Официальные тесты моторных масел. Краш тест моторных масел. Что конкретно проверяется

Как долго может ходить двигатель без смены моторного масла? В сервисных книжках современных автомобилей указан интервал ТО с заменой масла 15 000–20 000 км. А производители синтетик часто увеличивают заявленный ресурс еще на десяток тысяч километров. Насколько обоснованы такие цифры? Не навредит ли «долгожитель» мотору? Проверим на практике.

Лучшие синтетические масла выдерживают больше миль, сохраняют чистоту вашего двигателя, обеспечивают большую защиту от износа двигателя, улучшают работу при высоких и низких температурах и даже помогают защитить важные характеристики, такие как турбокомпрессоры.

Лучшие 5 лучших синтетических нефтепродуктов

Здесь лучше всего использовать моторные масла, чтобы ваш автомобиль работал плавно. Это позволит удалить существующие отложения и очистить двигатель. После многочисленных испытаний, проведенных как экспертами, так и пользователями, которые помещали это масло в свои двигатели, стало ясно, что этот бренд синтетического масла является одним из лучших. Если вы меняете свое масло самостоятельно и ищете что-то, что продлится у вас много миль, этот продукт может быть одним.

Что и зачем проверяли?

Моторное масло - это канистра и нечто жидкое внутри, состоящее из базового масла и пакета присадок . От последних как раз и зависят ресурсные характеристики масла.

В процессе работы в двигателе масло контактирует с нагретыми поверхностями деталей. Его пленка, оставляемая поршневыми кольцами на стенке цилиндра, греется от газов и подвергается большим контактным давлениям. Масло не любит контакта с картерными газами: оно насыщается продуктами неполного сгорания топлива, окисляясь и вбирая продукты износа и прочую грязь, образующуюся при работе двигателя.

Свой закончили поход

Кроме того, это отличное масло для мотоциклов и хорошо понравилось в сообществе велосипедистов. Хотя это немного дороже, если у вас есть качественный эко-дизель или туристический велосипед, это стоит дополнительных долларов. Улучшенная термостойкость, защита при экстремальных рабочих температурах, контроль над осадками, эффективность износа и совместимость с системой выбросов проверяет все коробки для хорошо синтезируемого масла.

Они являются одной из доминирующих сил, когда речь идет о синтетических нефтепродуктах, и вы, вероятно, видели их лозунги и рекламу почти повсюду. По правде говоря, они делают одно из лучших синтетических моторных масел, которое является безопасным выбором для большинства владельцев автомобилей. Эта технология удваивает прочность пленки масла, что в конечном итоге снижает трение в вашем двигателе. Он также идеально подходит для экстремальных температур, и он будет поддерживать работу вашего двигателя, даже если вы решите, что пришло время выбраться отсюда и перебраться на Аляску.

Главный показатель масла - вязкость . От нее напрямую зависит если не все, то многое: качество смазывания узлов трения, скорость изнашивания, потери на трение. А еще, косвенно, его расход на угар, токсичность отработавших газов и даже температуры деталей двигателя.

Рабочая вязкость масла формируется как свойствами базового масла, так и количеством и параметрами специальных присадок - так называемых загустителей. Это полимеры, которые под циклическим воздействием температур меняют свои свойства. Классическая картина изменения вязкости такова: сначала она падает, потом начинает расти. Чрезмерное снижение вязкости резко увеличивает скорость износа, а ее рост заметно ухудшает экономичность двигателя и его пусковые свойства, повышает токсичность отработавших газов и угар масла.

Преимущества использования одного из лучших синтетических масел

Это может помочь вам извлечь максимум из вашего двигателя, и он будет одновременно защищать его и поддерживать его в чистоте. Мы считаем, что полное синтетическое масло - это путь. Вам может быть интересно сейчас, почему вы должны использовать более дорогие полные синтетические масла. Ну, есть много преимуществ для разметки этих лишних долларов за одно из лучших синтетических масел. Мы думаем, что если вы заботитесь о своем автомобиле, профилактическое обслуживание - это название игры, если вы планируете позаботиться об этом и приложите все усилия, чтобы он работал как можно дольше.

Диапазон допустимых вязкостей масла для нашего класса по SAE - от 12,5 до 16,3 сСт. Поэтому первый критерий клинической смерти масла - выход его вязкости за пределы допустимого диапазона.

Важная функция масла - мыть двигатель и не пачкать его. За качество промывки отвечают соответствующие присадки, а способность не пачкать определяется стабильностью и качеством базового масла.

Существует резкое различие между синтетическим маслом и стандартным маслом. Синтетические масла, которые правильно составлены, обладают высокой степенью естественной растворимости, которые могут очищать и удалять отложения, оставшиеся от предыдущих масел. Это делает ваш двигатель счастливым, отстойным и незаполненным, и, как результат, работает плавно.

Вот еще несколько преимуществ качественной синтетики. Когда вы сравниваете частоту интервалов между изменениями автомобиля с полным синтетическим, частично синтетическим и стандартным маслом, вы быстро обнаружите, что полная синтетика является наименее требовательной. Не нужно брать ваш автомобиль в магазин смены масла, так как часто освобождает ваше время, чтобы делать другие вещи. Мы по-прежнему рекомендуем проверять масляную палочку так часто, чтобы понять, насколько чист ваш масло. Мало того, что вы получаете больше пробега между изменениями, синтетическое масло лучше заботится о вашем двигателе во время этих миль. Некоторые формулы с высокой платежеспособностью действуют как чистящее средство, которое будет поддерживать ваш двигатель в чистоте и хорошо смазываться в долгосрочной перспективе. Поскольку масло циркулирует через двигатель, оно поднимает кусочки грязи и мусора, которые часто встречаются в двигателях. Они могут сгущаться в определенных маслах и часто наносить ущерб вашему двигателю за счет добавленного трения и в конечном итоге разрушить его. Повышенная производительность. Полное синтетическое масло поможет вашему автомобилю работать в лучшем виде. Производители-наркоманы могут продаваться только по этому поводу. Если вы хотите знать, насколько хорош ваш двигатель, синтетическое масло принесет максимум из вашего автомобиля. Он очень гладкий и отлично работает. Некоторые защитники даже утверждают, что вы получите увеличенную мощность и крутящий момент из-за меньшего сопротивления двигателю, а также немного улучшите экономию топлива. Единственный раз, когда вы не хотели бы использовать синтетическое масло, это новые двигатели во время перерыва в период, потому что полная синтетика настолько скользкая, что характерно для естественного износа между сопрягаемыми деталями, которые должны иметь место в новом двигателе. Погода. Формула синтетического масла делает его лучше при экстремальных температурах. Поэтому, когда температура снижается в зимнее время, ваш автомобиль будет работать с максимальной эффективностью. Он также устойчив к разрушению вязкости и будет оптимально протекать независимо от того, насколько холоден он снаружи. Синтетическое масло также хорошо работает при высоких температурах. Как вы, возможно, догадались, двигатели становятся очень горячими, когда они работают. Синтетика способна сопротивляться разрушению от избыточного тепла, трения и химических загрязнителей.

  • Уменьшите частоту замены масла.
  • Здоровый двигатель, здоровый автомобиль.
В настоящее время в синтетическом масле мало альтернатив.

Принято разделять высокотемпературные и низкотемпературные отложения. Первые образуются на боковых поверхностях поршней. Они наиболее опасны, поскольку мешают работать поршневым кольцам и могут привести к полной потере их подвижности, то есть к залеганию. А неподвижное кольцо уже не работает. Итог - компрессия падает. И дыма на выхлопе - как на футбольном стадионе после забитого гола. Расход масла начинает резко приближаться к расходу топлива.

Если цена на полное синтетическое масло запретительна, вы всегда можете использовать полусинтетическое масло. Это может быть не так хорошо, но он все еще выполняет свою работу и остается лучше обычного масла. Это сделано путем смешивания традиционного минерального масла с синтетическим маслом, и конечный результат - несколько разбавленный полный синтетический. Это отличный вариант дороги. Это не продлится до полного синтетического масла, но оно все еще опережает обычное масло.

Параметры испытуемых образцов

Есть еще одна интересная альтернатива синтетическому маслу - био основанное моторное масло - но оно все еще находится в стадии разработки и требует гораздо большего тестирования и исследований. Оливковые моторные масла можно рассматривать как более экологичный вариант. Группа ученых из Университета Пердью, которые очень обеспокоены окружающей средой, разработали одно моторное масло, которое включает растительное масло. На самом деле, они утверждают, что двигатель работает лучше на этом масле. Но, конечно, всегда должен быть недостаток.

А низкотемпературные отложения? Они образуются и в масляном поддоне, и на стенках картера двигателя, и в зоне работы распределительных валов. Но самое худшее - это скопление отложений в масляных каналах : они могут закупориться.

Моющая способность масла по мере его работы падает - срабатываются моющие присадки. Отчасти это контролируется величиной щелочного числа масла, а напрямую - уровнем сформированных отложений после длительного цикла испытаний.

Масло из овощных продуктов будет стоить намного дороже, а массовое производство этого типа нефти потребует огромных инвестиций. Возможно, наступит некоторое время, прежде чем мы увидим, что моторное масло на основе биомассы становится конкурентоспособным по цене с условными обозначениями и синтетикой.

Что нужно искать при покупке синтетического масла

Если вы заинтересованы в био-маслах, мы рекомендуем их продукт. Что касается производительности по сравнению с полной синтетикой, трудно сказать, как эта новая категория будет выполнять это в начале игры. Есть ли лучший бренд моторного масла? Мы думаем, что вы можете спросить дюжину людей и получить дюжину ответов на эту тему. Мы предлагаем посмотреть на продукты, предлагаемые в каждом бренде, поскольку у каждого бренда есть свои собственные победители и проигравшие.

Масло, вбирая в себя в процессе работы продукты сгорания топлива, содержащие серу, оксиды азота и прочие «приятности», накапливает кислоты. Они нейтрализуются щелочными моющими присадками лишь частично. А «кислое» масло становится агрессивным по отношению к мотору. Поэтому величина кислотного числа масла также является его браковочным показателем .

Устойчивость против окислительных воздействий

Прежде чем покупать синтетическое масло, вам нужно обратить пристальное внимание на пару важных вещей, таких как. Это сопротивление формулы для потока, и число будет варьироваться от продукта к продукту. На упаковке всегда есть две цифры. Первая цифра измеряет расход масла при 0 градусов по Фаренгейту, а второй измеряет вязкость при 212 градусах по Фаренгейту.

На этикетках часто есть инструкции и предложения, когда речь заходит о типе автомобиля, для которого необходимо использовать определенное синтетическое масло. Существует множество типов масла, предназначенных для различных двигателей, таких как высокотехнологичные двигатели, новые автомобили, автомобили с более высоким пробегом, дизельные двигатели, мотоциклы и т.д. пройдите через руководство пользователя вашего автомобиля или сделайте небольшое исследование онлайн, прежде чем совершать покупку, и у вас не будет абсолютно никаких проблем.

В совсем запущенном случае может произойти расслоение масла - так называемое выпадение пакета присадок . Они остаются в осадке, а по системе смазывания двигателя начинает гулять уже изрядно постаревшее базовое масло. Естественно, никакими функциональными свойствами, необходимыми мотору, оно не обладает. Это тоже признак смерти масла.

Различные марки используют уникальные композиции масляных добавок в синтетических нефтепродуктах. В этом случае больше не лучше. Да, добавки могут помочь вам решить некоторые проблемы, такие как ржавчина, грязь, смазка и т.д. но какая оптимальная комбинация? Ну, каждый бренд вам скажет. Второй фактор - это тип синтетического, вы хотите синтетическое масло, синтетическую смесь или более высокое масло. Возможно, вам это не понадобится, и вы можете сэкономить себе немного денег, используя синтетическую смесь.

Общие мысли о расходовании дополнительных денег на синтез высшего качества

Давление в современных двигателях за последние три десятилетия почти удвоилось. Это означает, что давление может достигать 10 тонн на квадратный сантиметр. Вам нужно сильное масло для защиты вашего двигателя от всего этого давления и трения. Кроме того, некоторые из нас часто забывают, как долго это было с тех пор, как мы сменили масло, и в конечном итоге его немного подтолкнули. Вы не хотите терять деньги, часто меняя его, но факт остается фактом: иногда ваш автомобиль нуждается в замене масла через очень короткий промежуток времени из-за плохих условий окружающей среды или вождения.

Все вышеизложенное делает понятными принятые нами критерии окончания срока службы масла .

  1. Выход вязкости за пределы границ, определяемых SAE.
  2. Резкое(более чем в два раза) падение щелочного числа и резкое же возрастание кислотного.
  3. Выпадение пакета присадок, индуцированное резким изменением содержания в масле активных компонентов - фосфора, цинка, кальция.

Кроме того, оцениваем энергосберегающие функции масла , характеризующие уровень потерь на трение в двигателе, а также защитные функции, оцениваемые скоростями износа основных деталей. В принципе, это основные параметры качества, которые анализируются при допуске масла к использованию в конкретных типах двигателей.

Полное синтетическое моторное масло действует как страховой полис против этих антагонистов. Это лишние деньги для высококачественного синтетического действительно стоит? Читайте об синтетических и обычных маслах. Наличие автомобиля является ответственностью, и некоторые из нас просто не могут купить новую машину, когда нам это нравится. Поэтому важно максимально увеличить срок службы вашего автомобиля. Синтетическое масло может быть отличным союзником, потому что оно заботится о вашем автомобиле изнутри.

Параметры, по которым проводилось тестирование

Двигатель будет работать лучше, чем когда-либо раньше, и он будет длиться вас на долгие годы. Он известен как жизненная сила двигателя. Без этого вам посчастливилось добраться от А до Б, не говоря уже о том, чтобы оставить дорогу. Конечно, речь идет о моторном масле. Он очищает, охлаждает, смазывает и поддерживает работу вашего двигателя с максимальной производительностью.

О чем говорит необходимось долива в межсезонный период - о несовершенстве двигателя, неверно подобранном масле или о технической неисправности?

Смотря какое масло и сколько доливаете. Расход масла неизбежен. Масляная пленка, оставляемая поршнем в цилиндре, греется от газов и испаряется (угар). Сколько масла улетит в трубу, зависит от его свойств, режимов работы, температуры за бортом, степени изношенности двигателя. В инструкции к автомобилю чаще всего приводят данные о штатном расходе масла, но они ориентировочные. Для большинства современных моторов вполне нормален расход одного литра на 3000–4000 км спокойной городской езды. У некоторых машин штатный расход - до литра на 1000 км. Тут важен предлог «до». Вот если больше, добро пожаловать на сервис.

Через Европу и Азию

15 000 км - это очень далеко! Примерно как от Лиссабона до Владивостока. Брать в такой пробег канистру масла на замену или достаточно литра на доливку?

Вместо красот Европы и просторов Азии будем лицезреть стены испытательного бокса: там свои прелести… А «поедут» сразу два одинаковых движка - впрысковые вазовские восьмиклапанники. Только так обеспечим маслам идентичные условия работы в течении всего «пробега». Чтобы приблизить вазовские «восьмерки» к моторам посовременнее, повысили на единичку степень сжатия и добавили систему масляного охлаждения поршней.

На испытания взяли так называемые полные синтетики класса вязкости 5W–40 , причем самых раскрученных брендов: Castrol(«Кастрол») , Shell(«Шелл») , Mobil(«Мобил») , Esso(«Эссо») , BP(«Би–Пи») , elf(«Эльф») , Total(«Тоталь») и ZIC(«Зик») . Такой набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейкой классификации все выбранные масла относятся к высокой группе качества - A3/B3/B4 . По классам качества API распределение такое: большинство масел - SM/CF , «Кастрол» - SN/CF , остальные - SL/CF . На фото и в таблицах исследуемые масла расставлены по алфавиту.

Как обычно, масла закупили в профильных магазинах обоих столиц. Нас ждал длинный «забег» продолжительностью в полгода. Такого мы еще не делали.

И на Тихом океане

…свой закончили поход. Остатки всех масел слиты в канистры, моторы разобраны, обмеры и снимки сделаны.

Пришло время отвечать на поставленные вопросы. Интересно, что обошлось без промежуточных доливок масла - четырех литров начальной заправки хватило каждому из восьми участников. Но расход масла оказался разным . Меньше всего - у масел «Зик» и «Кастрол»: моторы съели их всего по 0,6–0,7 л. Другие же масла дали результаты от 1,2 до 1,5 л., то есть, с учетом грубости метода измерения (на слив), практически одинаковые.


Столько масла мы потеряли «на пути от Лиссабона до Владивостока»

SAE

Все масла


10W–40 класса API–SG

Все образцы после слива были черненькие и страшненькие - еще бы, столько отпахать! А вот насколько изменились из основные физико–химические параметры? Общеизвестные тенденции подтвердились: вязкость всех масел сначала падает, потом растет, щелочное число уменьшается, а кислотное - повышается. По изменению щелочного числа и содержания активных элементов все масла отработали хорошо: браковочных показателей ни одно не дало. Это значит, что все производители используют высококачественные пакеты присадок . Впрочем, это неудивительно: производителей присадок можно по пальцам пересчитать, это серьезные специализированные фирмы.

А вот по вязкости картина другая. Сравните: у корейского масла «Зик» изменение вязкости на «15 000 км пробега» практически не вышло за пределы погрешности измерений. А вот «Эссо» под конец «пробега», где–то уже «в Сибири», вылезло за допускаемые классом SAE пределы изменения вязкости. Мотор это, конечно, не убило, но заметно увеличило его прожорливость. Из других масел ближе всех к запретной границе подошло масло «Би–Пи». И изменение поведения мотора на контрольных замерах это подтвердило.

Все масла , как и подобает полным синтетикам высоких классов качества, проявили свои энергосберегающие функции . Большой разницы между ними мы не обнаружили, но опять проявилась некая зависимость расхода топлива от высокотемпературной вязкости. Снова получается, что мотору больше нравится какая–то оптимальная вязкость, любой отход от нее в большую или меньшую сторону приводит к ухудшению характеристик. И ближе прочих к этому оптимуму оказались масла «Кастрол» и «Зик».


Сравнение энергосберегающего эффекта испытуемых масел и способности повышать мощность двигателя. Все масла свежие, только что из канистры, а в качестве точки отчета - простенькая минералка 10W–40 класса API–SG

Зато мощность мотора просит большей вязкости , и это понятно. В режимах максимальных нагрузок узлы трения находятся в наиболее жестких условиях, и тут масла с большей высокотемпературной вязкостью обеспечивают им лучшее смазывание. Поэтому хоть малый, но все–таки заметный бонус получили моторы, работающие на маслах «Тоталь» «Эльф» и «Би–Пи».


А вот так ухудшились показатели экономичности и мощности моторов, когда масла «постарели». Тут база для каждого масла - то же, только свежее. Скажете, 4,5% роста расхода топлива - немного? Но учтите цены на топливо в Сибири и на Дальнем Востоке.

Защита двигателя от износа определяется как вязкостно–температурной характеристикой масла (его вязкостью при высоких температурах), так и качеством противоизносных компонентов. Чтобы оценить масло по этому показателю, исследуем степень изношенности двигателя после идентичных циклов испытаний . Минимальная потеря массы вкладышей подшипников коленчатого вала и поршневых колец, с учетом погрешности метода, оказалась у двигателей, работавших на маслах «Шелл» «Зик» «Кастрол». Косвенно эти параметры подтверждаются анализом данных о содержании продуктов износа в образцах масел, отобранных по окончании испытаний. И здесь лидеры те же, причем у «корейца» «Зик» металла нашлось существенно меньше, чем в других маслах.

Высокотемпературные отложения масел исследовали по налету на боковых поверхностях поршней . Баллы выставляли эксперты, сравнивая полученные отложения со специальной шкалой. Принцип простой. Черные отложения по всей поверхности - самый высокий балл, шестерка по общепринятой шкале. Чистый поршень без отложений - ноль баллов. Обычно синтетики по уровню отложений не поднимаются выше 1,0–1,5 балла. Смотрим результаты - все так и есть. Чуть лучше других выглядят «Зик», «Шелл» и оба «француза»: «Эльф» и «Тоталь».

Клапанную крышку вскрыли «на берегу залива Петра Великого» - практически та же картина, что и «в Лиссабоне». Это и есть современные синтетики.


Высокотемпературные отложения оцениваются баллами аналогично старому и известному методу ПЗВ - по цвету и количеству отложений. Чем красная полоска меньше, тем чище был поршень.

Свой закончили поход

Итак, о чем же подумалось «на берегу Тихого океана» Правильно ли мы сделали, не взяв «в дорогу» масло на смену? И насколько можно верить производителям масел, которые заявляют длинные сроки службы своей продукции?

Возвращаемся к исходному вопросу: всякая ли синтетика способна пройти межсервисный интервал ? Потребители на форумах ратуют за более частую замену - тысяч через восемь–десять. Масленщики, напротив, говорят от 30 000 км. Что ж, наши испытания показали: в подобных режимах «не все масла одинаково полезны». То же «Эссо» после финишной ленточки фактически свалилось без сил, а вот «Зик» выдержал бы и обратную дорогу.

Рекомендации ЗР таковы. Для свежих машин , эксплуатирующихся в теплое время года, можно смело руководствоваться полученными результатами . А вот по мере износа мотора , как и при активной зимней эксплуатации, масло нужно менять чаще . То же касается случаев, когда пробеги измеряются не столько километрами, сколько многочасовыми пробками. Этому мы посвятим отдельный материал.

Изменение кинематической вязкости проб моторных масел на разных стадиях испытаний
Марка масла Температура, °C Кинематическая вязкость, сСт , через
500 км пробега 5000 км пробега 10 000 км пробега 15 000 км пробега
BP Visco 5000 100 13,79 14,54 14,90 15,68
150 6,04 6,14 6,39 6,75
Castrol Magnatec 100 13,34 13,72 14,16 14,43
150 5,67 5,79 6,01 6,06
elf Excellium NF 100 13,20 13,30 13,67 13,74
150 6,09 6,16 6,52 6,52
Esso Ultron 100 13,70 14,19 15,45 17,13
150 5,91 6,09 6,60 7,07
Mobil Super 3000 100 13,33 13,41 13,69 14,59
150 5,74 5,73 5,82 6,10
Shell Helix HX8 100 12,73 13,03 13,51 14,37
150 5,44 5,73 5,89 6,05
Total Quartz 9000 100 14,24 13,96 14,19 14,94
150 6,05 6,14 6,09 6,36
ZIC XQ 100 13,42 13,41 13,61 13,49
150 5,79 5,73 5,79 5,76
Изменение физико–химических параметров проб моторных масел на разных стадиях испытаний
Марка масла Индекс вязкости, ед. Температура застывания, °C Условная температура проворачиваемости коленчатого вала, °C
500 км 15 000 км 500 км 15 000 км 500 км 15 000 км
BP Visco 5000 175 169 -42 -35 23,3 19,6
Castrol Magnatec 170 168 -40 -40 -23,4 -21,7
elf ExcelliumNF 182 174 -45 -37 -24,5 -20,6
Esso Ultron 176 173

Любое моторное масло - это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп.

Первая группа - обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей.

Вторая группа - улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, повышающую стабильность базового масла, и лучше очищенные от вредных примесей. У них своя ниша, преимущественно в области грузового транспорта, тяжелых судовых и промышленных дизелей, - они используются там, где расходы масла огромны и применение дорогой синтетики разорительно.

Третья группа - базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). На интернет-форумах «спецы» презрительно называют эти масла «кряком», хотя они занимают основную часть рынка. Какие-то фирмы позиционируют их как полусинтетические (хотя сами признают некорректность самого термина «полусинтетика»), какие-то называют НС-синтетиками. По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное - и по степени чистоты, и по молекулярной структуре.

Четвертая группа - Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа - полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО - это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов - этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО - высокая цена. Поэтому идут в ход маленькие хитрости: почему бы не смешать процентов двадцать- тридцать-сорок ПАО с «кряком» и не назвать такое масло полностью синтетическим? Ведь доля ПАО в синтетике нигде не оговаривается! Хитрость можно разгадать лишь по температуре вспышки, которая указывается в техническом описании масла: у ПАО она стремится к 250 °C и даже выше (бывает и 280 °C), а у чистых НС-синтетик - около 225 °C.

Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. И основное, вошедшее в эту группу и получившее активное распространение в производстве товарных масел, - это базовое масло на основе эстеров.

Эстеры - полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла пятой группы - это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Самая крутая группа - пятая, из которой мы и взяли три эстеровых масла, каждое со своими изюминками .

Cupper SAE 5W-40 Full Ester

Самое эстеровое, если можно так сказать: по заявлению производителя, содержит до 80% эстеров и всего 2,5% присадок со специальными металлоплакирующими (фр. laquer - покрывать) компонентами.

XENUM WRX 7.5W40

Эстеровое с микрокерамическими присадками на основе нитрида бора. Вообще-то, нитрид бора - мощный абразив, но тут используется очень мелкая фракция, которая, как утверждается, являет собой аналог твердой смазки в зонах трения. Отметим нетрадиционный, «дробный» класс по SAE и немалую цену.

KROON Oil Poly Tech 10W-40

Здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров - полиалкиленгликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах. Примерная цена - 5000 рублей за 5 литров.

В компанию к эстерам взяли любопытную парочку из третьей и четвертой групп.

ТОТЕК Астра Робот 5W40

RAVENOL HCS 5W-40 API SL/SM/CF

Эту гидрокрекинговую синтетику примем за точку отсчета. Цена смешная.

Задача испытаний - посмотреть, как работают эти масла в идентичных условиях стендовых испытаний: чего ждать и на что надеяться? При этом мы не будем сравнивать между собой масла четвертой и пятой групп: соревнуются не они, а принципы развития направлений современного «маслостроения».

ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД

Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту деталей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний, обеспечивающих идентичные условия работы для каждого продукта. Методика обкатанная.

Сердце исследовательской установки - стендовый двигатель на базе ВАЗ‑2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гусеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз».

В таких условиях каждое масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков‑прогревов у нас было значительно меньше.

По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние - в частности, степень износа.

МУЧЕНИЯ ГИДРОКРЕКИНГА

Первым в стендовый мотор залили масло, призванное задать начальный уровень отсчета. Это НС-синтетика RAVENOL HCS 5W‑40. Все было нормально, но через 130 моточасов после начала испытаний вязкость вывалилась за верхний предел, определяемый заявленным классом по SAE (16,3 сСт), что всегда приравнивается нами к формальному отказу. Пробег (в пересчете) - чуть больше 11 000 км. Резкое увеличение вязкости и определило заметное ухудшение характеристик двигателя: мощность снизилась на 3%, расход топлива увеличился на 7%.

ЧЕТВЕРТЫМ БУДЕШЬ?

Четвертую группу базовых масел в нашем тесте представляло «самое» синтетическое моторное масло - «ТОТЕК Астра Робот 5W40». И, надо признать, весьма успешно. На фоне гидрокрекингового масла были четко видны преимущества полной синтетики на базе ПАО.

Во‑первых , это ресурс. Условные 15 000 км масло проработало легко, его параметры остались в пределах заданных. Темп старения даже в предложенных жестких условиях оказался заметно более низким, чем у масел «младших» групп. И моторные характеристики в конце испытаний не слишком отличались от начальных.

Во‑вторых , это масло удивило своими низкотемпературными свойствами: -54 ºС - такова температура замерзания! Высокий индекс вязкости (под 170) обеспечивает хорошую вязкостно-температурную характеристику, гарантирующую оптимальную работу масла как при высоких температурах в нагруженных режимах, так и при холодном пуске.

Угар за весь цикл испытаний был минимальным. Сказалась малая летучесть, что косвенно подтверждается самой высокой температурой вспышки среди всех масел этой группы. А также результатами замеров токсичности отработавших газов: выход остаточных углеводородов заметно меньше, чем при работе мотора на других маслах, - нетопливная, то есть масляная, составляющая токсичности заметно уменьшилась. Откуда знаем, что именно масляная? Оттуда, что топливная составляющая при одном и том же бензине и одинаковых регулировках дает разницу только в пределах погрешности.

Уровень загрязнений в двигателе характерен для синтетик: невелик, но все-таки заметен.

МЕДЬ В МАСЛЕ

Первым представителем пятой группы было масло Cupper 5W40 Full Ester. Новый оригинальный пакет присадок, содержащий медь, должен обеспечивать металлоплакирующие свойства. Что это означает? На рабочих поверхностях деталей будет формироваться тонкая медная пленка, сглаживающая шероховатости, а также защищающая узлы трения от задира и износа. Положенные 15 000 км масло выдержало. После вскрытия двигателя увидели, что поверхности цилиндров стали напоминать шпон карельской березы - и цветом, и рисунком. Это и есть медь. А взвешивание деталей вообще повергло в шок: на вкладышах подшипников вместо убыли наблюдалось устойчивое увеличение массы! Минимальное, на уровне нескольких миллиграммов, - но увеличение! Неужели медь из масла перешла на рабочие поверхности вкладышей? И еще одно чудо: щелочное число в свежей (до испытаний) пробе масла составило всего около 3 мг КОН/г вместо привычных 6–10 КОН/г. Ошибка? Перемерили несколько раз - всё верно! И после испытаний оно снизилось лишь чуть-чуть. Вот что дает сочетание эстеровой основы и металлоплакирующего пакета присадок. С кольцами обошлось без чудес, но темп износа реально меньше, чем на эталонной гидрокрекинговой синтетике.

Ресурс похуже, чем у масла «ТОТЕК Астра Робот» на базе чистых ПАО, но значительно лучше, чем у эталонного «гидрокрекинга». Оно и понятно: присадки работают интенсивно, но их немного - поэтому ресурс масла не может быть бесконечным. Но напоминаем: условные 15 000 км масло честно отработало.

ЭСТЕРОВОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО: БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ

«Эстеро-керамическое» масло Xenum WRX 7.5W40 с микрокерамикой дало рекордно низкую скорость износа поршневых колец и цилиндров, вдобавок снизилась скорость износа и у подшипников. «Твердая смазка» из нитрида бора работает! Энергосберегающий эффект в масле проявился как раз там, где обычным моторам приходится особенно тяжело - в максимальных режимах и, что выглядит странным для непрофессионалов, в режиме холостого хода. В первом случае на все детали действуют максимальные нагрузки, которым должно противостоять масло. Во втором - нагрузок нет, но и скорость относительного движения деталей, заставляющая их «всплыть» на слое масла, очень мала. Потому работает не все масло, а в основном его присадки.

Но без дегтя не обошлось.

Во‑первых , скорость старения этого масла из эстеровой группы оказалась заметно выше, чем у масла Cupper, - Xenum проиграл даже маслу ТОТЕК из группы ПАО. Цикл испытаний выдержан, но запас ресурса по его окончании был минимальным. По нашему мнению, это следствие более жестких условий работы масляной пленки в присутствии микрочастиц керамики. Очаговые локальные температуры в зонах трения, где работают твердые микрочастицы, могут повышаться, а это неизбежно портит базу масла.

Во‑вторых , низкотемпературные свойства этого масла тоже оказались не ахти. Впрочем, нестандартные «7.5» в классификации по SAE ничего другого и не обещали. И еще. После того как пробы масла некоторое время постояли на полочке, в них обнаружился плохо смываемый осадок! Даже долгое взбалтывание пробы не удаляло его с донышка бутылки. Чудес не бывает: керамика - тяжелая, долго удержать ее в объеме масла невозможно. Конечно, осадка было немного, но от него как-то не по себе. Успокаивает лишь тот факт, что масло на нашем рынке присутствует не первый день, но никаких связанных с ним «страшилок» вроде бы не обнаружено.

Отметим, что цвет проб менялся интенсивно. Изначально масло напоминало по цвету кефир: белое-белое. Через 40 моточасов оно уже стало похоже на обычное масло - темное, но осадок все равно был белесым. Нитрид бора, однако.

«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ

Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым именем - KROON Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное - при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.

Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем. И с ресурсом всё нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров.

Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, всё тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики. А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания - под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10W‑40 по SAE.

МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО

Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия.

Во‑первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже самый современный мотор.

Во‑вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке третья группа. И каждое из рассмотренных масел имеет свои плюсы при единственном минусе - высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2–4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей.

Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. По нашим сведениям, тот же Xenum очень любят гонщики. Cupper с его медью до сих пор кажется чем-то необъяснимым, но ведь выдержал же! К маслу ТОТЕК нет никаких вопросов. А полиалкиленгликолевое масло KROON Oil Poly Tech вообще расходится на ура. Короче, используйте смело - конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля.

Xenum WRX 7.5W40

Цена, руб. от 6000

Объем, л 5

KROON Oil Poly Tech 10W‑40

Ориентировочная цена, руб. 5000

Объем, л 5

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Производителей базовых масел и присадок - единицы, а потому разнообразию конечных продуктов взяться неоткуда. Испытанные нами масла выпускают малыми объемами. На таких продуктах отрабатывают новые решения. Kroon Oil - бывшая дочка «Шелла», XENUM часто используется в автоспорте, Cupper и ТОТЕК - новинки российского производства. Отнести масло к той или иной группе бывает сложно: производитель не афиширует его состав. Основная часть - НС-масла, остальные, примерно поровну, - дешевые минералки (популярны за океаном и на Ближнем Востоке) и так называемые полные синтетики.