Нормализация звуковых файлов. Сохранение обработанной Audacity дорожки в отдельный аудиофайл. Говоря в дальнейшем о звуковых файлах мы будем иметь ввиду файлы с расширением.WAV, то есть wav-файлы. Поскольку это именно те файлы, которые используют для запи

Совсем недавно я набрёл на замечательный ресурс независимого звукоинженера Des McKinney . Это просто кладезь полезных статей по современной звукозаписи и сведению! И вот одна из них (вольный перевод by ):

Процесс нормализации часто смущает новичков в цифровой звукозаписи. Откровенно говоря, “нормализация” имеет различные значения, что, естественно, сбивает с толку. Однако новички и специалисты могут быть сбиты с толку мифами и дезинформацией, которых достаточно на эту тему.
Я расскажу о 10 распространённых заблуждений и том, что же происходит на самом деле.

Пиковая Нормализация

Для начала, некоторые пояснения: Так как “нормализация”, может означать несколько вещей (см. ниже), мифы ниже прежде всего относятся к пиковой нормализации.

Пиковая нормализация - это автоматизированный процесс, который изменяет уровень каждого сэмпла в сигнале цифровой звукозаписи равным количеством, таким образом, что самый громкий сэмпл достигает указанного уровня. Обычно, процесс используется для того чтобы сигнал достигал максимума в 0dB - самого громкого уровня, допустимого в цифровом звуке.
Процесс нормализации похож на перемещение ручки громкости или фейдера: весь сигнал изменяется тем же самым «неподвижным» количеством, вверх или вниз. При нормализации, система находит самый громкий пик и по нему уже выстраивает общий уровень.

Некоторые из мифов ниже отражают не что иное, как недопонимание этого процесса, как бывает с распространенными заблуждениями, но тем не менее, некоторые из мифов происходят от более фундаментального недопонимания - в данном случае в звуке, микшировании и цифровой звукозаписи.

Мифы и дезинформация.

Миф #1: После нормализации нескольких треков, они звучат с одинаковой громкостью.

Нормализация нескольких треков к общему уровню гарантирована только при условии, что треки идентичны. Однако, наше восприятие громкости зависит от многих факторов, включая интенсивность звука, длительность и частоту. Пиковый уровень сигнала важен, но он не имеет прямого отношения к полной громкости трека.

Миф #2: Нормализация делает трек настолько громким, насколько это возможно.

Послушайте эти два mp3 файла, каждый нормализован к уровню -3dB:

Когда уровень трека настолько низок, что вы уже не можете использовать регуляторы гейна (Gain) и громкости, чтобы сделать трек достаточно громким. Это указывает на проблему с записью, в идеале вы можете переписать трек с необходимым уровнем… Но когда это не возможно, нормализация может спасти неудачный дубль.

Когда нужно установить пиковый уровень трека без изменения его воспринимаемой громкости. Например, работая с испытательным сигналом, белым шумом и другим немузыкальным контентом. Конечно же, вы можете установить пиковый уровень вручную – прослушивая трек и отмечая пики… но эту работу за вас может сделать функция нормализации.

Миф #9: Нормализация гарантирует, что трек не будет перегружен (clipping).

Одиночный трек, нормализованный к 0dB, не будет перегружаться. Однако, если трек будет обработан или фильтрован с повышением громкости (например, при эквализации) появятся искажения. И если трек - часть микса, который включает другие треки, нормализованные к 0dB, есть гарантия, что сумма всех треков превысит самый громкий пик любого из одиночных. Другими словами, нормализация защищает вас от перегрузки только в самом простом случае.

Миф #10: Нормализация требует дополнительную операцию дизеринга (dither).

Этот последний миф является слегка эзотерическим, но он изредка появляется в сетевых обсуждениях записи. Обычно, в форме заявления: “это хорошо нормализовать в 24 битах, но не в 16 битах, потому что …”, сопровождаемый объяснением, которое передает неправильное понимание цифровой звукозаписи.

Просто скажу: дизеринг применяется при изменении разрядности. (например, преобразование с 24 бит до 16 бит). Нормализация же, работает независимо от битовой глубины, изменяя только уровень каждого сэмпла. Поскольку, никакого изменения разрядности не происходит, дизеринг не требуется.

Другие Определения.

Нормализация может означать несколько других вещей. В контексте мастеринга альбома инженеры часто нормализуют треки альбома одному уровню. Это относится к воспринимаемой громкости и не имеет отношения к пиковому уровню каждого трека.

Некоторые системы (например SoundForge) предлагают «Нормализацию по RMS», действие которой основано на вычислении среднеквадратического уровня громкости. Это приблизительно соответствует воспринимаемой громкости и также не зависит от пикового уровня. Однако, как и с пиковой нормализацией, его применение также требует осмысленного подхода.

При студийной звукозаписи на магнитный носитель. Коррекция необходима, поскольку процесс намагничивания покрытия пленки происходит неравномерно применительно к спектру аудиочастот. Если не проводить коррекцию, даже первое воспроизведение записи будет звучать непохоже на оригинал.

В цифровой звукозаписи под нормализацией звука понимается процесс выравнивания громкости звукового сигнала относительно какого-либо эталона, например громкости другого звукового сигнала.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Обработка звука. Удаляем шум, компрессия, нормализация

    Нормализация дорожки в Adobe Audition 1 5

    Как выровнять громкость звука в Adobe Premiere Pro

    Субтитры

Способы нормализации

Пиковая нормализация

Это способ нормализации, при котором уровень звукового сигнала поднимается до максимально возможного значения для цифрового звука без появления искажений. В данном случае ориентиром служит уровень его самого высокого пика. Этот способ позволяет полностью исключить клиппинг , однако, если в звуковом файле есть хотя бы один пик, сильно выделяющийся из общей сигналограммы звукового сигнала, то нормализация по его уровню может привести к тому, что звуковой сигнал останется достаточно тихим, хоть и звук, на который ориентировались при нормализации будет вполне громким. Величина звука при данном способе обычно измеряется в процентах.

RMS нормализация

Нормализация по среднеквадратичному значению уровня звука в файле. Полная противоположность пиковой нормализации. При данном способе величина звука измеряется в децибелах . Для человеческого уха этот способ подходит больше всего, однако при больших значениях громкости возможен клиппинг. Чтобы от него полностью избавиться, специалисты рекомендуют нормализовывать звук до значения в 89 децибел, определённого опытным путём, однако для некоторых современных слушателей оно может показаться слишком тихим. Также следует учитывать, что если звуковые файлы имеют различный динамический диапазон, то на слух они могут звучать не одинаково громко даже с одинаковыми значениями RMS.

Л юбителям музыки, полагаем, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда одни композиции одной подборки звучат слишком громко, а другие, напротив, слишком тихо. Такое бывает, когда пользователи скачивают музыку из разных источников, а ещё композиции с разной громкостью звучания часто встречаются в миксах, где собраны песни разных исполнителей. Ну, это понятно, только как вот в таких случаях поступать, не регулировать же громкость каждый раз, как только песня зазвучит громче или тише?


Нет, конечно, потому что громкость можно выровнять, причём очень просто. Для этого вам понадобится маленькая бесплатная утилита . Эта программка позволяет обрабатывать аудиофайлы популярных форматов в пакетном режиме в соответствии с заданным параметром громкости.

Итак, идем на страничку разработчика и скачиваем последнюю полную(!) версию . По умолчанию программа устанавливается на английском языке и, если вас это не смущает, устанавливайте её в обычном режиме, чтобы сразу получить интерфейс на русском языке, на втором шаге инсталляции необходимо установить галочку «Russian» в меню «Language files» .

В меню жмём кнопку «Добавить файлы» и загружаем в окно утилиты аудиофайлы , над громкостью которых нужно поработать. Далее нажимаем «Анализ трек» и ждём пока программа не завершит анализ файлов с целью выявления их громкости. Процедура эта может занять несколько минут, всё зависит от общего размера анализируемых файлов. На обработку сборки объёмом 1 Гб уходит примерно 10 минут.

После нужно установить желаемую громкость (по умолчанию это 89 Db) и нажать кнопку «Тип трек» . В результате обработки громкость всех аудиофайлов будет приведена к единому указанному значению. Изменение уровня громкости занимает меньше времени, чем анализ. Также стоит обратить внимание, что все файлы в процессе обработки и сохранения будут перезаписаны.

И напоследок пару слов о том, что означают параметры напротив каждого файла.

  • Уровень - текущая громкость.
  • Клиппинг - установленная напротив птичка Y указывает, что при текущей громкости на фоне трека имеются шумы (будете ли вы их слышать или нет, зависит от остроты вашего слуха).
  • Трек - показывает разницу в децибелах между текущим и установленным пользователем параметром громкости.
  • Наличие отметки в колонке «Клип (Т)» указывает, что фоновые шумы останутся и после обработки.

Чтобы этих шумов было как можно меньше, не рекомендуется выставлять громкость слишком высокую или слишком низкую. Оптимальным значением для параметра «Норма громкости» является примерно 85-95 децибел .

Non Stick Mouse - тулза для предотвращения залипания мыши в многомониторных системах... Функция Snap Assist, предназначенная для прикрепления окон к границам и углам экрана впервые появилась в Windows 7 и была унаследована новыми версиями операционной системы. Функция полезная, однако в Windows 10 при работ...

Windows из коробки поставляется с набором всех необходимых для работы устройств драйверов и приложений, но на деле этого оказывается недостаточно. Задачи, которые ставят перед собою пользователи, требуют дополнительной у...

Мы слушаем музыку дома, на работе, гуляя по улице с плеером, наслаждаемся ей отдыхая и общаясь с друзьями. Но у музыкальных треков есть одна особенность - они могут звучать с разным уровнем громкости и сменяя друг друга при воспроизведении один будет звучать громче или тише следующего. В отдельных обстоятельствах это мешает, отвлекает и даже раздражает. Выровнять громкость mp3 файлов без потери качества можно бесплатной программой Mp3 Gain.

Нормализация mp3 файлов

По умолчанию за норму программой берется значение в 89 децибел, определяющее, как считается, наиболее качественный результат при нормализации. Пользователю предоставляется установить любое значение в диапазоне от 75 до 105 децибел и обработать mp3 файлы тремя способами: "трек", "альбом" или "константа". В первом случае это любые выбранные фалы, во втором альбом считается за папку, в которой лежат mp3, а в третьем режиме уровень громкости треков просто увеличивается или уменьшается на указанное количество децибел. В Mp3Gain реализована функция максимального увеличения уровня громкости без появления искажений - шипения, треска, так называемого "клиппинга". Нормализация mp3 файлов осуществляется без перекодировки треков, благодаря чему они не теряют изначальное качество.


    Эта статья будет полезна тем, кто задался вопросом: "Как и какой программой выровнять - нормализовать уровень аудио звука?". Если вы собрали свою музыкальную, аудио коллекцию, скачивая по одному треку в интернете, и столкнулись с такой проблемой, как разная громкость аудио файлов, одни звучат громко другие тихо (к примеру старые ретро записи), тогда вам на помощь придёт небольшая бесплатная программка MP3Gain.

    !Внимание. Это не разбор коррекции и правки аудио звука, это всего-навсего, один из многих способов для быстрого избавления от головной боли.

    MP3Gain — для нормализации аудио громкости MP3-файлов

    Компьютерная программа MP3Gain позволяет повышать, понижать и выравнивать громкость как отдельно взятого файла, так и целой-пакетной группы файлов (например, в каком-либо музыкальном альбоме). MP3Gain работает только с форматом MP3, но при желании можно установить расширение (к примеру для обработки файлов AAC (Mp4)), подробнее на оф сайте http://mp3gain.sourceforge.net

    Программа полностью бесплатная и весит в распакованном виде около 5 Mb, в зависимости от сборки и входящих в неё дополнений, таких как локаль, help и иные расширения. На оф сайте разные версии в двух вариантах, инстал (.exe) и портабле (.zip). Если использовать инстал (.exe), то для Русификации выбрать при установке Language filts + Russian. А так-же можно скачать с PortableApps.com сборку с установленным русским языком (и кучей других) - http://portableapps.com/apps/music_video/mp3gain_portable

    MP3Gain работает весьма корректно и не вносит изменений в кодирование - раскодирование MP3 файла, т.е. качество музыкального фрагмента остаётся неизменным, обработке подвергается только громкость звука. Интерфейс программы весьма прост и понятен, пользователю для работы с музыкальным файлом или пакетной группой файлов, вам лишь нужно совершить несколько действий.

    Добавить MP3 файлы в программу
    - Установить нужный уровень звука
    - Запустить процесс изменения звука

    Программа всё сделает сама, в автоматическом режиме определит средней уровень звука всех файлов и исправит более тихие и громкие файлы. Более подробное описание программы, её достоинства и недостатки рекомендую почитать на http://ru.wikipedia.org/wiki/MP3Gain

    Итак, после того как вы посетили и почитали Wiki вам стало всё понятно и можно приступать к автоматическому пакетному выравниванию звука.

    !Сделайте копии ваших аудио файлов , на всякий случай. В программе нет функции сохранения исправленных файлов, она сразу изменяет исходные.

    Проверьте, что-бы в Настройках (Options) стояла галочка напротив «Изменение уровня без клиппинга» . Надеюсь Wiki изучили подробно, знаете что такое «Клиппинг» и понимаете в каких ситуациях к каким проблемам может привести его использование.

    Настройка уровня громкости

    По умолчанию «Норма» громкости установлена 89 децибел (лучше оставлять без изменений) . По мнению большинства специалистов именно это число даёт наиболее качественные результаты в плане нормализации и устранения клиппинга. По желанию Вы можете выставить в качестве нормы любое значение от 75 до 105 dB. Сделайте копии ваших аудио файлов и поэкспериментируйте в поисках оптимального значения для вас.

    Режимы Трек Альбом Константа

    • Трек — MP3Gain рассчитывает уровень громкости, индивидуально для каждого трека. Затем корректирует громкость каждого трека в соответствии с требуемым уровнем. Например, имеется 3 песни с уровнем громкости 86, 91 до 89 дБ. Если применить Тип Трек для приведения их к требуемому уровню 92 дБ, у всех этих песен будет уровень около 92 дБ.
    • Альбом — Общая громкость альбома будет отрегулирована в соответствии с требуемым уровнем, но разница в громкости между треками в альбоме будет сохранена. Например, имеется 3 песни с уровнем громкости 86, 91 и 89 дБ, общая громкость этого альбома будет около 89 дБ. Если требуемый уровень установлен 92 дБ, и применён Тип Альбом, MP3Gain увеличит громкость каждой из этих песен на 3 дБ.
    • Константа — этот режим похож на режим Альбом. В нём громкость всех треков просто увеличиваются или уменьшается на заданное количество децибел без какой-либо нормализации относительно друг друга.

    Процесс выравнивания аудио звука

    1. Щёлкните кнопку «Добавить файлы в список» и выберите нужные файлы. Если щёлкнуть кнопку «Добавить папку» можно добавить все файлы находящиеся в выбранной папке, а так-же если в Настройках (Options) отмечено Добавить подпапки (Add Subfolders), все папки находящиеся внутри добавляемой также будут выбраны и файлы из них будут добавлены в список.

    2. По желанию, вы можете нажать кнопку «Анализ Трек » и посмотреть какая громкость у ваших исходных файлов. А так, для быстрого выравнивания, можно этого не делать.

    Если в треке присутствует «Клиппинг », то в соответствующей колонке появляется буква Y , и вся строка окрашивается в красный цвет.

    3. Для нормализации, выравнивания звука нажмите кнопку «Тип Трек », и приготовьтесь ждать — в зависимости от количества композиций процесс может занять некоторое время.

    Вот пожалуй и всё, о быстром выравнивании звука. Рекомендую, тем кто впервые открыл эту прогу, разок-другой сделать нормализацию в качестве пробы на нескольких (3-7) аудио треках. И Не забывать беречь оригинальные файлы, работая с копиями.

    Тем, кто желает позаниматься более кропотливой работой

    Сделайте «Анализ Трек» и установите в настройках галочку: Работать только с выделенными файлами .

    Выделите нужные файлы для правки и измените кнопку «Тип Трек » на «Константа » или в верхнем меню: Изменить уровень/Применить Константу... Используя ползунок установите нужное вам изменение.

    С помощью бегунка можно увеличить уровень предельной (105 dB) громкости (цифра увеличения плюсуется к стандарту). Можете поэкспериментировать с этим значением для достижения оптимальной громкости.

    Что-бы оценить изменения, прослушайте файлы, щёлкнув правой кнопкой на файл и выбрав «Play mp3 file » (если Вы будете их слушать на переносном проигрывателе то скопируйте в него). Если громкость слишком увеличена, то песня будет шипеть, отменить результат правки можно щёлкнув пр.кнопкой мыши в поле с добавленными файлами и выбрать «Undo Gain changes » или в верхнем меню «Изменить уровень/Отменить изменения уровня ». Ещё можно попробовать сделать повторное изменение громкости с другими настройками, немного понизив значение константы для проблемного файла.