Make файлы linux. Введение в make. Make- основные сведения

У вас, вероятно, появился вопрос: можно ли не компилировать эти файлы по отдельности, а собрать сразу всю программу одной командой? Можно.

gcc calculate.c main.c -o kalkul -lm

Вы скажете, что это удобно? Удобно для нашей программы, потому что она состоит всего из двух c-файлов. Однако профессиональная программа может состоять из нескольких десятков таких файлов. Каждый раз набирать названия их всех в одной строке было бы делом чрезмерно утомительным. Но есть возможность решить эту проблему. Названия всех исходных файлов и все команды для сборки программы можно поместить в отдельный текстовый файл. А потом считывать их оттуда одной короткой командой.

Давайте создадим такой текстовый файл и воспользуемся им. В каталоге проекта kalkul2 удалите все файлы, кроме calculate.h, calculate.c, main.c. Затем создайте в этом же каталоге новый файл, назовите его Makefile (без расширений). Поместите туда следующий текст.

Kalkul: calculate.o main.o gcc calculate.o main.o -o kalkul -lm calculate.o: calculate.c calculate.h gcc -c calculate.c main.o: main.c calculate.h gcc -c main.c clean: rm -f kalkul calculate.o main.o install: cp kalkul /usr/local/bin/kalkul uninstall: rm -f /usr/local/bin/kalkul

Обратите внимание на строки, введённые с отступом от левого края. Этот отступ получен с помощью клавиши Tab. Только так его и надо делать! Если будете использовать клавишу «Пробел», команды не будут исполняться.

Затем дадим команду, состоящую всего из одного слова:

И сразу же в нашем проекте появляются и объектные файлы и запускаемый. Программа make как раз и предназначена для интерпретации команд, находящихся в файле со стандартным названием Makefile. Рассмотрим его структуру.

Makefile является списком правил. Каждое правило начинается с указателя, называемого «Цель». После него стоит двоеточие, а далее через пробел указываются зависимости. В нашем случае ясно, что конечный файл kalkul зависит от объектных файлов calculate.o и main.o. Поэтому они должны быть собраны прежде сборки kalkul. После зависимостей пишутся команды. Каждая команда должна находиться на отдельной строке, и отделяться от начала строки клавишей Tab. Структура правила Makefile может быть очень сложной. Там могут присутствовать переменные, конструкции ветвления, цикла. Этот вопрос требует отдельного подробного изучения.

Если мы посмотрим на три первых правила, то они нам хорошо понятны. Там те же самые команды, которыми мы уже пользовались. А что же означают правила clean, install и uninstall?

В правиле clean стоит команда rm, удаляющая исполняемый и объектные файлы. Флаг -f означает, что, если удаляемый файл отсутствует, программа должна это проигнорировать, не выдавая никаких сообщений. Итак, правило clean предназначено для «очистки» проекта, приведения его к такому состоянию, в каком он был до команды make.

Запустите

Появились объектные файлы и исполняемый. Теперь

Объектные и исполняемый файлы исчезли. Остались только c-файлы, h-файл и сам Makefile. То есть, проект «очистился» от результатов команды make.

Правило install помещает исполняемый файл в каталог /usr/local/bin - стандартный каталог размещения пользовательских программ. Это значит, что её можно будет вызывать из любого места простым набором её имени. Но помещать что-либо в этот каталог можно только, зайдя в систему под «суперпользователем». Для этого надо дать команду su и набрать пароль «суперпользователя». В противном случае система укажет, что вам отказано в доступе. Выход из «суперпользователя» осуществляется командой exit. Итак,

Теперь вы можете запустить это программу просто, введя имя программы, без прописывания пути.

Можете открыть каталог /usr/local/bin. Там должен появиться файл с названием kalkul.

Давайте теперь «уберём за собой», не будем засорять систему.

Посмотритекаталог /usr/local/bin. Файл kalkul исчез. Итак, правило uninstall удаляет программу из системного каталога.

Дмитрий Пантелеичев (dimanix2006 at rambler dot ru) - Make-файлы

Мне в свое время очень не хватило подобной методички для понимания базовых вещей о make. Думаю, будет хоть кому-нибудь интересно. Хотя эта технология и отмирает, но все равно используется в очень многих проектах. Кармы на хаб «Переводы» не хватило, как только появится возможность - добавлю и туда. Добавил в Переводы. Если есть ошибки в оформлении, то прошу указать на них. Буду исправлять.

Статья будет интересная прежде всего изучающим программирование на C/C++ в UNIX-подобных системах от самых корней, без использования IDE.

Компилировать проект ручками - занятие весьма утомительное, особенно когда исходных файлов становится больше одного, и для каждого из них надо каждый раз набивать команды компиляции и линковки. Но не все так плохо. Сейчас мы будем учиться создавать и использовать Мейкфайлы. Makefile - это набор инструкций для программы make, которая помогает собирать программный проект буквально в одно касание.

Для практики понадобится создать микроскопический проект а-ля Hello World из четырех файлов в одном каталоге:

main.cpp

#include #include "functions.h" using namespace std; int main(){ print_hello(); cout << endl; cout << "The factorial of 5 is " << factorial(5) << endl; return 0; }


hello.cpp

#include #include "functions.h" using namespace std; void print_hello(){ cout << "Hello World!"; }


factorial.cpp

#include "functions.h" int factorial(int n){ if(n!=1){ return(n * factorial(n-1)); } else return 1; }


functions.h

void print_hello(); int factorial(int n);


Все скопом можно скачать отсюда
Автор использовал язык C++, знать который совсем не обязательно, и компилятор g++ из gcc. Любой другой компилятор скорее всего тоже подойдет. Файлы слегка подправлены, чтобы собирались gcc 4.7.1
Программа make
Если запустить
make
то программа попытается найти файл с именем по умолчание Makefile в текущем каталоге и выполнить инструкции из него. Если в текущем каталоге есть несколько мейкфайлов, то можно указать на нужный вот таким образом:
make -f MyMakefile
Есть еще множество других параметров, нам пока не нужных. О них можно узнать в ман-странице.
Процесс сборки
Компилятор берет файлы с исходным кодом и получает из них объектные файлы. Затем линковщик берет объектные файлы и получает из них исполняемый файл. Сборка = компиляция + линковка.
Компиляция руками
Самый простой способ собрать программу:
g++ main.cpp hello.cpp factorial.cpp -o hello
Каждый раз набирать такое неудобно, поэтому будем автоматизировать.
Самый простой Мейкфайл
В нем должны быть такие части:
цель: зависимости команда
Для нашего примера мейкфайл будет выглядеть так:
all: g++ main.cpp hello.cpp factorial.cpp -o hello
Обратите внимание, что строка с командой должна начинаться с табуляции! Сохраните это под именем Makefile-1 в каталоге с проектом и запустите сборку командой make -f Makefile-1
В первом примере цель называется all . Это цель по умолчанию для мейкфайла, которая будет выполняться, если никакая другая цель не указана явно. Также у этой цели в этом примере нет никаких зависимостей, так что make сразу приступает к выполнению нужной команды. А команда в свою очередь запускает компилятор.
Использование зависимостей
Использовать несколько целей в одном мейкфайле полезно для больших проектов. Это связано с тем, что при изменении одного файла не понадобится пересобирать весь проект, а можно будет обойтись пересборкой только измененной части. Пример:
all: hello hello: main.o factorial.o hello.o g++ main.o factorial.o hello.o -o hello main.o: main.cpp g++ -c main.cpp factorial.o: factorial.cpp g++ -c factorial.cpp hello.o: hello.cpp g++ -c hello.cpp clean: rm -rf *.o hello
Это надо сохранить под именем Makefile-2 все в том же каталоге

Теперь у цели all есть только зависимость, но нет команды. В этом случае make при вызове последовательно выполнит все указанные в файле зависимости этой цели.
Еще добавилась новая цель clean . Она традиционно используется для быстрой очистки всех результатов сборки проекта. Очистка запускается так: make -f Makefile-2 clean

Использование переменных и комментариев
Переменные широко используются в мейкфайлах. Например, это удобный способ учесть возможность того, что проект будут собирать другим компилятором или с другими опциями.
# Это комментарий, который говорит, что переменная CC указывает компилятор, используемый для сборки CC=g++ #Это еще один комментарий. Он поясняет, что в переменной CFLAGS лежат флаги, которые передаются компилятору CFLAGS=-c -Wall all: hello hello: main.o factorial.o hello.o $(CC) main.o factorial.o hello.o -o hello main.o: main.cpp $(CC) $(CFLAGS) main.cpp factorial.o: factorial.cpp $(CC) $(CFLAGS) factorial.cpp hello.o: hello.cpp $(CC) $(CFLAGS) hello.cpp clean: rm -rf *.o hello
Это Makefile-3
Переменные - очень удобная штука. Для их использования надо просто присвоить им значение до момента их использования. После этого можно подставлять их значение в нужное место вот таким способом: $(VAR)
Что делать дальше
После этого краткого инструктажа уже можно пробовать создавать простые мейкфайлы самостоятельно. Дальше надо читать серьезные учебники и руководства. Как финальный аккорд можно попробовать самостоятельно разобрать и осознать такой универсальный мейкфайл, который можно в два касания адаптировать под практически любой проект:
CC=g++ CFLAGS=-c -Wall LDFLAGS= SOURCES=main.cpp hello.cpp factorial.cpp OBJECTS=$(SOURCES:.cpp=.o) EXECUTABLE=hello all: $(SOURCES) $(EXECUTABLE) $(EXECUTABLE): $(OBJECTS) $(CC) $(LDFLAGS) $(OBJECTS) -o $@ .cpp.o: $(CC) $(CFLAGS) $< -o $@
Makefile-4
Успехов!

Чаще всего сборка проекта в ОС Linux, с учётом зависимостей и обновлений, выполняется утилитой make , которая использует для этого заранее оформленный сценарий сборки. Мы уже неоднократно прибегали к помощи этой утилиты в предыдущих статьях, и эта статья будет посвящена исключительно вопросам использования утилиты make .

Утилита make

Утилита make автоматически определяет, какие части крупного проекта были изменены и должны быть перекомпилированы, а также выполняет действия, необходимые для этого. Но, на самом деле, область применения make не ограничивается только сборкой программ, так её можно использовать и для решения других задач, где одни файлы должны автоматически обновляться при изменении других файлов.

Утилита make доступна для разных ОС, и из-за особенностей выполнения наряду с «родной» реализацией во многих ОС присутствует GNU реализация gmake , и поведение этих реализаций в некоторых ОС, например, Solaris может существенно отличаться. Поэтому в сценариях сборки рекомендуется указывать имя конкретной утилиты. В ОС Linux эти два имени являются синонимами, реализованными через символическую ссылку, как показано ниже:

$ ls -l /usr/bin/*make lrwxrwxrwx 1 root root 4 Окт 28 2008 /usr/bin/gmake -> make -rwxr-xr-x 1 root root 162652 Май 25 2008 /usr/bin/make ... $ make --version GNU Make 3.81 ...

По умолчанию имя файла сценария сборки - Makefile . Утилита make обеспечивает полную сборку указанной цели , присутствующей в сценарии, например:

$ make $ make clean

Если цель не указана явно, то выполняется первая последовательная цель в файле сценария. Также можно указать и любой другой сценарный файл, который будет использоваться для сборки:

$ make -f Makefile.my

Простейший файл Makefile состоит из синтаксических конструкций двух типов: целей и макроопределений. Описание цели состоит из трех частей: имени цели, списка зависимостей и списка команд интерпретатора оболочки, требуемых для построения цели. Имя цели - непустой список файлов, которые предполагается создать. Список зависимостей - список файлов, в зависимости от которых строится цель. Имя цели и список зависимостей составляют заголовок цели, записываются в одну строку и разделяются двоеточием (":"). Список команд записывается со следующей строки, причем все команды начинаются с обязательного символа табуляции . Многие текстовые редакторы могут быть настроены таким образом, чтобы заменять символы табуляции пробелами. Этот факт стоит учесть и проверить, что редактор, в котором редактируется Makefile , не замещает табуляции пробелами, так как подобная проблема встречается довольно часто. Любая строка в последовательности списка команд, не начинающаяся с табуляции (ещё одна команда) или символа "# " (комментарий) - считается завершением текущей цели и началом новой.

Утилита make имеет много внутренних параметров со значениями по умолчанию, важнейшими из которых являются правила обработки суффиксов, а также определения внутренних переменных окружения. Эти данные называются базой данных make и могут быть просмотрены следующим образом:

$ make -p >make.suffix make: *** Не заданы цели и не найден make-файл. Останов. $ cat make.suffix # GNU Make 3.81 # Copyright (C) 2006 Free Software Foundation, Inc. ... # База данных Make, напечатана Thu Apr 14 14:48:51 2011 ... CC = cc LD = ld AR = ar CXX = g++ COMPILE.cc = $(CXX) $(CXXFLAGS) $(CPPFLAGS) $(TARGET_ARCH) -c COMPILE.C = $(COMPILE.cc) ... SUFFIXES:= .out .a .ln .o .c .cc .C .cpp .p .f .F .r .y .l .s .S .mod .sym \ .def .h .info .dvi .tex .texinfo .texi .txinfo .w .ch... # Implicit Rules ... %.o: %.c # команды, которые следует выполнить (встроенные): $(COMPILE.c) $(OUTPUT_OPTION) $< ...

Значения всех этих переменных: CC , LD , AR , EXTRA_CFLAGS , ... могут использоваться файлом сценария как неявные определения со значениями по умолчанию. Кроме этого, можно определить и собственные правила обработки по умолчанию для выбранных суффиксов (расширений файловых имён), как это показано на примере выше для исходных файлов кода на языке С: %.c.

Большинство интегрированных сред разработки (IDE) или пакетов для создания переносимых инсталляций (например, automake или autoconf) ставят своей задачей создание файла Makefile для утилиты make .

Как ускорить сборку make

Сборка простых проектов происходит достаточно быстро, но с учётом роста проекта по ходу его развития, время сборки, основная часть которого затрачивается на компиляцию, может значительно вырасти. Хорошо известным примером такого рода является сборка ядра Linux, которая, в зависимости от типа оборудования, может занимать от нескольких десятков минут до часов процессорного времени. Усугубляет ситуацию и то, что при работе над проектом (доработка кода, отладка, поиск ошибок, тестирование, и т.д.) может понадобиться выполнять пересборку проекта по несколько десятков раз в день. Поэтому возможности, позволяющие ускорить этот процесс, приобретают действительную актуальность.

Так как сегодня однопроцессорные (одноядерные) системы уже практически вытеснены многоядерными конфигурациями, сборку многих проектов можно значительно (в разы) ускорить, используя возможность make запускать несколько заданий сборки в параллель с помощью ключа –j , как показано ниже:

$ man make ... -j , --jobs[=jobs] Specifies the number of jobs (commands) to run simultaneously. ...

Проверим преимущества, предоставляемые этой возможностью на практическом примере. В качестве эталона для сборки возьмём проект NTP-сервера, который собирается не очень долго, но и не слишком быстро:

$ pwd /usr/src/ntp-4.2.6p3

Сначала запустим сборку на 4-х ядерном процессоре Atom (не очень быстрая модель с частотой 1.66Ghz) но с очень быстрым твердотельным диском SSD:

$ cat /proc/cpuinfo | head -n10 processor: 0 vendor_id: GenuineIntel cpu family: 6 model: 28 model name: Intel(R) Atom(TM) CPU 330 @ 1.60GHz stepping: 2 cpu MHz: 1596.331 cache size: 512 KB $ make clean # запускаем сборку в четыре потока $ time make -j4 ... real 1m5.023s user 2m40.270s sys 0m16.809s $ make clean # запускаем сборку в стандартном режиме без параллелизма $ time make ... real 2m6.534s user 1m56.119s sys 0m12.193s $ make clean # запускаем сборку с автоматическим выбранным уровнем параллелизма $ time make -j ... real 1m5.708s user 2m43.230s sys 0m16.301s

Как можно заметить, использование параллелизма (явное или не явное) позволяет ускорить сборку почти в два раза – 1 минута против 2-ух. Выполним сборку этого же проекта на более быстром 2-х ядерном процессоре, но с достаточно медленным обычным диском HDD:

$ cat /proc/cpuinfo | head -n10 processor: 0 vendor_id: GenuineIntel cpu family: 6 model: 23 model name: Pentium(R) Dual-Core CPU E6600 @ 3.06GHz stepping: 10 cpu MHz: 3066.000 cache size: 2048 KB ... $ time make ... real 0m31.591s user 0m21.794s sys 0m4.303s $ time make -j2 ... real 0m23.629s user 0m21.013s sys 0m3.278s

Хотя итоговая скорость сборки и выросла в 3-4 раза, но улучшение от числа процессоров составляет только порядка 20%, так как «слабым звеном» здесь является медленный накопитель, допускающий задержку при записи большого числа мелких.obj файлов проекта.

Примечание : Хотелось бы напомнить, что не всякая сборка make , которая успешно выполняется на одном процессоре (как это имеет место по умолчанию или при указании -j1 ), будет также успешно выполняться при большем числе задействованных процессоров. Это связано с нарушениями синхронизации операций в случаях сложных сборок. Самым наглядным примером такой сборки, завершающейся с ошибкой в случае параллельного исполнения, является сборка ядра Linux для некоторых версий ядра. Возможность параллельного выполнения make нужно экспериментально проверять для собираемого проекта. Но в большинстве случаев это возможность может использоваться и позволяет в разы ускорить процесс сборки!

Если данный способ ускорения процесса сборки основан на том, что сейчас подавляющее большинство систем являются многопроцессорными (многоядерными), то следующий способ использует тот факт, что объём памяти RAM современных компьютеров (2-4-8 ГБ) значительно превышает объём памяти, необходимый для компиляции программного кода. В таком случае, компиляцию, основным сдерживающим фактором для которой является создание множества объектных файлов, можно перенести в область специального созданного диска (RAM диск, tmpfs ), расположенного в памяти:

$ free total used free shared buffers cached Mem: 4124164 1516980 2607184 0 248060 715964 -/+ buffers/cache: 552956 3571208 Swap: 4606972 0 4606972 $ df -m | grep tmp tmpfs 2014 1 2014 1% /dev/shm

Теперь можно временно перенести файлы собираемого проекта в tmpfs (мы по-прежнему используем NTP-сервер из предыдущего примера), в каталог /dev/shm :

$ pwd /dev/shm/ntp-4.2.6p3 $ make -j ... real 0m4.081s user 0m1.710s sys 0m1.149s

В данном случае одновременно используются оба способа повышения производительности, и улучшение относительно исходной компиляции достигает почти порядка. Правда, этот пример запускался на системе с медленным HDD, где параллельная сборка практически не давала выигрыша и требовала порядка 30 секунд.

Этот способ ускорения можно применить к сборке ядра Linux, для которого, как уже было сказано, параллельная сборка не работает. Чтобы воспользоваться преимуществами RAM-памяти, скопируем дерево исходных кодов ядра в каталог /dev/shm :

$ pwd /dev/shm/linux-2.6.35.i686 $ time make bzImage ... HOSTCC arch/x86/boot/tools/build BUILD arch/x86/boot/bzImage Root device is (8, 1) Setup is 13052 bytes (padded to 13312 bytes). System is 3604 kB CRC 418921f4 Kernel: arch/x86/boot/bzImage is ready (#1) real 9m23.986s user 7m4.826s sys 1m18.529s

Как видно, сборка ядра Linux заняла менее 10 минут, что является необычайно хорошим результатом.

В качестве вывода, можно посоветовать тщательно оптимизировать условия сборки проекта под используемое для этого оборудование, и, учитывая, что в процессе отладки сборка выполняется сотни раз, то можно сэкономить множество времени!

Сборка модулей ядра

Частным случаем сборки приложений является сборка модулей ядра Linux (драйверов). Начиная с версий ядра 2.6, для сборки модуля составляется Makefile , построенный на использовании макросов, и нам остаётся только записать (для файла собственного кода с именем mod_params.c ), следующий шаблон для сборки модулей:

Листинг 1. Makefile для сборки модулей ядра
CURRENT = $(shell uname -r) KDIR = /lib/modules/$(CURRENT)/build PWD = $(shell pwd) TARGET = mod_params obj-m:= $(TARGET).o default: $(MAKE) -C $(KDIR) M=$(PWD) modules ... $ make make -C /lib/modules/2.6.18-92.el5/build \ M=examples/modules-done_1/hello_printk modules make: Entering directory `/usr/src/kernels/2.6.18-92.el5-i686" CC [M] /examples/modules-done_1/hello_printk/hello_printk.o Building modules, stage 2. MODPOST CC /examples/modules-done_1/hello_printk/hello_printk.mod.o LD [M] examples/modules-done_1/hello_printk/hello_printk.ko make: Leaving directory `/usr/src/kernels/2.6.18-92.el5-i686" $ ls -l *.o *.ko -rw-rw-r-- 1 olej olej 74391 Мар 19 15:58 hello_printk.ko -rw-rw-r-- 1 olej olej 42180 Мар 19 15:58 hello_printk.mod.o -rw-rw-r-- 1 olej olej 33388 Мар 19 15:58 hello_printk.o $ file hello_printk.ko hello_printk.ko: ELF 32-bit LSB relocatable, Intel 80386, version 1 (SYSV), not stripped $ /sbin/modinfo hello_printk.ko filename: hello_printk.ko author: Oleg Tsiliuric license: GPL srcversion: 83915F228EC39FFCBAF99FD depends: vermagic: 2.6.18-92.el5 SMP mod_unload 686 REGPARM 4KSTACKS gcc-4.1

Заключение

В статье были рассмотрены аспекты работы с утилитой make, которые не часто описываются в литературе, но могут оказаться крайне полезными в практической работе. Также мы завершили обсуждение вопросов, связанных с поставкой и сборкой программного обеспечения в ОС Linux.

В следующей статье мы начнём знакомство с библиотеками API, присутствующими в POSIX системах.

Утилита make предназначена для автоматизации сборки проектов. Если какие-либо файлы проекта могут быть сгенерированы из других файлов, утилита позволяет выполнить процесс построения наиболее оптимальным способом, по возможности минимизируя количество обрабатываемых файлов.

Исторически утилита предназначалась для сборки проектов на языке C в операционной системе Unix, однако может быть использоваться для работы с любыми проектами. Первая версия системы была создана в 1977 году.

На сегодняшний день наиболее распространены три варианта утилиты, объединенные общими принципами работы, но отличающиеся синтаксисом языка и возможностями:

    GNU make - самый распространенный и функциональный вариант

    BSD make (pmake) - используется в проектах BSD, по функциональности примерно соответствует GNU make

    nmake (Microsoft make) - работает под Windows, малофункционален, только базовые принципы make.

Мы работаем с GNU make. На BSD системах (в частности, FreeBSD, он может быть доступен как gmake, на Linux - просто make).

Основные принципы

Утилита make работает по правилам (rules) , записанным в специальном конфигурационном файле. Правила определяют цели (targets) , завимости между целями и набор команд для выполнения каждой цели.

Цели могут соответствовать определенным файлам. Кроме того, цели могут не соответствовать ни одному файлу и использоваться для группировки других целей или определенной последовательности команд. Такие цели называются phony targets.

Каждая цель может зависеть от выполнения других целей. Выполнение цели требует предварительного выполнения других целей, от которых она зависит.

В случае зависимости между целями, соответствующими файлам, цель выполняется только в том случае, если файлы, от которых она зависит, новее, чем файл, соответствующий цели. Это позволяет перегенерировать только файлы, зависящие от измененных файлов, и не выполнять потенциально долгий процесс пересборки всех файлов проекта.

Таким образом, makefile определяет граф зависимостей, по которому утилита make выполняет ту или иную цель, по возможности минимизируя количество операций сборки.

Запуск make

Несмотря на то, что для make можно указать произвольный файл правил, как правило используют стандартное имя Makefile . Поддерживаются также несколько альтернативных имен по умолчанию, но имеет смысл использовать наиболее распространенное.

Соответственно, команда

$ make

будет использовать файл Makefile , находящийся в текущем каталоге.

При запуске make можно указать цель, которая будет выполнена. Если цель не указана, используется цель по умолчанию, которая либо указана в файле правил явно, либо неявно используется первая определенная цель.

Явное указание цели выполняется инструкцией DEFAULT_GOAL в Makefile:

. DEFAULT_GOAL: all

Например, команда

$ make clean

вызовет обработку цели clean файла Makefile , находящегося в текущем каталоге.

Можно указать сразу несколько целей.

Выполнение целей может быть настроено с использованием переменных (о которых ниже). При запуске make можно указать значения переменных:

$ make build PREFIX =/ usr/ local

Значение переменной PREFIX будет доступно в правилах Makefile и может быть использовано при сборке.

Команда поддерживает также ряд дополнительных опций, из которых наиболее важные следующие:

    F - позволяет явно указать файл правил

    C - переходит в указанный каталог перед выполнением, может быть, например, использована для запуска make из внешнего каталога по отношению к каталогу проекта

    B - отключает проверку времени зависимых целей и принудительно выполняет их полностью

Базовый синтаксис make

Основная конструкция, используемая в файлах make , выглядит следующим образом:

Target: dep1 dep2 ... command1 command2 ...

    target - цель

    dep1 , dep2 - цели, от которых зависит цель target

    command1 , command2 - команды, выполняемые для достижения цели target

Например:

Style. css: src/ less/ app. less lessc src/ less/ app. less > style. css

Этот фрагмент определяет, что файл style.css зависит от файла src/less/app.less и для его сборки необходимо выполнить команду lessc src/less/app.less > style.css . Перегенерация файла style.css будет выполняться только в случае,если файл src/less/app.less новее, чем файл style.css (до тех пор, пока при запуске make не будет указан ключ -B).

Перед каждой командой внутри описания цели должен присутствовать символ табуляции. В принципе, это настраивается, но лучше использовать общепринятые соглашения. Если вместо табуляции используются пробелы, make работать не будет.

В качестве команд обработки целей используются команды shell. Текст команды выводится, для того, чтобы он не выводился, команду необходимо начать с символа @ .

Каждая команда запускается в отдельном интерпретаторе shell, таким образом, команды не связаны друг с другом. Иначе говоря, одна строка команды - один shell. Это поведение может быть переопределено с помощью специальной цели.ONESHELL .

Если команду (или список зависимостей) необходимо записать в несколько строк, используют символ переноса \ .

PHONY targets

Цели, не соответствующие файлам, и предназначенные для выполнения набора команд или группировки завимостей, декларируются следующим образом:

.PHONY : clean clean: rm *. o temp

Деклараций.PHONY может быть несколько, обычно определяют одну и прописывают туда все соответствующие цели.

В нашем примере вызов make clean приведет к выполнению цели clean , которая безусловно выполнит удаление временных файлов.

В случае, если у phony target есть зависимость в виде другой phony target, то зависимость выполняется перед зависящей целью. Таким образом, мы получаем механизм, напоминающий подпрограммы. Например, мы можем определить цель all , собирающую все файлы проекта, и отдельные цели css , js и php , собирающие отдельной css -файлы, js -файлы и обрабатывающие php файлы.

Соответственно, в Makefile мы можем написать:

.PHONY : all css js php all: css js php css: www/ style. css ... тут команды js: www/ js/ app. js ... тут еще команды php: ... тут снова команды

В результате мы можем использовать make all для пересборки всех файлов и, скажем, make css для пересборки только CSS -файлов.

Переменные

В make-файле можно использовать переменные, хотя правильнее сказать, что можно использовать макросы.

Переменные определяются присваиванием в makefile или могут быть переданы извне.

Переменные - это макроопределения, причем вычисление переменной всегда выполняется в самый последний момент перед подстановкой. Макросы могут использовать везде в тексте makefile.

СС= gcc IDIR=../ include CFLAGS=- I$ (IDIR ) DEPS= hellomake. o hellofunc. p NAME= hellomake $ (NAME ) : $ (DEPS ) $ (CC ) - o $ (NAME ) $ (DEPS )

Подстановка выполняется конструкцией $(VAR) в отличие от shell, где используется $VAR .

Если в shell команде используется shell-переменная, необходимо квотить знак $ , дублируя его, например:

Printhome: echo $$ HOME

Помимо макропеременных существуют и более традиционные, в которых значение устанавливается сразу. Для работы с ними используется оператор:= . В наших условиях достаточно использовать обычные переменные.

Часто требуется определить переменную только в том случае, если она еще не была определена. Для этого используется оператор?= :

MYSQL_CHARSET ?= UTF8

Соответственно, если мы вызовем

make create-database

будет использована кодировка UTF8 , а в случае

Make create- database MYSQL_CHARSET= CP1251

будет использована CP1251 .

Если переменная содержит несколько строк, можно использовать синтаксис define:

Define MYSQL_APP_CONF_TEMPLATE [ mysql] host=$ (MYSQL_SERVER ) port=$ (MYSQL_PORT ) user=$ (MYSQL_USER ) password= "$(MYSQL_PASSWORD)" endef

Автоматические переменные

Make поддерживает набор автоматических переменных, облегчающих написание правил. Например, переменная $@ соответствую текущей цели (то, что слева от:), а переменная $^ - списку зависимостей (то, что справа от:). Таким образом, например, можно написать:

Www/ js/ script. js: src/ js/ jquery. js src/ js/ plugin1. js src/ js/ plugin2. js cat $^ > $@

В результате www/js/script.js будет результатом объединения трех js-файлов.

Полный список таких переменных приведен в документации, для нас наиболее интересны:

    $@ - имя цели

    $< - имя первой зависимости

    $? - имена всех зависимостей, которые новее чем цель

    $^ - имена всех зависимостей цели

С полным списком можно ознакомиться в документации: Automatic Variables .

Условное выполнение

В Makefile можно использовать условные выражения. Опять же, мы говорим о макрообработке make, соответственно, условные выражения работают на уровне makefile, а не на уровне команд. Обычно условные выражения используются для определения тех или иных целей в зависимости от значения переменных. Например:

ifdef $ (APP ) setup: ... else setup: @ echo "Error, applications is not defined" endif

В качестве условий можно проверять определенность переменной, а также ее значение:

Foo: $ (objects ) ifeq ($ (CC ) , gcc) $ (CC ) - o foo $ (objects ) $ (libs_for_gcc ) else $ (CC ) - o foo $ (objects ) $ (normal_libs ) endif

Полностью с возможностями условных выражений можно ознакомиться в документации: Conditional syntax .

Шаблонные правила

Шаблонные правила (pattern rules) позволяют указать правило преобразования одних файлов в другие на основании зависимостей между их именами. Например, мы можем указать правило для получения объектного файла из файла на языке C:

%. o: %. c $ (CC ) $< - o $@

Обратите внимание на использование переменной %< , которая в таких правилах используется для получения имени исходного файла.

Шаблоны не обязаны ограничиваться расширениями файлов. Если исходные и выходные файлы соответствуют друг другу и в их именах есть какая-либо зависимость, можно использовать pattern rule.

Включение других файлов make

Файл make может подключить другие файлы make оператором include:

include make1. mk make2. mk

Таким образом, из файлов можно строить модульную систему, часто имеет смысл выполнять include внутри условного оператора.

Функции

Make определяет большой набор функций, которые могут быть использованы в переменных (макросах). Вызов функции выполняется конструкцией:

$ (function arg1, arg2,... )

Функции позволяют обрабатывать строки, имена файлов, организовывать циклы по набору значений, организовывать условный вызов других функций.

Несколько примеров из hive. Получаем текущее время (обратите внимание на использование:= :

HIVE_TIME := $ (shell date +% Y/% m/% d\ % H:% M:% S)

Включение файла container.mk только в случае, если он существует:

include $ (shell find $ (HIVE_ETC_DIR ) - name container. mk)

Формирование имени MySQL базы по имени проекта:

MYSQL_DB ?= $ (subst -, _,$ (HIVE_NAME ) _$ (APP ) )

Добавление префиксов и суффиксов к именам файлов

$ (addprefix src/ less/,$ (addsuffix . less, app ui catalog) )

Подробнее о функциях можно прочитать в документации Functions .

Собственные функции

Можно создавать собственные параметризованные функции путем определения переменных, содержащих специальные переменные $1 , $2 , ..., соответствующие переданным аргументам. Вызов пользовательской функции производится специальным макросом call:

$ (call variable, param, param,... )

Очень тупой пример:

Hive_red = "\0 33}