Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика. Интернет-зависимость как следствие информатизации общества

При всех плюсах, которые предоставляет интернет, он обнаруживает и свои отрицательные стороны, одна из которых – зависимость от него. Казалось бы, ничего страшного, что пользователь проводит здесь много времени, нет, однако такое мнение в последнее время опровергается научными исследованиями, экспериментами и наблюдениями, сделанными в повседневной жизни.

Что такое интернет-зависимость?

Еще не так давно утверждение, что интернет-зависимость - это диагноз болезни, вызвал бы саркастическую улыбку или недоумение, но сегодня это стало суровой реальностью. Причем это заболевание начинает приобретать все признаки эпидемии, так как распространяется с огромной скоростью и грозит поглотить страны и континенты, обратив их жителей в послушных ее служителей. К сожалению, нередки и трагические случаи, связанные с общением в интернете через сообщества, наносящие вред психо-эмоциональному и физическому здоровью. Особенно подвержены влиянию интернет сообществ подростки.

Виды интернет-зависимости

Всемирная паутина широко раскинула свои сети, в которые попадаются все новые жертвы ее коварных соблазнов, при этом возраст зависимых снижается с каждым годом. «Болезнь интернетом» распространилась до такой степени, что сегодня специалисты стали выделять типы интернет-зависимости, которые имеют свои признаки и последствия для пораженных этим странным заболеванием.


Признаки интернет-зависимости

Человека, пораженного «вирусом интернет-зависимости » узнать очень легко. Как правило, эти люди полностью погружены в виртуальную реальность, поэтому их меньше всего интересует, как они выглядят в глазах окружающих. Им не интересно мнение других, они равнодушны к замечаниям, не реагируют на скандалы, от которых уходят, не обращая внимания на тех, кто находится рядом с ними. Специалисты определили симптомы интернет-зависимости:

  • постоянное увеличение времени нахождения в интернете, доходящее до 24 часов;
  • постоянная проверка почты;
  • увеличение средств, используемых на оплату интернет.

Причины интернет-зависимости

Если зависимость уже налицо, избавиться от нее можно только при содействии специалиста: потребуется лечение интернет-зависимости, при этом родственники и сам «больной» должны осознавать важность этого процесса. Но чтобы исцеление было эффективным, необходимо выявить причины возникновения зависимости от интернета. Их немало, и большинство из них имеют глубокие истоки:

  • неуверенность в себе, заложенная слишком требовательными родителями, желавшими видеть своего ребенка «самым-самым», который не оправдал их надежд;
  • трудность в общении, вызванная особенностями характера или состоянием здоровья;
  • крайняя неудовлетворенность своей реальной жизнью;
  • отсутствие контакта и понимания внутри семьи;
  • вредные привычки и пристрастия, осуждаемые родными и близкими.

Интернет-зависимость у подростков

Одной из наиболее распространенных и трудноизлечимых является интернет-зависимость подростков. Анализ причин, приводящих к зависимости подростков от интернета, чаще всего, кроется в межличностных отношениях в семье и сообществе сверстников. Нередко родители сами подталкивают еще маленького ребенка к «болезни интернетом». Подарок в виде компьютера, планшета, ноутбука или айфона – первый шаг в виртуальную реальность, двери в которую приоткрывают близкие люди.

И если сначала все начинается с безобидных, как кажется, игр, которые подкупают своей графикой и спецэффектами, то со временем круг интересов подрастающих детей расширяется. Чаще всего, вход родителям в их виртуальный мир закрыт. Интернет-зависимость подростков возникает разными путями:

  • отсутствием внимания и любви родителей;
  • страхами и фобиями, сформированными на фоне низкой самооценки, возникшей в результате общения с одноклассниками, ровесниками, живущими по соседству;
  • желанием найти понимание, любовь, сочувствие;
  • стремлением познакомиться с необычными людьми, наполнить свою жизнь неординарными поступками, нередко расходящимися с общепринятой моралью.

К чему приводит интернет-зависимость?

Многочасовые путешествия по разным сайтам и сообществам оказывают пагубное влияние на физическое и зависимого. Чем дольше он находится в паутине, тем сложнее ему отличить реальность от виртуального состояния. Тяга к другой жизни в сети не проходит бесследно для любого человека, но у каждого последствия интернет-зависимости выглядят по-разному:

  • неряшливость, отсутствие внимания не только к своему внешнему виду, но даже личной гигиене;
  • подчеркнутое равнодушие к мнению родных и близких, их проблемам и просьбам, домашним делам;
  • повышенная агрессия, особенно, если родные пытаются запретить или сократить время общения с компьютером;
  • сужение круга реальных знакомых, отказ от общения с ними.

Помимо психологического отказа от реальной жизни, интернет-зависимость приводит и к нарушениям состояния физического здоровья заболевшего. Чаще всего, отмечается снижение зрения, зрительная утомляемость, рези в глазах, сухость, а позднее резко падает острота зрения. Однако этим проблемы со здоровьем не ограничиваются, добавляются и некоторые другие:

  • снижение иммунитета;
  • бессонница;
  • повторяющиеся головные боли;
  • усиливающиеся боли в спине.

Интернет-зависимость и одиночество

Удивительно, но одиночество может быть и причиной, и следствием зависимости от интернета. В первом случае, ощущение отверженности, загнанности, затравленности родственниками или сверстниками порождают желание спрятаться, найти тех, кто поймет, примет человека таким, какой он есть. В этой ситуации вынужденный отказ от общения с реальными людьми и интернет-зависимость становится спасением от травли и отчаяния, вызванного унижениями, нелюбовью и невниманием.

В другом случае, одиночество становится следствием ухода пользователя от реальности: он поглощен виртуальной жизнью, с друзьями и знакомыми ему становится неинтересно - они не понимают и не поддерживают его образа жизни и разговоров, которые касаются только интернета. Проблема интернет-зависимости в обоих случаях здесь становится в «полный рост», потому что человек все более отрывается от существующих реалий и погружается в мир фантазий и придуманной им жизни.


Как избежать интернет-зависимости?

Словно болото, зависимость от интернета затягивает тех, кто не может ему противостоять, но избежать ее тоже можно, без использования специальных средств и приемов. Удивительно, но именно интернет-зависимость среди молодежи занимает одно из первых мест. При этом замечено, что компьютерным недугом не страдают те, чья жизнь насыщена и разнообразна, наполнена делами и встречами, интересными поездками и хорошими книгами.

Как избавиться от интернет-зависимости?

Жизнь в наш скоростной век, ежедневно меняющийся, полный соблазнов, обмана, лжи и обрушивающий на человека потоки информации, порой, ненужной и даже вредной, для многих оказалась слишком тяжелым испытанием. Кроме того, точное название данное интернет: «всемирная мировая паутина» - вполне оправдывает действия владельцев сайтов и .

Они не только предлагают необходимую для работы и жизни информацию, которой можно, в случае необходимости, воспользоваться. Словно пауки, они затягивают в свои сети слабых духом, не нашедших своего места в жизни, ищущих друзей, единомышленников и любителей приключений и острых ощущений. Недаром эксперты в один голос утверждают, что интернет-зависимость проблема - современного общества.

Пути избавления от нее во многом зависят от степени запущенности заболевания, желания освободиться от нее и правильно назначенного лечения. А оно может содержать разные методы и приемы, в том числе, кажущиеся, на первый взгляд, если не абсурдными, то – малоэффективными, но в комплексе все они дадут положительный результат. Начать можно с самых простых и понятных:

  • ежедневно планировать свой день, уделяя работе в интернете минимум времени;
  • вспомнить о родных и близких и уделять время для помощи им и посещениям, если они живут не рядом;
  • ввести в свою жизнь занятия спортом и посещения фитнес-клуба, бассейна, тренажерного зала, работу на свежем воздухе.

Кочанов Андрей Михайлович

ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж №1"

преподаватель

Аннотация:

Информационная зависимость получила широкое распространение среди различных возрастных и социальных групп общества. Цель настоящей статьи - рассмотреть общие аспекты негативного влияния информационной зависимости на подготовку медицинских специалистов среднего звена.

Information dependence is widespread among different age and social groups . The purpose of this article - to consider the general aspects of the negative impact of information depending on the training of health professionals middle managers.

Ключевые слова:

информационная зависимость; интернет-зависимость; среднее профессиональное медицинское образование; педагогический процесс.

information addiction; internet addiction; secondary professional medical education; pedagogical process.

УДК 377.5

Трактовка информационной зависимости

Единого научного определения информационной зависимости (используются также термины «Интернет-зависимость», «инфомания» и др.) не существует, ввиду новизны описываемого феномена. В настоящее время под этим явлением принято понимать зависимость от процесса ввода и получения информации с помощью электронных технических средств и сети Интернет.

В 1994 году американский психолог Киберли Янг разработала опросник из 20 вопросов, направленный на выявление Интернет-зависимости, который используется специалистами до сих пор. Данный исследователь сравнивала Интернет-зависимость с «патологической азартностью» .

Впервые термин «Интернет-зависимость» был предложен и описан нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом в 1995 году. Им были выделены 2 основных симптома данного расстройства: стрессогенность при использовании Интернета, и нарушение физического, психологического, межличностного, экономического либо социального статуса личности .

В России данный феномен изучается с 2000 года. В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник докладов по интернет-зависимости . В него были включены и переводы полных текстов докладов основных отечественных и зарубежных исследователей этой проблемы.

Широкое распространение электронных средств коммуникации в 2000-е гг., когда характер межличностного общения претерпел существенные изменения, привело и к появлению термина «информационная зависимость». Она является более широким, по сравнению с Интернет-зависимостью, понятием и явлением, когда зависимость от ввода и получения информации может иметь место как при наличии, так и отсутствии доступа к сети «Интернет». В настоящее время ее часто относят к так называемым «современным вредным привычкам» (наряду с игроманией, шопингоманией и др. зависимостями).

С точки зрения медицинской психологии, общими для всех зависимостей являются психологический и физиологический компоненты, когда формирование и развитие зависимости сопровождается изменениями и (или) нарушениями со стороны эмоционально-волевой и поведенческой сферы человека с одной стороны, и его физиологических процессов с другой. Для «современных вредных привычек» характерным является выраженный психологический компонент зависимости, тогда как физиологический не выражен, или выражен слабо.

На практике, инфозависимым можно считать человека, имеющего доступ к современным средствам коммуникации (мобильный телефон, доступ в Интернет, программы для обмена информацией), который испытывает потребность постоянно вводить и получать информацию (текст, видео- и аудиофайлы, «смайлики» и т.п.), причем эта потребность может оказывать отрицательное действие на эффективность производственного процесса, обучения, а такжебыт, общение и здоровье.

Информационная зависимость и здоровье

С точки зрения современной медицины, при развитии информационной зависимости не формируется психическое расстройство, либо иная единица патологии (согласно действующей Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)), однако не исключается неблагоприятное воздействие на здоровье со стороны ряда органов и систем организма. Таким образом, информационную зависимость можно рассматривать как преморбидное (предшествующее заболеванию) расстройство. Это связано с тем, что остальные виды зависимостей (алкогольная, табачная, кофеиновая и пр.) сопровождаются отклонениями как с физиологической, так и с психологической точек зрения. Для информационной же зависимости в настоящее время выраженных физиологических отклонений не установлено, однако описаны различной степени выраженности социальная дезадаптация инекритичность восприятияпотока информации, нарастающие по мере развития зависимости.

Вместе с тем, рядом специалистовмедицины и психологии отрицается Интернет-зависимость как негативное явление . Они рассматривают стремление к современным средствам коммуникации и доступа к информации как естественное, и согласно проводимым ими исследованиям, работа в Интернете вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит) .

Распространенность и классификация

В настоящее время отсутствуют достоверные сведения о распространенности и выраженности информационной зависимости в глобальном масштабе. Это связано с отсутствием соответствующих исследований, так как нет ясности с вопросами о видах такой зависимости, способах диагностирования и воздействии на человека на физическом и психологическом уровнях.

Российский психолог Мария Дрепа в 2009 году предложила следующую рабочую классификацию Интернет-зависимости:

  • Веб-серфинг (поиск информации и стихийные путешествия по Интернету).
  • Пристрастие к виртуальному общению.
  • Игровая зависимость.
  • Навязчивая финансовая потребность.
  • Пристрастие к онлайн-просмотру фильмов.
  • Киберсексуальная зависимость .

Психолого-педагогические аспекты информационной зависимости

В соответствии с информационной модельюобучения объект преподавания представляет собойинформационную систему, в которой специфическим образом осуществляютсяввод и закрепление информации, ее сортировка и практическое применение, задействованы кратковременная и долгосрочная память, творческое мышление, происходит развитие интеллекта и всей личности .

Научный интерес представляет также изучение мотивации информационной зависимости у обучающегося. Студенческую среду принято считать благоприятной для развития любых зависимостей благодаря высокой активности жизнедеятельности, стремлению испытать новое, широкому кругу общения.

В качестве теоретического обоснования исследования структуры мотивов, побуждающих студентов к приобщению к современным источникам информации и развитию информационной зависимости, можно считать классический подход советского психолога А.Н. Леонтьева к проблеме мотивационной сферы, потребностей и мотивов. Созданная им модель структуры мотивационной сферы личности является, на наш взгляд, наиболее приемлемой для изучения мотивов, побуждающих студентов к развитию зависимостей. Мотивационную сферу А.Н. Леонтьев представлял как конфигурацию иерархизированных мотивационных линий или систем жизненных отношений, которая детерминирует деятельность и в своем наивысшем развитии не напоминает застывшую пирамиду, поскольку в ней присутствует постоянная конфликтность образующих ее мотивационных линий. Потребность А.Н. Леонтьев определял как состояние организма, вызванное его нуждой в тех или иных веществах, предметах, требующихся для поддержания существования личности. Потребность получает свою содержательную характеристику через предмет, который удовлетворяет эту потребность. Следовательно, потребность студента, склонного к формированию информационной зависимости, выявляется и характеризуется через предмет удовлетворения нужды, в качестве которого выступает информация. Мотив, по А.Н. Леонтьеву, объективен, это сам предмет, который побуждает и направляет деятельность, конкретизирует потребность и, естественно, удовлетворяет эту потребность. В этом случае доступная информация, как известный предмет предполагаемого удовлетворения субъективной потребности, следует понимать как мотив, конкретизирующий эту потребность.

Следует заметить, что обучающиеся и ранее не испытывали недостаткав информации — учебные пособия, библиотеки, педагоги являлись и являются носителями более чем достаточного объема информации. Учитывая, что в последние десятилетия изменилась структура носителей информации, принципы ее накопления и обмена, содержание и социальная значимость, можно сделать вывод о том, что решающим фактором формирования информационной зависимости у студентов является не наличие, а доступность и содержание информации.

Таким образом, психологической основой склонности к развитию информационной зависимости является структура мотивов, побуждающих индивида к поиску и обмену информацией определенного содержания на фоне технической доступности к ней. Выяснение же побуждающих стимулов, приводящих к информационной зависимости, возникающих в структуре личности студента, нуждается в дальнейшем изучении в рамках комплексногорассмотрения современного человека.

Наличие информационной зависимости в выраженной степени, как и любой зависимости, означает, что продуктивность обучения у обучающегося снижается, т. к. у него ухудшается концентрация на учебном материале, деятельности преподавателя, потому что сознание постоянно находится в состоянии готовности отреагировать на новую информацию, появляющуюся благодаря техническому обеспечению, вместо того чтобы посвятить себя выполнению текущей учебной задачи. Кроме того, снижается общая эффективность умственной деятельности, так как мозг пытается решить сразу несколько задач, что удается далеко не всем.

Доступность процесса ввода и получения информации позволяет избегать затруднительного процесса осмысления и формулирования мыслей, достижения необходимой глубины при исследовании, самоанализа и поиска ошибок в информации и т.п. что не способствует развитию системного, аналитического мышления, а наоборот, делает мышление и речь упрощенными, бессистемными и лишенными завершенности («клиповое мышление») .

Особенности обучения медицинским специальностям в системе среднего профессионального образования имеют свои особенности:

  • тесная связь между общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами (модулями);
  • ориентированность при подготовке специалиста на практическую деятельность (работа с пациентами);
  • высокая ответственность за жизнь и здоровье пациентов;
  • высокие требования к культуре общения и поведения (медицинская этика и деонтология);
  • значительная доля производственной практики на базе лечебно-профилактических организаций и др.

Таким образом, информационная зависимость студента может являться сдерживающим фактором педагогического процесса по подготовке специалиста. Она способна не только серьезно нарушить процесс его подготовки, но и вызывать задержку развития и деформацию личности. Медицинские работники среднего звена, страдающие информационной зависимостью, могут быть низкоэффективны и профессионально деформированы.

Распространенность информационной зависимос среди студентов-медиков среднего звена

Ранее считалось, что информационная зависимость наиболее распространена среди взрослых категорий пользователей современных средств коммуникации, однако в настоящее время доступность электронных средств общения, простота в их использовании и широкий спектр жизненных интересов, на которые они оказывают влияние, сделали информационную зависимость «достоянием» почти всех возрастных и социальных групп.

С целью оценки распространенности информационной зависимости студентов, обучающихся в Филиале №3 ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1» (бывшее Медицинское училище №19) было проведено анонимное анкетирование среди студентов 1-го и 4-го курсов двухотделений («Сестринское дело»и«Лабораторная диагностика»). Анкетирование проходило в ноябре 2015 г., в нем приняли участие 154 студента: 78 студентов 1-го курса и 76 студентов 4-го курса.

При составлении анкеты за основу был взят опросник по выявлению Интернет-зависимости, разработанный К. Янг (1994), и адаптированный для более широкого понятия «информационная зависимость» (вместо сети Интернет введены все источники информации, вопросы об их количестве, возрасте приобщения к ним).

Вопрос о наличии электронных средств коммуникации в анкету не включался — изначально предполагалось их наличие у участников анкетирования.

Средний возраст, когда ребенок обзаводился личным мобильным телефоном, составил 7 лет, получил постоянный доступ к интернету — 8 лет. 92% опрошенных ответили, что располагают 2-мя и более электронными средствами коммуникации.

62% (70% на 1-м курсе и 54% на 4-м курсе) считают, что их привычка постоянно проверять текстовые сообщения и электронные письма настолько глубоко вошла в их образ жизни, что даже дома, во время занятий, в дороге или на отдыхе они испытывают настойчивую потребность внимательно просматривать и вводить сообщения, на которые не требуется немедленного реагирования. 51% (59% на 1-м курсе и 43% на 4-м курсе) из них всегда немедленно отвечают на письма, а 21% (26% на 1-м курсе и 16% на 4-м курсе), чтобы ответить на послание, всегда оставляют основное занятие, каким бы оно не было.

Выводы

Хотя современные технологии обладают огромными преимуществами, их чрезмерное и безответственное использование может нанести вред не только умственным способностям человека, но и его социальной роли и активности.

Широкое распространение информационной заивисимости в подростковой среде способно нанести значительный ущерб системе подготовки медицинских работников среднего звена, особенно, вследствие специфики медицинской профессии.

Влияние информационной зависимости на личность и образовательный процесс нуждается в дальнейшем изучении.

Библиографический список:


1. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010.
2. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. // Сост. и ред. А.Е. Войскунской - М.: Акрополь, 2009.
3. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. // Гуманитарная экспертиза- 2009. № 2. - Махачкала, с.189-193.
4. «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». Материалы симпозиума. - 2009 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/conference/internet/2009.
5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - 2004 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/.
6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
7. Янг К. Пойманные в Сеть. - 1997 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.netaddiction.com

Рецензии:

5.01.2016, 16:19 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия : Некоторые постулаты весьма спорны. В общем и целом, статья имеет прикладной характер и может быть интересна широкому кругу читателей. Рекомендуется к печати.


5.01.2016, 16:29 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия : Интересная статья с позиции информационной зависимости студенческой молодежи к использованию средств коммуникации. Статья наверняка была бы интереснее, если б автор приводил больше фактов негативного влияния средств коммуникации на здоровье молодого человека. Рекомендую к печати.

Кочанов Андрей Михайлович :
Спасибо за рецензию, к сожалению, фактор настолько новый, что в статье освещено максимально возможное из систематизированных описания негативного влияния информзависимости на обучающихся.


7.01.2016, 3:08 Кропотова Наталья Анатольевна
Рецензия : Андрей Михайлович, тема несомненно актуальна. 1. Следует провести корректировку текста (имеются печатки, орфографические ошибки, т.д.) 2. Казалось бы, Вы только приблизились к негативным факторам ("Информационная зависимость и здоровье" второй абзац), но их не приводите и не упоминаете дальше, а следующее предложение говорит об обратном. 3. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР...... 1979 год информационные технологии только начали развиваться в Советском Союзе. Может есть современник???? Если нет, то гипотетически можно ссылаться на теоретические выкладки. 4. Требуется вычитка и правка текста. Статья рекомендуется к печати.

07.01.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Кочанов Андрей Михайлович :
Спасибо за рецензию! 1. В Word текст был оформлен, однако при перекодировании на сайте действительно выглядит с опечатками, возможности редакции опубликованного текста к сожалению нет. 2. Разъясните, пожалуйста, Ваше замечание п.2. я его не понял. 3. В отсылке к трудам Леонтьева говорится о том, что он дает общие психологические трактовки мотиваций, и что это применимо к любым зависимостям.


14.01.2016, 22:38 Шабага Степан Богданович
Рецензия : Отметим актуальность статьи и ее информативность. Возможно, некоторые утверждения носят частично субъективный характер, но все равно вфзфвают интерес к проблеме исследования. Рекомендуется к публикации

17.01.2016, 14:25 Белых Александр Сергеевич
Рецензия : При устранении опечаток статья может быть опубликована.

16.02.2016, 13:10 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия : При устранении опечаток статья может быть опубликована. Представляет интерес, даже независимо от слишком высокой терминологической перегруженности.

Введение

Трансформация социальной среды диктует формирование нового состояния общества, которое на этапе современного цивилизационного развития переходит в информационную стадию. Эта стадия характеризуется существенным влиянием на индивида потока информации. Компьютеризация всех сфер жизни, совершенствование средств связи, появление новых видов источников информации повышают возможности ее распространения и, вместе с тем, увеличивают нагрузку на человека. Процесс информатизации в России наметился в начале 1980-х годов, что обусловило смещение аксиологического акцента в формировании личности. Отражением этого процесса стало заметное возрастание информационных потребностей населения, что заставило большее число социально значимых отраслей переориентироваться на их удовлетворение. Вместе с тем возрастают угрозы и риски связанные с проникновением информатизации во все сферы жизни и деятельности. Анализируя современное состояние информационного пространства можно сделать вывод, что оно зачастую трансформируется в источник негативного воздействия, становясь опасным для личности, приводя к появлению информационной зависимости.

Объект исследования - зависимое поведение личности.

Предмет исследования - информационная зависимость личности.

Цель исследования - выявить особенности проявления информационной зависимости, особенности ее диагностики и коррекции.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

Изучить сущность понятия «информационная зависимость»;

Изучить особенности ее возникновения, стадии формирования, методы диагностики и коррекции.

Понятие, механизм возникновения и варианты информационной зависимости

личность информационный стадия зависимость

Словарь русского языка определяет зависимость как подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.

В психологии зависимость можно понимать, как невозможность обходиться без чего-либо, несвободу от определенного состояния, переживания, действия, другого человека.

Зависимость - особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой личности, в той или иной степени утратой свободы воли, свободы выбора - ключевого ее качества, выделяющего человека из прочей одушевленной твари.

Сам термин зависимость (dependence) в 1964 году ввел Экспертный Комитет ВОЗ для замены аддикции и привыкания. Термин может использоваться как в общем плане, так и в применении ко всем психоактивным веществам. Зависимость относится как к физическим, так и психологическим элементам. Хотя первоначально в DSM-IIIR термин определялся лишь как «группа познавательных, поведенческих и психологических симптомов, которые определяют, что человек имеет ослабленный контроль за потреблением психоактивного вещества и продолжает потреблять это вещество несмотря на неблагоприятные последствия» .

Одним из разновидностей зависимости является информационная зависимость.

В различных словарях понятие «информация» трактуется неоднозначно. Лингвистический словарь - «информация» происходит от латинского слова «informatio», означающего в переводе «разъяснение, сведение, осведомление». В словаре иностранных слов - «сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи». Толковый словарь С. И. Ожегова определяет информационную зависимость как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. Большой энциклопедический словарь - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.) .

Информационная зависимость, по мнению Л. В. Баевой, - зависимость от непрерывного (чрезмерно частого) потребления информации из любых доступных человеку источников (в современном информационном пространстве данным источником выступает сеть Интернет) .

Д. Белл считает, что информационная зависимость - патологическое использование средств массовой информации можно определить как технологическую (поведенческую) зависимость, представляющую собой чрезмерное взаимодействие между человеком и СМИ. Данный вид зависимостей можно подразделить на пассивные (например, просмотр телепрограмм) и активные (например, поиск в интернете) .

Е. В. Змановская под информационной зависимостью понимает навязчиво-зависимое поведение, ведущее к нарушению адаптации и сопровождающееся развитием интенсивных эмоций, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации .

Чаще всего жертвами информационной зависимости становятся личности, которые чрезмерно увлечены использованием гаджетов, не отдавая себе отчет в том, что это может привести к негативным последствиям. Часть молодых людей не видит угрозы в чрезмерном увлечении информационными технологиями, поскольку считает это «духом времени», «современной жизнью» и «модным увлечением», однако уже через некоторое время интенсивного и неконтролируемого использования информационных гаджетов могут наблюдаться расстройство сна, резкие изменения в настроении, отсутствие аппетита, повышенная возбудимость и нервозность, навязчивая необходимость проверить почту или иной интернет-ресурс и др.

Зависимость от информации возникает благодаря взаимодействию двух факторов. С одной стороны, поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, очень велик; всю эту информацию невозможно усвоить, не говоря уже о том, чтобы ее проанализировать. С другой стороны, вместо того, чтобы оградить себя от излишка информации, мы привыкаем жить в этом информационном пространстве. Возникает потребность в постоянном получении информации - есть информационная зависимость .

Проведя анализ исследований, представленных в психолого-педагогической литературе, мы сделали вывод о том, что можно выделить четыре группы факторов риска формирования информационной зависимости.

Первая группа факторов - когнитивные. Несформированность у учащихся представлений и знаний о негативном влиянии зависимости на процессы физического, социального и психического развития создает благоприятную почву для формирования отклонений в поведении, приводящих к зависимости.

Вторая группа факторов - социально-психологические. В рамках этих факторов выделяют сниженность социально-психологической адаптации, непринятие других представителей общества, повышенную интернальность, как характерные социально-психологические особенности человека, находящегося в группе риска формирования зависимости. Эти особенности человека приводят к формированию неверной стратегии поведения, заключающейся в уходе от решения важных жизненных задач, вследствие чего происходит систематическое избыточное обращение к СМИ как к компенсирующему фактору, что является благоприятным условием для формирования и развития информационной зависимости.

Личностные факторы образуют третью группу факторов риска формирования информационной зависимости. Формированию и развитию зависимости способствует ряд психологических факторов: нарушение самоконтроля, ригидность, стойкие аффективные нарушения (высокая эмоциональная нестабильность, негативная эмоциональная импульсивность), инфантилизм, неустойчивая самооценка .

Распространенными примерами информационной зависимости выступают неконтролируемые поиски информации без необходимости, чрезмерное увлечение онлайн-играми, общение в социальных сетях и др.

О. Ю. Калиниченко не выделяет информационную зависимость в разряд заболеваний, так как она обладает широкой симптоматикой и под нее могут попасть люди, попросту работающие с информацией. Однако автору удалось систематизировать виды информационных зависимостей, основными из которых являются следующие.

Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к сети Интернет и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Компьютерная зависимость - зависимость от работы на компьютере. При этом человеку совершенно все равно, какую работу выполнять - играть, слушать музыку и т. д.

Коммуникативная зависимость (мобильная зависимость) - зависимость от использования мобильного телефона.

Киберсексуальная зависимость - зависимость от интимных знакомств в сети, пристрастие к случайным знакомствам и откровенным сайтам, картинкам,

Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по сети Интернет, поиск любой доступной информации, бессмысленный переход по ссылкам от одной страницы к другую.

Пристрастие к виртуальному общению - большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, социальных сетях, избыточность знакомых и друзей в Сети .

Таким образом, информационная зависимость представляет собой навязчиво-зависимое поведение, ведущее к нарушению адаптации и сопровождающееся развитием интенсивных эмоций, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации. На основании анализа литературных источников мы выделили три группы факторов риска формирования информационной зависимости: когнитивные, социально-психологические, личностные.

Я начала им пользоваться два года назад, когда у меня появился iPad , и с тех пор открываю его каждый день. Сейчас у меня отложено для чтения 695 статей, каждый день я вычёркиваю пару десятков, но их становится только больше.

В моём Google Reader никогда не было надписи, выглядящей не как 1000+ items . Прошлые выходные я провела, сортируя подписки, чтобы, в частности, сделать отдельный пакет , и оставила скудный минимум (отказавшись от жж, бьюти-блогов и русских новостей): девяносто три.

Плюс Facebook .

Это проблема. Чтобы с ней справиться, я логично рассудила, что мне нужно обязательно что-нибудь по этой теме прочитать .

По ключевому запросу information overload на Amazon.com предлагается 9760 книг (когда я смотрела в первый раз, было 9552). Я прочитала три. Так я выяснила, что Клэй Джонсон, автор The Information Diet: A Case for Conscious Consumption , считает, что чтение бульварной прессы, блогов с лулзами и котиками и обновление социальных сетей - это диета из дешёвого фаст-фуда. И это информационное переедание приводит к интеллектуальному ожирению.

Если вы чаще раза в час обновляете ленту, проверяете очередь в RSS или открываете почту, вы стимулируете выработку допамина и подкрепляете свою зависимость от новой информации - даже если вы читаете только издания, авторы которых ходят за Пулитцеровскими премиями как за хлебом. О допамине и бесконтрольном нажатии кнопки «Обновить» отлично и часто пишет жж-автор gutta_honey . Если вкратце, в конце концов качество потребляемой информации становится не очень важно. Достаточно увидеть новые заголовки, и тексты в открытых «табах» никогда не будут прочитаны до конца. Если вы не будете читать сотню новых заголовков в день, вы будете испытывать тревогу, ощущение, что вы что-то пропускаете, и буквально физический зуд.

Чем чаще вы переключаетесь, тем тем сложнее сфокусироваться на одной задаче, статье или книге. Вам знакомы теории организации дел типа Agile или Pomodorо ? Раньше мне было стыдно, но довольно быстро выяснилось, что не только мне отрезки в двадцать пять минут работы кажутся вечностью .

Средний офисный сотрудник способен уделить одной вкладке браузера три минуты. В день он потребляет в 3 раза больше информации, чем сотрудник его уровня в 1960-м году. От этих данных отталкиваются редакции интернет-СМИ, сокращая материалы и пичкая их видео и картинками.

Гиперподключённость заставляет человека жонглировать информацией. В области активного внимания он может удерживать 7-9 предметов - это физиологическая норма, с которой придётся считаться. Пытаясь одновременно читать и усваивать больше, вы понимаете и запоминаете меньше. Даже если вы просмотрите сотню профессиональных статей в день, но не обработаете их, смысл от них окажется равным пролистыванию глянца в очереди у парикмахера. (Хотя нет, тревоги и напряжения будет больше.)

Чтобы слезть, нужна информационная диета. По структуре она похожа на обычную:

  • оценка («дневник информационного питания»);
  • удаление всего лишнего;
  • сортировка оставшегося;
  • и правильная его обработка.
С первыми двумя этапами проще всего справиться программными методами: на сайте есть целая подборка программ, отслеживающих время и блокирующих отвлекающие факторы, окна и уведомления. Это отдельная сложная тема, которую я сама до конца не освоила, так что с инструментами пока подождём.

Структурировать чтение и работу со статьями - задача более личная и творческая. Я начала с этого пост и свою новую жизнь. Что я решила делать? По пунктам:

Во-первых, сутки лежать под одеялом без интернета и выжить.

Во-вторых, проанализировать список всех подписок на RSS, сообществ в жж и почтовых рассылок - и отписаться от безусловных «поглотителей времени». Женских сообществ, непрофессиональных и туповатых блогов, лент новостных роботов, vanity search. Тем, кто боится ломки, авторы руководств предлагают заходить на развлекательные ресурсы точечно и осознанно пару раз в день на пять-десять минут, по таймеру. Я торчу дольше, зато успешно забыла большинство адресов, специально не сохранив архив старых, раздутых лент.

Потом удалить в настройках всех гаджетов все push-уведомления, отключить отображение числа непрочитанных сообщений (это страшно важно) в RSS, почте и ToDo-листах, плюс настроить , автоматически сбрасывающих несрочные и неважные письма в скрытые папки.

Оставшиеся источники - переименовать, присвоить им категории и теги, разобрать по папкам и тут же обработать. В идеале нужно каждый день полностью разбирать обновившиеся подписки: помечать как прочитанное то, что вам не нужно прямо сейчас (то есть, будьте честны с собой, не понадобится никогда), удалять и закрывать браузер, переходя к чтению.

На этот счёт есть несколько мнений - в частности, я на днях добавила в список на потом для вдумчивого перечитывания старый пост из блога «Тысячазнаковбезпробелов » о том, как его автор обрабатывает RSS - там в комментариях ещё несколько полезных ссылок. Мне обновлённые, но не посчитанные подписки не мешают, я могу от них отвлечься и не вычитывать весь интернет до конца.

Авторы руководств по «цифровым диетам» советуют отключить интернет в электронной книге сразу после синхронизации. Я переключаю планшет в «авиарежим» и даже не стала вставлять в него SIM-карту - если я знаю, что свежая почта в паре кликов, сфокусироваться дольше трёх абзацев бывает сложно.


Я знаю, что вы спросите: это Fork and Cream Sauce , её можно купить за $17 .

В идеальном конце каждая прочитанная статья или глава книги должна превратиться в задачу, стать новым проектом или следующим действием в проекте, который уже давно открыт. Для этого нужно прочитать и освоить системы организации GTD , Action Method , you name it - все они предполагают сбор, организацию и хранение информации на расстоянии вытянутой руки (в моём случае, понятно, в Evernote ). В этом, собственно, ключ успеха: начиная читать любую статью, вы должны понимать, зачем она вам понадобилась, какую пользу вы можете из неё извлечь, и как то, что вы прочитали, может изменить вашу жизнь к лучшему. С одной стороны, распухшие RSS-подписки рискуют превратиться в такой же чудовищный ToDo-лист. С другой - это поможет не глядя пометить как прочитанное десятки и сотни бессмысленных разборов оскаровских нарядов и устаревших отчётов с зимних политических акций.

Я никогда не сбрасывала 30 кг, у меня не было проблем с алкоголем, я жаворонок, я легко бросила курить - и вот расплата. Моя информационная зависимость похожа на кокаиновую, только без похудения и богемных друзей. Пойду последовательно, с первой до последней страницы читать книжку «Сила воли: как развить и укрепить » Келли Макгонигал, которую мне по дружбе прислали из издательства «Манн, Иванов и Фербер». Задача на ближайшую неделю: чистить зубы до того, как проверю ленты.


Мне 33 года, я живу в Хобарте (Тасмания), работаю в финансовом UX, езжу на скутере, закончила Master of Interactive Multimedia в UTS, Sydney. Люблю котов и кошек.

Всемирная паутина уже давно окутала весь мир. Термин интернет-зависимость – это заболевание, признаки которого можно встретить на каждом шагу, оно «выдергивает» взрослых и подростков из привычного образа жизни в обществе. Специалисты бьют тревогу: с проблемой нужно бороться разными методами, иначе быть беде. Новая болезнь 21 века не заставила себя долго ждать.

Что такое интернет-зависимость

Определение новая болезнь 21 века не ново. Так называется зависимость от интернета или интернет-аддикция. Ее симптомы можно обнаружить и у себя. Проведите тест: отключите на два часа интернет. Что вы испытали? Злость, скуку, растерянность, навязчивую потребность проверить свою страницу? Любое из этих чувств говорит об одном: у вас современная интернет-болезнь. Нужна ли вам помощь? И да, и нет. Это зависит от того, насколько глубоко вы «увязли» в информационную сеть.

Виды

Психическое заболевание, вызванное всемирной сетью, имеет несколько форм зависимости. Их легко классифицировать на различные виды интернет-зависимости, каждый из которых имеет свою психологическую основу. Это:

  • Виртуальное общение. Огромное количество социальных сетей, чатов или блогов позволяет человеку общаться в любое время суток. Зависимый человек стремится завести сотни виртуальных друзей во время использования интернета, но при этом теряет реальных.
  • Понятие игромании. Онлайн игра, словно продолжение интернетных социальных сетей, разрешает окунаться в новый мир, виртуальную реальность или сказку. В таких играх одновременно принимают участие множество пользователей интернета в мире, что делает процесс еще более увлекательным, а психологическую зависимость еще сильнее.
  • Сексуальное влияние интернета. Человек, стремясь получить физическое удовлетворение, предпочитает смотреть фильмы и видео эротического и порнографического характера.

Причины

Психологи называют разные причины нарушения общения, которые приводят к компьютерной зависимости у взрослых или детей. Однако они сводятся к психологической проблеме – это неспособность выразить себя в социуме. Часто люди совершают необдуманные поступки, чтобы заполучить сотни тысяч лайков. Обычное общение при помощи социальных сетей переросло в самоутверждение за счет отзывов малознакомых людей.

Причиной возникновения игровой зависимости психологи называют скуку и возможность отгородиться от внешнего мира со своими заботами и проблемами. Что касается сексуальной зависимости от порнороликов, то здесь все просто. Это отсутствие постоянного полового партнера, невозможность раскрыться в сексуальном плане, другие расстройства психики.

Симптомы

Итак, как опознать зависимость у себя или своих близких? Существует множество симптомов, по которым можно судить, попал ли человек в коварные сети интернет-паутины или нет. Следующие признаки интернет-зависимости помогут вам распознать болезнь. Обратите внимание на внешность. Больной теряет трудоспособность, он становится похож на наркомана с бледной кожей, темными кругами, истощенным усталым взглядом.

Свободное время интернет-больной проводит в сети. Часто такое времяпровождение представляет собой бессмысленное «брожение» по социальным сетям, форумам и развлекательным сайтам. При этом запланированные полчаса перед сном плавно перерастают в целую ночь перед монитором. Если при этом пропадает сеть, человека начинает мучить скука, он становится раздражительным и нервным.

Человек, погруженный в виртуальный мир, забывает поесть, покупаться и даже сходить в туалет. Про сон иной раз не идет и речи. Если у него забрать «игрушку», он может стать агрессивным, зависимое поведение становится ярко-выраженным. Особенно интернет-аддикция поражает подростков. Живое семейное общение сходит на нет, друзья, родители родственники уходят на второй план. Таким людям требуется психологическая помощь.

Как избавиться от интернет-зависимости

Уже известно про наличие специальных клиник и пансионатов, где лечат наркозависимых и алкоголиков. Однако мало кто знает, что по всему миру были открыты и специальные учреждения, где лечат больных от компьютерной зависимости. В нашей стране их очень мало, и попасть туда нелегко, однако это не означает, что нужно отпускать руки. Побороть болезнь можно с помощью опытного психолога, консультаций у психотерапевта, поведенческой терапии, советов близких людей.

Лечение

Зависимость от мира интернета можно вылечить. Человеку, который проводит часами перед монитором, нужно помочь, применив разные способы лечения. Для этого не надо пить никаких медицинских препаратов, существуют другое лечение интернет-зависимости:

  • Путешествия. Необязательно лететь на другой конец света, можно просто выехать на выходные за город. Не забудьте при этом захватить палатку и оставить гаджеты дома.
  • Хобби. Помогите зависимому человеку найти себя в новом увлечении. Любимое дело поможет избавиться от проблемы.
  • Обучение. Учиться никогда не поздно. Вместо бесцельного «брожения» по просторам всемирной паутины, можно, например, начать изучать иностранный язык.
  • Спорт. Физические упражнения напомнят больному о том, что он живет в реальном мире. К тому же красивая фигура и крепкое здоровье никогда не бывают лишними.

Профилактика

Если один из методов лечения помог избавиться от этого психического заболевания, это не означает, что можно расслабиться. Любимое дело, общение с друзьями и достижение поставленной цели должны занимать все свободное время. Бывший больной начнет ценить каждую минуту жизни и жалеть о каждой секунде, проведенной впустую. Хорошая профилактика интернет-зависимости у подростков представляет собой активный образ жизни, включающий в себя спорт.

Последствия феномена интернет-зависимости

Прежде чем сесть за монитор, подумайте, чем это может грозить. Люди с диагнозом интернет-аддикции со временем теряют интерес к реальной жизни, а вместе с этим свой внешний вид и здоровье. Бессонные ночи, питание на скорую руку, забывчивость, ухудшение памяти – на все это можно закрыть глаза, ведь это ваша жизнь и вам решать, что с ней делать. Подумайте о своих близких, любимом человеке, детях, родителях – они страдают от таких психических расстройств.

Видео