О нашей работе в Праге, в ноябре 2012 года в отеле Castle Residence.
На этот раз мы смогли сфокусировать возможности разных методик и разных специалистов в одной точке - и в плане географии:) и в плане единого подхода: в замечательно комфортном отеле работали вместе те специалисты, которых мы обнаружили во время наших путешествий в разных точках Земного шара)
Мы видели результаты каждого из этих специалиситов в отдельности и давно вынашивали идею объединить их усилия в рамках единого подхода, тем более что это люди "с открытыми мозгами" не смотря на солидный возраст и опыт, готовые принимать новое и сотрудничать.
Мы расскажем о случившемся как об элементах комплекса. Сейчас на наших курсах появилась единая концепция, но для каждого ребенка по-разному расставлены акценты: на данном этапе его восстановления одному требуется одно сочетание методик, другому другое, что, кому нужно выясняется при диагностике.
В Прагу мы приглашали тех деток, кому на данном этапе акутально сочетание: кинезиотерапии - аква-тренинга и Бобат, биоэнерготерапии и остеопатии.
Аква тренинг.
Занятия по совершенствованию движений в воде - это связующее звено между разными компонентами программы: когда уровень энергии двигательных центров повышается, это сразу проявляется в воде.
Энергетический статус ребенка повышается всеми специалистами. Но как правило, новые возможности раскрываются в воде, в состоянии комфорта и сниженных нагрузок на тело. Даже "капля нового" в ребенке скорее проявит себя в воде, чем на суше. Можно сказать, что вода - это катализатор, который делает возможным и ускоряет процесс двигательного развития.
Вода снимает страх движения, который присутсвует у большинства детей с двигательными нарушениями, она раскрепощает ребенка.
Биоэнерго терапия.
Если мы посмотрим на тело как на систему электро-магнитных процессов, которой оно явлется с точки зрения физика, то мы поймем почему электро-магнитное излучение одного тела воздействует на излучение другого тела. При этом не обязательно дотрагиваться, взаимодейсвие может происходить и бесконтактно. Такое взаимодействие ощущается далеко не всеми людьми, тем не менее оно всегда присутвует между матерью и ребенком. Сами того не осознавая, мамы бесконтактно воздействуют на ребенка, и могут управлять его состоянием: успокаивать, снимать боль. Близкое присутвие мамы заряжает ребенка энергией. Есть люди, которые наделены от Природы повышенной способностью к энергетическому воздействию и способностью ощущать энергетические процессы в теле ребенка и вокруг него.
В нашей команде Ново Гркович поддерживает энергетическое состояние ребенка на оптимальном уровне и отслеживает изменение этого состояния в результате применения тех или иных методик. Детки отлично чувствуют пользу такого воздействия и с удовольствием "греются" в поле Ново:). Ново - наш "живой томограф". Его дар ощущать и регулировать энергетические потоки в ребенке, просто необходим при использовании методики электро-магнитной подпитки управляющих центров нервной системы - Wet Cell Battery - с которой участники познакомились на курсе в Праге.
Бобат терапия.
Радойка Чук, которую многие знают как "Коку", занималась обучением деток правильному "рисунку движения", переводила все потенциальные возможности ребенка в самостоятельное движение на суше. В этой работе искусство инструктора в том, чтобы обучить ребенка сложнейшей технике ребенка, так чтобы для ребенка это выглядело как приятное игровое времяпрепровождение.
Кока - ведущий методист-инструктор кинезиотерапии по методике Бобат при институте Симо Милошевича, Черногория, при этом она специалист по Войта терапии, и те, кто знаком с Войта, замечают, когда в нужный момент пальцы Коки "пробегаются" по точкам Войта, но ее предпочтение - методика Бобат - ненасильственное, не жесткое (в отличие от Войта) эмоциональное общении с ребенком во время занятий, поэтому она с нами.
Остеопатия.
Наш специалист Сергей Васильев, в который раз "правит" наших деток и родителей, чтобы костно-мышечная система всех участников реабилитационного процесса смогла справиться с повышенными физическими и эмоциональными нагрузками.
Методика игрового двигательного тренинга на принципах Biofeedback - Биологической обратной связи.
С этой стороной нашей работы до последнего момента были знакомы немногие, теперь, убедившись в результатах, мы можем придать это огласке:)
Немного теории вопроса:
Нами разработаны системы, обучающие ребенка новым движениям по принципу БОС (biofeedback / биологической обратной связи). Это, своего рода, по аналогии с технологией экзоскелетов, экзосенсорная система, которая через управление объектом в компьютерной игре (либо управление музыкой или мультиком) учит ребенка управлять своим телом.
Это портативная (переносная, не требующая стационарной установки) система сенсоров (датчиков), представляющая собой приставку к компьютеру, которая может использоваться и дома и в "походных" условиях.
Наиболее прогрессивный из существующих подходов к двигательной реабилитации ребенка представляет собой методически последовательное, поэтапное, обучение ребенка несформировавшимся естественным образом двигательным навыкам, вплоть до формирования основного навыка – навыка самостоятельной ходьбы. На сегодняшний день детально разработаны системы двигательного обучения детей с травмами НС, наиболее распространенными из которых являются системы Войта и Бобат. Однако, при всей методологической проработанности таких систем, с точки зрения физиологии и патофизиологии ребенка, существует подчас непреодолимая трудность, сводящая на нет усилия кинезотерапевтов, проблема обусловлена особенностями мотивации ребенка. По своей психофизической организации ребенок не расположен к рутинному физическому тренингу, ему интересна игра, а не физкультура, и только в игре он готов чему-либо обучаться.
При традиционной организации реабилитационного процесса крайне сложно заинтересовать ребенка самим процессом двигательного тренинга. И дело не в недостатке квалификации у специалистов. Эмоциональный ресурс любого человека ограничен и, естественно, специалист не может уделить каждому ребенку, с которым он работает в течение дня, столько внимания, сколько требуется для того, чтобы поддерживать у ребенка постоянный игровой интерес к занятиям. Т.о. эффективность реабилитации ограничивается естественными психо-эмоциональными возможностями инструктора и в этом заключается серьезное ограничение традиционной формы организации реабилитационного процесса.
Выход из этой ситуации может быть найден благодаря использованию возможностей метода биологической обратной связи. По аналогии с тем, как ребенок может часами играть в интересные ему компьютерные игры, он так же, если мы используем возможности методики БОС, может часами тренировать необходимый двигательный навык. Так мы сможем максимально вовлечь ребенка в процесс реабилитации.
Итак, за основу разработки взят принцип biofeedback, поскольку он позволяет создать основное условие эффективной реабилитации, обеспечить активную эмоциональную и физическую вовлеченность ребенка в реабилитационный процесс.
На данный момент, нами уже разработаны и апробированы портативные БОС-устройства, которые очень эффективны для воспитания у ребенка активных движений в голеностопном, коленном и локтевом суставах. В т.ч. устройство позволяющее обучить ребенка со спастической формой ДЦП, с навязчивым стереотипом опоры «на мыски» (только на передние отделы стоп) при стоянии и ходьбе, нормальной опоре на полную стопу, «опусканию на пятки при ходьбе».
И еще одна интересная методика, позволяющая ребенку выработать контроль над мышцами брюшной стенки - сформировать мышечный корсет, необходимый для вертикализации (сформировать "гидравлический скелет")
Итак сложнейшие двигательные задачи, в веселом игровом исполнении:
Я проснулся в своей комнате. И эта реальность показалась мне гораздо меньшей реальностью, чем та, где я только что был. Я помнил всё до мельчайших подробностей. И это ощущение настолько переполняло меня, что я вскочил и побежал в спальню родителей, чтобы рассказать. Я мчался по коридору и, распахнув с грохотом дверь в родительскую спальню, завопил – «Я только что был среди cиних звёзд!».
В ту же секунду всполошенно проснулась мама, зажёгся ночник и глухо заворчал ньюф Дэни, который всегда спал на коврике рядом с кроватью родителей. Проснулся отец, а я с разбега прыгнул на родительскую кровать и, захлёбываясь и жестикулируя, стал рассказывать. Мама потрогала мне лоб, решив, что у меня жар, потом стала гладить по голове и успокаивать, говоря, что мне просто приснился страшный сон. Я очень обиделся. «Это не сон!» – закричал я – «Это чудо, как красиво!» Мамины глаза наполнились слезами и она беспомощно посмотрела на отца. А я всё пытался что-то говорить. И вдруг услышал отцовский голос – «Скажи – Рыба!» Я так опешил, что замолчал. И послушно произнёс – «Рыба». «Так» – сказал отец. – «Теперь скажи – рама». «Рама» – повторил я. «Арбуз, роман, река» – требовал отец. Я повторял, не понимая, что он от меня хочет. И вдруг каким-то внутренним слухом я услышал, что произношу букву, которая мне никогда не давалась. Букву «Р». Она вылетала из меня раскатистая и чистая. Я очень удивился.
Здесь я сделаю маленькое отступление, чтобы объяснить, почему это было удивительно.
Я до этого проглатывал букву «Р». Её вообще не существовало. Я говорил – «ы-ыба, а-абуз» и так далее. Со мной безуспешно занимался профессор-логопед, но «р» так и не появлялась. Причём то, как я говорил, очень нравилось всем маминым подругам, а когда, наконец, и бабушка сказала, что у мальчика очень аристократическое произношение, то меня оставили в покое. И вдруг это «Р» появилось, да ещё какое!
Я удивлённо прислушивался к себе и тут почувствовал, что у меня саднит колено. Я задрал пижамную штанину и увидел на коленке круглое красное пятно. Я вспомнил, что ударился о светящийся шар в своём путешествии. Вот же оно – доказательство! Сейчас мне поверят! Я опять пытался что-то объяснить, тыкая на свою коленку, но этим всполошил маму ещё больше. Она заплакала, сказала, что я где-то поранился и забыл об этом и стала искать зелёнку. Я подчинился, смотрел, как коленка становится зелёной, ужасно щипало, а я не плакал. Надо сказать, что ещё вчера я бы заревел. А тут у меня даже не защипало в носу. После этой экзекуции отец взял меня на руки и понёс в детскую, рядом, причитая, шла мама и дула на мою коленку, а завершал процессию наш ньюф Дени. Меня уложили в постель, со всех сторон подоткнули одеяло и я сделал вид, что засыпаю. Мама и папа поцеловали меня и тихонько пошли к двери.
«Дени – за мной» - сказал отец. Но Дэни не двигался. «Дэнс!» – повторил папа властно. Дэни не стронулся с места. А ведь он всегда слушался моего отца беспрекословно. Тогда отец подошёл, чтобы увести его. И Дэни, наш добряк Дэни обнажил клыки и сказал – «РРР-А!!!». Я засмеялся – «Оставь его, папа – он всё равно никуда не пойдёт». У отца округлились глаза, но он, взяв за руку маму, вышел из моей детской и тихо закрыл дверь. А я, обхватив Дэнса за могучую шею, шёпотом рассказал ему всё. Дэни смотрел мне прямо в глаза и всё понимал. И верил каждому моему слову! После этого я удовлетворённо плюхнулся на подушку и крепко заснул.
© Copyright: Волкъ Ангелъ, 2010