Развитие памяти ребенка 5 лет. Как работает память. Особенности занятий по развитию памяти и внимания

В этой статье мы собрали 5 полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти у детей. Ежедневно их выполняя, ваш ребёнок научится запоминать информацию в самых разных формах и без труда её воспроизводить.

Вы наверно замечали, малыши запоминают новое непроизвольно, они не прилагают к этому усилий. Все интересное и яркое, что привлечёт их внимание, отложится в памяти ровно настолько, насколько сумело их впечатлить и захватить.

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Эта последняя задача также позволяет контрастировать между спонтанными организационными усилиями детей и их исполнением после конкретной мнемонической подготовки. В каждом из 14 классных комнат были проведены обширные наблюдения, в которых особое внимание уделялось характеру «беседы учителей» о запоминании, потребностях в памяти, которые были высказаны, о конкретных стратегиях, которые обсуждались, и о ожиданиях, которые были переданы учителями. Эти наблюдения проводились на уроках, проводимых учителями по двум предметным областям, языковому искусству и математике.

Как работает память

Память делится на:

  • Кратковременную,
  • Долговременную.

В первом случае это, к примеру, «пробежался глазами за пять минут до контрольной, написал и забыл напрочь», во втором - «помню с первого класса, хотя сам уже студент». Именно последний тип памяти позволяет прочно и основательно усваивать знания.

Эти две тематические области были выбраны для наблюдения, потому что они налагают противоположные мнемонические требования к учащимся. Например, уроки в языковых искусствах часто требуют, чтобы дети извлекали необходимую информацию из памяти и делали выводы на основе знаний. Напротив, обучение математике часто включает в себя акцент на запоминание как таковое и на предоставление детям стратегий решения проблем. Два исследователя наблюдали в общей сложности 60 минут в каждой области обучения, используя двухуровневую систему кодирования, которая подробно описана ниже.

А так же на:

  • Произвольную,
  • Непроизвольную.

Как происходит запоминание?

Чтобы малыш запомнил что-то новое, можно:

  • Зазубривать наизусть;
  • Предоставить это «новое» интересным и ярким образом. Привлекая его внимание, впечатлить и захватить.

5 полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти.

При тренировке важно задействовать все типы памяти: визуальную, словесно-смысловую, моторную.

Оценка детской памяти

Чтобы охарактеризовать умственное умение детей, в течение учебного года были введены три задачи. В каждом испытании были представлены строки чисел с увеличенной длиной, а задача ребенка заключалась в повторении последовательностей. Пролет ребенка измерялся как длина самой длинной прямой строки цифр, которая могла быть произведена без ошибок. Два кодера независимо забивали все записи с любыми несоответствиями, которые разрешались путем изучения исходного листа кодирования.

Как работает память

Каждому ребенку была назначена задача памяти объектов, адаптированная из оценки, разработанной. В каждый момент времени детям предоставлялось 15 знакомых предметов и инструктировали делать что-либо в течение 2-минутного периода исследования, которое, по их мнению, помогло бы им запомнить материалы. После периода исследования объекты были спрятаны тканью, и было запрошено напоминание. Множество наборов элементов были созданы и уравновешены, так что в разные моменты времени дети видели разные наборы, каждый из которых был спроектирован так, чтобы объекты были несвязаны и не могли быть сгруппированы легко по цвету, функции или семантической категории.

Упражнение 1. Первая буква

Эта техника помогает запоминать список или последовательность.

Возьмите первые буквы слов из списка и придумайте с ними предложение или словосочетание.

Самый известный пример - цвета спектра, которые легко запомнить вместе с фразой «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ».

В каждый момент времени были получены меры по отзыву и стратегическому использованию детей в открытом доступе. Чтобы охарактеризовать простые стратегии, используемые детьми при попытке запомнить объекты, их поведение в течение 2-минутного периода исследования было записано на видео для последующего кодирования и анализа поведения, обычно вызываемого инструкциями для запоминания, в отличие от инструкций по игре. Особое внимание было уделено количеству времени, затраченного на конкретное ориентированное на задачи поведение, которое показано в таблице 1.

Другой пример: список «картошка, морковь, помидоры» можно зашифровать фразой «К ак М ыть П осуду». Такие фразы называются акростихами.

Давайте потренируемся. Попробуйте вместе с ребёнком придумать фразу, которая поможет запомнить эту последовательность:

Упражнение 2. История

Память и внимание

Чтобы установить надежность в кодировании этих поведений и отзыве детей, два кодера независимо забили 25% записей с каждого момента времени и должны были получить как минимум 80% соглашения по каждому файлу. Показатели процентного соглашения варьировались от 80% до 99%, в среднем 86%, а Каппас варьировался от. 72 до. 98, со средним значением. После того, как была установлена ​​надежность, один из кодеров завершил оставшуюся часть записей.

Сортировка-напоминание с организационным обучением

На каждом испытании этой задачи, которая была смоделирована после того, как она была использована, детям было представлено 16 карт с линейными чертежами, которые были взяты из четырех концептуальных категорий, что позволяет оценивать организационные стратегии как на входе, так и на выходе. На первом этапе оценки каждому ребенку были даны три испытания задачи Сортировка-Напоминание, включая базовые, учебные и обобщающие оценки. Во времена 2 и 3 детям было представлено одно неинструктивное обобщающее исследование.

Когда важно запомнить последовательность, придумайте историю, в которой участвуют предметы из списка. При этом запоминать нужно не столько слова, сколько визуальный ряд. Например, такой список:

  • Пингвин
  • Самолет
  • Конверт
  • Белка
  • Сюрприз
  • Коньки
  • Шляпа

Придумываем историю:

Пингвин вышел из самолёта, обмахиваясь веером, и тут ему вручили конверт от Белки. В нем был сюрприз - её фотография на коньках и в шляпе.

В базовом исследовании во время 1 карты с картинками были представлены в квази-случайном порядке, так что категорически связанные предметы не отображались смежно, и детям предлагалось делать все возможное, чтобы помнить фотографии. Напротив, на последующем учебном процессе детям были даны указания о том, как использовать категоризацию во время учебы и вспоминать как средство запоминания. Кроме того, обобщающее исследование во время 1, введенное после 15-минутной задержки, включало представление нового набора карт, позволяющее оценить дальнейшее использование стратегий в отсутствие конкретных инструкций для этого.

Потренируйтесь на списке:


  • Кошка
  • Собака
  • Дерево
  • Самолет

Упражнение 3.

Запомнить пару предметов легко, если связать их действием.

Получится мини-история:

Енот - Гирлянда: Енот повесил в норе гирлянду.

Круг - Квадрат: Квадрат потерял свои углы и стал кругом.

Чтобы измерить сортировку, отзыв и кластеризацию детей, экзаменаторы регистрировали места сортировки детей, количество отобранных предметов и порядок запоминания предметов. Два кодера независимо забивали все рекорды, причем любые расхождения были разрешены путем изучения оригинальных видеокассет.

Чтобы предоставить информацию о контексте в классе, два исследователя неоднократно делали наблюдения, используя систему таксономии поведения учителей, которая была специально разработана для характеристики поведения учителей, а другая записывала полный контекстный рассказ о текущем уроке и ответах детей. Первый наблюдатель использовал таксономию, чтобы судить о характере разговорной беседы каждого учителя. С таксономией можно сделать заявления о характере и степени использования учителями языка, которые могут поддержать воспоминание, тогда как система описательного кодирования позволяет последующим выводам о характере потребностей в памяти, передаваемых в классе.

Попробуйте запомнить предметы, придумав каждой паре мини-историю:

  • Корова – мяч
  • Бегемот – гитара
  • Мышь – чашка



Более конкретно, повествования предоставляют информацию о том, выражены или подразумеваются эти требования или ожидания. Таким образом, можно документировать степень, в которой учителя устно ссылаются на память в ходе своих занятий. Решения по кодированию принимались каждые 30 секунд, и в соответствии с рекомендациями таксономия и повествовательные кодеры меняли роли каждые пять минут. Кроме того, в дополнение к принятию решений наблюдателей наблюдательные периоды проводились в форме аудита. Уроки в этих областях часто были значительно менее чем за полчаса, и для сбора необходимого времени потребовалось несколько поездок в каждый класс.

Упражнение 4. Детали
Это упражнение развивает визуальную память. Сначала покажите ребёнку картинку с одной стороны и дайте хорошенько рассмотреть. Попросите представить, что он оказался внутри этой картинки, и описать происходящее. Например: «Сначала я посмотрел на дерево, оно высокое, на нём один листочек. Потом понюхал фиолетовый цветок. Потом увидел трёх бабочек…».

Занятия составляли от 3 до 30 минут преподавания под руководством преподавателя, и для каждого преподавателя потребовалось от 2 до 7 посещений, чтобы собрать 60 минут обучения в каждой предметной области. Таксономия требует классификации беседы каждого преподавателя на четыре широкие категории: обучение, деятельность по когнитивной структуризации, запросы памяти и метакогнитивная информация.

Для описания типов информации, предоставляемой преподавателями, использовалось несколько кодов, таких как предоставление конкретной информации о заданиях, общая информация или предполагаемое резюме о предстоящей деятельности или чтение из книги. Эти коды инструкций использовались в ситуациях, когда учитель предлагал информацию, не требуя конкретных действий своих учеников.

Затем переверните картинку и попросите ребёнка вспомнить, чего, в отличие от первой, на ней не хватает.


Упражнение 5. Визуальный конспект

Теперь тренируем слуховую память. Это упражнение отлично подходит для запоминания стихотворений и песен. Конечная цель техники - научиться делать визуальный конспект мысленно, не прибегая к помощи бумаги.

Деятельность по когнитивному структурированию

В отличие от Инструкции, коды использовались для бесед учителя, которые побуждали детей посещать или манипулировать материалами способами, которые, как известно, влияют на кодирование и извлечение информации. включают регулирование внимания, массированное повторение, выявление признаков, категоризацию, определение отношений, выводов и визуальных образов. Как можно видеть, некоторые из этих действий можно рассматривать как побуждение к глубоким уровням обработки, которые были изучены в лабораторных исследованиях памяти.

Прочитайте ребёнку один из этих списков и попросите сделать визуальный конспект на листе бумаги. Объясните, что он может делать любые пометки - буквы, цифры, значки, - которые помогут ему вспомнить услышанные слова.

  • Дерево
  • Портфель
  • Телевизор
  • Телефон
  • Дед Мороз

Подведем итог

Данные упражнения направлены на развитие произвольной долговременной памяти. Вы можете самостоятельно придумывать упражнения на основе описанных пяти техник.

Эти коды использовались, когда учитель попросил учащихся получить уже полученную информацию или подготовиться к будущей деятельности. Доклады о опыте или предварительном знании могут быть эпизодическими, семантическими или процедурными. Напротив, запросы, связанные с будущим, могут быть проспективными или ожидаемыми.

Эти коды использовались, когда преподаватель предоставлял или запрашивал метакогнитивную информацию, которая могла бы облегчить работу детей по целому ряду задач в классе. Чтобы проиллюстрировать это, учитель может сделать предложение, предоставить метакогнитивное обоснование или поставить метакогнитивные вопросы. Напротив, иногда учитель может рекомендовать подавление или замену стратегии.

Желаем вам и вашим малышам успехов и продуктивных, интересных совместных занятий!!!


Для того чтобы развить память у ребенка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, распечатанный материал, а также описание игр и упражнений из статьи . При соблюдении этих условий уровень памяти ребенка дошкольника может практически достичь уровня подростка. В статье кратко описаны виды памяти человека, особенности развития памяти у детей, а также игры и упражнения для развития памяти. Именно на игры и упражнения сделан основной упор в статье. Очень полезно будет узнать и о еде, которая необходима как ребенку так и взрослому для улучшения памяти.

В дополнение к этому кодированию поведения учителей, наблюдательные рассказы предоставляют богатую контекстуальную информацию, которая позволяет интерпретировать связанные с памятью вопросы, заданные учителями во время обучения. На основе описательных заметок можно было охарактеризовать дальнейшие 30-секундные интервалы, которые были закодированы в соответствии с таксономией как содержащие «запросы памяти». Более конкретно, в рассказах содержится информация о том, были ли эти вопросы, связанные с памятью, теперь закодированными как «Преднамеренные требования к памяти» - были представлены в выраженной форме, в которой цель запоминания была заявлена ​​явно или была просто подразумевается необходимостью получения информации для ответа на вопрос.

Виды памяти у человека

Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы , такие как мышление, например. Память бывает:

  1. Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
  2. Непроизвольная – не заставляет.

Если молодой парень, который хочет заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память . Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память — его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память .

Учитывая использование таксономии и системы описательного кодирования в качестве разворачиваемых уроков, наблюдатели в классе работали над достижением критерия надежности не менее 80% до начала сбора данных. Для оценки надежности использование наблюдателями кодов таксономии и описаний сравнивалось с оценками ведущего кодера и измерялось с точки зрения процентного соглашения. Оценки надежности таксономии варьировались от 80% до 96%, в среднем 87%, тогда как полученные для использования Повествовательной системы колебались от 92% до 100% и составляли в среднем 94%.

Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти . Все что помниться дольше этого – долговременная . имеет свои особенности, а теперь вернемся к развитию памяти детей и отметим некоторые особенности этого развития.

В последующих разделах кратко представлены несколько аспектов способности детей вспоминать, использовать стратегии памяти и использовать обучение в организационных методах, а также описание контекста в классе и обработку различий между учителями в термины их «мнемонической ориентации». В заключительном разделе сравниваются навыки памяти детей в преподавании первоклассных учителей, которые являются высокими или низкими в их мнемонической ориентации, а иерархические линейные модели используются для изучения гипотетических связей между контекст и траектории детской памяти.

Особенности развития памяти у детей

Еда для памяти

Для начала стоит сказать о режиме дня. Не дня без спорта. Зарядка, пробежка, или любая другая физическая нагрузка необходима малышу для нормального развития мозга и памяти. Сосуды расширяются – кровоток улучшается. Полноценный сон также очень важен (для дошкольника не менее 9 часов).

Пусть ребенок ест чаще (5 раз в день) но небольшие порции. Это поддержит мозг в тонусе. Есть лучше всего различные каши, орехи, жирную рыбу, бобы, фрукты и овощи. Принимайте рыбий жир в капсулах и ешьте салаты с растительным маслом (витамин Е).