Сколько зарабатывает работник на ретро и камеди радио. Как работает радиоведущий

Несмотря на Интернет и телевидение, популярность радио растет с каждым годом. Это связано с появлением все большего количества автомобилей, водители которых, чаще всего, в дороге слушают радио.

Популярность радио наводит на мысль, что бизнес-идея радиостанции может стать чрезвычайно выгодным делом. Радиостанция, как бизнес, способна приносить очень высокие доходы, особенно, если радиостанция пользуется популярностью среди слушателей. Реклама по радио относится к наиболее эффективным каналам продвижения товаров и услуг.

Бизнес-идея радиостанции: кому ее лучше реализовывать?

Идея создания радиостанции особенно импонирует людям общительным, творческим, способным привлечь внимание слушателей. И, на первый взгляд, бизнес радиостанции кажется простым.

Однако, на самом деле, реализация бизнес-идеи радиостанции сопряжена со многими проблемами, которые специфичны для этого вида средств массовой информации. Создание радиостанции требует значительных инвестиций, поэтому приступать к реализации бизнес-идеи следует только после проведения маркетингового исследования и детального расчета рентабельности проекта.

Основные шаги по открытию бизнеса

Основные проблемы организации бизнеса радиостанции связаны с получением различных разрешений на право вещания. Прежде всего, нужно иметь в виду, что получение разрешительных документов занимает достаточно длительное время.

1) До начала вещания радиостанции нужно получить разрешение Роскомнадзора, собрав для этого внушительный пакет документов.

В этот пакет должны входить документы о регистрации юридического лица; о регистрации средства массовой информации; Устав, в котором отражены направления деятельности, связанные с радиовещанием; подтверждение уплаты пошлины и так далее.

2) Кроме получения лицензии на вещание, нужно еще получить свидетельство о присвоении радиочастоты.

Для этого придется обратиться в Главный Радиочастотный Центр и получить заключение о свободной радиочастоте, поскольку популярные радиочастоты чаще всего бывают заняты. Наиболее популярные радиочастоты лежат в пределах от 100 до 108 Мегагерц.

Опыт показывает, что получение свидетельства на право пользования радиочастотой может занимать несколько месяцев.

Для ускорения процедуры можно обратиться в специализированные организации, которые являются дочерними структурами Главного Радиочастотного Центра.

В населенных пунктах с населением менее 100 тысяч человек право на пользование радиочастоты можно получить без проведения конкурса. В более крупных городах такое право можно получить только по результатам конкурса, поскольку на одну частоту может приходиться несколько претендентов.

Сложность документальных процедур сопряжена с необходимостью проведения экспертиз. Экспертизы также являются довольно дорогостоящими процедурами, причем проводятся после оформления основных документов.

3) Что касается других технических вопросов, то приобретение оборудования проблемы не составляет.

Проблемой может оказаться размещение вышек для трансляции радиочастоты. Чтобы получить максимальный охват, вышки нужно располагать на наиболее высоких объектах недвижимости, а для этого нужно заручиться согласием собственников и заключить соответствующий договор.

4) Другой стороной, не менее важной, является формирование творческой команды и выбор тематики радиостанции. Мы знаем, что наиболее популярные радиостанции имеют собственную тематику и специализацию.

За счет чего зарабатывают радиостанции?

Бизнес-идея радиостанция заключается в получении доходов от размещения рекламы. Стоимость рекламы и желание заказчика разместить свою рекламу на радиостанции зависят от числа слушателей и популярности программы.

Все остальное время ведущие радиостанции должны удерживать внимание радиослушателей интересными программами и передачами. И вот тут начинают работать принципы конкуренции, которые в эфире не менее сильные, чем в торговле или производстве.

Именно поэтому, на первоначальном этапе создания радиостанции, так важно провести маркетинговое исследование , выявить целевую аудиторию, оценить ее объем и спланировать развитие бизнеса на ближайшее время. Стоимость рекламных роликов, частота их размещение в эфире и, соответственно, доходы владельцев радиостанции зависят от числа слушателей.

Реализация бизнес-идеи радиостанции способна принести высокую прибыль в случае успешной реализации проекта и достижения популярности среди радиослушателей.

Бизнес-идея: радиостанция

Зная количество отданных под рекламу минут в прошлом году, можно подсчитать и рекламную выручку станций. У «Эха» с учетом бартера она могла составить почти 157,5 млн руб. с НДС. Однако помимо обычной рекламы, спонсорства и коммерческих сюжетов с пометкой «на правах рекламы» радиостанции зарабатывают еще и на различных спецпроектах, которые не попадают под мониторинг TNS. Речь может идти, к примеру, о призах участникам викторин, проплаченных интервью или комментариях и другой так называемой джинсе. Причем на разговорных станциях возможностей для дополнительных источников дохода намного больше, чем на музыкальных. На такие спецпроекты может приходиться примерно 51% всех доходов «Эха Москвы», считают опрошенные РБК представители радиохолдингов, их сейлз-хаусов и рекламных агентств. Таким образом, возможная выручка станции — опять же, с учетом бартера — могла составить в 2014 году, по версии РБК и AdIndex, 319,5 млн руб. с НДС.

Получившиеся цифры, скорее всего, оказались заниженными. В 2013 году выручка по ЗАО «Эхо Москвы» по РСБУ составила 434,7 млн руб. с НДС. Данных за прошлый год еще нет. Но использованный РБК и AdIndex в расчетах подход применялся и ко всем другим станциям. Он несовершенен, но тем не менее демонстрирует, как рекламный рынок воспринимает того или иного вещателя.

В сегменте столичной радиорекламы доля «Эха» по итогам 2014 года составила 2,43%, в сегменте сетевой рекламы — 2,9%, следует из расчетов РБК и AdIndex. Эти показатели значительно ниже, чем доля аудитории станции среди всех слушателей радио в Москве и в целом по России. Из расчетов следует, что «Эхо» монетизирует свою большую аудиторию неэффективно. Показатель power ratio, который является соотношением доли на рекламном рынке к доле аудитории и который как раз отражает, упрощенно говоря, зарабатывает ли радиостанция на каждом своем слушателе, у «Эха» равняется 0,34 в Москве и 0,88 в целом по России. Успешной же станция считается, когда power ratio равен или превышает 1. Иными словами, большая аудитория «Эха», где преобладают мужчины старше 55 лет, малоинтересна рекламодателям.

Инвестиции поэта-песенника

Впрочем, «Эхо» не единственная станция, которая плохо монетизирует свою аудиторию. Аналогичная ситуация и на государственных разговорных станциях, среди слушателей которых явно преобладают пожилые люди, — «Радио России», «Маяк», «Вести FM». В целом по России их power ratio, по версии РБК и AdIndex, по итогам прошлого года составил 0,34, 0,76 и 0,94 соответственно.

У музыкальных радиостанций также проблемы с монетизацией своей аудитории. В 2010-е годы ключевым игроком на радиовещательном рынке стал председатель совета директоров «Русснефти», поэт-песенник Михаил Гуцериев. До апреля этого года его ключевым активом был холдинг Krutoy Media, где с 2013 года ему принадлежит 75% (оставшиеся 25% у продюсера и композитора Игоря Крутого). Самой популярной станцией холдинга является «Радио Дача». По России ее доля среди всех слушателей радио в 2014 году, по данным TNS, равнялась в среднем 5% и это 8-е место среди всех федеральных радиосетей. А доля «Радио Дача» в сегменте сетевой рекламы согласно расчетам РБК и AdIndex составила лишь 1,89%: как результат — power ratio по России равнялся лишь 0,38. Чуть лучше показатели у другой сети этого холдинга, менее популярного Love Radio: его power ratio — 0,78. Третья станция холдинга — «Такси FM» — вещает только в Москве, но особой популярностью не пользуется. Ее доля аудитории в столице не достигает и 1%, так что рассчитывать, насколько эффективно монетизируется эта очень маленькая аудитория, не имеет смысла.

В минувшем апреле Гуцериев приобрел «Радио Шансон», на тот момент самую популярную независимую от крупных радиохолдингов сеть. Опрошенные РБК конкуренты «Шансона» оценивали его в $50-60 млн. Коммерчески «Шансон» более успешен, чем весь холдинг Krutoy Media: их возможная выручка, по расчетам РБК и AdIndex, в прошлом году составила соответственно 462 млн и 386 млн руб. с НДС. Но и у «Шансона» доля аудитории заметно превышает его долю на рекламном рынке. По всей России power ratio равен только 0,86.

Гуцериеву принадлежит еще и холдинг «Изюм» (радиостанции «Восток FM», «Весна FM» и «Столица FM»), а также отдельно управляемая станция «Говорит Москва». Все они вещают только в столице, но, как и «Такси FM», мало востребованы аудиторией. Актуальной информации о популярности станций холдинга «Изюма» теперь вообще нет: с января этого года TNS ограничила поставку этих данных, потому что холдинг не заключил контракт с измерителем.

В целом из всех федеральных радиосетей заметную, равную хотя бы 1%, долю аудитории имеют 22 станции. А долю на рекламном рынке, также равную хотя бы 1%, — только 18. И лишь семь из этих радиостанций согласно расчетам РБК и AdIndex успешно монетизируют свою аудиторию.


Ключевыми игроками на радиовещательном рынке являются три холдинга. Это «Европейская медиагруппа» (ЕМГ; управляет «Европой Плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и др.), вещательная корпорация «ПрофМедиа» (ВКПМ; управляет всеми станциями «Газпром-Медиа», в том числе «Авторадио», «Юмор FM», «Эхо Москвы») и «Русская медиагруппа» (РМГ; «Русское радио», «Радио Монте-Карло», Maximum и др.).

Долю аудитории каждого холдинга по всей России назвать нельзя — не все их станции являются федеральными сетями. В отдельно взятой Москве доля ВКПМ среди всех слушателей радио в прошлом году равнялась, по данным TNS, в среднем 23,5%, доля ЕМГ — 17,3%, РМГ — 11,8%. Иной расклад сил в доле по возможной прошлогодней выручке: по версии РБК и AdIndex, лидирует ЕМГ с долей 37,7%, затем следует ВКПМ с 22,9%, затем — РМГ с 10,9%.

Однако эти холдинги, как и все остальные радиогруппы, зависимы от своего флагманского формата. Например, «Авторадио» согласно расчетам РБК и AdIndex может обеспечивать половину доходов всей ВКПМ. Схожая ситуация с «Европой Плюс» внутри ЕМГ.

Еще более показательна в этом отношении РМГ, основной владелец которой — структуры, связанные с ИФД «КапиталЪ» и управляющие ими в интересах Вагита Алекперова и Леонида Федуна, ​— объявил 30 июня о намерении продать свои 78% радиохолдинга ФГУП «Госконцерт». «Русское радио», по подсчетам РБК и Adndex, могло в прошлом году заработать 909 млн руб. с НДС, что составляет более 70% всей выручки группы.

Само «Русское радио» успешно монетизирует свою аудиторию. Его power ratio по всей России равняется 1,42 (у «Европы Плюс» и «Авторадио», однако, этот показатель еще выше). Все остальные станции РМГ — «Хит FM», DFM и Maximum — в сегменте сетевой рекламы имеют небольшую долю, так что вопрос о монетизации их аудитории даже не стоит. У вещающего только в Москве «Радио Монте-Карло» доля в общих доходах соотносится с долей аудитории — power ratio станции чуть больше 1.


Таким образом, ИФД «КапиталЪ» продает, а «Госконцерт» покупает, по сути, лишь «Русское радио». Все остальные станции прилагаются в нагрузку: их можно оценить только по стоимости частоты — в Москве в последние годы она составляла около $10 млн (около 558 млн руб. по курсу ЦБ на 1 июля). Владелец 22% РМГ и ее гендиректор Сергей Кожевников считает, что справедливая стоимость всей группы составляет 10-15 млрд руб.

Как считались доходы радиостанций

Информация о финансовых показателях отечественных радиохолдингов минимальна. Из отчетности по МСФО холдинга «ПрофМедиа», в 2014 году ставшего частью «Газпром-Медиа», известны лишь показатели за предыдущий год вещательной корпорации «ПрофМедиа» (ВКПМ), на тот момент управлявшей только «Авторадио», «Юмор FM», Energy и Romantika. В 2013 году выручка ВКПМ выросла относительно 2012 года на 10%, до 2,5 млрд руб. без НДС. Скорректированная EBITDA увеличилась на 16%, до 721 млн руб., чистая прибыль — на 33%, до 388 млн руб. В прошлом году ВКПМ стала управлять еще и пятью станциями «Газпром-Медиа»: «Эхо Москвы», «Сити FM», Relax FM, «Детское радио» и Comedy Radio.

Президент «Европейской медиагруппы» (ЕМГ; «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и др.) Екатерина Тихомирова в 2014 году в интервью «Коммерсанту» озвучила лишь избранные показатели холдинга за 2013 год: EBITDA — 812 млн руб., чистая прибыль — 631 млн руб. Выручку группы она раскрыть отказалась. В этих данных не учитываются показатели сети «Спорт FM», которая для группы является социальным и дотируемым за счет других форматов проектом.

РБК и AdIndex взялись подсчитать возможный доход отечественных радиостанций на основе независимого мониторинга исследовательской компании TNS Russia. Таким способом можно подсчитать более или менее корректно лишь доходы от московской (ролик звучит только в столице, в других городах выходит своя, локальная реклама) и сетевой (ролик транслируется во всех городах вещания) рекламы. За пределами Москвы и Петербурга TNS ведет на постоянной основе мониторинг выхода рекламных сообщений лишь в 12 городах.

Еще при подготовке рейтинга крупнейших рекламодателей России, чтобы подсчитать бюджеты на радиорекламу, редакция AdIndex попросила рекламные агентства предоставить экспертные заключения стоимости 1 минуты рекламы с учетом скидок при ее размещении только в Москве и по всей сети. Сейчас при оценке доходов радиовещателей были использованы оценки пяти рекламных холдингов. К примеру, стоимость 1 минуты на «Радио Шансон» только в Москве составила в среднем 38,5 тыс. руб. с НДС, по всей сети — 57,6 тыс. руб.

Перемножив реализованный инвентарь (количество отданных под рекламу минут) на среднюю стоимость 1 минуты, была подсчитана возможная выручка от прямой рекламы. В этот показатель заложен и бартер, вычленить который не представляется возможным.

Далее авторы рейтинга предложили радиохолдингам, их сейлз-хаусам и агентствам из топ-5 по закупкам радиорекламы определить повышающие коэффициенты к рекламной выручке, чтобы учесть поступления от всевозможных спецпроектов, которые не попадают в мониторинг TNS, но являются существенной статьей доходов прежде всего для разговорных станций.

Участников опроса попросили как назвать средний коэффициент для музыкальных и разговорных станций, так и дать свои оценки по каждой федеральной радиосети. На предложение откликнулись лишь три рекламных агентства; ВКПМ (продает рекламу в эфире девяти станций), холдинг Krutoy Media («Радио Дача», Love Radio, «Такси FM») и «Румедиа» (Business FM и «Радио Шоколад») и компания «ВИ Радио» (продает рекламу на отдельных станциях «Русской медиагруппы» и ВГТРК, а также на «Радио Звезда», «Говорит Москва»). Представитель «Мультимедиа Холдинга» дал оценку лишь по своему «Нашему радио».

В результате для каждой федеральной радиосети был выведен свой усредненный коэффициент, для станций, вещающих только в Москве, применялся средний показатель: для музыкальных станций не попадающие в мониторинг спецпроекты составили 14% от общей выручки, для разговорных — 48%.

Общие доходы всех станций с учетом спецпроектов в сегменте московской и сетевой рекламы, по расчетам РБК и AdIndex, превысили 11,8 млрд руб. с НДС. Ассоциация коммуникационных агентств России дает меньшую сумму — 10,3 млрд руб. с НДС. Но в ее оценку не заложен бартер.

Большинство из опрошенных радиохолдингов и сейлз-хаусов усомнились в достоверности полученных данных по их станциям. Представитель «Румедиа» отметил, что по станциям Business FM и «Радио Шоколад» цифры оказались заниженными, но не назвал правильный результат. Разброс в оценке рекламных бюджетов по отдельным станциям двукратный, констатирует представитель группы «Видео Интернешнл» Елизавета Свиридова («ВИ Радио» были доступны расчеты по 11 станциям). По основному массиву станций оценка, по ее словам, занижена, но есть и отдельные завышения.

По некоторым станциям ВКПМ погрешность составила более 50%, указывает представитель этого радиохолдинга. В ВКПМ настаивают, что при оценке разных станций нельзя применять единую модель — это приводит к высокому уровню погрешности. Свои предложения по усовершенствованию методики расчета холдинг не предоставил.

Общий доход «Столицы FM» в прошлом году составил 78,5 млн руб. с НДС, с учетом социальной рекламы — почти 132 млн руб., сообщила гендиректор станции Екатерина Романова. Оценка РБК и AdIndex — только 92 млн руб.

Доля станций «Мультимедиа Холдинга» («Наше радио», Best FM и пр.) в общих доходах — 4,3% — подсчитана «примерно правильно», отмечает его коммерческий директор Наталья Семерханова. По ее мнению, оценка стоимости 1 минуты для «Нашего радио», скорее всего, занижена, а по другим, вещающим только в Москве станциям, наоборот, завышена. Абсолютные цифры без учета бартера по каждой станции холдинга в действительности меньше, добавила Семерханова.

Лидер рынка — ЕМГ — не стал комментировать расчеты. Но годом ранее сама ЕМГ заявляла, что по итогам 2013 года ее доля в общих доходах от московской и сетевой рекламы составляет 39,8%, а у ВКПМ вместе с «Газпром-Медиа» — 20,8%. Однако конкуренты тогда усомнились в адекватности этих данных. Сейчас, по расчетам РБК и AdIndex, это соотношение — 37,7% и 22,9%.

В любое время суток мы слышим по радио бодрый голос ведущего или диджея. Многие люди думают, что это самая простая работа, очень легкие и большие деньги.

На самом деле, чтобы добиться успеха на этом поприще, необходим недюжинный характер, огромная целеустремленность и приятный тембр голоса.

Доходы столичных знаменитостей

Радиоведущие в Москве зарабатывают по контракту на 1 –3 года.

Денежные вознаграждения – это гонорар или почасовая оплата.

Оклад получают ведущие новостных и литературных станций, где длительность предоставляемого эфира намного короче, чем на музыкальных программах.


В таблице показаны заработки ведущих в зависимости от времени суток и длительности работы в эфире:

Время эфира Стоимость 1 часа работы (в руб.) и $ Длительность работы в эфире (ч.) З/п в месяц

(в тыс. руб.) и $

Утро 900 / 16 4 120 / 2141
День 700 / 12,5 6 80 / 1428
Вечер 700 / 12,5 6 80 / 1428
Ночь 500 / 9 8 70 / 1249
Прайм-тайм 800 / 14 4 110 / 1963
Выходной день 500 / 9 9 70 / 1249
Персональное шоу По договору 3 до 250 / 4461

Радио ведущие не любят распространяться по поводу своих доходов, потому данные в таблице показывают их приблизительный уровень, взятый из открытых источников.


По таблице видно, что линейные ведущие, оплачиваемые дешевле, выигрывают за счет времени, проведенного в эфире.

Больше всех зарабатывают утренние ведущие и приглашенные на радио раскрученные звезды.

Прибыли коллег в регионах России

На успешных радиостанциях жалованье за час работы в линейном эфире составляет 400 руб. ($7).

За шоу в прайм-тайм платят 600 руб. ($11) за то же время.

При этом, независимое радио работает 4 часа в сутки.

  • Санкт-Петербург – 35000 ($625);
  • Республика Башкортостан – 22000 ($393);
  • Самара – 15000 ($268);
  • Воркута – 12000 ($214);
  • Тамбов – 10000 ($178);
  • Нижний Новгород – 9000 ($161).


Диджей обязан ставить композиции согласно плей-листа, разработанного музыкальным редактором.

В разное время радио слушают любители разных стилей музыки, на это и рассчитан маркетинг радиопрограмм.

Выручка на викторинах

Заработная плата ведущего на радио ретро FM 30 – 40 тыс. руб. ($535 – 714) .

Они работают три дня в неделю, включая выходные, с 11 до 16 часов.

Предлагают слушателям композиции последнего десятилетия прошлого века.

Под Новый год, радиостанция проводит викторину под названием «13 зарплата».


Суть ее заключается во внимательном прослушивании программ на ретро ФМ, начиная с 11 декабря и розыгрыше денежных призов.

Нужно звонить на радио и отвечать на вопросы.

За каждый правильный ответ – 1000 руб ., максимальная сумма выигрыша – 50 тыс. руб. ($892) .

В программу радиостанции ComedyRadio входят номера артистов:

  • ComedyWoman;
  • Наша Russia;
  • Comedy Club и др.

В паузах звучат музыкальные композиции зарубежных исполнителей.

Ведущий зарабатывает 70 тыс. руб. ($1249).


Особенно хорошую прибыль они получают от выступлениях на праздниках частных лиц и корпоративах.

Как начать карьеру?

Как ни странно, но должности ведущих радиопрограмм, тоже бывают вакантными.

Конечно, это не предел мечтаний, но хорошая возможность набраться опыта для дальнейшей успешной карьеры.

Радиостанции «Восток ФМ» требуется ведущий.

Преимущество – для владеющего английским языком.

Нужен человек с креативным мышлением, умеющий работать в команде, с приятным голосом.

Зарплата по результатам собеседования.


Радио Такси FM (Москва) ищет сотрудника на место ведущего музыкального радио-шоу.

Приветствуется эрудированность в вопросах культуры и политики.

Требуется предоставление демо-записи.

Оклад 30000 руб. ($620).

Для радио Юмор FM нужен линейный ведущий.

Опыт работы – от 2-х лет, хорошая дикция, ответственность и позитивность.

Оплата труда – до 70 тыс. руб. ($1249) .

Критерии оценки труда

На разных радиостанциях зарплаты начисляют по-разному.


Все зависит от нескольких факторов:

  • количество слушателей;
  • насыщенность рекламной продукции;
  • формат программы;
  • хоризма ведущего;
  • опыт работы;
  • эфирное время;
  • известность диджея.

Нужно уметь располагать к себе людей, от которых зависит будущее.

Лояльность руководителя в этом смысле – очень полезная вещь.

Достойные заработки доступны лишь на известных радиостанциях в городах-миллионниках.

Слушатели думают, что любимый диджей начинает работу в эфире сразу после прихода на студию, но это не так.


Финансовое вознаграждение деятельности ведущего традиционно складывается из фиксированной части и премиальных за определённое количество эфиров. Но такая ситуация актуальна не на всех телевизионных каналах. Многие компании стремятся оптимизировать расходы, в связи с чем распространена практика разделения на штат собственных сотрудников и работников, выведенных или никогда не входивших в него.

Первая категория сотрудников получает зарплату в соответствии принятыми гражданскими нормами, вторая - не получает оклад и работает только за гонорар. В договоре с внештатным сотрудником прописывается количество эфиров, которые он должен провести и происходит оплата по факту выполненной работы.

Некоторых ведущих на радио и телевидение приглашают исключительно ради одного или нескольких проектов. Как только программы завершаются, заканчивает свою работу и ее ведущий. Отличие этой категории сотрудников от представителей штата в отсутствии их влияния на жизнь телекомпании. Отсутствует социальный пакет и, по большому счету, весомое право голоса.

Какая зарплата ведущих

Разница в доходах существенна, на зарплату оказывает сильное влияние рейтинг программы, популярность самой медийной персоны и бюджета компании. Очевидно, что аудитории радиостанций в несколько раз меньше количества людей, ежедневно включающих телевизор. Широта аудитории влияет на интерес рекламодателей, которые несут свои деньги на радиостанции с меньшим энтузиазмом.

Региональное и городское радио слушают еще меньше людей, поэтому зарплата там невелика даже относительно средней по стране. На радио, как и на телевидении нет стандартной выработки от 160 часов в месяц, графики составляются строго индивидуально. Несмотря на это радио ведущие обычных эфиров в регионе могут рассчитывать на 40-60 тысяч рублей в месяц, ведущие развлекательных шоу на 80 тысяч рублей и выше.

Доходы ведущих на ТВ также зависят от их собственного статуса, рейтинга и типа программы. Зарплаты ведущих новостей в регионе начинаются от 45-50 тысяч рублей, в Москве на федеральных каналах нередко превышают планку в 100 тысяч рублей. Зарплаты звезд выпусков новостей - закрытая информация, но в интернете есть немало материалов об уровне доходов звездных ведущих из анонимных источников - людей, работающих с ними в одной компании. Эта сумма нередко превышает 1 миллион рублей в месяц.

Зарплата ведущих на телевидении

Региональные телепередачи не могут похвастаться большой аудиторией и, соответственно, не могут платить высокие зарплаты своим ведущим. Тем не менее, доходы здесь все равно остаются достойными, от 45 до 100 тысяч рублей, выше доход у ведущих авторских программ от продюсерских центров, но на региональном телевидении частные телепередачи встречаются редко, в основном вещание финансируется из местного бюджета.

По-настоящему серьезные деньги зарабатывают ведущие федеральных каналов, эти компании имеют большую прибыль от рекламы и спонсорских соглашений.

Ведущие программ для узкой аудитории - любителей спорта, музыки, кино - зарабатывают от 100 тысяч рублей и выше. Чем чаще сотрудник задействован в эфирах, тем выше его конечная зарплата.

Если на канале есть известная медийная персона, то ее зарплата может превышать гонорар рядового ведущего в десятки раз.

На федеральных каналах ведущие программ зарабатывают еще больше, что не удивляет, ведь здесь максимально высокие рейтинги. Например, зарплата ведущих Орел и Решка составляет около 5-6 тысяч долларов на одного человека, сопоставимая зарплата у ведущих развлекательных программ канала НТВ .

Для того, чтобы еще больше повысить рейтинги, богатые каналы приглашают в качестве ведущих уже известных, популярных стране людей. Распространена эта практика, например, на Первом канале. Учитывая этот факт, можно с уверенностью говорить, что зарплата ведущих первого канала очень высока.

В целом, о том, какая зарплата у ведущих доброго утра и других программ остается лишь догадываться по неподтверждённой инсайдерской информации. Доходы этих людей активно скрываются работодателями или искусственно завышаются, возможно, для того, чтобы сбить более выгодные предложения конкурентов.

Зарплата ведущих на радио

Доходы ведущих также покрыты мраком коммерческой тайны и условий не разглашения контракта. Для знакомства с информацией вновь приходится обращаться к неофициальным источникам, работающих вместе с ведущими.

Известно, что работники московских радиостанций по большей части трудоустроены по условиям контракта и всю зарплату получают “в белую”. Фиксированная оплата труда распространена среди ведущих немузыкальных эфиров(разговорный жанр, новости), во многом, потому что длительность их программ несоизмеримо меньше. Оплата работы диджеев сдельная и сложена из следующих параметров:

  • объем аудитории слушателей;
  • объем продаж;
  • эфирный сегмент(утро, вечер, ночь);
  • профессионализм и опыт;
  • популярность персоны.

В среднем, на московских радиостанциях ведущие ночных и дневных эфиров зарабатывают от 40 до 80 тысяч рублей, ведущие прайм-тайм и утренних шоу значительно больше: от 70 до 150 тысяч рублей.

Оригинальные шоу приглашенных звезд обходятся боссам радиостанций в несколько раз дороже. Сумма контракта с популярной звездой начинается с гонораров от 200 тысяч рублей в месяц.

Возможно Вас заинтересуют.

Ведущий прямого эфира на радио… Кажется, самая простая работа в мире, не мешки ворочать. Знай себе болтай всё, что в голову взбредёт. Но это только на первый взгляд. Ведь и говорить нужно что-то осмысленное, и обладать эрудицией, и импровизировать, и принимать экспресс-решения, уметь не только вовремя, но и удачно пошутить, а также жить в круглосуточном поиске тем, которые должны «взбрести в голову». Ведущая «Радио России Омск» на ГТРК «Иртыш» Елена Щетинина рассказала порталу сайт во сколько начинается её рабочий день, чем отличается радио-диджей от радиоведущего, приходится ли ей «нести ахинею» в эфире и работают ли ведущие, если у них насморк.

С чего начинается рабочий день радиоведущего и как он проходит?

Самых главных этапа у меня два:

6.30 – машина ждёт у подъезда (и это мне ещё повезло, кого-то и в 5.00).

7.20 – прямой эфир – то, о чём нельзя забыть и что нельзя пропустить.

Так что рабочий день условно нормированный, но при необходимости его рамки расширяются. В этом нет ничего страшного, мы ведь не вагоны разгружаем. Мне кажется, что радио-журналист должен всё время находиться «в работе». Подмечать какие-то моменты, чтобы потом упомянуть о них в программе; приглашать собеседника в качестве гостя на эфир; продумывать темы – это же можно делать не только в течение 8-часового рабочего дня. Такова специфика профессии - и если это не устраивает, то можно идти туда, где работа существует отдельно от личной жизни, где взял портфель, ушёл домой – и до утра абсолютно автономен от работы. Но лично для меня такой вариант скучен.

Приходится ли заниматься еще чем-то, кроме ведения эфиров?

Ведение эфира – лишь малая толика работы, верхушка айсберга. Большую часть времени я занимаюсь тем, что готовлюсь к нему. Тут нужно учесть специфику радиостанции. Если на музыкальных радиостанциях 70 процентов эфира, если не больше, занимают музыкальные композиции, и только в перерывах – подводки к ним, то на разговорных, как у нас, основу составляют именно тексты ведущих. А музыка – всего лишь оформление. И здесь не получится пролялякать ни о чём полминуты, а потом включить песню.

Поэтому мы придумываем тему, ищем для неё наполнение – в том числе и музыкальное! – договариваемся с гостями, пишем для них вопросы, создаем тексты для себя… Нужно быть в курсе основных новостей хотя бы в мире, а ещё лучше - в своем городе, что гораздо сложнее, – чтобы вовремя отреагировать на них… Так что основная работа проходит вне студии.

Сколько длится эфир, бывают ли перерывы?

Это зависит от программ. У меня, например, бывает и час, и семнадцать минут.

А в перерывах готовимся к новому эфиру, едим, спим (если был ранний эфир, в 7 утра, то можно немного подремать).

Вы по образованию культуролог. Чувствуете ли вы, что вам не хватает профессиональных знаний из области журналистики?

Спецобразование желательно, но не обязательно. Тут же важен не сам диплом, а то, что ты умеешь делать. Да, конечно, на факультете журналистики дают базу, вырабатывают навыки – но если человек ими не умеет пользоваться, то толку от диплома никакого.

Иногда люди забывают о роли самообразования. Иногда за всё благодарят или во всём обвиняют своё образование. Мол, спасибо ему, только из-за диплома я тут работаю! Или – ай-яй-яй, меня ничему толком в вузе не научили, и я теперь в жизни совершенно не устроен. Мой коллега по эфиру закончил автомобильно-дорожную академию, профильную кафедру – но это совершенно не мешает ему.

Прежде всего – самообразование, любопытство, интерес и вечное желание учиться.

Какие навыки пришлось срочно осваивать и чему учиться уже в ходе работы?

Ни у кого нет сразу идеальной дикции – да, честно говоря, и потом она далеко не у всех; мало кто умеет управлять голосом. А знать, когда какую кнопочку на пульте ткнуть – это вообще обязательно!

Важно выполнить только одно требование - изучить технику, потому что тут никто за тебя ничего не сделает. И ещё программу, в которой пишется текст эфира. Всё остальное – уже по желанию. И, как правило, это желание приходит – стыдно, когда неправильно ставишь ударения, шепелявишь или гундишь.

С чего начинается карьера на радио и какие перспективы ожидают сотрудника?

Потом у меня был большой перерыв – и я снова вернулась на радио, уже в качестве ведущего.

Рано или поздно можно стать даже директором. Можно сменить место работы на более статусное – переехать в столицу, например.

Кто и откуда приходит работать на радио?

В основном, выпускники-журналисты. Сначала они здесь проходят практику, а потом уже приходят работать.

Есть и исключения. Кто-то был преподавателем до этого, кто-то вел киноклубы, кто-то был «печатным» журналистом… Вариантов очень много, и вывести какую-то закономерность невозможно. Обычно это люди, которые умеют работать с публикой, имеют навыки написания текстов, у которых хорошо подвешен язык, умеют общаться… И тут вырисовывается портрет продавца-консультанта…


Как устроиться на радио? По знакомству или по объявлению?

В первый раз я пришла по бумажке, приклеенной на доске объявлений в университете.

В этот раз, год назад, меня позвал сюда мой однокурсник – теперь уже начальник службы радиовещания. Это, кстати, к слову о профильном образовании и карьере на радио.

Считается ли эта работа престижной?

Раньше престижной считалась любая работа, хоть как-то связанная с публичностью. Радио, телевидение… вспомните хотя бы Рудольфа-Родиона из фильма «Москва слезам не верит»! Это было чем-то новым, необычным – и отчасти именно поэтому престижным. А ещё и потому, что туда отбирали действительно мастеров своего дела – прекрасных дикторов, великолепных рассказчиков. И работать на радио или телевидении означало, что ты признан, как профессионал. А сейчас послушаешь какие-нибудь молодёжные каналы – жуть берет. У нас в городе одно время ведущим был парень с ярко выраженной картавостью. Я понимаю, пути открыты для всех и всё такое, но есть же и понятия профпригодности. А про них, увы, уже забывают.

Могут ли ведущие работать, если у них насморк?

Этот вопрос меня и саму раньше всегда интересовал.

С одной стороны – вроде бы это и непрофессионально, выходить в эфир гнусавым слоненком и с хрипотцой, как у закладывающей за воротник дамы. В этом случае стоит взять больничный и подлечиться. Здесь не пройдёт героизм, которым страдают офисные работники, когда в предсмертном состоянии продолжают находиться на рабочем месте. Ведь я тогда буду производить некачественный продукт.

Никто не заставляет уходить на больничный, но потом самой будет неприятно себя слушать.

Но если состояние позволяет отпоиться чем-нибудь горячим и нормально провести получасовой эфир – почему бы и нет? Я с лёгкой простудой так и делаю.

Как готовятся прямые эфиры – это согласованные темы и тексты или импровизация? Приходится ли нести ахинею? Бывает, что вдруг впадаешь в ступор и не знаешь, что сказать дальше?

Ну уж нет. Не для того ведётся подготовка к эфиру, чтобы потом ерунду молоть. Обычно до выхода программы согласовывается тема, потом изучается информация по этому вопросу, набрасывается сценарий программы, её костяк, пишутся какие-то тексты, которые нужно будет озвучить – и всё это на руках во время прямого эфира. Если тема проработана хорошо, то отступления от заранее разработанного сценария совершенно некритичны и незаметны со стороны – всегда есть что сказать, что упомянуть, какой пример привести. Никакого ступора, даже от самого каверзного вопроса радиослушателя, быть не должно – в противном случае ты сам виноват в том, что плохо оперируешь информацией и не смог перевести разговор в выгодное для себя русло, стал играть по чужим правилам. Это уже непрофессионализм.

Чего в этой работе больше – творчества или рутины?

Любая работа рано или поздно превращается в рутину. Чем бы вы ни занимались. Вырабатывается общая схема, которая превращает всё в рутину.

А дальше – уже выбор самого человека. Если ему удобно существовать в рамках единообразия и повторения одного и того же – его право. Мне, например, это неинтересно. Когда я начинаю замечать, что повторяюсь в подходах и схемах, то пытаюсь придумывать что-то новое, растрясти прежде всего саму себя.

Часто ли случаются непредвиденные ситуации со звонками слушателей? Когда они начинают нести несогласованный бред, и как с этим борются ведущие или их редакторы?

Кто контролирует работу ведущего?

Все! Абсолютно все – от радиослушателей до начальника вещания. Особенно радиослушатели! Наша аудитория очень любит звонить после эфира и давать ценные советы по поводу того, как правильно организовать программу и с какой интонацией нужно было её вести. Примерно час уходит на внимательное выслушивание всех рекомендаций с перерывами на рассказы из жизни и жалоб на правительство.

С кем взаимодействует ведущий в ходе работы?

Плюсы и минусы профессии

Профессия радиоведущего – как и другие публичные профессии – накладывает определённые ограничения и предъявляет конкретные требования. Ведущий– это «лицо» радиостанции. Его достижения, в том числе и индивидуальные – плюс к имиджу радиостанции. А его проступки – минус.

Поэтому нужно следить за самопрезентацией. За «облико морале». За тем, как ты себя ведешь за порогом радиостанции, что пишешь в социальных сетях, как фотографируешься и где бываешь. Недоброжелателей слишком много, не нужно давать им повода лишний раз куснуть.

Но я до этого десять лет преподавала в вузе – где точно такие же требования к социальной жизни преподавательского состава - так что мне к этому приспособиться было не сложно.

А плюсы… Мы первыми оказываемся в курсе всех новостей. Это немало.

Мечтает ли радиоведущий стать телеведущим?

Это зависит от человека. Мечтаю ли лично я стать телеведущей? Скорее всего – нет. Я получила свою долю визуальной публичности за десять лет преподавания в вузе – и немного от неё устала. Сейчас мне лучше всего пересидеть в темноте за микрофоном.

Отличается ли работа новостного радио и музыкального?

Конечно. Это и другая тематика программ – менее развлекательные и более актуальные, познавательные. Это и смысловое наполнение своих текстов – они должны о чём-то рассказывать, а не просто забивать время. Это совершенно иной формат, подход и, я бы даже сказала, совершенно иное радио.

Есть ли у радиоведущих поклонники?

И не только поклонники, но и хейтеры, «ненавистники».

Особенности работы на Радио России

Зарплаты на канале зависят от региона. Это же государственная компания, поэтому – оклад, надбавки, региональные выплаты, премии. Официальные больничные, белая зарплата, путёвки в детские лагеря детям сотрудников. Дед Мороз со Снегурочкой от компании! Мелочь, а приятно.

Здесь нет тимбилдингов, корпоративных тренингов, единой униформы и гимна организации – всего того, чем славятся разные торговые сети. На мой взгляд, это хорошо. Коллектив формируется естественно, без этого псевдо-единения и якобы любви к корпоративным цветам.