Сочинение "русская народная песня - отражение русской души". Жанры русских народных песен. Народные песни: частушки, колыбельные, обрядовые

Для того, чтобы полюбить, сжиться и сродниться с русской народной песней, достаточно её несколько раз услышать и спеть. Песня эта – выражение народных чувств. Русские народные песни знакомы нам с детства. Выучить наизусть такую песню не составляет труда – кажется, что ты её давно откуда-то знаешь.

Русские народные песни – кладовая народного творчества. Они давно обратили на себя внимание. Народная песня – это музыкально-поэтическая композиция, в которой неизвестно что ценнее: музыка или поэзия. Попытаться проникнуть в биографию замысла русской народной песни сложно. Автор её неизвестен, как она родилась, менялась, дополнялась – никто не знает. Что почерпнуто авторами песни из жизни, а что создано лишь их воображением – ни один не возьмётся ответить на этот вопрос. У каждой русской песни свой путь к известности. Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.

Вот как говорил один из исполнителей русской народной песни:

— Запою я хорошую русскую песню, сидючи за столом, да с ржаным хлебом и квасом; а не будет ни хлеба, ни кваса, запою и на тощее сердце, водицей прихлёбывая, запою на радость нашему вечеру, во славу этому красному денечку, запою на утеху завтрашнему дню, на встречу новому утру.

Главная ценность русской народной песни заключается в том, что она до сих пор живёт и здравствует, в то время как песни других народов представляют интерес постольку, поскольку они – объект археологического исследования.

Песни разных местностей разнятся между собой и то являются вариантами уже записанных ранее песен, поющихся чуть ли не повсеместно, то представляются чисто местными, незнакомыми в других областях, часто слагаясь под впечатлением каких-либо местных событий.

Притом же русские народные песни – это не памятники только старины: живой народ ведёт живую жизнь и слагает свои песни почти непрерывно, а потому понятно постоянное внимание к песням, понятна необходимость в появлении новых сборников.

Часто персонажами русских народных песен бывали птицы:

Ждала, ждала канарейка соловья,
Ждала, ждала молоденька соловья –

А что долго молоденький не летит?
А что долго соловушек не летит,
А что долго удаленький не летит?..

Песнями об Иване Грозном начинается ряд русских народных песен, которые могут быть названы историческими, то есть теми, которые напрямую связаны с реальной историей. Исторические песни – из той же серии, что и историческая повесть, роман, драма, баллада. О каких серьёзных событиях говорится в исторических песнях? О Семилетней войне, о турецких и шведских воинах Екатерины, о войне с Наполеоном 1812 года…

О многом поётся в русских народных песнях. Поётся с душой, с любовью.

Пусть живёт и царствует русская песня в наших сердцах!

Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили.

Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок за столом в узком кругу близких родственников. В каждой мелодии таится неумная сила гордого народа, борьба за свободу и независимость, человеческое горе и печаль, вера в сказку и надежда на лучшее будущее. Слова народных песен редко нужно учить наизусть: их знают все, от мала до велика практически с самого рождения.

Сочинение про Народные песни 6, 8 класс

Народная песня – это средство выражения и передачи духа того, или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.

Русские народные песни слышим мы и до сих пор. Мало кто не знает самые распространенные из них. Да и как не знать наследие своего народа? Особенно, когда оно так богато.

Много песен сложил наш народ. Передавались они на протяжении столетий из уст в уста, от родителей к детям. Так и дожили они до наших дней, изменяясь и совершенствуясь.

Разнообразны направления и назначения русских народных песен. Почти каждое событие отмечено ими. Разным временам года и различным трудовым действия посвящались они. И понятно: ведь с песней веселей работать! Почти каждому народному празднику, событию есть соответствующие. Игралась ли свадьба, рождалось ли дитя, - народ слагал песню в честь этого.

Происходили значимые для страны и народа события – опять в память о них складывалась песнь, передавая значимость их и отношение к ним людей. И посвящались они, как и тяготам простого народа, так и радостным переменам в их жизни.

Немало сложено песней, прославляющих народных героев. К ним можно отнести и былины, которые сейчас воспринимаем мы больше как сказки. Вернее, это – сказания, предания старины глубокой. Они тоже складывались на протяжении веков. А исполнялись когда-то они именно как песни.

Множество хранится в кладовых народной памяти и различных прибауток, потешек. Их тоже можно отнести к песням. Их издревле применяли люди для того, чтобы что-то объяснить, донести до ребенка, или же просто развлечь его. А чтобы привлечь его внимание, произносились они нараспев.

А сколько народных колыбельных песен дожило до нашего времени! И, они и теперь звучат из уст многих матерей.

И, конечно же, до сих пор пользуются известностью и популярностью лирические народные песни. Они рассказывают о чувствах человека, о переживаниях. Их очень много.

Народная песня – это богатое наследие. Каков сам народ – таковы и его песни. А если они мелодичны и разнообразны – значит, и народ богат культурно и духовно!

8 класс русский язык

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Родной язык в моей семье

    В моей семье говорят на русском языке. Это родной язык для меня и моих родителей. Великий и могучий - русский язык

  • Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

    А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность

  • Сочинение Тайга наша кормилица хлипких не любит по рассказу Васюткино озеро

    В одном из таежных поселков жила семья Шадриных. У них был сын Вася. Взрослые занимались, на реке Енисей, промыслом рыбы и охотой. В поисках богатого улова они уплывали далеко, в низовья, и подолгу жили в избушке на берегу

  • Мечта – это несуществующая в настоящем реальность, созданная игрой воображения человека. Ей еще только предстоит перерасти в огромное желание. Тогда она начнет обрастать очертаниями, мелкими подробностями

  • Сочинение Мое читательское взросление 8 класс рассуждение

    Книга занимает значительное место в моей жизни! Интерес к чтению возник у меня еще совсем в раннем детстве, примерно в два года. Мама очень часто покупала яркие книжечки в толстой картонной обложке

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе - фолк-музыкой или музыкальным фольклором.

Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.

Формирование народной музыки

Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки.

В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ - анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Религиозные истоки народной музыки

Вопрос взаимосвязи музыки народной и духовной остро стоит по сей день. С одной стороны, религиозные песни, приобретая популярность в народе, постепенно переходили в категорию народной музыкальной традиции. В частности, так случилось с религиозными рождественскими песнями в Польше, Франции, Англии и Германии, которые со временем стали считаться народными (коляды, кароли, ноэли…). С другой стороны, часто народная музыка развивалась в противовес религиозным канонам.

Этапы эволюции народной музыки

Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора.

Первый этап касается истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе - с другой.

Второй этап развития народной музыки - когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки.

Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта - разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Однако ввиду различия общественно-исторических особенностей, народная музыка в разных странах на современном этапе развивается по-разному. В частности, в восточных странах не наблюдается как такового разделения народной музыки на крестьянскую и городскую традицию, как в Европе.

Если рассматривать европейскую народную музыку, то в ней четко прослеживаются все три выше изложенных этапа развития. Так, древнейшие формы фольклора эпического и обрядового перешли в период лирических жанров в Средневековье, а на современном этапе обзавелись письменной формой и танцевальным сопровождением.

Многообразие жанров русских народных песен отображает многогранный мир души русского человека. В ней - удаль и лирика,юмор и героика. В русской песне заключается история нашего народа.

Жанры русских народных песен

Песня и слово родились, наверное, одновременно. Постепенно с развитием своего эмоционального и духовного мира, человек осознал красоту окружающих его предметов и явлений и захотел ее выразить красками, звуками, словом. Мелодия родилась из души. Она завораживала, сливалась с пением птиц, журчанием воды. Магический голос матери успокаивал дитя монотонной ласковой песней, веселая мелодия зажигала огонь внутри, будила радость безудержного веселья, лирическая песня лечила растревоженную душу, дарила покой.

Жанры русских народных песен отражают многогранность души нашего народа. Люди всегда пели песни, прославляли в них героев, описывали исторические события, рассказывали о красоте родного края, о чувствах, бедах и радостях. Не всякий человек мог сложить песню, спеть ее. Но талантливых людей всегда хватало на Руси. Поэтому так много народных песен пришло к нам из глубины столетий. Иногда мелодия рождалась раньше стиха, но чаще смысл песни, ее текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.

Песня - основа фольклора

Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью.

Так, поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».

Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни - простые люди, славные защитники Родины. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, с семейными церковными обрядами.

Обрядово - календарные песни

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая - основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа - Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны - Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.

Летние русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.

Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Семейные обрядовые песни

Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на "зубок". В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.

Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.

Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.

Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие - плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.

Колыбельные песни

Многочисленны жанры русских народных песен. Колыбельные в них занимают особое место. Они относятся к семейным, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

Лирические песни

В жанры русских народных песен лирические входят большой группой. Они связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. В них звучат темы тяжелой женской доли, солдатской жизни, неволи. Лирические песни можно разделить на общенародные и социальные. Первые - это песни о разлуке с Родиной, о несчастной любви, тяжелой крестьянской жизни. Природа в песнях одушевлялась. Образы ее сравнивались с человеческими типами. или белая береза олицетворяли нежные женские девичьи образы. Могучий одинокий дуб - богатырь, опора, крепкий мужик. Часто в песнях присутствует солнце красное как символ тепла, надежды, радости. Темная ночь, наоборот, несет в себе сомнения, страхи, душевные переживания. Догорающая лучина сравнивается с угасающей от непосильной работы женщиной. Ветер, дубравушка, сине-море - каждый образ природы несет свой скрытый смысл, иносказательно повествует о переживаниях.

Вторая группа - ямщицкие, рекрутские, разбойничьи песни. В них упоминаются другие темы и образы. Ямщицкие песни рисуют унылые поля, бесконечные пыльные дороги и одинокий колокольчик. О трагических судьбах одиноких извозчиков, об опасных дорогах поют эти бесконечные протяжные песни. Разбойничьи песни поются лихо, широко, раздольно. Народ не всегда ненавидел разбойников, лихих людей. Ведь и Стенька Разин, и Емельян Пугачев поддерживались разбойничьими ватагами. Да и грабили те, в основном, купцов да помещиков, не трогая бедный люд. Поэтому песни, сложенные о них, рассказывают не столько о разбоях, сколько о героических поступках. Повествуют они об истории народа, о сильных смелых людях. Все, о чем тосковала душа, выливалось в лирической песне широкой распевной мелодией. Медленные протяжные мотивы лирических песен обрастали многоголосными распевами. Их пели во время застолий, хором и сольно.

На грани лирических и плясовых песен находятся хороводы. Плавное течение роднит их с лирическими песнями. Но поются они с движением. Пожалуй, это самый значительный по широте тематики и образов пласт народных песен.

Трудовые песни

Исследуя жанры русских народных песен, трудовые песни нельзя обойти вниманием. С ней легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели. Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание.

Частушка, припевка

Наиболее демократичным, популярным и живучим жанром русской народной песни являются русские частушки. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения. Короткое меткое четверостишье как стрела выстреливало в самую суть смысла, задорная ритмичная мелодия, многократно повторяющаяся, заставляла обратить внимание на стих, содержание частушки. Ее пели с приплясыванием. Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Иногда устраивались соревнования, кто дольше продержится в кругу, исполняя частушки, кто их больше знает.

Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка и т.д. По типу сложения выделяются следующие типы: страдания - медленные припевки на любовные темы, плясовые - веселые бесконечные шуточные попевки («Семеновна»).

Русские частушки высмеивали социальные и человеческие пороки, выражали истинное настроение и мнение народа по политическим и общественным вопросам.

Они не были политизированы, а, наоборот, выражали скептическое отношение ко многим «перегибам» в общественной жизни.

Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, его менталитет и духовную суть. Вся жизнь простого человека от рождения и до самой смерти отразилась в народной песне. Тяжелая крестьянская доля, бесправное существование женщины, солдатская пожизненная тягота, каторжный беспросветный труд - всему в песнях есть место. Но сила духа русского народа проявляется в разухабистых плясовых, разбойничьих удалых песнях, острых частушках. Нежность не зачерствевшей души нашла отражение в лирических и колыбельных песнях. Бережно, с любовью собирают и по сей день любители и знатоки народной музыки эти перлы народного таланта, ведь и сейчас в глубинках российских провинций поют незаписанные народные песни, услышанные от бабушек и дедов.

Издревле песня сопровождала русского человека. В работе и во время отдыха, в суровые будни и в праздники, в горе и в радости – песня шла рука об руку с народом, дышала его заботами, думами, бытом. Песня слышалась русскому человеку в шуме ветра, в шелесте листвы дремучих лесов, в плеске широких рек, в птичьем переклике да в топоте копыт.

Так что же это такое — загадочная русская песня? Откуда она взялась?

Писатель Николай Гоголь, воспевший широту русской души в своих произведениях, писал о песне: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях».

Первые народные песни родились вместе с обрядовыми напевами славян. Они были посвящены языческим богам или праздникам, которые всегда отмечались широко и весело. Это масленичные , полные озорства и радости; и песни-веснянки , напевами которых кликали приход весны; и подблюдные песни, которые юные девицы пели во время святочного гадания. Без песни не обходились ни рождение ребенка, ни разгульные свадьбы, ни похороны, песни для коих прозвали плачами.

Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины , которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах. Исполняли их под перебор на гуслях, в широком кругу слушателей, и посредством музыкального повествования рассказывали детям о старинных легендах и ушедших эпохах – татаро-монгольском иге, Смутном времени, крещении Руси.

Однако песни исполнялись не только во время отдыха – они помогали легче переносить ношу ежедневного труда. Крестьяне пели во время пахоты, сева и жатвы, обращаясь к кормилице-земле, песенным ритмом помогая слаженному темпу тяжелой работы. Известны тягучие, разухабистые песни бурлаков , тянущих по колено в воде громадные баржи и корабли.

Еще в петровские времена родились солдатские песни, превозносящие доблесть, честь, смелость и отвагу. А в кавказских войнах 19 века приобрели популярность казачьи песни, в которых так и слышится свист шашки да галоп резвого скакуна. Кстати, именно в 19 веке интерес к народной песне настолько вырос, что многие композиторы, историки и филологи отправились в путешествие по русским деревням, собирая бесценные, уникальные мелодии и тексты, которые сливаются в бесконечно глубокую по смысловым и эмоциональным оттенкам русскую песню. Именно тогда репертуар народных певцов пополнился новыми мотивами. О русских песнях с восхищением высказывались знаменитые писатели и поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев и другие деятели золотого и серебряного веков литературы.

А в 1911 году впервые выступил крестьянский хор имени Пятницкого, слава о котором прокатилась по всей России. Хор Пятницкого утвердил народную музыку как высокое искусство , вывел её на большую сцену. «Главный певец страны» Федор Шаляпин любил исполнять народные песни не меньше, чем оперные арии, за которые он получил мировое признание.

Во время Великой Отечественной Войны обновился жанр солдатской и военно-патриотической песни, родились новые мелодии, трогательные и воодушевляющие стихи.