Что такое уровень языка программирования

Понятие языков программирования

Компьютер воспринимает только программы, представленные на машинном языке (в машинном коде). Самому написать программу в машинном коде весьма сложно, причем эта сложность резко возрастает с увеличением размера программы и трудоемкости решения нужной задачи. Условно можно считать, что машинный код приемлем, если размер программы не превышает нескольких десят­ков байтов и нет потребности в операциях ручного ввода/вывода данных.

Поэтому сегодня практически все программы создаются с помощью языков про­граммирования. Теоретически программу можно написать и средствами обычного че­ловеческого (естественного) языка – это называется программированием на метаязы­ке (подобный подход обычно используется на этапе составления алгоритма), но авто­матически перевести такую программу в машинный код пока невозможно из-за высо­кой неоднозначности естественного языка.

Языки программирования – искусственные языки. От естественных они отли­чаются ограниченным числом «слов», значения которых понятны транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов). Совокупность подобных требований образует синтаксис языка программирования, а смысл каждой команды и других кон­струкций языка – его семантику. Нарушение формы записи программы приводит к тому, что транслятор не может понять назначение оператора и выдает сообщение о синтаксической ошибке. Правильное написание команд языка, не отвечающее алгорит­му, приводит к семантическим ошибкам (называемым еще логическими ошибками или ошибками времени выполнения).

Процесс поиска ошибок в программе называется тестированием, процесс уст­ранения ошибок – отладкой.

Уровни языков программирования

Процессоры разных типов имеют разные наборы команд. Если язык программи­рования ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности, то он называется языком программирования низкого уровня. В данном случае «низкий уровень» не значит «плохой». Имеется в виду, что операторы языка близки к машин­ному коду и ориентированы на конкретные команды процессора.

Языком самого низкого уровня является язык ассемблера , который просто пред­ставляет каждую команду машинного кода, но не в виде чисел, а с помощью условных символь­ных обозначений, называемых мнемониками. Однозначное преобразование одной машинной инструкции в одну команду ассемблера называется транслитерацией. Так как наборы инструкций для разных моделей процессоров отличаются, конкретной компьютерной архитектуре соответствует свой язык ассемблера, и написанная на нем программа может быть использована только в этой среде.

С одной стороны, с помощью языков низкого уровня создаются очень эффективные и компактные программы, так как разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора. С другой стороны, при этом требуется очень хорошо понимать устройство компьютера, затрудняется отладка больших приложений, а результирующая программа не может быть перенесена на компьютер с другим типом процессора.

Подобные языки обычно применяют для написания небольших системных при­ложений, драйверов устройств, модулей стыковки с нестандартным оборудованием, ко­гда важнейшими требованиями становятся компактность, быстродействие и возмож­ность прямого доступа к аппаратным ресурсам. В некоторых областях, например, в

машинной графике, на языке ассемблера пишутся библиотеки, эффективно реализую­щие алгоритмы обработки изображений, требующие интенсивных вычислений.

значительно ближе и понятнее чело­веку, нежели компьютеру. Особенности конкретных компьютерных архитектур в них не учитываются, поэтому создаваемые программы на уровне исходных текстов легко переносимы на другие платформы, для которых создан транслятор этого языка. Разра­батывать программы на языках высокого уровня с помощью понятных и мощных ко­манд значительно проще, а ошибок при создании программ допускается гораздо мень­ше.

Поколения языков программирования

Языки программирования принято делить на пять поколений.

В первое поколе­ние входят языки, созданные в начале 1950-х годов, когда первые компьютеры только появились на свет. Это был первый язык ассемблера, созданный по принципу «одна ин­струкция – одна строка».

Расцвет второго поколения языков программирования пришелся на конец 1950-х – начало 1960-х годов. Тогда был разработан символический ассемблер, в котором появилось понятие переменной. Он стал первым полноценным языком программирования. Благодаря его возникновению заметно возросли скорость разработки и надежность программ.

Появление третьего поколения языков программирования принято относить к 60-м годам. В это время родились универсальные языки высокого уровня, с их помо­щью удается решать задачи из любых областей. Такие качества новых языков, как от­носительная простота, независимость от конкретного компьютера и возможность ис­пользования мощных синтаксических конструкций, позволили резко повысить произ­водительность труда программистов. Понятная большинству пользователей структура этих языков привлекла к написанию небольших программ (как правило, инженерного или экономического характера) значительное число специалистов из некомпьютерных областей. Подавляющее большинство языков этого поколения успешно применяется и сегодня.

С начала 1970-х годов по настоящее время продолжается период языков четверто­го поколения.


Эти языки предназначены для реализации крупных проектов, повышения их надежности и скорости создания. Они обычно ориентированы на специализированные области применения, где хороших результатов можно добиться, используя не универсальные, а проблемно-ориентированные языки, оперирующие конкретными понятиями узкой предметной об­ласти. Как правило, в эти языки встраиваются мощные операторы, позволяющие одной строкой описать такую функциональность, для реализации которой на языках младших поколений потребовались бы тысячи строк исходного кода.

Рождение языков пятого поколения произошло в середине 1990-х годов. К ним от­носятся также системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования. Главная идея, которая закладывается в эти языки, – возможность автоматического формирования результи­рующего текста на универсальных языках программирования (который потом требует­ся откомпилировать). Инструкции же вводятся в компьютер в максимально наглядном виде с помощью методов, наиболее удобных для человека, не знакомого с программи­рованием.

Языки программирования высокого уровня

Fortran (Фортран). Это первый компилируемый язык, созданный Джимом Бэ-кусом в 1950-е годы. Программисты, разрабатывавшие программы исключительно на ас­семблере, выражали серьезное сомнение в возможности появления высокопроизводи­

тельного языка высокого уровня, поэтому основным критерием при разработке компи­ляторов Фортрана являлась эффективность исполняемого кода.

Хотя в Фортране впервые был реализован ряд важнейших понятий программи­рования, удобство создания программ было принесено в жертву возможности получе­ния эффективного машинного кода. Однако для этого языка было создано огромное ко­личество библиотек, начиная от статистических комплексов и кончая пакетами управ­ления спутниками. Поэтому Фортран продолжает активно использоваться во многих организациях, а сейчас ведутся работы над очередным стандартом Фортрана F2k. Име­ется стандартная версия Фортрана – HPF (High Performance Fortran) для параллельных суперкомпьютеров со множеством процессоров.

Cobol (Кобол). Это компилируемый язык для решения бизнес-задач в экономи­ческой области, разработанный в начале 1960-х годов. Он отличается большой «много-словностно» – его операторы иногда выглядят как обычные английские фразы. В Ко­боле были реализованы очень мощные средства работы с большими объемами данных, хранящимися на различных внешних носителях. На этом языке создано очень много приложений, которые активно эксплуатируются и сегодня.

Algol (Алгол). Компилируемый язык, созданный в 1960 году. Он был призван заменить Фортран, но из-за более сложной структуры не получил широкого распро­странения. В 1968 году была создана версия Алгол 68, по своим возможностям и сего­дня опережающая многие языки программирования, однако из-за отсутствия достаточ­но эффективных компьютеров для нее не удалось своевременно создать хорошие ком­пиляторы.

Pascal (Паскаль). Язык Паскаль, созданный в конце 1970-х годов основоположни­ком множества идей современного программирования Никлаусом Виртом, во многом напоминает Алгол, но в нем ужесточен ряд требований к структуре программы и име­ются возможности, позволяющие успешно применять его при создании крупных про­ектов.

Basic (Бейсик). Для этого языка имеются и компиляторы, и интерпретаторы, а по популярности он занимает первое место в мире. Он создавался в 1960-х годах в каче­стве учебного языка и очень прост в изучении.

С (Си). Данный язык был создан в лаборатории Bell и первоначально не рас­сматривался как массовый. Он планировался для замены ассемблера, чтобы иметь воз­можность создавать столь же эффективные и компактные программы и в то же время не зависеть от конкретного типа процессора.

Си во многом похож на Паскаль и имеет дополнительные средства для прямой работы с памятью (указатели). На этом языке в 1970-е годы написано множество при­кладных и системных программ и ряд известных операционных систем (Unix).

C++ (Си++). Си++ – это объектно-ориентированное расширение языка Си, соз­данное Бьярном Страуструпом в 1980 году. Множество новых мощных возможностей, позволивших резко повысить производительность программистов, наложилось на унаследованную от языка Си определенную низкоуровневость, в результате чего соз­дание сложных и надежных программ потребовало от разработчиков высокого уровня профессиональной подготовки.

Java (Джава, Ява). Этот язык был создан компанией Sun в начале 1990-х годов на основе Си++. Он призван упростить разработку приложений на основе Си++ путем ис­ключения из него всех низкоуровневых возможностей. Но главная особенность этого языка – компиляция не в машинный код, а в платформно-независимый байт-код (каж­дая команда занимает один байт). Этот байт-код может выполняться с помощью интер­претатора – виртуальной Java-машины JVM (Java Virtual Machine), версии которой созданы сегодня для любых платформ.

Благодаря наличию множества Java-машин программы на Java можно перено­сить не только на уровне исходных текстов, но и на уровне двоичного байт-кода, по­этому по популярности язык Ява сегодня занимает второе место в мире после Бейсика.

Особое внимание в развитии этого языка уделяется двум направлениям: под­держке всевозможных мобильных устройств и микрокомпьютеров, встраиваемых в бы­товую технику (технология Jini), а также созданию платформно-независимых про­граммных модулей, способных работать на серверах в глобальных и локальных сетях с различными операционными системами (технология Java Beans). Пока основной недос­таток этого языка – невысокое быстродействие.

Классификация языков программирования

На заре компьютерной эры машинный код был единственным средством общения человека с компьютером. Огромным достижением создателей языков программирования было то, что они сумели заставить сам компьютер работать переводчиком с этих языков на машинный код.

Существующие языки программирования можно разделить на две группы: процедурные и непроцедурные (см. рис. 4.1).

Процедурные (или алгоритмические) программы представляют из себя систему предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.

Процедурные языки разделяют на языки низкого и высокого уровня.

Разные типы процессоров имеют разные наборы команд. Если язык программирования ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности, то он называется языком программирования низкого уровня.
Имеется в виду, что операторы языка близки к машинному коду и ориентированы на конкретные команды процессора.

Рис. 4.1. Общая классификация языков программирования

Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в шестнадцатеричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее. С помощью этих языков удобнее разрабатывать системные программы, драйверы (программы для управления устройствами компьютера), некоторые другие виды программ.

Языком низкого уровня (машинно-ориентированным) является Ассемблер , который просто представляет каждую команду машинного кода, но не в виде чисел, а с помощью условных символьных обозначений, называемых
мнемониками.

С помощью языков низкого уровня создаются очень эффективные и компактные программы, так как разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора.

Языки программирования высокого уровня значительно ближе и понятнее человеку, нежели компьютеру. Особенности конкретных компьютерных архитектур в них не учитываются, поэтому создаваемые программы на уровне исходных текстов легко переносимы на другие платформы, для которых создан транслятор этого языка. Разрабатывать программы на языках высокого уровня с помощью понятных и мощных команд значительно проще, а ошибок при создании программ допускается гораздо меньше.

Основное достоинство алгоритмических языков высокого уровня - возможность описания программ решения задач в форме, максимально удобной для восприятия человеком. Но так как каждое семейство ЭВМ имеет свой собственный, специфический внутренний (машинный) язык и может выполнять лишь те команды, которые записаны на этом языке, то для перевода исходных программ на машинный язык используются специальные программы-трансляторы.

Работа всех трансляторов строится по одному из двух принципов: интерпретация или компиляция.

Интерпретация подразумевает пооператорную трансляцию и последующее выполнение оттранслированного оператора исходной программы. В связи с этим можно отметить два недостатка метода интерпретации: во-первых, интерпретирующая программа должна находиться в памяти ЭВМ в течение всего процесса выполнения исходной программы, т. е. занимать определенный объем памяти; во-вторых, процесс трансляции одного и того же оператора повторяется столько раз, сколько раз должна исполняться эта команда в программе, что резко снижает производительность работы программы.

Несмотря на указанные недостатки, трансляторы-интерпретаторы получили достаточное распространение, так как они удобны при разработке и отладке исходных программ.

При компиляции процессы трансляции и выполнения разделены во времени: сначала исходная программа полностью переводится на машинный язык (после чего наличие транслятора в оперативной памяти становится ненужным), а затем оттранслированная программа может многократно исполняться. Следовательно, для одной и той же программы трансляция методом компиляции обеспечивает более высокую производительность вычислительной системы при сокращении требуемой оперативной памяти.

Большая сложность в разработке компилятора по сравнению с интерпретатором с того же самого языка объясняется тем, что компиляция программы включает два действия: анализ, т. е. определение правильности записи исходной программы в соответствии с правилами построения языковых конструкций входного языка, и синтез – генерирование эквивалентной программы в машинных кодах. Трансляция методом компиляции требует неоднократного «просмотра» транслируемой программы, т. е. трансляторы-компиляторы являются многопроходными: при первом проходе они проверяют корректность синтаксиса языковых конструкций отдельных операторов независимо друг от друга, при последующем проходе – корректность синтаксических взаимосвязей между операторами и т. д.

Полученная в результате трансляции методом компиляции программа называется объектным модулем , который представляет собой эквивалентную программу в машинных кодах, но не «привязанную» к конкретным адресам оперативной памяти. Поэтому перед исполнением объектный модуль должен быть обработан специальной программой операционной системы (редактором связей – Link) и преобразован в загрузочный модуль .

Наряду с рассмотренными выше трансляторами-интерпретаторами и трансляторами-компиляторами на практике используются также трансляторы интерпретаторы-компиляторы, которые объединяют в себе достоинства обоих принципов трансляции: на этапе разработки и отладки программ транслятор работает в режиме интерпретатора, а после завершения процесса отладки исходная программа повторно транслируется в объектный модуль (т. е. уже методом компиляции). Это позволяет значительно упростить и ускорить процесс составления и отладки программ, а за счет последующего получения объектного модуля обеспечить более эффективное исполнение программы.

Классическое процедурное программирование требует от программиста детального описания того, как решать задачу, т. е. формулировки алгоритма и его специальной записи. При этом ожидаемые свойства результата обычно не указываются. Основные понятия языков этих групп – оператор и данные.
При процедурном подходе операторы объединяются в группы – процедуры. Структурное программирование в целом не выходит за рамки этого направления, оно лишь дополнительно фиксирует некоторые полезные приемы
технологии программирования.

Принципиально иное направление в программировании связано с методологиями (иногда говорят «парадигмами») непроцедурного программирования. К ним можно отнести объектно-ориентированное и декларативное программирование. Объектно-ориентированный язык создает окружение в виде множества независимых объектов. Каждый объект ведет себя подобно отдельному компьютеру, их можно использовать для решения задач как «черные ящики», не вникая во внутренние механизмы их функционирования. Из языков объектного программирования, популярных среди профессионалов, следует назвать прежде всего Си++, для более широкого круга программистов предпочтительны среды типа Delphi и Visual Basic.



При использовании декларативного языка программист указывает исходные информационные структуры, взаимосвязи между ними и то, какими свойствами должен обладать результат. При этом процедуру его получения («алгоритм») программист не строит (по крайней мере, в идеале). В этих языках отсутствует понятие «оператор» («команда»). Декларативные языки можно подразделить на два семейства – логические (типичный представитель – Пролог) и функциональные (Лисп).

Охарактеризуем наиболее известные языки программирования.

1.Фортран (FORmula TRANslating system – система трансляции формул); старейший и по сей день активно используемый в решении задач математической ориентации язык. Является классическим языком для программирования на ЭВМ математических и инженерных задач

2.Бейсик (Beginner"s All-purpose Symbolic Instruction Code – универсальный символический код инструкций для начинающих); несмотря на многие недостатки и изобилие плохо совместимых версий – самый популярный по числу пользователей. Широко употребляется при написании простых программ.

3.Алгол (ALGOrithmic Language – алгоритмический язык); сыграл большую роль в теории, но для практического программирования сейчас почти не используется.

4.ПЛ/1 (PL/1 Programming Language – язык программирования первый); многоцелевой язык; сейчас почти не используется.

5.Паскаль (Pascal – назван в честь ученого Блеза Паскаля); чрезвычайно популярен как при изучении программирования, так и среди профессионалов. Создан в начале 70-х годов швейцарским ученым Никлаусом Виртом. Язык Паскаль первоначально разрабатывался как учебный, и, действительно, сейчас он является одним из основных языков обучения программированию в школах и вузах. Однако качества его в совокупности оказались столь высоки, что им охотно пользуются и профессиональные программисты. Не менее впечатляющей, в том числе и финансовой, удачи добился Филип Кан, француз, разработавший систему Турбо-Паскаль. Суть его идеи состояла в объединении последовательных этапов обработки программы – компиляции, редактирования связей, отладки и диагностики ошибок – в едином интерфейсе. Версии Турбо-Паскаля заполонили практически все образовательные учреждения, программистские центры и частные фирмы. На базе языка Паскаль созданы несколько более мощных языков (Модула, Ада, Дельфи).

6.Кобол (COmmon Business Oriented Language – язык, ориентированный на общий бизнес); в значительной мере вышел из употребления. Был задуман как основной язык для массовой обработки данных в сферах управления
и бизнеса.

7.АДА ;является языком, победившим (май 1979 г.) в конкурсе по разработке универсального языка, проводимым Пентагоном с 1975 году. Разработчики – группа ученых во главе с Жаном Ихбиа. Победивший язык окрестили АДА, в честь Огасты Ады Лавлейс. Язык АДА – прямой наследник языка
Паскаль. Этот язык предназначен для создания и длительного (многолетнего) сопровождения больших программных систем, допускает возможность параллельной обработки, управления процессами в реальном времени и многое другое, чего трудно или невозможно достичь средствами более простых языков.

8.Си (С – «си»); широко используется при создании системного программного обеспечения. Наложил большой отпечаток на современное программирование (первая версия – 1972 г.), является очень популярным в среде разработчиков систем программного обеспечения (включая операционные системы). Си сочетает в себе черты как языка высокого уровня, так и машинно-ориентированного языка, допуская программиста ко всем машинным ресурсам, чего не обеспечивают такие языки, как Бейсик и Паскаль.

9.Си++ (С++);объектно-ориентированное расширение языка Си, созданное Бьярном Страуструпом в 1980 году. Множество новых мощных возможностей, позволивших резко повысить производительность программистов, наложилось на унаследованную от языка Си определенную низкоуровневость.

10.Дельфи (Delphi); язык объектно-ориентированного «визуального» программирования; в данный момент чрезвычайно популярен. Созданный на базе языка Паскаль специалистами фирмы Borland язык Delphi, обладая мощностью и гибкостью языков Си и Си++, превосходит их по удобству и простоте интерфейса при разработке приложений, обеспечивающих взаимодействие с базами данных и поддержку различного рода работ в рамках корпоративных сетей и сети Интернет.

11.Ява (Java); платформенно-независимый язык объектно-ориентированного программирования, чрезвычайно эффективен для создания интерактивных веб-страниц. Этот язык был создан компанией Sun в начале 90-х годов на основе СИ++. Он призван упростить разработку приложений на основе Си++ путем исключения из него всех низкоуровневых возможностей.

12.Лисп (Lisp) – функциональный язык программирования. Ориентирован на структуру данных в форме списка и позволяет организовать эффективную обработку больших объемов текстовой информации.

13.Пролог (PROgramming in LOGic – логическое программирование). Главное назначение языка – разработка интеллектуальных программ и систем. Пролог – это язык программирования, созданный специально для работы с базами знаний, основанными на фактах и правилах (одного из элементов систем искусственного интеллекта). В языке реализован механизм возврата для выполнения обратной цепочки рассуждений, при котором предполагается, что некоторые выводы или заключения истинны, а затем эти предположения проверяются в базе знаний, содержащей факты и правила логического вывода.
Если предположение не подтверждается, выполняется возврат и выдвигается новое предположение. В основу языка положена математическая модель теории исчисления предикатов.

Языки программирования для Интернета:

1. HTML. Общеизвестный язык для оформления документов. Он очень прост и содержит элементарные команды форматирования текста, добавления рисунков, задания шрифтов и цветов, организации ссылок и таблиц.

2. PERL. Он задумывался как средство эффективной обработки больших текстовых файлов, генерации текстовых отчетов и управления задачами.
По мощности Perl значительно превосходит языки типа Си. В него введено много часто используемых функций работы со строками, массивами, управление процессорами, работа с системной информацией.

3. Tcl/Tk. Этот язык ориентирован на автоматизацию рутинных процессов и состоит из мощных команд. Он независим от системы и при этом позволяет создавать программы с графическим интерфейсом.

4. VRML. Создан для организации виртуальных трехмерных интерфейсов в Интернете. Он позволяет описывать в текстовом виде различные трехмерные сцены, освещение и тени, текстуры.

Выбор языка программирования зависит от многих факторов: назначения, удобства написания исходных программ, эффективности получаемых объектных программ и т. п. Разнотипность решаемых компьютером задач и определяет многообразие языков программирования.

Контрольные вопросы

1. Что такое системы программирования и к какому классу программ они относятся?

2. Что входит в состав систем программирования?

3. На каком языке программирования создавались первые программы?

4. На какие языки подразделяются процедурные языки?

5. Охарактеризуйте языки низкого уровня.

6. Какой язык относится к языку низкого уровня?

7. Достоинства языков низкого уровня.

8. Охарактеризуйте языки высокого уровня.

9. Достоинства языков высокого уровня.

10. Приведите примеры языков высокого уровня.

11. Для чего предназначены трансляторы?

12. Чем отличается компилятор от интерпретатора?

13. Недостатки интерпретации (как вид транслятора).

14. Что представляет собой процесс компиляции программы?

15. Какие действия выполняются при компиляции?

16. Чем отличается загрузочный модуль от объектного?

17. Чем отличается процедурное программирование от непроцедурного?

18. Какие виды программирования относятся к непроцедурному
программированию?

19. Особенность декларативных языков.

20. Охарактеризуйте кратко языки программирования: Фортран, Бейсик, Паскаль, Кобол.

21. Охарактеризуйте кратко языки программирования: Ада, Си, Си++, Delphi, Java.

22. Приведите примеры объектно-ориентированных языков.

23. К какому классу языков относится язык Лисп?

24. К какому классу языков относится язык Пролог?

«Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу. Вот он и объехал весь свет... Да повсюду было что-то не то: принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке»

Г. Х. Андерсен. Принцесса на горошине

Пытаясь найти опытного разработчика, сталкиваешься с похожей проблемой. На объявление о вакансии много откликов. Как определить соответствие кандидата необходимому уровню профессионализма? Специальность программиста считается перспективной. Количество соискателей с двухмесячными курсами за плечами больше, чем фальшивых принцесс в период феодальной раздробленности.

Практика предварительной беседы с соискателями не подошла из-за временных затрат. Этап первичного отбора передали специалисту кадровой службы. Сначала соискатель проходит анкетирование, самостоятельно оценивая компетентность в областях программирования по 5-балльной шкале. Указывает срок использования технологии, заполняет таблицу «Выполненные проекты». Полученные сведения дают общее представление об опыте соискателя и профессиональном кругозоре. Начинающим разработчикам свойственно завышать оценку. К примеру, кандидат считает уровень знания Рython на 4, «готов решить любую задачу», а опыт использования языка указывает 2 недели.

Компетентность соискателя оценивается на практике. Кандидат выполняет тестовое задание. На основании анализа определяется уровень.

Первый фактор оценки - время выполнения

На идентичное задание Junior-разработчику понадобится неделя. Senior выполнит тест за несколько часов. Показательна и оценка срока выполнения тестового задания от соискателя. Разработчик уровня «Junior» смотрит на поставленную задачу чересчур оптимистично, недооценивает сложность. И из-за нехватки опыта не укладывается в сроки. Специалист уровня «Middle» склонен пессимистично смотреть на задачу. Сказывается опыт в качестве Junior-разработчика. Чрезмерно увеличивает прогнозируемый срок реализации. Senior-разработчик реалистичен. Закладывает риски разумно без лишнего завышения сроков.

Второй момент - качество кода

Несколько лет для оценки соискатели писали простую браузерную игру «Крестики-нолики». В зависимости от вакансии рекомендовалось использовать определенный язык или технологию. Если планировалось значительное расширение штата, у кандидатов была свобода выбора инструментария.

Сейчас у нас десятки вариантов выполнения проверочного задания. Тестировщики EDISON выбрали 3 фрагмента кода (обработка запроса веб-приложения), написанные на PHP разработчиками разного уровня, и добавили комментарии.

Начнем с примера так называемого «говнокода».

$user = userRequestWithPassword($_COOKIE ["login" ], $_COOKIE ["password" ]);

Хранение логина и пароля пользователя в куках. Явная ошибка безопасности. Куки передаются от браузера к серверу при запросе (открытии/обновлении страницы). Потенциальная возможность перехвата.

if ($user != null ) { if (isset ($_POST ["submitEdit" ])) {

Определение действий сайта на основе параметра POST-запроса последовательными условными блоками. Код усложняется, становясь громоздким и нечитаемым. Для облегчения реализации задачи опытные программисты придумали маршрутизацию и паттерны, например MVC.

$deal = dealRequest($_GET ["dealId" ]); $connect = mysqli_connect (BAZA_SERVER, BAZA_USER, BAZA_PASSWORD, BAZA_MYSQL); $name = mysqli_real_escape_string($connect , $_POST ["name" ]); $date = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["date" ]); $insured = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["insured" ]); $obligor = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["obligor" ]); $countryObligor = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["countryObligor" ]); $amount = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["amount" ]); $currency = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["currency" ]); $percent = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["percent" ]); $tenor = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["tenor" ]); $type = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["type" ]); $responseDate = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["responseDate" ]); $person = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["person" ]);

Громоздкий код для элементарных операций. Опытный программист напишет блок в одну строку.

if (!empty ($_FILES ["upload" ]["name" ])) { $path_directory = "documents/" ; $filename = $_FILES ["upload" ]["name" ]; if (preg_match ("/[.](doc)|(docx)|(pdf)|(xls)|(jpg)$/" , $_FILES ["upload" ]["name" ])) { $source = $_FILES ["upload" ]["tmp_name" ]; $target = $path_directory . $filename ; $fileName = $moved = move_uploaded_file ($source , $target ); } } else { $filename = $deal ["documents" ]; } $query = "update Deals set name=" $name ", date=" $date ", nameOfTheInsured=" $insured ", nameOfTheObligor=" $obligor ", countryOfTheObligor=" $countryObligor ", amount=" $amount ", currencyOfTheDeal=" $currency ", percentToBeInsured=" $percent ", tenorOfTheExposure=" $tenor ", typeOfTheDeal=" $type ", targetResponseDate=" $responseDate ", nameOfTheContactPerson=" $person ", documents=" $filename " where id="" .$_GET ["dealId" ].""" ;

Подстановка параметра GET-запроса (строки, приходящей от пользователя при открытии страницы в браузере) прямо в SQL-запрос (обращение к базе данных). Потенциальная уязвимость в безопасности (SQL-инъекция).

Mysqli_query($connect , $query ); mysqli_close($connect ); header (.$_GET ["dealId" ]);

Хардкод URL"ов. Адрес страницы приложения может меняться. Для отсылки на новый адрес программисту придется искать и менять данные в коде вхождения старого URL.

else if (isset ($_POST ["addComment" ])) { $connect = mysqli_connect (BAZA_SERVER, BAZA_USER, BAZA_PASSWORD, BAZA_MYSQL);

Именование переменных на разных языках - частный случай использования транслита в коде. Распространенная ошибка начинающих говнокодеров.

$dealId = mysqli_real_escape_string($connect , $_GET ["dealId" ]); $userId = mysqli_real_escape_string($connect , $user ["id" ]); $comment = mysqli_real_escape_string($connect , $_POST ["comment" ]); $query = "insert into Comments (dealRefer, userRefer, comment) values(" $dealId "," $userId "," $comment ")" ; mysqli_query($connect , $query ); mysqli_close($connect ); header ("location: http://example.com/view.php?dealId=" .$_GET ["dealId" ]); }

Пример кода уровня «Junior».

if (isset ($_GET ["action" ]) && ($_GET ["action" ] == "online" ))

Определение действий, исходя из параметров GET-запроса последовательными условными блоками. Аналогично прошлому примеру.

{ $document = new Document(); $document -> SetLanguage ($cur_lang ); if ($starter = $db -> GetFByQuery ("SELECT u.login FROM games g LEFT JOIN users u ON g.starter=u.id WHERE g.`invited`= $uid " )) { echo " $starter " . $document -> Translate (17 ) . "
" . $document -> Translate (19 ) . "" ; }

«Echo» в коде является не лучшим решением для вывода текста или верстки в браузер. Усложняет процесс изменения внешнего вида сайта . Верстка должна находиться в отдельных файлах-шаблонах. По аналогии справедливо и для JS-, CSS-вставок. Обязательно разделение по разным файлам, желателен разброс по папкам.

else { $rows = $db -> GetByQuery ("SELECT id, login FROM users WHERE `lastping`>" . (time () - 30 ) . " AND `id`<> $uid " ); if (count ($rows )) foreach ($rows as $row ) { echo "$row\")">$row
" ; }

Захардкоденный обработчик события click. Аналогично предыдущему пункту. Весь JS нужно выносить в отдельные файлы.

else { echo $document -> Translate (11 ); } } } elseif (isset ($_GET ["action" ]) && ($_GET ["action" ] == "creategame" )) { ... } elseif (isset ($_GET ["action" ]) && ($_GET ["action" ] == "getfields" )) { ... } ...

Код Middle-разработчика прост для понимания и содержит комментарии для разбора сложных участков. Используется ORM (Object-relational mapping) взамен написания нативных запросов к базе. Значительно снижается риск SQL-инъекций. Применяется ООП и MVC.

public function actionStatistics () { // Получение из БД общего количества игр и количества игроков. $GamesNumber = tableGame::model () -> count (); $PlayersNumber = tableUser::model () -> count (); $GeneralStatistics = array ("GamesNumber" => $GamesNumber , "PlayersNumber" => $PlayersNumber ); $Player = new Player(); // Получение из БД списка игроков с самым высоким рейтингом. $dbModel = tableUser::model () -> findAllByAttributes (array ("Enable" => 1 ), array ("limit" => self::TOP_PLAYERS_LIST_SIZE , "order" => "Rating DESC" )); // Формирование массива сводной информации по лучшим игрокам. foreach ($dbModel as $PlayerData ) { if ($Player -> Load ($PlayerData -> ID )) { $PlayersList = clone $Player ; } } // Загрузка данных авторизованного игрока. $Player -> Load (Yii::app () -> user -> getId ()); // Вывод представления. $this -> render ("statistics" , array ("GeneralStatistics" => $GeneralStatistics , "PlayerData" => $Player , "PlayersList" => $PlayersList )); }

Различия между Middle- и Senior-разработчиком по фрагменту кода прослеживаются слабо и заключаются в выборе верных архитектурных решений.

Обобщенные критерии оценки сведены в таблицу. Список не ограничивается приведенными примерами.

Jт Junior до Senior не минуя Middle и с прицелом на TeamLead... Статья о рангах и ступенях IT карьеры разработчиков и некоторых других IT специалистов. Субъективный, но безпристрастный взгляд на развитие IT специалистов...

Ранги в профессии программист или рост IT специалистов в IT карьере.

Данный материал представляет собой очерк вакансий-позиций, доступных разработчику программного обеспечения, которые в результате упорного труда продвигают его по карьерной лестнице. Автор статьи сам разработчик Middle класса (уже не Junior, но ещё не Senior, согласно спецификации, приведенной в статье – просто Developer) попытался привести описания основных позиций в карьере программиста и произвести краткий анализ способностей и амбиций, особенностей, свойственных тем или иным рангам, как и росту прав и обязанностей согласно занимаемой должности.

Надеемся, что этот материал понравится и будет полезен Вам.

Итак, как известно, программисты или разработчики имеют свои ступени профессионального роста. Обычно это Junior, Middle (или, как говорят куда чаще – просто Developer) и Senior. Ученик, подмастерье и мастер, если хотите. Для каждой из этих позиций характерны свои особенности, каждая из них влияет на обязанности и права разработчика, занимающего эту позицию и влияет на его характер, амбиции и способы решать рабочие вопросы. Написать данную статью, не опасаясь обвинений в необъективности, автору позволили некоторые наблюдения, сделанные в результате многолетней работы в IT компаниях, а также соединение собственных наблюдений с массой тематических материалов, прочитанных как в украинских, так и в зарубежных IT изданиях.

Таким образом, получилось, что о позиции Junior developer можно сказать следующее:

Позиция - Junior Developer

Младший программист – Junior Developer, это молодой разработчик с малым количеством опыта или вовсе без такового, только начавший работу в избранной технологичной области. Обучается, как правило, по видеокурсам и видеоурокам, причём постоянно ведь опыта разработки у него так мало, что он очень много времени тратит на советы с более опытным разработчиком и понимание того как команда работает над проектом. Накопив достаточно опыта и реализовав несколько проектов, junior переходит на middle уровень – становясь полноценным разработчиком. Но всё же, Junior разработчики находятся в постоянном, непрерывном и самостоятельном образовательном процессе. Обучение для junior разработчика - это все. Испытывая постоянную необходимость в выполнении задач, поставленных по работе над проектом, идеальная схема обучения для Junior разработчика - это видео обучение программированию в рамках избранной технологии. Опираясь на просмотренные видео уроки по программированию, онлайн консультации и советы более опытных коллег, junior разработчик растёт достаточно быстро для того чтобы уже через 1-1,5 года занять позицию полноценного разработчика. Требования, обычно выставляемые к Junior разработчику, приблизительно таковы, как и у Developer и Senior.

Это следующие знания:

Основы программирования (системы исчисления, разница между оператором и операцией, понимание алгоритмов, методик ООП)

Языки: С#, C++, Java, PHP, JavaScript (синтаксис, ООП возможности, многопоточность, стандартные библиотеки, паттерны проектирования)

OOP и OOD (парадигмы)

Умение обучаться по видеокурсам и видеоурокам по программированию, не прибегая к дополнительным разъяснениям. Такой навык очень помогает Junior разработчикам вырости до Middle.

Работа с базами данных (JDBC, язык SQL, MSQL, SQL lite и т.п.)

Базовое знание какого-либо конкретного фреймворка (например, веб-сервисов или Spring).

По субъективным заметкам программистов, за Junior Developerами замечено:

Нуждается в постоянном контроле, должен отвечать за написанный им код. Для Junior разработчиков важно показать, что они умеют учиться и при этом решать поставленные задачи. Развиваться в области постижения нескольких языков программирования, знании основных конструкций, алгоритмов, используемых наиболее часто, использовании фреймворков. Мыслит в рамках используемых технологий, читает литературу, проходит видеокурсы и видеоуроки, быстро пишет прототипы, но очень долго доводит до реальной работоспособности из-за малого количества опыта, грешит ложной инициативой.

Ресурсы для Junior разработчиков:

Видео портал ITVDN.com – Видеокурсы и видеоуроки для начинающих и опытных программистов.

MSDN.com – Технологии Microsoft

97 Things Every Programmer Should Know (список)

Other Things Every Programmer Should Know (список)

Channel9.com – Форум Microsoft разработчиков

Следующий шаг в карьерном и профессиональном росте программиста - Программист или Developer

Developer или Middle Dev

Программист или Developer или Middle dev (англ. разработчик) - это человек, ответственный за качественное и своевременное исполнение разработки информационно-программных систем, основанных на применении современных программных технологий. Программист выполняет задачи по написанию и базовому тестированию порученных ему компонентов системы, работает developer по внешним спецификациям. Поддерживает Junior разработчиков, занимается как архитектурой проектов, так и модульной реализацией, производит реализацию работоспособности прототипов, постоянно занимается самообразованием, понимает алгоритмы, Software Engineering Process, обладает знаниями в следующих областях: языки разметки, понимание технологии web-серверов и серверов приложений, знанием клиентских и серверных технологий, работы браузера, СУБД, операционных систем, офисных пакетов, сред разработки, профильных языков программирования, технического английского. Как правило, имеет высшее образование, хотя случается и что не имеет, это не критичный показатель, критичный - наличие знаний и опыта.

По заметкам программистов за developerами замечено:

Любит поучать Junior developers, прямые вопросы от Juniors нередко вызывают у Middle developers раздражение, контроля над выполнением работ, как правило, не требует - отвечает за отдельные функции и модули и сам контролирует их работу, осознавая, что выполняемая им работа определяет рабочий процесс коллег. Это ответственные люди, которых редко нужно учить, так как они постоянно занимаются самообразованием в форме просмотра видео курсов по программированию, посещения семинаров и участия в вебинарах, чтения профильной литературы и ресурсов. Умеет решать поставленные задачи самостоятельно, понимает основы построения архитектуры проектов, мыслит не категориями языка, от которых, наконец, отвязался, но понятиями предметной области, умеет писать структурно и последовательно, думает о будущей поддержке продукта. К концу первого года работы в команде перестаёт писать плохой код.

Ресурсы для developers:

Github.com – Профессиональный ресурс для разработчиков.

ITVDN.com – Портал видео IT обучения

MSDN.com – Продукты и технологии Microsoft

Codefor.com – Форум разработчиков

habrahabr.ru – Крупнейшее профильное IT сообщество рунета

И вот, наконец, мы добрались и до позиции Senior developer.

Senior developer (Ведущий разработчик)

Ведущий программист – человек ответственный за качество и своевременность работ по разработке информационно-программных систем, основанных на применении новейших программных технологий. Обладает глубокими, структурированными знаниями и работает внутри проектной команды, совершенно не имея необходимости контактировать с представителями менеджмента заказчика. Выполняет такие работы, как: детальное проектирование и создание спецификаций проектов, полностью контролирует и зачастую и самостоятельно выполняет проектирование мелких проектов и внутренних под-проектов (модулей), программирование и базовое тестирование компонентов. Как правило, имеет законченное высшее образование, реже незаконченное, стаж от 3х лет в качестве developer, умеет комментировать программы, не прибегая к использованию словаря, разрабатывать документацию, свободно общаться на английском языке, владеет методами и инструментами анализа и проектирования, Software Engineering Process, языками разметки, глубоким пониманием клиент-сервер технологии, работ браузера, web серверов, серверов приложений, БД, ОС, офисными пакетами, может контролировать других разработчиков и ставить им задачи.

По заметкам коллег-программистов, за Senior Developers замечено:

Отвечает за проект, умеет подготовить инфраструктуру, занимается решением сложных задач. Является наставником для developers и junior. Обладает набором конкретных решений в области тех или иных наиболее часто возникающих задач, за счёт чего демонстрирует бешенную производительность в сравнении с middle developers. Делает на порядок меньше ошибок, ошибки допущенные Senior, как правило, им же легко устраняются и связаны обычно со спешкой или постоянным недосыпом. Забавно, но нередко знает конкретные языки хуже, чем junior, что компенсируется знанием того, как обходить скользкие места и тремя-пятью решениями на каждую задачу, которые держит в голове, также за счёт того, что превосходно концентрируется на главном, игнорируя несущественные детали. Собственно, за это и держат – способен увидеть суть, нередко даже не дочитав до конца ТЗ.

Ресурсы для senior разработчиков:

Знают и не с кем ими не делятся. Можно разве что подсмотреть через плёчо, сидя рядом.

На этом первую часть нашей статьи о Рангах в карьере программиста и составляющих профессии от А до Я, можно читать завершённой. Надеемся, что данная статья была интересна Вам и следующий её выпуск, рассказывающий о Team Lead, Architect и CIO будет, ожидаем Вами.

А в качестве бонуса и вместо послесловия вот некоторые наблюдения о представителях профессий, описанных в данной статье, лично от автора.

Junior Developer

  • Всегда требует не только самообразования, но и контроля.
  • Всегда оптимист и всегда недооценивает сложности поставленных задач.
  • Жалуется только на нехватку времени, на остальное боится.
  • Не задаёт необходимые вопросы, так как опасается блеснуть незнанием.
  • Часто ошибается и потому завышает сроки, чтобы успеть переделать до сдачи.
  • В перманентной вражде с SEO и Тестировщиком – с Тестировщиком, так как тот находит баги, с SEO так как тот заставляет заниматься, по мнению любого разработчика несущественной ерундой, за которую тем не менее третирует начальство.
  • Менеджеров, совершенно не воспринимает всерьез, так как пока не понимает всей серьёзности их функций.
  • Даже самую рутинную работу считает сложной, хотя способен написать тысячи строк «одинакового» кода.

Developer

  • Пессимист, недооценивающий себя, и живущий в страхе промаха и провала.
  • Всегда находит новинку, чтобы обсудить, время на перекур что бы обсудить, и время на чашечку кофе, чтобы узнать, что обсуждают другие.
  • Не стесняется и может даже эксплуатировать коллег, выманивая все возможные знания, умения, применяя которые о коллегах упомянуть забывает.
  • Наступая на грабли, молчит и скрипя зубами сам исправляет ситуацию, так чтобы никто даже и не знал.
  • Разделяет мнение Juniora о тестировщиках и SEO
  • Роль менеджера понимает, но тем не менее менеджеров недолюбливает как непонимающих элементарного.
  • Знает, сколько он стоит и при случае показывает, что знает это.
  • Старается работать только над тем, что интересно.
  • Нередко ухитряется вести по 2-3 проекта параллельно, чем очень удивляет Junior developers.

Senior Developer

  • Реалист – всегда закладывает не только свои сложности, но и общие риски, при этом, не слишком завышая сроки. Как делает это, не знает сам, говорит, при этом кратко – опыт.
  • Успевает всё. И митинги и work tasks и помогать коллегам.
  • Может легко, не стесняясь, сказать, что не знает чего-то. При этом так же легко помогает разобраться в том, что знает.
  • Грабли у Senior, как ядерное оружие, мощные и критичные – если уж ударят, то глобально. Бывают наверняка и простые грабли, но они их удачно скрывают, так, что о них не знает никто.
  • Любят работу – радуются успеху проектов как в детстве, причём даже когда те не слишком сказываются на благосостоянии.
  • Тестер – советник.
  • Менеджер – щит перед заказчиком.
  • Не стесняется требовать повышения ЗП, крайне не любит привлекать к работе посторонних или новичков, даже если те знают и умеют много и хорошо.
  • Ворчит, но работу делает и в зависящем от него всегда успешно.

Вот то немногое, что мы рассказали Вам о профессии Developer. О свойственном данной позиции карьерном росте, об обучении и самообразовании людей занимающих эту должность, а также пристрастиях и слабостях мужчин и женщин избравших для себя профессиональный путь разработчика. Надеемся этот субъективный, но безпристрастный материал был полезен Вам и принёс Вам несколько приятных минут, полученных во время чтения.

Язык программирования – один из способов записи алгоритмов; совокупность набора символов системы, правил образования и истолкования конструкций из символов для задания алгоритмов с использованием символов естественного языка.

Процессор компьютера – это большая интегральная микросхема. Все команды и данные он получает в виде электрических сигналов, но их можно представить и как совокупности нулей и единиц, т. е. числами. Поэтому реально программа, с которой работает процессор, представляет собой последовательность чисел, называемых машинным кодом .

Написать программу в машинном коде достаточно сложно, причем сложность работы непропорционально возрастает с увеличением размера программы. Условно можно считать, что машинный код приемлем, если размер программы не превосходит нескольких десятков байтов и нет потребности в операциях ручного ввода и вывода данных. Такая ситуация встречается, например, при программировании простейших автоматов.

Более сложные программы создают с помощью так называемых языков программирования . Теоретически программу можно написать и средствами обычного человеческого языка – это называется программированием на метаязыке, но автоматически перевести в машинный код обычный человеческий язык пока невозможно. Перевод выполняют специальные служебные программы, называемые трансляторами , а трансляторов, способных перевести в машинный код обычный человеческий язык, пока не существует (из-за высокой неоднозначности естественного языка).

Языки программирования – искусственные языки. Они отличаются от естественных человеческих языков малым количеством слов, значение которых понятно транслятору (эти слова называются ключевыми ), и довольно жесткими требованиями по форме записи операторов (совокупность этих требований образует грамматику и синтаксис языка программирования). Нарушения формы записи приводят тому, что транслятор не может правильно выполнить перевод и выдает сообщение об ошибке.

Что же нужно, чтобы «создать язык программирования»?

На первый взгляд, для этого необходимо определить какие инструкции в нем могут использоваться (их называют операторами ), жестко утвердить список ключевых слов, которые допустимо использовать, и разработать правила записи каждого из операторов (правила синтаксиса). Однако этого не достаточно. Это лишь идея языка программирования. Для того, чтобы он имел практическое применение, следует разработать программу, способную транслировать текст, записанный по всем правилам данного языка в машинный код, то есть создать транслятор. Таким образом, именно транслятор представляет собой конкретную реализацию идеи языка программирования.

По принципу действия различают два вида трансляторов: компиляторы и интерпретаторы . Соответственно с этим можно выделить два класса языков программирования: компилируемые и интерпретируемые .

Трансляция – это перевод. Если мы посмотрим, как работают переводчики с иностранных языков, то тоже увидим, что существует два подхода: синхронный перевод и перевод текстов.

Синхронный переводчик «ловит» услышанную фразу и переводит ее как можно ближе к смыслу. В момент перевода он не знает, какая фраза последует далее, и не успевает учитывать фразы, высказанные ранее. Он как бы в любой момент времени работает с одной конкретной фразой. Для перевода каких-либо специфических понятий ему приходится выстраивать целые конструкции. Фразы синхронного перевода обычно длиннее, чем их оригинал, и не отличаются изяществом.

Литературный переводчик сначала несколько раз прочитает весь текст, подлежащий переводу. Он заранее найдет в нем все особо сложные для перевода места, построит нужные конструкции и будет ими пользоваться всякий раз, когда возникнет необходимость. При переводе одной конкретной фразы переводчик должен учитывать особенность всей книги в целом и даже особенности других произведений того же автора.

Интерпретаторы работают как синхронные переводчики. Они берут один оператор из программы, транслируют его в машинный код (или в какой-то промежуточный код, близкий к машинному коду) и исполняют его. Если какой-то оператор многократно используется в программе, интерпретатор всякий раз будет добросовестно выполнять его перевод так, как будто встретил его впервые.

Компиляторы обрабатывают программу в несколько приемов. Сначала они несколько раз просматривают исходный текст (обычно он называется исходным кодом), находят общие места, Выполняют проверку на отсутствие ошибок синтаксиса и внутренних противоречий, и лишь потом переводят текст в машинный код. В результате программа получается компактной и эффективной.

Если программа написана на интерпретируемом языке программирования, то ее можно выполнить только на том компьютере, на котором предварительно будет установлен интерпретатор, ведь он должен участвовать в исполнении программы. Программы, написанные на компилируемых языках программирования, в посредниках не нуждаются – после компиляции уже получен машинный код, в котором есть все необходимее для работы процессора. Поэтому такие программы работают на любом компьютере и делают это в сотни раз быстрее. Это достоинство компилируемых языков программирования.

Однако у программ, написанных на интерпретируемых языках программирования, есть другое преимущество. Так как мы можем исполнять их только под управлением интерпретатора, то соответственно мы можем в любой момент времени остановить работу программы, посмотреть ее операторы, внести нужные изменения, вновь запустить и т. д. Содержание программы открыто для пользователя. Для откомпилированных программ все это сделать практически невозможно. После компиляции программы ее исходный текст остается только у автора. Все остальные пользователи получают машинный код, который можно исполнять, но практически нельзя ни посмотреть, ни изменить. Хотя теоретически это сделать можно, но для этого необходимы огромные затраты времени, наличие специальных программ и высокий уровень знаний и опыта.

Существует два уровня языков программирования: языки низкого уровня и языки высокого уровня .

Язык программирования низкого уровня – это язык программирования, созданный для использования со специальным типом процессора и учитывающий его особенности. В данном случае «низкий уровень» не значит «плохой». Имеется в виду, что язык близок к машинному коду (он позволяет непосредственно реализовать некоторые команды процессора).

Языки низкого уровня мало похожи на нормальный, привычный человеку язык. Большие, грамосткие программы на таких языках пишутся редко. Зато если программа будет написана на таком языке, то она будет работать быстро, занимая маленький объем и допуская минимальное количество ошибок. Чем ниже и ближе к машинному уровень языка, тем меньше и конкретнее задачи, которые ставятся перед каждой командой.

Для каждого типа процессоров самым низким уровнем является язык ассемблера , который позволяет представить машинный код не в виде чисел, а в виде условных обозначений, называемых мнемониками. У каждого типа процессора свой язык ассемблера; его можно рассматривать одновременно и как особую форму записи машинных команд, и как язык программирования самого низкого уровня.

Достоинством языков низкого уровня является то, что с их помощью создают самые эффективные программы (краткие и быстрые). Недостаток таких языков в том, что их трудно изучать из-за необходимости понимать устройство процессора и в том, что программа, созданная на таком язык, неприменима для процессоров других типов.

Языки программирования высокого уровня заметно проще в изучении и применении. Программы, написанные с их помощью, можно использовать на любой компьютерной платформе, правда при условии, что для нее существует транслятор данного языка. Эти языки вообще никак не учитывают свойства конкретного процессора и не предоставляют прямых средств для обращения к нему. В некоторых случаях это ограничивает возможности программистов, но зато и оставляет меньше возможностей для совершения ошибок.

Языки высокого уровня в большей степени ориентированы на человека; команды этих языков – понятные человеку английские слова. Чем выше уровень языка, тем больше приходится проделать операций для выполнения необходимой команды.

С появлением языков высокого уровня программисты получили возможность больше времени уделять решению конкретной проблемы, не отвлекаясь особенно на весьма тонкие вопросы организации самого процесса выполнения задания на машине. Кроме того, появление этих языков ознаменовало первый шаг на пути создания программ, которые вышли за пределы научно-исследовательских лабораторий и финансовых отделов.

Достоинства языков программирования высокого уровня :

· алфавит языка значительно шире машинного, что делает его гораздо более выразительным и существенно повышает наглядность и понятность текста;