Основные понятия программно технического уровня информационной безопасности. Основы информационной и компьютерной безопасности. Риск является функцией

Программно-технические меры, то есть меры, направленные на контроль компьютерных сущностей - оборудования, программ и/или данных, образуют последний и самый важный рубеж информационной безопасности. Напомним, что ущерб наносят в основном действия ле­гальных пользователей, по отношению к которым процедурные регулято­ры малоэффективны. Главные враги - некомпетентность и неаккурат­ность при выполнении служебных обязанностей, и только программно-технические меры способны им противостоять.

Компьютеры помогли автоматизировать многие области человечес­кой деятельности. Вполне естественным представляется желание возло­жить на них и обеспечение собственной безопасности. Даже физическую защиту все чаще поручают не охранникам, а интегрированным компью­терным системам, что позволяет одновременно отслеживать перемещения сотрудников и по организации, и по информационному пространству.

Следует, однако, учитывать, что быстрое развитие информационных технологий не только предоставляет обороняющимся новые возможнос­ти, но и объективно затрудняет обеспечение надежной защиты, если опираться исключительно на меры программно-технического уровня. При­чин тому несколько:

    повышение быстродействия микросхем, развитие архитектур с высокой степенью параллелизма позволяет методом грубой си­лы преодолевать барьеры (прежде всего, криптографические), ранее казавшиеся неприступными;

    развитие сетей и сетевых технологий, увеличение числа связей между информационными системами, рост пропускной спо­собности каналов расширяют круг злоумышленников, имею­щих техническую возможность организовывать атаки;

    появление новых информационных сервисов ведет и к образо­ванию новых уязвимых мест как «внутри» сервисов, так и на их стыках;

    конкуренция среди производителей программного обеспече­ния заставляет сокращать сроки разработки, что приводит к снижению качества тестирования и выпуску продуктов с де­фектами защиты;

    навязываемая потребителям парадигма постоянного наращива­ния мощности аппаратного и программного обеспечения не позволяет долго оставаться в рамках надежных, апробирован­ных конфигураций и, кроме того, вступает в конфликт с бюд­жетными ограничениями, из-за чего снижается доля ассигно­ваний на безопасность.

Перечисленные соображения лишний раз подчеркивают важность комплексного подхода к информационной безопасности, а также необхо­димость гибкой позиции при выборе и сопровождении программно-тех­нических регуляторов.

Центральным для программно-технического уровня является поня­тие сервиса безопасности.

Следуя объектно-ориентированному подходу, при рассмотрении ин­формационной системы с единичным уровнем детализации мы увидим совокупность предоставляемых ею информационных сервисов. Назовем их основными. Чтобы они могли функционировать и обладали требуемы­ми свойствами, необходимо несколько уровней дополнительных (вспо­могательных) сервисов - от СУБД и мониторов транзакций до ядра опе­рационной системы и оборудования.

К вспомогательным относятся сервисы безопасности (мы уже сталки­вались с ними при рассмотрении стандартов и спецификаций в области ИБ); среди них нас в первую очередь будут интересовать универсальные, высокоуровневые, допускающие использование различными основными и вспомогательными сервисами. Далее мы рассмотрим следующие сервисы:

    идентификация и аутентификация;

    управление доступом;

    протоколирование и аудит;

    шифрование;

    контроль целостности;

    экранирование;

    анализ защищенности;

    обеспечение отказоустойчивости;

    обеспечение безопасного восстановления;

    туннелирование;

    Программно-технические меры, направленные на контроль компьютерного оборудования, программ и хранящихся данных, образуют последний, но не менее важный рубеж информационной безопасности. На этом уровне становятся очевидными не только позитивные, но и негативные последствия быстрого прогресса информационных технологий. Во-первых, дополнительные возможности появляются не только у специалистов по ИБ, но и у злоумышленников. Во-вторых, информационные системы все время модернизируются, перестраиваются, к ним добавляются недостаточно проверенные компоненты (в первую очередь программные), что затрудняет соблюдение режима безопасности.

    Центральным для программно-технического уровня является понятие сервиса безопасности. В число таких сервисов для учреждений и компаний государственного сектора входят:

    • идентификация и аутентификация;
    • управление доступом;
    • протоколирование и аудит;
    • шифрование;
    • контроль целостности;
    • экранирование;
    • анализ защищенности;
    • обеспечение отказоустойчивости;
    • обеспечение безопасного восстановления;
    • туннелирование;
    • управление.

    В настоящее время повышение уровня информационной безопасности госпредприятий может достигаться путем внедрения современных технологий защиты, отличающихся все большей функциональностью, универсальностью и возможностью портирования на любые платформы. В области технической защиты информационных ресурсов можно выделить три основных направления, по которым действуют российские госпредприятия:

    При этом мы помним, что в госструктурах и государственных организациях используются только сертифицированные во ФСТЭК или ФСБ РФ средства обеспечения информационной безопасности. Для защиты внутренних ресурсов большинство федеральных и региональных органов государственной власти применяют встроенные в операционные системы механизмы аутентификации и авторизации пользователей. Некоторые ведомства имеют специальные сертифицированные системы защиты от несанкционированного доступа и электронные замки, такие как «Лабиринт-М», «Аккорд», SecretNet. В качестве средств шифрования, как правило, устанавливаются секретные ключи защиты информации «КриптоПро» или давно известные и до сих пор популярные системы семейства «Верба».

    Для защиты рабочих станций и серверов внутренней сети от вредоносных программ (вирусов, червей, троянских коней) абсолютное большинство государственных организаций использует антивирусное программное обеспечение. Чаще всего это российские «Антивирус Касперского» или Dr.Web. Однако встречаются и решения Trend Micro, Symantec, McAfee, Eset.


    Деление сети на сегменты с разными требованиями по информационной безопасности осуществляется при помощи механизмов фильтрации MAC- и IP-адресов на активном сетевом оборудовании и механизмов VLAN. Очень редко применяются системы контроля политики безопасности, которые сравнивают текущие настройки защитных механизмов и подсистем с эталонными значениями (Cisco, «Урядник»).

    С целью защиты периметра сети госучреждения обычно используют различные сертифицированные межсетевые экраны. В основном это решения Cisco, Aladdin и Check Point. Но встречаются и продукты других производителей, в частности, Novell Border Manager, Microsoft ISA Server, ССПТ-1 и ССПТ-1М от ЦНИИ РТК, «Застава» от «Элвис-Плюс».

    Системы обнаружения и предотвращения атак (так называемые HIPS) пока внедрены в очень немногих государственных организациях. Обычно здесь встречаются решения Symantec, S.N. Safe’n’Software и Cisco. В федеральных органах государственной власти защиту от спама и злоупотреблений в Интернете обеспечивают различные системы мониторинга электронной почты и веб-трафика, например eSafe Gateway, MAILsweeper, WEBsweeper и Websense.

    В каналах связи с удаленными подразделениями применяются только российские системы криптографической защиты информации и VPN - «Застава», VipNet или «Континент».

    11. Нормативно-правовая база организационной защиты. Источники права в области информационной безопасности. Типы нормативных документов. Примеры отечественных и зарубежных законодательных документов.

    В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:

    · Акты федерального законодательства:

    · Международные договоры РФ;

    · Конституция РФ;

    · Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);

    · Указы Президента РФ;

    · Постановления правительства РФ;

    · Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

    · Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

    К нормативно-методическим документам можно отнести

    1. Методические документы государственных органов России:

    · Доктрина информационной безопасности РФ;

    · Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);

    · Приказы ФСБ;

    2. Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют:

    · Международные стандарты;

    · Государственные (национальные) стандарты РФ;

    · Методические указания.

    Типы нормативных документов:

    · Нормативные правовые акты: Законы РФ (О безопасности), Федеральные законы (О персональных данных, Об информации и информационных технологиях, Об электронно цифровой подписи), Указ Президента РФ (Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера), Постановление правительства (О сертификации средств защиты информации, О лицензировании);

    · Нормативно-методические и методические документы: Доктрина, Приказы ФСТЭК, Положения о сертификации средств защиты по требованиям безопасности, Положение по аттестации объектов, Типовые положения, Руководящие документы, Методики (оценки защищенности), Нормативно-методический документ;

    · Стандарты: ГОСТ, РД, СанПин (Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам), СНиП (защита от шума).

    Пример иностранных законодательных документов:

    Соединённые Штаты Америки

    По состоянию на сегодняшний день США - юрисдикция с наибольшим количеством документов в Системе (более 12 000 документов).

    В базу входят документы из двух основных американских федеральных правовых источников: Свода законов США (US Code, USC) и Кодекса федерального регулирования (Code of Federal Regulations, CFR). Первый представляет собой систематизированный свод федерального статутного законодательства и состоит из 52 разделов, посвященных регулированию тех или иных правовых отраслей или институтов.

    В Систему включены три раздела Свода законов США: Раздел 26 - Налоговый кодекс США (US Internal Revenue Code), Раздел 12 - Банки и банковская деятельность (Banks and Banking) и Раздел 15 - Коммерция и торговля (Commerce and Trade), включающий законодательные акты, регулирующие деятельность на рынке ценных бумаг. Свод законов переиздаётся Конгрессом каждые 6 лет и публикуется Службой Свода законов (US Code Service). В отличие от большинства общедоступных источников, в системе WBL приведен не только текст данных документов, но и история всех вносимых в них поправок, а также примечания и наиболее значимые судебные прецеденты в данной области.

    В Систему также включены подзаконные акты, изданные федеральными органами исполнительной власти и включенные в Кодекс федерального регулирования Они публикуются Федеральном реестре (Federal Register) - органе Национального управления по делам архивов.

    12. Разработка политики безопасности. Основные положения информационной безопасности. Область применения. Цели и задачи обеспечения информационной безопасности. Распределение ролей и ответственности. Общие обязанности.

    Разработка.

    Вначале необходимо провести аудит информационных процессов фирмы, выявить критически важную информацию, которую необходимо защищать. Аудит информационных процессов должен заканчиваться определением перечня конфиденциальной информации предприятия, участков, где эта информация обращается, допущенных к ней лиц, а также последствий утраты (искажения) этой информации. После реализации этого этапа становится ясно, что защищать, где защищать и от кого: ведь в подавляющем большинстве инцидентов в качестве нарушителей будут выступать - вольно или невольно - сами сотрудники фирмы. И с этим ничего нельзя поделать: придется принять как данность. Различным угрозам безопасности можно присвоить значение вероятности их реализации. Умножив вероятность реализации угрозы на причиняемый этой реализацией ущерб, получим риск угрозы. После этого следует приступать к разработке политики безопасности.

    Политика безопасности - документ «верхнего» уровня, в котором должны быть указаны:

    · лица, ответственные за безопасность функционирования фирмы;

    · полномочия и ответственность отделов и служб в отношении безопасности;

    · организация допуска новых сотрудников и их увольнения;

    · правила разграничения доступа сотрудников к информационным ресурсам;

    · организация пропускного режима, регистрации сотрудников и посетителей;

    · использование программно-технических средств защиты;

    · другие требования общего характера.

    Затраты на обеспечение безопасности информации должны быть не больше, чем величина потенциального ущерба от ее утраты. Анализ рисков, проведенный на этапе аудита, позволяет ранжировать их по величине и защищать в первую очередь не только наиболее уязвимые, но и обрабатывающие наиболее ценную информацию участки. Стандарт ISO 17799 позволяет получить количественную оценку комплексной безопасности:

    Разработка политики безопасности предполагает осуществление ряда предварительных шагов:

    · оценку личного (субъективного) отношения к рискам предприятия его собственников и менеджеров, ответственных за функционирование и результативность работы предприятия в целом или отдельные направления его деятельности;

    · анализ потенциально уязвимых информационных объектов;

    · выявление угроз для значимых информационных объектов (сведений, информационных систем, процессов обработки информации) и оценку соответствующих рисков.

    При разработке политик безопасности всех уровней необходимо придерживаться следующих основных правил:

    · Политики безопасности на более низких уровнях должны полностью подчиняться соответствующей политике верхнего уровня, а также действующему законодательству и требованиям государственных органов.

    · Текст политики безопасности должен содержать только четкие и однозначные формулировки, не допускающие двойного толкования.

    · Текст политики безопасности должен быть доступен для понимания тех сотрудников, которым он адресован.

    Общий жизненный цикл политики информационной безопасности включает в себя ряд основных шагов.

    · Проведение предварительного исследования состояния информационной безопасности.

    · Собственно разработку политики безопасности.

    · Внедрение разработанных политик безопасности.

    · Анализ соблюдения требований внедренной политики безопасности и формулирование требований по ее дальнейшему совершенствованию (возврат к первому этапу, на новый цикл совершенствования).

    Политика безопасности организации (англ. organizational security policies ) - совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.

    В общем случае такой набор правил представляет собой некий функционал программного продукта, который необходим для его использования в конкретной организации. Если подходить к политике безопасности более формально, то она есть набор неких требований к функционалу системы защиты, закрепленных в ведомственных документах.

    Политика безопасности зависит:

    • от конкретной технологии обработки информации;
    • от используемых технических и программных средств;
    • от расположения организации;

    Защиту большой информационной системы невозможно решить без грамотно разработанной документации по информационной безопасности - Политики безопасности помогает

    · убедиться в том, что ничто важное не упущено из виду;

    · установить четкие правила обеспечения безопасности.

    Только всесторонняя и экономически целесообразная система защиты будет эффективной, а сама информационная система в этом случае - защищенной.

    В документе политики безопасности следует описать цели и задачи информационной безопасности, а также ценные активы компании, которые требуют защиты. Целями обеспечения информационной безопасности , как правило, является обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информационных активов, а также обеспечение непрерывности ведения бизнеса компании.

    Задачами обеспечения информационной безопасности являются все действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленных целей. В частности, необходимо решать такие задачи, как анализ и управление информационными рисками, расследование инцидентов информационной безопасности, разработка и внедрение планов непрерывности ведения бизнеса, повышение квалификации сотрудников компании в области информационной безопасности и пр.

    Классификацию мер защиты можно представить в виде трех Уровней.

    Законодательный уровень. В Уголовном кодексе РФ имеется глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации. Она содержит три следующих статьи:

    статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информа­ции;

    статья 273. Создание, использование и распространение вредо­носных программ для ЭВМ;

    статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

    Административный и процедурный уровни. На административ­ном и процедурном уровнях формируются политика безопаснос­ти и комплекс процедур, определяющих действия персонала в штатных и критических ситуациях. Этот уровень зафиксирован в руководящих документах, выпущенных Гостехкомиссией РФ и ФАПСИ.

    Программно-технический уровень. К этому уровню относятся программные и аппаратные средства, которые составляют техни­ку информационной безопасности. К ним относятся и идентифи­кация пользователей, и управление доступом, и криптография, и экранирование, и многое другое.

    И если законодательный и административный уровни защиты не зависят от конкретного пользователя компьютерной техники, то программно-технический уровень защиты информации каждый пользователь может и должен организовать на своем компьютере.

    1.3. Программно-технический уровень защиты

    Не будем рассматривать существующие сложные программно-аппаратные криптографические комплексы, ограничивающие до­ступ к информации за счет шифров, а также программы тайнопи­си, которые могут «растворять» конфиденциальные материалы в объемных графических и звуковых файлах. Использование таких программ может быть оправдано лишь в исключительных случаях.

    Обычный пользователь, такой как мы с вами, как правило, не является профессиональным шифровальщиком или программис­том, поэтому нас интересуют «подручные» средства защиты ин­формации. Рассмотрим средства защиты информации и попробу­ем оценить их надежность. Ведь знание слабых мест защиты может уберечь нас от многих неприятностей.

    Первое, что обычно делает пользователь персонального ком­пьютера - ставит два пароля: один пароль в настройках BIOS и другой - на заставку экрана. Защита на уровне BIOS будет требо­вать ввод пароля при загрузке компьютера, а защита на заставке экрана перекроет доступ к информации при прошествии опреде­ленного, вами заданного, времени бездействия компьютера.

    Установка пароля на уровне BIOS - достаточно тонкий про­цесс, требующий определенных навыков работы с настройками компьютера, поэтому желательно его устанавливать с коллегой, имеющим достаточный опыт такой деятельности. Пароль на заставку экрана поставить не так сложно, и его может поставить сам пользователь.

    Для задания пароля на заставку необходимо выполнить следу­ющие действия: нажмите кнопку Пуск, выберите команды На­стройка и Панель управления, дважды щелкните по значку Экран и в открывшемся окне Свойства экрана выберите вклад­ку Заставка. Задайте вид заставки, установите временной интер­вал (предположим, 1 мин), установите флажок Пароль и нажмите на кнопку Изменить.

    В открывшемся окне Изменение пароля введите па­роль на заставку экрана, затем повторно его наберите для под­тверждения и нажмите на кнопку ОК.

    Если вы решили сами снять пароль на заставку, то проделайте все вышеизложенные процедуры, только в окне Изменение пароля не следует ничего набирать, а просто нажмите на кнопку ОК. Па­роль будет снят.

    Первый способ - воспользоваться одной из лазеек, часто преду­смотренных производителями системной платы, так называемым «универсальным паролем для забывчивых людей». Обычный пользо­ватель, каковыми мы и являемся, как правило, его не знает.

    Можно использовать второй способ взлома секретности: сни­мите кожух компьютера, выньте примерно на 20...30 мин литие­вую батарейку на системной плате, после чего вставьте ее обрат­но. После этой операции BIOS на 99 % забудет все пароли и пользо­вательские настройки. Кстати, если вы сами забыли пароль, что достаточно часто случается на практике, то можно воспользоваться именно этим способом.

    Третий способ узнать постороннему лицу нашу защищенную информацию - вынуть из компьютера жесткий диск и подключить его к другому компьютеру в качестве второго устройства. А дальше без проблем можно читать и копировать чужие секреты. При опре­деленном навыке эта процедура занимает 15...20 мин.

    Так что постарайтесь при вашем длительном отсутствии про­сто не допускать посторонних лиц в помещение, где находится компьютер.

    Обеспечение информационной безопасности — очень непростая задача, имеющая несколько уровней.

    Программно-технический уровень.

    С современной точки зрения информационным системам должны быть доступны следующие механизмы безопасности:

    • управление доступом,
    • экранирование,
    • проверка подлинности пользователей и их идентификация,
    • протоколирование и аудит,
    • обеспечение высокой доступности,
    • криптография.

    Процедурный уровень.

    К нему относятся меры, реализуемые людьми. Опыт, накопленный в отечественных организациях, по реализации процедурных мер пришел из докомпьютерного прошлого и нуждается в существенном пересмотре.
    Существуют следующие группы организационных (процедурных) мер:

    Для каждой группы должны существовать правила, определяющие действия персонала. Они должны быть учреждены в каждой конкретной организации и отработаны на практике.

    Административный уровень.

    Политика безопасности, предпринимаемая руководством организации, является основой мер административного уровня. Это совокупность документированных решений руководства, которые направлены на защиту информации, а также ресурсов, ассоциированных с ней. Политика безопасности основывается на анализе реальных рисков, угрожающих информационной системе той или иной организации. После анализа разрабатывается стратегия защиты. Это программа, под которую выделяются деньги, назначаются ответственные, устанавливается порядок контроля ее выполнения и т.д.
    Поскольку каждая организация имеет свою специфику, бессмысленно переносить практику государственных режимных предприятий на коммерческие структуры, персональные компьютерные системы или учебные заведения. Целесообразнее использовать основные принципы разработки политики безопасности или готовые шаблоны для основных разновидностей организаций.

    Законодательный уровень.

    Это важнейший уровень обеспечения информационной безопасности. В него входит комплекс мер, направленных на создание и поддержание в обществе негативного отношения к нарушителям и нарушениям в этой области. Необходимо создать механизм, который позволил бы согласовывать разработку законов с постоянным совершенствованием информационных технологий. Государство должно выполнять координирующую и направляющую роль в этом вопросе.Российские стандарты информационных технологий и информационной безопасности должны соответствовать международному уровню. Это облегчит взаимодействие с зарубежными компаниями и зарубежными филиалами отечественных компаний. Сейчас эта проблема решается путем разовых разрешений, зачастую в обход действующего законодательства.

    Только взаимодействие всех уровней обеспечения информационной безопасности сделают ее максимально эффективной.

    Основные программно-технические меры безопасности информации 1

    Источник 1

    1. Основные понятия программно-технического уровня информационной безопасности 1

    2. Особенности современных информационных систем, существенные с точки зрения безопасности 4

    3. Архитектурная безопасность 6

    (3.1) принципы архитектурной безопасности: 7

    (3.2) Для обеспечения высокой доступности (непрерывности функционирования) 8

    Литература 9

    Источник

    Основы информационной безопасности. В.А. Галатенко. Основные программно-технические меры [http://www.intuit.ru/department/security/secbasics/class/free/9/ ]

    1. Основные понятия программно-технического уровня информационной безопасности

    Программно-технические меры, то есть меры, направленные на контроль компьютерных сущностей - оборудования, программ и/или данных, образуют последний и самый важный рубеж информационной безопасности.Напомним, чтоущерб наносят в основном действия легальных пользователей, по отношению к которым процедурные регуляторы малоэффективны. Главные враги -некомпетентностьинеаккуратностьпривыполнении служебных обязанностей, итолько программно-технические меры способны им противостоять.

    Компьютеры помогли автоматизировать многие области человеческой деятельности. Вполне естественным представляется желание возложить на них иобеспечение собственной безопасности.Дажефизическую защиту все чаще поручают не охранникам, а интегрированным компьютерным системам,что позволяет одновременноотслеживать перемещения сотрудников и по организации, и по информационному пространству.

    Это вторая причина, объясняющая важность программно-технических мер.

    Следует, однако, учитывать, что быстроеразвитие информационных технологийне толькопредоставляет обороняющимся новые возможности, но и объективнозатрудняет обеспечение надежной защиты, если опираться исключительно на меры программно-технического уровня.Причинтому несколько:

      повышениебыстродействия микросхем, развитие архитектур с высокой степенью параллелизма позволяетметодом грубой силы преодолевать барьеры (прежде всего криптографические), ранее казавшиеся неприступными;

      развитие сетей и сетевых технологий, увеличение числа связей между информационными системами, рост пропускной способности каналоврасширяют круг злоумышленников, имеющих техническую возможность организовывать атаки;

      появление новых информационных сервисов ведет и к образованиюновых уязвимых мест как "внутри" сервисов, так ина их стыках;

      конкуренция среди производителей программного обеспечениязаставляет сокращать сроки разработки, что приводит кснижению качества тестированияи выпуску продуктовс дефектами защиты;

      навязываемая потребителям парадигма постоянного наращивания мощности аппаратного и программного обеспеченияне позволяет долго оставаться в рамках надежных, апробированных конфигураций и, кроме того, вступает в конфликт с бюджетными ограничениями, из-за чего снижается доля ассигнований на безопасность.

    Перечисленные соображения лишний раз подчеркиваютважность комплексного подхода к информационной безопасности, а также необходимостьгибкой позиции при выборе и сопровождении программно-технических регуляторов.

    Центральным для программно-технического уровня являетсяпонятиесервиса безопасности.

    Следуя объектно-ориентированному подходу, при рассмотренииинформационной системыс единичным уровнем детализации мы увидимсовокупностьпредоставляемых еюинформационных сервисов. Назовем ихосновными. Чтобы они могли функционировать и обладали требуемыми свойствами,необходимонесколько уровнейдополнительных(вспомогательных)сервисов- отСУБД и мониторов транзакций до ядра операционной системы и оборудования.

    К вспомогательным относятся сервисы безопасности (мы уже сталкивались с ними при рассмотрении стандартов и спецификаций в области ИБ); среди них нас в первую очередь будут интересоватьуниверсальные,высокоуровневые, допускающиеиспользование различными основными и вспомогательными сервисами. Далее мы рассмотрим следующиесервисы:

      идентификация и аутентификация;

      управление доступом;

      протоколирование и аудит;

      шифрование;

      контроль целостности;

      экранирование;

      анализ защищенности;

      обеспечение отказоустойчивости;

      обеспечение безопасного восстановления;

      туннелирование;

      управление.

    Будут описанытребования к сервисам безопасности, их функциональность, возможные методы реализации и место в общей архитектуре.

    Еслисопоставить приведенный перечень сервисов с классами функциональных требований "Общих критериев", то бросается в глаза их существенное несовпадение. Мы не будем рассматривать вопросы, связанные с приватностью, по следующей причине. На наш взгляд, сервис безопасности, хотя бы частично, должен находиться в распоряжении того, кого он защищает. В случае же с приватностью это не так: критически важные компоненты сосредоточены не на клиентской, а на серверной стороне, так что приватность по существу оказывается свойством предлагаемой информационной услуги (в простейшем случае приватность достигается путем сохранения конфиденциальности серверной регистрационной информации и защитой от перехвата данных, для чего достаточно перечисленных сервисов безопасности).

    С другой стороны, нашперечень шире, чем в "Общих критериях", посколькув него входят экранирование, анализ защищенности и туннелирование.Этисервисыимеют важное значение сами по себе и, кроме того,могут комбинироваться с другими сервисами для получениятакихнеобходимых защитных средств, как, например, виртуальные частные сети.

    [Галатенко Лек5 Стандарты и спецификации]"Общие критерии" на самом деле являются метастандартом, определяющим инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования. В отличие от "Оранжевой книги", ОК не содержат предопределенных "классов безопасности". Такие классы можно строить, исходя из требований безопасности , существующих для конкретной организации и/или конкретной информационной системы.

    Совокупностьперечисленных вышесервисов безопасностимы будем называтьполным набором. Считается, что его, в принципе, достаточно для построения надежной защиты на программно-техническом уровне, правда,при соблюдении целого ряда дополнительных условий (отсутствие уязвимых мест, безопасное администрирование и т.д.).

    Для проведенияклассификации сервисов безопасности и определения их места в общей архитектуремеры безопасностиможно разделить наследующие виды:

      превентивные, препятствующие нарушениям ИБ;

      меры обнаружения нарушений;

      локализующие, сужающие зону воздействия нарушений;

      меры по выявлению нарушителя;

      меры восстановления режима безопасности.

    Большинство сервисовбезопасности попадаетв число превентивных, и это, безусловно, правильно.Аудит и контроль целостности способны помочь в обнаружении нарушений;активный аудит,кроме того, позволяет запрограммировать реакцию на нарушение с целью локализации и/или прослеживания. Направленность сервисов отказоустойчивости и безопасного восстановления очевидна. Наконец, управление играет инфраструктурную роль, обслуживая все аспекты ИС.