Каких информационных ресурсов не бывает. Что понимают под образовательно-информационными ресурсами

Информационный ресурс и его составляющие

Ресурс – запасы, источники чего–нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

- материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

- природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществомдля удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

- трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

- финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

- энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В общем случае под информационным ресурсом (ИР) понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.


Данный термин начал широко использоваться в конце 70 - начале 80 гг. XX века в результате осознания растущей зависимости промышленно развитых стран, отдельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и использования средств передачи и переработки информации.

Отличием ИР от других материальных видов ресурсов (например, полезных ископаемых) является их воспроизводимость. Как и другие виды ресурсов ИР являются объектами импорта-экспорта, а также - конкуренции, политической и экономической экспансии. Следует отметить, что границы понятия ИР в настоящее время четко не установлены. Так, некоторые дефиниции и, следовательно, - ученые включают в его толкование также степень профессиональной подготовки общества или его части, а также способность воспроизводить и использовать ИР. Другие ограничивают ИР только совокупностью зафиксированных в документах и данных сведений, «представляющих ценность для учреждения (предприятия)». Заметим, что в последнем случае в понятие ИР не включены также средства передачи и переработки информации.

Виртуальные (информационные) ресурсы - Информационные ресурсы других организаций, предприятий, фирм и т.п., доступные пользователям в режиметеледоступа по каналам глобальной связи, например, Интернет.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационный ресурс - это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления.

Это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками.

Важнейшей проблемой практического использования ИР является проблема их классификации. При рассмотрении ИР как объекта гражданских прав Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет, что признаком классификации ИР является признак собственности. Далее следует еще один признак классификации: федеральный ИР, совместного пользования и т.д. Однако следует отметить, что при применении Закона нарушается один из основных принципов классификации - принцип единства классификационных признаков. Представляется целесообразным создание общероссийского классификатора информационных ресурсов, утверждаемого Госстандартом России.

Информационные ресурсы делятся на следующие группы.

I. По специфике возникновения: 1)

естественные, производственные, социально-экономические информационные ресурсы; 2)

созданные в результате интеллектуальной деятельности.

II. По сферам использования: 1)

научно-технические; 2)

социально-экономические; 3)

правовые; 4)

культурные; 5)

образовательные; 6)

развлекательные и т.д.

III. По принадлежности определенным субъектам: 1)

физическим лицам; 2)

юридическим лицам; 3)

государственным органам власти и управления; 4)

должностным лицам; 5)

органам местного самоуправления; 6)

общественным объединениям; 7)

государству в целом.

Правовой режим информационных ресурсов устанавливается следующими критериями.

I. Информационные ресурсы - всегда в виде документированной информации.

Документ - это выделенная информация по определяющей цели, зафиксированная в любой знаковой форме с установленными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и представленная на любом носителе.

II. Требование по установлению права собственности и исключительных прав на объекты информационных ресурсов. Информационные ресурсы, являясь элементом различных прав, могут быть товаром (объектом рыночных отношений), обладать признаками вещи и одновременно интеллектуальными свойствами. Но вопросы правового регулирования информационных ресурсов гражданским правом не охватываются. Административное право, регулируя информационные ресурсы, включает в себя следующие моменты: 1)

обязательный экземпляр документа; 2)

обязанность органов государства на сбор информации по целевому признаку; 3)

обязанность организаций, ответственных за сбор информации, предоставить ее; 4)

обязательность лицензирования деятельности по специальному хранению информации.

III. Обязательное установление степени открытости информации применительно к каждому объекту информационных ресурсов.

IV. Защита информационных ресурсов - обеспечение информационной безопасности. Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры,

классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.

Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.

Необходимо централизованно сформировать общегосударственные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам.

При этом должны быть созданы предпосылки для:

Обслуживания и технической поддержки межведомственных государственных информационных систем и ресурсов; -

контроля использования межведомственных общегосударственных ресурсов в целях предотвращения возможных несанкционированных действий со стороны государственных служащих и иных лиц; -

размещения, резервирования и технологической поддержки в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти по согласованию с ними.

Права, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов

Владелец информационных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; 5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Владелец информационных ресурсов при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В ТК РФ предусмотрены общие требования при обработке персональных данных работника (ст.

86 ТК РФ): -

обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества; -

работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конкретный порядок обработки персональных данных работника определяется документами организации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об информации владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение указанного Закона, например правил работы с информацией. Правила работы с информацией включают в себя положения о порядке сбора, хранения, использования и распространения информации; положения о защите информации; о требованиях, предъявляемых к деятельности, связанной с осуществлением перечисленных действий с информацией. Эти положения устанавливаются нормативными правовыми актами РФ.

За нарушение правил работы с информацией законодательством предусмотрена уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ). Административная ответственность установлена за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ).

Гражданская ответственность наступает, если в силу нарушения правил работы с информацией нарушаются имущественные или личные неимущественные права лица, к которому эта информация имеет отношение. Формы гражданской ответственности предусмотрены в ст. 12

Дисциплинарная ответственность применяется к лицу, в трудовые обязанности которого входило соблюдение или обеспечение соблюдения правил работы с информацией. Виды дисциплинарных взысканий предусмотрены в ст. 192 ТК РФ.

Еще по теме 1. Понятие и виды информационных ресурсов:

  1. 2. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг
  2. Тема 7. Понятие, признаки и виды информационных правоотношений
  3. 5.5. Защита информационных ресурсов и повышение информационной безопасности
  4. 1. Роль и задачи информационного менеджмента в управлении информационными ресурсами организации
  5. Глава 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
  6. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

Введение

Глава 1. Понятия информационных ресурсов

Глава 3.Информационные ресурсы современного общества

Глава 4. Национальные информационные ресурсы России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Информационные ресурсы и услуги как товар – весьма интересная тема, в своей работе я постараюсь раскрыть нужную информацию и сущность этой темы и углубится в нее как можно глубже.

Рынок информационных ресурсов и услуг рассматривается в экономической науке как наиболее эффективный из известных инструментов развития экономики, основной особенностью которого выступает способность к саморегулированию, поскольку независимые производители, учитывая спрос потребителей, решают, что и сколько производить. В основе эффективного функционирования рынка лежит конкуренция, которая является основным мотивом, побуждающим предприятие к борьбе за место на рынке. В результате рынок, где встречается потребитель и производитель, стремится к уравновешиванию спроса и предложения товаров.

Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.


Глава 1. Понятие информационных ресурсов

Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.



Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: Информационные ресурсы- отдельные документы иотдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Любая попытка дать некую классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.). Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов представлен на рисунке 1. Прокомментируем его.


В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации - без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Не будем комментировать далее, тем более что рисунок 1. не охватывает всех видов национальных информационных ресурсов. Отметим лишь, что само это понятие сформировалось не так давно, в начале 80-х годов, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки.

В наш компьютеризированный век особое место в жизни общества занимает понятие информации. Применяемые на современном этапе развития человечества параметры для классификации информационных ресурсов весьма разнообразны. Именно поэтому можно встретить несколько типов разделения информационных данных на классы и группы. Однако в общих чертах классификация для любого метода их разделения практически одинакова. Разница может состоять только в некоторых условных критериях, когда некоторые типы информационных ресурсов (ИР) могут быть отнесены к какой-то группе по субъективным признакам.

Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)

  • личные;
  • корпоративные;
  • бизнес-ресурсы;
  • политические;
  • образовательные;
  • культурные;
  • ресурсы организаций и учреждений;
  • услуги и сервисы;
  • развлечения;
  • спорт;
  • отдых;
  • доски объявлений;
  • хранилища ПО и мультимедиа и т. д.

Теперь посмотрим, какие параметры используются для классификации информационных ресурсов по способу представления.

Как правило, сюда включаются понятия твердых копий (книги, газеты, журналы машинопечатные документы), магнитные и электронные (цифровые) носители (аудио- и видеозаписи, фото- и кинопленка, компакт-диски, съемные устройства памяти, жесткие диски компьютеров) и средства связи (радио, ТВ, сети).

Среди форм собственности выделяются частная (личная, корпоративная), государственная и муниципальная, федеральная, совместная (коллективная), национальное достояние.

В смысле организации и хранения классификация информационных ресурсов частично связана с типами носителей (печатные издания и цифровые носители), а также предусматривает понятия библиотек, фондов, архивов, баз данных, массивов документов и автоматизированных форм.

С национально-территориальной принадлежностью, думается, все понятно, а вот в плане степени компетенции разделение производится по признаку ориентирования на массового или профессионального пользователя.

Типы субъектов в понятии ИР

Что касается субъектов ИР, здесь присутствует три основных типа:

  • граждане государств или лица без гражданства;
  • организации;
  • органы власти государства любого уровня.

Классификация по содержанию

Рассмотрим самый большой раздел распределения ИР - по содержанию - как пример классификации информационных ресурсов по заданному критерию. В общем случае она включает в себя следующие большие группы:

  • тематические и научные публикации;
  • справочная информация;
  • реклама;
  • новости;
  • библиографические публикации.

Если посмотреть на эти аспекты несколько шире, в качестве примера можно привести еще одно разделение:

  • деловая информация (экономика, финансы, коммерция, бизнес, статистика);
  • социально-политическая и юридическая информация;
  • научно-техническая информация;
  • потребительская и другая массовая информация;
  • электронные сделки;
  • вычислительная техника и коммуникации.

Естественно, любая классификация информационных ресурсов, предлагаемая сегодня для распределения ИР по отдельным признакам, может отличаться от другой ей подобной. Однако в данный момент нас больше интересует электронная информация.

Главные типы электронной информации

Классификация информационных ресурсов (информатика прямо на это указывает) в самом общем случае подразумевает два основных типа ИР по критерию режима использования:

  • онлайн - непосредственный доступ к документам на серверах через сети;
  • офлайн - использование документов, баз данных или их фрагментов в виде копий первичной информации с сервера, сохраненной на электронном носителе.

В некотором смысле классификация электронной информации несколько похожа на разделение по содержанию, однако дополнительно здесь присутствует раздел рынка программного обеспечения:

  • коммерческое ПО;
  • свободно распространяемое ПО (freeware), включая продукты с открытым исходным кодом (лицензия GNU GPL);
  • условно-бесплатное ПО (shareware).

В качестве еще одного дополнения некоторые источники указывают сектор информационных услуг и обслуживания.

Понятие электронного документа

Под документом такого типа в большинстве случаев понимают документированную информацию, представленную в электронном виде, для восприятия которой используются электронно-вычислительные системы, а для передачи - коммуникационные и сетевые инструменты.

Информация такого типа может быть представлена в виде отдельных файлов, баз данных и массивов или автоматизированных систем. Кроме того, особое значение имеет юридический аспект правомерного использования тех или иных документов, сертификация и аттестация систем, а также защита информации любого уровня доступа и вида.

в интернете

Классификация электронных информационных ресурсов была бы абсолютно неполной, если бы не затрагивались вопросы интернета, поскольку сегодня большинство электронных документов доступно именно там.

Здесь представлено несколько основных критериев:

  • форма представления (веб-страницы, информационные и файловые серверы, базы данных, телеконференции);
  • языковой и территориальный признак;
  • содержание и т. д.

Типы интернет-ресурсов

Виды и классификация информационных образовательных ресурсов в учебном процессе рассматриваются достаточно подробно. Однако можно привести и некоторые дополнения, включив в распределение ИР на дополнительных типов интернет-ресурсов.

Как правило, среди критериев выделяют следующие:

  • полнота и функциональное содержание;
  • принцип взаимодействия с пользователем (информативное, интерактивное);
  • степень доступности.

В содержательной части сайты распределяют на визитки (лаконичные страницы с основной информацией), блоги (персональные страницы), промоушн-сайты (реклама товаров и услуг), электронные магазины и сервисы, информационные сайты с определенной тематикой, веб-порталы (крупные ресурсы или интернет-сообщества), корпоративные представительства (системы автоматизации деятельности компаний), системы управления предприятиями, интегрированные в интернет и интранет (внешние и внутренние сети).

При взаимодействии с пользователем можно выделить такие типы ИР, как информационные (сетевые издания, СМИ, телевидение, радио), прикладные (онлайн-библиотеки и базы данных, хранилища ПО с возможностью скачивания, поисковые системы), непосредственно-коммуникационные (социальные сети, интернет-сообщества), развлекательные (игры, музыка, видео, анекдоты и т. д.), коммерческие (сайты с платными услугами и интернет-магазины), презентационные ИР рекламного характера.

Если говорить о степени доступности, этот критерий позволяет разделить ИР на публичные (открытые всем пользователям без исключения), внутрисетевые (доступ имеют только сотрудники какой-либо организации внутри сети интранет), экстра-сетевые (размещаются в интернете, но доступ имеет ограниченный круг пользователей).

Информационные услуги

Наконец, отдельно стоит сказать об информационных услугах. В первую очередь в этой категории выделяют сервисы по поиску и обработке информации, выдачу по запросу документов любого типа и хранение информации.

Вторым по значимости разделом является предоставление услуг по использованию интернета, БД и АИС, по доступу к интернету или сетям и передаче информации, а также по использованию электронной почты и предоставлению хостинга (формированию личных страниц).

Защита ИР

И, само собой разумеется, любые ИР должны защищаться на самом высоком уровне, причем абсолютно без разницы, к какому типу они принадлежат, и вне зависимости от носителя, на котором они хранятся.

Кроме того, под защитой можно понимать и юридический аспект (авторское право, законодательство, лицензирование, аттестация), и программные средства в виде антивирусов или (файрволов - программных или "железных"), криптографических технологий шифрования данных или соединения и т. д.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, классификаций информационных ресурсов можно привести достаточно много, особенно если учитывать огромное количество всевозможных критериев, которые можно применять в каждом конкретном случае. Само собой разумеется, что некоторые условные разделения ИР на соответствующие классы в разных вариантах могут и не совпадать. Тем не менее в общих чертах все они очень похожи и имеют много общего. Наконец, все классы ИР в большинстве своем тесно взаимосвязаны, а здесь была приведена лишь малая часть всего того, что можно рассмотреть, если конкретизировать какой-то определенный тип ИР.