Способность управлять программным потоком позволяет делать выборочное выполнение отдельных участков кода, а это весьма ценная особенность программирования. Оператор выбора if позволяет нам выполнять или не выполнять определенные участки кода,в зависимости от того является ли истинным или ложным условие этого оператора. Одно из самых важных назначений оператора выбора if так это то, что он позволяет программе совершить действие на выбор, в зависимости от того, какие данные ввел пользователь. Банальный пример использования if - это проверка введенного пользователем пароля, если пароль правильный, программа разрешает пользователю совершить какое-то действие, если пароль введен неправильный, то программа не позволит пользователю получить доступ к ограниченным ресурсам.
Без условного оператора программа бы срабатывала раз за разом одинаково, независимо от того, какие входные данные поступали от пользователя. Если же использовать операторы выбора, то результат работы программы может быть намного интереснее, так как он будет зависеть напрямую от входных данных пользователя.
Перед тем как начать разбираться в структуре оператора if , стоит обратить внимание на такие значения как ИСТИНА
и ЛОЖЬ
в контексте программирования и компьютерной терминологии.
Истинное значение (ИСТИНА
) имеет значение отличное от нуля, ЛОЖЬ
эквивалентна нулю. При использовании операторов сравнения, оператор будет возвращать единицу, если выражение сравнения - истинно, или - 0, если условное выражение ложно. Например, выражение 3 == 2 вернет значение 0, так как три не равно двум. Выражение 5 == 5 оценивается как истинное и вернет значение 1. Если вам сложно это понять, попробуйте сделать вывод на экран этих выражений, например: printf ("%d", 7 == 0);
В процессе программирования, часто приходится сравнивать одни переменные с другими и на основе этих сравнений управлять программным потоком. Есть цэлый список операторов, который позволяет выполнять сравнения, вот он:
Скорее всего вы знакомы с этими операторами сравнения, но на всякий случай, я показал их в таблице выше. Они не должны быть сложными для вашего понимания, большинство из этих операторов вы изучили в школе на уроках математики. Теперь вы понимаете, что такое ИСТИНА
и ЛОЖЬ
, пора испытать оператор выбора if в бою. Структура if:
If (условное выражение)
// тут располагается один оператор, который выполнится, если условное выражение - истинно
Вот вам простой пример использования оператора if:
If (7 > 6)
printf("Семь больше шести");
В этом примере программа оценивает условное выражение — «семь больше шести?» Чтобы увидеть результат работы этого фрагмента кода просто вставьте его в функцию main() и не забудьте включить заголовок stdio.h , запускаем программу и видим результат - true . Конструкция оператора выбора if c фигурными скобочками:
If (TRUE) {
/* весь код который помещен внутрь скобок - выполнится */
}
Если не использовать фигурные скобочки, то к телу оператора if будет относиться только один, первый оператор. Если же необходимо управлять несколькими операторами, то необходимо поместить их в фигурные скобочки. Я рекомендую всегда ставить скобки, после объявления if - это хороший тон программирования и вы никогда не запутаетесь в своем коде, так как такое объявление наиболее понятное.
Оператор else
Иногда, когда условное выражение - ложное, было бы удобно, чтобы выполнялся некоторый код, отличный от того кода,который выполняется при ИСТИННОМ
условии. Как же это делается?
Вот пример использования оператора if else:
If (TRUE) {
/* выполняется этот код,если условие истинно */
}
else {
/* выполняется этот код,если условие ложно */
}
Конструкция else if
Обычно операторы else if используют, когда необходим множественный выбор, то есть например определены несколько условий, которые одновременно могут быть истинными, но нам необходимо только одно истинное условное выражение. Вы можете использовать оператор if else сразу после оператора выбора if , после его тела. В таком случае, если условие первого оператора выбора - ИСТИННО
, тогда конструкция else if будет игнорироваться, тогда как в противном случае, если условие первого оператора выбора - ЛОЖНО
, начнет выполнятся проверка в конструкции else if . То есть если условие одного оператора if будет истинно, то другие проверяться не будут. Теперь чтобы все это хорошо закрепить в голове и понять, давайте рассмотрим простой пример с использование конструкций операторов выбора.
#include
#include
int main()
{
int age; // без переменной никак...
printf("Сколько вам лет? "); // спрашиваем пользователя о его возрасте
scanf("%d", &age); // ввод пользователем количества лет
if (age < 100) { // если введенный возраст меньше 100
printf ("Вы очень молоды!\n"); // просто показываем что программа сработала верно...
}
else if (age == 100) { // используем else для примера
printf("Молодость уже позади\n"); // \n - символ перевода на новую строку.
}
else {
printf("Столько не живут\n"); // если ни одно из выше-перечисленных условий не подошло, то программа покажет этот вариант ответа
}
return 0;
}
Рассмотрим интересные условные выражения с использование логических операторов.
Логические операторы позволяют создавать более сложные условные выражения. Например, если вы хотите проверить, является ли ваша переменная больше 0 но меньше 10, в таком случае вам достаточно воспользоваться логическим оператором - И. Вот так это делается - var > 0 and var < 10 . В языке СИ есть точно такой же же оператор, только обозначается он иначе — && .
При использовании операторов if часто необходимо проверить несколько различных условий, поэтому очень важно понимать логические операторы OR, NOT и AND. Логические операторы работают точно так же как и операторы сравнения: они возвращают 0, если имеют ложное значение или 1, если логическое выражение - истинное.
Подробнее о логических операциях вы можете прочитать в .
Последнее обновление: 30.07.2016
Условные конструкции - один из базовых компонентов многих языков программирования, которые направляют работу программы по одному из путей
в зависимости от определенных условий.
В языке C# используются следующие условные конструкции: if..else и switch..case
Конструкция if/else
Конструкция if/else проверяет истинность некоторого условия и в зависимости от результатов проверки выполняет определенный код:
Int num1 = 8;
int num2 = 6;
if(num1 > num2)
{
Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}");
}
После ключевого слова if ставится условие. И если это условие выполняется, то срабатывает код, который помещен далее в
блоке if после фигурных скобок. В качестве условий выступают ранее рассмотренные операции сравнения.
В данном случае у нас первое число больше второго, поэтому выражение num1 > num2 истинно и возвращает
true , следовательно, управление переходит к строке Console.WriteLine("Число {num1} больше числа {num2}");
Но что, если мы захотим, чтобы при несоблюдении условия также выполнялись какие-либо действия? В этом случае мы можем добавить блок else:
Int num1 = 8;
int num2 = 6;
if(num1 > num2)
{
Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}");
}
else
{
Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}");
}
Int num1 = 8;
int num2 = 6;
if(num1 > num2)
{
Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}");
}
else if (num1 < num2)
{
Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}");
}
else
{
Console.WriteLine("Число num1 равно числу num2");
}
Также мы можем соединить сразу несколько условий, используя логические операторы:
Int num1 = 8;
int num2 = 6;
if(num1 > num2 && num1==8)
{
Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}");
}
В данном случае блок if будет выполняться, если num1 > num2 равно true и num1==8 равно true .
Конструкция switch
Конструкция switch/case
аналогична конструкции if/else , так как позволяет обработать сразу несколько условий:
Console.WriteLine("Нажмите Y или N");
string selection = Console.ReadLine();
switch (selection)
{
case "Y":
Console.WriteLine("Вы нажали букву Y");
break;
case "N":
Console.WriteLine("Вы нажали букву N");
break;
default:
Console.WriteLine("Вы нажали неизвестную букву");
break;
}
После ключевого слова switch
в скобках идет сравниваемое выражение. Значение этого выражения последовательно сравнивается со значениями, помещенными после оператора
сase
. И если совпадение будет найдено, то будет выполняться определенный блок сase
.
В конце каждого блока сase должен ставиться один из операторов перехода:
break
, goto case
, return
или throw
.
Как правило, используется оператор break
. При его применении другие блоки case выполняться не будут.
Однако если мы хотим, чтобы, наоборот, после выполнения текущего блока case выполнялся другой блок case, то мы можем использовать вместо break оператор
goto case:
Int number = 1;
switch (number)
{
case 1:
Console.WriteLine("case 1");
goto case 5; // переход к case 5
case 3:
Console.WriteLine("case 3");
break;
case 5:
Console.WriteLine("case 5");
break;
default:
Console.WriteLine("default");
break;
}
Если мы хотим также обработать ситуацию, когда совпадения не будет найдено, то можно добавить блок default
,
как в примере выше.
Применение оператора return позволит выйти не только из блока case, но и из вызывающего метода. То есть, если в методе Main после конструкции switch..case,
в которой используется оператор return , идут какие-либо операторы и выражения, то они выполняться не будут, а метод Main завершит работу.
Оператор throw применяется для выброса ошибок и будет рассмотрен в одной из следующим тем.
Тернарная операция
Тернарную операция имеет следующий синтаксис: [первый операнд - условие] ? [второй операнд] : [третий операнд] . Здесь сразу три операнда.
В зависимости от условия тернарная операция возвращает второй или третий операнд: если условие равно true , то
возвращается второй операнд; если условие равно false , то третий. Например:
Int x=3;
int y=2;
Console.WriteLine("Нажмите + или -");
string selection = Console.ReadLine();
int z = selection=="+"? (x+y) : (x-y);
Console.WriteLine(z);
Здесь результатом тернарной операции является переменная z. Если мы выше вводим "+", то z будет равно второму операнду - (x+y). Иначе z
будет равно третьему операнду.
В повседневной жизни часто необходимо принять какое не-будь решение, в зависимости от какого то условия. Например, если на выходные погода будет теплой, то мы поедим на море, иначе, если будет пасмурно, то посидим дома.
В программировании это тоже встречается очень часто. Для этого существуют два условных операторов, это if-else и switch-case
. В этой статье я Вам расскажу об операторе if-else, а в следующей статье об switch-case.
Синтаксис условного оператора if-else
следующий:
Если условие истина (true), то выполняется код из блока if, иначе, если условие ложь, то выполняется код из блока else.
Для лучшего понимания возьмем такой простой пример, у нас есть некая сумма денег и мы хотим купить автомобиль, и здесь сразу возникает такое условие, если у нас есть достаточно денег то мы можем купить данный автомобиль, иначе не можем.
Var money = 35000; // Допустим у нас есть 35 000 евро
//Машину которую мы хотим купить стоит 50 000 евро. И возникает такое условие
if(money > 50000){
document.write("Мы можем купить автомобиль");
}else{
document.write("Недостаточно денег для покупки машины");
}
Сохраняем документ, открываем его в браузере и видим, что на странице вывелось такое сообщение
"Недостаточно денег для покупки машины". Если же у нас было бы больше 50 000 евро, то выполнился бы код из блока if. Если бы у нас было бы ровно 50 000 евро, то мы также не смогли бы купить автомобиль, потому что 50 000 не больше 50 000. Для того чтобы условие в данном случае было истина, то нужно написать знак больше либо равно (>=).
Замечание!
Логическая операция равно пишется двумя знаками равенства (==)
. Также присутствует и логическая операция меньше или равно (
использование фигурных скобок
Если присутствует только один оператор то фигурные скобки ставить необязательно, если в блоке больше чем один оператор, то фигурные скобки нужны обязательно.
Пример приведенный выше, будет прекрасно работать и без фигурных скобок, так как в обоих блоках находятся только по одному оператору.
Внутри if можно написать любые логические операции
, будь то они простые или сложные. Можно использовать и операторы AND (&&) и OR (||).
Замечание!
Присутствие блока else, не является обязательным
.
Например, если a равен b, и c равен d, то выводим соответствующее сообщение, иначе если отсутствует блок else, то просто идем дальше, к следующей строчке.
Var a = 4,
b = 4,
c = 8,
d = 8;
if((a == b) && (c == d)) document.write("a равен b И c равен d");
document.write("Следующая строчка кода");
Оператор if - else if - else
После блока if, может последовать один и больше блоков else if, и в конце уже блок else. Это удобно в случае, когда нужно использовать больше чем одно условие.
Для лучшего понимания возьмем какой-то пример из повседневной жизни. Например, у нас есть определенное кол-во розеток. Если у нас в комнате только одна розетка, то мы можем подключить только одно устройство, если две розетки то мы можем подключить две устройства и если больше, то мы можем подключить к электрической сети, все устройства из дома.
Теперь перейдем к программированию.
Var socket = 2; // Кол-во розеток в доме
if(socket == 1) document.write("
Мы можем подключить только одно устройство
");
else if(socket == 2){
document.write("Мы можем подключить только две устройства
");
document.write("Например телевизор и ноутбук
");
}else{
document.write("Мы можем подключить к электрической сети все устройства из дома
");
}