Использование социальных сетей в образовательном процессе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40» имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова

Описание опыта работы:

Заместитель директора по ВР

МАОУ «СШ№40» им. Г.К. Жукова

Коршунова Юлия Владимировна

Хабаровск, 2015

Согласно статистике школы около 87 % обучающихся 5-11 классов имеют аккаунты в социальных сетях. Самой распространенной среди школьников социальной сетью является «Вконтакте».

«ВКонта́кте» (vk.com) - , принадлежащая . По данным , «ВКонтакте» является первым по популярности сайтом в и на , 6-м - в мире. По данным , второй по популярности сайт в и на , третий - в , 24-й - в мире. Проект запущен .

Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских , позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». В январе ежедневная аудитория «ВКонтакте» составляла около 60 миллионов человек, а в январе - 70 миллионов человек в день. По данным на 15 июля 2015, среднесуточная аудитория составляет 64,525,950 посетителей.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет.

Под термином «социальная сеть» в области информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Это определение отличается от используемого в социологии, где под термином «социальная сеть» принято понимать социальную структуру, состоящую из группы

узлов, которыми являются социальные объекты, и связей между ними. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.

1) идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.);

2) присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;

3) отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.); Похожая статья: Интернет и социальные сети – как средство деловой коммуникации

4) общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);

5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;

6) репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;

И все эти принципы являются весьма привлекательными для ее участников в качестве альтернативы для времяпровождения, так похожего на реальную жизнь.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения.

Аккаунт в данной соцсети для ребенка является чем-то сугубо личным: отражением внутреннего мира, средством самовыражения, его личным пространством. И пользуясь социальной сетью не просто как пользователь, а включая своего внутреннего «учителя, воспитателя» мы получаем уникальную возможность, так сказать «подсмотреть» за ребенком, чтобы понять, куда его направлять, а порой, и целую группу обучающихся.

Данная социальная сеть является мощным средством создания и регулирования информационного пространства внутри коллектива учащихся, как вариант, посредством создания школьной группы. У нас «Вконтакте» существует школьная группа «МАОУ «СШ № 40». Здесь все…» (Приложение 1)

В данной группе дети получают информацию о проводящихся в школе мероприятиях, акциях, комментируют и обсуждают проекты, социально значимые дела в школе. Добавляют и просматривают фотографии с мероприятий, проведенных в школе. Замечу, что данная информационная работа является продолжением работы, начатой в школе. Сегодня в группе 330 участников. Ведет группу заместитель директора по ВР, хотя данной работой может также заниматься активный представитель школьного самоуправления.

В социальной сети «Вконтакте» есть еще один такой интересный момент как создание групп «под грифом» «Подслушано». (Приложение 2) В подобных группах публикуются мнения, в данном случае, детей по самым разным аспектам школьной жизни, начиная от личных взаимоотношений в школе и заканчивая обсуждением цвета стен школьной столовой. Особенность данных групп в том, что все это целиком и полностью анонимно. Никто не знает и не узнает автора того или иного высказывания. Но неизвестным здесь остается не только высказавшийся, но и администратор данной группы. Таким образом, казалось бы полная свобода слова и действий. Уникальная возможность для представителей администрации школы контролировать внутреннюю жизнь учащихся, быть в курсе основных событий среди детей, понять разделение детского коллектива по группам, иерархические лестницы внутри их сообществ, отношения между классами, между отдельными категориями детей. Владея этой информацией, важно вовремя отреагировать в реальной жизни, увидев пост о желании умереть – усилить работу по профилактике суицида, увидев пост о существующем конфликте – вовремя педагогически его разрешить, не доводя до точки абсолюта, либо направлять стороны конфликта для его урегулирования. Однако, несмотря на полную анонимность участников и администратора, в группе «Подслушано МАОУ «СШ 40» вы не увидите оскорблений учителей, либо публикаций с призывом взорвать школу и планов по воплощению данной идеи в жизнь, так как группа под контролем, о котором не догадывается никто из участников данного сообщества. Заместитель директора по ВР систематически контактирует с администратором данной группы, и, имеет возможность контролировать и «фильтровать» материал, поступающий в публикацию. Важно дать понять детям, что на самом деле здесь нет взрослых, есть только детское сообщество, где каждый имеет право на мнение, а его им предоставляет социальная сеть.

Кроме того, данная группа, уникальная площадка для проведения опросов и сбора мнений учащихся, при чем независимых мнений, так как «мнимая» анонимность и ощущение отсутствия контроля со стороны, дают детям возможность и смелость высказать свою точку зрения, чего многие из них никогда не сделают в школе.

Еще один плюс данной социальной сети – это контакт с детьми группы риска. Во всех школах имеются дети, которые не посещают учебные занятия по неуважительной причине. Часто бывает так, что родителям этих детей абсолютно нет дела до дальнейшей судьбы своих чад, а вот нам ребенка извините, выпускать необходимо. А телефоны не отвечают, дома постоянно никого нет. И вот тут-то приходит на помощь социальная сеть. Путем нехитрых поисков обнаруживается страница ребенка, и педагог начинает простраивание взаимоотношений с данным ребенком, выяснение причин отсутствия и выстраивание дальнейшего плана действий по возвращению ребенка в школу. Из практики, дети охотно общаются с педагогом в сети. Во-первых, как уже было сказано выше, здесь они чувствуют себя в безопасности, «в своей тарелке», и, написав сообщение, ты не врываешься на территорию ребенка и в его личное пространство, заполняя его собой и не оставляя ему выбора, здесь немного иная ситуация. Ребенок сам решает вступать с вами в диалог или нет, у него есть право выбора, но в силу того, что здесь у него есть пути отступления, хотя бы даже в виде игнорирований сообщений, он охотно при желании идет на контакт. Таким образом, в прошлом учебном году нам удалось вернуть в школу троих «несидящих» детей. Летом, посредством налаживания контакта с детьми группы риска, педагогом в ходе общения в соцсети, было определено местонахождение двух убежавших из дома девочек, постоянно поддерживается контакт с детьми, пропускающими учебные занятия, ведется информационная, разъяснительная работа с данными подростками.

С помощью социальной сети осуществляется контроль за детьми склонными к суицидальному поведению. В школе имеются такие дети. Их настроения отслеживаются путем мониторинга аккаунта совместно с психологом школы.

Часто по просьбе классных руководителей проводится мониторинг социальных страниц детей с неустойчивой психикой, закрытых, замкнутых. Известны случаи кибер-буллинга (интернет-травля) среди обучающихся школы. Данные факты стали известны посредством обращения детей к заместителю по ВР в той же самой социальной сети, и проведена работа по устранению данных фактов.

Открытость и доступность администрации школы, взрослого человека для детского сообщества очень важна. Дети нередко обращаются в личных сообщениях с просьбой решить проблемы самого различного характера.

Социальная сеть позволяет активнее проводить работу по проектам, событиям. Издание школьной газеты (Приложение 3) также сопровождается закрытой (доступ только у обучающихся школы) страницей в социальной сети, что позволяет расширить читательскую аудиторию газеты. Добровольческий отряд школы «МДЛ» (Приложение 4) также имеет свою группу «Вконтакте». Тем самым среди школьников проводится популяризация волонтерского движения.

С помощью «Вконтакте» проводится работа по выявлению талантов, одаренных детей, их творческих способностей. Дети выкладывают в сеть свои творческие работы, создают видеоканалы, видеоканалы, фотографии, видео выступлений. Это позволяет вовремя «поставить у себя галочку» о том, что Вася Иванов отлично сочиняет стихи и отправить его на конкурс. В нашей школе, таким образом, были выявлены участники и призеры мероприятий различного уровня, а также дети, творческие способности которых теперь с успехом реализуются при подготовке и проведении школьных мероприятий.

Список используемых источников:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5

    Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407.

Приложение 1

Приложение 4


Приложение 4

Сфера eLearning (Electronic Learning, система электронного обучения при помощи информационных технологий) закономерно приобретает во всем мире растущую популярность. Прогрессивные технологии делают процесс обучения продуктивней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс.

Дневник.ру, российский лидер eLearning, внимательно следит за мировыми тенденциями в этой сфере. Сегодня мы хотим предложить к прочтению статью, которая раскрывает секреты использования популярных социальных сетей и программ для организации более интересных и динамичных занятий в классах. Статья в первую очередь будет полезна учителям, которые стараются активно использовать современные технологии в образовании; ученики и родители тоже смогут найти здесь много интересного.

Идея публикации была навеяна аналогичным исследованием, проведенным американскими коллегами. Первоисточник статьи, которая нас вдохновила, находится .

Изначально социальные сети создавались для удобного общения с друзьями, однако сейчас они все чаще используются для целей образовательного и делового общения. Преподаете/учитесь ли вы в начальной школе или традиционном высшем учебном заведении - в данной статье вы найдете подходящие способы использования социальных сетей на каждой случай.

Идеи для средней школы

  1. Вдохните жизнь в литературу. Ученики могут создать страницу (профиль) литературного героя в социальной сети, используя все функции, которые предлагает сеть: картинки, общение, «мне нравится», ссылки, обсуждения и т.д. Самое интересное в этом процессе - стараться создать на страничке героя тот мир, который поможет лучше раскрыть его характер.
  2. Следите за событиями в жизни знаменитостей. Многие знаменитости используют Twitter. Вы можете выбрать известного человека, деятельность которого связана с темой, которую вы изучаете. Например, при изучении темы «Правительство Российской Федерации», ученики могут следить за новыми сообщениями официального аккаунта Правительства в Твиттере или за обновлениями аккаунта Премьер-министра РФ .
  3. Изучение географии. При обучении географии используйте программу Google Планета Земля . Весь мир открыт перед Вами! Виртуальные путешествия в любую точку мира: 3D-здания, фотоснимки и рельеф; поиск городов, компаний и других мест… Кроме того, использовал свои контакты в Twitter для проведения интерактивных уроков с учениками.
  4. Экскурсии. Иногда организация экскурсии представляет трудность или невозможна - в таких случаях используйте программу Skype, чтобы провести экскурсию , не покидая классной комнаты, или покажите ученикам виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям мира , интерактивные модели знаменитых сражений и т.д.
  5. Налаживайте связи с другими классами. Для расширения возможностей обучения, общайтесь с учениками из других классов, независимо от их местонахождения. Например, используйте сервис виртуальных конференций в Дневник.ру или Twitter для общения о каком-либо городе или стране непосредственно с их жителем в режиме он-лайн!
  6. Последние обновления. Благодаря сервису хэштегов в Twitter можно отслеживать последние записи на изучаемую тему всех пользователей сервиса, что оказывает неоценимую помощь при обсуждении текущих событий. Прочтите несколько советов о том, как эффективней использовать Твиттер.
  7. Общение с родителями. Поддерживайте связь с родителями через Дневник.ру и социальные сети, чтобы сообщать им об успехах их ребенка, обсуждать способности и предрасположенность ученика к тому или иному предмету и т.д.
  8. Поддерживайте школьный сайт в Дневник.ру , наполняя его актуальной информацией и интересным контентом - как, например, это (Москва).
  9. Развлекитесь во время урока. Если вы ведете серьёзный урок, требующий повышенного внимания учеников, попробуйте «разбавить» его одним из .

...........................................................................................................................................

Идеи для ВУЗов

...........................................................................................................................................

Для расширения возможностей обучения используйте данные идеи на семинарах и лекциях:

10. «Окно» в повседневную жизнь учебного заведения. Создайте веб-сайт, как это сделали, например, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Благодаря такому сайту посетители могут узнать актуальную информацию об университете, вступительных олимпиадах (в том числе, ), почитать рассказы студентов и действующих преподавателей, посоветоваться с другими абитуриентами на форумах и т.д.

11. Участвуйте в конкурсах. Принимайте участие в интерактивных конкурсах, проводимых, например, компанией Майкрософт и др.

12. Создавайте приложения и исследуйте социальные сети. Социальные сети сами по себе могут представлять отличный объект для исследования. Последуйте примеру этой группы Стэнфордского университета и создайте собственные приложения в соц. сетях.

13. Помогайте развивающимся странам. Создайте проект, подобный некоммерческой образовательной организации «Скейтостан» (Skatistan), о которой в своё время , давая возможность задать вопрос лично её организатору.

14. Следите за сообщениями руководителей . Чтобы узнать больше об исследованиях и профессиональной деятельности преподавателей, руководителей и других профессионалов, работающих в области вашего исследования, следите за их сообщениями в социальных сетях.

15. Возможности инициативы. Студенты имеют возможность использовать социальные сети для совместной работы в формате подачи той или иной инициативы «снизу» - как, например, сделали студенты Университета Британской Колумбии , выступив против закрытия тренажерного зала в бассейне университета.

...........................................................................................................................................

Идеи для учащихся

...........................................................................................................................................

16. Преимущества дистанционного образования. Используйте возможности для ознакомления с методическими наработками, изучения лекций, презентаций, видео- и аудиофайлов.

17. Практикуйте иностранные языки. Ребята, изучающие иностранный язык, могут практиковаться, общаясь с носителями языка - например, в группах соц. сетей, или используя современные бесплатные сервисы, например LinguaLeo.ru и др.

...........................................................................................................................................

Идеи для преподавателей

...........................................................................................................................................

Независимо от уровня знаний ваших учеников существует много способов использования социальных сетей при работе с аудиторией:

18. Предложения для класса . Размещайте предложения для класса в Дневник.ру, социальных сетях или .

19. Связь с другими преподавателями. Обменивайтесь опытом с другими преподавателями по всей России, размещая и получая информацию о новых идеях, советах и методиках в Дневник.ру и наших социальных сетях: ВКонтакте , ЖЖ . Отвечайте на вопросы учащихся в сети.

20. Будущие студенты : используйте в Дневник.ру, которое насчитывает более 60 тысяч учителей.

21. Конференции. Используйте Twitter , чтобы быть в курсе событий всех профессиональных конференций и оставаться на связи с нужными людьми.

22. Публикуйте записи. Публикуйте записи в файлах и , чтобы пропустившие занятия студенты могли ознакомиться с необходимым материалом, а преподаватели могли ссылаться на любые сделанные записи.

23. Форум для преподавательского состава. После того, как вы накопили достаточный опыт по использованию социальных сетей при работе в классе, подготовьте материал для обмена опытом со своими коллегами в .

24. Трансляция урока в режиме реального времени. Сервис Twitter может быть успешно использован для интерактивной трансляции выступления в режиме реального времени (при этом важно не забывать ставить хештэги).

25. Поиск приглашенных лекторов. Используйте новые знакомства с коллегами в Дневник.ру, чтобы пригласить их выступить перед вашими учениками. Такая взаимопомощь может стать очень полезной.

26. Ведите собственный блог , как это делает, например, победительница спец. номинации от Дневник.ру в рамках всероссийского конкурса "Позитивный контент 2012" Ольга Николаевна Комарова из Омска.

...........................................................................................................................................

Командный дух

...........................................................................................................................................

Организация совместных проектов внутри класса и школы объединит всех участников образовательного процесса, создаст менее формальную обстановку, позволит ученикам правильно относиться к работе в команде и осознанию личной ответственности каждого за результат. Интернет - отличный помощник в деле организации подобных проектов!

27. Виртуальные сообщества . В сети можно создавать виртуальные сообщества, например, и пр.

28. Межличностное взаимодействие. Когда вы постепенно узнаете о других немного больше, как это происходит в социальных сетях, у вас складывается более полное понимание личности ваших собеседников, что способствует более открытому и информативному общению.

29. Используйте обратные каналы. «Обратным каналом» в данной ситуации называется повторное обсуждение основной лекции или презентации в Сети. Используйте обратный канал для улучшения качества преподавания и контроля усвоения материала.

31. Держите руку на пульсе. В настоящее время , ориентированный на развитие взаимодействия, при котором с помощью социальных сетей формируются лучшие условия для обучения и вовлеченности учеников в образовательный процесс.

Подробнее о комфортном переходе на электронный формат ведения школьных процессов , а также обсудить собственные идеи и проблемы с коллегами, ознакомиться с типовыми документами для подготовки процесса и пр.

32. Инклюзивное образование . Ученики, отсутствующие на занятиях по различным причинам или по болезни, с помощью Дневник.ру и возможностей Интернета могут удаленно присутствовать в классе и оставаться в курсе последних событий в учебе.

...........................................................................................................................................

Общение

...........................................................................................................................................

Самсонова Оксана Сергеевна
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия


Аннотация
В статье рассматривается образовательный потенциал популярных российских социальных сетевых сервисов (в частности социальных сетей и сетевых сообществ), анализируется опыт их использования в учебном процессе учебных заведений

SOCIAL NETWORKS AND ONLINE COMMUNITIES AS INDICATORS OF EFFICIENCY IN THE TEACHING OF MODERN COMPUTER SCIENCE SCHOOLS

Samsonova Oksana Sergeevna
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities


Abstract
The article considers educational potential of popular Russian social network services (including social networks and online communities), examines the experience of their use in educational process of educational institutions.

Библиографическая ссылка на статью:
Самсонова О.С. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]..02.2019).

На сегодняшний день такие социальные сетевые сервисы, как социальные сети и сетевые сообщества достаточно хорошо освоены в учебной практике образовательных учреждений. Современное педагогическое сообщество активно осваивает технологии социальных сетевых сервисов.

Для начала определимся с понятием «социальный сетевой сервис». Это виртуальная площадка, которая связывает людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть и сети документов. Сетевые сервисы объединяют такие условия, как: создание собственной странички со своими данными, добавление себя в социальные группы (где учится, работает и т.п.), поиск своих друзей в сетевом сервисе, добавление в друзья, ведение диалогов с помощью сообщений на сервисе, комментирование и оценивание записей людей, зарегистрированных в сервисе, лента событий с информацией о друзьях и их действиях.

Социальный сетевой сервис включает в себя множество компонентов, но мы остановимся только на двух, не менее важных из всех. Первый из них – социальные сети. Социальная сеть – это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др. Среди характерных черт социальных сетей выделяют обширные возможности - передача информации текстом, медиа, микроблоги и сообщества, указание на карте мест событий, отметка знакомых людей на фотографиях. Владелец странички социальной сети может заполнить всю информацию о себе и знакомым этого человека будет проще найти его. Структура поиска людей состоит в отборе людей по наличию связи (друзья, знакомые, родственники), а только потом – по сходству интересов и сообществам. Записи на стене пользователя располагаются по дате их добавления. Есть возможность закрепления записей.

Социальные сети «Одноклассники» , «В контакте» , «В кругу друзей» , «Мой Мир» с момента появления создавались в качестве развлечений. Но со временем, разрастаясь до огромных масштабов, они приняли на себя важную роль в достижении образовательных целей.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет.

По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте»отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. Видя такие результаты, можно сделать вывод, что «В контакте» – самая популярная социальная сеть для молодежи.

В настоящее время общество способствует появлению образовательных и научных социальных сетей. К примеру, « Facebook» признан одним из наиболее эффективных ресурсов для обучения и развития обучающихся. Также данная сеть позволяет педагогам моделировать курсы для школьников, а также оставаться на связи со своими коллегами по работе.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций. Замечено, что школьникам интересно и удобно изучать предметы, пользуясь различными сервисами Интернет-технологий.

Возможности социальных сетей еще недостаточно оценены многими методистами в качестве педагогических средств обучения. Скорее социальные сети воспринимаются людьми как среда для развлечений и проведения свободного времени. Но на сегодняшний день существует не мало примеров использования социальных сетей в образовании (решение разнообразных задач, возможность коллективной работы обучающихся, ведение проектной деятельности на протяжении некоторого времени, возможность международного обмена. Социальные сети помогают адаптироваться обучающимся в научно-образовательной стороне, способствуют мобильному непрерывному образованию и самообразованию, представляют возможность ведения сетевой работы школьников, у которых нет возможности находиться рядом (например они находятся в разных городах, странах). Среди преимуществ использования социальной сети в качестве учебной площадки выделены: непрерывность учебного процесса; привычная среда для обучающихся; видимость фамилии и имени обучающихся; возможность создавать сетевой учебный контент с помощью технологии Wiki; мгновенное обсуждение проблемы в группе (на стене, в диалоге); просмотр видео и аудио-материалов вместе с участниками группы; возможность совместной работы школьников над заданием; удобство использования социальных сетей для работы над проектом; представление своей странички в качестве портфолио (как для обучающегося, так и для преподавателя); слежение активности участников через ленту друзей. Социальные сети имеют довольно удобный и понятный интерфейс, которым пользуется большинство учащихся, ведь практически каждый из них зарегистрирован в социальных сетях. Таким образом, им уже не нужно привыкать к данным сервисам и тратить на это время. С помощью мультимедиа в рамках коммуникативного пространства существенно помогает при загрузке и просмотре в учебной группе видео и аудио, а также приложений. Кроме того, социальные сети широко используются в процессе поддержания отношений между участниками конференций, семинаров и олимпиад, летних школ, а это в свою очередь помогает улучшить эмоциональные характеристики группы и качественный обмен своими интересами, идеями и замечаниями.

Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сетевые сообщества строятся на основе чатов, конференций, блогов, форумов. Именно использование этих сервисов и объединяет их с социальными сетями. Основной целью сообщества в образовании является подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети Интернет. В сети преподаватели находят множество рекомендаций, учебных планов, методических разработок по проведению занятий и кружков – олимпиад, проектов, конференций на просторах интернета. Сетевые сообщества содержат отдельные тексты, фотографии, видеофрагменты и базы данных, которые создаются членами сообществ. В сетевом сообществе возможны такие действия, как создание материалов и размещение их в сети, оценивание, проведение семинаров, олимпиад и конкурсов в сообществах, общение между участниками сообществ, коллективное взаимодействие.

Рассмотрим такое сетевое сообщество, как проект “Открытый класс” , который ориентирован на обучение и воспитание обучающихся на старшей ступени общего образования, заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва). Направленность проекта – обеспечение качественного образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ, которые занимаются распространением электронных образовательных ресурсов и введением методик их использования. Проект помогает добиться удобства для жизни и работы учителей, их учеников и родителей; обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета в сообществах; организовать проектную деятельность для обучающихся; делиться своими идеями и помогать другим в этом.

Рассмотрим недостатки сетевых сообществ на примере проекта «Открытый класс»: при размещении записей отсутствует экспертное оценивание; структурирование материалов идет в хронологическом порядке, а было бы удобнее в тематическом; «копилка» неактуальных файлов, которые можно было бы удалить, из-за чего возникает неудобство перемещения по сообществу и низок просмотр других файлов.

Социальные сети и сетевые сообщества объединяет то, что они созданы для диалога и взаимодействия участников по интересам и предпочтениям с помощью интернета. Также в данных сервисах схожа внутренняя организация сетей; при помощи обоих сервисов, участники из разных уголков стран могут общаться и решать образовательные вопросы между собой. Но все же, социальные сети более расположены к общению и обмену ссылками, а сетевые сообщества способствуют обмену опытом, обучения и повышения квалификации преподавателей.

Таким образом, перспективы развития социальных сетей и сетевых сообществ очевидны и ведут к повышению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса. Подтверждена эффективность их использования в учебных заведениях. Обучающиеся нового поколения желают не только получать новые знания, но и создавать и развивать их самостоятельно – записывать музыку, организовывать анимационное видео, выкладывать видеоклипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры в сообществах, читать и оставлять комментарии в социальных сетях.


Библиографический список
  1. «Академик», портал словарей [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334827 (дата обращения 17.06.2015)
  2. Сервис “CY-PR.com” , портал определений [Электронный ресурс] -сайт. – URL: http://www.cypr.com/wiki/ (дата обращения 17.06.2015)
  3. Социальная сеть “Одноклассники” [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://www. ok.ru/ (дата обращения 18.06.2015)
  4. Социальная сеть “В контакте” [Электронный ресурс] – сайт. – URL:

В современном информационном обществе с каждым годом увеличивается эффективности образования за счет внедрения информационных технологий и использования ресурсов сети Интернет.

Информация, размещенная на сайтах и порталах, имеет преимущества перед печатными материалами. Она дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде, т. е. в условиях, когда он может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях. Кроме этого, важное преимущество он-лайнового доступа состоит в том, что электронное издание, как правило, можно прочитать значительно раньше, чем печатное.

Интернет служит средством развития активности учащихся и преподавателей через участие в проектной деятельности. Так же мной было подмечено, что наиболее активно общение между студентами происходит через социальные сети. Подросткам проще в социальных сетях найти общий язык, задать вопрос, найти там информацию. Обучающимся проще там задать вопрос преподавателю, из-за тайности переписки. Через социальные сети можно помочь дополнительной информацией индивидуально обучающимся, если кому, то из них тяжело даётся та или иная тема. Социальные сети позволяют давать дополнительную информацию по наиболее интересным для учащихся темам, а так же познакомить их с лучшими мастерами профессии и их уроками.

Мной было замечено, что даваемые в процессе обучения ссылки на интернет ресурсы повышают активность учащихся, которые не проявляют активность во время обучения. Социальные сети позволяет лучше узнать учащихся их интересы, это позволяет найти индивидуальный подход к каждому.

На основании всей информации мной было принято решении о создании группы в социальной сети, которая бы объединяла всех учащихся общей профессии нашего учебного заведения. В ней учащиеся старших курсов делятся опытом с младшими курсами, находят общие интересы, материалы публикуемые там более развернуто раскрывают темы которые проходят учащиеся. Так же группа усиливает интерес к профессии и желание будущих специалистов не останавливаться в развитии, а совершенствоваться использую в том числе и информационные технологии.

Основными проблемами при использовании социальных сетей в образовании можно считать:

1. Часто невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности;

2. Высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;

Решение названных проблем представляется возможным за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном процессе и развитие интернет сети в учебных заведениях.

Образовательный сегодня неразрывно связан с активным использовании студентами социальной сети в своей профессиональной деятельности, что требует Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части требования к результатам освоения программы подготовки специалистов:

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

М.Д. ГОРЯЧЕВ , заведующий кафедрой педагогики Самарского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
М.М. ГОРЯЧЕВ , ассистент кафедры педагогики Самарского государственного университета, кандидат педагогических наук
Н.В. ИВАНУШКИНА
В.В. МАНТУЛЕНКО , доцент кафедры педагогики Самарского государственного университета, кандидат педагогических наук

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ новых информационных технологий, медийных средств в обучении становится все более распространённым явлением в современном российском образовании. Вузы внедряют в свою работу различные онлайн-платформы (например, Moodle, Joomla, Edmodo, Blackboard) для развития учебных коммуникаций между студентами и преподавателями. Как правило, материалы, генерируемые на этих ресурсах, позиционируются как учебные или обладающие образовательным потенциалом, однако зачастую не обладают этими качествами. Представленные в концентрированном виде процессы во время обучения оффлайн - усвоение знаний, выработка умений, закрепление навыков, формирование мотивации, обеспечение контроля, проверки и оценка результативности обучения - практически не отражены в совокупности в онлайн-среде.

Мониторинг инновационного поведения населения России, организованный исследователями Высшей школы экономики (К. Фурсов и Е. Чернович) с целью выявления каналов непрерывного образования, показал, что в 12 процентах случаев получение новых знаний происходило с использованием хотя бы одной из возможностей интернета. Этот показатель в двенадцать раз превышает тот, что был зарегистрирован в 2006 году . На основании данных мониторинга учёные выделяют формы получения новой информации - от общения на тематических сайтах до участия в дистанционных семинарах, вебинарах, прослушивания аудиолекций, просмотра видеороликов. Однако приведённая аналитика не дает ответов на актуальные вопросы. Является ли полученная информация знанием, которое можно с пользой применить в будущем? Является ли обучение онлайн таковым само по себе, в условиях самостоятельного изучения? Какими характеристиками, свойствами и отличиями от «классического» способа получения знаний оно обладает? Более того, сами авторы исследования отмечают, что в ходе научной работы внимание уделялось самообразованию, при котором получение знаний не сопровождалось официальной сертификацией и существовало вне обязательных образовательных программ.

Исследование применения онлайн-технологий в обучении студентов в аудитории и дистанционно (С. Хилтон, Дж. Грэхэм, П. Ричи и Д. Уайли) показывает, что для изменения организации традиционного процесса обучения, помимо разработки плана занятий, необходимо привлекать дополнительные ресурсы и знания. Речь идет о времени коммуникации, правилах построения коммуникации в сети, создании дополнительных типов интеракций между учащимися онлайн и оффлайн, определении ролей и зон ответственности между инструктором и преподавателем .

Значимой исследовательской проблемой в изучении онлайн-образования является разработка программы по подготовке учебных курсов с оптимальным распределением времени, управлением онлайн и оффлайн интеракциями, формами обучения и адекватной проверкой транслируемых знаний.

СИНТЕЗ «классических» аудиторных форм преподавания и современных компьютерных технологий, четкое определение целевой группы учащихся (например, студенты-заочники, студенты с ограниченными возможностями здоровья) создают условия для использования уникального электронного ресурса в профессиональном образовании - социальную образовательную сеть .

Многие эксперты возражают против узкого понимания информатизации образования, делая ставку не на автономные системы управления обучением, представляющие собой универсальные инструменты для подготовки содержания учебного материала, сбора сведений об успеваемости, проведения тестирования и прочего, а на социальные сети. Последние выступают в качестве средства построения собственного учебного или рабочего пространства и расширяют возможности для совместной работы участников учебного процесса.

Для изучения результативности использования социальных сетей в обучении авторами был проведен опрос, в котором участвовали 289 студентов самарских вузов (СамГУ, СГТУ, СГЭУ) и 21 преподаватель из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Использовались инструменты анкетирования Google Documents. Подсчёт частотности упоминаний ответов респондентов был проведен с помощью специализированного программного обеспечения для работы с текстами NVivo.

В ходе опроса изучались техническая оснащенность студентов и преподавателей, виды потребляемой ими информации в сети, затраты времени на эту работу, опыт обучения и преподавания с помощью тематических интернет-сайтов и социальных сетей, желание использовать возможности сетевого обучения в собственной практике, способы получения и применения информации в режиме онлайн, отношение учащихся и преподавателей к обучению с помощью социальных сетей.

Положительный тренд применения социальных сетей в обучении подтверждается интенсивностью и продолжительностью времени работы с ними: 8 процентов участников опроса подтвердили, что не используют социальные сети в обучении, 16 - являются постоянными пользователями, 46 - часто прибегают к помощи социальных сетей в обучении, а 30 процентов - пользуются, но редко.

К положительным моментам использования социальных сетей в обучении 34 процента опрошенных отнесли экономию времени, 30 - доступность информации, 25 - мобильность. С другой стороны, серьезные опасения вызывают значительные затраты времени на использование социальных сетей, что идет в ущерб аудиторной и домашней работе. На это обстоятельство указали 17,5 процента респондентов. Также 12 процентов участников опроса опасаются, что возможность интенсивного общения будет отвлекать от первоначальной цели. В свою очередь, 8 процентов анкетируемых негативно относятся к открытости сетевых образовательных ресурсов.

Участники опроса отметили, что в процессе обучения можно широко использовать различные функции социальных сетей, а именно: возможности чата для групповой работы - 48 процентов, комментирование работы преподавателя и сокурсников - 47 процентов, просмотр и подготовку презентаций - 47 процентов, публикацию постов и сообщений в тематических группах - 44 процента, прослушивание аудиолекций - 44 процента, участие в вебинарах и видеоконференциях - 42 процента и ряд других (см. рисунок).

К числу отрицательных моментов использования социальных сетей в учебных целях 12 процентов опрашиваемых отнесли опасность получения недостоверной информации из ненадежных источников - в отличие от получаемой от преподавателей или из рекомендованных ими источников. Кроме того, существует вероятность, что материал, в основе которого лежит недостоверная информация, будет использован впоследствии как источник знаний.

Применение ресурсов информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей в качестве дополнительных средств обучения, форм его организации создает условия для модернизации отечественного образования, обеспечивает его доступность, демократичность, способствует качеству академической подготовки будущих бакалавров, магистров, специалистов.

  1. Соболевская О.В. Интернет станет главным помощником в деле самообразования // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.opec.ru/1715182.html (Дата обращения 04.07.2014).
  2. Graham C.R., Hilton J., Rich P., Wiley D. Using Online Technologies to Extend a Classroom to Learners at a Distance // Distance Education. 2010. 31(1). P. 77-92.
  3. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // «Вестник Самарского государственного университета». 2014. № 5(116). С. 220-227.