Масла для двигателей автомобилей тестирование. Экспертиза моторных масел: губительный застой

Как долго может ходить двигатель без смены моторного масла? В сервисных книжках современных автомобилей указан интервал ТО с заменой масла 15 000–20 000 км. А производители синтетик часто увеличивают заявленный ресурс еще на десяток тысяч километров. Насколько обоснованы такие цифры? Не навредит ли «долгожитель» мотору? Проверим на практике.

Что и зачем проверяли?

Моторное масло - это канистра и нечто жидкое внутри, состоящее из базового масла и пакета присадок . От последних как раз и зависят ресурсные характеристики масла.

В процессе работы в двигателе масло контактирует с нагретыми поверхностями деталей. Его пленка, оставляемая поршневыми кольцами на стенке цилиндра, греется от газов и подвергается большим контактным давлениям. Масло не любит контакта с картерными газами: оно насыщается продуктами неполного сгорания топлива, окисляясь и вбирая продукты износа и прочую грязь, образующуюся при работе двигателя.

Главный показатель масла - вязкость . От нее напрямую зависит если не все, то многое: качество смазывания узлов трения, скорость изнашивания, потери на трение. А еще, косвенно, его расход на угар, токсичность отработавших газов и даже температуры деталей двигателя.

Рабочая вязкость масла формируется как свойствами базового масла, так и количеством и параметрами специальных присадок - так называемых загустителей. Это полимеры, которые под циклическим воздействием температур меняют свои свойства. Классическая картина изменения вязкости такова: сначала она падает, потом начинает расти. Чрезмерное снижение вязкости резко увеличивает скорость износа, а ее рост заметно ухудшает экономичность двигателя и его пусковые свойства, повышает токсичность отработавших газов и угар масла.

Диапазон допустимых вязкостей масла для нашего класса по SAE - от 12,5 до 16,3 сСт. Поэтому первый критерий клинической смерти масла - выход его вязкости за пределы допустимого диапазона.

Важная функция масла - мыть двигатель и не пачкать его. За качество промывки отвечают соответствующие присадки, а способность не пачкать определяется стабильностью и качеством базового масла.

Принято разделять высокотемпературные и низкотемпературные отложения. Первые образуются на боковых поверхностях поршней. Они наиболее опасны, поскольку мешают работать поршневым кольцам и могут привести к полной потере их подвижности, то есть к залеганию. А неподвижное кольцо уже не работает. Итог - компрессия падает. И дыма на выхлопе - как на футбольном стадионе после забитого гола. Расход масла начинает резко приближаться к расходу топлива.

А низкотемпературные отложения? Они образуются и в масляном поддоне, и на стенках картера двигателя, и в зоне работы распределительных валов. Но самое худшее - это скопление отложений в масляных каналах : они могут закупориться.

Моющая способность масла по мере его работы падает - срабатываются моющие присадки. Отчасти это контролируется величиной щелочного числа масла, а напрямую - уровнем сформированных отложений после длительного цикла испытаний.

Масло, вбирая в себя в процессе работы продукты сгорания топлива, содержащие серу, оксиды азота и прочие «приятности», накапливает кислоты. Они нейтрализуются щелочными моющими присадками лишь частично. А «кислое» масло становится агрессивным по отношению к мотору. Поэтому величина кислотного числа масла также является его браковочным показателем .

В совсем запущенном случае может произойти расслоение масла - так называемое выпадение пакета присадок . Они остаются в осадке, а по системе смазывания двигателя начинает гулять уже изрядно постаревшее базовое масло. Естественно, никакими функциональными свойствами, необходимыми мотору, оно не обладает. Это тоже признак смерти масла.

Все вышеизложенное делает понятными принятые нами критерии окончания срока службы масла .

  1. Выход вязкости за пределы границ, определяемых SAE.
  2. Резкое(более чем в два раза) падение щелочного числа и резкое же возрастание кислотного.
  3. Выпадение пакета присадок, индуцированное резким изменением содержания в масле активных компонентов - фосфора, цинка, кальция.

Кроме того, оцениваем энергосберегающие функции масла , характеризующие уровень потерь на трение в двигателе, а также защитные функции, оцениваемые скоростями износа основных деталей. В принципе, это основные параметры качества, которые анализируются при допуске масла к использованию в конкретных типах двигателей.

О чем говорит необходимось долива в межсезонный период - о несовершенстве двигателя, неверно подобранном масле или о технической неисправности?

Смотря какое масло и сколько доливаете. Расход масла неизбежен. Масляная пленка, оставляемая поршнем в цилиндре, греется от газов и испаряется (угар). Сколько масла улетит в трубу, зависит от его свойств, режимов работы, температуры за бортом, степени изношенности двигателя. В инструкции к автомобилю чаще всего приводят данные о штатном расходе масла, но они ориентировочные. Для большинства современных моторов вполне нормален расход одного литра на 3000–4000 км спокойной городской езды. У некоторых машин штатный расход - до литра на 1000 км. Тут важен предлог «до». Вот если больше, добро пожаловать на сервис.

Через Европу и Азию

15 000 км - это очень далеко! Примерно как от Лиссабона до Владивостока. Брать в такой пробег канистру масла на замену или достаточно литра на доливку?

Вместо красот Европы и просторов Азии будем лицезреть стены испытательного бокса: там свои прелести… А «поедут» сразу два одинаковых движка - впрысковые вазовские восьмиклапанники. Только так обеспечим маслам идентичные условия работы в течении всего «пробега». Чтобы приблизить вазовские «восьмерки» к моторам посовременнее, повысили на единичку степень сжатия и добавили систему масляного охлаждения поршней.

На испытания взяли так называемые полные синтетики класса вязкости 5W–40 , причем самых раскрученных брендов: Castrol(«Кастрол») , Shell(«Шелл») , Mobil(«Мобил») , Esso(«Эссо») , BP(«Би–Пи») , elf(«Эльф») , Total(«Тоталь») и ZIC(«Зик») . Такой набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейкой классификации все выбранные масла относятся к высокой группе качества - A3/B3/B4 . По классам качества API распределение такое: большинство масел - SM/CF , «Кастрол» - SN/CF , остальные - SL/CF . На фото и в таблицах исследуемые масла расставлены по алфавиту.

Как обычно, масла закупили в профильных магазинах обоих столиц. Нас ждал длинный «забег» продолжительностью в полгода. Такого мы еще не делали.

И на Тихом океане

…свой закончили поход. Остатки всех масел слиты в канистры, моторы разобраны, обмеры и снимки сделаны.

Пришло время отвечать на поставленные вопросы. Интересно, что обошлось без промежуточных доливок масла - четырех литров начальной заправки хватило каждому из восьми участников. Но расход масла оказался разным . Меньше всего - у масел «Зик» и «Кастрол»: моторы съели их всего по 0,6–0,7 л. Другие же масла дали результаты от 1,2 до 1,5 л., то есть, с учетом грубости метода измерения (на слив), практически одинаковые.


Столько масла мы потеряли «на пути от Лиссабона до Владивостока»

SAE

Все масла


10W–40 класса API–SG

Все образцы после слива были черненькие и страшненькие - еще бы, столько отпахать! А вот насколько изменились из основные физико–химические параметры? Общеизвестные тенденции подтвердились: вязкость всех масел сначала падает, потом растет, щелочное число уменьшается, а кислотное - повышается. По изменению щелочного числа и содержания активных элементов все масла отработали хорошо: браковочных показателей ни одно не дало. Это значит, что все производители используют высококачественные пакеты присадок . Впрочем, это неудивительно: производителей присадок можно по пальцам пересчитать, это серьезные специализированные фирмы.

А вот по вязкости картина другая. Сравните: у корейского масла «Зик» изменение вязкости на «15 000 км пробега» практически не вышло за пределы погрешности измерений. А вот «Эссо» под конец «пробега», где–то уже «в Сибири», вылезло за допускаемые классом SAE пределы изменения вязкости. Мотор это, конечно, не убило, но заметно увеличило его прожорливость. Из других масел ближе всех к запретной границе подошло масло «Би–Пи». И изменение поведения мотора на контрольных замерах это подтвердило.

Все масла , как и подобает полным синтетикам высоких классов качества, проявили свои энергосберегающие функции . Большой разницы между ними мы не обнаружили, но опять проявилась некая зависимость расхода топлива от высокотемпературной вязкости. Снова получается, что мотору больше нравится какая–то оптимальная вязкость, любой отход от нее в большую или меньшую сторону приводит к ухудшению характеристик. И ближе прочих к этому оптимуму оказались масла «Кастрол» и «Зик».


Сравнение энергосберегающего эффекта испытуемых масел и способности повышать мощность двигателя. Все масла свежие, только что из канистры, а в качестве точки отчета - простенькая минералка 10W–40 класса API–SG

Зато мощность мотора просит большей вязкости , и это понятно. В режимах максимальных нагрузок узлы трения находятся в наиболее жестких условиях, и тут масла с большей высокотемпературной вязкостью обеспечивают им лучшее смазывание. Поэтому хоть малый, но все–таки заметный бонус получили моторы, работающие на маслах «Тоталь» «Эльф» и «Би–Пи».


А вот так ухудшились показатели экономичности и мощности моторов, когда масла «постарели». Тут база для каждого масла - то же, только свежее. Скажете, 4,5% роста расхода топлива - немного? Но учтите цены на топливо в Сибири и на Дальнем Востоке.

Защита двигателя от износа определяется как вязкостно–температурной характеристикой масла (его вязкостью при высоких температурах), так и качеством противоизносных компонентов. Чтобы оценить масло по этому показателю, исследуем степень изношенности двигателя после идентичных циклов испытаний . Минимальная потеря массы вкладышей подшипников коленчатого вала и поршневых колец, с учетом погрешности метода, оказалась у двигателей, работавших на маслах «Шелл» «Зик» «Кастрол». Косвенно эти параметры подтверждаются анализом данных о содержании продуктов износа в образцах масел, отобранных по окончании испытаний. И здесь лидеры те же, причем у «корейца» «Зик» металла нашлось существенно меньше, чем в других маслах.

Высокотемпературные отложения масел исследовали по налету на боковых поверхностях поршней . Баллы выставляли эксперты, сравнивая полученные отложения со специальной шкалой. Принцип простой. Черные отложения по всей поверхности - самый высокий балл, шестерка по общепринятой шкале. Чистый поршень без отложений - ноль баллов. Обычно синтетики по уровню отложений не поднимаются выше 1,0–1,5 балла. Смотрим результаты - все так и есть. Чуть лучше других выглядят «Зик», «Шелл» и оба «француза»: «Эльф» и «Тоталь».

Клапанную крышку вскрыли «на берегу залива Петра Великого» - практически та же картина, что и «в Лиссабоне». Это и есть современные синтетики.


Высокотемпературные отложения оцениваются баллами аналогично старому и известному методу ПЗВ - по цвету и количеству отложений. Чем красная полоска меньше, тем чище был поршень.

Свой закончили поход

Итак, о чем же подумалось «на берегу Тихого океана» Правильно ли мы сделали, не взяв «в дорогу» масло на смену? И насколько можно верить производителям масел, которые заявляют длинные сроки службы своей продукции?

Возвращаемся к исходному вопросу: всякая ли синтетика способна пройти межсервисный интервал ? Потребители на форумах ратуют за более частую замену - тысяч через восемь–десять. Масленщики, напротив, говорят от 30 000 км. Что ж, наши испытания показали: в подобных режимах «не все масла одинаково полезны». То же «Эссо» после финишной ленточки фактически свалилось без сил, а вот «Зик» выдержал бы и обратную дорогу.

Рекомендации ЗР таковы. Для свежих машин , эксплуатирующихся в теплое время года, можно смело руководствоваться полученными результатами . А вот по мере износа мотора , как и при активной зимней эксплуатации, масло нужно менять чаще . То же касается случаев, когда пробеги измеряются не столько километрами, сколько многочасовыми пробками. Этому мы посвятим отдельный материал.

Изменение кинематической вязкости проб моторных масел на разных стадиях испытаний
Марка масла Температура, °C Кинематическая вязкость, сСт , через
500 км пробега 5000 км пробега 10 000 км пробега 15 000 км пробега
BP Visco 5000 100 13,79 14,54 14,90 15,68
150 6,04 6,14 6,39 6,75
Castrol Magnatec 100 13,34 13,72 14,16 14,43
150 5,67 5,79 6,01 6,06
elf Excellium NF 100 13,20 13,30 13,67 13,74
150 6,09 6,16 6,52 6,52
Esso Ultron 100 13,70 14,19 15,45 17,13
150 5,91 6,09 6,60 7,07
Mobil Super 3000 100 13,33 13,41 13,69 14,59
150 5,74 5,73 5,82 6,10
Shell Helix HX8 100 12,73 13,03 13,51 14,37
150 5,44 5,73 5,89 6,05
Total Quartz 9000 100 14,24 13,96 14,19 14,94
150 6,05 6,14 6,09 6,36
ZIC XQ 100 13,42 13,41 13,61 13,49
150 5,79 5,73 5,79 5,76
Изменение физико–химических параметров проб моторных масел на разных стадиях испытаний
Марка масла Индекс вязкости, ед. Температура застывания, °C Условная температура проворачиваемости коленчатого вала, °C
500 км 15 000 км 500 км 15 000 км 500 км 15 000 км
BP Visco 5000 175 169 -42 -35 23,3 19,6
Castrol Magnatec 170 168 -40 -40 -23,4 -21,7
elf ExcelliumNF 182 174 -45 -37 -24,5 -20,6
Esso Ultron 176 173

Как провести сравнительный тест моторных масел? Логика подсказывает: взять несколько одинаковых двигателей, водрузить их на моторные стенды и гонять в одинаковых режимах. Увы, это слишком дорого. А если бы в нашем распоряжении оказался мини-автопарк из новеньких одинаковых автомобилей?

Так и произошло. Мы взяли восемь хэтчбеков Ford Focus 1.6, залили в моторы масла восьми различных марок - и начали наматывать 10 тысяч километров по полигону. Не помешала даже авария!

Все началось со звонка нефтехимиков из компании ТНК-BP: мол, не хотите ли испытать нашу новую «синтетику»? Мы объяснили, что тестами масел не занимаемся: корректные испытания слишком хлопотны, а главное - дороги. К тому же такой тест должен быть сравнительным.

Затем разговор перешел на «общие» темы. Мы рассказали о наших ускоренных ресурсных испытаниях автомобилей - и тут люди из ТНК-BP обмолвились, что для корпоративного автопарка они только что получили восемь Фокусов: простеньких, со 100-сильными моторами 1.6 и «механикой». И предложили: берите их на любой срок - и делайте что хотите! Просьба лишь одна: среди тестируемых образцов должно быть масло ТНК Magnum Professional F.

Масса залитого масла определялась путем взвешивания канистр до и после заливки



Готовили Фокусы к тесту так: сначала обкатка, потом заливка первой порции тестового масла, затем четверть часа работы на холостом ходу - и сразу вторая замена, чтобы «отмыться» от следов «конвейерного» масла



Болотно-зеленая жижа, слитая нами после обкатки, - это заводская «полусинтетика» конвейерной заливки Ford Formula F, которую делает Castrol

0 / 0

Нас такой договор ничем не связывает - масла мы испытываем сами, без допуска людей из «масляной» индустрии, а образцы для химмотологических тестов отдаем в обезличенном виде в независимую лабораторию МИЦ ГСМ.

По рукам!

Но сначала мы провели предварительный тест: на двух седанах Volkswagen Polo, заправленных одинаковым маслом, мы проехали 2400 км на скорости 150км/ч. Проанализировали пробы - и убедились, что результаты отличаются в пределах погрешности измерений.

На тест мы приобрели по три четырехлитровых канистры для каждого образца масла: две нам потребуются для двойной замены после обкатки, дабы минимизировать количество «примесей», и одна - на долив. Решили, что в тесте примут участие только масла с рекомендованным Фордом индексом вязкости SAE 5W-30.

Фордовский двигатель Durаtec 1.6 мощностью 100 л.с. - типичный представитель современных атмосферных двигателей для недорогих автомобилей. У этого мотора нет ни капризных фазовращателей на распредвалах, ни гидрокомпенсаторов в приводе клапанов: катколлектор, четыре клапана на цилиндр и зубчатый ремень в приводе газораспределительного механизма. И тем не менее руководство по эксплуатации Фокуса строго предписывает, что используемое моторное масло должно иметь допуск Ford WSS-M2C913-C. Поэтому мы приобрели недорогую «полусинтетику» Mobil Super FE Special (990 рублей за канистру) и Total Quartz 9000 Future (1090рублей), а из синтетических масел - Castrol Magnatec А1 (1216 рублей, с фордовским овалом на этикетке!) и дорогущий Motul 8100 Eco-nergy (2100рублей за пять литров или 1680рублей за четыре). Кроме того, мы купили хоть и не рекомендованные «Голубым овалом», но зато щеголяющие новейшими допусками BMW (LL-04) и Mercedes-Benz (MB 229.51) синтетические масла Shell Helix Ultra Extra (1800 рублей) и ZIC XQ LS (1230 рублей). Кстати, только эти масла имели допуск «С» по классификации ACEA. Это своего рода метка принадлежности к «элите» low SAPS (low sulphated ash, phosphorus and sulphur, низкий уровень сульфатной зольности, фосфора и серы), дающая право использовать масло в моторах с нейтрализаторами последнего поколения и дизелях с сажевыми фильтрами, чей выхлоп соответствует нормам Евро-4 и Евро-5.



Режим движения по раскатанному скоростному кольцу не был «прогулочным» ни для водителя, ни для мотора: 130 км/ч по снегу и льду при 6000 об/мин на третьей передаче



Компрессию мы измеряли в начале, на экваторе и в конце теста, а также при малейших подозрениях на неисправность. Повышенный расход полусинтетических масел на угар - следствие их свойств, а не «раззазоренности» двигателей



Углы установки колес контролировались не только после происшествий на дороге - такой проверке на нашем стенде Hunter Engineering в полигоновском техцентре Авторевю автомобили подвергались каждые 5000 км

0 / 0

Само собой, в тест попало и масло производства ТНК. На момент начала теста новейшей «синтетики» ТНК Magnum Professional F еще не было в продаже, но с мая канистры с ней появились на прилавках по цене 1010 рублей за четыре литра.

Лукойл и Роснефть на тот момент не выпускали масел с индексом вязкости 5W-30, а вот «синтетика» G-Energy F Synth EC от Газпромнефти подошла идеально - у этого масла даже фордовский допуск есть.

Чтобы хоть как-то обезопасить себя от подделок и узнать исходные данные, мы провели «входной» контроль масел в лаборатории. Интересно, что вязкость при 100°С (рабочая температура масла в прогретом двигателе) у восьми образцов хоть и укладывалась в диапазон SAE 30, но отличалась более чем на 20%: наиболее густым оказалось масло Shell (11,93мм2/с), а наиболее жидким - G-Energy (9,52 мм2/с).

Кардинально различались и пакеты присадок. У масел Castrol, THK, Mobil, Motul и Total содержание кальция было выше 2000 мг/кг, а фосфора и цинка - более 1000 мг/кг, тогда как в масле Shell кальция было всего 1354 мг/кг, а фосфора и цинка в масле G-Energy - менее 750 мг/кг. Неудивительно, что первые имели преимущество в щелочном числе, определямом в основном концентрацией моющих и антиокислительных присадок. Чемпион в этой номинации - Castrol Magnatec: 9,64 мг КОН/г. А наименьшим щелочным числом обладало масло Shell Helix Ultra Extra - всего 5,42мг КОН/г.

Еще одна интересная особенность: в маслах Castrol и Mobil мы обнаружили молибден - 49 и 150 мг/кг соответственно. Известно, что молибден, заполняя микронеровности в парах трения, может работать как противоизносный элемент - модификатор трения. Вот и посмотрим, каков будет эффект.

Испытания решили проводить так. На восемь автомобилей - четыре водителя. То есть пока одна четверка Фокусов ездит, вторая - остывает. Продолжительность цикла - один час, чтобы погодные условия для обеих групп были примерно одними и теми же. Трасса - скоростной овал Дмитровского полигона, скорость - 130 км/ч, третья передача, 6000 об/мин. С учетом подъезда к скоростному кольцу и разгона-торможения средняя скорость получалась чуть выше 100 км/ч. И так - четыре дня в неделю. А на пятый - «пробки»: в течение трех часов подряд Фокусы стояли, но их двигатели работали на холостом ходу. Испытатель согласно порядковым номерам последовательно брал по одному автомобилю, проезжал на нем маршрут длиной 1,5 км и ставил обратно в «калашный ряд». Потом - час на остывание и еще три часа «пробок». В итоге за девять недель автомобили пройдут 10000 км, совершат 45 холодных и 72 «полухолодных» пуска, а их двигатели проработают по 100 часов с нагрузкой при 6000об/мин и 54 часа на холостых оборотах. Условия для масел сверхтяжелые, и поэтому общая дистанция по сравнению со стандартным межсервисным пробегом для Фокуса 1.6 (20000км) и была сокращена вдвое.



Замер токсичности выявил только одного «отклониста» из восьми: 0,15% угарного газа на холостом ходу при 0,03-0,07% у остальных. Любопытно, что этот автомобиль демонстрировал далеко не худшую экономичность

Чтобы исключить влияние человеческого фактора и разного сопротивления качению (когда шел снег, лидер раскатывал колею для остальных), мы, как в велогонках с преследованием, после каждого цикла (один час езды) меняли положение автомобилей в колонне, соответственно, пересаживая и водителей. И, конечно, проводили регулярный технический контроль: рабочий день начинался с проверки давления в шинах и уровня масла. На половине дистанции, при пробеге 5000 км, а также при малейших сомнениях в исправности автомобилей следовали замеры компрессии в цилиндрах, токсичности отработавших газов и углов установки колес.

Темнеть все масла начали практически одновременно, после 2500 км пробега. То есть масло моет двигатель: подо всеми восемью клапанными крышками сохранялась девственная чистота. Зато даже на глаз была заметна разница в низкотемпературных свойствах. Если при морозе ниже -20°С семь из восьми масел бодро капали со щупа, то Castrol Magnatec свисал длинной соплей. Но ни при -24°С, ни при -27°С проблем с пуском не возникало! Даже с Кастролом фордовский мотор запускался всего за пять секунд работы стартера, а с остальными маслами и того быстрее.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас

Тестирование какого — либо продукта затея изначально дорогая, поэтому все привыкли, что испытания на ресурсостойкость и износостойкость всегда проводились только для авто. Журнал «За рулем», провел ресурсное испытание моторных масел в классе 5w40 по классификации SAE. Чем вызвано такое пристальное внимание журнала к продукту, останется тайной, но опубликованные данные могут сыграть неоценимую роль для любого автовладельца.

Условия тестирования:

  • Испытания на стендах двигателей отечественного производства (ВАЗ с впрыском), доведенных до требуемых международных стандартов;
  • Дистанция пробега — 15000км.

Результаты теста масел 5w40

1. Синтетическое масло BP Visco 5000-5W-40

Заявлена система CleanGuard, которую можно определить, как добавку, которая будет препятствовать образованию сажи, с последующим ее комкованием. Иными словами, весь легковой транспорт на бензине и дизеле, а так же микроавтобусы должны ездить с чистыми двигателями, с хорошей износостойкостью при активной эксплуатации. Помимо этого, бонус от ВР, что не потребуются литрушки на долив, так как формула продукта обеспечивает пониженный расход на угарание.

Тестировка — угар 1,4 литра, так что литрушки на долив не хватило бы в любом случае, вязкость начала повышаться при запуске, а к концу испытания практически вышла за норму по SAE, в слитом масле содержание железа было превышено, оценка цилиндропоршневой системы на отложения продуктов распада вышла за рамки допустимого.

2. Синтетическое масло Castrol Magnatec C3-5W-40

Заявлена производителем повышенная защита важных частей двигателя и прочих систем посредством присадки, разработанной по новой технологии Intelligent Molecules на молекулярном уровне.

Тест показал. С одной стороны очень качественное масло в своем классе (API SM/CF), не требует доливов и может проходить больший моторесурс. С другой стороны, технология Intelligent Molecules не оправдала заявленного, так как уровень отложений на поверхности цилиндров был превышен.

3. Синтетическое масло Elf Excellium NF-5W-40

Французы так же претендовали на экономию топлива и эксклюзивное качество защиты деталей. Производитель заявлял об увеличении срока хождения продукта без изменения его качества, при не очень чистом российском топливе, подобная заявка выступает, как приговор.

Показания теста — масло прекрасно прошло испытания, показало низкие позиции на угар, очень стабильный показатель вязкости, благодаря сбалансированной присадке, увеличение мощи двигателя, но не прошло испытания на защитные свойства. После слива в нем так же оказалось порядочно железа, что говорит об износе мотора.

4. Синтетическое масло Mobil Super 3000 X1-5W-40

Был заявлен стандартный набор, защищает, экономит, повышает мощность, показано к всесезонному применению для легковых авто со всеми типами моторов, как новых, так и с приличным пробегом.

Тестирование — масло действительно качественно, одно из немногих практически не потребовало долива, что говорит о низкой угарности. В защите и износе деталей находится в среднем классе, показатель железа меньше, чем у конкурентов. Заявленная экономия топлива показала себя только на свежезалитом продукте, под конец расход возрос на 1,8% от изначального, хотя вязкость при этом оставалась стабильной.

5. Синтетическое масло Esso Ultron-5W-40

Заявлено, что именно это масло соответствует и превышает все характеристики групп API SL/SJ/CF и АСЕА А3, ВЗ, В4. Уникальная формула защиты должна давать стабильные показатели при любой погоде, экономия топлива будет очень высока, а отложения и шлам будут исключены даже при свехтяжелых нагрузках.

В итоге тест показал — что масло просто не смогло пройти дистанцию в 15000км, и требует полной замены после 10000.

6. Синтетическое масло Shell Helix HX8-5W-40

Данное масло превышает по своим характеристикам — API SM/CF; ACEA A3/B3/B4;BMW LL-01; Mercedes-Benz 229.5; VW 502 00/505 00. Забегая вперед, скажем, что это действительно так. Особой изюминкой защиты заявлена термоокислительная добавка, которая должна удерживать грязь и шлам, не давая попадать им в двигатель. Что подтвердилось на практике.

Данные теста — признали, что масло полностью соответствует заявленным характеристикам. Показало прекрасные результаты по летучести, угару, защите и стабильной вязкости с превышением исходных температур.

7. Синтетическое масло Total Quartz 9000-5W-40

В двух славах — заявлено все тоже самое и показано для всех двигателей, но без ультра новых присадок. В общем все в рамках разумного. Интереснее, что показал тест.

Результаты теста — оказались очень противоречивыми, к концу теста вязкость масла вылетела на 22% из нормы, угар и отложения также дали высокие результаты, а вот уровень химических отложений при высоких температурах удивил, оказавшись самым низким из всех заявленных на тесте масел.

8. Синтетическое масло ZIC XQ Fully Synthetic-5W-40

Заявка от производителя — высококачественное масло, полная синтетика, оснащенная антифрикционным модификатором, значительно уменьшающем трение в моторе. Показано для всех типов двигателей легковых автомобилей, включая кроссоверы и джипы. Пакет присадок разработан Lubrizol, Infinium, Oronite по технологии VHVI. Базовое масло YUBASE обеспечивает дополнительную
ресурсоизносостойкость, что позволяет работать в режиме увеличенного интервала замены.

Тест 5w-40 — по всем отложениям, по угару, по содержанию железа масло показало минимальные параметры, что говорит о полном соответствии заявленных характеристик производителем. Далее, масло удивило всех стабильной вязкость, при максимальных температурах, нижний предел для него настал на отметке -57 по Цельсию.

Проводимый тест синтетических моторных масел 5w40 указывает на плюсы и минусы смазочных жидкостей, выпускаемых под различными брендами. Тестирование позволяет выявить отклонения параметров от заявленных данных, с его помощью определяется лучшее синтетическое масло 5w40. В результате тестирования составляется рейтинг моторных масел 5w40.

Параметры, по которым проводилось тестирование

Смазочные материалы различных производителей, заливаемые в двигатель, проходят тщательное обследование в современных лабораторных условиях. Рейтинг лучших моторных масел составляется на основании сравнения следующих основных характеристик:

  1. Вязкость смазочного материала.
  2. Расходование смазочной жидкости на угар.
  3. Устойчивость против окислительных процессов при воздействиях высоких температур.
  4. Щелочной показатель.
  5. Экологические качества.
  6. Характеристики противоизносные.

Сравнение синтетических смазочных материалов 5w40, выпускаемых различными производителями, проводятся по обязательным параметрам в независимых лабораториях, условия тестирования - равные.

Полученные данные позволяют определить лучшее моторное масло и составить рейтинг смазочных материалов.

Требования по вязкости

Текучесть вещества (вязкость) - это свойство смазочной жидкости проникать в труднодоступные места в деталях и узлах силового агрегата, чтобы обеспечить их смазывание. Величина данного параметра также указывает на сохранение полезных свойств материала при скачках температуры в определенном диапазоне.

Стандарт SAE 5w 40 гарантирует стабильное перемещение масла по системе смазки,надежную защиту рабочих элементов двигателя внутреннего сгорания и стабильный запуск на холодную при температуре от минус 30°С до плюс 45°С.


Расход масла на угар

Синтетика 5w40 способна создавать на поверхностях деталей силового агрегата защитные пленки, которые при нагреве работающего мотора испаряются, что приводит к потерям смазочного материала.

Опасность масляного голодания двигателя возникает при опускании уровня масла ниже отметки «min» (минимальной) на масломерном щупе. Тестируемые масляные вещества проверяются на количество угара.

Устойчивость против окислительных воздействий

Синтетические смазочные материалы обладают устойчивостью против образования кислот и смол при воздействии высоких температур. Данное полезное свойство хорошопозволяет избежать образование отложений и нагаров в больших количествах.

Показатель щелочного числа

Щелочной показатель характеризует количество специализированных добавок (присадок), входящих в состав моторного масла кроме основы. Присадки придают смазочным материалам улучшенные свойства, необходимые для уменьшения и замедления износа деталей и узлов силового агрегата.

Экологичность моторного масла

Чем больше элементов серы и фосфора находится в составе смазочной жидкости, тем больше вреда окружающей среде наносит данное вещество. Чтобы уменьшить силу разрушающих эффектов на природу, современные стандарты требуют снижения количества данных химических соединений в моторных маслах.


Проверка характеристик, способствующих защите мотора от износа

Для сравнения данных параметров масла проходят проверку на специальном оборудовании. При измерениях противоизносных показателей создаются нагрузки на силовой агрегат в соответствии с пусковыми режимами без прогрева мотора, которыми пользуются автовладельцы.

Определение лидера среди моторных масел по результатам исследований

В результате проведенных испытаний участники тестирования расположились в следующем порядке:

  1. ТНК Magnum Ultratec 5W-40.
  2. MOTUL 5W-40.

Характеристики масла ZIС 5w40

На первом месте расположилась синтетика корейского производителя ZIС5w40. Основными сравнительными критериями являются:

  • Сохранение степени вязкости и остальных положительных свойств в течение длительного времени.
  • Минимальный расход на угар равен 580 мл/ на 15 тысяч км пробега.
  • Увеличение мощности мотора.
  • Уменьшение расхода бензина.
  • Минимальная температура застывания равна минус 57°С.


При использовании топлива с высоким содержание элементов серы характеристики смазочного материала существенно ухудшаются. При данных обстоятельствах необходимо производить полную замену масла намного чаще.

Моторные смазочные вещества фирмы Shell

Второе место досталось синтетической смазке Shell Helix Ultra SAE 5W-40. Группа масел ШЕЛЛ относится к веществам, обладающих повышенной устойчивостью против окислительных процессов. Заявленная вязкость сохраняла свои показатели на протяжении 2,5 тысяч км пробега. Произошедшие изменения не превысили допустимые нормы. Угарный расход равен 1200 мл, при воздействиях высоких температур образовалось минимальное количество вредных отложений.

Подшипники получили незначительный износ при использовании трибологических методов испытаний.

При использовании смазочных жидкостей ШЕЛЛ наблюдаются следующие эффекты:

  • Мощность силового агрегата увеличена.
  • Расход топлива уменьшен.
  • Лучшие характеристики, говорящие о термоокислительных процессах.
  • Количество железных фрагментов в отработавшем моторном масле минимальное.

Результаты тестирования масла ТНК Magnum Ultratec 5W-40

На третьем месте оказалась смазка марки ТНК. Данная смазочная жидкость отличилась угарным расходом, равным 1300 мл/ на 10 т.км. Противоизносные свойства характеризуются минимальным содержанием железа в отработавшей жидкости по сравнению с конкурентами.

Цена моторного масла бренда ТНК намного меньше, чем у знаменитого ЗИКа.


Моторное масло MOBIL Super 3000 X1 5W-40

Четвертое место досталось моторной жидкости торговой марки MOBIL Super 3000 X1 5W-40. Параметр вязкости смазочного материала фирмы Мобил остался почти неизменным на протяжении испытаний. К достоинствам можно отнести также минимальное количество вредных отложений после эксплуатации масла в условиях высоких температур. Доливать пришлось 650 мл новой порции моторного масла.

Общее количество железистых фрагментов в отработках не позволило занять данной марке масла более престижную ступеньку в рейтинге моторных смазочных материалов.

К преимуществам относятся такие показатели как хорошие моющие свойства, способствование уменьшению количества вредных нагарных образований.


Результаты тестирования масла MOTUL5W-40

Пятую ступеньку в рейтинге занимает моторная смазочная жидкость марки MOTUL5W-40. Синтетическое вещество Мотюль достойно прошло все испытания. После длительной эксплуатации степень вязкости осталась в допустимых пределах, потребление моторного масла на угар дало средние цифры в сравнении с конкурентами, которым потребовалось большего доливания.

Несмотря на то, что выбиться в лидеры ни по каким показателям не удалось, данное смазочное средство показало, что оно обладает стабильными защитными и противоизносными характеристиками.


Смазочный материал TOTAL Quartz 9000 5W40

Моторное масло TOTAL Quartz 9000 5W40 оказалось на шестой позиции. В результате тестирования вязкость данного средства стала изменяться сразу после начала испытаний, после их окончания этот параметр достиг самого большого значения в сравнении с конкурентами.

Описание свойств синтетического масла Esso 5W-40

Седьмая ступень в проведенном рейтинге досталась смазочному материалу известного бренда Esso 5W-40. Масло фирмы Эссо на синтетической основе дало изменение уровня вязкости, которые вышли за границы допустимых значений. Устойчивость термо окислительная оказалась не на том уровне, который был заявлен производителями.

В сравнении с конкурентами данное масло содержит в отработке наибольшее количество железных включений, образовавшихся вследствие воздействия высоких температур. Высокотемпературные вредные отложения содержатся в малых количествах.

По результатам проведенных исследований сделан вывод: масла 5W-40 компании ЭССО не в состоянии обеспечить защиту деталей и узлов силового агрегата после прохождения 15 тысяч километров. Полезные свойства смазки утрачивают свои качества в результате нагрузок трибологического действия. Максимальное расстояние, преодолеваемое автомобилем без утери свойств масла ЭССО, равно 10 тысяч километров.

Подведение итогов тестирования моторных масел

Проведенные испытания автомобильных масел дали информацию о плюсах и минусах смазочных материалов, производимых под различными брендами. В результате напрашивается вывод: рекомендовано производить более частую замену автомасла от недорогого производителя, вместо использования одной порции залитой смеси для преодоления пути длиной больше 10 тысяч километров.

Владельцы новых автомобилей с неизношенными рабочими деталями и узлами двигателей при эксплуатации в летний период могут использовать полученные результаты. Если силовой агрегат изношен, активно эксплуатируется в зимнее время, моторное масло нуждается в более частой замене. Многочасовые пробки также являются причиной потерь полезных качеств моторных смазочных жидкостей.