CarPC – настоящий компьютер в авто: от рассвета до наших дней. Собираем CarPC на Android: недостроенный долгострой

У вас уже есть автомобиль ижелаете использовать его в полной мере? В этом случае вы просто должны установить в него автомобильный компьютер, благодаря которому ваша машина будет домом на колесах! Для вас - Centrafuse - удобное и многофункциональное программное решение, способное быть незаменимым помощником в пути. В подборку войдет помимо этого комплект красочных обложек и интерактивный курс на русском языке.

Год выпуска: 2009
Версия: 2.1
Размер: 268.54 Mb

В прогрессивном мире обитает современный человек, когда разрушаются приоритеты, например, авто- принцип. В наши дни автомобиль сложно назвать просто «бричкой», которая перемещает нас из пункта А в пункт Б. Проще говоря, на автомобиле мы едим не только на работу или на место отдыха, теперь, сидя в нем, мы имеем возможность весьма успешно поработать. На всемирных автошоу уже представляют превращение простого автомобиля в своего рода «самодвижущийся» компьютер на колесах, внутри которого находится человек. В настояшее время нас не удивиш, если выражение «водитель» вскоре уйдет из лексикона, заменившись на «пользователь информационного компьютерного gps транспорта». Только представьте, во время езды, вы сможете сканировать доступ в глобальную сеть, прослушивать любимые вами музыкальные композиции, просматривать любимые фильмы. Загрузить сеть Интернета – без вопросов!

Неважно, где вы остановились, в громадном заторе или сидите в ожидании партнера – у вас в любом случае поблизости мобильный дом и офис. Уже изобретены автомобильные компьютеры сar Рc , которые ничем не отличаются от предыдущих, (только размером). Эти сборки состоят из материнской платы, процессора, опертивки, HDD и монитора - одним словом, встроенный ноутбук. 4 года назад появился первоначальный авто компьютер,разработанный тайваньской корпорацией Power Digital Communications Co, LtD. Потом к этому виду carputeraм были вложены новые функции, например, давление в шинах и инное. Вместо магнитолы был создан жидкокристалический экран, софт которого может работать на краткой серии Windows XP, а на привычном рабочем столе расположены ярлыки вида OziExplorer. В салонах зарекомендовавших себя марок вы заметите автокомп, который проверяет общее состояние авто, передает телевидение и играет роль органайзера. Также, подобная электронная роскошь уже становится доступной и нашему владельцу автомобиля.

По собственным способностям Carputer далеко опережает навигационные системы. Значит нет смысла монтировать все эти технологии, если сar рc может их все объединить! И, конечно, для каждого хорошего компьютера необходимо ПО, а если это так называемый бортовой компьютер, оно должно подходить всем нужным требованиям. Мы предлагаем последнюю подборку данной програмки с передовыми техническими характеристиками, пособием на русском языке и спектром скинов. Эта сборка была разработана на основе win xp, Vista, 7. Это – весьма оптимальный в использовании набор нужных опций, включающий в себя автонавигацию, различные развлечения: коммуникацию. Кроме того AM/FM радио, управление электронной почтой. Купить программу Centrafuse 2.1 , обновления к ней и руководство пользователя можно по следующим ссылкам.

Читайте также

Кто такие «карписишники» и чем они увлекаются? Как желание слушать музыку в формате МP3 в автомобиле породило огромное комьюнити? И что такое вообще компьютер в автомобиле атавизм, ретрохобби или по-прежнему актуальная вещь?

Зачем нужен компьютер в автомобиле?

А давайте-ка для затравки прогуляемся мысленно в год эдак 2000… Достижения техники, восхищавшие нас на стыке тысячелетий, сегодня вызывают только нервное всхлипывание… Первый телефон с MP3-плеером Siemens SL45, память которого составляла от 16 до 32 мегабайт, первый телефон с фотокамерой, имевшей разрешение лишь 0,1 мегапикселя, – Sharp J-SH04, первый телефон со встроенным GPS Benefon ESC… И все это – лучшие (!), флагманские модели, а значит, рядовым обывателям недоступные.

Обычные граждане, мы с вами, в те годы редко имели MP3-плеер, цифровую камеру или навигатор (и тем более встроенные в телефон!), не представляли планшетов в их сегодняшнем понимании – наши мечтания применительно к мобильникам чаще всего ограничивались полифонией, а автомагнитола, играющая MP3, представлялась чудом. Про такой копеечный сегодня аксессуар, как видеорегистратор, и помыслить было нельзя!

Собственно говоря, многие считают, что именно MP3 и дал главный толчок к развитию автомобильных компьютеров. 2000 год (ну, если уж быть точным, то 1998-99, тут расплывчато…) ознаменовался массовым всплеском интереса к музыке в формате MP3 и широким распространением знаменитого программного плеера Winamp. И, хотя еще вовсю выпускались и продавались кассетные автомагнитолы, множество людей не могли спать спокойно из-за невозможности слушать в автомобиле MP3 – такой удобный и ставший привычным на домашнем «пи-си»!

Но городить компьютер в машине только ради MP3 – это явный перебор, подобным занимались считанные энтузиасты, располагавшие явным избытком свободного времени. Тысячи людей увлеклись «любительским карпьютеростроением» лишь в середине 2000-х, когда в массы пришло понимание удобства и необходимости в повседневных поездках навигации, видеозаписи движения, мобильного доступа в интернет и, конечно же, воспроизведения любых форматов аудио- и видеофайлов. Так во всем мире, не исключая и нашу страну, возникло комьюнити «карписишников».

CarPC из 2000-х. Каким он был?

Как выглядел CarPC в середине 2000-х? Типичный автокомпьютер был эдаким «пауком», распределенной системой. К примеру, сам комп – под сиденьем, в центральной консоли – небольшой 7-дюймовый сенсорный монитор, в бардачке – CD-ROM и USB-гнезда, на заднее стекло приклеены GPS-антенны и выносной GPRS-модем для интернета, на лобовом – камера видеорегистрации, провод от которой идет к карточке видеозахвата, и т.п. Чтобы машина в итоге не выглядела внутри подобно , «карписишникам» приходилось проделывать нешуточные объемы арматурных работ по салону, интегрируя все это барахло и соединяющие его провода под обшивки и покрытие пола…

Материнская плата и корпус:

Для CarPC использовали стандартные десктопные «материнки» с необходимыми периферийными карточками в PCI-слоты и в порты на задней стенке – видеокартой, беспроводными интерфейсами, платами видеозахвата для камер наблюдения за дорогой и салоном, GPRS-модемами, выносными GPS-антеннами и т.д. Главной сложностью был корпус – как правило, самодельный, рассчитанный на скрытый монтаж под сиденьем, в бардачке (зачастую с полным удалением перчаточного ящика!), в нише багажника и т.п. Типичный автомобильный компьютер середины 2000-х - склеенный из толстого оргстекла корпус с обычной десктопной начинкой:

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Хранилище данных:

Операционная система, софт, музыка, видео и т.д. хранились на обычном жестком диске, без какой-либо виброразвязки или термозащиты – все прекрасно работало и так, хотя у неофитов именно выживание винчестера при автомобильной тряске и перепадах температур вызывало наибольшие сомнения.

Дисплей:

Дисплей в CarPC – это не только средство визуального отображения информации, но и главное устройство управления всей системой! Ибо клавиатуру и мышку в движении использовать нереально, и лишь редкие энтузиасты применяли беспроводные трекболы, тоже, надо сказать, не шибко удобные. Поэтому «карписишники» были одними из первых, кто активно начал юзать сенсорные мониторы, пока большинство воспринимало их еще как экзотику. Мониторы для автомобильного компьютера были, как правило, 7-дюймовые и относились к одному из трех основных типов:

  • Мониторы от производителя специализированных автомобильных мониторов типа компании Lilliput – готовые устройства с 12-вольтовым питанием и сенсорным экраном, которые можно было встроить в интерьер. Довольно дорогие изделия.
  • Моторизованные мониторы, внешне схожие с однодиновой магнитолой, которые выезжали и поднимались вертикально, от производителей автоэлектроники второго-третьего эшелонов, например, Prology. Тоже недешевые.
  • Самодельные конструкции в виде дешевого китайского автотелевизора с VGA-видеовходом, на который наклеивали купленную на eBay сенсорную прозрачную пленку с USB-интерфейсом. Популярный бюджетный вариант.



Блок питания:

Едва ли не самый важный компонент карпьютера, который должен работать без сбоев при нестабильном напряжении автомобильной бортсети, не уходить в перезагрузку при вращении стартера, уметь беречь аккумулятор машины, контролируя напряжение и интеллектуально выключаясь. Основных вариантов тут было четыре:

  • Специальный блок питания для CarPC. Дорогой, но качественный.
  • Самоделка по схеме форумчанина сайта «карписишников» Сергея Лебедева. Конструкция стала невероятно популярной за счет своей простоты и продуманности, её собирали тысячи людей по всей стране. Аббревиатура «БПСЛ» («блок питания Сергея Лебедева») была известна каждому энтузиасту карпьютеризации!
  • Переделка на 12 вольт обычного 220-вольтового компьютерного блока питания ATX – «нищебродский» вариант с сомнительным результатом. Но у некоторых как-то умудрялось работать…
  • Использование в качестве основы для CarPC старого ноутбука с универсальной ноутбучной зарядкой от «прикуривателя» – хороший, несложный и недорогой вариант, но затрудняющий гибкое построение системы – приходилось зависеть от характеристик имеющегося ноутбука, а не выбирать на свое усмотрение «материнку», процессор и прочее.

Софт:

Софтверной основой автомобильного компьютера была, как правило, самая обычная «винда». Но безопасно пользоваться «окнами» на 7-дюймовом сенсорном экранчике, да еще во время движения, – нереально, поэтому поверх Windows в обязательном порядке устанавливалась специальная оболочка-интерфейс с крупными и удобными экранными кнопками и менюшками для управления музыкой, видео, интернетом, навигацией и т.п. Эти оболочки разрабатывались самими «карписишниками», из года в год улучшались, приобретали массу скинов и индивидуальных настроек.


CarPC сегодня. Каким он стал?

Ваш покорный слуга сам увлекался CarPC много лет тому назад. Впоследствии этот вид технического творчества мне наскучил, к тому же существенно эволюционировала потребительская электроника, сделав возможным решить почти все задачи, возлагаемые прежде на громоздкий и непростой в монтаже CarPC, силами смартфона или планшета. Вспомнив как-то с ностальгическими чувствами старые добрые времена, я зашел на сайт, традиционно объединявший российских «карписишников», и очень удивился, обнаружив, что он жив-здоров, и на нем кипит общение творческих людей! Впрочем, не стоит думать, что эти люди по-прежнему громоздят в машину «потроха» десктопов и врезают CD-ROMы в бардачки, – CarPC эволюционировал, радикально сменив концепцию!

Сегодняшний карпьютер – это, как правило, встроенный в торпедо автомобиля андроидный планшет – либо вместо имеющегося в штатной комплектации дисплея, либо при крайне ограниченных функциях родной мультимедийной системы. Каковы достоинства подобного решения?

  • Во-первых, конечно, это преимущества встроенной стационарной системы – потребность регулярно снимать/устанавливать смартфон и регистратор на присосках – это неудобно, и есть постоянный риск забыть что-то в салоне.
  • Во-вторых, качество в сравнении с готовыми аналогами – многочисленные андроидные автомагнитолы, которые выпускаются специально под дизайн конкретной модели автомобиля, дОроги, а бренды, производящие их, никому не известны. Планшет же известной марки – это гарантированно более высокий уровень сборки и надежности.
  • В-третьих, как уже понятно, цена. Планшет более чем доступен, а родной мультимедийный дисплей для, скажем, Opel Astra J или Mokka стоит от 50 тысяч рублей, и за эти деньги не блещет функциональностью… На его место встает планшет, выполняя гораздо больше разнообразных задач.

По такому описанию может на первый взгляд показаться, что сегодня CarPC как явление измельчал, комьюнити превратилось в «сообщество любителей планшетов в машине», и из этого интересного хобби ушла значительная часть креатива… На самом деле это не так!

Практически все трудности-интересности, которые были свойственны полноценным компьютерам в автомобиле, унаследовали и системы на основе планшетов! Тут по-прежнему есть где покопаться, повозиться, приложить голову и руки для реализации нестандартных решений.

К примеру, не так-то просто обеспечить такую «элементарную» вещь, как питание планшета от бортовой сети! Часто во время работы навигации – он лишь замедляет разряд! Иногда это удается победить только с помощью специально кастомизированных прошивок… А чтобы планшет включался, выключался и менял режимы по определенным алгоритмам, в привязке к положению ключа зажигания и другим функциям авто, энтузиасты делают специальные контроллеры питания.

Непростая задача подключить к планшету и пару видеокамер – для съемки дорожной обстановки и для парковки задним ходом – опять приходится «колхозить» коммутаторы видеосигнала и другие приспособления… В общем, работы креативщикам-самоделкиным хватает!

Пример современного CarPC на Subaru XV

О своей системе Колесам.ру рассказал опытный «карписишник» Александр Маковеев, инженер по ремонту цифровой техники из Москвы, известный на форуме pccar.ru под ником mcf1:


«На прежней машине, Subaru Impreza, у меня был классический CarPC – миниатюрная материнская плата (размером с коробку от компакт-диска), на ней «камень» Core 2 Duo, два гига «оперативки», выносная плата видеозахвата, мощная передняя камера с качественной оптикой от системы охранного видеонаблюдения для регистрации дорожной обстановки, GPS-антенна, GPRS-модем. Все это помещалось в обычном двухдиновом корпусе внутри торпедо, а сверху прикрывалось 8-дюймовым сенсорным экраном Lillyput, для которого долго делалась из композита рамка под интерьер машины.

На сегодняшний день рынок балует нас, автолюбителей, различными девайсами, которые можно подключать как самому, так и устанавливать на СТО. Я говорю про всякие разные навороченные магнитолы, датчики парковки, камеры заднего вида, регистраторы, навигаторы, TV-тюнеры, и про прочую интересную и полезную электронику. Но если хочется всего и сразу, то придется быть готовым выкладывать приличную сумму. К тому же всё это достаточно громоздко, т.к. занимает много места на панели и лобовом стекле, а сколько проводов то приходится протягивать или покупать разветвитель прикуривателя и нагружать его этим всем, что может негативно сказаться на проводке от таких потребляемых мощностей.

А что, если всё взять «оптом», да еще и в одной коробочке? Вроде бы и места много занимать не будет, да и глядишь цена будет приятнее. Так вот это всё возможно, если установить у себя в машине CarPC (англ. автомобильный персональный компьютер). Что это за зверь такой и с чем его едят мы и будем обсуждать в данной статье.

Итак, возможно возникнет вопрос: как можно всё и сразу объединить в одну коробочку? Дело вот в чем. Для создания CarPC используется полноценный компьютер достаточной мощности, чтобы вмещать в себя все функции и при этом не высокого энергопотребления. На него ставится полноценная операционная система семейства Windows или Linux. Далее по желанию: пользователь может загрузить графическую оболочку, предназначенную под нужны CarPC, либо пользоваться системой в «голом» виде. Давайте посмотрим примеры некоторых оболочек:

Впечатляет, не правда ли? Как мы видим, оболочки разные, имеют разный интерфейс, функции и основные данные. Каждый сможет подобрать себе оболочку по собственным предпочтениям.

CarPC оснащается обязательно сенсорным (как правило резистивным ввиду неприспособленности ёмкостного сенсора к нашим суровым климатическим условиям) экраном, дополнительными кнопками управления (выносятся на руль, панель, и т.д.) и прочими устройствами ввода, например, клавиатура-пульт с тачпадом. Устанавливается CarPC, как правило, вместо магнитолы типоразмера 2DIN, а в случае отсутствия такой возможности умельцы делают корпусы и рамки для вывода на панель. Вот немного фотографий:

Выглядит стильно, а главное, что CarPC объединяет в себе функционал всех как дополнительных, так и основных электронных устройств. Что ж, перечислю, что можно с ним сделать:

Если подключить к аудиокарте усилитель, получаем хорошую аудиосистему требуемого качества и мощности. А в сочетании с функциональным софтом, коего не мало, получаем еще детальные программные настройки звука, распределение каналов, управление сабвуфером и прочее. Так же не забываем, что с такой системой можно читать любые форматы аудио и можно забыть об ограничении форматов у магнитол.
Если подключить антенну – получаем радио.
Если подключить камеру заднего вида – получаем помощь в парковке.
Если подключить Bluetooth модуль и микрофон – получаем режим громкой связи по телефону.
Если подключить TV-тюнер, то получаем телевизор (доступ к интернету не требуется).

Многие оспорят смысл сего устройства, ведь новые автомобили и так оснащены далеко не глупыми головными устройствами с неплохим набором функций и тогда необходимость CarPC отпадает. Ведь выше я ничего особенного не перечислил. Стандартный набор навороченной магнитолы. Но всё же есть ряд параметров, которые отличают даже самую навороченную стандартную магнитолу-компьютер от CarPC . Давайте я их перечислю:

Если установить обычную веб-камеру на лобовое стекло – получается регистратор.
Если подключить модем – получаем доступ к интернету, информации о пробках, погоде, дорожных событиях и прочее, прочее.
Если подключить модуль Wi-fi в сочетании с модемом, то получаем точку доступа и раздаем интернет.
Если подключить адаптер ODB II, то получаем все данные об автомобиле прямо на экран! А так же все коды ошибок и возможность сбрасывать их.
Если установить Windows 8 и выше, то имеем доступ к мобильным приложениям, которые содержат в себе очень много полезных функций для трекинга, замера скоростей, рисование маршрутов и других интересных вещей. А в Windows 10 в маркет будут добавлены приложения всех трех крупных мобильных ОС: Android, Windows Phone и iOS. Есть где разбежаться.

Не достаточно? Это всего лишь небольшой список того, что можно сделать с CarPC. Есть большое количество различных автомобильных устройств, адаптированных под компьютер с USB подключением. Например, более умный парктроник с более информативным выводом данных с датчиков, камер со всех четырех сторон и т.д. При наличии COM-порта возможности компьютера увеличиваются, т.к. тогда можно будет цеплять всякого рода датчики вроде акселерометра, датчики давления шин и прочее.

Под навороченным функционалам прячется навороченная цена подумаете вы и ошибетесь. Если всё рассчитать грамотно, то цена будет ниже, чем готовые магнитолы с похожим набором функций (к примеру, популярная магнитола Pioneer SPH-DA120: 2DIN, сенсорный экран, Bluetooth, навигация, 24 тыс. руб.). В этом второе преимущество CarPC: плати меньше, получай в разы больше.
Что ж, давайте задумаемся, какие же конкретные цели можно преследовать, если заинтересоваться данным проектом. При подключении CarPC у нас появляется возможность индивидуализировать авто, расширить функционал системы, и даже будет возможность самовыражения, как бы обыденно это не звучало. Особенно, последний пункт будет актуален для молодежи. А теперь поконкретнее:

Кому-то нужны мультимедийные программы, возможность чтения всех форматов аудио и видео;
Для кого-то главной задачей является навигация;
Кто-то желает иметь полноценный мобильный офис;
Любители тюнинга и продвинутые автомобилисты хотят создать центр диагностики и настройки своего авто;
Кто-то не представляет и минуты без Интернета даже в машине;

Думаю, это далеко не все причины для установки столь умной и продвинутой системы.

Но для того, чтобы установить CarPC себе в машину нужно хорошо разбираться в компьютерной технике, автомобильной проводке, обладать хотя бы начальными знаниями в электротехнике, уметь ставить ОС, настраивать программное обеспечение, работать с автозвуком и многое другое. Если нет таких навыков и знаний, и нет возможности их приобрести, то лучше, конечно, обратиться к специалистам в областях IT и автоэлектроники.

Если вы решите, что это не ваше – не беда, по крайней мере, теперь, у вас будет представление об этом девайсе.

А для всех остальных у меня вопрос: что вы думаете на этот счет? Хотели бы вы себе установить CarPC?

Фронт-энд

Ну, о командах фронт-энда мы поговорим чуть позже, а пока для начала несколько слов о том, что это вообще такое и для чего он нужен. С обозначенными выше задачами справиться может только серьезный компьютер (владельцы КПК`шек называют его ББ - Большим Братом ). А работают ББ под сами знаете чем, и это сами знаете что слабо приспособлено к специфике нашего применения этой техники.

Поэтому подавляющее большинство автомобильных компьютеров (давайте уже раз и навсегда договоримся называть их CarPС) используют для своей работы некую надстройку над операционной системой, оболочку, подменяющую собой столь привычные большинству из нас окошки. При нормально настроенном программном обеспечении вы, вероятнее всего, и не поймете, что крутится внутри системы - Windows, Linux или что-нибудь еще. И это правильно, и к этому надо стремиться!

Надстройки эти называются фронт-эндами (Front-Ends ). Часть из них - это коммерческие продукты, часть - продукты воспаленного ума безбашенных энтузиастов. Наиболее известным представителем первых является Centrafuse , ко вторым относятся in Car Terminal, Cave Live! и Road Runner .

Последний, в силу своей дружелюбности в основном, и был выбран в качестве оболочки для данного проекта.

С уть практически любого фронт-энда сводится к тому, что для каждой специфической задачи - будь то воспроизведение музыки или ведение по маршруту какой-либо навигационной программой - создается свой скин - шкурка, графический интерфейс которой оптимизирован именно под данную конкретную задачу. Для выбора этих специфических скинов служит скин основной, который, в свою очередь оптимизирован угадайте подо что? - ну да, под доступ к конкретным приложениям: к той же музыке, навигации, диагностике и всем, всем, всем...


Как правило, для любого фронт-энда существует масса всевозможных скинов (и что самое замечательное - почти для каждого из них можно нарисовать свой, уникальный скин!) Ну или на крайняк, если талант художника - это не ваше всё, можно доработать напильником уже существующие... Что, собственно, и было сделано в конкретном проекте - здесь за основу был взят скин BMW E36 .

И переделке он был подвергнут не из эстетических (здесь как раз полная гармония!), а из соображений функционального наполнения. Хотя лукавлю - был еще один момент: согласитесь, ездить на Мицу с лейблом Бэхи на мониторе было бы как-то не комильфо...


Некоторое искажение пропорций объясняется не косоглазостью и криворукостью зодчего, а тем, что скин делался под соотношение сторон широкоформатного монитора, так что в авто эмблема ММС - круглая. И кстати, если вы смотрите эту страницу на несильно большом мониторе - скриншоты у вас будет выглядеть скорее всего как в реале...

Кнопка GOOGLE - ни разу не поисковик. Это Google Earth - навигация по спутниковым снимкам. Потенциал у софтинки весьма неплохой - может работать оффлайн, используя снимки из кэша, может писать треки и очень эффектно демонстрировать их потом (ощущение, что пролетаешь над реальной местностью на бреющем полете), да впрочем, и в движении смотрится все это захватывающе.

К сожалению, два момента омрачают радужные перспективы - для получения полного фарша приходится использовать связку из нескольких разнородных программ, в результате чего запуск данного приложения становится вещью вероятностной, что в условиях авто неприемлимо, да и ресурсов это добро норовит отгрызть не по-детски. Так что пока приходится констатировать, что в силу юного своего возраста данная зверушка потенциалом обладает, но потенции пока еще не имеет... Оставлена на всякий случай.

Кнопка GPS-2D - GISRussa for Windows. На момент создания системы один из наиболее приемлимых вариантов нави (по наличию интересующих карт, но никак не по удобству управления). Сегодня очень любопытным решением представляется GarminMobilePC. Последняя пока находится в процессе неспешного тестирования...

Кнопка GPS-3D - RusaWin32. Да, тоже нави - таблеток от жадности не предлагать! Информативность не ниже, чем у предыдущей, но 3D режим... Ласкает глаз.

Кнопка MUSIC - no comment...

Кнопка OZI - вы, конечно, будете смеяться - опять нави. НО - удивительное дело: из всех навигационных приложений - самое востребованное! Объяснение этому простое - векторные карты, используемые самым продвинутым софтом, существуют лишь для мегаполисов и иже с ними. В местах же, где не ступала нога человека урбанизированного, все они нервно курят - и тут на сцену в ушанке и валенках выходит Озик, с торчащими из-под бушлата картами ГенШтаба.

Когда от трассы до реки двадцать километров через лес, и дорогу местами еще надо прорубать - они рулят, эти карты, проверено на личном опыте. Так что - must have, однозначно!

Кнопка скин диагностики.

Кнопка CAMERA - скин курсовой камеры.

Кнопка NIGHT - выбор дневного/ночного режима работы монитора. Переключение между режимами реализуется и автоматически, по заданному времени, но иногда условия освещенности меняются не только с восходом/заходом солнца...

Кнопка APPS - скин приложений. Строго говоря, позволяет запустить Notepad, Calc, да любое, в общем-то, внешнее приложение, не интегрированное по каким-то причинам непосредственно в оболочку. Ценность его сомнительна, но пока места хватает всем - живет. Хотя - первый кандидат на замену.

Кнопка CONFIG - скин настроек оболочки.

Кнопка SkyLink - скин CDMA-модема

Кнопка WEB - скин браузера MyIE2


Левый вертикальный ряд: кнопка с вопросительным знаком - скин справочной системы, солнце за тучкой с торчащим из нее градусником (затейник был художник!) - скин прогноза погоды на два дня по региону.

Правый вертикальный ряд: кнопка " 52 " ранее использовалась как справочник по регионам (и пока вакантна), телефонная трубка - скин HandsFree.

Следующие иллюстрации приведены для тех, кто до сегодняшнего дня подобных систем не видел вообще - ни функциональной уникальностью, ни художественной ценностью они не обладают, но дают возможность наглядно представить, как же все это выглядит в реальной системе. Для тех, кому это не интересно, сделаем волшебную ссылочку - рюмаху она вам не нальет, но позволит перенестись к следующему разделу, мы же продолжим этот небольшой экскурс:

GISRussa. Нижний ряд кнопок - это управление плейером. Самой программой можно управлять только тыкая пальцем в верхний ряд кнопок - то еще удовольствие! Впрочем, даже для таких безнадежных ситуаций есть решения, но о них - в разделе по железу....


Ozi, великий и ужасный. Тут уже немножко повеселее - кое-какие кнопки программы продублированы в интерфейсе скина. Основные действия с программой уже можно совершать, просто ткнув пальцем в поверхность тачскрина.


Скин, который оставлен вообще без каких бы то ни было изменений. Да и что тут менять? Все продумано, удобно, функционально. Плеер...

Аналогично... Пресеты, настройки звука.


Скин справки. Комментарии излишни - просто проиллюстрируем:



Номера регионов.

Прейскурант.



RTFM на машину



Скин диагностики. Собственно, здесь представлены все возможности конкретного адаптера: трип, отчеты о поездке, собственно диагностика движка. К великому сожалению, софтина написана так, что изящному встраиванию в оболочку практически не поддается - каждая функция открывается в своем окне, которые не перехватываются и не масштабируются. Как и все на свете поддается, очевидно, доработке напильником - но пока энтузиастов не нашлось...

Как это часто и бывает, в момент снятия этого скриншота отвалился интернет: так что какая была погода в этот день - вы не узнаете...

Скин настроек оболочки.

Скин CamGrabber`а. Здесь все-таки необходимо особо отметить вот что: как уже говорилось выше, программ, которые способны записывать видео на винчестер, хватает - всяких и разных. За развитием этой я наблюдал если не с самого начала, то уж с первой трети пути точно. Кнопочки в правой части панели Start, Stop, Reload предназначались для вывода проги из обмороков и реанимации ее после безвременной кончины. И созданы они были отнюдь не автором программы, а благодарными тестерами. Систем было много и разных, косяки были у каждого свои, выходы из них придумывали кто как умел (на моем железе срабатывало это). Баг-репорты сыпались, как из рога изобилия, все что-то находили и радостно сообщали об этом городу и миру - но разгребал все это один единственный человек - Wanted . Он эту программу задумал, он ее написал, он довел до ума (и продолжает доводить, хоть сколько раз твердили уже - нет предела совершенству!).

На сегодня в кнопочках этих нужды нет. Сегодня работает все - программа в фоне пишет на винт фрагменты заданной длины, по мере заполнения отведенного дискового пространства перезаписывая самые ранние. Для управления ей достаточно просто коснуться пальцем любой части экрана - появляется всплывающее меню, одним из пунктов которого - "Сохранить". Т.е. при возникновении необходимости - в два неприцельных касания вы имеете возможность сохранить, в зависимости от настроек программы, последние хоть 10, хоть 40, хоть 60 минут поездки. Неплохо? Не то слово, и это еще далеко не все, что сегодня умеет эта софтина.

Так что Паше - отдельный поклон за его труды на благо всех нас!

Наверное, было бы неправильным не рассказать хотя бы в общих чертах, как настраивается и работает сам фронт-энд. Вряд ли это повествование сможет стать пошаговой инструкцией по настройке RoadRunner`а, но начальное представление об этом почему бы не дать?

Настроить основные функции оболочки можно с помощью вездесущего графического интерфейса:

Настройки довольно прозрачные, желающие, впрочем, могут вручную отредактировать тексовый файл rr.ini . Как ни странно, это дает более тонкую настройку (при условии, конечно, что есть понимание своих действий). Для своего фунционирования оболочка нуждается в установке WinAmp `а и пакета кодеков - вполне сгодится сборка вроде K-Lite Codec Pac .

Структура каждого скина оболочки определяется четырьмя, в сущности, файлами: *.skin , *_DOWN.jpg , *_OF.jpg , *_ON.jpg . Последние три - как не трудно догадаться, графические и отвечают за отображение скина в нормальном состоянии и при касании одной из его кнопок (любой).

Первый - это текстовый файл вида:


Первые две строчки - обязательная шапка, в третьей перечислены графические файлы с изображением скина.

/, L, x, y, w, h, color R;RGB, G, B, font size;FONT, font name, Code;LABELCODES, Tooltip;LABELALIGNMENT
/, I, x, y, w, h, Code;INDICATORCODES


отвечают за отображение надписей и индикаторов в скине, их положение, размер и цвета шрифтов. В строчках, отмеченных " / " просто показана структура записи команды, это неисполняемый комментарий. Собственно команда начинается с уникального имени объекта (I - индикаторы, L - лейблы, B - кнопки и т.д.), далее следуют его координаты на поверхности скина и т.д.

Так, к примеру строка:

B02,352,132,97,62,"LOAD;C_mot.skin",""

в файле MENU.skin отвечает за то, что при нажатии кнопки B02 с координатами по x , y равными 352 и 132 и размером 97х62 будет вызван скин с именем C_mont.skin .

Чтобы было понятней, о каких кнопках/индикаторах, координатах и пр. идет речь - скриншот программы, предназначенной для редактирования скинов -


Поскольку сам скин - это фактически просто картинка, ничто не мешает нарисовать его по своему вкусу и усмотрению.

С синтаксисом и описанием команд оболочки можно ознакомиться с помощью файла Skin Commands.txt - минимального знания языка Шекспира для этого достаточно, но возможности это открывает воистину безграничные...

Ну и хотя раздел этот посвящен фронт-энду, имеет смысл сказать несколько слов и программном обеспечении CarPC вообще. О прикладных программах говорить бессмысленно - как и в случае с обычным компьютером, вещь эта сугубо индивидуальная, если не сказать интимная... Поэтому - о настройке операционной системы (подозреваю, что в 70% случаев это будет Win чего-то там).

Шила в мешке не утаишь - ОС неизбежно напомнит о себе как минимум в момент загрузки/завершения работы. Есть методы избавления и от этого, но как любое вмешательство в святая святых операционки, они сопряжены с некоторым риском ее обвалить. По счастью, можно обойтись и меньшей кровью, и хотя в данном проекте загрузчик был-таки модифицирован - вот более щадящий способ, приносящий к тому же дополнительные бонусы.

Операционная система грузится долго. Это истина, не имеющая отношения к железной составляющей компа - она имеет отношение к прокладке между стулом и клавиатурой. Насколько шустрым ни был бы ваш комп, всегда есть ощущение, что грузится он долго...

А ведь в машине надо не просто, чтобы CarPC включился - надо, чтобы запустился фронт-энд и все связанные с ним приложения. Созерцать же процесс приветствий, загрузок личных параметров и прочая, и прочая каждый раз, когда заводишь движек - занятие для маньяков и если оно длится дольше 10-15 сек.- это довольно раздражает. Ставить же только ради этого разогнанный на фреоне черырехядерник - на это тоже не каждый пойдет, а ведь есть метод гораздо менее затратный, но которым почему-то мало кто пользуется...

Попробуйте ради эксперимента на обычном хотя бы компе проделать следующую процедуру:

щелчек правой кнопкой мыши по рабочему столу - Свойства - Заставка - Питание - Дополнительно и выставите опцию: При нажатии кнопки питания компьютера - Переход в спящий режим.

Вероятнее всего, результаты вас приятно удивят - теперь для выключения компьютера уже не обязательно двигаться по кучерявому пути: Пуск - Выключить компьютер - Выключение . Можно просто в любой момент нажать на кнопку питания системника. Более того - при включении вы попадете в ту же рабочую среду, из которой выходили, со всеми запущенными уже приложениями. В скорости загрузки при этом вы вряд ли сильно выиграете (хотя немножко все-таки выиграете), но если сюда еще приплюсовать время, необходимое на восстановление этой самой рабочей среды...

Кто-то возможно скажет: тоже мне, открыл Америку - в ждущем режиме старт вообще мгновенный! Но, во-первых в ждущем режиме компьютер не обесточивается полностью (а при питании от аккумулятора даже это может стать критичным), а во-вторых, если бы вы знали, сколько людей, годами проработавших с этой техникой, даже не подозревают о таких возможностях!

Конечно, какую-то роль может сыграть и оптимизация системы (это не лишне делать на любом компе). Особо пытливые могут найти в Сети дистрибутив WinGameEdition - доработанная напильником же сборка WinXP с отключенными уже некоторыми службами и вообще - облегченная по максимуму (вполне, кстати, работоспособная система). Ну тут, как и в самом общем случае - нет предела совершенству, главное - не переусердствовать.