. Арабские самолеты оборудованы специальным устройством, полностью исключающим влияние посторонних сигналов на навигационные системы. Салоны оборудованы миниатюрной станцией («Пико-Сота»), обеспечивающую спутниковую связь с наземными мобильными операторами.

США. Основное свидетельство, где прописан регламент использования путешественниками в полете электронными устройствами: документ-циркуляр 92.21-1А, выпущенный осенью 2000. Этим указаниям подчиняется большинство американских авиаперевозчиков. Они звучат так:

По время перелета в лайнерах разрешено оставлять включенными следующие устройства:

  • Часы с цифровой индикацией.
  • Приспособления для слабослышащих.
  • Хирургические импланты (кардио- и нервные стимуляторы).

Приборы, которыми разрешено пользоваться до момента взлета и по приземлению:

  • Компьютеры любого типа.
  • Пейджеры, мобильники и иные средства с возможностью пересылать электронные тексты.

Во время перелета на заданной высоте (крейсерский полет) можно использовать:

  • Приемники GPS.
  • DVD, CD-плееры.
  • Цифровые камеры.
  • Персональные компьютеры.
  • Устройства, разрешающие отправлять E-mail сообщения.
  • Мобильники, переведенные в режим в самолете в телефоне «игра».

Россия. В Росси подобных нормативных актов не существует. И запрет на использование мобильных телефоне в нашей стране остается в силе (но бортпроводники не относятся строго к этому правилу и не всегда принуждают соблюдать его).

Руководитель аналитической компании «Безопасность полетов в небе» Валерий Шелковников объясняет запрет на использование мобильников тем, что в России не проводились исследований по этому вопросу, в отличие от западных партнеров. Поэтому запрет остается в силе и в самолетах надо выключать мобильные телефоны.

Требования, касаемые правил использования сотовой связью на борту рейсов, разнятся. Точно пробить почву, чтобы подготовиться к полету, помогут сайты авиакомпаний. И не забудьте, сидя в комфортном кресле салона лайнера, внимательно слушать бортпроводницу. Перед полетом она даст все нужные указания и расскажет правила поведения пассажира на борту рейса и укажет, можно ли пользоваться телефоном.

От телефонных звонков и интернета современный человек сегодня может отдохнуть лишь в воздухе - здесь запрещено пользование средствами мобильной связи, да и интернет-доступа нет. Между тем многие пассажиры нисколько не вдохновлены возможностью оказаться на несколько часов в полной недосягаемости для внешнего мира и настаивают на пересмотре существующих правил.

«В нашей авиакомпании запрещено пользоваться радиоэлектронными приборами на протяжении всего полета», - пояснили нам в НАК «Белавиа». По словам компетентных представителей компании, вопрос возможности использования мобильных телефонов в полете пока не решен. Но даже в случае введения послаблений придется утверждать решение в органах управления гражданской авиации региона, например, в Европейском агентстве безопасности авиаперевозок, EASA. Поэтому пассажиры «Белавиа» могут летать спокойно: соседи, оживленно треплющиеся по мобильнику или лихо выстукивающие одно SMS за другим, в ближайшее время им не грозят.

На борту популярных среди белорусов «Австрийских авиалиний» (Austrian Airlines) правила те же: мобильными телефонами запрещено пользоваться все время полета. А вот работать на ноутбуке или КПК можно вполне свободно, за исключением посадки и взлета. В Austrian Airlines «Е:Сети» отказались прокомментировать возможную отмену запрета на использование электронных устройств в самолетах. Как международный авиаперевозчик Austrian Airlines подчиняется исключительно общепринятым правилам на этот счет, и даже изменения у белорусов вряд ли повлияют на ситуацию в компании. Планов по организации покрытия собственных самолетов мобильной связью у Austrian Airlines пока нет. По мнению руководства авиаперевозчика, сервис имеет смысл лишь при перелетах на дальние расстояния, а эпизодически 2-3 часа «вне зоны доступа» способны безболезненно перенести даже вечно спешащие бизнесмены. К тому же коммерческая привлекательность подобных решений представляется очень спорной: высокая стоимость «воздушных звонков» сильно ограничивает спрос на услугу и отодвигает сроки возврата инвестиций.

Вице-президент Air Baltic по корпоративным коммуникациям Янис ВАНАГС рассказал «Е:Сети», что его компания также строго регламентирует пользование радиопередающими электронными устройствами в салоне: «На сегодняшний день на бортах самолетов нашей компании нельзя пользоваться голосовой связью и GPRS (мобильным интернетом), а также обмениваться SMS, то есть запрещено любое использование мобильных телефонов. Всеми иными электронными устройствами, такими как ноутбуки и КПК, пользоваться можно, но лишь после того, как самолет совершил взлет, и до того, как начал посадку. Конечно, это не просто наша прихоть. Обусловлена такая ситуация тем, что пилоты в начале и конце пути находятся на связи с диспетчерами, а использование электронных устройств может создать в эфире помехи, подобные тем, что мы слышим, когда, например, подносим мобильный слишком близко к радиоприемнику. Все мы понимаем, что дело здесь нешуточное, следовательно, эти требования должны соблюдаться неукоснительно. Впрочем, наши специалисты уже рассмотрели и проанализировали возможность использования мобильной связи на борту самолета. Технологии, позволяющие делать это, существуют и в принципе могут быть внедрены у нас. Впрочем, мы еще не сделали окончательных выводов. Однако даже при положительном решении на наших бортах, скорее всего, можно будет пользоваться лишь сервисами SMS и GPRS. Почему? Да потому, что сегодня самолет остается одним из немногих чудесных мест на земле, где еще можно отдохнуть от телефона и от забот, которые сулят его звонки. А мы хотим, чтобы наши клиенты чувствовали себя спокойно и комфортно».

Летающим из Минска белорусам позвонить с высоты нескольких тысяч метров в ближайшей перспективе «не светит». А вот если приобрести билеты в самолеты арабской авиакомпании (Emirates), то выключать телефон в полете не придется: авиакомпания из ОАЭ в начале года стала первым перевозчиком, предложившим услуги мобильной связи непосредственно в полете (на Airbus A340, летевшем из Касабланки). Для этого самолеты оборудуют специальной аппаратурой, исключающей влияние сотовых телефонов на систему бортовой навигации, а также устанавливают в салоне «пико-соту» - миниатюрную базовую станцию, поддерживающую связь с наземными операторами через спутник. Поданный одним из лучших мировых авиаперевозчиков пример готовятся перенять и другие крупные компании.

Не в новинку в мире и «воздушный» интернет: еще в 2004 году Boeing объявила масштабную кампанию Connexion по организации интернет-доступа (спутник + Wi-Fi) на борту авиалайнеров Lufthansa, чуть позже к инициативе подключились ANA, Japan Airlines, SAS, China Airlines, Singapore Airlines и другие компании. Однако высокие цены на интернет-доступ в воздухе (около 10 долларов за час или 30 долларов за время полета) не позволили участникам проекта окупить масштабные затраты (около 500 тыс. долларов на каждый самолет), и в августе 2006 года Boeing свернула программу. Однако спрос на интернет в воздухе не исчез, а лишь возрос. О монтаже оборудования с технологией GoGo компании - производителя телекоммуникационного оборудования для авиакомпаний AirCell на своих самолетах объявили American Airlines и Virgin America. Этот процесс должен завершиться летом. При этом цены ожидаются вполне приемлемыми: около 13 долларов за неограниченный доступ в течение всего полета.

GoGo обойдется дешевле за счет того, что не будут использоваться дорогостоящие спутниковые линии. Интернет-доступ обеспечат базовые станции с поддержкой технологии EV-DO (в Беларуси ее эксплуатирует DIALLOG, правда, сугубо для земных нужд), разбросанные по территории США и направленные в небо. Специализированное оборудование на борту сигнал усилит и «раздаст» по Wi-Fi или проводной сети пассажирам самолета. Скорость - до 3,1 Мбит/с. При всех плюсах - относительно низкая цена, сравнительная компактность оборудования - у технологии имеется и серьезный минус, делающий ее неприменимой, например, при обслуживании трансатлантических перелетов: полная привязка к наземной инфраструктуре.

Хороший коннект в воздухе вполне может стать полноценной заменой мобильной связи: пассажиру достаточно будет воспользоваться VoIP-клиентом (Skype, fring…) на своем смартфоне, чтобы позвонить практически в любую точку планеты. Вполне возможно, что еще толком не пробившуюся в салоны самолетов мобильную связь успешно «задвинет» «воздушный» интернет. Здесь решающую роль, надо полагать, сыграет стоимость соответствующего оборудования.

Несмотря на первые робкие шаги «воздушной подключенности», до массового ее внедрения пока далековато. Скорее всего, интернет-доступ и мобильная связь в самолетах станут обыденным явлением не раньше следующего года. А до тех пор в полете можно будет насладиться блаженной недоступностью, ведь «аппарат абонента выключен или находится вне зоны действия сети».

Единственный случай авиакатастрофы, которая хоть как-то могла быть связана с использованием мобильных телефонов, - это крушение 10 января 2000 года самолета Saab-340B швейцарской компании Crossair, следовавшего рейсом LX498 по маршруту Цюрих - Мюнхен. Через минуту после взлета самолет отклонился от курса, а через две и вовсе пропал с экранов авиадиспетчеров.
Официально причиной крушения назвали ошибку экипажа (тем более что у главного пилота, молдаванина, обнаружили в мышечной ткани транквилизатор феназепам). Между тем независимое расследование установило, что система автопилота отказала как раз в тот момент, когда одному из пассажиров позвонили, а на мобильник другого поступило SMS.

Краткая справка по ограничениям на использование мобильной техники в самолёте

В закладки

На прошлой неделе читатель TJ Артём Викторович публиковал перевод полезной по максимизации шансов на выживание при падении самолёта. Мы решили продолжить тему исследования проблем в авиации и попросили Артёма составить краткую памятку: почему бортпроводники заставляют выключать мобильные телефоны, можно ли позвонить на высоте 10 тысяч метров, и как к запрету на использование техники относятся сам экипаж самолёта.

Можно ли использовать мобильный телефон на борту самолёта?

Да и нет. Всё зависит от того, какой авиакомпанией вы летите. С 31 октября 2013 года использование мобильных телефонов и планшетов разрешено на борту самолётов авиакомпаний США. Во время руления, наборы высоты и снижения устройство должно находится в специальном автономном режиме, известном как Airplane Mode. Использование Wi-Fi возможно после соответствующего разрешения от экипажа, обычно на высоте более 3 тысяч метров (10 тысяч футов).

В настоящее время запрещено включать или использовать режим сотовой сети, однако в ближайшее время и этот запрет может быть снят. Осенью 2013 года EASA (Европейское Агентство по Авиационной Безопасности) разрешило использование электронных устройств на борту самолётов в автономном режиме. Спустя почти год, 26 сентября 2014 года, оно пошло даже дальше американских коллег и разрешило европейским перевозчикам использование на борту своих самолётов любых электронных устройств вне зависимости от фазы полёта в обычном режиме. Тем не менее каждая авиакомпания сама решает, использовать ли это разрешение на своих рейсах.

Получится ли позвонить с высоты 10 тысяч метров по мобильному телефону?

Некоторые авиакомпании используют технологию, позволяющую получать доступ не только к Wi-Fi, но и к сотовой сети специального роуминг-оператора: к примеру, Emirates используют AeroMobile. В этом случае пассажиры могут обмениваться SMS и совершать голосовые вызовы. Некоторые авиакомпании - например, Ryanair - ввели данную услугу, однако позже отказывались от неё из-за низкого спроса среди пассажиров.

Как обстоят дела в России?

В нашей стране нет прямого запрета на использование техники на борту от авиационных властей, Федерального агентства воздушного транспорта. Упоминание электронных устройств встречается лишь в пп. Б пунта 32 ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам».

В местах продажи авиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиационной безопасности, в которых указываются […] правила перевозки на воздушных судах оружия, боеприпасов, специальных средств, радио-, фото- и видеоаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники, а также допустимые нормы провоза ручной клади.

При этом наши авиакомпании в правилах безопасности указывают на строгий запрет использования электронных приборов на борту воздушных судов. Формально отказ выключить мобильный телефон может быть расценён экипажем как нарушение правил безопасности полётов. В этом случае пассажира могут снять с рейса и аннулировать договор перевозки (билет), а также заставить возместить в судебном порядке соответствующий ущерб за задержку рейса.

Откуда вообще растут ноги у этих запретов?

Самолёт имеет сложное аэронавигационное и коммуникационное оборудование, работающее на разных частотах. Когда начиналась эра мобильной связи, то её эффект на оборудование самолёта был слабо изучен, и в целях осторожности были введены запреты, чтобы не создавалось помех в работе аэронавигационного оборудования.

За последние 10 лет количество мобильных телефонов и других электронных устройств сильно увеличилось, оборудование в самолётах тоже изменилось. Многие страны и производители самолётов стали проводить соответствующие испытания, чтобы выявить реальность угрозы создания помех: в результате они пришли к выводу о неактуальности данного запрета.

Что по этому поводу думают лётчики?

Известный в рунете пилот-блогер Лётчик Лёха рассказывает о своём отношении к запрету на использование телефонов и фотоаппаратов на борту. По его словам, во время разгона на взлётно-посадочной полосе не стоит использовать фотоаппарат: если взлёт будет прерван, самолёт может резко затормозить, и техника вылетит из рук.

В остальном Лётчик Лёха придерживается политики разрешения: обычные компьютеры, плееры и фотоаппараты не передают информацию на тех частотах, что работает оборудование самолёта, и не могут ему помешать. В отличие от них, рации и различные приёмники могут это сделать теоретически, поэтому использовать их не стоит.