Сабвуфер в автомобиль. Виды сабвуферов. Как правильно выбрать сабвуфер в автомобиль. Кроссовер, умзч и фильтр саба. Front Firing cабвуферы Earthquake и Rhythmic Audio

Сабвуфер – это автомобильная акустическая система, воспроизводящая низкие частоты в пределах 5-200 Гц. Она необходима для того, чтобы обеспечить мощные басы, передающие специальные эффекты современной музыки. В том, как выбрать сабвуфер в машину, кроется несколько проблем. Во-первых, местонахождение водителя смещено относительно центра машины, поэтому звук различных частот воспроизводится неодинаково. Во-вторых, конструкционные особенности автомобиля (металл, пластик) значительно ухудшают качество музыки и не должны входить в резонанс с проигрываемой композицией. Однако грамотный выбор и расположение устройства позволяют справиться с этими трудностями.

Виды сабвуферов:

1. Активный

Данный прибор обладает собственным звукоусилителем, что позволяет выставить его мощность на необходимый уровень. По сути, такой сабвуфер решает проблему слабой акустической системы, установленной производителем. Но это справедливо лишь для тех автомобилей, магнитола которых оставляет желать лучшего.

Плюсы. Глубокий, громкий и качественный звук, возможность его тонкой настройки, быстрая и легкая установка.

Минусы. Относительно высокая стоимость, большой объем, необходимость поиска оптимального местоположения.

2. Пассивный

Этот сабвуфер поставляется без звукоусилителя, поэтому обладает значительно меньшими возможностями. Однако многим любителям музыки нравится именно такой вариант, поскольку под него можно приобрести другой усилитель, а при необходимости – заменить его, разместить так, как это удобно.

Плюсы. Доступная стоимость, простой монтаж.

Минусы. Необходимость доработки собственными силами.

Основные типы сабвуферов:

1. Открытый

Устройство представляет собой динамик без деревянной коробки, который устанавливается в панель автомобиля (например, на тыльной стороне). Это самый доступный вариант, однако качество музыки в его исполнении оставляет желать лучшего. Вибрация не погашается, поэтому динамик сам по себе создает вибрацию, а отделочные материалы входят в резонанс.

Плюсы. Низкая цена, простой монтаж, занимает минимум места.

Минусы. Отсутствие баса ниже 100 Гц, высокий уровень вибрации, собственный резонанс.

2. Корпусный (закрытый)

Такие приборы поставляются в коробке, что существенно улучшает звуковые качества. Оптимальное расположение динамика относительно всех краев корпуса позволяет избежать появления «обратной звуковой волны». Таким образом, коробка не будет вибрировать, добавляя в музыкальную композицию «лишние» акценты.

Плюсы. Хороший, качественный звук, мощный глубокий бас, музыкальные эффекты.

Минусы. Дороговизна, занимает много пространства, требует выбора определенного расположения.

3. Компактный сабвуфер

Данный прибор устанавливается под сиденье водителя и занимает минимум места (решения есть у таких производителей, как Hertz, Vibe, Focal, Mystery). Несмотря на компактные размеры, он может быть и пассивным, и активным, обеспечивая четкий и мощный бас. Класть его под сиденье необязательно: можно установить в багажнике, под диваном в задней части машины либо в другом доступном месте.

Плюсы. Компактность, проецирование низких частот на водителя, полное сохранение интерьера автомобиля.

Минусы. Дороговизна, низкая мощность, подверженность негативным воздействиям при отдельных вариантах установки (под сиденье или в багажник может попасть вода).

Виды корпусных сабвуферов:

1. Герметичный ящик

Самая простая и удобная конструкция корпуса является наиболее распространенной. Ее особенность заключается в том, что динамик находится в герметичном пространстве, что защищает его от внешних воздействий. Таким образом, самое важное – рассчитать оптимальный объем ящика под конкретный динамик. На практике зачастую сначала обмеряется потенциальный корпус (исходя из объема свободного пространства), а затем под него подбирается подходящий вариант из числа предложенных решений.

Плюсы. Невысокая цена, глубокий чистый бас, малая нагрузка на динамик, что позволяет продлить срок его службы, широкий выбор моделей необходимого объема.

Минусы. Большой объем (сложно подобрать под него место в багажнике), появление гулкого баса при неправильном расчете объема.

2. Корпус типа «фазоинвертор»

Ящик сабвуфера напоминает закрытый вариант, однако обладает вентиляционным каналом (фазоинвертором), который усиливает воспроизведение самых низких слышимых частот диапазона. Уровень искажений значительно уменьшается, что оценят водители с абсолютным музыкальным слухом. Однако сложность такой системы делает ее исполнение достаточно трудным, поэтому продукция должна производиться в специальных условиях.

Плюсы. Чистый, глубокий бас, широкий диапазон звучания, высокий КПД сабвуфера.

Минусы. Сложная система, ошибки в проектировании которой приведут к появлению негативных звуковых эффектов (бас «бубнит»), некорректное воспроизведение звуковых частот, ниже расчетного диапазона, большой объем коробки.

3. Изобарический корпус

Данная модель обладает особым исполнением: внутри корпуса установлены два динамика, один из которых – на передней поверхности, а другой – внутри. Постоянное давление позволяет повысить КПД и объединить их звучание, тем самым сэкономив пространство.

Плюсы. Малый объем (примерно в два раза меньше, чем у герметичного короба), чистый бас при грамотной настройке и отсутствии ошибок в проектировании.

Минусы. Отдача динамика минимум на 3 децибела ниже, чем у других типов корпусов, при этом стоимость модели выше.

4. Бандпасс

Данный тип сабвуферов является самым сложным, так как он представляет собой корпус, разделенный на две камеры, между которыми находится динамик. Задняя площадка – герметична, а на передней располагается фазоинвертор. Устройство создает самый низкий бас, плотный и мощный звук, что очень ценят автолюбители. Но есть и ложка дегтя: главным образом, увеличенный объем устройства, вследствие которого подыскать площадку для его монтажа становится сложнее.

Плюсы. Чистый, глубокий и насыщенный звук, очень низкий бас, воспроизведение любых музыкальных эффектов, очень низкий резонанс и отсутствие эффекта обратной волны.

Минусы. Большой объем сабвуфера (занимает много пространства), сложное техническое устройство, необходимость держать звук в установленных производителем рамках (без перегрузок).

Выбирая сабвуфер в машину, поинтересуйтесь, на основе какого материала изготовлена его коробка. Если ящик будет располагаться в багажнике, нельзя исключать попадание влаги на его корпус, а это станет причиной непродолжительного срока эксплуатации.

Разновидности материалов для изготовления корпуса:

  1. Фанера. Плита на основе разнонаправленных древесных листов применяется для создания профессиональных акустических систем, так как обладает высокой прочностью, относительно низким уровнем впитывания влаги и малым весом. Для выпуска сабвуферов используется плита толщиной 18-22 миллиметра. Более тонкие стенки подвержены вибрации, поэтому бас будет «звенеть».
  2. ДСП (древесно-стружечная плита). Материал обладает высокой плотностью, а также не вступает в резонанс с воспроизводимыми звуками. Однако он нуждается в дополнительной обработке и сложен в нарезке, что делает изделия на его основе более дорогими. ДСП толще 16 мм идеально подходит для сабвуфера, ориентированного на воспроизведение звуков низких частот.
  3. ДВП (древесно-волокнистая плита). Материал обладает средней плотностью и малым весом. Стоит ДВП значительно дешевле ДСП, поэтому используется для создания бюджетных сабвуферов. Главный недостаток такого материала – потеря свойств и практически полное разрушение при контакте с избыточной влагой.

Характеристики сабвуферов:

  1. Количество звуковых полос. Значение, как правило, равно единице, ведь аппарат и не предназначен для проигрыша всей глубины музыкальной композиции, а лишь для заполнения низких частот.
  2. Диапазон частот. Чем шире данное значение, тем более глубокий бас способен воспроизвести динамик.
  3. Предельная мощность. Чем выше данный параметр, тем более глубокие и раскатистые басы он воспроизводит и тем больше агрегат. Мощность в 150-250 Вт является оптимальной как по цене, так и по размерам устройства.
  4. Габариты прибора. В зависимости от типа корпуса, мощности динамика, вида материалов размеры прибора могут существенно отличаться друг от друга. Если в машине мало места, то придется ориентироваться именно на данный параметр.

сайт знает, как выбрать сабвуфер для автомобиля:

  1. Определитесь с видом сабвуфера. Активное устройство подходит для тех, кто хочет купить готовый прибор и наслаждаться музыкой сразу после установки. Пассивный сабвуфер требует поиска подходящей пары, а также значительно сложнее в установке. В результате стоимость улучшения будет несколько выше.
  2. Замерьте предельный объем коробки. Сабвуфер – довольно большое устройство, поэтому не в каждой машине оно поместится без труда. Если свободного пространства немного, нужны плоские решения. Владельцы кроссоверов и джипов не испытывают особых проблем с размещением коробки, поэтому могут выбирать из широкого спектра альтернатив.
  3. Выберите подходящее по типу корпуса устройство. Исходя из пожеланий по качеству звука и имеющегося пространства, можно остановиться на бандпассе, изобарическом корпусе, фазоинверторе или герметичном ящике. Они различаются между собой как по диапазону частот, так и по габаритам.
  4. Подумайте над необходимой мощностью. Есть автолюбители, которым очень нравится глубокий, раскатистый бас, который слышно за пределами машины. Однако это очень сильно отвлекает от езды и усложняет движение. К тому же мощные сабвуферы не могут быть дешевыми и компактными. Большинству водителей подходит устройство средней мощности, вполне достаточной для прослушивания любимой музыки.

это немаловажный компонент домашнего кинотеатра (ДК), без него настоящее погружение в действие кино было бы невыполнимо.

купить сабвуфер просто

Поговорим о сабвуферах – «непонятные ящики, которые обычно громыхают так, что дом просто ходуном ходит» (это слова отдельных жён).

Давайте разберемся, что же такое вообще сабвуфер?

Сабвуфер или же просто саб – это колонка, воспроизводит низкие и инфранизкие частоты. Низкими частотами называют, частоты диапазона от 20 до 400 Гц.

Скажу сразу, что в обычной комнате (до 25 кв.м.) почти невыполнимо получить такой аж в 20 Герц, потому что объём комнаты довольно мал. Вероятно, следом за этим последует такой вопрос: а для чего необходим вообще сабвуфер, раз бас в 20 Гц в комнате никак не получишь?

Ведь, сабвуфер нужен для высококачественного воспроизведения низкой и инфранизкой частоты в условиях обычного помещения.

Конечно, при должной настройке. Кстати, хорошо настроенный будет «растворяться» в вашей системе, обогащать её звучание своими низкими частотами.

Виды сабвуферов или какие вообще бывают сабвуферы

Сабы бывают как активные так и пассивные .

динамик и «фазик» на лицевой панели;

динамическая головка на лицевой панели, а «фазик» обращен в пол;

динамическая головка в пол, а на лицевой панели фазоинвертор и прочее.

Бывают также модели с 2-мя и более динамическими головками. Конечно, любой из вариантов имеет свои минусы и плюсы, а также установку.

Давайте же рассмотрим подробнее.

Динамик и ФИ на лицевой панели

Динамик и «фазик» на лицевой панели . Подобные сабы любителям взрывного, могучего баса, которые порой могут пожертвовать правильностью и ровностью «частотки». Данный саб можно ставить и устанавливать почти впритирку к задней стенке, но главное, не надо ставить сабвуфер в ниши, в противном случае будет чрезвычайно сильный гул на самой низкой частоте. И ещё: при довольно большой громкости вероятен шум выходящего воздуха из фазоинвертора.

Динамическая головка на лицевой панели, а ФИ обращен в пол

Динамическая головка на лицевой панели, а «фазик» обращен в пол . Эта противоположность предшествующему типу, наиболее приближенная к с коробом закрытым. Различается наиболее прямолинейной «частоткой», но он не даёт подобных «ударных» басов, как предшествующий вариант.

Из всех фазоинверторных типов сабов советую для музыки собственно этот вариант. Тем не менее подобный сабвуфер нельзя установить совсем близко к стене, так как в данном случае будет досадное гудение и бубнение на низкой частоте.

Динамическая головка в пол, а на лицевой панели фазоинвертор , также как и в случаях, когда динамик в пол, а «фазик» на лице – это промежуточный вариант подобных сабов, которые были разобраны выше. Такие сабы совмещают плюсы первого (могучий бас) и второго (наиболее ровная « »), но, к сожалению, он не так хорош, как предшествующие два типа. Причем, с плюсами, унаследованы и несовершенства: не советую ставить очень близко к любой стене, причем у варианта с фазиком на передней панели на высокой громкости также может быть слышен неприятный шум воздуха из фазика.

Остальные типы сабвуферов

сабвуферы с пассивным динамиком

Помимо вышеназванных типов сабов, бывают также сабвуферы с пассивным динамиком (или пассивным излучателем) и с лабиринтом акустическим. Пассивный динамик или излучатель – это динамик, но только уже без магнита, просто сам диффузор на корзине закреплен на корпусе саба. Причем, подобная схема употребляется для уменьшения плохого, отрицательного эффекта шума воздуха который выходит из фазоинвертора, но, данные очень редко появляются в продаже, причем они еще и довольно дорогие.

акустический лабиринт

вторая схема – это акустический лабиринт – это как продленный фазоинвертор, причем свёрнутый внутри корпуса саба для повышения длины тоннеля фазика, таким образом, позволяет снизить самую нижнюю граничную частоту (это та частот, ниже которой саб уже не бас).

Стоит заметить, что производство подобного акустического оформления довольно дорого, значит, стоимость такого сабвуфера тоже большая.

Выбор сабвуфера

Покупка . При выборе саба нужно исходить из очень многих факторов: стоимость саба, площадь прослушиваемого помещения, возможное, предполагаемое расположение саба, звуковые пристрастия, частотный диапазон, а также предельное звуковое , нужно также саб одной фирмы с другими вашими акустическими системами.

При подсоединении по входам низкоамплитудным применяются пара RCA разъёмов с отличительной пометкой SUB OUT или PRE-OUT (это будет одно и тоже).

Если встречается лишь один выход с ресивера/усилителя, то подсоединение совершается лишь в разъём левого входа (с пометка L (MONO)).

Также выходы низкоамплитудные необходимы для подсоединения второго саба.

Выводы : Так какой же требуется именно для вас сабвуфер?

  1. Доступный Вам и вашему .
  2. Лучше той же фирмы, что и другие Ваши колонки. Также надо учесть площадь самого помещения, а также предполагаемое расположение саба и естественно, Ваш вкус.
  3. Запомните: к посторонним мнениям можно немного прислушаться, потому что в результате слушать сабвуфер и пользоваться только Вам.

Успешной Вам покупки и любители баса!

Я надеюсь, статья «Всё о сабвуферах» была интересной и помогла кому-то. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в

Большинство автовладельцев любят слушать музыку в дороге: это могут быть радио или собственно избранные музыкальные композиции. Этому вопросу обычно уделяется главное внимание. Известно, что качественный звук полностью зависит от магнитолы и колонок. Такие комплекты продаются в магазине, но как выбрать сабвуфер в автомобиль? Попробуем разобраться.

Сабвуфер представляет собой специальную колонку, которая правильно воспроизводит звучание в диапазоне 10-150 Гц. Главной отличительной особенностью является достаточно внушительный размер диффузора. Такие устройства являются дополнением акустической системы в целом, превращая звук в наиболее глубоким и мощный.

Виды сабвуферов

Автомобильные сабвуферы подразделяются на активные и пассивные, они отличаются по параметрам и характеристикам. Среди их разновидностей выделяют открытые и закрытые. В них установлен усилитель и конденсатор. Активный монтируется в панель авто и не встроен в корпус. Открытый тип не дает баса с меньшей частотой.

А вот закрытые активные сабвуферы являются наиболее распространенными, они устанавливаются в корпус. Главными преимуществами активных считаются простая конструкция, низкая вероятность перегрузки динамика, конденсатор и качественный звук. Закрытые сабвуферы бывают следующих видов:

  • Герметичные. Устанавливаются в закрытый корпус. Они отличаются надежностью и простотой конструкции, но сравнительно низким КПД, поэтому используются довольно редко.
  • Фазоинверторные. Устройства в корпусе с тоннелем для авто, который выдает высококачественное звуковое сопровождение. Тоннель правильно распределяет частотные характеристики и уменьшает давление на диффузор. Это, в свою очередь, повышает КПД саба.
  • Полосовые. Включают в себя герметичный и фазоинверторный короб. В качестве основы полосовых сабов предусмотрен короб с тоннелем, а также усилитель, который разделен на два выходе стенкой. Задняя часть замкнута, что увеличивает жесткость диффузора, а в передней звук выводится через фазоинвертор и она открыта.

Отличие сабвуфера от динамика

Перед тем как выбрать сабвуфер в машину, необходимо помнить, что он значительно отличается от динамика, в том числе и внешним видом. Усилитель рассчитан на воспроизведение музыки в низкочастотном диапазоне. Короб следует правильно устанавливать уже тогда, когда в авто имеются динамики.

При установке сабвуфера звук в машине становится более качественным и объемным. Некоторые ошибочно думают, что если установить ни один короб, то эффект усилится. Это не так, потому что человеческое ухо не может воспринимать такие низкочастотные звуки.

Перед покупкой посмотрите на дополнительно установленные «пищалки». Они представляют собой автомобильные диффузоры маленького диаметра и высокой мощности, преобразуют звук и превращают звучание в максимально комфортное.

Конструкции сабвуферов

Всего существует пять разновидностей конструкций сабвуферов:

Недостаточно выбрать акустические составляющие сабвуфера, здесь важно учитывать разновидность кузова автомобиля.

Приведем несколько правил:

  1. В универсальных кузовах авто звук саба направляется фазоинвертором и динамиком по ходу движения.
  2. В хетчбеках не рекомендуется направлять активный динамик на сиденье. Лучше это сделать вверх или против хода.
  3. В седанах лучше направлять короб на заднее сиденье, так как звук получается наиболее качественным.

Зачем нужен конденсатор для сабвуфера

Конденсаторы в последнее время встречаются не только в дорогих моделях, но и в классических. Конденсатор – это специальный компонент, который служит в качестве дополнительного источника питания для усилителя. Этот элемент очень важен и имеет следующие особенности:

  • Конденсатор дает необходимую энергию усилителю. Бывают ситуации, когда нагрузки на короб саба и усилитель недостаточно, то есть аккумулятор не способен обеспечить их энергией. В этом случае и нужен конденсатор.
  • Почти все модели сабвуферов потребляют ток. Каким бы мощным не был аккумулятор, он не может обеспечить достаточную силу энергии.
  • Кроме того, аккумулятор и генератор обесточивают кондиционер, что негативно сказывается на эффективности.

Установка и зарядка

Конденсатор следует правильно устанавливать на расстоянии около 0,5 метров от усилителя. Это позволяет снизить нагрузку тока при сопротивлении проводов. На нем нельзя экономить, так как некачественный повышает риск перегорания предохранителя.

Если в конденсаторе не предусмотрена электронная схема, то рекомендуется подзаряжать лампочкой. Конденсатор устанавливается в системах любой мощности и не зависит от количества усилителей.

Что касается зарядки, то конденсатор полезно заряжать лампочкой 12 В, которая дает возможность пользователю понять, как происходит основной процесс. Он подразумевает следующее:


Разъемы всех конденсаторов оснащены позолотой, которая снижает сопротивление тока, а рабочее напряжение может достигать 24 Вольт. Таким образом, чем большую будет иметь мощность усилитель, тем большей емкости нужно покупать конденсатор.

Производители и стоимость сабвуферов

С концентраторами и разновидностями сабвуферов для авто разобрались. Теперь обратим внимание на стоимость и производителей. Цена различных производителей может существенно отличаться. Стоимость в этом случае зависит от компании, мощности, диаметра диффузора и других характеристик.

Среди автовладельцев огромной популярностью пользуются сабы компаний ALPINE, Pioneer, MYSTERY, Prology. Стоимость бюджетных моделей варьируется от 2 тысяч рублей. Среди них:

  • PROLOGY WOWBOX1200 (3000 рублей).
  • PROLOGY WOWBOX1000 (2500 рублей).
  • DRAGSTER DER210 (4000 рублей).
  • CADENCE MBX-12A (7500 рублей).
  • CADENCE XBP-122 (10 000 рублей).
  • ESX SXB-302 (12 000 рублей).

Существуют и более дорогие, мощные, высококачественные и надежные сабвуферы для авто. Их стоимость рассчитывается от 15 тысяч рублей. Это модели ALPINE SWD3000 и FOCAL BOMBA27V1.

В заключение еще несколько советов, к которым следует прислушаться, чтобы выбрать хороший сабвуфер для авто:

  • Не стоит первым делом учитывать мощность, так как у разных производителей она может быть занижена или завышена.
  • Универсальным размером динамика считается 30 сантиметров или 12 дюймов.
  • Рекомендуется приобретать проверенные фирмы-производители.
  • Настоящую мощность саба можно определить по высоте и размерам звуковой катушки.
  • Сабвуфер для авто должен быть немного мощнее, чем усилитель.
  • Хорошо, если верхний подвес будет выполнен из резины, а основной короб алюминиевый.
  • Если сабвуфер предполагается устанавливать в багажник седана, то необходим дополнительный запас мощности, который обеспечивает усилитель. Иначе звук будет искаженным и не качественным.

Выбор хорошего и качественного сабвуфера зависит от множества факторов, например, финансовых возможностей владельца авто, времени или внутреннего пространства в машине. Создать идеальную аудиосистему будет довольно легко, если приложить к выбору максимум сил и терпения.

Автомобильный сабвуфер предназначен для воспроизведения низших частот. Чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) требуются большие и мощные колонки.

Применение сабвуфера позволит разгрузить акустическую систему по низким частотам. Поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить можно в любом месте автомобиля. Качество звука при этом повысится, поскольку не придется перегружать колонки басами, а значит уменьшится количество искажений.

Существует три типа оформления: закрытый ящик, фазоинвертор и бандпасс.

Тип корпуса сабвуфера - закрытый ящик (ЗЯ)

Это наиболее простой в изготовлении тип акустического оформления. Колебания в таком ящике находятся в закрытом объеме и в конечном итоге гасятся. Поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико - оно все же оказывает влияние на характеристики акустической системы.

Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом (вата или синтепон), который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику "кажется" что позади него существенно больший объем, чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения "акустического" объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте конструкции закрытого ящика, он обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета. Здесь есть всего один параметр - объем. Во-вторых, существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. В-третьих, при грамотном выборе параметров сабвуферной головки и объема корпуса - закрытый ящик не имеет равных в области характеристик, определяющих субъективное восприятие басовых частот.

Если все так хорошо, зачем нужны остальные типы акустического оформления? Подвох один - КПД. У закрытого ящика он наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. Чем меньше сделать объем ящика, тем меньше будет его эффективность.

Тип корпуса сабвуфера - фазоинвертор (ФИ)

В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании с упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним достоинством - наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора и вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. В рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны.

Фазоинвертор капризен к выбору параметров и настройке , поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель часто делают так, чтобы можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Тип корпуса сабвуфера - полосовой громкоговоритель (bandpass)

Если закрытый ящик и фазоинвертор - акустические фильтры верхних частот, то полосовой - объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель - одинарный 4-го порядка. Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы - отсюда и термин "симметричная нагрузка".

Из традиционных конструкций, бандпасс - чемпион по эффективности. Эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.

Бандпасс - капризен в расчете и трудоемок в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего - высочайшим к.п.д. Во-вторых - весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля - и путь мощнейшим басам открыт.

Какой тип корпуса выбрать для сабвуфера

Если любите слушать качественную музыку - выбирайте сабвуфер с закрытом типом ящика. Если нужно много баса, чтобы дрожало стекло автомобиля - выбор в пользу сабвуфера с корпусом фазоинвертора. Этот вариант даст наибольшую мощность. Вариант с корпусом "бандпасс" - лучше оставить профессионалам авто звука.

Акустика компьютера или музыкального центра не способна полностью погрузить своего владельца в звуковое окружение, буквально заставляя чувствовать музыкальный концерт или спецэффекты фильма кожей? Проблему можно решить, если правильно выбрать сабвуфер. Сегодня такие устройства предлагают многие производители. Главное — при покупке знать, на какие параметры нужно обращать внимание.

Сабвуфер — это специально разработанное устройство, которое решает одну простую задачу: воспроизведение низких частот. Человеческое ухо начинает воспринимать вибрации от 20 Гц. У особо чувствительных личностей этот показатель может быть ниже.

Проблема обычных колонок в том, что они технически не способны качественно воспроизводить низкие частоты. Несмотря на то, что указанные в документации параметры гласят, что рабочий диапазон составляет, например, 20-45000 Гц, на практике двухполосная акустика звучит несколько плоско. Происходит это по следующим причинам:

  1. Ни одно устройство не способно показывать одинаковую эффективность на всем диапазоне возможных частот. По краям обязательно происходит провал АЧХ. Большинство современных устройств не способны качественно воспроизводить частоты до 400 Гц.
  2. Диаметр динамиков двухполосных колонок недостаточен для резких бросков давления. Этот параметр и формирует сочный и густой бас.
  3. При работе широкополосного динамика резко сужается частотный диапазон. Сигнал усредняется из-за инерции мембраны, недостаточно быстрой реакции катушки. В результате добиться сочных басов просто нереально.

Характеристики сабвуфера четко показывают, чем он отличается от динамика. Во-первых, у устройства принудительно обрезан рабочий частотный диапазон. У среднестатистической модели сабвуфера он находится в пределах 40-200 Гц. Во-вторых, изделие оснащается действительно большим звукоизлучателем. Диаметр мембраны может составлять 30-50 см для моделей для домашнего пользования и доходить до метра у сценичных сабвуферов.

Виды сабвуферов

Первое, что нужно знать о сабвуфере — модели могут иметь различные типы получения и обработки сигнала.

  1. Пассивный сабвуфер — достаточно простое устройство. Он оснащается фильтром низкий частот, габаритным динамиком. Для раскачки пассивной модели понадобится усилитель, мощность которого превышает показатели аккустического громкоговорителя как минимум в полтора раза (рекомендуемое значение). Никаких обработок и преобразований сигнала, кроме фильтрации частоты в сабвуферах такого типа не предусмотрено.
  2. Активные марки сабвуферов для своей работы не требуют внешнего усилителя. Вся электроника уже есть в инженерном решении модели. В корпус устанавливается динамик, схемы управления, частотной фильтрации, предварительного и окончательного усиления сигнала. Главное преимущество активного саба — его можно легко интегрировать у уже существующую акустическую систему.

Выбор сабвуфера того или иного типа зависит, прежде всего, от возможностей звуковоспроизводящего устройства и условий охлаждения в месте размещения модели. К примеру, для авто не подойдет активный саб. Такое изделие выделяет достаточно много тепла при работе, его нельзя устанавливать в ограниченном, замкнутом пространстве.

А вот для квартиры или в роли дополнения к уже существующей акустике пассивный саб не подойдет. В большинстве случаев для него нет в наличии мощного усилителя, а покупать его отдельно весьма дорого. Поэтому домашние пользователи отдают предпочтение активным сабвуферам.

Конструкционные решения и их особенности

Подобрать сабвуфер можно и по конструкционным особенностям той или иной модели. У всех предлагаемых технических решений есть разница в звучании. Прежде всего, это происходит из-за отличий в схеме движения воздуха.

Закрытый сабвуфер полностью герметичен. У него прочный корпус с установленным динамиком. Обычно это модели пассивного типа. Звучание закрытого саба считается классическим, устройства не страдают реверберацией, не входят в резонанс. Звук минимально искажается.

Но есть у закрытых сабов одна неприятная для пользователя особенность: чем больше динамик, тем значительнее нужна мощность для движения его мембраны с полной амплитудой. На практике это означает, что с ростом диаметра звукоизлучателя — требования к внешнему усилителю растут в геометрической прогрессии.

Сабвуферы с фазоинвертором — оптимальный выбор для дома. Эти устройства звучат сочно и ярко. Они бывают как активными, так и пассивными. Механика их работы основана на обратном движении воздуха через фазоинвертор при колебании мембраны. В результате не создается обратное давление и не требуется резкого скачка требований к усилителю с ростом диаметра динамика.


Фазоинверторные модели предлагают многочисленные фирмы. Они действительно популярны. Но главного недостатка не лишено ни одно изделие такого типа. При мощном гармоническом сигнале могут возникать резонансные явления. Фирма, производящая действительно хорошие фазоинверторные модели предусматривает либо электронные схемы гашения растущей амплитуды колебаний, либо возможность регулирования длины трубки обратного хода воздуха.

Сабвуферы бандпас — наиболее технически совершенные устройства. Они дороги, однако звучат действительно качественно. Кроме этого, только такие модели способны действительно качать воздух, создавая мощные, интенсивные колебания. Конструкция бандпас саба представляет собой комбинацию закрытой и фазоинверторной системы. Корпус устройства разделен на две зоны. В герметичной части устанавливается динамик. Вторая камера работает как объемный фазоинвертор с выходной трубкой резонатора.


Есть у бандпас моделей и недостатки. Во-первых, они габаритные, что понятно по описанию особенностей конструкции. Во-вторых, они, как и закрытые системы, выдвигают растущие в геометрической прогрессии требования к внешнему усилителю при увеличении диаметра динамика. Идеальное решение при покупке бандпас сабвуфера — рассматривать активные типы устройств.

Если нужно выбрать сабвуфер в машину — рекомендуется выбирать так называемые FreeAir устройства. Они реализуют схему работы закрытой системы с воздушной камерой. Эти виды сабвуферов хорошо звучат при установке в багажник, могут использовать пространство салона для формирования глубоких басов. Машина при этом не испытывает никаких вибраций, способных повлиять на долговечность конструкции или функционирование важных систем.


Технические характеристики

При выборе модели сабвуфера в магазине можно как довериться среднестатистическим рекомендациям, так и ориентироваться на любимую музыку или привычное звуковое окружение в фильмах. Выбор делается по следующим параметрам:

  • частотный диапазон должен заявляться не выше 160 Гц. На практике верхняя граница частот будет выше. Однако, среднестатистический показатель при заявленном значении не превышает 200 Гц, что считается нормальным показателем;
  • параметр частоты среза задает границу диапазона, выше которой сигнал будет принудительно подавляться. Идеальным будет подбор модели с регулировкой этого показателя. Изделия с жестко заданной границей, настройка которой не предусмотрена, должны характеризоваться заявленной частотой среза в 160-200 Гц;
  • звуковое давление — этот параметр хорошо характеризует ход мембраны динамика. Он характеризует максимальную громкость, однако не обязательно напрямую коррелирует с мощностью сабвуфера;
  • чувствительность отвечает за скорость реакции системы на колебания сигнала. Чем выше этот параметр — тем легче работать усилителю. Есть и обратное правило: высокое значение чувствительности означает, что динамик будет реагировать на шумы, помехи. Особенно резко падает качество звука, если в роли источника сигнала выступает плеер, декодирующий MP3 или другие компрессированные файлы. Нормальный параметр, если рассматривается автомобильный тип саба — 90 Дб, для домашней системы — от 100 до 150 Дб.
  • оставшиеся важные параметры — диаметр динамика в миллиметрах и электрическое сопротивление системы. С первым все понятно: чем больше мембрана, тем интенсивнее толчки воздуха при ее работе. На электрическое сопротивление саба нужно обращать внимание, если его нужно подобрать к колонкам. Желательно, чтобы параметрика существующей акустики и выбираемого изделия были одинаковыми.

Последним делается выбор конструкционного решения. Стоит помнить, что фазоинверторные сабы относительно недороги и нетребовательны. А вот закрытые и бандпас системы нужно выбирать с умом, ориентируясь на результат и вооружившись большим объемом знаний. Или — воспользовавшись помощью специалистов.

Лучшие фирмы производители

Назвать лучших фирм производителей сабвуферов достаточно сложно. Эти устройства, из-за своих особенностей, разрабатываютя для определенных сфер применения. Поэтому компания, выпускающая сценические сабы или модели для концертов на стадионах может даже не предлагать изделия для домашнего пользователя. Однако назвать интересных фаворитов достаточно просто.

  1. Cabasse — компания, выпускающая как сценические устройства, так и сабы для домашнего пользователя. Яркий пример изделий последней категории — модель Saturn 55. Это настоящий монстр. Корпус весит почти 200 кг, имеет рабочий объем в 500 литров, масса динамика — 27 кг. При всей своей монструозности (включая стильные декоративные стяжки металлическим прутом на передней панели) устройство отлично сбалансировано. При воспроизведении на максимальной громкости установленная на верх корпуса легкая стальная шпилька даже не шевелится.
  2. Yamaha. Изделия этой компании дорогие. Однако производитель является мировым лидером по разработке систем с идеальным звучанием. В ассортименте как активные, так и пассивные сабы. Электронные схемы компании — это эталон качества и минимальных искажений сигнала.
  3. Pioneer. Бренд с долгой историей падения и роста популярности. Однако одно остается неизменным: компания имеет огромный опыт в разработке систем преобразования звукового сигнала. В ассортименте предложений найдется любая разновидность саба, как для домашнего, так и профессионального использования.
  4. Последний участник списка лучших — бренд JBL компании HARMAN. Он уже более 70 лет занимается разработкой акустики и аудиоэлектроники. Сегодня в производимой линейке моделей можно отыскать любой вид сабвуфера.

Как выбрать девайс

Это может показаться странным, но больше всего сложностей с выбором сабвуфера испытывают люди, покупающие устройство для домашнего пользования. Причин этому множество:

  • нужно учесть ограниченный объем комнаты, отражения от стен и малое расстояние до слушателя;
  • необходимо рассчитать мощность, чтобы идеально вписать саб в уже существующую акустическую систему;
  • для аудиофилов, в дополнение к перечисленному, важно согласовать фазировку сигнала и другую параметрику для действительно идеального звучания.

Чтобы упростить выбор лучшей модели, можно привести несколько советов.

  1. Для небольшой комнаты до 20 кв.м рекомендуется покупать закрытый сабвуфер. Он минимально искажает звук и не формирует резких бросков воздуха. В комнате среднего размера хорошо звучит фазоинверторный саб. Вдобавок, он доступнее по цене, в отличие от других решений. А для большого помещения, при определенной толщине кошелька — рекомендуется приобрести бандпас или полосовую модель.
  2. Мощность сабвуфера должна минимум в полтора раза превышать суммарную мощность фронтальных колонок домашнего кинотеатра. Желательно иметь двухкратный запас. Это позволит динамику не работать на пределе, обеспечивая передачу звука без искажений. Так, для колонок в 50 Вт — желательно покупать сабвуфер мощностью от 150 Вт.
  3. Располагать саб нужно так, чтобы минимизировать наложение волны после отражения от стен. Идеальное место для него в углу. В этом случае отраженная от стен волна будет иметь минимальное запаздывание от основного фронта колебаний, формируемых устройством.
  4. Импенданс, или электрическое сопротивление саба — важный параметр при покупке пассивной модели. Он должен совпадать с соответствующей характеристикой остальных колонок для нормальной работы усилителя и предсказуемых регулировок.
  5. Сабвуфер обязан иметь собственный регулятор громкости. Без этого элемента конструкционного решения — рассчитать работу всей системы в целом очень трудно.

Аудиофилам рекомендуется покупать сложные устройства. Сабвуфер обязательно должен иметь регулировку частоты среза. Идеально, если устройство позволяет настраивать смещение фазы. С помощью таких функций можно подобрать параметрику сабвуфера для идеального звучания всей системы.

В качестве заключения

Сабвуфер — очень функциональное и важное дополнение любой акустической системы. Экономить на его покупке попросту нерационально. Малый ценник всегда означает разочарование в звуке. Саб в пластиковом корпусе просто не способен звучать сочно и яро. А оснащенный плохим усилителем и фильтрами — испортит всю звуковую картину. Поэтому к вопросу выбора модели стоит подходить со всей ответственность, тщательно изучая отзывы, анализируя параметры комнаты и существующих колонок.