Языки программирования: рейтинг зарплат. Знаменитые и великие информатики и программисты

Линус Торвальдс, Дональд Кнут, Ричард Столлман, Джон Кармак — что не имя, то легенда. Интернет-издание VentureBeat список самых авторитетных программистов в мировом ИT-сообществе.

Линус Торвальдс

Создал Linux, свободную операционную систему, в комнате общежития университета Хельсинки. Сегодня на Linux работают дата-центры и суперкомпьютеры, а её разработкой занимается орда фанатов open-source по всему миру.

Торвальдс известен, в частности, тем, что за словом в карман не лезет и не пытается нравиться публике. На одном из недавних выступлений, когда его спросили из зала, не отпугивает ли он своей манерой общения членов Linux-сообщества, он ответил: «Мне на вас наплевать». Про Торвальдса в среде разработчиков ходят такие же шутки, как среди обывателей про Чака Норриса. Например, Торвальдс может делить на ноль и играть в 3D-игры, исполняя их исходный код в мыслях в реальном времени.

Сэр Тим Бернерс-Ли

Единственный в этом списке, кому удалось заслужить рыцарство — в рыцари его возвела британская королева Елизавета II. Он — создатель протокола передачи гипертекста (HTTP), технологии, на которой построен весь интернет.

Сейчас он возглавляет Альянс за доступный интернет, общественную организацию, которую поддерживают Google, Facebook и Microsoft, и которая задалась целью сделать широкополосный интернет доступным людям по всему миру.

Дональд Кнут

Академические работы по компьютерным наукам принесли ему титул «отца анализа алгоритмов». Всё в сети, от алгоритма отбора в ленту Facebook до алгоритма подбора похожих товаров на Amazon, чем-то ему обязано. В свои 77 он пишет книгу под названием «Искусство компьютерного программирования». Кнут также является почётным профессором в Стенфорде.

Брендан Айк

Создатель языка программирования JavaScript, который по факту является стандартом для веб-программирования. Участвовал в создании Mozilla, компании, которая разрабатывает браузер Firefox. Ушёл с поста CEO, когда стало известно о его материальной поддержке проекта по запрету гей-браков в Калифорнии.

Соломон Хайкс

Создатель Docker, технологии, которую обожают разработчики, ведь она пакует приложение со всем его окружением в контейнеры и доставляет его на серверы. Работает, как виртуальная машина, но намного быстрее. Docker начинался как side-project в компании dotCloud, но когда оказалось, что продукт популярен, компания пережила пивот и вскоре превратилась в «единорога».

Марк Цукерберг

Создатель Facebook. Считает, что чем меньше и гибче команда, тем успешнее она будет работать. Миллиардную социальную сеть обслуживает «всего» 10 000 человек по всему миру.

Девид Хейнемейер Ханссон

Известен как DHH. Создатель Ruby on Rails, суперпопулярного фреймворка, принесшего ему титул и награду Google «Хакер года» в 2005-м.

Ричард Столлман

Известен прежде всего борьбой за свободный софт, основатель GNU, автор идеи «копилефта» — в противовес копирайту. Очень принципиальный, не использует никаких проприетарных разработок.

Брэм Коэн

Создатель протокола BitTorrent, подаривший пользователям возможность супербыстрой загрузки файлов. BitTorrent невероятно популярен: по скромным оценкам, его общая пользовательская база составляет 250 млн человек по всему миру. В прошлом году Том Йорк попробовал распространить альбом исключительно через BitTorrent. И всё же, возможности BitTorrent в первую очередь оценили интернет-пираты.

Джеймс Гослинг

Создал язык программирования Java, работая в Sun Microsystems. После поглощения компании Oracle в 2010, Гослинг уволился, став одним из главных критиков Oracle. С тех пор поработал пять месяцев в Google, пока не присоедился к стартапу Liquid Robotics. Также входит в команду известного украинского стартапа Jelastic как независимый директор.

Бьёрн Страуструп

Датский программист в 1978 году создал язык программирования C++, улучшив C. Он до сих пор активно работает: преподает в Техасском университете A&M, Колумбийском университете, а ещё занят в Morgan Stanley.

Джон Кармак

Сооснователь id Software. Во всём мире его знают как создателя Doom. Кстати, сама идея игры родилась во время партии в D&D, которую команда проводила в штаб-квартире id Software регулярно на протяжении нескольких лет. Причем гейм-мастером всегда был Джон. Он первым опробовал те трюки 3D-графики, которые до сих пор используются.

Сейчас он занят в компании Oculus VR, которую Facebook купил за $2 млрд.

Программисты


Будучи специалистом, программист специализируется на предметной области, которая охватывает знания, навыки и умения, которыми способен качественно овладеть один человек-самоучка. Широта предметной области и качество навыков для программиста индивидуальны. Они зависят от трудового опыта, образования, интеллекта, врождённых наклонностей, силы воли, социальной отгороженности.

Программисты - специалисты в области вычислительной техники, современного программного обеспечения, автоматизации производственных и других процессов.
Программист - профессия человека, занимающегося разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей.

Условно программистов можно разделить на три категории:

  • Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.
  • Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределённым базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.
  • Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы и т.п.

Самые известные программисты мира


12(13) сентября во всем мире отмечается профессиональный праздник программистов. Это 256-й день года, выбранный как символ восьмиразрядного байта, позволяющего выразить идентичное количество значений. В России день программиста стал официальным праздником в 2009 году.

До появления официального праздника День программиста отмечали в разные дни. Например, 19 июля - когда первый программист Ада Августа Лавлейс , математик из Великобритании, дочь Байрона, первые программы для аналитической машины Беббиджа, заложив тем самым теоретические основы программирования. Она впервые ввела понятие цикла операции. В одном из примечаний высказала главную мысль о том, что аналитическая машина может решать такие задачи, которые из-за трудности вычислений практически невозможно решить вручную. Так впервые машина была рассмотрена не только как механизм, заменяющий человека, но и как устройство, способное выполнять работу, превышающую возможности человека.

Джон фон Нейман , венгеро-американский математик сделал важный вклад во многие отрасли науки, такие как квантовая физика, функциональный анализ и информатика. С именем фон Неймана связывают архитектуру большинства современных компьютеров, подразумевающую совместное хранение программ и данных для них в памяти вычислительной машины. В последние годы жизни занимался главным образом разработкой вопросов, связанных с теорией игр, теорией автоматов.

Компьютерный специалист Деннис Ритчи известен по участию в создании языков программирования BCPL, B, C, расширения ALTRAN для языка программирования FORTRAN. Языки C и FORTRAN получили широкую популярность в прикладных задачах, также на базе языка C были разработаны многие более поздние языки программирования. Также Ритчи участвовал в разработке операционных систем Multics и UNIX.

Бьёрн Страуструп - автор языка программирования C++ - одного из самых широко используемых языков программирования, разработанного на базе C. Страуструп стал первопроходцем в области использования объектно-ориентированного программирования, которое позволяет создавать масштабные проекты за короткое время, распределяя задачи между участниками и используя ранее разработанные решения. На базе C++ разработано несколько современных языков программирования.

Алексей Пажитнов - советский программист и изобретатель всемирно известной и любимой всеми игры "Тетрис". С 1996 по 2005 год Пажитнов работал в компании Microsoft, где занимался разработкой головоломок Pandora"s Box. В 2007 и в 2009 годах был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award.

Евгений Касперский - российский программист, специалист по информационной безопасности, один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО "Лаборатория Касперского". Также является Лауреатом государственной премии в области науки и технологий за 2008 год. Он является автором большого числа статей и обзоров по проблеме компьютерной вирусологии, регулярно выступает на специализированных семинарах и конференциях в России и за рубежом.

Один из сооснователей поисковой компании "Яндекс" Илья Сегалович . Российский программист, директор по технологиям и разработкам, а также активный участник и организатор помощи сиротам и больным детям. Скончался 23 июля 2013 года.

В 1992 г. Борис Нуралиев вместе с братом - Сергеем Нуралиевым, создали бухгалтерскую программу "1С". В 1996 году возглавляемая им компания выпустила систему "1С:Предприятие", начала заниматься разработкой компьютерных игр. В 2005 году компания "1С" вошла в тройку лидеров российского рынка интегрированных систем управления предприятиями.

Компьютеры - каких их только нет,
И стало модным слово «Интернет»,
Век программистов - 21-й век,
Достиг вершин науки человек!
Программисты - народ удивительный,
Современный и умный народ,
У них всё и всегда относительно
Виртуально стремится вперёд.

Обзор мифов о программировании, пугающих, вводящих в заблуждение и мешающих развиваться новичкам и опытным разработчикам.

Сфера информационных технологий для непосвященного кажется загадочной и непостижимой. Любая тайна рано или поздно начинает обрастать стереотипами и мифическими образами, не избежало этой участи и программирование. В Волшебной Стране IT, где всегда тепло, а деньги растут прямо на деревьях, появились новые герои и артефакты: Всесильный Хакер, Идеальный Язык и Загадочная Женщина-Программист, подобная коту Шредингера .

Тру-программист, какой он

Существует множество мифов о программировании, которые приоткрывают завесу тайны над таинственным образом Настоящего Программиста. Этот герой предстает в разных обличьях, но его сверхспособности не подвергаются сомнению.

Настоящий Программист – это супермен, способный одним щелчком пальцев разобраться со злыми вирусами, с помощью рентгеновского зрения поставить диагноз заболевшему компьютеру и тут же на месте починить его силой мысли.

Настоящий Программист в миру – это бородатый человек в толстом свитере с кофейными пятнами. В ночи он крадется к компьютеру, чтобы немного покодить в тишине, а днем прячется от людей по темным углам.

Миф 1. Программисты не любят общаться

Основной сюжет большинства мифов о программировании – герой-социофоб, замкнутый в себе и неохотно идущий на контакт с внешним миром. Действительно, специфика разработки ПО такова, что специалист много времени проводит один на один с компьютером, сосредоточенно создавая код.

Однако это не мешает программисту тесно общаться со своими коллегами, обсуждать рабочие вопросы, посещать разнообразные конференции и просто тусоваться с друзьями. В этой сфере очень ценится теплая атмосфера и сплоченность коллектива. Считается, что чем комфортнее человеку работать, тем лучший продукт он способен создать.

Миф 2. У программистов скучная жизнь

По распространенному мнению, программисты не имеют хобби, не занимаются творчеством, все свое время проводят за монитором компьютера, питаясь полуфабрикатами быстрого приготовления. Вступая на тропу программирования, насмотревшийся стереотипных фильмов новичок опасается, не станет ли он таким же.

На самом деле программисты, как и люди любой другой профессии, разные. У каждого свои увлечения: танцы, рисование, экстремальный спорт, путешествия. Есть у них только одна общая беда – нехватка времени на все эти радости.

Миф 3. Хороший программист может все

В десятках мифов о программировании главный герой самоотверженно решает проблемы, прямо или косвенно связанные с компьютером.

Основные суперсилы тру-программиста:

  • , систем безопасности банков и государственных предприятий;
  • починка всех возможных неисправностей ПК, ноутбуков, принтеров и прочего периферийного оборудования;
  • установка и настройка различных операционных систем.

Конечно же, это не так. В сфере информационных технологий существует огромное количество направлений деятельности, не связанных напрямую друг с другом: кто-то работает с «железом», кто-то – с программами, кто-то – с сетями. Не станем же мы требовать от высококлассного педагога младшей школы провести ребенку операцию по удалению гланд только потому, что объект манипуляций тот же самый?

Миф 4. Программисты умеют только писать код

Создатели подобных мифов о программировании несомненно очень далеки от этой сферы и не представляют, как происходит процесс разработки.

Проблемы, решаемые компьютерными программами, далеко выходят за область информационных технологий. Взять хотя бы инструменты для бухгалтерского учета: чтобы создать качественный продукт, программист должен в общих чертах разбираться в этой предметной области.

Идеальным представляется вариант сотрудничества профессионального бухгалтера, который знает, чего он хочет, и кодера, который разбирается в программировании и знает, как объяснить машине, что нужно делать. Увы, так это не работает.

Бухгалтер в большинстве случаев слишком далек от компьютерных наук и просто не способен в деталях объяснить, чего он ждет от продукта. Вот и приходится программисту самостоятельно вникать в экономические понятия и схемы.

Миф 5. Тру-программист все пишет с нуля

Получив новую задачу, хороший специалист садится за компьютер и создает всю архитектуру на пустом месте. Классный программист не нуждается в чужой помощи. Он абсолютно уверен в каждом элементе своей программы и может поручиться за его бесперебойную работу.

В этом случае не появилось бы 90% всех существующих программных продуктов, работа которых основана на других программах, библиотеках и фреймворках. В программировании господствует идеология разделения труда и переиспользования уже готовых компонентов системы, модульность. Это позволяет в разы упростить и ускорить разработку, повышая ее качество.

Как стать тру-программистом

Дорога к вершинам профессионального мастерства настолько таинственна и неопределенна, что народное творчество предлагает сразу несколько мифов о программировании с противоположными вариантами развития событий.

Миф 6. Долгий тернистый путь

В программировании уже давно преобладают самоучки. Все больше профессионалов вырастает из людей, которые никогда не посещали лекций по процедурам языка Паскаль .

К сожалению, университет, каким бы хорошим он ни был, не в состоянии сделать из незаинтересованного студента мотивированного работника. А заинтересованный человек и без вуза найдет, где и чему научиться. В сфере информационных технологий работодатели прекрасно об этом осведомлены.

Это, однако, не отрицает пользы академического образования в области программирования. Глубокое понимание базовых концепций, большой опыт решения задач – великолепный фундамент для будущей работы.

Миф 7. Легкий приятный путь

Стать программистом можно за 30 минут в день. Достаточно пройти какие-нибудь курсы или посмотреть пару видеоуроков. Это очень просто, почему все люди еще не начали писать код?

Мы уже перестали верить в то, что можно за неделю выучить иностранный язык. В программировании ситуация ничуть не радужнее. Знания + реальный опыт – это единственно возможный рецепт успеха. Набираясь опыта по 30 минут в день, придется потратить долгие годы.

Путь к профессиональным высотам никогда не заканчивается. Отучившись в университете, окончив курсы, прочитав кучу учебников, нельзя останавливаться. Хороший программист учится всю жизнь.

Миф 8. Все курсы одинаковые / Идеальный курс

На просторах мировой сети и на полках книжных магазинов можно найти сотни самых разнообразных учебников, курсов, шпаргалок по программированию. Конечно же, они отличаются друг от друга. Как минимум, у них разные авторы со своей манерой изложения, подачей и выбором материала. И это замечательно, потому что все люди учатся по-разному.

Нет суперкурса, который подошел бы каждому ученику. В поисках идеального по всем параметрам материала можно прошерстить много неподходящих, это совершенно нормально.

Поэтому большинство курсов предлагают слушателям короткий бесплатный пробный период, и этой возможностью нужно пользоваться.

Миф 9. Начинать следует со сложных языков и концепций

Неизвестно откуда взялся этот нелогичный миф, однако он довольно распространен среди новичков в программировании.

Особенно полезны эти навыки для детей. Да-да, уже с 7-8 лет ребенок вполне способен понять базовые концепции и алгоритмы. Для детей даже существуют и среды разработки, например, Scratch. Подобные занятия развивают логику, память, аналитическое мышление.

Миф 18. Женщины не могут быть хорошими программистами

Рождение этого стереотипа кажется особенно странным, если вспомнить, сколько талантливых женщин-программистов знает история.

Дело в том, что представительницы прекрасного пола реже мужчин выбирают такой профессиональный путь, поэтому их в принципе меньше в этой сфере. Но объективных факторов для того, чтобы заинтересованная женщина не добилась успеха на стезе программирования, не существует.

Языки программирования

Когда преодолены страхи, пройден начальный этап обучения, и адепт уже решительно готов стать тру-программистом, на его пути встают новые стереотипы.

Миф 19. Все языки одинаковые / разные

Языки программирования похожи между собой, но одинаковыми их никак нельзя назвать.

Сходство объясняется базовыми концепциями, логикой, которая лежит в основе всего. Но каждый язык был создан для собственной цели: обучения, веб-разработки, повышенной производительности, работы с . Это определяет особенности синтаксиса и семантики, а также дополнения, отличающие один язык от другого.

В большинстве случаев программист, освоивший один язык, достаточно легко может разобраться в программе, написанной на другом. Впрочем, для детального понимания ему наверняка потребуется справочник.

Конечно, существуют низкоуровневые, высокоуровневые и другие специфические языки, непохожие ни на кого, но их мало + они узконаправленные.

Миф 20. Идеальный язык

Новички, приходя в программирование, первым делом задаются вопросом, какой из всего многообразия существующих языков самый лучший, удобный, полезный – идеальный!

Программисты, как верные своим болотам кулики, очень любят те языки, на которых преимущественно пишут, и беззастенчиво их нахваливают. Однако таинственный Идеальный Язык по-прежнему не найден.

Не нужно искать Святой Грааль программирования: его не существует. Новичку следует просто выбрать себе понравившийся язык и познавать его возможности.

Миф 21. Веб-программирование – это несерьезно

Долгое время язык среди разработчиков считался, мягко говоря, несерьезным. Сделанный на коленке, он просто не мог стать основой чего-то большого и сложного. Сейчас мнение изменилось, PHP занял свою нишу в IT-сфере.

JavaScript всегда был игрушечным языком, пригодным только для простенькой анимации веб-страниц. Сейчас этот язык усердно борется за звание самого универсального, успешно осваивая серверную сторону разработки.

– большая и активно развивающаяся сфера. Сейчас это очень серьезно.

Миф 22. Программирование – это скучно

Одно из самых упоительных чувств, испытываемых программистом – чувство творца. Благодаря ему из небытия возникают программы, которые могут приносить людям пользу и радость.

Навыки программирования применимы во всех сферах жизни: от сельского хозяйства до авиастроения и космической промышленности. Программисты , социальные сети, мобильные приложения – разве это скучно?

Волшебная Страна IT

Окутанная туманом стереотипов и мифов о программировании, Волшебная Страна IT завлекает молодых адептов иллюзиями и обещаниями.

Миф 23. Программист = миллионер

Есть мнение, что программисты прилично зарабатывают. Действительно, зарплаты многих работников имеют весьма приятные размеры. Многих, но не всех.

Спрос на IT-специалистов на рынке труда высок, но работодатели ищут работников с опытом, поэтому первое время придется довольствоваться небольшими зарплатами и нарабатывать портфолио.

Чтобы достичь профессиональных высот нужно много работать, либо придумать и создать по-настоящему крутой продукт.

Миф 24. Новички никому не нужны

Противоположный миф утверждает, что новичку в программировании невозможно и начать зарабатывать, пока он не набьет руку и не сформирует портфолио.

На самом деле на рынке есть много и юниоров, где соискатель сможет набраться опыта на реальных проектах и даже получать небольшую зарплату. В будущем возможно полное трудоустройство в эту же компанию. Кроме того, существуют фриланс-биржи, где можно найти задания, соответствующие уровню исполнителя.

Миф 25. Навыки программирования нужны только программистам

Программирование – умение специфическое, и оно нужно лишь тем, кто занимается им непосредственно? Это не так.

Компьютеры сейчас доступны и удобны, с их помощью можно существенно упростить себе жизнь и повысить собственную эффективность. Умные машины могут выполнять за человека рутинные повторяющиеся долгие операции, например, составлять отчеты, считать статистику, форматировать тексты, обрабатывать видео. Но для этого их нужно запрограммировать.

Основы компьютерной грамотности должны стать таким же естественным знанием, как умение умножать числа.

Линус Торвальдс, Дональд Кнут, Ричард Столлман, Джон Кармак — что не имя, то легенда. Интернет-издание VentureBeat список самых авторитетных программистов в мировом ИT-сообществе.

Линус Торвальдс

Создал Linux, свободную операционную систему, в комнате общежития университета Хельсинки. Сегодня на Linux работают дата-центры и суперкомпьютеры, а её разработкой занимается орда фанатов open-source по всему миру.

Торвальдс известен, в частности, тем, что за словом в карман не лезет и не пытается нравиться публике. На одном из недавних выступлений, когда его спросили из зала, не отпугивает ли он своей манерой общения членов Linux-сообщества, он ответил: «Мне на вас наплевать». Про Торвальдса в среде разработчиков ходят такие же шутки, как среди обывателей про Чака Норриса. Например, Торвальдс может делить на ноль и играть в 3D-игры, исполняя их исходный код в мыслях в реальном времени.

Сэр Тим Бернерс-Ли

Единственный в этом списке, кому удалось заслужить рыцарство — в рыцари его возвела британская королева Елизавета II. Он — создатель протокола передачи гипертекста (HTTP), технологии, на которой построен весь интернет.

Сейчас он возглавляет Альянс за доступный интернет, общественную организацию, которую поддерживают Google, Facebook и Microsoft, и которая задалась целью сделать широкополосный интернет доступным людям по всему миру.

Дональд Кнут

Академические работы по компьютерным наукам принесли ему титул «отца анализа алгоритмов». Всё в сети, от алгоритма отбора в ленту Facebook до алгоритма подбора похожих товаров на Amazon, чем-то ему обязано. В свои 77 он пишет книгу под названием «Искусство компьютерного программирования». Кнут также является почётным профессором в Стенфорде.

Брендан Айк

Создатель языка программирования JavaScript, который по факту является стандартом для веб-программирования. Участвовал в создании Mozilla, компании, которая разрабатывает браузер Firefox. Ушёл с поста CEO, когда стало известно о его материальной поддержке проекта по запрету гей-браков в Калифорнии.

Соломон Хайкс

Создатель Docker, технологии, которую обожают разработчики, ведь она пакует приложение со всем его окружением в контейнеры и доставляет его на серверы. Работает, как виртуальная машина, но намного быстрее. Docker начинался как side-project в компании dotCloud, но когда оказалось, что продукт популярен, компания пережила пивот и вскоре превратилась в «единорога».

Марк Цукерберг

Создатель Facebook. Считает, что чем меньше и гибче команда, тем успешнее она будет работать. Миллиардную социальную сеть обслуживает «всего» 10 000 человек по всему миру.

Девид Хейнемейер Ханссон

Известен как DHH. Создатель Ruby on Rails, суперпопулярного фреймворка, принесшего ему титул и награду Google «Хакер года» в 2005-м.

Ричард Столлман

Известен прежде всего борьбой за свободный софт, основатель GNU, автор идеи «копилефта» — в противовес копирайту. Очень принципиальный, не использует никаких проприетарных разработок.

Брэм Коэн

Создатель протокола BitTorrent, подаривший пользователям возможность супербыстрой загрузки файлов. BitTorrent невероятно популярен: по скромным оценкам, его общая пользовательская база составляет 250 млн человек по всему миру. В прошлом году Том Йорк попробовал распространить альбом исключительно через BitTorrent. И всё же, возможности BitTorrent в первую очередь оценили интернет-пираты.

Джеймс Гослинг

Создал язык программирования Java, работая в Sun Microsystems. После поглощения компании Oracle в 2010, Гослинг уволился, став одним из главных критиков Oracle. С тех пор поработал пять месяцев в Google, пока не присоедился к стартапу Liquid Robotics. Также входит в команду известного украинского стартапа Jelastic как независимый директор.

Бьёрн Страуструп

Датский программист в 1978 году создал язык программирования C++, улучшив C. Он до сих пор активно работает: преподает в Техасском университете A&M, Колумбийском университете, а ещё занят в Morgan Stanley.

Джон Кармак

Сооснователь id Software. Во всём мире его знают как создателя Doom. Кстати, сама идея игры родилась во время партии в D&D, которую команда проводила в штаб-квартире id Software регулярно на протяжении нескольких лет. Причем гейм-мастером всегда был Джон. Он первым опробовал те трюки 3D-графики, которые до сих пор используются.

Сейчас он занят в компании Oculus VR, которую Facebook купил за $2 млрд.

По данным HackerRank, платформы с полуторамиллионной аудиторией, на которой программисты соревнуются в решении задач, по итогам 2017 года Россия заняла второе место после Китая в рейтинге сильнейших программистов и удерживает абсолютное лидерство в области разработки алгоритмов. Но самые впечатляющие результаты показывают российские студенты, которые разбивают всех в пух и прах на международных олимпиадах и чемпионатах.

С 2000 года Россия получила 32 золотые медали на Международном студенческом чемпионате по спортивному программированию ICPC, оставив далеко позади Китай с 13 медалями и США - с шестью.

Что же делает российских IT-специалистов востребованными и успешными?

«ЛИТМО-1» (1958) была первой универсальной электронной цифровой машиной для инженерных расчетов, содержала 850 электронных ламп, производила 100 операций в секунду и имела 2048 байт памяти.
.

Преемственность

От Советского Союза современной России досталась сильная математическая школа. Советские ученые совершали революционные прорывы в технических и естественнонаучных областях - достаточно вспомнить имена Петра Капицы, Игоря Курчатова, Льва Ландау.

После распада СССР в девяностые годы IT-специалисты пользовались большим спросом. Программирование было чуть ли не единственной профессиональной сферой, в которой можно было заработать. Хорошо подкованному математику освоить программирование просто, потому что информатика - это практическое приложение математики. Поэтому информатика в России, хоть и с запозданием, тоже стала развитой областью науки и практики.

Умники из школы

Российские школьники уже с начальных классов решают много задач, в которых надо удерживать в голове сразу несколько шагов. Фору нашим ученикам дает и запрет на пользование калькулятором на уроках и олимпиадах. Во Франции и США упрощать себе расчеты разрешается с третьего класса.

К тому же наши школьники довольно рано начинают оперировать абстрактными понятиями. Например, многочлены у нас проходят уже в средней школе. Числа - это понятие вообразимое, а вот (a+b)2 осознать гораздо сложнее. Здесь требуется навык абстрактного мышления.

В России также хорошо развита система спецшкол, лицеев с физико-математическим уклоном, разделения на специализации в старших классах. Олимпиады помогают уже со школьной скамьи отобрать и направить талантливых ребят в лучшие вузы страны. Проходя этапы Всероссийской олимпиады школьников, ученики тренируются на сложных задачах и получают опыт соперничества с лучшими из лучших. Как итог - уже на школьном этапе Международных олимпиад по информатике и физике российские ребята показывают незаурядные результаты.

Всем, кто увлекается спортивным программированием, хорошо известно имя Геннадия Короткевича. Он является самым титулованным олимпиадным программистом в мире и занимает первую строчку в рейтинге кодеров на платформе Codeforces. Сначала Короткевич был самым юным абсолютным победителем международной олимпиады школьников по информатике IOI от Белоруссии, а позже поступил в российский вуз и в 2013 и 2015 годах на студенческом чемпионате мира по программированию ICPC в составе команды Университета ИТМО выиграл абсолютное золото. Короткевич также многократно выигрывал «Яндекс.Алгоритм», VK Cup, Google Code Cup и многие другие соревнования.

Студенты Университета ИТМО - шестикратные абсолютные чемпионы мира по программированию 2015 года/Фото Википедия
.

Университеты

Большой вклад в подготовку сильнейших IT-кадров в России делают университеты: МФТИ, СПбГУ, Университет ИТМО, МГУ им. Ломоносова, Саратовский государственный университет, Уральский федеральный университет. Вузы проводят соревнования по программированию. В Москве Центр развития ИТ-образования МФТИ проводит Международный фестиваль MosCode Festival. Ежегодно проводится чемпионат Урала по спортивному программированию, регулярные соревнования проходят в Санкт-Петербурге, а также в маленьких городах вроде Коврова.

В России и странах бывшего СССР с начала 2000-х проводятся регулярные тренировочные соревнования: учебные сборы в Петрозаводске, Открытый кубок имени Е. В. Панкратьева по программированию. А с 2012 года сначала на кампусе МФТИ, а сейчас во Владивостоке, Гродно, Барселоне и Колламе (Индия) начали проходить сборы Moscow Workshops ICPC, куда со всего мира съезжаются студенческие команды для подготовки к Олимпийским играм по программированию ICPC. На сегодняшний день в них уже приняли участие 167 вузов из 50 стран. Результаты тренировок на буткэмпах впечатляют - 10 из 13 победителей финального чемпионата ICPC 2018 проходили подготовку в Moscow Workshops ICPC. Локальная история российских буткэмпов переросла в глобальную сеть и не имеет похожих по масштабу аналогов в других странах.

Базовые программы у нас и за рубежом в целом похожи, но важен еще и уровень студентов. У нас во многих университетах настолько строгий отбор, что там собираются уникальные по уровню группы. Например, в МФТИ проходной балл по ЕГЭ уже много лет - 94, что наравне с МГИМО делает его самым сложным вузом для поступления в России. Прошедшие отбор ребята получают углубленное образование и много работают в командах. Умение работать в коллективе, хорошо закрепленное физтехами, - это важный навык в бизнесе. Сейчас ведущие вузы России, среди которых, например, НИУ ВШЭ и университет ИТМО, активно развивают предпринимательские компетенции студентов. МФТИ движется в сторону технологического предпринимательства, и многие ребята продолжают после учебы работать в сложившихся во время учебы командах. Это важно, потому что на этапе поиска инвесторов одни из ключевых вопросов - это «кто ваша команда» и «как в ней происходит взаимодействие».

Яркий пример - компания Looksery Inc, основанная Виктором Шабуровым, команда которой разработала популярное приложение, добавляющее маски на лица людей в режиме видео. Ядром компании были участники одной команды по олимпиадному программированию. Спустя всего три года с момента создания, в 2015 году, они продали ее Snapchat за $150 млн. Шабуров сейчас активно поддерживает программы обучения для школьников и студентов. Недавно он организовал фонд Botan Investments и открыл грантовую программу для преподавателей в области машинного обучения.

В московской компании - разработчике алгоритмов трейдинга AIM Tech, которую основал Илья Седошкин, тоже работают медалисты World Finals ICPC из МФТИ: Ренат Гимадеев, Александр Останин, Константин Семенов и другие. Это область, где ценится скорость проведения сделок. А скорость и алгоритмы - это то, что особенно хорошо нарабатывается в спортивном программировании.

Технологическое предпринимательство коснулось и банков, которые теперь все больше превращаются в IT-компании. Например, проект iPavlov на основе технологий машинного обучения разрабатывает автоматический чат для Сбербанка России.

IT-корпорации и их подопечные

Скоординированная работа вузов и поддержка со стороны IT-компаний сформировали культуру программирования в нашей стране. Бизнес совместно с вузами организует учебные программы, тем самым привносит новые компетенции и модели бизнес-процессов, которые университеты внедряют в образовательную деятельность. Среди компаний, поддерживающих IT-образование в стране: «Яндекс», JetBrains, Mail.Ru Group, «1C», Тинькофф Банк, Сбербанк и другие.

Например, компания JetBrains развивает программу бакалавриата на кафедре математических и информационных технологий в СПбАУ, а также совместно с компанией Acronis - магистратуру в МФТИ. Mail.Ru Group организовал пять образовательных программ по web- и мобильной разработке, искусственному интеллекту и высоконагруженным проектам: «Технопарк» с МГТУ им. Н. Э. Баумана, «Техносфера» с факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова, «Технотрек» с МФТИ, «Технополис» с СПбПУ и «Техноатом» с МИФИ.

У «Яндекса» создано много образовательных программ, например, «Школа анализа данных» для старшекурсников и выпускников технических специальностей. «Яндекс» также учредил стипендию для олимпиадников, которые учатся на первом курсе факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

Компании черпают кадры из студенческой среды. Разработка «ВКонтакте» очень близка к олимпиадному подходу в решении задач, потому что его создатели со школы были в этой системе. Например, программной разработкой социальной сети «ВКонтакте» занимался Николай Дуров, двукратный победитель чемпионата мира по программированию ICPC от СПбГУ, и его соратник по команде Андрей Лопатин, тренер Moscow Workshops ICPC, который тренировал победоносные команды СПбГУ. И сейчас во «ВКонтакте» работают чемпионы ICPC Дмитрий Егоров и Павел Кунявский.

За рубежом компании тоже помогают студентам, но нас отличают работающие, эффективные программы. «Яндекс» создал относительно простую для использования платформу «Яндекс.Контест», где проводятся соревнования по программированию. Там преподаватели вузов могут сами загружать свои задания. Проверка автоматизирована, а значит, непредвзята, и это помогает региональным вузам встроиться в систему подготовки ведущих программистов.

Трудоспособность русских

Чемпионы международных соревнований - это ребята, которые очень много работали еще со школы. Например, в команде МФТИ у одного из участников была медаль Международной школьной олимпиады по информатике. Другой в течение шести лет в вузе, помимо учебы, по нескольку часов в день уделял тренировкам, ездил на бесчисленное количество чемпионатов, тренировочных сборов.

На самих соревнованиях студенты преодолевают большие психологические перегрузки. Сложнейшие задачи, сжатые сроки и сильные соперники - это еще полбеды. На чемпионате ICPC, например, ребята находятся как под микроскопом: их постоянно снимают камеры, экран с кодом транслируется в интернет. Те, кто выдерживает нагрузку, в стрессовых ситуациях на работе уже чувствуют себя гораздо увереннее.

Свобода

IT-индустрия в России и мире во многом развивается самостоятельно, по принципу «Выживает самый эффективный». Нет никакой разницы, откуда ты, если твои алгоритмы ускоряют процессы и делают работу системы быстрее и дешевле. Поэтому программирование - это та вещь, в которой человек может преуспеть и в России, и за рубежом. Российские программисты, вопреки расхожему мнению, далеко не всегда хотят эмигрировать. Скорее они ищут интересные для себя задачи, которых много сейчас в «Яндексе», во «ВКонтакте» и в стартапах.

Преподаватели

В сфере IT в России и мире большая нехватка кадров. Поэтому, какую страну или регион ни возьми, средняя зарплата IT-специалиста будет выше, чем в других отраслях. По данным HeadHunter, средняя зарплата в сфере IT в России - 88 246 рублей при средней по России 45 640 рублей. В США, по данным Glassdoor, средняя зарплата IT-специалиста в пересчете на рубли - примерно 330 000 в месяц. В Великобритании зарплата программиста составляет 31 901 фунт стерлингов в год (около 220 000 рублей в месяц). В Швейцарии, по данным SwissInfo, программисты получают в среднем 4608 швейцарских франков (около 230 000 рублей в месяц). Но при работе со статистикой надо понимать, что уровень цен в других странах тоже значительно разнится, на сумму влияет курс рубля по отношению к другим валютам. Также во многих зарубежных странах уровень налогов сильно снижает реальную зарплату, которой фактически оперирует работник.

Высокие зарплаты в сфере IT - это еще не вся картина. Программистов из ведущих вузов расхватывают сразу после выпуска и даже раньше - компании стараются обеспечить лояльность будущих специалистов уже со школьной скамьи. И такая тенденция не только в России. В Силиконовой долине не хватает квалифицированных программистов. В Калифорнии стали пользоваться популярностью курсы длиной в несколько месяцев по программированию для выпускников местных колледжей, потому что студенты после выпуска самостоятельно не могут писать код.

Казалось бы, надо просто готовить больше выпускников, но это кто-то должен делать? А зарплаты в образовании ниже, чем в компаниях. Именно в IT-отрасли большой разрыв, что вызывает отток качественных преподавателей. Выходит, следующее поколение некому готовить. Поэтому большую роль в том, чтобы люди вовлекались и оставались в профессии, играет опять же культура программирования. В Европе и США она не так развита, а нам удалось вовлечь достаточное количество людей в эту систему. Чтобы успехи в сфере IT продолжались и дальше, надо повышать престиж IT-образования, популяризировать этот род деятельности.