Музыкальная студия своими руками. Как я строил домашнюю студию звукозаписи

Профессиональный музыкант делиться информацией о том, какое музыкальное оборудование нужно выбирать для домашней студии звукозаписи. В данном материале вы узнаете об особенностях национальцой звукозаписи и о том как решить проблему звукоизоляции, а также ознакомитесь с обзором звуковых карт, внешних нтерфейсов USB, предусилителей, микшерных пультов, портастудиий, микрофонов, мониторов и наушников. Рекомендуется к прочтению всем, кто интересуется студийной записью.

Особенности национальцой звукозаписи

Что делает музыкант, отыграв десяток концертов и подарив поклоннику свой первый автограф? Купаясь в волнах славы и радости, он начинает подумывать о записи в студии, куда и направляется через месяц-другой, подкопив денег и проработав материал. Первая запись - это намного веселее, чем первый концерт. О первом концерте, даже если он неудачный, воспоминания, как правило, самые светлые. О первой студийной работе музыканты рассказывать не любят, а когда рассказывают, их взволнованная речь почти всегда сопровождаются смущенными улыбками и обильным краснением лица и ушей. Студия - это очень серьезно. Это своеобразный переломный момент, после которого очень многие люди начинают подумывать, стоит ли вообще серьезно заниматься музыкой.

На концертах даже грубые ошибки в исполнении, часто тонут в плохо отстроенном звуке, гуле зрительского зала, а низкий уровень мастерства музыканта может исправить его эмоциональность и умение работать "на зрителя". В студии все ошибки сразу выходят на поверхность, даже элементарную партию аккомпанемента неопытный музыкант не может сыграть правильно. Что дальше? Раздраженный звукорежиссер, выброшенные деньги, а самое главное - бесконечная обида в душе и сомнения по поводу целесообразности музыкальной карьеры вообще. Музыка - это не то занятие, которому можно уделять час или два в день и добиться профессионализма. Искусство требует жертв, а музыка - искусство особое, которое помимо внутреннего дара, нуждается еще и в ограждении от многих "земных удовольствий" и изнурительных многочасовых трудах. Наверное, мало кто знает, что даже раскрученные и известные коллективы, имеющие в своем распряжении полный состав артистов с концертным опытом, прибегают к услугам более опытных сессионных музыкантов, когда дело доходит до студии. Почему? Причина в одном - они не умеют работать с записью.

Конечно, за деньги вы сможете нанять более опытных музыкантов, подключить к работе профессиональных режиссеров и техников и уговорить персонал "довести" до ума вашу партию посредством редактирования и перезаписи бракованных участков. Вспомните анекдот про гитариста, который приходит в студию и своей неумелой игрой доводит до бешенства звукорежиссера. Анекдот заканчивается знаменитой на весь свет фразой последнего: "Ты гамму можешь сыграть? Сыграй, а я потом нарежу..."

Стоит помнить, что, подключая "наемников" и тем более надеясь на режиссерскую доводку материала, придётся отказаться от мысли, что ваше произведение станет супер-хитом. Даже за большие деньги сессионные музыканты никогда не станут вкладывать в произведение душу, искать вдохновение в прогулках под звездами и часами корпеть над аранжировками. При работе звукорежиссера над неумело исполненной партией неминуемы потери в качестве и вообще в идее произведения. Всему есть предел и в студию надо ехать только тогда, когда можешь идеально сыграть или спеть произведение в "сухом" варианте, то есть без лишних эффектов и обработок. Самый лучший и быстрый способ подготовить себя и своих коллег к серьезной студийной работе - регулярно записываться дома. Это поможет не только лучше анализировать собственную игру и исправлять ошибки, но и иметь банк собственных демо-записей, которые послужать прекрасной путевкой на большую сцену для начинающих музыкантов. С другой стороны, домашняя звукозапись сама по себе очень увлекательна, ведь очень многие музыканты не стремятся сделать музыку своей работой, а просто тратят несколько часов в день на собственное творчество и получают от этого громадное удовольствие.

Мой дом - моя крепость...

Итак, внимая особенностям национальной звукозаписи, мы пришли к выводу, что без предварительной подготовки и пробных записей дома, даже и думать нечего ехать записываться в студию профессиональную. Как уже было сказано, на этом обжигаются многие и последствия таких ошибок всегда самые печальные.

"Мой дом - моя крепость" и именно из домашних стен выносится большинство популярных композиций. Дома музыкант чувствует себя наиболее комфортно, дома над душой не стоит суровый звукорежиссер, за стенами собственной квартиры музыкант живет по свои правилам и может располагать свои занятия как ему удобно. Забегая вперед, можно отметить, что в собственной квартире при желании и наличии аппаратуры, можно записать не только любительские демо, но и альбом студийного качества и пустить его потом в тираж.

Домашней записью не гнушаются даже популярные исполнители, оборудуя в собственном доме или квартире небольшие комнатки для работы.

Первая особенность практически всех домашних студий - "тихая" работа. В условиях квартиры практически невозможно записать работающий в нормальном режиме гитарный ламповый стэк или "снять" акустическую ударную установку. Самые добрые соседи такого издевательства не выдержат, а за нарушение общественного порядка даже в дневное время представители правоохранительных органов по головке не погладят.

Вообще, о проблеме шумоизоляции следует серьезно задуматься и дело здесь не только в спокойствии соседей. Если инструменты можно записать "напрямую", используя аналоговую и цифровую коммутацию, то вокал иначе как "через воздух" не запишешь. И каждый проезжающий мимо дома трамвай будет оставлять в записи помехи. Огромной катастрофой для домашней студии является приобретение соседями домашнего кинотеатра вместе с акустической системой. Сабвуферы издают низкочастотные колебания, которые пробиваются через самые глухие стены, и избавиться от такой проблемы, можно лишь сердечно договорившись с соседями о времени их киносеансов.

Для тех, кто не стеснен в средствах и площади, самым лучшим выходом будет заказать кабинку для записи вокала, ее берутся изготовить почти все фирмы, занимающиеся пластиковыми окнами и конструкциями. Важно только предусмотреть в ней дверь, окно и кабельный канал.

Из наиболее простых методов звукоизоляции комнаты можно отметить установку многослойных пластиковых окон, обивание стен старыми одеялами или материалом вроде дарнита или войлока. Синтетика в этом плане защищает гораздо хуже. Безобразный вид можно закрыть пластиковыми панелями, либо тканью.

Для записи вокала некоторые особо веселые люди используют шкаф для одежды. Причем шкафами пользуются и вполне состоятельные музыканты, которые просто не хотят загромождать свою квартиру всякого рода кабинками и камерами. Шкаф - это мгновенный вариант, когда нет времени или желания или возможности построить кабинку, реверберация и лишние шумы в шкафу минимальны, а сделать звукоизоляцию можно за несколько минут с помощью подручных средств.

Когда жилище потеряет всякий человеческий вид, и будет походить на притон алкоголиков, можно задумываться о покупке аппаратуры.

Аппаратура

Если вы, дорогие друзья, читаете эти строки, то путем долгого логического размышления можно предположить, что у вас есть компьютер. Компьютер сейчас используется в каждой профессиональной студии для редакции и непосредственно записи материала. Даже если в компьютере установлена недорогая звуковая карта, а пользователь никаких программ, кроме "Звукозаписи" в меню "Пуск" не знает, то возможности компьютера все равно выше, чем у многих коммерческих студий середины прошлого века. В настоящее время существует огромное количество книг, посвященных компьютерной звукозаписи, а в Москве и крупных городах есть курсы для желающих постичь тайны программного обеспечения и научиться азам редакции звукового материала. Стоит заметить, что с серьезным программным обеспечением не так уж просто разобраться, поэтому приобретение книг и посещение курсов - вполне разумный шаг.

Для звукозаписи нормального качества с помощью компьютера, прежде всего, необходимо приобрести звуковую карту, так как встроенные почти всегда слабые, либо ориентированы не на звукозапись, а на воспроизведение. Выбор звуковых карт сейчас огромен, но, лучше всего обратить внимание на продукцию наиболее "музыкальных" фирм, таких как Korg, AUDIOTRAK, Echo, Roland и Yamaha. Стоимость фирменной карты достигает огромных размеров, но в общем-то, для квартиры не обязательно приобретать изделия уровня профессиональной студии. По выбору звуковых карт написаны сотни статей, в Интернете можно найти огромное количество информации, затруднения в выборе могут возникнуть только у начинающих пользователей. Поэтому рассмотренные ниже карты ориентированы, прежде всего, на начинающих пользователей, хотя по своим характеристикам вполне пригодны для работы со звуком.

Итак, самыми недорогими карточками с помощью которых можно пробовать писать являются карты серии Revolution от M-AUDIO. Цена Revolution 5.1 составляет чуть выше двух с половиной тысяч рублей, при этом карта оборудована цифровым выходом S-PDIF, а 24-разрядные аналогово-цифровые и цифрово-аналоговые преобразователи с частотой дискретизации 96 кГц (на выходе частота выше и составляет 192 kHz) позиционируют данное изделие, как вполне пригодное для записи. Конечно, воткнув в слот MIC компьютерный микрофон и спев любимую песню, сложно будет почувствовать разницу со встроенной звуковой картой, но при использовании внешнего предусилителя, результат будет вполне приемлемым.

Более дорогие карты от M-AUDIO - серий Prodigy и MAYA. В простой и доступной карте Prodigy 7.1 коммутационные возможности уже позволяют работать с внешними цифровыми устройствами посредством входа и выхода S-PDIF, есть два аналоговых входа. По части разрядности и частоте карта идентична по характеристикам модели Revolution 5.1. Есть 4 стерео-выхода, на небалансных джеках 1/8. Карта позволяет производить запись по двум каналам одновременно, воспроизводить - по восьми.

Серия MAYA - карты уже более совершенные и приближенные к профессиональным. У кого есть деньги - самым разумным будет приобрести AUDIOTRAK Maya 1010, это устройство не такое дорогое, как может показаться на первый взгляд, количество функций вполне оправдывают цену этой карты. Комплект включает еще и внешний интерфейс для более удобного подключения. Имеется возможность многоканальной записи, использование MIDI, карта совместима с программным обеспечением, таким как Sonar/Cakewalk, Cubase, Logic. Хорошие характеристики делают этот комплект одним из лучших в своем классе. Количество входов\выходов достигает в этой карте 8, предусмотрено 2 микрофонных входа с фантомным питанием, 2 выхода на наушники и, конечно, цифровые и MIDI входы-выходы.

Для тех, кто несколько стеснен в средствах, хорошим вариантом будет покупка более дешевых карт серии MAYA, например MAYA44 MKII. Эта карта уже зарекомендовала себя как хороший, доступный и недорогой прибор для записи на HDD и широко используются в различных хоум-студиях. Как и в Maya 1010, карта совместима с программным обеспечением для мультитрековой записи как Cakewalk, SONAR, Cubase, Nuendo, Logic, а также с программным обеспечением для мастеринга - Sound Forge и Wavelab. Карта приемлемо работает с программными семплерами Logic Audio EXS 24, Halion, GIGAStudio и такими виртуальными аудиоинструментами как Reason и Reaktor. Коммутационные возможности включают 4 входа и выхода на "нормальных" джеках 1/4, цифровой вход и выход.

Неплохим вариантом также являются звуковые платы компании E-MU. Эти карты несут в себе массу приятных опций для звукорежиссуры, поэтому могут послужить неплохой альтернативой картам, рассмотренным выше. Карта E-MU 0404 имеет 2 аналоговых входа, 2 аналоговых выхода, цифровой вход и выход, коммутацию по MIDI и оптический вход\выход (TosLink). АЦП и ЦАП имеют разрядность 24 бита, частота дискретизации 192 кГц. Для внутренней обработки сигнала в плате используется процессор E-DSP разрядностью 32 бита, в комплекте поставки идет программный секвенсор Cubasis VST 4.0 E-MU edition и звуковой редактор WaveLab Lite 2.5.

У E-MU есть масса и более дорогих карт, с очень широкими возможностями, которые увеличиваются пропорционально стоимости. Плата E-MU 1820 является бестселлером в своем ценовом диапазоне, имеет два микрофонных и шесть аналоговых входов, 8 аналоговых выходов, 2 входа и выхода MIDI, цифровой вход и выход, коммутацию на ADAT. Такую плату уже вполне можно назвать профессиональной, многие музыканты приобретают 1820 и остаются довольными надолго. А если музыкант доволен долгое время - это самая лестная характеристика для изделия.

Под конец хотелось бы упомянуть о звуковой карте ESI Juli@. Эта карта отлично оправдывает себя в работе, по соотношению цена\качество она одна из самых лучших вариантов для дома. Если человек не знает конкретно, что ему понадобится, какими функциями он будет пользоваться, то Juli@ представляет собой оптимальный вариант, после покупки которого не придется об этом жалеть. Конечно, карта не без недостатков, но качество записи через эту карту очень хорошее для своих денег, а количество посторонних шумов минимально. По частоте дискретизации и разрядности эта карта идентична другим моделям своей ценовой категории, те же 192 кГц и 24 бита. Карта располагает двумя аналоговыми и двумя цифровыми входами, имеет шесть выходов, четыре из которых - цифровые. Коммутация по MIDI - один вход и один выход. ОЧень интересным решением является возможность выбора между разъемами RCA и Jack: цифровая и аналоговая часть платы расположены на двух различных платах, что позволяет перевернуть аналоговую часть платы и заменить разъемы одного типа на другой. В комплекте поставки идет очень много полезных программ и утилит для работы со звуком. "Юлию" поминали добрым словом многие музыканты и она до сих пор установлена у многих даже опытных композиторов.

Интерфейсы USB

Другое дело - внешние звуковые карты или "интерфейсы", которые работают с компьютером посредством USB. Такие интерфейсы в последнее время выпускаются на достаточно хорошем уровне, они позволяют писать материал без особых потерь в качестве. К тому же это неплохой вариант для тех, кто удовлетворен работой встроенной звуковой карты, либо вообще является владельцем ноутбука и хочет приобрести такой аппарат, как дополнение к штатной карте.

Чем же хорош USB-интерфейс? Как известно, аналоговые линейные входы в звуковой карте неизбежно ухудшают качество сигнала, шумят, трещат, реагируют на помехи компьютера. Особенно это заметно при записи уже готовой обработки, скажем, с гитарного или вокального процессора. Материал потом приходится долго доводить до ума, применяя различные виртуальные спикерэмуляторы, эквалайзеры и фильтры. С USB проблем в этом плане гораздо меньше, во-первых, само преобразование аналогового сигнала в электронный, как правило, несколько лучше, чем в картах PCI, во-вторых, сам прибор можно удалить от компьютера подальше и тем самым снизить в какой-то степени помехи. Выводы эти, конечно, во многом относительны, особенно, если сравнивать внешние интерфейсы USB с профессиональными звуковыми картами в которых панель с коммутацией также может быть вынесена наружу, а внутренние обработки включают "шумодавы" и фильтры, но все же запись по USB считается в настоящее время одной из самых качественных.

Главной особенностью многих USB-интерфейсов являются встроенные эффект-процессоры, спикерэмуляторы, преампы, звук которых передается в компьютер практически в первозданном варианте. Этим уже воспользовались многие фирмы и начали усиленно выпускать USB-интерфейсы для гитаристов. Одной из первых фирм на этом поприще выступила компания , выпустившая модель Guitar Port. Само изделие рекламируется "как мечта начинающего гитариста", но может быть прекрасным подспорьем и для профессиональных музыкантов. Качество записи в этом приборе реализовано на хорошем уровне, а количество внутренних обработок, эмуляторов популярных комбо и стэков, возможность играть под "минус" и вовсе делают его чрезвычайно привлекательным. Стоимость этого устройства соразмерна недорогим напольным гитарным процессорам, причем по многим параметрам маленький Guitar Port выигрывает у них. Стоит добавить, что использовать это устройство можно не только совместно с электрогитарой, но и, как показывает практика, со многими другими электромузыкальными инструментами. Так что тем, кто увлекается исключительно "аналоговой" записью инструментальной музыки, без претензий на такие "излишества" как MIDI, XLR- и S-PDIF-коммутацию, Guitar Port может сослужить неплохую службу.

Более дешевым вариантом с возможностью записи гитары, вокала и широкой линейки электромузыкальных инструментов является Fast Track interface от M-AUDIO. В какой-то степени его можно даже назвать конкурентоспособным Guitar Port. Четыре и входа и два выхода - более чем достаточно человеку, которому надо записать только гитару и вокал. Для всякого рода любителей авторской песни и бардов этот прибор - просто находка, а для того, кто использует электрогитару понравится набор гитарных эффектов вполне приличного качества. Электронная программа GT Player Express сразу привлекает внимание своим интерфейсом в виде аналогового рекордера и цепочки педалей-эффектов, настроить звук можно за секунды. И все, можно писать.

Другой неплохой моделью от M-AUDIO может послужить USB-интерфейс M-AUDIO Audiophile USB. Две пары аналоговых входов, наличие S-PDIF, MIDI вход\выход уже позволяют использовать этот прибор для более серьезной звукозаписи.

Дорогие USB интерфейсы, стоимость которых начинается от 300 долларов по функциональности не уступают картам PCI и даже превосходят их. Не так давно взорам любителей домашней записи было представлено устройство MACKIE SPIKE. Это 24-битный/96-кГц аудио/MIDI-интерфейс с микрофонными преампами Mackie XDR, сочетающий в себе процессор эффектов, а также аудио/MIDI программный секвенсор с неограниченным количеством дорожек и совместимостью с плагинами формата VST и плагином Nomad Factory Blue Tubes Warmer Phaser. На задней панели интерфейса есть цифровая шина формата SPDIF (RCA), MIDI-вход и выход, пара микрофонных, инструментальных или линейных входов (XLR/джек), разъем питания и порт USB. В интерфейсе продумана система мониторинга, для подключения внешних динамиков предусмотрено два выхода. Программное обеспечение идущее в комплекте, очень неплохо разработано, есть возможность детальной отстройки эффектов, эквализации и фильтров.

Вершиной интерфейсов для начинающих можно назвать по праву Edirol UA-700. Внешний вид системы и расположение органов управления точно такое же как в портативных микшерных пультах, устройство очень удобно располагается на столе и провода не мешают работе. В данном девайсе есть практически все необходимое для домашней записи, причем абсолютно для любого музыканта - гитариста и басиста обрадует наличие внутренней обработки COSM с имитацией популярных кабинетов и комбо, клавишника - полный MIDI-интерфейс, а вокалисту Edirol UA-700 дарит возможность моделирования микрофонов и их расположения, предусилителей, фильтров, реверберации и много другого. Количество входов-выходов при определенных обстоятельствах, вполне позволяет обходиться без микшерного пульта: два микрофонных входа (комбинир. XLR с фантомным питанием, 1/4" джеки TRS), вход для подключения гитары (моно 1/4" джек), разъем AUX (RCA), цифровые разъемы Digital In (коаксиальные, оптические). Выходы: цифровые выходные разъемы Digital Out, разъем для наушников, выходные разъемы Master Output L/R (1/4-дюймовые джеки, дублируются разъемами RCA). Устройство питается от адаптера питания, в комплекте к интерфейсу идет диск с драйвером.

Предусилители

Следующий этап - выбор внешнего предусилителя (преампа). Встроенные предусилители в подавляющей части интерфейсов и звуковых карт не обладают достаточным качеством, это заметно не только при записи вокала, но и при линейной записи инструментов. Предусилитель необходим, хотя бы самый простейший и недорогой. Естественно, наличие лампы в предусилителе говорит о более высоком качестве звука - "ламповый" звук самый востребованный и это знает почти каждый.

При покупке предусилителя есть один скользкий момент, который вызывает споры и часто ставит в тупик покупателя. Дело в том, что в недорогих предусилителях схема строится на полупроводниках (транзисторах), а лампа лишь "облагораживает" звук на выходе. Производство недорогих преампов, где предусиление реализовано полностью ламповым способом, практически невозможно из-за дороговизны комплектующих. Памятуя об этом, многие отказываются покупать недорогие изделия, либо надолго вязнут в форумах, обсуждая, стоит ли покупать недорогой преамп. Для разрешения этого спора можно привести несколько примеров из практики гитаристов, которые, как известно, являются самыми ярыми приверженцами "лампового" звука. Серия процессоров Vox Tonelab, а также линейка популярных комбо Marshall AVT наглядно демонстрирует, какие чудеса может творить полупроводниковый преамп с "лампой" на выходе. Не будь эта схема успешной, эти модели бы не производились такими тиражами, а если бы лампа на выходе никак не влияла на звучание, вряд ли бы производитель стал увеличивать собственные издержки с ее установкой.

Почти то же самое можно сказать и о вокале. Если спеть что-нибудь через внутренний предусилитель пульта или звуковой карты, а потом через внешний даже самый недорогой транзисторно-ламповый преамп, сразу можно почувствовать существенную разницу в звучании: петь становиться намного комфортнее, звучание становится мягче и теплее.

Самыми недорогими предусилителями, поставляемыми в Россию, являются BEHRINGER MIC 100 TUBE ULTRAGAIN и ART TUBE MP. Вполне понятно, что за те деньги, которые за них просят, ничего идеального эти два предусилителя не несут. Что можно отметить сразу - лампа все-таки чувствуется, так что в качестве заменителя встроенных преампов звуковой карты или микшерного пульта эти два устройства подойдут в полной мере.

Более дорогим преампом является ALTO Minitube, отличительная особенность которого в наличии индикатора уровня, который очень неплохо помогает сократить число перегрузок.

ART Tube MP Studio V3 - один из самых оптимальных и недорогих преампов в пределах четырех тысяч рублей. Его еще можно по праву назвать и самым простым в работе - имеются 16 готовых пресетов для работы с разным оборудованием, смена пресетов производится единственной ручкой вследствие чего, настройка занимает минимум времени.

ART Tube PAC - предусилитель на двух лампах, оборудованный лампово-оптическим компрессором. Компрессор помогает избавится от излишних динамических колебаний, что в звукозаписи всячески приветствуется.

На предусилители распространяется известное правило музыканта: "чем дороже, тем лучше", хотя высокая цена может объясняться не столько качеством звука, сколько количеством каналов и красивым внешним видом.

Микшерный пульт

Когда музыкант в записи использует более одного источника звука, ему необходим микшерный пульт. Более подробный обзор пультов можно прочитать . Вообще, в домашней звукозаписи пульт никогда не бывает лишним, с ним удобнее записывать и сводить материал, управлять мониторами, регулировать поканально частоты. Соответственно пульт должен обладать такими возможностями, чтобы эти операции производились на максимально высоком уровне. На каждом канале должен присутствовать эквалайзер, регулятор предусиления, уровень громкости, кнопки индивидуального прослушивания SOLO и приглушки MUTE. Должна присутствовать мониторная шина с регулировкой баланса и регулятором уровня. Естественно главное требование к пульту - количество каналов, которое будет зависеть от количества звуковых источников. Для домашних студий, где обычно используется небольшое количество инструментов, можно приобрести недорогие пульты, в качестве которых наиболее часто предлагаются изделия фирм Behringer либо ALTO. Предусилители в этих пультах совершенно неработоспособные, при этом особое умиление вызывает широко разрекламированный "бесшумный предусилитель студийного класса IMP", используемый в микшерах Behringer. Количество шумов, искажений и помех от такого предусилителя не выдерживает никакой критики. В ALTO c предусилителями несколько лучше, хотя это вовсе не означает, что нечему "радоваться" - встроенный процессор иной раз выдает совершенно немыслимые обработки.

Из всех недорогих пультов Behringer можно отметить модель MXB-1002 Eurorack. Хорошего в этом модели не больше, чем в других моделях этой фирмы, но есть один большой плюс, который добавляет удобства в работе: управление каналами по громкости осуществляется с помощью фейдеров, что дает возможность визуально видеть какой канал задействован. Вдобавок над мастер-фейдером установлен светодиодный индикатор пиков. Пульт занимает мало места на столе, а по своим возможностям вполне подойдет для домашней студии, главное умело им пользоваться и знать его слабые места.

Пульт ALTO S-8 по цене находится примерно на одной позиции с Behringer , он менее компактен, но в чем-то функциональнее последнего. Пульт имеет четыре моноканала, два стереоканала и две шины посылов на эффекты. Каждый моноканал содержит микрофонный вход XLR, линейный вход, кнопку включения обрезного фильтра, регулятор чувствительности, эквалайзер, два регулятора уровня посылов, потенциометр уровня и пиковый светодиодный индикатор.

Стоит заметить, что пультов сейчас продается огромное множество, модели популярных фирм сотни раз обсуждались в конференциях и форумах, так что проблем с выбором и поиском информации быть не должно. Конечно, предпочтительнее приобрести сразу хороший пульт (лучше цифровой), но на первое время, когда и навыков работы особых нет, можно вполне обойтись недорогими Behringer, Alto, Phonic, Nady и писать демо достойного качества.

Портастудии

Одним из альтернативных вариантов всему вышесказанному является покупка портастудии. В портастудии, как правило, уже есть микрофонный предусилитель, микшерный пульт, процессор эффектов, записывающее устройство, драм-машинка и т.д., для работы с ней достаточно подключить записываемый источник звука - будь то гитара, микрофон или электровиолончель и нажать на кнопку записи. Портастудию можно с легкостью взять с собой на репетиционную базу, с ней не надо будет ломать голову над оптимальной конфигурацией аппаратуры и путаться в паутине проводов. Многие портастудии снабжены записывающими CD-устройствами, что дает возможность сразу же записать материал на диск, расставить треки в требуемом порядке и установить метки смены сонга при записи живых концертов. На выходе вы получаете уже готовый альбом. Другой плюс портастудий - возможность выставлять показатели на микшере вручную, при этом микшер в отличие от внешнего, не будет вносить в цепь помехи и искажать сигнал - все схемы цифровые и работают бесшумно. Единственным недостатком портастудий является неудобное редактирование материала - маленький экран, небольшое количество органов управления, где на каждую кнопку приходится до десяти функций, все это делает процесс редактирования трудным и долгим. Детальную работу над звуком лучше все-таки производить на компьютере, поэтому огромным успехом пользуются портастудии с цифровыми входами-выходами или USB.

Портастудию рекомендуется приобретать минимум на 8 каналов, желательно чтобы запись в ней производилась на жесткий диск. Более дешевые варианты с записью на внутреннюю память устройства, либо на карту SmartMedia тоже могут в какой-то мере облегчить труды по записи материала, но варианты с жестким диском предпочтительнее, как в плане внутреннего объема, так и в скорости работы, качестве и т.д.

Относительно недорогими устройствами в которых запись производится на достаточно хорошем уровне являются ZOOM MRS-1608 и BOSS BR-1180. Эти устройства не уступают в качестве записи интерфейсам и звуковым картам. Бесспорно, в какой-то мере в звучании записанных фрагментов есть доля "синтетики", эта проблема присуща портастудиям в больше степени, чем компьютерным устройствам, но вряд сторонний слушатель эту разницу сможет заметить.

В ZOOM MRS-1608 можно записывать одновременно до восьми треков, при этом объем жесткого диска располагает 40 Гб свободного места. Воспризводить можно одновременно 19 треков (16 аудиотреков, два трека ударных, один трек баса). Частота дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 бит, сжатие данных не используется. Внутренняя обработка происходит с разрядностью 24 бита. Вполне приличный прибор за свои деньги, так что можно сделать вывод, что фирма ZOOM, со своей плохой репутацией иногда может производить качественные вещи. Встроенная драммашина в этой студии, конечно же есть.

В BOSS BR-1180 запись производиться одновременно на 10 каналов, при этом на каждый "реальный" канал может приходиться по 8 виртуальных. Кто уже имел опыт работы с портастиудями BOSS, знает, что все портастудии этой фирмы имеют встроенный процессор, основанный на моделировании COSM. BR-1180 не стал исключением, встроенные обработки очень хорошего качества, при этом использовать их можно до и после записи, что очень удобно. Управление драм-машинкой выполнено в традиционном стиле, для этого предусмотрен отдельный канал и отдельный фейдер. Встроенный жесткий диск обладает объемом в 20 Гб, обработки и преобразователи 24-х биттные, частота сэмплирования 44 kHz.

Микрофон

Выбор микрофона. Микрофоны бывают динамическими и конденсаторными. В динамических, сигнал получается посредством изменения магнитного поля между катушкой и магнитом, которое вызывает мембрана. В конденсаторном микрофоне для получения сигнала используется конденсатор. Конденсаторный микрофон чувствительнее динамического, но не всегда может звучать лучше. Для конденсаторного микрофона необходимо фантомное питание, которое обычно встраивается в большинство пультов или предусилителей. Все микрофоны снимают звук по-разному, поэтому в обсуждении качеств той или иной модели всегда очень много спорных моментов.

В России одними из самых популярных микрофонов для домашних студий остаются микрофоны SHURE. Динамические микрофоны SHURE SM57-LCE (инструментальный), SHURE SM58 (вокальный) и SHURE SM58-LCE (вокальный с выключателем) можно встретить почти в каждой третьей студии. Несмотря на то, что 57-ая серия ориентирована на запись инструментов, а 58-ая на вокал, эти микрофоны одинаково хорошо подходят практически для любой записи. Это добротные микрофоны-середнячки с которыми не будет особых проблем, их качество проверено уже не одной сотней пользователей. Более недорогие версии Shure - микрофоны серии PG.

Хорошие модели есть у отечественной фирмы "Октава". Конденсаторный OKTAVA МК-220 является неплохим вариантом для бюджетной домашней студии, помимо достойных характеристик микрофон имеет переключаемые диаграммы направленности, что расширяет диапазон его применения. Плюс ко всему, микрофон имеет переключатель уровня чувствительности и переключатель частотной характеристики, что позволяет использовать его и для записи инструментов.

Отличными микрофонами для домашних студий являются микрофоны AKG. Микрофоны C1000B, C2000B и C3000B ориентированы специально на запись дома, поэтому количество шумов в них сведено к минимуму, они прекрасно работают с портастудиями и чувствительными преампами.

Мониторы и наушники

Финальная часть повествования: выбор мониторов и наушников. В любом случае, надо приобретать и то, и другое, так как процедуры сведения и мастеринга производятся с помощью разных акустических систем. В наушникам сигнал ощущается более раздельным, в мониторах же идет совмещение с правого-левого канала и оператор слышит общий микс. Более опытные музыканты, уже знают, что хорошие мониторы ближнего поля стоят дорого и качественная акустика очень важна для работы.

Для начинающих вполне разумным шагом будет приобретение недорогих комплектов от M-Audio, Behringer, ESI nEar 04 и прочих "ширпотребных" фирм. Несмотря на дурную славу, в работе эти изделия проявляют себя уже как мониторы, а не как колонки для компьютерных игр. В общем-то, для дома, покупка таких мониторов может оказаться и достаточной, если в качестве основного оборудования используются рассмотренные выше изделия. Не стоит полагаться на "умельцев", которые занимаются изготовлением мониторов самостоятельно и предлагают свои изделия как альтернативу фирменной продукции: даже если в изготовлении будут использоваться качественные динамики и корпуса, а усилитель будет взят от дорогой модели, все равно в кустарных условиях невозможно изготовить каскады защиты от перегрузок и шумоподавления, что самым отрицательным образом скажется на долговечности мониторов и качестве их звучания.

Мониторы ESI nEar 04 и мониторы Behringer Truth традиционно покупаются в качестве первых мониторов ближнего поля для домашней студии. Естественно, никаких ошеломляющих характеристик от этих моделей ожидать не приходится, на режимах близких к максимальным, мониторы показывают неприемлемый разброс частот, да и общая чистота звука на этих моделях оставляет желать лучшего. Однако, мощность и звуковое давление этих моделей уже дает возможность полноценно работать со звуком, а прилично сделанные корпуса исключают излишние вибрации, что в сравнении с обычными акустическими системами служит явным преимуществом.

Что касается наушников для звукозаписи, лучше всего обратиться к таким фирмам как AKG, Shure, Audio-technica и т.д., эти фирмы уже много лет остаются лидерами в этой области и специально ориентируют свою продукцию на работу со звуком.

И еще о домашней записи

Итак, минимальный комплект оборудования для звукозаписи обойдется в 700-800 долларов. Конечно, набор аппаратуры за эту сумму не подойдет для записи профессионального уровня, но записать демо приемлемого качества и сделать наброски новой песни за эту цену вполне реально. Прибавьте еще стоимость проводов, ветрозащиту для микрофона и диски с программным обеспечением. При желании, студию можно собирать по частям, это в какой-то степени даже лучше, так как даст возможность получше изучить цены и сделать выбор более осмысленно.

И еще. В домашней звукозаписи есть очень много моментов, которые необходимо сразу же учитывать, чтобы занятия со звуком прошли безболезненно. Первый момент самый важный - ваш слух. Его легко можно посадить, особенно если использовать недорогие наушники и звуковые мониторы. При работе со звуком слух максимально напряжен, поэтому если акустическая система не обеспечивает комфортных условий работы, можно немало навредить своему здоровью. Средство здесь одно - время от времени делать перерывы и проводить двадцать-тридцать минут в тишине, в какие-то дни не заниматься записью вообще. Такие "каникулы" устраивают себе даже опытные аранжировщики и звукорежиссеры, так что лучше последовать их примеру и относиться к своему здоровью бережно.

Другие моменты, связанные с звукозаписью, больше психологические и организационные, но тем не менее, очень важные. Вот классическая ситуация, которая может привести к творческому кризису: музыкант, играя репетиции и помногу записываясь дома, перестает чувствовать мелодию, углубляется в чисто физическую отшлифовку композиции, при этом упускает главную мысль своего произведения и сильно теряет в музыкальности. Вспомните, когда на радио выходит новый хит, его хочется слушать и слушать, он заставляет душу волноваться, за новой песней человек сразу же бежит сломя голову в музыкальный ларек на базаре (большинство все же ищут сайты с бесплатными mp3-шками). После десятка дублей душа уже никак не реагирует на приобретенный хит, музыка приедается и человек часто не понимает вообще, чем этот набор звуков мог его заинтересовать.

В собственном творчестве происходит то же самое, но несколько сложнее из-за того, что музыкант так или иначе относится к себе критически. Записанный фрагмент с каждым дублем, музыканту нравится все меньше, а новая мелодия кажется все банальнее. Самое важное в такой ситуации дать фрагменту отлежаться несколько дней, прислушаться к мнению знакомых и не спешить переделывать песню. Другой вариант - написать несколько вариантов композиции и с помощью близких и друзей выбрать лучший вариант. В этих ситуациях и проявляется огромное преимущество домашней звукозаписи - выбирать, экспериментировать и привлекать для оценки сторонних слушателей.

Еще один момент - "боязнь рекордера". Как только включают запись, музыкант начинает концентрироваться на четкости, зажимается, суетится и как результат - большие и грубые ошибки в исполнении. Происходит это от неуверенности в собственных силах, это то же самое, что и волнение перед концертом - это чувство испытывают все, даже самые матерые сессионщики. Причем не только в студии, а даже у себя дома в полном одиночестве. В домашних стенах надо все силы направлять на искоренение этой "болезни", надо больше заниматься, больше записываться, перед записью необходимо разогреться на каких-то быстрых и веселых вещах.

Играть и петь следует эмоционально, но ровно, надо помнить, что резкие скачки хоть и сглаживаются компрессорами\лимитерами, но не всегда это сглаживание происходит адекватно. Динамические перепады вообще довольно сложное явление, требуется хороший опыт по нормализации записанных композиций, так что поучиться в этом плане придется немало.

Под конец хотелось бы пожелать всем музыкантам творческих успехов и духовного подъема в творчестве, стоит помнить, что именно из домашних стен часто выносятся произведения, которые совершают потом перевороты в музыкальном мире и стилистике. Играйте, записывайтесь и радуйте себя и своих окружающих новыми композициями.

Вы захотели, чтобы у вас была своя студия звукозаписи в домашних условиях? Задача это непростая, при этом важно понимать, какое оборудование и ремонт помещения вам потребуются.

Чтобы вам не бередить просторы всемирной паутины для поиска того, что нужно для домашней студии звукозаписи, я здесь, насколько возможно сжато и по делу, расскажу обо всех нюансах организации. Чтобы треки, записанные у вас дома, звучали профессионально и качественно.

Вот краткий список необходимого в категории «домашняя студия звукозаписи оборудование»:

  • компьютер или ноутбук;
  • качественный микрофон;
  • микрофонный предусилитель;
  • звуковая карта или звуковой интерфейс;
  • наушники или мониторы.

Давайте остановимся на каждой позиции более подробно.

Компьютер

Фактически в XXI веке компьютер или ПК – новый оркестр, помещающийся компактно у вас дома. Не требует много места, обманчиво прост в использовании, вместе с тем, если ваш ноутбук не обладает определенными характеристиками, это способно сделать работу по звукозаписи очень тяжелой.

Какие технические параметры компьютера необходимы, если вы планируете на нем записывать звук:

  • процессор не менее 2.0 ГГц;
  • оперативная память от 512 Мб и выше;
  • жесткий диск – от 80 Гб.

Здесь уместно правило: чем больше диск, тем лучше . Вместе с тем, если вы используете компьютер на базе Windows, к нему легко докупить внешний диск памяти, что позволит хранить неограниченное количество записанного материала.

Вместе с тем все же удобнее, когда все самые важные записи у вас под рукой, так что лучше иметь минимальный объем памяти размером хотя бы на 2-3 полных музыкальных альбома.

Тишина работы компьютера. Это важная характеристика, ведь любые шумы при записывании музыки на высокочувстительном оборудовании будут мешать и создавать нежелательный фон. Если вы позаботились о звукоизоляции, тем проще вам будет работать даже с шумным ПК.

Другие общие соображения, важные для компьютера для домашней студии, таковы:

  • Лучше предпочесть ПК настольному «монстру» — здесь все просто: чем мобильнее вы будете, тем проще и удобнее вам будет записывать новый звук; Мобильность может не раз пригодиться при встречах с другими музыкантами. Если при этом ваш студийный компьютер будет «привязан» к столу, это станет неожиданным ограничением.
  • ПК лучше нетбука; Нетбук – маленький портативный компьютер, как правило, диагональ его составляет 10-11 дюймов. Они удобные для переноски, легкие и дешевые, но вот по техническим характеристикам очень слабы. Если вы планируете заниматься музыкой профессионально или полупрофессионально, лучше сразу вложиться в покупку полноценного ПК.
  • Windows отличается от iOS. Это соображение больше относится к тем, кто уже знаком или работал ранее с теми или иными программами звукозаписи. Они отличаются в зависимости от операционной системы. Зачастую те программы, которые есть на Macbook отсутствуют для Windows, хотя есть и дублирующиеся программы. Если у вас уже есть любимые программы, учитывайте, на какой операционной системе те работают.

Микрофон

Микрофон для домашней студии звукозаписи нужно выбирать тщательно. Это один из ключевых элементов. От его качества ваш звук может, как пострадать, так и стать чище.

Различают два вида микрофонов по типу образования звуков: динамические и конденсаторные. Они работают по разным принципам. В целом, можно сказать, что второй тип более чувствителен, однако это не означает качество звука.

Динамические микрофоны чаще встречаются. Они преобразуют действие звуковой волны в механические колебания диафрагмы, прикрепленной к катушке индуктивности. Эти микрофоны достаточно дешевы, потому как просты. Их используют на концертах, студийных репетициях. Внешнего напряжения динамические микрофоны не требуют.

Конденсаторные микрофоны более сложны в строении, обладают более качественными частотными характеристиками. По стоимости они дороже динамических, но и эксплуатироваться должны бережнее. Их как раз используют при записи звука в студийных и домашне-студийных условиях.

Для домашней студии лучше предпочесть микрофон конденсаторного типа, однако в отдельных случаях потребуется задействовать оба.

Предусилитель

Микрофонный предусилитель или преамп – специальное устройство, которое позволяет поднимать уровень сигнала, идущего из микрофона до линейного. Современные усилители часто имеют встроенные устройства для динамической обработки и частотной коррекции записи. К первым относятся гейт, компрессор, лимитер, ко вторым – эквалайзер.

В некоторых преампах есть возможность удаления артефактов. Так, «де-эссер» иправляет шипящие и свистящие звуки.

Предусилитель предпочтителен ламповый, на полупроводниковой схеме. Благодаря этому звук становится более красивым и чистым. Обязательно в преампе должно быть фантомное питание для возможности подключения конденсаторных микрофонов.

Звуковая карта

Аналоговый сигнал, идущий от конденсаторного микрофона, необходимо «оцифровать» для того, чтобы со звуком можно было работать на компьютере. Для этого нужна звуковая карта или звуковой интерфейс.

Обычно простые встроенные в компьютер заранее карты не справляются с задачами, которые ставят перед ними профессиональные музыканты. Звуковые карты для домашней студии звукозаписи лучше приобретать отдельно. Ценовой диапазон на приобретение такой карты начинается от 3000 до 5000 рублей. Из модельного ряда хороши марки Creative, M-Audio, по мощности – от 24бит на 48кГц.

Наушники

Наушники для звукозаписывающей студии, пожалуй, один из самых важны элементов. От их качества зависит восприятие материала при обработке звука. Само собой, студийные наушники не должны пропускать никаких звуков, а также быть удобными для владельца.

Шумоизоляция домашней студии звукозаписи

Когда все оборудование выбрано, необходимо позаботиться и о звукоизоляции самого помещения. Если под домашнюю студию используется комната в многоэтажном панельном доме, необходима организация кабинки для записи звука. Ее можно соорудить самостоятельно, если вы мастер на все руки, или заказать в ремонтной мастерской – небольшой короб из бруса, в качестве звукоизоляционных материалов идут минеральная вата эко, пенопласт или поролон. Стены обиваются тканью, на пол (а можно и на стены) кладется ковролин с толстым и высоким ворсом. Он дополнительно поглощает звук.

Удачи в организации вашей персональной домашней студии звукозаписи!

Музыканты – люди творческие, и для продуктивной работы им нужна свобода. А для музыканта свобода, зачастую, равняется возможности записывать материал когда и как захочется. Каждый музыкант задумывается о том, как создать личную студию своими руками. Такое решение – это способ преодолеть зависимость от графиков работы профессиональных студий. Кроме того, это дополнительная степень творческой свободы. Разберемся в вопросе и выясним как своими руками создать студию звукозаписи у себя дома.

Как работает студия звукозаписи

Проведем небольшой ликбез на тему того, что из себя представляет полноценная студия. Для записи музыки необходимо:

  • Акустически подготовленное помещение. Это тема для отдельной статьи. Тем не менее, ниже мы коснемся основных принципов оборудования помещения под студию
  • Оборудование для звукозаписи. Список необходимого “железа” обширен, но для начала хватит и “джентльменского набора”: компьютера со звуковым редактором, звуковой карты или USB — интерфейса, внешнего предусилителя (преампа), мониторов и наушников. Со временем, перечень расширяется за счет разнообразных микшерных пульты, микрофонов, MIDI — контроллеров и так далее
  • Пособия по звукозаписи. Не важно, в какой форме получать знания: из книг или видеоуроков на Youtube, знания вам понадобятся. Музыкант, который решил оборудовать студию дома автоматически становится собственным продюсером. Слушабельность и качество записи теперь зависит от него

Поговорим о том, как в целом устроена студия. Представление о студийной работе легко получить из документальных фильмов, коих музыкальные коллективы выпускают множество. Классическая студия состоит из двух отдельных помещений: комнаты записи и контрольной комнаты. В первом происходит, как понятно из названия, процесс записи. Там располагается необходимое оборудование: микрофоны, усилители. Половину контрольной комнаты занимает микшерный пульт (та самая панель с миллионом крутилок и кнопок), другие контроллеры, студийные мониторы.

В случае с “живыми” группами, партии отдельных инструментов записывают по очереди: начинают с ударных и заканчивают басом. Электронным музыкантам в этом смысле проще, потому что им не приходится исполнять ничего “в живую”. Но общие правила записи применяются и к ним.

В условиях домашней студии создать два просторных, изолированных друг от друга помещения получается не так часто. Поэтому важно адаптировать помещение таким образом, чтобы оно могло исполнять обе роли одновременно.

Перейдем к вопросу о том, как сделать домашнюю студию звукозаписи своими руками. Об акустической подготовке помещения пишутся целые статьи и книги, поэтому коснемся только главных аспектов, без которых не обходится оборудование помещения под звукозапись. Начнем с выбора помещения.

Выбираем помещение

Бытует стереотип, что не каждое помещение годится для акустической подготовки. Что студия – это обязательно дом на отшибе, который становится источником повышенной сейсмической активности и головной боли соседей. Это не так: особых требований к помещениям для студий нет. Более того, в России студии, зачастую, оборудуют в офисных и жилых зданиях. Тут главное – хорошая шумоизоляция. Если она выполнена на должном уровне, ни обитатели студий, ни их соседи не догадаются о существовании друг друга. А значит, превратить свое жилище в студию без вреда для окружающих вполне реально.

Чтобы все получилось, при выборе помещения под студию (если выбор вообще есть) придерживайтесь следующих принципов:

  • Чем просторнее комната, тем лучше. Да, маленькие уютные помещения настраивают на творческий лад. Но по мере приобретения нового “железа” такие комнаты превращаются в склады оборудования и инструментов, в которым места для музыканта не остается.
  • Шум – враг номер один. Никому не понравится, если на записи помимо инструментов будет слышно, как за окном работает мусоровоз или поют птицы.
  • Пол – основа основ. Убедитесь, что он ровный и лишен явных дефектов (трещин, выбоин и так далее). Учитывайте, что в помещении придется монтировать “плавающий пол”, о котором речь пойдет ниже.

Когда помещение выбрано, время подумать о шумоизоляции.

Звукоизоляция студии

Сделать отдельную комнату — студию в условиях квартиры сложно, но возможно. Добиться этого можно кучей способов: от “украшения” стен коврами и одеялами до полноценного акустического ремонта. Первый способ дешев и сердит, второй затратен, но эффективен. На нем и остановимся.

Чтобы сделать из комнаты полноценную студию, придется попотеть. В процессе, рука мастера (или самого музыканта) коснется каждой плоскости в помещении от пола до потолка. Итак, правильная звукоизоляция включает в себя:

  • Монтаж звукопоглощающего покрытия на стенах. В условиях квартиры для этого используют многослойное листовое покрытие. В результате получается “сэндвич” из фанеры, гипсокартона и гипсоволокнистого листа, который кладется поверх стены помещения.
  • Монтаж “плавающего пола”. Для домашней студии подойдет пол, состоящий из слоев минеральной ваты, фанеры, каленого песка (да, песка), и акустической резины. Применение классического варианта с бетонной стяжкой для оборудования домашней студии неоправданно дорого и сложно.
  • Монтаж подвесных потолков. Если места в комнате много, то оптимальный вариантом станет укладка потолка на каркас из звукопоглощающих стен стен. Состав потолка при этом повторяет состав звукопоглощающих стен.
  • Установка акустических дверей. Главный принцип – делайте шлюз из двойных дверей, когда это возможно. Нужно, чтобы двери обладали антирезонансными свойствами и гасили звуковые колебания.
  • Дополнительное остекление окон. Чем толще окно, тем лучше оно гасит звуковые волны.

Итоги

Превратить комнату, в студию возможно. Да, это затратно и сложно, но результат проделанной работы выльется в качественные записи и дополнительную творческую свободу. При оборудовании домашней студии недоступны решения, применяемые при строительстве полноценных студий. Но сделать так, чтобы записанные дома демо звучали пристойно вполне реально. Пространство вариантов здесь велико: применяют и упомянутые выше одеяла, и полноценный и недешевый ремонт. Во втором случае музыкант получит адаптированное для записи музыки помещение. В правильно изолированной комнате можно включать усилители на полную громкость, не опасаясь за душевный покой соседей. Да и они перестанут донимать лишним шумом по вечерам. Не стоит забывать и о самом звукозаписывающее оборудование, подбору которого посвящена на одна статья.

Кстати, статья проиллюстрирована фотографиями с фестиваля Synthposium 2018 - там мы построили настоящий прототип домашней студии. Привет всем, кто тогда зашёл к нам в гости! :)

Надо сказать, что многие новички недооценивают важность собственной студии. Конечно, вы можете купить пару дешёвых мониторов, такой же микрофон и записывать всё дома на кухне, одновременно готовя себе еду, - но это сомнительное решение, хоть и полезное в плане диеты. Рано или поздно вам всё равно придётся обращаться в дорогостоящую студию за качественным сведением и мастерингом, дабы выйти на новый уровень звука, но, поверьте - намного легче будет с самого начала правильно оборудовать свою личную комнату.

Итак, давайте разберём, как мы это будем делать:

Шаг 1: Выбираем подходящее место

Если вы живете в обычной n-комнатной квартире, то выбираем одну из комнат в качестве основы для студии. Как выбрать комнату? Сейчас расскажем о моментах, которые необходимо учесть.

4 всадника студийного апокалипсиса


При выборе комнаты стоит обращать внимание на соотношение “за/против”. Важных “против” всего четыре:

А. Мало места

Главное правило: чем больше, тем лучше.

Большие комнаты имеют большие преимуществ:

  • Больше места для нескольких музыкантов
  • Больше пространства для вашей растущей коллекции оборудования и инструментов

И звучат они лучше (об этом ниже). Многие начинающие предпочли бы маленькое уютное пространство, но наш совет: выбирайте самую большую комнату.

Б. Шум

В повседневной жизни мы не замечаем, сколько шума нас окружает. Он же в свою очередь является серьёзной проблемой для домашней студии - если грамотно не избавиться от шума, вы удивитесь, сколько лишнего можно записать на микрофон. “Лишнее”:

  • шум машин
  • соседи
  • водопровод
  • птицы
  • сверчки/лягушки/орлы/бегемоты
  • ветер
  • дождь

Казалось бы, обычные источники шума, но они могут серьезно испортить вашу запись. Так что «прислушайтесь» к каждой комнате внимательнее и постарайтесь понять, где меньше всего посторонних шумов. Лучше, если окна выходят во двор, парк/лес, нежели на проезжую часть. Но прежде, чем начать избегать шумов внешнего мира, убедитесь, что вы сами не станете источником шума для других. В идеале, конечно, вам нужно пространство, в котором бы вы могли шуметь так громко, как вашей душе угодно, вне зависимости от времени суток. Поскольку далеко не у всех есть такая возможность, придётся обзавестись средствами шумоподавления.

В. Плохой пол

Для звукозаписывающей комнаты идеально подойдут бетон, плитка или дерево.

Ковры могут доставить много хлопот, т.к.:

  • Если к вам на запись будет ходить большое количество музыкантов, то ковровое покрытие быстро износится
  • Ковер гасит высокие частоты, что плохо сказывается на акустике комнаты.
Если вам нужно что-то подстелить под ударную установку, то лучше выберите половик.

Лестницы - те ещё шумогенераторы. Поэтому постарайтесь выбрать комнату подальше от лестниц.

Г. Плохая акустика

Обычные квартиры зачастую выглядят так:

  • Маленькие
  • Низкие потолки
  • Смежные стены очень тонкие
К несчастью для нас, все эти пункты плохо влияют на акустику. В идеале, в комнате должно быть много места, высокий потолок, асимметричные стены с большим количеством неровностей. В профессиональной студии всё это есть, так как изначально, ещё на стадии проектирования, эти детали учитываются и добавляются в план. Но не торопитесь расстраиваться, если ваша комната далека от идеала - есть множество способов сделать акустику любого помещения лучше. Но об этом в шаге 3. А сначала...

Шаг 2: Готовим комнату

До того, как мы начнём добавлять звукоизоляционные панели, оборудование и прочее, необходимо избавиться от разных помех.
  • Освобождаем пол
  • Убираем всё со стен
  • Убираем всё, что может вибрировать под воздействием звука

Если вы, конечно, решили сделать будущую студию в спальне, то полностью убрать мебель не получится, но всё же постарайтесь освободить пространство по максимуму.

Шаг 3: Шумоизолируем

Будем честны: без шумоизоляции хорошей записи не получить.

Многие начинающие музыканты не уделяют данному моменту достаточного внимания: либо по незнанию, либо ввиду отсутствия денег. Все мы через это проходили, так что, основываясь на собственном опыте, настоятельно рекомендуем отнестись к шумоизоляции крайне серьёзно.

Стандартный набор для шумоподавления:

a. Басовые ловушки

Маленькие и средние комнаты, когда дело доходит то низких частот, всегда являются причиной головной боли. Чтобы «поймать» частоты и сделать прослушку более чистой и сбалансированной, нужны басовые ловушки. Для начала приобретите комплект из 4 шт. и повесьте их в каждом углу (именно там скапливается большое количество басов), на уровне мониторов. Очень важный момент: чем глубже ловушки, тем больше они подавляют звука и тем они дороже.

b. Акустические панели

Следующая большая проблема - это эхо помещения. Эхо надо обуздать, и в этом вам помогут акустические панели. Их можно сделать самостоятельно, это, конечно, требует определённого уровня мастерства, хоть инструкции по изготовлению можно найти в Интернете буквально за пару минут. Либо можно спокойно купить готовое решение, благо, существуют вполне доступные варианты.

Как понять, есть ли в вашей комнате проблемы с реверберацией? Встаньте в середине будущей студии и хлопните в ладоши. Если вы услышите призвук эха, то вот вам советы:

  • Первое, что следует убрать, - это первичные отражения (они формируются, когда звуковая волна соприкасается со стенами). Чтобы с ними справиться, разместите панели напротив мониторов. Также было бы неплохо разместить панели ещё и позади них.
  • Хорошим решением будет поместить пару панелей по бокам от того места,где вы будете сидеть.
  • Можно поместить дополнительные панели на потолок, прямо над тем местом, где вы будете сидеть во время работы - это поможет избавиться от частотных конфликтов, вызванных низким потолком.

c. Диффузоры

Диффузоры не стоит использовать дома, так как они не так эффективны в маленьких помещениях, да и к тому же довольно дорогие.

Вам может пригодиться звукопоглощающий экран, так как для записи вокала требуется отдельная закрывающаяся кабинка (плюс к цене). Экран, конечно, не станет полноценной заменой, но это неплохая альтернатива - куда дешевле, чем отдельная кабина.

И, напоследок: если вы хотите не только полностью заглушить свою комнату от шума соседей, но и оградить их от своего творчества, то можно подумать о более радикальном (и затратном) способе звукоизоляции и шумоподавлении. Вам могут помочь:

  • Дополнительные стены. Постройте каркас с запасом для базальтовой ваты (Rockwool, Isolux), наполните его, закройте плотной тканью, а сверху гипсокартон с перфорацией. На это уйдёт масса времени и денег, но если сделать всё верно, то можете быть уверены: звук в вашей комнате будет просто идеален. Эта тема достойна отдельного гайда, но пока мы дадим вам вектор для размышлений.
  • Новая дверь. Лучше всего для наших целей подойдёт нечто массивное и деревянное. На такое ещё можно прикрепить акустическую панель, либо поролон. Массивная дверь будет бесполезна, если все её щели пропускают звук, поэтому стоит купить уплотнитель для двери - помните об этом.
  • Новое окно. Если у вас стоят окна с двойной рамой, то отлично, менять их не нужно. Тем, у кого таких окон нет, стоит проверить щели на окнах: если они пропускают немного воздуха, то пройдитесь по периметру монтажной пеной. Также можно купить комплект для дополнительного остекления окна - будет достаточно даже самого дешёвого.

Шаг 4: Собираем сетап

Теперь, когда у вас есть прекрасная пустая комната с подготовленным акустическим оформлением, пришло время заполнить её оборудованием.

В профессиональных студиях звукозаписи есть множество комнат для разных задач, в то время как у вас одна и многофункциональная, поэтому сетапы подбираем по условиям.

Нет жёстких правил по обустройству домашней студии, поэтому предлагаем вам немного поэкспериментировать. Важно понять, что лучше всего подходит именно для ваших нужд. Предлагаем разбивать пространство на 2 зоны:

  • Рабочее место звукорежиссёра
  • Место для записи музыкантов
Если вы записываете других музыкантов, то нужно выделить место для каждого, чтобы никто друг другу не мешал, и все могли спокойно работать. Если же студия только для вас, то стоит расположить оборудование таким образом, чтобы оно позволяло вам быстро переключаться между разными задачами.

Правильное расположение мониторов - это ключ к успеху для получения хорошей звуковой картины. Но как понять, туда ли вы их поставили? Для этого ознакомьтесь с нижеследующим:

  • Необходимо расположить ваши мониторы таким образом, чтобы относительно вашей головы они образовывали равносторонний треугольник. Разместите их под таким углом, чтобы они смотрели прямо на вас и не стояли параллельно стенам - так они создадут меньше реверберации, и вы получите более ясный и чистый звук.
  • Отрегулируйте высоту стоек мониторов так, чтобы высокочастотный динамик был на уровне ваших ушей.
  • Старайтесь не ставить мониторы близко к углам комнаты - это может создать дополнительные проблемы из-за фазоинверторов сзади мониторов. Даже если фаозинверторы спереди, расположенные далеко от углов мониторы смогут «вздохнуть свободно».
Рабочий стол


Неважно, какого типа студию вы планируете создать - главным звеном, центральным элементом всегда будет рабочий стол, относительно которого уже расположено всё остальное. Когда захотите апгрейдить свою студию, не забывайте про рабочий стол: всегда можно купить что-то более удобное и практичное.

Стул

Тут как в предыдущем пункте: начать можно с любого, самого обычного стула, но, как только у вас появится возможность, то обязательно приобретите более комфортный. Долго сидеть на плохом стуле сможет не каждый - как минимум начнёт болеть спина. Советуем приобрести хороший стул, в котором вам было бы удобно сидеть хоть 12 часов.

Подставки под мониторы


Итак, у вас уже есть хороший стол. Следующий шаг - приобрести подставки под мониторы. Почему это важно:

  • Если вы поставите мониторы прямо на стол, большое количество вибрации будет передаваться через них, и всё, что стоит на рабочем месте, может начать вибрировать. Мониторы будут звучать хуже, чем могли бы.
  • С подставками такого не случится, вибрация не будет передаваться и провоцировать ещё один источник нежелательного шума. Если вы пока не можете себе позволить такую покупку, то можно попробовать положить под мониторы пару ненужных книжек в мягкой обложке.

Стойки под мониторы

Если вы хотите добиться максимально качественного звука, то вам не обойтись без стоек, поскольку:
  • Вы ограничены рабочим столом, и его поверхности просто не хватит, чтобы расположить мониторы в идеальной позиции относительно ваших ушей.
  • Стойки позволят поставить мониторы в нужном вам месте, на правильной высоте и под нужным углом относительно вашей головы.
Наш небольшой гайд по созданию собственной студии подошел к концу. Надеемся, что в статье вы нашли то, что искали и у вас сложилась более ясная картина того, как полагается обустраивать домашнюю студию звукозаписи. Если у вас есть вопросы насчёт своих комнат, смелее задавайте их в комментариях!

Вам также может быть интересна статья

Приобретите компьютер. Если у вас нет компьютера, который можно использовать для звукозаписи, то нужно его купить. Важными параметрами станут быстродействие и количество памяти, так как программное обеспечение для записи звука активно использует ресурсы компьютера. Вам подойдет компьютер как на платформе Windows, так и Mac; но в машинах на Windows проще обновлять звуковую карту. Интегрированные звуковые карты обычно недостаточно хороши для создания высококачественных записей, поэтому обновление станет хорошей идеей.

  • Выберите звукозаписывающее ПО. Программное обеспечение для записи звука станет тем самым интерфейсом, который позволит вам работать со звуком на компьютере. При небольшом бюджете доступно несколько вариантов. Стоит отметить, что более дорогие продукты обладают более высокой функциональностью и гибкостью.

    • При совсем небольшом бюджете можно использовать бесплатные или условно бесплатные программы. Среди них можно выделить Audacity и GarageBand.
    • При более высоком бюджете можно приобрести программы для почти профессионального качества звука вроде Ableton Live или Cakewalk Sonar. Существуют также начальные версии этих программ, которые стоят меньше, но обладают урезанной функциональностью.
  • Купите и установите аудио интерфейс. Аудио интерфейс это элемент аппаратного обеспечения, который заменяет звуковую карту компьютера и позволяет подсоединять к компьютеру инструменты и микрофоны через микшер. На ПК вы с легкостью установите аудио интерфейс в свободный разъем PCI. Для Mac вам может потребоваться приобрети интерфейс, который подключается через порт USB или кабель FireWire.

    • Ваш аудио интерфейс должен иметь, по крайней мере, 2 входа и 2 выхода. Так вы сможете записывать стереозвук. Для большей гибкости используйте интерфейс с 4 входами.
    • Одним из ведущих производителей аудио интерфейсов для домашнего использования является компания M-Audio. Их ассортимент включает как начальные модели, так и дорогие варианты.
  • Купите микшерный пульт. Микшер является важным элементом любой домашней звукозаписывающей студии. Через микшер подключается все внешнее оборудование (микрофоны, гитары и синтезаторы), благодаря чему вы можете регулировать настройки каждого отдельного инструмента, а также направляются выходные сигналы на ваш аудио интерфейс и компьютер.

    • Основных функций недорогого микшера будет достаточно для домашней студии. Каждый канал вашего микшерного пульта должен иметь регулировку стереопозиции, громкости и трехполосный эквалайзер. Четырех каналов будет вполне достаточно.
    • Популярными производителями устройств начального уровня являются Behringer, Alesis и Yamaha.
  • Выберите студийные мониторы и наушники. Колонки для прослушивания микса в процессе сведения называются студийными мониторами. Студийные мониторы отличаются от других колонок тем, что они должны выдавать идеально плоские частоты. Вы будете слышать запись именно такой, какой она существует в цифровом виде, без каких-либо искажений частоты.

    • При выборе студийных мониторов ищите модели "ближнего поля". Они предназначены для прослушивания с расстояния в 1 м, благодаря чему на них не влияет акустика помещения.
    • Можно купить подержанные студийные мониторы на сайте объявлений или в магазинах. Прочная и простая конструкция колонок позволяет купить подержанный вариант и сэкономить.
    • Помимо мониторов или вместо них можно купить наушники. Наушники стоят дешевле, имеют меньший размер и едва ли побеспокоят ваших соседей. Наушники можно использовать в связке со студийными мониторами для оценки очень тихих элементов ваших записей.