Информационные технологии в сфере культуре. Информационное сопровождение культурно-досуговой деятельности



А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53720. Правописание гласных после шипящих 40 KB
Сегодня мы познакомимся с новым с новым словарным словом экскурсия. Кто знает что обозначает это слово Правильно экскурсия это коллективное посещение музея достопримечательного места предприятия поездка прогулка с образовательной научной спортивной или увеселительной целью. Куда мы можем пойти на экскурсию в нашем городе Давайте запишем наше слово в тетради. Сколько слогов в нашем слове Сколько букв Сколько звуков Давайте еще раз повторим это слово.
53721. Три склонения имен существительных 77 KB
Развивающие: Продолжить формирование у школьников умение определять виды склонения; Освежить знания учащихся о склонении полученные в младших классах; Продолжить развивать монологическую речь коммуникативные навыки коммуникабельность навыки сотрудничества; продолжить развивать умение сравнивать обобщать и систематизировать; Воспитательные: продолжить...
53722. Розробка мультисервісної мережі для Київського району м. Донецьк 13.44 MB
Метою даного дипломного проекту є надання мешканцям Київського району, по одному каналу широкосмугового доступу, послуг високошвидкісного доступу до мережі Інтернет, IPTV та IP телефонії. Кінцевим користувачам економічно більш вигідне підключення до Інтернет по виділеному швидкісному каналу за рахунок того, що в такому випадку оплачується трафік, а не тривалість зєднання (як при використанні аналогових модемів).
53723. «Цветок Кактуса». Работа с крепированной бумагой 57.5 KB
Ребята какое у вас настроение Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Ребята посмотрите всё ли у вас на рабочих местах всё ли в порядке Сегодня на урок труда вы должны были принести полоски крепированной бумаги полоски красной и белой бумаги зеленую бумагу проволоку ножницы. Ребята сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну а называется она Цветочная. Правит этой страной многоуважаемая королева а как её зовут вам надо угадать: Хоть не зверь я и не птица Но сумею защититься Растопырю коготки Только тронь мои...
53724. Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них 71.5 KB
Цели и задачи урока: обучающие: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон. Как называются...
53726. Управление денежными активами 25.5 KB
Финансовый цикл – это промежуток времени между сроком платежа предприятия по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей. Иными словами финансовый цикл определяется как временной интервал между оттоком и притоком денежных средств в связи с осуществлением текущей производственной деятельности.
53727. По страницам Великой Отечественной войны 250 KB
К конкурсу проводится предварительная подготовка. Вопросы даются заранее (кроме тех, которые имеют пометку “Кот в мешке”), но номера вопросов не называются. Многие вопросы предполагают, работу учащихся с дополнительной литературой, с источниками и документами. Учащиеся должны проявить эрудицию, находчивость смекалку
53728. Профессиональные интересы, склонности и способности 49.5 KB
План урока: Проверка готовности к уроку 1 мин. Повторение изученного материала 5 мин. Сообщение темы и целей урока 2 мин. Изучение нового материала 27 мин.

ПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ - ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 351.858:379.8 В. М. Чижиков

В статье рассматриваются проблемы, связанные с управлением сферой культуры. Технологии менеджмента социально-культурной деятельности рассматриваются как ресурс совершенствования технологического взаимодействия и специально организованного управленческого процесса.

Ключевые слова: технологии управления, категории, механизмы управления.

Moscow State University of Culture and Arts

MANAGEMENT OF SPHERE OF THE CULTURE - TECHNOLOGIES OF EFFECTIVE DEVELOPMENT

In article the problems connected with management of the sphere of culture are considered. Technologies of management of welfare activity are considered as a resource of improvement of technological interaction and specially organized administrative process.

Keywords: management, technology, governance mechanisms.

Технологии социально-культурной деятельности глубоко исследованы и научно описаны. Накопленные знания в этой области обновляются теоретическими и технологическими инновациями. В исследованиях же технологий управления социально-культурной деятельностью наблюдается большое отставание, несмотря на их актуальность. Технологии управления сферой культуры концептуально насыщены ценностными смыслами социально-культурной деятельности. Здесь управление становится регулятором общественного взаимодействия и поведения людей. Социально-культурная деятельность как область деятельности по вовлечению людей в социокультурную деятельность, повышению их культурного уровня управляется обществом и его

социально-культурными институтами, предметное поле которых и опыт управления технологично развивают социально-культурные процессы.

Управленческие технологии, равно как и другие технологии, содержат в себе потенциал самокритичного видения самих себя (рефлексия), и благодаря этому способны к взаимодействию, устанавливая содержательные соотношения с технологиями социально-культурной деятельности, и никогда не претендуют на абсолютную монополию, исчерпывающую возможность своего опыта. Они предрасположены к транспонированию на языки других технологий, без чего не возможно взаимодействие. Технологии управления сферой культуры, таким образом, выполняют конкретные

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ S (SS) сентябрь-октябрь 2013 70-76

задачи и обеспечивают взаимодействие с другими технологиями по принципу дополнительности, образуя целостность всего технологического процесса социально-культурной деятельности. Взаимодействие разных технологий обусловлено тем, что личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей.

Личностные качества человека связаны друг с другом, взаимно обусловлены, поэтому в учреждении культуры человека нельзя воспитывать и развивать отдельно «по частям», формируя сегодня нравственность, завтра трудолюбие, а послезавтра толерантность. Отдельные черты личности формируются комплексно. Совершенно обоснованно А. Д. Жарков утверждает, что процесс воспитания и развития в учреждениях культуры протекает на основе «таких фундаментальных процессов, как самоотношение, самопознание, саморегуляция, что посредством рефлексии выстраивается отношение человека не только к внешнему, но и к внутреннему миру» .

Участвуя в культурных процессах (программах) учреждений культуры, человек не должен знать, «воздействию» каких технологий он подвергается. для него важно, чтобы там было интересно, информативно, полезно, увлекательно, важна встреча с друзьями и знакомыми, возможность культурно и с пользой провести свой досуг. По этому поводу Саймон Манди в книге «Культурная политика. Краткое руководство» сказал: «руководитель подобен садовнику, который прекрасно знает, когда удобрить, что и где посадить, когда открыть сад взору публики. Но, когда имеешь дело с человеческой культурой, сад нельзя слишком много контролировать. Как в любом из лучших хозяйств конца XVIII века, в "культурном саду" должны быть не одни строгие террасы, но и дикие заросли, и ограды для нежных роз, и широкие открытые пространства для больших деревьев. Как и труд садовника, работа адми-

нистратора культуры будет идеальной, если никто не сможет заметить руки, подготавливающей почву. Наши цветы могут взойти и самостоятельно, однако это будут жалкие, единичные кустики, выросшие на плохой почве. А в скором времени они перейдут через забор в ухоженный и плодородный огород соседа» [цит. по: 2].

Понимание роли и значения социально-культурных технологий в контексте их взаимодействия между собой даёт основание перевести ресурсы совершенствования технологического взаимодействия в статус специально организованного управленческого процесса. Его механизм «запускается» благодаря созданию между разными технологиями тесных связей по типу «технология - технология», что в совокупности объединяет усилия и резервы каждого проекта или программы в русле целевой задачи. Организованное взаимодействие при этом не является самоцелью, а выступает объединяющим контентом эффективного решения задач вовлечения населения в социально-культурную деятельность.

Интеграция усилий технологов разных профилей в рамках одного проекта, программе ведёт к естественному увеличению числа общественных, добровольных помощников, к приращению новых субъектов за счёт общественных формирований, индивидуальных и групповых участников технологических процессов. В их число входят межведомственные общественные организации, творческие группы молодёжи, детей, родителей, педагогов-организаторов, участвующих в совместной социально-культурной деятельности.

деятельность добровольных общественных помощников связана, прежде всего, с работой на творческих экспериментальных площадках, в творческих мастерских, проектных группах, временных объединениях, проблемных группах, студиях, «парках культуры», в лабораторных условиях которых создаются программно-целевые и проектные продукты.

При этом повышается роль техноло-

гий организационной деятельности, эффективность которых определяется совокупностью условий: ад министративно-правовых, связанных с легитимностью направлений деятельности, организационно-функциональных, отражающих характер подготовки и реализации социально-культурных проектов и программ, социально-психологических, определяющих степень заинтересованности участников, и технологических, обеспечивающих процессы современными электронными средствами сопровождения социально-культурной деятельности. Развитие взаимодействия способствует и систематизации деятельности творческих коллективов, разработке проектов и программ не только учрежденческого, но и городского, районного и даже регионального масштаба.

Качественные, уникальные технологии создаются компетентными специалистами разных направлений и профилей деятельности. Не умоляя значимости каждой профессии, в контексте материала данной статьи, адресованного, прежде всего, руководителям, организаторам культурных процессов на местах и будущим менеджерам социально-культурной деятельности, обучающимся в вузах культуры и искусств и других учебных заведениях, обратим внимание на необходимость развития управленческого ресурса в данной профессии. Более подробно данные проблемы освещены в статье «Мониторинг рынка труда управленческих кадров для отрасли культуры и искусства» [см.: 3].

Устоявшееся отношение к сфере культуры как области, которая не требует серьёзных управленческих и финансовых вложений, доминирует не только в России, но и характерно для многих стран Европы. Представители власти наслаждаются культурой чаще всего в свободное от работы время, и поэтому им кажется, что деятели культуры и те, кто ими руководит, не работают, а развлекаются. Поэтому проблемы, связанные с деятельностью чиновников разных уровней в сфере культуры, сегодня фактически

не сформулированы, следовательно, отсутствует необходимая теоретическая и эмпирическая база. Что могут и чего не могут сегодня руководители органов культуры, как развивается эта управленческая страта, какие основные характеристики отличают этих профессионалов от управленцев в других сферах, - предстоит разобраться самим.

Актуализирующим фактором значимости технологий управления сферой культуры является динамичный процесс встраивания социально-культурных учреждений в систему рыночных отношений. Сегодня вряд ли можно ожидать от государства существенного увеличения размеров ассигнований на культуру, а надежды на увеличение финансовой помощи от общественных фондов в настоящее время не всегда реальны.

Следовательно, главной задачей становится решение проблемы поиска и привлечения в каждое учреждение культуры своего зрителя, а это заставляет относиться к культурному продукту, услуге как к рыночным категориям купли-продажи, что обязывает менеджеров сферы культуры изучать и знать законы рынка. Как подчёркивает Э. В. Новаторов, «существующая теория маркетинга услуг в контексте учреждений культуры развивалась с помощью заимствования некоторых концепций из общественных наук. Из социологии, организационного поведения и антропологии были позаимствованы концепции организации как открытой системы, мотивации личным интересом, двустороннего добровольного обмена» .

Следовательно, речь идёт о других подходах к работе с населением, о системной работе с реальными и потенциальными посетителями, у которых изменилось не только социально-экономическое положение, но и произошла эволюция сознания и поведения, а в индивидуально-личностном отношении реально возрос дефицит свободного времени.

Последнее утверждение вызывает много споров: «по признанию многочисленных зарубежных исследователей, сегодня в социо-

логии сам факт наличия "свободного времени" остаётся не вполне очевидным» . По официальным данным, количество свободного времени у граждан страны не уменьшилось, потому что рабочий день и рабочая неделя остаются неизменными. А если к этому добавить сокращение рабочих дней (январские и майские «каникулы»), то действительно создаётся впечатление (поверхностное), что свободного времени у людей стало больше.

Однако инициативный всероссийский опрос, проведённый, например, в 2012 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что гражданам России не хватает свободного времени. Выяснилось, что лишь 36% наших сограждан располагают большим количеством свободного времени. Помимо пожилых участников опроса, в эту группу вошли также невысокообразованные и малообеспеченные граждане. У 39% опрошенных респондентов свободное время есть, но его количеством они не удовлетворены, а 23% опрошенных заявили, что у них вовсе нет досуга. На полное отсутствие свободного времени жалуются, в основном, материально обеспеченные респонденты и граждане в возрасте от 25 до 44 лет, которые проживают в крупных городах.

Что касается качества досуга, то, по данным ВЦИОМ, им довольны 60% опрошенных, что даже больше чем в 2008 году, а вот 35% респондентов своё свободное времяпрепровождение оценивают негативно. Удовлетворены тем, как проводят свободное время, обеспеченные россияне (69%) и жители крупных городов (66%). Недовольны своим досугом чаще всего малообеспеченные респонденты (47%) и столичные жители (40%).

Некоторыми формами культурного досуга беспрепятственно могут пользоваться все граждане (просмотр телепрограмм, домашние увлечения и хобби, общение с близкими и друзьями, участие в народных праздниках, религиозных обрядах). досуговые предпочтения, связанные с дополнитель-

ными материальными ресурсами, включая литературу, музыку, кино, спектакли, концерты, Интернет, в разных пропорциях сокращаются по мере понижения социального статуса человека. При этом многие формы социально-культурной деятельности для малоимущей части населения, вопреки заверениям о приоритете ценностей культуры для каждого гражданина, мало интересны, например рекреационные, развивающие, обучающие формы досуга.

Это говорит о том, что содержание, наполненность досуга человека ценностными компонентами культуры, элементами творчества определяются и зависят от внутренней культурной сущности личности, жизненных установок, культурно-ценностных ориента-ций, которые удерживают его в пространстве содержательного досуга, определяют позитивный результат в его личностном развитии. Высокий культурный потенциал личности требует адекватного ему уровня развития технологий учреждений и организаций (кинотеатры, клубы, музеи, библиотеки и т.д.), без существования которых невозможно удовлетворение культурных потребностей человека. Как видим, в проблемном поле технологий управления современной социально-культурной деятельностью возникают сложные вопросы использования свободного времени для культурного развития в условиях социальной стратификации или социального расслоения граждан на богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных.

Свободное время сегодня представляется одинаковой проблемой для всех названных категорий, субъективное качество свободного времени для них примерно одинаково, но представления относительно его использования разные.

У наиболее благополучной её части, начиная с 1999 года, отмечается значительное увеличение материально затратных видов досуга, включая посещение кафе, баров, ресторанов, элитных концертов, кино, зарубежных выставок. Эта группа населения, как правило, стремится использовать свобод-

ное время для своего развития, предпочитает развивающие формы рекреации, а другая её часть - более склонна использовать своё свободное время для незамысловатого отдыха и для «чистого» развлечения.

В группе малообеспеченного населения страны, по данным исследователей, ощущается резкое падение интереса к самообразованию, искусству, литературе (почти на 20%). Свыше 80% бедных интеллектуалов, любящих театр, не могут себе позволить посещать спектакли, до 90% любящих изобразительное искусство не посещают музеев и выставок, в таком же соотношении - доля бедных любителей современной и классической музыки, которые лишены возможности ходить на концерты. При этом только треть богатых интеллектуалов, заявляющих о любви к данным видам искусства, по тем или иным причинам не посещает театров, концертов, музеев и выставок.

Большинство занятий в свободное время, причём даже тех, что не требуют финансовых затрат, необеспеченных людей привлекают реже. Их свободное время проходит менее интересно, и они, в целом, не собираются эту ситуацию менять, более того, даже не выражают особой неудовлетворенности. Их свободное время не просто однообразно, оно недостаточно интеллектуально. Такие люди реже говорят о хобби, о литературе и чтении, саморазвитии, общении, а больше внимания уделяют зрелищам, спортивным занятиям и собственно отдыху.

Тем не менее, на вопрос: «Ваш выбор для интересного проведения свободного вечера?» - большинство опрошенных людей, независимо от материального положения, ответили, что «проведут время с гостями». Следовательно, «интересное проведение свободного времени» для населения - это, прежде всего, «живое» общение.

Как видим, различные слои населения страны не имеют равных возможностей участия в культурной жизни своего района, региона.

Если человек пассивен, скучен, жесток, если у него одностороннее умственное раз-

витие, то в нем отмечаются патологические симптомы, такие как тревога, депрессия, обезличивание, равнодушие к жизни и склонность к негативным проявлениям; или если человек находится в ситуации напряжённости жизненных ритмов, чувствует постоянную угрозу изменения своего статуса, поскольку в обществе наблюдается многообразие форм безработицы (частичной, скрытой, текущей, региональной и т.п.), - все это порождает отклонение от общественных норм, ведёт к социальному конформизму. Поэтому многие люди воспринимают доступные им формы досуга как вынужденные, что оборачивается острым чувством скуки, тоски, одиночества. У них резко снижается ощущение свободы выбора. Нереализованность интересов и потребностей людей в участии в социально-культурной деятельности приводит к ситуации, которая определяется новыми терминами «досуговая бесприютность» и «досуговая беспризорность».

другая тенденция развития досуга связана с усложнением и возвышением его форм. Её можно определить, как тенденцию саморазвития личности, которая связана с переживанием ощущения, что личностные возможности расширяются, вследствие чего важное место начинают занимать образование и самообразование, творчество, клубная деятельность.

Исходя из этого, можно предположить, что личностная активность выступает важным фактором дифференциации материально состоятельных и несостоятельных людей, а недооценка значения свободного времени для духовного и интеллектуального развития мешает людям с низкой активностью успешно адаптироваться к реальным условиям современной жизни.

К сожалению, исследований структуры аудитории учреждений социально-культурной сферы, раскрывающих материальное положение и статус участников, в научной литературе и практике практически нет. Менеджеры, организаторы, технологи, творческие специалисты социально-культурной

деятельности должны знать социальный портрет аудитории, причины и обстоятельства, которые приводят к посещению учреждения культуры. Вовлечение в социально-культурную деятельность разных социальных слоёв общества, включая богатых и состоятельных людей, принесёт только пользу, и в повышении имиджа самого учреждения культуры, и в пополнении его бюджета, и в обретении новой социальной группы постоянных посетителей.

Управленческие компоненты технологий социально-культурной деятельности определяются, прежде всего, тем, насколько эффективно вовлекаются новые категории населения в социально-культурную деятельность, в которой апробируются новые целевые механизмы социокультурной интеграции современного российского общества. Эффективность планирования перспектив развития культуры, культурного потенциала населения может возрастать, если учитывать, прежде всего, уровень и особенности развития территориально-поселенческого потенциала регионов, городов, районов, конкретных поселений. В противном случае, перспективы развития культуры в целом мало что дают для реальной оценки социально-культурных процессов на местах.

Деятельность менеджера всегда связана с решением разного рода противоречий, многие из которых принимают форму как внутриорганизационных, так и межорганизационных проблем, которые приходится преодолевать. Скажем, общее сокращение государственных расходов на бесприбыльные секторы и результаты дробления финансирования сказываются не только на уровне оплаты и социальных гарантиях работников культуры. Они в равной мере затрагивают расходы посетителей на культурное потребление.

Общим вектором управления сферой культуры становится перевод расходов из общественных бюджетов (государственных, региональных, муниципальных) в индивидуальные и семейные нагрузки. Это выражается в общем росте платы за билеты в кино, на вы-

ставки, в музеи, театры, сокращении списка льготных категорий, а также в призывах к населению поддерживать функционирование самих учреждений культуры.

миссия учреждений культуры и их бизнес-проекты - это непрерывный выбор между имеющимися возможностями и конкретными планами. Концепция стратегического развития каждого учреждения культуры должна быть совместима с предпринимательским направлением деятельности и культурной миссией. «Проект можно рассматривать как план, идею, замысел и собственно процесс (технологии) их реализации по позитивному изменению социокультурной ситуации» .

Стратегическое развитие и его согласованность с коммерческим сектором, как правило, обеспечивают предсказуемость финансирования социокультурной деятельности. Участие бизнеса в культуре начинается с малого. С формальных связей, с обычного человеческого желания помочь, но приводит к осознанию и пониманию не только важности этой деятельности, но и к удовлетворённости от общения с культурой и искусством, превращению бизнесмена в изощрённого знатока-покровителя, которому небезынтересны разнообразные формы культурной, художественной деятельности.

Участие бизнеса в поддержке учреждений культуры всегда должно быть предсказуемо. Через культуру предприниматель прокладывает эффективный путь к потребителю, создаёт себе благоприятный имидж, знакомит население со своей компанией и формирует благоприятное отношение к её сотрудникам, получает доступ к развлечениям высокого качества, развивает связи с общественностью, расширяет контакты.

Важно найти и выстроить правильные и эффективные отношения всего коллектива учреждения культуры с государственными органами власти, региональной и местной элитой, бизнес-сообществом, ассоциациями, фондами, средствами массовой информации и общественными институтами.

Эффективные механизмы управления, фи-

нансирования каждого типа учреждения Не следует считать, что социокультурная культуры строятся на фундаменте, который деятельность, протекающая в рыночной си-составляет коллектив самого социокуль- стеме отношений, полностью ориентирована турного учреждения. Поэтому коллектив на прибыль. В своей практической деятель-учреждения культуры обязан сформировать ности социокультурные учреждения руко-своё собственное «лицо», узнаваемое и не- водствуются конъюнктурой рынка, но их повторимое, которое станет преимуществом функциональная направленность определя-среди конкурентов, а профессионализм и ется, прежде всего, культурными, образо-компетентность обеспечат благоприятный, вательными, научными, просветительски-вдохновенный и эмоциональный стиль обще- ми, благотворительными, духовными, нрав-ния с аудиторией и населением. ственными целями.

Примечания

1. Жарков А. Д. Развитие рефлексивного сознания молодёжи в учреждениях культуры в контексте межличностных коммуникаций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 2. С. 100-105.

2. Манди С. Осторожно: реформы: лекция / Театральный центр им. Вс. Мейерхольда. Режим доступа: сЫпакпё.гшсикигеЛке/РиЬНсайо^ (дата обращения: 23.10.2013)

3. Мониторинг рынка труда управленческих кадров для отрасли культуры и искусства / Н. А. Кротова, Н. А., Сляднева, В. М. Чижиков, Л. В. Устюжанина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 1. С. 66-70.

4. Новаторов Э. В. Концепция маркетинга услуг учреждений культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 6. С. 98.

5. Чижиков В. В. Целевые программно-проектные технологии менеджмента социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3. С. 209-214.

6. Ярошенко Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 66-72.

7. иКЬ:Ы:р://гш^е.ги >ра1го1/РоЫег_3220/4436^тх (дата обращения: 23.10.2013)

8. URL:http://www.ispr.ru/SOCOРROS/socopros705.html (дата обращения: 23.10.2013)

^КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ

МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 351.858:379.8 В. В. Чижиков

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье определяется проблемное поле реализации технологий управления социально-культурной деятельностью, его главные объекты, методологические требования и критерии технологичности управления; приводится типология технологий менеджмента социально-культурной деятельности. Отмечается, что управленческие технологии органично включены в структуру игровых технологий, а также в структуру технологий социально-культурного проектирования.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, менеджмент, технологии управления, методологические требования, критерии эффективности, типология, игровые технологии, технологии социально-культурного проектирования.

Одной из основных функций социально-педагогической деятельности в сфере досуга является функция социального воспитания. Социальное воспи-тание – это объективно существующее общественное явление. Оно представ-ляет процесс формирования отношений человека к окружающему миру. Социальное воспитание начинается сразу же, как человек включается в систему общественных отношений.

Возможность использования досуговой деятельности в социально-педаго-гических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Культурологи считают, что любое изменение личности под влия-нием социовоспитательного воздействия – это прежде всего изменения в содержании ее культуры. Социально-педагогическую работу можно рассмат-ривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систе-матизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объектов окружающего мира. Деятельность способствует прев-ращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.

Социальное воспитание осуществляется по трем основным линиям. Это стимулирование естественного саморазвития, направленное формирование новых личностных свойств и педагогическая коррекция уже сложившихся качеств личности. Социовоспитательные воздействия оказывают влияние на все основные компоненты структуры личности, т.е. на её гносеологический по-тенциал (что она знает), аксиологический потенциал (что и как она ценит), креативный потенциал (что нового во всех сферах своей жизни она создает), коммуникативный потенциал (с кем и как она общается). Содержательным ядром социального воспитания личности является нравственное воспитание.

К настоящему времени технологии, выработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Принципиальное значение для досуговых технологий имеет их опора на основные постулаты социальной педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансфор-мации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общ-ностью людей, в задачи социально-культурные. Это позволяет придать досу-говым технологиям развивающую, гедонистическую, творческую и рекреа-тивную направленность. Технологии педагогики досуга правомерно рассмат-ривать как механизмы реализации теории в практику социально-педаго-гической деятельности. Представляется правомерным определение социальных технологий как средство обмена человеческими способностями и потреб-ностями, между духовным и материальным производством. По нашему мне-нию, социальная технология в сфере культуры и досуга – это целенаправ-ленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечива-ющих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях социально-культурной среды.


Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференци-рованные (по Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникову):

1) общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и прос-ветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и люби-тельских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рек-реационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, ин-формации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно поэтому функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

3) дифференцированные (частные) технологии представляют собой ме-тодики, направленные на работу с отдельными категориями населения и раз-личными возрастными группами (методика организации досуга детей и под-ростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Диф-ференцированные технологии обладают характерными особенностями, обус-ловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилиро-ванные для отдельных социально-демографических групп.

Общие, функциональные и социально-дифференцированные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгорит-мических организационно-управленческих действий, функционирования лич-ностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Социальные технологии досуговой деятельности постоянно пополняются за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.

В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятель-ности уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внед-ряют такие формы работы, которые способствуют:

Восстановлению эмоционального равновесия людей;

Возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;

Акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда нововведение, это целенап-равленное изменение, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общеприз-нанного в общественной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная дея-тельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существую-щих объектов, подходов и технологий.

Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досу-говой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуа-ции, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандарт-ного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют крис-таллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения.

Инновационные технологии в досуговой сфере всегда предполагают проч-ную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди мно-жества инновационных технологий в области культуры, искусства, образо-вания, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завер-шенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию

Примерная схема кодировки механизма осуществления инновационных технологий включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, ее формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социальной, досуговой среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложе ниями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организа-оры самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятель-ности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществ-ление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии ), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии) , либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие эле-менты:

- объект деятельности : коллективы людей и отдельные личности;

- субъект деятельности : социальные работники, воспитатели, организа-торы досуга;

- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.

Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надле-жащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. До-суговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обус-лавливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.

Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, соци-альных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансфор-мации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.

Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и опре-деляющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребнос-тями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ , содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.

Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:

- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга пред-полагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач

- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточ-нения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;

- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти органи-заторы досуга в результате осуществления проекта;

- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;

- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагнос-тику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.

В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конст-рукции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.

Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:

система социальных технологий педагогики досуга

Время, когда современные информационные технологии (компьютеры, Интернет, электронная почта, CD, DVD)воспри­нимались работниками культуры как некая экзотика, дорогос­тоящие, а то и недоступные игрушки, прошло очень быстро. Еще в середине 1990-х годов среди руководителей сферы культуры были нередки персонажи, рассуждавшие по схеме: «Я не умею обращаться с компьютером, но мне это и не нужно в моем му­зее, моей библиотеке, моем архиве, моем театре, моей концерт­ной организации, моей школе, моем университете, потому что наша система работает замечательно. Мы всегда заполняли наши картотеки и инвентарные описи от руки, письма писали на машинке. Компьютеры дороги, их обслуживание и обновле­ние тоже стоят немалых денег. Программа обучения тоже очень дорогая. Зачем тогда все это? Я занимаюсь сложными вопроса­ми, а для технических вопросов у меня есть секретарша. Кроме того: компьютеры будут довлеть над нами, но ведь гораздо важ­нее художественный уровень нашей работы: надо все читать, видеть и слышать в оригинале, а не в бледных репродукциях. Дети перестанут читать, а будут только искать в Интернете глу­пые и даже опасные игры, будут находить там нежелательные программы, например порнографию. Люди перестанут посещать музей, чтобы полюбоваться великолепными красками Исаака Левитана. Они больше не станут ходить в концертный зал, что­бы послушать Чайковского, где его играют люди для людей. Так искусства могут утратить свою социальную функцию. Люди будут страдать от одиночества - во всяком случае, в богатых странах, где они могут позволить себе пользование всеми этими новыми средствами. Это угрожает всему обществу. И даже в обществе возникнет два класса людей. У богатых будут все возможности получать информацию, а у бедных - нет. Это расколет наше общество».

Такое массированное сопротивление сегодня уже несколько сошло на нет. Уже никто не спрашивает номер факса, спраши­вают номер электронной почты, потому что она позволяет под­держивать контакты со всем миром проще, быстрее и дешевле, причем каждый может научиться обращению с этой простой тех­никой. Компьютер - всего-навсего усовершенствованная пишу­щая машинка. Электронная почта - прекрасное и дешевое сред­ство связи с коллегами во всех концах света. Каждый работник в музее, архиве, библиотеке, костюмерном цехе оперного или драматического театра рад тому, что есть программное обеспе­чение, которое позволяет быстро и гибко регистрировать и по­полнять фонды; любое управление культуры счастливо, что те­перь можно более четко и прозрачно оформлять финансовый отчет. Во всех этих, а также других случаях сегодня никто не станет отрицать, что новые технологии - это удобный инстру­мент, который облегчает работу, упрощает и удешевляет ком­муникацию, стимулирует создание сетей и обмен информаци­ей. Теперь один музей через Интернет может познакомиться с фондами другого. Теперь библиотека может ускорить обмен информацией и книгами, потому что можно очень быстро вы­яснить, в какой библиотеке находится нужная информация или книга. Теперь ученые могут быстро собрать информацию по сво­ей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управление культу­ры может быстро обменяться с другим данными, которые мож­но очень хорошо использовать в ежедневной работе.

Мелкими оказались те проблемы, на которые указывали кри­тические голоса: люди якобы становятся более одинокими, об­щественные связи нарушаются, потому что у этих людей теперь все есть дома: видео, компакт-диски, телевидение, компьютеры. Однако эти апокалиптические предсказания не сбылись. Дет­ские и оперные театры сейчас посещаются лучше, чем когда бы то ни было, библиотеки полны читателей, в музеи стоят очере­ди, люди ходят в кино, проявляют большой интерес даже к ли­тературным чтениям и альтернативным танцам. И новые сред­ства коммуникации не только не мешают всему этому, а наоборот, повышают интерес, делают более доступными традицион­ные виды культурной деятельности, способствуют лучшей ин­формированности о них. Совершенно очевидно, что человек остается человеком - это общественное существо, он не только хочет видеть и слышать художественный оригинал, он хочет это делать в обществе других людей, с которыми можно все это об­судить за чашкой чая, кружкой пива или рюмкой водки.

Теперь уже меньше стали говорить о том, что люди переста­нут читать, что тем самым они отрежут себя не только от старой и современной литературы, но и от традиций, передаваемых посредством письменности, что они утратят свои корни, кото­рые нужны каждому человеку. Но сегодня результаты многих исследований говорят о том, что те, кто пользуется Интерне­том, читают больше, чем те, кто им не пользуется. Кроме того, Интернет заставляет людей читать, но читать иначе, чем рань­ше: короче, быстрее, более фрагментарно, не столь подробно. Перед публичными библиотеками, которые должны теснейшим образом сотрудничать со школами, теперь встают задачи соеди­нить традиционное чтение с чтением в Интернете, найти баланс между тем и другим, побудить читателя к углубленному чте­нию, а при посещении им учреждений культуры - научить сде­лать это посещение интересным и увлекательным, используя новые средства коммуникации.

Формы работы и услуги. Речь идет о новых формах «подачи культуры». В первую очередь это проблема обеспечения досту­па к новым информационным технологиям людям, которые не могут себе позволить иметь их дома. (Не стоит забывать, что две трети населения земного шара ни разу в жизни не разговаривали по телефону.) Здесь огромную роль играют публичные библио­теки при самом тесном сотрудничестве со школами. Библиоте­ки - это давно уже не просто фабрики по выдаче книг, это куль­турно-информационные центры для всех слоев населения. Мно­гим библиотекарям, особенно старшего поколения, было трудно вжиться в эту роль, но молодые с этим справились, работают с увлечением. Кстати, очень хорошо, что молодые учат кое-чему нас, пожилых, а не только наоборот, как это обычно бывает. Сегодня почти все публичные библиотеки оснащены компьюте­рами, все больше школ получают компьютерную технику. Пред­лагаются самые разные компьютерные курсы: для детей и мо­лодежи бесплатно, а для взрослых по очень низким расценкам. Для детей и молодежи создаются специальные сайты в Интер­нете. На полках стоят специально отобранные компьютерные игры - введение в Интернет должно ведь быть увлекательным, а также бесчисленные компьютерные учебники и справочники. На этих курсах учат не только пользоваться компьютером, но и воспринимать электронную почту и Интернет как вспомогатель­ное средство, которое дополнило книгу, но ни в коем случае не вытеснило ее.

Уже несколько лет одним из самых ярких событий в между­народном музейном деле стали Международные музейные Бьеннале, проводимые на базе Красноярского музейного центра (бывший музей Ленина). И в немалой степени это обусловлено использованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего Бьеннале.

Одним из первых мультимедийных материалов, созданных в сфере культуры Санкт-Петербурга, стал CD«Экскурсии по Государственному Русскому музею». Пользователь по плани­ровке залов мог выбрать интересующий его зал, сориентировав­шись по развеске и расстановке экспонатов, выбрать любой из них, ознакомится с его изображением на среднем плане и не­скольких крупных планах (фрагментах), историей создания, а также с биографией автора, характеристикой направления, к которому он принадлежал. Некоторым недостатком этого муль­тимедиа был изобразительный ряд, в основе которого лежали копии с фотографий из альбомов.

Этот недостаток был преодолен в пользующимся высоким спросом компакт-диске «100 современных художников Петер­бурга». Каждый художник в нем представлен 10 картинами (спе­циальная съемка с оригинала), биографией, характеристикой направления, выставкографией, откликами экспертов.

Государственным Музеем истории Санкт-Петербурга подго­товлен и выпущен CD-ROM мультимедийная образователь­ная программа «Александр Блок», созданная на основе коллек­ций Музея-квартиры А. Блока. Компакт-диск предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и по­знакомиться с фондами. Диск содержит полную коллекцию фо­тоснимков поэта, его генеалогическое дерево, интерактивную карту Санкт-Петербурга с адресами, связанными с жизнью и творчеством А. Блока и другие материалы.

Этот компакт-диск используется не только по прямому на­значению - для образовательных целей - образовательными учреждениями и отдельными лицами, но и самим музеем, полу­чившим новые возможности для презентации и участия в раз­личных выставках в стране и за рубежом.

Многие гости Санкт-Петербурга сетуют на практическое от­сутствие современной сувенирной продукции, в первую очередь мультимедийной. Между тем в учреждениях культуры, в сфере культуры в целом содержатся колоссальные фонды культурно-исторического наследия, в городе живут и работают ведущие специалисты-гуманитарии (историки, искусствоведы и т. д.), специалисты по компьютерному программированию и медиа-дизайну, имеется развитая производственная база для массово­го производства высококачественных мультимедиа, которые пользовались бы повышенным спросом у туристов, в системе образования. Мешает решению этой проблемы, наверное, толь­ко некоторая инерция работников сферы культуры и органов управления ею. Думается, что близка к питерской ситуация и в Других российских культурных центрах.

Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений и фирм представлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристики и результаты работы, некоторые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Это самое про­стое решение: подготовили публикации, релизы, издали брошю­ру, отсняли фото- и видео-сюжеты, имеется их электронная вер­сия - вот и вывешивается она в Сеть. В этом случае использует­ся только малая возможность Интернета, который, по образному выражению одного специалиста, «для рекламы и пиара - все равно, что вагон шоколада для малыша». Действительно, ис­пользование возможностей далеко отстает от технического раз­вития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных ви­дов информации.

Мультифрэминг, развлекающая анимация, виртуальная ре­альность, реал-аудио, мультимедиа - да еще в интерактивном режиме, в реальном времени - все это создает колоссальные пер­спективы продвижения и организации и ее деятельности!

Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился инфор­мационный сайт о театральной жизни города: информация о пре­мьерах, материалы экспертов и, конечно же, месячная афиша в раскладке по театрам и по датам. Вскоре через эту афишу можно уже было выходить на программки спектаклей, через них - по­лучать фотографии артистов, занятых в этих спектаклях (в том числе - в костюмах). Затем это меню было дополнено планиров­кой зала. Напрашивался следующий шаг, который и был сде­лан - электронный заказ и продажа билетов. В результате воз­можность приобрести или бронировать билеты получили не только жители города, но жители других городов и стран, соби­рающиеся посетить Санкт-Петербург.

Просвещение и образование. В современном мире уже недо­статочно технически владеть компьютером, недостаточно актив­но использовать его как рабочий инструмент. Самое, наверное, трудное - умение анализировать поток информации, поступа­ющей со всего света. Мир Интернета дает простой и доступный выход в огромное культурное разнообразие, существующее в мире. Только в одной Российской Федерации существует огром­ное многообразие культур. Оно может сделать наш мир богаче и интереснее. Открывающийся в электронной сети «мир без границ» делает его доступным в нужной форме. Эта разъясня­ющая информация нужна для экономических курсов: тот, кто хочет заниматься торговлей, должен знать привычки своего возможного торгового партнера. Она нужна также на курсах для людей, занимающихся политикой: тот, кто хочет верно оценить политическую ситуацию и избежать катастроф, дол­жен понимать поведение своего политического партнера, на которое влияют национальные традиции. Поэтому такая разъяс­няющая информация необходима, прежде всего, в образователь­ных учреждениях, чтобы уже на самом раннем этапе научить человека подходам к другой, чужой: культуре, а также в учреж­дениях культуры.

Оснащение библиотек и школ компьютерами и подготовка преподавателей стоили и стоят денет. Их не было, эти расходы не были запланированы. В такой же ситуации, кстати, находи­лись и европейские правительства. Еще несколько лет назад ни у одного из них не было собственного сайта в Интернете со ссыл­ками на смежные учреждения и темы. Сегодня же они есть у всех, потому что это просто необходимо. Им всем пришлось пе­ресмотреть свои приоритеты и статьи расходов, чтобы не отстать от жизни и участвовать в политическом, экономическом и столь важном культурном диалоге в современном мире.

Партнерство. Электронная коммуникация дает возможность установления партнерских отношений в межрегиональном и международном масштабах.

В Ростове-на-Дону на базе библиотек в электронном режи­ме реализована программа в помощь учителям и школьникам по программам «Мировая художественная культура» и «Исто­рия российской культуры», в которой участвуют музеи, библио­теки, театры, художественные и музыкальные школы.

Краснодарский художественный музей выступил с инициа­тивой (автор проекта Е. Косопойко) создания музейного биб­лиотечного центра России, объединяющего ресурсы музейных библиотек.

Результатом двух семинаров, посвященных использованию новых информационных технологий в управлении сферой куль­туры, стал проект создания на базе Государственной Донской библиотеки сервера «Культурная жизнь Юга России». Его со­здателями и пользователями стали работники учреждений куль­туры обширного региона от Донбасса до Астрахани и от Вол­гограда до Ставрополя и Дагестана. Распределив функции и на­правления по формированию и ведению сервера, участники проекта получили возможность аккумулировать региональную информацию о праздниках и фестивалях, выставках и конкур­сах, конференциях, грантах, изданиях, образовательных проек­тах и программах. Представлена на сервере и база данных по востребованным специалистам и специалистам, ищущим себе применение,

Привлечение ресурсов. Как уже отмечалось, главный ресурс в сфере культуры - общность интересов, их активизация, актуа­лизация и мобилизация, И современные информационные тех­нологии, и в первую очередь Интернет дают невиданные ранее возможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов.

Молодой питерский музыкант написал рок-оперу по «Мерт­вой зоне» С. Кинга. Либретто оперы правил... сам С. Кинг, что стало возможным только благодаря электронной почте.

Однако речь идет о привлечении не только творческих ре­сурсов. Информация о потенциальных донорах, грантах в наши дни легко и просто собирается через Интернет. На сайтах грантораздающих фондов и организаций (отечественных и зарубеж­ных) содержатся не только информация о программах и сроках подачи заявок, но сами формы заявок.

Иначе говоря, Интернет и электронная почта дают возмож­ность подключения к глобальной системе. Более того, возмож­ность нам самим предоставлять в общемировую сеть информа­цию открывает перспективы для сотрудничества с нами всем желающим. Для того чтобы заинтересоваться сотрудничеством с ними, надо, чтобы о нас знали. И если мы сами о себе не зая­вим, никто о нас не узнает.

Региональные Интернет-ресурсы культурной деятельности. Как уже отмечалось, в настоящее время культурная деятель­ность все в большей степени выступает не столько результатом, следствием социально-экономического и политического разви­тия, сколько неотъемлемым важнейшим фактором этого разви­тия, располагающим собственным и немалым потенциалом. По­этому особенно важно формирование организационных и эко­номических условий для саморазвития культурной жизни, сохранения и развития культурного потенциала общества, вза­имодействия культурного процесса с другими областями обще­ственной деятельности и придания им социально ответствен­ного и культурологического характера.

Эффективность формирования и реализации культурной по­литики во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры культурной деятельности. Эта инфраструкту­ра представляет собой взаимосвязанный комплекс направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий объединение уси­лий и ресурсов участников культурного процесса и качество пре­доставляемых ими продуктов и услуг. Информационная инф­раструктура культурной деятельности оказывает содействие ук­реплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры и искусства. Как инструмент культурной по­литики она позволяет осуществлять анализ вклада сферы куль­туры и искусства в общественное развитие, определять страте­гические приоритеты, координировать и планировать культур­ную деятельность, а также реализовывать продвижение сферы культуры и искусства. Информационное обеспечение сферы культуры и искусства предполагает достижение и поддержание высокого уровня технической оснащенности и информатизации основных технологических процессов организаций культуры, создание единого информационного пространства, доступного как институтам и представителям сферы культуры и искусства, так и потребителям культурных продуктов и услуг. В этой свя­зи эффективное использование электронных информационных Ресурсов, в частности Интернета, становится одной из перво­очередных задач информационного обслуживания.

В этом плане несомненный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, который обладает масштабной и разветвлен­ной сетью учреждений культуры и искусства. В городе работа­ют более 170 музеев и 40 галерей, около 1270 библиотек, более 50 театров, свыше 100 концертных организаций и клубов. Из них только 170 организаций подведомственны Комитету по культуре, остальные обладают федеральной или областной при­надлежностью, представляют собой общественные организации.

В последнее время учреждения культуры все больше исполь­зуют возможности, которые предоставляет Интернет, для разви­тия и продвижения своей деятельности. Создаются сайты музеев, театров, концертных организаций, галерей, библиотек. К 2003 году таких сайтов было около 30, и этот процесс развивается очень бурно. Тем не менее, эта работа сталкивается с рядом проблем:

Разрозненность сайтов по своему уровню, как техническо­му, так и содержательному;

Информационное наполнение сайтов и постоянная тех­ническая поддержка требуют больших организационных усилий и материальных затрат, как правило, непомерных для небольших музеев, театров и т. д.;

Не всегда информационное сопровождение отвечает совре­менным требованиям, часто информация не обновляется;

Сайты создаются стихийно, нет документов регламенти­рующих их создание. Информация оказывается рассеян­ной по различным адресам, не систематизированной, по­этому поиск нужных сведений затрудняется.

Создание информационной электронной сети библиотечных, музейных учреждений, создание единого театрального сайта оказываются важными, но частными прорывами.

Сфера культуры и искусства Санкт-Петербурга представлена в сети Интернет не как единое целое, а как некое число разрознен­ных, не взаимосвязанных между собой элементов. Тем самым не достигается задача создания интегрированного и общедоступного информационного пространства, снижается эффективность использования Интернет-технологий для представления культуры Санкт-Петербурга на межрегиональном и международном уров­нях, В этих условиях остро необходима интеграция всех инфор­мационных ресурсов учреждений культуры вне зависимости от ведомственной принадлежности. Такая интеграция позволит:

Повысить эффективность Интернет-технологии отдельны­ми учреждениями культуры;

Создать единое информационное пространство интегри­рованной и общедоступной информации;

Обеспечить мониторинг культурной жизни города;

Интегрировать информацию о культурной жизни города в межрегиональное, федеральное и мировое информаци­онное пространство.

Для решения этих задач в 1999 году был создан сайт-навига­тор «Санкт-Петербург: 1703-2003» (http://www.300.spb.ru), который ведет Институт Культурных Программ совместно с МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Поводом для создания сайта послужила необходимость информационной поддержки подго­товки празднования 300-летия города с точки зрения отраже­ния культурной среды, на фоне которой шла вся подготовка к юбилею. Однако возможности и перспективы сайта были на­много шире: постоянное информирование российской и меж­дународной общественности о событиях культурной жизни Санкт-Петербурга обеспечивало активизацию маркетинга и продвижение города на международных культурных и турис­тических рынках, усиление целенаправленного интереса мирово­го сообщества к предстоящему юбилею и городу в целом. Кроме того, доступ к информационным ресурсам сервера «Санкт-Пе­тербург: 1703-2003» способствовал формированию благоприят­ного имиджа города и укреплению его международного статуса.

Сайт включал в себя следующие разделы:

¨ официальные документы: указы, распоряжения, поста­новления Администрации Салют-Петербурга, грантовые конкурсы, объявленные Комитетом по культуре);

¨ проекты к юбилею различных организаций;

¨ новости культурной жизни;

¨ карты: исторические и современные;

¨ история: хронология важнейших событий за 300 лет;

¨ культура: события культурной жизни на год, «Афиша» на текущий месяц, база данных по фестивалям Санкт-Петер­бурга;

¨ в сети: навигатор по петербургским ресурсам Интернета;

¨ интересно: живая камера с видом на Петропавловскую крепость.

Информационным ядром сайта служила динамически попол­няемая афиша, в которой были представлены театры, киноте­атры и концертные организации, музеи и библиотеки, галереи и культурные центры города и их мероприятия на текущий ме­сяц. Городская афиша на русском и английском языках выпол­няла роль навигатора, т. к. давала ссылки на страницы учрежде­ний культуры, представленные в Интернет. Кроме информации на месяц, на сайте была дана перспективная информация на те­кущий и на следующий год.

На сайте также была размещена база данных по фестивалям Санкт-Петербурга с координатами организаторов, что позволя­ло театральным и концертным организациям устанавливать кон­такты и предлагать свои программы для участия в фестивалях и конкурсах. В дальнейшем информация по фестивалям могла быть расширена за счет сведений о фестивалях других регионов, преж­де всего северо-запада России, что, несомненно, представляло ин­терес для театральных менеджеров. Таким образом, существова­ла возможность создания навигационной системы по фестива­лям России.

Сайт пользовался большой популярностью у Интернет-пользователей. Российские пользователи составляли 32 % от чис­ла обращений. Среди зарубежных пользователей наибольшее количество обращений поступало из СIIIА (14 %), стран СНГ и стран Западной Европы. Среднемесячное количество посеще­ний росло весьма интенсивно: 1999 г. - 4800; 2000г. - 12500; 2001 г. - 16000; 2002 г. - 24000.

Интерес к сайту был настолько высок, что в 2001 году по ини­циативе Правительства города была создана система перекрест­ных ссылок сайта и ряда сайтов городского Правительства. По­чти сразу сайт стал привлекать внимание рекламодателей и стал коммерчески выгоден.

Уникальность потенциала сайта такова, что его значение не будет утрачено после 2003 года. По выполнении задачи инфор­мационного сопровождения юбилея города, сайт способен объе­динить информационные ресурсы в сфере культуры и искусст­ва, представить учреждения культуры и искусства и культур­ный процесс в целом. По своим характеристикам сайт сможет взять на себя функцию связующего звена инфраструктуры куль­турной деятельности, стать информационным ядром, объединя­ющим другие элементы, включая профессиональную коммуни­кацию, непрерывное образование, работу с персоналом, PR-деятельность, и являющимся источником их развития. Сайт может быть использован в целях поддержки формирования и реали­зации культурной политики, направленной усиление на соци­альной роли сферы культуры и искусства и увеличение ее вкла­да в экономическое развитие города. Он является реальной и крайне необходимой базой данных для туроператоров - как оте­чественных, так и зарубежных.

Новая форма сотрудничества для организаций культуры и искусства - база данных «Фестивали Санкт-Петербурга», где содержатся страницы, посвященные городским фестивалям, также снабженные ссылками на сайты организаторов проектов. Будущее сайта, перспективы его развития зависят от того, на­сколько успешно он сможет представлять культурную деятель­ность Санкт-Петербурга как единое целое, отражать работу го­сударственных и негосударственных учреждений и организаций культуры и искусства и обеспечивать их представление в Ин­тернете посредством системы ссылок или создания индивиду­альных страниц. Еще одним назначением сайта может стать объединение культурно-информационных ресурсов Северо-За­падного региона, содействие в укреплении межрегионального сотрудничества.