Ремонт и обслуживание оптических CD-DVD-ROM-RW-приводов. Какими средствами очистить устройство чтения дисков

Как я уже писал ранее в других статьях, самой большой проблемой для компьютера является пыль. Она забивается куда только можно в таких количествах, что порой просто диву даёшься. DVD-привод оптических дисков - не исключение.

Пыль, если устройство не чистить, влияет на работу лотка привода, снижает точность работы лазерного механизма и влияет на качество работы прижимной механики. В общем, DVD-привод необходимо чистить хотя бы раз в год. Оптимально - раз в полгода.

Для чистки и тех.обслуживания DVD-привода понадобится смазка, ватные палочки и спирт. После извлечения DVD-привода из системного блока, надо снять его переднюю панель. В первую очередь необходимо выдвинуть лоток привода. Делается это при помощи любого длинного и тонкого предмета (иголки, скрепки, куска проволоки длинной 3 см.).

На передней панели любого DVD-привода есть маленькое отверстие (п.2 на нижнем фото). За ним (с внутренней стороны панели) располагается механизм ручного открывания лотка. Надо с небольшим усилием надавить на этот механизм через отверстие и лоток выдвинется на 1-2 сантиметра, после чего его можно выдвинуть до конца вручную.

Далее с лотка надо снять пылезащитную крышку. Для этого надо перевернуть привод и, отогнув крышку пальцами, потянуть её вниз. На крышке, как правило, есть две защёлки (п.1 на нижнем фото) и две направляющие, на которых крышка держится. Снимается она без особых усилий.

Далее надо утопить защёлки передней панели. Их, как правило, четыре (две снизу, две по бокам), либо пять (две по бокам, три снизу). После снятия передней панели откручиваются болты (4 или 5 штук) на нижней крышке DVD-привода и крышка снимается.


Затем нужно взять DVD-привод за верхнюю крышку и слегка потрясти. Пластиковый механизм привода выпадет из верхней крышки (см. фото ниже). После снятия крышек снимается сам лоток оптического диска. Он выдвигается до упора, затем отгибаются фиксаторы, расположенные на задней части лотка по углам (см. фото ниже) и лоток вынимается.


Все лишние запчасти с DVD-привода сняты, можно приступать к чистке. Основная часть корпуса DVD-привода имеет много выемок, пазов и углублений. Их надо тщательно продуть для удаления скоплений пыли. Даже небольшое её количество у задней стенки или в пазах хода лотка может привести к тому, что лоток перестанет открываться (закрываться).


Лоток приводится в движение при помощи моторчика, который сообщается с механикой резиновым ремешком (пассиком). Снимать пассик нужно осторожно, чтобы не растянуть его. От состояния пассика зависит механическая работа лотка привода. К слову сказать, с лотком частенько возникают проблемы после длительной (больше двух лет) эксплуатации без обслуживания. Сначала в направляющие набивается пыль и лоток не попадает из-за этого в крайнее положение, а затем растягивается пассик из-за того, что приводной механизм не может открыть лоток из-за неправильного положения лотка.


Вслед за пассиком снимаем плату управления механикой (1 или 2 защёлки). Следует также проявлять осторожность, чтобы не повредить шлейф управления двигателем, идущий от основной платы. На недорогих моделях шлейфы вполне могут оказаться хрупкими или плохо припаянными. Удаляем пыль с механики мягкой щёткой или воздухом с обеих сторон (сверху и снизу). В идеале желательно пройтись по всему DVD-приводу сначала щёткой, а затем продуть воздухом (например, при помощи резиновой груши, которая продаётся в любой аптеке).


После того, как вся пыль из корпуса привода убрана, резиновые детали обезжириваются спиртом и удаляется старая смазка с направляющих (обычно к моменту ТО там смесь мелкодисперсной пыли и грязи с небольшим количеством оставшейся смазки).


В заключении подвижные трущиеся механические части смазываются небольшим (мизерным) количеством смазки, чтобы только образовать плёнку (больше не желательно). Видимого скопления смазки быть не должно.



Финальным штрихом является продув (только резиновой грушей) линзы лазерного механизма (протирать её ни в коем случае нельзя) и привод собирается обратно.

Регулярно используемый привод CD-ROM или DVD любит собирать пыль и другие «ненужные вещи». Если вы ищете способ, как эффективно очистить устройство чтения-записи дисков без необходимости разборки компьютера на части, вот инструкция.

Когда привод CD-ROM требует чистки

Самый очевидный сигнал – когда ваш DVD-привод отказывается нормально работать . Это может быть вызвано многими вещами, но очистка диска может помочь.

Другой признак – это когда ваш компьютер имеет сложности с чтением дисков . Третий сигнал – это странный звук , когда привод пытается открыть диск или даже во время выдвижения и втягивания.

Еще один знак – это когда используемый диск дергается (хотя тогда это может быть вина диска). Это только наиболее распространенные симптомы.

Общий вывод такой: если ваш CD-ROM / DVD не работает – почистите его. Если это не помогло, попробуйте очистить его еще раз, а если и это не помогает, вероятно, привод неисправен и Вам следует заменить его на новый или отдать имеющийся в ремонт.

Что нужно, чтобы очистить привод

Разумеется, не используйте метода сдувания. Ваше дыхание содержит много влаги, которая может нанести ещё больший ущерб, вплоть до необратимого разрушения привода.

Как подготовить привод к очистке

Включите компьютер и извлеките перегородку удерживающую диск. Затем снова выключите компьютер , оставив перегородку выдвинутой. Извлеките из дисковода диск, если он был в компьютере.

Как чистить DVD-привод

Вставьте «соломинку» в отверстие баллончик со сжатым воздухом. Если у Вас ноутбук, положите его на край стола, так чтобы отсек для CD-ROM / DVD свисал в воздухе.

Держите банку с воздухом перпендикулярно к полу (то есть, в вертикальном положении) и смотрите, чтобы не качать ее, так как содержащийся в ней газ может повредить ваш CD-ROM / DVD. Вставить соломинку в разъем привода и слегка нажмите кнопку спуска воздуха из баллончика.

Повторите процедуру два или три раза, и затем включите компьютер и посмотрите работает ли привод.

Что делать, если это не приводит к желаемому результату

Некоторые учебные видео или интернет-страницы рекомендуют полностью извлекать дисковод из компьютера. Не делайте этого. Во многих случаях выполнение данной операции может стоить потери гарантии, и даже если нет, это может привести к повреждению дисковода.

Что вы можете сделать

Позвоните специалисту по техническому обслуживанию или привезти компьютер в сервис. Также вы можете связаться с производителем и спросить совета. Если ваш компьютер находится на гарантии, то, конечно, у Вас записан номер телефона, по которому следует звонить в таких случаях.

Несколько подсказок по очистке привода

Привод дисков CD-ROM / DVD это очень деликатная часть компьютера , требующая хорошей заботы. Вы можете его чистить до появления тревожных сигналов.

Тщательно и ответственно используйте сжатый воздух, чтобы не повредить компьютер. Когда опорожните емкость, не бросайте её в мусор. Баллончик со сжатым воздухом часто содержат токсичные вещества, поэтому мы должны их выбрасывать в специальные контейнеры с отходами, представляющими

Методика разборки CD-привода автомагнитолы

Большинство поломок автомагнитол возникает по причине неисправностей, связанных с CD-приводом компакт-дисков. При ремонте возникает необходимость в разборке CD–привода для того, чтобы получить доступ к электронным компонентам привода.

Методика разборки/сборки CD-привода автомагнитолы с тремя двигателями уже рассматривалась на страницах сайта. Конструкция его достаточно проста.

На этот раз рассмотрим поэтапно разборку CD-привода другой конструкции. В нём применено всего два двигателя. Это несколько усложняет всю механическую часть привода, но с точки зрения рационального использования электродвигателей это, несомненно, разумный шаг разработчика.

В данной конструкции CD-механизма один двигатель выполняет две функции: загрузка/выгрузка диска и позиционирование оптического блока. Второй двигатель служит лишь для раскрутки компакт-диска.

Рассмотрим поэтапную методику разборки CD-привода.

В качестве учебной задачи поставим цель демонтировать двигатель шпинделя. Для этой, казалось бы, лёгкой задачи необходимо разобрать почти половину CD-привода автомагнитолы и убить при этом немало времени .

Для начала нужно вынуть блок CD-механизма из корпуса автомагнитолы. Делать это нужно аккуратно и стараться не повредить гибкий шлейф, который соединяет электронную часть CD-привода и основную печатную плату прибора. Шлейф лучше отсоединить на стороне CD-механизма и оставить его присоединённым к основной плате. В таком случае шлейф не будет мешать при разборке CD-привода, и этим мы убережём его от случайных повреждений.


Далее для того, чтобы получить доступ к приводу шпинделя необходимо вскрыть крышку CD-привода. С помощью пинцета отстёгиваем 4 пружины растяжения, которые закреплены между механизмом шасси и верхней рамкой.


Полностью снимать пружины нет необходимости, достаточно освободить ту часть пружин, которые непосредственно соединены с верхней крышкой. Те пружины, которые свободно снимаются с механизма лучше снять полностью и положить в надёжное место. Это исключит их потерю.

После того, как пружины сняты, выкручиваем 4 болта, которые крепят верхнюю крышку к основной части блока. Снимаем верхнюю крышку.

Теперь мы имеем доступ к прижимной планке, роль которой - фиксировать компакт-диск во время работы. Но этого не достаточно, чтобы легко извлечь двигатель шпинделя. Поэтому необходимо поднять прижимную планку. Для этого нужно с помощью пинцета снять пружину растяжения, удерживающую прижимную планку в прижатом состоянии.


Затем убираем пружину кручения. Эта пружина подталкивает прижимную планку вверх. Необходимо запомнить, как именно установлена эта пружина, иначе при сборке её установка может вызвать трудности.


После этого можно приподнять прижимную планку. Этого вполне достаточно, чтобы произвести замену двигателя шпинделя, но если требуется большая свобода движений, то ищем ещё три пружины растяжения. Две по бокам. Они прижимают пластмассовую планку.


Пружины фиксации

Ещё одна пружина фиксирует прижимную планку на основном каркасе. Если снять эту пружину, то прижимная планка легко откидывается вверх.

После этого будет обеспечен полный доступ к двигателю шпинделя.


Как правило, он крепиться к механизму шасси посредством двух маленьких болтиков. Двигатель лучше снимать вместе с установочным столиком. В основании механического шасси есть паз, который как раз и предусмотрен для того, чтобы демонтировать двигатель не отсоединяя установочный столик. При замене двигателя следует руководствоваться рекомендациями по замене двигателя в CD-приводе .


При сборке привода не забудьте установить пластиковый рычаг в паз. Если этого не сделать, то прижимная планка во время работы не будет фиксировать диск и автомагнитола работать не будет.


Приведём несколько правил, которые нужно соблюдать при разборке CD-привода.

    При разборке CD-механизма все операции необходимо производить без применения излишней силы. Если разборка происходит правильно, то все элементы механизма отсоединяются легко.

    Стоит избегать чрезмерного растяжения пружин. В спешке легко деформировать пружины растяжения. В последствие найти подходящую пружину будет нелегко.

    Все мелкие элементы: болты, пружины, пластмассовые элементы стоит помещать в отведённое место, чтобы исключить их потерю.

    Если есть возможность, то перед разборкой лучше извлечь компакт-диск из дисковода. При этом все механические части привода примут первоначальное положение. Также не стоит разбирать те части механизма, которые не требуют вмешательства. Особенно это относиться к всевозможным механизмам, в составе которых имеются пластмассовые шестерни. При сборке правильно установить снятые шестерни в нужном положении крайне трудно. Те, кто хоть раз ремонтировал сложные механические узлы кассетных автомагнитол, хорошо знают это правило.

    При сильном загрязнении CD-механизма необходимо произвести тщательную чистку всего блока. При этом оптический блок лучше снять, чтобы исключить загрязнение линзы фокусирующей системы. Для чистки можно использовать старую зубную щётку и миниатюрную кисть.

    В случае если нет опыта разборки CD-привода, то есть смысл по ходу разборки делать фотографии.

    Это поможет при возникновении непредвиденных вопросов по ходу последующей сборки. Фотографии можно делать камерой сотового телефона с разрешением 2.0 – 3.0 мегапикселя в режиме съёмки документа. Режим съёмки “документ” обладает более хорошей детализацией. Так, например, все фотографии для этой статьи сделаны с помощью камеры сотового телефона Sony Ericsson K810i.

Если после сборки CD-механизм работает неправильно, следует проверить корректность установки всевозможных пластмассовых направляющих в пазы, а также правильную установку пружин.

И, напоследок, главное правило: Не спешить!

Как с этим бороться? Как переписать любимый фильм или музыку с cd или dvd диска? Если поцарапан сам диск - можно .

Если с диском все в порядке - проблема с приводом чтения дисков. Дело в том, что со временем линза, которая фокусирует лазерный луч на поверхности диска мутнеет из- за грязи и пыли и перестает нормально справляться со своими задачами.

Нам необходимо почистить линзу лазера, разобрав привод cd-rom (или dvd, не имеет значения, разбираются они одинаково). Для этого снимаем крышку с системного блока и откручиваем винты, которые держат привод в салазках. Возможно, придется открутить и снять крышку системного блока и с другой стороны. Открутив все винты по бокам, отключаем питание и шлейф передачи данных. Вытягиваем привод.

Вот он, лежит. Для примера был взят с полки старенький привод марки Самсунг.

Если привод закрыт, нужно его открыть, выдвинув лоток для дисков. Для этого предусмотрено отверстие для ручного открытия лотка. С помощью скрепки открываем лоток.



Находим их, отщелкиваем и снимаем морду.



Открутив 4 винта снимаем нижнюю крышку (на животе привода).


Снимаем нижнюю крышку.


Переворачиваем привод и снимаем верхнюю крышку


Тут уже видно линзу.


Протираем ее ватной палочкой, смоченной в спирте. В крайнем случае пойдет водка. Еще более крайний случай - одеколон на спиртовой основе. Протерев линзу собираем все обратно. Закрываем крышки, закручиваем винты, защелкиваем морду. Ставим привод в корпус и закрутив винты подключаем шлейфы.


CD-ROM доживает последние дни! Да, вполне вероятно, в Америке и так, но на наших просторах, с нашей любовью к «пиратам», старый добрый СиДиРом проживет так же долго, как еще порою встречаемый 486-й комп.

Зачем это нужно?

Зачем ремонтировать CD-ROM, когда цена ему - копейки?! Да, если у Вас обычный (китайский) Сидюк, то много проще купить новый (хотя и не за такие уж и копейки), так как даже продать его, в смысле на запчасти, не удастся. Но есть случаи, когда старенький 40-48-х привод, читавший до недавнего времени без проблем любые, даже поцарапанные гвоздем диски, вдруг замолк и ни гу-гу, а новый пишущий красавчик порою не может прочесть то, что сам же записал. В последнее время наш рынок прямо таки наводнился добрыми снаружи, ужасными внутри приводами, и это уже «неизлечимо».

Профилактику можно проводить с любым приводом - это дело несложное, а вот ремонт имеет смысл затевать, когда появляются проблемы с действительно достойным и ценным девайсом.

Считаю необходимым предупредить, если ваш привод еще на гарантии, то не рискуйте, во всех остальных случаях знайте, что действуете вы на свой страх и риск. Так же, следует соблюдать меры предосторожности; если необходимо включать разобранный привод, не заглядываете непосредственно в линзу лазера - это может повредить зрение; лучше не ставить в открытый привод диск - не дай бог он сорвется, на таких оборотах он запросто отрежет не только руку, но и голову!

Разборка и сборка

В зависимости от модели и производителя приводa (здесь и далее все CD-ROM-DVD-ROM-RW именуются просто привод, что не меняет сути дела, в общем-то изнутри они все одинаковы), разборка и сборка может быть как элементарно-простой, так и довольно сложной даже для специалиста. Основные шаги разборки и сборки в общем-то, одинаковы и не стоит пугаться неведомого. Напоминаем, что этой процедуре подвергается уже сломанный, нерабочий или близкий к этому привод, который так или эдак придется выбрасывать (специалиста по ремонту подобной техники у нас, в Алматы, найти трудно). Но есть неплохие шансы не столько сэкономить средства, сколько сохранить качественную вещь.

Во-первых, запасаемся отвертками - крестовыми и обычными плоскими, пинцетом, коробочкой под винтики. Отвертки лучше всего намагнитить, тогда на них легко «цеплять» вечно ускальзывающие и уворачивающиеся винтики. Чтобы потом не ломать голову, необходимо сразу, по ходу разборки, тщательно запоминать что-где привинчено, что-где и как подсоединено.

Вынув из компьютера привод, на металлическом корпусе устройства находим четыре винта, выкрутив которые мы можем снять сам корпус. Иногда этому может помешать пластмассовая передняя панель. К корпусу она крепится пластмассовыми защелками, но сначала необходимо выдвинуть лоток. Распрямляем обыкновенную скрепку и вставляем ее в отверстие на передней панели привода, которое служит для аварийного извлечения диска. Аккуратно нажимаем скрепкой - этим мы разблокируем лоток - поддев отверткой (ногтем) сам лоток, вытягиваем его. Лоток может выходить с некоторым сопротивлением - это нормально. Нажимая на защелки лицевой панели, снимаем ее. Теперь можно свободно снимать верхнюю металлическую крышку привода.

В зависимости от целей (профилактика или ремонт), останавливаемся на этом или производим полную разборку устройства. Для профилактических целей - очистка - достаточно снять только крышку, если проблема серьезней или неопределена, придется разобрать весь привод.

Снимая остальную часть металлического корпуса, надо быть очень внимательным, так как на разных моделях, они снимаются по-разному. В некоторых моделях начинка CD-ROMa так же закрепляется винтами, на других она держится при помощи резиновых амортизирующих прокладок, на третьих приходиться сдвигать корпус или даже разжимать в стороны боковые стенки.

Печатная плата (электроника), так же крепится или винтами или пластмассовыми защелками. Освобождаем ее и не дергая, аккуратно приподнимаем - на плату от двигателей и от блока с лазерной головкой идут гибкие шлейфы, и провода питания - запомнив, а еще лучше пометив маркером что-куда подсоединяется и в каком положении, отсоединяем их. Чтобы отсоединить гибкие шлейфы, надо прежде разблокировать их - как правило, на разъемах, по бокам находятся выступы, оттягиваем их плоской отверткой и шлейф свободен.

На этом основная часть разборки заканчивается. Остальные действия зависят от поломки. Двигатели снимаются лишь в том случае, если они действительно неработоспособны и их есть чем заменить. Каретку с лазером и оптикой снимают в крайнем случае, когда повреждения точно определены и есть необходимые запчасти.

Сборка производится обратным порядком, лишние винты, неподключенные или перепутанные шлейфы и провода заставят Вас повторить все операции снова.

Профилактика, неисправности, ремонт

Если ваш привод, в общем-то, работает, но через раз, долго открывает диск, сообщает об ошибках, отказывается читать вполне сносные диски, то видимо настало время профилактики. В большинстве случаев причина подобных неприятностей - элементарная загрязненность. Когда компакт-диски, собирая пыль и грязь, валяются кучками по всей квартире, когда ваши дактилоскопические отпечатки покрывают диск в несколько слоев, ждите именно таких неприятностей.

Открыв верхнюю крышку привода первым делом удаляем пыль и грязь - продуваем, кисточкой, пылесосом. Если смазка на направляющих и зубчатых передачах выдвижения лотка и передвижения каретки с лазерным блоком подсохла, загрязнилась, удаляем ее, желательно мягкой тканью смоченной в спирте или чистом бензине. Можно вытирать и сухой тряпицей или ватным тампончиком, намотанным на спичинку (следите, чтобы ватных ворсинок не оставалось на механизмах!). После эти элементы привода надо смазать какой-нибудь густой смазкой - технический вазелин, циатим.

Следующим на очереди идет протирка спиртом посадочного места на центральном двигателе (том, что крутит сам диск). Загрязнение этого узла приводит к проскальзыванию диска и как результат ошибки в считывании данных или отказ вообще читать диск.

Выдвижение лотка привода осуществляется либо через систему шестеренок, либо, что чаще посредством пасика. При необходимости замените пасик - любым подходящего размера (от магнитофона или плеера). Несмотря на то, что руки так и тянутся протереть пасик спиртом, этого делать не стоит - спирт обезжиривает и сушит, в результате резиновый пасик вскоре начнет трескаться.

Проверьте надежно ли закреплен центральный двигатель, если есть бой требуется затянуть винты, которыми он крепится. Не забывайте, что большинство даже весьма именитых приводов изготовляются в Китае, где недокрутить винтик, вместо четырех оставить два - в порядке вещей.

В последнюю очередь очищается лазер, вернее линза или внешняя сторона преломляющей призмы. Это довольно ответственный момент, так как устройство находится в подвешенном состоянии и приложив чуть большее усилие можно вывести его из строя, причем безвозвратно. Чистку производят чистой обезжиренной спиртом и высушенной мягкой беличьей (колонок) кисточкой для акварельных красок. Можно дохнуть на линзу и круговым движением от центра к краю протереть сухим ватным тампоном. Следите, чтобы даже малейшие ворсинки от ваты или кисточки не остались на оптике лазера.

В более тяжелых случаях придется прибегнуть к возможному ремонту, в зависимости от вашего желания, квалификации и способности мыслить.

Если привод не определяется в БИОСе - погорела электроника, ремонту не подлежит. Однако дело может быть в повреждении шлейфа - подключите привод к другому шлейфу. Еще одна причина - окислились контакты питания - почистите их на самом приводе, и чуть сожмите бокорезами или пинцетом в разъеме типа «молекс». Не вращается центральный шпиндельный двигатель - найти аналогичный рабочий большая проблема. Сгорел или «подсел» лазер - то же, что и с двигателем. В общем-то, все эти поломки вполне ремонтируемые, но для их исправления необходимо иметь достаточно большие познания и опыт в электронике.

Необходимое пояснение. Недорогие приводы имеют соответствующую начинку, которая имеет обыкновение ломаться казалось бы на пустом месте: у шестеренок частично стираются зубцы или ломаются пластмассовые оси, «самопроизвольно» выскакивают всевозможные пружинки, болтаются направляющие, лопаются различные пластмассовые детальки. Определить такого рода поломку можно только внимательным изучением внутренностей привода, некоторые вещи легко исправить, другие уже невозможно. Так, например, в пишущих приводах частая поломка - «выгорание» лазера. Можно на какое-то небольшое время устранить эту проблему, увеличив подаваемое на лазер напряжение с помощью переменного резистора, но привод после этого проработает совсем недолго.

Изношенные шестеренки, если есть такая возможность, можно приподнять, подложив тонкие шайбы или вообще перевернув их.

Теперь остается только собрать привод и, если все было сделано правильно и аккуратно, он заработает как новенький.

Кое-что о «нечитаемых» дисках

Компакт-диск не самая прочная вещь и повредить его весьма просто. Не считая заведомо «запоротых» при записи, есть три самых распространенных вида повреждений дисков: 1 - повреждение, царапины, отслаивание верхнего защитного слоя, (там, где наносятся надписи и рисунки); 2 - трещины в районе центрального отверстия; 2 - царапины на зеркальной поверхности.

В первом случае уже ничего нельзя исправить, разве что надеяться, что потерянными окажутся не самые важные данные. Наличие трещин в центре диска чревато разрывом (взрывом) диска в приводе и от их использования лучше всего отказаться - рискуете потерять весь привод. Но если на диске ценная информация, проклейте места трещин китайским быстросохнущим клеем, этого должно хватить хотя бы на возможность снять копию с диска. Последний вид повреждений самый распространенный и неопасный. Множество мельчайших царапинок делают диск матовым и плохо читаемым. Если есть нужда, можно попробовать аккуратно отполировать поверхность пастой ГОИ.

Кроме того, существуют различные утилиты, которые помогают в ряде случаев прочесть проблемный диск.

Ремонт хорошего оптического привода помимо материального принесет еще и моральное удовлетворение, и даже в случае неудачи, приобретенный опыт (а заодно и кучу запчастей на будущее) вообще трудно оценить. Дерзайте и удачи вам!

Михаил Дмитриенко, Алма-Ата