Кто придумал гироскутер – история этого электротранспорта. История гироскутера - от рождения до наших времен

Примерно тридцать лет назад американский инженер-изобретатель Дин Кейман встретился на пешеходной дорожке с инвалидом-колясочником. У инвалида имелась проблема: коляска не могла преодолеть ничтожное препятствие: бордюрный камень…

Медицинская техника была «коньком» изобретателя. «Неужели таким людям нельзя помочь?», думал Кейман.

В этот момент американцу пришла в голову революционная идея: встроить в коляску гироскоп - устройство, которое реагирует на изменение ориентации в пространстве и автоматически поддерживает равновесие.

Вслед за коляской с гироскопом Кейман разработал самобалансирующуюся «колесницу» -сигвей. Правда, работать пришлось много лет.

Россия - родина сигвея?

Впрочем Дин Кейман был не первым! Как всякое крупное изобретение, сигвей имеет давнюю историю.

Первый гироскоп был создан немецким физиком Иоанном Боненбергером еще в 1817 году и усовершенствован французом Жаном Фуко в середине XIX столетия. В то время гироскопы нужны были для проведения физических экспериментов.

Уже в начале XX века русский изобретатель Петр Петрович Шиловский предложил использовать гироскоп в колесном транспорте. Ему удалось построить экспериментальный монорельсовый поезд и гирокар - двухколесный автомобиль. Шиловский считал, что такие транспортные средства станут более маневренными. Машина поддерживала равновесие с помощью гироскопа.

В 1914 году Шиловский построил такой автомобиль в Лондоне, но в серийное производство он не поступил. Уровень технологий не позволял это сделать. Инженерная фантазия Шиловского безнадежно опередила его время. Его машину можно считать «прародительницей» современных сигвеев и гироскутеров.

Гироскопический автомобиль Шиловского

Другой аппарат - уже очень похожий на нынешние сигвеи - запатентовал японский профессор Кацуо Ямафудзи в 1966 году. Впрочем, ученый встретился с большими трудностями при воплощении своего проекта и смог представить публике готовую модель только в 1987 году. В серийное производство она так и не поступила.

Следуй за мной!

Подлинный отец сигвеев и гироскутеров - Дин Кейман - родился в Нью-Йорке в 1951 году и еще в школе был охвачен благородной страстью изобретательства. Позднее он учился в Ворчестерском политехническом институте, но так и не получил законченного высшего образования. И этот самоучка стал человеком, который чуть не перевернул мир.

За свою жизнь Дин Кейман получил более четырехсот патентов на изобретения. Его коньком была медицинская техника - так, например, он изобрел автоматический шприц для больных диабетом или гироскопическое инвалидное кресло iBOT (1990 год) - о нем мы, впрочем, уже упоминали!

Разработка сигвея стоила Кейману десяти лет работы и 100 миллионов долларов. Задача оказалась очень сложной (для науки и техники 90-х годов): пять гироскопов должны были автоматически реагировать на малейшие изменения в положении тела человека, который стоит на платформе. Сигналы от всех гироскопов передавались микропроцессорам, которые в свою очередь посылали сигналы электродвигателям. Этот принцип работы используется и теперь.

Чтобы создать свою «чудо-колесницу», Кейман основал компанию «Сигвей» (название торговой марки первично, название самого транспортного средства - вторично).

Кстати, как правильно писать это слово - «сигвей» или «сегвей»? Правильны оба варианта: в России единой нормы не сложилось. Правда, если исходить из оригинального названия (Segway) второй вариант кажется предпочтительным.

Само же имя происходит от итальянского музыкального термина segue, который означает «Иди за мной».

Изобретатель полагал, что мир последует за ним и что изобретение совершит переворот в городской инфраструктуре. Во всяком случае, именно такое заявление он сделал в декабре 2001 года, когда презентовал уже построенный сигвей на американском телевидении. Кейман хотел перевернуть весь мир, отправив все автомобили и велосипеды на свалку истории.

Эти пророчества оказались слишком смелыми, но все-таки сигвей уже вторгается в городской ландшафт. Уже в 2002-2003 годах было запущено в массовое производство сразу несколько моделей «чудо-колесниц». Сигвей экологичен и экономичен, занимает мало места, развивает скорость до 50 километров в час и используется не только для развлечения. Во многих городах сильные стороны сигвея оценили курьеры и даже полицейские.

Единственный недостаток - машина не слишком-то дешева.

А как же гироскутеры?

А когда был изобретен гироскутер? Некоторые полагают, что сигвей и гироскутер - полные синонимы. Это не совсем так: ведь электронная «начинка» сигвея ответственна только за поддержание равновесия. А управлять колесным средством надо с помощью руля.

У гироскутера же руль как таковой отсутствует. Принцип управления прост, как все гениальное: при переносе массы тела на правую или на левую ногу включается только правый или левый мотор - гироскутер начинает поворот.

Такая машина была пущена в производство совсем недавно, в 2014 году. Даже единого названия пока что не сложилось, и параллельно со словом «гироскутер» звучат слова «мини-сигвей» и «смарт-баланс».

Гироскутер стал производиться сразу несколькими компаниями из Китая и Кореи, которые оспаривают приоритет друг у друга. Истинным изобретателем чаще всего низывают китайского инженера по имени Шейн Чэнь.

К очевидным плюсам гироскутеров следует отнести их дешевизну, малый вес, компактность.

Но есть и оборотная сторона медали - до надежности сигвея современным гироскутерам еще очень далеко.

Прообразом гироскутера, как бы не открещивались его создатели, можно считать сигвей - это исторический факт. О том, кто придумал сигвей существует общепринятое мнение - авторство изобретения Дина Кейна никто не оспаривает, а если оспаривает, то очень тихо и до масс такая информация не доходит. Представляет собой сигвей двухколесный самодвижущийся механизм с электродвигателем. Ногами райдер становится на одноосную платформу, руками - удерживается за руль, напоминающий руль самоката. Маневры обеспечиваются наклонами корпуса в стороны. Для ускорения движения следует наклонить корпус вперед, для торможения - проделать ту же процедуру с обратным вектором.

Первый прототип представили широкой публике в 2001 году - 16 лет тому назад, но популярности, изобретенного значительно позже гироборда ему достичь не удалось. Нельзя сказать, что о сигвеях не знали или не использовали. Это совсем не так. Их применяют, как транспортное средство полицейских, в некоторых развитых западных странах.

Удобны самобалансирующиеся устройства для перемещения в крупных офисах и в организациях с большой площадью территории, как замена велосипедам. В нашей стране сигвей чаще применялся в качестве развлечения в лунапарках, на набережных курортных городов и в оживленных местах отдыха (бульварах, парках, площадях). Причин тому несколько:

  1. Габариты конструкции;
  2. Большой вес.

Новый бестселлер

О том, кто изобрел гироскутер мнение у претендующих на первенство сторон кардинально противоположны. На признание первооткрывателем рассчитывают сразу два представителя конкурирующих компаний: представляющий Solowheel - Шейн Чен и Дэвид Пирс из Chic Robotics. Достоверно установить кто был первым и в каком году произошло открытие не представляется возможным. Взаимные обвинения в плагиате звучат с обеих сторон. Шейн Чен называет 2013 год - годом создания первого прототипа. Мистер Пирс продолжает настаивать, что модель 2014 года - Smart S1 и есть первый гироборд.

Кто бы не придумал гироскутер, то, что это хит продаж последних трех лет не осмелится возразить ни одна живая душа на рынке электротранспорта. Фото сигвея и его современного аналога указывают на причины популярности нового агрегата по сравнению с ранним предшественником. Первое, что бросается в глаза - размер. Вышедшие на новый уровень литиевые батареи позволили существенно снизить вес и габариты гироборда без снижения запаса хода при полном заряде. Современные мини-сигвеи позволяют проходить от 10 до 150 км без подзарядки. Новые технологи разрешают оснастить гироборд дополнительными полезными функциями:

  • аудиоколонки.

Перспективы роста

Пока продолжаются споры об авторстве, все больше компаний вводят в ассортимент товаров гироборды собственного производства. Появились мини-сигвеи с большим диаметром колес, увеличив проходимость транспорта и выведя его за рамки исключительно городского увлечения.

В нашей стране вырастает новое поколение детей, изменивших любимым старшими товарищами самокатам и скейтбордам. Доступность новых электромашин не уступает привычным экстремальным средствам передвижения.

Полезно знать: Китай - страна, где изобрели новое повальное увлечение, продолжает находится в авангарде мирового производства. Гироскутер, как и любой другой товар "made in China", доступен в разных качествах. Некоторые модели запрещены к перевозке вследствие возможности их самовоспламенения. Большинство производителей берегут свою репутацию, предлагая безопасное исполнение и стильный дизайн.

Что такое гироскутер - удобное электрическое транспортное средство, внешне выглядит, как планка с колесами по бокам, работает на электродвигателе, встроены датчики для балансировки. Прародителем новинки называют сигвей, где тоже есть два колеса и площадка для ног, без рулевого столба. Научиться ездить на гироскутере просто.

Зачем нужен гироскутер?

Многие пожимают плечами: для чего нужен гироскутер в быту, если имеется другой транспорт? Бесспорный плюс - компактность и скорость. Устройство разгоняется до 15-20 километров в час, до остановки можно добраться в считанные минуты. Коротко о плюсах:

  1. Экономит время, чтобы добраться до места назначения.
  2. Игнорирует дорожные «пробки».
  3. Не требует парковки.
  4. За него не нужно платить в транспорте, легко умещается в сумке.

Гирокскутер отлично подходит для отдыха:

  1. Удобен в использовании, не требует физических усилий для приведения в действие.
  2. Идеален для знакомства с достопримечательностями, скорость легко регулируется.
  3. Можно кататься по парку, использовать для прогулок с собакой.

Как выглядит гироскутер?

Внешне похож на скейтборд, только с двумя колесами, встроенными в платформу. Главные детали устройства:

  • корпус с прорезиненными вставками, удерживающими от скольжения;
  • электродвигатели в колесах;
  • колеса состоят из шин и дисков с двигателем;

Одноколесный гироскутер отличается тем, что:

  • имеет камерную систему колес, поэтому едет мягче;
  • есть система увеличения мощности;
  • колеса – в пластиковом корпусе;
  • на корпусе имеется ручка с панелью управления;
  • с двух сторон устройства имеются специальные подножки;
  • нет передней и задней части, поэтому легко едет и вперед, и назад.

Самое важное в этом устройстве – система балансировки с гироскопами и гироскопическими датчиками. Некоторые модели оснащены подсветкой, чтобы перемещаться ночью. Новые модели имеют приложение, которое фиксирует скорость и заряд батареи. Основное устройство гироскутера включает:

  • микроконтролер системы балансировки;
  • вспомогательные платы, на них размещены гироскопы;
  • платформу с участками управления в виде кнопок;
  • стальное крепление, отвечающее за нагрузку;
  • платы с двух сторон платформы для независимых друг от друга двигателей;
  • два гироскопических датчика, передающих информацию через шлейф, в процессор;
  • процессор, осуществляющий программное обеспечение, через которое поступает команда электродвигателям, куда крутить колеса;
  • аккумуляторы для электродвигателей;

Виды гироскутеров

Какие бывают гироскутеры? Их разделяют по виду колес, размер которых и определяет возможности устройства:

  1. Детский, колеса на 4,5 дюйма, рассчитаны на небольшой вес.
  2. Полусредний, колеса на 6,5 дюймов, высокая скорость, небольшие размеры. Выдерживает груз до 100 килограмм.
  3. Средний, диаметр колес - 8 дюймов, скоростные, с хорошей проходимостью.
  4. Большие. Размер колес около 10 дюймов, самые мощные электродвигатели.

Какой гироскутер лучше выбрать?

Как правильно выбрать гироскутер по основным параметрам? Специалисты советуют ориентироваться на возраст покупателя и его потребности:

  1. Для детей отличный вариант – «Умка», скорость небольшая – до 8 километров в час, мало весят, занимают немного места.
  2. Детям 7-10 лет лучше всего подойдет гироскутер на 6,5 дюймов. Небольшой вес и хорошая скорость. Минус – плохо ездит по неровным дорогам, потому быстро изнашивается.
  3. Подросткам до 18 лет удобнее всего кататься на 8-дюймовых. Справляется с любой дорогой, устойчивый и скоростной.
  4. Для взрослых оптимальный выбор – гироскутер на 10 дюймов, большие колеса обеспечивают проходимость в любую погоду, развивает скорость до 25 километров в час.
  5. Пожилым людям подойдут устройства с ручками, с их помощью гироскутером легко управлять.

Моноколесо или гироскутер - что выбрать?

Эти девайсы представлены на рынке в двух вариантах: моноколеса и гироскутеры. У каждого устройства есть свои плюсы и минусы. Гироскутер на двух колесах – более устойчивый, но на одном колесе – намного мобильнее. В сравнительной характеристике картина такова:

  1. Моноколесо ездит быстрее, его удобно носить в руках. Большие гироскутеры требуют приспособлений.
  2. Одноколесные устройства рассчитаны на расстояния 18 километров, могут разгоняться до 35 километров в час, у гироскутеров самая большая скорость – 25 километров.
  3. Легко проходят в проемы, на нем можно ездить в супермаркетах, гироскутер такой способностью похвалиться не может.
  4. При резком наезде на дорогу моноколеса не успевают перестроиться, в отличие от гирокскутеров.

Что такое гироскутер с одним колесом, чем отличается по типу? Есть моноколеса детские, на 5 дюймов, разгоняются до 10 километров в час, на неровной дороге отключаются. Подростковые, на 12 дюймов, могут набрать скорость до 13 километров, а взрослые – с диаметром 15 и мощностью двигателя в 500 Ватт легко одолевают до 20 километров в час. Если у ребенка проблемы с чувством равновесия, лучше приобретать для него менее скоростную модель.

Как зарядить гироскутер?

Когда зарядка этого транспортного средства совсем «сядет», устройство заблокирует колеса, а во время езды это очень опасно. Если заряда мало, девайс будет хуже «слушаться». Даже, если гироскутер в простое, его стоит подзаряжать хотя бы раз в полмесяца. Сколько заряжается гироскутер - полтора-два часа, в зависимости от того, как им пользоваться. По ровным дорогам зарядки хватит на два-три часа, столько же – на морозе до -5 градусов. Как заряжать гироскутер? Короткая инструкция:

  1. Проверить, чтобы устройство и разъем были сухими.
  2. Включить блок питания в розетку, после этого подсоединить к гироскутеру.
  3. Вставить штекер в нужный разъем.
  4. Выставить время, отмеченное в инструкции. Для разных видов оно отличается, но не более 4,5 часов.
  5. Когда устройство будет готово к использованию, на индикаторе появится зеленый огонек. Выключить штекер, затем – блок питания.

Аксессуары для гироскутера

Аксессуары для этого устройства разделяют на внешние и внутренние. Лучше всего сразу приобретать девайс с внешними приспособлениями:

  1. Сумка-чехол или переноска. Разные гироскутеры предполагают и разные модели сумок, исходя из размеров колес.
  2. Пульт управления.
  3. Корпус гироскутера.

Внутренние аксессуары заранее приобретать не обязательно, их приходится покупать в случае, если необходим ремонт:

  1. Аккумулятор – главная деталь механизма.
  2. Несущая рама.
  3. Надувные колеса, их нужно менять только на девайсе на 10 дюймов.
  4. Система балансировки датчиков, можно купить и по частям, и в комплекте.

Ховеркарт для гироскутера

У разработчиков недавно появилась оригинальная новинка, удобная в семейных поездках - коляска для гироскутера. Ее прикрепляют к корпусу, предусмотрено место, где сидеть, для устойчивости имеется переднее колесо. Впереди предусмотрены подставки для ног. Собирается очень быстро, занимает немного места, так что эту новинку охотно приобретают для катания детей. Удачный выбор и для людей старшего возраста, которым комфортнее передвигаться сидя.

Сумка для гироскутера

О том, что такое транспортное средство, как гироскутер, требует свою переноску, сразу задумываются не все. Но со временем все же приобретают сумку, чтобы защитить девайс от повреждений. Каким должен быть чехол для гироскутера? Несколько ценных советов:

  1. Покупать сумку лучше из жесткой ткани.
  2. Выбрать товар с карманами для зарядного устройства и блока питания.
  3. Изучить качество. Швы должны быть ровненькими, без торчащих ниток.
  4. Проверить, есть ли на дне мягкая вставка, которая защищает от повреждений.

Сумки для больших гироскутеров на 10 дюймов очень объемные и неудобные, специалисты советуют выбрать рюкзак, в толпе он не будет бить по ногам. Лучше всего покупать переноску из ткани, отталкивающей воду, которая защитит в ливень. Если планируете пользоваться девайсом и зимой, стоит приобрести сумку из плотной ткани, она убережет гироскутер во время мокрого снега и сильного мороза.


Защита для гироскутера

Что такое гироскутер для тех, кто привык им пользоваться ежедневно, объяснять не нужно, поэтому, как любой незаменимый помощник, он требует и качественного ухода. Мелкий дождь устройству не повредит, как и глубокая лужа, но только при условии, что оно надежно защищено. Для этой цели предусмотрена аквазащита гироскутера:

  1. Лента из трубочек, ее наклеивают на стыки деталей корпуса с помощью специального скотча.
  2. Чехол для корпуса, бережет от ударов и гасит вибрацию. Лучше выбрать силиконовый.
  3. Аквасостав, его умеют наносить в фирмах, которые специализируются на гидроизоляции гидробордов. Можно сделать это и самостоятельно, обработав составом все электронные устройства и механические узлы.

Сегодня двухколёсными платформами «без ничего» (в смысле без руля, ручки, третьей точки опоры и т. д.) уже особо никого не удивишь. всего за два года прочно вошли в нашу повседневную жизнь… а откуда? Откуда они вошли, где начался их путь? Когда появился первый гироскутер, в конце концов? Давайте попробуем разобраться.

За 13 лет до…

В 2001-м году Дин Каймен - изобретатель из США - выпустил на рынок свой Segway. У громоздкой тележки была ровно одна общая черта с современным гироскутером: это было двухколёсное транспортное средство, где оба колеса были расположены на одной оси. И оно не падало!

Кто прав, кто нет - сказать сложно. Сама идея самобалансирующегося транспорта была известна ещё с 90-х годов, поэтому вполне естественно, что над ней работали сразу несколько компаний. И вполне возможно, что Chic Robotics и Solowheel действительно добились результата одновременно.

Интересный факт: толчком к «буму» гироскутеров в Китае стал ролик, показанный в 2013-м году в программе Happy Show . Видео было посвящено концепции Hovertrax . Согласитесь, немного странно: Чен трубит о своей идее на весь Китай, а потом расстраивается, что её «украли»?

В любом случае, сегодня гироскутеры производят в десятках стран по всему миру, и спасибо за это мы можем сказать именно китайцам из Chic Robotics и Solowheel.

P . S . Естественно, у разных производителей получаются очень разные гироскутеры: есть дорогие и дешёвые, надёжные и не очень, минималистичные и навороченные… Тут мы можем дать только один совет: берите продукцию известных брендов( , ). Не прогадаете.

Прообразы стали появляться еще в 90-е годы ХХ века. Тогда конструкторы стали разрабатывать уличный транспорт, основанный на балансировании весом при вождении. Результат этой работы потребители увидели в начале 2000-х. Им стал сигвей - платформа с двумя колесами и рулевым столбом.

Со временем решили убрать и руль, возложив управление только на перенос веса тела. Так получился гироскутер, он известен также как мини-сигвей, смарт-сигвей, гироборд, гироцикл, электроскутер.

Состоит гироцикл из:

  • центральный компьютер;
  • корпус;
  • колеса-приводы;
  • электромотор;
  • гироскопические датчики;
  • литий-ионный аккумулятор.

В некоторых моделях могут быть дисплеи, осветительные приборы, динамики и звуковые сигналы, USB-порт. По виду мини-сигвей напоминает скейтборд, только едет он не боком, а прямо и без особых усилий. Несмотря на небольшой с виду размер доски и колес, устройство может выдержать человека весом 100 кг и более.

Кому и зачем нужен гироскутер

В небольшом городе гироскутер может легко заменить любой другой транспорт. В мегаполисе - сократить расстояния, освободить время на дорогу и облегчить нагрузку на ноги. Кому смарт-сегвей будет особенно интересен:

  • детям и подросткам для развлечения: это прекрасная идея для подарка и альтернатива стандартным велосипеду, роликам, самокату;
  • собаководу для прогулок со своим любимцем;
  • работнику большого офиса, которому приходится часто передвигаться по кабинетам;
  • любителю прогулок в парках;
  • служащим парков, ботанических садов, гольфклубов, аэропортов;
  • шопоголику для передвижения по торговым центрам;
  • хорошее средство для рекламных акций, презентации, обслуживания банкетов в современной обстановке.

Внимание! Главное условие для передвижения на гироскутере - ровная дорога. На грунтовых дорогах с небольшими препятствиями велика вероятность упасть, особенно для новичков в управлении мини-сигвеем.

Как управлять гироскутером

Управлять гироциклом не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное - научиться держать равновесие и правильно переносить собственный вес. Есть несколько советов, которые помогут научиться кататься на гироскутере.


Совет. Гироскутер может развивать скорость до 10 км/ч, поэтому тот, кто им управляет должен внимательно смотреть по сторонам и не выезжать на проезжую часть.

Как выбрать гироскутер

Прежде чем покупать гироскутер, нужно совершить небольшой тест-драйв. Только так можно подобрать оптимальную модель с подходящими колесами и платформой. Параметры, по которым выбирают мини-сигвей:

  • диаметр колеса;
  • размер площадки для ног;
  • вес устройства;
  • время зарядки;
  • максимально возможный вес пилота;
  • максимальная скорость;
  • мощность аккумулятора, время его работы.

Плюсы и минусы гироскутера

Владение мини-сигвеем имеет свои плюсы и минусы, которые также нужно учитывать при покупке и дальнейшем использовании. Плюсы:

  • компактность и легкость: его можно переносит в руке, положить в автомобиль или чемодан при перелете;
  • экономность: не нужно никакого топлива, только зарядка от стандартной электросети;
  • дальноходность: при полном заряде можно проехать до 20 км;
  • экологичность: нет вредных выбросов в атмосферу.

  • ограничение движения: можно ехать только по ровной дороге, нельзя выезжать на проезжую часть;
  • трудность зарядки вне дома: аккумулятор заряжается несколько часов;
  • нет физической нагрузке на ноги: человек расходует меньше калорий, что при сидячем образе жизни нехорошо.

Гироскутер - революционное транспортное средство, которое совсем скоро займет прочные позиции в повседневной жизни. Сегодня цена его колеблется в большом диапазоне от 15 до 100 тыс. руб. Но владельцы этого гаджета уверяют, что жалеть о потраченных деньгах не придется, такое удовольствие доставляет человеку управление гироскутером.

Как кататься на гироскутере: видео