Композиция в веб-дизайне: на что обратить внимание. Основные принципы создания гармоничной композиции в дизайне

Все дизайнерские элементы в композиции никогда не бывают сами по себе. Они находятся в определенном взаимодействии друг с другом, подчинены некой единой идее. И вот для того, чтобы вся композиция смотрелась гармонично и естественно, и не разваливалась на отдельные составляющие лучше всего следовать базовым принципам дизайна. Возникает вопрос, а можно ли научиться принципам дизайна. Мне кажется, что конкретных упражнений, для того чтобы научиться этим принципам, нет. Все эти навыки уже заложены в наше восприятие. Поскольку каждый из нас интуитивно чувствует гармоничная композиция, или нет.

Скорее все ниже перечисленные принципы нужно учитывать и соблюдать при построении композиции. Нужно уметь видеть их в чужих работах и уметь описать собственную работу, исходя из этих принципов. И еще один момент, говорить об этих принципах легче всего, когда они нарушены. Потому что, когда они соблюдены — все и так смотрится гармонично.

1. Баланс
Баланс — это равновесие взаимодействующих или противоположных сил в композиции. В такой композиции не возникает ощущения, что какая то ее часть доминирует над всем остальным. Баланса можно достичь с помощью правильного размещения объектов, размеров объекта и по цвету. Баланс может быть симметричным (верхний рисунок), асимметричным (нижний рисунок), радиальным (объекты расположены кругом и расходятся из одной точки).

2. Контраст
Контраст — это взаимодействие противоположных элементов композиции, таких как цвет, размер, текстура и т.д. Примеры контраста: большой и маленький, шероховатый и гладкий, толстый и тонкий, черный и белый.

3. Значимость и подчиненность
Этот принцип предполагает выделение, так называемого, центра интереса, на котором предполагается сосредоточить внимание зрителя. Объекты должны находиться в иерархии по значимости и подчиненности. Если все объекты будут иметь одинаковую значимость, то внимание пользователя рассеивается.

4. Направление внимания
По сути, это управление движением взгляда зрителя во время его перемещения по сайту, чтобы привлечь его внимание к значимым элементам.

5. Пропорции
Пропорция — это отношение отдельной части ко всему объекту, а также соотношение отдельных частей друг с другом. В данном примере показано «Золотое сечение». Подробнее о «Золотом сечении» можно прочитать в статье».

6. Масштаб
Масштаб — это реальный, видимый размер объекта, рассматриваемый в отношении других предметов, людей, окружающей среды.

7. Повторение и ритм
Предполагает повторение элементов дизайна для достижения определенной цели, например, чтобы задать направление взгляда или для непрерывности внимания.

8. Единство в разнообразии
Предполагает сочетание разнообразных элементов композиции в единую целостную структуру, подчиненную единой концепции.

От автора: сегодня мы поговорим о том, что такое композиция в веб-дизайне, о которой так любят поговорить фотографы, художники и веб-дизайнеры. Новичку в этой сфере может показаться, что это какое-то секретное знание, доступной лишь избранным. Но сегодня вам повезло: я помогу разобраться в этом вопросе, да так, что вы сможете влиять не только на настроение посетителей сайта, но и их решение о покупке. Ну что, поехали?

Наверняка, вам часто приходится посещать сайты, которые, на первый взгляд, вроде как и ничего - и картинки красивые, и текст складный, однако, не хватает в них какой-то логичности, завершенности, что ли. А все потому, что владельцы таких сайтов, скорее всего, не стали заморачиваться с соблюдением законов композиции - искусства организовывать элементы сайта, объединяя и расставляя их по своим местам.

Ох уж этот мозг…

Наш мозг имеет способность мгновенно воспринимать информацию и создавать визуальные связи. Объясню на примерах. Ниже вы видите два круга.

Вы сразу же нашли способ различить их, не правда ли? А вот вам задачка посложнее.

Несмотря на такое разнообразие объектов, вы точно сможете описать любой из них.
При чем здесь веб-дизайн, баланс, основы композиции? - спросите вы. Все дело в том, что наш мозг имеет уникальную способность к мгновенной классификации информации. Он может группировать визуально похожие объекты в группы. Используя простейшие визуальные инструменты, вы можете передавать пользователям большой объем информации и управлять их вниманием.

Композиция - это определенное сочетание элементов сайта

Гармония в соотношениях частей целого, красота и логика построения присуща не только творениям человека. Признаки композиции можно обнаружить в строении вселенной, животных организмов и растений, природных формах. Поэтому термин «композиция» можно одинаково применить к строению веб-сайта, описанию цветка и характеристике ораторской речи.
Проще всего говорить о композиции в веб-дизайне, когда она не соблюдена. Каждый из нас интуитивно чувствует ее присутствие/отсутствие: находятся ли элементы в гармоничном взаимодействии, подчинены ли они главной идее сайта, картины, фотографии.

Чтобы дизайн вашего сайта смотрелся естественно и гармонично, не разваливаясь на отдельные составляющие, следуйте базовым принципам дизайна, описание которых я даю в данной статье.

Выбираем правильные цвета

От выбора цвета зависит то, как люди воспримут ваш сайт, а заодно, и ваш продукт. Приглушенные цвета кажутся нам расслабленными и спокойными, а яркие и контрастные - бодрыми и энергичными.

Подумайте, какую эмоцию вы желаете вызвать в посетителе вашего сайта, а после этого подбирайте подходящую цветовую схему. Хорошим примером может послужить свежий дизайн сайта Orangina, подчеркивающий имидж бренда:

Для привлечения внимания следует использовать цветовые акценты. В контрастных цветах можно, к примеру, оформить самые важные кнопки - «Купить» и «Связаться с нами». Ознакомлю вас с некоторыми важнейшими принципами выбора и сочетания цветов.

1. Дополнительные цвета. Все противоположности на цветовом круге создают сильный контраст, поэтому их использовать можно, но только осторожно.

2. Аналоговые цвета. Такие «соседи» на цветовом круге не имеют сильного контраста.

3. Триада. Практически беспроигрышная комбинация - это равнобедренный треугольник.

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

4. Тетрада. Две пары дополнительных цветов следует применять очень осторожно, чтобы не добиться хаоса в теплохолодности.

Правило третей - что куда ставить?

Правило третей относится к основам композиции в веб-дизайне. Оно возникло в результате интерпретации правила золотого сечения (может, помните, Леонардо да Винчи еще его использовал на своих картинах).

Вначале хотел для примера показать вам картину «Витрувианский человек», но по причине его чересчур откровенного наряда, точнее, его отсутствия, решил, что не буду. Вдруг, здесь дети статью читают Поэтому полюбуйтесь на Мадонну:

Мысленно проведите на странице две вертикальные и две горизонтальные линии, поделив область на девять равных частей. Считается, что большинство людей фокусируют взгляд именно на точках пересечения этих линий. Вспоминайте о правиле третей каждый раз, когда думаете, куда разместить, к примеру, кнопку с призывом к действию.

Вообще, это довольно забавно, что такое математическое правило применяется к чему-то настолько субъективному, как веб-дизайн. Это своеобразный эстетический компромисс, который создает ощущение сбалансированности на экране, не перегружая его, но и не делая излишне статичным.

Расчищаем пространство

Наверняка в детстве родители просили вас навести порядок в своей комнате, потому что (цитирую) «места свободного нет». Эх, золотые слова… Пустое пространство, или, как говорят дизайнеры, «воздух» - эта основа основ композиции веб-дизайна. Иногда он даже важнее, чем контент. Поэтому, если свободного пространства мало, сделайте генеральную «уборку» и не поддавайтесь искушению добавить как можно больше текста, иконок, картинок и т. д.

Сайт не должен быть перегруженным, иначе у людей будет рябить в глазах, и они не смогут «поймать» мысль, которую вы пытались до них донести. Ограничьтесь текстом строго по существу, парой картинок и четко структурированным меню.

Управляйте взглядом пользователя

Существует множество исследований, посвященных тому, как именно люди просматривают веб-сайты, позволяющие понять, как направить взгляд посетителя на самые важные элементы. В результате этих исследований выяснилось, что люди сканируют экран по траектории, напоминающей или букву Z, или букву F, то есть, сверху вниз и слева направо.

Обладая этим знанием, вы сможете эффективно использовать преимущества визуальной иерархии, проектируя страницы так, что это принесет вам максимальную прибыль и отдачу.

Размещайте картинки, комбинации цветов, шрифты, горизонтальные, диагональные и вертикальные линии в соответствии с визуальными стандартами, и ваши пользователи с удовольствием пойдут по проторенному вами пути, просмотрев вначале самое необходимое, а потом уже - второстепенное.

Хотите, чтобы посетители не прошли мимо конкретной кнопки? Выделите ее контрастным цветом и разместите туда, куда сразу стремится взгляд. Желаете показать, какие обалденные у вас товары? Выделите их на общем фоне и разместите по правилу F-Z или правилу третей, рассмотренному выше.

Таким образом, теория композиции в дизайне web-сайта не является секретным знанием, доступным единицам, и каждый может создать красивый и функциональный сайт самостоятельно, не обращаясь к дорогим специалистам. В интернете существует множество видеокурсов по созданию сайтов с нуля. Дерзайте, и у вас все получится!

На этом буду заканчивать этот увлекательный, я надеюсь урок. Подписывайтесь на обновления нашего блога, и до встречи в следующих статьях!

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

По части композиции в дизайне есть несколько теорий, с которыми мы сегодня познакомимся.

Единственный зрительный образ

В основе этого метода композиции лежит одна притягивающая внимание картинка, вокруг которой строится дизайн. Чаще это можно увидеть в полиграфии, реже — в веб-дизайне.
Единственный зрительный образ – это самый простой способ достичь нужного результата. Зрительный образ будет выполнять большую часть работы. Здесь очень важно, чтобы остальные элементы дизайна поддерживали картинку, а не конфликтовали с ней.
Вот отличные примеры этого метода

Золотое сечение

Золотое сечение , также известное, как Божественная пропорция , золотая спираль и т.п., равна примерно 1:1.618 . Это соотношение есть во всех аспектах жизни, от строения костей человека до спирального расположения семян подсолнуха и завитков раковин моллюсков, она лежит в основе всех биологических структур и кажется геометрической схемой самой жизни.

Правило третей

Правило третей иногда путают с золотой спиралью, но это не одно и то же. Соотношение в тут 1:1.667 , и, в целом, это просто упрощённый вариант золотого сечения, используемый фотографами.
При определении зрительных центров кадр делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2. На пересечении этих линий и должны располагаться объекты композиции.

Фокальная точка

Фокальная точка даёт зрителям что-то, на что можно смотреть. Грубо говоря, это направляющая сила в дизайне, хотя может выполнять и роль громоотвода. Каждый дизайн должен содержать в себе такой объект(ы) – это может быть типографика, кнопки, картинки или что-то другое. Эта точка должна заодно выполнять цели дизайна. Например, у интернет-магазина фокальной точкой может быть кнопка “купить”.

Сетка

Сетка – один из самых известных приёмов дизайнеров, который позволяет создавать ровные и пропорциональные макеты. Существует множество видов сеток, и ресурсов, посвященных им.

Принципы гештальта

Под принципами гештальта кроется изучение поведенческих и психологических процессов, а так же восприятия людьми окружающего мира. Другими словами – это набор принципов психологического воздействия визуального дизайна на человека.
Чтобы представить, что это такое — самый простой пример: возьмём любое слово, и в каждой его букве закрасим “дырки” – человек всё равно поймёт, что это за слово
Рассмотрим основные принципы гештальта:

Принцип замыкания
Основная идея этого принципа – то, что мозг сам заполняет пробелы там, где они нужны по смыслу. Например, если нарисовать круг пунктирными линиями, мы всё равно понимаем, что это круг.

Использование этого приёма делает дизайн более живым, и пользователь невольно ощущает себя активным участником, а не наблюдателем.

Сходство
Когда мозг получает слишком много информации, он пытается её систематизировать. Отсюда берётся идея группировки каких-либо элементов дизайна по внешним признакам.
Чаще всего объекты группируют по размеру, форме и цвету.

Близость
Расстояние между пунктами – ещё один признак, по которым мы способны объединять объекты в группы.

Продолжение
Этот принцип состоит в том, что глаз начинает движение в каком-то направлении, и движется по нему, пока не остановится на каком-то объекте. Есть несколько способов задать это направление для посетителей. Например, разместить некого персонажа, который будет смотреть в нужном направлении. Посетитель подсознательно будет смотреть туда же. Ещё указателями могут служить дороги, линии деревьев и перспектива.

Выравнивание
Выравнивание – ещё один принцип композиции, который порой забывается.
Выравнивание по краю наиболее часто используется среди простых фигур.
Выравнивание по центру используется для неправильных форм, хотя вполне подходит и для правильных
Ещё есть так называемое наложение.
http://www.sagainc.co.jp/ — отличный пример выравнивания по краю

http://veronikagoldberg.com/ — пример выравнивания по центру

http://giraffe.net/ — ну а здесь мы видим наложение

Z-макет

Понятие Z-макета основано на общих понятиях движения глаз. Выявлен такой факт, что люди, как правило, смотрят страницы по траектории в форме буквы Z. Так что есть смысл располагать наиболее важные части именно в этом направлении.
Аналогично понятие F-макета

Вот 2 примера Z-макета

А вот F-макет

Обзор этот достаточно поверхностный, но в последующих статьях мы остановимся на каждом из пунктов более детально. Следите за обновлениями!

PS: Оптимизируйте и продвигайте свои страницы с помощью блога о сео и смо.


Замечали, что художники, веб-дизайнеры и фотографы очень любят поговорить про композицию? Со стороны может показаться, что это секретное знание, доступное единицам, но на самом деле каждый из нас может разобраться в этом вопросе и сделать красивый и правильный , не обращаясь за помощью к профессионалам.

Не совсем понимаете, что такое композиция? Ничего страшного, Если по-простому, то это умение организовывать элементы и объединять их в единое целое - хоть на картине, хоть на фотографии, хоть на сайте. В этой статье мы рассказываем про основы композиции и объясняем, как они работают в веб-дизайне. Цель? Сделать ваш сайт еще более неотразимым, конечно.


Цвет

Ваша задача: выбрать правильные цвета

Цвет считается полноценным элементом композиции. От него во многом будет зависеть то, как люди воспримут ваш сайт, а вместе с ним и продукт. Яркие, контрастные цвета кажутся нам энергичными и бодрыми, приглушенные и комплиментарные - спокойными, расслабленными. Подумайте, какую эмоцию вы хотите вызвать, и подберите подходящую цветовую схему.

Цветовые акценты можно использовать и для привлечения внимания. Контрастные цветовые сочетания, например, черный с белым, бросаются в глаза в первую очередь, поэтому вы можете оформить таким образом важные кнопки - «Заказать» или «Связаться с нами».

Если же вы слабо представляете, какая цветовая гамма вам нужна, возьмите за основу . Или зайдите на сайт Adobe Color CC и поэкспериментируйте с цветами и правилами построения палитры.


Правило третей

Ваша задача: понять, куда что ставить

Правило третей - один из принципов построения композиции. Мысленно поделите страницу на девять равных частей, проведя две горизонтальные и две вертикальные линии. Считается, что люди фокусируются именно на точках пересечения этих линий, поэтому эти места - самые выигрышные. Вспоминайте об этом, когда будете думать, куда лучше поместить фотографию или , например, с предложением подписаться на рассылку или перейти в раздел с покупками.


«Воздух»

Ваша задача: расчистить пространство

Помните времена, когда родители просили вас навести в комнате порядок, «потому что места свободного нет»? Золотые слова. Пространство, или, как говорят веб-дизайнеры, «воздух» - очень важный композиционный элемент. Если его мало - займитесь «уборкой» и не поддавайтесь желанию оставить как можно больше текста, картинок и иконок. Потому что «воздух» иногда гораздо важнее, чем контент.

Людям нравятся «просторные», не перегруженные сайты - от них не рябит в глазах, они доносят четко сформулированную мысль и не дают шанса запутаться. Подумайте, что вы хотите сказать миру, и ограничьтесь парой-тройкой картинок и коротким текстом строго по делу.


Визуальная иерархия

Ваша задача: направить взгляд пользователя на самое важное

Очень много исследований посвящено тому, как люди просматривают веб-страницы. Оказывается, они сканируют экран сверху вниз и слева направо, а траектория движения их глаз в этот момент напоминает букву F или букву Z.

Каждый отдельный элемент любой композиции, в том числе и веб-страницы, обладает определенной степенью визуального притяжения. Чем выше эта степень, тем больше внимания привлекает к себе элемент. Воздействие этих сил также может распространяться и на соседние элементы, предопределяя движение взгляда пользователя по странице.

Данное явление принято обозначать термином «визуальный вес» (visual weight), а направление, которое задает эта сила, — «визуальное направление» (visual direction). Понимание данных концепций очень важно в том случае, если вы хотите, чтобы в дизайне вашего лендинга присутствовала иерархия, плавность, ритм, баланс и конено конверсия.

Визуальный вес

Ранее мы писали о базовых характеристиках элементов веб-страницы, таких как размер, цвет и форма, и о том, как с их помощью можно показать схожесть (подобие) или различие (контраст) элементов.

Например, можно создать контраст, сделав один элемент большим, а другой — очень маленьким. Этот прием отлично продемонстрирует неравенство элементов и их важность для посетителя.

Меняя сочетание этих параметров, вы изменяете визуальный вес. Красный цвет, как правило, привлекает больше внимания, чем синий, равно как и крупные элементы заметнее маленьких. Таким образом, крупный красный объект обладает значительно большим визуальным весом, чем миниатюрный синий.

Совокупность всех этих базовых характеристик определяет визуальный вес объекта. И дело здесь в сочетании — некоторые комбинации будут привлекать взгляд больше, чем другие. Для создания элементов с разным визуальным весом потребуются различные комбинации базовых характеристик.

Как измерить визуальный вес?

Точного способа измерить визуальный вес графического элемента попросту не существует. Однако здравый смысл и опыт подсказывают нам, что те части композиции, которые притягивают взгляд, очевидно, имеют больший визуальный вес, чем те, на которые мы смотрим во вторую, а то и в третью очередь. Не бойтесь доверять своим глазам и ощущениям.

Однако, это не единственный способ. Если выделить некоторые характеристики и запомнить стандартные правила и утверждения, касающиеся их, то работать над дизайном станет значительно легче и быстрее. Ниже представлены некоторые уже изученные параметры двухмерных объектов с описанием того, как их изменение приводит к увеличению или уменьшению визуального веса.

В первую очередь стоит рассмотреть упомянутые ранее базовые характеристики: размер, цвет, оттенок, текстуру, ориентацию в пространстве и т. д.

Размер
Крупные элементы обладают большим визуальным весом, чем мелкие.

Цвет
Теплые тона обычно кажутся «тяжелее» прохладных, которые визуально уходят на задний план. При этом самым «тяжелым» цветом считается красный, а самым «легким» — желтый.

Оттенок
Темные элементы обладают большим визуальным весом, чем светлые.

Положение
Элементы, расположенные в верхней части композиции, кажутся «тяжелее», чем те, что находятся снизу. Объекты, расположенные на переднем плане, имеют больше «веса», чем элементы заднего плана.

Текстура
Объекты, обладающие текстурой, кажутся «тяжелее» гладких. Текстура создает иллюзию трехмерности объекта, как бы придавая ему массу и физический вес.

Форма
Объекты правильной формы кажутся «тяжелее» элементов неправильной формы, т. к. последние подсознательно воспринимаются как правильные, но лишенные части своей массы.

Ориентация
Вертикальные объекты кажутся «тяжелее» тех, что расположены горизонтально. Элементы, расположенные по диагонали, имеют наибольший «вес».

Однако не нужно ограничивать себя базовыми свойствами, представленными выше. Есть ряд дополнительныx характеристик, позволяющих контролировать визуальный вес.

Плотность расположения
Расположение множества элементов во взятом пространстве дает этому пространству больше «веса». Пользователь будет воспринимать несколько небольших, «легких» элементов как один «тяжелый».

Белые участки
Пустое пространство не несет в себе визуального веса, поэтому любой объект, помещенный в это пространство, будет казаться на его фоне «тяжелее».

Смысловое содержание
Некоторые вещи просто интереснее других. Сложные, замысловатой формы объекты, как правило, привлекают больше внимания. Личные интересы пользователя также играют большую роль: если вы автолюбитель, то с большей вероятностью вас прежде всего заинтересует фото автомобиля, а потом уже изображение самолета.

Глубина
Мощный эффект глубины резкости при фокусе на объекте, вероятно, из-за создаваемого контраста между объектом и фоном, придает элементу больше визуального веса.

Насыщенность
Насыщенные цвета кажутся «тяжелее».

Представляемый физический вес
Все мы знаем, что дом тяжелее ботинка: изображение первого будет иметь больше «веса», потому что это соответствует нашим представлениям о свойствах реального объекта.

В предшествующей публикации, посвященной контрасту и подобию, мы говорили о том, что контраст притягивает внимание. Иными словами, если элемент сильно отличается от окружающих его объектов, то он будет казаться на их фоне «тяжелее». Например, на веб-страницах окружность, как правило, воспринимается «тяжелее» прямоугольника, потому что элементы веб-страницы имеют преимущественно прямоугольную форму.

Визуальный вес и целостность восприятия

Данный список призван показать, как крепко связаны идеи гештальт-психологии о целостности человеческого восприятия с принципами веб-дизайна.

Фигура-фон
Визуальный вес может быть использован для того, чтобы отделить фигуру от фона, приданием большего веса фигуре, нежели фону.

Сходство и различие
Управление визуальным весом позволяет достигать и того и другого: разница визуального веса объектов создает контраст, а объекты с близким весом будут зрительно казаться схожими.

Фокус
Объекты, находящиеся в фокусе, имеют больше «веса», чем остальные элементы композиции.

Прошлый опыт
Опыт наблюдателя также будет влиять на силу его интереса к тем или иным объектам.

Визуальное направление

В то время как визуальный вес притягивает взгляд к какой-то конкретной области, визуальное направление указывает взгляду наблюдателя, куда двигаться дальше.

Оно выполняет такие же функции, как и визуальный вес, направляя ваше внимание на определенные элементы композиции. Однако в то время как «вес» говорит пользователю: «Посмотри на меня!», визуальное направление командует: «Смотри вон туда!»

Так же как и в случае с «весом», вы можете менять визуальное направление, изменяя параметры элементов, характеристик которых здесь, к сожалению, на порядок меньше.

Форма элемента
Форма элемента может задавать ось, которая будет определять направление элемента. Главная ось объекта, как правило, параллельна его визуальному направлению.

Положение элемента
Визуальный вес создает иллюзию притяжения либо отторжения находящихся рядом объектов. Линия притяжения двух объектов может задавать визуальное направление.

Смысловое наполнение элемента
Изображения стрелки, указательного пальца, взгляда, обращенного в какую-то точку — все эти элементы изначально направляют взгляд наблюдателя в определенную сторону.

Движение
В случае с динамическими страницами элемент в буквальном смысле может двигаться по экрану, управляя взглядом пользователя.

Каждая композиция обладает своей структурной основой, вдоль которой, по различным ее осям, движутся силы, управляющие вниманием наблюдателя.

Рассмотрим эту характеристику чуть подробнее.

В своей книге «Искусство и визуальное восприятие» Рудольф Арнхейм (Art and Visual Perception: A Psychology of the Creative Eye, Rudolf Arnheim) высказал идею о том, что каждая композиция имеет свою структурную основу, так что, даже если холст пуст, наш взгляд под воздействием комплекса сил, как это представлено на изображении ниже, будет притягиваться к определенным его частям.

«Структурная сеть» Рудольфа Арнхейма

Центр и четыре угла квадратного холста — своего рода магниты, притягивающие взгляд. Самый мощный из них — в оптическом центре, который при этом не точно соответствует геометрическому центру холста, а расположен чуть выше.

Оси идут от угла к углу, а точки, лежащие на этих осях и находящиеся на полпути между центром и углами, также притягивают взгляд. Эти линии могут быть объединены между собой по горизонтали и вертикали, образовывая таким образом дополнительные оси визуального притяжения. Это довольно сложная тема, к которой, вероятно, следует вернуться, но сейчас, для простоты, условимся, что при пустом холсте взгляд наблюдателя всегда будут привлекать определенные точки структурного плана Арнхейма и что взгляд наблюдателя будет передвигаться от точки к точке, следуя вдоль осей.

Вы можете воспользоваться структурной сетью уже сейчас и попробовать расположить элементы на вашем лендинге в те зоны, где они естественным образом будут привлекать к себе внимание пользователей.

Визуальное направление и целостность восприятия

Визуальное направление можно представлять себе в виде реальных или воображаемых линий, которые указывают направление от одного элемента к другому или связывают элементы между собой. Эти линии не обязательно должны быть видимыми.

Равномерная связанность
Линии, объединяющие элементы, имеют направление. Взгляд создает воображаемую линию между глазом наблюдателя и объектом наблюдения.

Неразрывность
Этот принцип имеет отношение к элементам, расположенным по линии или изгибу, вдоль которых эти элементы как бы движутся.

Единое предназначение
Элементы, которые движутся в одном направлении, воспринимаются как имеющие единое предназначение.

Параллельность
Для того, чтобы элементы понимались как параллельные, они должны быть наделены внутренними осями (те самые, что задают направление).

Общая ориентация композиции

Еще одна идея визуального направления состоит в том, что внутри каждой композиции преобладает то или иное (горизонтальное, вертикальное или диагональное) направление.

  • Преобладающее горизонтальное направление придает композиции ощущение спокойствия и стабильности.
  • Преобладающее вертикальное направление придает чувство формальности, напряженного внимания, баланса.
  • Преобладающее диагональное направление создает ощущение движения и действия.

Преобладающее направление композиции определяется направлением большинства или же нескольких ключевых ее элементов. Меняя направление композиции, можно придавать ей то или иное настроение.

Композиция также может не иметь преобладающего направления, например если число горизонтально и вертикально расположенных элементов совпадает. В таком случае визуальное направление определяется субъективностью конкретного наблюдателя.

Примеры

В качестве примеров возьмем несколько реально существующих веб-страниц и проанализируем распределения «веса» на них.

Представленные ниже результаты могут не совпасть с вашей субъективной оценкой, и это вполне нормально. Объективно измерить визуальный вес того или иного элемента композиции невозможно, ведь разных людей привлекают разные вещи и доля субъективности всегда будет играть существенную роль.

В качестве основного инструмента оценки будет использоваться так называемый squint test — для этого надо прищурить глаза таким образом, чтобы некоторые из элементов композиции исчезли из зоны внимания. Те, которые останутся, можно назвать наиболее «тяжелыми».

Текст в центре внимания

Примечание. Если открыть нижеприведенный сайт на экране с разрешением менее 1280 пикселей в ширину, то две колонки, показанные на скриншоте, превращаются в одну.

Страница статьи на сайте bureau.tsailly.net

Эта страница блога bureau, посвященного теме создания интерфейсов, практически целиком состоит из текста. Основной заголовок имеет наибольший «вес» — крупный текст в достаточной степени окруженный пустым пространством. Пожалуй, это самый важный кусок информации, который должен увидеть пользователь, попав на страницу, поэтому такой композиционный ход здесь оправдан.

Элемент, обладающий наименьшим визуальным весом — это текст в правой колонке. И это обосновано: основной текст статьи по определению должен привлекать больше внимания, чем что-либо на сайдбаре.

Обратите внимание на мелкий красный текст вверху правой колонки — это ссылка на домашнюю страницу. Несмотря на незначительные размеры текста, красный цвет придает ему некоторый «вес» и помогает выделиться на фоне остального текста боковой панели. Стоит также отметить, что масштаб скриншота меньше реальной страницы, так что красный текст на самом деле не такой уж и мелкий, каким мы его видим в данный момент.

Если применить squint test, вся правая колонка исчезает, и перед вами остается лишь заголовок и текст статьи.

Основное направление композиции здесь вертикальное — два длинных столбика, идущих вдоль страницы. Стык между фонами двух этих столбцов создает вертикальную линию, которая только усиливает эффект.

Яркая домашняя страница

При загрузке домашней страницы Create Digital Media разноцветные элементы динамично занимают свои места, таким образом привлекая к себе максимум внимания. Даже если вы пропустите анимацию, скорее всего, элементы все равно будут для вас самыми «тяжелыми» в композиции из-за насыщенных розового, желтого и голубого цветов. Вдобавок элементы еще и собраны вместе, тем самым образуя насыщенную область посреди пустого пространства.

Примечание. К моменту публикации этого материала компания Create Digital Media прекратила свою работу.

Домашняя страница компании Create Digital Media

Затем вы, скорее всего, обратите внимание на графику внизу страницы. Это темные, крупные, сложные формы, привлекающие внимание к трем разделам, где заголовок имеет меньший по сравнению с изображениями «вес».

Основной заголовок выполнен крупным, темным шрифтом и отлично выделяется на фоне остального текста. Другие элементы страницы, имеющие «вес», — это имя компании в хедере и ее логотип в футере.

Если прищуриться, то цветные шестеренки, а также текст и графика внизу страницы остаются, даже когда большей части элементов уже не видно.

Ориентация разделительных линий, меню навигации и заголовка, а также выделенного текста делает горизонтальное направление преобладающим в данном случае.

Можно было бы рассматривать три шестеренки посреди страницы как один условный треугольный объект, придающий композиции диагональное направление. Однако это были бы единственные диагонали на странице, которые никак не перевешивают множество горизонтальных направляющих.

На лендинге, посвященном свадьбе веб-дизайнеров Хавьера и Марты, в «весе» соревнуются три элемента: изображения, зеленые разделительные линии и элементы меню — все они требуют к себе первостепенного внимания.

Сайт Хавьера и Марты

Графика
Крупные изображения темного оттенка, окруженные пустым пространством. Каждое изображение наделено смыслом и вызывает интерес.

Зеленые разделители
Имеют ярко выраженный окрас, довольно крупные и, так же как и графические изображения, окружены пустым пространством.

Элементы меню
Темные, крупные и тоже окружены пустым пространством.

Логотип на первый взгляд кажется «тяжелее» основного текста, однако на самом деле он «легче», чем элементы меню, хотя все же и достаточно заметен. Здесь не стоит забывать о субъективности восприятия — вы можете посчитать иначе.

Если провести squint test и снова прищуриться, элементы меню и логотип сливаются в один объект. Графика и разделительные линии остаются видны, а текст представляется крупными блоками. То есть все элементы остаются видимы, пусть вы и не можете разобрать текст.

Что касается ориентации, то когда на экране виден лишь верхний раздел — El evento — разделительная линия придает странице горизонтальный вид. Однако всего представлено 4 раздела, и если смотреть на всю страницу целиком, то, уже выстроенные в колонку, эти горизонтальные линии придают композиции вертикальное направление.

К слову, можно предположить, что два изображения, которые мы видим по краям текста на скриншоте, было бы лучше поменять местами. На первой картинке изображена камера, смотрящая направо — взгляд пользователя, вероятно, пойдет в этом же направлении. Зонтик девушки со второй картинки тоже указывает направо, но сама девушка идет налево, и именно туда, скорее всего, последует наш взгляд. Оба изображения уводят взгляд от текста, в то время как могли бы его туда направлять.

Искусство в Стэнфорде

На сайте Stanford Arts, посвященном деятельности Стэндфордского университета в области искусства, наибольший «вес» несет изображение в верхней части страницы. Помимо того, что это самый крупный элемент, его содержание представляет особый интерес. К тому же, из-за своего расположения, при открытии страницы в браузере он занимает практически весь экран.

Примечание. Изображение в верхней части сайта — на самом деле динамический элемент, где несколько изображений периодически сменяют другу друга. Так что в случае самостоятельного просмотра сайта вы, вероятно, увидите другую картину, в результате чего ваша оценка дизайна и визуального веса может оказаться иной.

Следующий по «весу» элемент — треугольные изображения на фоне прямоугольных объектов. Затем следуют хедер и футер — крупные блоки темно-красного цвета.

Если провести squint test, то все элементы остаются видимыми дольше, чем можно было бы предположить. Это связано с присутствием большого контраста светлых и темных тонов в каждом из элементов.

В конце концов видимыми остается слегка размытое верхнее изображение и уже совсем размытые треугольники под ними.

Дизайн этой страницы также интересен в силу своей визуальной ориентации: диагональные линии здесь, в том числе и в верхнем изображении, преобладают и задают направление всей композиции, и поскольку такая ситуация не характерна для большинства веб-страниц, это расходится с ожиданиями пользователя, из-за чего горизонтальные линии привлекают к себе еще больше внимания.

Интересно, что и женщина в правом треугольнике, и фотокамера в центральном смотрят направо, в то время как лучше было бы перевернуть первую фотографию по горизонтали, чтобы взгляд девушки был направлен к центру страницы, а изображение камеры по тем же соображениям лучше передвинуть в левый блок.

Стоит также отметить, что изображения в треугольниках меняются при наведении на различные ссылки в блоках. Но все же, почему-то большинство из них обращены наружу, вместо того чтобы переводить взгляд пользователя обратно к тексту.

Заключение

Визуальный вес — это сила, с которой элемент притягивает взгляд наблюдателя. Визуальное направление — направление сил, действующих на элементы, или сил воздействия, оказываемого самими элементами. Они указывают взгляду пользователя, куда двигаться дальше.

Многие внутренние характеристики объектов можно менять, делая элементы «тяжелее» или «легче». Некоторые характеристики позволяют также менять визуальное направление элементов и всей композиции.

Теперь вы знаете, как просто можно управлять вниманием пользователя и двигать его взгляд по вашему лендингу в выгодном вам направлении.