Информационные технологии физической культуры. Информационные технологии в физической культуре

Кафедра

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии в физической культуре и спорте

(наименование дисциплины)

Специальность

022300(032101.65) «Физическая культура и спорт»

код наименование

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).

ОПД. Ф.15 Информационные технологии в физической культуре и спорте

Понятия и предпосылки развития информационного обеспечения физической культуры и спорта, моделирование и прогнозирование. Математизация знаний по физической культуре и спортивной тренировки. Формальное описание закономерностей, существующих в физической культуре и спорте.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Взаимосвязь учебного курса «Информационные технологии в физической культуре и спорте» с другими дисциплинами учебного плана определяется высокой значимостью освоения информационных технологий для решения профессиональных задач, формирования профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры, его коммуникабельности (в аспекте информационных и телекоммуникационных технологий), социальной адаптируемости (возможность смены профессии или специализации, переподготовки) и экономической состоятельности (профессионал высокого класса, владеющий современными информационными технологиями, имеет достойную заработную плату).

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

· Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа ;

· Практический блок: лабораторные занятия;

· Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

Не предусмотрено.

8.2.2. Перечень вопросов к зачёту

18. Использование информационных технологий в научно-исследовательской деятельности .

Особое внимание следует уделять практической отработке вопросов связанных с техникой безопасности и навыкам правильной работы студентов с компьютером.

Приложение 2

Методические указания для студентов

1. Методические указания для студентов по подготовке к лабораторным занятиям.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – 023300 – «Физическая культура и спорт»

Программу составил: к. м.н., доцент кафедры адаптивной физической культуры _______________________

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры протокол от « 31 » августа 2009 года

Зав. кафедрой ___________________ д. м.н., профессор

Программа одобрена метод. комиссией ФФКиС ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________

Согласовано:

Декан ФФКиС ____________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Информационные технологии в физической культуре и спорте (ОПД. Ф.15)

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Специальность

код наименование

Лабораторное занятие № 1 (14 часов)

HTML и JavaScript , для обработки и анализа результатов функциональных проб используемых в физической культуре и спорте:

Расчёт ЧСС за 1 минуту и компьютерная интерпретация полученного результата;

Расчёт ЧД за 1 минуту и компьютерная интерпретация полученного результата;

Расчёт индекса Хилиьдельбранта и компьютерная интерпретация полученного результата;

Расчёт пробы Руфье-Диксона и компьютерная интерпретация полученного результата;

Расчёт пробы Штанге-Серкина и компьютерная интерпретация полученного результата

Лабораторное занятие № 2 (16 часов)

Разработка программного обеспечения, с использованием HTML и JavaScript , для расчёта и анализа статистических показателей:

Расчёт средней арифметической и её стандартной ошибки;

Расчёт прироста показателя в %;

Расчёт t-критерия Стюдента

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Информационные технологии в физической культуре и спорте (ОПД. Ф.15)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Специальность

022300 Физическая культура и спорт

код наименование

1. Информация, информатика, информационные процессы, модели и технологии

2. Сферы использования информационных технологий

3. Экспертные системы, мультимедиа технологии, Internet-технологии, технологии «виртуальной реальности»

4. Использование информационных технологий в процессе делопроизводства педагога и тренера для сбора, хранения, обработки, анализа и передачи информации

5. Использование информационных технологий в процессе обслуживания спортивных соревнований

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Информационные технологии в физической культуре и спорте (ОПД. Ф.15)

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

(демонстрация практических навыков)

Специальность

022300 Физическая культура и спорт

код наименование

Аттестационное задание № 1

Составить компьютерную программу с использованием HTML и JavaScript, для обработки и анализа результатов пробы Штанге-Серкина.

Аттестационное задание № 2

Составить компьютерную программу с использованием HTML и JavaScript, для расчёта средней арифметической и её стандартной ошибки.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Информационные технологии в физической культуре и спорте (ОПД. Ф.15)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ

Специальность

022300 Физическая культура и спорт

код наименование

1. Понятие об информации, информатике, информационных процессах, моделях и технологиях.

2. Сферы использования информационных технологий.

3. Понятие об экспертных системах, мультимедиа технологиях, Internet-технологиях, технологиях «виртуальной реальности».

4. Состояние, перспективы и тенденции развития информационных технологий.

5. Проблемы информационной отрасли «Физическая культура и спорт».

6. Роль информатики и информационных технологий в системе высшего физкультурного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту.

7. Использование информационных технологий в процессе делопроизводства педагога и тренера для сбора, хранения, обработки, анализа и передачи информации.

8. Использование информационных технологий в процессе обслуживания спортивных соревнований.

9. Понятие об автоматизированных методах спортивно-педагогической диагностики.

10. Понятие об автоматизированных методах функциональной диагностики.

11. Использование информационных технологий в процессе комплексной оценки и мониторинга физического состояния человека.

12. Понятие об имитационном моделировании спортивной тренировки.

13. Использование информационных технологий в процессе планирования и программирования тренировочного процесса в циклических видах спорта.

14. Использование информационных технологий в системе научно-методического обеспечения подготовки спортсменов.

15. Использование информационных технологий в системе научно-методического обеспечения физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи.

16. Использование информационных технологий в учебном процессе в вузах физической культуры.

17. Использование информационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту.

18. Использование информационных технологий в научно-исследовательской деятельности.

19. Перспективы и тенденции развития информатизации высшего физкультурного образования.

20. Понятие о персональном компьютере. Классификация. Устройство: основные и дополнительные части.

21. Компьютерные мониторы: назначение, устройство, типы.

22. Клавиатура: группы клавиш и их назначение.

23. Понятие о периферийных устройствах. Виды и их краткая характеристика.

24. Понятие об операционных системах и их назначении. Краткий обзор Linux, Windows, Macintosh. Проблемы совместимости.

25. Понятие о программе и программном обеспечении. Краткая характеристика видов программного обеспечения.

26. Понятие о браузерах. Основные типы и версии, их характеристика.

27. HTML. Назначение и краткая характеристика.

28. JavaScript. Назначение и краткая характеристика.

29. Взаимодействие браузера с HTML и JavaScript.

30. Достоинства и недостатки использования HTML и JavaScript.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Информационные технологии в физической культуре и спорте (ОПД. Ф.15)

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Специальность

022300 Физическая культура и спорт

код наименование

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения и практической демонстрации сути отдельных вопросов, касающихся практического программирования. Необходимо использовать на лекционных занятиях мультимедийную установку с компьютером, для демонстрации наглядного материала по дисциплине в виде слайдов, видеороликов и анимации.

Для проверки уровня освоения лекционного материала рекомендуется включать лекционный материал в перечень вопросов для компьютерного тестирования.

Важным аспектом практической подготовки по дисциплине является овладение студентами техникой создания программ для расчёта и автоматической интерпретации функциональных проб для контроля эффективности занятий спортом и физкультурой.

Особое внимание следует уделять практической отработке вопросов связанных с техникой безопасности и навыкам правильной работы студентов с компьютером.

В текущую аттестацию следует включать вопросы, позволяющие оценить усвоение студентами тем для самостоятельного изучения.

В билеты для зачёта следует включать вопросы теоретического характера, связанных с использованием информационных технологий в физической культуре и спорте.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Информационные технологии в физической культуре и спорте (ОПД. Ф.15)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Специальность

022300 Физическая культура и спорт

код наименование

Целью проведения лабораторных занятий является закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, отработка практических навыков по технике программирования, а также закрепление знаний об использовании функциональных проб на спортивных тренировках и занятиях физкультурой.

Лабораторные занятия обычно включают теоретическую и практическую части. В первой – проводится устное повторение пройденного материала, а также разбираются вопросы связанные и текущей отработкой практических навыков по разработке компьютерных программ. Далее следует практическая работа по освоению техники программирования.

В конце занятия проводится рефлексия по полученным каждым студентом в ходе урока результатам.

При подготовке к лабораторным занятиям, студентам необходимо повторить пройденный материал.

Необходим строгий самоконтроль за своим здоровьем, так как при плохом самочувствии нередко возможно нарушение техники безопасности и как следствие причинение вреда своему здоровью.

Техника безопасности на лабораторных занятиях обеспечивается посредством соблюдения учебной дисциплины и точным, неукоснительным выполнением заданий и команд преподавателя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Нормативно-правовые акты и законы Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Рекомендации по улучшению работы спортивных секций и занятий физической культурой. Статистика травматизма в спорте и мероприятия по снижению спортивных травм.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2015

    Проблема крупных трагедий на спортивных аренах. Европейская конвенция о предотвращении и подавлении насилия и хулиганского поведения во время спортивных мероприятий. Обязанности Постоянного комитета. Защита соревнований от международного терроризма.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2012

    История развития баскетбола. Разметка и техническое оборудование баскетбольной площадки, размещение зон для зрителей. Инвентарь для занятия баскетболом. Медико-восстановительный центр на примере бани для реабилитации спортсменов после тренировок.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2012

    Спортивный туризм как составляющая часть событийного туризма. Статистика крупных спортивных мероприятий, процедура и критерии выбора мест для их проведения и определение финансовых затрат. Анализ туристических потоков после крупных спортивных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Понятие и сущность спортивных бальных танцев. Особенности возрастной динамики развития спортивно-технического мастерства спортсменов 10-11 лет. Ведущие двигательные и функциональные способности в исполнении Европейской и Латиноамериканской программ.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2011

    Первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Составные части спортивного соревнования. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований. Выступление спортсменов на соревнованиях. Противоборство между соперниками или соперничающими командами.

    эссе , добавлен 30.11.2014

    Основные показатели сердечно-сосудистой системы. Режимы и цикличность спортивных тренировок. Изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, ударного объема крови у спортсменов в недельном и месячном циклах тренировочного процесса.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2014

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования.

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ №44

имени народного учителя СССР Лавровой Г.Д.

г. Нижний Тагил

E - mail : tatyana 8.10@ mail . ru

Современные физкультурно-оздоровительные технологии по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Физкультура – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Об этом известно давно и написано много. Но что нужно для того, чтобы осознали это все и занимались физкультурой с детства и регулярно. Этому способствует физическое воспитание.

Педагогические технологии обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

К современным педагогическим технологиям относятся множество технологий такие как:
коллективные способы обучения;
технологии личностно - ориентированного образования;
игровые технологии;
активные методы обучения;
проблемное обучение;
информационно-компьютерные технологии;
технология опережающего обучения с использованием опорных схем;
технология развивающего обучения;
метод проектов.

Мы остановимся только на пяти наиболее используемых нами на нашем предмете технологиях:

1.Коллективные способы обучения

Коллективные занятия в школе - это и есть внесение в учебный процесс диалогических сочетаний или включение естественной (основной) структуры общения между людьми.

Как же выглядит работа учебного коллектива в целом? Сначала организуется по нескольку групп, по 5-7 учеников в каждой группе. Са мое трудное - «запуск»: в классе учеников может работать одновре менно 5-6 групп и по разным темам. Например, первая группа приступает к выполнению заданий

по теме 1: «Передача баскетбольного мяча», вторая

по теме 2: «Техника выполнения броска баскетбольного мяча в корзину», третья по теме 3: «Техника ведения баскетбольного мяча» и т. д.

В начале коллективного занятия готовится мультимедийная (учебная) доска, на которой отражается: дата занятия, темы, цели занятия, оборудование; указывается алгоритм (ход) занятия, таблица учета передачи тем (таблица учета работы учеников).

Каждому члену группы учитель раздает по одному заданию из данной серии, затем, работая с ним в паре, объясняет , дает необходимые указания к даль нейшей работе по методике обмена заданиями. Затем каж дый ученик самостоятельно решает второе упражнение своего задания, а одному из членов группы поручаются координация работы и ведение учета в этой группе. Есте ственно, что на занятии учитель не в состоянии поработать с каждым ребёнком и со всеми группами одновре менно. Как приходится выходить из этого положения? По- разному. Можно вызвать первую группу сразу после учеб ных занятий, а затем, например, через час - вторую и т. д. Обычно преподаватель так и делает. Но возможны другие, более оперативные подходы: например, на занятии «запуска» не один преподаватель, а два-три и даже больше; они по могают, таким образом, друг другу осуществить начало работы. Еще лучше привлекать учеников-консультантов.

Если в классе включены в работу все группы, то через некоторое время в каждой группе появляются ученики, ко торые выполнили все задачи своей серии и освоили соот ветствующую часть теории и практики. Из таких учащихся создаются новые группы, участники которых либо обмениваются толь ко что полученными знаниями, либо берутся за изучение теории и практики нового раздела.

Итак, алгоритм метода взаимообмена заданиями по КСО выглядит следующим образом:

Изучи и закрепи практическими упражнениями данную тему 1:

    Свою готовность к работе в паре сменного состава отметь в таблице учета на учебной доске знаком + напротив своей фамилии и своей темы 1

    Как только будет готов рассказать и показать упражнения по тему 2 другой ученик, создается пара сменного состава, ученики работают вместе и работают в паре:

    1. каждый обучает своему заданию, упражнению другого, анализируют свою деятельность (ошибки, недочёты, успехи и т.д.) по своим темам;

      проверяют усвоение теоритического и практического материала

    Первую передачу своей темы отмечают в таблице учета обведением знака + в кружок.

    Вступает в сотрудничество с учеником готовым научить своей

теме 3 (или4,5…) работает в паре сменного состава

    Очередную передачу темы отмечает в таблице учета обведением знака + во второй кружок; очередную передачу своей темы другому следующим обведением знака + в кружок.

    Идет сдавать зачет учителю по всему разделу (не всегда обязательно)

Как определить продуктивность метода, формы?

На мой взгляд, надо исходить из главных критериев продуктивности , а именно:

Развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся;

Реализация методов и приёмов «педагогики сотрудничества»

Условия развития познавательной активности и самостоятельности учащихся я вижу во включении всех обучаемых в самостоятельную поисковую мыслительную деятельность и в обязательном развитии мыслительных способностей (умении анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения).

Условия реализации методов и приёмов «педагогики сотрудничества» является следующие:

Владение учителем своим предметом;

Владение педагогической технологией;

Владение методикой;

Умение организовать работу учащихся;

Умение сопереживать учащимся;

Владение педагогическим тактом;

Наличие педагогических новаций;

Умение управлять собой, сохранять здоровье.

Способы контроля усвоения знаний, используемые на коллективных занятиях:

1. Альтернативный ответ - ученику даётся вопрос и два возможных ответа, из которых необходимо выбрать правильный.

2. Анализ - выявление сильных и слабых сторон учебной программы с целью повышения эффективности обучения.

3. Анкета – структурированное письменное интервью.

4. Аудитивный устный – оценивание способности ученика слушать, интерпретировать, выражать идеи и поддерживать разговор

5. Журнал – ведение учениками записей своего собственного прогресса

6. Изучение обстоятельств – предоставление ученикам возможности показывать свои навыки в принятии решений

7. Итоговая оценка – измерение конечного уровня достижения по учебному результату.

8. Компетенция – способность выполнять определённую деятельность в соответствии со стандартами.

10. Практическое упражнение - предоставление учащимся возможности проявлять практические навыки.

11. Процесс – навыки процедуры и мыслительные процессы, демонстрируемые во время деятельности.

12. Ролевая игра – предоставление ученикам возможности проявить поведенческие и межличностные навыки.

13. Самоотчёт – классификация любой формы оценки, при которой ученики производят свидетельства их успеваемости, прогресса, опыта, отношения и личных чувств.

2. Групповые и Игровые технологии

Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии на уроках физической культуры дают возможности повысить интерес к предмету, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответсвенности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.

В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, гандбол, пионербол, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, при чем действовать результативно.

Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей.

При использовании игр на уроках физической культуры придерживаюсь следующего алгоритма.

    Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

    Оборудование и оснащение игровой площадки . При планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

    Предложение игры детям . Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

    Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре . На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

    Развитие игровой ситуации . При организации игр придерживаюсь следующих принципов:

    принцип развития игровой динамики;

    принцип поддержания игровой атмосферы;

    принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

    принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Подведение итогов игры . В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися, подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

При проведение игр обязательно ставлю перед собой следующие задачи:

    Опираться на достижения предыдущего возраста;

    Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

    Подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;

    Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;

    Главное, уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.

Групповые и игровые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

3. Метод проектов

В повышении физической активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения. Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Актуальность проектной технологии обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

    Виды проектов разнообразны.

Выделяют четыре основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты инсценировки. Проекты на уроках физкультуры- это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

4.Иформационно-компьютерные технологии

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему.

Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Именно поэтому в учебных презентациях мы свели текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения.

5. Технология активного обучения.

Среди активных форм выделяются:

    Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки учащиеся являются главными докладчиками по этим вопросам. Сообщения по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это частично решает проблему сидящих на скамейке.

    Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.

    Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности.

    Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.

Применения данных педагогических технологий даёт нам возможность подготавливать физически-развитых детей, выставлять команды на различные соревнования, конкурсы, Олимпиады, выигрывать, приносить призовые места.

Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что выбранные нами для работы педагогические технологии работают и приносят положительные результаты.

Список литературы

    Бабичева И. В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 65-67.

    Сборник статей "Физическое воспитание детей", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982.

Информационные технологии активно внедряются во все сферы человеческой жизни, и спорт не является исключением. Инновационные достижения, базирующиеся на использовании электронных и высокоточных устройств, позволяют развиваться самостоятельной и крайне прогрессивной отрасли под названием «спортивная наука». Так благодаря каким разработкам тренировочные процессы становятся содержательнее и эффективнее, снаряды – совершеннее, а итоговые результаты – лучше?

Мини-компьютер в очках

Первая небезынтересная технология, определенно обладающая потенциалом, – это очки «Recon Jet», которые представляют собой альтернативу очкам «Google Glass». Разница заключается в ориентированности на конкретную целевую аудиторию: если первые предназначаются в первую очередь для людей, разделяющих принципы здорового образа жизни и желающих совершенствоваться в спорте, то вторые могут использоваться каждым. В «Recon Jet», которые создавались с учетом единства дизайна, новизны и эргономии, интегрирован мощный компьютер на базе 2-ядерного процессора ARM Cortex-A9 с тактовой частотой 1,2 ГГц, что позволяет собирать всю необходимую информацию, подвергать ее анализу и тем самым способствовать качественному повышению итоговых показателей.

Очки производились в первую очередь для того, чтобы заниматься спортом вне дома или зала – так, они подходят даже для морозной и снежной погоды. Несмотря на то, что функция голосового управления здесь отсутствует, управление осуществляется легко и просто посредством нажатия на датчики, расположенные сбоку, на сенсорной панели. Имеющееся сегодня программное обеспечение этой современной информационной технологии подходит только для 3 видов деятельности, – триатлона, бега и велоспорта, – однако впоследствии создатели обещают расширить данный спектр. «Recon Jet» уже можно приобрести в России по цене около 30000 рублей и получить в одном устройстве большой функционал, а именно:

  • GPS-навигатор;
  • HD-видеокамеру;
  • колонки;
  • микрофон;
  • своевременные оповещения о погоде;
  • датчик температуры и освещения окружающей среды;
  • 8 ГБ на флеш-накопителе;
  • программу «цифровой тренер», фиксирующую показатели частоты сердечных сокращений, преодоленной дистанции, количества подъемов и спусков, скорости и темпа и пр.;
  • широкоформатный экран с насыщенными цветами, настраиваемый под разные приложения;
  • возможность подключаться к сети Wi-Fi, а также принимать звонки и SMS в случае привязки устройства к IPhone или Android.

Лазерные площадки

Некоторые информационные технологии последних лет, внедряемые в мир спорта и физической культуры, совершенно меняют представление человека о том, как и где должны проходить тренировки и матчи. Например, такое можно сказать о проекте мобильных лазерных футбольных полей, который был представлен компанией «NIKE». Несмотря на то, что данная организация больше известна как производитель спортивной одежды и снаряжения, она не прекращает вести научную, исследовательскую и социальную деятельность.

«NIKE» задались благой целью – обеспечить специализированными площадками такие городские районы, где места для игры в футбол не предусмотрены в принципе. Но как можно было осуществить задуманное? Создатели решили проявить творческий подход, а потому соорудили мини-автобус с помещенной в него лазерной установкой. Программа была запущена под хештегом #MiPista, что в переводе с испанского и означает «Моя площадка».

Современность и информационность данной спортивной технологии заключается в том, что, во-первых, она оказывается бесплатна для любого желающего, а, во-вторых, все манипуляции для вызова заветного минивэна осуществляются с помощью смартфона. Достаточно отправить SMS-сообщение на специальный номер с указанием необходимых данных о месте назначения и времени. Автоматическое ПО сверит запрос с уже существующим расписанием и вышлет положительный или отрицательный ответ.

Автобус, переезжающий от адреса к адресу, может проецировать голографическую разметку на любую плоскость. Главное – это наличие достаточного пространства, которое всегда можно найти на свободных улицах, парковках, площадях, во дворах и т.п. Сейчас данный проект запущен только в Испании, однако «NIKE» заявил о заинтересованности в проведении аналогичного эксперимента в крупных городах других стран со всего мира!

Adidas MiCoach: переворот в мире футбольной подготовки

Линия Adidas MiCoach уже знакома некоторым поклонникам спорта, ведь в ее рамках была создана программа для рациональных тренировок, кроссовки с чипами, собирающие статистику о действиях своего владельца, и часы «Fit Smart», предназначенные для повышения эффективности занятий.

Продукция данной серии расширилась еще больше за счет производства комплекта девайсов, которые протестировали на представителях 19 футбольных команд Major League Soccer – высшей лиги США и Канады. Заключение договора между немецким промышленным концерном и MLS не вызвало никаких проблем. Сегодня информационные устройства в режиме реального времени отслеживают активность игроков (скорость, сила удара по мячу, положение на поле, ускорение и прочие параметры) и передают данные на центральный компьютер. Элементом, ответственным за хранение и обработку всех поступивших сведений, является программа Adidas MiCoach Elite. А вот практически используют полученные знания уже тренеры и медики – они могут в формате «онлайн» следить за физическим состоянием спортсменов и выносить заключения об их эффективности на поле.

Помимо датчиков, крепящихся на тела игроков, представители Adidas MiCoach выпустили и уникальный мяч «Smart Ball» с внедренными в него инновационными разработками.

Он дополняет и полностью завершает комплекс приспособлений, созданных для совершенствования в футболе, ведь отслеживает такие показатели, как:

  • качество исполнения ударов (штрафных, угловых, пенальти, на дальность и пр.);
  • силу вращения;
  • силу удара;
  • траекторию полета.

Программное обеспечение, которое идет в комплекте с «умным» мячом, не только выводит на экран подключенного по Bluetooth компьютера или смартфона собранную информацию, но и дает подсказки относительно того, как и куда нужно в следующий раз оформить удар, чтобы забить гол.

«Умный» мяч подойдет не только профессиональным игрокам, но и тем, кто хочет развиваться в футболе самостоятельно и не имеет возможности посещать полноценные занятия во главе с тренером.

Гантели C-Ring Dumbbells: учет сжигаемых калорий

Следующий спортивный проект определенно придется по душе не только любителям фитнеса, но и ценителям эстетичного дизайна вкупе с практической пользой. Однажды дизайнер Ван Дзихао (Wang Zihao), который сам разделяет принципы здорового образа жизни, подумал и решил, что традиционные гантели, выглядящие как тяжеленные и крайне некрасивые куски железа, способны напрочь отбить желание посвящать время работе над собственным телом. Тогда он разработал оригинальный концепт гантелей модели C-Ring, в который привнес не только воодушевляющую визуальную простоту и гармонию, но и полезные технологические наработки.

Снаряды, предназначенные для выполнения упражнений с отягощением мышц, подсчитывают количество сожженных калорий и извещают владельца о полученных результатах посредством градиентной подсветки колец в спектре 3 основных цветов – зеленого (до 400 Кл), желтого (400-800 Кл) или красного (свыше 800 Кл). Благодаря подобной информации спортсмен может корректировать физическую нагрузку. C-Ring Dumbbells способны предложить своему владельцу полный отчет о проделанной тренировке в том случае, если он подключит их к смартфону или компьютеру с помощью USB-кабеля.

Технологии для судейских составов

Помимо атлетов, старающихся повысить собственную производительность, в развитии спортивных ИТ заинтересованы и другие работники индустрии. Когда речь заходит о серьезных состязаниях, требуется точность и уверенность в оценивании результатов. Именно это обеспечивают устройства, значительно упрощающие жизнь судьям и арбитрам, – например, камеры новейшего поколения «Phantom», которые только начинают устанавливаться на площадках, полях и кортах, или электронные системы «Cyclops».

Первый проект предоставляет возможность не только пересмотреть максимально замедленные повторы вне зависимости от скорости игры (здесь за секунду захватывается 5000 кадров против 380 кадров в традиционных установках), в то время как второй в режиме реального времени останавливает матчи (преимущественно теннисные) в том случае, если мяч незаметно дотрагивается до сетки.

Это интересно! Вообще «Циклоп – это небольшая цифровая «коробочка», которая помещается на краю корта и проецирует 5-6 горизонтальных полос, невидимых человеческому глазу. Если мяч «ломает» голографическую разметку, система издает специальный звук.

Обе вышеупомянутые разработки направлены на то, чтобы сделать современные соревнования намного честнее и открытее, ведь там, где спортсмены с каждым годом становятся все активнее, быстрее и результативнее, даже судье с самым острым зрением оказывается трудно определить возможные нарушения, а в связи с этим – и вынести правильный вердикт.

Как трансформируется керлинг

Некоторые болельщики, которые любят провести время за просмотром, например, Олимпийских игр, искренне не понимают такой дисциплины, как керлинг, и даже забавляются усердно натирающим лед атлетам. На самом же деле для снисходительных улыбок нет совершенно никаких оснований.

Сегодня «шахматы на льду» преобразовываются и улучшаются для того, чтобы занятие ими не было сопряжено с травмами и перегрузками. Т.к. создание на поверхности водяной микропленки требует больших физических усилий, одним из приоритетных направлений становится создание щеток нового поколения, которые оказываются более эффективными, чем их «предшественницы». Если раньше обычные щетки нагревали лед в диапазоне от 1,2 до 2,2 градуса, то теперь – от 2,6 до 3.

Вместе с этим керлинг интересен не только производителям спортивного снаряжения, но и ученым, в частности, физикам. Они занимаются изучением того, почему подкрученный камень движется несимметрично и не по линейной траектории, а также задаются вопросом, можно ли как-либо повлиять на скольжение снаряда, изначально обладающего неровностями и шероховатостями. Для проведения теоретических исследований используются специальные информационные системы 3D-моделирования, а для практических опытов – встроенные в щетки приборы под названием «динамометры», состоящие из отсчетных устройств и датчиков приложенной силы. Вместе ученые, тренеры и спортсмены выстраивают максимально выгодные тактики и продумывают интеллектуальные комбинации.