Программа создание и расчет нейросети для чайников. Как работает нейронная сеть? Искусственная нейронная сеть

Искусственная нейронная сеть — совокупность нейронов, взаимодействующих друг с другом. Они способны принимать, обрабатывать и создавать данные. Это настолько же сложно представить, как и работу человеческого мозга. Нейронная сеть в нашем мозгу работает для того, чтобы вы сейчас могли это прочитать: наши нейроны распознают буквы и складывают их в слова.

Искусственная нейронная сеть - это подобие мозга. Изначально она программировалась с целью упростить некоторые сложные вычислительные процессы. Сегодня у нейросетей намного больше возможностей. Часть из них находится у вас в смартфоне. Ещё часть уже записала себе в базу, что вы открыли эту статью. Как всё это происходит и для чего, читайте далее.

С чего всё началось

Людям очень хотелось понять, откуда у человека разум и как работает мозг. В середине прошлого века канадский нейропсихолог Дональд Хебб это понял. Хебб изучил взаимодействие нейронов друг с другом, исследовал, по какому принципу они объединяются в группы (по-научному - ансамбли) и предложил первый в науке алгоритм обучения нейронных сетей.

Спустя несколько лет группа американских учёных смоделировала искусственную нейросеть, которая могла отличать фигуры квадратов от остальных фигур.

Как же работает нейросеть?

Исследователи выяснили, нейронная сеть - это совокупность слоёв нейронов, каждый из которых отвечает за распознавание конкретного критерия: формы, цвета, размера, текстуры, звука, громкости и т. д. Год от года в результате миллионов экспериментов и тонн вычислений к простейшей сети добавлялись новые и новые слои нейронов. Они работают по очереди. Например, первый определяет, квадрат или не квадрат, второй понимает, квадрат красный или нет, третий вычисляет размер квадрата и так далее. Не квадраты, не красные и неподходящего размера фигуры попадают в новые группы нейронов и исследуются ими.

Какими бывают нейронные сети и что они умеют

Учёные развили нейронные сети так, что те научились различать сложные изображения, видео, тексты и речь. Типов нейронных сетей сегодня очень много. Они классифицируются в зависимости от архитектуры - наборов параметров данных и веса этих параметров, некой приоритетности. Ниже некоторые из них.

Свёрточные нейросети

Нейроны делятся на группы, каждая группа вычисляет заданную ей характеристику. В 1993 году французский учёный Ян Лекун показал миру LeNet 1 - первую свёрточную нейронную сеть, которая быстро и точно могла распознавать цифры, написанные на бумаге от руки. Смотрите сами:

Сегодня свёрточные нейронные сети используются в основном с мультимедиными целями: они работают с графикой, аудио и видео.

Рекуррентные нейросети

Нейроны последовательно запоминают информацию и строят дальнейшие действия на основе этих данных. В 1997 году немецкие учёные модифицировали простейшие рекуррентные сети до сетей с долгой краткосрочной памятью. На их основе затем были разработаны сети с управляемыми рекуррентными нейронами.

Сегодня с помощью таких сетей пишутся и переводятся тексты, программируются боты, которые ведут осмысленные диалоги с человеком, создаются коды страниц и программ.

Использование такого рода нейросетей - это возможность анализировать и генерировать данные, составлять базы и даже делать прогнозы.

В 2015 году компания SwiftKey выпустила первую в мире клавиатуру, работающую на рекуррентной нейросети с управляемыми нейронами. Тогда система выдавала подсказки в процессе набранного текста на основе последних введённых слов. В прошлом году разработчики обучили нейросеть изучать контекст набираемого текста, и подсказки стали осмысленными и полезными:

Комбинированные нейросети (свёрточные + рекуррентные)

Такие нейронные сети способны понимать, что находится на изображении, и описывать это. И наоборот: рисовать изображения по описанию. Ярчайший пример продемонстрировал Кайл Макдональд, взяв нейронную сеть на прогулку по Амстердаму. Сеть мгновенно определяла, что находится перед ней. И практически всегда точно:

Нейросети постоянно самообучаются. Благодаря этому процессу:

1. Skype внедрил возможность синхронного перевода уже для 10 языков. Среди которых, на минуточку, есть русский и японский - одни из самых сложных в мире. Конечно, качество перевода требует серьёзной доработки, но сам факт того, что уже сейчас вы можете общаться с коллегами из Японии по-русски и быть уверенными, что вас поймут, вдохновляет.

2. Яндекс на базе нейронных сетей создал два поисковых алгоритма: «Палех» и «Королёв». Первый помогал найти максимально релевантные сайты для низкочастотных запросов. «Палех» изучал заголовки страниц и сопоставлял их смысл со смыслом запросов. На основе «Палеха» появился «Королёв». Этот алгоритм оценивает не только заголовок, но и весь текстовый контент страницы. Поиск становится всё точнее, а владельцы сайтов разумнее начинают подходить к наполнению страниц.

3. Коллеги сеошников из Яндекса создали музыкальную нейросеть: она сочиняет стихи и пишет музыку. Нейрогруппа символично называется Neurona, и у неё уже есть первый альбом:

4. У Google Inbox с помощью нейросетей осуществляется ответ на сообщение. Развитие технологий идет полный ходом, и сегодня сеть уже изучает переписку и генерирует возможные варианты ответа. Можно не тратить время на печать и не бояться забыть какую-нибудь важную договорённость.

5. YouTube использует нейронные сети для ранжирования роликов, причём сразу по двум принципам: одна нейронная сеть изучает ролики и реакции аудитории на них, другая проводит исследование пользователей и их предпочтений. Именно поэтому рекомендации YouTube всегда в тему.

6. Facebook активно работает над DeepText AI - программой для коммуникаций, которая понимает жаргон и чистит чатики от обсценной лексики.

7. Приложения вроде Prisma и Fabby, созданные на нейросетях, создают изображения и видео:

Colorize восстанавливает цвета на чёрно-белых фото (удивите бабушку!).

MakeUp Plus подбирает для девушек идеальную помаду из реального ассортимента реальных брендов: Bobbi Brown, Clinique, Lancome и YSL уже в деле.


8.
Apple и Microsoft постоянно апгрейдят свои нейронные Siri и Contana. Пока они только исполняют наши приказы, но уже в ближайшем будущем начнут проявлять инициативу: давать рекомендации и предугадывать наши желания.

А что ещё нас ждет в будущем?

Самообучающиеся нейросети могут заменить людей: начнут с копирайтеров и корректоров. Уже сейчас роботы создают тексты со смыслом и без ошибок. И делают это значительно быстрее людей. Продолжат с сотрудниками кол-центров, техподдержки, модераторами и администраторами пабликов в соцсетях. Нейронные сети уже умеют учить скрипт и воспроизводить его голосом. А что в других сферах?

Аграрный сектор

Нейросеть внедрят в спецтехнику. Комбайны будут автопилотироваться, сканировать растения и изучать почву, передавая данные нейросети. Она будет решать - полить, удобрить или опрыскать от вредителей. Вместо пары десятков рабочих понадобятся от силы два специалиста: контролирующий и технический.

Медицина

В Microsoft сейчас активно работают над созданием лекарства от рака. Учёные занимаются биопрограммированием - пытаются оцифрить процесс возникновения и развития опухолей. Когда всё получится, программисты смогут найти способ заблокировать такой процесс, по аналогии будет создано лекарство.

Маркетинг

Маркетинг максимально персонализируется. Уже сейчас нейросети за секунды могут определить, какому пользователю, какой контент и по какой цене показать. В дальнейшем участие маркетолога в процессе сведётся к минимуму: нейросети будут предсказывать запросы на основе данных о поведении пользователя, сканировать рынок и выдавать наиболее подходящие предложения к тому моменту, как только человек задумается о покупке.

Ecommerce

Ecommerce будет внедрён повсеместно. Уже не потребуется переходить в интернет-магазин по ссылке: вы сможете купить всё там, где видите, в один клик. Например, читаете вы эту статью через несколько лет. Очень вам нравится помада на скрине из приложения MakeUp Plus (см. выше). Вы кликаете на неё и попадаете сразу в корзину. Или смотрите видео про последнюю модель Hololens (очки смешанной реальности) и тут же оформляете заказ прямо из YouTube.

Едва ли не в каждой области будут цениться специалисты со знанием или хотя бы пониманием устройства нейросетей, машинного обучения и систем искусственного интеллекта. Мы будем существовать с роботами бок о бок. И чем больше мы о них знаем, тем спокойнее нам будет жить.

P. S. Зинаида Фолс - нейронная сеть Яндекса, пишущая стихи. Оцените произведение, которое машина написала, обучившись на Маяковском (орфография и пунктуация сохранены):

« Это »

это
всего навсего
что-то
в будущем
и мощь
у того человека
есть на свете все или нет
это кровьа вокруг
по рукам
жиреет
слава у
земли
с треском в клюве

Впечатляет, правда?

Нейросети сейчас в моде, и не зря. С их помощью можно, к примеру, распознавать предметы на картинках или, наоборот, рисовать ночные кошмары Сальвадора Дали. Благодаря удобным библиотекам простейшие нейросети создаются всего парой строк кода, не больше уйдет и на обращение к искусственному интеллекту IBM.

Теория

Биологи до сих пор не знают, как именно работает мозг, но принцип действия отдельных элементов нервной системы неплохо изучен. Она состоит из нейронов - специализированных клеток, которые обмениваются между собой электрохимическими сигналами. У каждого нейрона имеется множество дендритов и один аксон. Дендриты можно сравнить со входами, через которые в нейрон поступают данные, аксон же служит его выходом. Соединения между дендритами и аксонами называют синапсами. Они не только передают сигналы, но и могут менять их амплитуду и частоту.

Преобразования, которые происходят на уровне отдельных нейронов, очень просты, однако даже совсем небольшие нейронные сети способны на многое. Все многообразие поведения червя Caenorhabditis elegans - движение, поиск пищи, различные реакции на внешние раздражители и многое другое - закодировано всего в трех сотнях нейронов. И ладно черви! Даже муравьям хватает 250 тысяч нейронов, а то, что они делают, машинам определенно не под силу.

Почти шестьдесят лет назад американский исследователь Фрэнк Розенблатт попытался создать компьютерную систему, устроенную по образу и подобию мозга, однако возможности его творения были крайне ограниченными. Интерес к нейросетям с тех пор вспыхивал неоднократно, однако раз за разом выяснялось, что вычислительной мощности не хватает на сколько-нибудь продвинутые нейросети. За последнее десятилетие в этом плане многое изменилось.

Электромеханический мозг с моторчиком

Машина Розенблатта называлась Mark I Perceptron. Она предназначалась для распознавания изображений - задачи, с которой компьютеры до сих пор справляются так себе. Mark I был снабжен подобием сетчатки глаза: квадратной матрицей из 400 фотоэлементов, двадцать по вертикали и двадцать по горизонтали. Фотоэлементы в случайном порядке подключались к электронным моделям нейронов, а они, в свою очередь, к восьми выходам. В качестве синапсов, соединяющих электронные нейроны, фотоэлементы и выходы, Розенблатт использовал потенциометры. При обучении перцептрона 512 шаговых двигателей автоматически вращали ручки потенциометров, регулируя напряжение на нейронах в зависимости от точности результата на выходе.

Вот в двух словах, как работает нейросеть. Искусственный нейрон, как и настоящий, имеет несколько входов и один выход. У каждого входа есть весовой коэффициент. Меняя эти коэффициенты, мы можем обучать нейронную сеть. Зависимость сигнала на выходе от сигналов на входе определяет так называемая функция активации.

В перцептроне Розенблатта функция активации складывала вес всех входов, на которые поступила логическая единица, а затем сравнивала результат с пороговым значением. Ее минус заключался в том, что незначительное изменение одного из весовых коэффициентов при таком подходе способно оказать несоразмерно большое влияние на результат. Это затрудняет обучение.

В современных нейронных сетях обычно используют нелинейные функции активации, например сигмоиду. К тому же у старых нейросетей было слишком мало слоев. Сейчас между входом и выходом обычно располагают один или несколько скрытых слоев нейронов. Именно там происходит все самое интересное.

Чтобы было проще понять, о чем идет речь, посмотри на эту схему. Это нейронная сеть прямого распространения с одним скрытым слоем. Каждый кружок соответствует нейрону. Слева находятся нейроны входного слоя. Справа - нейрон выходного слоя. В середине располагается скрытый слой с четырьмя нейронами. Выходы всех нейронов входного слоя подключены к каждому нейрону первого скрытого слоя. В свою очередь, входы нейрона выходного слоя связаны со всеми выходами нейронов скрытого слоя.

Не все нейронные сети устроены именно так. Например, существуют (хотя и менее распространены) сети, у которых сигнал с нейронов подается не только на следующий слой, как у сети прямого распространения с нашей схемы, но и в обратном направлении. Такие сети называются рекуррентными. Полностью соединенные слои - это тоже лишь один из вариантов, и одной из альтернатив мы даже коснемся.

Практика

Итак, давай попробуем построить простейшую нейронную сеть своими руками и разберемся в ее работе по ходу дела. Мы будем использовать Python с библиотекой Numpy (можно было бы обойтись и без Numpy, но с Numpy линейная алгебра отнимет меньше сил). Рассматриваемый пример основан на коде Эндрю Траска.

Нам понадобятся функции для вычисления сигмоиды и ее производной:

Продолжение доступно только подписчикам

Вариант 1. Оформи подписку на «Хакер», чтобы читать все материалы на сайте

Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов.

Что мы будем делать? Мы попробуем создать простую и совсем маленькую нейронную сеть , которую мы объясним и научим что-нибудь различать. При этом не будем вдаваться в историю и математические дебри (такую информацию найти очень легко) — вместо этого постараемся объяснить задачу (не факт, что удастся) вам и самим себе рисунками и кодом.
Многие из терминов в нейронных сетях связаны с биологией, поэтому давайте начнем с самого начала:

Мозг — штука сложная, но и его можно разделить на несколько основных частей и операций:

Возбудитель может быть и внутренним (например, образ или идея):

А теперь взглянем на основные и упрощенные части мозга :

Мозг вообще похож на кабельную сеть.

Нейрон — основная единица исчислений в мозге, он получает и обрабатывает химические сигналы других нейронов, и, в зависимости от ряда факторов, либо не делает ничего, либо генерирует электрический импульс, или Потенциал Действия, который затем через синапсы подает сигналы соседним связанным нейронам:

Сны, воспоминания, саморегулируемые движения, рефлексы да и вообще все, что вы думаете или делаете — все происходит благодаря этому процессу: миллионы, или даже миллиарды нейронов работают на разных уровнях и создают связи, которые создают различные параллельные подсистемы и представляют собой биологическую нейронную сеть .

Разумеется, это всё упрощения и обобщения, но благодаря им мы можем описать простую
нейронную сеть:

И описать её формализовано с помощью графа:

Тут требуются некоторые пояснения. Кружки — это нейроны, а линии — это связи между ними, и, чтобы не усложнять на этом этапе, взаимосвязи представляют собой прямое передвижение информации слева направо . Первый нейрон в данный момент активен и выделен серым. Также мы присвоили ему число (1 — если он работает, 0 — если нет). Числа между нейронами показывают вес связи.

Графы выше показывают момент времени сети, для более точного отображения, нужно разделить его на временные отрезки:

Для создания своей нейронной сети нужно понимать, как веса влияют на нейроны и как нейроны обучаются. В качестве примера возьмем кролика (тестового кролика) и поставим его в условия классического эксперимента.

Когда на них направляют безопасную струю воздуха, кролики, как и люди, моргают:

Эту модель поведения можно нарисовать графами:

Как и в предыдущей схеме, эти графы показывают только тот момент, когда кролик чувствует дуновение, и мы таким образом кодируем дуновение как логическое значение. Помимо этого мы вычисляем, срабатывает ли второй нейрон, основываясь на значении веса. Если он равен 1, то сенсорный нейрон срабатывает, мы моргаем; если вес меньше 1, мы не моргаем: у второго нейрона предел — 1.

Введем еще один элемент — безопасный звуковой сигнал:

Мы можем смоделировать заинтересованность кролика так:

Основное отличие в том, что сейчас вес равен нулю , поэтому моргающего кролика мы не получили, ну, пока, по крайней мере. Теперь научим кролика моргать по команде, смешивая
раздражители (звуковой сигнал и дуновение):

Важно, что эти события происходят в разные временные эпохи , в графах это будет выглядеть так:

Сам по себе звук ничего не делает, но воздушный поток по-прежнему заставляет кролика моргать, и мы показываем это через веса, умноженные на раздражители (красным). Обучение сложному поведению можно упрощённо выразить как постепенное изменение веса между связанными нейронами с течением времени.

Чтобы обучить кролика, повторим действия:

Для первых трех попыток схемы будут выглядеть так:

Обратите внимание, что вес для звукового раздражителя растет после каждого повтора (выделено красным), это значение сейчас произвольное — мы выбрали 0.30, но число может быть каким угодно, даже отрицательным. После третьего повтора вы не заметите изменения в поведении кролика, но после четвертого повтора произойдет нечто удивительное — поведение изменится.

Мы убрали воздействие воздухом, но кролик все еще моргает, услышав звуковой сигнал! Объяснить это поведение может наша последняя схемка:

Мы обучили кролика реагировать на звук морганием.

В условиях реального эксперимента такого рода может потребоваться более 60 повторений для достижения результата.

Теперь мы оставим биологический мир мозга и кроликов и попробуем адаптировать всё, что
узнали, для создания искусственной нейросети. Для начала попробуем сделать простую задачу.

Допустим, у нас есть машина с четырьмя кнопками, которая выдает еду при нажатии правильной
кнопки (ну, или энергию, если вы робот). Задача — узнать, какая кнопка выдает вознаграждение:

Мы можем изобразить (схематично), что делает кнопка при нажатии следующим образом:

Такую задачу лучше решать целиком, поэтому давайте посмотрим на все возможные результаты, включая правильный:

Нажмите на 3-ю кнопку, чтобы получить свой ужин.

Чтобы воспроизвести нейронную сеть в коде, нам для начала нужно сделать модель или график, с которым можно сопоставить сеть. Вот один подходящий под задачу график, к тому же он хорошо отображает свой биологический аналог:

Эта нейронная сеть просто получает входящую информацию — в данном случае это будет восприятие того, какую кнопку нажали. Далее сеть заменяет входящую информацию на веса и делает вывод на основе добавления слоя. Звучит немного запутанно, но давайте посмотрим, как в нашей модели представлена кнопка:

Обратите внимание, что все веса равны 0, поэтому нейронная сеть, как младенец, совершенно пуста, но полностью взаимосвязана.

Таким образом мы сопоставляем внешнее событие с входным слоем нейронной сети и вычисляем значение на ее выходе. Оно может совпадать или не совпадать с реальностью, но это мы пока проигнорируем и начнем описывать задачу понятным компьютеру способом. Начнем с ввода весов (будем использовать JavaScript):

Var inputs = ; var weights = ; // Для удобства эти векторы можно назвать

Следующий шаг — создание функции, которая собирает входные значения и веса и рассчитывает значение на выходе:

Function evaluateNeuralNetwork(inputVector, weightVector){ var result = 0; inputVector.forEach(function(inputValue, weightIndex) { layerValue = inputValue*weightVector; result += layerValue; }); return (result.toFixed(2)); } // Может казаться комплексной, но все, что она делает — это сопоставляет пары вес/ввод и добавляет результат

Как и ожидалось, если мы запустим этот код, то получим такой же результат, как в нашей модели или графике…

EvaluateNeuralNetwork(inputs, weights); // 0.00

Живой пример: Neural Net 001 . Следующим шагом в усовершенствовании нашей нейросети будет способ проверки её собственных выходных или результирующих значений сопоставимо реальной ситуации, давайте сначала закодируем эту конкретную реальность в переменную:

Чтобы обнаружить несоответствия (и сколько их), мы добавим функцию ошибки:

Error = Reality - Neural Net Output

С ней мы можем оценивать работу нашей нейронной сети:

Но что более важно — как насчет ситуаций, когда реальность дает положительный результат?

Теперь мы знаем, что наша модель нейронной сети не работает (и знаем, насколько), здорово! А здорово это потому, что теперь мы можем использовать функцию ошибки для управления нашим обучением. Но всё это обретет смысл в том случае, если мы переопределим функцию ошибок следующим образом:

Error = Desired Output - Neural Net Output

Неуловимое, но такое важное расхождение, молчаливо показывающее, что мы будем
использовать ранее полученные результаты для сопоставления с будущими действиями
(и для обучения, как мы потом увидим). Это существует и в реальной жизни, полной
повторяющихся паттернов, поэтому оно может стать эволюционной стратегией (ну, в
большинстве случаев).

Var input = ; var weights = ; var desiredResult = 1;

И новую функцию:

Function evaluateNeuralNetError(desired,actual) { return (desired — actual); } // After evaluating both the Network and the Error we would get: // "Neural Net output: 0.00 Error: 1"

Живой пример: Neural Net 002 . Подведем промежуточный итог . Мы начали с задачи, сделали её простую модель в виде биологической нейронной сети и получили способ измерения её производительности по сравнению с реальностью или желаемым результатом. Теперь нам нужно найти способ исправления несоответствия — процесс, который как и для компьютеров, так и для людей можно рассматривать как обучение.

Как обучать нейронную сеть?

Основа обучения как биологической, так и искусственной нейронной сети — это повторение
и алгоритмы обучения , поэтому мы будем работать с ними по отдельности. Начнем с
обучающих алгоритмов.

В природе под алгоритмами обучения понимаются изменения физических или химических
характеристик нейронов после проведения экспериментов:

Драматическая иллюстрация того, как два нейрона меняются по прошествии времени в коде и нашей модели «алгоритм обучения» означает, что мы просто будем что-то менять в течение какого-то времени, чтобы облегчить свою жизнь. Поэтому давайте добавим переменную для обозначения степени облегчения жизни:

Var learningRate = 0.20; // Чем больше значение, тем быстрее будет процесс обучения:)

И что это изменит?

Это изменит веса (прям как у кролика!), особенно вес вывода, который мы хотим получить:

Как кодировать такой алгоритм — ваш выбор, я для простоты добавляю коэффициент обучения к весу, вот он в виде функции:

Function learn(inputVector, weightVector) { weightVector.forEach(function(weight, index, weights) { if (inputVector > 0) { weights = weight + learningRate; } }); }

При использовании эта обучающая функция просто добавит наш коэффициент обучения к вектору веса активного нейрона , до и после круга обучения (или повтора) результаты будут такими:

// Original weight vector: // Neural Net output: 0.00 Error: 1 learn(input, weights); // New Weight vector: // Neural Net output: 0.20 Error: 0.8 // Если это не очевидно, вывод нейронной сети близок к 1 (выдача курицы) — то, чего мы и хотели, поэтому можно сделать вывод, что мы движемся в правильном направлении

Живой пример: Neural Net 003 . Окей, теперь, когда мы движемся в верном направлении, последней деталью этой головоломки будет внедрение повторов .

Это не так уж и сложно, в природе мы просто делаем одно и то же снова и снова, а в коде мы просто указываем количество повторов:

Var trials = 6;

И внедрение в нашу обучающую нейросеть функции количества повторов будет выглядеть так:

Function train(trials) { for (i = 0; i < trials; i++) { neuralNetResult = evaluateNeuralNetwork(input, weights); learn(input, weights); } }

Ну и наш окончательный отчет:

Neural Net output: 0.00 Error: 1.00 Weight Vector: Neural Net output: 0.20 Error: 0.80 Weight Vector: Neural Net output: 0.40 Error: 0.60 Weight Vector: Neural Net output: 0.60 Error: 0.40 Weight Vector: Neural Net output: 0.80 Error: 0.20 Weight Vector: Neural Net output: 1.00 Error: 0.00 Weight Vector: // Chicken Dinner !

Живой пример: Neural Net 004 . Теперь у нас есть вектор веса, который даст только один результат (курицу на ужин), если входной вектор соответствует реальности (нажатие на третью кнопку). Так что же такое классное мы только что сделали?

В этом конкретном случае наша нейронная сеть (после обучения) может распознавать входные данные и говорить, что приведет к желаемому результату (нам всё равно нужно будет программировать конкретные ситуации):

Кроме того, это масштабируемая модель, игрушка и инструмент для нашего с вами обучения. Мы смогли узнать что-то новое о машинном обучении , нейронных сетях и искусственном интеллекте . Предостережение пользователям:

  • Механизм хранения изученных весов не предусмотрен, поэтому данная нейронная сеть забудет всё, что знает. При обновлении или повторном запуске кода нужно не менее шести успешных повторов, чтобы сеть полностью обучилась, если вы считаете, что человек или машина будут нажимать на кнопки в случайном порядке… Это займет какое-то время.
  • Биологические сети для обучения важным вещам имеют скорость обучения 1, поэтому нужен будет только один успешный повтор.
  • Существует алгоритм обучения, который очень напоминает биологические нейроны, у него броское название: правило widroff-hoff , или обучение widroff-hoff .
  • Пороги нейронов (1 в нашем примере) и эффекты переобучения (при большом количестве повторов результат будет больше 1) не учитываются, но они очень важны в природе и отвечают за большие и сложные блоки поведенческих реакций. Как и отрицательные веса.

Заметки и список литературы для дальнейшего чтения

Я пытался избежать математики и строгих терминов, но если вам интересно, то мы построили перцептрон , который определяется как алгоритм контролируемого обучения (обучение с учителем) двойных классификаторов — тяжелая штука. Биологическое строение мозга — тема не простая, отчасти из-за неточности, отчасти из-за его сложности. Лучше начинать с Neuroscience (Purves) и Cognitive Neuroscience (Gazzaniga). Я изменил и адаптировал пример с кроликом из Gateway to Memory (Gluck), которая также является прекрасным проводником в мир графов. Еще один шикарный ресурс An Introduction to Neural Networks (Gurney), подойдет для всех ваших нужд, связанных с ИИ.
А теперь на Python! Спасибо Илье Андшмидту за предоставленную версию на Python:

Inputs = weights = desired_result = 1 learning_rate = 0.2 trials = 6 def evaluate_neural_network(input_array, weight_array): result = 0 for i in range(len(input_array)): layer_value = input_array[i] * weight_array[i] result += layer_value print("evaluate_neural_network: " + str(result)) print("weights: " + str(weights)) return result def evaluate_error(desired, actual): error = desired - actual print("evaluate_error: " + str(error)) return error def learn(input_array, weight_array): print("learning...") for i in range(len(input_array)): if input_array[i] > 0: weight_array[i] += learning_rate def train(trials): for i in range(trials): neural_net_result = evaluate_neural_network(inputs, weights) learn(inputs, weights) train(trials)

А теперь на GO! За эту версию благодарю Кирана Мэхера.

Package main import ("fmt" "math") func main() { fmt.Println("Creating inputs and weights ...") inputs:= float64{0.00, 0.00, 1.00, 0.00} weights:= float64{0.00, 0.00, 0.00, 0.00} desired:= 1.00 learningRate:= 0.20 trials:= 6 train(trials, inputs, weights, desired, learningRate) } func train(trials int, inputs float64, weights float64, desired float64, learningRate float64) { for i:= 1; i < trials; i++ { weights = learn(inputs, weights, learningRate) output:= evaluate(inputs, weights) errorResult:= evaluateError(desired, output) fmt.Print("Output: ") fmt.Print(math.Round(output*100) / 100) fmt.Print(" Error: ") fmt.Print(math.Round(errorResult*100) / 100) fmt.Print(" ") } } func learn(inputVector float64, weightVector float64, learningRate float64) float64 { for index, inputValue:= range inputVector { if inputValue > 0.00 { weightVector = weightVector + learningRate } } return weightVector } func evaluate(inputVector float64, weightVector float64) float64 { result:= 0.00 for index, inputValue:= range inputVector { layerValue:= inputValue * weightVector result = result + layerValue } return result } func evaluateError(desired float64, actual float64) float64 { return desired - actual }

С нейронными сетями я познакомился довольно давно. Отношение к ним, как к средству решения прикладных задач, у меня довольно противоречивое. С одной стороны, ни одной задачи, для которых я использовал сети, решить с удовлетворяющим меня результатом я так и не смог (но нужно оговориться, что и задачи были сверхсложные), а с другой стороны, удалось в достаточной степени оценить мощь аналитического потенциала нейронных сетей и их способность давать оценки и прогнозы на самых разнообразных множествах.

Так как интерес мой к сетям периодически возникал на протяжении последних лет, то идея написать обработку для построения и обучения нейронной сети витала, что называется, в воздухе. Однако, реализовать идею удалось только в последние несколько (честно, даже не помню сколько) месяцев. Борьба за себя - это прежде всего борьба с собой, а точнее, с собственной ленью и невежеством. И этот раунд остался за мной:) Так как делал прежде всего для себя - выкладываю то, что получилось, совершенно даром.

Что из себя представляет данная разработка? Перечислю основные возможности и функционал. При этом имеем в виду и помним, что реализована она только на управляемых формах.

1. Панель управления проектом . В принятых мной терминах под заданием понимается совокупность собственно нейронной сети, исходных данных для обучения, настроек параметров обучения и сохранения результатов. Панель управления проектом позволяет редактировать компоненты задания (кроме нейронной сети), управлять процессом обучения и контролировать результаты обучения сети. Также присутствуют возможности сохранения и загрузки заданий и готовых сетей. Отдельно отмечу наличие опции сохранения результатов. Если в проекте имеется загруженная / созданная сеть и загружен массив исходных данных то по параметрам сети происходит расчет и выгрузка результатов во внешний файл (таблицу значений или книгу Excel). Аналогично можно узнать результаты возвращаемые сетью для любого набора интерактивно введенных аргументов.

2. Редактор нейронной сети (многослойного персептона). Дает возможность создавать и редактировать нейронную сеть. Визуально сеть отображается в виде структуры из разноцветных шаров. Зеленые шары - входные ядра, красные - выходные, а желтые - ядра внутренних слоев. Имеется возможность устанавливать количество слоев и ядер в них. Для загруженных заданий и сетей, а также в случае, когда для обучения проекта уже были загружены данные, количество входных и выходных ядер принимается равным количеству существующих аргументов и результатов. При нажатии кнопки "Сохранить сеть" происходит сохранение сети в параметрах обработки и инициализация начальных весов ребер случайным образом. То есть даже если мы не изменяли структуру сети ее можно очистить от результатов предыдущего обучения заново сохранив в редакторе.

3. Подсистема анализа хода обучения . Подсистема очень проста и представляет собой график, демонстрирующий ход обучения сети в данном проекте. Шаг сбора статистики и общее число шагов обучения настраиваются в "Панели управления проектом". Статистику нельзя видеть в real time по ходу обучения. Она является такой же составной частью проекта, как сеть и массивы данных для обучения и будет обновлена и записана в проект по завершению обучения вместе с новыми параметрами сети. Соответственно если в загруженном проекте при предыдущем обучении была включена опция ведения статистики то просмотр графиков ошибок аппроксимации доступен сразу после загрузки задания (проекта).

4. Модуль обработки . Модуль обработки я также выделяю в отдельную подсистему из-за наличия экспортных функций и процедур, позволяющих проводить обучение сетей и получать результаты расчетов из сети, используя внешние вызовы. Собственно для меня эти функции и являются самыми важными в разработке. Файл со спецификацией проекта прилагается и любой проект, созданный любым способом в соответствии с данной спецификацией может быть обучен, и может быть получен нужный результат из созданной в соответствии со спецификацией сети. Но так как на практике создание, редактирование и обучение сетей довольно трудоемкий и творческий процесс, то визуальные редакторы и панель управления - вполне логичный шаг для упрощения и повышения качества работы. Но еще раз повторюсь - в теории можно было бы обойтись без них, так как модуль обработки представляет собой полностью достаточный функционал для работы с готовыми заданиями и сетями. Остальные подсистемы это лишь мой вариант дизайна кухни для их приготовления.

Теперь немного расскажу о параметрах сети и о процессе обучения.

Среди множества активационных функций нейронов для данного проекта я выбрал логистический сигмоид Ферми. Самая популярная функция в нейронных сетях и (если понимаете в чем суть обучения) очень просто дифференцируема.

Алгоритм обучения - обратное распространение ошибки. За подробностями, если интересно, к Google.

Норма скорости обучения - адаптивная. На страте принимается значение, указанное в параметрах, но по ходу обучения скорость обучения может меняться. Принцип модификации скорости состоит в том, что в случае когда между шагами обучения направление градиента для ребра сети не меняется скорость обучения умножается на коэффициент К>1, а в случае изменения знака градиента множитель К становится <1. Таким образом, норма обучения хотя и остается важнейшим параметром обучения, но ее неправильный выбор может быть в значительной степени скорректирован модификаторами.

Обучающая выборка . Все переданные в качестве аргументов и результатов данные рандомно делятся перед началом обучения на 3 части (Тренировочная, Тестовая и Верификационная) в соотношении 7:2:1. Причем этот рандом каждый раз разный и данные делятся перед каждым циклом обучения. В итоге Вы видите картину, что при запуске второго (третьего и т.д.) цикла обучения одного и того же проекта ошибки аппроксимации могут на первых шагах резко просесть или подскочить. Это не от того что была взята не та сеть - просто новый рандом выборок и новые значения ошибок.

Что же это за выборки? Тренировочная - понятно. Тестовая - не участвует прямо в обучении, но ее ошибка видна в процессе. Судя по значению тренировочной ошибки, а точнее видя ее динамику в сравнении с ошибкой тренировки можно судить о том не переучена ли сеть (ошибки расходятся) и вообще насколько адекватно данным построена модель сети.

Верификационная выборка - не видна пользователю до самого конца обучения. Так как в процессе обучения мы можем следить за тестовой выборкой, то она тоже косвенно является объектом обучения. В данном случае верификация - финальный и самый непредвзятый судья качества получившейся сети.

Классический пример переучившейся сети это когда ошибки тренировки и теста сначала снижаются, а потом расходятся и ошибка теста бесконечно возрастает. Сеть, возможно, сумела "запомнить" всю тренировочную выборку и теперь подстраивается не под обобщающие характеристики всей выборки, а "шлифует" только тренировочные данные. Как правило это случается когда исходная выборка слишком мала или слишком однородна и / или количество внутренних слоев и нейронов при этом слишком велико.

Теперь о способах запуска процесса обучения из формы обработки. Их всего 3:

1. Обычный запуск процесса. Стартуем обучение в текущем сеансе и ждем окончания. Так как до окончания вызова сервера ничего на клиент вернуть нельзя - ждем и надеемся, что все будет хорошо.

2. Запуск через фоновое задание из внешней обработки. Думаю, что здесь все более или менее понятно. Естественно, что обработка должна быть зарегистрирована в справочнике дополнительных отчетов и обработок и в конфигурации должна присутствовать БСП версии не ниже 1.2.1.4. В этом случае у меня все прекрасно работает.

3. Запуск через фоновое задание обработки конфигурации. Это если Вам так понравится обработка, что Вы начнете ее регулярно использовать и встроите в конфигурацию. Здесь, конечно, можно было бы рекомендовать Вам сделать запускающий фоновое задание допил, но можно попробовать и через БСП. Вот только версия должна быть даже не знаю уже какая, но довольно свежая.

Варианты с запуском в фоновом задании наиболее удобны и информативны, так как на форме все-таки что-то можно еще делать, да и информация по ходу обучения периодически обновляется за счет получения и обработки сообщений от фонового задания.

Пару слов скажу еще об опции предварительного обучения. Не буду давать ссылку на умную статью, где доказывается, что предварительный подбор весов нейронных синапсов дает существенный прирост в качестве и сокращение времени обучения сети. Скажу лишь что поверил уважаемым кандидатам наук на слово. Написал блок предварительного подбора и оценки начальных весов и... существенного прогресса не заметил. Здесь уж или лыжи не едут или со мной не все так как нужно, но опцию сохранил. Можете пользоваться перед началом обучения новой сети, а можете не пользоваться.

Что в приложенном архиве? Описание состава проекта сети (спецификация) для самостоятельной разработки проектов ( MS Word ), демо-файлы проекта и сети, а также набор из 2-х файлов демо данных. Данные - это таблицы значений с наборами аргументов и результатов.

Обработка выложена отдельным файлом для удобства обновления и замены новыми версиями. Самая важная часть дополнительных материалов - спецификация проекта сети содержится в справке обработки, так что в принципе можно скачивать только саму обработку для экономии $ m . Функционал и документацию при этом Вы получите в полном объеме.

На этом, думаю, стоит заканчивать. Текста и так получилось многовато. Естественно, что по ходу использования обработки на конкретных данных и реальных примерах, у Вас будет возникать множество вопросов и замечаний. Основные ответы и советы приведены выше - то есть сначала внимательно читаем описание. Есть также справка в главной форме обработки. Ее тоже можно почитать. Ну а для всего остального, что не описано или не понятно - комменты.

От vc.ru том, как за несколько шагов создать простую нейронную сеть и научить её узнавать известных предпринимателей на фотографиях.

Шаг 0. Разбираемся, как устроены нейронные сети

Проще всего разобраться с принципами работы нейронных сетей можно на примере Teachable Machine — образовательного проекта Google.

В качестве входящих данных — то, что нужно обработать нейронной сети — в Teachable Machine используется изображение с камеры ноутбука. В качестве выходных данных — то, что должна сделать нейросеть после обработки входящих данных — можно использовать гифку или звук.

Например, можно научить Teachable Machine при поднятой вверх ладони говорить «Hi». При поднятом вверх большом пальце — «Cool», а при удивленном лице с открытым ртом — «Wow».

Для начала нужно обучить нейросеть. Для этого поднимаем ладонь и нажимаем на кнопку «Train Green» — сервис делает несколько десятков снимков, чтобы найти на изображениях закономерность. Набор таких снимков принято называть «датасетом».

Теперь остается выбрать действие, которое нужно вызывать при распознании образа — произнести фразу, показать GIF или проиграть звук. Аналогично обучаем нейронную сеть распознавать удивленное лицо и большой палец.

Как только нейросеть обучена, её можно использовать. Teachable Machine показывает коэффициент «уверенности» — насколько система «уверена», что ей показывают один из навыков.

Шаг 1. Готовим компьютер к работе с нейронной сетью

Теперь сделаем свою нейронную сеть, которая при отправке изображения будет сообщать о том, что изображено на картинке. Сначала научим нейронную сеть распознавать цветы на картинке: ромашку, подсолнух, одуванчик, тюльпан или розу.

Для создания собственной нейронной сети понадобится Python — один из наиболее минималистичных и распространенных языков программирования, и TensorFlow — открытая библиотека Google для создания и тренировки нейронных сетей.

Устанавливаем Python