Как преодолеть зависимость от интернета. Информационная зависимость и безопасность

Зависимость от компьютера и Интернет.

1.Компьютер – заветная мечта каждого современного подростка. Многие родители покупают компьютер своим детям и, не задумываясь дают деньги на игры в компьютерных клубах. Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе играть в компьютерные игры. Обучение работе на компьютере происходит достаточно быстро и овладеть правилами увлекательной игры не составляет особого труда.

Игра на компьютере - это хорошая психологическая разрядка и средство для снятия напряжения после тяжелого дня, но средство зачастую превращается в самоцель. Причем момент этого перехода едва уловим, и установить его вовремя весьма трудно.

Компьютерная зависимость – вид нехимической зависимости, которая ведет к разрушению физического и психического состояния человека, деградации его как личности из-за пристрастия, чрезмерного увлечения компьютерными играми, Интернет.

Если смотреть реально, компьютерная зависимость – это настоящая эпидемия коварной болезни.

Стадии заражения:

1. Случайное - наступает, когда человек начинает играть « от нечего делать» или с осознанным желанием отвлечься от проблем, окунуться в сладкий дурман грез.

2. Втягивание – происходит, когда одной игры становится мало и начинается поиск новых ощущений, хочется быть вечно побеждающим компьютерным героем с придуманным образом, красивой внешностью и т.д. в виртуальной жизни. А в реальной жизни воздержание от красочной игры сопровождается настоящей «ломкой»: состояние депрессии не позволяет решать повседневные дела, появляется апатия, раздражение, рассеянность и состояние потерянности.

3. Полная зависимость – наступает, когда «зависимый» не может оторваться от монитора компьютера, даже когда возникают естественные физиологические потребности: кушать, спать, сходить в туалет.

Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов компьютерной зависимости, в которые входят:

Чрезмерное время, проводимое в сети;

Увеличение беспокойства в реальном мире;

Скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве;

Снижение дееспособности в реальном мире;

Частично ведет к социальной изоляции;

Депрессии;

Распаду семьи;

Неуспеваемости в учебе;

Финансовой нестабильности;

Потере работы.

Исследования операторов- программистов позволили выделить 22 наиболее часто встречающиеся состояния при работе с компьютером. Причем это может приводить как к положительным, так и отрицательным последствиям.

Положительное Отрицательное

________________________________________________________________

Азарт

решительность __________ неуверенность

сосредоточенность __________ растерянность (замешательство)

восторг, восхищение __________ разочарование

удивление

радость

хорошее настроение __________ злость, огорчение

спокойствие __________ страх (испуг)

волнение (беспокойство)

заинтересованность

любопытство (любознательность)________ равнодушие (безразличие)

удовольствие ___________ неудовлетворенность

облегчение __________ раздражение

Позитивное влияние компьютера на жизнедеятельность человека включает в себя:

Увеличение интеллектуальных возможностей;

Развитие процесса логического мышления и памяти;

Деловой хватки;

Точности;

Аккуратности;

И др.

Негативное влияние компьютера на жизнедеятельность человека включает в себя:

Упрощение решения задач снижает требования к интеллектуальным способностям;

Процесс принятия решения сводится к логическим компонентам;

Снижается гибкость познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, память.

2.Компьютерная зависимость подразделяется на 3 основные типа:

1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Чрезмерное увлечение работой в Интернете, заключающееся в поиске новой информации, расширяет возможности активного фантазирования, отождествления себя с персонажем виртуального мира и удовлетворения сексуальных фантазий. Из-за неограниченного доступа к информации она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Кроме того, огромное количество порносайтов, включающих педофилию, зоофилию и другие виды сексуальных извращений, постоянно предлагает пользователю свои услуги. При этом 35% вебсайтов бесплатные. А что уж говорить об эротических страничках, которые практически все бесплатные и имеются практически в каждом крупном сайте. По статистике самыми посещаемыми страничками и вебсайтами являются те, которые содержат какую-либо информацию о сексе. Также на сегодняшний день существует достаточно много сайтов знакомств, в которых пользователи женятся и выходят замуж, совсем не зная друг друга или зная заочно всего несколько минут. Как показывает практика, у людей, которые «виртуально женятся», процент разводов и ухода из семей намного выше. Киберсексуальное влечение обычно является симптомом скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь зависимого. К сожалению, киберсексуальная зависимость ведет к серьезным психическим отклонениям, последствиями которых являются сексуальные извращения и насилие в реальной жизни.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – предпочтение общаться с виртуальными знакомыми более, чем с реальными.

Увлечение общением с друзьями по сети дает возможность найти себе виртуального собеседника, который по всем критериям удовлетворяет твои потребности в общении. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные особенности. Подростки из-за чрезмерного увлечения общением в Чате часто не могут остановиться, из-за этого:

1) опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе, при этом зная о проблемах, ожидающих их впоследствии;

2) у некоторых возникают мысли о посещении сети сразу после утреннего пробуждения;

3) возникновение феномена «воображаемого друга», характерный для игрового возраста.

Развитие активного воображения в это время приводит к появлению у 65% подростков «воображаемых друзей», которые выполняют несколько функций:

Являются компаньонами в игре воображения;

Появляются в отсутствие реальных друзей;

Являются объектом для выражения своих сокровенных желаний и чувств.

Когда в жизни подростка увлечение общением в Чате становится приоритетным: круг интересов сужается, заинтересованность и оживление в беседе возникает лишь при обсуждении компьютерных тем. В этот момент у подростка учащается дыхание, появляется блеск в глазах и краснеет лицо, диалог превращается в его монолог (он может подолгу рассказывать нюансы и тонкости о работе с компьютером). Подростки почти не замечают окружающих, не реагируют на слова собеседника (аффективное сужение сознания). Общение с реальными сверстниками ограничивается, они начинают группироваться по признаку наличия компьютера. Всё свободное время и карманные деньги тратятся на покупку компьютерных принадлежностей. Часто они предпочитают остаться голодными, потратив деньги родителей, данные на обед, на покупку очередного компакт-диска или какой-то детали для модернизации компьютера. Нередко у них наблюдается нарушение сна.

3. Навязчивое увлечение компьютерными играми (стрелялки, стратегии, квесты, азартные онлайновые игры).

В настоящее время компьютерные игры как форма компьютерной деятельности получают все более широкое распространение. Для многих подростков они становятся единственной целью работы с компьютером

Среди компьютерных игровых программ выделяются 2 типа:

1. Развлекательные программы и тренинги.

2. Обучающие и развивающие программы.

Первый тип программ не требует высокого уровня интеллектуального развития и предназначен для тренировки скорости реакций. Опасность, появляющаяся в болезненной зависимости от игр, заключается в бесконтрольной 3) компьютерной игровой деятельности.

Установлено, что побочными эффектами видеоигр являются:

Чрезмерная вовлеченность;

Нарастание агрессивности, особенно у детей более младшего возраста (12-15 лет);

Повышенный уровень тревожности при отсутствии возможности играть.

Почему же подростки «подсаживаются на игры»?

Ребенок в игре получает власть над миром, при этом компьютерная мышка выполняет роль волшебной палочки, благодаря которой ты становишься властелином мира, не прикладывая усилий. Всегда есть возможность переиграть: добиться лучших результатов, изменить ситуацию. Это особенно захватывает тех, которые в реальной жизни неуспешны, а также тех, кому мало внимания уделяют родители. Практически все игры построены на агрессии и убийствах, во многих играх происходит дозволенное убийство и подростки быстро усваивают такую модель поведения.

В Украине был проведен эксперимент операторами- программистами, который заключался в следующем: включается в компьютере звуковой сигнал определенной частоты и на экране появляется геометрическая, свободно вращающаяся фигура. Оказалось, что под воздействием этого приема, мозг человека программируется таким образом, что возникает потребность в просмотре этого фрагмента еще раз. Этот способ, как выяснилось, применяется при разработке компьютерных игр, с коммерческой целью.

Голубев Сергей, 9С, НГГ

Результаты исследования агентства Reuters, название которого можно перевести как "Прилипшие к экрану: информационная зависимость в мире", подтверждают гипотезу, что вскоре информация будет играть едва ли не главенствующую роль в жизни многих людей. В ходе исследования было опрошено более 1000 деловых людей из разных стран мира. Более половины корреспондентов призналось, что информация для них оказывается порой важнее хлеба насущного.

Кроме того, около 50% сотрудников предприятий едва ли не впадают в эйфорию, когда компьютер выдает им результаты удачного поиска. Известно, что некоторые склонности и привычки могут негативно сказываться на работе. 80% корреспондентов считают, что сбор данных - необходимое условие квалифицированной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы. 50% опрошенных жаловались на то, что обработать всю собранную информацию попросту невозможно.

Ассистент профессора психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг считает, что основную опасность для больных информационной зависимостью представляет стресс, вызванный избыточностью данных. Отчет Reuters еще раз подтверждает старую идею: психологическая зависимость и здоровье - вещи несовместные.

Иными словами, зависимость от Internet или от информации может сказываться на состоянии человека не менее пагубно, чем любое другое заболевание. "Последствия могут быть самые различные: развод, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, увольнение с работы, академическая неуспеваемость. В отличие от алкоголя и наркотиков, информационная зависимость не чревата деструктивными последствиями для организма, однако социальные и профессиональные проблемы могут возникать не менее серьезные", - заметила Янг.

Нельзя не отметить следующий факт: 36% родителей причиняет беспокойство, повышенное внимание, которое уделяют компьютеру их чада.

Интернет – зависимость – непреодолимое желание использовать Интернет, что влечет за собой пагубные последствия для социальной, учебной, профессиональной, семейной, психологической сфер жизни человека (I. Goldberg, 1996).

Лечение интернет зависимости представляет собой трудную задачу, требующую вмешательсва врача-психиатра.
Интернет – уже давно ставшее привычным пространство для общения, безграничного поиска информации, проведения досуга, обучения, путешествий, чтения новостей, поиска работы, да и, собственно, самой работы. Многим уже весьма сложно представить жизнь без или даже вне всемирной паутины.

При этом совсем не многих, как оказывается, заботит проблема развития зависимости. Однако, как отмечают исследователи (Янг К., Голдберг И.), все большее количество людей начинает, «уходя» в виртуальное пространство, пренебрегать домашними заботами, посещением друзей и родственников «в реале», просто прогулками на природе (без технических устройств в кармане). Все это признаки развития зависимости от интернета.
Как это ни странно, первыми, кто начал говорить о существовании интернет - зависимости стали компании, чья деятельность требовала от сотрудников работы в сети. Формирование зависимости у них послужило причиной падения прибыли компаний.

Разумеется, в группе высокого риска здесь находятся в первую очередь подростки и молодые люди, что печально, поскольку любая зависимость (а интернет-зависимость, с клинической точки зрения – такое же психическое расстройство, как игромания, или другие виды зависимостей) препятствует учебе, росту карьеры, устройству семейных отношений. Именно молодые люди – это большая часть игровой аудитории интернета. Онлайн – игры, особенно, ролевые многопользовательские (ММОРПГ), среди которых наиболее известными у нас являются World of Warсraft и Танки онлайн, дают возможность симуляции реальных человеческих отношений, формируют внутриигровую субкультуру со своими правилами и табу, языком прочим. Беда в том, что все это со временем вытесняет реальную жизнь. Известно огромное количество случаев, когда и взрослые люди делали выбор в пользу игры, пренебрегая семьей, работой и всем внешним реальным окружением.

Диагноза «интернет – зависимость» нет в официально принятом классификаторе заболеваний МКБ 10, но о заболевании, как мы можем убедиться, говорят все чаще. ВОЗ планирует внести интернет – зависимость в одиннадцатую версию МКБ, которая будет принята к 2017 году. Это позволит вывести расстройство за рамки индивидуального консультирования и частной психиатрической помощи. А на сегодняшний момент л ечением интернет зависимости занимаются только частные психиатрические клиники.

Мы также занимаемся интернет зависимость лечение и у детей, подростков, и у взрослых людей.

Диагностика и лечение данного расстройства в клинике д.м.н. Минутко проводится как амбулаторно, так и стационарно. (Оказание консультативной помощи для иногородних или иностранных граждан, не имеющих возможности посетить врача лично, проводится так же и дистанционно, по Skype).
Как проходит лечение интернет – зависимости в клинике д.м.н. Минутко

  • Комплексно: проводится диагностика, в том числе, поиск сопутствующих расстройств, семейной сферы, личностной и проч. Мы применяем сочетание различных форм лечения: психотерапии, инструментальных методов (БОС - биологической обратной связи, ТМС - транскраниальной магнитной стимуляции). При необходимости, если существуют показания – фармакотерапии (особенно, если интернет – зависимости сопутствуют другие расстройства: депрессивные, обсессивно-компульсивные, расстройства личности, тревожные расстройства, злоупотребление психоактивными веществами).
  • Безопасно: данный вид расстройства не нов для нас, а потому врачами психиатрами, психотерапевтами накоплено достаточно опыта и определены наиболее эффективные стратегии лечения таких больных.
  • Эффективно: сочетание комплексного лечения, куда включены социально – психологическая реабилитация, профессиональная ориентация (для детей и молодежи) и профессиональная реабилитация (для взрослых), семейная психотерапия и психообразование дают устойчивые результаты лечения и возможность избавиться от компьютерной зависимости.

Важно: любая зависимость коварна тем, что развивается незаметно и для больного, и для окружающих людей. Компьютерная и интернет – зависимость коварны вдвойне: если при алкоголизме и наркомании признаки злоупотребления заметны внешне: запах, поведение и проч., то здесь, прежде чем близкие забьют тревогу, болезнь уже успевает сильно навредить.
Нужно понимать, что проблема компьютерной зависимости – реальность, а помочь решить ее, когда она стала очевидной, могут только опытные психиатры.
Как понять, что человек имеет зависимость?
Признаки:

  1. На интернет тратится всё большее количество денежных средств (покупка чего – либо для игр, приложений в одноклассниках или вконтакте и прочее).
  2. При работе в сети появилась склонность забывать о повседневных делах, сводя их к минимуму или не выполняя вообще.
  3. Пренебрежение режимом питания, когда предпочтение отдается принятию ее за монитором компьютера.
  4. Вы "зависаете" в сети большее время, чем собирались, включая компьютер.
  5. При отключении интернета возникает внутреннее неприятное ощущение или чувство беспокойства.
  6. Уже было несколько случаев (больше одного), когда из-за пребывания в интернете Вы спали ночью менее 4-х часов.
  7. Вы считаете, что Ваша жизнь была бы менее радостной, не будь интернета.
  8. Вы пытаетесь проводить меньше времени в сети, но не получается.
  9. После работы за компьютером у Вас ощущаются боли в спине, неприятные ощущения в глазах и проч. физические недомогания.
  10. Окружающие уже несколько раз говорили, что Вы много времени проводите в сети.

Если вы обнаружили в собственном поведении (поведении Ваших близких) лишь один из указанных признаков, возможно, речь идет о начале формирования болезни. Если же их несколько – имеет смысл как можно скорее к врачу, потому как избавиться от интернет – зависимости можно только при помощи комплексного профессионального лечения. Лечение интернет зависимости требует комплексного подхода и высококвалифицированны кадров.

Вам нужна консультация и интернет зависимость лечение? Позвоните нам сейчас: +7 (499) 79 3-45-15

Виртуальный мир является миром людей, в котором происходит постоянный обмен информацией, сетевое сообщество – мир пользователей и создателей и их взаимодействия. За последнее десятилетие интернет из технологии, доступной лишь узкому кругу специалистов, таких как инженеры и программисты, превратился в информационно-коммуникативную среду для круга людей, имеющих различный возраст, род занятий, сферу интересов.

В связи с быстрым развитием Интернет-технологий, специалисты отмечают необходимость рассмотрения влияния виртуальной коммуникации на личность пользователя.

Современное общество характеризуют два процесса, влияющих друг на друга – это глобализация и новая информационная революция, которые формируют новое пространство, новую социальную реальность – кибер-организацию, где место константных связей личностей занимает технически или искусственно создаваемые виртуальные связи, которые поддерживаются с помощью специальных информационных технологий.

Smart-технологии, то есть новое поколение когнитивных революционных технологий не только меняет и трансформирует представление об информации, но и меняет саму природу общества. Древние греки различали два онтологических пространства: первое – пространство, которое независимо от человека, пространство природы и второе – это реальность, искусственно создаваемая человеком. Но на рубеже XVI-XVII в. происходит мировоззренческий перелом и антитеза естественного – искусственное исчезает.

Появление новых технологий, а также усиление роли виртуальной среды в константном мире создают и увеличивают возможность безрефлексивного виртуального существования, что повышает потребительское отношение к жизни. В рамках новых технологий важным является формирование мира, замыкающегося на себе паттерна, в котором взаимодействуют не личности, а интеллектуальные агенты, утрачивающие физические свойства.

Американский исследователь Маршалл Маклюэн в 1962 году в связи с развитием телевидения и иных способов передачи информации отметил факт изменения способа мышления (линейное мышление было подвержено трансформации и вытеснилось «мозаичным»), а также возрождение мифа как базового принципа сознания. Таким образом, Маклюэн отметил тот факт, что «средства общения» влияют на изменение способов социальной организации и мышления.

В 1994 году американский психолог и исследователь Кимберли Янг создала сайт, на котором разместила социологический опросник на тему Интернет-зависимости, который проработали более 500 человек. Исходя из полученных данных, больше половины опрошенных, по мнению исследователя, являлись аддиктами. В 1995 году американский психолог И. Голдберг сформулировал ряд диагностических критериев для определения Интернет-зависимости, который был построен на базе признаков патологической игровой зависимости (гемблинга). В 1996 году, Кимберли Янг написала хрестоматийную работу «диагноз – Интернет-зависимость», а также создала центр для лечения людей с этой аддикцией. Тем не менее, Интернет-зависимость не включена в список психологических заболеваний, что, однако, не препятствует созданию по всему миру различных центров и клиник, где люди могут пройти лечение от Интернет-аддикции.

Стоит отметить, что к концу ХХ века, Интернет-зависимость была практически легализована не как клиническое направление, а как отрасль исследований и сфера оказания людям психологической помощи. На данный момент под Интернет-зависимостью подразумевают как форму нехимических аддиктивных расстройств, которая подразумевает расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Чаще всего Интернет-зависимость рассматривается широко и в нее включаются:

В докладе за 2012 год, выпущенный компанией Symantec, слова «секс» и «порно» были четвертым и шестым наиболее популярными запросами, сделанными молодежью, от 13 до 18 лет. Когда это любопытство начинает питать мотивацию человека, превращая его в навязчивую идею, это начало зависимости.

Процесс информатизации общества, по своему существу является социальным процессом. Информационные технологии обеспечиваю увеличение скорости передачи и распространения информации и, в связи с этим, появляются новые формы социального взаимодействия. Можно отметить, что стремительное развитие информационных технологий вывело новую форму передачи данных, обмена информацией, хранения и воспроизведения данных на первый план, что связано с использованием электронных технологий виртуализации реальности.

В Интернете социальная сеть представляет собой площадку для взаимодействия людей группе или группах. Современные социальные сети имеют ряд дополнительных установок и возможностей, что отличает их от существовавших раньше инструментов общения.

Зависимость человека от сети выражена по принципу Метклафа, что подразумевает возрастание ценности сети пропорционально квадрату числа её пользователей. Таким образом, чем больше участников, чем больше они тратят времени на формирование общего пространства, тем полезнее и эффективнее пространство для каждого из них. Однако принцип Метклафа имеет обратную сторону, на которую указывал, в частности, Элай Паризер в своей книге «The Filter Bubble»: польза сетевого эффекта порабощает пользователя. Таким образом, человек попадает в зависимость от информации, находящейся в сети, а также настроенных там связей.

Ученые выделяют ряд причин нахождения человека в виртуальном мире: потребность в более раскованном общении, самовыражение, чувство безопасности. Происходящее отражает реалии современного общества, которое, с приходом Интернета перешло на новый этап развития. Таким образом, Интернет-зависимость или сетевую зависимость можно рассматривать не только как психическое или поведенческое расстройство, но и как глобальный социо-культурный феномен, сущностью которого является не столько отказ от взаимодействия в реальном мире, сколько расширение за счет виртуальной среды действительности, позволяя виртуальной реальности взаимодействовать с константным миром. Таким образом, пользователь предстает существом двух миров («личность» в константном мире и «профиль» в социальных сетях).

Психолог Ларри Розена, изучающий отрицательное воздействие технологий на человека, в своей книге «iБолезнь» (iDisorder) приводит результаты эксперимента. Студенты, которые откладывают ответы на SMS, учатся так же хорошо, как те, кто не получает SMS; а студенты, отсылающие много сообщений или сразу отвечающие на них, получают на два балла ниже, чем остальные.

Основатель наиболее популярной социальной сети в Интернет пространстве России vk.com Павел Дуров говорит о том, что: «Интернет играет не последнюю роль в инфантилизации личности. Сеть мешает сделать окончательный выбор. Мераб Мамардашвили называл это качество «эмбриональным состоянием души». Обилие вариантов создаёт ощущение бесконечности возможностей. Отсюда у современных людей рождается стратегия пробования - всё пробовать, ни на чем не останавливаясь: профессию, новости, собеседников, партнёров. Сетевой человек избегает форм, и в этом смысле он ближе к хаосу, чем к бытию» .

Из этого можно сделать вывод, что Интернет-зависимость и патологическое пристрастие к социальным сетям приводит к невозможности принятия окончательного решения, что негативно сказывается на социализации человека.

Интернет-зависимое поведение является социальной проблемой современного общества, и оказывает негативное воздействие на множество аспектов социальных связей. В связи с развитием социальных сетей, некоторые исследователи полагают, что для современного общества более актуальна сетевая зависимость. Информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, что приводит к тому, что они становятся определяющими в современном обществе.

Информационная зависимость

Никакая зависимость никогда еще не шла на пользу здоровью человека. В последнее время появился термин «информационная зависимость», опасность которой заключается в том, что чрезмерное количество информации вызывает стресс, поскольку человек не в состоянии обработать ее, о чем уже упоминалось выше.

Последствия пагубного влияния информационной зависимости сказываются на отношениях в семье, с сотрудниками, просто с окружающими людьми. Зависимость становится причиной разводов, увольнений, ссор, конфликтов и т. п.

Подобное разрушение жизненных устоев характерно для любой зависимости. Механизмы ее формирования основаны на стремлении человека уйти от реальности и принять новую роль. Они мотивируют человека на подсознательном уровне.

Механизмы формирования зависимости включаются почти сразу после первой же игры, независимо от того, чем при этом руководствуется человек. Попытаемся их коротко охарактеризовать.

1. Уход от реальности

Чаще всего неудовлетворенность окружающим миром заставляет человека спрятаться в мире виртуальном.

Ролевая компьютерная игра является очень удобным и простым способом моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Он получает возможность пожить другой жизнью, где нет тех проблем, которые его беспокоят, ежедневных обязанностей, которые надоели.

Поначалу человеку кажется, что ролевая игра может послужить хорошим средством для снятия стрессов, депрессии и т. п. Но формирование зависимости побуждает людей злоупотреблять ролевыми играми, уходя в них от реальности на длительное время. В результате может возникнуть опасность полного отрешения от реальности и образования очень сильной психологической зависимости от компьютерной игры.

В отдельных случаях человек может на время выходить из виртуальности в реальный мир, чтобы удовлетворить физиологические потребности. Однако все остальные потребности удовлетворяются в вымышленной реальности. Настоящий мир становится чужим, опасным, человек не может в нем жить, поскольку ему нельзя делать все то, что дозволено в виртуальном мире.

Вне игры человек чувствует себя беззащитным, ему не хватает виртуального окружения, поэтому он старается как можно быстрее вернуться в игру. Постоянный уход от реальности приводит к еще большему стремлению уйти в виртуальный мир, появляется устойчивая потребность в подобном бегстве. С каждым часом игры зависимость от нее усиливается, как зависимость от наркотиков усиливается с каждой новой дозой. При таком развитии человек вскоре уже не может обходиться без компьютерной игры.

2. Принятие роли

В основе этого механизма лежит потребность человека в игре как таковой. Он стремится принять роль компьютерного персонажа, поскольку она позволяет удовлетворять потребности, которые в реальной жизни удовлетворены быть не могут по тем или иным причинам.

Через ролевые игры ребенок познает мир. Он принимает на себя роль взрослых, чтобы познать их и окружающий мир. Однако с возрастом человек перестает играть в ролевые игры, заменяя их интеллектуальными. Между тем, потребность человека в познании окружающего мира остается. Но он очень редко имеет возможность ее удовлетворить, приняв на себя роль другого человека.

Например, шофер хочет увидеть мир глазами летчика, мужчина - побыть в роли женщины, неудачник мечтает почувствовать себя на месте лидера и т. д.

Потребность познавать мир находится в подсознании, иными словами, человек, как правило, не отдает себе отчета, что у него она есть. Он занят другими делами - достижением материального благополучия, воспитанием детей и т. д. Но тот факт, что человек чего-то не осознает, не означает отсутствие этого. Мало того, бессознательные потребности очень часто оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые.

Ролевая игра - это весьма эффективный способ познавательной деятельности. Именно поэтому человек получает от нее большое удовольствие, и со временем само принятие роли в такой игре перерастает в зависимость.

Получается, что компьютерный герой и виртуальный мир удовлетворяют те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Человек познает, что значит быть уважаемым человеком, с чьим мнением считаются, что значит быть сильным и наводить страх на других людей. Довольно приятно входить в роль супермена, между тем как в реальной жизни таких ощущений он никогда не получит.

Чем больше человек играет, тем более ощутимым становится контраст между я-реальным и я-виртуальным. Это еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре. Он больше отстраняется от реальной жизни и начинает реализовывать себя как личность только в выдуманном мире, полностью игнорируя реальный. Подобное отношение к жизни и окружающему миру приводит к целому ряду серьезных личностных проблем. Формируется иное самосознание, меняется самооценка.

Эти два механизма формирования зависимости от ролевых компьютерных игр работают одновременно, но один из них обычно преобладает по силе своего влияния. Оба механизма по своей сути преследуют цель компенсировать негативные жизненные переживания.

Поскольку негатив присутствует в жизни большинства людей, можно считать, что большинство из нас предрасположено к компьютерной зависимости.

Стадии формирования зависимости

Если рассматривать зависимость как болезнь, можно выделить несколько стадий ее развития.

I стадия

Человек слегка увлекается игрой после того, как попробует участвовать в ней один или несколько раз.

Игра начинает ему нравиться все больше и больше. Нравится все - компьютерная графика, звук, имитация реальной жизни, фантастические сюжеты и т. д. По сути, игра позволяет человеку осуществить свои мечты, например, стать водителем красивого автомобиля или пилотом боевого самолета. В игре человек может почувствовать себя в желанной роли.

Постепенно в сознании человека начинает возникать потребность вновь принять участие в игре, сыграть какую-то роль. Он получает большое удовольствие от игры, от чего она ему нравится с каждым разом все больше. По природе человек обычно стремится повторить действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, он удовлетворяет свои душевные потребности.

В результате человек начинает все чаще играть в понравившуюся игру. Но на такой стадии это еще не входит в систему, поскольку устойчивая и постоянная потребность в игре еще не сформирована.

II стадия

У человека появляется новая потребность - потребность в игре. Основа ее лежит в глубине души и зависит от индивидуально-психологических особенностей отдельной личности. Человек начинает стремиться к игре, чтобы убежать от каких-то проблем в реальной жизни путем принятия другой роли.

На этом этапе человек начинает играть в компьютерные игры систематически. В случае недоступности компьютера возникают отрицательные эмоции такой силы, что иногда они побуждают человека на совершение довольно активных действий по устранению возникших препятствий.

III стадия

Окончательное формирование непосредственно зависимости.

Игра уже не только является потребностью, она влияет на жизненные и смысловые ценности личности. Изменяются самооценка и самосознание человека. В это время зависимость приобретает одну из двух форм: социализированную или индивидуализированную. Социализированная форма игровой зависимости заключается в том, что человек стремится поддерживать социальные контакты с людьми, которые являются такими же фанатами игры, как и он сам. Он обычно любит играть совместно или с помощью компьютерной сети с другими людьми.

Игровая мотивация в подобных играх основана на соревновании друг с другом. Такая форма зависимости не столь пагубна для психики игрока, как индивидуализированная форма. Здесь человек не отрывается от других людей, не уходит полностью в себя. Существующее окружение, даже состоящее из таких же фанатов, не дает человеку оторваться от реальности.

Индивидуализированная форма зависимости ведет к психическим и соматическим нарушениям. Это крайняя форма зависимости, при которой у человека теряются не только особенность мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Психика начинает отражать воздействие не объективного, а виртуального, придуманного игрой мира. Такие люди очень долго (по 15–20 часов) играют в одиночку. Потребность в игре приравнивается к основным физиологическим потребностям.

В период максимальной зависимости от компьютерной игры человек может играть по 30–50 часов в неделю, при этом продолжительность игры достигает 14–18 часов. На стадии привязанности эти же игроки тратят на игры всего 20–30 часов в неделю при продолжительности одной игры не более 4–5 часов.

Компьютерная игра становится для таких людей настоящим наркотиком. Перерывы в течение какого-то времени приводят к чувству неудовлетворенности, возникают раздражение, злость и депрессия. Образ жизни такого человека ведет к возникновению психической патологии.

IV стадия

Формирование стойкой привязанности к компьютерной игре.

В этот период игровая активность заметно угасает. В психике человека ощущаются сдвиги в сторону нормы. Человек начинает отстраняться от компьютера, но полностью отказаться от него не может. Он уже проводит за компьютером гораздо меньше времени, от 4 до 5 часов, но все же играет постоянно.

Эта стадия может длиться очень долго, возможно, на протяжении всей жизни. Случаев полного угасания зависимости очень мало. Если человек дошел до стадии зависимости, она уже никогда полностью у него не пройдет.

У игроков может возникать кратковременная игровая зависимость, связанная с появлением новых интересных игр. Однако по мере прохождения игры сила зависимости снова угасает.

Из книги Компьютер и здоровье автора Надежда Васильевна Баловсяк

Из книги Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика автора Галина Сергеевна Шаталова

Информационная недостаточность Сегодня никого не надо убеждать в значении информации в нашей с вами жизни. Она, информация, играет решающую роль в формировании нашего разума, который отличает человека от животного. Но всегда ли мы осознаем, что обмен информацией не

Из книги Портреты гомеопатических препаратов (часть 1) автора Кэтрин Р. Култер

ЗАВИСИМОСТЬ Второй примечательной и основной чертой Pulsatilla является её зависимость. Так же как и цветок, растущий пучками, так и человек-Pulsatilla должен быть окружен людьми. Не так, как Phosphorus, чтобы иметь слушателей и для стимула; не как Lycopodium или Sulphur, чтобы на кого-то

Из книги Средство от бессонницы автора Андрей Владимирович Курпатов

Лекарственная зависимость Вопрос лекарственной зависимости беспокоит, наверное, всех, кто собирается начать прием психотропных препаратов. Впрочем, тут обычно звучат даже два вопроса: "А дураком я не стану?" и "А мне не придется эти таблетки всю жизнь глотать?". Но, по

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

Зависимость Когда дети учатся ходить, и в дошкольном возрасте, они постепенно учатся быть более независимыми, но делают это в своем темпе. Они не могут торопиться. Иногда кажется, что продолжение грудного вскармливания держит ребенка в зависимости от матери. «Отними

Из книги Настольная книга самой обаятельной и привлекательной толстушки автора Марина Дерябина

Зависимость от еды Находясь под впечатлением одной из телепередач, я вдруг почувствовала потребность ограничивать себя в еде. Нет, на сей раз о диете я не думала, но решила есть только тогда, когда это и в самом деле необходимо, никаких «перекусов».Весь день занят работой,

Из книги Как победить лишний вес с помощью музыки автора Рушель Блаво

Зависимость До сих пор я пользовался словом «зависимость», не объясняя, что это значит. Теперь давайте посмотрим, из чего она состоит, - это поможет вам с ней разделаться. Не все согласятся, что у человека может возникнуть НАВЯЗЧИВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЕДЫ. Я лично в этом

Из книги Лучшие рецепты от похмелья автора Николай Михайлович Звонарев

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В настоящее время алкогольной зависимостью страдает большой процент населения России. Связано это как с наследственной предрасположенностью, так и с индивидуальным психологическим складом человека.В настоящее время традиционная медицина

Из книги Золотой ус и другие природные целители автора Алексей Владимирович Иванов

Алкогольная зависимость В настоящее время алкогольной зависимостью страдает большой процент населения России. Связано это как с наследственной предрасположенностью, так и с индивидуальным психологическим складом человека.В настоящее время традиционная медицина

Из книги «Звездочка». Неизвестные целительные свойства старого знакомого автора Людмила Антонова

Алкогольная зависимость Алкогольная зависимость – это заболевание, связанное с систематическим употреблением спиртных напитков. Она характеризуется постоянной тягой к их употреблению и приводит к психическим и физическим расстройствам. Алкогольная зависимость

Из книги Вредные товары автора

Информационная зависимость Никакая зависимость никогда еще не шла на пользу здоровью человека. В последнее время появился термин «информационная зависимость», опасность которой заключается в том, что чрезмерное количество информации вызывает стресс, поскольку

Из книги Что мы едим? Как определить качество продуктов автора Леонид Витальевич Рудницкий

Способ пятый - информационная фальсификация колбасных изделий Это, как уже упоминалось выше, обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Он осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и

Из книги Пять шагов к бессмертию автора Борис Васильевич Болотов

Информационная система Зрительные нервы Куриная слепота (ослабление зрения в сумерках), косоглазие, наклон головы, расширение зрачков, галлюцинации, негативность вечернего зрения.Исходный растительный материал: чистотел, очиток едкий, очанка, ястребинка волосистая,

Из книги Тайные послания воды. Код любви и здоровья автора Анастасия Савина

Информационная память воды С XVI века сохранилась легенда про графа де Мюреля, имевшего поместье на границе Испании и Франции. В источник, из которого брали воду для нужд замка, залезла нищая грязная старуха. Де Мюрель увидел это во время конной прогулки и возмутился. Он

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Филипп Олегович Богачев

11.6. Зависимость В Интернете никто не знает, что ты собака. Питер СтайнерДавай проведем простой тест: чем ты будешь заниматься, если тебя на месяц забросит в страну, где с интернетом все плохо? Например, в Северную Корею? У тебя есть план, чем можно занять все это время, кроме

Из книги Измени свой мозг – изменится и возраст! автора Дэниэл Дж. Амен

Информационная перегрузка и секретный способ учиться всю жизнь Никогда в истории людям не приходилось столько работать с информацией, как сегодня. Объем информации в мире удваивается уже каждые два года. В английском языке накоплено полмиллиона слов – в пять раз больше,