О неверных названиях музыкальных композиций. «Мелодия - душа музыки

III класс

Урок №1.

Тема: «Мелодия – душа музыки»
Тип
урока: развивающий.

Жанр урока: путешествие.

Форма урока: диалог.

Цель урока: дать понятие о выразительных возможностях мелодии.

Задачи : формирование слушательской культуры учащихся, развитие аналитического мышления, развитие эмоциональной сферы детей.

Элементарная теория музыки: инструменты, мелодия как средство выразительности.

Материалы к уроку : П.И.Чайковский: «Старинная французская песенка», «Осенняя песнь», IV симфония (II часть). Ю. Чичков «Ромашковая Русь».

ХОД УРОКА

Учитель : - Здравствуйте, ребята! Тема урока сегодня «Мелодия – душа музыки» (Слайд). А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?

Дети : - это звуки.

Учитель : - Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки), это мелодия?

Дети : - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Учитель: - Правильно. Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками . (Слайд со словами). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. (Слайд со словами «melodia », « meloc » ). Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор. От этого зависит характер мелодии: напевный или танцевальный, радостный или грустный. То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. (Слайд со словами).

Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Раскрывая перед слушателями свой внутренний мир, композитор придаёт музыке особую лиричность. Что такое "лирика"? Слово произошло от греческого "Лира" (музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого часто исполнялись стихотворные произведения о чувствах и переживаниях человека). (Слайд с лирой). Поэтому лирикой часто называют поэтические произведения, раскрывающие внутренний мир человека, его мысли, чувства, настроения, переживания. А в музыке лирическими называют произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания человека. (Слайд: « В музыке лирические произведения это произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания композитора» )

Необыкновенно лиричными мелодиями наполнена музыка русского композитора П.И.Чайковского. (Слайд с портретом композитора). (фрагмент «Старинной французской песенки» из «Детского альбома»). Какими переживаниями и чувствами делится со слушателями композитор? Какие образы передаёт композитор в своих мелодиях? (Образ - это художественное воплощение действительности).

Дети дают характеристику музыкальному произведению, называют образы.

Учитель : Прежде всего, это образы русской природы и чувства, вызываемые её красотой. Эти лирические образы являются основой многих фортепианных и симфонических произведений П.И.Чайковского. (Играю фрагмент «Осенней песни» из «Времён года» ). Композитор всей душой любил русскую природу, в ней он черпал источник вдохновения. Он говорил: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь!». (Слайд «Лирические образы русской природы являются основой многих фортепианных и симфонических произведений П.И.Чайковского»).

Послушайте фрагмент IV симфонии П.И.Чайковского. Кто помнит, что такое симфония?

Дети : - Это большое произведение для симфонического оркестра.

Учитель : - Правильно. Итак, послушайте симфонию и скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? Что вы представляете, слушая вторую часть симфонии? (Слайд с симфоническим оркестром).

Дети рассуждают о прослушанном фрагменте.

Учитель : Созвучна теме сегодняшнего урока и песня современного композитора Ю.Чичкова «Ромашковая Русь». Послушайте её и ответьте на вопрос: «Какой характер у этой песни? Какие чувства передаёт композитор в мелодии этой песни?»

Дети слушают песню в исполнении учителя.

Учитель повторяет вопросы.

Дети : - Это лирическая песня. В ней передаётся любовь к русской природе.

Учитель : - Мы с вами сегодня начнём разучивать эту песню, но сначала нужно подготовиться и распеться.

Учитель проводит с детьми дыхательную гимнастику, распевание. Вокально-хоровая работа над песней «Ромашковая Русь».

Учитель : Итак, ребята, мы сегодня выяснили, что мелодия является главным выразительным средством музыки. Её называют душой музыки. Почему?

Дети : - Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека.

Учитель благодарит детей за работу на уроке.


Мелодия (греч. μελωδία , от μελος- напев, песня и ωδή- песня, пение) - основная мысль

музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство

музыкальной выразительности.
Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них

мелодию. Мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.
Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.

Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей - обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.


Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.
Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.
Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.

Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны , т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония ).
В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.


Наконец, в гомофонном стиле , потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).
Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии :

  • Монодия – один голос

  • Гетерофония – один голос с подголосками

  • Полифония – многоголосие

  • Гомофония – один голос главный, а все остальные играют роль аккомпанемента

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.

Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.

Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс .

Обе эти темы имеют яркие мелодии.
Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?
Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.

Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".

В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…
Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?

(минорные; мажорные)
страница 1

План-конспект урока

Тема урока: «Мелодия - душа музыки».

Цели:

помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;

чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

Задачи:

    воспитывать эстетический вкус, образное мышление для развития творческих способностей учащихся;

    показать связь искусств (музыка, литература, ИЗО);

    развивать вокально-хоровые навыки, умение работать над текстом, находить в нем главные мысли и опорные слова, логически мыслить;

    анализировать музыкальные произведения;

    воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине;

    создать условия для получения детьми эмоционально-положительной разрядки.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»,

Ф. Шопен. Вальс h -moll ,

К. Глюк. «Мелодия»,

П. И. Чайковский. «Мелодия»,

Па-де-де из балета «Щелкунчик»,

песня «Моя Россия» («У моей России длинные косички…»)

муз. - Г. Струве,

сл. - Н. Соловьева.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку.

Учитель : Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя. Подведение к теме.

Итак, прошу внимания.

На фоне мелодии Чайковского («Святки» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Евгения Винокурова:

Стихия музыки - могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия - всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

Как вы думаете, ребята, чему же будет сегодня посвящен наш урок?

- Ответы детей.

Да, тема сегодняшнего урока - «Мелодия - душа музыки» .

Наша ЗАДАЧА сегодня с вами - понять, каким ЦЕЛЯМ служат звуки мелодии , чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

Шарль Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли».

Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире,- это первая мелодия маминой колыбельной, пение птиц , звуки набегающей волны , внутренняя мелодия души (когда душа поет).

А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?

Дети : - это звуки.

Учитель : - Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки)- это мелодия?

Дети : - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Учитель: - Правильно. Звуки мелодии,как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками . Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. («melodia », « meloc » ). Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке.

Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Иногда какой-либо мотив никак не уходит из памяти, услышав его с утра он преследует нас в течении всего дня. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, порой даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил… Просто она запомнилась нам и полюбилась. Какая бы музыка ни звучала - песня , танец или марш , мы всегда выделяем в них мелодию .

« Мелодия ,- писал композитор, никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба этих элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…»

В этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.

Итак, ребята, повторите, пожалуйста, еще раз, из каких 3-х элементов, слитых воедино, состоит музыка?

Ответы учащихся.

(1) мелодия, 2) гармония , 3) ритм ).

Очень хорошо.

Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии .

В отличие от музыкального ритма, способного все вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе.

Она не требует никаких внешних физических проявлений- ни движений, ни постукиваний в такт. Ее восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза- ведь переживание музыки относят к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии ?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу - человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?..

2.Слушание и анализ музыкальных произведений.

Послушайте, пожалуйста, чудесную мелодию «Серенады» Франца Шуберта – одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. (Слова Людвига Рельштаба, перевод Николая Огарева).

Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной.

Вопросы :

Ребята, для какого исполнителя создана эта проникновенная мелодия?

Какие чувства вы в ней угадываете?

(нежную грусть, надежду на скорую встречу…).

Да, в мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце влюбленного юноши: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу.

А теперь предлагаю вашему вниманию еще одну серенаду. Это «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта.

Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает теплый вечер…

Исполнялись серенады на открытом воздухе, перед домом возлюбленной или того, кого хотели отметить вниманием, чаще всего небольшими оркестрами.

Вопросы:

Ребята, чем наполнена мелодия?

(прелестная, грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи).

Чем пленяет нас мелодия серенады?

(тонкостью и изяществом, чудесным «пением», игрой на скрипке).

Вопросы:

С чем можно сравнить мелодию этого вальса?

Какие образы и картины возникали у вас перед глазами?

А теперь предлагаю вашему вниманию еще две « Мелодии» двух разных композиторов.

Это « Мелодия» немецкого композитора К. Глюка и «Мелодия» П.И. Чайковского.

Итак, первая «Мелодия» Глюка.

Понравилась вам музыка?

Мы послушали очень красивую, нежную и грустную «Мелодию» Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то опять понуро и грустно.

Но мелодия эта льется как бы на одном дыхании. В ней нет других контрастных мелодий.

Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже называется «Мелодия». Написал ее знаменитый русский композитор- Петр Ильич Чайковский.

Вопросы:

Какая по настроению «Мелодия» Чайковского ?

(Дети: - Грустная.)

Педагог: - Правильно. А какая из двух пьес звучит более грустно и жалобно?

(Дети: - «Мелодия» Глюка.)

Педагог: -Да, грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть-волнение и грусть-скорбь , отчаяние .

«Мелодия» Чайковского, как и «Мелодия» Глюка грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная.

3.Физкультминутка.

А теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.

Я буду менять композиции, а вы двигайтесь в темп. Потанцуйте немного у доски.

4.Разучивание песни « Моя Россия».

Ребята, песня, которую мы с вами будем разучивать, тоже очень красива в мелодическом отношении. Она тоже о красоте, красоте нашей Родины – России. Называется она « Моя Россия».

Написали ее композитор Г.Струве и поэт Н. Соловьева.

Работа с песней.

Понравились вам песня и клип?

Помог ли вам видео-ряд прочувствовать эту песню?

Ребята, обратите внимание на слова. О чем песня?

Россия …Чем так притягивает к себе сердце удивительная и сказочная душа России?

Россия … Как она несказанно трогательна. Ее необъятная душа растворяется в ее просторах.

Да, просторы России поражают воображение, ибо открывается не только красота внешняя, но и перед взором внутренним стоит самобытная сила духовная. Все в России пронизано этой светлой силой… Она в живительных лучах солнца и в звездном шатре, раскинувшемся над Россией. Она в уютном шепоте необъятных российских полей и в поражающих взгляд горных снежных вершинах…

Сегодня на уроке мы постараемся выучить один куплет и припев песни, а на последующих – продолжим работу.

Итак, ребята, мелодия - это не только нечто осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее впечатление и обязательно эмоционально - воздействующее на людей.

5. Итог урока.

Вопросы:

Учитель. Сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.

Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.

Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский.

Что же такое мелодия и из чего она состоит?

Дети. Мелодия-это главное выразительное средство. Она состоит из музыкальных звуков.

Учитель . Правильно. Какими бывают мелодии?

Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

Учитель . Правильно. А какие мелодии мы называем лирическими?

Дети. Лирические произведения -это произведения, передающие внутренний мир и переживания композитора).

Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете высказывание П.И.Чайковского: «Мелодия- душа музыки»?

(Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека).

(Музыка возвышает душу, будит в ней прекрасные ощущения.

В душе - разные настроения: и печаль, и радость.., и все это может передать музыка. Она воздействует на самые сокровенные человеческие чувства …)

Учитель:

Да, можно сказать, что мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть , его душа .

Ребята, попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии , с которыми мы познакомились на уроке.

(похожи : в любом из прослушанных сочинений присутствует мелодия - его суть, его душа;

различия : в характере , в настроении , в образах этих сочинений.)

Учитель:

Очень хорошо, спасибо, ребята, садитесь, пожалуйста.

6. Домашнее задание. Оценки.

А задание на дом вам будет такое:

а) выучить слова песни «Моя Россия»,

б) нарисовать рисунок к песне, стараясь передать красками характер мелодии и свое отношение к ней.

Текст (слова) песни «Моя Россия»

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.

«Мелодия - душа музыки»

  1. Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности.
  2. Мелодия как синоним прекрасного.
  3. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:

  1. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада» (слушание);
  2. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта).
  3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта).

Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли…

Ш. Гуно

Если ритм присутствует везде - и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.

В переводе с греческого это слово означает «пение» «песня», «напев» ... Самая первая в мире мелодия была, наверное, колыбельная. С той поры люди сочинили столько мелодий, что если каждый день с утра до ночи их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться хотя бы с половиной из них.
Давайте и мы попробуем сочинить мело­дию. Заманчиво сверкают клави­ши рояля: пожалуйста, мы к твоим услугам, говорят они. Кажется, легче всего сочинить какую-нибудь песенную мелодию.
Вспомните какие-нибудь стишки, ну, скажем, такие:
Чижик, пыжик, где ты был?
На Фонтанке воду пил...
А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки, рит­мично ударяйте по клавишам. По каким? Да по каким придётся... Ну, что? Не получается мело­дия? Ничего удивительного. Далеко не каждый набор звуков ­ мелодия.
Оказывается, мелодия создаётся по определённым зако­нам, а устанавливает эти законы музыкальный слух человека. Зву­ки в мелодии должны ладить между собой, как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга.
Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вот иногда, слушая серьёзную музыку, мы встречаемся с мелодиями, кото­рые кажутся нам... немелодич­ными. А знатоки и любители музыки слушают их с удовольстви­ем. В чём тут дело?
Композитор С. С. Прокофьев говорил: ...Когда Бетховен сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие современники говорили: «Этот глухой старик не слышит, что он сочиняет». Между тем Бетховен правильно угадал буду­щее, и его мелодии доставляют нам наслаждение через 100 лет после его смерти. То же самое бы­ло с Вагнером, Листом и многими другими замечательными композиторами».
Но неужели, нам, чтобы понять новую музыку и привыкнуть к ней, придётся ждать сто лет? Нет, конечно. Если вы будете почаще встречаться с самой разной музыкой, ваш слух станет гибким, послуш­ным и научится понимать самые разные музыкальные языки.

Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия - душа музыки», ибо где, как не в ней - то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья...

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире, - пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.

Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта - одну из самых проникновенных лирических (лирический – нежный, задушевный) мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.

Жанр серенады появился как вокальное или инструментальное произведение, исполнявшееся обычно вечером или ночью в знак уважения или любви к какому-либо лицу. Часто это была песня с гитарным аккомпанементом под окном любимой.
После смерти Шуберта его последние четырнадцать песен, написанные летом 1828 года, были выпущены в свет в сборнике «Лебединая песня». Туда вошли такие шедевры художественной песни, как «Город», «Двойник» и знаменитая «Серенада», помещённая в сборнике четвёртой.
Выдающуюся популярность эта лирическая песня на слова немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела, прежде всего благодаря певучей мелодии широкого дыхания. Большинство её фраз завершаются мечтательными взлётами. Они звучат, как нежные призывы к возлюбленной прийти на тайное ночное свидание. Звучанию гитары подражает и фортепианное сопровождение в «Вечерней серенаде» Шуберта. Оно много раз вторит в различных регистрах вокальной партии, как бы создавая атмосферу нежной мечтательности - то трепетной, то восторженной. Этому способствуют красочные сопоставления с минором одноименного мажора - приём, очень характерный для гармонического языка композитора.

Серенада (текст песни)

Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.
И наводят умиленье на душу они,
На душу они.
Дай же доступ их призванью, ты душе своей,
И на тайное свиданье ты приди скорей!
Ты приди скорей!

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта - о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое - то, чего нет в словах и о чём вообще рассказать очень трудно.

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра.

Слушание «Серенады» на выбор педагога:

  1. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (исп. И. Архипова на русском языке)
  2. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (симфонический оркестр)
  3. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (в исп. Дж. Ширли-Квёрка – баритон, Ян Партридж – фортепиано)
  4. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь». Музыкальная кавер-версия, сделанная композитором и аранжировщиком А. Волковым на музыку «Серенады» Франца Шуберта. Вокальные партии исполняют: Ирина Туманова - женский вокал, Андрей Дунаев - мужской вокал.

Музыкальная кавер-версия - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки.

В современной интерпретации эта песня, летящая в пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что-то потеряла, что-то нашла, но она, как и весь мир, находится в процессе развития - не всегда простого.

Мелодия - «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно её открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие», - писал Томас Карлейль.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?
  2. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Мелодия - душа музыки»? Объясните на примере «Серенады» Ф. Шуберта.
  3. Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Серенада (4 варианта исполнения), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

О дезинформации в названиях музыкальных композиций, или Что такое «Музыка ангелов»:

"Некий злобный гений упорно подписывает популярные музыкальные записи случайными красивыми названиями. Авторами же указываются классические композиторы, никогда не писавшие этих произведений. «Музыка ангелов» стала, наверное, самым популярным вопросом на форумах поиска нот. Итак, разоблачительный список:

1. Моцарт – Музыка ангелов - неправильное название, эту мелодию написал Yiruma? и называется она «River Flows in You», более редкая замена - Ян Качмарек – Goodbye (из фильма Хатико). Еще мелодию из фильма Хатико можно встретить под названием Wilhelm Richard Wagner – «Spring Waltz».

2. Композицию «Мелодия слез» (или «Слёзы дождя») Бетховен никогда не писал. ВКонтакте красуется ошибочное название, которое придумали невежественные люди. Эту композицию написал южнокорейский пианист под псевдонимом The Daydream.
Оригинальное название композиции: Tears.

3. «Моцарт В. А. Чистая симфония. Ближе к мечте» - ошибочное название, на самом деле эта композиция написана коллективом Secret Garden и называется она The promise.

4. Музыку к фильму «Реквием по мечте» написал Клинт Мэнселл, но не ВАГНЕР и не МОЦАРТ! (В Википедии присутствует ошибка в статье о фильме).

5. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (или же Осенний вальс) (4:27)» Этого Шопен тоже никогда не писал, композиция Mariage D’amour с длительностью 4:27 принадлежит композиторам Paul de Senneville и Olivier Toussaint. Исполнителем является Ричард Клайдерман.

6. Вагнер – Свадебный марш/Сон в летнюю ночь/Увертюра - композиция неверно называется ВКонтакте, музыка написана Яном Тирсеном и называется она Yann Tiersen – Comptine d’un autre ete: L’apres midi. У Вагнера есть свадебный ХОР из оперы Лоэнгрин. Второй вариант Hans Gьnter Wagener - Sommernachtstraum.

7. Д. Д. Шостакович – Симфония №5 (Симфония души) или еще ее называют прелюдией - название неверное, эта композиция принадлежит коллективу Secret Garden и называется она Song from A Secret Garden.

8. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (1:31)» - еще одно неверное название, мелодию с длительностью 1:31 написал Ян Тирсен и называется она Yann Tiersen – Mother’s Journey. Стоит отметить, что Тирсена как только ни называют, человеческая фантазия безгранична.

9. «Шопен Фредерик – Апрель мечты» – настоящее название Yanni Hrisomallis – One Man’s Dream.

10. Штраус – Ромео и Джульетта – это не Штраус, а Нино Рота,написавший саундтрек к фильму «Ромео и Джульетта», называется What Is a Youth?

11.Wilhelm Richard Wagner – Trдne (Вагнер – Слеза) – неверное название, на самом деле это Дмитрий Маликов – Прощай, жестокий мир

12. Верди – Сицилийская вечерня - неверное название, композитор заглавной темы к фильму «Крестный отец» все тот же Нино Рота.

13. Штраус – Медленный вальс – настоящее название Secret Garden – Dreamcatcher

14. Пуччини – Тоска (скрипка), также приписывается Верди, Вивальди и Ванессе Мэй – все это неверные названия, истинный композитор Edvin Marton, обработавший мелодию из Арии Каварадосси.

16. Рихард Вагнер – Реквием по любви; Dieses Leben; Жизнь - неверное название, на самом деле это Secret Garden – Awakening

17.Бетховен – Silense - неверное название, на самом деле это Ernesto Cortazar – Beethoven’s Silence

18. Клод Дебюсси – Героическая колыбельная - неверное название, на самом деле это Carter Burwell – Bella’s Lullaby.

19. «Адажио» Альбинони - известный миф, на самом деле композитором является Ремо Джазотто, а не Альбинони.

21. Clou – Слушая тишину - неверное название, на самом деле это Origen – Dance of the Clouds.

22. Иоганн Себастьян Бах – Прелюдия № 13 - на самом деле это Ketil Bjornstad Prelude 13 (из фильма «Одиночество в сети).

23. Моцарт – Гимн Лиги чемпионов УЕФА - Моцарт не писал гимн лиги чемпионов.

25. Johann Pachelbel – «Canon in D major» – приписывается иногда И. С. Баху.

26. Cаундтрек к фильму «Список Шиндлера» Джона Уильямса приписывается Фредерику Шопену.

27.Wilhelm Richard Wagner – Himmelfahrt Schцn - неправильное название, на самом деле это Jonathan Cain – Bridal March.

28. Рихард Вагнер – Воплощение любви – (3.33), на самом деле это Toni Hulji – Croatian Rhapsody.