Панорама Северо-Двинский канал. Виртуальный тур Северо-Двинский канал. Достопримечательности, карта, фото, видео. Северо-Двинская система (Северо-Двинский водный путь)

Северо-Двинский канал - канал в Вологодской области России, является частью Северо-Двинской водной системы. Большая часть проходит по территории национального парка «Русский Север». Соединяет реку Шексна, как часть Волго-Балтийского водного пути и реку Сухона, приток Северной Двины. Начинается от населённого пункта Топорня на Шексне (664-665 км Волго-Балтийского водного пути) и проходит до шлюза №7 "Знаменитый" [д. Шера Сокольского района (Вологодская область)] в истоке реки Сухона. До 30-х годов XX века был единственным водным путём соединявшем Волгу и Белое море. Общая протяжённость канала составляет 127 километров. Ширина канала варьируется от 26 до 30 метров, глубина 1,8 метров (в настоящее время, далее Сиверского озера - 1,4-1,5 метров). Радиус закругления 200 метров. В состав канала входят: Топорнинский канал Шлюз № 2 Шлюз № 3 Топоринские заградительные ворота озеро Сиверское Кузьминский канал озеро Покровское (Бабье) речка Поздышка Зауломское озеро Зауломская плотина 1-й Вазеринский канал озеро Пигасово 2-й Вазеринский канал озеро Кишемское Кишемский канал Кишемские заградительные ворота река Иткла Шлюз № 4 Благовещенское озеро река Порозовица Шлюз № 5 Шлюз № 6 озеро Кубенское Плотина «Знаменитая» Шлюз № 7 "Знаменитый" Канал обслуживается шестью шлюзами и восемью плотинами. Перепады в камерах варьируются от 1 до 4 метров, камеры деревянные.

Канал был построен с 1825 по 1829 годы. В XIX веке канал носил название канал Александра Виртембергского. Канал был назван в честь ответственного за строительство - управляющего путями сообщения Российской империи в 1822-1833 годах, герцога вюртембергского Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского. Первоначально выход к Шексне планировался возле деревни Звоз. Исторически канал пролегает большей своей частью по древнему торговому волочному маршруту, известному с X века. Первые помыслы выкопать в этом районе канал высказывал ещё Пётр I. Однако до XIX века этим замыслам не удавалось претвориться в жизнь по различным причинам. «Представления» с предложениями по прокладке канала были переданы Александру I канцлером Румянцевым Н. П. (в 1796), но они были отклонены по ряду причин. Первые работы начались в 1823 году. Ими руководил лично главнокомандующий Ведомства путей сообщения и публичных зданий герцог Александр Вюртембергский. Проект был составлен и высочайше утверждён в 1824 году. К земельным работам приступили в 1825 году. Объём работ был колоссальным. От Топорни (выбор этого пункта был скорее политическим) до Сиверского озера был построен искусственный шлюзованный канал в 7 километров. Речка Карботка превратилась в Кузьминский канал (1,34 км). От Покровского озера путь шёл речкой Поздышкой, у которой углубили дно (3,4 км). От Зауломского озера снова шёл копаный канал (6,23), пересекая Валезинское озеро. За Кишемским озером снова канал, но уже короче (4,04), который упирался в шлюз перед Итклой, затем углублённая Порозовица привела строителей к Кубенскому озеру. Было создано 13 шлюзов…

Теперь уже и не вспомнить когда закралась в голову эта мысль. Может в своих поездках на Кольский, когда по трассе Р-5 “Вологда – Медвежьегорск” мы пересекаем Северодвинский канал, может позже, когда собирали о нем информацию. Мысль эта крепла, развивалась, и к концу прошлого 2013 года мы уже твердо знали, что летом пойдем именно туда…

- Канал герцога Вюртембергского -

Похоже это самый древний канал из ныне действующих. Предназначение его – соединить бассейны рек Северная Двина и Волга и получить, таким образом, выход южных и центральных областей России к Белому морю. Первые серьёзные изыскания проводились еще с 1823 года. Строительство, начатое в 1825 году, под руководством тогдашнего начальника управления путей сообщений – герцога Александра Вюртембергского, родного брата императрицы Марии Федоровны, было закончено в рекордно короткий срок – 3 года, и в 1828 по каналу пошли первые суда. Уже действующая тогда Мариинская система, нынешний Волго – Балт, позволили кратчайшим путем доставлять грузы из Петербурга в Архангельск по двум каналам – Мариинскому и Северодвинскому.

Необходимо отметить, что водный путь из Астрахани к Белому морю на то время уже был. В 1822 году было закончено строительство Северо-Екатерининского канала, соединившего бассейны рек Волга и Северная Двина. Проект был крайне неудачным и в дальнейшем при строительстве возникло много трудностей… но канал протяженностью 19 км. всё же был построен, хотя строился он целых 36 лет!

- Немного про Северо – Екатерининский -

Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины II. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для составления проекта. Через четыре года она завершила работу и представила проект. В 1786 г.на будущем канале приступили к земляным работам. Место строительства представляло собой сплошное царство лесов и непроходимых болот. Безлюдье. Крайне суровые зимы, продолжительностью полгода. Наконец, в 1822 г., преодолев огромные трудности, строительство было закончено и канал открыли для прохода судов.

Таким образом, строился канал 36 лет, израсходовав более 1 млн. рублей. Плохой уход за водной системой, отсутствие средств на ремонтные работы, разрушение гидротехнических устройств – всё это привело к тому, что в 1838 г. канал был официально упразднен, прослужив всего 16 лет. Но канал существует до сих пор. Начинается он в деревне Канава, и по нему можно перебраться с Вычегды на Каму разве что на небольшой лодке. Фото – kultnasledie.rkomi.ru/

Возвращаемся к нашему Северодвинскому: Канал построен, судоходство идёт полным ходом. Габариты пути нового канала полностью соответствовали габаритам Мариинской системы, что, способствовало его растущей популярности. Длинна шлюза – 27,7 метра, ширина – 8,25 и проходными глубинами 1,8 метра. Все это позволяло при прохождении обеих систем пользоваться однотипными судами, что для купцов было очень удобно т.к. исключалась промежуточная перевалка грузов. Конечно, тогда не было ни теплоходов, ни электричества, ни прочих благ цивилизации. В шлюзы баржи заводили конной тягой, проводка по каналу шла бурлаками, а по озёрам – под парусами. По берегам стояли будки бакенщиков, которые вечерами выходили в канал и зажигали своё хозяйство, так как движение по каналу порой было круглосуточным. Грузооборот постоянно рос, и за время своего существования Северодвинская водная система постоянно реконструировалась. Углублялся фарватер, увеличивались габариты шлюзов. Самые серьёзные изменения были проведены период с 1916 г. по 1921 г. силами военнопленных первой мировой. В то время на реконструкции канала работало около 8000 человек. В 1897 г. была построена железная дорога до Архангельска, и потребность в канале стала уменьшаться, а в 1933 г, когда началось движение по Беломорско – Балтийскому каналу, совсем упала. В 1964г. в результате устройства Шекснинской плотины и подъема воды в р. Шексна первый шлюз в Топорне был затоплен, но нумерацию оставили прежней и Северодвинская система теперь начинается со шлюза №2.

Канал герцога Вюртембергского. Фото — http://regionavtica.ru/

В 90-х годах финансирование канала было слабым, деревянные конструкции попросту догнивали, и, казалось бы, участь его предрешена. Однако, было решено сохранить Северо-Двинскую водную систему, и в 2000-х годах началась ее очередная реконструкция, продолжающаяся и по сей день.

«Дабы навсегда сохранить память Ваших трудов на пользу Государства по ведомству путей
сообщения… повелеваю именовать оный канал — каналом герцога Александра Вюртембергского».
Николай I. Высочайший Указ. 23 августа 1828г.

- Подготовка -

Подготовка к этой поездке ничем особенным не отличалась, мы лишь усилили навигационную часть программкой SAS Planet, что оказалось совсем не лишним. В последних версиях САСа стали доступны навигационные карты Навионикса с буями глубинами и пр. судоходной обстановкой, которые мы успешно скачали за неделю до старта. Общий объем карт получился около 12 Гб. В добавок ко всему силами супруги был изготовлен стояночный тент и небольшой генакер.

… и генакер площадью 6,5 м/кв

И ещё: решено было опробовать приготовление еды из сушеных компонентов собственного приготовления. Водная часть маршрута была рассчитана на 4 суток + 1 день запасной, и необходимости в этом не было. Но мы решили попробовать. Сушили в основном мясо, лук, картофель, немного капусты и свеклы.

Сушеные продукты в походе имеют ряд преимуществ – малый вес и объём, приличный запас витаминов и длительный срок хранения. Для нас незаменимы в водных походах когда вся грузоподъемность корабля отдана под топливо.

Картофель не понравился… готовиться долго и по вкусу далек от оригинала

После зимы собрали лодочку, опробовали движок, погрузив его дейдвуд в бочку с водой… покидали все это в машину и тронулись в путь. Маршрут знакомый – через Сергач на Ярославль, дальше до Вологды и налево до Шексны.

- В путь -

За два дня добрались до п. Шексна, где предварительно был забронирован домик в доме отдыха ”Парус”. Уютные домики на 2-3 человека, горячая и холодная вода, душ. На территории чисто и ухожено, тут не то, что окурок, пепел стряхивать было как то неловко. Близость водоема, удобный для спуска лодок берег, и тот факт, что директор сам по жизни водно-моторник, и проблемы лодочной братии ему хорошо знакомы, наверное предопределило направление деятельности – отдых на воде, заправка яхт и лодок топливом, продуктами, и т.д. Одним словом – нам понравилось.

п. Шексна. Турбаза «Парус»

Разместились, съездили за бензином, в ближайшем салоне приобрели Северо-Западную симку для интернета. На всем протяжении маршрута сотовая связь была… чаще Мегафон, чуть реже МТС, но без связи не оставались. Интернет же был необходим для приема погодного файла GRIB, опять же в подготовке к предстоящему походу по Баренцеву морю.

Пока готовим лодку немного истории: Как уже говорилось, что необходимость в водном пути до Архангельска назрела давно. Северо-Екатерининский не устраивал ни по качеству ни по габаритам судоходного пути, а так же по отдалённости от Мариинской системы по которой шли караваны из Питера в центральную Россию, и дальше в низовья Волги. Ещё до строительства Северодвинской водной системы, здесь пролегал путь имеющий название «Славянского волок», который действовал с 10 века. В его состав входили: река Славянка от Сизьминского разлива до Никольского озера, собственно сам волок от Никольского Торжка до села Волокославинское и река Прозовица до Кубенского озера. Волок этот был, как сейчас говорят, частным, и передавался по наследству. В конце XVI века принадлежал княгине Феодосье (жене князя Давида Кемского), а после ее смерти, перешел к сыну Дмитрия Донского – Андрею. Перетаскиванием судов по волоку занималось проживавшее в этом районе население, для которого данная работа являлась важным источником дохода. Иван Грозный в 1576 году пожаловал волок вместе с землями и крестьянами волости Кирилло-Белозерскому монастырю. В 1602 году, по инициативе монастырских властей и с разрешения Бориса Годунова, на волоке был устроен Торжок, который способствовал оживлению торговли и активизации перевозок в данном районе.

И Кирилло-Белозерский монастырь, и село Волокославинское с его разводным понтоном, и сам Сизьминский будут впереди… а пока лодочка собрана, бензин и снаряга загружены, и около часа пополудни мы покинули гостеприимный «Парус». Через четверо суток, описав дугу к северо-востоку в 220 км., мы снова вернёмся сюда, но всё по порядку.

Загрузка лодочки небольшая: нас двое, бензин и снаряжение около 200 кг и Мерк на 70% гашетки уже обеспечивает глиссирование. Это была самая экономичная поездка – на 220 км мы спалили всего 70 литров. Принимаем прогноз, к вечеру обещают грозовой фронт и усиление ветра. У встречного сухогруза запрашиваем обстановку в Сизьминском.
- Раздувает, волна больше метра – не суйтесь.
Не суйтесь так не суйтесь, и пройдя около 40 км встаем на ночевку перед самым выходом в Сизьминский разлив.

Волго-Балтийский канал. р. Шексна

Берега здесь низменные, заболоченные. Только с 3-4 подхода находим хорошее месть для ночёвки. Грозовой фронт подошел вовремя и изрядно нас намочил, но дров здесь предостаточно и к отходу все было высушено. Часть на газу, часть на разогретых трубах. Хотя дождь шел всю ночь, мелкий и противный. Стоянка N59°33,580′ и E38°27,704′

Готовим ужин из «сухофруктов»

На первой же стоянке опробовали нововведения:1 – GPS датчик GlobalSat BU-353 при низкой облачности «поймал» 8 спутников и дальше пойдем по SAS с картами Навионикса. 2 – «сухофрукты» полностью оправдали надежды, но банку Йошкар-Олинской всё-же кинули в котелок. Все сушёное понравилось, кроме картошки – возможно не так посушили.

«Сухофрукты» дело хорошее, но банка Иошкар-Олинской не помешает.

«Шексна-шлюз» далеко… тех кто в Сизьменском принимаем хорошо.

К утру погода наладилась, появилось солнце, и мы готовимся продолжить маршрут. Впереди Сизьминский разлив.

«Ландыш майский» – краснокнижный однако.

- Сизьминский разлив -

Свое название разлив получил от реки Сизьмы, левого притока Шексны. Образовался вследствие строительства плотины Шекснинской ГЭС в 1964 году.посёлке Шексна. Тянется он на 20 км в длину и местами достигает такой же ширины. Здесь находился один из наиболее сложных для судоводителей участков – знаменитые Ниловецкие пороги, протянувшиеся на несколько верст. Этот участок был опасен скоростью течения, небольшими глубинами и извилистым фарватером. Всего в районе теперешнего Сизьменского разлива было три шлюза и плотины Мариинской системы: «Ниловицы», «Ковжа» и «Черная Гряда» которые создавали подпор 1-2 метра каждая и скрывали многочисленные пороги и перекаты. Не доходя до Топорни около 2 км, будет ещё один затопленный шлюз – N35 «Деревенька» на старом русле Шексны.

Затопленный шлюз Мариинской системы №36 «Ниловицы»

Затопленный шлюз Мариинской системы №35 «Деревенька»

Солнце поднималось, а с ним и ветерок, и мы быстренько перекусив отправились в путь. Будто кто-то бросил пригоршню буёв в воду и они разбрелись по водоёму. Понять логику не просто, но САС планет помогает. Неоднократно пытались уйти под берег, но пеньки, неизменно возвращали нас на судовой ход, в старое русло Шексны. Здесь идём на 5 канале, точнее шли, пока не залили рацию. За нами “пассажир”. Прёт километров 25-30. Нам иди с такой скоростью сложно, но идём. Если он нас не слышит, то пусть хоть видит. Фоток здесь нет, только видео на выходе в Сизьминский. Часам к 11, слегка подмокнув в Сизьминском, мы подошли к Топорне, откуда и начинается Северо-Двинская водная система.

- Северо-Двинская шлюзовая система -

Топорня – местечко в Кирилловском районе Вологодской области с населением в 134 человека. Именно так описан этот населённый пункт в Википеди, и в некотором смысле незаслуженно кратко. Как населённый пункт он действительно небольшой но чистый и ухоженный, но как узловую точку в водной системе России его значение переоценить сложно.
В Топорне сходятся практически все водные пути европейской части страны, посудите сами:
1. На север, по Волго-балту, до Онежского озера. Далее налево по Свири и Ладоге в Балтийское море
2. На север, по Волго-балту, до Онежского озера. Далее прямо до Повенца и по Беломоро-Балтийскому до Беломорска.
3. На восток по Северо-Двинской системе, дальше по Сухоне до Северной Двины, а по ней до Архангельска.
4. На юг, по Шексне на Волгу до Астрахани и Каспийского моря
5. На юг, до Волгограда, и далее по Волго-Донскому, до Азовского и Черного морей

В подходном канале стоит Речной-90, чуть дальше пристань местного маломерного флота, куда мы и направились на очередную просушку. Маленько обстучали и подсушили рацию, зовём шлюз на 3 канале:
- ”Второй шлюз, я 42-34”
- ”На связи второй”
- ”День добрый, маломерный 42-34 снизу. Прошу разрешение на шлюзование”
- ”Сейчас уточню у диспетчера”

Минут через 20…
- ”Мотолодка второму”
- ”На связи 42-34”
- ”Возьмем вас, но только с попутным”
- ”А когда он планируется?”
- ”Не знаю, “Речной-90” пойдет в этом направлении, а когда – не знаю”
- ”Ясно, будем ждать. Спасибо”

Читал, что раньше маломерных шлюзовали за деньги, причем все официально… то ли 500 р. за весь канал, то ли 600. Потом перестали, оно и понятно – сбрасывать несколько тысяч тонн воды из-за одной лодки неразумно. Но мы не в обиде, хорошо что вообще берут надувных. Погода наладилась, ветра стих, солнце. Переодеваемся, сушимся. Даже отдохнули маленько. Спать на банках удобно. Ширина Титана два с лишним, тут и подголовник и ноги опять же не свисают. Часа через три Речной-90 идёт в шлюз, ну и мы за ним.

Видео: Выходим на маршрут и Сизьминский разлив

Северо-Двинский канал

Северо-Двинский канал - канал в Вологодской области России, является частью Северо-Двинской водной системы . Большая часть проходит по территории национального парка «Русский Север» .

После революции канал переименовали в Северо-Двинский водный путь, а также к 1921 году были завершены работы произведенные в 1916-1918 годах. В 1930 году реконструирована Зауломская, а в 1932 году - Ферапонтовская плотина, новые плотины выполнены из железобетона, что позволило несколько повысить уровень воды в создаваемых ими водохранилищах. После постройки Беломорканала роль системы стала ослабевать; однако, в период Великой Отечественной войны он интенсивно использовался, а также реконструировался - были проведены значительные дноуглубительные работы, увеличена высота плотины «Знаменитая».

После войны ремонтом занимались Кузьминские судоремонтные мастерские, располагавшиеся в городе Кириллове, на берегу Кузьминского канала, вместе где к нему примыкает канал в озеро Лунское. В 1958-62 годах ручные приводы шлюзовых ворот были заменены на металлические, в 1960-70-х годах берега каналов укрепили стенкой из деревянных свай длиной 8,5 км, в 1980-х годах заменили ворота шлюзов на металлические, ввели в строй металлические понтонные переправы.

«Русский Север» пролегает наиболее примечательная часть знаменитой Северо-Двинской водной системы, пересекая междуречье рек Шексны и Сухоны в Вологодской области. Система носит статус памятника инженерной мысли , воплотившего в жизнь идею соединения бассейнов рек Северной Двины и Волги.

Ее участок, расположенный в пределах парка, является не только интересным объектом показа и перспективным туристическим маршрутом. Он может многое рассказать об истории развития инженерно-строительного мастерства в государстве Российском.

Будучи судоходным, ранее этот водный путь включал 13 шлюзов, сначала поднимавших суда на Волжском склоне на 11,4 м, а затем опускавших их на Двинском на 13,5 м. Некоторые из них впоследствии были удалены в связи с тем, что отпала необходимость в их эксплуатации. Сейчас в систему входят 7 шлюзов и 5 искусственно проложенных каналов. Первоначально шлюзовые ворота были деревянными и приводились в движение вручную, а сейчас они изготовлены из металла и механизированы.

Один из каналов — Северо-Двинский – имеет протяженность 127 км, ширину от 26 до 30 м и глубину до 1,8 м. Он начинается у деревни Топорня на реке Шексна и достигает поселка Знаменское в истоках реки Сухона, соединяя их обе. До 30-х годов прошлого столетия канал был единственным водным путем, который соединял Волгу с Белым морем. Северо-Двинский канал включает следующие водные объекты с инженерными сооружениями (6 шлюзами и 8 плотинами):

  • каналы: Топорнинский с Топорнинскими заградительными воротами и шлюзами № 2 и № 3, Кузьминский, 1-й и 2-й Вазеринские, с Кишемскими заградительными воротами;
  • озера: Сиверское, Покровское, Зауломское с Зауломской плотиной, Пигасово, Кишемское, Благовещенское, Кубенское с плотиной «Знаменитая» и шлюзом № 7;
  • реки: Иткла со шлюзом № 4, Порозовица со шлюзами № 5 и № 6, Поздышка.

Перепады уровней в камерах шлюзов варьируется от 1 до 4 м. На Топорнинском канале первоначально было оборудовано три шлюза, впоследствии первый из них был затоплен. Однако нумерация шлюзов осталась прежней, начинаясь со второго номера.

Идеей устройства в этой местности водного пути, связывающего Петербург с Архангельском, был увлечен еще Петр I. Лучшего места было не найти – еще в X-XI веках здесь функционировал знаменитый Славянский волок. Но реализовываться эта идея начала только в XIX веке, о чем свидетельствует следующая хронология:

  • 1823 г. – проведение в районе Кириллова изысканий для поиска наилучшего варианта;
  • 1824 г. — выполнение проектных работ;
  • 1825 г. — начало строительства;
  • 1828 г. — открытие канала для судоходства.

Канал был назван в честь герцога фон Вюртембергского, который управлял в 1822-1833 г. г. путями сообщения Российской империи и был ответственным за его строительство. В советское время водный объект был переименован.

Герцог Александр Вюртембергский
Главноуправляющий путями сообщения в 1822-1833 годах

Северо-Двинский водный путь имел большое значение для Российской Империи в качестве транзитного грузового маршрута. Он неоднократно углублялся, реконструировался, достраивался, в том числе и в годы Советской власти. По берегам водных объектов находились судоремонтные, бакенные мастерские, пароходства, которые давали многим местным жителям работу по обслуживанию водного пути и гидросооружений.

Водная система имени герцога Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского (Виртембергского)
Щелкните по изображению для увеличения

Но после строительства Беломорканала роль системы стала уменьшаться, переведя акцент на преимущественно пассажирские перевозки. Их осуществляло Сухонское пароходство вплоть до середины 70-х годов. После строительства здесь асфальтированной дороги Вологда-Повенец с отворотом в сторону Кириллова, рейсы пассажирских пароходов признали нерентабельными.

В настоящее время здесь имеются незначительное судоходное движение с грузами леса и пассажирские маршруты туристического назначения.