Безопасность детей в интернете: простые, но важные правила. Информационная безопасность детей и подростков в сети интернет

В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

  • Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
  • Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с одержимым, далёким от задач образования.
  • Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

  • ТЫРНЕТ - Детский Интернет (http://www.tirnet.ru/proxy ) - сетевой инструмент для организации безопасного серфинга детей в сети Интернет.
  • securelist.com (http://www.securelist.com/ru/encyclopedia) — энциклопедия информационной безопасности.
  • Антивирусная Школа (http://av-school.ru/ ) - антивирусная школа от Касперского.
  • Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» (http://www.content-filtering.ru/ ) - помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.
  • InternetSecure.ru - безопасность в интернет (http://internetsecure.ru/ ) — набор технологий и программ для работы в сети и с компьютером.
  • Безопасность наших школ (http://www.schoolsave.ru/ ) — портал «Безопасность наших школ» призван обеспечить общественный контроль за мерами пожарной и антитеррористической безопасности, здоровьем школьников и состоянием зданий школ, а также способствовать вовлечению граждан в обсуждение вопросов, связанных с безопасностью российских школ.
  • Security Portal .RU (http://www.securityportal.ru/ ) — здесь Вы найдете информацию по защите информации, защите приватности, безопасным сетевым взаимодействиям, криптографии.
  • Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (http://www.oszone.net/6213/ ) — обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (статья, ссылки, материалы).
  • Anti-Malware.ru — независимый информационно-аналитический портал по безопасности (http://www.anti-malware.ru/ ).
  • Школьный Яндекс (http://school.yandex.ru/ ) - школьный поисковик.
  • Защита детей от интернет угроз — (http://www.securitylab.ru/software/1423/ ). Каталог программ «Защита детей от интернет-угроз» (описание, сравнение, оценки).
  • Семейная безопасность — Windows Live (http://download.live.com/familysafety ) -программа от компании Microsoft.
  • http://nicekit.ru/ -программа родительского контроля.http://www.kidscontrol.ru/ — еще один вариант программы для организации родительского контроля. Сегодня многие из нас встают перед проблемой, как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время и защитить от негативной информации. Эти сайты помогут решить этот вопрос.
  • Этика — (http://www.etika.ru/ ). Сайт создан специально для пользователей Рунета, которые хотят работать в этичной, корректной и безопасной среде и готовы участвовать в создании такой среды.
  • Сетевой этикет - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Netiquette .
  • Проект Антиспам.Ру http://www.antispam.ru/ .
  • Основы безопасности в Интернете для молодежи http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm — интерактивный курс по Интерент-безопасности.
  • CITFORUM http://www.citforum.ru/security/ — информационная безопасность (большое количество материалов по теме).
  • Родители, дети, компьютер. «Программа контроля использования компьютера ребенком - КиберМама™ » — (http://cybermama.ru/ ).
  • Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания пользователей компьютеров — (http://www.comp-doctor.ru/ ). Как выбрать безопасные для здоровья компьютер и программы, правильно организовать рабочее место.
  • [Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Комплексы упражнений] (http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/exercise/index.htm ) - Сайт для учителей информатики и не только. Комплексы упражнений физкультминутки.
  • Инфосекьюрити — http://www.infosecurity.ee/ . Эстонский сайт о безопасности, но интересен и для российских пользователей сети Интернет.
  • 4 этапа защиты компьютера — Советы от компании Microsoft.
  • Обеспечение информационной безопасности в учебных заведениях. На портале Сети творческих учителей — http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com .
  • Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft — http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx# .
  • Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids .
  • Ребенок в сети. Сайт от компании Panda — http://www.detionline.ru/ .
  • Специальный портал, созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернетhttp://www.saferinternet.ru/ . Документы, материалы и многое другое.
  • Nachalka.com (http://www.nachalka.com/ ) — сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. Родителям интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. «Пока мы спорим «пущать» или «не пущать» учеников начальной школы в Интернет - они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Как?» Этому и не только посвящен раздел сайта «Безопасность детей в Интернет» http://www.nachalka.com/bezopasnost .
  • http://www.gogul.tv/ — детский браузер Гогуль. Защита детей от нежелательного контета, контроль за интернет-серфингом.
  • Интересная бесплатная программа родительского контроля. Не позволяет ограничивать время, проводимое ребенком за компьютером, но блокирует посещение некоторых сайтов, позволяет дополнять и формировать черные и белые списки. Работает под паролем —

Как защитить ребенка в виртуальном мире


Информационная безопасность ребёнка – если особенно не вдумываться, связка этих слов не особенно пугает. Чем может навредить информация? Информация — это новые знания, развитие, малыш жадно впитывает факты, учится и познает. Но не стоит забывать, что с информацией нужно уметь обращаться, чтобы не направить ее силу против себя. И дать ребенку знания об информационной безопасности такая же обязанность родителей, как научить его завязывать шнурки или здороваться при встрече. Дети, нравится нам это или нет, стали такой же частью информационного сообщества, как и взрослые.

«Родители зачастую отстают от информационной грамотности своих детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются, сидя дома за компьютером, какой контент смотрят по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого, дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для своего возраста интернет-страницы», — Светлана Семенова, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области.

С какими опасностями может столкнуться ребенок в интернете? — Сомнительные знакомства с людьми, которые преследуют свои, далеко не благие цели, отчаянно ища контакта с ребенком. Часто именно интернет, социальные сети используются педофилами как площадка для знакомств с потенциальными жертвами.

— Доступ к нежелательному контенту. Материалы сексуального характера – видео ролики, фотографии, тематические форумы, всплывающие окна с недвусмысленными рекламными предложениями — все это может нанести вред ребенку, особенно раннего возраста, его психологическому и нравственному развитию. Также опасны страницы и сайты, которые открыто пропагандируют, романтизируют самоубийства, наркотики, насилие, жестокость. Отдельной строкой интернет-ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами.

— Информация экстремистского толка.
Для подростков, детей переходного возраста, столкнувшимися со сложностями общения, в том числе, и с родителями, это часто становится особенно актуально. Часто в таких сообществах ребенок получает так нужную ему поддержку, ощущение собственной значимости, единомышленников, которые принимают его к себе. Печально известные «академовские молоточники» активно использовали социальные сети для распространения своего мировоззрения, находя поддержку среди многих ровесников.

— Травля, гонения и нападкина ребенка. Виртуальные преследования и киберунижения делят на несколько видов, более или менее опасных для жизни и здоровья ребенка, но все они наносят психологический вред, а в крайних случаях могут довести до самоубийства.

— Угроза заражения вредоносным ПО, мошенничество.
Часто дети, не подозревая об угрозе, скачивают предложенный мошенниками файл, бесплатную программу или приложение, создавая угрозу для вашего компьютера. Такие дети могу легко пойти на поводу у злоумышленников, по-детски непосредственно предоставить им конфиденциальную информацию, например, о кредитных картах или электронных кошельках родителей.

Информационную безопасность надо прививать с младых ногтей. Это не значит, что надо усаживать чадо за компьютер, как только он научится сидеть — когда открывать малышу горизонты компьютерного мира, решают родители. Но едва они решили это сделать, нужно огласить ребенку правила, желательно, совместно разработанные, распечатать их и повесить у компьютера. Правила пользования интернетом для ребенка:

1. Делись с родителями успехами и неудачами в деле освоения Интернета;
2. Если в сети тебя что-либо беспокоит, не скрывай этого, а расскажи о своем беспокойстве с родителям;
3. При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, не используй реальное имя, придумай регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
4. Никогда нельзя выдавать свои личные данные: домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
5. Помни, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;
6. Уважай сетевых собеседников. Правила хорошего тона действуют одинаково в виртуальной, и в реальной жизни;
7. Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми;
8. Не встречайтесь с друзьями из Интернета, особенно, не поставив в известность родителей. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
9. Далеко не все, что ты можешь прочесть или увидеть в Интернет – правда. Если что-то посеяло в тебе зерно сомнения – спроси у родителей;
10. Соблюдай договоренности с родителями, не проводи в интернете времени больше, чем вы оговаривали с родителями.

Нельзя спрятать малыша от современного мира. Раньше или позже, вне зависимости от вашего желания, виртуальный мир войдет в жизнь вашего ребенка. И лучше, чтобы к этому моменту он будет вооружен знаниями, как избежать опасностей в интернете.

Возраст от 5 до 6 лет — Работать в интернете только в присутствии родителей;
— Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира;
— Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети;
— Используйте специальные детские поисковые машины;
— Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
— Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.


Возраст от 7 до 8 лет
— В этом возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.
— Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что знаете всех, с кем общаются дети; однако, вместо тотальной слежки за аккаунтами ребенка, постарайтесь наладить с ними доверительные отношения;
— Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
— Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
— Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
— В данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет. В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.
— Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля.
— Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
— Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;
— Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
— Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
— Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.
— Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;
— Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
— Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;

Возраст от 9 до 12 лет — Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет;
— Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
— Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет;
— Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;
— Расскажите детям о порнографии в Интернет;
— Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;
— Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

13-17 лет — Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме;
— Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;
— Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
— Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Службой Роскомнадзора cсоздан специализированный интернет-ресурс zapret-info.gov.ru где принимаются сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации.Линия помощи «Дети онлайн», оказание помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество) — 8 800 25-000-15

























1 из 24

Презентация на тему: Информационная безопасность детей

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Родительское собрание на тему «Дети в современном медиа-мире» Цикл занятий по повышению родительской компетентности в сфере медиа-ресурсов. Цикл занятий по повышению компьютерной грамотности родителей. Организация на школьном сайте странички для родителей. Индивидуальные беседы и консультации.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками; 6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни; 7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

№ слайда 7

Описание слайда:

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены; 9. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

№ слайда 8

Описание слайда:

Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет? Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек. Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет. Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;

№ слайда 9

Описание слайда:

Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт. Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем. Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации; Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска;

№ слайда 10

Описание слайда:

Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

№ слайда 11

Описание слайда:

Семейное соглашение о работе в Интернет Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы: Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать; Сколько времени дети могут проводить в Интернет; Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет; Как защитить личные данные; Как следить за безопасностью; Как вести себя вежливо; Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.

№ слайда 12

Описание слайда:

При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности: Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый; Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми; Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются; Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает; Не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен. Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения свашими детьми.

№ слайда 13

Описание слайда:

Что могут делать дети в возрасте 5-6 лет? Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно? В таком возрасте желательно работать в Интернет только в присутствии родителей; Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира; Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети; Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM); Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье; Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

№ слайда 14

Описание слайда:

Возраст от 7 до 8 лет Для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок. Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.

№ слайда 15

Описание слайда:

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения; Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером; Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь; Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее; Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей; Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM); Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса; Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;

№ слайда 16

Описание слайда:

Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей; Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия; Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями; В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией; Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни; Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»; Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Описание слайда:

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

№ слайда 20

Описание слайда:

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям. Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms,- во избежание потери денег. Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

№ слайда 21

Описание слайда:

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - решение родительского контроля. Если ваш ребенок - учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете. Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок.

№ слайда 24 Описание слайда:

">

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Тема: Информационная безопасность в сети Интернет

Класс: 9-11.

Правовая база.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.

Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point “Проблемы информационной безопасности в сети Интернет” (Приложение 1).

Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Ход занятия

1. Вступительная часть - сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.

2. Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.

3. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации “Проблемы информационной безопасности”

Слайд 1. Тема.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия “угроза”, “безопасность”, “информация”, “угроза информационной безопасности”.

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Информация – сведения или сообщения.

Угроза информационной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Литература.

Образование.

Личное общение.

Искусство.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

Слайд 4-7. Справочная информация.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

46% (13-14 лет),

54% (15-16 лет);

  • сетевые игры;
  • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
  • обмен файлами;
  • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
  • ведение блогов и пр.
  • 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
  • 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

4. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.

5. Работа в группах:

задание для групповой работы - подготовка коллективного ответа на вопрос: “Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?”, “Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?”, “Как оградить себя от кибер-преступлений?”. (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

6. Обсуждение результатов работы.

7. Продолжение работы с презентацией “Проблемы информационной безопасности”.

Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.

Защитите свой компьютер.

  • Регулярно обновляйте операционную систему.
  • Используйте антивирусную программу.
  • Применяйте брандмауэр.
  • Создавайте резервные копии важных файлов.
  • Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы “Условия использования” или “Политика защиты конфиденциальной информации”, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Думай о других пользователях.

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна - это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки “Нет”.

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

8. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.

9. Учитель благодарит учащихся за работу

10. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).

Используемая литература и интернет-ресурсы

1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”, Екатеринбург, 2009, ч. 1, 2.

2. "Основы безопасности детей и молодежи в интернете" - интерактивный курс по интернет-безопасности.

3. Портал Сети творческих учителей. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com

4. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#

5. Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

6. Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http://www.detionline.ru/

7. Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети интернет. Безопасный интернет http://www.saferinternet.ru/.