Скачать презентацию на тему история создания телефона. Кто, зачем, когда и как придумал телефон? Можно ли общаться без телефона

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида п. Орловского

Воспитательное занятие для обучающихся воспитанников группы продленного дня «Сталинградская битва»

Выполнила: Шкурина Юлия Сергеевна

воспитатель группы продленного дня

Тема: «Сталинградская битва»

Цель:

- Расширить представление учащихся о Сталинградской битве (17.07.1942г. – 02.02.1943г.),

- формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны,

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны.

Задачи:

Пробудить у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм;

Ход мероприятия

Воспитатель: майский день 1945 … Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили друг другу цветы, пели, танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни.

Это был всеобщий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу жизни над смертью, разума над безумием, счастья над страданиями.

1418 дней борьбы за Победу, ожидание Победы, неугасимой веры в то, что она настанет.

Памяти наших прадедов, дедов, отцов, памяти солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается этот классный час.

слайд

«… НО ВЫДЕРЖАЛ ЖЕЛЕЗНЫЙ ТОТ СОЛДАТ,

НО ВЫСТОЯЛ БЕССМЕРТНЫЙ СТАЛИНГРАД»

(Звучит музыка )

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие к памятникам Великой Отечественной войны, в неповторимый по красоте и величию город – Волгоград (ранее Сталинград). Есть события, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из таких – Сталинградская битва. Битва продолжалась 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943г. Такого история ещё не знала.

слайд «Вокзал» (Звучит музыка )

Воспитатель: Наш поезд (звучит перестук колёс поезда) прибывает в Волгоград. Выходим на перроне вокзала (демонстрирует фото). Здание, разрушенное бомбёжками врага, восстановлено. И сейчас – красивейшее в городе. Есть в Волгограде место, самым тесным образом связанное с событиями Второй мировой войны, с великой Сталинградской битвой.

слайд « Историко-мемориальный комлекс» (показ по слайд)

Воспитатель: (на фоне музыки). Это прославленный Мамаев курган с историко-мемориальным комплексом «Героям Сталинградской битвы» (демонстрирует фото). На стене мемориала надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника – люди шли в атаку, смертны ли они…» Именно здесь 2 февраля 1943 г. закончилась Сталинградская битва…

слайд «Стоять насмерть»

Воспитатель: Мамаев курган – высота 102, господствующая над основной частью города. Эта высота была главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта. Именно Мамаев курган стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Здесь в последние месяцы 1942 г. проходили ожесточённые бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла. Мамаев курган – это место огромных людских потерь.

слайд «Зал Воинской Славы. Вечный огонь» (Звучит музыка )

Ученик 1:

Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,

Помните!

Не плачьте!

В горле сдерживайте стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно Достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем Будьте достойны!

слайд

Воспитатель: Чтобы захватить город на Волге, противнику необходимо было преодолеть с боем всего 10 км. Но тут случилось то, чего никто не ожидал. Эти 10 км фашистская армия преодолеть не смогла. Весь мир с затаенным дыханьем следил за этим сражением. Весь мир называл Сталинградскую битву чудом…

слайд

Воспитатель: (Звучит музыка ) За месяц тяжёлых боёв противник продвинулся на 70-80 км. На его пути был Сталинград – город, расположенный на главной водной артерии страны – на Волге. 23 августа германские танки ворвались в Сталинград. В тот же день началась его бомбёжка с воздуха.

Звучит песня «Нам нужна одна победа» (муз. и сл. Б. Окуджавы)

слайд

Воспитатель: Весь город был охвачен огнём.

«Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолёты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от взрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо…» Так вспоминал об этих днях генерал-полковник, дважды Герой СССР Александр Родимцев.

12 сентября гитлеровцы вплотную подошли к городу. С 13 –го сентября ожесточённые бои развернулись у самых стен Сталинграда. Враг захватил господствующие высоты, в том числе и Мамаев курган, что давало ему возможность просматривать и обстреливать местность далеко впереди.

Слайд

Воспитатель: «Мы штурмуем Сталинград и возьмём его», - хвастливо твердил Гитлер. Тщетно! «Выстоять и победить» - эта заповедь прочно вошла в сознание защитников волжской земли.

слайд

Воспитатель: Нельзя не поражаться мужеству людей, сражавшихся в чудовищном хаосе огня и раскалённого металла, когда сама земля буквально становилась на дыбы. «За Родину – ни шагу назад» - с этими словами шли в бой славные защитники Сталинграда. «Умереть, но не сдать Сталинград» - таков был девиз его защитников.

слайд

Воспитатель: Город решено было удержать любой ценой. Каждый дом превращался в крепость. Бои шли за каждый этаж. Каждый подвал. Каждую ступеньку. Каждую улицу.

слайд

Ученик 2 Посвящается всем участникам войны…

Покуда сердца стучат, - Помните!

Какой ценой завоёвано счастье, - Помните!

Песню свою отправляя в полёт, - Помните!

О тех, кто уже никогда не споёт, - Помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб тоже запомнили,

Во все времена бессмертной земли – Помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли, - О погибших помните!

слайд

Воспитатель: Все здания на площади были разрушены, и только небольшой дом уцелел.

слайд «Дом Павлова после окончания войны»

Перед нами дом сержанта Павлова (демонстрирует фото). Во время обороны Сталинграда в сентябре 1942 г. Павлов с гарнизоном из 24 человек отбил у противника и удерживал в течение трёх суток четырёхэтажное здание – самый обычный жилой дом. Дом восстановили в мирное время, и теперь он носит имя сержанта Павлова.

слайд «Современный дом Павлова»

Воспитатель: В битве на Волге участвовали тысячи рядовых, сержантов, офицеров, генералов… Из всех городов, городишек, сёл и деревень необъятного Советского Союза – из Москвы, Нальчика, Тбилиси, Кисловодска, Мурманска, Ленинграда, Киева и других мест. Пехотинцы, артиллеристы, лётчики, танкисты, моряки, связисты, медицинские работники…Целые соединения, целые армии…

слайд

Ученик 3 . Их теперь не обнять, не пожать им ладонь.

Но восстал из земли негасимый огонь –

Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.

Это павших сердца отдают до конца

Свое яркое пламя живущим.

слайд

Воспитатель: На помощь защитникам Сталинграда пришла вся страна. Формировались новые части и соединения всех родов войск. На фронт непрерывным потоком шли эшелоны с оружием, боеприпасами.

слайд

Воспитатель: Наступил тот день – 19 ноября 1942 г., - когда войска фронтов перешли в наступление. Оно развернулось с невидимой силой на огромной территории. Враг не выдержал натиска советских войск и стал отступать. Гитлер требовал от фашистских солдат держаться до последнего. Была окружена и уничтожена крупнейшая немецкая группировка - 6-я армия под командованием фельдмаршала Паулюса.

слайд «Солдатское поле» (Мемориал)

Воспитатель: В маршрут славы на Волгоградской земле входит солдатское поле. Этот мемориал находится в 20 км от Волгограда. В поле памятник – бронзовая фигурка девочки с васильком в зажатой ручонке, символ спасённого детства (демонстрирует фото). У её ног солдатское письмо – треугольник. На нём выбит текст письма, которое во время войны отправил дочери комиссар полка майор Дмитрий Петраков…

Воспитатель: « Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк… Представь себе – идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растёт цветок… И вдруг очередной взрыв… Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком…»

слайд

Ученик 4 Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты: рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навеки помни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел

И Родину сберёг.

слайд

Ученик 5. 2 февраля 1943 года гитлеровцы капитулировали. Никогда прежде они не терпели такого жестокого поражения. Эта была долгожданная, радостная победа. Это была выстраданная победа. Победа… Победа великого народа.

Звучит песня «День Победы» (муз. Тухманова, сл. В. Харитонова).

слайд «Разрушенный Сталинград»

Воспитатель: Слово «Сталинград» навсегда вошло в словарный фонд всех языков мира. Когда иностранные туристы или делегации посещают Россию, в числе маршрутов есть и тот, что ведёт к городу на нижней Волге, у её крутого изгиба. Паломничество сюда – не простое любопытство. Этот город – свидетель и участник наших побед. Город, который долгое время был центром ожесточённых и кровопролитных боёв, здесь несмолкая дни и ночи гремели взрывы бомб и снарядов (рассказывает под звуки разрывающихся снарядов), дымились здания, плавился асфальт площадей и улиц, бушевал огонь на реке, покрытой нефтью, хлынувшей из разрушенных хранилищ.

Ученик 6. Каждый из участников обороны Сталинграда осознавал, что именно здесь, на берегах Волги, решался исход не только Отечественной, но и Второй мировой войны.

слайд «Современный Волгоград»

слайд «Вечный огонь»

слайд

Воспитатель: Воины Сталинграда выстояли. Они увенчали Сталинградскую битву своей великой победой. Так давайте сейчас встанем и минутой молчания почтим память всех тех, кто погиб тогда… И подарил нам светлое будущее сейчас…

слайд «Вокзал»

Воспитатель: На этом наша экскурсия к памятным местам Сталинградской битвы подошла к концу.

слайд Эпиграф

Эпиграф: Не забывай

Кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край,

И как на землю падали солдаты

Убитыми…

Живой, не забывай!

Цель: формировать патриотические чувства, воспитывать уважение к прошлому и настоящему своего родного города и страны.

Задачи:

  • воспитывать чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения;
  • развивать у обучающихся чувства гордости и сопереживания за детей военной поры;
  • развивать интерес и уважения к истории и культуре своей страны.

Тип: внеклассное мероприятие.

Оборудование: стенгазеты, видео, компьютер, проектор, экран.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка «Прощание славянки».

Учитель. Сегодня, в преддверии годовщины победы под Сталинградом мы собрались, чтобы вспомнить не только тех, кто воевал на фронте и работал в тылу приближая нашу победу. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников, детей войны, о том как они жили и боролись с врагом, за что умирали. 22 июня 1941 г. с началом войны детство для них закончилось и они несли все тяготы войны наравне со взрослыми. В первую очередь мы осветим судьбы детей г. Сталинграда.
Сегодня их остается все меньше и меньше и поэтому их рассказы и воспоминания очень ценны и дороги для нас.
Сегодня мы увидим и услышим воспоминания детей Сталинграда на только на экране, но и тех, кто сегодня у нас в гостях, которые пережили все бедствия и лишения войны. Поприветствуем Нелли Константиновну и обязательно предоставим ей слово.

Звучит песня «Священная война».

Ученик 1.

В России есть немало городов,
В сражениях прославивших державу
И в их числе любой из нас готов
Назвать наш Волгоград по праву.
Давно ушли суровые года,
Но боевая слава – легендарна.
О том, что ты героем был тогда,
Расскажет быль о Сталинграде.

Ведущий 1. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Летом 1942 г. обстановка на фронтах складывалась далеко не в пользу нашего государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы рассчитывали захватить Сталинград в короткий срок и силами только 6-й армии, но они не рассчитывали, что упорное сопротивление советских войск спутает их планы.

Ведущий 2. 12 июля фашистские войска вторглись на территорию Сталинградской области, а 23 августа 1942 года около четырех часов дня немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 вылетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории города.

Ученик 2.

Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.

Ученик 3.

От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.

Ученик 4.

За каждый дом: но не было домов –
Обугленные, страшные остатки
За каждый метр – но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки
И оставались метры до воды
И Волга холодела от беды.

Ведущий 3. Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.

Звучит песня А. Пахмутовой "Горячий снег".

Ведущий 1. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Ведущий 2. 19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов "Катюш". Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

Ведущий 3. Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

Ведущий 1. 10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

Ведущий 2. Во время войны в Сталинграде было сожжено и разрушено 41685 домов, 126 промышленных предприятий, 124 школы, 120 детских садов, 14 театров и кинотеатров, 75 клубов, 2 цирка, 15 больниц, 3 института и многое другое.

Ученик 5.

Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.

Ведущий 3. Со дня освобождения Сталинграда прошло уже более 65 лет. Людей, воевавших в годы войны, становится все меньше и меньше. И сегодня у нас есть возможность послушать воспоминания тех, кому было тогда столько лет, сколько вам сейчас. Можно спросить у этих детей, что помнят они о той войне, что могут рассказать? Многое! Должны рассказать!

Просмотр видео о воспоминаниях очевидцев тех дней.

Ведущий 1. Мужество и отвагу проявляли сталинградские пионеры в борьбе с врагом во время Сталинградской битвы. Да не сотрутся в нашей памяти имена юных патриотов, пионеров-героев.

Ученик 1.

Я был и пионером и солдатом,
Но галстук заменяли мне бинты.
Ревела смерть над нашим медсанбатом
И с визгом обрывались с высоты.
А я страдал отважно и упрямо,
Срывал повязки в яростном бреду.
Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»
Так было в 41-м том году.

Ученик 2. Миша Романов родился в Котельниковском районе Волгоградской области.
О подвиге этого пионера-героя пишет писатель Г.И. Притчин. «В тихое утро холодного ноябрьского дня партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13 – это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов».

Ученик 3. Люся Радыно оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей. Однажды в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену.
В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.

Ученик 4. Сколько бы ни прошло лет, в сердцах жителей нашего города будет памятно имя юного партизана-разведчика Саши Филиппова . Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника, он был обучен этому ремеслу. Действуя в тылу 6-й армии Паулюса, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школы и дружины в нашем городе и области, парк в Ворошиловском районе, в котором установлен его бюст.

Ученик 5. Витя Громов в дни военных действий в пределах Сталинградской области был разведчиком части, защищавшей г. Сталинград. Три раза переходил линию фронта, разведывал огневые точки, места скопления противника, расположения складов с боеприпасами, важных военных объектов. Громовым Виктором взорван склад боеприпасов. Он принимал непосредственное участие в боях. Награждён медалью «За оборону Сталинграда», предъявлен к правительственной награде–медали «За отвагу».

Ученик 1. Пионер Саша Демидов вел разведку в Сталинграде и на подступах к городу. 38 раз ходил в тыл врага, выполнял с риском для жизни сложные задания командования. Подросток награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда».

Ученик 2. Неподалёку от Сталинграда фашисты схватили в плен в ноябре 1942 года школьницу Люсю Ремизову и заставили её стирать бельё, убирать помещения, где жили немецкие офицеры. Люсе удалось выкрасть важные документы, сбежать и доставить их своим. За мужественный поступок Люся Ремизова награждена медалью «За отвагу».

Ученик 3. Из книги А. Алексина, К. Воронова «Человек с красным галстуком».
Полк стоял под Сталинградом и готовился к прорыву вражеской обороны. Боец Серёжа Алёшков вошёл в блиндаж, где склонились над картой командиры, и доложил:
– Там, в соломе, кто-то прячется.
Командир послал к копнам солдат, и вскоре те привели двух немецких разведчиков. «Боец Алёшков, – сказал командир, – от лица службы объявляю Вам благодарность. – Служу Советскому Союзу! – отчеканил боец».
Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под угарным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира. А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Ему было всего 7 лет… Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».

Ученик 4. Юный разведчик Володя Дубинин действовал в Серафимовическом и Клетском районах. Под видом беспризорника бродил по хуторам и станциям, всё, что видел и слышал, точно фиксировал в памяти и докладывал командиру части. Благодаря его данным советская артиллерия подавила огневые точки немецкой дивизии, рвавшейся летом 1942 года к Сталинграду. Володя организовал из детей-партизан группу юных пионеров-разведчиков. Через потайные ходы, ребята выбирались на поверхность и добывали необходимые партизанам сведения. Наконец остался лишь единственный незамеченный врагами лаз – такой маленький, что через него мог пробраться только ловкий и гибкий Володя. Володя не раз выручал товарищей из беды. Однажды он обнаружил, что фашисты решили затопить каменоломни морской водой. Партизаны успели соорудить из камня плотины. В другой раз Володя заметил и вовремя сообщил партизанам, что враги собираются начать общий штурм каменоломен.
Партизаны подготовились к нападению и успешно отразили натиск сотен фашистов. В канун нового 1942 года части Красной Армии и Флота выбили фашистов из Керчи. Помогая саперам вести разминирование – Володя Дубинин погиб. Юный партизан посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Ведущий 2. Это была суровая и жестокая битва. Она продолжалась 200 дней и ночей. Мир ещё не знал подобных сражений. С той и другой стороны в ней принимали участие до полутора миллионов человек, 2 тысячи танков, 2 тысячи самолетов. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.

Ученик 5.

"Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Звучит песня "День Победы"

Учитель: Война – 4 года – 1418 дней. И 20 миллионов погибших русских людей. Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 13 человек в каждую минуту.

У времени есть своя память – история. У времени есть своя память – история. 2 февраля, мы вспоминаем одну из величайших страниц Великой Отечественной войны, великую битву на Волге – битву за Сталинград, которая стала коренным переломом в ходе той страшной войны Сталинградская битва началась в середине лета 1942 года, и продолжалась более полугода. Именно здесь решалась дальнейшая судьба планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение. Они прекрасно понимали, что это город - символ, носящий имя Сталина, играл главную роль в сознании советского народа. Немцы решили захватить город, перерезать Волгу, задушить Россию … 2 февраля, мы вспоминаем одну из величайших страниц Великой Отечественной войны, великую битву на Волге – битву за Сталинград, которая стала коренным переломом в ходе той страшной войны Сталинградская битва началась в середине лета 1942 года, и продолжалась более полугода. Именно здесь решалась дальнейшая судьба планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение. Они прекрасно понимали, что это город - символ, носящий имя Сталина, играл главную роль в сознании советского народа. Немцы решили захватить город, перерезать Волгу, задушить Россию …





К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.





ПРИКАЗ 227 « Каждый командир, красноармеец и политработник должен понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского государства это не пустыня, а люди рабочие, крестьяне, интеллигенция,– наши отцы, матери, жены, братья, дети. /...…/ Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности ». И. В. Сталин







23 августа Сброшено бомб Разрушено зданий Погибло человек!





















Моряки Волжской военной флотилии и волжские речники Сделали во время Сталинградской битвы 35,5 тысяч боевых рейсов, перевезли на правый берег более 100 тысяч бойцов, тысячи тонн военных грузов. Они вывезли из пылающего города десятки тысяч раненных и мирных жителей.




«Босоногий гарнизон» - дети лет. Простые Сталинградские мальчишки не могли оставаться в стороне. Они тоже становились на защиту родной земли. В захваченном гитлеровцами хуторе «Вербовка» действовал «босоногий гарнизон». Бойцами его были хуторские ребята десяти – четырнадцати лет они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами, но по – своему, как могли, боролись с захватчиками.


Дом Павлова. Не забыть подвиг защитников Дома Павлова. Этот дом стал неприступной крепостью на пути фашистов. 58 дней и ночей 24 воина героически обороняли дом без сна и отдыха. Героическая оборона дома велась под не прекращавшимся сутками артиллерийским и минометным обстрелом. Дом был полуразрушен, но не сдан врагу. И только на 59-й день обороны началось наступление и враг был отброшен.



Мы не должны забывать, какой ценой досталась победа нашим воинам. Сколько слез горя пролито нашими женщинами. Сколько детей осталось сиротами. Благодаря мужеству и героизму наших ветеранов мир освободился от жестокого врага- фашизма. 10 ноября 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать город Сталинград в Город Волгоград. 8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об утверждении положения о почетном звании «Город-герой». В этот же день городу Волгограду было официально присвоено звание «Город-герой» С вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»


МКОУ «Тимирязевская СОШ»

Новоусманский муниципальный район Воронежская область

Сценарий внеклассного мероприятия

к годовщине Победы

в Сталинградской битве

«Мы этой памяти верны»

(для учащихся 1-4 классов)

Гущина Елена Анатольевна

п.Тимирязево

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет собой материалы для проведения классных и внеклассных мероприятий по теме «Великая Отечественная война. Сталинградская битва» для 1– 4 классов начальной школы. Ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать какими для нашей страны были первые месяцы войны, понимать историческое значение победы в битве под Москвой. Новые исторические факты о Сталинградской битве, ее героических защитниках, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, песни военных лет, военные фотографии расширяют кругозор детей, воспитывают уважительное отношение к истории нашей страны, создают благоприятную почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

Цель: знакомство с важной исторической битвой Великой Отечественной войны, славным героическим прошлым города-героя Волгограда.

Задачи:

    Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.

    Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.

    Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оборудование : 1. Музыкальные произведения о Великой Отечественной войне.

2. Выставка книг о Сталинградской битве.

3. Выставка рисунков детей на тему

“ Памятники защитникам Сталинграда”.

4. Фотографии:

    Мемориальный комплекс Мамаев курган,

    Набережная имени 62 армии,

    Дом Павлова,

    Музей-панорама, руины мельницы,

    Вечный огонь на Площади павших борцов.

5. Книги стихов М. Агашиной.

Материально – техническое обеспечение:

    компьютер

    интерактивная доска

    проектор

    презентация по теме «Мы этой памяти верны.Сталинградская битва» (33 слайда)

Мероприятие проводится в просторном помещении, украшенном рисунками детей, репродукциями картин. На столах разложены книги и буклеты о Сталинградской битве и защитниках Сталинграда. Стулья детей расставлены полукругом. Все стихотворные произведения читаются в сопровождении негромкой музыки (стихотворения разучиваются с детьми заранее).

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня, благодаря подобранным учениками 3-4 классов историческим сведениям, стихам, песням военных лет, вы узнаете, когда и почему произошла битва на берегах реки Волги, как она проходила, кто защищал город, и чем завершилось это сражение.

Учитель:

Давайте вспомним, когда началась Великая Отечественная война? ( Показ слайда 1)

Какими для нашей страны были первые месяцы войны?

Где происходило первое крупное сражение с немцами? Кто в нем победил?

(Битва под Москвой. Немецкая армия была отброшена от столицы нашей Родины.)

Учитель: Потерпев поражение под Москвой, летом 1942г. фашисты начали новое наступление на юге. Гитлер полагал, что для выполнения задачи разгрома СССР и успешного продолжения мировой войны необходимо обеспечить себя достаточными минеральными ресурсами и продовольствием. Поэтому его взгляд сосредоточился на Южном направлении фронта, которое вело к кавказским нефтяным месторождениям и хлебным полям Кубани. После их захвата планировалось довершить разгром ослабленного Советского Союза взятием Москвы и Ленинграда.

Цель немецкого командования: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г.

28 июня началось наступление группы армий «Юг». Около 90 фашистских дивизий обрушились на позиции советских войск. Наши войска 17 июля 1942 года были вынуждены отойти к Воронежу, оставили Донбасс и заняли оборону в большой излучине Дона. Создалась непосредственная угроза Сталинграду и Северному Кавказу. Началась Сталинградская битва. ( Показ слайда 2)

Ученики:

1. 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда (ныне Волгоград). Под Сталинградом развернулось упорное сражение. С обеих сторон в битве участвовало свыше 2 миллионов человек, до 26 тысяч орудий, более 2 тысяч танков. Ежедневно до 1000 фашистских самолетов бомбили Сталинград.

( Показ слайда 3)

2. Сгущались тучи в пепельном рассвете,
И сединой покрылись небеса,
И битву века ожидала вся планета,
Дыханье в ожиданье затая.

3. И приближался взрывов грохот дикий,
И смерть, смеясь, готовила капкан.
Нельзя назад - там Родины погибель,
Сказал нам перед боем капитан.

4. Давай, вперед, пока мы братья живы!
Нельзя назад, вперед, сквозь пулей град,
Давай, вперед, за матушку-Россию!
Давай, вперед, за жизнь, за Сталинград!

5. От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Всё пылало над Волгой-рекой.

6. В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал СТАЛИНГРАД.

7. Время придёт – рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку, снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нём:

Это железный русский солдат,

Он защищал СТАЛИНГРАД.

Учитель: « Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» - так поклялись бесстрашные защитники города.

(Дети слушают фрагмент из песни Б.Окуджавы «И значит нам нужна одна победа»:

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною - дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!

Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.)

Учитель: Жители города покинули Сталинград. Те, кто не смог уйти, прятались в подвалах домов. Женщины и подростки строили оборонительные сооружения, работали на заводах наравне с мужчинами. ( Показ слайда 4.)

Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли. В 16 ч 18 мин на дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами.

До наших дней дошел потрясающий снимок военного фотожурналиста Эммануила Евзерихина – сохранившийся при бомбежках фонтан «Дети» на фоне испепеленного Сталинграда. Официально фотография называется так: «23 августа 1942. После массированного налета гитлеровской авиации». (Показ слайда 5.)

Ученик.

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Учитель. Оборону Сталинграда держали 62-я армия генерала В.И. Чуйкова и 64-я армия генерала М.С. Шумилова. В первых числах сентября наступление противника достигло своего предела. Немцы прорвались в центр города и захватили важнейший узел его обороны – Мамаев курган, на котором располагался командный пункт 62-й армии. Бои за курган начались 14 сентября 1942 года. ( Показ слайда 6.)

Сражение на Мамаевом Кургане имело важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. В сводках Совинформбюро курган назывался высотой «102,0».

27 сентября противник закрепился на западных склонах кургана, а к середине октября, взяв водонапорные баки, овладел северными и южными склонами. Восточные склоны с 23 сентября 1942 года до 26 января 1943 года мужественно, героически обороняли части 284-й стрелковой дивизии полковника Н. Ф. Батюка, которого В. И. Чуйков назвал «душой обороны Мамаева кургана». Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана. Сто сорок дней и ночей не утихала битва на Мамаевом кургане.

Десятки тысяч соотечественников положили здесь свою жизнь за Отечество. В память о погибших воинах на Мамаевом кургане был создан мемориал воинской славы. (Показ слайда 7)

Здесь на холме захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. Сюда каждый год и каждый день приходят люди, здесь горит вечный огонь, в память о тех, кто уже никогда не придет.

(Показ слайдов 8,9.)

Ученик.

Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству…

О героях Сталинградской битвы.

1 ученик:

Примерами героизма стали подвиги простых солдат, офицеров, мирных жителей.

Подвиг снайпера Петра Гончарова . В боях под Сталинградом он уничтожил 445 фашистов. (Показ слайда 10.)

Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях после Сталинградской битвы. Погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года.

10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

2 ученик:

Младший сержант Сердюков закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

3 ученик:

Летчик Абдиров повторил подвиг Гастелло. ( Показ слайда 11.)

4 ученик:

Одним из героев дивизии Родимцева стал сержант Яков Федотович Павлов

( Показ слайда 12.) Не только сталинградцам известен подвиг защитников дома Павлова, но и всему миру. Обыкновенное четырехэтажное здание горстка советских воинов превратила в неприступную крепость. 58 дней и ночей 24 воина под командованием сержанта Якова Павлова отстаивал и свою крепость от врагов. 58 суток беспрерывных боев, без сна и отдыха. И на 59-й день – 24 ноября - гарнизон перешел в наступление и отбросил врага за железнодорожное полотно.

Их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов.

5 ученик:

Все бойцы были удостоены правительственных наград, а сержанту Якову Федотовичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Интересный факт: на оперативной карте немецкого командующего Сталинградской группировкой генерала Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость. ( Показ слайда 13.)

6 ученик:

В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба ,сержант, командир отделения связи 339-го стрелкового полка 308-й стрелковой дивизии Матвей Мефодиевич Путилов. ( Показ слайда 14.)

В разгар боя, при исправлении поврежденной линии связи, миной ему раздробило обе руки. Истекая кровью, он дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.

7 ученик

Героический подвиг совершил Михаил Аверьянович Паникаха .

( Показ слайда 15.)

2 октября 1942 года красноармеец Паникаха пошёл на головной танк с гранатой и бутылками с зажигательной смесью. Когда одна из бутылок была разбита осколком вражеского снаряда, и одежда воспламенилась, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Паникаха уничтожил танк врага и его экипаж. Остальные танки повернули вспять. Место подвига Паникахи долгое время было отмечено мемориальным знаком с памятной плитой.8 мая 1975 года на месте подвига был открыт современный памятник. Он изображает воина-моряка в момент броска к фашистскому танку. Скульптура имеет высоту более 6 метров. ( Показ слайда 16.)

8 ученик:

Друзья матроса Паникаха из 193-й стрелковой дивизии рассказали о его подвиге Демьяну Бедному. Поэт откликнулся стихами.

Учитель:

Он пал, но честь его жива;

Герою высшая награда,

Под именем его слова:

Он был защитник Сталинграда.

В разгаре танковых атак

Был краснофлотец Паникаха,

Им до последнего патрона

Держалась крепко оборона.

Но не под стать морской братве

Врагу показывать затылки,

Уж нет гранат, осталось две

С горючей жидкостью бутылки.

Герой боец схватил одну:

«В последний танк ее метну!»,

Исполненный отваги пылкой,

Стоял он с поднятой бутылкой.

«Раз, два... не промахнусь небось!»

Вдруг пулей в этот миг насквозь

Бутылку с жидкостью пробило,

Героя пламя охватило.

Но ставши факелом живым,

Не пал он духом боевым,

С презреньем к боли острой, жгучей

На вражий танк боец герой

С бутылкой бросился второй.

Ура! Огонь! Клуб дыма черный,

Огнем охвачен люк моторный,

В горящем танке дикий вой,

Команда взвыла и водитель,

Пал, свершивши подвиг свой,

Наш краснофлотец боевой,

Но пал как гордый победитель!

Чтобы пламя сбить на рукаве,

Груди, плечах, на голове,

Горящий факел воин-мститель

Не стал кататься по траве,

Искать спасения в болотце.

Он сжег врага своим огнем,

Легенды сложены о нем, -

Бессмертном нашем краснофлотце.

1 ученик:

Особо необходимо отметить подвиги, которые совершали медицинские сестры. Это большей частью были девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия. ( Показ слайда 17.)

2 ученик:

Молодая медсестричка,
Наш товарищ лейтенант.
Под пилоткою косичка.
(Ей так шёл бы белый бант.)

И откуда эта сила
В хрупкой девушке бралась?
Скольких с поля выносила,
Пуль свистящих не боясь.

Помню, миной я шальною
Тяжко ранен был в плечо.
Слышу голос надо мною:
"Милый, потерпи ещё..."

Бинт налёг неторопливо.
Затихал вечерний бой...
И от нежности прилива
Как-то притупилась боль.

Отгремел салют... Эх, Рита.
Жили б, если б не война...
Мне из прошлого с гранита
Улыбается она.

3 ученик: ( Показ слайда 18.)

Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45

бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

Учитель: Беспримерное мужество потрясло даже гитлеровских вояк, считавших себя сверхчеловеками. Ефрейтор Гельман писал своей невесте:«Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки – и мужчины и женщины».
Учитель. За три месяца, захватив часть сталинградской земли и установив на ней «новый порядок», нацисты успели повесить 108, расстрелять 1744, подвергнуть насилию и пыткам – 1593 советских патриота, угнать в Германию на принудительные работы десятки тысяч людей. Оккупанты не щадили никого. Ни старика. Ни женщину. Ни ребёнка. Убивали всех подряд.

1 ученик:

19 ноября 1942 года утром войска Юго-Западного и Донского фронтов объединенным мощным ударом прорвали оборону немецкой армии.

( Показ слайда 19.)

2 ученик:

26 января 1943 года войска 21-й армии соединились на северо-западных склонах Мамаева кургана с наступавшей навстречу из Сталинграда 62-й армией. В результате этого соединения немецко-фашистская группировка была расчленена на две части.

(На экране демонстрируется военная хроника Сталинграда.)

3 ученик:

31 января 1943 года прекратила сопротивление южная группировка. В этот же день, в подвале Центрального универмага, был пленен штаб 6-й полевой немецкой армии во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом.

Днём 2 февраля прекратила сопротивление северная группировка.

4 ученик.

200-й, последний день Сталинградского побоища. В Сталинграде прозвучал последний выстрел. В плен сдалась 91 тысяча гитлеровцев, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала. ( Показ слайда 20.)

5 ученик.

В этот день по всей Германии был объявлен трёхдневный национальный траур, были приспущены государственные флаги со свастикой.

Германская армия ещё не знала таких катастроф. Гитлер никогда не испытывал такого позора. Товарищ Сталин, давая оценку этой битве, впоследствии скажет: «Сталинград был закатом немецко-фашистской армии». После Сталинградского побоища, как известно, немцы не могли уже оправиться.

Так закончилось это величайшее сражение Второй мировой войны.

Учитель. Победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира - немецко-фашистской - далась Красной Армии дорогой ценой. Общие потери Красной Армии в Сталинградской битве составили 1 млн 130 тыс. солдат и офицеров, в том числе безвозвратные потери - около 480 тыс. человек, 4341 танк, 15 728 орудий и минометов, 2769 самолетов. ( Показ слайда 21.)

1 ученик.

В битве на Волге с июля 1942г. по февраль 1943г. было разгромлено более 60 вражеских дивизий.

2 ученик.

Германия потеряла убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести до полутора миллиона человек. Она лишилась 3500 танков и штурмовых орудий, свыше 3000 боевых и транспортных самолётов, более 12000 орудий и миномётов, 75000 автомашин. ( Показ слайда 22.)

3 ученик.

Победа под Сталинградом стала ключевым моментом коренного перелома в войне. Союзники СССР пришли к окончательному выводу, что Красная Армия не проиграет войну.

4 ученик:

"Еще стоит перед глазами

Огнем объятый Сталинград,

Еще идут на бой с врагами

Наш офицер и наш солдат.

Еще горят в огне эрэсов,

В огне прославленных "катюш"

Тела отъявленных эсэсов

За грех своих преступных душ.

Еще бегут звериным стадом

К себе на запад пруссаки,

Похоронив под Сталинградом

Свои отборные полки."

Учитель: История войн не знала еще подобного примера окружения и разгрома такой многочисленной армии. Сталинград стал триумфом советского военного искусства и мужества советских воинов.

Великая битва на Волге явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Началось массовое изгнание фашистских оккупантов с родной земли.

5 ученик. 2 февраля 1943 года Сталинградская битва закончилась, но война еще продолжалась. И только в мае 1945 года смолкли грохот орудий и залпы снарядов. Война б ыла окончена.

1 ученик. Медалью «За оборону Сталинграда» награждено более 707 тыс. участников битвы. ( Показ слайда 23.)

2 ученик. Ордена и медали получили 17550 воинов и 373 ополченца. Звания Героя Советского Союза удостоены 127 человек.

Учитель. После освобождения, город был в сплошных руинах. Масштабы разрушений были настолько велики, что высказывались предположения восстанавливать город в другом месте, а руины оставить напоминанием потомкам об ужасах войны. Но все же было решено отстроить город практически заново. Не было жилищ, не работал транспорт, заводы были разрушены, земля была напичкана неразорвавшимися минами, бомбами и снарядами (которые находят по сей день). Но вся огромная страна пришла на помощь героическому городу.

Сталинград был возрожден! ( Показ слайдов 24,25.)

За массовый героизм и мужество жителей во Время Великой Отечественной войны город Сталинград был удостоен звания «Город – герой». ( Показ слайда 26)

10 ноября 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать город Сталинград в город Волгоград.

8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об утверждении Положения о почетном звании, в этот же день с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» оно было присвоено городу Волгограду.

Ученики:

    В феврале сорок третьего года
    Завершилась великая битва,
    Сталинградская битва народа,
    Где сломали хребет мы фашистам.

    Завершилась великая битва
    И в сердца нам вложила надежду,
    Сталинградский удар по фашистам
    Предвещал нам над рейхом победу.

    Сталинградская битва с фашизмом -
    Проявление редкой отваги.
    Это верность народа отчизне,
    Наших воинов грудью атаки.

    «Вы в бронзе и камне застыли

Сквозь время взирая на нас,

Вы жизнью своей заплатили,

За то, чтоб мы жили сейчас».

    «Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

( Показ слайда 27.) Объявляется минута молчания (звучит метроном).

Учитель:

Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь. ( Показ слайда 28)

1 ученик.

В память о Сталинградской битве в городе Волгограде есть много памятников. Одним из самых известных во всем мире памятников Сталинградской битвы является комплекс памятников «Мамаев Курган». ( Показ слайда 29.)

Идея сооружения в городе величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Это самый крупный монумент, посвященный событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона.

«Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!»,- таков был приказ Родины. Выполнить его было неимоверно трудно.

Не случайно автор изобразил солдата с обнаженным торсом, чтобы передать, какого огромного физического напряжения стоила оборона Сталинграда. Эта скульптура - обобщенный образ советского солдата, воплощение мужества и стойкости.

2 ученик. ( Показ слайда 30.)

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля.

Это - женщина, которая стоит в позе призыва к борьбе, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление. Скульптура - одна из самых больших на планете. Ее вес 8000 т, высота 85 м: 4 м постамент, 52 м – скульптура. Длина меча 29 м, вес 400 т 300 кг. Строили весь мемориал 8 лет. Показ слайда

3 ученик.

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размещается в специально построенном здании, имеющем круглую форму. ( Показ слайда 31.)

4 ученик.

Еще одним памятным местом Сталинградской битвы является Площадь павших борцов. ( Показ слайда 32.)

Летом 1942 года площадь Павших борцов стала местом, откуда на защиту города уходили отряды ополчения и регулярные части Красной армии. Когда враг вошел в город, площадь Павших борцов стала ареной ожесточенных боев. Здесь сражалась 13-я Гвардейская дивизия генерала Родимцева, здесь было кладбище немецких офицеров, здесь, в подвале универмага, 31 января 1943 года был пленен фельдмаршал Паулюс. В братской могиле, рядом с защитниками красного Царицына, были похоронены более 100 советских солдат.

4 ученик .

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты-рыбак, шахтёр,

учёный иль пастух-

навек запомни: здесь лежит

твой самый лучший друг!

И для тебя, и для меня

он сделал всё, что смог,

себя в бою не пожалел,

а Родину сберёг.

Учитель:

- Главной целью нашей сегодняшней встречи было узнать о великой Сталинградской битве и ее героических защитниках. Я надеюсь, что изучение истории нашей страны на примере Великой Отечественной войны, поможет вам испытать чувство гордости за нашу Родину, уважительно относиться к старшему поколению.

1 ученик.

Мы должны помнить, какой ценой достался нам этот мир, мы должны помнить и чтить память павших, кланяться живым .

( Показ слайда 33.)

Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина» (муз. А. Пахмутовой, стихи В. Бокова) в исполнении Людмилы Зыкиной.

2 ученик.

Мы в долгу перед ветеранами до конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость, за наше будущее! Они защитили не только наши жизни, но и само звание человека.

Ученик исполняет песню"Прадедушка "(Муз. Александра Ермолова,

сл. Михаила Загота.)

Учитель. На этом торжественная часть нашего мероприятия окончена. Приглашаем вас ознакомиться с составленной из ваших работ экспозицией.

Список использованной литературы

1. Города-герои Великой Отечественной Войны./Атлас. – Москва, 1975.

2. Иванкин А. Волгоград. Музей-панорама «Сталинградская битва». – М., 1987.

3. Мамаев Курган -

4. Морозова Н.Т., Монахова Н.Д. Путеводитель по Волгограду. – Волгоград, 1980.

5. Новокрещенов И.В. Страницы Великой Победы: Учебное пособие для учащихся 1-4 классов. – М.: Издательство «Ювента», 2004.

6. Памятник М.Паникахе -

7. Площадь павших борцов -

8. Савинова С.В. Праздники в начальной школе. – Волгоград, 2002.

9. Твардовский А. Рассказ танкиста -

10. «Дети военной поры» Э.Максимова Изд. Политической литературы, 1984г.

11.С.Алексеев «Ради жизни на земле», Москва, Изд. «Педагогика», 1990г.

12.С.Н.Сыров «Страницы истории» Изд. «Русский язык» Москва 1975г.

13.www.sunhome.ru – стихи о войне

Слайд 1

Слайд 2

Введение. Действие сотового телефона. Термический эффект. Нетермический эффект. Влияние мобильного телефона на человека. Вывод.

Слайд 3

Миллионы людей ежедневно пользуются сотовыми телефонами, которые становятся непременным атрибутом современного человека, – каждый четвёртый россиянин сегодня является пользователем системы сотовой связи. Поэтому всё чаще медиков, учёных, да и самих пользователей тревожит вопрос: а безопасны ли мобильные радиотелефоны?

Введение.

Слайд 4

Целью этого исследования является изучение проблемы влияния сотовой связи на организм человека, предупреждение людей об опасности и выработка конкретных предложений по её уменьшению. Остановить прогресс невозможно. Мобильная связь очень удобна, а в некоторых случаях крайне необходима, но неразумное пользование ею может оказаться небезопасным.

Цель исследования.

Слайд 5

Сотовые телефоны создают угрозу другим радиоэлектронным средствам в связи с так называемой проблемой электромагнитной совместимости, т.е. созданием взаимных помех различными радиоэлектронными устройствами. Дело в том, что передатчик сотового телефона включается не только при звонке, но и в моменты поступления на него автоматических (зондирующих) вызовов БС.

Действия сотового телефона.

Слайд 6

Независимо от действий пользователя сотовый телефон самостоятельно отвечает на вызов БС, сообщая, что находится в зоне её действия и готов принять звонок. Таким образом, включённый сотовый телефон в любой момент может создать мощную радиопомеху. Первыми тревогу забили авиаторы. Не надо объяснять, что может случиться с заходящим на посадку самолётом, если у него внезапно откажет навигационная система или автопилот. Этих же ситуаций опасаются и владельцы бензоколонок.

Слайд 7

Звонок по сотовому телефону может создать угрозу здоровью и жизни человека и в больнице, где используется чувствительное электронное оборудование. Не следует забывать об опасности и тем, кто вынужден пользоваться имплантированными кардиостимуляторами и другими вживлёнными устройствами. Исследования, проведённые более чем на 230 кардиостимуляторах различных моделей, показали, что около трети таких устройств испытывают помехи от излучения сотовых телефонов.

Слайд 8

Далее, с утверждением, что излучения сотовых телефонов влияют на здоровье, соглашаются практически все специалисты. Споры вызывает лишь оценка степени этого влияния. Попробуем разобраться в этой проблеме. Теоретически в действии любого электромагнитного излучения принято выделять два эффекта: термический и нетермический.

Слайд 9

Термический эффект. Электромагнитная энергия поглощается телом человека и, преобразуясь в тепловую, разогревает отдельные органы. На этом же принципе работают микроволновые печи. Правда, мощность излучения в печах значительно выше, нежели у сотовых телефонов. Однако надо учитывать, что антенна, основной излучатель телефона, находится рядом с головным мозгом, на который электромагнитное поле и действует. В результате температура отдельных участков мозга повышается.

Термический эффект.

Слайд 10

Нетермический эффект (иногда называемый информационным). Процесс воздействия излучения сотового телефона на мозг изучен пока очень слабо. Дело в том, что частоты совпадают с частотами собственной, естественной биоэлектрической активности головного мозга человека, которые регистрируются на электроэнцефалограмме.

Так, частота 217 Гц совпадает с так называемым гамма-ритмом мозга, 8,3 Гц – с альфа-ритмом, а 2 Гц – с дельта-ритмом. Следовательно, извне в головной мозг поступают сигналы, способные оказывать влияние на его собственную биоэлектрическую активность (например, вследствие резонанса) и тем самым нарушать функции головного мозга.

Нетермический эффект.

Слайд 11

Влияние электромагнитного поля на нервную систему. Большое число исследований позволяют отнести нервную систему к одной из наиболее чувствительных к воздействию электромагнитных полей систем человеческого организма. При малой интенсивности поля возникают существенные отклонения в передаче нервных импульсов на уровне нейронных биоэлектрохимических ретрансляторов (синапсов). Также происходит угнетение нервной высшей деятельности, ухудшается память.

Влияние сотового телефона.

Слайд 12

Влияние электромагнитного поля на иммунную систему. Установлено, что при электромагнитном воздействии изменяется характер инфекционного процесса, возникает аутоиммунитет (атака иммунной системы на собственный организм). Такая патология иммунной системы приводит к тому, что она реагирует против нормальных собственных тканевых структур, и характеризуется в большинстве случаев дефицитом лимфоцитов, генерируемых в вилочковой железе (тимусе), которая угнетается электромагнитным воздействием.

Слайд 13

Влияние электромагнитного поля на эндокринно-регулятивную систему. Исследования российских учёных, начавшиеся в 60-е гг. XX в., показали, что под воздействием электромагнитного поля происходит стимуляция гипофиза, сопровождающаяся увеличением содержания адреналина в крови и активизацией процессов свёртывания крови. Также замечены изменения в коре надпочечников и структуре гипоталамуса.

Слайд 14

Влияние электромагнитного поля на половую систему. Нарушения половой функции обычно связаны с изменением её регуляции со стороны нервной и эндокринно-регулятивной систем, а также с резким снижением активности половых клеток. Установлено, что половая система женщин более чувствительна к электромагнитному воздействию, нежели мужская.

Слайд 15

Слайд 16

Влияние сотовой связи на сердечно-сосудистую систему. Были проведены исследования влияния сотовой связи на сердечно-сосудистую систему организма, в частности, влияние на артериальное давление человека. Исследование проводилось на двадцати добровольцах в среднем трёх возрастов: 12, 39 и 65 лет. Разговор по сотовому телефону длился 20 мин. Мембранным измерителем артериального давления общего применения измеряли систолическое и диастолическое артериальное давление: диапазон давлений от 20 до 300 мм рт.ст., допускаемая основная погрешность на участке от 60 до 240 мм рт.ст. составляла 3 мм рт.ст., а в остальном диапазоне 4 мм рт.ст.

Слайд 17

Слайд 18

Общее влияние электромагнитного поля на организм человека. Результаты клинических исследований, проведённых в России, показали, что длительное воздействие электромагнитного поля может привести к развитию так называемой радиоволновой болезни. Люди, длительное время находящиеся в зоне облучения, жалуются на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна. Нередко к этим симптомам присоединяются расстройства вегетативных функций нервной системы.

Слайд 19

Разговор по сотовому телефону повышает артериальное давление, особенно заметно у детей. Это связано скорее всего с тем, что растущий организм существенно более восприимчив к излучению. Значит, сотовый телефон действует на всю сердечно-сосудистую систему в целом, вызывая патологические отклонения, о которых в данное время очень мало известно.

Слайд 20

На основе вышесказанного делаем вывод:

1. Существуют данные о том, что излучение сотового телефона может отрицательно воздействовать на некоторые органы человека, в частности, на мозг, приводить к поражению нервных клеток, раковым заболеваниям, снижению умственных способностей, функциональным расстройствам в организме человека.

Слайд 21

2. Наиболее подвержены воздействию излучений сотового телефона развивающиеся организмы. Поэтому в первой группе риска находятся дети и беременные женщины.

3. Действующие в настоящее время стандарты безопасности нельзя считать абсолютно надёжными.

Слайд 22

4. Предлагаемые в настоящее время средства защиты недостаточно проверены, и их защитная способность подвергается сомнению.

5. Не следует пользоваться мобильными телефонами без необходимости – это сохранит ваши деньги и здоровье.

Слайд 23

Для уменьшения вредного воздействия сотовых телефонов на самого человека и его окружение, можно рекомендовать: – к покупке телефона относиться серьёзно. Во избежание покупки «левого» телефона, лучше приобретать аппарат в известных фирмах, интересоваться наличием сертификата Минсвязи на модель телефона и санитарно-гигиенического сертификата.

Слайд 24

– дома и на работе следует пользоваться обычными проводными телефонами. Стационарные радиотелефоны также могут быть вредны, тем более, что при отсутствии повременной оплаты разговор может быть очень длительным;

– во время движения автомобиля водителю не следует разговаривать по сотовому телефону, т.к. его внимание рассеивается: это может быть причиной аварии.

Слайд 25

– следует избегать использования защитных устройств в виде всякого рода пластинок, т.к. чаще всего это подделка;

– людям, использующим кардиостимуляторы, включённый сотовый телефон всегда следует держать на расстоянии не менее 15 см от кардиостимулятора, не следует носить включённый телефон в нагрудном кармане.

Слайд 26

– некоторые сотовые телефоны могут влиять на работу слуховых аппаратов. Если такое влияние обнаружилось, необходимо обратиться за консультацией к производителю телефона или в сервисный центр;

– если используются какие-либо другие персональные медицинские приборы, надо проконсультироваться у производителя прибора, надёжно ли они экранированы от электромагнитных помех;

Слайд 27

– следует отключать телефон, если на территории, где вы находитесь, имеются надписи и знаки, предупреждающие о необходимости его отключения;

– в зонах проведения взрывоопасных работ обязательно выключайте телефон;

– в районах с потенциально опасной атмосферой (пожаро- и взрывоопасные помещения) надо выключать телефон и не отсоединять от него батарейку.

Слайд 28

– необходимо достаточное финансирование в решении данной проблемы (создание специальных служб, повышение квалификации кадров и т.д.);

– нужна законодательная и нормативно-правовая база, в частности, контроль за компаниями, выпускающими мобильные телефоны;

– привлечение специалистов смежных профессий (например, медиков, радиоконструкторов и экологов) для более точного научного обоснования степени вредного влияния сотового телефона и нахождения способов его уменьшения.

Слайд 29

Длительное воздействие радиоволн на различные жизненные системы человека имеют многообразные последствия. Наиболее характерными при воздействии радиоволн всех диапазонов являются отклонения от нормального состояния центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы человека. Субъективные ощущения – головная боль, сонливость или общая бессонница, утомляемость, слабость, повышенная потливость, снижение памяти, рассеянность, головокружение, потемнение в глазах, беспричинное чувство тревоги, страха и др.

Слайд 30

Воздействие сотовых телефонов исследовалось на моделях, имитирующих строение скелета и мягких тканей человека, тепло- и электрофизические параметры (теплоёмкость, тепло- и электропроводность, диэлектрическую проницаемость и др.). Эксперименты проводились также на живых организмах (червях, мышах, лягушках) и на людях (добровольцах).

Слайд 31

Выяснилось, что радиоизлучение способно изменять структуру белка у червя и вызывать сбои в работе сердца лягушки; временно и незначительно повышать артериальное давление у человека, а также вызывать у него головокружение и сонливость; ухудшать память у крыс, но в то же время улучшать интеллектуальные способности у человека и т.д.

Слайд 32

Вредного влияния не обнаружили и эпидемиологи, которые пытались установить связь между воздействием радиоизлучения и возникновением тех или иных заболеваний. Заболевания часто можно было бы списать на сотовый телефон, но число таких случаев не выходило за пределы обычной статистической погрешности. Вполне вероятно, что это влияние может проявиться через какое-то время и что разные люди подвержены ему в разной степени.