Информационные технологии управления организацией социокультурной сферы. Информационные технологии в социально-культурной сфере

Уровень цивилизации зависит от науки и искусства.

Анри Пуанкаре

Владимир Митин

Одно время многим казалось, что для поднятия эффективности промышленного производства и укрепления финансовой мощи страны необходимо лишь компьютеризировать соответствующие организации и создать автоматизированные системы управления. По возможности, общегосударственные. Затем пришло понимание, что само по себе внедрение средств вычислительной техники не решает многих и многих проблем, поскольку все равно необходим грамотный менеджмент. Но вот появились высокооплачиваемые и высококвалифицированные управленцы, финансисты, аудиторы и т. д., а промышленное производство в России в результате их действий (или бездействия?) упало больше, чем за время Великой Отечественной войны.

На мой взгляд, частично корни кризисов последних семи лет кроются не в неумелом менеджменте и тем более не в недостаточном уровне компьютеризации государственного, финансового и промышленного сектора, а скорее в нравственном облике многих должностных лиц, которые пекутся не столько об интересах державы, сколько о своих собственных или, в лучшем случае, узкокорпоративных. Нравственный же облик руководителя тесно, хотя и не напрямую, связан с его культурным уровнем. Поэтому вкладывать имеющиеся средства надо не только в подъем реального сектора экономики, но и в подъем культурного уровня. Как подрастающего поколения, так и уже выросшего. А теперь о событии, невольно подтолкнувшем меня к написанию этих строк.

Около шестисот участников из 25 городов мира собрала международная специализированная конференция EVA’98 Moscow (“Электронные изображения и визуальные искусства”, Electronic Imaging & the Visual Arts), которая проходила 26 - 30 октября в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и была организована британской компанией Vasari Enterprises (www.vasari.co.uk./eva/) при поддержке Комиссии Европейского Сообщества, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Государственной Третьяковской галереи, Ассоциации документации и информационных технологий (АДИТ), Национального союза производителей и распространителей CD-ROM и мультимедиа-продукции и других организаций и объединений.

Тема конференции: “Новые информационные технологии в сфере культуры. Кооперация между Россией и Европейским Союзом”. За пять рабочих дней собравшимся было представлено около 70 докладов, сгруппированных в десять разделов:

Стратегические направления использования новых информационных технологий в сфере культуры;

Международное сотрудничество;

АДИТ и этапы формирования информационной сети по национальному наследию;

Музейные информационные проекты;

Технологические вопросы;

Новые информационные технологии и недвижимое культурное наследие;

Современные художники - окно в мир;

К новой России с новыми библиотеками;

Мультимедиа и образование;

Новые информационные технологии и информационные потребности.

Полные тексты этих докладов опубликованы в виде увесистой книги (336 страниц формата A4) и выложены на Web-сайте www.tretyakov.ru (для доступа к ним необходимо “кликнуть” мышью на здании ГТГ и выбрать раздел EVA’98). Предполагается также, что будет издан красочно оформленный двуязычный компакт-диск.

В рамках конференции был организован круглый стол по международному сотрудничеству и выставка, 40 участников которой показали ряд дисков, подготовленных крупными зарубежными музеями, и 130 российских CD-ROM’ов, так или иначе связанных с культурой, искусством или образованием.

Следует отметить, что EVA’98 - первая конференция в странах Восточной Европы в ряду конференций EVA, проводимых уже седьмой год в странах Западной Европы в рамках проекта EVA Cluster, реализуемого при поддержке Комиссии Европейского Сообщества. По словам Леонида Куйбышева, начальника отдела мультимедиа-технологий Центра по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры РФ (далее - Центр ПИК), при ее организации возникло немало непредвиденных проблем. Так, например, согласование виз для зарубежных участников надо было делать в середине сентября. А именно в это время зарубежные СМИ описывали наш кризис в очень угрожающем виде. В оргкомитет звонили по телефону и спрашивали, нет ли на улице еще танков? Многие иностранцы боялись серьезных волнений, повторения событий 1993 г., и т. д. Когда во второй половине октября ситуация стабилизировалась, оформлять визы было уже поздно. В результате вместо тридцати зарубежных участников на выставку приехало всего семь.

Кроме того, конференция потеряла практически всех финансовых спонсоров, деньги которых зависли в так называемых проблемных банках. Выручили фирмы, выделившие свои компьютеры (в частности, “Клондайк”, Compaq, Intel, Siemens Nixdorf), и Третьяковская галерея, предоставившая свои залы.

Вход на конференцию был не ограничен, но и не свободен. Пускали только людей, так или иначе связанных с культурой или интересующихся ею. “Мы бы хотели сделать эту конференцию-выставку регулярной. Но это не дешевое удовольствие”, - сказал г-н Куйбышев, на плечи которого легла основная часть оргпроблем.

Как же реально используются новые информационные технологии в сфере культуры?

Начальник управления библиотек и информации Министерства культуры РФ Евгений Кузьмин в своем докладе “Проблемы интеграции и доступности информационных ресурсов российских библиотек” отметил, что почти во всех центральных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети. В половине из них эти сети объединяют от 30 до 40, а в Самаре даже более 100 компьютеров. Более половины региональных библиотек подключено к Интернету.

Кроме ресурсов “Всемирной паутины” посетителям компьютеризированных читальных залов доступны многочисленные информационные, библиографические и научные компакт-диски. Так, например, в Российской государственной библиотеке (РГБ) к услугам читателей имеется свыше 600 CD-ROM 170 наименований, в Государственной публичной научно-технической библиотеке России (ГПНТБ) - 500 СD-ROM 80 наименований, во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) - 100 баз данных на CD-ROM, и т. д.

Совсем недавно Российская книжная палата, компания “Мир-Диалог” и издательство K.-G. Saur выпустили третье издание Российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей о вышедших в СССР и России книгах с 1980 по 1996 г. и базу данных о диссертациях (60 тыс. записей).

Кроме того, каждая уважающая себя библиотека создает электронные каталоги своих фондов. Наиболее преуспела в этом Библиотека Института научной информации по общественным наукам (ее электронные ресурсы составляют более 2 млн. записей). Ей на пятки наступает Российская национальная библиотека (РНБ). Далее следуют РГБ и ГПНТБ (свыше 1 млн. записей), 750 тыс. электронных карточек накопила Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), 500 тыс. - Библиотека по естественным наукам РАН, 400 тыс. - Государственная центральная научная медицинская библиотека, 150 тыс. - ВГБИЛ и т. д.

По словам г-на Кузьмина, на повестке дня - представление всех этих ресурсов в Интернете. Наиболее продвинулись здесь ЦНСХБ и Научная библиотека МГУ, открывшие свои электронные каталоги. Абсолютным же лидером является ГПНТБ, на сервере которой находится и Сводный каталог научно-технической литературы, отражающий фонды более чем 400 библиотек страны.

Итак, с электронными каталогами библиотечных фондов, несмотря на разобщенность проводимых в этом направлении работ, дело обстоит не так плохо. Хуже другое. По мнению специалистов Центра ПИК МК РФ, мультимедийных дисков по культуре, искусству и образованию очень мало не только в компьютеризированных классах, но даже в крупных библиотеках. Эта невостребованность отталкивает потенциальных производителей от инвестирования средств в разработку CD-ROM. Поскольку государству сейчас не до поддержки культуры, вся надежда на частных покупателей и частные учебные заведения, в которых учатся дети обеспеченных родителей.

Но и здесь проблемы. По мнению Андрея Зоненко (“Росинэкс”), даже до кризиса средний уровень платежеспособного спроса россиян на просветительское мультимедийное ПО был очень низок и не позволял покрыть расходы производителей. Поэтому за последние два года вышло лишь несколько отечественных изданий, посвященных культуре и искусству.

Совсем другая картина за рубежом. По словам Доминика Делуи, менеджера по маркетингу французского Museums on Line (www.museums-on-line.com), мировой рынок лицензированных изображений произведений искусства вырастет с 200 млн. долл. в 1996 г. до 2 млрд. долл. к 2005 г. Так что вкладывать деньги в сохранение культурного наследия стоит. Рано или поздно эти инвестиции оправдают себя даже в чисто коммерческом плане.

Время, когда современные информационные технологии (компьютеры, Интернет, электронная почта, CD, DVD)воспри­нимались работниками культуры как некая экзотика, дорогос­тоящие, а то и недоступные игрушки, прошло очень быстро. Еще в середине 1990-х годов среди руководителей сферы культуры были нередки персонажи, рассуждавшие по схеме: «Я не умею обращаться с компьютером, но мне это и не нужно в моем му­зее, моей библиотеке, моем архиве, моем театре, моей концерт­ной организации, моей школе, моем университете, потому что наша система работает замечательно. Мы всегда заполняли наши картотеки и инвентарные описи от руки, письма писали на машинке. Компьютеры дороги, их обслуживание и обновле­ние тоже стоят немалых денег. Программа обучения тоже очень дорогая. Зачем тогда все это? Я занимаюсь сложными вопроса­ми, а для технических вопросов у меня есть секретарша. Кроме того: компьютеры будут довлеть над нами, но ведь гораздо важ­нее художественный уровень нашей работы: надо все читать, видеть и слышать в оригинале, а не в бледных репродукциях. Дети перестанут читать, а будут только искать в Интернете глу­пые и даже опасные игры, будут находить там нежелательные программы, например порнографию. Люди перестанут посещать музей, чтобы полюбоваться великолепными красками Исаака Левитана. Они больше не станут ходить в концертный зал, что­бы послушать Чайковского, где его играют люди для людей. Так искусства могут утратить свою социальную функцию. Люди будут страдать от одиночества - во всяком случае, в богатых странах, где они могут позволить себе пользование всеми этими новыми средствами. Это угрожает всему обществу. И даже в обществе возникнет два класса людей. У богатых будут все возможности получать информацию, а у бедных - нет. Это расколет наше общество».

Такое массированное сопротивление сегодня уже несколько сошло на нет. Уже никто не спрашивает номер факса, спраши­вают номер электронной почты, потому что она позволяет под­держивать контакты со всем миром проще, быстрее и дешевле, причем каждый может научиться обращению с этой простой тех­никой. Компьютер - всего-навсего усовершенствованная пишу­щая машинка. Электронная почта - прекрасное и дешевое сред­ство связи с коллегами во всех концах света. Каждый работник в музее, архиве, библиотеке, костюмерном цехе оперного или драматического театра рад тому, что есть программное обеспе­чение, которое позволяет быстро и гибко регистрировать и по­полнять фонды; любое управление культуры счастливо, что те­перь можно более четко и прозрачно оформлять финансовый отчет. Во всех этих, а также других случаях сегодня никто не станет отрицать, что новые технологии - это удобный инстру­мент, который облегчает работу, упрощает и удешевляет ком­муникацию, стимулирует создание сетей и обмен информаци­ей. Теперь один музей через Интернет может познакомиться с фондами другого. Теперь библиотека может ускорить обмен информацией и книгами, потому что можно очень быстро вы­яснить, в какой библиотеке находится нужная информация или книга. Теперь ученые могут быстро собрать информацию по сво­ей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управление культу­ры может быстро обменяться с другим данными, которые мож­но очень хорошо использовать в ежедневной работе.

Мелкими оказались те проблемы, на которые указывали кри­тические голоса: люди якобы становятся более одинокими, об­щественные связи нарушаются, потому что у этих людей теперь все есть дома: видео, компакт-диски, телевидение, компьютеры. Однако эти апокалиптические предсказания не сбылись. Дет­ские и оперные театры сейчас посещаются лучше, чем когда бы то ни было, библиотеки полны читателей, в музеи стоят очере­ди, люди ходят в кино, проявляют большой интерес даже к ли­тературным чтениям и альтернативным танцам. И новые сред­ства коммуникации не только не мешают всему этому, а наоборот, повышают интерес, делают более доступными традицион­ные виды культурной деятельности, способствуют лучшей ин­формированности о них. Совершенно очевидно, что человек остается человеком - это общественное существо, он не только хочет видеть и слышать художественный оригинал, он хочет это делать в обществе других людей, с которыми можно все это об­судить за чашкой чая, кружкой пива или рюмкой водки.

Теперь уже меньше стали говорить о том, что люди переста­нут читать, что тем самым они отрежут себя не только от старой и современной литературы, но и от традиций, передаваемых посредством письменности, что они утратят свои корни, кото­рые нужны каждому человеку. Но сегодня результаты многих исследований говорят о том, что те, кто пользуется Интерне­том, читают больше, чем те, кто им не пользуется. Кроме того, Интернет заставляет людей читать, но читать иначе, чем рань­ше: короче, быстрее, более фрагментарно, не столь подробно. Перед публичными библиотеками, которые должны теснейшим образом сотрудничать со школами, теперь встают задачи соеди­нить традиционное чтение с чтением в Интернете, найти баланс между тем и другим, побудить читателя к углубленному чте­нию, а при посещении им учреждений культуры - научить сде­лать это посещение интересным и увлекательным, используя новые средства коммуникации.

Формы работы и услуги. Речь идет о новых формах «подачи культуры». В первую очередь это проблема обеспечения досту­па к новым информационным технологиям людям, которые не могут себе позволить иметь их дома. (Не стоит забывать, что две трети населения земного шара ни разу в жизни не разговаривали по телефону.) Здесь огромную роль играют публичные библио­теки при самом тесном сотрудничестве со школами. Библиоте­ки - это давно уже не просто фабрики по выдаче книг, это куль­турно-информационные центры для всех слоев населения. Мно­гим библиотекарям, особенно старшего поколения, было трудно вжиться в эту роль, но молодые с этим справились, работают с увлечением. Кстати, очень хорошо, что молодые учат кое-чему нас, пожилых, а не только наоборот, как это обычно бывает. Сегодня почти все публичные библиотеки оснащены компьюте­рами, все больше школ получают компьютерную технику. Пред­лагаются самые разные компьютерные курсы: для детей и мо­лодежи бесплатно, а для взрослых по очень низким расценкам. Для детей и молодежи создаются специальные сайты в Интер­нете. На полках стоят специально отобранные компьютерные игры - введение в Интернет должно ведь быть увлекательным, а также бесчисленные компьютерные учебники и справочники. На этих курсах учат не только пользоваться компьютером, но и воспринимать электронную почту и Интернет как вспомогатель­ное средство, которое дополнило книгу, но ни в коем случае не вытеснило ее.

Уже несколько лет одним из самых ярких событий в между­народном музейном деле стали Международные музейные Бьеннале, проводимые на базе Красноярского музейного центра (бывший музей Ленина). И в немалой степени это обусловлено использованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего Бьеннале.

Одним из первых мультимедийных материалов, созданных в сфере культуры Санкт-Петербурга, стал CD«Экскурсии по Государственному Русскому музею». Пользователь по плани­ровке залов мог выбрать интересующий его зал, сориентировав­шись по развеске и расстановке экспонатов, выбрать любой из них, ознакомится с его изображением на среднем плане и не­скольких крупных планах (фрагментах), историей создания, а также с биографией автора, характеристикой направления, к которому он принадлежал. Некоторым недостатком этого муль­тимедиа был изобразительный ряд, в основе которого лежали копии с фотографий из альбомов.

Этот недостаток был преодолен в пользующимся высоким спросом компакт-диске «100 современных художников Петер­бурга». Каждый художник в нем представлен 10 картинами (спе­циальная съемка с оригинала), биографией, характеристикой направления, выставкографией, откликами экспертов.

Государственным Музеем истории Санкт-Петербурга подго­товлен и выпущен CD-ROM мультимедийная образователь­ная программа «Александр Блок», созданная на основе коллек­ций Музея-квартиры А. Блока. Компакт-диск предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и по­знакомиться с фондами. Диск содержит полную коллекцию фо­тоснимков поэта, его генеалогическое дерево, интерактивную карту Санкт-Петербурга с адресами, связанными с жизнью и творчеством А. Блока и другие материалы.

Этот компакт-диск используется не только по прямому на­значению - для образовательных целей - образовательными учреждениями и отдельными лицами, но и самим музеем, полу­чившим новые возможности для презентации и участия в раз­личных выставках в стране и за рубежом.

Многие гости Санкт-Петербурга сетуют на практическое от­сутствие современной сувенирной продукции, в первую очередь мультимедийной. Между тем в учреждениях культуры, в сфере культуры в целом содержатся колоссальные фонды культурно-исторического наследия, в городе живут и работают ведущие специалисты-гуманитарии (историки, искусствоведы и т. д.), специалисты по компьютерному программированию и медиа-дизайну, имеется развитая производственная база для массово­го производства высококачественных мультимедиа, которые пользовались бы повышенным спросом у туристов, в системе образования. Мешает решению этой проблемы, наверное, толь­ко некоторая инерция работников сферы культуры и органов управления ею. Думается, что близка к питерской ситуация и в Других российских культурных центрах.

Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений и фирм представлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристики и результаты работы, некоторые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Это самое про­стое решение: подготовили публикации, релизы, издали брошю­ру, отсняли фото- и видео-сюжеты, имеется их электронная вер­сия - вот и вывешивается она в Сеть. В этом случае использует­ся только малая возможность Интернета, который, по образному выражению одного специалиста, «для рекламы и пиара - все равно, что вагон шоколада для малыша». Действительно, ис­пользование возможностей далеко отстает от технического раз­вития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных ви­дов информации.

Мультифрэминг, развлекающая анимация, виртуальная ре­альность, реал-аудио, мультимедиа - да еще в интерактивном режиме, в реальном времени - все это создает колоссальные пер­спективы продвижения и организации и ее деятельности!

Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился инфор­мационный сайт о театральной жизни города: информация о пре­мьерах, материалы экспертов и, конечно же, месячная афиша в раскладке по театрам и по датам. Вскоре через эту афишу можно уже было выходить на программки спектаклей, через них - по­лучать фотографии артистов, занятых в этих спектаклях (в том числе - в костюмах). Затем это меню было дополнено планиров­кой зала. Напрашивался следующий шаг, который и был сде­лан - электронный заказ и продажа билетов. В результате воз­можность приобрести или бронировать билеты получили не только жители города, но жители других городов и стран, соби­рающиеся посетить Санкт-Петербург.

Просвещение и образование. В современном мире уже недо­статочно технически владеть компьютером, недостаточно актив­но использовать его как рабочий инструмент. Самое, наверное, трудное - умение анализировать поток информации, поступа­ющей со всего света. Мир Интернета дает простой и доступный выход в огромное культурное разнообразие, существующее в мире. Только в одной Российской Федерации существует огром­ное многообразие культур. Оно может сделать наш мир богаче и интереснее. Открывающийся в электронной сети «мир без границ» делает его доступным в нужной форме. Эта разъясня­ющая информация нужна для экономических курсов: тот, кто хочет заниматься торговлей, должен знать привычки своего возможного торгового партнера. Она нужна также на курсах для людей, занимающихся политикой: тот, кто хочет верно оценить политическую ситуацию и избежать катастроф, дол­жен понимать поведение своего политического партнера, на которое влияют национальные традиции. Поэтому такая разъяс­няющая информация необходима, прежде всего, в образователь­ных учреждениях, чтобы уже на самом раннем этапе научить человека подходам к другой, чужой: культуре, а также в учреж­дениях культуры.

Оснащение библиотек и школ компьютерами и подготовка преподавателей стоили и стоят денет. Их не было, эти расходы не были запланированы. В такой же ситуации, кстати, находи­лись и европейские правительства. Еще несколько лет назад ни у одного из них не было собственного сайта в Интернете со ссыл­ками на смежные учреждения и темы. Сегодня же они есть у всех, потому что это просто необходимо. Им всем пришлось пе­ресмотреть свои приоритеты и статьи расходов, чтобы не отстать от жизни и участвовать в политическом, экономическом и столь важном культурном диалоге в современном мире.

Партнерство. Электронная коммуникация дает возможность установления партнерских отношений в межрегиональном и международном масштабах.

В Ростове-на-Дону на базе библиотек в электронном режи­ме реализована программа в помощь учителям и школьникам по программам «Мировая художественная культура» и «Исто­рия российской культуры», в которой участвуют музеи, библио­теки, театры, художественные и музыкальные школы.

Краснодарский художественный музей выступил с инициа­тивой (автор проекта Е. Косопойко) создания музейного биб­лиотечного центра России, объединяющего ресурсы музейных библиотек.

Результатом двух семинаров, посвященных использованию новых информационных технологий в управлении сферой куль­туры, стал проект создания на базе Государственной Донской библиотеки сервера «Культурная жизнь Юга России». Его со­здателями и пользователями стали работники учреждений куль­туры обширного региона от Донбасса до Астрахани и от Вол­гограда до Ставрополя и Дагестана. Распределив функции и на­правления по формированию и ведению сервера, участники проекта получили возможность аккумулировать региональную информацию о праздниках и фестивалях, выставках и конкур­сах, конференциях, грантах, изданиях, образовательных проек­тах и программах. Представлена на сервере и база данных по востребованным специалистам и специалистам, ищущим себе применение,

Привлечение ресурсов. Как уже отмечалось, главный ресурс в сфере культуры - общность интересов, их активизация, актуа­лизация и мобилизация, И современные информационные тех­нологии, и в первую очередь Интернет дают невиданные ранее возможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов.

Молодой питерский музыкант написал рок-оперу по «Мерт­вой зоне» С. Кинга. Либретто оперы правил... сам С. Кинг, что стало возможным только благодаря электронной почте.

Однако речь идет о привлечении не только творческих ре­сурсов. Информация о потенциальных донорах, грантах в наши дни легко и просто собирается через Интернет. На сайтах грантораздающих фондов и организаций (отечественных и зарубеж­ных) содержатся не только информация о программах и сроках подачи заявок, но сами формы заявок.

Иначе говоря, Интернет и электронная почта дают возмож­ность подключения к глобальной системе. Более того, возмож­ность нам самим предоставлять в общемировую сеть информа­цию открывает перспективы для сотрудничества с нами всем желающим. Для того чтобы заинтересоваться сотрудничеством с ними, надо, чтобы о нас знали. И если мы сами о себе не зая­вим, никто о нас не узнает.

Региональные Интернет-ресурсы культурной деятельности. Как уже отмечалось, в настоящее время культурная деятель­ность все в большей степени выступает не столько результатом, следствием социально-экономического и политического разви­тия, сколько неотъемлемым важнейшим фактором этого разви­тия, располагающим собственным и немалым потенциалом. По­этому особенно важно формирование организационных и эко­номических условий для саморазвития культурной жизни, сохранения и развития культурного потенциала общества, вза­имодействия культурного процесса с другими областями обще­ственной деятельности и придания им социально ответствен­ного и культурологического характера.

Эффективность формирования и реализации культурной по­литики во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры культурной деятельности. Эта инфраструкту­ра представляет собой взаимосвязанный комплекс направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий объединение уси­лий и ресурсов участников культурного процесса и качество пре­доставляемых ими продуктов и услуг. Информационная инф­раструктура культурной деятельности оказывает содействие ук­реплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры и искусства. Как инструмент культурной по­литики она позволяет осуществлять анализ вклада сферы куль­туры и искусства в общественное развитие, определять страте­гические приоритеты, координировать и планировать культур­ную деятельность, а также реализовывать продвижение сферы культуры и искусства. Информационное обеспечение сферы культуры и искусства предполагает достижение и поддержание высокого уровня технической оснащенности и информатизации основных технологических процессов организаций культуры, создание единого информационного пространства, доступного как институтам и представителям сферы культуры и искусства, так и потребителям культурных продуктов и услуг. В этой свя­зи эффективное использование электронных информационных Ресурсов, в частности Интернета, становится одной из перво­очередных задач информационного обслуживания.

В этом плане несомненный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, который обладает масштабной и разветвлен­ной сетью учреждений культуры и искусства. В городе работа­ют более 170 музеев и 40 галерей, около 1270 библиотек, более 50 театров, свыше 100 концертных организаций и клубов. Из них только 170 организаций подведомственны Комитету по культуре, остальные обладают федеральной или областной при­надлежностью, представляют собой общественные организации.

В последнее время учреждения культуры все больше исполь­зуют возможности, которые предоставляет Интернет, для разви­тия и продвижения своей деятельности. Создаются сайты музеев, театров, концертных организаций, галерей, библиотек. К 2003 году таких сайтов было около 30, и этот процесс развивается очень бурно. Тем не менее, эта работа сталкивается с рядом проблем:

Разрозненность сайтов по своему уровню, как техническо­му, так и содержательному;

Информационное наполнение сайтов и постоянная тех­ническая поддержка требуют больших организационных усилий и материальных затрат, как правило, непомерных для небольших музеев, театров и т. д.;

Не всегда информационное сопровождение отвечает совре­менным требованиям, часто информация не обновляется;

Сайты создаются стихийно, нет документов регламенти­рующих их создание. Информация оказывается рассеян­ной по различным адресам, не систематизированной, по­этому поиск нужных сведений затрудняется.

Создание информационной электронной сети библиотечных, музейных учреждений, создание единого театрального сайта оказываются важными, но частными прорывами.

Сфера культуры и искусства Санкт-Петербурга представлена в сети Интернет не как единое целое, а как некое число разрознен­ных, не взаимосвязанных между собой элементов. Тем самым не достигается задача создания интегрированного и общедоступного информационного пространства, снижается эффективность использования Интернет-технологий для представления культуры Санкт-Петербурга на межрегиональном и международном уров­нях, В этих условиях остро необходима интеграция всех инфор­мационных ресурсов учреждений культуры вне зависимости от ведомственной принадлежности. Такая интеграция позволит:

Повысить эффективность Интернет-технологии отдельны­ми учреждениями культуры;

Создать единое информационное пространство интегри­рованной и общедоступной информации;

Обеспечить мониторинг культурной жизни города;

Интегрировать информацию о культурной жизни города в межрегиональное, федеральное и мировое информаци­онное пространство.

Для решения этих задач в 1999 году был создан сайт-навига­тор «Санкт-Петербург: 1703-2003» (http://www.300.spb.ru), который ведет Институт Культурных Программ совместно с МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Поводом для создания сайта послужила необходимость информационной поддержки подго­товки празднования 300-летия города с точки зрения отраже­ния культурной среды, на фоне которой шла вся подготовка к юбилею. Однако возможности и перспективы сайта были на­много шире: постоянное информирование российской и меж­дународной общественности о событиях культурной жизни Санкт-Петербурга обеспечивало активизацию маркетинга и продвижение города на международных культурных и турис­тических рынках, усиление целенаправленного интереса мирово­го сообщества к предстоящему юбилею и городу в целом. Кроме того, доступ к информационным ресурсам сервера «Санкт-Пе­тербург: 1703-2003» способствовал формированию благоприят­ного имиджа города и укреплению его международного статуса.

Сайт включал в себя следующие разделы:

¨ официальные документы: указы, распоряжения, поста­новления Администрации Салют-Петербурга, грантовые конкурсы, объявленные Комитетом по культуре);

¨ проекты к юбилею различных организаций;

¨ новости культурной жизни;

¨ карты: исторические и современные;

¨ история: хронология важнейших событий за 300 лет;

¨ культура: события культурной жизни на год, «Афиша» на текущий месяц, база данных по фестивалям Санкт-Петер­бурга;

¨ в сети: навигатор по петербургским ресурсам Интернета;

¨ интересно: живая камера с видом на Петропавловскую крепость.

Информационным ядром сайта служила динамически попол­няемая афиша, в которой были представлены театры, киноте­атры и концертные организации, музеи и библиотеки, галереи и культурные центры города и их мероприятия на текущий ме­сяц. Городская афиша на русском и английском языках выпол­няла роль навигатора, т. к. давала ссылки на страницы учрежде­ний культуры, представленные в Интернет. Кроме информации на месяц, на сайте была дана перспективная информация на те­кущий и на следующий год.

На сайте также была размещена база данных по фестивалям Санкт-Петербурга с координатами организаторов, что позволя­ло театральным и концертным организациям устанавливать кон­такты и предлагать свои программы для участия в фестивалях и конкурсах. В дальнейшем информация по фестивалям могла быть расширена за счет сведений о фестивалях других регионов, преж­де всего северо-запада России, что, несомненно, представляло ин­терес для театральных менеджеров. Таким образом, существова­ла возможность создания навигационной системы по фестива­лям России.

Сайт пользовался большой популярностью у Интернет-пользователей. Российские пользователи составляли 32 % от чис­ла обращений. Среди зарубежных пользователей наибольшее количество обращений поступало из СIIIА (14 %), стран СНГ и стран Западной Европы. Среднемесячное количество посеще­ний росло весьма интенсивно: 1999 г. - 4800; 2000г. - 12500; 2001 г. - 16000; 2002 г. - 24000.

Интерес к сайту был настолько высок, что в 2001 году по ини­циативе Правительства города была создана система перекрест­ных ссылок сайта и ряда сайтов городского Правительства. По­чти сразу сайт стал привлекать внимание рекламодателей и стал коммерчески выгоден.

Уникальность потенциала сайта такова, что его значение не будет утрачено после 2003 года. По выполнении задачи инфор­мационного сопровождения юбилея города, сайт способен объе­динить информационные ресурсы в сфере культуры и искусст­ва, представить учреждения культуры и искусства и культур­ный процесс в целом. По своим характеристикам сайт сможет взять на себя функцию связующего звена инфраструктуры куль­турной деятельности, стать информационным ядром, объединя­ющим другие элементы, включая профессиональную коммуни­кацию, непрерывное образование, работу с персоналом, PR-деятельность, и являющимся источником их развития. Сайт может быть использован в целях поддержки формирования и реали­зации культурной политики, направленной усиление на соци­альной роли сферы культуры и искусства и увеличение ее вкла­да в экономическое развитие города. Он является реальной и крайне необходимой базой данных для туроператоров - как оте­чественных, так и зарубежных.

Новая форма сотрудничества для организаций культуры и искусства - база данных «Фестивали Санкт-Петербурга», где содержатся страницы, посвященные городским фестивалям, также снабженные ссылками на сайты организаторов проектов. Будущее сайта, перспективы его развития зависят от того, на­сколько успешно он сможет представлять культурную деятель­ность Санкт-Петербурга как единое целое, отражать работу го­сударственных и негосударственных учреждений и организаций культуры и искусства и обеспечивать их представление в Ин­тернете посредством системы ссылок или создания индивиду­альных страниц. Еще одним назначением сайта может стать объединение культурно-информационных ресурсов Северо-За­падного региона, содействие в укреплении межрегионального сотрудничества.

Культура и искусство – то, что в первую очередь отличает людей от животных. Сохранить и приумножить культурное наследие является основной задачей любой страны и государства. В век скоростных технологий и стремительных изменений в этой области тоже происходят трансформации: возникают новые направления, недоступные ранее пути реализации и воплощения арт-объектов и исторических ценностей. Новые технологии в культуре активно развиваются, делая ознакомление с культурным и историческим наследием доступным, понятным и легко воспринимаемым для любого человека.

Подобные изменения не всегда быстро приживаются, некоторые из них отсеиваются в процессе, но самые удачные остаются и позволяют вовлечь в определённый жанр или направление всё большее количество почитателей.

3D-театр

Театральное искусство всегда имело одну большую проблему: ограниченность пространства и сложность со сменой декораций по ходу спектакля. Смена происходила в промежутке между актами, что ограничивало сюжет и требовало значительной адаптации сценария для многих классических произведений.

На помощь в этом вопросе пришли 3D-технологии. Эксперимент стартовал одновременно в нескольких авторитетных театрах мира, но первоначальная идея возникла в Большом театре России, который пригласил к сотрудничеству компании «СИМ» и «LIGHTCONVERSE» для разработки специального ПО. На подготовку проекта ушло 6 лет, в результате чего был получен Аппаратно-программный комплекс для системы визуализации спектаклей (АПКВ).

С его помощью сотрудники отдела визуализации выполняют 3D-моделирование, итогом которого становятся визуализированные декорации. Это позволяет сократить расходы на подготовку спектакля, сэкономить время, необходимое для репетиций, и даёт возможность реализовать большее количество постановок в рамках одного спектакля.

Интерактивный театр

По такому же направлению развиваются театральные постановки, создающие интерактивное действо. В России такой подход начался со спектаклей для детей, первым из которых был «Алиса в стране Чудес» театра «Санкт-Петербург Опера», показавший, что эмоции и впечатления зрителей от увиденного превосходят классическую постановку.

Интерактивный театр позволяет накладывать акустическую систему для геометрического распределения звука по залу и взаимодействия с интерактивными декорациями и персонажами, дополняющими реальный актёрский состав. Это помогает создавать недостающие спецэффекты, которые сложно воспроизвести с помощью классических технологий, что обеспечивает атмосферу полномасштабного погружения в действо. Таким образом, поле деятельности значительно расширяется, что возможность для реализации новых сложных проектов. Ещё одно неоспоримое преимущество – простота хранения такого контента, не требующего огромных помещений.

Небольшой процент критиков считает, что бурное шоу и быстрая смена декораций отвлекают зрителей от актёрского мастерства, мешая сконцентрироваться на персонажах, но всё же большинство экспертов и деятелей культуры находят, что технические новинки делают театральное искусство объёмнее и привлекают новых зрителей.

Интерактивные спектакли представляют собой будущее сценического жанра, основанного на использовании высоких технологий и позволяющего сокращать материальные и человеческие затраты.

Книги и литература

Раньше ознакомление с классикой и бестселлерами считалось делом исключительно спокойным и пассивным, поэтому активные люди не могли задерживать своё внимание на прочтении книг. Новые технологии позволили изменить представление о чтении, предоставив читателям книги с интерактивными элементами.

Такой подход привлёк к чтению огромное количество людей, особенно расширилась детская аудитория. Интерактивные элементы стали прекрасной альтернативой гаджетам. Они визуализируются после прочтения их QR-кода и становятся видимыми в 2D-формате.

Особенная польза литературы такого формата заключается в том, что подобные книги помогают собрать вместе и детей, и родителей, и каждое поколение найдёт в чтении самые приятные для себя моменты.

Следующий шаг современной литературы граничит с компьютерными играми: читатель становится непосредственным участником событий, описанных в произведении. Вместе с главными героями можно участвовать в приключениях, усиливая переживания и ощущение реальности с помощью интерактивных материалов.

Для этого к книге прикладываются объекты, доказывающие реальность описанного: фотографии главных персонажей, схемы передвижений, предстоящих по сюжету, чертежи или модели знаковых предметов, задействованных в повествовании.

Кроме того, по ходу повествования попадаются реальные номера телефонов, на которые нужно позвонить, чтобы услышать важную для сюжета информацию. Также указываются адреса сайтов или QR-коды, ссылки, на которые нужно перейти, чтобы последовать за героями и погрузиться в атмосферу происходящего.

Чтение такой литературы является очень динамичным и подходит даже самым активным людям, потому что скучным процесс точно не будет.

Кино

Кино – один из видов искусства, который на данный момент больше всего потребляется обществом. Новые технологии киноискусства давно оставили позади объёмное изображение, и теперь внимание сосредоточено на совершенно новом подходе.

Стандартные кинотеатры в привычном понимании в ближайшем времени уйдут в прошлое, а на смену им придут кинопарки. Первый такой проект уже запущен в Йокогаме (Япония). Парк Orbi стал совместной разработкой корпорации SEGA и контента BBC Earth. На данный момент кинопарк работает в экспериментальном режиме. В нём посетители могут совершить мультисенсорное путешествие по миру, во время чего задействованы 4 чувства: зрение, осязание, обоняние и звук.

В подобных кинотеатрах не будет большого тёмного зала с экраном. В виртуальный экран превратится всё окружающее пространство, а транслируемое изображение будет только частью сюжета. Фильмы такого формата являются чем-то средним между кинофильмом и видеоигрой, они будут сопровождаться осязательными ощущениями, виртуальной и дополненной реальностью.

На данный момент разработки пошли ещё дальше: нейрофизиологи проводят исследования в области трансляции ощущений непосредственно в мозг зрителя. Это будет воплощаться в жизнь при помощи специального программного оборудования, которое сформирует полный спектр ощущений напрямую в нервной системе.

Такой подход заставляет кинематографистов спорить о том, где заканчивается граница киноискусства и начинается обычное видео. Есть скептики, считающие, что кинотеатры не устоят перед натиском новых технологий и уступят место домашним киносеансам, но большинство экспертов полагает, что потребность в массовом получении эмоций у людей неискоренима, поэтому они будут собираться в кинотеатры для просмотра киношедевров.

Физическая культура

Формирование культуры личности невозможно без развития физической культуры. Обеспечение здоровья и нормального состояния своего тела — одно из проявлений личной ответственности человека перед собой и своими потомками.

Новые технологии в физической культуре подразумевают, прежде всего, формирование правильного восприятия этой дисциплины у подрастающего поколения. Контроль над всеми функциями организма и ответственность за своё здоровье должны стать центральными объектами в этой науке.

Физическая культура подразумевает достаточный объём теоретического материала, которым в программе нередко пренебрегают. Но с использованием новых информационных технологий этот пробел можно заполнить, что взято на вооружение не только прогрессивными спорт-центрами, но ВУЗами и даже отдельными школами.

Для того, чтобы быстро и эффективно объяснить обучающемуся техники выполнения определённых движений или комплекса упражнений, сейчас применяют компьютерные технологии. Нередко таким же образом презентуют биографии спортсменов и демонстрируют их лучшие достижения. Это делает занятия не только более динамичными, но и лучше запоминающимися.

Не обошли новые технологии и профессиональных спортсменов. Созданы специальные комплексы с накладными датчиками, регистрирующими импульс и электросигналы. На основании этих данных тренер и спортсмен могут отследить нагрузку, правильность выполнения упражнений или их элементов и общий эффект, полученный от тренировки.

Выставки

Культурные экспозиции и различные выставки получили новый виток развития благодаря применению инновационных предложений.

За последние 5 лет в выставочной культуре появился новый формат, который очень быстро набирает обороты – видео-мэппинг. Он подразумевает использование проекций изображений на любые физические объекты. При помощи видео-мэппинга можно преобразовать пространство помещений и объектов с учётом его формы и расположения.

Эта технология становится центральным механизмом выставок благодаря тому, что является легко воплощаемым в жизнь механизмом шоу и презентации. Физическим объектом, на котором будет визуализировано изображение, может стать предмет любого размера: от маленького макета до огромной поверхности строения многоэтажного дома.

Ещё одна технология, активно применяемая на культурных выставках – система дополненной или расширенной реальности. Она представляет собой результат введения в поле зрения разного количества сенсорных данных, которые дополняют имеющуюся картинку для формирования более полного образа. При помощи этого механизма совмещается виртуальное и реальное, а их взаимодействие в реальном времени становится возможным.

Экскурсии

Экскурсии всегда были основным пунктом туристической культурной программы. Их трансформация началась давно: аудиогиды начали вытеснять экскурсоводов с появлением в обиходе наушников. Изменения продолжаются, и эта сфера развивается в ногу со временем.

Сенсорные киоски

Новые технологии в культуре позволили сделать возможными экскурсии без экскурсоводов. Для этого в залах музеев устанавливают сенсорные киоски, представляющие собой программный комплекс на основе компьютера, который оснащён сенсорным монитором. В сенсорном киоске содержится графическая, текстовая, аудио-, видео-, музыкальная и анимационная информация, доступ к которой может получить каждый посетитель музея.

Так как у человека под действием всех типов восприятия поданная информация вызывает больший эмоциональный отклик, то можно быть уверенным, что данные, полученные во время такой экскурсии, долго останутся в памяти. При помощи разноплановой подачи человек может полнее погрузиться в мир культуры и истории. Удобно и то, что иностранные посетители могут выбрать для себя нужный язык и получить исчерпывающую информацию в любом музее мира даже в том случае, если не владеют языком этой страны.

3D-экскурсии

Ещё один формат экскурсий, взятый на вооружение в сфере культуры – 3D-туры и экскурсии. Он поможет тем людям, которые не могут посетить желаемый культурный объект или город, но желают получить о нём исчерпывающее представление. В виртуальной экскурсии собраны объединённые сферические панорамы, которые плавно и поочерёдно могут сменять друг друга. Направление маршрута виртуальный турист может выбирать сам, управляя полем зрения при помощи мышки. Как правило, к обычной визуальной картинке добавляются вспомогательные элементы: всплывающие окна с информацией, надписи, графические клавиши управления и пр.

Благодаря таким экскурсиям можно посетить большинство экспозиций самых известных музеев. Таким же образом совершают виртуальные прогулки по наиболее красивым местам больших городов. 3D-экскурсии позволили миллионам людей, не имеющих возможности побывать в интересующих их местах, посетить эти города или музеи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Алтайский государственный институт культуры и искусств»

Факультет информационных ресурсов и дизайна

Кафедры информатики

«Информационные технологии в социально-культурной сфере»

Выполнил:

Студент гр. СКТиД - 142

Кулешова А.В

Проверила: к.п.н., доцент

кафедры информатики

Л.А. Гриневич

Барнаул 2014

  • Введение
  • 1. Информационные технологии
  • 2. Мультимедийные технологии
  • 3. Использование мультимедийных технологий в СКД
  • Заключение

Введение

С каждым годом в мире появляются всё новые и новые технологии, более совершенные чем предыдущие. Некоторый из технологий человек внедряет в различные сферы своей жизни, в попытке усовершенствовать и улучшить её.

Мультимедиа окружает нас повсюду - через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Практически все сферы деятельности - наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. Диапазон применяемых при этом аудиовизуальных средств достаточно широк - компьютерная 2D и 3D графика, фотография, анимация, видео, музыка, голос, звуковые спецэффекты и т. д.

1. Информационные технологии

компьютерный образование телекоммуникационный мультимедийный

Информационные технологии (ИТ, от англ. informationtechnology, IT) - широкий класс дисциплины областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

2. Мультимедийная технология

Мультимедиа - это взаимодействие визуальной и звуковой информации под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных, технических, и программных средств, они объединяют: текст, звук, видео, фото, графику, в одном цифровом представлении. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющие хранить значительные объёмы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных такие как: аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставление информации, таким как текст. Определение, данное выше, есть на самом деле пользовательское определение, то есть общее упрощенное определение мультимедиа для понимания пользователя компьютера. Научно-техническое определение мультимедиа несколько иное. Мультимедиа-это множественные информационные среды - интерфейсы обеспечивающие ввод/вывод информации различных видов в компьютер, компьютерное создание, переработка и отображение информации различных уровней и структуры для восприятия различными органами чувств человека одновременно. Мультимедиа- это множество информационных сред, каналов, каждая из которых умеет свою специфическую форму соответствующую её уровню и назначению.Основные среды упорядоченные по возрастанию уровня следующие: бинарные среды, включающие инструкторы процессоров, бинарные файлы программ и данных. Контактные среды, представляющие собой тактильную, тензометрическую электро-контактную, емкостную и иные сенсорные среды, служащие для ввода механической, кодовой и иной пространственно-зависимой информации;

Текстовые среды, представляющие собой текстовые данные для людей, программные тексты для работы интерпретаторов, иную текстовую информацию;

Аудиопотоки, представляющие собой звуковые файлы, ряды оцифрованного звука, наборы нотных аудиоданных и прочие виды цифрового звука;

Графические среды, представляющие собой файлы чертежей, фотографий и прочей двумерной графической информации;

Видеопотоки, представляющие собой видеофайлы, ряды динамической графической информации;

Виртуальная реальность, представляющая собой интерактивный 3D-видеопоток. Использование мультимедиа обеспечивает легкость восприятия информации человеком, так как человек имеет существенно отличные от компьютера средства и способы обработки информации, имеющие форму восприятия, удобную для человека. Если для компьютера характерны бинарно-дискретные формы информации с электрической передачей информационных сигналов (1/0), то для человека - мультимодально -аналоговые формы преимущественно неэлектрической природы (свет, звук, давление и пр.) Без создания таких сред восприятие компьютерной информации человеком крайне затруднено, а еще более затруднена передача мультимодальной информации от одного человека другому через компьютерные средства. Поэтому, технология и техника мультимедиа включает в себя широчайший круг различных интерфейсов, как интерфейсов ввода (датчиков - видеокамера, микрофон, сенсорный экран и пр., преобразователей - АЦП, спецпроцессоров для преобразования внешней информации), так и интерфейсов вывода (дисплеев, звуковых источников и пр.). Мультимедиа может быть разделена на линейную (без обратной связи) и интерактивную среду. Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Интерактивный (нелинейный) способ представления информации позволяет человеку, программам, сети участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие в данном процессе двух и более сторон называется “интерактивностью”. Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Интерактивный способ представления мультимедийных данных иногда называется “гипермедиа”.В качестве примера линейного и интерактивного способов представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку или в видеофайл, и показывается аудитории, то просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на ее ход. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как интерактивный (нелинейный) способ подачи информации.

3. Использование мультимедийной технологии в СКД

Искусство как важнейшая составная часть духовной культуры сопровождает человечество со времен его появления. И сегодня оно не теряет своей значимости, напротив, с совершенствованием компьютерных технологий, являющихся неотъемлемым элементом XXI века, в данной сфере появляются новые виды искусства. Непосредственную роль в этом играет развитие мультимедиа-технологий. Мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковое сопровождение. Искусство -- одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. На стыке представленных выше областей в конце XX века зарождается новый вид искусства - компьютерное, предполагающее создание произведений искусства с помощью компьютера. Одной из важных черт этого вида творчества, по мнению самих авторов произведений, является открытость художественного пространства, предполагающая использование своих собственных средств создания, целей и законов.

На сегодняшний день сформировалось несколько видов компьютерного искусства, в число которых входят компьютерная графика, компьютерная анимация, компьютерная музыка, интерактивный компьютерный перформанс, Net Art (сетевое искусство).

Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники. Художники, непосредственно занятые в представленном виде творчества, настоящим произведением компьютерной графики считают только те работы, которые не могут быть созданы с помощью обычных материалов. Они являются сочетанием высоких компьютерных технологий и имеют собственный цвет, свое освещение, фактуру и движение, если этого хочет художник, несвойственное ни одному реально существующему предмету или лицу.

Компьютерная анимация - искусство создания движущихся изображений с использованием компьютера за счет последовательного показа слайд-шоу из заранее подготовленных графических файлов, а также компьютерной имитации движения с помощью изменения и перерисовки формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения, подготовленных заранее или порождаемых во время анимации.

Компьютерная музыка - область музыкально-технической деятельности, в которой музыкальные произведения создаются с помощью компьютера на основой специальных программ. Компьютерная музыка обладает рядом существенных преимуществ: высококачественное воспроизведение звука - стерео и объемный звук, возможность собственной записи музыки на компьютер, использование программ-редакторов для написания музыки. Одним из первопроходце в области создания компьютерной музыки принято считать Бернарда Пармегиани, получившего Золотую Нику в этой области на фестивале Ars Electronica в 1993 году за композицию «Entre temps» («Между тем»), которую сам автор видел как «связующее звено между прошлым, настоящим и будущим, соединяющее их воедино». Интерактивный компьютерный перфоманс - это вид искусства, который позволяет зрителю (пользователю) практически наравне с автором участвовать в создании художественного произведения. Это не замкнутое пространство, которое можно только наблюдать, а среда, допускающая активное вмешательство. Перфоманс представляет собой определенный набор образов, звуков, слов; это художественный мир в компьютерной сети, где пользователю можно участвовать в его создании, изменении. Вовлечение пользователя в общение с произведением уменьшает роль художника и снимает с него часть ответственности; произведение становится до бесконечности подвижным, бывший зритель получает возможность «творить».

Net Art (нет-арт) - сетевое искусство - произведения, созданные в Интернете, для Интернета, выставляющиеся, существующие и функционирующие в Сети.

Произведение сетевого искусства чаще всего не функционально: такая Web-страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер - от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д. анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носит самый разный характер - от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д. Одна из главных особенностей нет-арта - провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию, т.е. целью художника становится не навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог. Вклад каждого участника оказывается не произведением, а элементом общего коммуникационного поля, который может использоваться и трансформироваться любым субъектом, оказавшимся в сети коммуникаций. Другой его характерной чертой провозглашается свобода - от государственных установлений, от заказа. Другими чертами нет-арта, призывающими к тому, чтобы не раскрывать принципа «работы» того или иного произведения, являются неожиданность, привлекательность и абсурдность.

«Искусством в искусстве» можно назвать Web-сайты, освещающие культурное наследие, поскольку многие Web-сайты данной категории, в свою очередь, сами по себе являются произведениями искусства, созданные с использованием мультимедийных технологий. В российском Интернете существует целый ряд крупных ресурсов, охватывающих многие сферы культуры. Каждый из них по-своему неповторим, у каждого своя аудитория. Но в этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, Web-творения любителей создают информационный шум, мешающий пользователю отыскать качественную информацию и сориентироваться в обилии различных сетевых проектов. Сайты очень сильно отличаются как по технологическому, так и содержательному уровням. С другой стороны, многие из сайтов по культуре глубоко содержательны и с точки зрения актуальности, значимости информации, свежести и многообразия идей. Таким образом, в сфере культуры можно выделить следующие Интернет-ресурсы: правительственные, общественные, научно-исследовательские и некоммерческие учреждения и организации в области культуры и искусства, музеи, музыка, арт-новости (пресса), энциклопедии, театр, кино, архитектура, архивы библиотеки. Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что мультимедиа в искусстве представляет собой своего рода форму художественного творчества новыми средствами, является продуктом не столько «технологической революции», сколько цифрового воплощения идей, которые присутствуют в разных видах искусства, и деятельности на протяжении тысячелетий. Кроме того, мультимедиа-технологии рождают новые формы художественного творчества.

Заключение

На сегодняшний день мультимедийные технологии прочно укрепились во многих сферах деятельности. Множество программистов, сценаристов, дизайнеров работают над созданием всё новых и новых проектов. Подводя итоги, можно отметить возможности и области применения мультимедийных продуктов и технологии. Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях (CD-ROM с записанной на них информацией), являются:

· популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе).

· научно-просветительская или образовательная (используется в качестве методических пособий).

· научно-исследовательская - в музеях, архивах и т.д. (используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и "хранилищ" информации).

По сообщениям информационного агентства CIA глобальная технологическая революция намечена на ближайшие 15 лет. Её фундаментом станут био-, нано- и информационные технологии (в том числе и технологии мультимедиа). В промышленности начнут применяться качественно новые технологические решения. Быстрое прототипирование на базе развитых мультимедийных систем автоматизированного проектирования (САПР) позволит в сжатые сроки создавать и анализировать модели будущих товаров и устройств (например, автомобилей) без длительного цикла проектирования. Максимально индивидуализируется процесс обслуживания клиентов. Перспективы нанотехнологий (сборка нанороботами произвольных объектов из любых подручных материалов) выглядят еще более заманчивыми, но менее определенными. Наиболее вероятно появление разработанных с помощью нанотехнологий высокопроизводительных процессоров и компьютерных устройств хранения данных и создания единичных пробных версий квантовых компьютеров, что в свою очередь повлечет за собой выход технологий мультимедиа на невиданный уровень.

Технология самосборки даст возможность выпускать товар из материалов, меняющих внутреннюю структуру на молекулярном уровне в зависимости от свойств окружающей среды и подстраивающихся на атомном уровне под условия использования. На их основе будут разработаны интеллектуальные здания и одежда, многофункциональные продукты, системы виртуальной реальности.

Основополагающим и связующим звеном всех этих технологий станут информационные технологии, но ситуацию с ними сложно предсказать. Например, практически невозможно предсказать, каким будет Internet через 15 лет. Ясно одно, что возможно уже в ближайшее время технологии мультимедиа станут неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека.

Список использованной литературы

1. Власова, Е. З. Информационные технологии [Текст] : учеб. пособие / Е.З. Власова, Т.Ю. Ильина, А.В. Копыльцов; М-во образования РФ, Правительство Ленингр. обл., Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. - Санкт-Петербург. : ЛГОУ, 2002. - 164 с.

2. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] : учеб. пособие / О. Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314с.

3. Головко, Т. Г.Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / Т. Г. Головко; Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования "Ростовский обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования". - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского обл. ИПК и ПРО, 2010. - 119 с.

4. Дзюбенко, А. А. Новые информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / А.А. Дзюбенко. - Москва, 2000. - 103 с.

5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / И.Г. Захарова; Рос. Федерация, М-во образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюмен. гос. ун-т, Ин-т дистанц. образования, Ин-т математики, естеств. наук и информ. технологий. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. - 331 с.

6. Киселева, Н. А. Новые педагогические информационные технологии в образовании [Текст] : монография / Н. А. Киселева. - Нижнекамск: Чишмэ, 2004. - 91 с.

7. Князева, М. Д. Информационные технологии в образовании: компьютерное сопровождение образовательного процесса [Текст] учеб. пособие / М.Д. Князева, С.Н. Трапезников; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждениевысш. проф. образования "Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова" (ГОУ ВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"). - Москва: РЭУ, 2010. - 219 с.

8. Монахов, С. В. Компьютерные информационные технологии в образовании: Конспект лекций / С.В. Монахов, А.А. Поляков, В.Я. Цветков; Моск. гос. ун-т геодезии и картографии. - Москва: Макс Пресс, 2004. - 94 с.

9. Норенков, И. П. Информационные технологии в образовании [Текст] учеб. пособие / И.П. Норенков, А.М. Зимин. - Москва: Изд-во МГТУ, 2004. - 351 с.

10. Поляков, А. А. Компьютерные информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / А.А. Поляков, В.Я. Цветков; Моск. гос. ун-т геодезии и картографии. - Москва: МИИГАиК, 2006. - 96 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Информационные технологии в экономике. Основы автоматизации экономической деятельности предприятий. Компьютерные технологии моделирования управления. Защита информации в информационных системах. Программное обеспечение экономической деятельности.

    курс лекций , добавлен 15.03.2010

    Основные понятия и определения информационных технологий, их классификация, техническое и программное обеспечение. Роль глобальных информационных сетей и интернета. Сущность автоматизации процессов принятия решений, использование компьютерных технологий.

    тест , добавлен 10.12.2011

    Технологические процессы обработки информации в информационных технологиях. Способы доступа к Internet. Информационные технологии в локальных и корпоративных компьютерных сетях. Средства обработки графической информации. Понятие информационной технологии.

    учебное пособие , добавлен 23.03.2010

    Автоматизированные поисковые системы. Информационные технологии в делопроизводстве и документообороте. Компьютерные сети и гипертекстовые технологии. Использование систем управления базами данных. Обработка информации на основе электронных таблиц.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2013

    Понятие, хранение и обработка экономической информации. Моделирование и методы решения задач экономического содержания, сетевые компьютерные технологии. Корпоративные информационные системы, автоматизация предметных областей экономической направленности.

    курс лекций , добавлен 19.02.2012

    Сущность понятия "информационные технологии". Компьютерные науки и технологии. Социальная, промышленная и индустриальная революция. Основной носитель информации в XV и ХХ веке. Информатика как совокупность научных направлений, изучающих информацию.

    презентация , добавлен 08.09.2013

    Применения компьютеров в гостиницах расширяются от их признанной роли в системах бронирования до образования комплексных информационных систем управления, координации и мониторинга всего бизнеса. Основные информационные технологии в гостиничном бизнесе.

    реферат , добавлен 29.04.2008

    Краткий обзор основных программных "инструментов" для создания мультимедийных презентаций. Мультимедиа как новое средство электронной коммуникации. Использование гипермедиа-технологий в сфере образования. Применение мультимедиа в виртуальной реальности.

    реферат , добавлен 25.04.2015

    Информационные технологии и их использование в профессиональной деятельности. Значимость процессов перехода к "информационному обществу". Информационное обеспечение работы правоохранительных органов. Инструментальная СУБД "CronosPlus" и "CronosPRO".

    контрольная работа , добавлен 30.09.2013

    Информационно-технологические процессы в образовании. Эргономическая оценка программного продукта. Создание электронного учебного пособия "Информационные технологии и защита информации". Практическая его реализация. Выбор инструментальных средств.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

иноязычного населения приводит к формированию многослойной этнокультурной системы общества в Германии и в других странах. Эти слои - немецкий, турецкий, русский - образуют субсистемы, которые существуют обособленно, редко пересекаясь друг с другом, что позволяет русскоязычному жителю Германии существовать почти без знания немецкого языка, так как вся бытовая сфера функционирует на русском языке . Основной язык становится субстратом для смешанного языка либо же с небольшими изменениями претерпевает натиск иноязычной лексики. Потребность эмигрантов в контакте с немцами в процессе жизни значительно обогащает их лексикон только «нужными» словами, в то время как эмигранты начала XX века зачастую владели немецким, т. е. вполне свободно могли изъясняться на нем, или были вынуждены изучать его целиком.

Считаю, что язык русскоязычных эмигрантов в Германии - это произвольная смесь различных норм двух ненормированных языков (разговорного русского и разговорного немецкого), что делает этот язык вдвойне ненормированным. В отличие от простого смешения языков в процессе разговора, характерного для предыдущих волн эмиграции, когда использование того или иного языка четко разграничивалось уже на синтаксическом уровне (например, первая часть сложносочиненного предложения говорилась на стандартном русском, а вторая - на стандартном немецком языке), для новой формы эмигрантского языка характерна интерференция уже на фонетическом уровне, например произношение «Ляйпцих» вместо «Лейпциг»: Лейпциг - это немецкий город, немцы и русские произносят его название по-разному. Этот факт уже говорит о многом, так как фонетическая

интерференция очень редка для обычного языкового контакта. А это значит, что наука имеет дело с совершенно иной формой языка.

Появление смешанного языка тесно связано как с объемом потока эмиграции в Германию, так и с уровнем образования, социальным положением и целями самих эмигрантов этой волны. Как правило, эмигранты держатся вместе (в общине), что делает невозможным искоренение русского языка, но потребность в контактах с немецкоязычным населением страны заставляет их заимствовать некоторые «нужные» слова, адаптируя их под грамматику родного языка. Новообразования укореняются в речи эмигрантов и используются как в общении с немцами, так и между собой. Это определяет этнокультурную специфичность формирующейся специфики языка мигрантов относительно традиционных языков принявших их к себе коренных народов, а также относительно языка эмигрантов предыдущих волн эмиграции.

1. Soziodemographische Merkmale, Berufsstruktur und Verwandtschafts-netzwerke jüdischer Zuwanderer / Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. URL: www.bamf.de. Дата обращения - 13.02.2011.

2. Deutschrussische Sprache / Deutsche Wikipedia -die freie Enzyklopädie. URL: de.wikipedia.org/wiki/ Deutschrussisch. Дата обращения - 13.02.2011.

3. Земская Е. А. Особенности русской речи эмигрантов четвертой волны. URL: http://www.best-referat.ru/referat-76965.html. Дата обращения -18.02.2011.

© Михаленко А. О., Бочкарев В. П., 2011

О. А. Петрова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Рассматривается применение информационных систем и технологий в сфере искусства и культуры, а также способы представления учреждений культуры в Интернете.

Роль информационных и компьютерных технологий в современном мире сложно переоценить - в настоящее время они пронизывают почти все сферы жизнедеятельности общества. Большое влияние информационные технологии оказывают и на сферу искусства и культуры. Существует несколько способом, при помощи которых информационные технологии влияют на культурные процессы. Прежде всего, это создание представительств культурных учреждений в сети. Многие музеи, галереи, библиотеки, театры и другие учреждения культуры создают свои сайты в Интернете. Основной целью этих сайтов часто является информирование о деятельности этих учреждений, времени их работы, экспозициях, которые на данный момент есть в музее, проводимых мероприятиях и т. п.

Однако их деятельность этим не ограничивается. Как правило, на данных сайтах посетители имеют возможность ознакомиться с частью произведений музеев. Некоторые музеи создают на страницах своих сайтов виртуальные экспозиции, позволяющие людям приобщиться к прекрасному, не покидая своего дома. Подобные экспозиции создают и некоторые крупные Интернет-порталы. В частности, можно отметить проект «Art Project» , который поддерживается поисковой системой Google. В рамках данного проекта можно совершить виртуальные туры по музеям с мировым именем, таким как Музей Ван Гога (Амстердам), Галерея Уффици (Флоренция), Лондонская Национальная галерея, дворцово-парковый ансамбль в Версале, Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и ряд других.

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

Кроме того, появляются и собственно виртуальные музеи, то есть сайты, созданные и оптимизированные специально для экспозиции музейных материалов. И это направление стало настолько популярным, что для веб-музеев был выделен отдельный домен высшего уровня.museum. В качестве примера можно отметить виртуальный музей Канады . Данный ресурс является презентацией коллекций более 2500 канадских музеев и включает виртуальные выставки, бесплатные онлайн-игры, образовательные материалы, а также более 850000 изображений по истории различных городов и общин Канады.

Другим направлением применения информационных технологий является создание специального программного обеспечения. В частности, для полноценного функционирования музеев и библиотек создаются специальные программы.

В качестве примера программного обеспечения для музеев можно выделить такие системы как КА-МИС (Комплексная автоматизированная музейная информационная система) и автоматизированная система «Музей». Так, система КАМИС предоставляет пользователю такие возможности как обработка, хранение и публикация информации о музейных предметах и коллекциях; оформление учетной документации в соответствии с действующими требованиями; определение условий поиска, выборки и получение по запросу данных по коллекциям в виде картотек, каталогов, списков и т. п.; систематизация, хранение и использование информации по научным темам музея; хранение и публикация изображений, аудио и видеоматериалов; создание мультимедийных систем для посетителей и многое другое.

В сфере библиотечной деятельности можно выделить программные пакеты на основе 1С («1С: Библиотека вуза», «1С: Библиотека Колледжа», «1С: Школьная библиотека»). Эти и им подобные про-

граммы позволяют создавать и вести электронные каталоги, обрабатывать аудио- и видеоматериалы, осуществлять поиск по любому слову библиографического описания, получать информацию с удаленных серверов, обслуживать читателей в автоматизированном режиме и т. д.

Также информационные и компьютерные технологии могут использоваться для сохранения культурного наследия в виде создания электронных библиотек редких книг и рукописей, что позволяет дать возможность доступа к этим ресурсам специалистов и тех, кто этим интересуется, и в тоже время обеспечить их сохранность.

Кроме того, говоря о сфере культуры и искусства, нельзя не отметить, что меняется и само искусство, в нем появляются новые направления, связанные с использованием именно компьютерной техники, графических программ. В частности, можно выделить такие направления как видео-арт, инсталляция.

Таким образом, информационные технологии, и особенно их компьютерная составляющая, оказывают большое влияние на сферу культуры и искусства, позволяя сохранять культурное наследие и предоставлять доступ к произведениям культуры и искусства всем людям, которые этим интересуются.

1. Art project. 30.03.2011. URL: http://www.google-artproject.com.

2. Virtual Museum of Canada (VMC). 30.03.2011. URL: http://www.museevirtuel-virtualmuseum.ca.

3. Комплексная автоматизированная музейная информационная система. 28.03.2011. URL: http:/ /www.kamis.ru.

© Петрова О. А., 2011

А. С. Полякова Научный руководитель - В. П. Бочкарев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Среди музыкально-песенных традиций русского старожильческого населения Забайкалья особо выделяются своеобразная ее культурная ветвь - семейские (потомки старообрядцев, переселенных сюда в XVIII столетии), как особые русские старожилы Забайкалья со своей культурой, носители и хранители древнего песенного творчества.

План переселения староверов в Сибирь был разработан царской администрацией заблаговременно. К передвижению больших масс русских людей, возвращаемых из Польши, стали готовиться заранее. Большую часть выведенных из Польши и белорусских земель староверов, а также казаков с Дона за участие в пугачевском восстании гнали в Сибирь по старой дороге через Верхотурье. Так, 9 июля 1764 г. Указами импери-атрицы велено командировать «отписных крестьян и разночинцев и казаков с препровождением из Верхоту-

рья до Тюмени и Туринска и к расположению каждого места по пятидесяти, чтоб быть им попеременно и в Тюмени и Тобольску и Ялтуровску для того и требовать в Туринской воеводской и Краснослободского управления канцелярии по пятьдесят человек» . На протяжении всего своего пути староверы шли целыми семьями, и потому в документах часто встречаются отдельные термины - «семейные»= «семейские».

Исследуя особенности песенного фольклора се-мейских западной части Забайкалья (Бурятии) с му-