Веб-семинары и вебинары: что это такое и как они проходят. Вебинар как форма дистанционного обучения Достоинства вебинаров как формы получения знаний

Развитие современного общества в условиях информатизации связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Современные тенденции развития общества в целом и российского образования актуализируют внимание к развитию дистанционного образования, в основе которого лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без чего невозможны деловой успех и карьерный рост в технологически развитом обществе.

Актуальность современных форм повышения квалификации в условиях динамичного развития образования предопределяет поиск эффективных средств телекоммуникационного взаимодействия, обеспечивающих непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки современных специалистов. Одним из таких средств, получивших в последнее время распространение в образовательной практике, являются вебинары.

Так что же такое вебинар? Посмотрим в энциклопедии Википедии: «Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.» Это новое понятие Вебинар пришло к нам с Запада. Постепенно новое понятие вебинар вживается в нашу реальность и несколько видоизменяется.

Формат вебинара предоставляет возможность докладчику передавать информацию участникам семинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и видеть друг друга.

Сейчас вебинар - это не только семинар онлайн, но и уроки онлайн, лекции онлайн, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. Во время вебинара его участники находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника.

Различные платформы для проведения вебинаров предоставляют также возможность использования таких модулей, как чат(ы); опрос; демонстрация контента; совместная работа и др. Их сочетание позволяет обеспечить решение разнообразных дидактических задач.

Главная особенность вебинаров - интерактивность, возможность демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию.

Благодаря Интернету и новым формам обучения, теперь мы можем обучаться, проводить уроки, лекции, тренинги в онлайн режиме, не выходя из дома. Это экономит время и деньги.

Как правило, вебинары предоставляют следующие возможности:

  • многосторонняя видео- и аудио-конференция;
  • загрузка и просмотр презентаций и видео;
  • текстовый чат;
  • опросы;
  • демонстрация экрана компьютера лектора слушателям.

Во время проведения вебинара посредством аудио- и видеосвязи в режиме реального времени происходит взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Возможность транслирования видео позволяет видеть преподавателя, который при объяснении материала может демонстрировать презентацию или другие документы. Во время обучения преподаватель и слушатели могут обмениваться своими файлами или предоставлять доступ к ким. Электронная доска позволяет оставлять записи всем участникам вебинара в соответствии с их правами. Эффективным средством сопровождения лекции является демонстрация рабочего стола с показом действий, которые совершает участник вебинара.

Интерактивные средства дистанционного взаимодействия, такие как чат, голосование и опрос, позволяют собрать информацию по тому или иному вопросу. Совместное использование приложений предоставляет слушателю вебинара и преподавателю возможность манипуляции программным обеспечением, запущенным на другом компьютере.

Управление удаленным рабочим столом пользователя позволяет получить полный контроль над его компьютером. Необходимо отметить, что существует возможность записи и последующего просмотра мероприятия, что существенно повышает заинтересованность слушателей к участию в вебинарах в процессе обучения.

Вебинары полезны тем, кто желает учиться и получать новые знания.

Преимущества вебинаров.

1. Экономия средств на обучение

Во-первых, стоимость онлайн-обучения гораздо ниже по сравнению с открытыми семинарами и тренингами. Во-вторых, не нужно тратить деньги на проезд, гостиницу и питание. Затраты на организацию учебного процесса также минимальны: все, что нужно - это персональный компьютер, подключенный к сети Internet, колонки и, при необходимости, веб-камера. В-третьих, есть много бесплатных вебинаров.

2. Возможность интерактивного участия

Участники вебинара могут увидеть презентации, видео, рабочий стол лектора точно так же, как если бы находились в лекционном зале. Можно задать свой вопрос лектору в чате и получить рекомендацию по конкретной ситуации, участвовать в опросах и голосованиях, обмениваться с коллегами мнением относительно выбранной темы в чате, дать и получить совет.

3. Для вебинаров не существует границ и расстояний

Участвовать в вебинаре можно, находясь в любом месте - на работе, в командировке, на отдыхе, дома. Можно слушать лектора, который находится в другом городе или даже в другой стране.

4. Экономия времени

Технология вебинаров предполагает обучение короткими сессиям: обычно от 1 до 4 часов. Не надо тратить время на проезд до офиса обучающей компании, на командировки, перелеты, переезды и гостиницы. То есть с помощью вебинаров можно учиться практически без отрыва от работы.

5. Вебинар является эффективным способом обучения

Вы сможете за короткое время подобрать наилучшего лектора и компанию. Вы сможете быть в курсе новых методик, приемов или знаний, повышая свой профессионализм и личные качества. Кроме того, вы сможете получить запись вебинара — практически все вебинары записываются, а так же теоретический материал в виде презентаций.

Вместе с тем анализ опыта проведения вебинаров позволяет выявить ряд проблем, влияющих на эффективность их использования в процессе повышения квалификации: технические (прежде всего низкое качество каналов связи, скорость Интернета); мотивационные, психологические (готовность к освоению новых средств ИКТ); организационные (наличие организационных условий для проведения и участия в вебинарах); компетентностные (уровень ИКТ-компетентности специалистов системы образования).

Занимаясь самообразованием и повышением своей квалификации я часто посещаю вебинары, конференции.

За время работы мною были посещены вебинары по темам:

  • «Методические особенности обучения по учебно-методическому комплекту для 7 класса «Геометрия» (авторский коллектив: Мерзляк А.Г., Полонский В.П., Якир М.С.)» (17.04.13)
  • «Прототип электронного учебника издательства «Просвещение» (17.12.14)
  • «Народный банк заданий» (21.01.15)
  • «Ученические работы — мощный интернет-ресурс нового образовательного содержания» (28.01.15)
  • «Различные подходы к организации работы в классе. Смешанное обучение» (04.02.15)
  • «Как выбрать устройство для работы с электронным учебником?» (12.02.15)
  • «О требованиях к электронным учебникам» (19.02.15)
  • «Концептуальные особенности курса алгебры 7-9 кл. в УМК авторов: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Преобразование алгебраических выражений» (03.03.15)
  • «Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности в основной школе» (11.03.15)
  • «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником» (16.03.15)
  • «Открытый урок с использованием электронного учебника издательства «Просвещение» (Литература, 7 класс, авт. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина)» (23.03.15)
  • «Открытый урок с использованием электронной формы учебника по информатике для 4 класса (УМК «Перспектива»)» (05.10.15)
  • «Использование УМК по математике в условиях введения и реализации Концепции математического образования РФ (на примере конструирования урока по УМК Никольского С.М. и др.)» (07.10.15)
  • «Электронная система «Образование»: работа с материалами и электронными сервисами системы» (19.08.15) (показать сертификаты)

Например, 16 марта из Департамента образования Москвы транслировался второй открытый онлайн-урок по использованию электронных учебников. Урок проводился в рамках постоянно действующего вебинара «Электронные учебники - новая образовательная реальность». Участники вебинара и зрители трансляции с сайта Департамента образования - более 4 тыс. человек - увидели урок математики. Его провёл учитель гимназии № 1520 Алексей Доронин. В роли учеников, а позже и экспертов выступила группа молодых педагогов Москвы. ЭУ не панацея, а всего лишь поддержка учителю, который умеет учить и любит общаться с детьми. Учительский планшет контролирует планшеты учеников.

Урок прошел красиво и увлекательно. Огромная экономия времени. Этот вебинар как и серию этих вебинаров я внимательно слушала, т.к. хотела апробировать работу с ЭУ, скачав на свое устройство. Издательство «Просвещение» предоставляло такую возможность каждому учителю ознакомиться и поработать c ЭУ с 15 апреля по 31 мая. Но, к сожалению, по техническим причинам у меня не получилось.

Очень мне понравился вебинар на тему «Метод проектов - модные слова или полезная технология?» На нем четко сформулированы определение «Что такое проект?», типы проектов, принцип «5П» (Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация), дается описание «5П» и на конкретных примерах показаны как правильно организовать деятельность учащихся по составлению и защиты проектов (показать несколько кадров). Представлены рекомендации по оцениванию продукта. Это помогло мне в организации исследовательской работы у учащихся.

Посетив множество вебинаров, хочется посоветовать учителям принимать участие в вебинарах на площадках издательств «Просвещение», «Легион».

При посещении вебинаров каждый человек ставит перед собой определенную цель. Одни посещают для получения сертификата для аттестации, другие, а их большинство по России-для самообразования, получения новых знаний, новой информации, но к сожалению, в нашем учреждении таких мало. В наш информационный 21 век учителям необходимо держать «руку на пульсе», быть в курсе всех новых методик, приемов и знаний, постоянно повышать свой профессионализм и личные качества.

«Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат»
Луций Анней Сенека

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов. Для передачи знаний на расстоянии активно распространяется новое средство общения - вебинары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование вебинаров в учебном процессе.

Пластун Н.А., преподаватель математики и информатики,

Актюбинский кооперативный колледж

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Неоспоримым является потребность в модернизации процесса подготовки преподавателей. От решения этой задачи в значительной степени зависит развитие страны. Именно образовательная, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества - еще в середине IXX века констатировал Константин Ушинский.

Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов, что касается внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, в том числе и тех, которые можно использовать для передачи знаний на расстоянии. С 2009 года началось активное распространение нового средства общения - вебинара. Вебинар (веб + семинар = вебинар) ‑ групповая работа в Интернете с использованием современных средств общения видео, флеш, чата и тому подобное.

Существует ряд инструментов обучения, которые пришли из традиционного обучения, и останутся обязательными постоянно. Вместе с тем большинство инструментов обучения постоянно обновляются в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. В частности, традиционно именно общению отводится главная роль в процессе обучения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, которые направлены на обмен информацией, восприятие и понимание другого, ориентируясь на определенную тактику и стратегию взаимодействия. Средства общения не являются постоянными. В этом процессе как показывают доработки ученых и образовательная практика видное место занимают технологии Веб 2.0., которые позволили:

Обеспечить простоту в общении и сотрудничестве всех участников учебного процесса с помощью сетевых технологий, создание социальных сообществ, средств коллективного общения и обмена знаниями;

Реально внедрить личностно-ориентированные технологии обучения в условиях коренного изменения роли преподавателя из основного источника получения знаний в фасилитатора учебного процесса.

Фасилитация - стиль педагогического общения, который предусматривает облегченное взаимодействие в ходе совместной деятельности студентов и преподавателей; не навязчивая помощь группе или отдельному человеку в поиске способов выявления решения проблем, налаживании коммуникативного взаимодействия между субъектами деятельности.

Качественный дистанционный учебный процесс обязательно предполагает общение ‑ асинхронное (почта, форум) и синхронное (чат, скайп). Системы управления учебным контентом предусматривают создание и размещение на их базе электронных учебных курсов. Студент получает персональный доступ к такой системе, которая обеспечивает ему возможность пользоваться в любое удобное для него время поданным и размещенными там учебными материалами нового образца. При этом он получает не только статический текст в электронном формате, а мультимедийной и видео ресурсы и сервисы для коллективного использования и общение как в онлайн так и в офлан режимах вроде Вики, форумов, блогов, вебинаров, подкатов подобное.

Вебинар, как правило, проводится через социальные сервисы в Интернет, для чего необходимо зарегистрироваться на соответствующем сайте и открыть свой виртуальный класс. При бесплатном сервисе количество участников, как правило, ограничено 20 членами, количество записей тоже ограничено (Wiziq.com ‑ три записи) или выполняется частично (dimdim.com). Платный сервис обеспечивает больше возможностей. В некоторых случаях программное обеспечение можно установить на сервере организации (как бесплатно, так и платно).

Программное обеспечение для проведения вебинаров, как правило, позволяет:

Демонстрировать документы в наиболее распространённых форматах;

Передавать речь и видеоизображение ведущего и нескольких участников;

Общаться в чате и приватном чате;

Демонстрировать видеоролики;

Рисовать графические объекты и текст на белой доске;

Осуществлять перехват экрана компьютера;

Размещать файлы для обмена;

Проводить опросы слушателей.

Вебинары могут быть использованы для проведения:

Лекций с обратной связью;

Тематических семинаров;

Защиты выполненной работы;

Групповой работы;

Проведения опросов;

Демонстрации техники работы на компьютере;

Презентации различных коммерческих продуктов;

Тренинга.

Для проведения вебинара достаточно наличие опыта создания презентаций PowerPoint, проведения аудиторных занятий, использования педагогических теорий и социальных сервисов Интернет.

Во время проведения вебинара используются следующие режимы:

Управление . Отключение микрофона, исключение камеры, переход к документам в различном формате.

Рисование . При необходимости вы можете выделить элементы презентации с помощью инструментов рисования или указки.

Презентация . Переход по слайдам презентации.

Опрос . Для интерактивной работы с участниками можно создать опрос и посмотреть результаты.

Запись . Вебинар записывается продюсером.

Таким образом, вебинар - это технология, позволяющая в полной мере воссоздать условия колоборативнои (общей) формы организации обучения, а именно семинарского, лабораторного занятий, лекций, используя средства аудио, видео обмена данными и совместной работы с различными объектами, несмотря на то, что его участники могут физически находиться в разных местах. Таким образом создается виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников вебинара. Вебинары можно считать виртуальный семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинар имеет главный признак семинара - интерактивность, которая может быть обеспечена с помощью модели: докладчик - слушатели, которые задают вопросы и обсуждают их, причем в роли докладчика может быть как преподаватель так и студент, в зависимости от роли, которую он должен выполнять по сценарию проведения такого семинара.

Какие преимущества имеет вебинар перед существующими традиционными и инновационными технологиями?

Вебинар имеет все преимущества традиционного семинара, воспроизводя возможности личного общения между слушателями, а также живого общения между слушателями и докладчиком. Так вебинары имеют следующие преимущества:

Высокая доступность для «посещения» слушателями;

Значительная экономия времени на организацию;

Удобство для «посетителей» - восприятие информации и знаний в привычной обстановке, без лишних шумов и т.п.;

Интерактивное взаимодействие между докладчиком и слушателями, также слушателями между собой и т.д..

Вебинары относятся к той технологии, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Однако участникам вебинаров требуется время для развития специальных навыков, необходимых для работы в режиме вебинара. Обучение, происходит с помощью вебинара, это пример синхронного обучения, когда преподаватель дает студентам учебный материал, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает уровень усвоения знаний и т.д., через виртуальное общение в реальном времени.

Независимо от типа занятия в процессе подготовки к проведению вебинаров целесообразно обратить внимание на следующие моменты:

Заблаговременная подготовка к участию и объявления о дате и времени его проведения: все участники должны заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования и соответствующего канала Интернет связи, для проверки работы системы войти в виртуальной комнаты за 10-15 минут до начала вебинара; проверить звук и возможности ставить и задавать вопросы всеми участниками. Это позволит минимизировать риски технических «накладок» во время проведения вебинара;

Выбор темы, педагогическая целесообразность постановки целей и задач вебинара: необходимо раскрыть основные пункты доклада, вопросы для обсуждения и главную цель проведения вебинара, которая бы позволила студенту выяснить необходимость его участия в виртуальном семинаре и путей дальнейшего использования записанных видеоматериалов;

Отбор материала, который будет рассматриваться на вебинаре: необходимо четко спланировать соотношение изученного и нового материала, сформулировать проблему вопросы и подготовить описания соответствующих кейсов, предусмотреть обсуждение вопросов в малых группах и парах, распланировать участие каждого из его участников, расписать соответствующие роли, обеспечить студентов конкретными задачами для самостоятельной работы материала и четкими критериями его оценки, предложить специально разработанные формы взаимооценки и самооценки;

Методическая подготовка преподавателя и студентов к семинару: преподаватель должен разделить содержание темы на конкретные вопросы; заранее описать рекомендации по подготовке всех участников к их обсуждению, разработать инструкции обработки основной и дополнительной литературы; выбрать формы самостоятельных сообщений студентов - доклад, выступление, освоение, подготовка презентации и, в зависимости от цели проведения вебинара необходимо разработать показатели его оценки и формы проведения рефлексии;

Сценарий проведения вебинара. Целесообразно прописать с указанием времени следующие основные этапы вебинара: сообщение темы, цели и задач занятия, предоставление слова студентам для сообщения по тематике вебинара, комментарий относительно сообщения студентов, концентрации внимания студентов на вопросах, которые предусмотрены планом; постановка вопросов в процессе сообщения, побуждают к дискуссии, требуют доказательности, прочности знаний, изобретательности, подведение итогов занятия, задание для дальнейшего самостоятельного обработки материала; оценки и стимулирования к активному участию студентов в вебинаре, оценки ответов и активного участия в работе вебинара;

Подведение итогов вебинара: после проведения занятия преподаватель должен провести анализ, по которому определить раскрыта тема, какие знания получили студенты, отношение к занятию студентов и их творческая активность, достижения цели занятия.

Президент РК Н.А. Назарбаев в своем ежегодном послании подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям, в том числе приоритетными целями являются создание эффективной системы обучения, внедрение инновационных технологий и повышение компьютерной грамотности населения

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях, когда создается единое интеллектуальное и эмоциональное пространство средствами интернет технологий, насущной проблемой становится сочетание классических педагогических технологий с информационными технологиями обучения. Технологии Веб 2.0., в частности вебинар, содержат большой потенциал повышения эффективности учебного процесса и требуют четкого определения условий их использования.


ВЕБИНАР КАК ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дагестанский Государственный Педагогический Университео г. Махачкала

Магистрант 2-го года обучения

Везиров Т.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры методика преподавания математики и информатики ФГБОУ ВО « Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Аннотация:

В статье рассматривается одна из форм дистанционного обучения магистров педагогического образования- вебинар. Выделяются основные формы проведения вебинаров, а также платформы организации вебинаров, в частности, платформы через информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru

The article discusses one of the forms of distance learning masters of pedagogical education - webinar. Basic forms of webinars and platform of the organization of webinars, in particular, the platform through information and education network 4portfolio.ru Keywords: webinar, remote form of education, undergraduate, teacher education, information-educational network 4portfolio.ru platform

Ключевые слова:

вебинар; дистанционная форма образования; магистрант; педагогическое образование; информационно-образовательная сеть 4portfolio.ru; платформа

webinar; remote form of education; undergraduate; teacher education; information-educational network 4portfolio.ru; platform

УДК 378.147

Актуальность современных форм обучения в условиях развития профессионального педагогического образования на современном этапе глобальной информатизации общества предопределяет поиск эффективных средств телекоммуникационного взаимодействия, направленных на достижение высоких учебных результатов с использованием средств обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки современных специалистов .

Современные тенденции развития российского общества, а также другие научные источники и интернет-ресурсы актуализируют внимание к развитию дистанционного образования, в основе которого лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний. Профессиональная деятельность педагога сейчас уже невозможна без активного использования ИКТ .

Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что интернет - это огромная учебная среда, источник многообразных образовательных ресурсов (электронные учебники, интерактивные тесты, сайты преподавателей, электронные библиотеки и т.д.), где каждый участник образовательной деятельности может реализовать свой потенциал.

Развитие такой образовательной системы базируется на концептуальных основах непрерывного образования, основываясь на различных факторах, обуславливающих социальную востребованность наличия открытых образовательных систем (доступность образования, спрос на дополнительное профессиональное образование и т.д.)

Дистанционное обучение ставит перед собой задачу предоставлять возможность каждому человеку получить образование любого уровня по месту его проживания, без необходимости переезда, благодаря использованию современных средств ИКТ.

Таким образом, по сути дистанционное образование- это образование, получаемое с помощью интернета и других средств ИКТ.

При таком обучении большую часть материала обучаемый осваивает сам. Однако в рамках выбранного курса обучающемуся предоставляется методическая поддержка и возможность online общения и консультирование с преподавателем. В рамках дистанционных курсов обычно проводятся также групповые занятия, где совместно разбираются разработанные обучающимися проекты.

Поэтому задачи, решаемые в ходе реализации концепции непрерывного образования, конкретизировались на международной конференции ЮНЕСКО. Эта новая реальность характеризуется многообразием организационных форм получения знаний (бакалавриат, магистратура, повышение квалификаций) и наличием разнообразных технологий, среди которых важная роль отводится дистанционным образовательным технологиям и средствам электронного обучения .

Именно поэтому в учебном процессе все чаще стали применять различные виды дистанционных образовательных технологий, которые в последнее время стали необходимым компонентом обучения, которые дополняют традиционные формы обучения. Сущность таких технологий заключаются в том, что традиционное обучение дополняется применением электронных и прочих средств связи. При этом важно отметить, что такая форма обучения исключает непосредственный контакт между преподавателем и студентом на всех этапах образовательного процесса и является новой формой обучения, не замещающей заочную форму, а обладающей своими индивидуальными технологиями и инструментами обучения. Одним из примеров такой связи может быть обратная связь обучающегося с преподавателем при помощи:

Электронной почты;

Специально организованных форумов;

Выкладывания информации на личном сайте преподавателя;

Использования сервисов вебинаров и видеоконференции для создания онлайн обучения .

В связи с этим, особо актуальной стала проблема выбора инновационных средств, применяемых при дистанционном обучении. Все это привело к выделению и научно-методическому изучению вебинаров как инновационно-эффективного, интерактивно-наглядного способа взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Еще совсем недавно люди не видели различия между дистанционным и заочным обучением, но в настоящее время исследователи проблем обучения разграничили эти двума понятия. Очень часто вебинар приравнивают к видеочатам или другим формам общения через интернет, что является ошибочным.

Вебинар отличается от видеоконференции возможностью большее количество зрителей превратить в реальных собеседников при наличии установленного микрофона и видеокамеры . В книге рекордов Гиннеса зафиксирован самый крупный в мире онлайн бизнес-семинар, количество участников которого составило 12012 человек. Приведем примеры различных форм проведения занятий при организации вебинаров: семинар-консультация, семинар-встреча, семинар-провокация, семинар с элементами групповой работы, семинар-визуализация, сократорский диалог, онлайн-конференция- сократорский диалог .

Особенностью вебинара является его содержательная и методическая насыщенность, конкретность и практический характер отрабатываемых учебных вопросов. Задачей преподавателя в данном случае является выполнение организаторской функции, связанной преимущественно с направлением и корректировкой общего хода учебного занятия .

Ценным преимуществом вебинаров является возможность предоставления обучающимся без приезда в вуз ознакомиться с учебными материалами и уменьшить обезличенность обучения студентов-заочников, что в свою очередь приближает учебный процесс к очной форме обучения. В результате такой формы обучения участники значительно экономят время (не надо тратить время на дорогу) и в любой момент времени могут воспользоваться записью и вновь пересмотреть урок. Кроме того вебинары могут обладать функцией анонимности или "невидимости " пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.

Внедрение вебинаров в систему дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.

В настоящее время вебинары в образовательной практике используются и широко применяются в следующих случаях:

При трансляции лекций известных профессоров, выступлений на конференциях, заседаниях ученого совета;

Для сохранения культурного наследия (проведение мастер -класса, фиксация эксперимента);

Для дополнительного консультирования студентов (например при недостаточном количестве отведенных часов, при отъезде студентов);

Для повышение квалификации и второго высшего образования без отрыва от основной деятельности.

На текущий момент существует большое количество различных платформ для проведения вебинаров, которые включают в себя различные модули: текстовый чат; голосовая связь; опрос с незамедлительной статистической обработкой результатов; совместная работа по просмотру документов, размещенных в Интернете; экспорт файлов, рассылку приглашений и т.д.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

1. BigBlueButton (http://www.bigbluebutton.org/). Данный сайт позволят регистрировать только 30 участников, включая лектора. Распространяется бесплатно и подходит для всех операционных систем. Интегрируется с Moodle, Microsoft Office, Adobe Reader. Позволяет загружать документы, записывать вебинар, работать с интерактивной доской .

2. OpenMeetings (http://incubator.apache.org/). Поддерживает так же, как и BigBlueButton, основные возможности, необходимые для проведения вебинара. Большим минусом данной платформы является отсутствие русификации и неудобное расположение окон.

3. Webinar (http://www.webinar.ru) В бесплатной версии позволяет организовывать вебинар до 5 пользователей. Позволяет загружать документы, записывать вебинар, работать с интерактивной доской. Данная платформа позволяет проводить тесты и голосование. Также присутствует статистика активности участников, которая очень помогает в учебном процессе.

4. Skype (http://skype.com/) В бесплатной версии позволяет организовывать видеоконференцсвязь с численностью не более 10 пользователей. Программное обеспечение простое в установке и пользовании, позволяет передавать изображение с экрана монитора. Большим минусом данной платформы является нестабильная видеосвязь и качество трансляции экрана и отсутствие возможности проведения совместной работы.

5. Microsoft Lync (http://lync.microsoft.com/). Является платным программным обеспечением и позволяет организовывать он-лайн семинары до 100 000 участников. Присутствует интеграция в офисные приложения; большое разнообразие функций (от отправки мгновенных сообщений до проведения видеоконференций), возможность записи вебинаров. Минусом данной платформы является необходимость установки серверной части, отсутствие многообразия функций работы с интерактивной доской.

6. Comdi (http://www.comdi.com). Также является платной оболочкой, позволяющей организовывать он-лайн семинары до 15000 участников. Является российской разработкой. Позволяет проводить как открытые, так и закрытые мероприятия, масштабировать видеоизображения, записывать вебинары, интегрировать файлы с различных приложений, проводить опросы .

7. Вебинар через информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru. Данная платформа является бесплатной на сегодняшний день и не ограничивает число пользователей в сети. Платформа насыщена различными инструментариями, необходимыми для ведения блогов, комментирования, обмена мнениями и опытами и т.д. Большим преимуществом данной платформы является простота дизайна и интерфейса для пользователя, а также возможность использования ее в сетевом взаимодействии всех участников образовательного процесса .

Стоит отметить, что в любой системе имеются свои недостатки. Для дистанционного обучения это, в первую очередь, отсутствие прямого контакта с преподавателем, а также жестокая самодисциплина и самообучение преподавателя инновационным технологиям. Но интернет - обучение - это уже наступившая реальность, изо-дня в день быстро развивающая и присутствующая в жизни каждого человека технология.

Магистрантами педагогического образования (магистерские программы «Информационные технологии в физико-математическом образовании», «ИКТ в образовании») совместно с С.В. Панюковой - руководителем информационно-образовательной сети 4portfolio.ru были организованы вебинары по следующим темам :

  1. Методика использования социальной 4portfolio.ru сети в качестве образовательной платформы
  2. Перспективные технологии в образовании.

Для проведения вебинаров магистрантами была выбрана платформа - 4portfolio.ru, которая стремительно развивается, обогащаясь новыми функциональными возможностями, и с каждым днем набирает все большую популярность среди пользователей сети Internet. Для проведения вебинаров магистрантами педагогического образования детально прорабатывались планы мероприятий, составлялись списки участников, подготавливались раздаточные и демонстрационные материалы. В качестве объекта были выбраны студенты первого курса, которые только перешли на новую ступень своей жизни. Организационно-подготовительный этап включал в себя создание специального сообщества в информационно-образовательной среде 4portfolio.ru для студентов первого курса физико-математического факультета ДГПУ с целью объединения и оповещения их о предстоящих вебинарах. Во время проведения вебинаров магистрантами педагогического образования были раскрыты все достоинства и возможности данной системы, проведены мастер-классы по созданию электронного портфолио в информационно-образовательной среде 4portfolio.ru, где было уточнено столь важное значение наличия такого порфтолио у каждого студента, разосланы методические материалы и видеозапись проведенных вебинаров.
Проведенные вебинары позволили нам познакомиться с возможностями информационно-образовательной сети 4portfolio.ru при дистанционном обучении, которое в настоящее время получило широкое распространение и является необходимым компонентом в системе непрерывного образования. Используя ее, магистранты по магистерским программам «Информационные технологии в физико-математическом образовании», «ИКТ в образовании» (руководитель Везиров Т.Г.) разработали авторские веб-портфолио.

Для успешной оценки качества усвоенного материала, а также развития навыков проведения вебинаров в образовательной деятельности студентам первого курса необходимо было представить и защитить разработанное ими авторское веб-портфолио посредством организации собственного вебинара.

Библиографический список:


1. Везиров Т.Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2013-№ 5.- С.32-25. – url: http://e-koncept.ru/2013/13093.htm
2. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник университета (ГУУ) Теоретический и научно-методический журнал. – 2012.-№ 10.-С.268-271.
3. Везиров Т.Г. Информационные технологии в науке и образовании. Махачкала, ДГПУ, 2005.- 64 с.
4. Геркушенко Г.Г. Выбор программной платформы для интерактивного обучения и проведения образовательных технологий // Известия Волгоградского Государственного Технического Университета. – 2013. -№ 13. – С. 29-32.
5. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. -2015. -№ 1.- С. 11 -15.
6. Мазелис А.Л. Выбор платформы вебинаров для организации дистанционного обучения // Вестник ВГУЭС.- 2012.-№ 5.- С.224-229
7. Нагаева И.А. Организация системы управления заочным обучением с элементами дистанционных технологий. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Сборник научных трудов под ред. проф. Симонова В.П. (серия Образование в XXI веке) выпуск первый. Международная педагогическая академия-М., 2010.-с.38-41
8. Нагаева И.А. Организация вебинара // Науковедение. – 2012.- № 3.-С. 10-16.
9. Панюкова С.В. Веб-сервисы в учебном процессе вуза. // Научные исследования и образование. -2015.- № 19.- С. 3-6.
10. Панюкова С.В. Дистанционное обучение на базе облачных технологий: проблемы и решения. В сборнике: ИТО-Москва-2014 III Международная научно-практическая конференция. 2014. С. 78-82.
11. Тупикин Е.И., Матвеева Э. Ф., Васильева П.Д. Вебинары как инновационное средство образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета.- 2014. - №4. – С.109-116.

Рецензии:

1.07.2018, 16:23 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия : В последнее время происходят серьёзные изменения в системе высшего образования, которые касаются как зарубежных, так и российских вузов. Они связаны с проявлением следующих тенденций: реализация концепции непрерывного образования, глобализация образовательного пространства, смена образовательной парадигмы, а также широкомасштабное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс университетов. Об этом написано достаточно большое количество статей (С.Д. Калинина, Е.В. Бережнова, Ю.В. Фролов, Н.В. Иващенко и др.). В связи с этим тема статьи является актуальной и значимой. Текст статьи изложен последовательно и логично. На мой взгляд, автору стоит уделить внимание новизне предложенной работы через описание организации вебинаров для магистров педагогического образования. Статья от этого только выиграет. После доработки рекомендую к публикации.

02.07.2018 0:00 Ответ на рецензию автора Капаева Александра Владимировна :
Добрый вечер. Спасибо Вам за рецензирование. С учетом ваших замечаний мною была доработана статья. Не могли бы вы проверить доработки. Спасибо.


2.07.2018, 7:42 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия : С учетом доработки статью можно рекомендовать к публикации

2.07.2018, 10:52 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия : Статья, безусловно, актуальна на современном этапе образования. Автор логично выстраивает структуру работы, вводит читателей в курс средств ИКТ обучения, одним из которых она называет вебинар. Однако следует учесть следующее: во-первых, в статье есть пунктуационные ошибки (так, в названии статьи не нужна запятая после слова "вебинар"; в шестом абзаце "таким образом" - вводная конструкция, нужно поставить запятую и т. д.), их следует исправить; во-вторых, во втором абзаце непонятно, что подразумевает автор под словами"литературные источники", скорее всего, здесь надо указывать научные источники, т. к. статья не литературно-критическая, а научная; в-третьих, самое главное, не показано конкретного методического применения вебинаров в обучении магистрантов - это может быть фрагмент занятия с использованием какого-либо вебинара или программа курса, где показано в планировании (программе курса) место вебинаров, их значение и роль в обучении. После исправления указанных недочётов статья может быть рекомендована к публикации.


9.07.2018, 11:26 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия : Александра Владимировна, осталось довольно много пунктуационных ошибок. Слово"интернет-ресурсы" (второй абзац) пишется через дефис. 6. Comdi (http://www.comdi.com). Также является платной оболочкой, позволяю -щая, а надо - щей... Таким образом, по сути дистанционное образование- это образование, ..... И др. Статью надо тщательно выверить. Доработайте.

02.10.2018 9:09 Ответ на рецензию автора Капаева Александра Владимировна :
Добрый день. Извиняюсь,что так долго не возвращалась к статье. Сейчас она полностью исправлена на орфографические и пунктуационные ошибки совместно с филологом. Спасибо за рецензию.


18.10.2018, 8:50 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия

19.10.2018, 9:06 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия : С учётом доработки и исправлений статью можно рекомендовать к публикации.

Насколько функциональны вебинары и что они собой представляют? Знание ответа поможет вам намного улучшить результаты своего образования и сделать процесс учебы более удобным и динамичным.

Компьютерные технологии постепенно проникают во все сферы нашей жизни. И система дополнительного образования не является исключением. Специалисты уже давно отмечают, что благодаря разнообразию форм интернет-занятий эффективность образовательных программ значительно возросла. Интернет-обучение, в том числе и вебинары , которые являются одной из наиболее распространенных форм дополнительного интернет-образования, обеспечивают максимально быстрое обсуждение и решение поставленной проблемы или вопроса. Это особенно актуально в рамках бизнес-образования и интернет обучения.

Благодаря данной форме IT-занятий исчезают препятствия и задержки, связанные со временем встречи и расстоянием между участниками. Но возникает вопрос: Насколько функциональны вебинары и что они собой представляют? Знание ответа поможет вам намного улучшить результаты своего образования и сделать процесс учебы более удобным и динамичным.

Что такое вебинар?


Вебинар – это разновидность веб-конференций и онлайн-занятий (семинары, лекции, курсы, презентации), посвященных определенной теме. Его проводит лектор в режиме реального времени. Участникам не нужно никуда ехать, они находятся дома, у своих компьютеров, где видят презентуемые материалы и слушают комментарии руководителя. Как правило, для того чтобы стать участником занятий, необходимо установить специальное веб-приложение.

Отметим, что функциональные возможности не ограничиваются только лишь учебными онлайн-занятиями . Вебинары активно используют для проведения:

  • презентаций;
  • партнерских конференций;
  • корпоративных встреч;
  • деловых совещаний.

Вебинары имеют широкие возможности: видео-, и аудиосвязь, загрузка/воспроизведение видео и презентации, проведение опросов и голосований, доска для рисования, текстовый чат, видеотрансляция экрана лектора, функция передачи прав на управление занятием слушателям.

Преимущества и недостатки вебинара

Среди основных преимуществ любого вебинара можно выделить:

  • интерактивное участие;
  • экономию времени и денег (не нужно тратить средства на дорогу и проживание; для участия в профессиональном вебинаре можно оплатить всего одну заявку на весь коллектив; также существуют бесплатные вебинары);
  • высокая эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов;
  • возможность увидеть и пообщаться с известными лекторами-экспертами.

Естественно, имеются у вебинаров и недостатки. К таковым можно отнести:

  • обязательное знание компьютера на достаточно хорошем уровне;
  • вебинар будет полезен только для тех, кто реально настроен на максимальное усвоение материала;
  • участие в вебинаре можно симулировать, что несколько подрывает "авторитет" документов, подтверждающих окончание и полученную квалификацию слушателей интернет-занятий .

Как принять участие в вебинаре?


Общая схема участия в вебинаре выглядит приблизительно следующим образом. Сначала нужно выбрать интересующую вас тему (список можно найти через СМИ или на сайте организации, проводящей вебинар). Затем вы оформляете заявку на участие, оплачиваете ее (но есть и бесплатные занятия), и на вашу почту приходит персональная ссылка для подключения к вебинару. Накануне занятия обязательно проверьте настройки вашего компьютера. Больше подробностей можно найти на сайте организатора.

Чтобы достичь максимальной эффективности от вебинара вы должны позаботиться о технической стороне вопроса. Входящая скорость интернета должна быть достаточно высокой (рекомендуется 512 кбит/с - прием, и не меньше 256 - отдача). Для того чтобы только слышать лектора – вполне достаточно 32 кбит/с. Что касается программного обеспечения, то вам нужно установить браузер, проигрыватель (Adobe Flash Player) и систему Java. Накануне мероприятия обновите проигрыватель и протестируйте компьютер. В случае любых проблем обращайтесь в службу технической поддержки организатора вебинара .

Функциональные возможности вебинара в системе дополнительного образования

Вебинар, благодаря своей интерактивности и возможности дистанционно объединять людей, которые работают в разных сферах, в одно целое, занимает особенное место среди всех форм обучения. Он становится все более популярным среди организаций, работающих в сегменте маркетинга, управления и образования. А в контексте повышения квалификации, профессиональной переподготовки и специализированных профессиональных курсов вебинары просто незаменимы. Ведь они дают возможность дистанционно обучать и повышать профессиональный уровень специалистов, независимо от их занятости и месторасположения.


Если же говорить более предметно, что функциональные возможности вебинара в сфере дополнительного образования выглядят следующим образом:

  • веб-лекция (дистанционная лекция, которая объединяет многих слушателей и дает им возможность дискутировать и презентовать свои доклады в контексте занятия);
  • тренинг (онлайн занятие, посвященное практическому усовершенствованию умений, навыков, приобретению новых знаний);
  • профессиональные курсы (курс занятий, целью которых является приобретение знаний и умений в новой для человека сфере – курсы визажа, бухгалтерии, менеджмента, иностранных языков, массажа или программирования);
  • презентация (публичное представление продукта, изобретения, технологии или знаний);
  • учебная дискуссия;
  • опрос;
  • коллективная работа над исследовательским проектом, изучением проблемы, связанной с профессиональной деятельностью;
  • публичная защита научных работ, докладов, проектов с возможностью их обсуждения слушателями в режиме онлайн.
Важно понимать, что эффективность вебинара во многом зависит не столько от квалификации и профессионализма лектора, сколько от вашего желания и настойчивости. Если вы используете все возможности онлайн-занятия, то сможете без значительной потери времени и денег намного повысить свой профессиональный уровень.
1

Важное место сегодня отводится внедрению в образовательную систему современных образовательных технологий, созданию условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, развитию современных методов обучения и проведения мероприятий с применением информационных технологий. В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты вебинаров, как инновационной формы сетевого взаимодействия в условиях формирования информационного общества. Цель освоения технологии проведения вебинаров преподавателями школы и вуза – повышение информационной культуры и формирование компетенции эффективного взаимодействия учащихся в быстро меняющемся окружении электронных средств обучения. Современное программное обеспечение проведения вебинаров позволяет реализовать педагогическое общение аналогично общению «face to face», а возможность записи вебинара позволяет многократно использовать его материалы. Также преподаватель может быть избавлен от стандартной работы в виде подготовки раздаточного материала для каждого слушателя, ручной проверки тестов, заданий. Проведение вебинара требует от преподавателя высокого уровня подготовки, тщательной проработки материала, отличных организаторских навыков.

информационные и коммуникационные технологии

сетевое взаимодействие

образовательная среда

1. Быстрова Н.В. Проектирование курса «Философия и история образования» в контексте дистанционного образования // В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». – Нижневартовск, 2015. – С. 86–89.

2. Быстрова Н.В. Философия и история образования // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование, 2014. – № 7 (62). – С. 68.

3. Ваганова О.И., Быстрова Н.В. Основы общей педагогики // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование, 2015. – № 7 (74). – С. 62.

4. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России, 2015. – № 1. – С. 11–15.

5. Курылёва О.И., ОгородоваМ.В. Особенности формирования пенсии на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. – № 8. – С. 151-155. URL: http://e-koncept.ru/ (дата обращения: 20.11.15).

6. Курылева О.И., Огородова М.В., Куль Т.Н. О портфолио абитуриента Мининского университета в рамках реализации проекта «ШАГ В ПРОФЕССИЮ/ STEPS TO PROFESSION» // Вестник Мининского университета, 2015. – № 2 (10). – С. 18.

7. Огородова М.В., Курылева О.И., Куль Т.Н. Об опыте реализации проекта «STEP TO PROFESSION» в Мининском университете //Вестник Мининского университета, 2014. – № 4 (8). – С. 35.

8. Раицкая Л.К. Учебно-познавательная деятельность студентов в информационно-образовательной среде Интернет. Учебно- методическое пособие. – М.: МГОУ, 2012, 144 с. – С. 46.

9. Фролов Ю.В. Подготовка и проведение вебинаров. Учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. – М.: МГПУ, 2011, 30 с. – С. 11.

Развитие современного общества неразрывно связанно с введением информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Современные тенденции в обществе в целом и российском образовании в частности актуализируют внимание к развитию образовательных интернет-технологий, основанных на потребностях будущих профессионалов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без чего невозможен профессиональный успех и самосовершенствование в технологически развитом обществе. Сегодня мы констатируем тот факт, что интернет может быть использован в качестве среды обучения с большим потенциалом, где реализуется полноценный образовательный процесс обучения, развития и воспитания, поэтому деятельность педагога объективно требует переноса части учебной деятельности в интернет .

В сети интернет представлено множество образовательных ресурсов, таких как электронные библиотеки, открытые университеты, сайты для изучения отдельных дисциплин, электронные учебники, интерактивные тесты и викторины, персональные сайты сотрудников системы образования и т.д., на которых активно используются передовые аудиовизуальные технологии. Самыми популярными в последнее время являются средства интерактивного взаимодействия участников в режиме реального времени, так называемые вебинары .

Название вебинар произошло от английских слов web и seminar, что в буквальном переводе значит «семинар в сети». В 1998 г. Эриком Р. Корбом, создателем нескольких IT-компаний в США был зарегистрирован торговый знак «webinar»., но был оспорен и теперь принадлежит компании InterCall. Несмотря на название, программное обеспечение проведения вебинаров можно использовать как для чтения лекции, так и для проведения семинара в сети.

Количество участников вебинара варьируется от нескольких человек до нескольких тысяч и зависит от возможностей программного обеспечения, используемого для его проведения, и условий подписки. На данный момент рекорд, зафиксированный в книге Гиннесса, принадлежит программе Mind, при помощи которой был проведён крупнейший в мире онлайн бизнес-семинар с 12012 участниками.

Вебинар представляет собой мероприятие, проводимое с использованием web-технологий и в режиме непрерывной трансляции. Различные платформы для вебинаров предлагают возможность использования модулей, таких как чаты, интервью, демонстрацию содержания. Их сочетание позволяет решать различные образовательные проблемы. Возможность трансляции видео позволяет видеть участников вебинара, которые при выступлении с докладами могу параллельно транслировать свою презентацию или другие документы. Следует отметить, что существует возможность записи и дальнейшего просмотра события, что значительно повышает интерес аудитории к участию в вебинаре в процессе взаимодействия .

Так же, как и на классическом семинаре в аудитории, на вебинаре можно участвовать в дискуссиях, задавать вопросы и получать ответы, выполнять различные задания, отстаивать свои взгляды. Вот только организаторы и другие участники могут находиться в разных географических точках. Для этого нужно всего лишь в определенное время пройти по нужной ссылке и подключиться к трансляции.

Основным организатором вебинара является преподаватель. Он проектирует и координирует всю учебную деятельность, проходящую в рамках вебинара, в случае необходимости предоставляет слово другим участникам. Инструментарий вебинара включает:

Аудиосвязь и видеосвязь в режиме реального времени;

Чат - обмен письменными сообщениями в режиме реального времени;

Показ слайдов презентации; демонстрацию видеороликов;

Демонстрацию документов с выделением нужных областей;

Работу с виртуальной доской;

Обмен и предоставление доступа к файлам;

Демонстрацию Рабочего стола Windows и открытых на нем программ;

Работу с удалённым рабочим столом, которую предлагают многие программные продукты, если необходимо что-то показать на компьютере другого участника вебинара;

Запись вебинаров с целью многократного использования;

Интеграцию вебинаров в сайт или интернет.

Формат вебинара предоставляет новые возможности в плане сотрудничества между образовательной организацией высшего образования и общеобразовательной школой. Данная форма предоставляет возможность проведения мероприятий для педагогов, студентов и учащихся, используя при этом образовательные и технические ресурсы ВУЗА и школы. Использование вебинаров становится перспективным направлением в развитии сетевого взаимодействия школа-вуз .

В ходе написания статьи использован опыт проведения вебинаров в рамках соглашения о сотрудничестве между кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами НГПУ им Козьмы Минина и МБОУ школа № 27 г. Дзержинска Нижегородской области.

Взаимодействие ВУЗА и общеобразовательной школы носит взаимовыгодный характер и осуществляется на договорной основе.

Направлениями такого сотрудничества с использованием формата вебинара являются:

● профориентационная работа с учащимися 9-11классов (формирование умений планировать свое профессиональное будущее; развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий; создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии; формирование представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры по предлагаемому направлению подготовки; формирование навыков принятия решений и преодоления препятствий на пути к достижению целей).

● проведение мероприятий с учащимися с использованием образовательных и технических ресурсов ВУЗА;

● проведение мероприятий для педагогов в плане обмена опытом, повышения квалификации и обсуждения актуальных вопросов повышения качества образования .

Условием для проведения вебинаров является: наличие в образовательных организациях, выступающих в качестве партнеров необходимой технической базы (специально оборудованных классов и аудиторий), а также возможность широкополосного доступа к сети интернет. Необходимые технические ресурсы в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области образования имеются в каждой образовательной организации, независимо от ее уровня. В остальном же, вебинар, как форма сотрудничества между ВУЗОМ и общеобразовательной школой не требует дополнительных материальных затрат.

Подготовка к проведению вебинара осуществляется в рамках повседневной деятельности образовательной организации и включает в себя три составляющие:

Первая составляющая - это принятие управленческого решения на проведение вебинара и определение исполнителей, сроков проведения мероприятия;

Вторая составляющая - творческая и заключается в подготовке и согласовании программы проведения и тезисов докладов;

Третья составляющая - техническая. Она заключается в выборе площадки для проведения вебинара, настройке и проверке оборудования (компьютеров, web-камер, динамиков и подключения к сети интернет) .

Обратной связь (фидбек) при проведения вебинара играет большую роль. Кардинальное отличие между проведением аудиторных занятий «в живую» и вебинаров является невозможность видеть аудиторию. Использование некоторых сервисов веб - трансляций приводит к тому, что у преподавателей появляется ощущение разговора с самим собой, со своим изображением, своей картинкой. Эту проблему может решить использованием видео - камер, отображающих каждого участника в отдельном окне. Но при этом создаются помехи и шумы, которые затрудняют педагогический процесс. Поэтому, как показывает наша практика, при проведении вебинаров следует транслировать только видео ведущего преподавателя, отключать лишние микрофоны и/или видео обучаемых, и включать их только в специально планируемых паузах.

Основываясь на опыте подготовки и проведении вебинаров, в качестве участников которых принимали участи представители ВУЗА и школы, можно сделать следующие выводы:

1. Тематика вебинара должна представлять интерес для всех участников. Для ВУЗА сотрудничество с общеобразовательной школой может представлять интерес в плане дополнительной возможности доведения до школьников информации о направлениях и профилях подготовки специалистов в учебном заведении, привлечения абитуриентов. Для школы, сотрудничество с ВУЗОМ дает возможность повышения качества обучения учащихся за счет привлечения ресурсов ВУЗА .

2. Продолжительность вебинара с участием школьников не должна превышать одного часа. Доклады должны быть краткими по продолжительности, но емкими по содержанию.

3. В плане улучшения восприятия учащимися материалов, необходимо использовать в ходе вебинара мультимедийный контент (презентации, просмотр видеороликов).

4. В течение учебного года целесообразно проводить два или три вебинара по наиболее актуальным вопросам взаимодействия ВУЗА и школы.

5. К участию в вебинаре должны привлекаться ведущие специалисты ВУЗА и студенты. Участие студентов дает возможность в доступной форма донести до школьников преимущества учебы именно в данной образовательной организации высшего образования .

Таким образом, формат вебинара является современным средством коммуникации между ВУЗОМ и общеобразовательной школой для решения актуальных задач повышения качества взаимовыгодного сотрудничества.

Библиографическая ссылка

Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Парадеева Н.В. ВЕБИНАР КАК ФОРМА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-7. – С. 1322-1324;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8144 (дата обращения: 17.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»