Анкетирование младших школьников для повышения информационной культуры. Формирование информационной культуры школьников в процессе обучения географии

Компоненты информационной культуры школьника

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Информационная культура является частью общей культуры личности и может быть представлена как совокупность трех составляющих.

Когнитивный компонент – это использование источников информации и знание принципа ее поиска.

Технологическая составляющая наполняется всевозможными информационными умениями – находить, систематизировать, анализировать, преобразовывать, представлять, передавать, сохранять сведения, в том числе при помощи компьютера.

Не менее важным является информационное мировоззрение, то есть эмоционально-ценностное отношение к информации, информационным процессам, позиционирование себя в информационном пространстве, определение своей жизненной позиции.

Современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно-деятельностную среду, способствующую развитию информационной культуры школьника. В нашем образовательном учреждении отрабатывается модель управления развитием информационной культуры учащихся в процессе исследовательской деятельности. Принципами ее организации являются интегративность, непрерывность и преемственность, личностно-сообразное управление.

Принцип интегративности предполагает, что научный поиск может основываться на надпредметном уровне с учетом усвоения основных информационных умений, в рамках координации содержания образования различных областей знаний, а также в системе взаимодействия основного и дополнительного образования, детско-взрослых самоуправляющихся объединений (научное общество учащихся), когда учебная работа на уроках имеет свое логическое продолжение в деятельности разнообразных видов творческих групп.

Непрерывность и преемственность обязательны для образовательного учреждения, стремящегося в системе развивать способности детей, формировать их умения и эмоционально-ценностную сферу. Наша модель подразумевает определение и описание обязательного стандарта информационных навыков школьников.

На каждой ступени обучения действует внутренний стандарт освоения исследовательской деятельности, готовности к дальнейшему развитию в данном направлении. Принимая новых учеников, учитель должен иметь возможность опираться и актуализировать их опыт, ориентируясь на поэтапное формирование соответствующих качеств.

Научная работа может осуществляться в индивидуальной, коллективной и групповой формах, однако успешное управление ею зависит от реализации принципа личностно-сообразного подхода. Каждый должен иметь возможность приобрести опыт исследовательской деятельности, ощутить радость самостоятельно или в группе совершенного открытия, осознать собственный потенциал. Мониторинг сформированности информационных умений и педагогическое наблюдение позволяют наблюдать динамику развития детей, корректировать работу с отдельными учащимися.

  • Белякова Е.Г.
  • Загвязинская Э.В.
  • Березенцева А.И.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ / ОСМЫСЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION SAFETY / INFORMATION RISKS / SENSIBLE INTERPRETATION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы - Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И.

Введение. Статья посвящена проблеме противостояния информационным рискам , транслируемым через сеть Интернет. В ситуации отсутствия внешних преград на пути вредоносных информационных потоков актуализируется необходимость формирования информационной культуры школьников; их способности осмысленного восприятия и критической оценки информации, почерпнутой в сети; выбора адекватных поведенческих моделей во время выхода в интернет-пространство. Цель предлагаемого вниманию исследования изучение состояния информационной безопасности школьников, выяснение роли внешних ограничений и возможностей внутриличностной фильтрации вредоносного интернет-контента в зависимости от возраста детей. Методология и методики. Методология исследования базируется на современных подходах к проблеме социализации личности. Для определения степени осведомленности учащихся, их родителей и педагогов в области информационной безопасности использовался адаптированный вариант опросника Фонда развития Интернет. Результаты и научная новизна. Теоретический анализ позволил установить соотношение основных запретительно-ограничительного и личностно-развивающего подходов к обеспечению информационной безопасности школьников с учетом закономерностей их взросления. Эмпирическая часть исследования показала снижение внешнего контроля пребывания ребенка в сети по мере его взросления на фоне преобладания ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи с объективными причинами ослабления внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности обоснована необходимость личностно-развивающего подхода к формированию информационной культуры детей начиная с раннего возраста. Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по реализации мер информационной безопасности школьников на разных ступенях обучения. Подчеркнута необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов и родителей учащихся.

Похожие темы научных работ по психологии, автор научной работы - Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И.,

  • Информационная безопасность школьников в сети Интернет: проблемы и пути решения

    2015 / Идрисова Алина Айдаровна
  • Формирование культуры информационной безопасности у студентов - будущих учителей - в процессе профессиональной подготовки

    2017 / Ерина Юлия Сергеевна, Кокаева Ирина Юрьевна
  • Структура, критерии, уровни и показатели сформированности культуры информационной безопасности школьников

    2016 / Дерендяева Наталия Степановна
  • Информационная культура как ресурс обеспечения безопасности личности в информационном обществе

    2014 / Пирогов Александр Иванович, Завальнев Вячеслав Игоревич
  • Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества

    2018 / Дубровина Ирина Владимировна

Information Culture and Information Safety of Schoolchildren

Introduction. The article is devoted to the problem of interaction between schoolchildren and possible informational risks transmitted on the Internet. Considering the lack of external filters on the way of harmful information streams, it is actually necessary to develop information culture of schoolchildren, their abilities to sensibly and critically interpret the information on the Internet, and choice of adequate behaviour models surfing the Web. The aim of the present research is to analyze the state of informational safety of schoolchildren while using the Internet; gaining an understanding of the role of external restrictions and opportunities of intrapersonal filtration of the harmful Internet content depending on children age. Methodology and research methods. The methodology of the research is based on modern methods aimed to consider the problem of personal socialization in modern information society. Thus, the Internet Initiatives Development Fund (IIDF) questionnaire let the authors define the level of awareness of recipients on the problem under consideration. Results and scientific novelty. The theoretical analysis helped the authors predict the correlation of basic methods in order to guarantee personal safety of schoolchildren taking into account the process of maturity as well as the decrease of external filters that may stop harmful content. Empirical part of the research has enabled to reveal decrease in external control of staying of a child in network in the process of growing up against the background of restrictive attitudes prevalence among teachers and parents. Therefore, the research supposed to improve information culture of schoolchildren from the earliest ages encouraging them to sensibly and correctly interpret the information on the Internet. Practical significance. The practical recommendations to parents and teachers in order to improve informational personal safety of schoolchildren are proposed. The relevancy of information and communication competence increase among teachers and parents is emphasized.

Текст научной работы на тему «Информационная культура и информационная безопасность школьников»

Образование и наука. Том 19, № 8. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 8. 2017

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.01 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Е. Г. Белякова

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.

E-mail: [email protected]

Э. В. Загвязинская1, А. И. Березенцева2

Гимназия российской культуры, Тюмень, Россия.

E-mail: [email protected]; [email protected] Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме противостояния информационным рискам, транслируемым через сеть Интернет. В ситуации отсутствия внешних преград на пути вредоносных информационных потоков актуализируется необходимость формирования информационной культуры школьников; их способности осмысленного восприятия и критической оценки информации, почерпнутой в сети; выбора адекватных поведенческих моделей во время выхода в интернет-пространство.

Цель предлагаемого вниманию исследования - изучение состояния информационной безопасности школьников, выяснение роли внешних ограничений и возможностей внутриличностной фильтрации вредоносного интернет-контента в зависимости от возраста детей.

Методология и методики. Методология исследования базируется на современных подходах к проблеме социализации личности. Для определения степени осведомленности учащихся, их родителей и педагогов в области информационной безопасности использовался адаптированный вариант опросника Фонда развития Интернет.

Результаты и научная новизна. Теоретический анализ позволил установить соотношение основных - запретительно-ограничительного и личнос-тно-развивающего - подходов к обеспечению информационной безопасности

школьников с учетом закономерностей их взросления. Эмпирическая часть исследования показала снижение внешнего контроля пребывания ребенка в сети по мере его взросления на фоне преобладания ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи с объективными причинами ослабления внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности обоснована необходимость личностно-развивающего подхода к формированию информационной культуры детей начиная с раннего возраста.

Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по реализации мер информационной безопасности школьников на разных ступенях обучения. Подчеркнута необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов и родителей учащихся.

Ключевые слова: информационная культура, информационная безопасность личности, информационные риски, осмысленное восприятие информации

Благодарности: выражаем благодарность анонимным рецензентам, ознакомившимся со статьей.

Для цитирования: Белякова Е. Г., Загвязинская Э. В., Березенцева А. И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 147-162. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

INFORMATION CULTURE AND INFORMATION SAFETY OF SCHOOLCHILDREN

University of Tyumen, Tyumen, Russia.

E-mail: [email protected]

E. V. Zagvyazinskaya1, A. I. Berezentseva2

Grammar School of the Russian Culture, Tyumen, Russia.

E-mail: [email protected]; [email protected]

Abstract. Introduction. The article is devoted to the problem of interaction between schoolchildren and possible informational risks transmitted on the Internet. Considering the lack of external filters on the way of harmful information streams, it is actually necessary to develop information culture of schoolchildren, their abilities to sensibly and critically interpret the information on the Internet, and choice of adequate behaviour models surfing the Web.

The aim of the present research is to analyze the state of informational safety of schoolchildren while using the Internet; gaining an understanding of the role of external restrictions and opportunities of intrapersonal filtration of the harmful Internet content depending on children age.

Methodology and research methods. The methodology of the research is based on modern methods aimed to consider the problem of personal socialization in modern information society. Thus, the Internet Initiatives Development Fund (IIDF) questionnaire let the authors define the level of awareness of recipients on the problem under consideration.

Results and scientific novelty. The theoretical analysis helped the authors predict the correlation of basic methods in order to guarantee personal safety of schoolchildren taking into account the process of maturity as well as the decrease of external filters that may stop harmful content. Empirical part of the research has enabled to reveal decrease in external control of staying of a child in network in the process of growing up against the background of restrictive attitudes prevalence among teachers and parents. Therefore, the research supposed to improve information culture of schoolchildren from the earliest ages encouraging them to sensibly and correctly interpret the information on the Internet.

Practical significance. The practical recommendations to parents and teachers in order to improve informational personal safety of schoolchildren are proposed. The relevancy of information and communication competence increase among teachers and parents is emphasized.

Keywords: information culture, information safety, information risks, sensible interpretation of information

Acknowledgements: The authors express their gratitude to anonymous reviewers of the article.

For citation: Belyakova E. G., Zagvyazinskaya E. V., Berezentseva A. I. Information culture and information safety of schoolchildren. The Education and Science Journal. 2017; 8 (19): 147-162. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

Введение

Основная проблема, обсуждаемая в данной статье, - особенности социализации современных детей и подростков в условиях стремительно нарастающих информационных потоков, прежде всего в электронном пространстве. Сеть Интернет, ставшая естественной коммуникационной средой для подрастающего поколения, оказывает безусловное влияние на мировоззрение и поведение школьников. Данная среда наполнена полезной информацией и одновременно выступает каналом трансляции рисков социализации. К актуальным рискам относятся, например, получившие

распространение в социальных сетях «сообщества смерти», активно провоцирующие суицидальные действия; тематические группы, стимулирующие различного рода аддикции; широко представленный в Интернете вредоносный контент, способный нанести ущерб психоэмоциональному здоровью, нравственному и интеллектуальному развитию детей и подростков. Перечисленные риски становятся более реальными на фоне сравнительно низкого родительского и педагогического контроля, осуществление которого, как и обеспечение профилактики рисков, затрудняется тем, что современные дети и подростки значительно превосходят взрослых в своей цифровой компетентности. В сложившейся ситуации важно найти продуктивные подходы для обеспечения благоприятной социализации школьников и по возможности нивелировать риски информационной среды, угрожающие развитию личности.

Для достижения обозначенных целей и уточнения факторов, определяющих безопасность социализации школьников в информационной среде, нами были проанализированы соответствующие тематике современные отечественные и зарубежные исследования и предпринята попытка выяснить соотношение ограничительного и личностно-развива-ющего подходов к проблеме обеспечения информационной безопасности учащихся.

Обзор литературы

Эпоха информационного общества создала новые беспрецедентные возможности для человека - его развития и образования, трудовой деятельности, информационного обмена, социальной коммуникации и сотрудничества. Вместе с тем наметились тенденции, которые сложно оценить как положительные. Первая из них заключается в виртуализации социальных практик, перемещении определяющих личность сфер из реальной формы бытия в цифровую . Это явление расценивается учеными как особый вызов и экзистенциальный риск, поскольку современный человек удовлетворяет многие свои потребности, связанные с коммуникацией, образованием, творчеством, семьей, благодаря виртуальной среде. Перенос ценностей в виртуальную среду приводит к зависимости от нее и одновременному ослаблению реальных социальных связей.

Вторая важная тенденция состоит в том, что параллельно с виртуализацией социальной среды происходит виртуализация социальных угроз и рисков, которые практически беспрепятственно существуют в Интернете и активно воздействуют на различные категории его пользователей .

Для интернет-зависимых людей невозможность войти в виртуальное пространство является источником сильнейшего дискомфорта. Установлено, что более высокие уровни онлайн-активности напрямую коррелируют с более высокими онлайн-рисками .

Дети и подростки - представители «цифрового поколения» - являются активными пользователями Интернет и крайне часто проявляют при этом беспечность, будучи убеждены в безопасности своих личных компьютеров и мобильных устройств . На основе проведенных исследований выяснено, что дети младшего школьного возраста весьма чувствительны к негативному интернет-контенту ; а в подростковом возрасте доступная, но далеко не всегда полезная и позитивная интернет-информация, виртуальные развлечения, контакты в интернет-сообществах и т. п. могут послужить причинами девиантного поведения . В связи с этим срочно требуются разработки методов и способов самосохранения в информационном пространстве, владение которыми должно стать жизненно важным компонентом информационной культуры современного человека.

Проблема осознанного и безопасного использования электронных ресурсов в настоящее время разрабатывается в нескольких направлениях. В зарубежных и отечественных исследованиях описаны и типологизи-рованы информационные риски в сети Интернет. S. Livingstone относит к ним буллинг, воздействие изображений сексуального характера, сек-стинг, встречи с онлайн-контактами в реальном мире, интернет-зависимость и азартные игры (гэмблинг), груминг . Согласно классификации N. Giant, существуют три основных категории рисков: контент, контакты и коммерция. Наиболее распространенными их формами являются физические угрозы, сексуальное насилие, буллинг и домогательство, кража личных данных, противозаконное поведение, воздействие нежелательного контента, аддикция пребывания в сети, нарушение авторских прав, вирусы и спам. Эти риски могут быть связаны с применением различных информационно-коммуникационных ресурсов и технологических средств, включая посещение веб-сайтов и онлайн-чатов, социальных сетей, с мгновенными сообщениями, онлайн-игровыми сайтами, использованием мобильных телефонов, цифровых медиа- и игровых консолей .

На основании анализа запросов линии помощи «Дети онлайн» выделены четыре категории онлайн-рисков - коммуникационные, технические, контентные и потребительские риски, соответствующие четырем основным сферам деятельности в Интернете. В отдельную категорию вошли риски интернет-зависимости . В последние годы отмечается рост числа преступлений с использованием сети - нарушение частной жизни, личной

и семейной тайны, промышленный шпионаж. Одним из новых рисков является терроризм, в распространении которого особую роль играют масс-медиа в Интернете .

В образовательной среде также присутствуют информационные риски, которые систематизированы и соотнесены с направлениями деятельности в образовательном учреждении .

Позиции зарубежных и отечественных исследователей относительно того, как противостоять информационным рискам, объединяет мысль о необходимости развития информационной культуры, медиа-культуры, способностей личности осознанно и безопасно находиться в интернет-среде . Вместе с тем отмечается, что запреты и отгораживание от «неправильной» информации малоэффективны. Необходимы профилактические программы обучения интернет-безопасности, ориентированные на разные аудитории и возрастные категории пользователей и учитывающие вновь возникающие информационные риски и угрозы. Опыт подобных программ, широко представленных в европейских странах , начинает складываться и в отечественной практике. Показательно, что организация профилактической работы в настоящее время ориентирована и на дошкольников .

Можно выделить два взаимодополняющих подхода к обеспечению информационной безопасности личности детей и подростков - личностно-развивающий и ограничительно-запретительный , «баланс» которых в процессе социализации изменяется. Если дети младшего возраста не в состоянии самостоятельно установить ограничители на пути вредоносного контента, то с расширением пространства личной автономии в подростковый и юношеский периоды, по мере развития ИКТ-компетентности и интеллекта внешние ограничения преодолеваются сравнительно легко и все большее значение приобретают внутренние ресурсы личности для поддержания своей безопасности в информационной среде .

Материалы и методы

Цель предпринятого нами эмпирического исследования состояла в выявлении степени осведомленности учащихся начальных, средних и старших классов, педагогов и родителей о проблемах информационной безопасности в сети Интернет, в том числе в выяснении их отношения к информационным рискам и способам обеспечения информационной безопасности.

В опросе приняли участие 164 школьника начальных, средних и старших классов, 58 родителей и 37 педагогов. Исследование проводилось в ап-

реле-мае 2017 г. на базе Гимназии российской культуры г. Тюмени. Анкетирование осуществлялось с помощью опросника, разработанного Фондом развития Интернет совместно с факультетом психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова . Поскольку в выборке наших респондентов были учащиеся начальной школы, для них был разработан специальный адаптированный к возрастным особенностям вариант анкеты, который прошел предварительную экспертизу. В этом варианте опросника были не только изменены формулировки вопросов и ответов для большей доступности их содержания, но и исключены вопросы, способные спровоцировать интерес детей к возможно новому для них вредоносному контенту.

Обработка результатов сочетала частотный и качественный анализ ответов на открытые вопросы.

Результаты исследования

Полученные нами данные подтверждают установленные ранее в аналогичных опросах факты высокой онлайн-активности школьников разных возрастов. Все школьники, принявшие участие в исследовании, в своих ответах отметили, что использовали Интернет в течение года ежедневно. В будние дни 69,3% младших школьников проводит в сети менее часа, 43,8% подростков - от 3 до 12 часов, около половины старшеклассников - от 3 до 5 часов. Время пребывания в сети увеличивается в выходные дни: 23% младших школьников, около 43% подростков и 50% старшеклассников тратят на виртуальные развлечения и отдых в сети от 3 до 12 часов. Распространенным видом деятельности в сети для всех учащихся является поиск разнообразной интересной информации, в том числе учебной (41% младших школьников, 41,2% подростков, 35,4% старшеклассников) .

Самый вредоносный контент, по мнению учащихся (30% младших школьников, 24,3% подростков, 17,9% старшеклассников), вирусы. Старшеклассники довольно часто сталкиваются с буллингом (23,1%).

В случае оскорбительного отношения школьники чаще всего выбирают стратегию игнорирования, избегают дальнейших контактов, актив-

но используют «черный список» (47% младших школьников, 54,5% подростков, 36,8% старшеклассников). 11,8% детей начальных классов в таких ситуациях обращаются за помощью к родителям. 35,3% младших школьников, 40% подростков, 23,1% старшеклассников готовы обсуждать с родителями возможность встречи с новым другом из социальной сети, спрашивать у них совета или разрешения. 23,5% учащихся начальных классов готовы пойти на встречу вместе с родителями, в то время как 20% подростков и 15,4% старшеклассников могут рассказать о встрече лишь своим друзьям либо пойти на встречу в одиночку. Осторожное отношение к виртуальным знакомствам (способность отказаться от встречи и от дружбы) выявлено у 23,5% младших школьников, 30% подростков и 15,4% старшеклассников. 7,7% учащихся старшего звена вообще избегают виртуальных знакомств.

Многие учащиеся высоко оценивают свои умения отбирать подходящие сайты, «чистить» компьютер от вирусов, использовать «черные списки» и противостоять мошенничеству.

По данным опроса учащихся, среди родителей далеко не все (20,3% -начальная школа, 14,6% - среднее звено, 30,5% - старшие классы) проявляют интерес к занятиям ребенка в сети, контролируя и направляя его активность. Часть взрослых ограничивает время, проводимое ребенком в Интернете (13% - в начальной школе, 18,7 - в среднем звене, 13% -в старших классах). Некоторые добавляют страничку собственного ребенка в «друзья» в социальных сетях, чтобы быть в курсе его интересов и круга общения (11,1% - начальная школа, 16,7% - среднее звено, 17,5% -старшеклассники).

В большинстве ситуаций родители оказывают детям необходимую помощь и поддержку в решении проблем, возникших в сети, - объясняют, как поступить, помогают выйти из затруднительных ситуаций. Тем не менее 28,6% старшеклассников сталкивались с бездействием и беспомощностью взрослых и были вынуждены самостоятельно разбираться с возникшими проблемами. Беспокойство вызывают далеко не редкие случаи, когда взрослые оказывались не в курсе возникших у ребенка проблем -16,7% родителей детей младших классах, 19% родителей в среднем звене, 21,4% родителей старшеклассников.

Для обеспечения информационной безопасности родители беседуют с детьми о правилах использования Интернета (25% - в младших классах, 35% - в средних, 55,6% - в старших). 31,8% родителей учащихся начальной школы и 30% среднего звена дополнительно ограничивают время ин-

тернет-активности детей. Кроме того, 22,7% учащихся начальной школы используют Интернет только под присмотром родителей.

Для защиты детей от влияния вредной информационной продукции некоторые родители прибегают к техническим или программным ограничениям доступа: 18,6% - в начальных классах, 22,2% - в среднем звене, 18,8% - на старшей ступени. Ограничивают информацию, не соответствующую возрасту детей, 20,3% родителей учащиеся младших классов, 26% - учащихся среднего звена, 18,8% - старшеклассников. В дополнение к этому родители учащихся младших и средних классов (15,3% и 14,8% соответственно) ограничивают общение с незнакомыми людьми, которые намного старше ребенка. 18,8% родителей старшеклассников уделяют внимание конфиденциальности личной информации и персональных данных. Нашлись среди респондентов и такие, кто вводит запрет на контакты с малознакомыми людьми без разрешения или в отсутствие взрослого: 22% - в младших классах, 18,5% - в среднем звене, 12,5% - на старшей ступени.

Большинство родителей имеет представление о неблагоприятных факторах воздействия ИКТ на ребенка: 81,2% - в начальной школе, 77,8% - в средней, 80% - в старшей. Оценивая время, проводимое детьми за монитором компьютера, родители указали следующие цифры: 94,2% в начальной школе и 100% в среднем звене - от нескольких минут до 3 часов, в старших классах - от 1 до 5 часов. Отметим, что ответы младших школьников и подростков и их родителей на один и тот же вопрос существенно различаются, что, на наш взгляд, говорит о том, что родители явно недооценивают уровень онлайн-активности своих детей.

Многие родители знакомы с понятием интернет-зависимости и игровой зависимости: 76,5% - в младших классах, 60% - в средних, 83,3% - в старших. Среди признаков этого явления родители указывали очевидную потребность ребенка проводить свободное время за компьютером, в социальных сетях, играя в компьютерные игры; патологическую привязанность к виртуальному миру со снижением интереса к реальному живому общению; потерю контроля над временем пребывания перед монитором; раздражительность при отсутствии доступа в сеть, протесты и истерики в случае запретов и ограничений на использование Интернета. Вместе с тем 17,6% родителей учащихся начальной школы, 40% - среднего звена и 16,7% родителей старшеклассников заявили, что никогда не сталкивались с этими явлениями.

Многие родители используют для обеспечения информационной безопасности программные средства на домашнем компьютере: 41,2% -в младших классах, 30% - в средних, 60% - в старших. Однако значитель-

ная часть взрослых респондентов все же пренебрегает техникой безопасности: 47,1%, 70% и 40% соответственно. Вероятно, достаточно большая часть родителей все еще недооценивает степень опасности информационного воздействия на неокрепшую психику детей и подростков. При этом некоторые из респондентов указали, что компьютер и Интернет отрицательно сказываются на отношениях с ребенком: 16,7% - в младших классах, 10% - в средних. Согласно полученным ответам, чаще всего разногласия и ссоры в семье случаются из-за спорных вопросов длительности пребывания в Интернете; некоторые из родителей указали на то, что у них вызывает тревогу появление замкнутости и скрытности у ребенка. Между тем 66,7% родителей младших школьников, 90% родителей подростков и 83,3% - старшеклассников, наоборот, убеждены, что использование ребенком компьютера и ресурсов Интернета не оказывает никакого влияния на взаимоотношения внутри семьи.

Ежедневно контролируют использование Интернета детьми 88,2% родителей в начальной школе, 60% - в средней, 50% - в старшей. 84,2% родителей учащихся младших классов постоянно следят за посещаемыми детьми сайтами; однако в среднем звене только это делают лишь 40%, а 10% совсем не занимаются подобным контролем; в старших классах данный контроль производят эпизодически 50% родителей, редко - 16,7%, никогда - 33,3%.

Таким образом, в большинстве случаев родители в состоянии оценить, сколько ребенок проводит времени в сети, но часто не в состоянии проверить, чем он там занят. Качественный анализ данных анкет родителей дал также информацию о наличии отдельных электронных почтовых ящиков у родителей и детей: выяснилось, что часто у взрослых нет доступа к корреспонденции ребенка, так как пароль им неизвестен. Многие родители имеют возможность просматривать страничку ребенка в социальных сетях, но делают это редко, эпизодически. При этом беседы о возможных угрозах, исходящих от социальных сетей, компьютерных игр, вредоносных сайтов, родители с детьми проводят регулярно.

Судя по анкетам учащихся, педагоги нередко помогают им в поиске необходимой информации (так ответили 33,3% в старших классах), объясняют пользу и вред некоторых веб-сайтов (30,5% - в начальных классах, 29,4% - в средних), дают советы о безопасном использовании Интернета (23,5% - в среднем звене, 13,3% - в старших классах), о правилах общения в сети (17,4% - в начальной школе, 17,6% - в среднем звене, 20% -на старшей ступени).

Качественный анализ позволил выявить также представления педагогов об основных способах обеспечения безопасности учащихся в сети Интернет, к которым учителя отнесли совместную работу школы и семьи для предупреждения негативного информационного воздействия на личность ребенка, формирование информационной грамотности, устойчивости, критического мышления.

Для обеспечения информационной безопасности учеников 57,1% педагогов используют средства фильтрации трафика, 28,6% лично контролируют время и тип занятий в сети. Учителя продемонстрировали неплохие знания о широком наборе средств защиты школьника от негативного влияния информационной продукции и умение применять на практике эти средства, к которым, в частности, относятся техническое или программное ограничение доступа (указали 33,3% респондентов), ограничения в зависимости от возраста ребенка (16,8%), запрет на контакты с малознакомыми людьми без разрешения или в отсутствии взрослого человека (25%). Осведомлены об интернет-зависимости и игровой зависимости 60% учителей. Однако 80% педагогов обозначили, что не используют программные средства для обеспечения информационной безопасности учащихся. Получается, что при хорошем владении основами информационной безопасности педагоги далеко не всегда задействуют полный арсенал средств для ее осуществления.

Обсуждение и заключение

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о том, каким должно быть соотношение личностно-развивающего и ограничительно-запретительного подходов к обеспечению информационной безопасности школьников с учетом закономерностей их взросления.

Эмпирическая часть нашего исследования подтвердила, что, чем старше учащиеся, тем больше времени они проводят в сети Интернет, и все меньше - под надзором взрослых, несмотря на преобладание ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи со снижением внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности чрезвычайно важно как можно более раннее формирование критического мышления детей и обучение их основам безопасного использования электронных ресурсов. Прививать детям навыки информационной культуры, учить их способам противостояния информационным рискам, критическому и осмысленному оцениванию информации, получаемой через Интернет, нужно начиная с младшего школьного или даже дошкольного возраста.

Поскольку подростки и старшие школьники по объективным причинам более автономны в информационном пространстве, соотношение внешнего контроля и предоставления свободы в действиях и выборе ребенка по мере его взросления должно меняться. Участие родителей и педагогов в виртуальной жизни взрослеющего школьника, а соответственно, и помощь в противостоянии информационным (и социальным) рискам не только возможны, но необходимы, однако для этого нужны новые формы педагогического взаимодействия. Пристальное внимание следует уделять работе с подростками, так как бесконтрольное пребывание в сети в данном возрастном периоде особенно опасно: возросшая у учащихся среднего звена потребность в общении, их желание самоутвердиться, завоевать авторитет среди сверстников порой толкает их на необдуманные, безрассудные поступки. Поэтому взрослые обязаны налаживать доверительные отношения с подростками, выстраивать с ними конструктивные варианты диалога, находить компромиссные решения спорных вопросов. Кроме того, необходима системная работа по повышению цифровой компетентности педагогов и родителей, приведения их знаний, умений и навыков обращения с электронными ресурсами в соответствие с уровнем развития детей.

Таким образом, требуется соблюдение баланса ограничительного и личностно-развивающего подходов к обеспечению безопасности школьников в виртуальном пространстве в зависимости от их возраста. Второй подход по мере взросления ребенка должен усиливаться.

Обсуждаемая проблема в перспективе не только не потеряет своей актуальности, но и станет еще более острой, поскольку развитие ИКТ-тех-нологий и распространение их во всех социокультурных сферах в ближайшее время будут только усиливаться. В этих условиях увеличивается ответственность школы, педагогов, родителей, задача которых начиная с самых ранних этапов социализации создать условия для формирования у детей и подростков базовых ценностей, которые будут способствовать самостоятельному сопротивлению информационным рискам.

Список использованных источников

1. Баева Л. В. Экзистенциальные риски информационной эпохи // Информационное общество [Электрон. ресурс]. 2013. № 3. С. 18-28. Режим доступа: http://www.emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/e63962ee99dc45ac44257c120042ef7c

2. Владимирова Т. В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» // Вопросы безопасности [Электрон. ресурс]. 2013. № 4. С. 7895. Режим доступа: http:// www.e-notabene.ru/nb/article_596.html

3. Livingstone S. et al. In their own words: What bothers children online? // European Journal of Communication. 2014. Т. 29. № 3. С. 271-288.

4. Furnell S. Jumping security hurdles. Computer Fraud & Security. 2010. № 6. P. 10-14.

5. Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49-58.

6. Солдатова Г. У. и др. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты Всероссийского исследования [Электрон. ресурс]. Москва: Фонд развития Интернет, 2013. 144 с. Режим доступа: http:// www.ifap.ru/library/book536.pdf

7. Livingstone S. et al. Children"s online activities: risks and safety: the UK evidence base. 2012. Available at: http://eprints.kingston.ac.uk/23635/1/ UKCCIS_Report_ 19_6_12. pdf

8. Giant N. E-safety for the I-generation: Combating the Misuse and Abuse of Technology in Schools. London: Jessica Kingsley Publishers, 2013.

9. Солдатова Г., Шляпников В., Журина М. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи Дети онлайн / / Консультативная психология и психотерапия [Электрон. ресурс]. 2015. Т. 23, № 3. С. 50-66. Режим доступа: http: / / www.psyjournals.ru/mpj/2015/n3/soldatova.shtml

10. Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А., Шилко Р. С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 48-59.

11. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса / / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 427-431.

12. Прихожан А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. 2010. № 3. С. 135-141.

13. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе», Москва, 24-27 апреля 2013 г. / сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова, под ред. И. В. Жилавской. Москва: МЦБС, 2014. 212 с.

14. Scott J. Children and the internet: An exploration of Year 5 pupils" online experiences and perceptions of risk / / Fields: journal of Huddersfield student research. 2016. Т. 2. № . 1. P. e21.

15. Rahim N. H. A. et al. A systematic review of approaches to assessing cybersecurity awareness. Kybernetes. 2015. Т. 44. № . 4. P. 606-622.

16. Михалева Г. В. Современная британская стратегия информационной безопасности детей и молодежи / / Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). С. 33-36.

17. Edwards S. et al. Developing a measure to understand young children"s Internet cognition and cyber-safety awareness: a pilot test // Early years. 2016. Т. 36. № . 3. P. 322-335.

18. Петрова В. А. Проблема информационной безопасности личности в современной педагогической науке и образовательной практике // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (169). С. 120-125.

19. Livingstone, Sonia and Millwood Hargrave, Andrea Harmful to children?: drawing conclusions from empirical research on media effects. In: Carls-son, Ulla, (ed.) Regulation, Awareness, Empowerment: Young People and Harmful Media Content in the Digital Age. Nordicom, Goteborg, Sweden. 2006. Р. 21-48. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/1013/

20. Zotova A. S., Mantulenko V. V., Kraskova N. I., Kislov A. G. & Rowland Z. New Values as the Basis for Innovation. International Journal of Economic Perspectives. 2016; 10 (3): 94-100. Available at: http://www.econ-soci-ety. org/ ijep_contents_ 10.3.php#

1. Baeva L. V. Existential risks of the information age. Informatsionnoye obshchest-vo = Information Society . 2013; 3: 18-28. Available from: http:// www. emag. iis.ru/ arc/ infosoc/ emag. nsf/ BPA/ e63962ee99dc45ac44257c120042ef7 c (In Russ.)

2. Vladimirova Т. V. To the social nature of the concept of «information security». Voprosy bezopasnosti = Security Issues . 2013; 4: 7895. Available from: http:// www.e-notabene.ru/nb/article_596.html (In Russ.)

3. Livingstone S. et al. In their own words: What bothers children online? European Journal of Communication. 2014; 29 (3): 271-288.

4. Furnell S. Jumping security hurdles. Computer Fraud & Security. 2010; 6: 10-14.

5. Lazhintseva E. M., Bochaver A. A. The Internet as a new environment for the deviant behavior of a teenager. Voprosy psikhologii = Questions of Psychology. 2015; 4: 49-58. (In Russ.)

6. Soldatova G. U. et al. Cifrovaja kompetentnost" rossijskih podrostkov i roditelej: rezul"taty vserossijskogo issledovanija = Digital competence of Russian teenagers and parents: The results of the all-Russian research . Moscow: Fond razvitiya Internet; 2013 . 144 p. Available from: http://www.ifap.ru/library/book536.pdf. (In Russ.)

7. Livingstone S. et al. Children"s online activities: risks and safety: The UK evidence base . UK: CATS; 2012 . Available from: http: / / eprints.kingston. ac.uk/23635/1/ UKCCIS_Report_ 19_6_12. pdf

8. Giant N. E-safety for the I-generation: Combating the misuse and abuse of technology in schools. London: Jessica Kingsley Publishers; 2013.

9. Soldatova G., Shlyapnikov V., Zhurina M. Evolution of online risks: results of five-year work of the help line Children online. Konsul"tativnaya psikholo-giya i psikhoterapiya = Consultative Psychology and Psychotherapy . 2015; 23 (3): 50-66. Available from: http://www.psyjournals.ru/mpj/ 2015/n3/soldatova.shtml (In Russ.)

10. Zinchenko Yu. P., Shaigerova L. A., Shilko R. S. Psychological security of the individual and society in the modern information space. Natsional"nyy psikhologicheskiy zhurnal = The National Psychological Journal. 2011; 2: 48-59. (In Russ.)

11. Privalov A. N., Bogatyreva Yu. I. The main threats to information security of subjects of the educational process. Izvestiya Tul"skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki = Izvestiya of the Tula State University. Humanitarian Sciences. 2012; 3: 427-431. (In Russ.)

12. Prikhozhan A. M. Information security and the development of the information culture of the individual. Mir psikhologii = World of Psychology. 2010; 3: 135-141. (In Russ.)

13. Medijno-informacionnaja gramotnost" v Rossii: doroga v budushhee: sbor-nik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Media - i informaci-onnaja gramotnost" v informacionnom obshhestve» = Media and Information Literacy in Russia: The Road to the Future. Collection of Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Media and Information Literacy in the Information Society»; 2013 Apr 24-27; Moscow. Comp. E. I. Kuzmin, I. V. Zhilavskaya, D. D. Ig-natova, ed. by I. V. Zhilavskaya. Moscow: mtsbs; 2014. 212 p. (In Russ.)

14. Scott J. Children and the internet: An exploration of Year 5 pupils" online experiences and perceptions of risk. Fields: Journal of Huddersfield Student Research 2016; 2 (1): e21.

15. Rahim N. H. A. et al. A systematic review of approaches to assessing cybersecurity awareness. Kybernetes. 2015; 44 (4): 606-622.

16. Mikhaleva G. V. Modern British strategy of information security of children and youth. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2013; 22 (313): 33-36. (In Russ.)

17. Edwards S. et al. Developing a measure to understand young children"s Internet cognition and cyber-safety awareness: a pilot test. Early Years. 2016; 36 (3): 322-335.

18. Petrova V. A. The problem of information security of an individual in modern pedagogical science and educational practice. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2016; 4 (169): 120-125. (In Russ.)

19. Livingstone S., Millwood H. A. Harmful to children?: Drawing conclusions from empirical research on media effects. In: Carlsson, Ulla, (ed.) Regulation, Awareness, Empowerment: Young People and Harmful Media Content in the Digital Age . Nordicom, Goteborg, Sweden; 2006 . p. 2148. Available from: http://eprints.lse.ac.uk/1013/

20. Zotova A. S., Mantulenko V. V., Kraskova N. I., Kislov A. G. & Rowland Z. New values as the basis for innovation. International Journal of Economic Perspectives . 2016; 10 (3): 94-100. Available from: http://www.econ-so-ciety. org/ ijep_contents_ 10.3.php#

Белякова Евгения Гелиевна - доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета; ORCID ID 00000003-3867-9912, Researcher ID K-2466-2017; Тюмень, Россия. E-mail: b-evge-nia@yandex. ru

Загвязинская Эвелина Владимировна - кандидат биологических наук, директор Гимназии российской культуры, Тюмень, Россия. E-mail: grktmn@mail. ru

Березенцева Анна Ивановна - кандидат педагогических наук, педагог-психолог Гимназии российской культуры, Тюмень, Россия. E-mail: bereza-psy@yandex. ru

Е. Г. Белякова - обзор исследований по проблеме, концептуальная часть исследования.

Э. В. Загвязинская - организация исследования, разработка рекомендаций.

А. И. Березенцева - проведение эмпирического исследования, обработка и систематизация результатов.

Статья поступила в редакцию 25.06.2017; принята в печать 13.09.2017.

Information about the authors:

Evgenia G. Belyakova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academic Department of Methodology and Theory of Social and Pedagogical Studies, University of Tyumen, Tyumen, Russia. ORCID ID 0000-0003-3867-9912, Researcher ID K-2466-2017. E-mail: [email protected]

Evelina V. Zagvyazinskaya - Candidate of Biological Sciences, Director of the Grammar School of the Russian Culture of Tyumen, Tyumen, Russia. E-mail: grktmn@mail. ru

Anna I. Berezentseva - Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher-Psychologist, Grammar School of the Russian Culture of Tyumen, Tyumen, Russia. E-mail: [email protected]

Contribution of the authors:

Evgenia G. Belyakova - research review on the problem, the conceptual part of the study.

Evelina V. Zagvyazinskaya - organization of the research, development of recommendations.

Известия ДГПУ, №2, 2015

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF THE SCHOOLCHILDREN’S INFORMATION CULTURE

©2015 Хайбулаев М.Х., Исламова С.Х.

©2015 Khaybulaev M.Kh., Islamova S.Kh.

Резюме. В статье на основе анализа литературы и опроса специалистов определена структура информационной культуры личности. Установлены основные компоненты информационной культуры личности: информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационная компетентность и информационное поведение.

Abstract. The authors of the article on the basis of the analysis of the literature and interviewing the experts determine the structure of the person’s information culture. They found the main components of the information culture: information outlook, information activities, information competence and information behavior.

Rezjume. V stat"e na osnove analiza literatury i oprosa specialistov opredelena struktura informacionnoj kul"tury lichnosti. Ustanovleny osnovnye komponenty informacionnoj kul"tury lichnosti: informacionnoe mirovozz-renie, informacionnaja dejatel"nost", informacionnaja kompetentnost" iinformacionnoepovedenie.

Ключевые слова: информационная культура, информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационное поведение, информационная компетентность.

Keywords: information culture, information outlook, information activities, information behavior, information competence.

Kljuchevyeslova: Informacionnaja kul"tura, informacionnoe mirovozzrenie, informacionnaja dejatel"nost", informacionnoe povedenie, informacionnaja kompetentnost".

В последнее время возрос интерес к понятию «информационная культура». Его история насчитывает тысячелетия и неразрывна связана с информацией. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, но содержательно свойственно исключительно человеку.

История культуры - это не что иное, как предыстория и этапы развития информатики как науки о знаниях и информации как науки о технологиях.

В педагогических целях целесообразно выделение информационной культуры человечества (общества) и информационной культуры личности. Информационная культура общества связана с деятельностью людей и их групп по распознаванию, передаче и преобразованию информации об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах свойствах и состояниях.

Если под культурой личности понимается система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все системы его жизнедеятельности , то информационная культура личности - это уровень овладения человеком

компьютерной информационной технологией и умение целенаправленно работать с информацией. Другими словами - это результат усвоения индивидуумом информационной культуры общества.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей.

Информационная культура в педагогических исследованиях имеет различные уровни изучения:

Социально-педагогический, где она рассматривается как часть социальной сферы, влияющая на содержание, механизмы коммуникативных процессов в обществе и их составляющих;

Научно-педагогический, изучающий информационную культуру как педагогическую ценность, как объект, подлежащий трансляции молодому поколению;

Профессионально-педагогический, сконцентрирован на определении содержания информационной культуры, способов и мето-

дов распознавания и преобразования информации, формирование умений и качеств личности в соответствии с требованиями профессий и специальностей, сутью которых является информационная деятельность;

Личностный, где используются меха-

низмы интеграции личности и информационной культуры, свойства человека в условиях информационного общества, средства диагностики уровня развития его информационной культуры.

В учебно-воспитательной работе внимание педагогов обращено на формирование информационной культуры конкретного обучаемого. Поэтому наши дальнейшие рассуждения будут строиться, исходя из этой предпосылки. Проведенный анализ показал, что в трактовании информационной культуры среди ученых нет единства. Среди множества дефиниций мы считаем, что к нашим задачам исследования близко определение, в котором информационная культура рассматривается

как «понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулированной, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации», а информационная культура личности представляет собой «совокупность норм, правил, стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе» .

Обоснование этой позиции нужно начинать с выявления структуры и содержания информационной культуры школьника. В результате анализа работ специалистов в области информатики, культурологии, педагогики были выявлены их позиции по структуре и содержанию информационной культуры. Они сведены в таблицу 1. Проведен сопоставительный анализ, определены совпадающие и отличающиеся элементы структуры, выявлена степень важности каждого из них для становления и развития индивидуальной информационной культуры и осуществлен их отбор для дальнейшей оценки экспертами.

Таблица 1

Данные анализа позиций ученых по структуре информационной культуры личности_

1. Атаян А. М. Информационная деятельность; информационные ценности; информационная направленность; информационная компетентность; информационный опыт; информационная этика; информационная эстетика; информационная гигиена; информационная безопасность.

2. Вохрышева М. Г. Информационная компетентность; коммуникативная компетентность; ценностные ориентации; информационное мировоззрение;

3. Гайдаренко Л. В. Информационная деятельность, информационный стиль мышления.

4. ГайсинаЛ. Ф. Алгоритмическое мышление; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; профессиональная информационная деятельность.

5. Данильчук Е. В. Информационная деятельность; профессиональная информационная деятельность; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; информационное мировоззрение.

6. Дранникова Г. В. Информационный стиль мышления; информационная деятельность; информационное мировоззрение.

7. Зиновьева Н. Б. Информационная деятельность; информационная компетентность; информационное поведение; информационная этика.

8. Конюшенко С. М. Информационная деятельность; информационная грамотность; психофизиологические качества личности.

9. Краснова О. В. Информационная компетентность; информационное поведение; информационная нравственность; информационная экология; информационное мировоззрение

10. Лавриненко Н. А. Информационная активность; информа ционная компетентность; эмоционально-волевые качества; информационное поведение.

11. Мизинова Л. В. Информационная направленность; информационная грамотность; алгоритмическое мышление; информационная этика.

12. Морозков И. Е. Информационное поведение; информационное мировоззрение.

13. Назаренко М. М. Информационная деятельность; информационная компетентность; профессиональная информационная деятельность.

14. Овчинникова К. Р. Информационная деятельность; информационная компетентность; креативный стиль мышления.

15. Пронина Л. А. Информационное поведение; информационная деятельность; информационный стиль мышления; информационная гигиена.

16. Пугая О. М. Информационная компетентность; алгоритмическое мышление; ценностные ориентации; психофизиологические качества личности.

17. Сиговцев Г. С. Информационная деятельность; информационная гигиена; информационное мировоззрение.

18. СурчаловаЛ. В. Информационная грамотность; информационная деятельность.

19. Шварцман М. М. Информационная компетентность, коммуникативная компетентность; информационная гигиена; информационная безопасность.

20. Якимцова О. В. Ценностные ориентации; информационная компетентность; информационная деятельность; информационное мировоззрение.

Известия ДГПУ, №2, 2015

Как показывает анализ изученной литературы, по вопросу выделения структурообразующих компонентов информационной культуры и их взаимосвязей, как составляющих целостную систему, среди ученых, исследующих эту проблему, пока еще нет единого мнения.

Обоснование своих подходов в определении структуры информационной культуры ученые осуществляют с разных позиций. Так Л. В. Мизинова , опираясь на структуру личности К. К. Платонова, считает, что информационная культура в личностном аспекте состоит из тех же компонентов и с учётом специфики изучаемой культуры может быть представлена в следующем виде: интересы, склонности, убеждения, потребности, определяющие направленность личности в использовании программного и технического обеспечения; знания, умения, навыки и опыт работы с компьютером.

Е. В. Данильчук , исходя из понимания культуры в целом с позиций эволюционно-синергетического подхода, приходит к выводу, что содержание информационной культуры личности детерминируется приоритетностью в нем линии «культура», характеризующей информационную культуру личности в ее гуманитарных, духовных проявлениях, т. е. в качестве методологического основания необходимо рассматривать культурологический подход и определять содержание понятия информационной культуры в аксиологическом, деятельностном и личностнотворческом аспектах.

сравнительного анализа структурных составляющих позволили выявить основные элементы информационной культуры и составить опросник для их экспертной оценки. Количественный состав структурных элементов исследуемой отрасли культуры у авторов различен: от минимального - двух структурных элементов в исследованиях Л. В. Гайдаренко и Л. В. Сурчаловой до девяти - в работе А. М. Атаян. Общее количество структурных составляющих информационной культуры личности составляет 20 элементов.

Качественный анализ структурных составляющих информационной культуры личности (таблица 2) показывает, что «информационная деятельность» рассматривается как составная часть информационной культуры личности - 13 исследователями, «информационная компетентность» - 10, «информационное мировоззрение» - 7, «коммуникативная компетентность» - 6, «информационное поведение» - 5, «ценностные ориентации» - 4, «информационная гигиена» - 4, «качества личности» - 3, «алгоритмическое мышление» -3, «информационный стиль мышления» - 3, «информационная этика» - 3, «информационная безопасность» - 2 и лишь по одному разу упоминается «креативный стиль мышления», «информационная активность», «информационный опыт», «информационная эстетика» и «экология». Вес каждого элемента в информационной культуре приведен в таблице 2.

Выделенные нами на основе анализа научных работ структурные элементы отображают представления о структуре информационной культуры авторов этих исследований и поэтому количественный и качественный состав их, в известной мере, относителен.

Таблица 2

Анализ структурных элементов информационной культуры личности_______

№п/п Элементы информационной культуры личности Количество исследований, в которых упоминается данный элемент Вес элементав структуре ИКЛ в %

1. Информационная деятельность 13 65

2. Информационная компетентность 10 50

3. Информационное мировоззрение 7 35

4. Коммуникативная компетентность 6 30

5. Информационное поведение 5 25

6. Ценностные ориентации 4 20

7. Информационная гигиена 4 20

8. Алгоритмическое мышление 3 15

9. Информационный стиль мышления 3 15

10. Профессиональная информационная деятельность 3 15

11. Качества личности 3 15

12. Информационная этика 3 15

13. Информационная направленность 2 10

14. Информационная грамотность 2 10

15. Информационная безопасность 2 10

16. Креативный стиль мышления 1 5

17. Информационная активность 1 5

18. Информационный опыт 1 5

19. Информационная этика 1 5

20. Информационная экология 1 5

Психолого-педагогические науки

Для определения структуры информационной культуры личности нами собран и обобщен объемный материал мнений компетентных специалистов: педагогов высшей

школы - специалистов в области информатики (60 человек), студентов факультета «Информатика» (95 человек), руководителей школ (24 человека), учителей информатики (41 человек). Респондентам предлагалось выделить четыре элемента, которые, по их мнению, составили бы основу информационной культуры. Данные опроса четырех групп респондентов сведены в таблицу 3. Для каждого элемента вычислен коэффициент, как отношение реального числа предпочтений к суммарному числу возможного выбора (таблица 3).

По этому показателю анализируемые элементы можно разделить на четыре группы. К первой группе отнесены те из них, чей коэффициент выше 0,109. Это - информационная деятельность, информационное мировоззрение, информационная компетентность и коммуникативная компетентность.

Необходимость включения информационной деятельности в информационную культуру отстаивают 46,6 % - педагогов высшей школы, 86,3 % - руководителей образовательных учреждений, 41,5 % - учителей школ и 57,9 % - студентов. Для информационного

мировоззрения и профессиональной информационной деятельности, эти показатели соответственно равны - 51 % и 46 %; 58,3 % и 16,7; 48,7 % и 9,7 %; 36,8 % и 66,3 %. Таким образом, около половины опрошенных (47,25 %) видят их в структуре информационной культуры. Близкими к этим показателям оказались информационная компетентность и коммуникативная компетентность.

Во вторую группу были включены элементы с показателями 0,023-н0,065. В ходе индивидуальных бесед с педагогами, специалистами, учителями были уточнены их представления об информационной культуре и коммуникативной компетентности, информационной грамотности, качествах личности, информационном поведении, алгоритмическом мышлении, ценностных ориентациях и другом. Большая часть опрошенных приходила к выводу, что информационный стиль мышления, алгоритмическое мышление определяют и характеризуют информационное мировоззрение, уточняют отдельные ее аспекты. Таким образом, часть элементов, вошедших во вторую группу, определяют, уточняют или являются частью информационной деятельности, информационного мировоззрения, информационной компетентности и информационного поведения.

Результаты экспертной оценки элементов информационной культуры

№п/ п Элемент информационной культуры Предпочтения Всего Коэффи- циент предпо- чтения

педагогов высшей школы Руков- дит. школ Учи- телей школ Студентов ф-та информатики

i Информационная деятельность 28 12 17 55 112 0.127

2 Информационное мировоззрение 31 14 20 35 100 0.114

3 Профессиональная информационная деятельность 28 4 4 63 99 0.113

4 Информационная компетентность 23 19 13 42 97 0.110

5 Коммуникативная компетентность 18 24 11 43 96 0.109

6 Информационное поведение 14 9 21 13 57 0.065

7 Информационный стиль мышления 13 3 8 31 55 0.063

8 Ценностные ориентации 9 4 8 30 51 0.058

9 Информационная безопасность 13 - 20 7 40 0.045

10 Алгоритмическое мышление 15 2 9 12 38 0.043

11 Качества личности 9 5 6 10 30 0.034

12 Информационная грамотность 3 - 2 15 20 0.023

13 Информационная гигиена 11 - 5 1 17 0.019

14 Информационная этика 7 - 7 2 16 0.018

15 Информационный опыт 2 - 2 11 15 0.017

16 Информационная направленность 3 - 5 4 12 0.014

17 Креативный стиль мышления 4 - 2 3 9 0.010

18 Информационная экология 4 - 2 1 7 0.008

19 Информационная активность 3 - 1 2 6 0.007

20 Информационная эстетика 2 - 1 - 3 0.003

ИТОГО 240 96 164 380 880

В третью группу вошли элементы, коэффициент предпочтения которых ниже 0,019. Их важность не вызывает сомнения. Анализ этих элементов позволяет сделать следующие выводы:

Информационную активность можно рассматривать как критерий и показатель выраженности информационной деятельности;

Информационная гигиена, информационная экология - составные части инфор-

мационной безопасности. Поэтому суждения о роли информационной безопасности можно перенести и на них;

Информационная этика предполагает знания правил преобразования и пользования информацией, не нося вреда другим и обществу. По этой причине ее можно рассматривать как основу информационного поведения личности;

Известия ДГПУ, №2, 2015

Опыт - это результат информационной деятельности и он обеспечивает информационную компетентность личности;

Креативный стиль мышления есть определенный уровень сформированности информационного мировоззрения, как критическое отражение индивидом информационной сферы культуры;

Информационная направленность характеризует, какие мотивы и потребности преобладают в информационном мировоззрении личности.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению информационной культуры личности, их экспертная оценка и наш анализ подходов к моделированию педагогических объектов (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. В. Сластенин и др.) позволили построить четырехаспектную модель, включающую следующие взаимосвязанные структуры:

Информационное мировоззрение, определяемое представлением об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, лежащих в основе строения современной научной картины мира, а также единством информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы;

Информационная деятельность, объектом которой является информация (цели, мотивы, потребности, действия, коммуникативный процесс);

Информационная компетентность, включающая знания, умения, навыки и способность их применять для успешного решения информационных задач;

Информационное поведение, состоящее из ценностных основ информационной деятельности, в которой интегрированы правовые, этические, экологические, технологические нормы, обусловливающие выбор варианта действий личности.

Формирование информационной культуры школьников связано с определением каждого из ее составляющих, включая в них соответствующие знания, умении, владения и личностные образования. После этой аналитической процедуры можно приступить к диагностике структурных составляющих информационной культуры каждого ученика.

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы, экспертный опрос разных категорий специалистов позволил выделить четыре интегративных образования, составляющих информационной культуры личности: информационное мировоззрение; информационная деятельность; информационная компетентность; информационное поведение. Задача последующего анализа сводится к определению содержания каждой составляющей информационной культуры личности, выявлению критерий их сформированности и подбору способов и средств диагностики уровня информационной обученности школьников.

Литература

1. Атаян А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества / А. М. Атаян. М., 2004.

2. Борев В. Культура и массовая коммуникация / В. Борев, А. Коваленко. М., 1986. 3. Виноградов В. А., Скворцов

Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI ЕККССИД. 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания / Теория и практика обществ.-научн. информатики, 1991, № 2. С. 2-29. 4. Гайдаренко Л. В.

Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности. ... Дисс. канд. пед. наук. М.,

2003. 5. Гребенюк О. С., Роков М. И. Общие основы педагогики. М.,2002. 6. Данильчук Е. И. Методическая

система формирования информационной культуры будущего педагога. ... Дисс. докт. пед. наук. М.,2003. 7. Зиновьева Н. Б. Формирование личности нового типа: [об информационной культуре личности] / Н. Б. Зиновьева // Библиография. 2000. № 1. С. 33-39. 8. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура / Проблемы информационной культуры. Сб. ст. М., 1999. С. 6. 9. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С.

Кагана. М., 2005. 10. Мизинова Л. В. Система формирования информационной культуры студентов в учебном

процессе. . Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 11. Пугач О. И. Формирование информационной культуры

учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования. ... Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000. 12. Сурчалова Л. В. Междисциплинарные задачи как средство повышения качества обучения лицеистов:

На примере изучения информатики и синергетики. ... Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001.

1. Atayan A. M. Information culture of personality in the conditions of the informatization of society / A. M. Atayan. M.,

2004. 2. Borev V. Culture and mass communication / V. Borev, A. Kovalenko. M., 1986. 3. Vinogradov V. A. Skvortsov

L. V. Creating an information culture for Europe. Report on VI CCSID. March 23-25, 1991, Canterbury, UK / Theory and practice of societies.-sci. computer science, 1991, # 2. P. 2-29. 4. Gaydarenko L. V. Technology of formation of the

information culture of management. ... Diss. Cand. Ped. M., 2003. 5. Grebenyuk O. S., Rokov M. I. General bases of pedagogics. M.,2002. 6. Danilchuk E. I. Methodical system of formation of information culture of future teachers. ...

Diss. Doc. Ped. M., 2003. 7. Zinovieva N. B. Formation of a new personality type: / N. B. Zinovieva // Bibliography. 2000. # 1. P. 33-39. 8. Zubov Yu. S. Informatization and information

culture / Problems of information culture. Coll. papers. M., 1999. P. 6. 9. Cultural studies: a textbook / ed. by Yu. N. Solonin, M. S. Kagan. M., 2005. 10. Mizinova L. V. The system of formation of the information culture of students in

the learning process. ... Diss. Cand. Ped. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formation of information culture of students of secondary schools as a factor of the education humanization. ... Diss. Cand. Ped. Samara, 2000. 12. Surchalova

L. V. Interdisciplinary tasks as a means of improving the quality of education students: the case study of computer science and synergetics. ... Diss. Cand. Ped. Saratov, 2001.

1. Atajan A. M. Informacionnaja kul"tura lichnosti v uslovijah informatizacii obshhestva / A. M. Atajan. M., 2004.

2. Borev V. Kul"tura i massovaja kommunikacija / V. Borev, A. Kovalenko. M., 1986. 3. Vinogradov V. A., Skvorcov L. V. Sozdanie informacionnoj kul"tury dlja Evropy. Dokladna VI EKKSSID. 23-25 marta 1991 g. Kanterberi, Velikobritanija /

Психолого-педагогические науки

Teorija i praktika obshhestv.-nauchn. Informatiki, 1991, № 2. S. 2-29. 4. Gajdarenko L. V. Tehnologija formirovanija informacionnoj kul"tury upravlencheskoj dejatel"nosti. ... Diss. kand. ped. nauk. M.,2003. 5. Grebenjuk O. S., Rokov

M. I. Obshhie osnovy pedagogiki. M., 2002. 6. Danil"chuk E. I. Metodicheskaja sistema formirovanija informacionnoj

kul"tury budushhego pedagoga. ... Diss. dokt. ped. nauk. M., 2003. 7. Zinov"eva N. B. Formirovanie lichnosti novogo

tipa: / N. B. Zinov"eva // Bibliografija. 2000. № 1. S. 33-39. 8. Zubov Ju. S.

Informatizacija i informacionnaja kul"tura / Problemy informacionnoj kul"tury: sb. st. M., 1999. S. 6. 9. Kul"turologija: uchebnik / pod red. Ju. N. Solonina, M. S. Kagana. M., 2005. 10. Mizinova L. V. Sistema formirovanija informacionnoj kul"tury studentov v uchebnom processe. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formirovanie

informacionnoj kul"tury uchashhihsja obshheobrazovatel"nyh shkol kak faktor gumanizacii obrazovanija. ... Diss. kand. ped. nauk.-Samara, 2000. 12. Surchalova L. V. Mezhdisciplinarnye zadachi kak sredstvo povyshenija kachestva

obuchenija liceistov: Na primere izuchenija informatiki i sinergetiki. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001.

Статья поступила в редакцию 17.04.2015 г.

УДК 37.018.11

СОХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

PRESERVING THE TRADITIONAL CULTURAL VALUES AS A CONDITION FOR THE OPTIMIZATION OF THE MODERN

FAMILY EDUCATION

©2015 Шихамирова Б. А., Залитинова С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Shihamirova B. A., Zalitinova S. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается проблема сохранения ценностей традиционной культуры в семейном воспитании. Анализируются результаты анкетирования, раскрывающие особенности приобщения детей к национальной культуре, учитывающие особенности культуры семейного воспитания детей, семейной культуры.

Abstract. The authors of the article consider the problem of preserving the traditional cultural values in the family education. They analyze the survey results, revealing the peculiarities of introducing children to the national culture, taking into account the peculiarities of the culture of the children’s family education, family culture.

Rezjume. V stat"e rassmatrivaetsja problema sohranenija cennostej tradicionnoj kul"-tury v semejnom vospi-tanii. Analizirujutsja rezul"taty anketirovanija, raskryvajushhie osobennosti priobshhenija detej k nacional"noj kul"ture, uchityvajushhie osobennosti kul"tury semejnogo vospitanija detej, semejnoj kul"tury.

Ключевые слова: воспитание, школа, семья, младшие школьники, родители, педагогическая культура, педагогический процесс, педа.гог, обща.я культура, познавательные мотивы.

Keywords: education, school, family, primary schoolchildren, parents, pedagogical culture, pedagogical process, pedagogue, common culture, cognitive motives.

Kljuchevye slova: vospitanie, shkola, sem"ja, mladshie shkol"niki, roditeli, pedagogicheskaja kul"tura, pedagog-icheskijprocess, pedagog, obshhaja kul"tura, poznavatel"nye motivy.

В современных образовательных программах, несмотря на их вариативность, тема «семьи» практически всегда стоит в списке обязательных лексических тем, однако при ее изучении происходит подмена нравственных и патриотических целей воспитания на цели, связанные с социальным и коммуникативным развитием ребенка. Так, детей учат ориентироваться в полоролевых взаимоотношениях в семье, возрастной иерархии членов семьи, называть профессии родителей, домашний

адрес, рассказывать, какая мебель стоит у них в квартире, у кого какая комната и т. д. При этом упускается нечто важное - зачем нужна человеку семья и понимание того, как страшно ее потерять. Здесь были бы скорее уместны аналогии с формированием чувства отчизны, родной природы, чем ассоциации с правилами поведения со старшими в автобусе.

Как показывает анализ целого ряда исследований по данной проблеме, для ребенка подобные правила не являются действенными,

зам. директора по УМР

МБОУ «СОШ №3»

п.Чернышевский

Формирование информационной культуры школьников, осваивающих ФГОС

В XXI веке информация становится основной культурной ценностью, т.к. потенциальная информация превращается в реальные сведения и индивидуальные знания. Вот почему на современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Именно ФГОС второго поколения призваны решить проблему формирования информационной культуры и её распространения в обществе.

Давайте разберемся в самом понятии «информационная культура». В узко научной и педагогической среде ещё не сформировалось точное определение этого термина. В общем смысле под «информационной культурой» понимают способность преодоления информационных барьеров и свободную ориентацию в информационной среде (т.е. это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения). .

Разрабатывая образовательную программу своей школы, мы опирались на труды С.В. Михайлиди, который понятие "информационная культура" характеризует как одну из граней культуры , связанную с информационным аспектом жизни людей (т.е. не умаляет роль книги, живого слова) и выделяет в понятии три основных компонента: мировоззренческий, коммуникативный и алгоритмический.

Мировоззренческий компонент содержит в себе представления о роли компьютерных технологий в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов

Коммуникативная составляющая: «общение» с компьютерной техникой, с символьной информацией, с людьми.

Алгоритмический компонент рассматривается как один из рациональных способов мыслительной деятельности. .

Другими словами, основными источниками информации школьников являются не только компьютер и информационные технологии, но и книга, живое слово, наблюдение и межличностное общение.

Формирование информационной культуры учащихся для нашего образовательного учреждения является одним из основных направлений образовательной программы. Для ее реализации мы имеем полноценное техническое оснащение всех учебных кабинетов. Общее количество ПК, задействованных в образовательном процессе равно 56, каждый из которых имеет выход в Интернет. 11 интерактивных досок способствуют образному восприятию различных видов информации. Каждый педагог с энтузиазмом и творчески подходит к овладению новыми информационными технологиями.

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях. Уже в начальных классах наши педагоги задействуют учащихся в проектной, исследовательской, частично-поисковой деятельности. Со 2 класса введен курс «Информатика» в рамках внеурочной деятельности. Для эффективности освоения программы приобретён мобильный компьютерный класс из 13 планшетов. Тем самым уже к основной школе мы имеем фундамент ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ учащегося, который сформировался в процессе проектной деятельности через умение работать с различными источниками информации. Благодаря этому в 2015-2016 учебном году из 215 участников начальной школы в различных видах конкурсных и олимпиадных работ 74 победы, что составляет 34 %.

Очевидно, что соотношение и сочетание умения работать как с электронной, так и с печатной информацией формирует более высокий уровень знаний, умений и навыков школьников, поэтому мы работаем еще и над оснащением библиотечного фонда, создаем комфортные учебные места для учащихся.

Специфика организации обучения основам информационной культуры определяется возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся, что учитывается при переходе от начально к основному образованию. Вот она - преемственность нашей школы. Наши дети, прошедшие многоступенчатую систему формирования информационной культуры, все чаще выбирают предмет «Информатика» для ГИА, успешно сдают вступительные испытания в специализированные ВУЗы и СУЗы.

Несмотря на все это, бесспорно, есть и проблемы. Немаловажным нюансом для нас является внедрение нового современного оборудования, профессиональная подготовка кадров, освоение дистанционных форм обучения.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Но отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, занимают общеобразовательные организации.

Список использованной литературы

    Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Высшее образование в России, 1994, № 1 . С.82-88.

    Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. – Кемерово, 1999. – 238 с.

    Луканкин Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составляющая часть математического образования младших школьников./ Начальная школа. 1999. - №11. с.84-86.

    Фарафуллина В. Х. //Развитие информационной культуры младших школьников: URL : http://festival.1september.ru/authors/102-622-032

Впервые понятие «информационная грамотность» был введён в США в 1977 г. и использовался в программе по реформированию высшего образования. В дальнейшем этот термин использовала Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой «информационно грамотным человеком может быть названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать». В дальнейшем этот термин получил широкое распространение не только в США, но и других англоязычных странах.

Связанные вместе две концепции информационной грамотности и образования в течение всей жизни в значительной степени должны способствовать:

 повышению качества и полезности образования;

 расширению спектра самостоятельного выбора;

 эффективному участию в общественной, культурной и политической жизни, определению и осуществлению профессиональных целей и замыслов.

Таким образом, информационная грамотность должна представлять собой комплекс навыков и умений, которые человек приобретает во время обучения. Также в Руководстве приведены стандарты по информационной грамотности, разработанные ИФЛА, которые сгруппированы по трём основным компонентам :

1. Получение информации – пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.

2. Оценивание информации – пользователь оценивает информацию

критически и компетентно.

3. Использование информации – пользователь применяет информацию точно и творчески.

Критерии оценки информационной грамотности, перечисленные в данном стандарте, предназначены для организации обучения в этой области. Руководство предусматривает широкие возможности для адаптации и гибкого использования международного стандарта при разработке национальных стандартов, что позволит в дальнейшем развить и трансформировать понятие «информационная грамотность» с учётом российских государственных и культурных приоритетов.

На основе международной концепции информационной грамотности российские учёные разработали программу информационной культуры с учетом национальных и культурных образовательных традиций. Для большинства российских специалистов присуще понимание «информационной грамотности» как составной части более ёмкого и широкого понятия «информационная культура», которое позволяет не только приобретать определённые навыки, но и мировоззрение. Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» говорит об их значительном сходстве, так как они характеризуют взаимодействие человека и информации.

Нам представляется наиболее полным следующее определение: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе».


Умение использовать информацию – залог успеха в обучении на протяжении всей жизни. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом разнообразных творческих способностей человека, таких как способность создавать собственные информационные продукты на основе самостоятельно найденной, критически оценённой и преобразованной информацией, умение вести информационный диалог и многое другое. Именно студенты наиболее часто работают с информацией, и от сформированности информационного мировоззрения зависит их дальнейшая успешная социализация. В студенческой аудитории информационная культура рассматривается как ключевая профессиональная компетенция.

Информационная культура студента состоит из следующих компонентов:

 коммуникативная культура (культура общения);

 лексическая культура (языковая);

 читательская культура (культура чтения);

 библиографическая культура (культура информационно-библиографического поиска);

 интеллектуальная культура (культура мышления).