Под информационной средой понимается. Об отношении понятий информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение. Роль пользователя в создании информационных систем и постановке задач

Информационная среда

Информационная среда

Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

По-английски: Information environment

Синонимы: Информационная среда общества

Синонимы английские: Information societies environment

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Информационная среда" в других словарях:

    информационная среда - Совокупность информационных средств, воздействующих на оператора. [ГОСТ Р 43.0.2 2006] информационная среда 1. Хранящееся в компьютере, но не оформленная в виде информационной системы совокупность знаний, фактов и сведений, относящаяся к… …

    информационная среда - 12 информационная среда: Совокупность информационных средств, воздействующих на оператора. Источник: ГОСТ Р 43.0.2 2006: Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения …

    информационная среда общества - совокупность информационных ресурсов, информационно коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, политических, социально экономических и культурных условий реализации процессов… … Справочник технического переводчика

    Информационная среда/INFORMATION ENVIRONMENT - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике

    интегрированная информационная среда - 3.2.1. интегрированная информационная среда; ИИС: Совокупность распределенных баз данных, содержащих сведения об изделиях, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Интегрированная информационная среда - (ИИС): совокупность распределенных баз данных, содержащих сведения о продукции, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и доступность данных субъектов производственно… … Официальная терминология

    интегрированная информационная среда (ИИС) - 3.4 интегрированная информационная среда (ИИС): Совокупность распределенных баз данных, содержащих сведения о продукции, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационная - функция автоматизированной системы управления Функция АСУ, включающая получение информации, обработку и передачу информации персоналу АСУ или за пределы системы о состоянии ТОУ или внешней среды Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Среда окружающая - (синоним среда обитания человека) совокупность природных, тех­ногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов внешних по отношению к человеку, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Окружающая среда часто … Экология человека

    Информационная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны (т.е. жизненно важных интересов, основанных на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Содержание информационной безопасности составляют жизненно важные… … Большой юридический словарь

Книги

  • Информационная среда управления. Теоретические основы и механизм формирования , Ермолаева Елена. Динамика развития информационно-коммуникативных технологий, ускорение информационных процессов не могло не отразиться на сфере управления. В отношениях между органами власти и населением…
  • Образовательная информационная среда. От аккредитованной квалификации к сертифицированным умениям , Денчев Стоян Георгиев. Представлена базовая концепция информационной среды, проанализированы ее основные аспекты. Раскрыто понятие информационной цивилизации, показано место в ней экономики знаний. Рассмотрены…

Одним из разновидностей социальной среды является так называемая информационная среда (сфера), которая образуется совокупностью:

    субъектов информационного взаимодействия или воздействия;

    собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы;

    информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами;

    общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации (В.Е. Лепский, 2000; М.О. Мдивани, 1999).

С психологической точки зрения информационная среда предстает в виде информационных воздействий разного рода, которые на себе испытывает человек, а также в виде информационных средств общения, взаимодействия с другими и воздействия на других (средства массовой информации, мульти-медиа, интернет и т.п.). Как справедливо отмечает А.Е.Войскунский (2000), отличительной чертой данного вида среды является то, что она в большинстве случаев используется в качестве «психологического орудия» (по Л.С. Выготскому) социального воздействия на человека.

В этом качестве информационная среда является важнейшим фактором социализации индивида, а также формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности.

Вместе с тем, возрастающий темп информатизации общества обостряет экопсихологические проблемы во взаимоотношениях между Человеком (обществом) и информационной средой (сферой), ибо технократический подход к информатизации общества таит в себе угрозы, сопоставимые по масштабам с угрозами ядерной и экологической катастроф. Поэтому в ряду других проблем и направлений психологии информационной среды (СМИ, интернет-среда и др.) особое место занимает информационно-психологическая безопасность (В.Е. Лепский, 2000). Целью разработки данного направления является обеспечение психологической защищенности основных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с воздействиями информационной среды на психику граждан (в это определение неявно включены и воздействия граждан на информационную среду).

Резюме

Несмотря на разноликость эколого-психологических исследований и практик, их объединяет то, что в качестве исходного основания используется системное отношение “человек - среда (окружающая среда)”.

В общем виде понятием окружающая среда обозначают естественное и социальное окружение человека, которое представляет собой совокупность влияний и условий, обеспечивающих человеку возможность тех или иных действий и тем самым возможность для проявления и развития его способностей.

В понятие “окружающая среда” входят такие ее разновидности, как:

    физическая среда - совокупность физико-химических свойств окружающей среды (радиационный фон, степень загрязненности воздуха или воды, уровень освещенности и т.п. факторы непсихологической природы);

    пространственная среда - совокупность пространственно-предметных свойств и отношений окружающей среды, которая может иметь естественно-природный характер (лес, море, горы, степь, растения, животные и т.п.) и/или антропогенный (продукт человеческой деятельности) характер: городская среда, парковый ландшафт, архитектурная среда, виртуальная (пространство, представленное на экране компьютера) и т.д.;

    природная среда включает в себя совокупность природных объектов (естественный ландшафт, растения и животные), которые выступают для человека как объекты восприятия, личностного отношения и взаимодействия;

    среда обитания или экологическая среда , обеспечивающая каждому виду живых существ свой комплекс возможностей для жизнедеятельности. Представление об этом типе среды как объекте восприятия было разработано Дж.Гибсоном;

    социальная среда , ибо один человек для другого также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. О социальной среде еще говорят как о пространстве коммуникативных и межличностных взаимодействий человека. В этом случае выделяют следующие виды среды: семейная, образовательная (в частности, школьная), информационная (СМИ, интернет, мульти-медиа), этническая, культурная, духовная, религиозная и т.д.;

    кроме того, в отличие от внешней окружающей среды, иногда говорят о внутренней (ментальной) среде индивида, понимая под этим наличие у него психических структур и способов действия, которые выступают в виде совокупности психологических условий и возможностей для его деятельности и развития.

Что такое организация? Как рассматривают субъект «организация» теоретики менеджмента? Организация - это устойчивая формальная социальная структура, которая берет ресурсы из окружающей среды и обрабатывает их, чтобы произвести продукцию.

Субъект «организация» рассматривается и как целостный организм (по А. Файолю -

«единство материального и социального»), и как весь трудовой коллектив. Организация (фирма, предприятие и пр.) пронизана множеством информационных потоков. Эти потоки можно определить как внешнюю и внутреннюю информационные среды любой организации.

Что представляют собой внешние и внутренние информационные потоки в организации? Внешние информационные потоки отражают отношения между предприятием и экономическими и политическими субъектами, действующими за его пределами. Они определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, конкурентами и пр. Согласно Мескону, внешнее окружение организации выглядит следующим образом (рис. 3).

Фирма должна постоянно следить за основными компонентами внешней среды, к которым относятся экономические, технологические, политико-правовые, социокультурные и физико-экологические факторы.

Известно, насколько зависит предприятие от изменений во внешней среде. Анализ благоприятных внешних возможностей и угроз деятельности предприятия предполагает сбор, обработку, оценку значимости для предприятия важнейших изменений во внешней среде (экономической, социальной, технической, политической, международной). Поставщики!»^«] Ж @232О Ж Нетрудовых ресурсов^® |м ате риалов *ка пит ал а)| И государственные»

* 1 ?" Р ган ыТУУ** ?; | , ЕЕЗрЗЗШШЗ \ ! У а) Среда прямого воздействия на организацию

б. Среда косвенного воздействия на организацию Рис. 3. Внешняя среда организации

Внешняя среда характеризуется:

взаимосвязанностью факторов, выражающей уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

сложностью, определяемой количеством факторов, на которые предприятие должно реагировать, и уровнем их вариативности;

динамичностью, отражающей относительную скорость изменения внешней среды под влиянием изменений в технике и технологии, конкуренции и др.;

неопределенностью, оцениваемой количеством информации, имеющейся в распоряжении предприятия, и ее качеством.

Итогом анализа состояния и тенденций изменений внешней среды предприятия является перечень угроз и открывающихся благоприятных возможностей для предприятия.

Внутренние информационные потоки определяются отношениями, сложившимися в трудовом коллективе, а также производственными знаниями (ноу-хау). На внутренние информационные потоки влияют производственные и кадровые параметры. Производственные параметры включают характеристики хозяйственных стратегических областей, организации и хода производственного процесса, фирменной культуры, применяемой техники и т.п. К кадровым параметрам относят психологические особенности персонала, личные амбиции, возможности профессионального развития, готовность к кооперации.

Какой подход может быть применен консультантом для анализа внутренней среды организации? Для анализа внутренней среды организации применим системный подход, так как организация состоит из множества частей (элементов, тесно связанных между собой).

Современные методы преобразования предприятия связаны с информационными технологиями, поэтому они затрагивают не только организацию, но и ее информационную систему.

Запомнить!

Информационная система - это система, реализующая автоматизированный сбор, обработку, манипулирование данными и включающая технические средства обработки данных, программное обеспечение и обслуживающий персонал.

Иначе говоря, информационная система - это комплексное сочетание оборудования (компьютеров), программного обеспечения, процедур, документации и персонала, ответственного за ввод, движение, управление и дистрибуцию данных и информации.

Как и в любой системе, важно, чтобы компоненты ИС работали вместе, были совместимы, минимально избыточны, максимально полны и хорошо согласованы друг с другом.

Создание новой информационной системы приводит к большим, чем смена оборудования и программного обеспечения, изменениям.

Проектируя новую информационную систему, мы перепроектируем организацию в целом. Это влечет за собой изменения в работе, квалификации, управлении бизнес-процессами.

Относящиеся к внешней среде факторы, внешние по отношению к организации, влияют на создание и структуру информационных систем.

Примерами внешних воздействий являются: -

увеличивающиеся затраты на использование рабочей силы, сырьевых и информационных ресурсов; -

конкурентоспособные действия других организаций; -

изменения в законодательстве и нормах государственного контроля.

Как информационные технологии влияют на организацию? Чтобы это понять, консультанту следует учитывать, что существуют две равнозначные позиции по данному во - просу. Одна из них базируется на законах экономики, другая использует поведенческий подход.

С экономической точки зрения информационные технологии систем могут рассматриваться как средства производства, которые свободно заменяют капитал и рабочую силу. Так как стоимость информационных технологий падает, они заменяют рабочую силу, которая исторически имеет возрастающую стоимость.

Информационные технологии, уменьшая материальные и иные средства на приобретение и анализ информации, дают возможность организациям снижать общие затраты. С их помощью менеджерам проще наблюдать за большим числом служащих.

Кроме того, как считают специалисты:

с переходом от централизованного управления к децентрализованному встал во - прос о создании такой информационной технологии, с помощью которой можно было бы обеспечивать необходимой информацией менеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации;

использование информационной технологии должно нивелировать организационную сложность предприятия;

использование информационной технологии должно обеспечить коммерчески выгодные интерфейсы и сжатие внутрифирменной и внешней информации;

выбранная информационная технология должна обеспечить соответствующую коммуникационную структуру, в том числе коммуникационную структуру виртуальных предприятий1 (реализация современных высокопроизводительных организационных проектов, например создание виртуальных организаций, без жесткой привязки производственных участков к определенному месту требует полного использования потенциала информационных технологий с помощью телекоммуникационных средств);

информационная технология должна обеспечивать интеграцию децентрализованных систем (организационным рычагом могут стать виртуальные межотраслевые предпринимательские группы)1.

Исследование поведенческой теории дало несколько доказательств того, что информационные системы автоматически преобразовывают организации. Исследователи изучали запутанные сложные связи, с помощью которых организации и информационные технологии взаимно влияют друг на друга.

По их оценке, информационные технологии могут изменять иерархию принятия решений в организациях, снижая затраты на приобретение информации и расширяя ее использование. Применение новых информационных технологий позволяет организации: -

быстро реагировать на изменение потребительских предпочтений и внешней конкурентной среды; -

сокращать продолжительность периода от разработки товара до его выведения на

обеспечивать качество «с первого раза»; -

производить несколько модификаций товара и выпускать товары на заказ; -

сокращать сроки доставки; -

четко выполнять заказы; -

использовать индивидуальный подход к обслуживанию потребителей; -

оперативно внедрять новые технологии и развивать творчество и инновационный процесс; -

оперативно реагировать на развитие конкуренции.

Вопросы и задания для самопроверки: 1.

Как вы понимаете термин «организация»? 2.

Расскажите, что представляют собой внешние и внутренние информационные потоки в организации. 3.

Объясните, почему для анализа внутренней среды организации применим системный подход. 4.

Расскажите, что такое информационная система. 5.

Дайте характеристику внешней среды организации. Из каких элементов она состоит? 6.

Объясните, как информационные технологии влияют на организацию.

Об информационном обществе, основой богатства и благополучия которого становится информация, много говорят и пишут у нас в стране и за рубежом. Переосмысление роли информации, осознание возрастающего влияния информации и современных информационных технологий на социальный и социально-экономический прогресс нашли свое отражение в выдвигаемой многими зарубежными и отечественными учеными концепции информатизации нашего общества.

Информатизация - относительно новый термин, который сегодня используется в тех контекстах, в которых раньше встречались слова «автоматизация», «электронизация», «компьютеризация». Но «информатизация не только новый способ обозначить известную проблему», употребление этого термина стало своего рода вехой, отличающей новый уровень понимания самой проблемы. Речь идет о резком увеличении производительности труда на основе использования новых информационных технологий.

Однако эффект информационные технологии могут дать, только если они востребованы обществом. В обиход необходимо ввести понятие «равновеликое» информационным технологиям, объединяющее социальные институты (организации, предприятия, органы управления и т.п.), для которых жизненно важными являются сами эти технологии или услуги, предоставляемые с их помощью. Эти институты, в большей или меньшей степени специализированные на обработке информационных потоков в обществе, называются информационными структурами.

Развитие информационных технологий и информационных структур требует выполнения определенных условий. В свою очередь, развитие информационных технологий предполагает, прежде всего, наличие кадров, обученных работать с вычислительной техникой. Уровень подготовки общества к использованию информационных технологий, экономические и правовые условия вместе с техническими (насыщенность общества вычислительной техникой, доступность программных средств и т.д.) определяются состоянием информационной инфраструктуры, которая является тем «питательным бульоном», на котором развиваются, взаимодействуют друг с другом информационные технологии и структуры.

Информационная инфраструктура - совокупность центров обработки и анализа информации, каналов информационного обмена и коммуникаций, линий связи, систем и средств защиты информации .

В итоге, можно сказать, что инфосреда - триединство: информационные структуры, технологии и инфраструктуры.

3.2.3. Определение понятия «информационная среда»

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «среда» определяется как - окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека и общества. Различают географическую, окружающую, природную и др. среды.

В настоящее время существует ряд определений данного понятия.

Информационная среда общества - совокупность информационных ресурсов, система формирования и использования информации, информационной инфраструктуры .

Кроме этого, существуют и специфические, так сказать, конкретно-целевые (относящиеся к какой-либо отрасли деятельности, в целом обществу, государству, отрасли производства и т.п.) понятия инфосреды.

В 1976 году Ю.А.Шрейдером впервые была предложена концепция информационной среды науки. Он рассматривает информационную среду не только как.проводник, но и как активное начало, воздействующее на исследователя. Помещая в эту среду результаты своего исследования, ученый ждет отклика, оценки как своего личного вклада, так и перспектив развиваемого им направления.

Можно говорить и об информационно-учебной среде . Под ней понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.) предметным содержанием определенного учебного курса.

Информационно-учебная среда включает средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной информации, средства представления знаний, обеспечивая связи и функционирование организационных структур педагогической деятельности.

Назначение информационно-учебной среды: выявление, раскрытие и развитие способностей и потенциальных возможностей индивида к творческой инициативе; создание условий для самостоятельного извлечения знаний и их количественного усвоения; обеспечение автоматизации процесса обработки результатов обучения, в том числе результатов продвижения в учении; компенсаторность негативных последствий общения обучаемого со средствами новых информационных технологий.

Вместе с тем можно говорить и об информационной среде как важнейшем факторе информатизации высшего образования. Целью создания инфосреды высшего образования и науки является научно-техническое обеспечение практической реализации концепции, программы и процесса информатизации образования и науки, а также выход на современный уровень развитых стран. Для удовлетворения своих потребностей конечный пользователь должен осуществлять деятельность в соответствующей информационной среде, которая представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах. В этом случае такую среду можно назвать «информационно-образовательной».

В современную эпоху информационного взрыва и информационной революции человечество вынуждено за ограниченное время осуществить приспособление к новым условиям своего бытия. Это резко актуализирует необходимость философского обсуждения самой проблемы взаимодействия человека с информационной средой. На первый план выходит проблема успешной адаптации человека в современной информационной среде. Проблема адаптации человека неотделима от вопроса о самой его сущности, актуального для философов во все времена. Информационная среда, становясь все более важной и неотъемлемой частью окружающей среды, предъявляет к человеку возрастающие адаптивные требования. Человечество было вынуждено адаптироваться к природной и искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития, однако, жизнь современного человека определяется новыми реалиями, новыми экологическими и социальными обстоятельствами. Поэтому сейчас весьма актуальна задача анализа позитивных и негативных аспектов процесса адаптации, осмысления новых путей адаптации человека к среде обитания и новых форм построения информационной среды, максимально отвечающей запросам общества и личности.

Ныне необходимо искать контуры современной целостной концепции человека как адаптивно-адаптирующего существа на основе философского анализа единства и взаимозависимости социального и природного аспектов адаптации. Проблема адаптации человеческого социума осуществляется не столько за счет адаптивных физиологических способностей, сколько за счет построения надиндивидуальной адаптивной системы – культуры. Социум (сообщество людей, осознающих свое единство и стремящееся его сохранить) является саморегулирующейся системой, обладающей способностью к адаптивному поведению в окружающей среде. В отличие от активности животных человеческая деятельность представляет собой не просто адаптивный, а адаптивно-адаптирующий процесс, то есть приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной «второй природы».Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема адаптации человека к информационной среде является остро современной, очень актуальной, смысложизненной для нынешнего этапа цивилизационного развития человечества.

Прежде чем анализировать проблему адаптации человека в изменяющейся информационной среде, нужно четко определить, что же такое информационная среда, какие этапы прошла она в своем развитии – с древних времен до той эпохи, в которую живет современный человек – информационной эпохи. На заре человечества информационная среда совпадала с окружающей природной средой. Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей. С развитием общества происходило накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом. Современную информационную среду можно определить как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации. Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет; компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.

Конечным результатом информационно-компьютерной революции, происходящей на наших глазах, должно стать создание новой информационной цивилизации. В основе процессов управления и самоорганизации в живой природе и в человеческом обществе лежит информация, поэтому возникновение информационного общества представляет собой качественно новый этап в процессах самоорганизации информационных структур. Возникающее информационное общество, по-видимому, будет характеризоваться:

а) усилением роли информации и знаний в жизни общества и человека, овеществлением информации и превращением ее в ведущий фактор экономического развития, в основную экономическую ценность;

б) интеграцией различных способов коммуникации (устных, письменных и аудиовизуальных) в интерактивные информационные сети. Информационное общество – это сетевое общество: оно создано сетями производства, власти и опыта, которые формируют «культуру реальной виртуальности» (М. Кастельс).

В) сосредоточением на технологии улучшения обработки информации, поэтому процесс воздействия знания на само знание является специфическим для информационного общества.

Г) развитием творческого потенциала личности и возрастанием роли сознания в историческом процессе. Информационное общество – это «высокоорганизованное креативное общество» (Й. Масуда, А. Турен).

Можно выделить следующие ключевые этапы развития информационной среды, различающиеся по основным способам адаптирования информации: бесписьменное общество, общество с появлением письменности и современное информационное общество. До изобретения алфавитного письма информация хранилась в виде образов, с изобретением алфавитного письма европейская культура отдала предпочтение кодированию информации в символьном виде. С наступлением информационно-технической революции для записи, хранения и передачи информации используются оба способа (образный и символьный). Таким образом, во все времена человек старался максимально использовать доступные для него способы накапливать информацию. Использование накопленной информации явилось одним из факторов, давших возможность человеку, как биологическому виду, выжить в борьбе за существование.

Особенности адаптирования информации современным человеком заключаются в следующем:

3) Развитие аудиовизуальных средств передачи информации (телефон, радио, кино, телевидение) и, в особенности, компьютерных технологий во много раз расширило и качественно изменило поток обрушивающейся на человека информации, до крайности обострив проблему адаптации человека к этой информации. Средства информационного воздействия оказывают огромное влияния на сознание человека и культуру. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социальной адаптации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

3) Появляются такие адаптивные механизмы, как образование социальных структур по группам идентичности и стереотипность массовой культуры и массового сознания. Образование социальных структур по группам идентичности можно рассматривать как адаптивный механизм в борьбе человека за сохранение своего коллективного «Я» в мире, где распадаются старые социальные связи. Массовая культура, как и стереотипизация, является адаптационным механизмом, выполняющим роль психологического регулятора в жизни общества и отдельного индивида. Без стереотипов человек не справился бы с тем объемом информации, который он получает из внешнего мира.

3) Выделяются проблемы экологии человека, связанные с бурным развитием информационных технологий. В этой связи наблюдается отрицательная адаптация как на биологическом (компьютерный зрительный синдром, нервно-мышечные заболевания), так и на социально-психологическом уровне (зависимость от Интернета и компьютерных игр, травмирование детской психики сценами насилия на экране). В последней четверти ХХ века развернулась индустрия досуга, обогатившая рынок развлечений компьютерными играми. Компьютер вытесняет традиционные формы игры и игрового общения, что имеет как позитивные, так и негативные последствия. Компьютерные игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, гиподинамию, атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры, что можно трактовать как отрицательную адаптацию, с другой стороны, - быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека. В отличие от традиционных игр, особенно в ходе какого-либо празднества, имеющего нередко ритуальный, нетворческий характер, электронные игры зачастую находятся на грани с искусством, требуя дополнения электронных образов воображением и включения в действие интеллектуальной активности. В то же время компьютерные игры могут вырабатывать у некоторых индивидов пассивную позицию, тогда как в реальных играх происходит контакт с живыми партнерами и развивается физический и духовный потенциал личности. Компьютерный игрок привыкает перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним. В бурно изменяющемся обществе 21 века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию социализации молодежи в постиндустриальном обществе, подобно древним мистериям.

В результате создания человеком новой окружающей среды (городской, информационной) возникает ситуация, при которой организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции и, поэтому, реагирует на изменения среды появлением новых профессиональных заболеваний, хроническим напряжением адаптационных систем. Диапазон приспособительных возможностей человека, как любого живого существа, ограничен. Перечисленные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия человека и современной информационной среды, требуют дальнейшего комплексного осмысления для поиска оптимальных путей их решения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что информационная среда является фактором, требующим фундаментально новой адаптации человека. Специфика современной информационной среды ведет к коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека и выработке новых. Информационные технологии, став стержнем современной цивилизации, изменяют не просто качество и содержание жизни современного человека, они грозят трансформировать сам способ его бытия в мире.