Работа с файлами и папками в Windows XP: операции с объектами

Цель лабораторной работы

Изучение основных операций работы с объектами операционной системы Windows XP (создание, перемещение, копирование, удаление) файлов, папок, ярлыков.


программные продукты

Оборудование

Материалы : раздаточный материал.

Программные продукты : операционная системаWindows XP.

Порядок выполнения работы

1. Настроить «Мой компьютер»:

Диск С: открывать для каждой папки отдельное окно,

Объекты: в виде таблицы;

Сортировка по имени;

Показ всех файлов;

Отображать расширения файлов и полный путь в заголовке.

2. В папке МОИ ДОКУМЕНТЫ создать папку ГРУППА, в папке ГРУППА создать папки НОВАЯ, ТЕСТ и ЗАЧЕТ.

3. В папке ЗАЧЕТ создать ярлыки для программ «Мой компьютер», «Корзина» и папку ФАЙЛЫ.

4. В папку ФАЙЛЫ скопировать 15 файлов размером не более 30 Кб, из них: 5 – с расширением *.txt, 5 – с расширением *.bmp, 5 – с расширением *.doc.

5. В папку ТЕСТ из папки ФАЙЛЫ скопировать 4 самых новых файла.

6. В папку НОВАЯ из папки ФАЙЛЫ переместить 2 самых больших файла.

7. В папке ТЕСТ с помощью БЛОКНОТА создать 3 текстовых файла, присвоить им атрибуты: 2 – только для чтения, 1 – скрытый.

8. В папке НОВАЯ удалить и восстановить 1 файл.

9. Переместить папки ТЕСТ и НОВАЯ в папку ЗАЧЕТ.

10. Установить объем «КОРЗИНЫ» 1 %.

11. Найтифайлы, созданные в прошедшем месяце и содержащие в тексте слово MICROSOFT.

12. Удалить созданные объекты.

Форма отчета

Порядок защиты

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Операционная система Windows XP.

Служебные программы, работа с буфером обмена»

Цель лабораторной работы

Изучение основных операций работы со служебными программами операционной системы Windows XP (текстовые редакторы, графический редактор, обмен данными между приложениями через буфер обмена).

Используемое оборудование, материалы,
программные продукты

Оборудование : мультимедийный комплекс, персональные компьютеры.

Материалы : раздаточный материал.

Программные продукты : операционная система Windows XP, служебные программы Windows XP.

Порядок выполнения работы

1. Создать документ: рисунок и шапку в PAINT, текст – в Wordpad (при создании текста использовать табуляцию).

2. Вставить в текст рисунок через буфер обмена.



Отчет

Продажа системных блоков

№ Наименование Дата Цена, $

1 Samsung 01.03 204

2 X–Ring 02.05 250

3 Lizard 05.07 215

4 Sony 06.09 305

5 Fillips 07.11 202

Директор Иванов И.И.

Главный бухгалтер Петров П.П.

– sin 54 o 25";

– ((18+9)/14,5*5)*8+15=;

– среднее значение чисел: 15; 18; 25,9; 134,8; 18,4; 125,1.

Форма отчета

Результаты выполнения лабораторной работы оформляются в электронном варианте в соответствии с заданием.

Порядок защиты

Защита результатов лабораторной работы проводится устно и письменно (результаты расчетов) с последующим выставлением установленного количества баллов в бально-рейтинговой системе оценки.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Структура окна Word 2007. Основы форматирования

И редактирования текстового документа»

Цель лабораторной работы

Изучение основных элементов интерфейса Word 2007, а также приемов форматирования и редактирования текстового документа.

Используемое оборудование, материалы,
программные продукты

Оборудование : мультимедийный комплекс, персональные компьютеры.

Материалы : раздаточный материал.

Программные продукты : операционная система Windows XP, текстовый редактор Word 2007.

Порядок выполнения работы

(Текст – четыре главы с заголовками (глава 1, 2, 3, 4) и подзаголовками (в которой...) в каждой главе).

Выполнить для текста форматирование символов, абзацев и страниц по следующим требованиям:

1. Параметры страницы : бумага – 19,5 х 27,5 см; поля – левое, правое – по 1,5 см, верхнее, нижнее – по 2 см; переплетный отступ – 1,2 см.

2. Форматирование текста :

2.1. Заголовки глав (глава первая, вторая, третья, четвертая):

– шрифт: ARIAL, стиль – полужирный, размер– 22 пт, разрядка – 5 пт, масштаб символов 140 %;

– абзац: выравнивание по центру, перед/после абзаца – 6 пунктов;

2.2. Подзаголовки глав (в которой…):

– шрифт: TIMES NEW ROMAN, стиль – курсив, размер – 18 пт, подчеркивание – только слова;

– абзац: отступ абзаца слева/справа – по 2 см, выравнивание – по центру, межстрочный интервал – точно 22 пункта, перед/после абзаца – 12 пунктов;

2.3. Основной текст:

– шрифт: TIMES NEW ROMAN, размер – 14 пт.

– абзац: первая строка – отступ на 1,8 см, межстрочный интервал – 18 пунктов, выравнивание – по ширине, перед/после абзаца – 4 пункта;

3. Первый абзац каждой главы: буквица – высота 3 строки, шрифт – ARIAL, расстояние до текста – 0,4 см.

4. Заголовок каждой главы на новой странице; обрамление страниц рамкой.

5. Расставить нумерацию страниц (внизу в центре) и переносы.

6. Проверить орфографию.

7. Верхний колонтитул: на четных страницах – «Задание по WORD»; на нечетных – свою Фамилию И.О.

8. Последнюю главу разбить на две колонки с разделителем (без заголовка и подзаголовка; не включать буквицу).

9. В текст вставить 2 сноски – Яло – имя Оля наоборот, Гурд – друг наоборот.

Форма отчета

Результаты выполнения лабораторной работы оформляются в электронном варианте в соответствии с заданием.

Порядок защиты

Защита результатов лабораторной работы проводится устно с последующим выставлением установленного количества баллов в бально-рейтинговой системе оценки.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Набор файловых операций

Файловая система ОС должна предоставлять пользователям набор операций для работы с файлами, оформленный в виде системных вызовов. В различных ОС имеются различные наборы файловых операций. Наиболее часто встречающимися системными вызовами для работы с файлами являются [13 , 17 ]:

  1. Create (создание). Файл создается без данных. Этот системный вызов объявляет о появлении нового файла и позволяет установить некоторые его атрибуты;
  2. Delete (удаление). Ненужный файл удаляется, чтобы освободить пространство на диске;
  3. Olien (открытие). До использования файла его нужно открыть. Данный вызов позволяет прочитать атрибуты файла и список дисковых адресов для быстрого доступа к содержимому файла;
  4. Close (закрытие). После завершения операций с файлом его атрибуты и дисковые адреса не нужны. Файл следует закрыть, чтобы освободить пространство во внутренней таблице;
  5. Read (чтение). Файл читается с текущей позиции. Процесс, работающий с файлом, должен указать (открыть) буфер и количество читаемых данных;
  6. Write (запись). Данные записываются в файл в текущую позицию. В случае если она находится в конце файла, его размер автоматически увеличивается. В противном случае запись производится поверх существующих данных;
  7. Append (добавление). Это усеченная форма предыдущего вызова. Данные добавляются в конец файла;
  8. Seek (поиск). Данный системный вызов устанавливает файловый указатель в определœенную позицию;
  9. Get attributes (получение атрибутов). Процессам для работы с файлами бывает крайне важно получить их атрибуты;
  10. Set attributes (установка атрибутов). Этот вызов позволяет установить необходимые атрибуты файлу после его создания;
  11. Rename (переименование). Этот системный вызов позволяет изменить имя файла. При этом такое действие можно выполнить копированием файла. По этой причине данный системный вызов не является необходимым;
  12. Execute (выполнить). Используя данный системный вызов, файл можно запустить на выполнение.

Рассмотрим примеры файловых операций в ОС Windows 2000 и UNIX. Как и в других ОС, в Windows 2000 есть свой набор системных вызовов, которые она может выполнять. При этом корпорация Microsoft никогда не публиковала список системных вызовов Windows, кроме того, она постоянно меняет их от одного выпуска к другому . Вместо этого Microsoft определила набор функциональных вызовов, называемый Win 32 API (Win 32 Application Programming Interface). Эти вызовы опубликованы и полностью документированы. Οʜᴎ представляют из себябиблиотечные процедуры, которые либо обращаются к системным вызовам, чтобы выполнить требуемую работу, либо выполняют ее прямо в пространстве пользователя.

Философия Win 32 API состоит в предоставлении всœеобъемлющего интерфейса, с возможностью выполнить одно и то же требование несколькими (тремя-четырьмя) способами. В ОС UNIX всœе системные вызовы формируют минимальный интерфейс: удаление даже одного из них приведет к снижению функциональности ОС.

Многие вызовы API создают объекты ядра того или иного типа (файлы, процессы, потоки, каналы и т.д.). Каждый вызов, создающий объект, возвращает вызывающему процессу результат, называемый дескриптором (небольшое целое число). Дескриптор используется впоследствии для выполнения операций с объектами. Он не должна быть передан другому процессу и использован им. При этом при определœенных обстоятельствах дескриптор должна быть дублирован и передан другому процессу защищенным способом, что предоставляет второму процессу контролируемый доступ к объекту, принадлежащему первому процессу. С каждым объектом ассоциирован дескриптор безопасности, описывающий, кто и какие действия может, а какие не может выполнять с данным объектом.

Основные функции Win 32 API для файлового ввода-вывода и соответствующие системные вызовы ОС UNIX приведены ниже.

Аналогично файловым операциям обстоит дело с операциями управления каталогами. Основные функции Win 32 API и системные вызовы UNIX для управления каталогами приведены ниже.

Способы выполнения файловых операций

Чаще всœего с одним и тем же файлом пользователь выполняет не одну, а последовательность операций. Независимо от набора этих операций операционной системе крайне важно выполнить ряд постоянных (универсальных) для всœех операций действий.

  1. По символьному имени файла найти его характеристики, которые хранятся в файловой системе на диске.
  2. Скопировать характеристики в оперативную память, поскольку только в данном случае программный код может их использовать.
  3. На основании характеристик файла проверить права пользователя на выполнение запрошенной операции.
  4. Очисть область памяти, отведенную под временное хранение характеристик файла.

Вместе с тем, каждая операция включает ряд уникальных для нее действий, к примеру, чтение определœенного набора кластеров диска, удаление файла, изменение его атрибутов и т.п.

ОС может выполнить последовательность действий над файлами двумя способами (см. рис. рис. 7.22 ).

  1. Для каждой операции выполняются как универсальные, так и уникальные действия. Такая схема иногда принято называть схемой без заполнения состояния операции (stateless).
  2. Все универсальные действия выполняются в начале и конце последовательности операций, а для каждой промежуточной операции выполняются только уникальные действия.

Рис. 7.22. Варианты выполнения последовательности действий над файлами

Подавляющее большинство файловых систем поддерживает второй способ, как более экономичный и быстрый. При этом первый способ более устойчив к сбоям в работе системы, так как каждая операция является самодостаточной и не зависит от результата предыдущей. По этой причине первый способ иногда применяется в распределœенных сетевых файловых системах, когда сбои из-за потерь пакетов или отказов одного из сетевых узлов более вероятны, чем при локальном доступе к данным.

При втором способе в ФС вводится два специальных системных вызова: open и close. Первый выполняется перед началом любой последовательности операций с файлом, а второй – после окончания работы с файлом.

Основной задачей вызова open является преобразование символьного имени файла в его уникальное числовое имя, копирование характеристик файла из дисковой области в буфер оперативной памяти и проверка прав пользователя на выполнение запрошенной операции. Вызов close освобождает буфер с характеристиками файла и делает невозможным продолжение операций с файлами без его повторного открытия.

Приведем несколько примеров системных вызовов для работы с файлами. Системный вызов create в ОС UNIX работает с двумя аргументами: символьным именем открываемого файла и режимом защиты. Так команда

fd = create ("abc", mode);

создает файл abc с режимом защиты, указанным в переменной mode. Биты mode определяют круг пользователœей, которые могут получить доступ к файлам, и уровень предоставляемого им доступа. Системный вызов create не только создает новый файл, но также открывает его для записи. Чтобы последующие системные вызовы могли получить доступ к файлу, успешный системный вызов create возвращает небольшое неотрицательное целое число – дескриптор файла – fd. В случае если системный вызов выполняется с существующим файлом, длина этого файла уменьшается до 0, а всœе содержимое теряется.

Чтобы прочитать данные из существующего файла или записать в него данные, файл сначала нужно открыть с помощью системного вызова open с двумя аргументами: символьным именем файла и режимом открытия файла (для записи, чтения или того т другого), к примеру

fd = open ("file", how);

Системные вызовы create и open возвращают наименьший неиспользуемый в данный момент дескриптор файла. Когда программа начинает выполнение стандартным образом, файлы с дескрипторами 0, 1 и 2 уже открыты для стандартного ввода, стандартного вывода и стандартного потока сообщений об ошибках.

В стандарте языка Си отсутствуют средства ввода-вывода. Все операции ввода-вывода реализуются с помощью функций, находящихся в библиотеке языка, поставляемой в составе системы программирования Си. На стандартный поток ввода ссылаются через указатель stdin, вывода – stdout, сообщений об ошибках – stderr. По умолчанию потоку ввода stdin ставится в соответствие клавиатура, а потокам stdout и stderr – экран дисплея.

Для ввода-вывода данных с помощью стандартных потоков в библиотеке Си определœены функции:

  • getchar ()/putchar () – ввод-вывод отдельного символа;
  • gets ()/ puts () – ввод-вывод строки;
  • scanf ()/ printf () – ввод-вывод в режиме форматирования данных.

Процесс в любое время может организовать ввод данных из стандартного файла ввода, выполнить символьный вызов:

read (stdin, buffer, nbyts);

Аналогично организуется вывод в стандартный файл вывода

write (stdout, buffer, nbytes).

При работе в Windows 2000 с помощью функции CreateFile можно создать файл и получить дескриптор к нему. Эту же функцию следует применять и для открытия уже существующего файла, так как в Win 32 API нет специальной функции File Open. Параметры функций, как правило, многочисленны, к примеру, функция CreateFile имеет семь параметров:

  1. указатель на имя файла, который нужно создать или открыть;
  2. флаги (биты), указывающие, может ли с этим файлом выполняться чтение, запись или то и другое;
  3. флаги, указывающие, может ли данный файл одновременно открываться несколькими процессами;
  4. указатель на описатель защиты, сообщение, кто может получать доступ к файлу;
  5. флаги, сообщающие, что делать, в случае если файл существует или, напротив - не существует;
  6. флаги, управляющие архивацией, сжатием и т.д.;
  7. дескриптор файла, чьи атрибуты должны быть клонированы для нового файла,

Fd = CreateFile ("data", GENERIC_READ, O, NULL, OPEN_EXSTING, O, NULL).

Понятие файл. Операции с файлами.

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл - это определœенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделœенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, к примеру: proba.txt

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита͵ к примеру: Единицы измерения информации.doc

До появления операционной системы Windows 95 на большинстве компьютеров IBM PC работала операционная система MS-DOS, в которой действовали весьма строгие правила присвоения имен файлам. Эти правила называют соглашением 8.3

По соглашению 8.3 имя файла может состоять из двух частей, разделœенных точкой. Первая часть может иметь длину до 8 символов, а вторая часть (после точки) - до 3 символов. Вторая часть, стоящая после точки, принято называть расширением имени.

При записи имени файла разрешается использовать только буквы английского алфавита и цифры. Начинаться имя должно с буквы. Пробелы и знаки препинания не допускаются, за исключением восклицательного знака (!), тильды (~) и символа подчеркивания (_).

После введения в действие операционной системы Windows 95 требования к именам файлов стали существенно мягче. Οʜᴎ действуют и во всœех последующих версия операционных систем Windows. 1. Разрешается использовать до 255 символов. 2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского. 3. Разрешается использовать пробелы и другие ранее запрещенные символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"<>|. 4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются всœе символы, стоящие за последней точкой.

Роль расширения имени файла чисто информационная, а не командная. В случае если файлу с рисунком присвоить расширение имени ТХТ, то содержимое файла от этого не превратится в текст. Его можно просмотреть в программе, предназначенной для работы с текстами, но ничего вразумительного такой просмотр не даст.

Файловая система. На каждом носителœе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов. Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линœейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

В случае если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет ʼʼдревовиднуюʼʼ структуру (имеет вид перевернутого дерева).

Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всœех уровней могут храниться и файлы.

Для облегчения понимания этого вопроса воспользуемся аналогией с традиционным ʼʼбумажнымʼʼ способом хранения информации. В такой аналогии файл представляется как некоторый озаглавленный документ (текст, рисунок и пр.) на бумажных листах. Следующий по величинœе элемент файловой структуры принято называть каталогом. Продолжая ʼʼбумажнуюʼʼ аналогию, каталог будем представлять как папку, в которую можно вложить множество документов, ᴛ.ᴇ. файлов. Каталог также получает собственное имя (представьте, что оно написано на обложке папки).

Каталог сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Это аналогично тому, как папка вкладывается в другую папку большего размера. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, каждый каталог может содержать внутри себя множество файлов и вложенных каталогов (их называют подкаталогами). Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, принято называть корневым каталогом.

А теперь полную картину файловой структуры представьте себе так: вся внешняя память компьютера - это шкаф с множеством выдвижных ящиков. Каждый ящик - аналог диска; в ящике - большая папка (корневой каталог); в этой папке множество папок и документов (подкаталогов и файлов) и т.д. Самые глубоко вложенные папки хранят в себе только документы (файлы) или бывают пустыми.

Путь к файлу. Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре крайне важно указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

К примеру, путь к файлам на рисунке можно записать так: C:\Рефераты\ C:\Рефераты\Физика\ C:\Рефераты\Информатика\ C:\Рисунки\

Полное имя файла. Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла. Пример полного имени файлов: C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc C:\Рисунки\Закат.jpg C:\Рисунки\ Зима.jpg

В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие ʼʼпапкаʼʼ. Папка - ϶ᴛᴏ объект Windows, предназначенное для объединœения файлов и других папок в группы. Понятие папки шире, чем понятие ʼʼкаталогʼʼ.

В Windows на вершинœе иерархии папок находится папка Рабочий стол. (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

В случае если мы хотим ознакомиться с ресурсами компьютера, крайне важно открыть папку Мой компьютер .

С файлами и папками можно выполнить ряд стандартных действий. Такие действия с файлами, как ʼʼсоздатьʼʼ, ʼʼсохранитьʼʼ, ʼʼзакрытьʼʼ можно выполнить только в прикладных программах (ʼʼБлокнотʼʼ, ʼʼPaintʼʼ, …).

Действия ʼʼоткрытьʼʼ, ʼʼпереименоватьʼʼ, ʼʼпереместитьʼʼ, ʼʼкопироватьʼʼ, ʼʼудалитьʼʼ можно выполнить в системной среде. ‣‣‣ Копирование (копия файла помещается в другой каталог);
‣‣‣ Перемещение (сам файл перемещается в другой каталог);
‣‣‣ Удаление (запись о файле удаляется из каталога);
‣‣‣ Переименование (изменяется имя файла).

Графический интерфейс Windows позволяет производить операции над файлами с помощью мыши с использованием метода Drag&Drop (тащи и бросай). Существуют также специализированные приложения для работы с файлами, так называемые файловые менеджеры.

Понятие файл. Операции с файлами. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие файл. Операции с файлами." 2017, 2018.

Контрольные задания.

Контрольное задание 1. Работа с проводником. Используя ПРОВОДНИК, создайте в своей папке вложенную папку ИНФОРМАТИКА, в которой создайте вложенные папки ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ и ОТЧЕТЫ.

Рисунок 1- вид окна МОЯ ПАПКА с вложенной папкой ИНФОРМАТИКА.

Рисунок 2 – вид окна папки ИНФОРМАТИКА с вложенными папками.

Контрольное задание 2. Работа с проводником. Используя ПРОВОДНИК, методом специального перетаскивания (с диска D:) создайте в папке ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ярлыки файлов описаний лабораторных работ по изучаемой дисциплине.

Рисунок 3 – вид окна папки ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ с вложенными ярлыками.

Ответы на контрольные вопросы

1.Дайте определение понятиям “файл” и “папка” ОС Windows.

Файл – последовательность байтов, имеющая имя и хранящаяся в долговременной памяти.

Папка – поименованное место на диске, где хранятся имена файлов, сведения об их размере и времени создания.

2.Для чего предназначены файловые менеджеры?

Файловые менеджеры предназначены для навигации по файловой структуре и ее обслуживанию.

Перечислите основные операции с файловой структурой в окнах ОС Windows и при помощи файловых менеджеров.

Копирование, перемещение, удаление, переименование, создание, просмотр.

4.Как обновить содержимое папки?

Вид – обновить; Ctrl+R или F5

5.Как отсортировать содержимое папки?

Вид – упорядочить значки и задать ключ сортировки в соответствующем подменю (Имя, размер, тип, изменение), дополнительно можно установить флажками по группам, автоматически, выровнять по сетке;

6.Как просмотреть значения свойств объекта? Какие свойства имеют файл, папка?

Значение свойств объекта можно просмотреть с помощью команды свойства (из пункта меню Файл или из контекстного меню объекта). Свойства файла – размер, тип файла, дата внесения посл. Изменении, место размещения, дата создания, дата редактирования. К свойствам папки относится все тоже самое, только еще количество и типы хранящихся в папке объектов – папок и файлов.

7.В чем состоит различие и сходство окна Проводника и окна папки? Вчем состоит различие и сходство работы в Проводнике, в Far manager и Total Commander?

Окно Проводника включает такие же элементы, что и окно папки. Основным отличием является то, что рабочее поле окна Проводника разделено на две части.

Проводник, как стандартная навигация по файловой структуре отличается от File manager & Total Commander тем, что его окна взаимозависимы друг от друга, а окна других файловых менеджеров существуют независимо друг от друга.

Основные действия (навигация по файловой структуре, запуск программ и открытие документов, создание, копирование, перемещение, удаление и переименование объектов и др.) во многом схожи с действиями во всех файловых менеджерах ОС Windows.

Выводы о проделанной работе. В результате выполнения лабораторной работы:

1) освоены и изучены операции с файловой структурой ОС Windows.

Одна из важнейших функций компьютера – хранение информации. Файл – это и место хранения, и объект, с которым можно совершать ряд операций. Файлы хранятся в папках, их еще называют каталогами. Они также являются объектами.

Контекстное меню объекта

В Windows XP каждый объект имеет контекстное меню, которое выводится по щелчку правой кнопки. Через меню можно делать некоторые операции

  1. Открыть
  2. Открыть с помощью – выбор программы, например, для аудио или видео
  3. Найти
  4. Отправить – есть подменю с командами перемещения, создания ярлыка, архивирования
  5. Переименовать
  6. Копировать
  7. Вырезать
  8. Вставить
  9. Свойства – вызывает окно, где можно узнать адрес

Здесь же ярлыки некоторых обслуживающих программ

Меню варьируется в зависимости от типа объекта. Для файла, папки или программы пункты меню могут отличаться.

Типы папок

  • Корневые – в Windows XP «Мой компьютер» и папка системного диска (обычно C:).
  • Системные – содержат контент, созданный при установке ОС. Находятся в папке Windows. Там же располагаются скрытые файлы.
  • Пользовательские – место для хранения контента, созданного пользователем.
  • Папки управления
  • Папки сетевого окружения
  • Корзина
  • Скрытые – системные папки, которые по умолчанию не отражаются в проводнике.

Типы файлов

Типы, или форматы файлов отражаются в расширении после имени. Это точка и латинские буквы, от двух до четырех. Они указывают на тип кодировки. Например, .jpg – это всегда рисунок.

Отдельный тип – ярлык. Это указатель на файл, в котором хранится его адрес. Он легко узнаваем, так как представлен в виде пиктограммы. При наведении мыши появляется имя и расширение файла.

Скрытые файлы служат для управления контентом. Например, скрытые файлы всегда присутствуют в папках с объектами графики или мультимедиа.

Архив – файл, хранящий сжатые (упакованные) файлы, которые занимают меньше места на диске.

Реестр содержит скрытые файлы, где записаны параметры системы

На некоторые объекты можно установить пароль.

Его создание подчиняется особым правилам:

  • Использование латиницы и цифр
  • Отсутствие пробелов
  • Замена пробелов нижним подчеркиванием

Windows XP не предусматривает назначение пароля для отдельного объекта, для этого существуют сторонние программы.

Система папок организована в виде дерева.

Щелкнув правой кнопкой «Пуск», выбираете «Проводник» и в левой панели увидите отображение дерева папок в виде списка.

  1. Дерево свернуто, отображены только корневые каталоги дисков,
  2. Щелчком по крестику открываются вложенные папки диска
  3. Аналогично разворачивается папка «Мои документы»
  4. Выделение каталога раскрывает все содержащиеся объекты в правой панели

Система адресации

Чтобы разбираться в многообразии объектов, каждой «единице хранения» назначен адрес, по которому ее можно найти. Адрес записывается в виде пути от папки верхнего уровня через промежуточные до той, в которой находится нужный файл.

Полный путь начинается с корневой папки диска. Этот способ адресации применяется, когда в компьютере несколько логических дисков. Если он один, чаще всего адресация частичная.

Полный путь к папке «Мои сканированные изображения» выглядит примерно так:

C:Documents and Settingsимя пользователяМои документыМои рисункиМои сканированные изображения.

Корневая папка всегда снабжена двоеточием. Между разделителями находятся имена каталогов, которые следует открыть один за другим.

Работа с папками в проводнике

  1. Сервис – открывает настройки папки. Обычно среди всех изменяют пункт Сервис -> Свойства папки -> Вид -> Отображать скрытые файлы и папки
  2. Поиск – изменяет вид окна, открывает панель поиска в открытом объекте.
  3. Синхронизация – применяется для совместной работы в удаленном режиме.
  4. Изменение вида – раскрывающая кнопка со списком вариантов
  5. Навигация по уровням:
    1. Возврат к предыдущему
    2. Переход на уровень вверх
    3. Переход к выделенному объекту.

Работа с папкой Учетные записи

Пуск -> Панель управления -> Учетные записи

На первой странице можно выбрать задание или выбрать изменяемую учетную запись

На второй:

  • Изменить имя пользователя
  • Изменить или удалить пароль
  • Изменить картинку
  • Изменить тип учетной записи
  • Использовать паспорт.NET

Работа с корзиной

Здесь можно выполнить в Windows XP всего две команды:

  1. Очистить корзину
  2. Восстановить (каталог или файл)

Основные операции с файлами и папками

Открыть

Чтобы пользоваться программой, работать с документом, требуется открыть объект. Это можно сделать несколькими способами

  1. Двойным кликом по ярлыку на Рабочем столе
  2. Двойным кликом в Проводнике на имени папки или файла
  3. Щелчком по ярлыку в панели быстрого запуска
  4. Щелчком на имени в Главном меню

Команда используется для созданных пользователем или скачанных с интернета, флэшки или фотоаппарата файлов. Первоначальное сохранение – «Сохранить как». Вы снова встречаетесь с Проводником. Не спешите нажимать кнопку «Сохранить».

  1. Запомните путь к папке сохранения.
  2. При необходимости откройте другую, более подходящую папку или создайте новую.
  3. Наберите с клавиатуры имя файла. Имя должно быть уникальным в пределах данной папки. Рекомендуется давать осмысленные имена, отражающие содержание.
  4. Нажмите кнопку «Сохранить».

Сохранять файлы можно только в пользовательских папках (Мои документы, Общие документы) или на Рабочем столе. Не следует использовать для сохранения корневую или системную папку.

Создать папку

Вы можете создать свой каталог в проводнике:

  1. Щелчок по значку -> написать название -> OK.
  2. Щелчок правой кнопкой на пустом месте в окне проводника
    -> создать папку -> вписать имя -> OK.

Вторым способом можно создать папку на рабочем столе.

Выделить объекты

  1. Один выделяется щелчком по ярлыку на рабочем столе или в проводнике
  2. Несколько подряд: щелчок на первом -> зажать клавишу Shift -> щелчок на последнем
  3. Несколько выборочно: щелчок на первом -> зажать клавишу Ctrl -> последовательно щелкать на остальных.

Переместить

Для перемещения объекта нужны две папки:

  1. Источник
  2. Приемник

Вариант 1:

  1. В контекстном меню объекта, который следует переместить, дать команду «Вырезать» (он помещается в буфер обмена)
  2. В папке – приемнике в меню – «Вставить»

Вариант 2:

Открыть обе папки и перетащить объект из одной в другую.

Переименовать

  1. Вызвать меню -> переименовать -> ввести новое имя -> OK
  2. В проводнике или на рабочем столе сделать на объекте два щелчка с небольшой паузой. Под ярлыком выделится имя файла. Его удалить, не трогая расширение и ввести новое имя.

Свернуть

  1. Кликнуть по значку «-» в правом верхнем углу окна
  2. Все открытые объекты отражаются в панели задач (ниже рабочего стола). Щелчок на имени объекта сворачивает его.

Развернуть

  1. Кликнуть на имени в панели задач.

Закрыть

  1. Кнопкой управления окном
  2. Из меню имени в панели задач

Найти

Поиск осуществляется в специальном окне. Его можно раскрыть одним из способов:

  1. Пуск -> Найти
  2. Пуск (правой кнопкой) -> Проводник -> Поиск
  3. Пуск (правой кнопкой) -> Найти

В Windows XP предусмотрена система поиска файла по критериям:

  1. По имени
  2. По расширению
  3. По слову или фразе в файле
  4. По дате изменения
  5. По размеру файла, приблизительному или точному
  6. Дополнительно указывается область поиска (выбор из списка под раскрывающей кнопкой)
  7. В каких типах папок искать

Естественно, вы должны знать хотя бы один из этих параметров.

Удалить

  1. Удаление в корзину: выделить объект -> нажать на клавиатуре Delete -> Да. Объект помещается в папку Корзина и может быть восстановлен на прежнем месте.
  2. 2. Удаление безвозвратно: выделить объект -> одновременно нажать клавиши Shift + Delete -> Да. Будьте осторожны, объекты, удаленные таким способом, не могут быть восстановлены.

Создать ярлык

Первый способ: вызвать меню файла или папки -> Отправить -> Рабочий стол (создать ярлык).

Второй способ – если вы знаете путь к файлу (папке):

  1. Вызвать меню на рабочем столе
  2. Обзор
  3. Щелкая по крестикам, последовательно открывайте папки
  4. Выделите файл (папку), для которого создается ярлык -> OK
  5. Далее
  6. Готово

Переместить ярлык в панель быстрого запуска – с зажатой левой кнопкой перетянуть на левую часть панели задач (рядом с кнопкой Пуск)

Архивировать (упаковать)

  1. Меню -> Отправить -> Сжатая ZIP-папка
  2. Появится ярлык архива.

Разархивировать (распаковать):

В меню выбрать один из трех вариантов.

Для архива можно назначить пароль:

  1. Добавить (закрыть окно выбора файлов)
  2. Дополнительно
  3. Щелкнуть «Установить пароль»
  4. Ввести пароль дважды
  • Напишите пароль сначала на бумаге, а потом скопируйте в поле ввода, чтобы не было ошибок. Не употребляйте один и тот же пароль для разных объектов.
  • Работая с несколькими окнами, не закрывайте их, а сворачивайте в панель задач.
  • Не загружайте никакие объекты, кроме ярлыков, на рабочий стол.
  • Не удаляйте скрытые системные файлы, кроме тех случаев, когда удаляется папка с файлами графики или мультимедиа.
  • Не редактируйте системные файлы.