Социологи: от чего зависит гражданская лояльность

Cтраница 1


Большинство социологов убеждены, что объяснили какие-то явления, как только показали, чему они служат, какую роль они играют. Рассуждают так, как если бы они существовали именно для этой роли и не имели бы другой определяющей причины, кроме ясного или смутного ощущения услуг, которые они призваны оказать. Вот почему считают, что сказано все необходимое для их понимания, когда установлена реальность этих услуг и показано, какую социальную потребность они удовлетворяют. Так, Конт сводит всю прогрессивную силу человеческого рода к тому основному стремлению, которое прямо влечет человека к непрерывному и всестороннему улучшению всякого своего положения 1, а Спенсер - к потребности большего счастья. Именно в силу влияния этого принципа он объясняет образование общества преимуществами, вытекающими из кооперации, установление правительства - пользой, приносимой регулированием военной кооперации2, преобразования, испытанные семьей - потребностью во все более полном примирении интересов родителей, детей и общества.  

Большинство социологов полагает, что Брэверман преувеличил. Некоторые профессии реквшшфицируются, а не деквалифицируются, с прогрессом технологии, поскольку требуется рост, а не понижение, квалификации. Более того, как указывалось ранее, классовая позиция человека, состоящего в браке, зависит и от положения супруга. Женщина, занятая на рутинной непроизводственной работе, может быть замужем за администратором высшего звена, в таком случае семья будет относиться к среднему классу.  

Большинство социологов рассматривают использование свободного времени в двух аспектах: как физическую деятельность, связанную с физическим развитием, и как духовную, направленную на духовное развитие человека. При этом одна и та же деятельность может быть квалифицирована и как активная, и как пассивная: это зависит от точки зрения ее рассмотрения.  

Однако большинство социологов по-прежнему считают возможным рассматривать общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. При этом признается, что хотя современные национально-государственные границы, возникшие в результате конфликтов или компромиссов, во многом являются искусственными, эта искусственность не мешает границам быть реальным сдерживающим фактором развития социальных взаимодействий. И даже на уровне обыденного сознания мы воспринимаем общества именно как разделенные по территориально-государственным границам (китайское, французское, российское и другие общества), имея в виду конкретные виды социальных образований, сложившихся в определенном месте нашей планеты.  

Берджесс, как и большинство социологов того времени, отдавал предпочтение неформализованным методам исследования, начало которым, как известно, было положено Томасом и Знанецким в работе Польский крестьянин в Европе и Америке. Социологи, которые придерживались идеографической традиции, считали, что полное описание социального явления является более ценным знанием и не требует своего номотетического подтверждения. Собственно, в двадцатых годах многие из исследований, проведенных Чикагским университетом, относятся к этому идеографическому методу.  

Блау (и эту точку зрения разделяют большинство социологов) в том, что наиболее ценное средство вознаграждения - это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги, в результате чего тот, кто оказывает услугу, может получить фактически все, что ему необходимо.  

Работы Вебера по стратификации показывают, что на жизнь людей, помимо классовой принадлежности, существенно влияют другие виды стратификации. Большинство социологов согласны с важностью такого подхода, поскольку схема Вебера предлагает более гибкую и совершенную основу для анализа стратификации, чем марксовская.  

Большинство социологов используют этот термин, чтобы обозначить социально-экономические различия между группами индивидов, приводящие к различиям их материального положения и власти.  

Различен и смысл, вкладываемый разными авторами в термин социальный слой. Большинство социологов обозначает этим термином общественную дифференциацию в рамках иерархически организованного общества.  

Современные теории социальных классов также основаны на теории стратификации. Большинство социологов видят в отношении к собственности базовое различие, тем не менее признают классооб-разующими такие факторы, как должностной статус, власть, престиж и др. Если социальная страта может обозначать разделение по одному параметру, то социальный класс является не только укрупненной стратой. Во-первых, социальный класс формируется на основе близости статусных профилей, т.е. его основой служит ряд классовообразующих параметров, причем владение (возможность распоряжаться) ресурсами является основой классового разделения общества. Во-вторых, каждый социальный класс обладает специфической субкультурой, которая поддерживается в виде традиций, с учетом существующих социальных дистанций между представителями различных классов, а также классовым сознанием, которое становится всеобщим в рамках данного класса в условиях самоидентификации и коллективного достижения классовых интересов. В-третьих, каждый класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим условием при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.  

Современные теории социальных классов также основаны на теории стратификации. Большинство социологов видят в отношении к собственности базовое различие, тем не менее признают классообразующими такие факторы, как должностной статус, власть, престиж и др. Если социальная страта может обозначать разделение по одному параметру, то социальный класс является не только укрупненной стратой. Во-первых, социальный класс формируется на основе близости статусных профилей, т.е. его основой служит ряд классовообразующих параметров, причем владение (возможность распоряжаться) ресурсами является основой классового разделения общества.  

Социологи марксистской и немарксистской ориентации отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами. Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно.  

Когда мы спрашиваем, является ли социология наукой, то имеем в виду два момента: может ли эта дисциплина быть построена согласно процедурам естественных наук и может ли социология достичь такого же уровня точного и хорошо обоснованного знания, которое разработали естественные науки в отношении физического мира. Эти моменты всегда были в некоторой степени спорны, но в течение долгого времени большинство социологов отвечало на них утвердительно.  

Однако до сих пор еще в социологической науке остается много спорных вопросов. Дискуссионным является даже сам вопрос о предмете социологии. Большинство социологов считает предметом своей науки изучение не самих основных законов развития общества (этим занимается исторический материализм), а механизма действия этих законов в конкретных условиях. Существует и другая точка зрения, согласно которой конкретные социологические исследования есть лишь экспериментальная часть исторического материалиазма, а не самостоятельная общественная наука. Имеет место также различное толкование основных терминов (например, социологические или конкретные социальные исследования), до сих пор еще мало вышло работ по методологии и методике исследований.  

Рассмотрим теперь специфические стратификационные иерархии на мезо - и микроуровнях общества на примере территориальных общностей и социальной организации предприятия. В макроструктуре общества большинство социологов при изучении проблем неравенства выделяет большие социальные группы, которые в европейской традиции обычно именуют социальными классами. Но в повседневной жизни, скажем, в пригороде при соседском общении или на предприятии при взаимодействии владельца и наемного работника, было бы неверно говорить о классовых отношениях, даже если соглашаться с теорией определяющей роли классов и классовой борьбы. При переходе с макроуровня на более низкие уровни социального взаимодействия происходит трансформация связей, зависимостей, взаимодействий.  

Проблему бедных в России некоторые специалисты называют "парадоксальной" – потому что немалую часть малоимущих у нас составляют люди работающие. И не просто работающие, но занятые квалифицированным трудом: учителя, врачи, квалифицированные промышленные рабочие и другие. Эти люди состоят в штате организации или предприятия, имеют полную ставку, – но труд их оплачивается так плохо, что денег не хватает на обеспечение сколько-нибудь пристойного существования. При этом найти другую работу им по разным причинам не удается.

Проинтервьюированные представители региональных элит и участники фокус-групп рассуждали о том, как эти люди пытаются выжить в современных условиях и каких шагов ждут от властей. Рассуждения о путях разрешения проблемы "работающих бедных" касаются трех субъектов: государства, предпринимателей и самих работников.

Экспертов просили примерно определить, какую долю работающего населения в их регионе можно назвать бедными. Показатели варьируются от 10 до 90%. Это субъективные оценки, на которые влияют и представления о критериях бедности, и действительные различия в материальном положении людей в разных регионах. В целом же большинство участников экспертного опроса говорят, что работающих бедняков там, где они живут, – около трети. В числе самых обездоленных упоминаются работники оборонных предприятий, культуры, средний и младший обслуживающий персонал, учителя, работники сельского хозяйства, наемные работники малых предприятий (частных магазинов или мастерских).

  • "Работающие бедные – чаще всего в сфере мелкого предпринимательства. Потому что там меньше всего защищен человек профсоюзами – вернее, их вообще нет – и там все зависит от порядочности хозяина. Оборонку я еще не назвал – это вторая отрасль, кроме мелкого предпринимательства, где много нищих работников. С одной стороны, они нищие, а с другой стороны, совершенно бесправные по разным причинам"
  • (эксперт, Тамбов).
  • "Бессовестно так низко оплачивать труд учителей, врачей, педагогов, воспитателей, тех, кто работает в спортивных школах, и так далее. Люди работают на сплошном энтузиазме, и у них тоже проблемы. Хотя они стесняются относить себя к категории бедных, но они где-то на грани"
  • (эксперт, Кемерово).
  • "У нас есть в городе Сокол целлюлозно-бумажный комбинат, там работает больше двух тысяч человек – сейчас половина коллектива может оказаться на улице. И люди получили январскую зарплату – по 300 рублей"
  • (эксперт, Вологда).
Практически все эксперты согласны с тем, что проблема работающих бедных – одна из самых актуальных в нашей стране. Рядовые граждане тоже считают ненормальной ситуацию, когда работающий человек не может содержать себя и семью. В качестве образца приводится жизнь на Западе, где на любой работе можно получать достаточно, чтобы не чувствовать себя ущемленным. На фоне таких примеров положение квалифицированных работников в нашей стране кажется особенно нетерпимым.
    1-й участник: Если взять развитое капиталистическое государство, то там даже уборщица небедно живет.
2-й участник: Там любой труд оплачивается достойно.

1-й участник: То есть небедно живут. Это зависит от организации государства.

2-й участник: Я вот знаю, в Германии молодые парни в 10 часов вечера собирают мусор в мусорные пакеты – они получают 2000 долларов.

1-й участник: Моя профессия – врач. Врачом я не работаю, потому что ничего не зарабатываю. Чтобы прокормить семью, я занимаюсь торговлей.

2-й участник: Я многих знаю врачей, которые бросили эту профессию..." (ДФГ, Самара).

Депрофессионализация, отказ от квалифицированного труда в пользу неквалифицированного – одна из стратегий выживания работающих бедных, отмеченная как экспертами, так и участниками фокус-групп.

    Участник ДФГ: Немножко нужно поломать свой характер все-таки. У меня вот приятельница рискнула – пошла нянькой. У нее высшее образование...
Модератор: И как?

Участник ДФГ: Прекрасно!" (ДФГ, Москва).

Реплика относительно необходимости "поломать свой характер" заставляет предполагать, что в ситуации выбора между верностью профессии, любимому делу и необходимостью изменить жизнь ради материального благополучия семьи присутствует рефлексия относительно статуса разных профессиональных занятий, а также имеет место ценностный конфликт, когда приходится делать выбор. В данном случае одобряется решение человека отказаться от профессии. Но это решение вынужденное, связанное с отказом от привычной социальной среды, профессии, и соответственно – от возможных карьерных перспектив, с необходимостью осваивать новые, не всегда отвечающие представлениям о должном правила поведения. Поэтому те, кто не хочет идти на подобный шаг ради материальной выгоды, тоже не осуждаются.

    1-й участник: Или другой работы нет, или возраст не позволяет, или инертность. Опять же – общительность. Многие привыкли на одном месте работать. Это как черта характера.
2-й участник: Нет, он может быть трудолюбивым, привязан к своей профессии, любить ее просто, поэтому будет за гроши работать" (ДФГ, Москва).

Массовый отказ от квалифицированного труда может решать проблемы отдельных семей в краткосрочной перспективе, но для общества в целом в долгосрочной перспективе он опасен, поскольку приводит к тому, что экономика страны становится неконкурентоспособной. Участники фокус-групп, размышляя о таком способе решения проблемы бедности, это понимают.

    1-й участник: Причина бедности – в том, что они не могут уйти с работы, они к ней прицепились... Можно найти другую работу.
2-й участник: А кто будет воспитывать детей? Ведь обществу тогда конец" (ДФГ, Самара).

Еще одна из наиболее часто упоминаемых стратегий увеличения доходов для трудоспособных граждан – переход к натуральному хозяйству.

  • "У нас снега навалило нынче – все ждут паводка и понимают, что урожая не будет, заранее плачут. Потому что если без урожая Ангарск останется, все, труба... Вот тогда к осени мы точно заверещим"
  • (эксперт, Ангарск).
  • "Граждане на подножный корм переходят. Живут на то, что в садах и огородах выращивают. То есть они работают, но, конечно, кто может"
  • (эксперт, Ижевск).
  • "Мы в такой ситуации, что и за квартиру не заплатим. Купили в деревне дом с участком – и вот вкалываем там шесть месяцев, и потом привозим и реализуем это. Но я себя считаю бедной, потому что это каторга. Обработать 20 соток в нашем возрасте – столько болячек и у него, и у меня... Но мы вынуждены это делать"
  • (ДФГ, Самара).
Новосибирские социологи отмечают, что такую стратегию выбрали около одной пятой наемных работников. Еще одна наиболее распространенная стратегия – поиск дополнительного заработка. Работают на двух, трех работах тоже около 20% занятого населения (Гвоздева Г.П., Гвоздева Е.С. Оплачиваемый и неоплачиваемый труд: соотношение и роль в воспроиз-водстве человеческого потенциала // Россия, которую мы обретаем. Новосибирск: Наука, 2003. С. 618. . О таком способе выжить как об обычной практике говорят и участники наших фокус-групп.
    1-й участник: Хватаем всю работу. Если есть работа, работаем и до трех часов ночи. В восемь выходишь – и до трех часов ночи.
2-й участник: Берем тоже подработку всякую, временные заработки...

3-й участник: Я согласен, да. Подработка, калымчик какой-нибудь. Воровство не получается – совесть не позволяет.

4-й участник: Работать, вкалывать на нескольких работах надо. Сейчас многие так живут – а все равно бедные. Особенно в семьях, где есть дети, а работает одна мать" (ДФГ, Новосибирск).

Многие экономят на питании, на одежде и обуви, тратят меньше денег на отпуск, а то и вовсе не используют его. Стратегию экономии, по данным новосибирских социологов, выбирают примерно половина опрошенных ими работников.

Эту же тенденцию подтверждают и наши эксперты.

  • "Работающий человек сегодня себя прокормит – но каким способом? Лишением отпуска, невозможностью поддержать здоровье. Я думаю, процентов 20 работающих испытывают проблемы со здоровьем"
  • (эксперт, Владимир).
Все перечисленные стратегии ориентированы на сохранение или лишь минимальное улучшение материального положения. При этом социально-профессиональный статус зачастую снижается. Означает ли это невостребованность квалифицированного труда в сегодняшней российской экономике? Очевидно, нет: низкая оплата труда профессионалов часто сосуществует с острейшим дефицитом работников этой же сферы, являясь, собственно, причиной такого дефицита. Это противоречие специалисты связывают с особенностями рынка труда в переходных экономиках (в частности, различна скорость реструктурирования в разных отраслях и регионах) (Гимпельсон В.Е. Рынок труда в России и ряде других стран с переходной экономикой // Россия: Транс-формирующееся общество. М.: ИС РАН, 2001. С. 464.) . Если рассматривать эту проблему с точки зрения выбора индивидуальной стратегии на рынке труда, возникает вопрос: ведет ли большая выгодность неквалифицированного труда к массовому отказу от получения образования? Исследования специалистов и наблюдаемый рост конкурса в вузы свидетельствуют о том, что это не так (Мансуров В.А., Семенова Л.А. Тенденции в развитии профессиональных групп интеллигенции // Россия: Трансформирующееся общество. М.: ИС РАН, 2001. С. 300.) . Отказ от квалифицированного труда в пользу неквалифицированного ради выживания – стратегия кратковременная, ориентированная на решение актуальных проблем. Вместе с тем, даже люди с весьма скромными доходами стремятся дать детям образование, поскольку оно открывает для человека более широкий спектр возможностей.

Основную долю ответственности за существование в России работающих бедных, по мнению экспертов и участников фокус-групп, несет государство, поскольку именно оно устанавливает правила функционирования рынка труда.

  • "У государства есть все рычаги, чтобы заставить частного предпринимателя платить людям достойную зарплату – как с помощью политики кнута, так и с помощью политики пряника. Есть абсолютно все рычаги: и законодательные, и власть, и милиция, и налоговая, и все, что угодно..."
  • (эксперт, Вологда).
  • "Закон должен работать, как часики. Вот когда будет обязательное исполнение закона любым владельцем любого предприятия, то уже это будет больше чем 50 процентов успеха. Если будет политическая воля и выполнение тех обещаний, которые мы слышим перед выборами..."
  • (эксперт, Иркутск).
Специалисты считают, что борьба с бедностью работающей части населения должна быть ориентирована на достижение такого положения, когда различия в доходах носят градуированный, а не деприватизационный характер. Российский социолог М. Черныш, говоря о проблеме работающих бедных, приводит слова немецкого социолога У. Бека, который подчеркивал, что исчезновение классов стало возможным там, где малоимущие имеют автомобиль "Фольксваген", а богатые – "Мерседес", рабочие проводят отпуск на горнолыжных курортах Австрии, а богатые – на Багамах (Черныш М.Ф. Культурные противоречия российской экономики // Россия реформирующаяся. Ежегодник - 2003. М.: ИС РАН, 2003. С. 175) .

Большинство представителей региональных элит считают, что проблема работающих бедных – это на самом деле проблема отсутствия реальных реформ в производственной сфере. По мнению экспертов, уже сейчас государство может предпринять ряд мер в области финансовой и промышленной политики, чтобы заработала промышленность и, соответственно, выросли заработки. Чаще всего предлагается следующее.

  • Отказаться от плоской шкалы подоходного налога.
  • "Должен быть прогрессивный налог. Год назад в Швеции я был: если получает предприятие супербольшие доходы, то хозяева до 90% отдают на налоги. Поэтому там и инвалиды, и учителя, и медики живут достойно. А у нас всех выровняли, хоть ты уборщица, хоть Ходорковский, который в день получает миллион долларов прибыли, – с него тоже 13%. Да такого ни в одной стране нет! Наши правители – и сегодняшние, и предыдущие – отстаивают интересы богатых. Они всячески доказывают, что 13% – это хорошо"
  • (эксперт, Владимир).
  • "13% для Ходорковского и любого другого человека – это дальнейший путь к олигархии. Абрамович за один год удвоил состояние – увеличил состояние на 8 миллиардов долларов. Но при этом как минимум 8 миллионов он сделал бедными"
  • (эксперт, Ульяновск).
  • Помочь подняться с колен еще работающим предприятиям с помощью кредитов и налоговых льгот для тех, кто модернизирует производство.
  • "Выбиты основные градообразующие предприятия – вот это беда. Есть по области отдельные районы, где совсем все плохо, 3-4 района, в которых текстиль рухнул: безработные или "условно работающие" перебиваются. Они считаются работающими – но работают неполный день, неполную рабочую неделю, и, конечно, это проблема архистрашная. Делаются попытки реструктуризации и перепрофилирования предприятий, но это долговременный процесс, поскольку он идет совершенно без серьезных инвестиций. Поэтому попытки перестроить профиль текстильной фабрики, перестроить в швейную, ну это очень большие должны быть инвестиции, чего, к сожалению, нет"
  • (эксперт, Владимир).
  • Разработать протекционистские меры для отечественных производителей.
  • "У нас авиакомпания «Сибирь» объявила, что закупает семь пассажирских самолетов «Боинг». А наши заводы, которые производят современные самолеты, – там люди сидят без работы. Политика государства такая, что сделали так, что выгоднее закупать иностранные самолеты, чем свои, которые абсолютно конкурентоспособные в мире"
  • (эксперт, Барнаул).
  • Создавать условия для развития высокотехнологичных производств с тем, чтобы сделать конкурентоспособной отечественную промышленность.
  • "Нужна модернизация экономики – так, чтобы она была конкурентоспособна. Продукция пользуется ограниченным спросом, и поэтому бедность объяснима"
  • (эксперт, Иркутск).
  • Ввести законом фиксированную долю оплаты труда в себестоимости продукции.
  • "Государство может сделать все – изменить правила игры прежде всего. С помощью налогового пресса оно может отжать любого олигарха, чтобы он платил своим рабочим зарплату ту, которую было бы не стыдно получать. Дело в том, что вся зарплата в России страшно занижена"
  • (эксперт, Ульяновск).
Некоторые эксперты считают, что существующая система дотаций не поощряет региональные власти развивать производство.
  • "Сегодня, например, на местном уровне сделано все возможное, чтобы производство не развивалось. Ибо субъектам Федерации – да и муниципалитетам – выгоднее жить на дотациях"
  • (эксперт, Новосибирск).
По мнению экспертов, государство, определяя правила функционирования цивилизованного рынка труда, создает перспективы развития для всего общества. Помимо прямого регулирования промышленной сферы необходима долгосрочная стратегия развития трудовых ресурсов. Она позволила бы населению строить долговременные планы относительно своей профессиональной деятельности. В этой области самые важные задачи, по мнению экспертов, следующие:
  • создание и тиражирование образовательных технологий, позволяющих работникам переучиваться в течение всей трудовой деятельности:
  • "Рынок труда у нас перенасыщен, но на этом рынке труда присутствуют и пытаются трудоустроиться специалисты, которые по ряду причин не прошли переобучение и не соответствуют новым запросам рынка"
  • (эксперт, Кемерово).
  • развитие высокотехнологичных производств – с тем, чтобы эффективнее использовался образовательный потенциал нации:
  • "У нас в Барнауле масса крупнейших заводов позакрывалось, на которых по 20 тысяч человек работало. И эти люди сейчас работают не по специальности. Люди с высшим образованием работают дворниками. Бывшие научные работники, которые работали в НИИ, которые закрылись, они работают или челноками, на рынке торгуют, или подрабатывают где-то"
  • (эксперт, Барнаул).
  • создание системы профессиональной ориентации молодежи:
  • "Вы знаете, как ни странно, но на самом деле среди работающих больше бедных. А молодежи, чтобы войти в эту нормальную жизнь, нужен устойчивый рынок труда, чтобы выйти на нормальный уровень, не уйти в криминал и выйти из этой экстремальной ситуации"
  • (эксперт, Красноярск).
  • обучение своих и привлечение иностранных менеджеров, способных руководить крупными предприятиями в современных условиях:
  • "Нужно переучивать кадры. Нужно создавать широкую сеть различного рода обучающих учреждений. Нужно привлекать тех, кто сможет организовать производство на современном уровне и предоставлять рабочие места"
  • (эксперт, Владимир).
Особая проблема – это поведение работодателей. Под разговоры о социальной ответственности бизнеса многие крупные и мелкие российские собственники продолжают хищнически использовать ресурсы страны, в том числе и трудовые. В последние годы многие российские предприятия переживают (и не единожды) процесс смены собственников. Зачастую новые собственники приходят лишь для того, чтобы перепродать завод или фабрику, причем каждый новый собственник продает то, что еще можно продать (исправное оборудование, промышленные площади), а потом избавляется от предприятия. О таких случаях пишут журналисты, эту проблему анализируют социологи и специалисты по управлению. Не обошли вниманием эту тему и наши эксперты.
  • "Бедных больше на бывших государственных предприятиях, потенциал которых разворован. Просто вывозили на металлолом предприятия. Там числятся рабочие, а оборудования нет. Они вроде на предприятии числятся, а станков у них нет, и вот они мусор перебирают. Таких предприятий тысячи"
  • (эксперт, Ульяновск).
Эксперты говорят о том, что производство, использующее устаревшее оборудование и неквалифицированный труд, не может быть эффективным. Соответственно, на таком производстве заработки по определению не могут быть высокими.
  • "У нас мало таких организаций и предприятий, где достойные условия труда, достойная заработная плата. В основном производство еще из прошлых времен – разрушающееся, со значительной долей физического труда, малопривлекательный монотонный труд"
  • (эксперт, Кемерово).
Низки заработки и там, где предложение на рынке труда превышает спрос:
  • "Уровень бедности среди работающих выше в небольших городах, где одно-два предприятия на весь город и просто невозможно его сменить. Будь то государственное или частное предприятие, руководители прекрасно понимают, что людям идти некуда. Поэтому они им платят мало, зная, что они никуда не денутся"
  • (эксперт, Вологда).
Многие эксперты упрекали работодателей в откровенном занижении цены труда. Между тем даже у самого успешного предприятия нет лишних денег, и никто не будет платить работникам пять тысяч, если они согласны работать за три. Собственники просто не поймут такого менеджера – со всеми вытекающими для него последствиями. Другое дело – когда менеджеры идут на повышение оплаты труда под давлением профсоюзов. В развитых европейских странах наемные работники добились повышения заработков только благодаря упорной борьбе профсоюзов. В нашей стране "официальные" профсоюзы, входящие в ФНПР, оказались в большинстве случаев недееспособны, а альтернативные – крайне малочисленны, и в силу этого слабы. На эту проблему как одну из причин бедности работающей части населения тоже указывают эксперты.
  • "Предприниматели зачастую просто откровенно платят копейки, потому как чувствуют свою безнаказанность, чуть чего «иди – мы тебя не держим». То есть экономическая и политическая незащищенность, и профсоюзов нет. Я совершенно не вижу солидарности. Когда надо добиваться чего-то – кто в лес, кто по дрова"
  • (эксперт, Тамбов).
Участники фокус-групп тоже сетовали на неспособность работников организоваться, чтобы отстоять свои права.
    1-й участник: Более политически активным должно быть население. Многие жалуются, я говорю: «выйди на митинг». Акция педагогов была – от школы один педагог только пошел. Ведь вас же касается – преподавать дальше или забастовку объявить. Отпускные люди не получают по полгода!
Модератор: А почему не идут?

1-й участник: Пассивные, не верят...

2-й участник: Они пойдут – их тут же уволят.

1-й участник: Сейчас не уволят.

3-й участник: Но будут притеснять" (ДФГ, Самара).

Другая форма сопротивления произволу работодателей – обращение в суд – тоже крайне непопулярна у жертв произвола.

  • "Я в процессах по трудовым конфликтам участвую. Как правило, выигрываю – тут смешно не выигрывать, даже у самого прожженного суда. Закон-то великолепный, европейский, я прямо от него балдею, только надо им умело пользоваться. Народ не хочет отстаивать свои права, интересы и свободы. Все думают, больших денег стоят суды. Ничего подобного: все пошлины мизерные, бумажку составить в трех экземплярах сейчас каждый может, а машина сама сработает, только умело подстраховывай, ходи консультироваться. У нас в Саратове около 10 бесплатных консультаций, в том числе и наша, где мы консультируем людей и даем направление, как биться. Нормально – выигрывают. Нет внутреннего стремления, нет гражданского достоинства, потому что рабский менталитет"
  • (эксперт, Саратов).
Социологи отмечают, что число коллективных и индивидуальных конфликтов с работодателями невелико из-за неразвитости рынка труда и усиления репрессивного механизма, работающего против работников – на стороне работодателей. Р. Дарендорф отмечал, что открытое выступление социальных групп (если это не спонтанные бунты) является результатом активных коммуникационных взаимодействий, возможным только тогда, когда существует организационная и информационная инфраструктура. Нужна организация, которая возьмет на себя заботу о соблюдении законных процедур, сообщит работнику о необходимости действия, укажет, где и когда это действие нужно начинать и в какой момент можно считать цель достигнутой. В отсутствие подобных организаций работникам остается небольшой выбор – либо подчиняться, либо уходить. Но последнюю стратегию могут выбрать только молодые, квалифицированные, сильные, имеющие сети дружеской или семейной поддержки (Темницкий А. Л. Рыночные стратегии трудового поведения наемных работников // Россия: трансфор-мирующееся общество. М.: ИС РАН, 2001. С. 418.) .

В последнее время, судя по опросам менеджеров, работодатели озаботились проблемой мотивации труда. Вместе с тем очевидно, что низкие заработки и отсутствие сколь-нибудь внятных перспектив карьерного роста вовсе не способствуют сверхнормативной активности. Возникает замкнутый круг, о котором тоже говорили опрошенные нами эксперты.

  • "Предприятия неэффективно функционируют – это одна причина. А вторая причина, наверное, в том, что мы еще и работаем специфически. Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят"
  • (эксперт, Ижевск).
  • "Когда человек видит, что как из штанов ни выпрыгивай, он все равно больше не заработает, у него стимула нет. Естественно, он работает, как при советской власти – где украсть, обмануть, будь то хозяин частный, будь хозяином государство. Обмануть и как-то за счет этого свою жизнь улучшить. Ну, если не получается украсть, то хотя бы я работать не буду за эту зарплату – буду сидеть и ничего не делать"
  • (эксперт, Вологда).
На основании многочисленных исследований, проведенных на российских предприятиях, можно утверждать, что отношения социального партнерства между трудом и капиталом так и не наладились. С другой стороны, статистика свидетельствует, что острых социальных конфликтов в российской экономике нет. Но низкая забастовочная активность и почти полное отсутствие других открытых форм сопротивления произволу работодателей не означают социального мира. Фрустрация, вызванная неспособностью достичь какой-либо цели, превращается в агрессию, которая может быть направлена вовсе не на источник этой фрустрации. Недовольство работника своим положением проявляется в самых разных формах протестного поведения – пассивного (отказ от участия в выборах, голодовка, самоубийство) или активного – акты вандализма и насилия, направленные против "богатых" или "инородцев".
  • "Почему у нас в Иркутской области меньше всех по России участвовало в выборах, меньше всех проголосовали за Путина? Потому что считают, что ничего не изменится. Уже веры никакой нет ни в кого. В нашу власть они не верят – потому что проворовалась, центральная власть – или не может, или не хочет ничего делать. Поэтому остался только последний шаг: когда доведут народ до белого каления, он возьмет вилы и пойдет громить"
  • (эксперт, Иркутск).
Говоря о последствиях "парадоксальной бедности", эксперты не только отмечали растущий потенциал внешней, активной агрессии, но и увязывали с бедностью и отсутствием надежд на улучшение рост числа случаев пассивной агрессии – самоубийств, наркомании, алкоголизма.
  • "Если труд не приносит радости и дохода, то пропадает стимул трудиться, поэтому бедность становится не только экономической, но и психологической категорией. И они как бы плодят у себя в семье пессимизм и тогда очень легко скатываются: наркомания среди молодежи, возврат к пьянству среди взрослого населения... Вот мы это у себя очень ощущаем"
  • (эксперт, Кемерово).
Высказывания экспертов и соображения участников фокус-групп не исчерпывают всего комплекса проблем, связанных с феноменом бедности работающего населения и его последствиями. Однако совокупное мнение опрошенных позволяет зафиксировать три уровня существования, и, соответственно, разрешения этой проблемы: общегосударственный уровень, уровень отдельного предприятия и уровень индивидуальных стратегий на рынке труда. На общегосударственном уровне проблема работающих бедных – это проблема инвестиций в высокотехнологичные производства, развития рынка труда – в разных регионах и по разным отраслям – и механизмов его регулирования. На уровне отдельного предприятия, организации проблема выглядит как отсутствие практики социального партнерства между предпринимателями и профсоюзами. Индивидуальные стратегии во многом ущербны из-за сохранения патерналистских установок и низкого ресурсного потенциала значительной части работающих.

1. Тема отношения молодежи к своей Родине необычайно злободневна для современной России. Многие усматривают в присущих нынешней генерации молодежи формах её социального поведения, изменениях ценностных ориентаций, жизненных стратегиях и планах, социальных предпочтениях яркие проявления её бездуховности и отсутствие высокого патриотического настроя на самореализацию в процессе созидания настоящего и будущего страны. Целая совокупность признаков подтверждает тот факт, что в России имеет место серьезная проблемная ситуация, связанная с молодежью, которая не только не разрешается, а, напротив, усугубляется обстоятельствами кризиса, сущность которого понимается по-разному. Это находит свое яркое выражение в идеологических просчетах и существенных огрехах той социальной молодежной политики, которая проводится в стране в ходе её реформирования.

Уместно заметить, что к выявлению подлинной сущности кризиса и причин его стагнации российские политики, ученые, интеллигенция в целом не проявляют большого интереса. Поэтому не удивляет полное игнорирование социально - исторического диагноза поставленного И.А. Ильиным о мировом масштабе начавшегося в конце XIX и начале XX веков кризиса, о его многовековой продолжительности, духовной и религиозной сущности и хозяйственном её выражении. Некоторые специалисты по поводу кризиса высказываются предельно кратко: "Что может быть убедительнее для тех, кто уверяет нас в обратном: без духовного возрождения из экономического кризиса не выйдем. Я утверждаю и практика показывает, что из духовного и культурного кризиса выйдем, выйдя из экономического. Второе является обязательной предпосылкой первого" [1 ].

Думается, что доминирование сферного подхода к пониманию переживаемого кризиса приводит к отрицанию его духовной сущности. Возможно ли понять определенную бездуховность, в частности непатриотичность, массы молодых людей без учета обстоятельств кризисного характера? Представляется, что нет. Но такого понимания, которое ведет к разрешению проблемной ситуации, касающейся молодежи, не достичь, если не рассмотреть её в теме труда.

Российские социологи отмечают, что реальное большинство представителей нынешней молодежи полагает, что добиться успеха, приличного материального жизнеобеспечения, создать прочную семью и сохранить здоровье можно только благодаря собственной трудовой деятельности. Нельзя не придать значение тому, что стремление иметь достойную работу, материальный достаток и блага цивилизации обусловливает намерение молодых покинуть Россию. Без сомнения, вероятность утраты родины для молодого человека является насущной и болезненной проблемой. Тщательная разработка темы труда, как видно, требуется для проведения серьезной молодежной политики.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на два момента, затрудняющих научные исследования по данной теме.

2. На сегодня самым распространенным является определение труда как целесообразной сознательной деятельности, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, реализуя совокупность физических и умственных способностей в процессе производства материальных и духовных ценностей. Подобный взгляд на труд привел к тому, что в качестве труда в исследованиях чаще всего фигурирует труд непосредственных производителей материальных благ. Тут трудно уловить связь между духовностью и трудовой деятельностью человека. Но труд - это, прежде всего, социальный процесс. Только благодаря труду как процессу создаются условия и средства удовлетворения телесных, душевных и духовных потребностей огромных масс людей. В одиночку это неосуществимо. Говоря о труде в данном смысле, возможно, схватить взаимосвязь и взаимозависимость труда и духовно - нравственных состояний индивида. В труде как социальном процессе обретают свою значимость и находят востребованность духовные и нравственные состояния каждого из его участников. Любые сбои, отклонения и аномалии в системе разделения труда и его общественной организации влияют на людей и определяют их духовность. Искать причины бездуховности в молодежной среде надо в общественном трудовом процессе, т.е. в процессе совместной и совокупной трудовой деятельности.

3. Что вызывает стагнацию кризиса современного российского социума? Если искать ответ на данный вопрос по Ильину, то выясняется, что бездуховность, находящая свое выражение в отношениях и взаимодействиях людей, напрямую завязана на бесхозяйственность. Бережливое отношение к человеку и есть экономически выгодное, т.е. хозяйственное отношение. Если учесть, что конечным результатом каждого акта общественного процесса производства выступает массовый индивид в его телесных, душевных и духовных состояниях, а от них зависит следующий акт, то нетрудно понять сколь важным является экономическое значение бережливого отношения к человеку в армии и в школе, в семье и в городе, в больнице и в СМИ и т.д. Когда в ходе следственных действий наносится непоправимый ущерб здоровью подростка или юноши, то можно ли эти действия назвать экономически целесообразными? Когда во время службы в армии солдата лишают трудоспособности, то не оборачивается ли это огромными экономическими потерями для его семьи, общества в целом? Бесхозяйственность и духовно-нравственные состояния человека не совместимы. Хозяйственный подход к человеку выражает суть духовно - нравственной экономики, от становления которой зависит будущее России, а, значит, и духовно-нравственное состояние её молодежи, так как в центре такой экономики находится конкретный индивид как единицы жизни человеческого рода.

Сноска:
1 - Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для ВУЗов. М.: Омега - Л, 2005, с.34

В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.

Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этакратической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формулирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть хозяйственно-экономической элиты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Можно по-разному оценивать сущность, состав и структуру этого слоя, но нельзя не видеть, что переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии.

В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т.д.).

В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения. Так, если незадолго до распада советского государства децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоев населения) равнялся пяти, то в 1997 г. он повысился до двенадцати, а в настоящее время - до двадцати пяти.

В-пятых, несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и предприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.). Средний класс определяет стабильность социальной системы и одновременно обеспечивает ее динамичное развитие. Он заинтересован в осуществлении экономических реформ и выступает субъектом технологической модернизации и политической демократизации общества.

Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предлагаются самые различные теоретические схемы, объясняющие расслоение современного российского общества. Наибольшее признание получила стратификационная модель, разработанная академиком Т. И. Заславской на базе данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, проводимых Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в середине 1990-х гг.

В стратификационной структуре современного российского общества Т. И. Заславская выделила четыре слоя: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Это политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и банков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. Верхний слой почти на 90% представлен мужчинами молодого и среднего возраста. Это самый образованный слой: две трети его представителей имеют высшее образование. Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в 6-7 раз - доходы базового слоя.

Таким образом, верхний слой обладает самым мощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Средний слой (18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего звена государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60% из них заняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем в среднем но стране, однако несколько ниже но сравнению с верхним слоем. По уровню доходов средний слой существенно уступает верхнему слою и, соответственно, заметно хуже его социальное самочувствие. Несмотря на то что большинство представителей среднего слоя не обладают ни достаточным капиталом, ни отвечающим в полной мере современным требованиям уровнем профессионализма, ни высоким социальным престижем, социологи рассматривают этот слой российского общества в качестве зародыша среднего класса в его западном понимании.

Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономики. К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, основная масса военнослужащих, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшее образование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в последние годы постоянно снижается: 44% его представителей живут за чертой бедности. Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различны, их модель поведения в переходный период достаточно сходна: это приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Нижний слой (10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалификационным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.). Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% - в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/3 живут за чертой бедности, из них четверть - за гранью нищеты. Большинство представителей этого слоя выступают против реформ, а 1/3 считает, что стране нужна диктатура.

Наряду с этими основными слоями Т. И. Заславская отмечает также наличие "социального дна", которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д. Однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их десоциализацией, изолированностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминальные структуры.

Несколько иную модель стратификационной системы современного российского общества предлагает известный социолог М. Н. Римашевская, которая выделяет следующие социально-классовые группы:

  • - "общероссийские элитные группы", обладающие крупной собственностью и средствами властного влияния на федеральном уровне;
  • - "региональные и корпоративные элиты", обладающие значительной собственностью и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;
  • - "верхний средний класс", имеющий собственность и доходы, обеспечивающие западные стандарты повеления и притязания на повышение социального статуса;
  • - "динамичный средний класс", проявляющий социальную активность и имеющий доходы, обеспечивающие среднероссийские и более высокие стандарты потребления;
  • - "аутсайдеры", характеризующиеся низкой социальной активностью, невысоким уровнем доходов и ориентацией на легальные способы их получения;

"маргиналы", отличающиеся низкой степенью социальной адаптации, незначительными доходами и неустойчивостью социально-экономического положения;

- "криминальные элементы", проявляющие высокую социальную активность, но противоречащую моральным и правовым нормам общества.

Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают многообразия точек зрения по данной проблематике. Интересные результаты получены в ходе исследований, проведенных по вопросам социальной дифференциации в разных регионах страны. Дискуссия продолжается и по проблемам формирования среднего класса в России. И это вполне понятно, ибо стратификационный профиль нашего общества подвижен, меняется в зависимости от множества факторов - подъема или спада производства, структурной перестройки экономики, технологического обновления, появления новых престижных профессий и т.д. Потребность в социологическом объяснении этих бурно развивающихся процессов будет и в дальнейшем стимулировать изучение различных аспектов стратификации российского общества.

Социологи отмечают важное различие между целями действий - когда мы преднамеренно что-то делаем - и непреднамеренными последствиями, к которым действия приводят. Следуя этим путем, можно многое узнать о развитии обществ. Например, школы существуют для того, чтобы дать детям возможность приобретать новые знания. Тем не менее, существование школ вызывает последствия, которые не так просто распознать или предусмотреть. До определенного возраста школа не допускает детей на рынок труда. Школьная система также усиливает неравенство, предопределяя будущие рабочие места учащихся в соответствии с их академической успеваемостью.
Большинство крупных перемен в истории было, вероятно, непреднамеренными. До революции 1917 года различные политические группы в России пытались свергнуть существовавший режим. Однако ни одна из них, включая партию большевиков, в конце концов пришедшую к власти, не смогла предвидеть реально произошедший революционный процесс. Ряд незначительных напряжений и столкновений породил процесс социальных трансформаций, оказавшийся гораздо более радикальным, чем кто-либо мог ожидать.
Иногда действия, предпринимаемые с определенной целью, вызывают последствия, фактически препятствующие достижению этой цели. Так, несколько лет назад в Нью-Йорке были приняты законы, предписывающие владельцам домов, находящихся в аварийном состоянии и расположенных в районах проживания населения с низкими доходами, довести эти дома до некоторого минимального стандарта. Цель принятия закона - улучшить базовый уровень жилищ малообеспеченных членов общества. Результат получился обратным. Владельцы изношенных зданий либо отказались от них совсем, либо приспособили их для других целей; таким образом, число домов, пригодных для проживания, значительно сократилось. Подобные примеры можно обнаружить, обратившись к проблеме тюрем и сумасшедших домов. В течение нескольких последних лет в Британии и некоторых других западных странах процесс изоляции людей от общества был частично изменен. Часть обитателей тюрем и психиатрических лечебниц была отпущена для проживания во внешнем мире - таким образом была проявлена забота общества о психических больных. Результат, однако, оказался противоположным тому, которого ожидали либеральные реформаторы, поддержавшие нововведение. Множество бывших пациентов психиатрических лечебниц оказалось в совершеннейшей бедности, они не смогли приспособиться к новому окружению. Последствия такого решения стали для многих ужасными.
Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий.
(33стр) Задача социологии - исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества “поддерживают свою жизнь” во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены. Общество - это не механическое устройство, вроде часов или двигателя, которые “поддерживают свою работу”, поскольку в них встроен источник энергии. Социальное воспроизводство - следствие непрерывности действий, которые люди совершают изо дня в день и из года в год, а также непрерывности различных социальных практик, которым люди следуют. Изменения происходят отчасти в соответствии с намерениями людей, совершающих их, а отчасти, как показывает пример революции 1917 года, в результате последствий, которых никто не желал и не предвидел.

Что может социология сказать о наших действиях?

Как индивиды, все мы достаточно много знаем о себе и об обществе, в котором живем. Мы привыкли думать, что хорошо понимаем, почему действуем так, а не иначе, и не нуждаемся в подсказках социологов! И в некоторой степени это верно. Многие поступки, совершаемые нами в повседневной жизни, вызваны нашим собственным пониманием имеющихся социальных соглашений. И все же существуют определенные границы подобного самопознания, и одна из главных задач социологии - показать, что они есть.
На основе обсуждения, которое последует в дальнейшем, мы сможем сравнительно легко осветить природу этих ограничений. Как мы уже говорили, люди делают много основывающихся на здравом смысле суждений, касающихся их самих и других людей, и оказывающихся неверными, неполными или являющимися следствием плохой осведомленности. Социологическое исследование помогает нам определить границы наших социальных суждений и вместе с тем корректирует наши знания о себе и социальном окружении. Другой существенный вклад социологии заключается в утверждении, что, хотя все мы понимаем большую часть того, что и почему делаем, часто мы имеем довольно слабое представление о последствиях наших действий. Непреднамеренные и непредвиденные последствия действий влияют на все аспекты и контексты общественной жизни. Социологический анализ исследует тонкую и трудноуловимую связь между преднамеренными и непреднамеренными явлениями социального мира.

Социальная структура и человеческие действия

Важная концепция, которая помогает нашему пониманию связей в обществе - концепция социальной структуры. Социальное окружение, в котором мы существуем, состоит не просто из какого-то беспорядочного набора событий и действий. В поведении людей, во взаимоотношениях, в которые они вступают, наблюдаются некие глубинные регулярности. С этими регулярностями и связана идея социальной структуры. В некоторой степени структурные характеристики общества удобно описать по аналогии с устройством здания. У здания есть стены, пол и крыша, которые придают ему определенную форму. Но приведенную метафору не стоит воспринимать слишком буквально, она может увести от существа дела. Социальные структуры задаются человеческими действиями и отношениями; устойчивость структур, их законченность обуславливаются их повторяемостью во времени и пространстве. Таким образом, в рамках социологического подхода идеи социального (34стр) воспроизводства и социальной структуры чрезвычайно тесно связаны. Поэтому мы можем понимать человеческие общества подобно зданиям, которые в каждый момент времени воссоздаются с использованием тех самых кирпичей, из которых они состояли. Все наши действия подвержены влиянию структурных характеристик обществ, в которых мы выросли и живем, и в то же время своими действиями мы сами создаем (а также до некоторой степени изменяем) эти структурные характеристики.

Развитие социологического мировоззрения

Обучение социологическому мышлению означает развитие силы воображения. Изучение социологии не может происходить как рутинный процесс получения знаний. Социолог - это человек, который способен освободиться от непосредственных личностных обстоятельств. Работа социолога, по знаменитому выражению Чарлза Райта Миллса, зависит от “социологического воображения”6). Большая часть учебников социологии привлекает внимание к данному термину. Но, в отличие от самого Миллса, они используют его обычно совершенно без всякого воображения.
Социологическое воображение прежде всего предполагает способность “отстраниться” от привычной рутины нашей повседневной жизни, чтобы взглянуть на нее по-новому. Рассмотрим простейший акт - выпивание чашки кофе. Что можно сказать с социологической точки зрения о таком, по-видимому, незначительном фрагменте нашего поведения? Ответ - чрезвычайно много.
В первую очередь можно указать, что кофе - это не только напиток, который помогает поддерживать необходимый запас жидкости. Он имеет символическое значение как один из ежедневных социальных ритуалов. Причем ритуал, связанный с питьем кофе, имеет более важное значение, чем собственно акт потребления напитка. Например, два человека, собирающихся “выпить чашечку кофе”, скорее всего более увлечены встречей и возможностью поболтать, чем напитком. Еда и питье во всех обществах - это возможность социального взаимодействия и исполнения ритуалов, и поэтому они представляют богатую тему для социологического исследования.
Во-вторых, кофе - это наркотик, содержащий кофеин, который оказывает стимулирующее воздействие на мозг. Любители кофе не воспринимаются большинством представителей западной культуры как “наркоманы”. Почему это так - интересный социологический вопрос. Как и алкоголь, кофе - “общественно приемлемый” наркотик, а марихуана, например, нет. Однако существуют культуры, которые терпимо относятся к потреблению марихуаны, но отвергают кофе и алкоголь. (Для дальнейшего обсуждения этих вопросов см. главу 5, “Конформность и девиантное поведение”.)
В-третьих, за чашечкой кофе стоит целая сеть сложных социальных и экономических отношений, охватывающих весь мир. Для производства, доставки и продажи кофе необходимы непрерывные экономические операции, охватывающие множество людей, удаленных от пьющих кофе на тысячи миль. Изучение подобных глобальных взаимодействий является важной задачей социологии, поскольку многие аспекты нашей жизни зависят сегодня от мирового торгового обмена и связей.
Наконец, за актом наслаждения чашечкой кофе стоит процесс совершившегося социального и экономического развития. Кофе, как и множество других, ныне привычных для Запада, продуктов, таких, как чай, бананы, картофель и сахар, стал широко употребляться только начиная с XIX века. Хотя кофе пришел с Ближнего (35стр) Востока, начало его массового потребления - период западной колониальной экспансии, около полутора столетий назад. Фактически весь кофе, потребляемый сегодня в западных странах, доставляется из Южной Америки и Африки, которые были ранее колониями европейцев.
Развитие социологического воображения означает использование материалов не только социологии, но также антропологии (изучение традиционных обществ) и истории. Антропологическое направление чрезвычайно важно для развития социологического воображения, потому что позволяет нам увидеть калейдоскоп различных форм социальной жизни. Сравнивая их с нашей собственной жизнью, мы больше узнаем об уникальных особенностях нашего поведения. Историческое направление социологического воображения столь же фундаментально: мы сможем постичь особую природу нашего современного мира только в том случае, если сравним его с прошлым. Прошлое - это зеркало, вглядываясь в которое, социолог может понять настоящее. В каждом из этих случаев подразумевается “отстраненность” от наших собственных обычаев и привычек - для более глубокого их понимания.
И все-таки основное ударение Миллс делал на другом аспекте социологического воображения - наших возможностях в будущем. Социология не только помогает нам анализировать существующие типы социальной жизни, но также позволяет увидеть “возможное будущее”, открытое для нас. Свободное стремление социологической мысли дает возможность проникнуть в суть не только того, что происходит, но и что может произойти, если мы станем действовать каким-либо образом. Наши попытки воздействовать на будущее окажутся тщетными, если они не будут базироваться на развитом социологическом понимании существующих тенденций.

Является ли социология наукой?

Социология занимает первое место в группе дисциплин (включающих антропологию, экономику и политологию), которые обычно называют общественными науками. Но можем ли мы в действительности изучать общественную жизнь людей “научным” образом? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть основные характеристики науки как формы интеллектуальной деятельности. Что же такое наука?
Наука - это использование систематических методов исследования, теоретического мышления и логической оценки аргументов с целью развития знаний об определенном предмете. Научная работа состоит из смеси очень смелого мышления и тщательного подбора данных для доказательства или опровержения гипотез и теорий. Информация и озарения, полученные в результате научных поисков и дискуссий, всегда до некоторой степени предварительные и открыты для пересмотра, а в некоторых случаях даже для полного отказа от них.
Когда мы спрашиваем, “является ли социология наукой”, то имеем в виду два момента: “может ли эта дисциплина быть построена согласно процедурам естественных наук” и “может ли социология достичь такого же уровня точного и хорошо обоснованного знания, которое разработали естественные науки в отношении физического мира”. Эти моменты всегда были в некоторой степени спорны, но в течение долгого времени большинство социологов отвечало на них утвердительно. Они считали, что социология может и должна быть уподоблена естественным наукам как по своим процедурам, так и по характеру получаемых данных (точка зрения, иногда называемая позитивизмом).
Сейчас такой взгляд выглядит наивно. Подобно другим общественным “наукам”, социология является научной дисциплиной в том смысле, что она располагает (36стр) систематическими методами сбора и анализа данных, методами оценки теорий в свете доказательств и логических аргументов. Тем не менее, изучение человеческих существ отличается от изучения событий физического мира, и поэтому ни логическое обрамление, ни выводы социологии не могут быть верно поняты в простых сравнениях с естествознанием. При изучении общественной жизни социолог сталкивается с действиями, значимыми для людей, их совершающих. В отличие от объектов природы, люди обладают самопознанием, они видят смысл и цель в том, что они делают. Точно описать общественную жизнь невозможно, если мы прежде всего не уловим смысл, который люди вкладывают в свою деятельность. Например, чтобы описать смерть как “самоубийство”, необходимо располагать знанием о том, какие намерения были у человека в момент смерти. “Самоубийство” имеет место только в том случае, если индивид сам активно добивается саморазрушения. Человек, нечаянно шагнувший под автомобиль и погибший, не может считаться самоубийцей; смерть не была его целью.
Тот факт, что мы не можем изучать человеческие существа абсолютно тем же путем, что и объекты природы, с одной стороны дает социологии преимущества, а с другой - создает трудности, которые отсутствуют у естествоиспытателей. Преимущество заключается в том, что социологи могут задавать вопросы тем, кого они изучают, - другим человеческим существам. С другой стороны, люди, которые знают, что их действия тщательно изучаются, часто начинают вести себя не так, как обычно. Например, когда индивид заполняет опросник, он может сознательно или несознательно дать о себе представление, отличающееся от реального. Он может даже пытаться “помочь” исследователю, давая ответы, которые, как ему кажется, от него ждут.

Объективность

В своих исследованиях и теоретических поисках социологи стараются быть беспристрастными, пытаясь изучать мир без предубеждения. Хороший социолог пользуется любой возможностью отбросить предрассудки, которые могут помешать непредвзятой оценке идей или фактов. Но никто не может быть совершенно беспристрастным во всех отношениях, а развить беспристрастность взгляда на спорные предметы весьма сложно. Однако объективность не зависит исключительно, и даже прежде всего, от мировоззрения определенного исследователя. Она основана на методах наблюдения и аргументации. Важное значение имеет здесь публичный характер данной дисциплины. Поскольку выводы и отчеты исследователей доступны для ознакомления, будучи опубликованными в виде статей, монографий и книг, те или иные заключения могут быть проверены. Утверждения, сделанные на основе результатов исследования, могут быть критически оценены, а личные склонности исследователя игнорируются остальными.
Таким образом, объективность в социологии достигается посредством взаимной критики членов социологического сообщества. Многие темы, изучаемые в социологии, весьма противоречивы, поскольку они прямо затрагивают споры и конфликты, возникающие в самом обществе. Но путем публичных обсуждений, при тщательной проверке свидетельств и логической структуры аргументов такие проблемы могут изучаться эффективно и плодотворно7).

Практическое значение социологии
Понимание социальных ситуаций

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ - обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путем приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путем теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живет гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остается распространенным явлением, тем больше вероятность, что против нее будут предприняты эффективные действия.

Восприимчивость к культурным различиям

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике - это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещенным политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех. Так, белый работник социальной сферы, работающий в западноиндийском секторе британского города, не заслужит доверия его обитателей, если не разовьет восприимчивость к тем культурным различиям, которые в Британии часто разделяют белых и черных.

Оценка результатов политических действий

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили ее создатели, либо повлечь за собою серию непредвиденных последствий нежелательного характера. Например, в послевоенные годы во многих странах в центральных районах городов были построены большие коммунальные дома. Предполагалось повысить стандарты проживания для живущих в трущобах групп низкого достатка; здесь же планировалось разместить различные торговые и бытовые службы. Однако исследования показали, что многие из тех, кто переехал из своих предыдущих жилищ в большие дома, чувствуют себя изолированными и несчастными. Высотные дома и торговые районы быстро пришли в упадок и стали питательной почвой для группового хулиганства и других серьезных преступлений.

Углубление самопознания

В-четвертых, - и, пожалуй, это самое главное, - социология может дать общественным группам более просвещенное представление о себе, увеличить их (38стр) самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений. От тех, кто наделен властью, не всегда можно ждать заботы об интересах непривилегированных слоев. Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы. Группы взаимопомощи (подобные “анонимным алкоголикам”) и общественные движения (например, женские движения) являются примерами общественных ассоциаций, прямо добивающихся практических реформ (см. главу 9, “Группы и организации”).

Роль социолога в обществе

Должны ли социологи сами активно отстаивать и пропагандировать программы практических преобразований и социальных изменений? Некоторые считают, что социология может сохранять объективность, только если социологи будут хранить нейтралитет в моральных и политических вопросах, но нет никаких оснований думать, что ученые, сторонящиеся общественных дискуссий, обязательно более объективны в оценке социологических проблем. Существует очевидная связь между изучением социологии и пробуждением социального самосознания. Ни один умудренный опытом социологии человек не останется безучастным в отношении неравенства, существующего сегодня в мире, отсутствия социальной справедливости во многих ситуациях или бесправия миллионов людей. Было бы странно, если бы социологи не принимали участия в практической деятельности, и было бы нелогично и непрактично пытаться запретить им использовать их социологический опыт.
Заключительные комментарии
В этой главе мы рассматривали социологию как дисциплину, для которой характерно отбрасывание личного субъективного видения мира, с тем чтобы более тщательно изучать влияния, определяющие нашу жизнь и жизнь других людей. Социология как особое интеллектуальное занятие возникла в ранний период развития современных индустриальных обществ, и изучение таких обществ сохраняет принципиальную важность. Но социологи также имеют дело с широким кругом проблем, связанных с природой социального взаимодействия и человеческих обществ в целом. В следующей главе мы обратимся к разнообразию человеческой культуры и увидим разительный контраст в обычаях и привычках различных народов. Для этого нам понадобится отправиться в кругосветную культурную экспедицию. На интеллектуальном уровне мы повторим походы, которые совершили Христофор Колумб, капитан Кук и другие искатели приключений, отправившись в свои рискованные путешествия вокруг земного шара. Однако, как социологи, мы не можем смотреть на них только с точки зрения путешественников - как на вояжи “первооткрывателей”, поскольку эти экспедиции повлекли за собой процесс западной экспансии, оказавшей драматическое влияние на другие культуры и на последующее мировое социальное развитие.
(39стр)
_____________________________________________________________________________________ __
Краткое содержание

Социологию можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам. Социология возникла на основе попыток понять широкие изменения, произошедшие в человеческих обществах за последние два-три века. Среди важнейших черт современного социального мира отмечаются такие, как индустриализация, урбанизм и новые типы политических систем. Произошедшие изменения оказались не просто крупномасштабными. Большие сдвиги произошли также в наиболее интимных и личных характеристиках жизни людей. Примером этого может послужить возрастание роли романтической любви как основы брака. Социологи исследуют общественную жизнь, ставя определенные вопросы и пытаясь в ходе систематических исследований найти ответы на них. Эти вопросы могут быть фактологическими, сравнительными, вопросами развития или теоретическими. В социологическом исследовании важно различать преднамеренные и непреднамеренные результаты человеческих действий. Занятие социологией подразумевает способность мыслить с воображением и отстраняться от заранее сложившихся представлений о социальных отношениях. Социология тесно связана с другими общественными науками. Все общественные науки занимаются человеческим поведением, но концентрируют свое внимание на разных его аспектах. Особенно важными являются связи между социологией, антропологией и историей. Социология является наукой в том смысле, что она использует систематические методы исследований и строит теории, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию. Но она не может быть непосредственно уподоблена естественным наукам, потому что изучение человеческого поведения фундаментальным образом отличается от изучения мира природы. Социологи стремятся быть объективными в своем изучении социального мира, стараясь подходить к исследованию непредвзято. Объективность зависит не от склонностей конкретного исследователя, но от публичной оценки исследования и теории, и это составляет существенную черту социологии как научной дисциплины. Социология - это дисциплина, имеющая важные практические применения. Ее вклад в социальную критику и в практические социальные реформы идет по нескольким направлениям. Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и непреднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни.

(40стр)
Основные понятия


социология наука
социальная структура объективность

Важнейшие термины


представления, основанные социальное воспроизводство
на здравом смысле
фактологические вопросы социальная трансформация
сравнительные вопросы социологическое воображение
вопросы развития антропология
эмпирическое исследование позитивизм
теоретические вопросы значимые действия
непреднамеренные последствия самопознание
(41стр)

6) Mills С. Wright. The Sociological Imagination. Hannondsworth, 1970.

7) Habermas Jurgen. Communication and the Evolution of Society. Cambridge, 1979.

В этой части книги мы начинаем исследование многообразного мира социологии. Мы рассмотрим взаимосвязи между индивидуальным развитием и культурой, проанализируем основные типы обществ, в которых люди живут сегодня и жили в прошлом. Наша личность и мировоззрение испытывают сильнейшее воздействие со стороны культуры и общества, в рамках которых мы существуем. В то же время своими повседневными действиями мы активно воссоздаем и изменяем культурные и социальные контексты, в которых происходит наша деятельность.
В первой главе этой части (глава 2; мы исследуем единство и многообразие человеческой культуры. Мы рассмотрим, в каких отношениях люди схожи с животными и в чем отличаются от них, проанализируем ряд отличий, существующих в разных человеческих культурах. Степень культурных различий следует рассматривать как результат изменений, фактически преобразивших или уничтоживших многое культуры, существовавшие до сих пор. Реконструируется общая картина этих перемен, и основные типы доминирующих в мире обществ даются в контрасте с предшествующими им.
В следующей главе (глава 3) обсуждается социализация. Особо рассматривается процесс, в ходе которого младенец развивается в социальное существо. Приспособление к жизни в обществе в известной мере продолжается в течение всей жизни индивида, поэтому изучение социализации включает также анализ смены поколений - изменений в отношениях между юными, взрослыми и пожилыми.
В главе 4 мы исследуем, как люди взаимодействуют друг с другом в повседневной жизни, для чего рассмотрим тонкие и в то же время чрезвычайно важные механизмы, посредством которых индивиды интерпретируют действия и высказывания друг друга. Изучение социального взаимодействия может многое рассказать нам о более широких социальных окружениях, в которых мы живем.
Глава 5 подводит нас к рассмотрению более общих социальных процессов, и начинается она с изучения девиантного поведения и преступлений. Анализируя исключения - людей, чье поведение отклоняется от общепринятых норм, - мы можем лучше понять характер поведения большинства.
В последней главе этой части (глава 6) обсуждаются проблемы гендера и анализируется влияние изменившихся социальных условий на положение мужчин и женщин в современных обществах. Эта глава включает также исследование природы сексуальности, обращая особое внимание на факторы, определяющие типы сексуального поведения.
(42стр)

Глава 2. Культура и общество

Встреча культур

Около полувека назад жители некоторых островов западной части Тихого океана начали строить сложные и большие деревянные модели самолетов. На их изготовление тратились часы кропотливого труда, хотя никто из островитян никогда не видел аэроплана вблизи. Модели не должны были летать, они являлись центром религиозного культа, изобретенного местными пророками. Религиозные лидеры объявляли, что, если исполнить определенные обряды, с небес прибудет “груз”. Груз представлял собой товары, которые люди, приехавшие с Запада, привезли на острова для себя. После белые исчезнут, и предки аборигенов вернутся к ним. Островитяне верили, что, если неукоснительно соблюдать обряды, наступит новая эра, когда они смогут наслаждаться материальными благами белых захватчиков, сохраняя неизменным прежний уклад жизни1).
Почему возникли “грузовые культы”? Они произошли в результате столкновения между традиционными представлениями и обычаями островитян и образом жизни, принесенным с Запада. Богатство и мощь белых были отчетливо видны, и островитяне решили, что источниками благ, которыми наслаждались пришельцы, были те самые непостижимые летающие объекты. С точки зрения островитян было вполне логичным попытаться обрести власть над самолетами при помощи особых ритуальных действий. Одновременно они стремились сохранить собственные обычаи и защитить их от вмешательства пришельцев.
Знания островитян о западном образе жизни и западной технологии были слабыми; они истолковывали действия европейцев в рамках терминов собственных верований и представлений о мире. В этом отношении их реакции были сходны с теми, которые можно обнаружить практически во всей ранней и средневековой истории. Даже люди крупнейших цивилизаций прошлого имели весьма смутное представление о жизни других народов. В XVI-XVII веках, когда западные купцы и искатели приключений отправлялись в отдаленные уголки земного шара, они воспринимали всех тех, с кем вступали в контакт, как “варваров” или “дикарей”.