Вера Самойлова
Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Почта» в старшей группе детского сада
Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Почта »
в старшей группе детского сада
1. Задачи :
Познакомить воспитанников с организацией «Почта » , профессией «Почтальон » , работниками почтовой службы .
Формировать представления о том, как происходит работа почтовой службы , как письма и посылки попадают в другие города.
Дать представление об услугах, предоставляемых почтовой службой .
Воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии, разъяснить важность и полезность деятельности работников почты .
Создать условия для совместной игры, развивать умение детей разворачивать сюжет .
Активизировать словарь за счёт существительных (почта , почтальон , посылка, телеграмма, бандероль) и глаголов (послать, передать, отослать, отправить, написать) .
2. Подготовка к игре :
Изготовление атрибутов
Оформление почтового отделения
Изготовление почтового ящика из картонной коробки.
Оформление сумки почтальона .
Изготовление конвертов.
Изготовление открыток из цветного картона.
Обогащение впечатлениями
Презентация «Для чего нужна нам почта » .
Предложить родителям совершить экскурсию на почтовое отделение , к газетному киоску.
Рассматривание иллюстраций о профессии «Почтальон » .
Рассмотреть почтовые конверты и марки , коллекцию открыток, собранную с детьми.
Обучение игровым приемам
Разносить корреспонденцию по адресам, опускать в почтовый ящик .
Вежливо обращаться к оператору для покупки газет, журналов.
Продавать конверты, открытки
Сортировать письма.
3. Перспективный план подготовки к игре «Почта »
Сюжет 1 . Почтальон приходит на работу , берёт почту , идёт разносить по адресам. Начальник почты проверяет , все ли работники на месте.
Роли : почтальон , начальник почты .
Атрибуты : сумка почтальона , открытки, журналы, газеты.
Игровые действия : берёт на почте письма , газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; опускает корреспонденцию в почтовый ящик .
Речевые обороты : «Доброе утро! Для вас письмо (извещение на посылку) »
Сюжет 2 . Оператор принимает у посетителей для отправки бандероли, посылки, телеграммы. Продаёт журналы, открытки, газеты.
Роли : оператор, посетители.
Атрибуты : письма, бандероли, посылки для отправки. Журналы, газеты, открытки для продажи.
Игровые действия : оператор оформляет посылки, бандероли, письма. Продаёт газеты и журналы. Посетители отправляют посылки; покупают конверты, газеты и открытки. Соблюдают правила поведения в общественном месте.
Речевые обороты : «Здравствуйте! Что бы вы хотели отправить?» , «Какой журнал (газету) вы хотите купить?», «У нас есть интересный журнал (газета) », «Мы получили много поздравительных открыток» , «На ваше письмо нужно наклеить марку» , «Я хотел бы отправить в другой город письмо» , «Я хочу поздравить друга с днём рождения. Какую открытку вы можете мне предложить?»
Сюжет 3 . Оператор обращается к начальнику почты с просьбой заказать свежую прессу, поздравительные открытки. Начальник почты делает заказ по телефону. Даёт лист-задание шофёру и отправляет его на главпочтамт .
Роли : оператор, начальник почты , шофёр, почтальон .
Атрибуты : телефон, бланки для путёвки или листа-задания, грузовик, письма, газеты. Игровые действия : начальник почты звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание. Шофёр подвозит на почту новые газеты , журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на главный почтамт .
Речевые обороты : «Мария Ивановна, у нас закончились поздравительные открытки. Нужно заказать ещё», «Здравствуйте! Я хочу сделать заказ. Мне нужно заказать открытки» , «Владимир Иванович, вот ваша путёвка на получение груза. Нужно получить груз на вокзале (в аэропорту) »
Сюжет 4 . Машина едет на вокзал (в аэропорт) за почтовой продукцией . Подъезжает с почтовой продукцией к почтовому отделению , выгружает её.
Роли : шофёр, сортировщик, начальник почты .
Атрибуты : грузовик, коробочки (бандероли, посылки, журналы, газеты, письма, открытки.
Игровые действия : шофёр привозит почтовый груз , разгружается. Начальник почты принимает груз . Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы и т. д.
Речевые обороты : «Здравствуйте! Мне нужно получить груз» , «Мы получили новую продукцию. Нужно рассортировать её» , «Молодцы, спасибо за работу»
Сопутствующие сюжеты
Роли : мама, почтальон .
Атрибуты : сумка почтальона , конверт с письмом, канцелярский планшет, ручка.
Игровые действия : почтальон приносит заказное письмо в квартиру №…
Речевые обороты : «Здравствуйте, вам заказное письмо! Получите и распишитесь, пожалуйста»
Парикмахерская
Роли : заведующая, почтальон .
Атрибуты : сумка почтальона , канцелярский планшет, ручка, извещение на бандероль.
Игровые действия : почтальон приносит извещение на бандероль в парикмахерскую.
Речевые обороты : «Здравствуйте, вам извещение! Получите и распишитесь, пожалуйста. Бандероль можете получить в нашем почтовом отделении . До свидания!»
4. Ход игры.
Воспитатель показывает воспитанникам презентацию «Для чего нужна нам почта » . В ней он рассказывает о том, что почта помогает людям общаться друг с другом, получать информацию о новостях и событиях, происходящих в мире. Люди читают журналы и газеты, пишут друг другу письма, шлют подарки людям, живущим в другом городе. И во всём этом людям помогает почта .
Перечисляет профессии людей, работающих на почте , рассказывает об их работе.
Затем педагог предлагает воспитанникам создать у себя в группе почтовое отделение . Спрашивает у них, какие атрибуты понадобятся им для этого.
Совместно с педагогом, на занятиях, воспитанники изготавливают необходимую атрибутику. Они вырезают и склеивают конверты, нарезают марки из цветной бумаги, приклеивают их на конверты, помогают воспитателю склеить почтовый ящик и повесить на стену, сделать сумку для почтальона и т . д. Для игры педагог и родители помогают обустроить и обогатить помещение почты : вносят детские журналы , газеты, открытки, марки.
В ходе игры воспитатель следит за тем, как воспитанники распределяют роли. Предлагает воспитанникам различные сюжеты : разнести полученную почту по адресам ; получить почту и привезти её в почтовое отделение ; рассортировать полученные письма, журналы, газеты; написать письмо (приготовить посылку) и отправить другу.
Ребята, посмотрите, что я обнаружила сегодня у себя в почтовом ящике . Вы знаете, что это? (Ответы детей)
Правильно - это письмо. Оно от моей подруги, которая живёт в другом городе. Давайте рассмотрим его.
Рассматривают конверт, что на нём написано, марку.
Скажите, пожалуйста, кто мог положить в мой ящик этот конверт? (Ответы детей) Верно, ребята, это почтальон .
А где он работает? Что нужно знать, уметь, чтобы работать на почте ? Кто ещё работает на почте ?
Давайте представим, что мы работаем на почте . Тогда для игры нам надо выбрать почтальона , оператора, шофёра, начальника почты сортировщика . Остальные будут посетителями.
Ребятки, куда опускают люди готовые письма? (Люди опускают письма в почтовый ящик .) На стене на видном месте висит синий ящик. В щелку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Потом мешки писем,
посылки и бандероли отправляют в самолетах, в почтовых вагонах , на пароходах в другие города и села. Весь рассортированный почтовый груз на машинах отправляют на почтовые отделения города . Газеты, журналы, письма привозят на почту на машине , на которой большими буквами написано «Почта » . Кто будет шофёром такой машины? Давайте посчитаемся и выберем шофёра.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи скорей играть. (Выбирают шофёра)
А что нужно шофёру, чтобы ездить за почтовым грузом ? (машина с надписью «Почта » , кепка с надписью «Почта » )
После того, как почтовый груз попадает на почтовое отделение , его начинают рассортировывать – раскладывают по стопочкам письма, газеты и т. д. Раскладывают письма в специальные ячейки по участкам для почтальонов . Для этого нужны сортировщики. Сейчас мы узнаем, кто будет сортировщиком (Выбирают сортировщика)
В чём будут работать наши сортировщики? (бейджики с надписью «Почта России » )
Теперь нам нужен почтальон . Ребятки, а что делает почтальон ? Пачки писем, журналы и газеты укладывает в специальную почтовую сумку . Рано утром почтальон выходит на свой участок и раскладывает почту в почтовые ящики .
Почтальону мы дадим большую сумку и кепку с надписью «Почта » .
Ребятки, что нам нужно сделать, если мы хотим поздравить человека, живущего в другом городе, и хотим послать ему подарок? Нам нужно отправить посылку. Для этого мы должны обратиться на почту к оператору . Что делает оператор? Оператор оформляет посылки, бандероли, письма. А также продаёт газеты, журналы, открытки, марки.
Нам нужно выбрать оператора. (Выбирают оператора) . Оператору мы повяжем на шейку галстучки.
Работа на почте очень ответственная и сотрудники должны быть очень внимательными. Ребятки, а кто следит за работой всех работников на почте ? Конечно это начальник почты . Он проверяет, всё ли в порядке, все ли вышли на работу. Начальник почты звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание.
А остальные будут посетителями. Посетители отправляют посылки, письма, покупают открытки, журналы.
Дети выполняют игровые действия .
5. Окончание игры
Воспитанники увлечены игрой . Они принимают участие в изготовлении атрибутов, пополнении игровой среды , из чего следует, что она им интересна. После освоения игры, можно объединить её с другими играми («Семья» , «Парикмахерская» )
6. Оценка игры
Ребята, вам понравилась игра? Все ли выполняли свою работу правильно? Все ли были вежливы? Чья профессия вам понравилась больше? Хотели бы вы работать на почте ?
Задачи:
Закрепить представления детей о труде работников почты.
Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом.
Закреплять умение самостоятельно планировать и оборудовать место игры, распределять роли, подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры.
Активизировать словарь детей (корреспонденция, оператор по работе с клиентами, оператор почтовой связи).
Воспитывать доброжелательное отношение, умение договариваться в игре между собой.
2. Подготовка к игре.
Дата проведения третья неделя декабря.
Дата | Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Понедельник | - «Сшить» сумку для почтальона. Нарисовать рисунки, сделать аппликации из цветной бумаги, из бросового материала для отправки родным на Новый год (бабушкам, дедушкам и т.д.) Изготовление из коробок «Почтового ящика», посылок, бандеролей. | Наблюдение за почтальоном, когда он проходит в детский сад с корреспонденцией. Чтение произведений: С.Я. Маршак «Почта», Михалков « Кем быть?» | Раскладывать приготовленные рисунки в конверты, поделки в «бандероли», «посылки». |
Вторник | Рисование вывесок: «Почта», «Телеграф» | Попросить родителей посетить с детьми Почтовое отделение, понаблюдать за работой операторов, телеграфистов, как ведут себя клиенты на почте. | Обыгрывание с детьми отдельных сюжетов. |
Среда | Изготовление из бумаги: конвертов, календарей, марок, денег, кошельков, бланков. | Загадки на тему «Почта». Рассказ воспитателя о том, кто работает на почте и какую работу выполняют (используя красочные картинки). Чтение Б.Заходера «Чем пахнут ремесла» | Научить детей упаковывать посылки, взвешивая их на весах. |
Четверг | Изготовление печатей, штемпелей из овощей (морковок, картошки). Сбор детских журналов, газет, Новогодних поздравительных открыток. Вырезать косынки из голубой ткани для сотрудников почтового отделения. | Беседа на тему «Письмо», как оно найдет адресата, закрепить знания детей о своем домашнем адресе. Дидактическая игра «Испорченный телефон». Предложить родителям написать вместе с детьми Деду Морозу письмо с пожеланиями и опустить его вместе в почтовый ящик. | Научить детей ставить печати на бланках, открытках. Раскладывать почтовую корреспонденцию по местам, доставлять адресатам. |
3.Перспективный план подготовки к игре «Почта»
7. Схема игры
Примечание:
- - Место начальника отделения почтовой связи.
- - Место оператора по работе с клиентами.
- - Место оператора почтовой связи.
- - Место почтальона.
- - Место для клиентов (столы и стулья).
- - Машина почта.
- – Телеграф.
Автор - старший воспитатель Полякова Г.И., высшая квалификационная категория
Конспект сюжетно-ролевой игры
« Почта»
Цель:
Обучение детей умению реализовывать задуманную игровую ситуацию, договариваясь между собой о ролевых действиях, умению развивать сюжет игры.
Расширение и закрепление знаний детей о современных формах почтовой связи: приём платежей на терминалах, обслуживание банковских карт, услуги телефонной связи, телеграф
Игровой материал:
Плакат «Почта», прилавки, почтовый ящик. Открытки, конверты, белая и цветная бумага, карандаши. Деньги, кошельки, банковские карточки, детские журналы, газеты. Предметы заместители терминалов, детские компьютеры. Игровой материал может быть дополнен исходя из инициативы детей.
Подготовка к игре:
Экскурсия на почту, « интервью» с работниками почты
Рассматривание терминалов.
Рассматривание и чтение детских книг: Н. Григорьева «Ты опустил письмо» Е. Мара «История одного пакета», А. Шейкина «Вести приходят так», С.Я. Маршака «Почта» . Показ мультфильмов и презентаций по тематикеИзготовление игровых атрибутов (конвертов, марок, почтового ящика, сумки, денег, кошельков, банковских карт и т.д.)
Предполагаемые игровые роли (могут быть дополнены исходя из инициативы детей):
Операторы, сортировщики, почтальоны, начальник почты, шофёр, посетители.
Проблемная ситуация возникновения игры:
В преддверии праздника « День Отечества» детям предлагается найти необычный вариант вручения подарков любимым мужчинам (папам, дедушкам, братьям)
Во время обсуждения идей воспитателем, как полноправным участником этого обсуждения будет предложен вариант – использования средств связи, а в частности - отправка поздравительных открыток почтой.
Обсуждение детьми плана предполагаемых действий выполнения идеи(метод мозгового штурма)
- Уточнение домашних адресов, тех, кого дети собираются поздравить
- Уточнение функций, которые выполняет почта. Экскурсия на почту, « интервью» с работниками почты.
- Уточнение расположения ближайшего к детскому саду почтового ящика
Если дети не учитывают, какие – либо действия воспитатель, как полноправный партнёр дополняет высказывания детей.
Одновременно в групповой появляется дидактический материал о профессиях, в совместной деятельности читается и рассматривается художественная литература, детям предложен просмотр мультфильмов и презентаций о почте.
Воплощение идеи – отправление поздравительных открыток
После того, как ребятами взяты все « интервью» у работников почты и выяснены современные функции отдела связи, дети желающие поздравить мужчин с праздником таким необычным для них способом, покупают на почте конверты и марки.
По возвращению в группу дети раскладывают в конверты, заранее изготовленные на ННОД, в свободной совместной деятельности, самостоятельной деятельности поздравительные открытки, затем приклеивают марки и заклеивают свои конверты. Педагог подписывает на конвертах адрес, тех, кого дети захотели поздравить, а внизу адрес детского сада и имя ребёнка – отправителя
Во время прогулки дети с воспитателем опускают в почтовый ящик свои письма.
Также, воспитатель может узнать, в какие часы происходит выемка писем, и в какое время почтальоны носят корреспонденцию для жителей села.
На последующих прогулках можно с детьми посмотреть процесс извлечения писем сотрудниками почты и работу почтальонов по доставке газет, журналов и писем.
Следующим этапом при подготовке к сюжетно – ролевой игре должен быть момент получения семьей письма и благодарственные эмоции родных людей.
Воплощение идеи – подготовка атрибутов к игре
После того как поздравительные письма будут получены, воспитатель инициирует возникновение сюжетно - ролевой игры – «Почта» (возможно инициатива будет исходить от детей ещё до получения писем). Обсуждение идеи (метод мозгового штурма) – что нужно для игры. Воспитатель провоцирует ребят вспомнить, что они видели и слышали на почте, узнали из книг, презентаций, мультфильмов и договориться, что будет необходимо сделать для интересной игры.
Затем на ННОД, в свободной совместной деятельности, самостоятельной деятельности детям и педагогу – партнёру нужно склеить почтовый ящик и повесить его на стену, изготовить конверты, деньги, кошельки, банковские карточки, вывеску, изготовить из картона, или соорудить из предметов заместителей терминалы. Работа распределяется исходя из интересов и индивидуальных особенностей детей.
Развитие сюжета
Помещение «Почты» дети располагают на самом выгодном для игры месте.
Педагог, используя метод эмоционально – образного стимулирования
способствует распределению ролей между детьми.
Возможные варианты сюжета:
- Работа почтового отделения
- Отделение связи – письма в будущее «Хочу ли я стать олимпийским чемпионом»
– Откройте почтальон
- Приём платежей от посетителей
- Сюжетно –ролевая игра из серии «Почта» - « skype» с дошколятами с других материков
Эти варианты в виде зарисовок могут вносится детьми в игровые дневники.
Для оживления и развития сюжета, педагог, как один из партнёров игры может предлагать проблемные ситуации, например, сломался один из терминалов, потерялась посылка у посетителя и т.д. Проблемные ситуации, возможно, возникнут и в процессе игры самопроизвольно, исходя из ситуации, задача педагога инициировать их развитие и решение.Сюжетно – ролевая игра «Почта» в процессе развития может оказаться мини – сценарием плавно перейдя в другой сюжет.
После длительного интервала активной игры, сюжетно – ролевая игра «Почта» перейдёт в разряд фоновых игр, уступив место следующему сюжету.
Приложенные файлы
Сюжетно-ролевая игра «Почта» Выполнили воспитатели: Кувшинова Е.С., средней группы Тюрина Л.М МБДОУ ЦРР детский сад 23 «Родничок» Средняя группа
Современный горожанин на почте бывает очень редко и почти никогда не берет с собой детей. Хотя у каждого из этих взрослых, чье детство пришлось на последние десятилетия ХХ века была когда-то своя почта: знакомый почтальон, телеграммы, столбик 15-копеечных монеток для междугороднего вызова, коллекция почтовых марок… Наши дети чаще всего достают из почтовых ящиков рекламу и квартирные квитанции. Очень немногие ведут бумажную переписку с друзьями и родственниками. В субъективном опыте современных детей почта фактически отсутствует. Выражения «написать письмо», «почтовый ящик» теперь связаны с экраном и клавиатурой.
Задачи (средний возраст): Формировать у детей представления о труде работников почты; Развивать умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии; Формировать уважение к профессии почтальона; Развивать воображение, взаимодействие друг с другом.
Роли и правила: 1. Сортировщики (сортируют полученную корреспонденцию (газеты, журналы, письма). 2. Почтальоны (разносят почту по адресам). 3. Начальник почты (напоминает «сотрудникам» их обязанности, вручает квитанции, выписанные тому или иному адресату, контролирует правильность сортировки и доставки корреспонденции). 4. Адресаты, посетители (остальные дети – пишут поздравительные письма и открытки своим родным и знакомым, опускают их в почтовый ящик, покупают на почте газеты, марки, конверты и т. д.)
Задачи (старший возраст): Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты; Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции; Развивать воображение, мышление, речь; Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить пользу окружающим.
Предварительная работа: Экскурсия на почту, наблюдение за приемом корреспонденции, отправлением почты. Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан «Почтовая история». Изготовление печати-штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. Коллекционирование открыток, журналов, календариков. Дидактические игры «Отправь письмо», «Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона», «Как отправить посылку». Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев.
Игровые действия: Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по адресам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик. Посетитель отправляет письма, открытки, посылки, упаковывает их; покупает конверты, газеты, журналы, открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь; получает письма, газеты, журналы, открытки, посылки. Приемщик обслуживает посетителей; принимает посылки; продает газеты, журналы. Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы, посылки, ставит на них печать; объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…). Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.
Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Подготовительная к школе группа.
Цель: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.
Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.
Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры.
Оборудование: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, коробки для посылок, бланки телеграмм, телефоны, машина.
Ход игры.
Почтальон: Я письмо вам принёс. Почитайте!
Воспитатель: От кого могло быть это письмо? Как узнать?
Дети: Надо прочитать обратный адрес.
Воспитатель: Ребята, это письмо от дедушки с бабушкой, от которых убежал колобок.
Ребёнок: Испекли мы колобок,
Колобок – румяный бок.
На окошке полежал
И от нас он убежал.
Нам, ребята, помогите,
Колобка скорей найдите.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем дедушке с бабушкой.
Дети: Давайте.
Воспитатель: А как мы сможем помочь? Дедушка с бабушкой живут в деревне, далеко отсюда?
Дети: Почта поможет!
Ребёнок: Люди на земле живут повсюду:
В деревнях и сёлах, городах.
Но чтоб родных, друзей не забывали,
Чтоб письма, телеграммы посылали,
Служба почты для этого есть,
Всем работникам большая честь:
Почтальону, телеграфисту,
Сортировщику и связисту.
Нам без почты, как ты не крутись,
Совсем, совсем не обойтись.
По всей земле, по всей стране
Спасибо, почта, и слава тебе!
Воспитатель: А кто работает на почте?
Дети: Почтальон - он разносит письма. Приёмщики – они принимают писем, посылки. Телеграфисты – они передают телеграммы. Доставщики – они доставляют письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.
Воспитатель: Ребята, давайте напишем дедушке с бабушкой утешительное письмо, отправим телеграмму о скорой помощи и сами отправимся им на помощь. Ребята, а как можно нам добраться до другой деревни?
Дети: Автобусом, машиной, поездом, самолётом.
Воспитатель: Хорошо, какой мы выберем вид транспорта?
Дети выбирают вид транспорта, на котором мы поедем в деревню к дедушке с бабушкой.
Воспитатель: Хорошо, транспорт мы с вами выбрали, а сейчас идёмте все на почту.
Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет работать на почте.
1. Приёмщик писем;
2. Приёмщик телеграмм;
3. Приёмщик посылок.
4. Почтальон.
Дети пишут письма, клеят марки, ставят штампы. Потом письма опускают в почтовый ящик, разговаривают по телефону, передают телеграммы, собирают посылки, грузят всё на машины и везут для отправки.
Дети строят выбранный вид транспорта, грузят на него почту.
Воспитатель: Ну что же! Почту погрузили! А кто поедет помогать дедушке с бабушкой?
Дети: Я! Я! Я!
Все садятся в выбранный транспорт.
Мы нигде не пропадём,
К деду с бабой попадём.