Смартфоны. Описание, функции, характеристики и выбор смартфона. Как устроен мобильный телефон

Сейчас словом «смартфон» никого не удивишь. Если даже Вы им не обладаете, то хоть раз, но слышали его и примерно знаете что оно означает!
Но вот в том-то и соль, что примерно. Точно сказать что означает слово смартфон, как оно появилось и чем этот гаджет отличается от телефона, коммуникатора или КПК точно знают не все. Давайте вместе попробуем во всём этом разобраться.

Значение термина Смартфон

Русский язык в наше время переполнен иностранными словами. И данный термин не исключение.
Слово Смартфон происходит от английского Smartphone, который ю, в свою очередь, объединяет два слова:
Smart — означает «умный»
Phone — означает «телефон».

Таким образом, можно сделать вывод, что Смартфон — это телефон, имеющий «умные» функции мобильного компьютера: как вычислительные (процессор, оперативная память, ПЗУ), так и коммуникационные (WiFi, 4g/LTE, Bluetooth, GPS, ГЛОНАСС).

А что тогда называется Коммуникатор?!

Не стоит забывать и про слово-синоним — Коммуникатор. Дело в том, что по своему смыслу оба термина представляют собой фактически одно и тоже. Путаница здесь появилась благодаря опять же производителям. И вот почему! В то время не было планшетов, а в место них на рынке были КПК — карманный персональный компьютер. По своей сути это был небольшой планшет на операционной системе Windows Mobile. Несмотря на то, что у него был сенсорный экран, управлять гаджетом как сейчас,с помощью пальца, было невозможно. Для этих целей служил специальный стилус, похожий на шариковую ручку (Он, кстати, до недавнего времени ещё встречался на Samsung Galaxy Note).
И от того,чем производитель считал своё детище, зависело как он его назовёт. Если разработчики считали, что это телефон с функциями КПК — это был «Смартфон». Если же они позиционировали его как КПК с функциями телефона — тогда это «Коммуникатор».
Конечно сейчас, когда само понятие «Карманный Персональный Компьютер» просто-напросто исчезло, как и сами устройства, представляющие этот класс, то и смысловая разница между двумя названиями одного и того же аппарата исчезла.

Был и ещё один вариант классификации был по операционной системе, установленной на аппарат. Так сложилось, что если установлена операционная система Microsoft Windows Mobile или PalmOS — то это коммуникатор, а вот если гаджетом управляет Symbian OS , то это уже смартфон. Конечно сейчас, спустя некоторое время, такое разделение кажется странным и нелепым, но тогда, в начале 2000-х, всё так и было. Самое забавное, что появление ОС Android и iOS практически свели на нет предшественников. Палм ОС и Симбиан практически канули в лету, а Windows Mobile трансформировался в Windows Phone.

Мобильные операционные системы

На текущий момент можно назвать 10 основных мобильных ОС, которые были наиболее популярны за последние 15 лет:

Android - iOS - Windows Phone (Mobile, CE) - BlackBerry - Symbian - Samsung Bada - FireFox OS - Palm OS - Web OS - Linux Ubuntu

К сожалению, немалая часть из них уже в прошлом и дальнейшее развитие уже вряд ли получит. На текущий момент ТОП3 выглядит следующим образом:

История появления Смартфонов

В начале 2000 года на рынке появился новый мобильный телефон Ericsson R380. Это был первый аппарат, который производитель официально назвал «смартфоном» и с которого началось развитие целого класса мобильной аппаратуры.

Ericsson R380 работал на мобильной операционной системе Symbian OS и имел монохромный сенсорный экран.
Практически следом за ним на рынке появился конкурент — Nokia 9210.

Компания Нокия к этому времени уже имела целую линейку коммуникаторов, но вот популярностью ни один из них не пользовался. Они были громоздкие, неудобные и малофункциональные. Поэтому модель 9210 была принципиально другой и, соответственно, называть её стали иначе — Смартфон . То есть Nokia позиционировала его именно как продвинутый телефон. Затем началось шквальное развитие в процессе которого в гонку включались всё новые и новые игроки — HTC, Sony, Motorola, Siemens. Были испробованы абсолютно разные технологии и форм-факторы (слайдеры, раскладушки). Телефоны оснащались полноценной QWERTY-клавиатурой.

Так продолжалось до 2007 года, пока на сцене не появился новый законодатель моды — смартфон iPhone на операционной системе iOS от компании Apple.

Этот бесклавиатурный моноблок задал направление развития на следующие десятилетия. А чуть позже увидел свет и его главный конкурент — операционная система Android и сначала десятки, а затем и сотни моделей смартфонов на этой ОС.

В чём отличие смартфона от мобильного телефона

1. Программная начинка. У телефона — просто зашита микропрограмма с определённым набором функций. У коммуникатора используется уже полноценная операционная система (ИОС, Андроид или Виндовс), которая позволяет не только использовать имеющиеся возможности, но и расширить из за счёт установки дополнительных программ.

2. Аппаратные возможности. Вряд ли кто-нибудь в курсе какой чип и сколько оперативной памяти используется на обычном кнопочном телефоне. А вот на современных смартфонах уже используются многоядерные процессоры и несколько гигабайт ОЗУ. По произвотильности такие устройства заткнут за пояс компьютеры старше 5-6 лет.

3. Коммуникационные возможности: наличие модулей WiFi, 4G/LTE, GPS, ГЛОНАСС.

4. Дополнительные возможности: Шагомер, гироскоп, IR-порт, USB.

5. Возможность работы с различными типами файлов: аудио, видео, документы, таблицы, презентации.

6. Синхронизация данных с облачными сервисами Google, Apple, Microsoft и т.п.

7. Размер экрана. Телефону не нужен дисплей с большой диагональю. А с большим разрешением он попросту не сможет работать из-за скромных аппаратных возможностей. У смартфонов и планшетов средний размер экрана 5 дюймов.

Сейчас уже трудно найти человека который бы не слышал термин «смартфон», хотя еще 10 лет назад об их создании даже и не задумывались. Итак, что же такое смартфон? Смартфон (Smartphone) – это высокопроизводительное устройство, созданное на основе , поддерживающее множество различных функций и интерфейсов, обеспечивающих его связь с другими устройствами и различными телекоммуникационными сетями. Сам термин Smartphone происходит от объединения двух английских слов «Smart» – умный и «Phone» - телефон. Сочетание этих слов достаточно точно отражает отличие Смартфона от обычного сотового телефона. Рассмотрим предпосылки, которые привели к их появлению.

Предпосылки появления смартфонов

Современный мир заставляет активного и делового человека заботится о множестве вещей: нужно не забыть посетить встречу, проверить электронную почту, записать адрес, совершить множество звонков, а в свободное время хотелось бы послушать музыку, поиграть в игры, сделать фотографии и обменятся ими с друзьями. Это лишь часть из ежедневных функций и во всем этом нам помогают различные предметы и цифровые устройства: мобильный телефон, записная книжка, аудио-плеер, ФМ - приемник, фотоаппарат, игровая приставка и мн.др. Однако унести весь этот багаж не под силу даже очень сильному человеку. Современный уровень развития электроники позволяет объединить сразу несколько устройств в едином корпусе. Мало того, можно дать возможность пользователю самостоятельно менять набор функций такого многофункционального устройства, устанавливая или удаляя приложения как на ПК. Эта концепция и положена в основу любого смартфона, который представляет собой миниатюрный компьютер с возможностью (обычно несколькими) подключения к телекоммуникационным сетям, хотя внешне он напоминает сотовый телефон и обладает всем функционалом, присущим ему.

Возможности смартфонов и перечень выполняемых ими задач сильно зависит от производителя и модели. Однако в общем можно выделить некоторый набор функций, которые присущи практически всем смартфонам:

2. Пользоваться услугами записной книжки, календаря с возможностью уведомления о событиях.

3. Взаимодействие с ПК и ноутбуками

4. Синхронизация данных с интернет-браузерами, офисными программами и другими приложениями на ПК что облегчает возможность планирования своего дня.

5. Работа с электронной почтой

6. Использование служб мгновенного обмена сообщениями

7. Установка дополнительных приложений и игр, которые позволяют расширить функциональность устройства.

8. Проигрывание аудио и видео

Структура смартфонов

Рассмотрим структуру смартфонов, т.е. их составляющие, которые позволяют обеспечить широкие функциональные возможности.

Аппаратное обеспечение . Наиболее значимым элементом смартфонов является процессор, тактовая частота которых в настоящее время в некоторых моделях достигает 1ГГц. Еще 10 лет назад подобные процессоры были обычными явлением для ПК, а их применение в мобильных устройствах было исключено из-за высокого потребления энергии. Современные процессоры обладают на порядки более низким энергопотреблением и, соответственно, тепловым выделением. Высокопроизводительные процессоры позволяют использовать сложное ПО реального времени с красочными визуальными эффектами.

В состав аппаратного обеспечения смартфонов обычно входит яркий дисплей с поддержкой сотен тысяч цветов. Это позволяет воспроизводить качественные видеоролики и даже просматривать полнометражные фильмы, а также запускать игры по сложности соизмеримые с теми, которые запускают на игровых приставках. Многие современные смартфоны оснащаются сенсорными дисплеями, которые значительно расширяют их мультимедийные возможности. По некоторым оценкам в 2011 году уже каждый третий телефон будет обладать сенсорным экраном.

Неотъемлемым атрибутом любого смартфона является емкая небольшая батарея, т.к. она определяет возможность автономной работы «умного» устройства, что является очень важной характеристикой. Современные батареи обычно Li-Ion (литий-ионные) с емкостью от 0,7 до 1,5 Ач. Причем для увеличения времени автономной работы развитие ведется не только в сторону увеличения емкости, но и снижения энергопотребления компонентами телефона.

Кроме этого, большинство смартфонов оснащается камерами, позволяющими не только фотографировать, но и снимать видеоролики. Специальные мультимедийные смартфоны могут обладать камерой с матрицей 12 Mpx и более, а также записывать видеоролики с разрешением 1024х768.

Смартфон также может быть оснащен различными датчиками, например, освещенности (для изменения яркости дисплея), акселерометром (для изменения ориентации дисплея) и т.п. Часть смартфонов оснащается приемником для работы различных приложений и сервисов, учитывающих местоположение абонента. Обычно смартфоны оборудуются набором различных модулей для связи с другими устройствами и телекоммуникационными сетями: Инфракрасный порт, WiFi и др.

Программное обеспечение. Для того, чтобы все описанное выше аппаратное обеспечение могло взаимодействовать и предоставляло интерфейс для пользователя, прикладных приложений и других устройств необходимо надежное программное обеспечение. В отличие от Software, предназначенного для ПК к ПО для смартфонов предъявляются некоторые специфические требования, связанные с их телекоммуникационной и мобильной составляющими. Рассмотрим программное обеспечение в виде стека уровней:

1. Kernel – система управления процессами и драйвера для работы с аппаратным обеспечением

2. Middleware – библиотеки программного обеспечения, которые позволяют работать приложениям

3. Application execution environment (AEE) – программные интерфейсы, которые предоставляют доступ для работы пользовательских приложений.

4. User interface framework – набор дополнительных библиотек и ПО, которое обеспечивает доступ к пользовательским интерфейсам, например, к экрану.

5. Application suite – прикладные приложения пользователя.

Главной составляющей ПО смартфона является операционная система (ОС), которая объединяет уровни с 2(3) по 5 из вышеперечисленного стека. На сегодняшний день количество операционных систем не меньше чем для ПК. Некоторые производители смартфонов разрабатывают собственные ОС, а другие полагаются на уже существующие успешные разработки. Перечислим наиболее распространенные ОС для смартфонов:

  • Android
  • Linux
  • Palm OS
  • Symbian
  • Windows Mobile
  • Интерфейсы смартфонов

    Большая часть функциональных возможностей смартфонов связана с взаимодействием с другими устройствами. Это может осуществляться по средствам сети сотовой связи либо через другие дополнительные технологии. Выбор способа взаимодействия определяется аппаратными возможностями смартфона, с одной стороны, и расстоянием между устройствами, а также объемом передаваемых данных – с другой. Рассмотрим различные способы взаимодействия «умных» телефонов с внешним миром.

    Наиболее очевидным и важным интерфейсом любого смартфона, который отделяет его от карманного компьютера, является возможность работы в сети сотовой связи. В зависимости от конкретной реализации смартфон может работать в сетях второго (), третьего () и четвертого () поколений, в различных их комбинациях или во всех сразу. Поддерживаемые поколения и технологии сотовой связи главным образом определяют максимальную скорость передачи данных. Так в сетях 2G она не превышает 400 кбит/сек, в 3G уже может достигать 28 Мбит/сек, а сети 4G позволяют скачивать информацию со скоростью более 300 Мбит/сек. Кроме этого, поддерживаемые стандарты определяют дополнительные услуги, которыми может пользоваться абонент. Например, в сетях UMTS есть возможность совершать видео вызовы, а сети LTE предоставляют расширенные услуги по определению местоположения.

    Сети сотовой связи являются основным способом взаимодействия с внешним миром, но не единственным. Выйти в сеть Интернет можно с использованием технологии WiFi. Модули, работающие в данной технологии встраивают во многие современные смартфоны. Сети WiFi, которые могут быть использованы для доступа в Интернет сейчас уже есть во многих публичных местах: вокзалах, кафе, библиотеках, развлекательных центрах и часто предоставляют бесплатный доступ. Скорость передачи данных может достигать 54 Мбит/сек и даже более согласно последним релизам этого стандарта. Технология WiFi может также быть использована для создания локальной сети и позволит связать смартфон с другими устройствами для передачи данных.

    Связать два устройства можно также без использования какой либо инфраструктуры. Это позволяют сделать две технологии: инфракрасный порт (IrDA) и Bluetooth. Для передачи данных с помощью IrDA расстояние между устройствами должно быть не более нескольких десятков сантиметров, а сами передатчики должны быть направлены друг на друга. При этом скорость передачи данных не превышает нескольких десятков кбит/сек. С появлением технологии Bluetooth инфракрасные передатчики практически перестали использоваться. Эта технология позволяет передавать данные без прямой видимости со скоростью до 3 Мбит/сек. Расстояние между устройствами может достигать нескольких десятков метров. С помощью Bluetooth смартфон может взаимодействовать с другими смартфонами, ПК, принтером, сканером, аудио-гарнитурой и мн.др. Практически все современные смартфоны оснащаются передатчиком Bluetooth.

    Будущее смартфонов

    Смартфоны совершенствуются день ото дня: они становятся более производительными, в них появляются новые функции, поддерживают новые интерфейсы.

    Благодаря появлению сетей передачи данных 4G смартфоны могут использоваться для просмотра , а также для организации . Использование смартфона в качестве модема – стало уже привычкой, а с появлением новых технологий может быть получена даже более высокая скорость, чем от проводных систем связи.

    Предсказывается, что в ближайшем будущем все продаваемые смартфоны будут оснащаться сенсорным дисплеем. Сами дисплеи будут более качественными и энерго эффективными. Причем второй фактор очень важен, т.к. считается, что именно дисплей – основной потребитель энергии батареи.

    Одной из наметившихся в последнее время тенденция является развитие электронной мобильной коммерции. В смартфоне для этого монтируется специальный датчик, а на кассе или терминале монтируется считывающее устройство. Для оплаты услуг достаточно поднести смартфон к данному устройству для мгновенной оплаты услуги или продукта.

    Если говорить о форм-факторе смартфона будущего, то это, по всей видимости, будет тонкий (менее 1 см) моноблок, одна из сторон которого полностью занята широкоформатным сенсорным дисплеем.

    Не смотря ни на что, жизнь современного человека трудно себе представить без смартфона – умного помощника, который напомнит о важной встрече, сохранит важные данные, передаст важную информацию коллегами и даст возможность связаться с друзьями и близкими в нужную минуту. Каким бы ни был смартфон будущего главное, что он будет позволять делать – это поддерживать контакт с внешним миром, а как это будет достигаться – покажет время.

    За несколько десятилетий вычислительные машины стремительно эволюционировали. Многокомнатные релейные, ламповые и транзисторные монстры уступили дорогу куда более совершенным устройствам, собранным из полупроводниковых микросхем. Благодаря миниатюрности, надежности, малому энергопотреблению и невысокой стоимости компьютеры проникли во все сферы быта – от телефонов до стиральных машин. Но развитие на этом не остановилось. И если средневековые схоласты спорили о том, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, инженеры будущего наверняка смогут разместить там полнофункциональный мобильный компьютер. Впрочем, и современные достижения микроэлектроники весьма впечатляют.

    Высокоинтегрированные системы

    Традиционные мобильные платформы, состоящие из микросхем системной логики (чипсета) и процессора, размещенных на системной плате, годятся для ограниченного круга устройств, прежде всего ноутбуков и нетбуков. Однако есть целый класс сверхмобильных аппаратов, которым в качестве платформы требуется нечто более компактное и менее энергопотребляющее. Среди них – планшетные компьютеры, смартфоны, ультракомпактные нетбуки и всевозможные специализированные гаджеты (навигаторы, MP3- и MP4-плееры и т.д.). В основе – сверхмобильная платформа, которая чаще всего представляет собой так называемую систему на кристалле (System-on-a-Chip, SoC). Это в буквальном смысле самодостаточная система, объединяющая разнообразные устройства (процессоры, память, контроллеры интерфейсов и многое другое) и выполненная в виде единой микросхемы (кристалла).

    На заметку

    Компания Intel обещает уже в ближайшие год-два выпустить специальную серию процессоров Atom для планшетов и смартфонов. Вполне вероятно, что вскоре можно будет без особых проблем запускать на планшетах те же привычные программы, какими мы пользуемся на стационарных ПК и ноутбуках.

    Краеугольным камнем SoC является особый центральный процессор со сверхнизким энергопотреблением. В отличие от процессоров для ПК, в которых применяется разработанная Intel архитектура х86, процессоры мобильных платформ в подавляющем большинстве случаев используют архитектуру ARM, позволяющую создавать пусть менее производительные, зато более экономичные и компактные устройства.

    Самыми известными производителями процессоров данной архитектуры являются фирмы Qualcomm, Marvell, Apple и Samsung. Их разработки используются не только в мобильных устройствах собственного производства, например Apple iPhone, но и в изделиях сторонних производителей, таких как HTC или Nokia.

    НАКОПИТЕЛЬ

    В качестве жесткого диска в сверхмобильных системах применяется энергонезависимая NAND или flash-память. Ее преимуществами, в сравнении с типичным накопителем на магнитных дисках, являются сверхкомпактные размеры, низкое энергопотребление и устойчивость к внешним физическим воздействиям (удары, вибрация), что особенно важно для мобильных устройств, учитывая обычные условия их эксплуатации.

    Объем установленной flash-памяти, как правило, зависит от позиционирования продукта в линейке: 8-16 Гб для бюджетных моделей и десятки гигабайт - для более дорогих имиджевых модификаций.

    Во многих мобильных устройствах присутствует дополнительный разъем для установки стандартных карт SD или microSD, что позволяет значительно увеличить доступное пользователю «дисковое» пространство.

    Несмотря на жесткие технические ограничения, задаваемые «ультракомпактными» условиями эксплуатации, частоты современных одночиповых систем уже смогли превысить знаковый рубеж 1 ГГц. Такая производительность вовсе не является избыточной – она нужна прежде всего для плавного воспроизведения насыщенного технологией flash-контента – в частности, многих интернет-сайтов.

    Расширение платформы

    Графические решения, применявшиеся в более ранних и бюджетных моделях медиаплееров и смартфонов, имели недостаточную производительность; поэтому подобные устройства зачастую оснащаются дополнительным медиапроцессором, берущим на себя функции воспроизведения видео.

    В ближайшее время ведущими разработчиками ARM-процессоров запланирован массовый переход на двухъядерную архитектуру с дальнейшей перспективой внедрения полноценной многоядерности.

    В связке с процессором работает графическое ядро, также разработанное с учетом максимальной экономичности. Впрочем, современные мобильные графические ядра способны не только выводить элементы интерфейса на экран, но и воспроизводить видео стандартов высокой четкости (HD-видео), а также брать на себя расчеты сложной трехмерной графики, использующейся в разнообразных популярных 3D-играх.

    Хотя новейшие решения класса ARM Mali 400, NVIDIA GeForce ULP (Tegra 2) или Imagination PowerVR SGX540 по своим графическим и иным возможностям уступают настольным аналогам, однако вполне сопоставимы с видеопроцессорами, применяющимися в таких популярных игровых приставках, как Microsoft Xbox 360 и Sony PlayStation 3. Недаром в последнее время появилось множество динамичных трехмерных игр с впечатляющей графикой и сложными спецэффектами.

    СРЕДСТВА СВЯЗИ

    Фактически обязательным элементом сверхмобильных платформ стали сетевые интерфейсы, проводные и (или) беспроводные – в частности, 100 Мбит/1 Гбит Ethernet, Wi-Fi стандартов 802.11b/g/n и Bluetooth. За них отвечает отдельный сетевой контроллер, как правило, разработки Broadcom или Atheros.

    Поддержка беспроводной сети Wi-Fi позволяет, при наличии точки доступа, легко интегрировать мобильный гаджет в домашнюю сеть и обмениваться данными между ним и основными устройствами (настольный ПК, ноутбук, домашний файловый сервер или NAS). А в некоторых заведениях – например, гостиницах, залах ожидания в аэропортах, интернет-кафе и закусочных McDonald’s, – есть бесплатная услуга выхода в Интернет.

    В отличие от медиаплееров, смартфоны и некоторые планшеты дополнительно оснащаются модулями GSM/GPRS, позволяющими совершать звонки, используя сотовую связь, или самостоятельно выходить в Сеть.

    Системы, предназначенные для использования в GPS-навигаторах, а также смартфоны с аналогичной функцией дооснащаются GPS-приемником, обеспечивающим связь с навигационными спутниками NAVSTAR.

    ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

    Как в любой компьютерной системе, одним из обязательных элементов SoC является оперативная память. Преимущественное распространение получил тип памяти LPDDR (Low Power Double Data Rate – память с низким энергопотреблением и удвоенной скоростью передачи данных). Несмотря на сходство с названиями DDR2 и DDR3, новый тип памяти несовместим с этими стандартами напрямую из-за примененных в LPDDR многочисленных микроархитектурных решений, призванных существенно снизить энергопотребление.

    Типичный объем оперативной памяти в современных мобильных устройствах за последнее время существенно возрос (с 128 до 512 Мб–1 Гб) и фактически соответствует объему ОЗУ настольных ПК трех-четырехлетней давности, позволяя использовать новейшие мобильные операционные системы и приложения, которые по своей функциональности мало в чем уступают настольным аналогам.

    ДИСПЛЕИ

    В современных гаджетах применяются сенсорные дисплеи двух типов: емкостные и резистивные. Первые обладают более высокой прозрачностью и, следовательно, требуют менее мощной подсветки для обеспечения высокой яркости и контрастности – это положительно сказывается на энергопотреблении, позволяя увеличить время автономной работы мобильного устройства. Кроме того, емкостные экраны лучше реагируют на легкое касание пальцем, тогда как для четкого срабатывания резистивного экрана требуется некоторое усилие при нажатии – оптимальным является ввод с помощью стилуса. Впрочем, в 2008 году компания HTC разработала и запатентовала электронное перо для работы с емкостными экранами, специально предназначенное пользователям, привыкшим к управлению с помощью стилуса и не желающим переходить на «пальцевый» метод.

    Дополнительным преимуществом емкостных экранов является возможность определения нескольких нажатий сразу (технология Multitouch). Типичный размер экрана для планшета составляет 7–10 дюймов (18–25 см) по диагонали, с разрешающей способностью от 800х480 до 1280x800 точек. У смартфонов и медиаплееров диагональ равна, как правило, 3–4 дюймам (7–10 см), а разрешение экрана варьируется от скромных 320х200 до впечатляющих 960х640 точек (Retina display в новых iPhone и iPod touch).

    ОC ДЛЯ СВЕРХМОБИЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ

    Несколько слов об операционных системах, используемых в составе высокоинтегрированных мобильных платформ. Одна из старейших мобильных ОС – Symbian – формально является самой авторитетной на рынке, но стремительно теряет популярность под натиском молодых и перспективных конкурентов. По последним статистическим отчетам, быстрее всех распространяется операционная система Android, разработанная и внедряемая компанией Google.

    Буквально за два года эта ОС получила широчайшую известность и уверенно отвоевывает позиции в самых разных устройствах: от смартфонов и коммуникаторов до нетбуков и планшетов. И, несмотря на то что новая версия Android с заявленной официальной поддержкой планшетов (Android 3.0 Honeycomb) находится пока в стадии разработки, производители не стесняются использовать в своих устройствах ее смартфонную версию.

    Уступает позиции и BlackBerry OS, разрабатываемая компанией Research In Motion (RIM). Впрочем, в выпущенной летом 2010 года версии 6.0 появились многочисленные нововведения (возможность одновременного управления с помощью трекбола, аппаратной клавиатуры и сенсорной панели, обновленный браузер, поддержка HTML5 и др.), с помощью которых производитель надеется догнать конкурентов.

    На четвертом месте – операционная система от Apple под названием iOS, получившая массовое распространение благодаря огромной популярности таких мобильных устройств, как iPhone, iPod touch и, конечно, iPad. Раньше продукты Apple считались нишевыми и имиджевыми, предназначались узкой аудитории поклонников «яблочной» фирмы; сегодня же Apple стала законодателем мод, а порой выступает первопроходцем.

    Пытается идти в ногу со временем и такой столп программной индустрии, как Microsoft. В 2010 году компания выпустила совершенно новую и перспективную операционную систему Windows Phone 7, призванную заменить теряющую популярность Windows Mobile (к сожалению, русифицированная версия пока не выпущена). Сенсацией стало официальное заявление компании Nokia о прекращении поддержки Symbian и переходе на новую операционную систему от Microsoft.

    СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ НА КРИСТАЛЛЕ

    Разработкой систем на кристалле занимаются более десятка крупных фирм, но лишь некоторые из решений получили распространение на быстро растущем рынке мобильных устройств. Как уже упоминалось, в подавляющем большинстве SoC используются процессоры архитектуры ARM. Следует отметить, что производители, как правило, не разрабатывают процессоры самостоятельно, а лицензируют готовые модификации архитектуры у компании ARM. Каждый SoC-процессор собирается индивидуально, под конкретные задачи и условия применения, из готовых блоков-«кубиков», обеспечивающих необходимую функциональность с учетом требуемых характеристик. По такой схеме работают компании Texas Instruments, ST-Ericsson, Samsung, Freescale, Apple.

    Собственной разработкой процессоров, помимо «материнской» компании ARM, занимаются Qualcomm (SnapDragon) и Marvell (XScale). Несмотря на то, что в составе новой платформы Tegra 2 еще используется «стандартный» процессор на ядре Cortex, компания NVIDIA недавно приобрела полную (full-custom) лицензию на архитектуру ARM, чтобы иметь возможность создать процессор следующего поколения на основе собственного дизайна. Наиболее актуальными сегодня являются мобильные процессоры на базе ядер ARM11 (применяются в составе Apple iPhone 2G, iPod touch первых двух поколений, HTC Dream, Nintendo 3DS и др.) и Cortex-A8 (iPhone 3GS, iPhone 4, iPad, семейство Samsung Galaxy Tab, Google Nexus S, LG Optimus 2X и др.).

    APPLE A4/A5

    Начнем рассмотрение возможностей платформ в алфавитном порядке – с компании Apple. До недавнего выхода iPad 2 последним продуктом компании являлась платформа Apple A4. В ее основе – разработанный совместно с Samsung одноядерный процессор S5L8930 на архитектуре ARM Cortex-A8. Частота процессора достигает значения 1000 МГц для iPad и 800 МГц для iPhone 4. Мощности вполне достаточно, чтобы снимать и воспроизводить HD-видео стандарта 720p, обеспечить отзывчивую работу и плавную прорисовку интерфейса.

    Платформа поддерживает память типа LPDDR, в одноканальном режиме подключенную по специальной скоростной шине AMBA 3 AXI шириной 64 бит. Типичный устанавливаемый по технологии PoP (в едином корпусе, но не на одном кристалле!) объем памяти 256–512 Мб вполне достаточен для текущих запросов мобильных приложений.

    На кристалле также интегрирован видеопроцессор PowerVR SGX 535 от компании Imagination, поддерживающий API OpenGL ES версии 2.0. Данный графический процессор, несмотря на немолодой по современным меркам возраст, способен поддерживать игры с достаточно сложной 3D-графикой и спецэффектами на основе шейдеров второго поколения. Кстати, идентичное идеоядро применялось в одном из первых в мире нетбуков ASUS Eee PC – Intel GMA500 IGP.

    В зависимости от модели платформа оснащается сторонними модулями Wi-Fi стандартов 802.11a/b/g/n, Bluetooth 2.1+EDR, GPS и HSDPA/Edge. Для хранения данных и операционной системы в состав платформы входит 8–64 Гб энергонезависимой памяти типа NAND. Традиционно для продукции Apple присутствуют акселерометр, гироскоп, магнитный компас и датчик освещения, управляющий яркостью подсветки. В качестве операционной системы используется только «родная» ОС от Apple – iOS 4 (бывшая iPhone OS).

    Кстати, нередко отмечаемые недостатки устройств на данной платформе, отсутствие поддержки технологии Adobe Flash, кард-ридера или USB-порта являются следствием идеологии компании, а отнюдь не техническими недоработками.

    В начале марта нынешнего года компания Apple смогла порадовать поклонников выпуском новейшей платформы Apple A5. В данный момент она используется в планшете iPad 2, и, вероятнее всего, на ее основе будут представлены новые iPhone и iPod пятого поколения. Процессор, как и для платформы А4, разрабатывался совместно с компанией Samsung. Он основан на модифицированной архитектуре ARM Cortex A9, имеет частоту 1ГГц и теперь уже два ядра. Память типа LP DDR2 стала работать на более высокой частоте 1066 МГц. В качестве видеопроцессора применяется новый PowerVR SGX543, в несколько раз превосходящий по мощности прежнее решение. Несмотря на значительно возросшую мощность процессора и видеоядра, разработчикам Apple удалось сохранить экономичность платформы на прежнем уровне.

    MARVELL ARMADA

    Следующей по списку идет SoC-платформа от Marvell. Выкупив в свое время у Intel подразделение XScale, эта компания сегодня одна из немногих самостоятельно занимается проектированием и разработкой процессоров данной архитектуры.

    Модельный ряд серий PXA и Armada 100 был весьма популярен у производителей смартфонов и электронных книг, выделяясь среди конкурентов высокой энергоэффективностью, наличием модуля Wireless MMX (аналог NEON) и быстрой 2D-графики, позволяющей осуществлять плавную прокрутку и масштабирование.

    На сегодня наиболее актуальной является платформа Armada 500, предназначенная для нетбуков и смартбуков. Она базируется на процессорном ядре Dove (88AP510) архитектуры ARMv7 (аналог процессоров Cortex) собственной разработки. Частотный диапазон – в пределах 1000–1250 МГц. Процессор оснащен дополнительным блоком для быстрого расчета векторных операций (VFP), модулем декодирования HD-видео стандарта 1080р и производительным 3D-видеоядром, поддерживающим ускорение технологии Adobe Flash.

    Судя по последним анонсам, компания ARM всерьез планирует вскоре выйти на серверный рынок с новыми четырехъядерными процессорами Armada XP. Обновленный контроллер памяти будет в состоянии работать с обоими современными типами мобильной ОЗУ: LPDDR2/DDR3. Заявлена поддержка всех востребованных на сегодняшний день внешних интерфейсов: USB 2.0, SATA 2, PCI Express, Gigabit Ethernet и др. Из беспроводных адаптеров названы Wi-Fi 802.11a/b/g/n, WiMAX, 3G modem и Bluetooth. Наконец, данная платформа рассчитана на работу с множеством операционных систем: Android 3.0, Chrome OS, Ubuntu Linux, Windows Phone 7.

    NVIDIA TEGRA/TEGRA 2

    Поговорим теперь о разработках сравнительно нового, но весьма амбициозного игрока – NVIDIA. Первый блин «видеокарточной» компании традиционно вышел комом. Платформа Tegra не получила сколько-нибудь широкого распространения, несмотря на вполне приличные характеристики, в частности мощное видеоядро (в этой сфере позиции NVIDIA весьма сильны). Большинство анонсированных устройств на первой Tegra так и не попало в широкую розницу или было попросту отменено.

    Иная судьба, похоже, ожидает новую платформу Tegra 2. В ее составе мощный современный двуядерный процессор ARM Cortex-A9 с частотой до 1 ГГц на ядро. Платформа поддерживает 1 Гб оперативной памяти, причем как мобильной LPDDR2, так и обычных модулей DDR2-667. Новое производительное 3D-видеоядро GeForce ULP опережает ближайших конкурентов на 30% и по мощности вполне сравнимо с «настольным» аналогом GeForce 9300. Поддерживаются одновременный вывод на два дисплея, стандартные видеовыходы CRT и HDMI 1.3, а также аппаратное кодирование и декодирование всех форматов видео, включая HD.

    Помимо этого, выделен отдельный медиапроцессор для обработки звука и сигнала с цифровых камер (масштабирование, поворот, автофокус и т.п.) с разрешением до 12 Мпикс. Поддерживаются все актуальные на сегодняшний день интерфейсы: USB 2.0, SATA, кард-ридеры и др. Сетевые возможности, включая Wi-Fi, Ethernet, Bluetooth, в платформу не интегрированы и реализуются с помощью дополнительных сторонних контроллеров.

    NVIDIA БУДУЩЕГО

    Подобно Intel, NVIDIA не скрывает планов на будущее, одному из основных флагманов идустрии скрытность не пристала. Широкой общественности представлен роадмап компании на несколько лет вперед.

    В планах NVIDIA – серьезное развитие архитектуры ARM. Ежегодно будет выходить новое поколение под очередным именем: Wayne (2012), Logan (2013) Stark (2014), с каждым шагом обеспечивая значительный прирост производительности. Обещано, что последнее поколение превысит производительность Tegra 2 в 75 раз!

    Кстати, по имеющимся в Сети данным, процессоры следующей модификации платформы Tegra – версии 3 – в некоторых алгоритмах не уступают мобильным процессорам Intel Core 2 Duo.

    В настоящее время анонсировано немало перспективных устройств на основе Tegra 2: планшеты LG Optimus Pad, Samsung Galaxy Tab II и ASUS Eee Pad Transformer, выпущенный недавно смартфон LG Optimus 2X и т.д. О намерении использовать данную платформу официально заявили такие крупные компании, как Acer, Dell, Toshiba, ViewSonic.

    Отметим, что платформы от NVIDIA поддерживают все популярные мобильные операционные системы: Android, Chrome OS, Windows Mobile, Windows Phone 7, MeeGo.

    QUALCOMM SNAPDRAGON

    На очереди еще один из самостоятельных Full-custom-разработчиков SoC-платформ – компания Qualcomm. Семейство платформ Snapdragon основано на процессорах Scorpion собственной разработки по спецификациям аналогичных ARM Cortex-A8 и представляет новый этап их развития.

    Современные высокоинтегрированные процессоры Scorpion имеют в своем составе два производительных ядра с частотным потолком до 1500 МГц. Центральный процессор усилен блоком VPF, ускоряющим вычисления с векторами и дробными числами. Встроенный контроллер памяти поддерживает LPDDR первого поколения, работающую в двухканальном режиме.

    С помощью специального блока видеопроцессор без проблем справляется с воспроизведением форматов высокой четкости без привлечения вычислительной мощности основного процессора, что положительно сказывается на экономии энергии при просмотре видео.

    Особенностью платформы Snapdragon является наличие огромного количества встроенных сетевых контроллеров с поддержкой всех возможных технологий беспроводной связи: GSM, GPRS, EDGE, UMTS/WCDMA, HSDPA, HSUPA, MBMS, CDMA2000 и пр.

    На основе платформы от Qualcomm собраны такие популярные модели мобильных устройств, как HTC HD2, HTC Desire HD, HTC Inspire, Sony Ericsson Xperia, LG Revolution, HP TouchPad и др.

    TI OMAP 4/OMAP 5

    Последней платформой, о которой пойдет речь в нашей статье, будут популярные семейства OMAP 4 и OMAP 5 от компании Texas Instrument. Четвертая серия OMAP базируется на двухъядерных процессорах ARM Cortex-A9 с частотой до 1500 МГц и оснащена спецблоками TrustZone и NEON. Платформа выгодно отличается от конкурентов наличием двухканального контроллера памяти с поддержкой LPDDR2. В состав также входит мощное видеоядро PowerVR SGX540 от Imagination Technologies, мало в чем уступающее разработкам NVIDIA. Реализованы поддержка OpenGL ES 2.0 и аппаратная обработка Full HD 1080p.

    Конкуренцию OMAP 5, судя по всему, сможет составить только будущая Tegra 3.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нетрудно заметить, что платформа каждого производителя имеет свои сильные стороны. Продукция Apple отличается сбалансированностью и отлично отлаженной операционной cистемой, плюс огромный выбор ПО. Платформы от Marvell обладают высокой экономичностью. NVIDIA сильна графическими решениями. Фирма Qualcomm разрабатывает высокопроизводительные процессоры и оснащает свои платформы серьезной поддержкой сетевых протоколов. А компании Texas Instrument чаще других удается воплотить в кремнии самые последние разработки в области архитектуры. В итоге у покупателя всегда есть выбор и возможность приобрести устройство, наиболее полно отвечающее его запросам.

    Но не это главное. Как и в живой природе, многообразие видов порождает конкуренцию, конкуренция ведет к естественному отбору – а это одно из ключевых условий эволюции, или, в нашем случае, научно-технического развития. Именно это позволяет надеяться на то, что в обозримом будущем мы сможем увидеть полнофункциональные компьютеры в наручных часах, мобильные телефоны в серьгах и прочие шедевры миниатюризации.

    Естественно, что многие люди просто пользуются телефоном как средством связи, совершенно не задумываясь, как и он работает и из чего состоит. Действительно, а какое это имеет значение – если использовать телефон по его прямому назначению. Но человек - существо весьма любознательное, причем эта самая любознательность проявляется еще в самом раннем детстве. Помните время, когда главным при получении какой-нибудь новой игрушки, было желание ее разобрать? Лично я весьма смутно, но, по рассказам родителей, любовь к изучению внутренностей различных вещей была во мне всегда.

    За прошедшие 20 лет мобильный телефон из обычного средства связи превратился в настоящее многофункциональное устройство. Современный мобильный телефон, в зависимости от степени насыщения функциями, совмещает: средство связи, радиоприемник, музыкальный проигрыватель, фотоаппарат, диктофон и многое другое, ну разве, что вышивать крестиком не умеет. По сути, он превратился в такую многоликую игрушку для взрослых. Человеческое любопытство не знает границ и у многих возникает естественный вопрос – а что внутри этой игрушки? Конечно, из-за простого любопытства разбирать устройство стоимостью несколько тысяч рублей как-то не хочется. В таком случае эта статья именно для Вас!

    Мобильный телефон – это технически сложное устройство, сердцем которого является электронная плата, которая обеспечивает выполнение телефоном возложенных на него функций. По аналогии с компьютерами, ее часто называют материнской. К материнской плате подключаются различные устройства (дисплей, антенна и т.д.), которые обеспечивают взаимодействие телефона с сетью оператора и пользователем. Форма, размер и конструктивные особенности материнской платы телефона зависят от форм-фактора корпуса телефона и специфики обусловленной маркой телефона. И именно с корпуса целесообразно начать рассмотрение конструкции – ведь именно он находится на виду.

    Корпусные части

    В современных мобильных телефонах применяются корпуса трех основных форм-факторов – моноблок, книжка (раскладушка), слайдер, а также их вариации – флип (откидывающаяся крышка, закрывающая клавиатуру) и ротатор (части корпуса поворачиваются друг относительно друга). В настоящее время, телефоны двух последних форм-факторов – большая редкость. Корпуса в форм-факторе слайдер имеют несколько вариантов конструкций (за основу мы возьмем старенькие модели телефонов):


    • Сдвигается только клавиатура. В закрытом состоянии клавиатура загораживает часть экрана. Примером подобной конструкции является .

    • Сдвигается только экран. В закрытом состоянии экран загораживает часть клавиатуры. Пример – .

    • Сдвигается экран и часть клавиатуры. Обычно в эту часть входят джойстик, софт-клавиши, клавиши приема и отбоя вызова. Самая распространенная вариация слайдера. Пример – .

    Естественно, что конструкция телефона оказывает непосредственное влияние на его внутреннее устройство – в телефонах с корпусами, имеющими подвижные части, обязательно присутствует гибкий шлейф, соединяющий двигающиеся части телефона между собой. Кстати, перетирание (излом) именно этого шлейфа является одной из распространенных неисправностей телефонов «подвижных» форм-факторов. В ряде телефонов в состав гибкого шлейфа входят и другие компоненты – дисплей, динамики и т.д. Примером телефона с подобным шлейфом является .

    Корпус телефона в форм-факторе «моноблок» обычно состоит трех составных частей – передней и задней панелей и средней части. Задняя панель часто бывает совмещена с крышкой аккумуляторного отсека или с аккумулятором. Совмещение крышки аккумуляторного отсека с аккумулятором характерно для моделей азиатско-китайского производства – Samsung, LG, Pantech, Fly и т.д. Средняя часть корпуса моноблочного телефона может быть как видимой ( , ), так и скрытой от пользователя (). В состав корпуса телефона форм-фактора книжка обычно входят верхняя и нижняя части корпуса и поворотный механизм. Корпуса телефонов форм-фактора слайдер обязательно включают в свой состав салазки, по которым осуществляется скольжение частей корпуса друг относительно друга. В свою очередь верхняя и нижняя часть корпусов «книжек» и «слайдеров» обычно состоят из двух или трех частей. Также в качестве отдельной части корпуса можно выделить стекло дисплея.

    Клавиатура в сотовых телефонах любого форм-фактора состоит из двух частей. Первая из них видимая пользователю обычно представляет собой пластиковые клавиши на гибкой подложке. Вторая из них скрыта и представляет собой подложку с металлическими пластинами, которые замыкают контакты на плате клавиатуры. Конструктивно, плата клавиатуры может быть как совмещена с материнской, так и быть отдельно от нее (). В некоторых телефонах плата клавиатуры и ее подложка совмещены с гибким шлейфом ().



    Аккумулятор

    Аккумулятор является важнейшим узлом мобильного телефона, ведь именно он обеспечивает его функционирование. По своему типу аккумуляторы, применяемые в мобильных телефонах, бывают никель-металлогидридные (Ni-Mn, применялись в старых моделях телефонов, обладают эффектом памяти), литий-ионные (Li-On), литий-полимерные (Li-Pol). Никель-металлогидридные аккумуляторы для мобильных телефонов обычно состоят из трех аккумуляторных батарей круглой () или квадратной () формы.

    Литий-ионный и литий-полимерные аккумуляторы обычно состоят из одной аккумуляторной батареи и электронного блока. Функциями электронного блока аккумуляторов данных типов является защита аккумуляторной батареи от глубокого разряда (менее 3 В) или перезаряда (более 4,2 В). Если не углубляться в техническую терминологию – данный блок представляет собой электронный включатель, разрывающий цепь одного из выводов аккумуляторной батареи. Именно наличие этого блока объясняет то обстоятельство, что телефон, которым не пользовались длительное время – может не включиться и отказывается заряжаться.

    Дисплей

    В мобильные телефоны устанавливают дисплеи различных типов – черно-белые и цветные, выполненные по технологиям STN, UFB, TFT, OLED и другим. Естественно, что дисплеи, изготовленные по разным технологиям, имеют отличия в качестве изображения, однако с точки зрения конструктивного исполнения дисплеи телефонов можно разделить на две группы – присоединяемые к плате через разъем находящийся на гибком шлейфе и припаиваемые к ней ( , ). В телефонах с форм-факторами слайдер или книжка часто используют так называемый дисплейный модуль – дисплей (или два дисплея) на одной плате. На эту же плату припаяны все вспомогательные компоненты необходимые для работы дисплейного модуля и разъем для подключения гибкого шлейфа. Кстати, из-за использования дисплейного модуля, замена дисплея в телефонах с форм-факторами книжка или слайдер стоит дороже аналогичных работ в моноблочных телефонах. Также в состав дисплейного модуля могут входить динамики телефона



    Прочие механические части

    Также в состав телефона входит микрофон, разговорный и полифонический динамики, камера, вибромоторчик. Функциональное назначение данных блоков вполне понятно. В ряде телефонов для разговора и проигрывания мелодии может использоваться один и тот же динамик. Динамики в телефонах могут быть жестко припаяны к материнской палате, но чаще всего, они фиксируются к корпусу телефона и соединяются с материнской платой через разъем или группу подпружиненных контактов. Соединение микрофонов с материнской платой телефонов осуществляется аналогично. Однако в телефонах азиатско-китайский производителей часто встречается ситуация, что микрофон припаян к материнской плате. Камеру обычно также присоединяют к материнской плате телефона через разъем, который конструктивно может быть двух типов – на гибком шлейфе и с жесткой фиксацией.

    Одной из самых важных частей мобильного телефона является антенна. В настоящее время, подавляющее большинство телефонов оснащены антенной распложенной внутри корпуса. Конструктивно антенны большинства телефонов представляют собой штырек или пластину особой формы. Форма штырька более характерна для внешних антенн, (), хотя были и внутренние антенны подобного вида (). Именно местоположение антенны и расстояние от нее до головного мозга, а также мощность излучения телефона, определяют его потенциальную опасность для здоровья человека. По поводу того, насколько реален этот вред, ведутся ожесточенные споры, однако, сомневающиеся могут выбрать телефон с антенной максимально удаленной от уха. В этом плане выгодно отличаются раскладные телефоны, так как в них антенна обычно расположена в нижней части корпуса. Особенно выгодно в этом плане отличается Motorola RAZR V3 – у нее антенна расположена возле микрофона и, следовательно, максимально удалена от головного мозга.

    Подводя итог

    В статье рассмотрены основные механические части, входящие в состав мобильного телефона. Естественно, данное рассмотрение является весьма обобщенным, однако по нему можно составить общее представление, как устроена эта игрушка для взрослых. Более подробное описание порядка разборки телефона, перечень его механических частей и методика их замены описаны в Service Manual, который по своей сути является руководством по ремонту, предназначенным для сервисных центров. Надеюсь, мой небольшой обзор окажется для вас полезным, но исключительно для пополнения багажа общих знаний.

    Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by Disqus

    Смотрите также:




    Написал: сергей.
    Здравствуйте,я хотел спросить если я закожу телефон по энтернет магазину, он придёт по почте в челости и сохраности? Или будет немного покалечен?Я хочу купить имено тот который мне нужен, но боюсь.

    Написал: т.н.
    очень вас благодарю! данный материал помог приготовить доклад по физике за 7кл.

    Написал: Хмурый
    Статья для тех кто далек от этого, но стремится узнать...Как с первого класса, когда за руку ведут и говорят ты узнаешь здесь то-то и то-то. Если я чисто техник, мне сразу понравилось то, что в голову зашли основы, а остальное нужно развить и найти!!! А пенять автора что кто-то гений не стоит.... По телеку таких хватает!!! А теперь для умных дайте ссылку где дальше развиться....ОКЕЙ

    Написал: ку
    Чем отличается проц телефона обычного,от телефона "умного"?Я имею ввиду не "мощность" и тактовую частоту.

    Написал: Антон Печеровый
    Уважаемый IONe, рассказ о работе мобильника будет изобиловать техническими деталями, которые большинству не интересны. Согласен, эта статья - обзор, предназначенный для людей далеких от техники. Подробный рассказ о конструкции мобильного телефона потребует не одной статьи, ведь придется вспоминать кучу физических законов на которых все это работает, основы электроники и программирования. Если говорить кратко - то мобильный телефон - это микропроцессорное устройство, работающее под управлением управляющей программы (операционной системы). Также в нем присутствует различная "периферия" - приемно-передающий тракт, микрофон, динамик, дисплей, камера и т.д. Корректная работа со всеми этим устройствами обеспечивается программным обеспечением устройства - прошивкой и калибровочными данными (константами, прописанными на заводе в память телефона). Если Вас интересует более конкретно - обратитесь к специализированной литературе.
    Теперь о Вашей проблеме - дистанционно что-либо советовать сложно. Попробуйте проверить напряжение аккумулятора мультиметром. Полностью заряженная батарейка имеет напряжение порядка 4,2 В. Если меньше попробуйте зарядить в телефоне или "лягушкой" (универсальное ЗУ для всех типоразмеров аккумуляторов)


    Написал: Антон Печеровый
    Отвечу по пунктам:

    Андрей, видеть или нет наличие практически полезной информации в этой статье это Ваше дело. По поводу "идиота" и "барана" я комментировать не буду. Если Вас интересует конкретная техническая информация обратитесь к специализированной литературе, желательно в первоисточнике. Найти описание стандарта GSM - не проблема. А вот насчет "грамотных людей" - уж извините, Вы к ним не относитесь. Грамотный человек работает со специализированной литературой и не разбрасывается оскорблениями и огульными обвинениями. Судя по комментарию, Ваш уровень знаний находиться на уровне сайтов, которые Вы мне посоветовали писать.


    Написал: IONe
    Многоуважаемый Антон не могу не согласиться с критикующим Вас Андреем Информация для чайника,могли бы Вы рассказать как работает та или иная часть мобильника!
    Еще хотел задать вопрос Нашел тут у себя в ящике старую Nokia 2300 попробовал включить -работает! Но моя радость длилась не долго через 1 мин она потухла Опять попробовал включить работает и опять через 1мин тухнетРазобрал посмотрел контакты-впорядке,аккомулятор полный (язык щипет)))Что может быть -хотелось бы сделать мобилку,очинь уж полифон нравиться хоть и 4 голоса - классика!!1

    Написал: Андрей
    Все вышеизложенное касается только корпуса телефона и не несет никакой полезной информации о о его работу и пользовании им. Это из той серии как книжонка:" Виндоус 95 за 10 минут". Такие книжонки пишут идиоты и для идиотов. Поскольку Виндоус разрабатывала группа численностью в несколько тысяч в течение одного года и только идиот может считать, что в этом он сможет разобраться за 10 минут. так и тут я вполне могу назвать автора об устройстве мобильника ИДИОТОМ. Не лезь в ту область, где ты БАРАН. Пиши лучше порносайты и не пудри мозги грамотным людям у нас нет времени читать дезинформации всяких ИДИОТОВ.

    Написал: Андрей
    Какова длина волны электромагнитных колебаний мобильных телефонов. Как выбираются каналы для телефонов? Как устроен колебательный контур и антена. Какова излучаемая мощность телефона. Как это возможно говорить, находясь в автлбусе или легковой машине? Видимо напряженность ЭМ поля на данной территории очень высока?

    Каждый смартфон состоит из множества сложных компонентов и вы не всегда будете думать о них перед выбором модели аппарата. Но, тем не менее, важно знать какие аппаратные средства помогают вашему смартфону функционировать.

    В этой статье мы разберем основные части того, что стало одним из самых важных электронных устройств на рынке. Рассмотрим из чего состоит смартфон и для чего нужен тот или иной компонент. Сейчас существует множество различных моделей смартфонов, разных конструкций, с разными характеристиками, временем автономной работы и так далее. Но если вы разбираетесь в аппаратной начинке смартфона, то выбрать нужную модель будет намного проще.

    1. Дисплей

    Один из самых очевидных компонентов смартфона - это его экран. Все что вы видите на экране обрабатывается и контролируется внутренними компонентами. Сейчас существуют две технологии изготовления дисплеев:

    • Жидкокристаллические экраны, они изготовляются по технологии IPS или TFT;
    • Светодиодные экраны, изготовленные по технологии AMOLED или Super AMOLED.

    Жидкокристаллический дисплей использует подсветку для получения изображения. Белый свет проходит сквозь фильтры и благодаря возможности управления свойствами кристаллов вы можете видеть разные цвета. Свет не создается самим экраном, он создается источником света за ним.

    Светодиодный экран работает по-другому. Каждый пиксель, который вы видите на экране - это отдельный светодиод. Здесь сам экран создает яркие и красочные цвета. Преимущество Super AMOLED по сравнению с IPS в том, что когда пиксель выключен вы будете видеть черный цвет, он не использует батарею. Поэтому смартфоны с AMOLED более эффективны для автономной работы. Но экраны AMOLED дороже чем IPS, поэтому смартфон с таким дисплеем будет стоить значительно дороже.

    2. Аккумулятор

    В смартфонах обычно используются литий-ионные аккумуляторы, они могут быть съемными или не съемными. Благодаря этой технологии вам не понадобиться калибровка или тестирование аккумулятора, как при использовании батарей на основе никеля. Тем не менее у этих аккумуляторов есть множество своих проблем.

    3. System-on-a-Chip (SoC)

    SoC или материнская плата с процессором - это самый важный компонент вашего смартфона. Некоторые пользователи могут думать, что это процессор устройства, но это нечто большее. SoC включает в себя не только процессор, но и графический процессор, LTE-модем, контроллер экрана, беспроводные адаптеры и другие блоки кремния, которые заставляют телефон работать.

    Существуют смартфоны, использующие SoC от Qualcomm, MediaTek, Samsung, собственные чипы компании Krirn, Apple, но все они используют одну и ту же архитектуру - ARM. ARM не только производит процессоры, но и лицензирует их архитектуру для других компаний, поэтому все могут использовать одну технологию для создания современных и мощных SoC.

    Некоторые компании выпускают свои архитектурные линейки, которые совместимы с ARM и могут использоваться в смартфонах. Примером могут служить наборы микросхем Apple, работающие на процессорах Cyclone или процессоры Qualcomm Kryo. SoC - это основные компоненты из чего состоит смартфон.

    4. Внутренняя и оперативная память

    Ни один смартфон не сможет работать без оперативной памяти и системного хранилища. Большинство устройств используют оперативную память LPDDR3 или LPDDR4, а некоторые высококлассные модели поставляются с LPDDR4X. Сочетание LP означает Low Power, напряжение питания этих микросхем снижено, а это делает их более эффективными в плане потребления энергии.

    LPDDR4 более эффективен чем LPDDR3, а LPDDR4X эффективнее и экономичнее обоих. Также есть еще более аффективная память - LPDDR5.

    Что касается внутреннего хранилища, то здесь применяется флеш память от 32 до 256 Гб. Требования пользователей постоянно растут и в соответствии с ними будут расти объемы. Когда вы включите телефон, то увидите что размер накопителя меньше чем заявлен. Например, сказано что накопитель на 64 Гб, а для записи доступно 53-55 Гб. Эта память занята операционной системой и приложениями.

    5. Модемы

    Поскольку смартфоны - это все еще телефоны, им нужны коммуникационные компоненты для приема и совершения звонков, отправки текстовых сообщений и связи с сетью интернет. Именно для этого используются модемы. У каждого производителя SoC есть свой бренд модемов, это Qualcomm, Samsung, Huawei и другие.

    Каждый из производителей пытается выпустить самый быстрый LTE-чип. На данный момент самый быстрый 9-LTE чип, но его нет смысла брать, если ваша сотовая сеть не поддерживает такую скорость.

    6. Камера

    У всех смартфонов есть фронтальная и передняя камеры. Камеры состоят из трех основных частей:

    • Сенсор - обнаруживает свет;
    • Линза - концентрирует изображение;
    • Процессор изображений .

    Количество мегапикселей камеры смартфона по-прежнему остаются очень важным критерием, но теперь это имеет намного меньшее значение. Сейчас основным ограничивающим фактором становится сенсор камеры, а также его чувствительность когда через него проходит свет.

    Сенсор может вести себя по-разному в каждом смартфоне, поэтому фото или видео будет иметь разный контраст, оттенки, насыщенность по сравнению с другими смартфонами. Поскольку смартфоны имеют небольшой размер сенсора, они, как правило, плохо работают в условиях слабого освещения.

    7. Датчики

    В большинство современных смартфонов встроено пять основных датчиков которые позволят использовать смартфон более удобно. Вот они:

    • Акселерометр - используется приложениями для определения ориентации устройства и его движений. Например, позволяет использовать встряхивание смартфона для переключения музыки;
    • Гироскоп - работает с акселерометром, чтобы обнаружить вращения вашего телефона. Полезно для игр в гонки;
    • Цифровой компас - помогает найти Север для нормальной ориентации на картах;
    • Датчик освещенности - этот датчик позволяет автоматически устанавливать яркость экрана в зависимости от окружающего света и помогает увеличить время автономной работы.
    • Датчик приближения - во время разговора если устройство приближается к вашему уху, этот датчик автоматически блокирует экран чтобы предотвратить нежелательные касания.

    Это были все основные элементы смартфона, в различных моделях могут быть и другие датчики, например, датчик пульса, давления и температуры, но они встречаются намного реже.

    Выводы

    Мы рассмотрели из чего состоит смартфон. Теперь, когда у вас больше информации о сложных компонентах, из которых состоит каждый смартфон, вы можете выбирать вашу будущую покупку сравнивая характеристики различных компонентов. Так вы выберите лучшее устройство, которое будет полностью отвечать вашим потребностям.