Бриг 001 или импортный усилитель

Бриг У-001- стерео

Усилитель - Бриг-001-стерео
Ленинградское объединение "Океанприбор", Кировский завод "Ладога".

Разработка усилителя с 1970, опытный выпуск с 1975, серийный с 1976 года.

Усилитель Бриг-001-стерео , (позднее Бриг У-001-стерео ) предназначен для высококачественного усиления музыкальных или речевых программ с
микрофона, магнитного или пьезоэлектрического звукоснимателя, тюнера, магнитофона и других источников сигналов.
В усилителе Бриг У-001- стерео имеется:
*ступенчатая регулировка громкости и тембра,
* возможность изменения АЧХ с помощью фильтров ВЧ и НЧ,
* система мягкого включения, исключающая щелчки при включении или выключении,
* защита от КЗ нагрузке,
* световая индикация сети и перегрузки каналов.
К Усилителю можно подключить четыре АС с сопротивлением от 4 до 8 Ом, и стереотелефоны.
Усилитель имеет низкий уровень шума, малые интермодуляционные и гармонические искажения, линейность фазовой и частотной характеристик.

Основные характеристики усилителя Бриг У-001-стерео

Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 ом, 2х50 Вт.
Номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ 20...25.000 Гц.
Коэффициент гармоник в диапазоне частот 40...16000 Гц 0,1 %.
Коэффициент искажений 0,15 %. Разделение каналов на частоте 1000 Гц 50 дБ.
Отношение сигнал/взвешенный шум для ЛВ - 86 дБ.
Потребляемая мощность 150 Вт.
Габариты - 452х372х118 мм.
Масса 15 кг.

Техническое состояние: исправное


Из коллекции - шедевр советского усилителестроения! Состояние и комплектацию прошу оценивать самостоятельно по фотографиям - весьма привлекательное, фото оригинал, только ресайз. Не пользуюсь давно - решил продать. Работоспособен, но с оговоркой: после хранения стал тихий звук в одном канале, при вращении регулятора баланса звук поднимается до уровня другого канала. В предусилителе стоят неполярные электролитические конденсаторы - замена должна решить вопрос, за доступную плату могу произвести необходимые работы . Претензии по работоспособности, внешнему виду после пересылки не принимаю, в описании всё указывается на момент выставления аппарата на аукцион.

Посмотрю и заплачу - НЕТ. Выход на связь-3 дня,получение денег за лот-7 дней. Оплата-карта СБ или наличными. При нарушении условий аукциона лот сразу перевыставляю, покупателю отрицательный отзыв. Самовывоз или ТК Энергия , другие варианты оговариваются до того, как делается ставка, после окончания торгов переговоры по условиям аукциона не возможны. За действия ТК ответственность не несу. Обязательная предварительная упаковка лота стреч-плёнкой 200 руб.Участников с низким рейтингом и плохими отзывами прошу предварительно обращаться в "задать вопрос продавцу", возможно удаление ставки. Ставки покупателей с положительным рейтингом не удаляю. Прежде, чем делать ставку ознакомьтесь с условиями, дабы впоследствии не возникло недопонимания. Тему письма по аукциону прошу указывать, как название и номер лота. Письма без темы или с темами "купил", " аукцион", "хачу", "давай дишевли" и т.д. не читаются - удаляются автоматически.

Как-то на форуме прозвучал вопрос: Что лучше: «БРИГ-У-001» или «Одиссей-010»? Я влез в дискуссию со своим мнением, что Бриг легко и быстро доводится до ума, а с Одиссеем надо повозиться, да ещё с неопределённым результатом. От дальнейшей дискуссии оппоненты отказались, посчитав моё мнение недостойным обсуждения. Затем мне на почту пришло письмо с просьбой помочь довести Бриг до ума. По моей просьбе автор письма прислал мне схему в формате djvu. Оказалось, что она значительно отличается от первоначального варианта, с которым я сталкивался в 80-е годы. Правда, более всего в части усилителя мощности (УМ). В первоначальном варианте усилителя УМ был полностью на дискретных элементах, и на выходе КТ808А. Здесь же на входе мало- шумящий операционный усилитель (ОУ), а на выходе комплементарные КТ818В и КТ819В. В других узлах и блоках изменения носили косметический характер. По одной схеме дать рекомендации невозможно, нужен аппарат. И вот он пришёл. Я взял у него подробное интервью. И вот что он рассказал о своих достоинствах, а также о тайных пороках и секретах.

Конструкция.

Аппарат проектировали три талантливых инженера. Электронщик – увлечённый Hi-Fi профессионал, создавший оригинальную и грамотную схему с небольшими шероховатостями. Дизайнер – также увлечённый системами звуковоспроизведения художник, создавший солидный внешний вид в оригинальном стиле. Конструктор, который долго проектировал коммутационные шкафы каких-нибудь РЛС и т.п. закрытых систем, создал подобную этим шкафам конструкцию, не приспособленную к массовому производству (с преобладанием ручной сборки), и жутко неремонтопригодную. Тем не менее, один из главнейших технологических показателей – топология общего провода, влияющая на динамический диапазон выходного сигнала и устойчивость всей системы, реализована правильно, что выделило этот усилитель из множества других, выпускавшихся в то время, своим качеством звука. Следовательно, доводка усилителя до желаемых показателей практически сводится к простому изменению номинальных значений некоторых резисторов и конденсаторов. Правда, чтобы добраться до них, приходится довольно кардинально разбирать всю конструкцию, рискуя порвать многие соединительные провода.

Нежданные радости.

Как и в «Радиотехнике У-101», разработчики заложили скрытую возможность увеличения выходной мощности путём увеличения напряжения питания, намотав всю вторичную обмотку трансформатора 11-14 одним толстым проводом. Для этого надо переместить провода мощного выпрямителя (ВМ) с контактов 15 и 16 соответственно на 11 и 14 контакт трансформатора. Получим увеличение напряжения питания на оконечной ступени УМ с +/-34В до +/-39В. Соответственно, выходная мощность каждого канала возрастёт с 50 до 70Вт на нагрузке 4 Ома. Но одновременно надо подготовить УМ к работе на повышенном напряжении питания.

Укрощение усилителя мощности (УМ).

Предоконечные транзисторы VT17-VT20 начинают перегреваться. Надо уменьшить проходящий через них ток, для чего увеличиваем R67-R70 с 33 до 100 Ом. Раскачивающие транзисторы VT8 и VT10 также начинают раскаляться. Опять же надо уменьшать ток, проходящий через них, для чего увеличиваем R31, R37, R34, R38 с 750 Ом до 1,8к. Для улучшения согласования выхода ОУ с раскачивающим транзистором пришлось уменьшить C15, C16 с 330 до 220пФ, С19, С20 с 100 до 47пФ и увеличить R33, R36 с 4,3 до 6,8к. Теперь можно подумать о качестве выходного сигнала. Электролитические конденсаторы С9 и С10 работают без поляризующего напряжения, поэтому выбраны с большим запасом. В этом месте вполне достаточно ёмкости 10мкФ, но неполярного конденсатора, а лучше плёночного или керамического. Оптимально – поставить неполярный электролитический конденсатор 10мкФ, шунтированный керамическим около 1мкФ. Резисторы R11, R12 пришлось увеличить с 1,3к до 10к для снижения влияния выходного сопротивления регулятора громкости R41/42 на полосу пропускания фильтров R11C5 и R12C7. Но решение не идеальное. Желательно заменить экранированный кабель от регулятора громкости к УМ на более высокочастотный с меньшей собственной ёмкостью. Что-то типа приборного РК-75, РК-50 и подобного.

Настройка УМ сводится к установке тока х.х. оконечных транзисторов около 40мА с помощью подстроечных резисторов R40, R44. Амперметр включать вместо предохранителей F1 или F2 соответственно.

Борьба за комфортную амплитудно-частотную характеристику (АЧХ).

Рекомендации того времени по формированию АЧХ блока тембров и тонкомпенсации опирались на имеющуюся тогда акустику, которая ещё не умела воспроизводить ни низкие частоты (НЧ) на должном уровне, ни высокие частоты (ВЧ). Да и источников сигнала, способных воспроизводить НЧ ниже 50Гц и ВЧ выше 15кГц почти не было. Только с приходом CD вдруг обнаружилось, что есть и инфранизкие и ультравысокие частоты, которые участвуют в формировании звукового образа. Посыпались новые разработки динамиков и акустических систем, позволяющих охватить новый диапазон. Рекомендации 60-х годов устарели, а новых никто не предложил, так как в 90-е всем нам было не до этого. Приходится создавать свои, наощупь, вслепую, прочищая уши и себе и друзьям и всем вокруг.

1. Глубина регулировки АЧХ блоком тембров не должна превышать +/-12 дБ, а не +/-16 дБ как раньше.

2. Частота перегиба кривой АЧХ на НЧ по уровню +3 дБ д.б. не выше 300Гц, а не 500Гц как раньше.

3. Частота перегиба кривой АЧХ на ВЧ по уровню +3 дБ д.б. не ниже 8кГц как и раньше.

4. Тонкомпенсация (ТК) необходима только по НЧ.

5. Глубина коррекции ТК д.б. не более 8 дБ, а не 12 дБ как раньше.

6. Частота перегиба кривой АЧХ ТК по уровню +3 дБ д.б. не выше 250Гц, а не 500Гц как раньше.

Исходя из перечисленных рекомендаций проведены изменения в усилителе тембра (УТ). Резисторы R3, R4, R7, R8 увеличены с 3,92к до 5,6к, а конденсаторы С5, С6 уменьшены с 4700пФ до 3300пФ. В цепях тонкомпенсации резисторы R31, R34 уменьшены с 2,49к до 1,6к, а конденсаторы С19, С20 увеличены с 0,22мкФ до 0,47мкФ. Если всё правильно перепаять, то в среднем положении регуляторов тембра должна сохраняться линейная АЧХ в более широком поле допуска.

Я предпочитаю слушать музыку при линейной АЧХ блока тембров и с включённой тонкомпенсацией. Такой режим позволяет на небольшом уровне громкости слышать всё, не напрягая ни себя ни соседей, то есть комфортно. Мои попытки отказаться от тонкомпен-сации окончились неудачей, а системы без коррекций, которые я слышал, всё равно содержали скрытый вариант дополнительного подъёма НЧ в виде акустического оформления или выпуклой АЧХ басовика. Не надо себя обманывать. Человеческое ухо – не измерительный микрофон, а сложная нелинейная система, которой надо угождать, а не насиловать её своими умозрительными построениями. Поэтому я не верю тем, кто утверждает, что надо слушать чистую линейку. Что-то у них не так: или с ушами или с аппаратурой.

Мелкие брызги.

Покаскадная проверка тракта прохождения сигнала с помощью импульсного сигнала прямоугольной формы выявила удивительную цепь коррекции R42C23 и R43C24 в другом канале в усилителе согласующим УС. Её назначение в каскаде, где д.б. линейная АЧХ, так и осталось загадкой для меня, но в исходном виде она сильно искажала импульсный сигнал, и только увеличение С23 и С24 с 470пФ до 0,015мкФ восстановило на выходе нормальный вид прямоугольника. И последние капли – конденсаторы С26 и С27 – единственные во всём тракте переходные электролитические конденсаторы. Посчитаем – достаточно 10мкФ. Можем заменить на пару керамических по 4,7мкФ. На худой конец зашунтировать имеющиеся электролитические керамическими ёмкостью около 1мкФ.

Заключение.

Ну вот и всё, что рассказал мне старый усилитель про себя и про своих создателей. Я залечил ему раны, нанесённые последним хозяином, вдохнул в него новую жизнь и передал следующему хозяину, который обещал бережно с ним обращаться.

Дополнение к этой статье.

Как удалось выяснить, корректирующие цепи R42C23 и R43C24 образовались случайно, в результате ошибки копировщицы. Номинальные значения ёмкости конденсаторов С23 и С24 должны быть 470 наноФарад, а не пикоФарад, как указано на схеме и, соответственно, впаяно в печатную плату. Как эта ошибка пошла в серию и нигде не вылезла – останется на совести производителей. Дополнительный анализ схемы усилителя согласующего УС показал, что для расширения полосы пропускания по НЧ надо увеличить ёмкость этих конденсаторов до 1мкФ плёночного или керамического типа. А если хочется получить суперзвук, то надо врезать в коллектор VT9 и VT10 резисторы R55 и R56 сопротивлением 68к, как показано на откорректированной схеме. Заодно надо удалить конденсаторы С6 и С8 ёмкостью 3,9пФ в усилителе мощности УМ для расширения полосы пропускания по ВЧ. Все эти дополнительные корректировки отражены в прилагаемой схеме.

Дополнение 2 к статье о «БРИГ-У-001»

После публикации статьи о доработке усилителя «БРИГ-У-001» от 6.03.2010г. ко мне обратился один из читателей с просьбой проделать все предлагаемые изменения в его экземпляре усилителя. Я бодро взялся за работу и через пару выходных дней все доработки, описанные в статье, были сделаны. Пора приступать к настройке. Подключаю амперметр, втыкаю на выход осциллограф, включаю усилитель и не верю глазам своим: вместо шумовой дорожки на выходе полный телевизионный сигнал во всей своей красе. При подаче небольшого полезного сигнала эту картину поглотил сигнал ВЧ генерации, амперметр зашкалил и начали разогреваться выходные транзисторы. Пришлось выключить усилитель. Проверил все свои изменения. Всё правильно. Предыдущий усилитель с теми же изменениями работал нормально. В чём дело? Чешу затылок, ищу причину. Оказалось, что верещит микросхема DA1 из-за изменений в цепях компенсации.

Ради копеечной экономии горе-рационализаторы закоротили R21, R22, и увеличили сопротивление резисторов R19, R20 с 1,3кОм до 4,3кОм, о чём есть запись в перечне и зменений в центре схемы. Поставил всё в соответствии со схемой – микросхема успокоилась.

Вылезла другая проблема: нестабильный уровень сигнала на выходе УМ. Оказалось, что контакты реле, подключающие сигнал с выхода УП ко входу УМ были распаяны наоборот. В результате переходные процессы включения УМ проходил и при открытом входе и провоцировали ударные процессы самовозбуждения. Изменил распайку в соответствии со схемой и закоротил переключающий контакт для надёжности. Нестабильность пропала.

В процессе поиска и устранения перечисленных ошибок обнаружилась необходимость дополнительных к приведённым в указанной статье доработок, повышающих устойчивость УМ и всего усилителя в целом:

Увеличить ёмкость С1, С2 до 0,1мкФ, что повышает устойчивость на высокой частоте на низкоомной нагрузке;

Увеличить сопротивление R23, R24, R25, R26 до 2кОм, что снижает тепловую нагрузку на все элементы печатной платы и сохраняет их параметры в пределах нормы.

Увеличить сопротивление R48, R50 до 33 Ом, что оптимизирует режим работы VT4, VT6 и, соответственно всего каскада.

В результате проведённой работы в затылке образовалась плешь, но и усилитель заработал в соответствии с ожидаемыми параметрами. Все описанные изменения (вместе со всеми предыдущими) внесены в прилагаемую схему красным цветом. Увидеть все изменения можно с помощью прилагаемого редактора. (см. выше)

Техническое состояние: исправное


Из коллекции - шедевр советского усилителестроения! Состояние и комплектацию прошу оценивать самостоятельно по фотографиям - весьма привлекательное, фото оригинал, только ресайз. Не пользуюсь давно - решил продать. Работоспособен, но с оговоркой: после хранения стал тихий звук в одном канале, при вращении регулятора баланса звук поднимается до уровня другого канала. В предусилителе стоят неполярные электролитические конденсаторы - замена должна решить вопрос, за доступную плату могу произвести необходимые работы . Претензии по работоспособности, внешнему виду после пересылки не принимаю, в описании всё указывается на момент выставления аппарата на аукцион.

Посмотрю и заплачу - НЕТ. Выход на связь-3 дня,получение денег за лот-7 дней. Оплата-карта СБ или наличными. При нарушении условий аукциона лот сразу перевыставляю, покупателю отрицательный отзыв. Самовывоз или ТК Энергия , другие варианты оговариваются до того, как делается ставка, после окончания торгов переговоры по условиям аукциона не возможны. За действия ТК ответственность не несу. Обязательная предварительная упаковка лота стреч-плёнкой 200 руб.Участников с низким рейтингом и плохими отзывами прошу предварительно обращаться в "задать вопрос продавцу", возможно удаление ставки. Ставки покупателей с положительным рейтингом не удаляю. Прежде, чем делать ставку ознакомьтесь с условиями, дабы впоследствии не возникло недопонимания. Тему письма по аукциону прошу указывать, как название и номер лота. Письма без темы или с темами "купил", " аукцион", "хачу", "давай дишевли" и т.д. не читаются - удаляются автоматически.

Усилительно коммутационное устройство (УКУ) «Бриг-001-стерео» (»Бриг У-001-стерео») производилось Ленинградским объединением «Океанприбор», Кировским заводом «Ладога» с 1976 до 1989 года. Разработка устройства велась с 1970 года. В процессе производства вносились улучшения и корректировки в схему изделия.

Усилительно-коммутационное устройство «Бриг-001-стерео» предназначено для высококачественного усиления музыкальных или речевых программ с микрофона, магнитного или пьезоэлектрического звукоснимателя, тюнера, магнитофона и других источников сигналов.

Предусмотрена ступенчатая регулировка громкости и тембра, возможность изменения АЧХ с помощью фильтров ВЧ и НЧ, имеется система мягкого включения для исключения щелчков при включении или выключении усилителя, защита от короткого замыкания в динамиках, световая индикация сети, перегрузки каналов.

«Бриг-001-стерео» имеет четыре выхода для акустических систем или наушников сопротивлением от 4 до 8 Ом.

Основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 ом: 2х50 Вт
Номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20-25.000 Гц
Коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16000 Гц: 0,1 %. Коэффициент искажений: 0,15 %
Разделение каналов на частоте 1000 Гц: 50 дБ
Отношение сигнал/взвешенный шум для ЛВ - 86 дБ. Потребляемая мощность: 150 Вт
Габариты: 452х372х118 мм
Масса: 15 кг

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц
Номинальная выходная мощность каждого канала:
для акустических систем: 50 Вт
для наушников: 0,1 Вт
Музыкальная выходная мощность на АС на канал: 64 Вт
Номинальное сопротивление инагрузки выходов:
для акустических систем: 8 Ом
для головных телефонов: 16 Ом
Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,1 %
Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15%
Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ
Коэффициент демпфирования в диапазоне 20-25000 Гц: 20
Уровень шума по звуковому давлению: 20 дБ
Потребляемая мощность от сети: 150 Вт
Размер усилителя (ШхВхГ): 452х118х372 мм
Вес усилителя: 15 кг
Входное сопротивление для входов:
линейных: 350 кОм (±50 кОм)
корректирующих: 47 кОм (±4,7 кОм)
Переходное затухание между стереоканалами на частотах:
1000 Гц: 50 дБ
250 – 10000 Гц: 40 дБ
Отношение сигнал/взвешенный шум для входов:
линейный: 86 дБ
корректирующий: 72 дБ
Содержание драгметаллов:
золото: 0,346 г
серебро: 6,73 г